Вписался Чкалов точно, но многократное эхо от рева мотора словно взорвало его мозг. Известно, что Чкалов сам рвался испытывать новый истребитель, очевидно и то, что он, как всегда, проигнорировал полетное задание: ему было поручено сделать один круг над аэродромом, не убирая шасси, и сесть. Смотрите видео онлайн «Биография великого советского летчика-испытателя Валерия Чкалова» на канале «Телеканал «Apиг Уc»» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 12 июля 2022 года в 9:48, длительностью 00:04:40, на видеохостинге RUTUBE. Фильм «Валерий Чкалов» первое, но далеко не единственное художественное произведение, посвященное знаменитому летчику. «Чкаловское мужество и слава чкаловским питомцам перейдет», — писал известный поэт Александр Твардовский в своем стихотворении.
ЧКА́ЛОВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ
Имя Валерия Чкалова ассоциируется с беспримерной отвагой и храбростью в покорении такого недоступного для человека неба – Самые лучшие и интересные новости по теме: Родина, СССР, Чкалов на развлекательном портале За 2 года работы Чкалов совершил более 800 испытательных полетов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов, разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную «бочку». 80 лет назад при испытании нового самолета-истребителя И-180 в Москве разбился знаменитый советский летчик Валерий Чкалов. По-настоящему широко известно имя Валерия Чкалова стало в 1936 году, когда он в компании летчиков Байдукова и Белякова совершил беспрецедентный перелет из Москвы на Дальный Восток. Один из самых известных — на родной земле Чкалова, установленный в 1940 году у Нижегородского кремля.
Исполнилось 120 лет со дня рождения легендарного лётчика Валерия Чкалова
Продолжительность полета составила более двух суток — 56 часов 20 минут. За этот подвиг каждый член экипажа самолета был удостоен звания Героя Советского Союза. Они вылетели из Москвы и, несмотря на плохие условия видимости, сумели вовремя достичь американского города Ванкувера, штат Вашингтон. Перелет через Северный полюс превратил Чкалова в народного героя, живую легенду. Чкалов погиб 15 декабря 1938 г. Но его имя навсегда останется в истории авиации. Он был настоящим героем, который показал, что нет ничего невозможного для тех, кто верит в себя и свою мечту.
Важной вехой стала встреча с авиаконструктором Николаем Поликарповым. Незадолго перед этим Поликарпова без суда приговорили к смертной казни «участии в контрреволюционной вредительской организации», но, поскольку стране нужны были самолеты, приговор не привели в исполнение и отправили Николая Николаевича на работу в одну из первых «шарашек», ЦКБ-39. Впрочем, там ему снова вынесли приговор на сей раз Коллегией ОГПУ : 10 лет лагерей за «шпионаж и подрыв промышленности»; однако уже в июне 1931 года, спустя два с половиной месяца, наказание было заменено на условное. Создатель лучших в стране истребителей и выдающийся пилот буквально нашли друг друга. Чкалов участвовал в доводке машин Поликарпова И-5, И-11, И-15 и И-16, демонстрировал их перед руководителями страны. Фото: Истребитель И-16 В мае 1935 года после представления моноплана И-16 Поликарпов и Чкалов были награждены орденами Ленина, а пилоту Серго Орджоникидзе еще и легковой автомобиль подарил. Тогда же состоялась первая личная встреча летчика со Сталиным. В том же году осенью товарищ Чкалова Георгий Байдуков предложил ему принять участие в рекордном беспосадочном перелете в Америку на самолете АНТ-25. Чкалов долго отказывался, поскольку это дело совершенно не вязалось с его любовью к авиационным трюкам и высшему пилотажу, но Байдуков его уговорил. Руководство страны проявило осторожность и для начала новому экипажу предложили совершить перелет Москва—Камчатка. Пролетая над городом Петропавловск-Камчатский, экипаж самолета сбросил вымпел, зафиксировав таким образом своё пребывание и решил вернуться поближе к цивилизации. В итоге, покрыв рекордные 9374 км за 56 часов, Чкалов посадил самолет на песчаной отмели острова Удд в заливе Счастья неподалеку от Николаевска-на-Амуре. Это случилось 22 июля 1936 года. Фото: Экипаж на острове Удд Местные жители вместе с моряками-пограничниками в самые сжатые сроки построили деревянную взлетную полосу длиной 500 метров, причем в очень непростых условиях. Поверхность острова, как потом вспоминал Георгий Байдуков, представляла собой «глубоченные овраги-блюдца, заполненные водой», а вокруг крупная галька и валуны. Вскоре остров получил новое имя — Чкалов, а потом и еще два ближайших острова сменили нивхские названия на Байдуков и Беляков. Кстати, уже на острове на борту машины были написаны слова «Сталинский маршрут», которые вошли в историю и попали на все первые полосы газет.
Летчиков в 30-ые годы называли «сталинскими соколами». По составленному расписанию полета каждый член экипажа должен был работать по 12 часов и 6 часов отдыхать. Но этот распорядок был скомкан, как только вышли в район Баренцева моря, и попали в облачность. Началось обледенение. Чкалов то поднимал самолет выше туч, чтобы обогреть его в лучах солнца, то бросал вниз, чтобы рассмотреть ориентиры. Все это время нельзя было обходиться без штурмана, и Александр Беляков отработал 21 час, после чего свалился на днище самолета и тут же уснул. Время Чкалова пришло позже, когда они выскочили из облачности над Охотским морем. Высота была всего 50 метров. По расчетам штурмана они покрыли расстояние в девять тысяч километров. До побития рекорда оставалось совсем немного, когда на борт самолета поступила радиограмма: «Приказываю прервать полет. Сесть при первой возможности. Скоро показалась группа островов: скалистый Кэос, уставленный жильем Лангр и относительно плоский Удд. Он побоялся, что при посадке самолет может перевернуть и хоть экипажем увеличил вес хвоста. Байдуков вспоминал, как виновато смотрел на них Чкалов, а они бросились его целовать. Остров встретил летчиков настороженно. Люди, подошедшие к самолету, были вооружены». Штурман Беляков вел бортовой журнал. Полет начался в 4 часа 05 минут по московскому времени 18 июня. В 17 часов 30 минут произошло событие, которое заставило весь экипаж испытать острое волнение. Около люка навигационного прицепа было обнаружено масло, которое текло внутрь фюзеляжа. Байдуков вытер масло, использовав подвернувшийся под руку мешок, чтобы определить будет ли масло опять течь. Масло больше не текло. В 20 часов 13 минут Байдуков сделал запись о легком обледенении. Первый циклон застиг экипаж нал Баренцевым морем. Снаружи температура была 24 градуса. Высота 4000 метров. Пришло время смены. Чкалова сменил Байдуков. Держали курс на остров Рудольфа. Началась тряска. Самолет стал покрываться прозрачным льдом. Открыв кран до отказа, Байдуков добился прекращения обледенения на винте. Четвертый циклон, застигший самолет над долиной реки Маккензи, экипаж проходил на высоте 6100 метров. Летчики меняются каждый час. У Чкалова пошла носом кровь. Кислород кончился, и летчики вынуждены снижаться. Снизившись до 4 000 метров, экипаж видит внизу воду. Значит, самолет летит над Тихим океаном. А дальше через Северную Америку на юг. Успешная посадка была произведена в городе Ванкувер в 16 часов 20 минут по Гринвичу. Пройден путь 8582 километра. В воздухе пробыли 63 часа 16 минут. На высоте 4100 километров экипажу удалось вырваться из объятия циклона. Следующий циклон пришлось обходить после земли Франца-Иосифа. Но мощные облака закрыли от летчиков землю. Только через 15 минут они смогли увидеть необозримые ледяные поля. Следующие два циклона застигли самолет у островов Мелвилла и над рекой Маккензи, заставив самолет в нарушение утвержденных графиков движения лезть на высоту 5100-5700 километров, что привело к большому расходу кислорода. Стена облачности у третьего циклона была высотой 6500 метров. Самолет час шел на высоте 5700 метров в сплошной облачности при температуре мину 30 градусов. Сантиметровым слоем льда абсолютно белого цвета был покрыт весь самолет. Борьба с циклоном сопровождалась катастрофической ситуацией: кончилась антиобледенительная жидкость винта, замерз трубопровод, воды в системе охлаждения мотора не было. Да и вся питьевая вода в резиновых мешках замерзла. Для охлаждения мотора в дело пошел чай из термосов, оставшиеся несколько литров незамерзшей воды из середины резиновых мешков, жидкость из шаров-пилотов, которую летчики должны были сдать врачам для анализов. Эта «адская» смесь предотвращает катастрофу. Чкалов: « В упорной, напряженной борьбе с циклонами потеряно много времени, много горючего и еще больше физических сил, но мы летим первыми. История нас не осудит». Начальник военного округа генерал Маршалл любезно предоставил летчикам свои апартаменты — трехэтажный особняк, где они смогли отдохнуть и отоспаться за все три бессонные ночи. Уже были получены телеграммы от Сталина, Рузвельта и Холла.
И заявляют, что борьба за овладение высотами авиации будет продолжена нами - его соратниками». Это решение было поддержано на митингах и собраниях трудящихся в городе Соль-Илецке, селе Гавриловка, поселках Саракташ, Ново-Сергиевка, на заводе им. Куйбышева в Бузулуке, паровозоремонтном заводе в Оренбурге, сотрудников Управления НКВД по Оренбургской области, в других трудовых коллективах, в городах и районах. Инициатива жителей Оренбургской области о переименовании города была рассмотрена органами власти Союза ССР. После опубликования Указа в газете «Оренбургская коммуна» 27 декабря 1938 года в городе Чкалове состоялся митинг, на котором приняли участие 70 тыс.
Воздушный первопроходец Валерий Чкалов
Не только военные лечебно-санитарные организации готовились к приёму раненых, весь тыловой город принял участие в этой подготовке. Жители города в массовом порядке делились с лечебными военными учреждениями постельными принадлежностями, деньгами, запасами мыла, золой, из которой делали щёлок для стирки. Рабочие, служащие города передали на обустройство госпиталей 50 тысяч рублей, отработали на городских воскресниках 1500 рабочих дней. Около 2 тысяч домохозяек в июле 1941 года включились в подготовку помещений, отведённых к приёму раненых: мыли окна, полы, белили, красили и ремонтировали. В Чкалов был эвакуирован Харьковский медицинский институт. Он-то и стал базой не только для подготовки медицинских кадров, но и внедрения в лечебную, хирургическую практику всего нового, передового, что было в то время в медицинской науке. Особенно это касалось травматологии с её возросшими объёмами. Лекции по этой дисциплине читал Городнинский. По инициативе профессора А. Цейтлина были организованы курсы по военно-полевой хирургии, на которой занимались по обширной программе с отрывом от производства.
Эту специальность стали осваивать и врачи-педиатры, среди них Бурова, Шулухина, Муравская, Акопян, Макарова и другие. С именем главного хурурга А. Силантьева связано начало плановой хирургической работы, переливания крови, внедрения новых методов лечения. За четыре года в госпитали Чкалова поступило 28 095 раненых и больных, из них только так называемых носилочных 17 000. Профессор С. Миронов нашёл способ лечения септической ангины. Профессор М. Левин разработал новую методику лечения язвы голени грамицидином и альбуцидом. Широчайший, поистине патриотический размах приобрело донорское движение.
Отдавали фронту всё, в том числе и часть своей крови. Бабаскина сдала за годы войны 30 литров своей крови. Ни одна армия мира не имела столь высокого процента возвращения в строй больных и раненых, как Красная армия. В горячке, неимоверной спешке отхода страны на восток под натиском превосходящего в военной мощи врага не были забыты и учреждения культуры — театры, филармонии, киностудии, издательства, музеи, архивы с их уникальными историческими документами. В Чкалове под архивное хранилище была отведена даже Никольская церковь. Кстати сказать, в наш город, как установила историк А. В перенаселённом, битком набитом городе нашлось место и для Государственного академического Малого театра оперы и балета, прибывшего к нам 5 сентября 1941 года из Ленинграда. И уже 20 сентября на сцене летнего театра в парке «Тополя» театр показал своим новым зрителям спектакль «Черевички». Была поставлена опера «Травиата», восстановлены оперы «Севильский цирюльник», «Кармен», «Евгений Онегин».
Настоящим праздником стала премьера оперы П. Чайковского «Пиковая дама». В роли Германа — Б. Головина, Лиза — Ф. А месяц спустя в концертном исполнении зазвучала опера А. Бородина «КнязьИгорь». Здесь, в Чкалове, жили и творили эвакуированные композиторы Д. Дзержинский, М. Чулаки, В.
Волошинов, В. Соловьёв-Седой, Д. Френкель и другие. Здесь плодотворно работал поэт-песенник А. И город наш, как и вся страна, пел. Здесь, в тыловом Чкалове, созданы или опробованы такие замечательные песни Василия Павловича Соловьёва-Седого, как «Вечер на рейде» — нежная, чуточку грустная и мужественная песня, потрясающие, бессмертные «Соловьи», «Играй, мой баян», «На солнечной поляночке», «Давно мы дома не были». Шестьдесят песен за годы войны создал В. Соловьёв-Седой, и многие из них на слова Алексея Фатьянова. В Чкалове в суровые, но наполненные творческой энергией годы жили и работали известный литературовед Н.
Прянишников, художник Кудашев, виолончелисты отец и сын Ростроповичи, будущий композитор, а тогда курсант одного из военных училищ Я. Старший Ростропович, Леопольд Витольдович, умер 31 июля 1942 года. Он завещал сыну не продавать рояль и виолончель, несмотря ни на какие трудности. Чкаловцы военных лет отдали всё, что имели, сделали всё, что смогли во имя победы. Восьмого мая была подписана безоговорочная капитуляция фашистской Германии. Мы выстояли. Выстоял солдат и маршал, выстоял Верховный Главнокомандующий и тыл. Выстоял, всё превозмог и Чкалов — наш родной Оренбург. Ушли на фронт 360-я Невельская стрелковая дивизия, 8-я гвардейская кавалерийская дивизия, 211-я стрелковая дивизия.
Военными училищами выпущено 3612 лётчиков и штурманов, 7316 танкистов, 7312 зенитчиков, 4000 пулемётчиков. В городе размещались 17 госпиталей, в которых было вылечено более 66 тысяч раненых. Оренбург дал фронту самолётов 1125, бронепоездов 3, снарядов и мин 2,8 млн, гранат, 2 млн, патронов 741 млн. Изготовлено шинелей 330 тысяч, валяной обуви 311 тысяч пар, кавалерийских сёдел 235 тысяч, парашютного шёлка 2561 тыс. Внесено в фонд обороны 29 млн рублей и облигациями займов 27 млн рублей, для фронтовиков собрано: 240 тысяч подарков, 87 тысяч тёплых вещей, выстирано 1,1 млн комплектов обмундирования, выезжало на фронт 17 концертных бригад, дано 1330 концертов. За годы войны заводом поставлено фронту 1595 самолётов. Ушли на фронт 614 человек, 99 из них не вернулись домой. За героизм, проявленный в боевых действиях, награждены 255 заводчан, а Н. Рощин и М.
Серогодский удостоены звания Героя Советского Союза. Использованный Чкалов, бывший Оренбург, был основан на месте Бердской крепости в 1743 году. Крепость окружал земляной вал с глубоким рвом. Укреплений не было только по крутому берегу Урала, так как он сам по себе был хорошей защитой. В несколько раз, по сравнению с прошлым столетием, увеличилась территория города. Неузнаваемо изменился облик старого губернского Оренбурга, о котором народный акын Казахстана Джамбул писал: Город крови и горьких слез, Страшных пыток и кандалов. За годы Советской власти Оренбург превратился в индустриальный Чкалов. Самым крупным предприятием Оренбурга и всей губернии в 1913 году был паровозоремонтный завод. Около двух третей всей валовой продукции тогда приходилось на пищевые предприятия: мельницы, просозаводы и бойни.
Единственный в городе металлозавод с громким названием «чугунно-литейно-механический» насчитывал менее ста рабочих и выпускал лишь намогильные плиты и решетки для оград.
Реактивный истребитель МИГ-15 бис представлен, как воплощение мечты В. Чкалова о самолетах с большими скоростями.
Здесь же, в ангаре, стоит личный самолет В. Чкалова ПО-2 У-2 , подарок Советского правительства за первый беспосадочный перелет. Еще один подарок В.
Чкалову - автомобиль «Паккард». Интерес к имени и делам В. Чкалова с годами не убывает.
В книге отзывов читаем записи, сделанные посетителями музея: «Музей В. Чкалова является гордостью России. Он является символом мужества, героизма, преданности, любви к Родине.
Чкалов — образец целеустремленности, трудолюбия, мужества. Музей необходим для воспитания патриотизма нашей молодежи, любви к своей Родине…» - преподаватель НГТУ им. Алексеева Э.
Ещё запись: «Мы, ребята, приехавшие к вам за несколько тысяч километров, безумно! Рассказ интересный, экспонаты позволяют окунуться в прошлое с головой, в том числе и нас» - ребята из солнечного Пятигорска.
Это — документальные очерки. Авторы — нижегородский журналист и краевед В. Федоров и полковник в отставке, кандидат исторических наук, краевед Л. Книги изданы при поддержке Нижегородского регионального общественного фонда «Социальные партнерства содействия бизнесу и власти» в нижегородском издательстве «Бегемот». Федоров, В.
Крылья Чкалова: документ. Биография В. Чкалова дополнена новыми документами, ставшими доступными в последние годы. Среди них личное дело В. Чкалова, которое до сих пор хранится в Министерстве обороны, отчеты комиссии об аварии самолета «И-16» в 1935г. В книгу вошли десятки не публиковавшихся ранее снимков, которые хранились в архивах музеев и частных собраниях нижегородских фотокорреспондентов. В ней впервые представлены лицедейские фотографии молодой поры, рассекреченные снимки аварии самолета «И-16», когда В.
Чкалов был на волосок от гибели. Прыжок через полюс: документ. Автор подробно рассказывает о выборе маршрута, подготовке самолета, тренировках экипажа и непосредственно о самом перелете. Очерки представляют собой хронологию тех событий, освещенных в дневнике врача Е. Белостоцкого, в сообщениях журналистов и в записях самих участников. Центральное место в книге занимает штурманский бортовой журнал самолета. Издание включает много фотографий, плакатов, иллюстраций, репринты газетных репортажей того времени, тексты радиограмм.
Совсем недавно на свет появилась стенограмма выступления В. Чкалова на городском партийном активе г. Горького 9 августа 1937 года — подлинный рассекреченный рассказ о перелете в Америку, с которой В. Федоров также знакомит своих читателей. Неизвестный Чкалов: документ. Федоров, Л. В первой части книги Вячеслав Федоров рассказывает о неизвестных страницах биографии В.
Многие ранее засекреченные факты стали теперь доступны. Читателям выпадает уникальная возможность увидеть другую, до сих пор неизвестную сторону жизни великого летчика.
Чкалова наказывали за разбитые машины и пренебрежение воинской дисциплиной.
За год он просидел на гауптвахте едва ли не больше времени, чем провел на службе. Но все равно каждый раз, оказываясь за штурвалом, не мог удержаться от лихачества. Не все было гладко и на земле.
Вот какую характеристику дал в то время Чкалову его непосредственный командир, инструктор Николай Шелухин: «Чкалов — хороший летчик, но исключительно недисциплинированный человек, не хочет выполнять распоряжений, требований и приказов… Он злостно нарушает приказы, увлекается выпивкой и морально-отрицательно влияет на окружающих товарищей». В конце концов после очередного загула, когда пьяного летчика пришлось вытаскивать из самолета силой, Чкалов был отдан под трибунал и приговорен к году заключения. Однако за решеткой он провел лишь три месяца и был досрочно освобожден.
За него ходатайствовало руководство части, которое не было готово терять талантливого пилота и надеялось, что этот урок пойдет ему впрок. Но этого не случилось: Чкалову вновь не было равных в мастерстве управления самолетом, но не было равных и в недисциплинированности. Оказавшись в воздухе, он забывал обо всем, что порой приводило к большим неприятностям.
Так, во время одного из учебных боев Чкалов настолько увлекся, что уронил самолет своего товарища. Любимец Сталина О Чкалове вождь народов Иосиф Сталин, скорее всего, услышал во время воздушного парада в честь десятой годовщины Октябрьской революции, на котором присутствовало высшее руководство страны. Показав несколько сложных фигур высшего пилотажа, Чкалов вызвал восхищение зрителей, а нарком Ворошилов распорядился выписать ему за мастерство денежную премию.
Сталин запомнил храброго летчика, и с этого момента за Чкаловым стали приглядывать «высшие силы». В следующем году во время тренировочных полетов Чкалов угробил два новеньких самолета, купленных за границей. В одном случае он, зацепившись за телеграфные провода, разбил самолет, но сам почти не пострадал.
И хотя отчасти в этом был виноват командир звена, разбиравшая причины аварий комиссия сочла, что авария стала следствием грубого нарушения устава, невнимательности и хулиганства Чкалова. Сказалась его дурная репутация и тянувшийся за ним шлейф нарушений дисциплины и наказаний. Чкалова вновь отдали под трибунал, который приговорил его к году тюрьмы.
Из рядов ВВС он был изгнан с убийственной характеристикой: Недисциплинирован как в воздухе, так и на земле. Не признает никакого начальства: особенно это выделяется по отношению к непосредственным его командирам… Никакие воспитательные меры на него не действуют Из характеристики Валерия Чкалова Однако в заключении Чкалов пробыл недолго. Через несколько недель его освободили по ходатайству самого Ворошилова, но в армию до поры не вернули.
В качестве наказания летчика отправили работать в Осоавиахим инструктором. Там он мог летать на новейших самолетах, испытывая их возможности всеми доступными ему способами. Новая работа отлично подходила независимому и любящему риск Чкалову, его навыкам, темпераменту и жажде приключений.
Однажды во время испытания нового самолета с убирающимся шасси застряла его левая «нога» — трос, который подтягивал шасси, ослаб и свернулся в петлю. Чтобы его распутать, Чкалов 40 минут швырял машину из стороны в сторону, делал резкие развороты, переворачивал ее колесами вверх, но это не помогало. Тогда летчик швырнул самолет с большой высоты вниз и у самой земли резко выровнял.
От сильнейших перегрузок Чкалов на мгновение потерял сознание, а когда пришел в себя, застрявшая «нога» наконец была выпущена. Очевидно, Ворошилов рассказывал Сталину о воздушных приключениях летчика-испытателя Валерия Чкалова. При посещении опытного военного аэродрома Сталин спросил: «Почему вы не пользуетесь парашютом, а обычно стараетесь спасти машину?
И все мысли у него о том, чтобы благополучно довести их до посадки. Летчик запустил мотор и свечой взвился в воздух. В ушах все еще звучали слова Сталина.
Я думал о нем. Я знал, что он следит за мной… Много дней я обдумывал все сказанное Сталиным и сделал для себя ряд практических выводов: стал летать много дисциплинированнее, стал в воздухе спокойнее. Меня поразила ясная сила сталинских слов: жизнь летчика дороже машины… Сталина летчики любят крепко, по-особенному, всей душой.
И Сталин любит летчиков. Сталин лелеет, бережет их… Разве можно представить лучшего друга, учителя, отца…» Валерий Чкалов Сейчас сложно понять, насколько искренним был Чкалов, признаваясь в любви к Сталину. Но то, что о своем восхищении вождем мирового пролетариата летчик говорил и писал многократно, — это факт.
Сталин симпатизировал и доверял Чкалову, насколько он вообще был способен кому-то доверять. Есть свидетельства о том, что в ноябре 1938 года, за месяц до гибели Чкалова, Сталин предложил ему должность наркома внутренних дел. Отказаться напрямую Чкалов не посмел, но сказал, что должен сначала закончить испытания нового самолета.
Пост занял Лаврентий Берия , а Чкалов погиб, и обстоятельства его смерти до сих пор вызывают вопросы.
5 историй про летчика Чкалова
Валерий Чкалов: биография, личная жизнь, жена и дети (фото) | Кинематографисты уверены: о знаменитом пролёте под мостом над Невой страна узнала, посмотрев фильм Михаила Калатозова "Валерий Чкалов". |
Подготовка к полетам | Валерий Чкалов — летчик-испытатель, первым в мире совершивший полет без пересадок сначала из Москвы до Дальнего Востока, а после — из Москвы до американского Ванкувера, перелетев Северный полюс. |
История Василёвской слободы
- 10 рассекреченных фактов о полёте Валерия Чкалова в Америку
- Валерий Чкалов: биография, семья, фото
- Валерий Чкалов. Легендарный авиатор и любимец Сталина
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
Воздушный первопроходец Валерий Чкалов
Настоящее имя – Чкалов Валериан Павлович. В 1916 году окончил 4 класса школы в родном селе, в 1916-1918 годах учился в Череповецком ремесленном училище (ныне Вологодской области). Но Валерий Чкалов известен не только своими легендарными перелетами. Валерий Чкалов родился на берегу Волги в селе Василево, в семидесяти пяти километрах от Нижнего Новгорода. Чкалов был настолько знаменитым человеком в СССР, что в его честь называли улицы, образовательные заведения, станции метрополитена и многие другие, самые разные объекты, включая малую Родину Чкалова – село Васильево. Летчик-испытатель, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов родился 2 февраля (20 января по старому стилю) 1904 года в селе Василево Нижегородской РИА Новости, 02.02.2024.
Соединяя континенты: о полете Валерия Чкалова через Северный полюс
Правительство предложило другой маршрут: Москва — Петропавловск-Камчатский. Спустя сутки с лишним они достигли Петропавловска-Камчатского и сбросили над ним вымпел. Хотя задание было выполнено, запас топлива позволял лететь дальше, и КВС направил машину к материку. Не дотянул только из-за штормовых условий — приземлиться пришлось на песчаной косе острова Удд ныне остров Чкалова близ Сахалина. Итого за 56 часов 20 минут было преодолено 9374 км. Встречать возвращавшийся в Москву экипаж поехал лично Сталин. Всем троим было присвоено звание Героя Советского Союза и вручены ордена Ленина, а в распоряжение Чкалова был предоставлен личный самолет У-2. Чкалов — герой мирового масштаба Его главный полет состоялся менее чем через год, в июне 1937-го. Полюс Чкалов проспал, отдыхая по графику в отсеке, и очень возмущался: «Что же вы, черти, не разбудили!
Мне так хотелось взглянуть на вершину мира! Просто торчит из земли кусок ржавой оси». Памятник Валерию Чкалову в Нижнем Новгороде. Протяженность перелета составила 9130 км по прямой 8504 км , в том числе 5900 км над океанами.
Работница станкостроительного завода прижимает к груди большой букет цветов. Кто-то восклицает: «Какой прекрасный букет!
Действительно, каждая делегация пришла с цветами. Георгины, астры, левкои. И с каждой минутой цветов становится вс больше. Прибывают новые и новые делегации. Накрапывает мелкий дождь. Люди напряженно прощупывают взглядом сизую дымку тумана.
Что же так долго не идет пароход? И вот пароход показался. На борту все явственнее обозначается название: «Михаил Калинин». Беспокойные возгласы: «Почему не видно Чкалова, где Чкалов? Вот мелькнуло такое знакомое по портретам, такое близкое, мужественное лицо. Чкалов обнимается с родными.
Со всех сторон ему протягивают цветы. Звучат восторженные приветствия в честь славного командира АНТ-25. Шумливый человеческий поток увлекает тов. Чкалова к выходу на вокзальную площадь. Здесь героя окружает плотным кольцом огромная толпа. Выждав, пока стихнут аплодисменты, берет слово Валерий Павлович.
Чкалов, - чем отдавать себя на благо нашей великой родины, на благо народа. Никакие трудности не могли остановить нас, ибо со сталинской путевкой ни останавливаться, ни сворачивать никуда нельзя».
Безработный Чкалов засел за книги и учебники. Не надеясь вернуться в армию, Чкалов решил поступить в институт. Но вскоре пришла тоска по зелёному полю аэродрома, по голубому небу, по кабине самолёта. Чкалов с удовольствием принял предложение работать в Осоавиахиме лётчиком-инструктором. Бывший военный лётчик катал пассажиров, туристов, учил летать мальчишек.. В судьбу Чкалова вновь вмешались его бывшие начальник, и лётчика возвращают в истребительную авиацию в качестве лётчика-испытателя НИИ ВВК.
Ленинградский период жизни Чкалова закончился. За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. Участвовал в первом вылете и испытаниях системы «Звено-1» бомбардировщик ТБ-1 с двумя истребителями И-4 на его крыльях. Провёл государственные испытания истребителя И-5, участвовал в испытаниях других истребителей. С января 1933 года — в запасе. С 1933 — лётчик-испытатель авиазавода. Он испытывал лучшие самолёты истребители 30-х годов И-15 биплан и И-16 моноплан конструкции Поликарпова, составивших основу истребительной авиации советских ВВС довоенного периода. Провёл испытания И-16 на штопор, а также испытания опытного истребителя И-17.
Был случай, когда с одного из лётчиков начали высчитывать деньги на ремонт поломанного им самолёта. Лётчик оказался в затруднительном положении. Чкалов, не раздумывая, уплатил за него деньги. В 1937 г. Чкалов добился освобождения их, доказав, что авария произошла не по их вине, а из-за заводского дефекта. Чкалов Валерий Павлович. Фото С. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин, опасаясь повторения неудачной попытки перелёта Леваневского, лично указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский.
Этот перелёт стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала «борьбы с культом личности Сталина» и литературных подчисток. За перелёт весь экипаж был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвращение самолёта в Москву приехал лично встречать на аэродром И. Чкалов, Сталин, Беляков.
Чкалов и Сталин, 1936 г.. Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Рано утром 18 июня самолёт взлетел, а 20 июня в 16 часов 20 минут полет был завершён. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий отсутствие видимости, обмерзание и т. Чкалов, Г. Байдуков и А. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. После легендарного перелёта Чкалова через Северный полюс в США он был награждён легковым автомобилем.
А личная машина в те годы была редкостью, и Чкалов никогда один не ездил на ней. Он или на аэродроме брал с собой друзей, или по дороге останавливался и сажал в машину попутчиков. Чкалов был выдающимся лётчиком, но никогда не ставил себя выше других. Даже в Америке в беседе с корреспондентами он, рассказывая о своем экипаже, сказал, что его второй пилот Байдуков — лётчик более высокого класса, и что именно он вёл самолет «вслепую» в облаках. На такое признание способен далеко не каждый лётчик. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск.
Имя Чкалова было воспринято не формально: считалось, что оно обязывает к трудовым подвигам.
Производство первого отечественного боевого летательного аппарата с металлическим корпусом на заводе им. Чкалова было освоено за два месяца, а спустя два года, в 1943 году, чкаловцы выпускали 30 самолетов за смену! Это из области рекордов.
Версия для слабовидящих
- Жизнь в полёте. Сегодня — 120 лет со дня рождения Валерия Чкалова.
- Свой в небе. История жизни и смерти летчика Валерия Чкалова
- Валерий Чкалов - летчик и Герой Советского Союза
- ЧКАЛОВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ • Большая российская энциклопедия - электронная версия
Исполнилось 120 лет со дня рождения легендарного лётчика Валерия Чкалова
Воздушный первопроходец Валерий Чкалов | В конце июня 1937 года Чкалов совершил свой знаменитый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США). |
Валерий Чкалов: биография, семья, фото | В.П. Чкалов и его товарищи приобрели всенародную известность, стали подлинными народными героями страны Советов. |
Жизнь в полёте. Сегодня — 120 лет со дня рождения Валерия Чкалова. :: Новости :: ИРГСНО | Настоящее имя – Чкалов Валериан Павлович. В 1916 году окончил 4 класса школы в родном селе, в 1916-1918 годах учился в Череповецком ремесленном училище (ныне Вологодской области). |
Бросок через Северный полюс: 10 малоизвестных фактов об уникальном перелете экипажа Валерия Чкалова | Валерий Чкалов едва смог посадить экспериментальную машину авиаконструктора Поликарпова, но с трагическим финалом, так как она была недоработана, изначально опасна. |
10 рассекреченных фактов о полёте Валерия Чкалова в Америку
В 1954 году Водопьянов напишет и издаст в серии «ЖЗЛ» одну из известнейших литературных биографий Чкалова / РИА Новости. Широко известен случай, когда пролетел под мостом Равенства (Троицким) в Ленинграде. Осенью 1919 года Чкалов вступил в Красную армию, был слесарем по ремонту и сборке самолётов Канавинского авиационного парка в Нижнем Новгороде. По-настоящему широко известно имя Валерия Чкалова стало в 1936 году, когда он в компании летчиков Байдукова и Белякова совершил беспрецедентный перелет из Москвы на Дальный Восток. Настоящее имя – Чкалов Валериан Павлович. В 1916 году окончил 4 класса школы в родном селе, в 1916-1918 годах учился в Череповецком ремесленном училище (ныне Вологодской области). Сын Валерия Чкалова Игорь продолжил карьеру знаменитого отца, стал авиационным инженером, много раз бывал в Самарской области.
Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова
Он хотел летать на любых самолётах. И если бы всё сложилось иначе — возможно, он был бы в первых рядах космонавтов! Для младших школьников сотрудники Татарской сельской библиотеки провели познавательный час «Герой на все времена. Ребята узнали о детстве будущего героя. Уже в детские годы он В. Чкалов рисковал ради спасения друзей, которые оказывались в трудной ситуации. Так он поступал всю свою короткую жизнь.
Состоялся показ презентации, в которой рассказывалось об уникальных перелетах на Северный полюс и Америку. Совершив виртуальную экскурсию, ребята побывали на родине летчика, в музее города Чкаловске. В центральной библиотеке им. Кочина для старшеклассников Д-Константиновской школы и студентов Губернского колледжа прошел исторический экскурс «Крылья Чкалова», посвященный 115-летию со дня рождения летчика-земляка. Ребята познакомились с жизнью великого летчика, посмотрели кадры кинохроники беспосадочного перелёта через Северный полюс в США, на самолёте АНТ-25. В состав экипажа вошли: лётчики В.
Чкалов, Г. Байдуков и штурмана А. О прилете В. Чкалова в наш район в 1938 году рассказал сотрудник краеведческого музея Н. В заключение встречи ребята познакомились книжной выставкой «Разведчик небывалого маршрута». Знакомство со знаменитым земляком, лётчиком-испытателем Валерием Чкаловым в рамках литературно-исторического хронографа «Жизнь — небу, а честь — Родине!
Ребята узнали много интересного о жизни героя, о подвиге и боевых заслугах военного лётчика. Под марш авиаторов «Всё выше и выше» школьники совершили виртуальное путешествие по маршруту самолёта Чкалова и Байдукова через Америку и Северный полюс.
Юноша хотел развиваться дальше, поэтому в 1921 году добился направления и поступил на учебу в школу ВВС военно-теоретического направления Егоровская. После ее окончания направился в 1922 году в военную школу летчиков Борисоглебская.
Также он прошел практику в школе высшего пилотажа в Москве, школу стрельбы и воздушного боя в Серпухове. В 1924 году летчик Валерий Чкалов был направлен в 1-ю отдельную эскадрилью истребителей в г. Он настолько увлекался полетами, что очень часто проявлял излишнюю дерзость и отвагу. За чрезмерные риски его часто отстраняли от полетов.
Помимо этого, были у молодого человека проблемы с дисциплиной и на земле. В 1925 году его на один год лишили свободы по военному трибуналу за выход на службу в пьяном состоянии и дискредитацию авторитета командира-бойца Красной Армии. Впоследствии срок снизили до шести месяцев. К сожалению, этот опыт не дал положительных результатов, и спустя три года, в 1928 году, военный трибунал снова осудит летчика.
В этот раз за воздушное лихачество и многократное нарушения дисциплины он был приговорен к одному году тюрьмы. Также его уволили из Красной Армии. Благодаря его таланту за него сразу же начали ходатайствовать Алкснис и Ворошилов, которым удалось через месяц заменить реальное наказание условным. Летчик стал инструктором и руководителем школы планеристов.
Проработав два года, он успел совершить больше восьми сотен испытательных полетов, освоить технику пилотирования тридцати типов самолетов. С 1933 года жизнь Валерия Чкалова снова меняется — его переводят в летчики-испытатели на авиационный завод в Москве. Здесь он испытывал различные истребители и бомбардировщики. Не оставил он и воздушное лихачество, освоив фигуру восходящего штопора, а также замедленной бочки.
В 1935 году он был удостоен ордена Ленина вместе с конструктором Николаем Поликарповым за создание лучших истребителей. Это была высшая правительственная награда. Перелет из Москвы на Дальний Восток Перелет должен был показать возможности развивающейся авиации. Чкалов Валерий Павлович во главе своего экипажа стартовал 20.
Полет длился пятьдесят шесть часов без посадки, пока не оказался на острове Удд Охотское море. За это время было преодолено более девяти тысяч километров. Там же, на острове, на борт самолета нанесли надпись «Сталинский маршрут». За удачный перелет экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза и орденами Ленина.
Чкалов Валерий Павлович получил в подарок личный самолет, который сохранился до наших дней и хранится в музее Чкаловска. Важность этого перелета была подчеркнута тем, что Сталин лично встречал экипаж на Щелковском аэродроме в августе 1936 года. После этого Валерий Павлович получил всенародную известность по всему Союзу.
Как оказалось, такая подготовка была не напрасной — в дороге у самолета отказала система отопления.
К слову, костюм этот до сих пор хранится в доме-музее Чкалова в Нижегородской области. Здесь же стоит тот самый легендарный самолет Ант-25, на котором Чкалов совершил оба беспосадочных полета. Любимец Сталина Впервые с «отцом народов» Чкалов познакомился в 1935 году на воздушном параде, когда продемонстрировал истребитель И-16. Однако настоящее расположение Сталина летчик снискал после своего первого беспосадочного полета на остров Удд.
Вождь народов лично явился на аэродром встречать прославленного летчика. После этого Чкалова окрестили «сталинским соколом» и стали слагать легенды о его дружбе со Сталиным. Большинство из них были сильно преувеличены. И все же, когда в 1938 году летчик погиб, гроб с его телом Сталин нес лично.
Урна с прахом легендарного летчика была помещена в Кремлевскую стену. По соседству с ним находится урна другого нижегородца Алексея Максимовича Горького. Чкалова в Чкаловске.
Широко известна и история, когда Чкалов, якобы на спор, пролетел под Троицким мостом в Ленинграде, этот пролет был исключительно опасен, за него получил выговор. В итоге Чкалова отстраняют от полетов и только по ходатайству самого «первого маршала» К. Здесь ему пригодилось умение осваивать разные типы авиатехники и быстро привыкать к особенностям любого самолета. Буквально за два года работы испытателем он совершил свыше 800 вылетов для НИИ. Освоил свыше 30 типов самолетов, многие из которых так и не пошли в серию, другие же широко известны любителям истории и авиации. Чкалов летал даже на воздушном авианосце, тяжелом ТБ-3, к которому подвешивалось несколько истребителей. Причем ему одинаково легко удавалось справиться с управлением и привыкнуть как к истребителю, так и к тяжелому бомбардировщику. Тогда же он придумывает две новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную бочку.
За особые заслуги в испытании истребителей Н. Поликарпова, в которых остро нуждалась отечественная истребительная авиация, он получает орден Ленина. Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков. Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 г. Байдуков и А. Нужно понимать, что 30-е годы были временем подобных рекордов и открытий, но в то же время техника была еще не совсем готова к таким рекордам, поэтому подобные мероприятия были очень опасными. Сталин решает заменить конечную точку маршрута Петропавловском-Камчатским.
И с этой задачей лётчики успешно справляются. Они провели 56 часов в воздухе, преодолев свыше 9 тысяч километров. Это абсолютный рекорд!
История науки: через Северный полюс — к рекорду дальности
В августе 1923 года Валерий Чкалов совершил первый самостоятельный полёт. Как бы то ни было, известно, что при жизни Чкалов на хорошем счету у советского руководства. Как бы то ни было, известно, что при жизни Чкалов на хорошем счету у советского руководства. Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Вот тогда настал черед перелета Трансполярного, после которого «просто» всенародно известный Валерий Чкалов превратился в поистине кумира. Валерий Павлович Чкалов — герой Советского Союза, выдающийся русский летчик-испытатель.