Нина Молева была вдовой известного российского художника-авангардиста, педагога и теоретика искусства Элия Белютина. Элий Михайлович Белютин скончался на 86-м году жизни. говорил Элий Белютин (1925-2012), живописец, педагог и теоретик искусства, один из самых ярких мастеров Оттепели. Элием Михайловичем и Ниной Михайловной Молевой, организованная хранителем фондов графики при Министерстве культуры. Элий Михайлович Белютин, художник и педагог, является, вероятно, одной из самых противоречивых фигур «оттепели».
Белютин Элий
Насколько ценны его произведения? Очевидно, большая часть его наследия находится в собрании его вдовы Нины Молевой, а, значит, вместе с коллекцией старого искусства и они отошли теперь государству. То есть только по слухам, я ее не видел. Но, вероятно, там есть и работы самого Элия Белютина.
Они имеют какую-то ценность, но не имеют музейного оборота. Белютина никто не коллекционирует. Кстати, всего неделю назад, 6 февраля, на одном из российских аукционов выставлялась работа Элия Белютина.
Речь о полотне размером 127 на 66 см, написанном в стиле абстрактного экспрессионизма, под названием «Разговор». Работа была оценена в 660 - 825 тысяч рублей. Однако желающих ее купить не нашлось.
Лот не продан.
Первое правило — подчиненность изображения формальным средствам. Отсюда «квадратоголовость» персонажей, прямоугольность всех частей тел. Второе правило — картина есть архитектоничная конструкция. Она как крепко сделанный табурет устойчива и уравновешена благодаря распределению цветов и форм. Третье правило — изобразительный мотив должен содержать в себя некие детские «арт-брют» озорные каракули. Здесь сказывается ориентация Белютина на Пикассо и Миро. Еще сильнее влияние Пикассо вместе с Матиссом звучит в четвертом правиле: художник рисует не конкретные образы и виды натуры, а обобщенные символы и знаки мира мужское, женское, звериное, и т д.
Даже в самые тяжелые годы из коллекции не было продано ни одного произведения. Это «фамильное увлечение» и желание, чтобы как можно больше людей имели возможность заниматься искусством, Элий Белютин пронес через всю жизнь. Именно им принадлежит термин «Новая реальность», давший название собственной художественной школе Белютина. Опираясь на положения конструктивизма и супрематизма, Элий Белютин создал так называемую модульную живопись, язык символов. В 1950 году Белютин начинает преподавательскую деятельность в Товариществе московских живописцев, с 1954 года руководит «Экспериментальной студией живописи и графики» при Горкоме художников книги и графики. С «Новой реальностью» и непосредственно с занятиями у Белютина было связано более 3000 художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов. В 1960-е годы произведения Элия Белютина экспонировались во Франции. В 1969-м Итальянской Академией современного искусства художнику была присуждена золотая медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение».
И тут, словно гром среди ясного неба, Элий был исключен из Союза художников за так называемый формализм — отход от принципов социалистического реализма в искусстве. В 1949 году Элий женился на Нине Молевой, которая стала его верным помощником в жизни и творчестве. С 1954 года Белютин является организатором и бессменным руководителем студии экспериментальной живописи и графики «Новая реальность», которая получила официальный статус. Целью занятий Студии было раскрепощение эмоций художника. В ноябре 1962 года Белютин организовал первую после 1920-х годов выставку абстрактного искусства в помещении Студии на Большой Коммунистической улице. На выставке было представлено более двухсот работ шестидесяти участников Студии. Генсек был недоволен непонятным, чужеродным ему искусством абстракции. Началась кампания против формализма и абстракционизма. С 1964 года деятельность Студии возобновилась в доме-мастерской, купленном Белютиным и Молевой в поселке Абрамцево специально для продолжения работы художников. В этом доме также проводились ежегодные весенние и осенние выставки. С той поры художники стали именовать себя «Абрамцевским братством». В 1997 году здесь был открыт Абрамцевский музей современного авангардного искусства. Элий Белютин стал выставлять свои картины за рубежом с начала 1960-х годов. В 1961 году он с большим успехом участвовал в выставке «Художественные галереи» в Париже галерея Ламбер. С этого времени картины Белютина постоянно представлены в этой галерее. Деньги от продаж произведений художника перечислялись приюту для престарелых художников в Париже.
Регистрация
- Курсы валюты:
- Совершенно невероятная история... (Эдуард Кукуй) / Проза.ру
- Эксперт Перченко сомневается в подлинности завещанной РФ коллекции Молевой
- Белютин, Элий Михайлович
В Твери откроется уникальная выставка работ художника-неформала Элия Белютина
российский художник, педагог, теоретик искусства. две абстрактные фигуры. Белютин и Молева совершили громадную ошибку, выпустив в 2005 году каталог своей коллекции. Элий Михайлович Белютин, художник и педагог, является, вероятно, одной из самых противоречивых фигур «оттепели». 14 картин Элия Белютина и 98 полотен студийцев были отобраны для фондов Третьяковской галереи.
Живопись, скульптура, графика
Искусствовед Нина Молева ранее передала 153 картины своего мужа Элия Белютина Самарскому областному художественному музею, сообщила РИА Новости заместитель директора по научной работе музея Татьяна Петрова. Собрание Элия Белютина было известно еще в советское время и окружено тайной, как и сам его владелец, официальные биографии которого очень лаконичны. В 2012 году после смерти Элия Михайловича Белютина его вдова Нина Молева, историк, искусствовед, писательница, последняя в роду хранительница этой коллекции, завещала найденные ими с мужем картины России. – Первые картины Белютина тоже были куплены как предмет декора или все-таки у них появился другой смысл?
«Феномен не художественный, а психологический»
Элий Белютин. Звери Двое. Холст, масло. Элий Белютин был ее руководителем. Он принадлежал к такому типу художественной натуры, которой необходимо выступать в роли лидера и учителя не только ради общекультурной задачи создания художественных движений, но и для того, чтобы сполна реализовать свой собственный талант. К такому типу художника, особенно распространенному в период столетнего торжества модернизма, относятся и Ларионов, и Малевич, и Кандинский.
Без таких людей искусство не могло быть столь стремительно и массово развиваться, как это происходило в ХХ веке. Но и сами они, окажись они в одиночестве, не сумели, не осмелились бы продвигать свое творчество.
Белютина известным, его картины стали экспонироваться за рубежом. Белютин создал теорию «всеобщей контактности», которая сводится к анализу потребности человека в искусстве. Художник имеет в виду, что у людей, независимо от того, как они относятся к современному искусству, есть потребность в контакте с ним, но осуществляется она у каждого человека по-разному.
Живопись Элий Белютин Один из аспектов всеобщей контактности — это так называемый «закон равновесия эмоционального надсознания». Его суть в том, что человек обращается к искусству, стремясь придать равновесие своему подсознательному напряжению, которое возникает под воздействием динамики современной жизни. Что же имел ввиду Белютин, говоря про контактность в искусстве? Это овеществление творческой потенции в нечто пластическое по концепциям своего времени. Говоря другими словами — перевоплощение жизненной реакции человека в некое материальное качество, способное передавать эмоции, переживания художника.
По словам Элия Михайловича, искусство не может конкурировать с наукой.
Элий Элегий Михайлович Белютин 1925-2012 гг. Художник разработал новаторские формы творчества, основав школу-студию "Новая реальность", которая стала основой неформального искусства в СССР. Созданная им уникальная образовательная программа объединила более двухсот учеников-последователей. На протяжении советского периода выставочная и образовательная деятельность этого объединения оставалась малоизвестной для широкой аудитории. Хрущева во время одной из первых крупных выставок Студии в 1962 году в Манеже, художник надолго оставил выставочную деятельность в нашей стране. В этот период он участвует в выставках стран Европы и США.
Лентулова, Л. Кандидат искусствоведения. В 1946 году основал творческую студию живописи с 1954 г. В 1950-е годы преподавал в МПИ, откуда был уволен за пропаганду абстракционизма. В 1959 году организовывал коллективные выезды студийцев на летнюю практику. Один из лидеров русского «неофициального искусства», организовавший в 1962 году знаменитую выставку авангардистов в московском Манеже, получившую широкую известность благодаря её скандальному закрытию лично Н. Свое 75-летие Элий Белютин, автор 17 монографических книг по теории изобразительного искусства, создатель теории всеобщей контактности и студии "Новая реальность", встречал в Америке. В Вашингтоне прошла его персональная выставка. Белютин уникален как художник, который около сорока лет работает в полуподполье. Уникален как создатель Студии, которая - по 200, по 600 человек - в конце 50-х и в 60-е фрахтовала большие пароходы и на несколько недель выезжала "на этюды". Его работы, безусловно, обладают исключительно высоким художественным качеством, которое ставит его рядом с наиболее выдающимися художниками нашего века. Он мало изменился за прошедшие годы - такой же темпераментный, неукротимый. Долгие годы вел частную студию, где учил принципам «новой реальности» умению обобщать натурные формы, сохраняя их в абстракции. Тот же принцип монументально-беспредметного преображения натуры характерен и для его живописи и полихромной скульптуры. Персональные выставки: 1961 - Польша, Варшава, Франция, Париж.
Совершенно невероятная история...
Элий Михайлович Белютин вошел в историю русского искусства как художник авангардист и теоретик русского искусства второй половины 20 века. Андрей Ерофеев о картине Элия Белютина «Звери (Двое)»: «Перед нами картина, служившая (не исключено) реальной иллюстрацией курса инициации к модернизму, которым славилась в 1960-е «Студия Белютина». Элий Белютин старается писать так, как его учили, и мало чем отличается от многих других художников. Белютин Элий Михайлович (1925–2012) «Модуль кричащий».
Любовь как ключ к искусству: работы Элия Белютина в Новосибирском краеведческом музее
Свою педагогическую методику Элий Белютин оформил в «Теории всеобщей контактности». Юнга о занятии живописью как способе терапии при психотических состояниях и других нарушениях психоэмоционального строя. Сам Белютин основой своей методики называл педагогическую теорию П. Теория контактности исходит из того, что искусство является самой яркой формой проявления творческой потенции человека; этот же посыл Белютин переносит в общечеловеческий масштаб, утверждая, вслед за теоретиками русского авангарда, что искусство может стать истинным стимулом развития общества [4]. Совместно с художниками «Новой реальности» 1962, ноябрь — «Таганская» выставка. Коммунистическая улица. ЦВЗ «Манеж».
В книге «Другое искусство» приводится выдержка из протокола заседания кафедры, предоставленная, по-видимому, самим Белютиным. В ней причиной увольнения указывается то, что «абстракционизм, пропагандистом которого является Белютин, подрывает основы советского искусства». Пивоваров считает, что «они не поладили с Гончаровым, который был деканом, и его из института с треском вышибли. На самом деле Элий Михайлович несколько раз был пойман на лжи, а Гончаров, старой, не советской закваски человек, этого не выносил». Крестьянские девушки. По некоторым данным, в студии Белютина занималось около двухсот человек, в статьях 1960-х годов встречаются цифры 150 и 250. В современной статье, написанной к 75-летию Белютина, говорится о движении «Новая реальность», в которое будто бы входит две тысячи человек. Статья явно написана со слов самого Белютина. Словосочетание «Новая реальность» использовалось в качестве названия для сезонной выставки студии Белютина в 1971-м году, но в машинописном каталоге, составленном его супругой Ниной Молевой, указано всего лишь двадцать два участника. В выставочных списках экспозиций студии во второй половине 1960-х насчитывается в среднем 50—60 человек. Первая выставка студийцев прошла в 1955 году. Картон, смешанная техника. Персональная выставка Белютина прошла в мае 1961 года в Варшаве. Если верить воспоминаниям Белютина, этому событию способствовали виднейшие ученые — академики П. Капица и Н.
Я начала изучать историю студии в контексте общемировых процессов, которые происходили в искусстве. Художественная традиция, которой придерживались белютинцы, начинается с «Синего всадника» Кандинского. Когда Россия стала революционным центром мира, Кандинский провозгласил переход от старого искусства к абсолютно новому. В Европе чуть позже тоже началось революционное брожение, прекращенное нацистами в начале 1930-х. Следующая вспышка опять произошла в России после Второй мировой войны, и новым Кандинским стал Белютин. Он, тогда еще совсем молодой человек, предложил создать альтернативную академию художеств и преуспел в этом деле. Ее появлению помешала знаменитая выставка авангардистов в Манеже, разгромленная Хрущевым. Художники «Новой реальности» в один миг оказались вне закона. Правда, им повезло куда больше, чем немецким коллегам 1930-х: никто не был посажен в тюрьму или брошен в психиатрическую лечебницу. Они продолжали работать, но уже неофициально. Впрочем, в Европе про Белютина и его студию хорошо знали, некоторые работы даже удавалось продавать. Так, до сих пор крупнейшая коллекция их картин находится в Италии, в частном собрании. Мне трудно понять людей, которые, покупая, скажем, старинные рукописи, кладут их в специальное хранилище и достают оттуда, только чтобы выставить на аукцион. Мне кажется, вещь, которую ты сознательно покупаешь, должна становиться частью твоей жизни. Первые картины Белютина, появившиеся у меня, были просто источником вдохновения и удовольствия. Затем, когда Самвел уже узнал, что неизлечимо болен, он предложил мне купить всю коллекцию, но на условии, что она будет продолжена. Я согласилась, потому что мне виделось несправедливым, исторически несправедливым, если бы все эти художники снова оказались закрытыми для мира. К сожалению, большую часть нам не удастся показать. Так, самые сильные работы собрания — те, что создавались коллективно. Но из-за огромных размеров привезти их на выставку оказалось невозможным. Как художники мне больше нравятся Грибков и Зубарев. Белютин — гениальный методолог.
Хронологически наиболее плодотворная работа мастера пришлась, в основном, на середину и 2-ю половину ХХ столетия. Однако по внутреннему смыслу своего творчества и стиля Элий Белютин является, быть может, наиболее поздним представителем продолжателем того великого Русского Авангарда начала ХХ века, которым был сменён и отрицаем Серебряный Век русской культуры, но который, однако же, именно этим Серебряным Веком был в полной мере выстрадан и порождён. Русский же Авангард — и Э. Белютин в этом не исключение — весь проникнут всепобеждающим пафосом не только преодоления прожитого прошлого, но строительства Будущего: пафосом Русской Революции как всемирно-исторического проекта. Художественная смелость Э. Белютина беспредельна. Его балансирование на грани не только беспредметности, но и без-образия отсутствия образа выражает экзистенциальное стремление заглянуть ещё при жизни, отсюда, за границу всего мыслимого и допустимого пушкинское «упоение… бездны мрачной на краю». Глубина анализа формы, достигнутая в лучших произведениях Э. Белютина, имеет мало примеров в истории искусства. И важно помнить, что основой, делавшей труд Э. Белютина возможным, было классическое европейское искусство, наследственным обладателем одной из лучших в России частных коллекций которого он являлся, среди потрясающих произведений которого - Рубенс, Тициан, Ван Дейк et cetera, et cetera — день за днём, год за годом, проходила бытовая повседневность этого художника. Творчество Э. Белютина представлено на выставке в его развитии. Мы имеем возможность предметно проследить, как именно менялся стиль мастера - от годов ученичества к прозрениям последней зрелости мыслителя и человека. Сегодня, благодаря Н. Молевой, собрание произведений Э. Белютина, которым располагает Псковский музей, уже стало одним из наиболее полных и представительных в России и мире. Белютин был участником и организатором знаменитой выставки в Манеже, вошедшей в историю как место знакомства Никиты Хрущева с авангардной живописью. Тогда генсек назвал новую знакомую «мазней», а авторов ее — «педерастами». Поскольку и сейчас про абстрактную живопись особо не объясняют в школьной программе, у общественности по-прежнему бывают к ней вопросы. Поэтому для фоторепортажа о выставке корреспондент НГС. РЕЛАКС решила пригласить задавать вопросы эксперту человека из сферы, максимально далекой от современного искусства. Из спорта, например. А сама просто записала получившийся разговор Константина Некрасова, чемпиона мира по фитнесу, с Сергеем Самойленко, координатором Сибирского центра современного искусства. На этом кончилась оттепель. И это была одна из самых драматических точек столкновения художника и власти… …и, казалось бы, прошло полвека, но история ничему не учит. Потому что недавно наш новый министр культуры высказался в похожем духе: «Надо еще разобраться, что это за современное искусство и чем оно отличается от детских почеркушек».