Белютин Элий (Елигий) Михайлович (род. 10 июня 1925, Москва — 27 февраля 2012, там же[2]) — российский художник, педагог и теоретик искусства. Элий Белютин был одним из первых представителей русского абстрактного искусства.
Выставка «Элий. Искусство. Любовь»
Осуществление этого проекта станет данью уважения и преклонения перед супругами Э. Белютиным и Н. Молевой за переданное практически все творческое наследие Э. Белютина в музеи России. По вашему мнению, какое место в коллекции музея занимают работы Элии Белютина? Работы Белютина занимают в коллекции музея особое место.
Это не просто традиционное искусство, но искусство альтернативное, помогающее зрителю обрести надежду на освобождение от негативных ощущений страха, усталости, боли, безнадежности, печали , и предрекая другое существование… Так говорил об этом Элий Белютин, и с ним нельзя не согласиться Произведения Э. Белютина ломают традиционное представление об искусстве, открывая выход в новую реальность, которая дает ощущение свободы, внутреннего раскрепощения и самореализации. Цвет используется для выражения эмоций, а цветовая композиция как выражение внутреннего состояния человека. Создавайте не подобие предмета, но всю сложность переживаний, которыми вы во время работы охвачены», учил своих студийцев художник. Этот принцип позволяет искусству особенно активно пробуждать в человеке творческие силы, потребность самостоятельного восприятия и осмысления окружающего.
В таких произведениях человеческие чувства, обретающие форму пластических символов, становятся средствам общения людей. Игра в карты. НТМИИ 7. Какое значение для Нижнего Тагила имеет то, что в городе находится такое крупное собрание работ художника? Неординарная, неожиданная для зрителя коллекция произведений легендарного художника Элия Белютина есть тот посыл, который привлечет в музей не только жителей Нижнего Тагила, но и других городов области и регионов.
Коллекция произведений знаменитого художника способна поднять и усилить имидж нашего города и музея, как имеющего в своем собрании произведения мирового значения. Взгляд на изобразительное искусство 1950-х — 1990-х гг в сознании обычного зрителя остается с мнением, что в России тогда ничего альтернативного не происходило. Но знакомство с произведениями Белютина поможет сломать этот стереотип. Откроет зрителю новые горизонты в познании искусства, отвергнутого официальной цензурой, но яркого, всецело поглощающего при встрече с ним, ломающего человеческие стереотипы. Это будет настоящий праздник света, красок, эмоций, «искусства высшей пробы, подлинного искусства XXI века великолепной Новой реальности Элия Белютина».
В чем феномен личности Белютина? Элий Белютн - легендарная личность, легендарный художник… Легендарным стало и то, что создал Белютин. Его Искусство потрясает, а впечатление не оставляет… Оно о человеке и для человека. Но тем не менее , его талант проявился и в другом: Элий Белютин — был еще и легендарным педагогом. Помимо основ рисунка и живописи, теории живописи, он преподавал своим ученикам историю искусства, шаг за шагом подводил их к пониманию художественной условности.
Их всех сплачивала потребность в творчестве, а также личность Элия Белютина, талантливейшего педагога, открывавшего им новые горизонты искусства в них самих. От первых штрихов и точек студийцы переходили к послойному снятию информации с натуры, постигая всю многосложность языка условности, приближаясь к беспредметному, но конкретному изображению. Он ввел их в систему эмоционального восприятия и фиксации эмоций изобразительными средствами, помог им выйти за рамки профессиональной замкнутости и уверовать в свои возможности. Понятие фактуры цвета, работы с плоскостью и пространством, новые функции цвета — все это расширяло арсенал средств, которые были применимы как в монументальной, так и в станковой живописи. Белютин давал богатый инструментарий - точка, линия, цвет, тон, светотень, фактура, вес, свет, поверхность, форма, материал, объем, движение, ритм — все это, как основные принципы видения 1.
Феномен Элия Белютна как личности не только в его художническом и педагогическом таланте. Важен сам взгляд Белютина на искусство и его значение в жизни вообще. Он состоит в том, что искусство очень важно для духовной жизни человека, способного наиболее полно и свободно реализоваться именно в искусстве. Искусство в каждом пробуждает собственное достоинство, давая людям свободу, чувства, мысли, становится условием человеческого существования. Искусство Белютина растет из теории всеобщей контактности, способной объединять людей, содействовать пониманию друг друга посредством искусства.
А сегодня теория Всеобщей контактности рассматривается уже в другом контексте: практические исследования современных специалистов доказали, что эта теория работает не только для художников, но и в любой области, где нужно приложить творческую мысль. В эту категорию входят специалисты в сфере информатики, инженерных наук и предпринимательства. И это еще один шаг вперед в практике Элия Белютина! Какие события в жизни страны и мира повлияли на его становление как художника? Кто повлиял на его становление как художника?
Вначале ничто не предвещало, что Белютин станет художником. В 16 лет он оказался на фронте, выжил, пошел учиться в Суриковский институт. Ему очень повезло: заниматься ему пришлось у лучших из лучших — у Аристарха Лентулова, Павла Кузнецова, Льва Бруни, которые все больше на словах, но передавали своим ученикам информацию о русском авангарде — о Кандинском, Малевиче, Шагале, Татлине, Лисицком, Родченко.
И важно помнить, что основой, делавшей труд Э. Белютина возможным, было классическое европейское искусство, наследственным обладателем одной из лучших в России частных коллекций которого он являлся, среди потрясающих произведений которого - Рубенс, Тициан, Ван Дейк et cetera, et cetera — день за днём, год за годом, проходила бытовая повседневность этого художника. Творчество Э. Белютина представлено на выставке в его развитии.
Мы имеем возможность предметно проследить, как именно менялся стиль мастера - от годов ученичества к прозрениям последней зрелости мыслителя и человека. Сегодня, благодаря Н. Молевой, собрание произведений Э. Белютина, которым располагает Псковский музей, уже стало одним из наиболее полных и представительных в России и мире. Белютин был участником и организатором знаменитой выставки в Манеже, вошедшей в историю как место знакомства Никиты Хрущева с авангардной живописью. Тогда генсек назвал новую знакомую «мазней», а авторов ее — «педерастами». Поскольку и сейчас про абстрактную живопись особо не объясняют в школьной программе, у общественности по-прежнему бывают к ней вопросы.
Поэтому для фоторепортажа о выставке корреспондент НГС. РЕЛАКС решила пригласить задавать вопросы эксперту человека из сферы, максимально далекой от современного искусства. Из спорта, например. А сама просто записала получившийся разговор Константина Некрасова, чемпиона мира по фитнесу, с Сергеем Самойленко, координатором Сибирского центра современного искусства. На этом кончилась оттепель. И это была одна из самых драматических точек столкновения художника и власти… …и, казалось бы, прошло полвека, но история ничему не учит. Потому что недавно наш новый министр культуры высказался в похожем духе: «Надо еще разобраться, что это за современное искусство и чем оно отличается от детских почеркушек».
Константин Некрасов, чемпион мира по фитнесу: «А эти картины выставлены на продажу? Сергей Самойленко: «Нет, это подарок краеведческому музею от вдовы Белютина. На рынке его практически нет, а если есть, то стоит очень дорого — сотни тысяч. Хотя это, конечно, не самое дорогое. Только что прошли новости о самой дорогой картине ныне живущего художника — работа Герхарда Рихтера продана за 37 млн долларов… …Вдова Белютина передает его работы провинциальным музеям. На Москву, где у него долго толком даже не было мастерской, у нее есть обида. И это — великое дело в популяризации современного искусства… …Потому что творчество Белютина — яркая страница в советском искусстве второй половины ХХ века.
Его учителями были мастера русского авангарда, люди, которые сделали его мировым явлением: Павел Кузнецов, Аристарх Лентулов, Лев Бруни. Он получил эту школу из первых рук… …Это не самые известные работы — самые известные в Третьяковке, в Русском музее, за границей… Но наша выставка конспективно передает его творческий путь: от реалистичных работ через экспрессионизм к поздним абстракциям… …Видите, он начинал с реалистичных работ, а потом начал искать другие способы выражения.
Хрущевым выставку авангардистов в московском Манеже 1962. Свое 75-летие Элий Белютин, живописец, теоретик искусства, автор 17 монографических книг по теории изобразительного искусства, создатель теории всеобщей контактности и студии "Новая реальность", встречал в Америке. В Вашингтоне прошла его персональная выставка.
Белютин уникален как художник, который около сорока лет работает в полуподполье. Уникален как создатель Студии, которая - по 200, по 600 человек - в конце 50-х и в 60-е фрахтовала большие пароходы и на несколько недель выезжала "на этюды".
После её посещения 1 декабря 1962 года Н. Хрущевым с другими руководителями советского правительства и КПСС, 2 декабря в газете «Правда» была опубликована статья о посещении этой выставки. Все картины студии Э. Белютина были сняты. Не имея помещения для работы студии, он решает строить мастерскую в Абрамцево на дачном участке.
Вдова Э. Белютина раздаёт картины.
НАШИ ПАРТНЕРЫ
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Художник: Белютин, Элий Михайлович
- 10 фактов о коллекции Белютина
- Семьдесят пять лет Белютина / Культура / Независимая газета
- Творчество
- Содержание
БЕЛЮТИН, ЭЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ
Элия Михайловича лишили всей педагогической работы, но ему удалось организовать художественную студию у себя на даче. Белютин Элий (Елигий) Михайлович (род. 10 июня 1925, Москва — 27 февраля 2012, там же[2]) — российский художник, педагог и теоретик искусства. БЕЛЮТИН, ЭЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ (р. 1925), русский художник и теоретик искусства. Родился в Москве 10 июня 1925 в семье писателя, примыкавшего к объединению «Перевал». Элия Михайловича лишили всей педагогической работы, но ему удалось организовать художественную студию у себя на даче. Биография Элия Белютина напоминает лоскутное одеяло, фрагменты которого прикидываются то золотым шитьем, то прозрачным газом. Элий Белютин основал объединение «Новая реальностью», через которое прошли около 3000 тысяч художников, многие из них стали известными.
Художник «Белютин, Элий Михайлович»
26 февраля 2012 года на 87-м году ушел из жизни Элий Михайлович Белютин – российский живописец, педагог, историк искусства. Элий Белютин стал выставлять свои картины за рубежом с начала 1960-х годов. СВОЕ 75-летие Элий Белютин, живописец, теоретик искусства, автор 17 монографических книг по теории изобразительного искусства, создатель теории всеобщей контактности и студии "Новая реальность", встречает в Америке. Белютин Элий Михайлович 10 июня 1925 (Москва) Живописец, график, коллекционер, искусствовед, педагог. 27 февраля скончался художник, основатель студии «Новая реальность» Элий Михайлович Белютин.
Советская живопись
- Советская живопись
- Белютин Элий Михайлович
- Выставка одного шедевра. Элий Белютин. Эволюция революции
- Путину завещали работы художника, на которого Хрущев орал в Манеже
БЕЛЮТИН, ЭЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ
Предыдущий герой Элий (Елигий) Михайлович Белютин. Художник ХХ века. Одаренный, судя по всему, хороший педагог, наверное, интересный теоретик. Элий Михайлович Белютин Элий Михайлович Белютин. Имя при рождении. В творчестве Элия Белютина было множество экспериментов, но и неизменна была его главная составляющая — любовь. Элий Михайлович Белютин вошел в историю русского искусства как художник авангардист и теоретик русского искусства второй половины 20 века.
Живопись, скульптура, графика
Основы изобразительной, грамоты. Живопись, композиция. Школа Антона Ашбе. Русская художественная школа первой половины XIX века. Живописных дел мастера. Научно-информационный бюллетень. На стадии печати фамилия Э.
Белютина была снята. Белютин Э. Искусство в тебе: педагогическая система Элия Белютина. Москва: Новая реальность, 2006; Белютин Э. Рисунки и стихи.
Художники были вынуждены уйти в подполье, и в 1964 году студия Белютина переехала на дачу художника в Абрамцево. Лишь четверть века спустя, в 1988 году, была организована первая официальная выставка студии «Новая реальность» в Третьяковской галерее в Москве. В 1990 году в Калининградском музее изобразительных искусств была организована первая региональная выставка студии, которая положила начало формированию в Музее коллекции произведений Элия Белютина и художников студии «Новая реальность». Сегодня Калининградский музей изобразительных искусств обладает крупнейшей в России коллекцией произведений живописи и графики Элия Белютина и его студии. В коллекции представлены как сам Элий Белютин, так и его многочисленные ученики.
Существенная часть этих произведений оказалась в стенах музея благодаря вдове художника Нине Михайловне Молевой — искусствоведу, автору многочисленных монографий и исследований по истории искусства. В своем творчестве Белютин проделал путь от абстрактного экспрессионизма ранних лет к сугубо схематичному письму позднего периода.
После смерти мужа в 2012 году Молева вступила в права наследования коллекции работ старых мастеров около 1000 предметов, из них около 200 живописных полотен. Элий Белютин 1925—2012 — основатель и руководитель объединения художников-абстракционистов «Новая реальность». С 1870-х годов предки Белютина собирали старых мастеров. После революции картины прятали в потайной комнате. Их снова достали лишь в 1949 году.
Белютины преподносили в дар часть вещей советским музеям: «Кусково», «Останкино» и Третьяковской галерее. Коллекция не была научно исследована, вся информация о ней основывается лишь на рассказах владельцев.
Белютин продолжал вести группы по повышению квалификации: на комбинате имени Свердлова; в Областном отделении Союза художников; в ВИА Лёгкой промышленности. В 1960-е годы произведения Э. Белютина экспонировались во Франции. В 1969 Итальянской Академией современного искусства художнику была присуждена золотая медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение». В 1970 был избран членом Итальянской Академии современного искусства, присуждение премии Дженнаццано и золотой медали международной Биеннале фигуративного искусства Италия. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Творчество Элий Белютин В своем творчестве Белютин проделал путь от абстрактного экспрессионизма ранних лет к сугубо схематичному письму позднего периода. Опираясь на положения конструктивизма и супрематизма , художник создает свой особый художественный стиль, так называемую «модульную живопись», язык символов. Студия «Новая реальность» Основная статья: Студия Новая реальность В 1953 Белютин устраивается преподавателем рисунка и живописи в институт повышения квалификации работников издательств полиграфии. Через несколько месяцев группа художников под руководством Белютина начала заниматься самостоятельно. С этого момента практически все знаковые события жизни художника неразрывно связаны с историей его студии, получившей позже название « Новая реальность », базировавшейся на его даче в подмосковном Абрамцево 1964—2007. Белютин был прекрасным педагогом и тонким психологом. За ним шли сотни увлеченных искусством человек.