Губернатор Петербурга Александр Беглов поблагодарил всех, кто помог подготовить и отметить День памяти святого благоверного князя Александра Невского.
С Днем памяти святого благоверного Князя Александра Невского
Почитание святого благоверного князя Александра Невского началось сразу по его кончине. Княжение святого Александра Невского совпало с одним из самых тяжелых периодов в истории Руси. Орден Александра Невского. Жизнь, ставшая житием. История почитания святого благоверного князя. С этого момента святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал русским небесным покровителем северной столицы России. Зачем раскольники вычеркнули Александра Невского из святых? Государственный Эрмитаж начал процедуру перемещения гробницы Благоверного Князя Александра Невского в Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру, где рака будет соединена с мощами святого.
Иконография святого
- Благоверный князь Александр Невский | 05.12.2023 | Московский Данилов монастырь
- Благоверный князь Александр Невский
- Святой Александр Невский – икона, в чём помогает, молитва и житие
- Православный взгляд. Россия и святой Александр Невский. День Святой Троицы , смотреть онлайн
- История монастыря и хрaма
Мощи святого князя Александра Невского доставлены в алексеевский храм
Ее представители говорили: «Если вы откажетесь от православной веры, то получите и денежную поддержку, и военную». В ответ на это Александр Невский поехал на поклонение в Орду, к язычникам. Хотя, казалось бы, надо было сделать наоборот: договориться с Западом и совместно выступить против ордынцев. Святой князь Александр Невский понимал, что нужно заниматься спасением в своем Отечестве веры православной, потому что если ее не будет — не будет на Руси ни народа, ни единой Земли.
Ордынцы требовали только денег и подчинения, а Рим требовал продать свою душу — изменить веру. Поскольку не было сил одновременно противостоять и Востоку, и Западу, он пошел против Запада и стал платить дань в Орду, чтобы на Русской земле был мир и благополучие. Четырежды святой князь Александр Невский ездил в Орду, отстаивая интересы нашего народа, и закончил свою жизнь в 42 года в Городце на Волге, на Нижегородской земле».
Великой России невозможно быть без духа Святой Руси. Поэтому мы сегодня восклицаем: «Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение», — заключил митрополит Георгий. После богослужения к ковчегу приложились присутствующие в храме.
Им были розданы небольшие иконки святого благоверного князя Александра Невского с Патриаршим благословением. Ковчег будет находиться в Александро-Невском кафедральном соборе до 12 ноября включительно. Каждый день в 8:30 перед святыней будут совершаться молебен с акафистом и Божественная литургия, в 12:00 — молебен с акафистом, в 16:30 — молебен с акафистом и всенощное бдение.
Затем святыня будет принесена в Городец, где пробудет до 14 ноября. Принесение святыни приурочено к 800-летию святого князя Александра Невского. В общей сложности ей смогли поклониться сотни тысяч верующих из более 100 городов и населенных пунктов в России и Беларуси.
Первому, историческому крестному пути, было дано начало в Москве от Храма Христа Спасителя.
И это имеет объяснение. Дело в том, что до возвышения Троице-Сергиева монастыря именно придворный Рождественский монастырь был главной монашеской обителью Владимирской Руси. Богородице-Рождественский монастырь, Владимир. Именно туда отправился великий князь Московский Дмитрий Иванович за церковным благословением перед походом на Мамая. Для того чтобы сохранить своё главенствующее положение, Рождественскому монастырю надо было найти достойный ответ. Самый убедительный и эффективный — явить чудо. Но чудо происходит не само по себе, а из творящей его святыни. А такой в монастыре не было.
Зато была могила Александра Ярославича, прямого предка Дмитрия Ивановича. В 1380 году монахи Рождественского монастыря объявляют о том, что обрели нетленные мощи Александра. Произошло это прямо в момент Куликовской битвы. На следующий год митрополит Московский Киприан официально зарегистрировал факт обретения мощей, совершив над ними службу. Тогда же была написана первая икона Александра Ярославича, изображающая его в образе схимника, в монашеском одеянии. С той поры от мощей новоявленного святого будто бы стали происходить чудеса. Хотя ещё почти два столетия Александр Ярославич оставался местночтимым святым и его культ не распространялся за пределы стен Рождественского монастыря, создание мифа о святом предке московских князей позволило обители сохранить своё главенствующее положение в течение двух столетий. К началу царствования Ивана Грозного монастырь стал крупнейшим землевладельцем Московской Руси. Благодарные потомки Одна из важнейших причин, благодаря которой культ Александра Ярославича распространился из Владимира на всю Русь, это превращение его потомков во всероссийских самодержцев.
Младший сын Александра, Даниил, становится основателем династии московских князей. Князь Даниил Александрович Московский. Pinterest Для обоснования своих притязаний на господство над всеми землями Северо-Восточной, а затем и Киевской Руси московским государям уже было недостаточно традиционной преемственности их власти от отцов и дедов. Московские князья пытаются внушить подданным, что их власть имеет божественное происхождение. В том числе потому, что главным врагом Московской Руси после Куликовской битвы стали татары, с которыми Александр никогда не воевал, а, наоборот, преданно им служил. Новгородский след Новая интерпретация мифа об Александре возникла в первой половине 15-го века, когда Москва начала борьбу против новгородской феодальной республики.
Святой Александр очень заботился о народе, защищая его от татар и щедро наделяя деньгами обездоленных.
Кроме того, он не щадил своей казны на выкуп пленных, которых татары уводили в Орду. Вместе с митрополитом Кириллом благоверный князь выхлопотал у хана разрешение на устройство в столице Орды — Сарае, русской епархии, чтобы оставшиеся в плену могли утешаться богослужениями. В 1248 году папа Римский отправил к благоверному князю посольство. Он убеждал святого Александра подчиниться его власти и позаботиться о приведении к католической вере всего народа. Но благоверный князь ответил: «В вашем учении не нуждаемся и не примем его». Тогда римские папы стали поднимать против непокорного русского князя шведов и рыцарей, но новые походы были также безуспешны, как и прежние. Умер благоверный князь в 1263 году на пути домой из Орды, где он выхлопотал для русских некоторые послабления, например, добился их освобождения от несения службы в татарских полках.
В дороге святой Александр опасно заболел. Предчувствуя кончину, он принял иноческое пострижение с именем Алексий. Умер святой Александр Невский 6 декабря по новому стилю.
Рака с мощами Александра Невского была вскрыта 12 мая 1922 года.
Ровно через два года, также 12 мая, начался процесс по «делу Ленинградских судебных работников». На нем была осуждена банда, состоявшая из представителей силовых структур, которые заводили уголовные дела на нэпманов или наоборот за деньги их прекращали. Следователь Кузьмин проходил как осужденный по этому делу и был расстрелян вместе с более чем двадцатью участниками банды. Участвовали руководители городских комитетов по культуре - Федор Болтин, по печати и взаимодействию со СМИ - Владимир Рябовол, по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями - Богдан Заставный, а также первый заместитель руководителя архивного комитета Ирина Гарькуша, сотрудник комитета по образованию Даниил Журавлев, начальник отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов, проректор по воспитательной деятельности и молодежной политике РГПУ им.
Герцена Роман Соколов, председатель епархиальных отдела религиозного образования и катехизации и совета по культуре иерей Илия Макаров, руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии и пресс-центра Лавры Наталья Родоманова. Обсуждались мероприятия для включения в общегородской план, посвященный юбилейной дате, который будет принят на ближайшем заседании оргкомитета. Основное внимание уделили главным торжествам и ежегодному Александро-Невскому крестному ходу по Невскому проспекту 12 сентября. Запланированы также автомобильный крестный ход по маршруту перенесения мощей святого князя из Владимира в Санкт-Петербург, издание книги, посвященной историческому событию 1724 года, и съемка документального фильма.
Обсуждалась возможность тематической экспозиции на стенде Санкт-Петербурга на Международной выставке-форуме «Россия» в Москве. В ближайшее время будет объявлен конкурс детских рисунков, посвященный святому князю Александру Невскому. Церемония награждения пройдет в парке «Россия - моя история», там же развернется выставка фотографий храмов в честь святого князя в России и зарубежом. Программа мероприятий: ;.
В торжественных мероприятиях ожидается участие членов Правительства Санкт-Петербурга, представителей Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи и других почетных гостей. В экспозиции выставки «Александр Невский: воин и святой» будет представлено около 30 работ, некоторые демонстрируются впервые. На полотнах - сюжеты из жития князя Александра: образы его верных дружинников и противников, с которыми пришлось столкнуться Руси в XIII веке, эпизоды известных сражений Можно будет увидеть этюды и подготовительные работы к диораме «Ледовое Побоище», а также картину «Петр Великий переносит мощи святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург». Святыня была доставлена в северную столицу 12 сентября 1724 г.
Основатель Петербурга лично участвовал в торжественном переносе мощей в Александро-Невский монастырь. С тех пор благоверный князь Александр почитается небесным покровителем нашего города. А день, когда в Петербург были перенесены его мощи, стал церковно-государственным праздником. В связи с юбилейной датой сформирован городской оргкомитет празднования.
В предстоящем году состоятся выставки, концерты, конференции, автомобильный крестный ход по маршруту перенесения мощей святого из Владимира в Санкт-Петербург и другие просветительские мероприятия. Основные торжества пройдут 12 сентября 2024 года. Среди русских святых занимает особое место как небесный покровитель Санкт-Петербурга, русского воинства, защитник веры и Отечества. Он родился в 1221 году точный день неизвестен в семье переяславского князя Ярослава Всеволодовича.
Прославился как умелый полководец, не потерпевший ни одного поражения, мудрый правитель и политик, который заложил основы дальнейшего развития России как великого государства. Своими военными победами князю Александру удалось остановить наступление западных соседей на русские земли, а искусной дипломатической деятельностью — сдержать агрессию Золотой Орды. Скончался в схиме высшая ступень православного монашества с именем Алексий и был погребен 6 декабря 1263 года во Владимирском Рождественском соборе. В 1547 году Александр Невский был прославлен Русской Православной Церковью в лике благоверных князей.
В России и по всему миру сегодня ему посвящено множество монастырей, храмов, часовен. Мощи благоверного князя Александра Невского — одна из главных святынь Петербурга и Александро-Невской Лавры, старейшего мужского монастыря северной столицы. Чему сегодня нас учит Александр Невский? В этот день в 1263 году он был погребен в Рождественском монастыре во Владимире.
Также в декабре в России официально заканчиваются торжества, посвященные юбилею полководца. Весь 2021-й мы отмечали 800-летие Александра Невского, а центром празднования стал Петербург. Почему же сегодня мы прославляем имя князя? Отчего его почитают во всем мире?
И чему учит он нас — живущих в XXI веке? Александр Невский появился в России, когда она переживала очень тяжелые времена. Страна находилась под монголо-татарским игом и не могла ему противостоять. Вдобавок к непомерной дани, угнетению, поборам со стороны Орды, еще и каждый князь держался сам по себе, территории были раздроблены.
И требовались смелость полководца, ум политика, талант дипломата, чтобы стянуть их под единую руку. Говоря современным языком, Александр Невский побуждал князей к единству. Силой своей личности убеждал других, что, только объединившись, можно дать отпор другой силе. Его отец Ярослав правил в Новгороде, а тогда этот город представлял большую мощь.
Земли княжества простирались до нынешней Финляндии и Карелии. По своему устройству Новгородская республика также была очень своенравной, свободолюбивой. Да, она платила Орде дань, но разорения избежала. Монголы до Новгорода так и не дошли, а если бы захотели завоевать этот край, думаю, там бы и увязли.
Ряд историков считают, что уже в раннем детстве Александр принял «княжеский постриг». Как известно из летописей, примерно в четыре года мальчика в присутствии двора и местной знати перепоясали мечом и посадили на коня. Далее уже в девять лет отец доверил Александру «княжение». А когда юному князю исполнилось 15, он стал самостоятельно управлять Новгородом.
Прибавьте личные качества будущего полководца — решительность, смелость, находчивость. Зная это, уже не кажется удивительным, что в 19 лет только со своей дружиной и успевшими собраться небольшими отрядами он атаковал лагерь шведов в устье реки Ижоры и одержал победу. В историю она вошла как Невская битва, а князь Александр Ярославич получил прозвище Невский. А тогда в пору междоусобиц было ой как непросто.
Помимо страшного давления ига шла борьба и внутри государства.
Невского причислили к лику святых за защиту православной веры — иерей Максим Васильев
В пятницу, 6 августа, в Александро-Невском районе встретили ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского. Сегодня в кафедральном соборе Александра Невского прошло праздничное богослужение. Орден святого Александра Невского был учрежден Екатериной I в 1725 году и стал одной из высших государственных наград. С 1710-го года святой Александр Невский стал поминаться как молитвенный защитник Невской стороны. 12 сентября 2023 года, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского (перенесение мощей), митрополит Лев совершил Божественную литургию в Софийском кафедральном соборе. Путем всенародного голосования победителем проекта «Имя Россия» выбран Святой князь Александр Невский, за которого проголосовали 524 575 человек.
Александр Невский: правда и мифы
Кроме того, в этом году в России отмечают 800-летие со дня рождения Благоверного князя. Это событие также празднует и православная церковь, почитая святого как пример правителя и монаха». Епископ поблагодарил главу администрации района Владимира Оводкова за почтение и торжественность, с которой ковчег был встречен на Александро-Невской земле. Владимир Оводков, глава администрации района: «Весной мы торжественно отпраздновали 800-летие со дня рождения великого полководца. Сегодня на нашу землю прибыла частичка его мощей. Теперь никто не сможет сказать, что святой Благоверный князь Александр Невский не посещал наш район. Думаю, сегодня все жители района получили благословение святого Благоверного князя Александра Невского».
Ковчег с мощами не покинул район до тех пор, пока все желающие не приложились к его мощам. А это несколько сотен человек — бабушки и дедушки, мужчины и женщины, подростки и совсем малые дети.
Отец призвал к себе сына для тайного разговора. После этого молодой полководец скрепя сердце согласился и получил от отца в помощь владимиро-суздальскую дружину во главе с младшим братом —князем Андреем Ярославичем.
В 1241 году Александр въехал со всею ратной силой в Новгород, и «рада быша новгородцы», измученные беспощадным врагом. В 1241 г. В 1242 г. Имя св.
Князь Александр Невский в битве на Чудском озере. Миниатюра из Лицевого летописного свода Своими двумя победами князь Александр Невский не только спас Северную Русь от покорения ее чужеземцами, но определил ее дальнейшую судьбу. Новгород не был оторван от других частей Руси, и Православие в нем было утверждено на будущие века. Если в отношении западных завоевателей князь Александр Невский был непоколебим, то в отношении татар он считал необходимым вести мирную политику, чтобы не подвергать страну новым опустошениям.
Когда после смерти своего отца в 1247 году он стал великим князем и был вызван ханом в Орду, он испросил на поездку благословение митрополита Кирилла и дал обет стоять за православную веру. В Орде он не поклонился кумирам и должен был совершить далекий путь в Монголию к великому хану. Когда татары потребовали от великого князя Александра поклонения огню и идолам, он ответил: «Я христианин, и мне не подобает кланяться твари. Но, ходатайствуя за свою землю, воздал честь самому хану, как могущественному царю земному, и сумел добиться для Руси различных льгот.
Батый, как рассказывают современники, «подивился ему и сказал своим вельможам: «правду говорили мне, что нет другого подобного Князя» и отпустил в Русь с великой честью». Вот как описывается это событие в Лицевом летописном своде Ивана IV. Знаю, известно тебе, что покорил Бог мне многие народы, и все повинуются моей власти, и из всех один ты не желаешь покориться моей силе? Подумай, если хочешь сохранить свою землю невредимой, поторопись немедленно прийти ко мне, увидишь ты славу и честь моего царства, а для себя же и своей земли полезное приобретешь».
Богомудрый же великий князь Александр рассудил, что святой его отец Ярослав не ради временного царства пошел в Орду и там отдал свою жизнь за благочестие и за всех своих людей, и этим приобрел себе Небесное Царство. Так и блаженный Александр уподобился благой ревности благочестивого своего отца и решил идти в Орду ради избавления христиан. И пришел он в славный город Владимир с большим войском; грозно было его пришествие, о котором тогда дошла весть и до устья Волги, его грозностью жены моавитян пугали своих детей, говоря: «Молчите, вот придет великий князь Александр». Не медля, лишь немного там пробыв и взяв у епископа Кирилла благословение, устремился в путь.
И пришел к царю Батыю, и везде благодать Божья освящала его. Царь же Батый, увидев его, удивился и сказал своим вельможам: «Воистину говорили мне, что нет подобного этому князю» и оказал ему почести, многими дарами одарил князя. Так Бог оберегает Своих избранных, что и нечестивым вкладывает в мысли, чтобы они стыдились и почитали их. Потом же отправил князя с его братом Андреем Ярославичем к хановичам».
Хождение Александрово в Орду. Миниатюра из Лицевого летописного свода В вопросах веры великий князь также был непоколебим и перед послами папы Иннокентия IV, которые в 1251 году пытались убедить великого его подчиниться римскому престолу, ссылаясь на то, что будто бы его отец обещал это сделать. Но он отверг предложение и сказал, что наставлен в правой вере и их учения не примет. Житийная повесть сообщает: однажды пришли к нему Александру Ярославичу послы от папы из великого Рима с такими словами: «Папа наш так говорит: Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика.
Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших —Агалдада и Ремонта, чтобы послушал ты речи их о законе Божьем». Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ: «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до начала Авраама, от Авраама до происхождения израильтян сквозь море, от исхода сынов израилевых до смерти Давыда царя, от начала царствования Соломона до Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова и до распятия Его и Воскресения, от Воскресения же Его и до Вознесения на небеса и до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до Первого собора и Седьмого — обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем».
Можно ли проводить такую параллель? Он был против духовного предательства, не хотел разрушать наследие святого князя Владимира Крестителя, который принял православие более чем за два столетия до него не только из личных побуждений, хотя и они были очень сильны, но и ради своего народа как выразитель его чаяний. Это была не идеология и не политика, это был ответ на жажду души. Летописец, повествуя о русских послах в Константинополе, говорил, что, когда они оказались на патриаршем богослужении в главном храме, Софийском соборе, сохранившемся до наших дней, у них было ощущение, будто они на небе. По возвращении они говорили: «Не знаем, где мы были, на земле или на небе.
Одно знаем — там Бог пребывает с людьми». Что их поразило? А ведь она выражение гармонии, то есть совершенства, полноты. Русская душа отозвалась именно на православие, и к моменту монголо-татарского завоевания оно было усвоено очень хорошо. Христианскими становятся и литература, и искусство. Более того, и то и другое приобретает национальные черты. Это тоже свидетельствует о глубине усвоения новой веры.
Александр Невский был типичным выразителем русского духа, русского православия, поэтому он ко всему так и относился. Но контакты с Западом были постоянные. Об этом свидетельствуют и династические браки. Скажем, дочери Ярослава Мудрого вышли замуж за европейских государей. Об этом свидетельствует и искусство. Расцвет древнерусского домонгольского искусства — владимиро-суздальские храмы: церковь Покрова-на-Нерли, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире. Типологически они точно такие же, как византийские, — крестово-купольные, но в них очень много и западноевропейских черт, романского стиля.
Это следствие тесных контактов с Западом на всех уровнях. Я уж не говорю о Новгородской республике, которая входила в Ганзейский союз, то есть вела активную торговлю с Западной Европой. Поэтому отторжения от Запада как конгломерата народов, цивилизации никогда не было. Мы всегда не принимали только одного — желания некоторых западных элит духовно поработить Россию. И не хотели мы этого по одной причине — видели в этом предательство: Бога, своих предков, самих себя, наконец, отказ от самоидентичности. Свободолюбив русский человек, не хочет никого предавать, в том числе себя. До тех пор пока Запад не изменит политику, так будет всегда.
Россия останется собой; либо ее вообще не будет. Выбор у него был сложный, и довольно сложна история этого выбора. Достаточно вспомнить о его воспитании, о бедах, которые ему пришлось претерпеть в юности, когда под вопросом была даже его жизнь, о том, что ему воцерковляться было негде и не у кого. Конечно же, определенную роль играют личные особенности человека, его духовное самоопределение. Он ведь православию не изменил, более того, чтил святыни, был искренне и глубоко верующим человеком. Но Петр I уже относился к другой, что ли, генерации русских государственных деятелей. Он уже был не угодник Божий, не святой, как Александр Невский, а политик, и поэтому, оставаясь верующим православным человеком, он в первую очередь все-таки думал о земных способах достижения своих целей.
И поэтому соборная монархия, каковой она была во времена еще его отца, Алексея Михайловича, заменяется абсолютизмом. Это приносит какие-то плюсы, дает определенный стимул его деятельности, технологическому развитию нашего Отечества, но и подрывает духовные основы государства, вносит раскол в саму душу народа: между православием и прозападным сознанием, западными ценностями. Русская революция произошла, прежде всего от разлада... Ведь только в России существовали «западники» и «славянофилы». Сейчас они называются «либералами» и «патриотами». Такого раскола в обществе нет ни в Западной Европе, ни в Америке, за исключением, может быть, последнего времени. Но для этого нужно духовное усилие.
Также возглашалась заупокойная ектенья о приснопамятном архимандрите Тихоне, архимандрите Александре, протоиерее Александре, воине Андрее и всех от века почивших православных христианах. Богослужение сопровождалось пением хора Софийского собора под управлением регента Светланы Золиной.
Фотогалерея
- Святой благоверный князь Александр Невский — Русская вера
- Главная страница - Заступник земли русской: Александр Невский
- Фотогалерея
- День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского
- Александр Невский — мыслитель, философ, стратег, святой
За землю русскую, за веру. Почему Александр Невский причислен к лику святых
И был он щит и крепость земли Российской. Четвертый сын св. Александра Невского — святой благоверный князь Даниил стал основателем Москвы. Всем известны великие исторические победы св. Не страшна стала угроза иноземцев завладеть русскими городами и принудить русских людей переменить на католичество святую православную веру. Бог хранил Русь Православную. А в это время легло уже на Русь тяжкое татарское иго. Князь Александр, защитив свою землю с запада, оградил ее и с востока.
Он заключил союз с Батыем. В Орде у князя был друг и побратим христианин Сартак — сын Батыя. Под влиянием св. Александра и Сартака хан отошел от Монголии и стал главной силой во всей Великой степи.
За сохранностью раки будут следить специалисты Эрмитажа. Реликвия попала в Эрмитаж в 1920-е годы во время изъятия церковных ценностей советским правительством. Гробница была изготовлена по указу императрицы Елизаветы и ранее находилась в Троицком соборе Александро-Невской лавры.
Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года, когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Указом от 2 сентября 1724 года было установлено празднество на 30 августа в 1727 году празднество было отменено по причине не церковного характера, а вследствие борьбы группировок при царском дворе. В 1730 году празднество снова было восстановлено. Александра Невского были изъяты из Троицкого собора Александро-Невской лавры и возвращены в собор лишь в 3 июня 1989 года. Александра с 1790 по 1922 год, были возвращены монастырю Эрмитажем и помещены в верхнем храме Благовещенской церкви лавры, посвященном святому князю Александру Невскому. Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому — многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси. Эти храмы — залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами. Полное житие благоверного великого князя Александра в схиме Алексия Невского Составление «Жития Александра Невского» относят к 80-м гг. XIII в. Здесь в XIII в. Я, худой и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова, внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святом, и честном, и славном житии его. Но как сказал Приточник: «В лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных останавливается». Хотя и прост я умом, но все же начну, молитвою святой Богородицы и помощью святого князя Александра. Сей князь Александр родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего — кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. И воистину — не без Божьего повеления было княжение его. И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался один Веспасиан, и повернул выступивших против него к городу, к городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав: «Оставили меня одного». Так же и князь Александр — побеждал, но был непобедим. Потому-то один из именитых мужей Западной страны, из тех, что называют себя слугами Божьими, пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская, желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш, повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: «Прошел я страны, народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей». Услышав о такой доблести князя Александра, король страны Римской из Полуночной земли подумал про себя: «Пойду и завоюю землю Александрову». И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромной силой, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою». Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне». И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из церкви, утер слезы и сказал, чтобы ободрить дружину свою: «Не в силе Бог, но в правде. Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу. Скорбно же было слышать, что отец его, князь великий Ярослав, не ведал о нашествии на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И выступил против врага в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую в святых мучеников Бориса и Глеба. И был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручен был ночной дозор на море. Был он крещен и жил среди народа своего, бывшего язычниками, наречено же было имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце. Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему об их станах. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, устрашенный, пока насад не скрылся с глаз его. Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: «Не рассказывай этого никому». После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил печать острого копья своего. Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра. Первый — по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска. Второй — по имени Сбыслав Якунович, новгородец.
А ведь она выражение гармонии, то есть совершенства, полноты. Русская душа отозвалась именно на православие, и к моменту монголо-татарского завоевания оно было усвоено очень хорошо. Христианскими становятся и литература, и искусство. Более того, и то и другое приобретает национальные черты. Это тоже свидетельствует о глубине усвоения новой веры. Александр Невский был типичным выразителем русского духа, русского православия, поэтому он ко всему так и относился. Но контакты с Западом были постоянные. Об этом свидетельствуют и династические браки. Скажем, дочери Ярослава Мудрого вышли замуж за европейских государей. Об этом свидетельствует и искусство. Расцвет древнерусского домонгольского искусства — владимиро-суздальские храмы: церковь Покрова-на-Нерли, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире. Типологически они точно такие же, как византийские, — крестово-купольные, но в них очень много и западноевропейских черт, романского стиля. Это следствие тесных контактов с Западом на всех уровнях. Я уж не говорю о Новгородской республике, которая входила в Ганзейский союз, то есть вела активную торговлю с Западной Европой. Поэтому отторжения от Запада как конгломерата народов, цивилизации никогда не было. Мы всегда не принимали только одного — желания некоторых западных элит духовно поработить Россию. И не хотели мы этого по одной причине — видели в этом предательство: Бога, своих предков, самих себя, наконец, отказ от самоидентичности. Свободолюбив русский человек, не хочет никого предавать, в том числе себя. До тех пор пока Запад не изменит политику, так будет всегда. Россия останется собой; либо ее вообще не будет. Выбор у него был сложный, и довольно сложна история этого выбора. Достаточно вспомнить о его воспитании, о бедах, которые ему пришлось претерпеть в юности, когда под вопросом была даже его жизнь, о том, что ему воцерковляться было негде и не у кого. Конечно же, определенную роль играют личные особенности человека, его духовное самоопределение. Он ведь православию не изменил, более того, чтил святыни, был искренне и глубоко верующим человеком. Но Петр I уже относился к другой, что ли, генерации русских государственных деятелей. Он уже был не угодник Божий, не святой, как Александр Невский, а политик, и поэтому, оставаясь верующим православным человеком, он в первую очередь все-таки думал о земных способах достижения своих целей. И поэтому соборная монархия, каковой она была во времена еще его отца, Алексея Михайловича, заменяется абсолютизмом. Это приносит какие-то плюсы, дает определенный стимул его деятельности, технологическому развитию нашего Отечества, но и подрывает духовные основы государства, вносит раскол в саму душу народа: между православием и прозападным сознанием, западными ценностями. Русская революция произошла, прежде всего от разлада... Ведь только в России существовали «западники» и «славянофилы». Сейчас они называются «либералами» и «патриотами». Такого раскола в обществе нет ни в Западной Европе, ни в Америке, за исключением, может быть, последнего времени. Но для этого нужно духовное усилие. Он преодолим только изнутри. Для этого нужна элита, но элита в широком смысле — все мыслящие, ответственные, граждански настроенные люди. Не важно, заседают они в правительстве или стоят у станка, если их позиция соотносится с тысячелетней традицией России и она для них родная, это и есть элита. Если такие люди проявят силу духа и трезвость мысли и вернутся к тем духовным истокам национального бытия, которые всегда питали русскую жизнь, тогда возможно возрождение на качественно ином уровне. Будем надеяться, что дело Александра Невского будет жить... Давайте перейдем ко второй части программы. Грядет великий христианский праздник — день Святой Троицы.
Санкт-Петербург отметит 300-летие перенесения в лавру мощей Александра Невского
Рака Александра Невского – одна из самых известных и наиболее почитаемых в православии наряду с мощами святого Сергия Радонежского. Страховое покрытие раки святого князя Александра Невского, которую Эрмитаж передает церкви, превышает ₽20 млрд, узнал РБК. Государственный Эрмитаж начал передачу раки святого благоверного князя Александра Невского РПЦ. В рамках торжеств в Святодуховском центре открылась выставка главного художника Военно-исторического артиллерийского музея Евгения Емельянова «Александр Невский: воин и святой», которая продлится до 24 декабря.
ПЦУ исключила Александра Невского из списка поминаемых святых
Была прочитана молитва святому князю Александру Невскому и молитва о Святой Руси. Общецерковное прославление святого благоверного князя Александра совершилось на Церковном Соборе 1547 года в Москве. Александр Невский — настолько значимый Святой для русского народа, что еще в Цараской России был учрежден орден в его честь. Почитание святого благоверного князя Александра Невского началось сразу по его кончине. Почему Александр Невский причислен к лику святых | ФОТО из архива редакции.
Почему раку Александра Невского решили передать из Эрмитажа в монастырь?
Просторный протоиерея Андрея Носкова, настоятеля Свято-Феодосиевского храма г. Томска иерея Евгения Маслича, настоятеля Крестовоздвиженского храма пос. Диаконский чин был представлен протодиаконом Романом Штаудингером и диаконом Георгием Таразановым. За богослужением пел хор нашего храма под управлением регента Ольги Сёминой. Вместе с сонмом духовенства прихожане нашего и других томских храмов молились святому князю Александру Невскому, чтобы он исходатайствовал всем «житие тихое и безмятежное и к вечному Царствию шествие неуклонное». По традиции в завершение Литургии в честь престольного праздника было пропето многолетие.
Да, может быть, у нас разные взгляды на какие-то догматы, но уничтожать, по сути, единоверных братьев, поступать с ними хуже, чем с язычниками, — это было холодным душем для православного мира.
А ведь это произошло буквально за несколько десятилетий до того, как Александр Невский вступил на поприще политического деятеля, и воспоминания об этом были очень живы. Кроме того, Александр Невский и сам боролся с интервенционистской политикой Тевтонского ордена и шведского короля, а те шли на Русь по благословению папы. Это были не просто политические интересы, а своего рода крестовый поход. Александр Невский все это прекрасно понимал, поэтому слова Патриарха совершенно точно раскрывают суть тех событий и того, как смотрел на них Александр Невский. Это, собственно, и объясняет его выбор между Западом и Востоком. В Востоке он не видел, как принято сейчас говорить, экзистенциальной угрозы для будущего Русского мира, несмотря на страшное монголо-татарское иго.
Не случайно у русского народа есть расхожая пословица: «незваный гость хуже татарина». То есть в то время татарин был эталоном зла, поэтому это был тяжелый выбор. В западном же мире видели угрозу гораздо более страшную. Объяснить выбор Александра Невского политическими мотивами невозможно, потому что, очевидно, он был духовный. Он потому и сделал правильный выбор, что был святым. Что такое святость Александра Невского?
Это ведь не просто красивый эпитет или титул, которым его посмертно наградили, когда прославили, канонизировали на Московском Соборе в XVI веке. Святость — это качество сознания, внутренней жизни, оно проявляется вовне, в делах, это, прежде всего, такое духовное устроение, когда человек старается делать все в соответствии с Божией правдой, ни в чем ее не преступая. Этим и объясняется его выбор. Конечно же, он не знал о его последствиях, не мог заглянуть на столетия вперед, но, доверяясь Богу, думал, что принесет пользу своему народу. В то же самое время мы видим и другой пример — тоже выдающийся деятель Древней Руси князь Даниил Галицкий. Он стоял перед тем же выбором, сражался с монголо-татарами и даже одерживал победы, но в конце концов, убедившись, что в одиночку невозможно сопротивляться, сделал выбор в пользу Запада.
И хотя это было чисто политическое решение, не сердечное, но, насколько известно из исторических источников, он согласился на титул короля с условием принятия католичества. Правда, это было ненадолго и не для всей Галицкой земли, но все-таки князь Даниил при всех его талантах поступал именно как политик. А Александр Невский — как святой. Сейчас, по сути, происходит то же самое: порой российскую власть обвиняют в нежелании сближения с Западом. Можно ли проводить такую параллель? Он был против духовного предательства, не хотел разрушать наследие святого князя Владимира Крестителя, который принял православие более чем за два столетия до него не только из личных побуждений, хотя и они были очень сильны, но и ради своего народа как выразитель его чаяний.
Это была не идеология и не политика, это был ответ на жажду души. Летописец, повествуя о русских послах в Константинополе, говорил, что, когда они оказались на патриаршем богослужении в главном храме, Софийском соборе, сохранившемся до наших дней, у них было ощущение, будто они на небе. По возвращении они говорили: «Не знаем, где мы были, на земле или на небе. Одно знаем — там Бог пребывает с людьми». Что их поразило? А ведь она выражение гармонии, то есть совершенства, полноты.
Русская душа отозвалась именно на православие, и к моменту монголо-татарского завоевания оно было усвоено очень хорошо. Христианскими становятся и литература, и искусство. Более того, и то и другое приобретает национальные черты. Это тоже свидетельствует о глубине усвоения новой веры. Александр Невский был типичным выразителем русского духа, русского православия, поэтому он ко всему так и относился. Но контакты с Западом были постоянные.
Об этом свидетельствуют и династические браки. Скажем, дочери Ярослава Мудрого вышли замуж за европейских государей. Об этом свидетельствует и искусство.
Томска протоиерея Александра Классена и пожелал имениннику крепкого здоровья, терпения и продолжения своего служения во славу Божию.
В ответном слове протоиерей Александр Классен поблагодарил всех за поздравление и сообщил, что на сегодняшний день в мире действуют около 1300 храмов, освященных в честь святого князя Александра Невского, в том числе и в Европе. Такую популярность великого русского князя протоиерей Александр объясняет именно его талантами защитника, дипломата, воина и мудрого руководителя. Поздравляя духовенство и прихожан храма с праздником, настоятель прихода в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» пожелал всем всегда быть с Богом: — Да даст Господь молитвами святого великого благоверного князя Александра Невского мудрость и народу нашему, и руководителям, чтобы все было к вящей славе Божией, сохранению, укреплению веры и пребыванию со Христом в Его Царстве! Фото: Ирина Коновалова.
Телеканал «Санкт-Петербург» показывает, как прошел День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. Состоялись два крестных хода: большой общегородской по Невскому проспекту от Казанского кафедрального собора до площади Александра Невского и малый — с мощами святого из Александро-Невской церкви Лавры на площадь Александра Невского, где установлен памятник небесному покровителю Петербурга.