Проект федерального закона "О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации" (подготовлен Советом Федерации Федерального Собрания РФ 29.11.2019). Как в России бездействует закон о домашнем насилии. После принятия закона о декриминализации побоев в семье число обращений жертв домашнего насилия в кризисные центры резко возросло. Законопроект «О профилактике семейно-бытового насилия» вносили на рассмотрение в Госдуму несколько лет подряд, однако в настоящее время в России он все еще не принят.
Что такое домашнее насилие и как помочь его жертвам. Объясняем простыми словами
Обычно он делал это тогда, когда собирался выпить в компании, а мама задавала «лишние» вопросы. А я считаю, что жена имеет право спросить, куда муж уходит на три дня», — уточняет Ясмина. Отец делал скандалы из ничего, по словам девушки, часто пытался найти причину, чтобы уйти из дома. Я была неглупым ребенком: всегда понимала, что мама не виновата. Она — мой герой с первых дней жизни до сих пор.
Бесконечно ее люблю», — говорит Ясмина. Несмотря на все это, Ясмина не считает отца плохим человеком. Он просто попал под влияние друзей, слушал их. Она никогда не видела, чтобы он сам готовил себе еду или гладил одежду.
Отец ни разу не дарил подарков своим детям. Я знала, что его уважали в мужских компаниях, но его дети, жена и мать только боялись», — делится Ясмина. Она считает, что женщине не должно быть страшно дать отпор. Так и случилось в их семье.
Мама не выдержала и спустя несколько лет избиений дала отпор. С тех пор отец ее не бил, но они все равно развелись. В последние месяцы перед разводом она не могла смотреть на мужа. Не могла с ним говорить, находиться в одной комнате.
Еще съедала злость за прошлое, и она ушла, хотя вся семья отговаривала», — вспоминает Ясмина. Она уверена, что многие жены остаются в браке и терпят побои ради детей.
На официальном сайте приведены основные принципы защиты жертв. При этом уточняется, что все положения в документе неокончательны, а в дискуссии по их доработке может участвовать любой желающий. Исходя из текста документа, будущий закон направлен на защиту жертв насилия в семье: женщин, мужчин, детей и стариков, которые подвергаются физическому или психическому страданию или получают угрозы на этот счет. В тесте законопроекта также вводятся такие понятия, как "примирение" и "запрет на общение с жертвой".
Защитным предписанием нарушителю может быть запрещено: совершать семейно-бытовое насилие, вступать в контакты, общаться с лицом, подвергшимся семейно-бытовому насилию, в том числе по телефону, с использованием информационно-телекоммуникационной сети интернет, предпринимать попытки выяснять место пребывания лица, подвергшегося семейно-бытовому насилию, если это лицо находится в месте, неизвестном нарушителю, — сказано в тексте законопроекта.
Потерпевшему, в свою очередь, тоже должна быть оказана юридическая и психологическая помощь, и одному участковому всё это может оказаться не под силу. Кроме того, он должен выполнять и другие обязанности — в частности, обеспечивать общественный порядок на подведомственной территории, контролировать соблюдение паспортного режима, проверять различные объекты, помогать сотрудникам уголовного розыска раскрывать преступления. Руководство органа внутренних дел может направить участкового выполнять не терпящие отлагательства задачи и т. Когда уж ему вести работу с агрессором? А если у участкового таких заявлений несколько, как быть? При этом далеко не каждый оперуполномоченный имеет высшее юридическое образование, не говоря уже о познаниях в области психологии, конфликтологии и т. Читайте по теме: Домашнее насилие: нужно ли вмешиваться в чужие конфликты? При этом важно понимать, что на фоне общественных и политических дебатов о проекте закона о домашнем насилии сами преступления продолжают происходить. Весной 2021 года уполномоченный по правам человека в Свердловской области и член рабочей группы по проекту закона о домашнем насилии Татьяна Мерзлякова заявила о росте таких преступлений.
Поэтому у Совета по правам человека однозначная позиция, как и у уполномоченного по правам человека в РФ Татьяны Николаевны Москальковой, что над этим законом надо работать», — говорила омбудсмен. Также мы понимаем, что в статистику полиции попадают далеко не все случаи. Даже не касаясь темы исполнения служебных обязанностей правоохранителями, известно, что жертвы домашнего насилия зачастую сами не обращаются в органы внутренних дел. Возможно, конечно, в том числе из-за неверия, что им смогут помочь. Проблему статистики затронули авторы дата-проекта «Близким лицом Близкому лицу». Они провели исследование , проанализировав дела об убийствах женщин в России за 2018 год и выяснили, что из 8300 женщин, убитых в том году, «минимум 5000 из них — убиты в ситуации домашнего насилия». Однако позже эти данные подверг критике журналист Владимир Кудрявцев, представив в журнале Forbes собственные расчёты: «Четверть от всех убийств женщин в 2018 году — свыше 700 жертв домашнего насилия — больше, чем совокупный уровень летального насилия в большинстве европейских стран за тот год. И больше, чем официальные данные МВД. Если наше общество ужасают 5000 жертв, а 700 кажутся чем-то вполне приемлемым, то это очень плохие новости для всех нас». Юристы не в восторге В то же время многие выступают против предложенного законопроекта о профилактике домашнего насилия.
В частности, адвокат, кандидат юридических наук, академик РАЕН Янис Юкша в беседе с ForPost отметил, что насилие в семье может принимать более извращённый характер ввиду стеснённого пространства и возможности для психолого-финансового насилия, но при этом эксперт считает, что данный закон не должен быть принят.
Об этом пишут "Известия" со ссылкой на пресс-службу Министерства юстиции. Новые нормы правительство обязал разработать Конституционный суд. Он признал статью 116. Как сообщает издание, на ужесточение наказания за домашнее насилие фракции нижней палаты парламента отреагировали неоднозначно.
Чем грозит закон о профилактике домашнего насилия?
В 2017 году были декриминализованы побои в семейно-бытовой сфере. В 2018 году, по данным Совета Федерации, количество потерпевших от домашнего насилия составило 33 тысячи человек. Также следует учитывать, что в статистику потерпевших от преступлений в семье попадают только люди, которые с юридической точки зрения считаются членами семьи родители, дети, братья, сестры, иные кровные родственники, а также супруги. В статистику не включаются случаи совершения преступлений партнерами, с которыми не был заключен брак, или бывшими супругами. При этом, по официальным данным МВД России на 1 января 2019 года, на профилактическом учете полиции состоят 88 тысяч семейных дебоширов. Законопроект направлен на защиту пострадавших от особого вида преступлений, которым является домашнее насилие.
От хулигана на улице можно укрыться дома, а от насильника, педофила, дебошира, который является членом семьи пострадавшей стороны, жертвам укрыться негде. Поэтому новый закон призван создать отдельный механизм борьбы с домашним насилием: упорядочить работу полиции, социальных служб, медиков и других специалистов, создав систему профилактики насилия в семейно-бытовой сфере. Закон поможет защищать пострадавших от насилия, он предусматривает особый порядок рассмотрения заявлений о насилии в семейно-бытовой сфере и применение мер по защите потерпевших от подобного насилия. Одновременно готовящийся законопроект может применяться для защиты потерпевших, если совершенное против них семейно-бытовое насилие можно квалифицировать как уголовное преступление в соответствии с Уголовным кодексом РФ. Разве отдельный закон против домашнего насилия может оградить меня от нападения и угроз?
Давайте представим: вы идете по улице, и на вас нападает хулиган и бьет вас. Безусловно, в этом нет ничего приятного. Но для разрешения этой ситуации у вас есть инструменты защиты. Вы, например, можете спрятаться от него дома, и в следующий раз этого хулигана вы увидите только в суде или больше вообще никогда не увидите. Так что вряд ли вам понадобится длительная психологическая помощь или кризисный центр, чтобы укрыться в нем от преследования этого хулигана.
А теперь представим другую ситуацию: этот хулиган — ваш родственник и живет с вами в одной квартире, вы каждый день встречаетесь с ним на кухне, в ванной или, может быть, спите в одной кровати. В этом случае ваш дом из безопасной и уютной гавани, превращается в бесконечную среду издевательств, угроз и унижений. Домашнее насилие — это систематическое насилие. Пострадавшие от домашнего насилия люди живут в постоянном страхе за свою безопасность и безопасность своих родных, ведь агрессору хорошо известно, где работает или учится жертва домашнего насилия, где живут ее родные и друзья, у которых она может прятаться. Нередко домашние агрессоры преследуют своих жертв, когда те решаются разорвать отношения.
А может быть у жертвы с домашним тираном общие дети? Между тем, дети — свидетели домашнего насилия получают такую же серьезную психологическую травму, как и дети — жертвы насилия в семье. К тому же детям свойственно перенимать модель поведения родителей, поэтому очень часто дети — свидетели домашнего насилия становятся тиранами или безропотными жертвами в собственных семьях. Очевидно, что домашнее насилие представляет особую опасность для общества. Пострадавшим от домашнего насилия нужны особые помощь и поддержка: доступ к бесплатной психологической и юридической помощи, кризисные центры, где можно было бы остаться с детьми на время, меры защиты от агрессора и преследования.
Там говорится, что основная цель закона — сохранять семью, что надо содействовать примирению жертвы и насильника. Но именно эти две базовые позиции вредны. Из-за «примирения» насильник будет чувствовать, что государство на его стороне и старается его оправдать в глазах жертвы, примирить их. Он будет чувствовать, что совершил не преступление, а немножко оступился. Применил насилие — «ну ладно, с кем не бывает». Он будет видеть, что штраф за нарушение охранного ордера в размере 3000 рублей - ничего страшного.
Это как в случае декриминализации. Это будет оплачено из семейного бюджета, штраф никого не остановит от нарушения охранного ордера. Закон будет восприниматься как писулька, бумажка, которую совершенно спокойно можно нарушать. В большинстве страшных случаев смерти жертвы как раз проблема была в том, что она примирялась с насильником», - подчеркнула общественница.
Наш законодатель решает проблему так, как написано в законе, отмечает Кормильцева, а не так, как лучше на практике. Получается так: проблема есть, ее нужно решить, жертва написала заявление, но решить мы ее не можем, потому что в законе про это ничего не написано. Домашнее насилие сложно доказать, нет сформированного рабочего механизма.
Поэтому государство дополняет уже существующие законы: «Чтобы улучшить положение, в 2021 году Пленум Верховного суда России принял новые поправки в уголовно-процессуальный кодекс. Теперь дело о домашних побоях не прекращается, даже если стороны помирятся или если жертва заберет заявление», — отмечает Светлана. Потому что проблема стоит остро не только в республике Татарстан», — считает Сария Сабурская, уполномоченный по правам человека РТ. Как сообщает Сабурская, команда омбудсмена заключила соглашение с МВД о передаче звонков по номеру 112. Именно по этой линии звонят люди, которых нужно срочно спасать от насилия в семье. Срених них не только женщины: и мужчины, и пожилые люди. Мы понимаем, что иногда это необходимо, — говорит Сария Сабурская.
Но вы знаете, сегодня не сразу можно применять серьезные меры уголовного наказания — закон изменился несколько лет назад, сначала идут предупредительные меры. На мой взгляд, ужесточение должно быть». Не думаю, что Министерство внутренних дел заинтересовано скрывать эту ситуацию. Когда я посещаю исправительные учреждения, часто встречаю тех, кто совершал насилие в семье и находится под заключением. Нет смысла скрывать эти цифры, ведь насильники могут совершить преступление и в отношении обычных людей, не только семьи», — говорит Сабурская. Омбудсмен считает, что нужно прояснять объективность независимых исследований, садиться вместе за стол переговоров и приходить к общим цифрам. Если вас коснулась проблема домашнего насилия, вы можете обратиться в женский кризисный центр «Фатима».
Центр помогает психологически и юридически, составляет план безопасности в критических ситуациях.
Нет штампа — нет домашнего насилия: так, очевидно, считают авторы из Совета Федерации. Плохие девочки, которые не смогли уговорить бойфрендов сходить в загс и живущие «во грехе», пусть справляются сами — государство поможет только добропорядочным официальным жёнам. Сделано это случайно или намеренно — остаётся только гадать. Однако никакой кофейной гущи не понадобится, чтобы понять: сотни тысяч россиянок в случае принятия второй редакции закона останутся без защиты.
Но если в семье дошло до насилия, да ещё такого, что женщина обратилась за защитой, то стоит ли её, эту семью, сохранять? И снова штрафы За нарушение защитного предписания, запрещающего домашнему боксёру приближаться к жертве, в новом законе предусмотрена лишь административная ответственность — штрафы и аресты. Существующий опыт по декриминализации домашнего насилия, где наказания аналогичны, уже показал — такие способы неэффективны: аресты налагаются судами редко, а невысокие штрафы не останавливают абьюзеров. Адвокатесса и одна из авторок первой версии новеллы Мари Давтян считает, что административные санкции должны налагаться в случае первого нарушения, при повторном необходима уголовная ответственность. В качестве наказания должны быть предусмотрены исправительные и обязательные работы, а в качестве самой суровой меры — лишение свободы до одного года. Штрафы — это не единственный повод для критики новой концепции защитных предписаний.
В первой версии выносить их можно было не только с согласия пострадавшей: были предусмотрены исключения, когда жертва в силу возраста, болезни, инвалидности или материальной зависимости дать его не может. В тексте Совфеда этот нюанс пропал. Иными словами, тем, кто запуган, помочь будет уже нельзя.
Что такое домашнее насилие и как помочь его жертвам. Объясняем простыми словами
Депутат Останина: закон о домашнем насилии ушел из повестки вместе с авторами. Мы выступали и будем выступать за работающий закон, который действительно спасёт и защитит пострадавших от домашнего насилия. Проект Федерального закона "О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации". Вышедший сегодня план закона о домашнем насилии уже был раскритикован активистами и многочисленными пользователями сети. На днях председатель Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина выразила сомнение в том, что в России нужен закон против домашнего насилия. Наталья Родикова: Одно из самых популярных возражений противников Закона о семейно-бытовом насилии базируется на том, что в России уже есть Уголовный кодекс, который при необходимости может быть дополнен статьями о наказании домашних агрессоров.
«Это приведет к геноциду семьи»: как в Госдуме обсуждали законопроект о домашнем насилии
Законопроекты о домашнем насилии в РФ вносились около сорока раз Фото. 2. Закон "О домашнем насилии" предполагает криминализацию одного из оснований. Уровень домашнего насилия в РФ вырос в пределах погрешности. Госпожа Меркачева сообщила “Ъ”, что СПЧ подготовил аналитическую справку в Совет федерации и несколько законодательных предложений по борьбе с домашним насилием. Законопрое́кт «О профила́ктике семе́йно-бытово́го наси́лия в Росси́йской Федера́ции» (неофициальные именования — «зако́н о дома́шнем наси́лии», «зако́н о семе́йном наси́лии».
«На лице не было живого места»: как новый закон защитит жертв домашнего насилия
Владимир Путин высказывался на тему законопроекта о профилактике домашнего насилия в 2019 году на прямой линии. Законопроект о домашнем насилии продолжают навязывать обществу лоббисты. Председатель общественного совета при МВД России, адвокат Анатолий Кучерена считает, что к нововведениям, которые может предложить проект закона о профилактике семейно-бытового насилия, «нужно относиться предельно аккуратно». В России с преступностью происходят изменения. Сейчас законопроект называется «Об основах системы профилактики домашнего насилия в РФ».