Волны Мартено изобретены в 1928 году радистом и виолончелистом Морисом Мартено и представляют собой не что иное, как усложненную клавиатуру наподобие фортепианной. Волны Мартено и терменвокс исторически близки, бывали концерты, когда участвовали оба инструмента, мы играли вместе.
Резервуар с нефтепродуктами горит на Таманском полуострове
Резервуар с нефтепродуктами горит на Таманском полуострове // Новости НТВ | электронный музыкальный инструмент, обладающий семиоктавной клавиатурой фортепьянного типа. |
Гитарист-новатор из Radiohead и кинокомпозитор — 10 фактов о Джонни Гринвуде — Радио ULTRA | Жанна Лорио, игравшая на ондесе мартено, редком электронном инструменте, известном своим навязчивым воем, скончалась в возрасте 73 лет. |
Уральцы едут в Петербург
В 1970-х гг. Современная модель имеет диапазон: c — h6. На клавиатуре играют правой рукой, при этом колебания клавиши дают характерный эффект частотного вибрато. Плавное перемещение руки с надетым на палец кольцом с нитью обеспечивает переход от одной высоты к другой наподобие глиссандо как, например, у тромбона. Левая рука клавишами на специальном блоке управления, расположенном слева под клавиатурой регулирует громкость и атаку звука, а также некоторые изменения тембра. Для создания звука используются 2 высокочастотных генератора: один из них — с фиксированной частотой 80 кГц ; переменная частота второго генератора задаётся с клавиатуры. Детектор сравнивает частоты, поступающие с генераторов, и даёт на выходе разностную частоту, лежащую в низкочастотном диапазоне. Сигнал поступает на низкочастотный усилитель и воспроизводится через акустическую систему. Специфический «отстранённый» тембр волн Мартено похож на тембр отечественных одноголосных предшественников синтезатора — терменвокса и экводина.
При игре в ансамбле с акустическими инструментами он отчётливо выделяется на их фоне даже при умеренной громкости. Пик его популярности во Франции пришёлся на 1930—1940-е гг. Одним из первых композиторов волны Мартено сразу 3 инструмента использовал Ф. Ваксман в музыке к французскому фильму «Лилиом» «Liliom», 1934; режиссёр Ф.
Джонни и вдохновение Музыкальный кругозор Гринвуда охватывает диапазон, наглядно иллюстрируемый его расширенной дискографией: от даба и регги он курировал отличную компиляцию для лейбла Trojan до классического минимализма одно из сочинений Стива Райха Джонни в прошлом году не только записал, но и исполнил живьем в присутствии самого Райха. Джонни и Пендерецкий Сходство «OK Computer» и «Bitches Brew» по поводу которого Гринвуд прожужжал все уши сначала Йорку, а затем и всем, кто его когда-либо интервьюировал — вопрос спорный, а вот другого своего кумира, титулованного польского композитора Кшиштофа Пендерецкого, Джонни скопировал настолько очевидно и небездарно, что три года назад у них вышел совместный альбом. На нем сам классик дирижирует оркестром, исполняющим два его канонических произведения, а ученик не стесняется поставить рядом пьесы, написанные по их мотивам включая, что ты будешь делать, все тот же «Popcorn Superhet Receiver». Звучит материал его совместного с Гринвудом альбома. Джонни и волны Мартено Если любимым композитором Гринвуда является именно Пендерецкий, то своим любимым музыкальным произведением Джонни исправно называет «Турангалила-симфонию» француза Оливье Мессиана — пожалуй, самый известный пример использования волн Мартено. Этот электронный музыкальный инструмент — своеобразный гибрид фортепиано и скрипки — настолько впечатлил Джонни, что он стал использовать его и в студии волны Мартено звучат на всех альбомах Radiohead, начиная с «Kid A» , и на концертах, а также в большинстве своих сольных проектов. Используемый Гринвудом инструмент был изготовлен по его личному заказу и доводился до ума почти четыре года. В 2015 году Пол Томас Андерсон снял документальный одноименный фильм и увековечил запись альбома, в которой также приняли участие звукорежиссер Radiohead Найджел Годрич, индийские музыканты и израильский композитор Шай Бен-Цур.
Почтовый рожок — это не только символ почты. Конечно, сигнальный духовой инструмент на протяжении многих столетий в первую очередь использовали гонцы, перевозящие письма и донесения. Но для него писал оркестровые партии сам Моцарт и некоторые другие композиторы. К 30-м годам прошлого века почтовый рожок перестал использоваться по прямому назначению, услышать его можно лишь в редких оркестрах и исторических фильмах. Вотерфон — инструмент, в которой для правильного звучания необходимо налить воду. По краю наполненной чаши расположены стержни различной длины. Играть на нем можно смычком, резиновым молоточком. Изобретен в 1968-м году.
Путешествие с ними — это всегда некоторый стресс. При транспортировке инструмент не расстраивается? На что вообще похоже его техобслуживание? Нужен специальный мастер, или все может сделать сам волнист? Волны состоят из двух частей: собственно инструмент и динамики. Динамики — это чисто механический компонент; если что-то случается с транзисторами, я могу поменять их сама; если нужна пайка, то лучше обратиться к специалисту. Но я прошла специальное обучение, чтобы самостоятельно решать проблемы с волнами. Некоторые вещи я обязана уметь делать сама: так, в одном из динамиков есть струны, и если с ними что-то случится например, они порвутся , то я должна буду их заменить и настроить самостоятельно. Это может занять несколько дней. А с инструментами другого типа такого не происходит. Поскольку волны делают всего три человека в мире — один в Париже, другой в Монреале, а третий в Японии — я могу быть с изготовителем моего инструмента на связи 24 часа в сутки. Владельцы более старых волн, изготовленных самим Мартено, часто возят с собой два инструмента на всякий случай. А поскольку они весят по 150 кг каждый, то вы представляете себе, что происходит. Мой преподаватель ездит так. А я чувствую определенную уверенность и спокойствие, зная качество работы человека, изготовившего мой инструмент. Волны Мартено. Изображение с сайта wikipedia. Не обязательно. Нужен хороший слух, как и для игры на любом инструменте, и нужно уметь соотносить свое звучание с другими инструментами, если ты играешь не один. Много ли в мире волнистов и насколько они востребованы? Это сложный вопрос. Есть разные варианты того, что может делать волнист после обучения. Парижские выпускники начинают специализироваться в разных областях: кто-то предпочитает классику, кто-то — импровизацию, кто-то записывает музыку для фильмов, кто-то направляется в поп-музыку. Скажем так: в мире есть 30-40 человек нужного исполнительского уровня. Очень жаль, что очень многие ограничиваются одним динамиком, то есть не используют весь спектр возможностей инструмента, а концентрируются только на одном из эффектов звука, который дает этот инструмент. При этом да, я считаю, что мы достаточно востребованы: один больше в одной сфере, другой — другой. Я не даю много концертов во Франции, но с другой стороны, мы сами создаем спрос на себя: например, я сперва приехала сюда ради «Жанны на костре», а теперь я даю здесь сольные концерты. Мало какие произведения для волн известны во всем мире. Самое известное — это «Турангалила-симфония» Мессиана.
Терменвокс, траутониум и другая электроакустика
электронный музыкальный инструмент, обладающий семиоктавной клавиатурой фортепьянного типа. Волны Мартено (французское Ondes Martenot), или электрофон — монофонический (одноголосный) электронный музыкальный инструмент. Его инструмент – «Волны Мартено» (Ondes-Martenot) – появился позже Терменвокса, но был и намного сложнее (хотя основан на том же принципе генерации звука).
Уральцы едут в Петербург
Резервуар с нефтепродуктами горит на Таманском полуострове | Волны мартено: краткое описание музыкального инструмента Волны мартено относятся к семейству перкуссионных инструментов, хотя они могут использоваться и в качестве. |
Мариинский театр затопит Волнами Мартено | от мягких басов до пароксизма. |
Волны Мартено
Партию волн Мартено исполнит Натали Форже (Франция) – обладатель диплома первой степени по классу волн Мартено в Национальной консерватории Парижа. волны мартено скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Волны Мартено и терменвокс исторически близки, бывали концерты, когда участвовали оба инструмента, мы играли вместе. Сольные партии исполняют фортепиано и волны Мартено – электромузыкальный инструмент, изобретенный во Франции в 1928 году и благодаря своему необычному «космическому» тембру. Боль, Волны Мартено - Украина и другие музыкальные треки в хорошем качестве (128-320kbps).
Математика в музыке и волны Мартено
Именно Жанна Лорио на долгие годы станет бессменной исполнительницей солирующей партии волн Мартено в грандиозном опусе Мессиана «Турангалила-симфония». «Волны Мартено». Волны Мартено — музыкальный инструмент клавишного типа (электрофон), способный воспроизводить одновременно только один звук. Волны Мартено седьмого поколения — модель 1975 года — с полнофункциональной клавиатурой, педалями и тремя громкоговорителями.
Вы точно человек?
Более прочих звучанию терменвокса обязаны создатели ранних научно-фантастических фильмов, по крайней мере, сегодня его мистические завывания прежде всего вызывают ассоциацию с чем-то внеземным. Широкое распространение инструмент получил после использования его Делией Дербиршир в заставке к сериалу «Доктор Кто» и Бернардом Херрманом в саундтреке к фильму «День, когда Земля остановилась». В популярной же музыке путь терменвокса начался с группы Beach Boys , именно у них инструмент «подслушал» один из его главных популяризаторов Жан-Мишель Жар. Удивительно, но советское ноу-хау почти не используется современными электронщиками. Вероятно, из за сложности освоения; похожего звука в свое время пытались добиться Aphex Twin и Portishead, но до использования оригинального терменвокса их руки так и не дошли. По сути — один из первых монофонических синтезаторов, вдохновленный, в частности, и терменвоксом. История Создатель «волн», французский радист Морис Мартено, придумал свое изобретение, обратив внимание на характерный свист, издаваемый лампами переговорного оборудования.
Результатом стала собранная на транзисторах электрическая схема с 7-октавной клавиатурой и оригинальными элементами управления. Первым из таких элементов было одеваемое на палец кольцо с нитью-смычком, с помощью которой исполнитель мог контролировать электрические колебания. Также «волны» были оснащены специальной кнопкой с мембраной, акцентирующей те или иные звуки, — например, легким касанием пальца музыкант мог превращать еле слышимый писк в резкий медвежий рык. Несмотря на очевидную сложность управления, представленный в 1928 году инструмент пришелся весьма по нраву французским композиторам и исполнителям, а затем, во многом благодаря своей оригинальности, завоевал и любовь избалованной местной публики. Самым знаменитым пользователем «волн» стал композитор Оливье Мессиан, даже специально написавший для инструмента свою «Турангалила-симфонию». Морис Мартено, будучи прежде всего изобретателем и музыкантом, никогда не задумывался о получении прибыли или тем более серийном производстве «волн», поэтому после его кончины развитие инструмента практически прекратилось, а собранные им при жизни немногочисленные копии заняли свое место в музеях и частных коллекциях.
В апреле 2001 года «волны» получили второе рождение благодаря группе Radiohead. Использовав инструмент в записи альбома «Kid A», клавишник коллектива Джонни Гринвуд всерьез опасался за сохранность старинного инструмента во время концертного тура, благодаря чему заказал проектирование современного аналога «волн» Роберту Уилльямсу из компании Analogue Systems, известной своими модульными синтезаторами.
Десять музыкантов УАФО звучали ловко, выразительно и были на высоте, но не только они одни. Весь оркестр демонстрировал блестящий уровень мастерства — густые и гибкие струнные, точные деревянные, сокрушительно сияющая медь, призванная в «Турангалиле» играть роль одновременно опорных конструкций и тематических взрывов: без такой бы все массивное и при этом как будто парящее в воздухе здание симфонии рухнуло. У москвичей по большей части не принято улыбаться — так иногда ведут себя западные оркестры. В то же время звук, баланс, артикуляция и в целом манера Уральских филармоников, если обобщать, ведут скорее к теплому звучанию старых российских оркестров, чем к современной западной традиции. Но звук оркестра, позволивший высветить в хитросплетениях Мессиана больше их сумасбродную, живую и стройную красоту, нежели интеллектуализированную форму, стал для уральско-московской «Турангалилы» прекрасным инструментом и большим украшением. Так что можно было не сильно огорчаться из-за стеклопластикового звука фортепиано под пальцами Роже Мюраро — аккуратная игра некогда одного из любимцев публики на конкурсе Чайковского контрастировала с оркестровой магией своей виртуозной прозаичностью в Екатеринбурге за роялем был Пьер-Лоран Эмар, но Москве так уже не повезло , но в целом дела не портила.
У меня всегда были любимыми композиторами Моцарт и Григ. Понятно, мы все играем Моцарта в процессе обучения, а вот с творчеством Грига я познакомилась благодаря своему дедушке Михаилу Федоровичу Неструху, который был двоюродным братом Льва Термена. Он очень хорошо играл на фортепиано и даже иногда давал концерты, хотя был ученый. Он очень любил Грига, у нас был большой нотный том произведений Грига с пометками дедушки. Сама я писала довольно много песен на стихи и довольно хорошо пела, и первые мои выступления были именно такими — я пела свои песни в сопровождении фортепиано, иногда кто-то мне аккомпанировал, иногда я пела и играла сама. Когда мне было лет десять, я участвовала в конкурсе на лучшую песню о Москве, объявленный газетой «Вечерняя Москва» и получила там поощрительный приз. Это было первое публичное выступление, когда я заключительном концерте этого конкурса пела собственную песню о Москве. Другой, довольно крупной для меня работой было написание музыки для школьного спектакля «Снежная королева». Всю музыку я сочинила и записала, и она шла во время спектакля с магнитофонной пленки. Там я в первый раз использовала терменвокс для олицетворения выхода Снежной королевы. В основном это были глиссандирующие переходы по всему регистру, потому что у терменвокса очень большой диапазон. Это привлекло большое внимание прессы, где стали писать, что в московской школе прошел спектакль, к которому девочка написала музыку. После этого меня пригласили участвовать на творческих фестивалях в Болгарии, они назывались Всемирная Ассамблея Знамя Мира, куда привозили творческих детей из ста двадцати стран. Там проходили выступления, творческие конкурсы, и нашей детской группе из СССР вручили золотую медаль, я думаю, это было политически продуманный ход. Как Вы познакомились с терменвоксом как инструментом, это была любовь с первого взгляда? Я очень хорошо помню момент первой встречи с терменвоксом, потому что Лев Термен принес маленький терменвокс с корпусом из бордового пластика. Это был, наверное, единственный транзисторный терменвокс, который Лев Сергеевич построил, обычно он собирал терменвоксы на лампах. Это был переносной вариант, он работал на батарейках, и Термен стал обучать меня и мою сестру игре на этом терменвоксе. Насколько я знаю, это было его предложение, что он будет меня обучать, и тут было взаимопонимание моих родителей и Льва Сергеевича. Мои родители очень хорошо понимали значимость этого изобретения, а он, конечно, знал, что я занимаюсь музыкой и сочиняю. Терменвокс с самого начала был для меня интересен, он стал первым электронным инструментом, который я пощупала и услышала, я с удовольствием с ним занималась, включала его в свои пьесы, а было мне тогда лет девять, и было это в середине семидесятых. Я могла общаться непосредственно с электронным звуком, и это рождало новые композиторские идеи. Этот инструмент может дать то, что не могут дать фортепиано и голос. Наши занятия происходили по пятницам, именно после его полной рабочей недели в Университете на физическом факультете, он ехал через всю Москву, потому что мы жили в начале Дмитровского шоссе, и приезжал всегда ровно в шесть часов вечера. Ему тогда уже было за восемьдесят лет, при этом он хорошо переносил такие поездки и был физически очень крепкий и активный. Как происходили сами занятия, как сам Термен объяснял принципы обращения с его инструментом? Он сам очень хорошо играл на терменвоксе, главным процессом урока было то, что я должна была стараться играть мелодии и играть их чисто, такой тренировочный процесс. Не помню, чтобы у Льва Сергеевича по-настоящему была какая-то методика. Я помню точно момент, когда он мне показал направление «вибрато», как правильно двигать руку, как и когда играть, и какое «вибрато», а когда — без него. В большей степени методикой Льва Сергеевича было огромное терпение. Учителю игры на терменвоксе надо обладать огромным терпением, долго выслушивая плохую интонационную игру, потому что нахождение нот — это тренировка координации и удержания чистого звука. Это может занять годы и особенно у ребенка, у которого ещё мало опыта. Подсказывал где и когда я играю не чисто и корректировал меня свистом, он очень хорошо умел насвистывать мелодии и мог наиграть мелодию на фортепиано. Многие мелодии, многие музыки я узнала от Льва Термена, и мой слуховой опыт развивался за счет тех произведений, которые надо было играть на терменвоксе. Например, песню «Эй, ухнем! Учил меня играть побочную партию из шестой симфонии Чайковского, из первой её части, он считал, что это мелодия любви, которая проходит с человеком через всю его жизнь. Потом, уже позднее я стала искать пластинки с шестой симфонией Чайковского, стала её слушать и чрезвычайно полюбила это произведение. Лев Сергеевич был доброжелательным преподавателем, обычно мы где-то час занимались, потом я говорила, что пора бы закончить, и мы просто пили чай и общались. По нашей традиции он всегда приносил что-то сладкое, торт или шоколадные конфеты. Он же был не только изобретателем терменвокса, а ещё и первым преподавателем, даже Ленину показывал, как звучит его инструмент. Наверное, у него был гигантский преподавательский опыт, а рассказывал ли он о своих учениках? Действительно, у него было много учеников за рубежом, в частности это было связано с наличием самих инструментов, в Америке было производство терменвоксов. В России инструментов было мало, и ученики были более случайные, но в принципе Термен всегда с удовольствием обучал всех, кто хотел обучаться. Он немного рассказывал о других людях и не был рассказчиком, скорее слушателем. Когда он выступал или его интервьюировали, он охотно рассказывал, но в советское время рассказывал то, что можно было рассказать, про встречи с Лениным, например. У нас были такие выступления, когда он рассказывал, а я играла на терменвоксе, многое я узнавала о нем из этих рассказов, о его контактах со знаменитыми людьми, об учениках в Америке. Многое из его жизни я узнала из рассказов в семье, от моей мамы, с которой у Льва Сергеевича было очень хорошее взаимопонимание. Позднее, когда мне было лет 18-20, я его уже о чем-то расспрашивала. Он мне рассказывал какие-то анекдоты из своей жизни в заключении, и я до сих пор не понимаю, почему он мне как девушке это рассказывал. Был ли какой-то идеал в игре на терменвокса у его изобретателя, ведь это самый первый электронный инструмент, ему уже скоро исполниться сто лет? Лев Сергеевич сам очень хорошо играл, играл необычайно выразительно. У него был вокальный подход к терменвоксу, как к живому голосу и это была его техника, можно сказать. Он считал, что музыкальные произведения надо петь, играя на инструменте, и этот подход он передавал большинству своих учеников. Если мы возьмем его самую замечательную ученицу Клару Рокмор, увидим изначальную вокальную составляющую в подходе к стилю, к интерпретации музыки. Другое дело, что каждый музыкант, который начинает играть на терменвоксе, играет то, что у него звучит в голове, а у каждого в голове что-то разное, у каждого свой звуковой и музыкальный опыт. Клара Рокмор была к моменту знакомства с терменвоксом уже состоявшаяся скрипачка, поэтому она прежде всего старалась изобразить на нем песенно-скрипичную интерпретацию музыки. Песенность характерна для всех музыкантов в русской музыке, русские музыканты, играя на струнных, поют, пропевают мелодию. Мелодия на терменвоксе в первую очередь создается ушами, мы играем ушами, а не конкретными движениями и не конкретным запоминанием позиций или ощущением электромагнитного поля. Лев Сергеевич, конечно, не был профессиональным музыкантом, у него был подход к терменвоксу в большой степени, как изобретателя, который открывает новую страницу в культуре. Концерт в ЦМШ, с Г. Стонешниковой и В. Белунцовым И эту страницу электронного прекраснейшего красивейшего чувственного звука он мог замечательно демонстрировать. Он был популяризатором, а не музыкальным учителем в общепринятом смысле, поэтому, когда он обучал других, ему было важно, что он новых людей обучает, что больше людей это будут уметь и дальше нести в жизнь. У него не было методик профессионального преподавателя музыки. Познакомить со своим инструментом, пробудить к нему интерес, вдохновить человека, пробудить любовь к этому инструменту — вот, что он умел замечательным образом, вот в чем был его педагогический подход. Подход изобретателя, который все время что-то новое хочет принести миру, заразить людей любопытством и восхищением чего-то нового. Когда он говорил о своих учениках, он рассказывал не сколько об их музыкальных достижениях, а о том, что у него было сорок учеников — двадцать черных и двадцать белых. Ему важно, что их было много. Он, конечно, очень ценил их музыкальные достижения, особенно боготворил Клару Рокмор и очень любил Люси Розен. Он жил в одном из их домов, отдыхал на их вилле, а Люси Розен, жена банкира, была большой покровительницей муз и помогала художникам, поэтам, музыкантам. Она сама очень много играла на терменвоксе, композиторы писали для нее музыку, и благодаря ей появилось много замечательных произведений для терменвокса. Люси Розен имела очень большое значение и в жизни Термена и для развития репертуара терменвокса в те времена. С одной стороны терменвокс — абсолютно футуристическое изобретение, обращенное куда-то в будущее, с другой стороны это довольно русский инструмент в смысле подхода, у него ведь есть как корни, так и антенны? Терменвокс вышел за рамки чего-то однозначного, и у каждого человека, не обязательно музыканта, у артистов и технарей, у всех свой подход, у кого-то песенный, у другого не песенный.
В исполнении опуса, написанного для смешанного хора, будет задействован необычный для академической музыки состав: электроника, перкуссия, волны Мартено и четыре контрабаса. Запланирована ярмарка-распродажа. За добровольное пожертвование здесь можно будет приобрести поделки ручной работы, книги, украшения, игрушки, одежду, предметы декора и технику. Собранные средства будут направлены на закупку медикаментов и питания пушистым постояльцам приюта. В программу фестиваля также входят мастер-классы по фотосъемке животных, образовательные лекции от ветеринаров и грандиозная корги-встреча, организованная «Пушистым маркетом» и корги-блогерами.
Разыскиваются: необычные солисты для оркестра
Сможет ли ее сын увидеть все это своими глазами? Ответ на этот вопрос узнаем только после просмотра фильма! Это микрополифоническое произведение на стихи Пауля Целана является итогом двухлетней работы композитора. В исполнении опуса, написанного для смешанного хора, будет задействован необычный для академической музыки состав: электроника, перкуссия, волны Мартено и четыре контрабаса. Запланирована ярмарка-распродажа. За добровольное пожертвование здесь можно будет приобрести поделки ручной работы, книги, украшения, игрушки, одежду, предметы декора и технику.
И пока критики спорят, считать ли звук, извлекаемый из этого гибрида, музыкой, яйбахар уже стал частью саундрека фильма "Недруги" режиссера Скотта Купера. Волны Мартено — одноголосый электронный музыкальный инструмент. Появился во Франции в 1928-м году. У него есть клавиатура, как у органа, а также металлическое кольцо, от которого тянется проволока.
Чем сильнее она натянута, тем громче будет звук. Слышать этот необычный инструмент вы могли, если смотрели фильм 80-х "Охотники за привидениями". Почтовый рожок — это не только символ почты. Конечно, сигнальный духовой инструмент на протяжении многих столетий в первую очередь использовали гонцы, перевозящие письма и донесения.
За пульт встанет главный дирижёр коллектива Дмитрий Лисс.
Симфония звучит не так часто. Для её исполнения нужно собрать огромный состав оркестра, двух солистов: фортепиано и волны Мартено. Это очень интересный электроакустический инструмент, сконструированный в первой половине XX века.
Натали работала не только с летящими в зал звуками, но и их вернувшимися отзвуками, реагируя на оркестровую динамику и акустическую специфику.
На первый взгляд абсолютно не эмоционально, сосредоточенно она окрашивала своими обертонами инструментальные тембры звучащей фактуры. Пианист предельно эмоционально разворачивал свои каденции, соревновался с оркестром или поддерживал аккордами оркестровые метро-ритмы. И рояль с благодарностью отзывался неземными звуками на прикосновения огромных мягких рук исполнителя. Солист, безусловно, наравне с дирижером был ведущим и лидирующим.
Этот симфонический монстр со специфическим солирующим инструментом волны Мартено своей сложностью и масштабностью отталкивает от себя дирижеров и коллективы. Хочется выразить благодарность Уральскому симфоническому оркестру, его главному дирижеру Дмитрию Лиссу за этот творческий подвиг и необычайно интересный слушательский опыт. Фото: Елена Алексеева Дмитрий Лисс является художественным руководителем международного фестиваля "Евразия". На закрытии очередного V евразийского фестиваля накануне Нового 2020 года Уральский симфонический подарил своим землякам исполнение "Турангалила-симфонии".
Нотный архив Бориса Тараканова
Но по какой-то причине этого не произошло. Electronium Это самый загадочный музыкальный инструмент в нашем списке. В сети мало информации об этом инструменте, мы знаем об электронии только то, что его изобрел американский композитор Раймонд Скотт в 1969 году, и что он похож на древний прототип баяна. Единственный известный электроний принадлежит музыканту группы Devo Марку Мазерсбо.
Впрочем, не все положительно воспринимали звучание этого инструмента — кое-кто утверждал, что прослушивание стеклянной гармоники может вызывать безумие и преждевременные роды. Уже к середине XIX века инструмент вышел из моды, а к началу прошлого века он был практически забыт. Тем не менее последние десятилетия интерес к стеклянной гармонике возродился, создаются реплики и современные версии инструмента, а современные академические композиторы и рок-музыканты используют его в своих сочинениях. Американский музыкант и защитник исторического наследия Деннис Джеймс исполняет Адажио для стеклянной гармоники В. Моцарта на аутентичном инструменте. Более того, он не был и первым в истории электронным музыкальным инструментом, то есть таким, в которых звук создается путем вывода электрического звукового сигнала на динамик через усилитель. На это звание по праву претендует созданный в 1897 году телармониум массой семь тонн; вторая версия весила больше 200 тонн! Тадеуша Кэхилла. Более того, этот инструмент был создан примерно несколькими годами позже, чем без сомнения самый необычный музыкальный инструмент в истории — терменвокс российского изобретателя Льва Термена. Тем не менее мы решили рассказать именно о нем, так как в этом инструменте были впервые реализованы многие технические решения, которые затем стали использовать в синтезаторах, тогда как терменвокс остался единственным в своем роде. Их изобрел французский инженер Морис Мартено, в Первую мировую войну служивший радистом, а до того игравший на скрипке. Используя полученный опыт в радиотехнике, он в 1928 году создал схему на основе лампового генератора сигнала и конденсатора переменной емкости. В первых версиях инструмента музыкант с помощью шнура с закрепленным на нем кольцом правой рукой изменял емкость конденсатора и тем самым менял высоту звука, а левой рукой с помощью кнопки, чувствительной к силе нажатия, регулировал громкость. Для удобства использования инструмент был снабжен имитацией клавиатуры, чтобы музыкант мог точнее устанавливать положение кольца и, следовательно, высоту звука что было недоступно исполнителю на терменвоксе — там у музыканта нет вообще никаких ориентиров, кроме собственного слуха. Волны Мартено, как и терменвокс, — монофонический инструмент, звучание которого напоминает человеческий голос, но явно электрического происхождения. В более поздних версиях у инструмента появилась настоящая клавиатура, да не простая, а позволявшая осуществлять боковое движение клавиш, благодаря чему исполнитель мог создавать вибрато и вообще играть двумя разными способами — на клавиатуре и кольцом. Также версии 1930-х годов, постепенно совершенствуясь, обзаводились новыми функциями. Например, в них появились со временем целых три диффузора, или громкоговорителя, позволявшие создавать звуки разного тембра. Для волн Мартено имеется порядка 100 партий в том числе сольных в произведениях классических композиторов — особенно инструмент полюбился французскому композитору Оливье Мессиану.
Их лучшие песни вообще не попадают в ротацию. Команда работает с тишиной и негативным пространством не меньше, чем с лирикой, погружая в это пространство самого слушателя, оставляя его наедине с мыслями. Члены группы виртуозы в своем искусстве, они заставляют вслушиваться. В этом контексте популярные RADIOHEAD — скорее носители платонического идеала, который водружает их на вершину фестивальной цепи и подпитывает людские массы в хоровом пении. Мы говорим про гимны, канонические работы с большими гитарами и поп-мелодиями, которые часто скрываются за их электронными экспериментами. Более тонкие элементы мейнстрима есть на « A Moon Shaped Pool ».
Ключевое слово для описание того, как это звучит, — «плавность». Нужно обязательно отметить и то, что игра на инструменте совершенно точно не является легкой прогулкой — одним из основных критериев для исполнителя является идеальный музыкальный слух, и это уже не говоря о чисто механических навыках. Более прочих звучанию терменвокса обязаны создатели ранних научно-фантастических фильмов, по крайней мере, сегодня его мистические завывания прежде всего вызывают ассоциацию с чем-то внеземным. Широкое распространение инструмент получил после использования его Делией Дербиршир в заставке к сериалу «Доктор Кто» и Бернардом Херрманом в саундтреке к фильму «День, когда Земля остановилась». В популярной же музыке путь терменвокса начался с группы Beach Boys , именно у них инструмент «подслушал» один из его главных популяризаторов Жан-Мишель Жар. Удивительно, но советское ноу-хау почти не используется современными электронщиками. Вероятно, из за сложности освоения; похожего звука в свое время пытались добиться Aphex Twin и Portishead, но до использования оригинального терменвокса их руки так и не дошли. По сути — один из первых монофонических синтезаторов, вдохновленный, в частности, и терменвоксом. История Создатель «волн», французский радист Морис Мартено, придумал свое изобретение, обратив внимание на характерный свист, издаваемый лампами переговорного оборудования. Результатом стала собранная на транзисторах электрическая схема с 7-октавной клавиатурой и оригинальными элементами управления. Первым из таких элементов было одеваемое на палец кольцо с нитью-смычком, с помощью которой исполнитель мог контролировать электрические колебания. Также «волны» были оснащены специальной кнопкой с мембраной, акцентирующей те или иные звуки, — например, легким касанием пальца музыкант мог превращать еле слышимый писк в резкий медвежий рык. Несмотря на очевидную сложность управления, представленный в 1928 году инструмент пришелся весьма по нраву французским композиторам и исполнителям, а затем, во многом благодаря своей оригинальности, завоевал и любовь избалованной местной публики. Самым знаменитым пользователем «волн» стал композитор Оливье Мессиан, даже специально написавший для инструмента свою «Турангалила-симфонию». Морис Мартено, будучи прежде всего изобретателем и музыкантом, никогда не задумывался о получении прибыли или тем более серийном производстве «волн», поэтому после его кончины развитие инструмента практически прекратилось, а собранные им при жизни немногочисленные копии заняли свое место в музеях и частных коллекциях.
В Доме Радио представят новую барочную программу и премьеру «В эфире»
Инструмент имеет 7-октавную клавиатуру фортепианного типа, а также нить с кольцом, надеваемым на указательный палец правой руки. В левой части инструмента расположена кнопка, играющая роль смычка. Терменвокс, немного раньше изобретенный Львом Терменом, отчасти строился на тех же принципах, что и Ondes Martenot. История инструмента берёт свое начало в период окончания Первой мировой войны, когда молодой французский радист Морис Мартено открыл для себя удивительную возможность музыкальных экспериментов с прибором, для этих целей, казалось бы, совершенно не предназначенным, а именно — с военной радиостанцией.
Его внимание привлёк необычайно чистый звук, производимый лампами оборудования, к тому же частотой этих колебаний можно было с лёгкостью управлять, извлекая мелодии своеобразным, «поющим» звуком. Вернувшись с войны, Мартено вплотную приступил к работе.
Кто знает, может бдительные блюстители идеологии «по дороге» письмо потеряли… Но пересечение с кругом композитора все же произошло — позднее, в Братиславе. А ответ на вопрос, что сподвигло сейчас дирижера на такой жест, с учетом всех сложностей, обезоружил простотой: «Для меня Мессиан — гений, таких звуков никто не создавал. И у него все обращено в космос». Действительно, композитор мыслил это сочинение как мистерию, где понятия «ликование», «радость» носят внеличностный, вселенский масштаб и обращены к Богу.
И оркестр замечательно это воплотил: несмотря на то, что струнная группа тут на 90 процентов женская, объем звука она выдавала колоссальный. Приперченная джазовыми гармониями и синкопами вперемешку с пентатоникой, окутанная мистическими подвываниями «волн Мартено» и «птичьими» руладами духовых, музыка «Турангалилы» отправила слушателей в таинственное путешествие во внеземные цивилизации. Грозные, оглушающие рыками медных духовых образы сменялись гипнотически-завораживающими медитациями «Сада любви», бурлящими контрастами двух «Песней любви», подводя к главной кульминации — «Кровавому ликованию звезд», где эффектно солировал на фортепиано любимец воронежцев, московский пианист Яков Кацнельсон. Этот дикий «коктейль» опьянил публику, которая в финале вечера стоя аплодировала геройству оркестра и дирижера. Реплики уходящих слушателей, возможно, заставят филармонию призадуматься. С одной стороны, были неофиты, пришедшие в первый раз.
Однако знакомство с Мессианом ошеломило их из-за резкого перепада с первым отделением, где в Скрипичном концерте Бетховена солировал Павел Милюков. Гармония, божественность тона породистого Страдивари, общая лиричность концепции привели зал в благостное состояние, и вдруг — такие страсти.
Мессиан оставил в своем наследии единственную симфонию, но какую! Романтизм и символизм названия, использование загадочного инструмента Мориса Мартено, исполнительские сложности, рождающие ослепительной красоты звучания, наконец, философско-гуманистический подтекст сочинения сделали опус Мессиана ярчайшим и неповторимым образцом жанра в истории музыки XX века, причиной национальной гордости французов. Фото: Елена Алексеева Что касается замысловатого и очень поэтичного названия, к слову, давшего позже имя персонажу в американском мультсериале, то Мессиан придумал его после написания симфонии в 1946-1948 годах.
Для нас, думается, это также имеет место быть. Если не послушать музыку Турангалилы, а сразу попробовать перевести с санскрита, то запутаешься. Музыка же не позволит ошибиться в поисках подходящего не столько значения, сколько ощущения. Судите сами: "Туранга" — лошадь, движение, скорость, а если совсем музыкально, то и ритм. Через музыку Мессиан тоньше, полнее и точнее передает свой посыл.
Звучащая партитура симфонии одаривает слушателя сверх-радостью, сверх-счастьем любых оттенков, от чувственного экстаза любви человеческой к запредельно-совершенной божественной любви.
Джонни и Пендерецкий Сходство «OK Computer» и «Bitches Brew» по поводу которого Гринвуд прожужжал все уши сначала Йорку, а затем и всем, кто его когда-либо интервьюировал — вопрос спорный, а вот другого своего кумира, титулованного польского композитора Кшиштофа Пендерецкого, Джонни скопировал настолько очевидно и небездарно, что три года назад у них вышел совместный альбом. На нем сам классик дирижирует оркестром, исполняющим два его канонических произведения, а ученик не стесняется поставить рядом пьесы, написанные по их мотивам включая, что ты будешь делать, все тот же «Popcorn Superhet Receiver». Звучит материал его совместного с Гринвудом альбома. Джонни и волны Мартено Если любимым композитором Гринвуда является именно Пендерецкий, то своим любимым музыкальным произведением Джонни исправно называет «Турангалила-симфонию» француза Оливье Мессиана — пожалуй, самый известный пример использования волн Мартено. Этот электронный музыкальный инструмент — своеобразный гибрид фортепиано и скрипки — настолько впечатлил Джонни, что он стал использовать его и в студии волны Мартено звучат на всех альбомах Radiohead, начиная с «Kid A» , и на концертах, а также в большинстве своих сольных проектов. Используемый Гринвудом инструмент был изготовлен по его личному заказу и доводился до ума почти четыре года. В 2015 году Пол Томас Андерсон снял документальный одноименный фильм и увековечил запись альбома, в которой также приняли участие звукорежиссер Radiohead Найджел Годрич, индийские музыканты и израильский композитор Шай Бен-Цур.
К слову, в 2018 году Гринвуд отметил 25-летнюю годовщину свадьбы с израильской художницей Шароной Катан, оформлявшей саундтреки «Нефти» и «Bodysong» и родившей Джонни двух сыновей и дочь.
В Доме Радио представят новую барочную программу и премьеру «В эфире»
Именно Жанна Лорио на долгие годы станет бессменной исполнительницей солирующей партии волн Мартено в грандиозном опусе Мессиана «Турангалила-симфония». Волны Мартено седьмого поколения — модель 1975 года — с полнофункциональной клавиатурой, педалями и тремя громкоговорителями. И неразрезан счастья том Того гляди махнёт хвостом Спадёт как волны Мартено Где в подоплёке водяной. волны мартено скачать с видео в MP4, FLV Вы можете скачать M4A аудио формат. Пожар произошел в поселке Волна, расположенном недалеко от порта Тамань. Впрочем, рад признать, что чертовы Волны Мартено не намного более продвинутый инструмент.