Читать его легко, а история, рассказанная Достоевским, весьма жизненная и актуальная. Подступаетесь к одному из главных авторов русской литературы?
6 вопросов о том, как читать «Преступление и наказание» Достоевского, чтобы его поняли школьники
Будучи сам одарённым журналистом, Достоевский очень внимательно следил за литературной критикой, участвовал в дискуссиях, писал рецензии, и даже сам издавал журналы. Вначале совместно с братом Михаилом «Время» и «Эпоха», 1861-1864 , потом в качестве главного редактора «Гражданин», 1873-74 , и наконец, в качестве уникального автора-издателя «Дневник писателя», 1876-77, 1880-81. Эта деятельность требовала глубокого понимания литературы, так что Достоевский не только мог полагаться на себя в выборе книг, но и служил признанным авторитетом для других. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное», — советовал он начинающей писательнице А. Согласитесь, звучит и сегодня весьма актуально. Творчеством каких авторов Достоевский вдохновлялся и восторгался? Были ли у него такие кумиры?
Будучи чрезвычайно начитанным человеком, с одной стороны, и весьма увлекающейся, эмоциональной натурой — с другой, Достоевский восторгался многими авторами, как классиками, так и современниками. Безусловно, выше всех для него стоял А. Пушкин — ему писатель посвятил своё последнее публицистическое произведение «Речь о Пушкине», ради которой специально прервал работу над романом «Братья Карамазовы» и выпустил единственный номер «Дневника писателя» за 1880 г. Он разом, самым метким, самым прозорливым образом отметил самую глубь нашей сути», — считал Достоевский. Не меньше восторга вызывал у него Гоголь: «Взгляни на Пушкина, на Гоголя. Написали немного, а оба ждут монументов. Старые школы исчезают» Письмо к брату Михаилу, 1845 г.
Наполеон, о котором по ходу романа несколько раз упоминает Раскольников, — пример человека «второго разряда», который вскружил голову молодежи XIX века. Он кажется безжалостным, бескомпромиссным императором, который пошел против любых нравственных принципов и захватил полмира. Чтобы доказать себе, что он Наполеон или «право имеющий», Раскольников и идет на убийство жалкой старухи. Как связаны роман Достоевского и работы философа Фридриха Ницше? Теория Раскольникова подозрительно похожа на идеи Ницше о сверхчеловеке: философ называет сверхчеловеком личность, в которой воля к жизни, к увеличению жизненной и творческой силы достигает наивысшей точки своего развития, — он якобы от рождения наделен свойствами, которые делают его лучше прочих. Сверхчеловек, представляя собой единство «твари и творца», преодолевает себя и «рождает» творца, победив в себе тварь. Сходство с теорией Раскольникова налицо, только важно уточнить: «Преступление и наказание» Достоевского опубликовано в 1866 году, «Так говорил Заратустра» Ницше — в 1883 году. Так что это Ницше заимствует мысли Достоевского, а не наоборот Более того, немецкий философ писал: «Достоевский принадлежит к самым счастливым открытиям в моей жизни…» Эти двое взаимосвязаны, но не тождественны. Достоевский — рационалист и моралист, Ницше — иррационалист, отрицающий существующую мораль, именно поэтому у Раскольникова после преступления довольно скоро наступает «наказание» и продолжительное страдание.
Татьяна Шошина: Бунин без одобрения относился к творчеству Достоевского, потому что был прежде всего стилистом и часто форма была ему интереснее и важнее содержания. В сущности, здесь можно признать правоту Бунина: зрелый Достоевский не пишет романы рукой, а надиктовывает их стенографистке — это интересный творческий опыт: он отпускает свою мысль, дает свободу воображению, потому что рука всегда является цензором сознания. Бунин был убежден, что есть некая важная связь между рукой, которая держит перо, и бумагой — Достоевский в своем методе эту связь разрывает. Отсюда небрежность текста и избыточность, в том числе, религиозной символики. Воскрешение Лазаря. Это не просто символ, а целый фрагмент Нового Завета внутри романа Достоевского. Это центральная сцена романа, идейная кульминация, в которой Соня по просьбе Раскольникова читает ему легенду о воскрешении Лазаря, которая действительно выглядит избыточной. Топор — довольно очевидный символ: Раскольников ударяет старуху обухом, соответственно, лезвие в момент удара направлено на него. Когда он замахивается топором, лезвие движется к нему — тем самым символически его убивает.
Евангелие в финале романа зачастую истолковывается слишком прямолинейно. В эпилоге говорится, что Евангелие, данное Соней Раскольникову, он держит под подушкой — мы не видим слов о том, чтобы он его читал. Таким образом, Евангелие для Раскольникова — потенциальная, но не реализованная возможность раскаяния. Цветовая символика — еще один элемент романа, к которому автор постоянно возвращается в каждой части романа.
Эти годы стали для него годами душевного перелома, краха социалистических иллюзий, нарастания противоречий в его мировоззрении. Он активно участвовал в общественной жизни России, выступал против революционно-демократической программы Чернышевского и Добролюбова, отвергая теорию "искусства для искусства", утверждая социальную ценность искусства. После каторги были написаны "Записки из Мертвого дома". Летние месяцы 1862 и 1863 писатель проводит за границей, посетив Германию, Англию, Францию, Италию и др. Он считал, что исторический путь, который прошла Европа после французской революции 1789, был бы гибельным для России, так же как и внедрение новых буржуазных отношений, отрицательные черты которых потрясли его во время поездок по Западной Европе. Особый, самобытный путь России к "земному раю" — вот социально-политическая программа Достоевского начала 1860-х. В 1864 были написаны "Записки из подполья", важное произведение для понимания изменившегося мировоззрения писателя. В 1865, будучи за границей, в курортном Висбадене, для поправки здоровья, писатель начал работу над романом "Преступление и наказание" 1866 , в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий. В 1867 Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом. Вскоре они уехали за границу: жили в Германии, Швейцарии, Италии 1867 — 71. В эти годы писатель работал над романами "Идиот" 1868 и "Бесы" 1870 — 71 , который закончил уже в России. В мае 1872 Достоевские уехали на лето из Петербурга в Старую Русу, где они впоследствии купили скромную дачу и жили здесь с двумя детьми даже зимой. С 1873 писатель стал ответственным редактором журнала "Гражданин", на страницах которого начал печатать "Дневник писателя", являющимся в то время учителем жизни для тысяч русских людей.
Я тогда, как паук, к себе в угол забился». Так Достоевский полемизирует с теорией среды и утверждает, что никакие внешние обстоятельства и неблагоприятные жизненные условия, идеология и прочие рациональные проекты переустройства мира не могут до конца поработить человека и продиктовать ему ту или иную модель поведения — у него всегда остается свобода выбора. Раскольников — герой времени и безвременья Выбор Раскольниковым старухи-процентщицы в качестве жертвы обусловлен его увлечением модной в обществе 1860-х годов, особенно среди молодежи, идеей разумной пользы. Они считали, что все явления действительности нужно рассматривать исходя из критериев «разумности», «пользы», «рациональности», «утилитарности». Достоевский нашел эту идею «недоконченной» и радикализировал ее в романе: его герой применяет критерий «пользы» по отношению к жизни Алены Ивановны. И когда Раскольников смотрит на процентщицу только как на старуху, которая «никуда не годна», то и расправа над ней оказывается не преступлением: «Если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой, злой, завистливой и глупой, которая сама не знает, для чего живет на свете…» Раскольников решается на убийство, чтобы избавить от Алены Ивановны в том числе и ее бессловесную сестру Лизавету, которую процентщица держит в работницах. Но когда он идет на преступление и совершает его, невольным свидетелем становится та самая Лизавета — и он убивает и ее. Так Раскольников проявляет себя как характерный представитель эпохи 1860-х годов: он увлекается одной актуальной, но не до конца оформленной идеей и демонстрирует то общее, что определяет его поколение — необычайную «шаткость в понятиях», размытость границ добра и зла, представление об относительности всех нравственных принципов. Достоевский не только изображает преступление, но и очень подробно воссоздает его последствия для Раскольникова. Убийству, как показывает Достоевский, сопротивляется сама природа человека. Преступление потрясает все существо Раскольникова, и его мировосприятие неизбежно меняется. Постоянно возвращаясь в памяти к убийству, припоминая предшествующие ему обстоятельства, он останавливается и «замирает», оказывается в некоем безвременье, и даже в присутствии других людей остается наедине с самим собой. Он бродил без цели. Солнце заходило. Какая-то особенная тоска начала сказываться ему в последнее время.
С чего начать читать произведения Достоевского
Роман о преступлении, совершенном, конечно, из-за денег. Произведение писалось Достоевским в тяжелый период его жизни. Поэтому в нем затрагиваются многие серьезные проблемы, остающиеся актуальными сегодня. Речь о выборе, перед которым встает человек из-за нищеты, своих страданий и страданий близких: могу ли я преступить нравственные законы или не имею на это права. Автор видит их как тех, кто способен пойти на что угодно ради денег, переступить через любую мораль. Классик раскрывает тайны человеческой души, затрагивает темы религии, смысла жизни и любви — как между мужчиной и женщиной, так и ко всему человечеству. В романе Достоевский четко показывает, каким он видит положительного героя, который, к несчастью, в обществе «нормальных» людей оказывается идиотом.
Этот вопрос мы задавали старшеклассникам разных городов. Публикуем честные ответы школьников, о которых никогда не узнают учителя литературы. Александр, 16 лет, г. Воронеж: «Зачем вообще читать? Я вам сюжет могу рассказать в двух словах. Студент убил старуху не ради денег, а ради интереса. Потом сознался и его отправился на каторгу. Компанию парню составила девушка легкого поведения». Мама контролировала. По собственному желанию бросил бы после первой главы.
Произведение писалось Достоевским в тяжелый период его жизни. Поэтому в нем затрагиваются многие серьезные проблемы, остающиеся актуальными сегодня. Речь о выборе, перед которым встает человек из-за нищеты, своих страданий и страданий близких: могу ли я преступить нравственные законы или не имею на это права. Автор видит их как тех, кто способен пойти на что угодно ради денег, переступить через любую мораль. Классик раскрывает тайны человеческой души, затрагивает темы религии, смысла жизни и любви — как между мужчиной и женщиной, так и ко всему человечеству. В романе Достоевский четко показывает, каким он видит положительного героя, который, к несчастью, в обществе «нормальных» людей оказывается идиотом. Писатель изображает человеческую душу, в которой идет нескончаемая борьба между добром и злом.
Невероятная скряга, она брала вещи за бесценок и ставила на них неподъемные проценты, чем и зарабатывала на свое сытое житье. Раскольников прекрасно понимал, что Дуня Лужина не любит и что это жертва для спасения семьи, в частности, его самого. Раскольников убивает процентщицу топором, но внезапно появившаяся сестра Алены Ивановны, робкая Лизавета, рушит его планы. Как свидетельницу, Родиону приходится убить и ее. Он мечется в агонии по залитой кровью квартире и понимает, что все происходит не так, как планировалось… Ну, а дальше наступает длинный и непростой путь Раскольникова после преступления, исполненный мук и душевных метаний. Ему предстоит познакомиться со многими необычными людьми — пьяницей Мармеладовым, его женой Катериной Ивановной, жертвенной Сонечкой, ставшей на путь проституции ради спасения семьи, подлым помещиком Свидригайловым и, конечно же, следователем Порфирием Петровичем — главным оппонентом, мучителем и гласом совести Раскольникова-преступника. В то же время Федор Михайлович очень любил это произведение, ведь оно в большей мере отображало его нравственно-философские взгляды в период 60-х. Главный герой Лев Николаевич Мышкин 26 лет от роду — необыкновенный человек. Он добр душой и своими помыслами, его природе не знакомы ложь, предательство, коварство, жажда наживы — словом, он чистейшей воды идиот, как его и называют за глаза. Несколько лет князь Мышкин провел в санатории в Швейцарии, лечась от падучей болезни эпилепсии. У него нет должного образования, но читать и писать он, безусловно, умеет.
В каком порядке читать книги Достоевского
В областной библиотеке имени Горького Ирина Арсеньевна прочитала рязанцам лекцию по творчеству Ф.М. Достоевского, рассказала о связи произведений писателя с христианскими ценностями. очень хрупкий и тонкий. Идея начать писать этот роман пришла Достоевскому, когда он переехал в Санкт-Петербург, проведя некоторое время в изгнании. Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) — знаменитый русский писатель-романист.
Яндекс Образование
Какой гайд составили бы вы? Пишите, почитаю 3.
Именно из-за «Бедных людей» Белинский не спал ночь, а потом прилетел к Некрасову ни свет ни заря с криками «Новый Гоголь явился! Это история любви двух «маленьких людей», нищего Макара Девушкина и его не менее нищей избранницы Вареньки.
Они не могут быть вместе, и всё, что им остается, — искать утешения в полных дрожащей нежности письмах. Над ними плачут даже самые отъявленные циники. Достоевскому к моменту написания романа в письмах «Бедные люди» было 24 года, и никто не мог в это поверить. Матёрые писатели отмечали глубинные познания автора о «маленьких людях» и «больших душах», цитаты из писем Макара Девушкина милому другу Вареньке кусками читали вслух в литературных салонах.
Если что и выдало в Достоевском молодого человека, так это незакалённость к славе. Захваленный, он полностью провалил свою вторую книгу, «Двойник». Так что её даже не читайте. Белые ночи Продолжаем подступаться к большой прозе Достоевского через его маленькие произведения.
Перед нами снова история любви, но не драма, а романтика. Это история случайностей, контрастов, полных незамутнённого счастья встреч в разгар лета. Но у Достоевского, как вы понимаете, не бывает хеппи-эндов. Увы, история заканчивается быстро, но читатели уверены: герой будет каждый вечер заново проживать своё приключение всю оставшуюся жизнь.
И радоваться тому, что оно у него было. Униженные и оскорбленные Пора переходить к большим романам, но делать это постепенно. Это связано с тем, что Фёдор Михайлович задумал его, чтобы увеличить тиражи выпускаемого на пару с братом журнала «Время». Роман печатался частями и в каждом номере заканчивался на самом интересном месте.
Всё-таки это хоть и лёгкий, но Достоевский, и его изюминка — в содержательных монологах героев. Влюблённый в дочь своего воспитателя Наташу рассказчик Ваня понимает: его избранница любит другого. Он готов на всё, лишь бы Наташе было хорошо. Ваня с готовностью берёт на себя роль «куратора» чужой любви, пытаясь решить проблемы, мешающие счастью любимой женщины с другим.
Но проблем всё больше, и в этом романе жалко всех, в разной мере «униженных и оскорблённых». Идиот Время «пятикнижия» так называют пять главных романов Достоевского пришло. Но начинать советуем опять же не по хронологии, а с самого отзывающегося в душе романа «Идиот». Текст зрит в самый корень: почему люди с завышенной духовной планкой выглядят такими чужеродными в нашем мире?
Родители говорят, что мне обязательно захочется перечитать Достоевского в 30 лет. Не уверен». Нелли, 17 лет, Москва: «Люблю читать, люблю Достоевского. Мои ровесники в состоянии понять поступки героев Федора Михайловича.
Давайте будем в 10-м классе сказки обсуждать. Нужно расти, учиться думать, мыслить. Это в жизни точно пригодится». А вы думаете, что Достоевский желал, чтобы его произведение анализировали скучные учителя?
Он просто так писал, для души. Мы хотим изучать то, что нам нравится.
Шекспир, Гете, Расин, Руссо, Стендаль, Жорж Санд и другие перерабатывались мозгом и душой Достоевского сердечно и яростно, их образы и мысли часто принимали у русского автора причудливые очертания. В «Братьях Карамазовых» Митя читает вслух Шиллера. Иван — сочиняет Легенду о Великом Инквизиторе. Двуликий западный Янус долго привораживал Достоевского именно своей амбивалентностью, как позже назвал такое двунаправленное движение Бахтин. Думаю, во время такого западного притяжения-отталкивания внутри у Федора Михайловича раздавались «истерические взвизги херувимов», как сказал об этом черт в «Братьях Карамазовых». АМ Почему, когда говорят о Достоевском, никогда не говорят о его языке — самобытном, ярком, почему ни у кого не закрадывается мысль, что он не меньший стилист, чем, скажем, тот же Тургенев, что язык Достоевского сохраняет для нас черты времени, что его мощное, бурное течение предвосхищает языки Джойса, Музиля, Фолкнера? Я сейчас не об английском или немецком, я о языке души… БЕ Андрей Битов когда-то сказал мне: «Я долго учился писать неправильно». Стиль — это отклонение от нормы.
У Достоевского такое случается. Что же до языка писателя, то одно из чрезвычайных открытий Достоевского — неподготовленная речь персонажей, иногда и автора. До Федора Михайловича и после большинство писателей нудно готовили «ощипанную» и ошпаренную кипятком, подобно цыпленку табака, литературную речь. Он же рано понял: нужно давать речь живую, клокочущую, идущую прямиком из подсознания. Такая зафиксированная в текстах речь притягивает неотступно, живет вечно. В «Сибирской тетради» Федора Михайловича есть потрясшая меня запись. Луковица — ан копейка, люди говорят. Сто душ, сто луковиц — вот те рубль». Разбойная, дочеловеческая Русь проглядывает в этом «незалитературенном» диалоге. И прямой дорожкой выводит к Раскольникову, а потом и к пародирующему бывшего студента анекдоту советских времен: — Ты зачем старушку убил?
У нее и было-то десять копеек. Десять старушек — рупь! Звериную сущность такого рода «придорожного предпринимательства» Федор Михайлович рассек очень быстро и в какой-то мере уничтожил, придав романной огласке. За такое опосредованное осуждение убийства, которое намного сильней осуждения прямого, Достоевского ненавидели большевики. А также за то, что обладая даром опережающего отражения действительности, он показал, что произойдет в будущем, если «все дозволено» будет. Прозорливец Достоевский увидел в грядущем очень многое. Язык Достоевского — авторский, неповторимый — такое же достояние культуры, как и его нестираемые временем образы. Такой язык, страшно нуждающийся по ходу своего развития именно в «сотворении» образов и осязаемых речевых жестах, полностью захватывал Достоевского: «Мы надевали лавровые венки на вшивые головы», — эта фраза из «Бесов» занимала его едва ли не больше, чем перипетии и сюжет пророческого романа. Он просил издателя не убирать в этой фразе ни единого слова, ни единого звука, видимо предчувствуя, что именно такие слова будут сродственны российскому ХХ веку… АМ Поскольку мы заговорили о языке Достоевского, о стиле его письма, который, вне всякого сомнения, для Достоевского еще и способ выживания — как и для любого автора со своим голосом и природой, которую он обнажает в точности так же, как природу своих персонажей — позвольте вам задать вопрос: какую роль Николай Гоголь сыграл в становлении Достоевского? Ведь Федор Михайлович своей любви к Гоголю не скрывал.
БЕ Достоевский действительно был душевно привязан к Гоголю. И в то же время, дерзко спародировал Николая Васильевича — его манеру выражаться, манеру письма из «Выбранных мест», да и саму фигуру писателя — в повести «Село Степанчиково и его обитатели». Пародия — вид любви. Только любя: хоть частичку, хоть краешек пародируемого предмета — можно достичь цели! Иногда безосновательно считают: любят только сходное. Чаще и безоглядней любят именно противоположное. Тут сказывается полярность русского характера. Ставрогин любил девушку-калеку, сам Федор Михайлович любил втайне евреев и поляков, которых нещадно распекал. От любви до ненависти один шаг. И это биение между любовью и ненавистью, возвращение от одного чувства к другому часто дает энергию русскому человеку и тем более русскому писателю.
Достоевский пробовал исторгнуть из себя «маленького Гоголя», законопатить его в бочку и пустить на волю волн. Но сразу не получилось. А в более поздние годы слог, манера и стиль Достоевского так окрепли, что Гоголь отошел на второй план и тихо встал на книжной полке. Достоевский разыграл пьесу Мольера «Тартюф», но совершено на русский манер. Главный герой — деспот и приживала Фома Фомич Опискин. Его имя стало нарицательным и обозначает человека, севшего на шею своим благодетелям. АМ Роднит Гоголя с Достоевским и неповторимая своеобычность языка… БЕ Учитывая особенности своего стиля: повторы, нагромождение психологических подробностей именно подробностей, а не веских деталей просто длинноты, — Достоевский не раз пытался заставить себя изменить манеру повествования.
Культурный ход: с чего начинать знакомство с классической литературой
Затем я бы начал читать книгу «Мальчики» из «Братьев Карамазовых». Читать его легко, а история, рассказанная Достоевским, весьма жизненная и актуальная. С чего начать читать Достоевского: путь к пониманию великого писателя. С чего начать чтение Достоевского: «Преступление и наказание» или «Братья Карамазовы»? В этой статье мы предлагаем рекомендации и советы о том, с чего начать читать Достоевского подростку. У меня лично Достоевский начался с Бесов, и эта книга мне очень понравилась, а вот в свое время Преступление и наказание, например, так и не осилила, хотя Бесы, Братья Карамазовы читались хорошо и интересно.
Яндекс Образование
Ответы : С какой книги начать Достоевского?) | готовые способы и советы, как начать больше читать и как выбрать литературу неначитанному человеку. |
С чего начать читать Достоевского: рекомендации для новичков | Необходимо хотя бы сначала преподавать ранние произведения Достоевского, а потом уже «Преступление и наказание». |
С чего нужно начать читать Достоевского. | Кинолюбитель. | Дзен | Можно сказать, что фантастический и непостижимый Петербург романов Достоевского берет начало в этой повести. |
С чего начать читать Достоевского: рекомендации для новичков | Если вы только начинаете знакомство с творчеством Достоевского, рекомендуется начать с его самых известных и значимых произведений. |
С чего начать читать классическую литературу?
Читая Достоевского в ХХI веке, мы не просто приобщаемся к ценностям мировой литературы, его произведения помогают лучше увидеть. Начну с того, что в школе Достоевского я не читала, это был как раз тот период, когда школьники активно начали юзать. На собраниях литературного кружка Белинского Достоевский начинает зачитывать отрывки из своего следующего произведения — повести «Двойник». Многие читатели, впервые знакомясь с его творчеством, часто задаются вопросом: «С какой книги начать читать Достоевского?». Смотрите онлайн видео «ЛУЧШИЕ КНИГИ для знакомства с классикой?с чего начать читать классику?» на канале «Вкусные Закуски» в хорошем качестве, опубликованное 21 июля 2023 г. 21:18 длительностью 00:23:04 на видеохостинге RUTUBE.
С какого произведения начать читать Достоевского
Ведь в таком случае, чтобы читать Достоевского, необходимо понимать, что представляло собой русское общество в 50–60-е годы XIX века; нужно прочитать Библию, как минимум — Евангелие. Ведь в таком случае, чтобы читать Достоевского, необходимо понимать, что представляло собой русское общество в 50–60-е годы XIX века; нужно прочитать Библию, как минимум — Евангелие. Если и начинать читать Достоевского, то нужно дать как в капле, ненавязчивое и глубинное отражение всего его творчества. Так, романтическим натурам, мне представляется, лучше начинать Достоевского с «Дядюшкиного сна» – невероятно комедийного, лёгкого и жизнерадостного произведения. С чего начать читать Достоевского? Прочитав произведения Достоевского, Кафки, Уайлда и других ты научишься находить причины и следствия того или иного поведения, познаешь глубины человеческих характеров.