Новости русские традиции масленица

Масленица и Пасха тесно связаны русской культурой и православной традицией. Так, в 2023 году масленица начнется в понедельник, 20 февраля, и будет продолжаться до 26 числа.

Масленичная неделя: ежедневные традиции и обряды

Масленица: история, традиции и обычаи праздника Традиция пускать караван из кораблей на Масленицу остался в обычае людей, живущих в Архангельске.
Масленица - читайте бесплатно в онлайн энциклопедии «Знание.Вики» один из древнейших и уж точно самых веселых русских народных праздников, пришедший из языческой культуры и сохранившийся после принятия на Руси христианства.
Масленица на Руси: история и традиции — Владивостокская централизованная библиотечная система Каждый день масленичной недели имеет свое название и традиции, как его нужно проводить.

МА́СЛЕНИЦА

Молодежь никогда не сидела дома на Масленицу. Традиционно парни и девушки ходили по домам, колядовали, катались с горок на санках и захватывали снежные городки. Обороняли крепости порой с дубинами, лопатами и метлами. Чаще всего в "войнушке" принимали участие мужчины, но иногда им составляли компанию и женщины.

Есть мясо в Масленицу нежелательно. Однако неплохой заменой может стать сыр. К слову, именно его обычно заворачивают в блины или едят вприкуску.

По этой причине Масленицу еще называют Сырницей. Кстати, традиция есть молочную пищу на Масленицу дошла до нас через многие столетия. Связано это с тем, что в конце марта в деревнях телились коровы, на столах появлялось молоко, сметана и творог.

Поскольку резать скот зимой крайне неразумно, особенно, когда ожидается приплод, а осенние запасы мяса уже закончились, молочная пища и мучные изделия были основными блюдами на столе у крестьян. С приготовлением блинов на Масленицу были связаны определенные приметы. Например, считалось, чем больше блинов будет находиться на столе, тем богаче и лучше станет весь год.

Если блины вышли пышными, то семью ждет хороший урожай, а если прилипли к сковороде или вышли некрасивыми, то несчастья. Также было принято приглашать как можно больше гостей в дом и угощать их блинами и различными блюдами. Так, каждая хозяйка старалась продемонстрировать кулинарное мастерство и даже немного соперничала со своими соседками в том, чьи угощения вкуснее.

В Масленицу встретить пьяного мужчину было добрым знаком для незамужней девушки. Считалось, что она в скором времени удачно выйдет замуж. Ненастная погода перед праздником тоже способствовала хорошему предсказанию.

Чем холоднее Масленица, тем лучше урожай. Главным символом Масленицы бесспорно является соломенное чучело. Его наряжали в женские одежды, водили вокруг него хороводы и пели песни.

К концу празднования чучело сжигали, таким образом прощаясь со всем старым и плохим, чтобы открыть сердца для чего-то хорошего и доброго. Масленая неделя 2023 - традиции и забавыУсловно Масленую неделю можно разделить на два этапа: узкая и широкая Масленица. И если первые три дня обычно к празднеству только лишь готовят, то в остальные как раз и происходят крупные народные гулянья.

У каждого масленичного дня недели есть уникальное название, передающее значение главного занятия. Понедельник - встреча Масленицы. Считается подготовкой к большому торжеству на выходных.

Люди убирались в домах, покупали еду, сооружали снежные горки и готовили из соломы чучело Масленицы. Первый испеченный блин всегда отдавали нищим, чтобы они помянули умерших родственников. Вторник - заигрыш.

Официальный день для сватовства, то есть заигрывания. Пока юноши и девушки катались на каруселях и санях, гуляли и танцевали, родители договаривались о браках. Среда - лакомка.

Время гостинцев, когда зятья приезжали к тещам на блины. Четверг - разгуляй. Начало широкой Масленицы раньше знаменовалась отменой всякой работы.

Люди придавались веселью и общему духу праздника. Особым развлечением считались кулачные бои и другие различные состязания на силу и ловкость. Главное действие четверга - штурм и захват снежного городка или крепости.

Люди выплескивали всю энергию, накопленную за зиму. Пятница - тещины вечерки. Теперь уже мать жены приходила в гости на ужин, но иногда не одна, а с подругами.

Например, в понедельник нельзя вслух обсуждать планы на будущее; просить и давать в долг; бездумно тратить большие деньги, ремонтировать мебель и навещать гостей без подарков. Во вторник запрещено отказывать в милостыне нуждающимся и лицемерить, а в среду ругаться с родными и друзьями, бросать незаконченными вязанные вещи и искать в небе падающую звезду. Начиная со второй половины недели, в четверг, старайтесь не грустить и не быть без гостей; не посещать стоматолога, косметолога или хирурга, а также не спорить с начальством. В пятницу нельзя пить много крепкого алкоголя исключение — бокал вина ; выбрасывать и перебирать старую одежду, мыть окна, сплетничать, жаловаться, хвастаться или дразниться и подбирать ненужные вещи с улицы. В субботу запрещено давать пустые обещания, читать книги, зажигать свечи и начинать новые дела. В последний день Масленицы, воскресенье, нельзя желать зла и думать плохо о других людях, заниматься пересадкой цветов и оставлять мусор в доме. Узнайте, на какую часть организма оно пагубно влияет.

Фото Николая Хижняка, «Кубань 24» Пятница — «Тещины вечерки» В этот день теща наносила ответный визит своему зятю и дочери.

Теперь зять должен был угостить мать своей супруги блинами. При этом теща могла прийти в гости не одна, а со своими родственниками или подругами. Суббота — «Золовкины посиделки» В предпоследний день масленичной недели молодые невестки приглашали к себе в гости золовок и других родственников мужа. Если сестра мужа была незамужем, то невестка звала своих незамужних подруг. Если золовка была замужем, то невестка приглашала своих замужних родственниц. При этом невестка в этот день должна была подарить своей золовке какой-либо подарок. Воскресенье — «Проводы» Завершающий день Масленицы совпадает с православным Прощенным воскресеньем. В этот день люди просили друг у друга прощения за причиненные обиды.

Также поминались усопшие. Днем люди ходили в баню. Ближе к вечеру в конце праздника торжественно сжигалось соломенное чучело. Зачем сжигают чучело Говоря о Масленице нельзя не сказать и о традиции, которая у многих ассоциируется с этим праздником. И речь сейчас пойдет не о блинах. Один из главных символов Масленицы — чучело, которое торжественно сжигают на костре. Фото Виктории Перевязко, «Кубань 24» Как уже ранее говорилось, многие масленичные обычаи являются отголоском языческого прошлого. В представлении восточных славян соломенное чучело отождествлялось с древней богиней зимы — Мораной.

Поэтому обряд сжигания чучела — это в некотором смысле похороны зимы. По традиции, чучело перед сожжением носили по всем улицам города или села, чтобы его могли увидеть все жители. При этом, при проносе соломенной куклы по улицам пародировалась похоронная процессия. Конечно же, никто не плакал. Напротив, все окружающие пели веселые песни и громко смеялись. На чучело надевали старую одежду. На голове куклы повязывали яркие ленточки. Считалось, что чем больше на нем будет тряпок, тем лучше и ярче оно будет гореть.

Блины «Роскошные». Ингредиенты: 3 яйца, 1 ст. Приготовление: белки отделить от желтков. Молоко подогреть, добавить соль. Сахар растереть с желтками, затем соединить с молоком. Белки взбить в пену. В молоко добавить кефир. Соду погасить ложкой кефира или теплого молока и добавить в тесто. Затем начать добавлять понемногу муку, доведя блинную смесь до консистенции сметаны.

Ввести в смесь растительное масло, взбитые белки. Выпекать на раскаленной сковороде, смазанной маслом. Светлана Лобова: Рецептов блинов у меня нет — готовлю их на глаз. Но есть рецепт очень вкусных оладушек. Ингредиенты: молоко — 1200 мл, мука —1450 г, дрожжи — 2 пакетика по 11 г, яйца — 7 шт, сахар — 10 ст. Из этого количества получится примерно 40—45 оладушек. Теста будет много, поэтому посуда для будущих оладушек должна быть большой. Я использую 9-литровую кастрюлю, тесто поднимается почти до краев. Процесс приготовления: сначала поставим опару.

Для этого надо подогреть молоко до состояния, когда оно станет чуть теплее температуры тела. В него всыпать часть сахара 8 ст. После того, как тщательно вымесим молочную смесь, в нее постепенно нужно ввести муку. Лучше сделать это хотя бы в 4—5 заходов, просеивая муку и хорошо перемешивая. На последних этапах можно использовать миксер с насадками-крюками. Получившуюся массу накрыть полотенцем или не до конца — крышкой от кастрюли. Оставить ее «подходить» на 30-40 минут в теплом месте. После того, как опара поднимется, нужно сделать яичную смесь. Взбить яйца, добавить оставшийся сахар 2 ст.

Поднявшееся тесто умять лопаткой, в 3-4 захода влить яичную смесь, тщательно вымешивая миксером после каждого захода. Когда получится однородная масса, тесто снова накрыть и оставить еще раз подняться, на это уйдет 20-30 минут. Жарить на растительном масле, на самом маленьком огне. Подавать оладушки надо теплыми, полив их медом. Юлия Степанова: У меня — свой способ сделать блины необычными и очень вкусными. Однако для исключительного вкуса и аромата советую добавить в него 0,5 ч. Затем, перед заливкой теста на сковороду, равномерно разложить несколько очищенных от кожуры, тонко нарезанных яблочных долек, а уже потом заливать тесто. Каждый блинчик обжаривается с двух сторон до готовности. В моей семье блины любят есть с медом, сгущенкой и любым нежирным натуральным йогуртом, который мы используем вместо сметаны.

Лилия Суворова: а вот и мой рецепт тонких блинчиков с хрустящими краями. Взбить 2 яйца с 1 ст.

Масленица: истории и традиции праздника

Традиции Масленицы Всю неделю на Масленицу полагается печь блины, устраивать застолья и гуляния и ходить в гости, а в воскресенье — сжигать чучело Масленицы. Яркая, шумная, веселая и сытная Масленица объединяет в себе народные традиции русской культуры и глубокий смысл христианской веры. Традиционно неделя перед Великим постом, в народе называемая Масленицей, вызывает множество сомнений — язычество это или православная традиция, нужно ли «оторваться» перед началом строгого воздержания, или же уже сейчас надо настраиваться на молитвенный. Остальные дни масленичной недели (с четверга по воскресенье) — это Широкая Масленица, которая пройдет 14, 15, 16 и 17 марта.

Масленица: история праздника, традиции и обычаи

При этом теща могла прийти в гости не одна, а со своими родственниками или подругами. Суббота — «Золовкины посиделки» В предпоследний день масленичной недели молодые невестки приглашали к себе в гости золовок и других родственников мужа. Если сестра мужа была незамужем, то невестка звала своих незамужних подруг. Если золовка была замужем, то невестка приглашала своих замужних родственниц.

При этом невестка в этот день должна была подарить своей золовке какой-либо подарок. Воскресенье — «Проводы» Завершающий день Масленицы совпадает с православным Прощенным воскресеньем. В этот день люди просили друг у друга прощения за причиненные обиды.

Также поминались усопшие. Днем люди ходили в баню. Ближе к вечеру в конце праздника торжественно сжигалось соломенное чучело.

Зачем сжигают чучело Говоря о Масленице нельзя не сказать и о традиции, которая у многих ассоциируется с этим праздником. И речь сейчас пойдет не о блинах. Один из главных символов Масленицы — чучело, которое торжественно сжигают на костре.

Фото Виктории Перевязко, «Кубань 24» Как уже ранее говорилось, многие масленичные обычаи являются отголоском языческого прошлого. В представлении восточных славян соломенное чучело отождествлялось с древней богиней зимы — Мораной. Поэтому обряд сжигания чучела — это в некотором смысле похороны зимы.

По традиции, чучело перед сожжением носили по всем улицам города или села, чтобы его могли увидеть все жители. При этом, при проносе соломенной куклы по улицам пародировалась похоронная процессия. Конечно же, никто не плакал.

Напротив, все окружающие пели веселые песни и громко смеялись. На чучело надевали старую одежду. На голове куклы повязывали яркие ленточки.

Считалось, что чем больше на нем будет тряпок, тем лучше и ярче оно будет гореть. В костер с горящим чучелом также кидали различную пищу — яйца, блины и т. Оставшийся пепел рассыпали по полям для обеспечения хорошего урожая.

Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г. Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла.

Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода.

Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями. Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю.

Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю. А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н. Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро.

До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению. Смысл древнего язычества был настолько забыт, что даже при совершении старых языческих обрядов употребляли христианские молитвы. Это происходило вследствие смешения рожаниц с Пресвятой Девой. Духовенство часто смотрело равнодушно на остатки языческих старых обычаев и даже нередко само употребляло «моленные» кушанья и напитки».

Говоря о более позднем периоде, конце 13 в. Но еще более плохими были они язычниками, так как смысл язычества ими был совершенно утрачен: сохранились имена богов, сохранились некоторые языческие обряды, но никто уже не знал и не понимал их значения. Действительно, это были люди «двоеверно живущие», как их метко называл Христолюбец. Среди неграмотной массы русского народа такое двоеверие продолжалось весьма долгое время. Людей истинно верующих это темное двоеверие приводило в негодование». Далее Гальковский отмечает: «вскоре после крещения Руси наше язычество начало быстро приходить в забвение. Это печальное явление сказалось на севере России и в далекой Сибири. Действительно, там происходили чисто языческие мольбища, бывали случаи идолопоклонства. Но все эти явления не имели ничего общего с древнерусским язычеством. Дело в том, что в ХV столетии стали принимать христианство обрусевшие финны севера России.

Вследствие продолжительного соседства с русскими, эти финны обрусели, переняли русский язык и в значительной мере русский уклад жизни; но свою языческую веру они удержали. Вот их то и обличали митрополит Симон прямо называет новопросвещенными , и архиепископы новгородские Макарий и Феодосий». Таким образом, вплоть до середины 18 в. Логичным будет предположить, что если Масленица и является христианской традицией подготовки к Великому посту, то в определенной степени сдобренной языческими вкраплениями, которые разнятся от местности. Церковь с ними боролась, но многие из них устранить окончательно не удалось, а исконно языческие праздники все еще продолжали отмечаться в конце 19 столетия Комоедица, о которой было сказано выше. Это предположение усугубляется особым уставным настроем Сырной седмицы, который не предполагает празднования в течение целой недели, а указывает на заговение на мясо в Неделю мясопустную воскресение перед началом Сырной седмицы и на заговение на Великий пост в Неделю сыропустную Прощеное воскресение как на особые дни гастрономической подготовки к Великому посту. Строго говоря, Сырная седмица и не является ни праздником, ни праздничной неделей в православном календаре. Вероятно, будет правильным назвать Масленицу не христианской, а народной традицией подготовки к Великому посту, к которой местами примешивались различные верования, берущие свое начало еще в дохристианскую, языческую эпоху. Современность Празднование Масленицы с различным размахом сохранялось вплоть до революции 1917 года. Поначалу советские власти, борясь с религиозными праздниками, попробовали придать новый вид старому празднику.

Так, в газете «Известия» 14 декабря 1923 года появилась заметка о том, что «в противовес старой масленице с ее спутниками, разгулом и пьянством, Красная масленица будет проведена в деревне в культурных развлечениях и пропаганде нового быта». Но попытки придать Масленице коммунистический окрас быстро сошли на нет, и «Красная масленица» исчезает из официального праздничного календаря уже к середине 1920-х годов.

Нужно выйти хотя бы на променад. Пятница - это день тёщи. Теперь она гостья.

Навестите свою дочь или позвоните ей. Хвастаться зятем - это, конечно, замечательно, но собирать всех своих подруг не стоит. Пожалейте свою дочь, ведь готовить придется именно ей. Субботний вечер - вечер сплетен. Женский день, когда внимание уделялось сестрам и родственницам мужа, а также своим подругам и родственницам.

Причем, если сёстры мужа замужем, то и подруг звали замужних, и наоборот. Девушки собираются, чтобы поесть, пообщаться, посплетничать. В этот день принято дарить гостям небольшие подарки. Прощённое воскресенье - самый главный день масленицы. Традиционно устраивали гуляния, которое будет и в этом году на городской площади в 11.

Жгли чучело, пели и плясали, устраивали игрища. Ведущий методист ДК «Корунд» немного приоткрыла завесу концертной программы этого года. В этом году народный коллектив театр «Версия» вместе с народным коллективом театром кукол «Балаганчик» будут делать хорошие постановки: «Как старик корову продавал» и «Откуда вообще блины появились?

Молодые в этот день одевались так, как это было на свадьбе. В этот же день молодые неженатые парни и незамужние девушки катались с гор. Интересно, что над парнями, которым в этом году не повезло, и они не успели жениться, вся деревня подшучивала, придумывала разного рода «наказания», от которых молодые парни откупались угощениями - блинами и конфетами.

Но самым главным событием этого дня был всё-таки визит зятя - « к тёще на блины». Четвертый день Масленицы — Разгуляй! Этот день часто назывался широкий четверток, разгул, перелом. В этот день на праздник собиралось всё общество. С этим днём Масленицы связаны сюжеты картин, например, Сурикова и Кустодиева «Взятие снежного городка» и «Масленица». В этот день часто деревенские жители обряжались кто как хотел.

Само же чучело Масленицы из соломы поднимали на гору. В четверг на гуляние собирались все — дети, молодежь и старики. Именно в этот день устраивались кулачные бои и взятие снежных стенок. Люди крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика-балагура с вином и калачами, а вслед с песнями и плясками тянулся народ. Пятый день Масленицы — Тещины вечерки В этот день наступала очередь тёщ навещать зятя: для тёщи пеклись блины. Зять с вечера должен был сам лично пригласить тёщу.

Тёща же, приглашённая зятем, присылала зятю всё, из чего и на чём пекут блины: кадушку для теста, сковороды, а тесть - мешок муки или гречневой крупы и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены. Шестой день Масленицы — Золовкины посиделки В субботу молодая жена приглашала родных мужа к себе в гости на золовкины посиделки. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Как правило, в этот же день наряженную Масленицу - чучело из соломы - на носилках несли до конца деревни, и там, с песнями, «хоронили»: устраивался большой костёр и в нём сжигали Масленицу.

Вокруг костра веселились: пели песни, плясали. Так прощались с Масленицей и серьёзно, и шутя, потому что эту весёлую неделю нужно было ждать целый год.

Традиции Масленицы в России

один из древнейших и уж точно самых веселых русских народных праздников, пришедший из языческой культуры и сохранившийся после принятия на Руси христианства. Как правильно провести масленичную неделю? Масленица 2023: что категорически нельзя делать в праздничную неделю, чтобы год был счастливым. В этой статье вы узнаете, когда празднуют масленицу, какие существуют традиции и обычаи, а также мы поделимся классным рецептом блинного торта.

Масленица или Комоедица

  • Масленица: история, традиции и обычаи - Статьи
  • Тесто кислое и пресное
  • Праздник Масленица: обычаи и традиции 🥞
  • Масленица - Православный журнал «Фома»
  • Как правильно встречать Масленицу - 8 марта, 2021 Статьи «Кубань 24»
  • Масленица, Сырная седмица, Прощеное воскресенье: традиции и обычаи

Масленица: Что можно и чего нельзя делать с 11 по 17 марта

Задачи: знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями. -воспитывать. Традиция пускать караван из кораблей на Масленицу остался в обычае людей, живущих в Архангельске. одно из наиболее веселых и долгожданных событий в году, знаменующее для нас прощание с зимой. Масленичная неделя в 2024 году проходит в начале марта. У каждого дня Масленицы (Сырной седмицы) свои традиции празднования. Значение Масленицы в культуре Масленица является важной частью культурного наследия и отражает богатую историю русских народных традиций. Смысл похож на русскую Масленицу: как следует наесться и повеселиться перед долгим периодом воздержания.

Масленица: история, традиции и обычаи

И одно дополняет другое. Так действует любящая мать по отношению к чаду: она и приласкает, и пожурит, даст уже видимое какое-то задание и следит за тем, чтобы чадо послушалось. Так же нас ведет и Церковь. Думаю, что та антиномия, которая существует и ярко выражается в масленичные дни, объясняется этим характером. Священник Алексий Зайцев клирик Свято-Троицкого храма г. Челябинска, член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия» : — История празднования масленицы в жизни русского народа насчитывает уже несколько столетий. Говоря о масленице точнее, Сырной неделе , мы должны помнить: изначально существовали две принципиально разные традиции провождения этого особого времени года, которые условно можно обозначить так: «чисто церковная» и «чисто светская».

Тот, кто следовал церковной традиции, воспринимал последнюю неделю перед Великим постом как самую важную ступень подготовки к нему. Верующие понимали: если провести эти дни в излишних наслаждениях и увеселениях — Великий пост для них будет сорван. В лоне святой Церкви сложилась богослужебная практика подготовки к Сырной неделе в молитве и покаянии. Мы помним из отечественной истории, что великопостные дни накладывали отпечаток на образ жизни всех граждан государства Российского, включая и тех людей, кто не имел глубокого религиозного чувства и даже вообще не принадлежал к Православию. Поэтому светская традиция видела в масленице те дни, когда можно было выпустить «последние пары», повеселиться вдоволь перед наступлением Великого поста. Именно эта традиция легла в основу масленичных гуляний в дореволюционной России с их кулачными боями где могли и убить ради потехи , пьянством, чревоугодием и развратом.

Церковь и государственная власть пытались противостоять разгульной составляющей предпостных дней, но это не всегда удавалось. С оскудением веры в русском народе масленичные гуляния приобретали все более безнравственный характер и в них стали все явственнее проступать элементы язычества. Если человеку не нужен Великий пост, то и в масленице он будет искать отраду только для плоти. Стоит отметить, что для каждого христианина масленица — это время, когда следует уладить свои мирские дела, провести необходимые светские встречи для того, чтобы дни Великого поста посвятить исключительно заботе об исцелении своей души. Повторюсь, разумнее решить свои мирские проблемы до начала Великого поста, нежели обращаться к ним в самые первые и важные его дни. Однако я уверен: истинный православный христианин найдет в себе духовные силы и мудрость, чтобы не увлечься чрезмерно мирскими заботами и не лишить себя бесценного для духовного возрастания времени Великого поста.

Священник Павел Гумеров : — У многих языческих народов переход от зимнего времени к весне, сопровождался определенными религиозными ритуалами и празднованиями. Так было и на Руси. Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица. Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием.

Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом.

Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего.

И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем.

Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни.

Чаще всего потенциальные родственники были настроены на союз, поэтому позыватков приглашали в дом, кормили блинами и поили вином. Впрочем, иногда гонцов встречали равнодушным: «У нас самих горы состроены и гости прошены», означавшим, что у невесты уже есть партия, а значит, женихам здесь надеяться не на что. В среду Масленица выходила на свой экватор. Собственно среда она же «лакомка» знаменовала окончание «узкой Масленицы», заключавшейся в подготовке к основным гуляниям и в неторопливых походах по гостям.

На «лакомку» тещи созывали к себе на блины всех своих зятьев. Зятья, естественно, приходили не одни, а со всей родней, а если учесть, что в многодетной семье могло быть и три, и пять, и семь зятьев, становится понятно, что «лакомка» могла стать настоящим разорением. Впрочем, деньги на Масленицу никто не считал — как гласит русская поговорка, «хоть с себя все заложи, но Масленицу проводи». В этот же день женщины в праздничных платьях устраивали «девичьи съезды» катались на тройках без мужчин, но с веселыми песнями , а по вечерам семьи разыгрывали костюмированные сценки все про тех же довольных зятьев и заботливую тещу. Борис Михайлович Кустодиев.

Вариант картины «Масленица», 1916 год. Именно в четверг начинались те самые лубочные гуляния, которые так любят изображать в своих фильмах голливудские режиссеры и Никита Михалков. Все эти кулачные бои, скоморохи с медведями, пудовые вязанки бубликов, горы черной икры , реки водки , гимназистки румяные и хруст французской булки — все это атрибуты именно масленичного четверга. В этот день блины пекли уже в промышленных масштабах, дети вязали из тряпок и соломы чучело Масленицы, а в трактирах начинали пировать купцы, о чьих завтраках и обедах так вкусно писал Гиляровский: «Нижний зал трактира "Низок" — с огромной печью. Здесь посетителям, прямо с шестка, подавались блины, которые у всех на виду беспрерывно пеклись с утра до вечера.

Толстые, румяные, с разными начинками — "егоровские блины". В этом зале гости сидели в шубах и наскоро ели блины, холодную белужину или осетрину с хреном и красным уксусом. В зале второго этажа для "чистой" публики, с расписными стенами, с бассейном для стерлядей, объедались селянками и разными рыбными блюдами богачи — любители русского стола , — блины в счет не шли». Впрочем, блинами угощались не только в трактирах.

Родители старались сосвать молодых до начала Великого поста. Если всё складывалось удачно, то сразу после Пасхи, на Красную горку, играли свадьбу. Среда — Лакомка На третий день наступало время радоваться блинам и другим масленичным яствам. На Лакомки тёщи приглашали зятьёв на блины. Предки гуляли с утра до вечера — плясали, водили хороводы, пели частушки. Молодожёнов сажали в сани и спускали с горы, заставляли при всех целоваться. Проводили кулачные бои: бились или один на один, или «стенка на стенку». Ещё предки жгли ритуальные костры и прыгали через огонь. Пятница — Тёщины вечерки С этим днём связана поговорка: «Хоть тёщины блинки сладки, да тёщ угощают на Масленую зятьки». В пятницу уже зятья приглашали тёщ на блины. В старину зять обязан был с вечера лично пригласить маму своей супруги, а потом утром прислать нарядных зватых. Чем больше было зватых, тем большей почестью это считалось. Суббота — Золовкины посиделки Молодые невестки приглашали в гости золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, а если замужем, то в гости приходила замужняя родня. Вечером в субботу сжигали чучело Масленицы: сначала его окружали почётом, а затем выносили за околицу и предавали огню. Есть и другая версия, согласно которой сожжение чучела совершалось всё-таки в воскресенье. Воскресенье — Прощёное воскресенье, Проводы Главная традиция завершающего дня Масленицы — попросить друг у друга прощения. Люди использовали такие формулировки: «Прости, сыми с меня вину! Клали низкие поклоны, а потом целовались в знак прощения. После обеда верующие люди шли в храм на вечернюю службу, открывающую Великий пост.

Постепенно, над местом побоища, подымается густой столб пара, а по разбитым лицам струится пот, смешиваясь с кровью… Такой необыкновенный азарт этого русского «лаун-тенниса» объясняется тем, что проиграть партию в мяч считается большим унижением: побежденных целый год высмеивают и дразнят, называя их «киловниками» очень обидная и унизительная кличка, обозначающая верх презрения. Наоборот, победители пользуются общим почетом, а парень, унесший мяч, положительно становится героем дня, с которым всякая девушка считает за честь посидеть на вечорках. Некоторым объяснением азарта служит и водка, которую на пари выставляют местные богачи, угощая потом победителей. В других губерниях, хотя и не знают игры в мяч, но кулачные бои все-таки устраивают и дерутся с не меньшим азартом. Вот что сообщает на этот счет наш корреспондент из Краснослободского уезда Пензенской губернии. На базарную площадь еще с утра собираются все крестьяне, от мала до велика. Сначала дерутся ребятишки не моложе 10 лет , потом женихи и наконец мужики. Дерутся, большею частью, стеной и «по мордам», как выражаются крестьяне, причем после часового, упорного боя, бывает передышка». Но к вечеру драка, невзирая ни на какую погоду, разгорается с новой силой и азарт бойцов достигает наивысшего предела. Тут уже стена не наблюдается — все дерутся столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походит на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья. Сообщения наших корреспондентов о кулачных боях очень немногочисленны и носят, так сказать, характер исключений. Это, разумеется, дает полное основание предположить, что и в крестьянском быту средневековые нравы постепенно отходят в область преданий и что успехи грамотности отражаются на характере народных развлечений самым благоприятным образом. Но если кулачные бои, как обломок темной эпохи средневековья, мало-помалу исчезают с лица русской земли, то зато в полной силе сохранился другой старинный обычай, не имеющий, впрочем, ничего общего с грубой и дикой дракой — это русский карнавал. Интересно, что средневековое латинское слово «карнавал» в буквальном переводе означает «прощай, мясо! Получается, что западные карнавалы и русская масленица означают примерно одно и то же — последние развлечения перед постом — прим. Мы употребляем это слово, конечно, не в том смысле, какой придается ему в Италии или во Франции, хотя западноевропейский карнавал, с его заразительным, ликующим весельем, с его разряженной смеющейся толпой, оживленно парадирующей в уличных процессиях, имеется и у нас, — только, разумеется, условия нашего климата и особенности деревенского быта не позволяют этому празднику принять характер того пышного торжества, какое мы наблюдаем у народов Запада. Наш деревенский карнавал гораздо проще, беднее и первобытнее. Начинается он обыкновенно в четверг на масленой неделе. Парни и девушки делают из соломы чучело, одевают его в женский наряд, купленный в складчину и затем в одну руку вкладывают бутылку с водкой, а в другую блин. Это и есть «сударыня-масленица», героиня русского карнавала. Чучелу становят в сани, а около прикрепляют сосновую или еловую ветку, разукрашенную разноцветными лентами и платками. До пятницы «сударыня-масленица» хранится где-нибудь в сарае, а в пятницу, после завтрака, парни и девушки веселой гурьбой вывозят ее на улицу и начинают шествие. Во главе процессии следует, разумеется, «масленица», рядом с которой стоит самая красивая и нарядная девушка. Сани с масленицей влекут три парня. За этими санями тянется длинная вереница запряженных парнями же салазок, переполненных нарядными девушками. Процессия открывается песней, которую затягивает первая красавица, с передних саней; песню дружным хором подхватывают остальные девушки и парни, и весь масленичный поезд весело и шумно движется по деревенской улице. Заслышав пение, народ толпой высыпает на улицу: ребятишки, взрослые и даже пожилые крестьяне и крестьянки спешат присоединиться к шествию и сопровождают «масленицу» до самой катальной горы, где «сударыня-масленица» и открывает катание. Те самые парни, которые привезли ее на гору, садятся в сани, а прочие прикрепляют к саням салазки и целым поездом с хохотом, визгом и криком, несутся по обледенелой горе вниз. Катание обыкновенно продолжается до самого вечера, после чего «сударыня-масленица» снова водворяется в сарай. На следующий день, в субботу, «масленица» снова появляется на улице, но теперь уже в сани, вместо парней, впрягают лошадь, увешанную бубенцами, колокольчиками и украшенную разноцветными лентами. Вместе с «сударыней» опять садится девушка, но уже не одна, а с парнем, причем у парня в руках четверть водки и закуска и то, и другое покупают в складчину. За сани же, как и прежде, привязывают салазки, на которых попарно сидят девушки и «игровые» парни. Эта процессия с пением ездит по селу, причем парни пользуются всякой остановкой, чтобы выпить и закусить.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий