После школы Сергей Параджанов поступил в Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта.
Сергей Параджанов
Он приехал в Москву и влюбил в себя Лилю Юрьевну. А Брик потом приложит все усилия, чтобы вызволить Сергея Иосифовича из заключения», — говорит Игорь Оболенский. Игорь Оболенский, автор документального фильма о Параджанове, знает немало поразительных историй о жизни режиссера. Вспомним самые яркие фильмы гения и попробуем выстроить картину эпохи на примере его жизни. Игорь Оболенский — писатель, журналист, телеведущий, биограф. Автор более ста интервью с ведущими деятелями культуры.
В тюрьме он пробыл четыре года. Накануне российские певцы вернулись в чарты стран бывшего СССР. Что думаешь?
Хроника диалога», — жизнь режиссера в легендарной квартире на улице Котэ Месхи в Тбилиси, ставшей в 1980-х местом притяжения для деятелей культуры всего Советского Союза; съемки фильмов «Легенда о Сурамской крепости», «Арабески на тему Пиросмани». Серия фотографий Елены Карусаар, художника-фотографа киностудии «Ленфильм», подробно рассказывает о создании последней картины Параджанова «Ашик—Кериб». Сцена из фильма «Ашик—Кериб» 1988.
Об этом сообщил украинский Институт национальной памяти в Facebook владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена. Представителя волны украинского поэтического кино, автора фильмов «Тени забытых предков» и «Цвет граната», по данным организации, было решено реабилитировать ко дню его столетия после подробного анализа уголовного дела кинематографиста и других архивных документов. По словам главы Института национальной памяти Украины Антона Дробовича, юридическая реабилитация Параджанова является «непревзойденным и знаковым событием».
ПЕРВЫЙ ЛЮБОВНИК ПАРАДЖАНОВА
Георгий Параджанов за свой фильм «Все ушли» 2012 получил премию кинокритики и кинопрессы «Белый слон», а также главный приз XX Фестиваля российского кино «Окно в Европу». Он является племянником знаменитого советского художника и кинорежиссера Сергея Параджанова, известного своей картиной «Цвет граната» 1968. Ранее стало известно, что российский актер и музыкант Михаил Боярский был госпитализирован в больницу для прохождения планового обследования.
По мнению Дмитрия Бакирова «поздние картины Сергея Параджанова, начиная с «Цвета граната», подводят кино к одной из крайних форм проявления кинематографических возможностей.
В 1964 году фильм "Тени забытых предков" "Огненные кони" принёс ему мировую славу. Но странность жизни Параджанова заключается в том, что после того, как он прославился, начинаются несчастья. В 1965 режиссер работает над антивоенным фильмом "Киевские фрески", который впоследствии был запрещён. В 1966 году Сергея Параджанова приглашают в Армению, где он приступает к работе над картиной «Саят-Нова».
Жизнь после освобождения Режиссёр Сергей Параджанов оказался в очень трудной ситуации: статья, по которой он сидел, не вызывала восхищения у зэков, наоборот, презиралась ними. Из-за этого мужчине пришлось несладко на зоне.
Единственным светлым лучиком в этой части его жизни стало досрочное освобождение по ходатайству многих видных деятелей культуры, которые организовали международную акцию протеста. Сам Луи Арагон, всемирно известный французский писатель, лично обратился к Брежневу с просьбой амнистировать Параджанова. В 1977 году режиссёра выпустили, при этом запретив ему жить и творить на территории Украины. Параджанов отправился на историческую родину — в Тбилиси, где продолжил работу на киностудии «Грузия-фильм». Тут он снял ещё две полнометражные картины. Что касается сексуальной ориентации мужчины, то в наши дни мнения историков расходятся. Дело в том, что Сергей не раз говорил о своей слабости к представителям сильного пола. Но можно ли верить этому провокатору, любителю эпатажа? Если брать во внимание рассказы его друзей, то складывается двузначное представление о личной жизни Параджанова. Они говорили: на совместных посиделках он то хвастался новыми любовными победами над женским полом, то намекал, что соблазнил молодого художника.
Даже товарищи до конца не видели границы между выдумкой и правдой. Последние годы На закате жизни в родной город приехал Сергей Параджанов. Биографии режиссёра, а именно её творческой составляющей, суждено окончиться там, где она началась — в Тбилиси. Тут он экранизировал свою последнюю работу — сказку Михаила Лермонтова «Ашик-Кериб». Притча про классовое неравенство и великую любовь стала частично автобиографической для режиссёра. После этого Параджанов переехал в Армению. Тут в Ереване, в специально построенном для него доме, он умер от рака лёгких. Случилось это 20 июля 1990 года. В то время он работал над картиной «Исповедь», которую, к сожалению, так и не успел закончить. Впоследствии оригинальный негатив стал частью фильма про жизнь режиссёра «Параджанов: последняя весна».
В наши дни дом Сергея Иосифовича стал музеем. Это одно из самых посещаемых туристами мест Еревана. Фактически Параджанов не успел в нём пожить. Несмотря на это, стены здания излучают его энергетику.
В «Росфото» откроется выставка, посвящённая Сергею Параджанову
Были, конечно, и нехудожественные причины — Александра Каплера, сценариста «Полосатого рейса» 1961 , этапировали в Воркуту в 1942 году из-за романа с дочерью вождя. Попытки режиссера заступиться за одного из диссидентов и критика советской власти стали негласным предлогом для заключения в лагере строгого режима — по обвинению в мужеложстве и распространении порнографии. Режиссер был освобожден на год раньше по просьбе Луи Арагона, принявшего ради этого орден Дружбы народов в Москве в 1977 году. Такова судьба «Теоремы» 1968 , притчи Пьера Паоло Пазолини , метафорически сравнивающей сексуальное влечение с догматами христианства и принципами революции. В Италии картина всколыхнула широкую общественность, сначала получив приз Международной католической кинослужбы в Венеции позже решение было дезавуировано Святым Престолом , а затем став фигурантом в трехмесячном судебном процессе. Фильм судили за непристойность и вынесли ему оправдательный вердикт — судья объяснил свое решение так: «Волнение, которое я испытал при просмотре, носило не сексуальный, а исключительно идеологический и мистический характер. Поскольку речь, бесспорно, идет о произведении искусства, оно не может быть непристойным». В странах соцлагеря практики ареста кинокартин не существовало — ее заменял запрет к показу фильмов, отправлявшихся тогда на полку.
Правонарушение как творческий метод Кинорежиссеры и сами действовали заведомо незаконно ради исполнения художественного замысла. Никакого разрешения для съемок режиссер не получал — потребовалось бы оцепить большую часть города, что было сложно оправдать съемкой короткого метра. Фильм снят одним дублем на остатки пленки от «Второго шанса» 1976 в декорациях реального автомобильного движения. Как рассказывает документалист Рич Саймонс, обсуждавший с Лелушем «Свидание», режиссера арестовали на короткое время, причем прямо на премьере фильма. Роман Полански Реальное уголовное преступление Участником резонансного судебного разбирательства, не связанного с киноискусством или идеологической борьбой, стал режиссер Роман Полански. Его уголовное преследование началось в 1977 году после обвинения в изнасиловании 13-летней девочки в доме актера Джека Николсона в Лос-Анджелесе. Полански признал свою вину, чтобы через соглашение с судом смягчить обвинение.
Он прошел трехмесячное психиатрическое обследование, а незадолго до вынесения приговора бежал из страны из-за несоблюдения судьей изначальных договоренностей.
Зато в новой версии фильм выпустили во всесоюзный прокат, и долги армянской киностудии были списаны. Несмотря на жалкий по понятиям того времени тираж в 143 копии, «Цвет граната» посмотрело больше миллиона зрителей. Сегодня о таком кассовом результате могут лишь мечтать создатели артхаусных фильмов, но тогда он считался провальным. Новаторская работа Параджанова привлекла внимание эстетов-киноманов, но в массовом сознании ее не существовало, да и объективно фильм был слишком изощрен для широкой аудитории, которую все же снискал «Андрей Рублев». Присутствовавшие на читках сценария, а потом на съемках, смотревшие рабочий материал, были буквально загипнотизированы и ждали шедевра — а потом испытали разочарование. Так часто бывает в иллюзорном, обманчивом мире кино; спустя годы подобная история случится с фильмом «Анна Карамазофф» Рустама Хамдамова — режиссера, во многом унаследовавшего тип личности Параджанова. Но те, кто предыстории многострадальной ленты не знали, смотрели на нее другими глазами. Даже в изуродованной Юткевичем версии можно оценить изысканно-парадоксальный киностиль Параджанова: пьянящий коктейль эстетства и кича, один из ранних предвестников постмодернизма — и в то же время апофеоз авторско-символического кино. Рифмуются вытекающий из спелых плодов гранатовый сок и кровь, обагряющая кинжал.
Алый цвет уступает место лиловому, это спорят между собой жизнь и смерть, чувственность и аскеза. Символический ряд задается уже в первых кадрах, где мы видим настежь распахнутую книгу, и проходит через всю картину; он важнее, объемнее и глубже сюжета, играющего скорее служебную роль. При этом пир аллегорий и символов, пробуждающий сильные художественные эмоции, удивительным образом сочетается с минимализмом в режиссуре и актерской игре. Тот самый Григорян, который пишет про «видение о несостоявшемся фильме, со временем превратившемся в сон, в химеру: то ли видел его, то ли показалось». Нет, не показалось. В этой работе представлены негативы кадров, вырезанных из фильма Параджанова, которые чудом сохранились, были найдены спустя много лет и дают представление о той изощренной эзотерике, которой наполнен оригинал. Из всех советских кинематографистов Параджанов ближе всего Тарковскому по духовному масштабу и смелости художественной фантазии — при всем разительном несходстве их личностей. Тарковский был скорее интровертом, Параджанов являл собой выдающийся образец экстраверта. Человек-праздник, человек-оркестр, персонаж Ренессанса, он не вписывался ни в какие, в том числе национальные, границы. В юности, когда жил в Москве, был если не русским, то воспринимался совершенно своим.
Переехав в Киев, стал главным классиком украинского кино, отцом тамошней «поэтической», или «живописной» школы. И едва ли не все национально окрашенные художественные движения в советском кино тех лет, включая киргизское и туркменское, вышли из его «Теней забытых предков». Он был настоящим интернационалистом, и армянские корни не мешали ему восхищаться красотой турецких, азербайджанских, курдских юношей и пейзажей. Его религиозность в чем Параджанова уличали цензоры носила абсолютно экуменический характер. Есть символичность и какая-то высшая справедливость в том, что он умер до разрастания межэтнических, межконфессиональных конфликтов, накануне нового витка кавказских войн и задолго до трагедии, постигшей Украину. В апреле 1989 года, получая приз на кинофестивале в Стамбуле за фильм «Ашик-Кериб», в своей речи он выступил за мир и дружбу между армянами и азербайджанцами, и это на фоне разгорающегося карабахского конфликта.
Правда, аромат у такого подарка был совсем не цветочный. Кстати, именно Брик и ее связи во Франции во многом помогли Параджанову выйти на волю. В той же тюрьме из крышек от молочных бутылок режиссер чеканил "талеры Параджанова".
Для этого он придумал свой способ гравировки фольги гвоздем и наносил на них изображения Пушкина, Гоголя и Петра I. Эти поделки даже отправляли на психиатрическую экспертизу, но ответ был короткий: "Просто талантливый". Один из таких "талеров" попался Федерико Феллини. Гениальный итальянец оценил изобретательность Параджанова и отлил из медальона серебряную медаль, которой награждал победителей фестиваля в Римини. На свободу Параджанов вышел в результате международной кампании протеста. Завидовал талантливым — и стал гениальным". Последним фильмом, над которым Параджанов начал работать, уже будучи смертельно больным, стала автобиографическая картина "Исповедь". По воспоминаниям современников, к этой ленте он шел всю жизнь, и она должна была стать прощанием маэстро. Незадолго до смерти Параджанов отснял одну из сцен фильма — похороны девочки-соседки.
Готовясь к съемке этой сцены, реквизиторы сами выбирали гроб, но замысла Параджанова они не знали, поэтому попросили доставить на съемочную площадку сразу два гроба — белый и черный.
В тюрьме он подвергался жестоким пыткам. Из-за издевательств Параджанов совершил попытку суицида. В тюрьме режиссёр заболел сахарным диабетом. Не смотря на весь ужас лагерной жизни спасало творчество. Параджанов мастерил «монеты» из кефирных крышечек, рисовал, шил из мешковины, делал коллажи. Зато с пугающей тюремное начальство регулярностью приходили международные телеграммы от некоего Федерико Феллини. Однажды в декабре, получив очередную телеграмму от Феллини, тюремный начальник вызвал Параджанова и спросил, кто это такой ему пишет из-за границы: «Поздравляю с наступающим, надеюсь на скорую встречу». Да, так вышло, что в Италии живет.
Бабушка наша была итальянской революционеркой и даже в жандармов стреляла. Еще октябренком попал к ней Федор на воспитание, да так и остался. Вот, хочет Федор приехать: брата с Новым годом поздравить, ведь сколько лет не виделись, и лекции прочитать о праздновании Нового года трудящимися Италии.
Сергей Параджанов: художник и ритуал
Выдающийся основатель «Новой советской волны» и поэтического кинематографа режиссер Сергей Параджанов стал знаменит на весь мир после фильмов «Тени забытых предков». Сергей Параджанов был реабилитирован по решению Национальной комиссии по реабилитации на Украине. В результате, в 1974 г. режиссёр Параджанов по политическим мотивам уже повторно был осуждён по обвинению в однополых отношениях. В Киеве в возрасте 63 лет скончался сын всемирно известного армянского кинорежиссера Сергея Параджанова – режиссер Сурен Параджанов. независимое творческое объединение, изучающее творчество выдающегося режиссера и художника Сергея Иосифовича Параджанова. Единственный сын советского кинорежиссера Сергея Параджанова Сурен скончался в Киеве.
Сергей Параджанов — последние новости
Режиссера Параджанова реабилитировали к 100-летию со дня рождения - | Новости | 15 марта РОСФОТО представит проект «Рядом с Параджановым», подготовленный к 100-летию выдающегося режиссера мирового кино (18+). |
Серебренников, Мейерхольд, Параджанов. За что сажали и сажают режиссеров | Параджанов стал фактическим режиссером «Легенды о Сурамской крепости» (на бумаге режиссером значился Давид Абашидзе) и продолжил развитие поэтического метода. |
Сергей Параджанов: режиссёр и националист
Режиссёр Сергей Параджанов оказался в очень трудной ситуации: статья, по которой он сидел, не вызывала восхищения у зэков, наоборот, презиралась ними. Режиссер-постановщик фильма Сергей Параджанов и исполнительница роли царевны Анны Софико Чиаурели, 1968 год. К великому мастеру советского кинематографа Сергею Параджанову это относится в первую очередь. В Украине Национальная комиссия по реабилитации спустя 50 лет после приговора реабилитировала советского кинорежиссера Сергея Параджанова, осуждённого в СССР по. Одному из самых загадочных и безумно талантливых кинорежиссеров XX века Сергею Параджанову сегодня исполнилось бы 100 лет.
9 января - Сергей Параджанов - 100 лет со дня рождения
Кроме того, режиссёр одним из первых поставил подпись под так называемым "Киевским письмом", или "Письмом-протестом 139-ти" — обращением ряда представителей украинской интеллигенции на имя генсека Леонида Брежнева, главы Совмина СССР Алексея Косыгина и председателя президиума Верховного совета СССР Николая Подгорного, направленным в 1968 году. В письме украинцы требовали прекратить практику судебных процессов, которые они считали противозаконными. В 1969 году Параджанов возвращается в Киев. К тому времени он уже был "на карандаше" у спецслужб. Там он попытался снять картину "Интермеццо" по автобиографической новелле Михаила Коцюбинского. При этом он не только не оставил протесты, а позволял себе критиковать советское руководство перед студентами. Во время одного из таких выступлений перед творческой молодёжью в Минске в 1971 году режиссера записали. Он сменил на посту Петра Шелеста, которого в партии к тому времени обвиняли в потакании национализму. Как пишет Федорчук, Параджанов стал налаживать связи с "экстремистски настроенными националистами. В том числе с Иваном Дзюбой, Евгением Сверстюком, Иваном Светличным, Николаем Холодным и другими, использовавшими премьеру его фильма "Тени забытых предков" для открытых антисоветских выступлений".
Пять вопросов о жизни и смерти Вячеслава ЧерноволаСмерть журналиста и одного из основателей «Народного руха Украины» Вячеслава Черновола не была случайным ДТП — это спланированное убийство, заявил в среду, 15 сентября, бывший заместитель генпрокурора Украины Николай Голомша Когда в декабре 1973 года после визита на похороны в Москву Параджанов возвращается в Киев, его арестовывают, предъявляют обвинения в совращении мужчин и организации притона разврата вероятно справедливо — его сексуальная ориентация секретом не является. Режиссера этапируют в Винницкую область — в Ладыжинскую исправительную колонию. Там из-за издевательств заключённых и надсмотрщиков Параджанов попытался покончить с собой. Там же он заболел сахарным диабетом. Тем временем в защиту Параджанова выступили не только советские, но и зарубежные деятели искусства. Положение спасла Лиля Брик, которой посвящал стихи сам Владимир Маяковский. Муж её сестры, Эльзы Триоле, французский писатель Луи Арагон по её просьбе согласился посетить Москву в 1977 году и принять от советского руководства орден Дружбы народов. На встрече с Брежневым Арагон попросил освободить Параджанова. В итоге за год до истечения срока режиссера отпускают, запретив ему при этом жить в Москве, Ленинграде, Ереване и Киеве.
Параджанов уехал в родной Тбилиси.
Его называют представителем «советской новой волны» и мастером «поэтического кино», а его фильмы — фресками. Параджанов родился в Тифлисе Тбилиси в семье армянского торговца антиквариатом, и в его фильмах всегда прослеживается внимание к вещам — ему важна не бутафория, а подлинные предметы, которые он каким-то образом доставал в качестве реквизита. Мировую славу режиссёру принесли ленты «Цвет граната» 1968 и «Тени забытых предков» 1964. Первый фильм посвящён армянскому поэту Саят-Нове, причём поэта, а также его музу и любовь и ещё несколько ролей играет грузинская актриса Софико Чиаурели.
The Hall of Frescoes. Special appearance on January 22 by Martiros M. Their personal Paradjanov archive has been damaged and they have no place to live temporarily staying with friends. Vartanov during his Soviet childhood, as well as other rare and unpublished documents, stories, and photographs. While Parajanov continues to inspire people around the world, it is important to respect his vision and understand that The Color of Pomegranates is not a silent film — the soundtrack is an indelible part of his masterpiece and cannot be replaced.
В юбилей мастера редакция Армянского музея публикует подборку текстов о его жизни и произведениях. Так и с Сергеем Параджановым: и в его жизни, и в произведениях соседствуют вещи, на первый взгляд несочетаемые. Редакция Армянского музея Москвы делится отрывком из статьи поэта Геогрия Кубатьяна, где он приводит свои размышления об этих противоречиях и о том, как их можно разрешить. Сергей Параджанов — гений парадоксов Сергей Параджанов говорит о режиссуре. Сергей Параджанов вошел в мировую историю как выдающийся режиссер, создатель знаменитых «Теней забытых предков» и «Цвета граната». Впрочем, кинематографом его таланты не ограничиваются. О художественном мастерстве — коллажах и инсталляциях — известно многим. Однако Параджанов обладал также невероятной музыкальной одаренностью: помнил наизусть целые оперы и давал концерты друзьям.
ПЕРВЫЙ ЛЮБОВНИК ПАРАДЖАНОВА
В истории Украины времен СССР режиссер Сергей Параджанов занимает уникальное место. Игорь Оболенский, автор документального фильма о Параджанове, знает немало поразительных историй о жизни режиссера. Одному из самых загадочных и безумно талантливых кинорежиссеров XX века Сергею Параджанову сегодня исполнилось бы 100 лет.
ПЕРВЫЙ ЛЮБОВНИК ПАРАДЖАНОВА
Хроника диалога», — жизнь режиссера в легендарной квартире на улице Котэ Месхи в Тбилиси, ставшей в 1980-х местом притяжения для деятелей культуры всего Советского Союза; съемки фильмов «Легенда о Сурамской крепости», «Арабески на тему Пиросмани». Серия фотографий Елены Карусаар, художника-фотографа киностудии «Ленфильм», подробно рассказывает о создании последней картины Параджанова «Ашик—Кериб». Сцена из фильма «Ашик—Кериб» 1988.
Но прежде он проедет по всей стране, изучит архитектуру и искусство. Лучший фильм режиссера создается с огромным воодушевлением, однако на экраны он выходит после преодоления череды препятствий и проблем. После «Цвета граната» - именно c таким названием была выпущена картина — Параджанову запретили снимать следующие 15 лет.
И он верил только в одного бога — красоту. Если человек не понимал красоту, то казался Параджанову плохим человеком. Желаю вам быть свободными, свобода — самое большое, что я могу вам пожелать. Свобода не существует абстрактно, она может жить только в человеке. Открытие фотовыставки «Параджанов — территория свободы» Секрет того, как Параджанову удавалось сохранять в себе чувство свободы, Юрий Мечитов раскрыл в интервью для сайта Ельцин Центра. У нас всегда был мультикультурализм, на одном пятачке были представлены все религии и конфессии. В Грузии говорят: главное, будь человеком, а молись, где и на кого хочешь.
Правда, аромат у такого подарка был совсем не цветочный. Кстати, именно Брик и ее связи во Франции во многом помогли Параджанову выйти на волю. В той же тюрьме из крышек от молочных бутылок режиссер чеканил "талеры Параджанова". Для этого он придумал свой способ гравировки фольги гвоздем и наносил на них изображения Пушкина, Гоголя и Петра I. Эти поделки даже отправляли на психиатрическую экспертизу, но ответ был короткий: "Просто талантливый". Один из таких "талеров" попался Федерико Феллини. Гениальный итальянец оценил изобретательность Параджанова и отлил из медальона серебряную медаль, которой награждал победителей фестиваля в Римини. На свободу Параджанов вышел в результате международной кампании протеста. Завидовал талантливым — и стал гениальным". Последним фильмом, над которым Параджанов начал работать, уже будучи смертельно больным, стала автобиографическая картина "Исповедь". По воспоминаниям современников, к этой ленте он шел всю жизнь, и она должна была стать прощанием маэстро. Незадолго до смерти Параджанов отснял одну из сцен фильма — похороны девочки-соседки. Готовясь к съемке этой сцены, реквизиторы сами выбирали гроб, но замысла Параджанова они не знали, поэтому попросили доставить на съемочную площадку сразу два гроба — белый и черный.