это определение оптимального результата и эффективных путей Цели бизнес-планирования. Узнайте, как составить бизнес-план и получить максимальную отдачу от процесса, в этом всеобъемлющем руководстве. Чтобы выполнить все эти требования, процесс бизнес-планирования должен осуществляться, базируясь на следующих принципах.
Особенности бизнес-планирования на предприятии
Но, в отличие от завода, такой руководитель может столкнуться с потерей кадров или постоянным невыполнением плана ввиду его косности и оторванности от реальных возможностей. Прогрессивный метод — план составляется сперва по каждому менеджеру, затем согласуется и корректируется в подразделении и затем предлагается на утверждение руководству. Это хороший метод, работающий в ритейле, у провайдеров, в филиальных компаниях, но он чреват занижениями плана и KPI — поэтому руководитель должен владеть всей совокупностью реальной информации. Опять же, на помощь приходит CRM-система , в которой он может просматривать не только планы и факты, но и воронку продаж по каждому менеджеру, проводить АВС-анализ, а также видеть просроченные и выполненные досрочно задачи. Встречное планирование — общий стратегический план спускается сверху, детальный план по реализации стратегии поднимается снизу. Например, руководитель хочет продать за год 1000 моторных лодок, а маркетологи и продажники анализируют результаты прошлых периодов и с учётом сезонности разбивают его: в январе — 10, в феврале — 10, в апреле — 300, в мае — 300 и т. Пожалуй, это оптимальный метод, учитывающий интересы всех сторон. Вернёмся к совместности. Если вы не оборонный завод, то сотрудники обязательно должны быть допущены к обсуждению и составлению плана, потому что именно за ними стоит тактика, которая воплощает в жизнь стратегию и порой им видны факторы, уходящие из поля зрения руководителя.
Но при этом голословное «мы сдохнем, но не сделаем» и «ну вот тут обычно плохо идёт» не должны приниматься — только аналитическое обоснование всех цифр и сроков. В планировании тактика и стратегия должны соответствовать друг другу. Это стратегии. Тактика — это конкретные действия, которые должны быть нацелены на достижение каждой из этих целей. Приоритизация — важный момент в планировании всех уровней. Всегда есть задачи разной степени важности: и руководитель, и подчинённые должны уметь расставлять приоритеты и рассчитывать ресурсы исходя из сложности и важности этапа или показателя. Кстати, в RegionSoft CRM можно не только расставлять приоритеты по клиентам и задачам, но и проставлять веса коэффициентов KPI — таким образом, сотрудник получит сигнал о том, что сейчас стоит на первом месте, а не будет делать то, что у него быстрее и лучше получается. Автоматизация — помощник при планировании.
Мы уже показали примеры автоматизации персонального планирования, рассказали, какие показатели можно для плана вытащить из CRM. На самом деле, планирование обслуживают практически все программы корпоративного сектора: системы мониторинга и ИТ-аудита помогают спланировать затраты на программное и аппаратное обеспечение ITAM— IT asset management , CRM-система — планировать продажи, закупки, работу с проектами, багтрекер — план работы разработчиков и тестировщиков, ERP-система — производство и т. M — измеримый measurable — должна быть система оценки выполнения плана показатели, точки состояния системы, этапы работ. A — достижимый attainable — компания должна составлять план, исходя из ресурсов и готовности понести финансовые затраты. R— значимый relevant — план должен быть направлен на достижение стратегии, регулировать каждый этап продвижения к цели. T — соотносимый с конкретным сроком time-bounded — у плана должен быть период с датой начала и окончания, внутри которого будет в дальнейшем оцениваться факт. Вот так выглядит примерная схема работы с планом продаж в компании продавать нужно практически всем, но иногда продажи строятся без плана или план берётся с потолка. Схема кликабельна А что там со сроками?
В каждой компании существуют свои сроки планирования, которые определяются продуктом, особенностями модели продаж и т. Но, как правило, они примерно вписываются в общепринятые отрезки времени. Стратегическое планирование — свыше 5 лет. Определяет перспективы развития компании. Если говорить общеизвестным HR-штампом, то оно отвечает на вопрос «Какой вы видите свою компанию через 5 лет? Такой план определяет, куда стоит инвестировать, каких конкурентов превосходить, для кого работать, как будет двигаться рынок. Сегодня внешняя среда бизнеса настолько динамична, что такой план во многих сферах становится сродни гаданию на кофейной гуще, но тренды всё равно нужно уметь улавливать. И, конечно же, компания, у которой полная бюджетная дыра и денег достаточно только для оперативной работы, стратегическим планированием заниматься не должна вовсе — это просто воздушный замок и мечты о будущих миллиардах.
Финансовое и стратегическое планирование прочно увязаны между собой: стратегия знает что и почему, а финансы — как и когда мы это сможем. Среднесрочное планирование — 3-5 лет. В крупных компаниях определяет соотношение необходимых ресурсов для выпуска нужного объёма продукции. Как правило, в малом и среднем бизнесе не применяется или ограничивается 1-2 годами. Краткосрочное планирование — до 1 года. Нередко пересекается с бюджетированием и финансовым планированием. Оперативное планирование — от 1 дня до 1 квартала. Те самые планы, по которым ежедневно работает компания.
Что тут ещё не учли, куда смотреть? Смотреть нужно во внешнюю среду — она оказывает всё большее влияние на бизнес, но это не означает, что бизнес должен повиноваться линии движения и снижать планы и первом же падении стоимости барреля нефти. Рассмотрим основные факторы влияния на примере различных рынков. Отслеживайте тенденции — так вы сможете перераспределить инвестиции на новый продукт, если он вам интересен, или закрепиться в своём сегменте. Например, на рынке CRM возникла мода на облака.
Следует смотреть на перспективу. Таким образом, можно точно спрогнозировать дальнейшие траты, которые могут понадобиться в будущем.
Давайте рассмотрим пример. Если в качестве инвестиционного актива будет выбран объект недвижимости, то в дальнейшем за него нужно будет ежегодно платить налоги. В случае если инвестор вложит деньги в драгоценные металлы или произведения искусства, то у него автоматически возникнут траты, связанные с их безопасным хранением. Например, ежемесячная оплата банковской ячейки. Прибыльность долгосрочных вложений будет зависеть от огромного количества переменных факторов. Инвестору следует отдавать себе отчет в том, что прошлый успешный опыт инвестирования в любой сфере может не принести желаемого эффекта при реализации следующего проекта. В такой ситуации просто необходимо уметь с помощью анализа основных тенденций развития экономики производить качественное прогнозирование инвестиций.
Неотъемлемой частью любого проекта является график инвестиций. То есть инвестор должен заранее определить объем трат денежных средств и распределить их по конкретным периодам осуществления вложений. Риски являются составной частью процесса инвестирования. Чем продолжительнее срок окупаемости проекта, тем более рискованным он является. Таким образом, на стадии планирования обязательно нужно принимать во внимание временной фактор. Основные задачи Составление инвестиционного плана предусматривает практическое решение следующих задач: определить потребность по привлечению в проект дополнительных источников финансирования; определить стратегию взаимодействия со сторонними инвесторами; оценить рентабельность проекта и возможность рассчитаться за привлечённый капитал; подготовить финансовый расчет эффективности вложений, принимая во внимание возврат заемных денег; разработать подробный бизнес-план, который может предоставляться для ознакомления потенциальным инвесторам. Качественное планирование позволяет успешно решить все перечисленные задачи, в кратчайшие сроки привлечь недостающие денежные средства и запустить инвестиционный проект.
Планирование на предприятии Перед руководством предприятия всегда стоят несколько параллельных инвестиционных проектов.
Бизнес-планы Основные принципы бизнес-планирования Бизнес план — это главная составляющая для создания собственного дела. Для его создания нужен индивидуальный подход, так как нет двух одинаковых задумок, нет двух одинаковых бизнесов. Главное приделить особое внимание грамотному его составлению. Каждый человек, который задумывался над будущим своего бизнеса, понимал, что без бизнес-плана ему не обойтись. В основном это происходит в тот момент, когда он задумывается над созданием нового предприятия или решает расширить уже существующее.
Одним словом, когда вам нужны инвестиции, следует приступить к созданию бизнес-плана. Ни один кредитор не будет с вами сотрудничать, если не увидит грамотного и подробного бизнес-плана. Создать такой документ можно самому или прибегнуть к помощи профессионалов. В первую очередь нужно определиться с суммой кредита. Если вам нужна не большая сумма денег, то проще создать бизнес-план самому. Даже если вы где-то допустите ошибку , то сотрудники банка смогут ее увидеть и исправить без денежного вознаграждения.
Но в случае привлечения большого капитала в свое дело лучше потратится и поручить создание бизнес-плана опытным работникам консалтинговой фирмы. Вызнаете, что ваш будущий бизнес принесет большие доходы, но это еще нужно доказать инвестору. Поэтому в бизнес-плане вы должны все доходчиво и убедительно изложить с помощью расчетов, графиков и таблиц, не забыв приправить все своим убеждающим докладом о том, почему нужно развивать именно ваш проект. Никто из кредиторов не заинтересован в потере денег, а потому нужно особо тщательно отработать раздел, где будет отображена окупаемость бизнеса. А потому консалтинговые фирмы подходят к отработке этой части плана с особой тщательностью.
Его результатом являются краткосрочные планы как правило, на год с учетом текущих тенденций развития спроса и предложения. В них показатели устанавливаются на год с разбивкой по кварталам.
Эти планы являются скользящими, то есть на первые три месяца показатели устанавливаются жесткие, неизменные, а в последующие 9 месяцев их корректируют по мере изменения [c. Однако прежде всего встает вопрос встроен ли годовой бюджет годовой бизнес-план в систему скользящего многолетнего планирования не скрывается ли где-то эффект скачкообразного роста Это означает, что в одном из последующих периодов ожидается резкий рост оборота, только вот в предстоящем году это не может пока получиться. Таким образом, необходимо встроить в бюджет текущего года многолетний план, а в многолетний план следует включить бюджет текущего года. Долгосрочные намерения должны быть реализуемы в краткосрочном аспекте. При этом необходимо помнить, что долгосрочность планирования сама по себе еще не придает плану стратегический характер. Но для подобного рода систем адаптивные свойства исходного плана распространяются на длительный отрезок времени и доминируют по своему значению на любой стадии выполнения плана. Изменчивость этих свойств в связи с возможными изменениями базиса плана может быть учтена в рамках процедуры скользящего планирования или каким-либо иным способом организации процесса непрерывного планирования.
Индикативный скользящий бюджет 1 год. Это бюджет особого рода. Он принимается в начале года и полностью аналогичен бюджету развития то есть в начале года принимаются всего два бюджета — бюджет развития на 1 год и краткосрочный бюджет на I квартал. После истечения I квартала к скользящему бюджету добавляется еще один квартал I квартал следующего года , после истечения II квартала — II квартал следующего года и т. Этим обеспечивается непрерывное 12-месячное планирование. Данное обстоятельство очень существенно для эффективности управленческого планирования на предприятии. Корректировка бюджета развития и принятие очередного квартального бюджета в течение года происходят одновременно и на основе разработки очередного скользящего годового бюджета.
Так, подвергая ревизии объемы инвестиций в III квартале бюджета развития, управленцы должны знать ситуацию не только до конца года, но и на год вперед считая с начала этого квар- [c. Исходя из плановых показателей, установленных на год в процессе текущего инвестиционного планирования, заранее до наступления планового периода разрабатывается система квартальных бюджетов на предстоящий квартал , а в рамках квартальных бюджетов — система месячных бюджетов на каждый предстоящий месяц. Процесс такого скользящего бюджетирования гарантирует непрерывность функционирования системы оперативного планирования инвестиционной деятельности предприятия, закладывает прочную основу для осуществления постоянного контроля результатов этой деятельности. Тактическое планирование предполагает составление среднесрочных обычно пятилетних планов, в которых конкретизируются стратегическая концепция, методы и формы ее реализации. Тактический план подлежит постоянной корректировке, поэтому его обычно именуют скользящим планом, или саморегулирующимся планом. Пересчет плана выполняется через каждый период времени, но одновременно отодвигается конечный период. Получается, что плановый горизонт постоянно убегает при наращивании результатов работы.
Например, годовое планирование по скользящей стратегии выполняется на начало каждого квартала, но с общей продолжительностью в четыре квартальных интервала. Различия состоят лишь в том, что обычная система скользящего финансового планирования базируется, с одной стороны, на неизменности бюджетных наметок на весь бюджетный период, а с другой — на достигнутых результатах, уровнях финансирования текущих и инвестиционных затрат. В рамках ЗББ предусматривается возможность отказа от финансирования какого-либо проекта или его отдельных статей в случае изменения критериев ранжирования. Рассмотрим особенности организационно-методических процедур ЗББ. Речь идет об установлении сроков корректировок и внесения каких-либо изменений в ранее составленные и принятые бюджеты различных уровней, т. При этом, если период достаточно продолжительный например, квартал или полугодие, что может составлять от V4 до Уг всего бюджетного периода , то помимо корректировок ранее принятых бюджетов, возможно также составление бюджетных наметок, выходящих за пределы данного бюджетного периода. В этом собственно и заключается смысл следования принципу скользящего планирования непрерывного составления бюджетов.
Это не только регулярные корректировки бюджетов после составления и представления отчетов об исполнении за установленный период , но и составлении проформы прогноза на соответствующий отрезок времени месяц, квартал следующего бюджетного периода так называемой проформы, являющейся основой индикативного бюджета. А зря. Нет, по-человечески оно все понятно — какое же бюджетирование вручную, без хорошей считалки. Попробуй тут какие-нибудь многовариантные расчеты произвести. Это удовольствие не для слабонервных. Особенно, когда речь идет о так называемом скользящем финансовом планировании, предусматривающем ежемесячную, а то и еженедельную корректировку ранее составленных бюджетов на полгода-год, а в перспективе и на три года вперед с ежемесячной, а то и подекадной разбивкой бюджетного периода. От такого бюджетирования тошно станет не только составителям.
А специфика каждого бизнеса диктует свою собственную финансовую структуру, свои собственные, неповторимые бюджетные форматы, свои режимы консолидации бюджетов структурных подразделений в сводные бюджеты компании, свои бюджетные регламенты и т. Приходится заниматься долгой и кропотливой доработкой стандартизированных программных продуктов. И получается, что автоматизация финансового планирования — головная боль руководителя, да и только. Так ли это [c. Решения, касающиеся последующих этапов, могут быть своевременно скорректированы в процессе скользящего планирования.
Разработка стратегического плана развития предприятия
Специалисты компании «ЦПО групп», обладая необходимыми компетенциями, подготовили для клиента весь пакет документов, который был представлен в банк для получения инвестиционного финансирования. Кейс 2. Разработка бизнес-плана для целей привлечения инвестиционных средств, грантов, субсидий и автоматизации производства В настоящее время все большую популярность приобретают инвестиционные проекты, реализуемые в рамках технологического и продовольственного суверенитета страны, так как подобные проекты могут получить определенные преференции на различных уровнях государственного управления гранты на реализацию конкретных проектов; субсидирование расходов из бюджетов различных уровней при реализации значимых проектов; субсидирование процентных ставок при финансировании инвестиционных проектов и др. Нашей компанией выполнен заказ клиента на разработку проекта по оснащению ферм крупного рогатого скота отечественным оборудованием по автоматизации процесса содержания животных, производством и поставкой которого занимался наш клиент. Целью данного бизнес-плана было обоснование целесообразности приобретения комплекта оборудования, производимого нашим клиентом, для представления потенциальным покупателям, в том числе и для возможности получения потенциальными покупателями государственной помощи в том или ином виде на приобретение комплекта оборудования. Кейс 3. Разработка бизнес-плана для запуска стартапа Еще одним практическим примером, когда необходимо подготовить бизнес-план служит наш опыт взаимодействия с небольшой творческой компанией по разработке, пошиву и продаже коллекций женской одежды. Уже имея опыт в создании указанного бизнеса небольшое производство собственных разработок моделей женской одежды и продажа через интернет-магазин , владельцы приняли решение о его расширении и открытии стационарной торговой точки.
При реализации проекта его собственники хотели понять, какие доходы принесет проект, какие расходы потребуются на инвестиционном этапе и могут ли они обойтись при реализации собственными средствами или необходимо привлечь сторонние инвестиции, что сопряжено с частичной передачей контроля бизнеса потенциальному инвестору. При реализации данной задачи специалисты «ЦПО групп» подготовили для клиента варианты финансирования инвестиционного проекта для принятия им взвешенного решения. Стоит отметить, что санкции повлияли на условия ведения бизнеса по самым разным направлениям. Появилось множество рисков, связанных: с дефицитом, а также увеличением стоимости иностранного оборудования, сырья, комплектующих; потерей контрагентов; невозможностью использования привычные механизмы логистики; нарушением интеллектуальных прав в рамках параллельного импорта; уменьшением объема инвестиций и т. Рекомендую предпринимателям оценить вероятные риски, присущие сфере деятельности, предусмотреть возможные варианты развития событий и тактику минимизации рисков. Смоделировать ситуацию можно по трем направлениям: пессимистичной, оптимистичной и реалистичной и для каждого варианта определить порядок действий. Также важно помнить, что горизонт планирования в период неопределенности существенно сокращается.
Так, предприниматель не может предположить, какие суммы он потратит на закупку сырья через год, поскольку поставщики регулярно меняют цены. В такой ситуации разумно прибегнуть к скользящему планированию. Так называют метод, при котором детально распланированы только ближайшие периоды, а планирование на более длительные периоды осуществляется в общих чертах. По мере необходимости ключевые показатели плана корректируются.
В каждом отдельном случае составляется свой бизнес-план. Именно на основании этого внутреннего документа и будет происходить реализация каждого из проектов. В случае когда доходность инвестиций ниже чем средняя по стране ставка банковского депозита, то бизнес-план подлежит доработке. Проведение ранжирования инвестиционных проектов производят по нескольким ключевым параметрам. Главными из них являются сроки окупаемости и чистая приведенная стоимость. Бизнес-план Любой инвестиционный проект должен иметь собственный бизнес-план.
Он представляет собой аналитический документ с описательной и расходной частью. Описательная часть включает в себя характеристику компании, специфику проекта инвестирования, текущее состояние соответствующего рынка, производственную программу, особенности управленческой структуры и другие параметры. Расчетная часть включает в себя предусмотренный объем финансирования проекта, расчеты основных финансовых индексов, показатели экономической целесообразности и эффективности. Непосредственно перед расчетной частью, как правило, помещают таблицу, содержащую основные данные по рассматриваемому проекту. В ней содержится информация отражающая, текущую и будущую инфляцию, биржевую динамику цен на национальную валюту, ключевую процентную ставку ЦБ, кредитную ставку банка, привлеченного к финансированию проекта, ставку дисконтирования и прочие данные. Завершает бизнес-план конкретный вывод, который показывает рентабельность и целесообразность реализации инвестиционного проекта. Цели и принципы составления инвестиционного бизнес-плана Основным назначением и задачей инвестиционного бизнес-плана является целостная системная оценка условий, перспектив, экономических и социальных результатов реализации проекта. Бизнес-план необходим для: Инвестора, поскольку позволяет определить экономическую целесообразность вложения средств; Органов управления осуществлением инвестиционного проекта, так как с его помощью вырабатывается программ действий и руководство процессом реализации; Кредиторов, так как принятие решения о кредитовании проекта происходит после оценки эффективности бизнес-проекта и возможностей возврата заемных средств; Органов государственного управления, поскольку бизнес-план позволяет регулировать и контролировать экономические отношения в области льготного кредитования и бюджетного финансирования проектов. Основным требованием, предъявляемым к инвестиционному бизнес-плану, является обеспечение полноты информации, которая содержится в нем. Кроме того, все данные и расчетные показатели должны быть достоверными.
Принципы составления инвестиционного бизнес-плана: Наличие объективных и надежных входных и выходных данных; Наличие необходимых и достаточных параметров выходной и промежуточной информации для принятия рациональных решений по бизнес-проекту на всех этапах его реализации; Комплексный и системный подход к рассмотрению влияния факторов и условий на реализацию и итоги инвестиционного проекта; Краткость.
К нам часто обращаются начинающие предприниматели, которые хотят запустить новый бизнес с нуля: салон красоты, производство, аренду спецтехники, продуктовые магазины и так далее. Один из примеров: потенциальный клиент хотел открыть компанию по строительству деревянных домов. Единственный актив, который у него был — контакт знакомого, который всю жизнь занимается их стройкой. Главным аргументом в пользу этого бизнеса стала информация о возможном ограничении вывоза необработанного леса с территории РФ, что должно было, по мнению этого предпринимателя, способствовать снижению конкуренции на рынке.
Остальная вводная информация полностью отсутствовала. У меня сразу появился вопрос, а зачем в таком случае ему нужен бизнес-план? Ведь прежде чем подойти к его написанию, необходимо: Полностью разобраться в продукте, рынке, конкурентах. Пообщаться с поставщиками и потенциальными клиентами, оценить перспективы выхода на рынок. Запустить бизнес на уровне ремесленника, без выстроенной иерархии.
Необходимо понять его реальное функционирование и все процессы внутри. Что нужно сделать до написания бизнес-плана Основной задачей бизнес-плана является привлечение финансовых ресурсов для масштабирования компании или запуска новых продуктов на рынок.
Сегодня у бизнеса появились риски и ограничения, которых не было ранее. В первую очередь изменения коснулись компаний, которые ведут внешнеэкономическую деятельность, работают на иностранном рынке или планируют на него выходить, ведут расчеты в иностранной валюте. Составляя бизнес-план, такому предпринимателю нужно провести анализ возможных рисков и разработать меры по их минимизации. В досанкционные времена бизнес делал ставку на долгосрочное планирование. Нестабильное время диктует свои условия. Сегодня бизнес-план компании должен стать системой, позволяющей предпринимателю оперативно реагировать на внешние вызовы, причем не только отрицательные, но и положительные.
В целом процесс разработки бизнес-плана можно разделить на следующие этапы: 1 Предварительный анализ рынка и конкурентов. На данном этапе необходимо изучить целевую аудиторию, доходность, а также конкурентов, которые, возможно, не дадут вам зайти на рынок из-за слишком заниженных цен или переизбытка услуг. При разработке предварительного анализа зачастую используется метод SWOT- анализа — аббревиатура включает в себя: S — поиск сильных сторон компании, W — анализ недостатков компании, O — анализ возможностей, благодаря которым можно улучшить положение на рынке, T — угрозы, с которыми компания может столкнуться. На данном этапе необходимо составить перечень инвестиционных расходов, определиться с затратами, системой налогообложения, видом юридического лица или статусом индивидуального предпринимателя. Современные технологии позволяют составить финансовую модель стартапа с помощью специальных приложений, поэтому привлечение дополнительных ресурсов не требуется, однако, для правильной методики расчета рекомендуем обратиться к специалистам. Бизнес план является некой подробной дорожной картой, которая помогает предусмотреть риски, понять механизм действий, то есть учесть все нюансы. В бизнес-план обязательно следует включить описание идеи, а также маркетинговый, организационный и финансовый разделы. В приложениях стоит разместить наглядный вспомогательный материал: графики, таблицы, диаграммы, фотографии объектов.
Потенциальный инвестор может просто утомиться читать ваш бизнес-план и сотрудничество может не состояться; Непроверенные данные; Отсутствие анализа рынка с точки зрения конкурентов. Разработка бизнес-плана для привлечения заемных средств у кредитной организации Компания - крупный производитель фармацевтических препаратов с наличием иностранного капитала в структуре собственности намерена увеличить производственные мощности для расширения ассортимента производимых препаратов в России и осуществить закупку нового оборудования. Для реализации подобного проекта, инвестиции в который исчисляются сотнями миллионов рублей, компания решила обратиться в крупный российский банк федерального значения для получения финансирования. Особенностью подобного проекта является обязательное представление в банк комплекта документов, который включает описание реализации бизнес-плана в соответствии с требованиями международного стандарта ЮНИДО анализ рынка, техническое описание проекта, анализ экономической эффективности и финансовой состоятельности с расчетом многочисленных финансово-экономических показателей, включая срок окупаемости проекта. Вместе с этим документом банк требует от заемщика представления расчетов, подтверждающих полученные результаты экономической эффективности и финансовой состоятельности проекта.
Основы составления бизнес-плана
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде (см. табл.1). Узнайте, какие важные аспекты нужно учесть при составлении бизнес-плана и как сделать его привлекательным для инвесторов. Расскажу, что такое бизнес-план, кому и зачем он нужен и как правильно составить этот документ, а в конце — можно ли скачать готовый план в интернете.
Forbes Экспертиза
Если предприятие, наметив значительное производство новых или традиционных продуктов, не имеет достаточно собственных мощностей для их производства, то оно может пойти либо путем привлечения дополнительных капитальных вложений для создания новых мощностей, либо путем поиска новых партнеров, которым оно передаст изготовление определенных узлов, деталей, выполнение технологических процессов. В любом случае на предприятии разрабатывают бизнес-план. Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы так и вне ее. Он необходим руководству фирмы для ориентации в условиях акционерной собственности и в определенной мере при создании товарищества. Именно при помощи бизнес-плана руководство фирмы принимает решение, какая часть прибыли остается в деле на накопление, а какая распределяется в форме дивидендов между акционерами. Бизнес-план используется при поиске инвесторов, кредиторов, спонсорских вложений и т. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и должны быть осведомлены об его эффективности. Они должны изучить бизнес-план перед рассмотрением возможности капиталовложений, то есть бизнес-планы необходимы в работе с любыми инвестициями. Структура любого бизнес-плана стандартна. Основные принципы организации бизнес-планирования.
Бизнес-планирование является способом организации деятельности энергетического предприятия для выполнения поставленных целей, выраженных в установленных для них значениях ключевых показателей эффективности. Бизнес-план является инструментом достижения этих целей. Бизнес-планирование является способом организации деятельности Общества и Подведомственных обществ, для выполнения поставленных целей, выраженных в установленных для них значениях ключевых показателей эффективности. Бизнес-планирование организуется в Обществе и Подведомственных обществах с соблюдением установленных корпоративных процедур и действующих стандартов. Генеральный Директор Общества в рамках положений настоящего Стандарта и с соблюдением необходимых корпоративных процедур разрабатывает и утверждает внутренние регламентирующие документы по организации бизнес-планирования в Обществе и организует бизнес-планирование в Обществе. Общество в рамках положений настоящего Стандарта и с соблюдением необходимых корпоративных процедур организует разработку и утверждение на Советах директоров Подведомственных обществ внутренних регламентирующих документов Подведомственных обществ по организации бизнес-планирования, а также организуют в Подведомственных обществах, имеющих свои дочерние и зависимые общества ВЗО , разработку и утверждение Советами директоров ВЗО внутренних регламентирующих документов ВЗО по организации бизнес-планирования. Общество в рамках положений настоящего Стандарта с соблюдением необходимых корпоративных процедур и утвержденных Советами директоров Подведомственных обществ регламентирующих документов, организует бизнес-планирование в Подведомственных обществах. Бизнес-план Общества разрабатывается и согласовывается в профильных подразделениях Общества.
Основные разделы бизнес-плана Основную роль в подготовке бизнес-плана играет руководство предприятия. Никто не может определить цели и направления его деятельности, выбрать стратегию реализации плана. Подготовка бизнес-плана имеет огромное значение для предприятий в тех случаях, когда недостаточно финансовых ресурсов для осуществления конкретного проекта. В этих случаях данный документ является одним из основных, который необходим для обращения к другим инвесторам, чтобы привлечь их финансовые ресурсы для финансирования данного проекта или же в банк, второй вариант, чтобы получить кредитные средства с целью определения объемов разработки стратегии финансирования. В этом случае вкладчиками могут быть банки, иные юридические и физические лица. Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне за ее пределами. Это необходимо руководству компании для ориентации в условиях акционерной собственности и, в некоторой степени, при создании компаний. Функции бизнес-плана Бизнес-план является одним из основных документов, определяющих дальнейшую стратегию предприятия, позволяющим знать каким образом ее руководители достигнут свои цели и задачи, в первую очередь нужен для повышения прибыльности. На общей концепции развития фирмы базируется бизнес-план, суть которого более подробно разрабатывать финансовый и экономический аспект стратегии, предоставляется технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям.
И крайне важно, чтобы вся команда разделяла этот подход. У каждой компании здесь свои инструменты, и во многом они зависят от внутренних ценностей. В ДНК «Асконы» зашито постоянное развитие и движение вперед. Мы уверены, что нельзя останавливаться и ничего не делать, поэтому мы продолжаем запускать принципиально новые для себя проекты и инвестировать в новые направления. Такой подход можно назвать диверсификацией каналов продаж и продуктовых категорий. Например, сейчас мы запускаем проект Askona Home. Это мебельный гипермаркет с большой зоной household и добавлением новых категорий мебели. То же самое происходит и с точки зрения вертикальной диверсификации: мы запускаем новые производства, которые в данный момент актуальны и повлияют на себестоимость и качество продукции, а еще снизят риски, которые появились с точки зрения поставок материалов. Вне зависимости от того, как развивается рынок, всегда есть вещи, которые оказываются полезными для компании, чтобы их воплотить в жизнь. Правильно сделанная диверсификация способна вдохнуть новую жизнь и дать новый виток развития компании, но с этим надо быть очень аккуратным, чтобы не уронить основной бизнес. Что делать с цепочками поставок Вариант в текущей ситуации один — высокая степень локализации товарных групп причем как сырьевых, так и готовой продукции и быстрый переход на других поставщиков. Другими словами, ваша база поставщиков должна быть собрана таким образом, чтобы можно было быстро изменять цепочки между странами и партнерами в зависимости от сложностей на разных логистических направлениях. Тут крайне важны гибкость отдела закупок и профессионализм его сотрудников. Еще один вариант — создание собственного сырьевого подразделения. Но подходить к этому стоит очень аккуратно. Во-первых, нужно взвесить риски срыва поставок. Во-вторых, рассмотреть возможность смены поставщика без потери себестоимости и ухудшения качества. И только если оба эти пункта невозможны, ввязываться в производство собственного сырья. По сути, должны сойтись три показателя: контроль качества, контроль себестоимости и снижение риска по поставкам. Сырьевое производство, которое мы запускали в «Асконе», было экономически оправдано. Но мы не готовы создавать такие фабрики по всем товарным категориям. Потому что уже есть поставщики, которые полностью устраивают нас по эффективности и себестоимости и с которыми нет смысла вступать в открытую конкуренцию. Если вы планируете расширять производство, то к этому тоже стоит подходить крайне взвешенно. Исходя из этого, строим новую фабрику, потому что в ближайшие два года спрос на эту продукцию не упадет. Как спланировать загрузку производства Мы можем сколько угодно говорить про сценарии, но производству и логистике в любом случае нужны цифры. В «Асконе» мы решили этот вопрос следующим образом: команда договаривается, как компания будет развиваться в ближайшие шесть месяцев, и директор Supply Chain готовит под это ресурсы. Если вопрос более точечный, то ежемесячно смотрим, как развивается ситуация и как реагирует спрос на наши действия. В зависимости от обстановки производство и логистика вынуждены оперативно выстраивать и менять свои операционные инструменты: набор персонала, увеличение площадей, дополнительные смены, склады и так далее. Инвестиции в обновление производственного парка Один из главных приоритетов в «Асконе» — безопасность. И мы не можем жертвовать этим принципом ни при каких условиях. Поэтому если необходима замена оборудования, оно меняется. Если даже появляется небольшой риск, что с оборудованием может что-то случиться и это повлияет на здоровье людей, мы принимаем решение о его замене. Отслеживание новинок, безопасность и правильное выстраивание технологических цепочек, безусловно, может требовать инвестиций. Но в то же время достаточно жесткий фокус должен быть на производительности и правильной перегруппировке технологий, в том числе на уровне продаж и маркетинга. И технологически мы не можем часть заказов из одной линии перебросить на другую. Тогда собирается кросс-функциональная команда из продавцов, маркетологов, закупщиков и технологов и думает, каким образом можно уравновесить загрузку. Чаще всего грамотное распределение ассортимента решает проблему, и необходимость в инвестициях отпадает.
Если запускаете розничный бизнес, лучше оценить рынок в отдельном районе. К примеру, если вы открываете шиномонтажку или киоск с мороженым, конкурировать с такими же компаниями на другом конце города вы не будете. Нужно также изучить конкурентов. Для этого можно зайти на страницы их социальных сетей и сайтов, прочитать отзывы и вопросы клиентов: чего они хотят, на что жалуются и чего им не хватает. После анализа рынка изучите спрос. Для этого можно использовать: Яндекс Вордстат — сервис, который позволяет оценивать интерес пользователей к определенным темам, сезонность бизнеса и географию поисковых запросов; Google Trends — сервис от поисковой системы Google. Он помогает спрогнозировать тренды и запросы среди пользователей Google. Можно также оценить сезонность, сравнить два запроса друг с другом; Компас от Тинькофф Бизнеса — сервис оценивает конкуренцию в вашей отрасли в выбранном районе города. Компас анализирует обезличенные данные о транзакциях в 16 крупнейших городах России и определяет, как часто клиенты расплачиваются за похожие товары. Если спрос на продукт есть, можно переходить к изучению целевой аудитории своего продукта. Для этого можно составить примерный портрет клиента. Вот что может в него входить: социально-демографические характеристики: пол, возраст, профессия, образование, география; хобби, интересы и потребности; платежеспособность способы получения информации: соцсети, СМИ и рассылки. Маркетинговый план. Здесь надо продумать будущую маркетинговую стратегию продвижения: обозначить основные каналы и методы, которые бизнес будет использовать, посчитать бюджет на продвижение. Распространять рекламу можно в онлайне или офлайне. Какому способу отдать предпочтение — зависит от бизнеса. Например, кофейня может разместить несколько билбордов в своем районе. А компании, которая делает футболки на заказ или продвигает сайты, реклама в офлайне не подойдет. В онлайне можно размещать рекламу в соцсетях, мессенджерах, сервисах объявлений, онлайн-картах, онлайн-СМИ и делать электронные рассылки. Гайд: как делать рекламу в интернете В офлайне размещать объявления можно в газетах, на телевидении, радио, билбордах, растяжках, штендерах и листовках. Маркетинг — это не только реклама, а любое продвижение. Расходы на них тоже нужно заложить в маркетинговый бюджет. В офлайне потратить меньше получится только при раздаче листовок. В онлайне запустить рекламу можно на любой бюджет. Производственный план.
Как бизнесу строить планы в условиях неопределённости: актуальные тренды и эффективные технологии
Важно отметить, что принципы бизнес-планирования в России ориентированы на краткое, емкое и обоснованное заявление каждого шага в развитии бизнеса. Персональное планирование — важный инструмент для роста производительности, однако этого мало, чтобы бизнес выполнял свои цели. принцип непрерывности – процесс планирования осуществляется постоянно, без перерывов (на смену одному плану приходит другой). Бизнес-план против бизнес-планирования. Многие предприниматели уходят в другую крайность. Они выбирают стратегию «без плана» или работают по принципу «сделай, как получится» при поиске трекшена. Бизнес-планирование (деловое планирование) – самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством. Предметом бизнес-планирования является деятельность ком-пании, заключающаяся в стремлении к достижению стратегиче-ских целей.
Бизнес-планирование: почему это важно для любой компании
В этих случаях данный документ является одним из основных, который необходим для обращения к другим инвесторам, чтобы привлечь их финансовые ресурсы для финансирования данного проекта или же в банк, второй вариант, чтобы получить кредитные средства с целью определения объемов разработки стратегии финансирования. В этом случае вкладчиками могут быть банки, иные юридические и физические лица. Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне за ее пределами. Это необходимо руководству компании для ориентации в условиях акционерной собственности и, в некоторой степени, при создании компаний. Функции бизнес-плана Бизнес-план является одним из основных документов, определяющих дальнейшую стратегию предприятия, позволяющим знать каким образом ее руководители достигнут свои цели и задачи, в первую очередь нужен для повышения прибыльности. На общей концепции развития фирмы базируется бизнес-план, суть которого более подробно разрабатывать финансовый и экономический аспект стратегии, предоставляется технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-план помогает решить следующие проблемы: — выявить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место организации на этих рынках; — определить показатели и выбрать состав товаров и услуг, которые будут предложены компанией потребителям; — спрогнозировать долгосрочные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и пути их достижения. Бизнес-план, который хорошо спланирован и разработан, должен определить все спорные и трудно решаемые вопросы планирования проекта и просчитывать не только финансы в перспективе, но в значительной степени предсказать развитие ситуации по проекту: — что эта идея принесет в будущем; — как будет развиваться производство; — как будет продаваться продукт или услуга; — какие необходимые шаги стоит предпринять предприятию, при подходящей обстановке экономической, политической, конкурентной и при непредвиденных обстоятельствах. Разработка бизнес-плана осуществляется при помощи экспертов и консультантов, а также с участием руководителей от организации.
Можно найти альтернативное решение, выбрав производство электрокаров. Ваш план должен быть адаптивным. Закладывайте и просчитывайте возможные риски на пути к цели. Пример: новые электрокары могут сильно проигрывать известным конкурентам, нужно заранее продумать план отстройки от гигантов. Мониторинг и оценка. Без постоянного мониторинга и оценки ваши планы окажутся неэффективными. Следите за выполнением работ, измеряйте прогресс и корректируйте действия раз в неделю, в месяц, в три месяца; Пример: масштабный проект «Создание электрокара» необходимо разбить на иерархию задач и отслеживать выполнение, прогресс на каждом уровне: найти команду, провести исследование рынка, выбрать завод и т. Удобнее и логичнее всего это делать в сервисах для планирования и управления проектами вне зависимости от масштаба вашей задумки. В приложении можно посчитать трудозатраты, бюджет, подключить к задаче нужных сотрудников и стейкхолдеров. Вовлечение всех уровней организации. Планирование включает в себя вклад всех уровней компании — это усиливает сотрудничество. Пример: привлекайте к мозговым штурмам, совещаниям не только менеджеров, но и рядовых сотрудников, которые могут поделиться своим видением и неординарным подходом к решению задачи. Лучшие практики планирования в бизнесе С принципами разобрались. А вот то, как строить планы, нам подскажут примеры ведущих компаний мира, которые успешно справляются с этим. Сценарное планирование Эта практика включает в себя создание различных «сценариев» или «историй» о будущем. Каждый сценарий основывается на различных предположениях о будущих событиях. Это позволяет компаниям быть готовыми к различным исходам. Сценарное планирование успешно использует компания Shell ещё с 1970-х годов. Эта практика помогает анализировать тенденции в энергетической отрасли и прогнозировать изменения на рынке. Так, в своём отчете компания выделила мировые сценарии: «Горы», «Океаны» и т. На основе данных в этих сценариях и тенденциях, компания выстраивает своё планирование. Анализ хорош, чтобы понять своё текущее положение и наметить будущие действия. Например, компания Starbucks и аналитические центры регулярно проводят SWOT-анализ, чтобы определить новые возможности на рынке и управлять потенциальными угрозами для компании. Это помогает организации оставаться глобально известной и успешной. Планирование на основе данных Data-Driven Planning С использованием больших данных и аналитических инструментов компании теперь могут базировать свои планы на точных и подробных данных. Netflix — яркий пример использования Data-Driven Planning. Они используют данные пользователей, чтобы прогнозировать тренды и рекомендовать людям те шоу, сериалы и фильмы, которые им с большой долей вероятности понравятся. Учитывая сумасшедшую популярность сервиса, можно сделать вывод, что это им удаётся.
Маркетинг является важным фактором успешности любого бизнеса, поэтому необходимо иметь план маркетинга, который описывает способы продвижения продуктов или услуг на рынок. Отсутствие четкой цели. Неопределенная цель — еще одна распространенная ошибка при составлении бизнес-плана. Важно иметь ясную и четкую цель, чтобы понимать, куда ведет ваш бизнес и какие шаги необходимо предпринять, чтобы достичь успеха. Результаты вышеуказанного исследования также позволили определить ключевые приоритеты в процессе бизнес-планирования в условиях неопределенности: поддержание операционной эффективности; пересмотр стратегии и перестройка бизнес-модели и логистических цепочек; перестройка системы финансов и платежей; цифровая и организационная трансформация; выход в новые ниши и расширение клиентской базы; обучение и развитие сотрудников, корпоративной культуры; устойчивое развитие ESG ; международное развитие; слияния, поглощения и стратегические партнерства. В ситуации неопределенности компании корректируют привычные показатели в системе KPI. Это может быть пересмотр показателей производительности например, от цели увеличить объем продаж «в деньгах» переходят к цели по натуральным объемам продаж - «в штуках, тоннах и пр. В ряде случаев от KPI переходят к OKR Objectives and Key Results , когда вместо постоянно отслеживаемого объема показателей ставится цель на конкретный временной период с четкими результатами. Наибольшую гибкость проявляет FMCG сектор и розничная торговля: представители бизнеса сообщают о сокращении горизонта планирования в некоторых случаях до недели , более узких и краткосрочных целях, пересмотре целевых показателей сравнение с конкурентами, уход от конкретных цифр в пропорции и доли. Компании ищут новые устойчивые комбинации вендоров, технологий, оборудования, формируют новые команды и подразделения, перераспределяя людей внутри. В компаниях уже произошли или планируются слияния, поглощения или смена руководства, идет поиск новых источников прибыли, возможностей для роста и расширения клиентской базы. По данным исследований специалистов журнала «Финансовый директор» ФД большинство российских компаний в 2023 году вернулись к привычной схеме планирования: стратегическая сессия, SWOT - анализ и постановка долгосрочных целей. Особый упор в бюджете делается на гибкость бизнеса. Для этого, например, фиксируются цены с поставщиками, планируется пополнение команды фрилансерами, перевод бухучета на аутсорсинг и пр. Прибыль распределяется более консервативно: часть остается в бизнесе в качестве резервного фонда на случай непредвиденных обстоятельств. По данным исследований ФД, компании планируют перестраивать текущие бизнес-процессы, чтобы следовать новым стратегиям. Стратегии развития бизнеса, которых планируется придерживаться в 2023-2024 гг.
Сколько инструментов вам нужно Любой вопрос, который начинается со слов «куда вложить» причем независимо от суммы инвестиции , вызывает встречный вопрос — скучный, но очень правильный: «А каковы цели инвестирования? Рассказываем, что такое инвестиционный план и каковы его основные цели и задачи. Сущность, задачи и правила инвестиционного планирования Инвестиционное планирование — это разработка программы мероприятий или плана действий, которые позволят инвестору с максимальной эффективностью вложить имеющиеся денежные средства в существующие на финансовом рынке активы. Планирование будущих вложений — это одна из наиболее сложных стратегических задач, без решения которой невозможно успешно заниматься инвестиционной деятельностью. Данное утверждение работает не только на микро, но и на макроэкономическом уровне. Другими словами, составлять инвестиционный план нужно любому субъекту процесса инвестирования: частному инвестору, предприятию, муниципалитету, региону и государству. Занимаясь планированием, инвестор должен принимать во внимание текущее состояние экономики, существующую инфляцию, особенности системы налогообложения, перспективы развития финансовых рынков и другие существенные показатели. Базовые правила Для того сделать планирование будущих капиталовложений по-настоящему эффективным, инвестору следует придерживаться свода базовых правил. Прежде чем принимать конкретные решения по инвестированию денежных средств, инвестору необходимо разобраться с целеполаганием. Другими словами, он должен сформулировать четкую однозначную цель, на достижение которой будут направлены инвестиции. Без этого невозможно запустить успешный инвестиционный проект. Ведь понимание цели позволяет выбрать оптимальный способ для ее реализации. Уже на начальной стадии инвестиционного планирования до старта проекта инвестору следует не только представлять себе затраты на приобретение выбранного актива. Следует смотреть на перспективу. Таким образом, можно точно спрогнозировать дальнейшие траты, которые могут понадобиться в будущем. Давайте рассмотрим пример. Если в качестве инвестиционного актива будет выбран объект недвижимости, то в дальнейшем за него нужно будет ежегодно платить налоги.
Бизнес планирование, как составить бизнес-план?
Бизнес-план против бизнес-планирования. Многие предприниматели уходят в другую крайность. Они выбирают стратегию «без плана» или работают по принципу «сделай, как получится» при поиске трекшена. Бизнес-планирование в данном контексте выступает как элемент управления бизнес-процессами на предприятии. Бизнес-план выступает руководством, которое описывает идею проекта, процессы и механизмы его реализации, цели и способы их достижения. Предметом бизнес-планирования является деятельность компании, заключающаяся в реализации стратегических планов и стремлении к достижению стратегических целей, соответствующих миссии компании. Бизнес-план должен завоевать умы, поэтому приведите цифры в порядок или план будет дискредитирован.
Бизнес-планирование: методы и ошибки
Бизнес-планирование — это разработка бизнес-плана, то есть процедура по сбору, обработки информации, принятия системы взаимосвязанных управленческих решений с целью получения ожидаемого результата[5][6]. Специальные принципы составления бизнес-планов инвестиционного проекта. В рыночной экономике планирование осуществляется через бизнес-планирование, которое реализуется в бизнес-плане и должно придерживаться следующих принципов. профильный эксперт по бизнес-планированию центра «Мой Бизнес», заместитель директора Ломоносовского фонда поддержки предпринимательства. Для инвестора этого типа содержание бизнес-плана должно содержать подробную информацию о маркетинговой политике (принципы ценообразования, пути распространения продукции, план рекламной кампании, организация постпродажного обслуживания).