В 2022 году православных верующих ждут четыре многодневных поста и три однодневных. Один из двух летних православных постов в 2023 году начинается 12 июня.
Великий пост 2024
Суббота 5-я поста — Похвала Пресвятой Богородице Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения Пресвятой Богородице, причем здесь его пение, кроме догматической связи с праздником, получило историческую ассоциацию. Дело в том, что 24 марта 628 года начались переговоры императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец длительной, изнурительной военной кампании, завершившейся блистательной победой Византии. Потому пение Акафиста на праздник Благовещения Пресвятой Богородице имело значение благодарения за победу в этой грандиозной войне. Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия 610—641 , но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, а не с частным эпизодом данной войны каким было спасение Константинополя.
О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, то есть эта традиция сохранялась довольно долго. Вместе с тем появляется практика отделения Акафиста от праздника Благовещения, причем разные Уставы называют особые дни для Акафиста: 23 марта Студийско-Алексиевский Типикон , вторник 6-й седмицы Триодь из лавры святителя Афанасия или за 5 дней до Благовещения итальянская версия Студийского Устава. Однако уже в X—XII веках наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях после XII в.
Торжество Иерусалимского Устава, большинство рукописей которого относит пение Акафиста именно к субботе 5-й седмицы, послужило окончательному закреплению праздника Похвалы Пресвятой Богородице за указанным днем. Однако до сих пор пение многих Благовещенских песнопений в субботу 5-й седмицы Великого поста напоминает нам о древней связи этих двух празднований, и даже можно сказать, что событие Благовещения мы литургически вспоминаем дважды в году: в день самого праздника, то есть 25 марта, и в Субботу Акафиста. Можно думать, что раньше всего праздник возник в Иерусалимской Церкви, то есть там, где и происходили сами воспоминаемые события.
Паломница Эгерия описывает, что уже в IV веке в Иерусалиме отличительным моментом богослужения в этот день было шествие с горы Елеонской то есть тем путем, которым шел Господь в Иерусалим, во время которого люди держали пальмовые ветви, а епископ ехал на осле. Однако большинство восточных и западных Церквей воспринимает этот праздник позднее. Именно к этому времени относятся два свидетельства о празднике: Антиохийский Патриарх-монофизит Севир говорит, что на Востоке праздник Входа Господня стали праздновать около 500 года, а епископ Эдесский Петр, согласно одной из хроник, лично в это время ввел этот праздник в своей епархии.
Интересно отметить, что в средние века в Константинополе существенной особенностью праздничного богослужения было шествие, в процессе которого Патриарх восседал на жеребце. На Руси также практиковался чин «хождения на осляти». Возник он сначала в Новгороде, где перед литургией совершали торжественный крестный ход, во время которого архиепископ ехал на «осляти» коне, который был обряжен в осла , держа в левой руке Евангелие, а в правой — святой крест.
С 1558 года этот чин стали совершать в Москве, где на осляти восседал Московский митрополит впоследствии — Патриарх , символически изображавший Христа, а коня вели царь, «государев боярин» и «патриарший дворецкий». Богослужение седмичных дней поста: особенности В период Великого поста богослужения по особому чину называемому великопостным совершаются только в седмичные дни; в субботние и воскресные дни совершаются обычные службы. Какие службы совершаются в седмичные дни поста?
На 1-й седмице в течение пяти дней утром совершается весьма продолжительное богослужение, состоящее из утрени с 1-м часом, 3-го, 6-го, 9-го часов, изобразительных и вечерни в среду и пятницу — литургия Преждеосвященных Даров. По вечерам с понедельника по четверг служится великое повечерие с Великим каноном преподобного Андрея Критского. На остальных седмицах вечером совершается великое повечерие и утреня с 1-м часом, а утром — 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и вечерня иногда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров.
Накануне суббот во все седмицы в том числе и в 1-ю субботу поста, совершаются великое повечерие в 5-ю субботу поста повечерие не служится и утреня с 1-м часом, в сами субботы — 3-й и 6-й час и литургия святителя Иоанна Златоуста. Какие отличительные особенности имеет утреня? Канон совершается с пением великопостных библейских песней; тропари — только из Минеи и Триоди трипеснец.
Есть примечательная особенность: 3-я песнь кроме среды и 6-я песнь всегда совершается без ирмоса так как ирмос Минеи «уходит» на катавасию. По 6-й песни канона в случае отсутствия кондака в Минее читается мученичен Октоиха По 9-й песни поются великопостные светильны гласа. Трисвятое по «Отче наш…».
Возглас священника «Яко Твое есть Царство и сила и слава…». Возглас: «Сый благословен Христос Бог наш…». Священник произносит молитву преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» с 16-ю поклонами.
И сразу 1-й час. Чем великопостные часы отличаются от обычных вседневных часов? Достаточно запомнить 6 основных отличий: Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе.
На каждом часе читается кафисма, кроме 1-го часа в понедельник и 1-го и 9-го часов в пятницу. Поется великопостный тропарь часа с поклонами исключая праздники Благовещения Пресвятой Богородице и полиелейного святого в седмичный день, когда вместо великопостного тропаря читается тропарь праздника. По «Отче наш…» читаются особые тропари, текст которых дается в последовании часа в Часослове или Следованной Псалтири на ряду.
Прославляйте Его за эти черты характера! Отдайте в Его руки всю свою жизнь и благодарите Его за все, что Он сделал для вас! Возможно, поначалу, если раньше вы никогда не постились, вам захочется попробовать с малого. Вы можете также молиться и просить Святого Духа открыть вам, как долго поститься. Возможно, вы чувствуете, что Святой Дух призывает вас к какому-то конкретному виду поста. Под частичным постом обычно подразумевается отказ от определенных видов пищи. Соковый пост заключается в полном отказе от радостей приема твердой пищи, позволены только фруктовые и овощные соки.
Посты соблюдались древними христианами с особой строгостью.
Они воздерживались даже от воды до трех часов дня, пищу же принимали после девяти часов вечера, употребляя только хлеб и овощи. Находились под запретом мясо, молоко, сыр и яйца этот пост схож с обязательным для мусульман Рамаданом, во время которого запрещается пить и есть до захода солнца. Сам же Господь уходил на 40 дней в пустыню и постился там, побеждая дьявола-искусителя. Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говориться о посте как неядении мяса и прочее. А при строгом посте и от рыбы. Однако важно помнить, что подобные ограничения нельзя воспринимать как строгую диету, поскольку он несет за собой, прежде всего, духовные цели. И самое главное в посте — не количество мяса, от которого мы отказываемся, а приобретенный духовный опыт.
Пост нужно посвятить, как и все остальное, лично Господу Иисусу Христу. Согласно Книге Бытия, Господь Бог воспитывал человека и создал его не в атмосфере вседозволенности, а дал ему заповеди. Вначале простейшие, однако конкретные: запретительные и повелительные.
В 2024 году она совпадает с Благовещением, которое празднуется 7 апреля. Вечером в субботу из алтаря выносится крест, поклониться которому верующие смогут в течение всей следующей недели до пятницы. В середине поста Церковь для поддержания духовных сил верующих напоминает о том, что Крест стал главным орудием нашего спасения, символом не только смерти Христа, но и Его Воскресения, которое открыло людям путь в Царство Небесное. Четвертое воскресенье Великого поста В четвертое воскресенье верующие вспоминают преподобного Иоанна Лествичника. Оно приходится в 2024 году на 14 апреля. Именование этого святого происходит от главного труда его жизни — книги под названием «Лествица», в которой рассказывается о постепенном, как бы по ступенькам, восхождении души к Богу через борьбу с суетой и грехами, покаяние и молитву, обретение веры и любви. Пятое воскресенье Великого поста Пятое воскресенье посвящено преподобной Марии Египетской — великой грешнице, ставшей великой святой.
В 2024 году Неделя Марии Египетской приходится на 21 апреля. За несколько дней до этого в храмах вместе с каноном Андрея Критского читается ее житие. Ее пример показывает, что любовь Божья покрывает все грехи, когда человек искренне кается. Шестое воскресенье Великого поста Шестое — Вербное воскресенье, которое в 2024 году будет праздноваться 28 апреля. Другое название этого дня — Неделя ваий, то есть цветов или ветвей, которыми жители Иерусалима встречали Христа, входящего в город, незадолго до Его распятия. В наших широтах вместо цветов традиционно используют распустившиеся веточки вербы. Для верующих этот день — вступление в Страстную седмицу. Дела Великого поста О делах Великого поста очень точно сказал блаженный Августин: «Каждый в земной жизни должен творить милостыню, воздыхать о грехах и проливать слезы. Но если в этом нам часто мешают прелести мира, то по крайней мере в дни поста исполним сердца наши сладости закона Божия». Таким образом, главное, чему нужно уделить время и силы в пост, — это молитва, покаяние и добрые дела.
Сложность поста для современного человека часто заключается в том, что кажется почти невозможным в и без того насыщенный график вставить время для долгой молитвы, дополнительного похода в храм, участия в какой-то благотворительной акции. Даже спокойно посидеть и подумать, заглянув в свою душу, не всегда получается. Многие из нас бегут по жизни, и кажется, что задач становится все больше, а времени — меньше. Но все же, когда у человека болит зуб, он выделяет время на посещение врача. А то, что лечение требуется душе, обычно не так заметно. И если мы не особенно занимаемся этим лечением в повседневной жизни, то оно должно стать важнейшим и неотложным делом в Великий пост. Конечно, великопостные труды не должны идти в ущерб привычным обязанностям — работе, учебе, домашним делам и заботе о близких. Но когда человек ставит перед собой такую цель — дополнительно духовно потрудиться, выясняется, что на самом деле можно выкроить немного времени, чтобы хотя бы в этот особый период года поднять голову от своих обычных беспокойств и посмотреть в сторону неба. Великий пост начинающим Великий пост не должен стать для начинающих такой тяжкой обузой, после которой больше никогда или очень долго не захочется повторять этот опыт. Пожалуй, это первое, что должен помнить человек, если он делает первые шаги в церковной жизни.
Стоит учесть также, что пост — история не про еду, а про стремление к Богу. Просто отказ от мяса, молока и яиц еще не будет постом, если это не будет сопровождаться работой души. Начинающие постники могут взять церковный календарь и отметить для себя важные события, которые не хотелось бы пропустить, — даты, молитвы, богослужения. Церковная жизнь в дни Великого поста заметно меняется, и с непривычки легко запутаться и растеряться. Стоит также учесть, что не все пойдет так, как хотелось бы, и в таком случае надо не отчаиваться и решать, что «все пропало», а продолжать делать то, что получается. Господь не ждет от нас исполнения повинности от буквы до буквы, но видит наше искреннее стремление к Нему. Не нужно брать на себя непосильные подвиги, особенно если это только первые опыты поста, и ждать в себе чудесных перемен. Но нужно попробовать за этот семинедельный период исправить в себе хотя бы малый изъян и постараться не возвращаться к нему по окончании постного времени. Если в каждый пост мы будем понемногу менять себя и сохранять в себе эти изменения, то со временем получим реальные плоды Великого поста. Молитвы Великого поста В Священном Писании молитва и пост часто составляют единое действие, и телесное воздержание — это скорее поддержка духовного делания.
Святые сравнивают пост с «крыльями», которые помогают молитве достичь неба. С одной стороны, молитве уделяется больше внимания, когда душа «не отягощается и подавляется гибельным бременем удовольствий», отмечает святитель Иоанн Златоуст. С другой, молитва становится для постящегося защитой от раздражительности, высокомерия, самомнения. Они, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, как сорняки, растут в «сердце постящегося», если он удовлетворяется одним только телесным подвигом. Есть тексты, которые звучат только в этот период дома и в церкви и дают возможность глубоко проникнуться атмосферой Четыредесятницы. В основном это покаянные тексты, потому что покаянием прокладывается путь к Богу. Со вторника Масленицы и до Великой Среды она с понедельника по пятницу звучит на богослужениях и читается верующими дома. Принято особым образом сопровождать ее земными и поясными поклонами. Этот короткий и емкий покаянный текст был написан древним подвижником, который на собственном опыте знал, насколько нужна каждому милость Божья. Однажды он был осужден за преступление, которого не совершал, но после видения во сне понял, что нужно пересмотреть свою жизнь.
Когда он вспомнил совершенный по глупости поступок, похожий по своему результату на тот, за который теперь он находится в тюрьме, то неожиданно был отпущен на свободу. Тогда будущий святой глубоко осознал, что на самом деле значит покаяние и где искать для него источник, даже когда кажется, что во всем прав. Еще одно вдохновляющее поучение Ефрема Сирина касается ангелов-хранителей, радующихся нашему посту: «потому что посредством поста и молитвы мы делаемся им близкими». Ежедневно читать молитву Ефрема Сирина легче, помня об этом. Читайте также: Молитва Ефрема Сирина. Текст, переводы Канон Андрея Критского Канон Андрея Критского — это одно из величайших произведений христианской гимнографии, целиком посвященное теме покаяния. Он состоит из 250 тропарей и повторяющегося припева «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Во время Великого поста канон дважды читается в храме. В первые четыре дня — по частям, а на пятой неделе — целиком, что одновременно требует и немалых усилий, и добавляет стойкости постящимся, когда большая часть пути уже позади. Автор канона преподобный Андрей Критский соотносит грехи и помыслы своей души с событиями из Священной истории.
И вот уже двенадцать столетий слова, написанные в раскаянии древним архиепископом, православные верующие применяют к себе. Сегодня существует множество пояснений и толкований Великого канона, но даже когда человек понимает в его тексте далеко не все, его душа не может не отозваться, улавливая отдельные слова, интонации и из самой глубины сердца идущее прошение к Господу: «Помилуй мя Боже, помилуй мя». Три подготовительных воскресенья посвящены притчам Спасителя, и в каждой части песнопения можно найти отсылки к ним. Первые слова о покаянии напоминают притчу о каявшемся мытаре. Во второй части прошение наставить на стези спасения как будто дает отсылку к блудному сыну. А в третьей упоминается Страшный суд. Молитва «Покаяния отверзи ми двери…» повторяется на всенощном бдении в субботу вечером вплоть до пятого воскресенья поста.
Великий пост. История и особенности
В этот день принято просить друг у друга прощения. В храмах на вечернем богослужении настоятель просит прощения у присутствующих на службе, и то же самое делают прихожане. То, что Прощёное воскресенье наступает именно перед Великим постом, обосновано концепцией православия. Пост и покаяние считаются жертвой христианина Богу. А принесение жертвы уместно только тогда, когда с ближними установлен мир. Родительские субботы в Великий пост На Великий пост приходятся сразу три родительские субботы — дни особого поминовения усопших, когда в церкви читают специальные заупокойные молитвы. Это суббота второй, третьей и четвёртой недель Великого поста. В 2024 году они выпадают на 30 марта, а также 6 и 13 апреля. Она посвящена воспоминаниям о последней неделе жизни Иисуса Христа, а также о его страданиях и мучительной смерти.
Особенное значение на Страстной неделе имеют Великий четверг, Страстная пятница и Великая суббота, когда Иисуса Христа предали, судили, мучили, распяли и погребли. Завершается же пост Пасхой, светлым Воскресением Христовым. Это величайший христианский праздник, установленный в память о воскресении Иисуса Христа. Все ли христиане соблюдают Великий пост Великий пост появился на заре христианства, до его разделения на несколько ответвлений. Но изначально и сам пост, и традиция празднования Пасхи очень отличались от современных. Например, ранние христиане праздновали Воскресение Христово еженедельно и постились в пятницу — день крестной смерти Христа. В настоящее время у католиков и православных расходятся и продолжительность постов, и требования к ним.
Согласно календарю питания на Великий пост-2024, ее можно приготовить 7 апреля, в праздник Благовещения, в этот день разрешается рыба и вино. Также допускается рыбное меню во время Лазаревой субботы, которая в этом году приходится на 27 апреля, и на Вербное воскресенье — 28 апреля. Пост для монахов Следует отметить, что самый строгий пост, без всяких послаблений, должны держать монахи, а также люди, на которых священник наложил епитимью воздержания от скоромного в течение 40 дней.
К примеру, в первую и последнюю неделю поста монашествующие едят один раз в день, вечером. Два раза в день им разрешено поесть по субботам и воскресеньям. Кроме того, по каноническому уставу для монахов и монашек по понедельникам, средам и пятницам только холодная пища без растительного масла, по вторникам и четвергам разрешается горячая, но тоже "пустая", без масла и других добавок. Кому разрешено не поститься Священнослужители рассказали, что в православии некоторым категориям верующих разрешено не держать пост, в том числе Великий. Маленькие детки, очень пожилые люди. Они, конечно, могут пост не держать", — рассказали они.
Завершает православные посты Рождественский пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова. Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем.
Рождественский пост не слишком строг к правилам питания. По понедельникам, средам и пятницам — сухоядение, горячая еда с растительным маслом разрешена по вторникам и четвергам, а рыба, масло и вино в выходные. Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. В Рождественский сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято есть сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом. Священник Александр Игнатов: «Пост — это ни в коем случае не вегетарианство, не голодовка. Не утруждай свое тело постом, если ты не умеешь прощать и если ты до сих пор не расстался со злом. Главная заповедь поста — не делать зла, совершенствоваться духовно. Пост, прежде всего, должен помочь людям обрести веру и возможность преобразить свою душу». Однодневные посты в 2023 году 18 января — Крещенский сочельник. В этот день христиане готовятся к очищению и освящению святой водой в праздник Крещения.
Монастырский устав: cухоядение хлеб, овощи, фрукты. Это день памяти и гибели великого пророка Иоанна. Пища с растительным маслом. Память о страданиях Спасителя на кресте ради спасения рода человеческого.
На Благовещение было принято печь дома просфоры — пресные маленькие хлеба — и освящать их в храме во время литургии. Просфоры делали для каждого члена семьи, и съесть их нужно было натощак. В Благовещение разрешается есть рыбу. Лазарева суббота За неделю до Пасхи в этом году она отмечается 16 апреля православные верующие отмечают Лазареву субботу.
В 2023 году этот день Великого поста наступит 8 апреля. Этот праздник ещё называют Воскрешение праведного Лазаря или даже «Малая Пасха». На Лазареву субботу собирают вербу, чтобы на следующий день, в праздник Входа Господня в Иерусалим Вербное воскресение , встретить Христа. Во время богослужения веточки вербы, как это случается уже не одну сотню лет, освящают святой водой. Есть даже такая поговорка: «На канун Вербного воскресенья Святой Лазарь за вербой лазил». Считалось, если в Лазареву субботу на деревьях появилось много почек «серёжек» вербы , год будет урожайным и богатым на радости. В Лазареву субботу на стол ставится рыбная икра. Вербное воскресенье В 2023 году Вербное воскресенье отмечается 9 апреля.
Этот день установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. Во время встречи Иисуса в Иерусалиме люди встречали его с пальмовыми ветвями. Не случайно слово «паломник» означает «носитель пальмы». Отправляясь в паломничество, человек брал с собой пальмовую ветвь — символ чистоты и знак праведного путешествия. Главный символ праздника в России — веточки вербы. Поскольку у нас нет пальм, Иисуса принято «встречать» самым первым символом наступающей весны.
Рождественский пост: традиции, календарь поста
- Великий пост — Википедия
- Великий пост 2024: когда начинается, суть, что можно и нельзя есть, календарь питания по дням
- У православных верующих начинается Великий пост // Новости НТВ
- Для чего нужен пост? Всё о православном посте - Журнал | БФ Правжизнь
- Все православные посты
Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно
В 2024 году Великий пост начнется 18 марта, а закончится в субботу, 4 мая. Что касается поста, в первые три дня Страстной недели допускается лишь сухоядение. Великий пост, важнейший из многодневных постов православной церкви, начинается 27 февраля за семь недель до Пасхи и заканчивается 15 апреля. Рассказываем, сколько дней длится и когда заканчивается Великий пост в 2024 году.
Какую роль Великий пост играет в жизни верующих и как правильно его провести?
Великий пост — это время, когда православные заботятся о душе, а не о теле. В это время человек должен по-настоящему работать над изменением своей души. Так что на время поста необходимо не просто отказаться от животной пищи, но и от развлекательных мероприятий, социальных сетей, телевизора и так далее. Ходите в церковь, читайте Библию, больше времени проводите с родными. В диете главное - отказаться от какой-либо пищи, снизить количество калорий и похудеть. Вегетарианство также не имеет отношения к посту. Здесь основная мысль, что убийство живого существа - отпечаток на карме. Тем более что вегетарианство - понятие круглогодичное. Крестить детей и взрослых можно в любое время, в том числе и в течение Великого поста.
Вопрос неоднозначный. Сам по себе спорт на время Великого поста не запрещен. Однако некоторые представители Русской православной церкви считают, что в это время лучше заниматься душой, а физическую нагрузку можно и отложить. Если вы профессиональный спортсмен и это для вас прежде всего работа, то тренировки можно оставить. Если же вы приходите в фитнес-центры ради общения, красивых фото и развлечения, то здесь мнение однозначное: до окончания поста про это лучше забыть.
Однако некоторые представители Русской православной церкви считают, что в это время лучше заниматься душой, а физическую нагрузку можно и отложить. Если вы профессиональный спортсмен и это для вас прежде всего работа, то тренировки можно оставить. Если же вы приходите в фитнес-центры ради общения, красивых фото и развлечения, то здесь мнение однозначное: до окончания поста про это лучше забыть. А вот когда дело касается здоровья, например, реабилитации после операции или травмы, то физические нагрузки не запрещены. Нет, курение - это зависимость, потакание своим слабостям.
Если вы заядлый курильщик, то начало Великого поста — самое время раз и навсегда отказаться от табакокурения. Что касается желания навестить усопших на кладбище во время поста, то строгих запретов нет. Церковью отведены особые дни поминовения усопших, они называются "Родительские субботы". Они нужны также для того, чтобы живые не забывали о мертвых. У наших предков мясо не подавалось на стол каждый день. Это блюдо готовили по праздникам. Поэтому отказ от продуктов животного происхождения был для людей равен отказу от потакания своим слабостям. Запрещено выдерживать пост детям, старикам, людям, которым отказ от определенных продуктов может навредить здоровью или усугубить болезнь. К противопоказаниям для соблюдения поста относятся заболевания желудочно-кишечного тракта, гастрит, холецистит, панкреатит, энтерит и многие другие заболевания.
В первых веках церковный пост у христиан был один, который предшествовал Пасхе , то есть Великий Пост Тертуллиан , «О посте». Церковь соблюдала его в память страданий Иисуса Христа , прилагая к себе сказанное Им: «Когда отнимется у них Жених… тогда будут поститься» Матф. Прочие посты тогда были произвольными Тертуллиан, «О посте» : пост в среду и пяток каждой седмицы, подобно Великому Посту, основывался на страданиях Иисуса Христа, поскольку в среду составлен был против Него иудеями совет, а в пяток Он умер. Эти посты отличались между собой длительностью, которая была троякой. Посты в среду и пяток продолжались до 9-го часа или по нашему до трех часов вечера, почему и называли их полупостами. Пост в Четыредесятницу оканчивался вечернею, то есть в шесть часов к закату солнца. Еще был сугубый пост или полное говение, когда целые сутки проводили без пищи. Так говели в Великую Субботу, некоторые к ней присоединяли Великую Пятницу, иные так проводили три дня, иные четыре, некоторые все шесть дней Страстной седмицы — каждый сколько мог. Этот сугубый пост в Испании соблюдали каждую субботу и, сверх того, раз в каждом месяце, кроме июля и августа. Причина, почему постились до 9-го часа, заключалась в память часа смерти Иисуса Христа, а до вечера — в воспоминании Его погребения Тертуллиан, «О посте». Степени воздержания были также различны. Одни ели все только в сыром виде, другие держались сухоядения Тертуллиан, «О посте» , воздерживаясь не только от мяса и вина, но и от плодов винных и сочных, употребляя с хлебом только орехи, миндаль и т. Сухоядение одобряемо было особенно во время гонения, как приготовление к мученичеству Тертуллиан, «О посте». Некоторые и кроме Страстной седмицы ничего не вкушали в продолжение многих дней и нередко даже до 10-й зари, как говорит Лукиан , свидетель несомненный. Ибо в эти необыкновенно продолжительные посты входили и воскресенья, в которые законом запрещено было поститься. В первых веках Христианства, хотя были еще в Греции и Риме люди, занимавшиеся разными телесными упражнениями для укрепления тела, но гораздо более было таких, которые вредными для здоровья пороками ослабляли тело и рано старели. Однако среди развращения, которыми исполнены были Египет и Сирия, появлялись великие постники, которые жили гораздо дольше других людей. Правда, в теплых странах пост не столь тягостен, но наблюдались необыкновенные примеры воздержания в Галлии и еще более холодных странах, притом спустя более 100 лет уже после апостолов, ибо многие из великих подвижников следовали древнему образу пощения. Христиане, подобно иудеям, взирали на пост как на время сетования. Правда, иудеи налагали его на себя часто в изъявление естественной скорби, причиненной потерею любимой особы или другим каким-либо временным бедствием. Но христиане, все прилагая к духовным вещам, употребляли эти внешние знаки сетования для возбуждения в себе печали, созидающей спасение 2 Кор.
Успенский пост — 2024 Успенского поста воцерковленные придерживаются две недели перед большими православными праздниками — Успением Пресвятой Богородицы и Преображением Господним. Каждый год пост проходит в одни и те же даты — с 14 по 27 августа. Еще по теме Что можно и категорически нельзя делать в церкви: памятка В дни Успенского поста верующие вспоминают деяния Девы Марии, а также последние дни земной ее жизни, когда она полностью отказалась от пищи. Также на постные дни выпадают два церковных праздника: Происхождение честных древ животворящего креста Господня Медовый Спас и Преображение Господне Яблочный Спас. Для живущих по монастырскому уставу Успенский пост по ограничениям в питании сравним с Великим постом. Монахи отказываются от скоромной пищи, а по понедельникам, средам и пятницам придерживаются сухоядения — употребляют пищу, которая не подвергалась термической обработке. Миряне в Успенской пост, как и в другие посты, таких строгих правил не придерживаются. Рождественский пост — 2024 Рождественский пост — последний пост в уходящем году и первый в новом. Это время подготовки к Рождеству Христову.
Православные посты
Под частичным запретом — растительное масло и рыба. Особенно строго пост необходимо соблюдать в первую и последнюю недели, а в первый и последний дни верующим рекомендуется полностью отказаться от еды и пить только воду. В список разрешенных продуктов входят овощи, фрукты, ягоды, бобовые, все виды злаков, орехи и сухофрукты, хлебобулочные изделия, где нет сливочного масла и яиц, мед, черный хлеб и хлебцы, грибы. При этом все блюда должны быть простыми и без изысков. Существуют и послабления: на Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля и Вербное воскресенье 28 апреля можно съесть рыбу. В Лазареву субботу 27 апреля допускается съесть икру.
В Великий пост царь и царица ездили на богомолье и обязательно раздавали много денег нищим, следуя русской пословице: "Пост приводит к вратам рая, а милостыня отверзает их". Ещё усерднее постились крестьяне. Даже в болезни многие из них отвергали положенные им послабления и не ели скоромного, рассуждая, что "всё в руках Божьих: коль захочет — умрём, а захочет — выживем". Во время поста женщины перенизывали жемчуга и убирали ими убрусники и кокошники, вышивали шёлком фаты.
В некоторых деревнях устраивались "обжорки". Например, в пятницу третьей постной недели тесть ездил в гости к молодому зятю. В честь этого молодые устраивали пир. Бывали "обжорки" и по субботам.
Но в любом случае вся еда была постной. На четвёртую неделю поста в среду справляли средопостье. В этот день хозяйки пекли обрядовую выпечку из ржаной муки — "кресты". Её полагалось съесть в этот же день, но три штуки оставить до сева.
Это печенье потом съедали в поле во время сева. Крестьяне верили, что выпечка даёт силу зерну. В неё прятали мелкие "сюрпризы" в виде монеток или цельного зерна. А старушки в этот день шутили над детьми и стучали под лавками: уверяли ребятишек, что этот "пост напополам ломается".
Рыбаки считали, что с этой среды на реке щуки начинают "разбивать хвостом лёд".
К однодневным относятся посты: 1 в среду — в воспоминание предательства Спасителя Иудою; 2 в пятницу — в воспоминание о страданиях и смерти Исуса Христа; 3 в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября н. Иоанна Крестителя 11 сентября н. Святитель Афанасий Великий пишет: «Кто разрешает среду и пяток, сей распинает Христа, как иудеи, ибо в среду Он был предан, а в пяток — распят».
Пост среды и пятка на каждую седмицу во все лето, в воспоминание страдания и смерти Исуса Христа: ибо в среду злочестивый Июда предал Христа июдеям, а в пяток беззаконнии июдеи распяша Его. Но как смерть Христова привела нас в безсмертие, посему убо и должно верующим, по чувству их благодарности, поститися во всякую среду и пяток, чтобы сим воспомянути страдания Спасителя нашего. Пост среды и пятка не есть подвиг о посте произвольный, но обязательный для всякого христианина. А для иноков и сущих в покаянии он увеличивается и еще на день понедельника «Устав» святителя Арсения Уральского.
Говорили об авве Пахомии, что однажды встретил он по дороге несущих к погребению тело мертвого человека и увидел здесь двух ангелов, идущих позади одра. Размышляя о них, он просил у Бога, чтобы открыл ему касательно их. И пришли два ангела к нему, и Пахомий сказал им: зачем вы, будучи ангелами, сопровождаете мертвого? Отвечали ему ангелы: один из нас ангел среды, другой — пятка.
И поелику до тех пор, пока не умер человек, не оставлял он поститься в среду и пяток, то мы сопровождаем тело его. Так как даже до смерти своей сохранил он пост, то и мы прославляем его, добре подвизавшегося для Господа «Древний патерик». В церковном году есть также некоторые периоды, когда пост среды и пятка оставляется и разрешается скоромная пища. Это бывает: В Светлую седмицу; В седмицу по сошествии Святаго Духа; В праздники Рожества Христова и Богоявления; В десять дней по Рожестве Христовом святки ; В седмицу по недели о мытаре и фарисеи; В седмицу сыропустную, когда можно есть все, кроме мясных продуктов.
Многодневных постов четыре: 1 Рождественский пост начинается за сорок дней до Рождества Христа Спасителя и продолжается 6 недель, с 28 ноября по 6 января включительно с 15 ноября по 24 декабря по старому стилю. Установлен для достойного приготовления верующих к празднику Рождества Христова: здесь мы готовим себя к тому, чтобы достойно, с чистым сердцем и душой встречать сошедшего в мир Сына Божия, воздавая Ему должную похвалу и почесть. Так как пост этот начинается после 14 ноября, дня памяти св. Установлен он в честь святых апостолов, а также и в воспоминание того, что апостолы, по сошествии Святаго Духа, разошлись из Иеросалима по всем странам, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы Деян.
Установлен этот пост для достойного приготовления к празднику Успения Богородицы и в подражание ее жизни, проведенной в подвигах поста. Великий пост — самый строгий из многодневных постов. Правила пощения изложены в «Большом уставе».
Этим постом Церковь призывает нас к подражанию Божьей Матери, которая перед переселением своим на небо непрестанно пребывала в посте и молитве. Среда, пятница — сухоядение. Понедельник, вторник, четверг — горячая пища без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день праздника Преображения Господня 19 августа разрешается рыба. Если праздник Успения Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то устав разрешает рыбу. Этот пост установлен для того, чтобы нам достойно подготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем. Если праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы 4 декабря выпадает на среду или пятницу, то уставом разрешается рыба. В сочельник не принято вкушать пищу до появления первой звезды, после чего вкушают сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом символом первой звезды является зажженная свеча, которая выносится в конце Литургии, совершаемой в Навечерие Рождества Христова, и перед которой поётся тропарь и кондак праздника Рождества Христова. Сплошные седмицы Седмица — неделя с понедельника по воскресенье.
Почему в Церкви четыре поста?
Первая неделя Великого поста — Торжество православия: в современной практике Русской православной церкви возглашается «вечная память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многая лета» — здравствующим верным. Пост в православии — это дни, когда люди очищаются в физическом и духовном плане. В церковном календаре постов, вы узнаете когда в 2024 году: однодневные и многодневные посты, сплошные седмицы и мясоеды. 18 марта у православных верующих начинается Великий пост, который продлится до самой Пасхи – 4 мая. 18 марта в России у православных христиан начинается Великий пост, который продлится 48 дней и завершится Пасхой. В 2022 году православных верующих ждут четыре многодневных поста и три однодневных.
Рождественский пост: традиции, календарь поста
- Великий пост. История и особенности - Новости
- Православные посты 2024: точные даты начала и конца, особенности и календари питания
- Церковный пост | это... Что такое Церковный пост?
- Православный календарь постов и трапез на 2024 год
- Как соблюдать христианский пост - wikiHow
Традиции, ограничения и послабления: все о Великом посте в 2024 году
Лазарева суббота - рыбная икра. Великий Четверг - растительное масло. Великая Пятница - полное воздержание от пищи по Типикону. Немощные и болящие после захода солнца - хлеб и вода. Великая Суббота - без масла. Для желающих причащаться в Пасхальную ночь Евхаристический пост с 18:00 не едим и не пьем.
До дня памяти святителя Николая 19 декабря в понедельник можно есть горячую пищу без масла, в среду и пятницу — строгий пост, сухоядение овощи, фрукты, хлеб. Во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешены рыба, грибы, крупы с растительным маслом. С 20 декабря и до предпраздненства Рождества 2—6 января рыба разрешается только в субботу и воскресенье, становится строже пост в другие дни. Самый строгий пост — в сочельник, 6 января. Существует традиции ничего не есть до появления первой звезды, после чего на стол подают сочиво — постное кушанье, представляющее собой разновидность каши это может быть и отварной рис с изюмом и другими сухофруктами или варёные в меду зёрна пшеницы.
Именно от слова "сочиво" и получил своё название канун Рождества — сочельник. Наглядное представление о степени строгости конкретных дней в церковной традиции даёт календарь Рождественского поста. Календарь питания в Рождественский пост. Автор: foma. Обычная практика — это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи, в строгий пост следует исключить из рациона ещё и рыбу. Сухоядение не практикуется вовсе либо приходится на дни строгого поста со 2 по 6 января. Вино в умеренном количестве допустимо в субботние и воскресные дни, а также в дни памяти наиболее чтимых святых. Больным, детям и беременным женщинам допускается послабление физического поста. Верующие, которым трудно держать все 40 дней сурового поста из-за здоровья или в силу других причин, также могут просить у своего духовника послабление. Это значит, что пост будет не таким строгим.
Киприана Карфагенского упоминается, что, когда он еще был язычником и учился волхвованию, то на горе Олимп: «Видел он также в мнимых образах языческих богов и богинь, а равно различные призраки и привидения, вызыванию коих он учился в строгом сорокадневном посте; ел же он по захождении солнца, и то не хлеб и не какую-либо иную пищу, а дубовые желуди». Естественно, что такой богопротивный пост ради общения с нечистыми духами и пребывании в стимулируемых ими страстях, особенно гордыне, — для православного христианина совершенно неприемлем! Повторяю, христианский пост служит для искоренения или, хотя бы, ослабления страстей, а не для их усиления! А также для победы духа христианина над его плотью ради стяжания благодати Духа Святого.
Пост — это некий отказ от земного ради небесного. О чем Господь сказал: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» Мф. Вот что, в первую очередь, а именно — духовное получает постящийся православный! Второй этический закон, с которым связан христианский пост, это: Закон связи наслаждений и страданий Этот закон был открыт философами еще за несколько столетий до Рождества Христова.
Суть его состоит в том, что все и всяческие земные наслаждения необходимо связаны со страданиями. Так, например, чтобы насладиться пищей, сначала надобно испытать голод; а чтобы получить удовольствие от пития, сначала необходимо испытать жажду. Но если первые есть наслаждения, то, очевидно, вторые голод, жажда — это страдания. И они, эти наслаждения и страдания, необходимо связаны друг с другом!
Обратное также верно. А именно: люди, которые непомерно предаются тем или иным наслаждениям, в результате получают болезни и страдания. Обжора — расстройство желудка; пьяница — цирроз печения; блудник — дурные болезни, а также преждевременную импотенцию; наркоман — заболевание всего организма и т. Интересно, что этот этический закон, над открытием которого философы бились много лет, Господь в беседе с самарянкой выразил всего лишь шестью словами: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять», — но при этом еще и добавил, — «а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» Ин.
Здесь под сей водой, которую Он дает нам, Господь разумеет благодать Святого Духа, кою стремится получить каждый православный христианин. В частности, как и было сказано выше, получить чрез подвиг поста — для этого, собственно, мы и постимся. Но заметим и то, что побочным следствием этого постного делания является и определенная победа над этическим законом связи наслаждений и страданий. И действительно, как погоня за наслаждениями порождает страдания, так точно верно и обратное: злострадания в частности, пост , добровольно принятые христианином ради Христа, дают ему также дозволенные и здравые телесные радости.
Вспомним обряд разговения, особенно приятный после Великого поста! Кроме того, как обжора расстраивает свой желудок и болеет, так, наоборот, добре постящийся и правильно разговляющийся чрез это стяжает не только духовное, но и телесное здравие. Как говорил некий преподобный отец: «Бог назначил пост не по злобе, а для того, чтобы человек не умер от несварения желудка». Итак, можно сказать, что христианский пост — это благословенное Православной Церковью посильное воздержание христианина от пищи, пития и ряда других плотских удовольствий ради получения благодати Святого Духа, здравия души и тела, а в наше время и того, что можно назвать счастьем.
Как правильно соблюдать пост Церковь не требует от христианина поста выше его сил. Для детей, стариков и больных делается послабление в канонической строгости поста. Только тут надо правильно понимать, как можно получить это послабление. Часто бывает, что перед постом к священнику подходит, скажем, какая-нибудь старушка и, ссылаясь на болезни, просит его благословить ее на молоко или еще какой-то запрещенный продукт.
Она не понимает, что священник не имеет права отменять установленные святыми отцами правила поста. Как же быть? В таких случаях советую таковым слабым христианам поститься посильно, как они могут. Если же при этом нарушаются канонические правила поста, то в конце его следует принести в этом покаяние на исповеди.
Сказав, что по немощи телесной я нарушил а то-то и то-то. Так будет правильно. Но при этом надобно стремиться поститься как можно строже. А мерилом здесь для слабых является их христианская совесть.
Но что имеется в виду под словами, что в наше время пост, да, собственно, и всякое христианское воздержание дает счастье?! Это особенно хорошо видно из того, что называется: Постные ограничения интимной жизни супругов Речь, конечно, идет о христианских супругах, состоящих в законном браке. Поскольку вне его интимная жизнь между мужчиной и женщиной — это тяжкий грех блуда. Как известно, любой пост налагает ограничения не только на вкушение тех или иных видов пищи, но и на половые отношения между супругами.
Для некоторых из них, особенно молодых, эти запрещения гораздо более тягостны, чем ограничения в пище. Более того, в наше время частой является ситуация, когда супруги, особенно муж, не могут вынести этот запрет на половые отношения постом. Как же быть в этом случае? Тут надобно трезво и по совести оценить свои силы и способность к воздержанию, стараясь воздерживаться столько, сколько можешь, а не столько, сколько предписано тем или иным постным уставом.
Когда же становится невозможно воздерживаться — а это бывает при реальной угрозе блудных грехов: сильного умножения блудных помыслов и блудной брани; тягой к порнографии и, особенно, к рукоблудию и «походам налево», — тогда следует разрешить супружеское воздержание, ради победы над этими блудными страстями. Ибо одна из главных целей брака — это сохранение супругов от блуда. И она достигается тем, что они в браке получают то законное половое удовлетворение, которое незаконно обещает им блуд, поэтому-то на блуд и не клюют. Конечно, нарушение поста в этом случае общения супругов — это грех, и его следует исповедать на исповеди.
Но если неумеренные, зато слабые подвижники возьмут на себя подвиг выше своих слабых сил и попытаются соблюсти все постное воздержание, но при этом впадут в те или иные формы блуда, то они совершат двойной грех. И в блуд впадут, и пост таким образом нарушат! Мерилом такого воздержания и его прекращения должна служить христианская совесть супругов. Тут надобно пройти между двумя крайностями, между Сциллой сластолюбия, которое толкает к невоздержанию, когда еще можно воздерживаться; и между Харибдой вышеупомянутого неумеренного воздержания, ведущего к блуду.
А мерилом правильного поста здесь, повторяю, может быть лишь совесть. Довольно часто встречается и такая ситуация, когда один из супругов чаще всего — это муж не может воздерживаться, а другой может. В таком случае тот, кто может, должен уступить более слабому ради предохранения его от блуда. Ибо если один из супругов впадет в блуд по причине постного отказа в супружеском общении другого, то виноватым в этом грехе будут и сей другой по причине своего отказа.
Как говорит об этом апостол Павел: «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» 1 Кор.
Если супруги будут так разумно подвизаться, их скромные духовные силы будут постепенно расти, а телесные в том числе и половые по мере старения — ослабевать. Поэтому они через определенное время более или менее длительное смогут соблюдать все постные ограничения, предписанные канонами. Что же они при таком постном воздержании получают? Кроме очевидного духовного преуспеяния, они имеют и соответствующую плотскую радость, подобную той, которая бывает при разговении пищей.
Добре постившиеся супруги, разрешая свой плотской пост, снова как бы становятся женихом и невестой в первую брачную ночь. Что, конечно же, весьма укрепляет брак. Ведь добре воздерживающиеся ради Христа от брачного соития, тем более не пойдут «налево» ради сомнительного блудного удовольствия! А последнее ведь составляет одну из главных причин нынешних разводов.
Ведь как в миру у неверующих бывает: сначала «любовь, как в кино», а потом по мире сожительства влюбленных даже в браке они приедаются, надоедают друг другу, поэтому разбегаются. А причиной сему является их половое невоздержание! Заставь, ведь, человека каждый день есть до отвала его самую любимую еду, то она рано или поздно ему надоест. Так и в половых отношениях супругов или просто влюбленных.
И чего только не придумывают у нас понятное дело — с подачи западных дядек и теток , чтобы сего избежать; какие только сексуальные извращения не изобретают, чтобы, якобы, сделать половую жизнь этих пар более разнообразной. Да только все эти извращения сами по себе в той или иной степени разрушают брак или сожительство. А православные супруги, научившиеся постному воздержанию, сего избегают, если, конечно, они стараются добре и разумно как указано выше проходить положенные Церковью посты. Что на фоне всех этих разводов и расставаний невоцерковленных супругов или влюбленных условно можно считать счастьем добре воздерживающихся православных.
Особенно учитывая сколько горя, страданий и мытарств приносят эти разводы и расставания бывшим супругам и влюбленным, а также их детям!
Пост - не пищевые ограничения, и даже не способ самоусовершенствования. Пост - наш подвиг любви к своему Творцу.
И если кому-то последняя фраза покажется напыщенной, пусть вспомнит, насколько естественно для матери отдать последний кусок хлеба ребенку - акт действенной любви. Логика поста проста. Когда-то, две тысячи лет назад, Иисус Христос, безгрешный и по своей божественной природе бессмертный, добровольно и - важно!
Сегодня наша очередь принести нашу жертву Ему, начать наш путь навстречу Христу. Да, это безмерно трудно. Даже если мы отказываемся от малого - только какого-то продукта питания из привычного рациона или от развлечений, ограничивая себя не до степени, вот все, дальше уже невозможность жить, дальше смерть, а лишь доходя до границы, за которой начинаем чувствовать дискомфорт.
Причем жертвовать нужно не по принципу "на тебе, Боже, что мне негоже", жертвовать надо тем, что тебе дорого, что важно для твоего тела. Бог не нуждается в том, чтобы мы отказывались от куска мяса и тем более колбасы, Он совершил Свою жертву из любви к нам, людям, и Он нуждается в нашей любви. С чего нужно начать Великий пост Будем честны с собою, нам даже незначительные пищевые жертвы даются с трудом.
И они могут оказаться не в подъем. А значит, начинать Великий пост надо с прихода в храм и разговора со священником: "Батюшка, на какие ограничения благословите? Итак, какие есть варианты воздержания?
Что же в Великий пост мы не едим? Что можно и что нельзя: варианты ограничений Высшая планка ограничения - монастырский устав, когда большую часть недели рекомендуется еда без растительного масла, не горячая. Чтобы не вводить никого в соблазн, даже не буду этот устав расписывать.
Так поститься не следует, потому что неизбежно надорветесь. Пост должен быть разумным. Граница самоограничения в пище задается с учетом пола, возраста, состояния здоровья, физических и умственных нагрузок.
Сплошные седмицы
- Что еще почитать
- Как подготовиться к посту
- ПОДПИСАТЬСЯ НА БЛОГ
- Истинный пост состоит не в отказе от пищи, но в смирении и обращении к истине
- Многодневные посты
- Календарь постов на 2024 год
Православные посты
Священник Александр Востродымов рассказал, как следование посту позволяет усилить работу над собой и взять под контроль свои желания. Рассказываем, когда начинается Великий пост в 2024 году, как вести себя в период говенья и как правильно начать поститься. Пост в православии — это дни, когда люди очищаются в физическом и духовном плане. Православный календарь онлайн на 27 апреля 2024 с иконой дня, Евангелием и Апостолом дня и списком святых.
Православные посты – 2022: даты и главные правила
Рассказываем, когда пост начнется и закончится в 2023 году и как провести это в. Поместные Церкви Православный Календарь English Српска. О Великом посте в Восточном христианстве см. Великий пост. Шестая неделя Великого поста предваряет самые торжественные и важные события в христианском календаре — Страстную неделю и Пасху. Владелец сайта предпочёл скрыть описание страницы. В христианстве пост — аскетический порыв христианина, система воздержания от жизненных удовольствий и благ.
Все православные посты
Поместные Церкви Православный Календарь English Српска. 18 марта в России у православных христиан начинается Великий пост, который продлится 48 дней и завершится Пасхой. В первую неделю Великого поста проходят самые продолжительные богослужения.