Новости неделя крестопоклонная великого поста

Крестопоклонная неделя Великого поста 2018 приходится на его середину.

Беседы с батюшкой. Крестопоклонная неделя

Что такое крест Христов, как его взять и идти за Христом? В третье воскресенье Великого Поста совершается поклонение Честному Животворящему Кресту Господню – а последующие шесть дней именуются «Крестопоклонной седмицей», которая является четвертой из шести, составляющих Четыредесятницу. Сегодняшнее воскресенье – особый день Великого поста, когда мы молимся перед изнесенным из алтаря изображением Креста Господня, взирая на страдающего Спасителя, и стараемся осмыслить все то, что произошло две тысячи лет назад на Голгофе, осмыслить. 19 марта 2023 года в Неделю третью Великого Поста Крестопоклонную в храме Всех преподобных отцев Киево-Печерских были совершены две Божественные литургии. 3 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ореховo-Борисове Южном г. Москвы и возглавил Литургию в новоосвященном храме. Вечером 7 апреля 2024 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя была отслужена вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия 2-я), которую совершил Ключарь Храма Христа Спасителя.

Что такое Крестопоклонная неделя и когда наступит

  • Неделя Крестопоклонная Великого поста
  • Евангелие Крестопоклонной недели
  • Богослужение, проповеди, Святые Отцы о Крестопоклонной неделе
  • НЕДЕЛЯ 3-Я. КРЕСТОПОКЛОННАЯ / ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ
  • Половина Великого поста позади: в тульских храмах началась крестопоклонная неделя

Половина Великого поста позади: в тульских храмах началась крестопоклонная неделя

Только в этот день поются особые песнопения, испрашивается Божие благословение на благополучное окончание Четыредесятницы. Так обращается Господь к каждому — и это не требование пострадать и умереть так, как Он. Наши немощи известны Христу лучше, чем нам самим, и Бог лишь просит нас нести крест личный — болезнь ли это, тесные материальные обстоятельства, сложная ли работа, иное ли что. И, утешая, в конце пути обещает каждому «пришедшее в силе» Свое Царство, и вечную Пасху.

Слово в Неделю Крестопоклонную. Крест — знамя любви Спасителя к людям. Отрывок из проповеди священника о Кресте Протоиерей Алексий Уминский: «Для христиан понятие креста нераздельно с самой жизнью.

Крест не является для Церкви каким-то отдельным элементом ее, символом или воспоминанием Божественной жертвы. Крест — это единое явление, единый смысл. Человек, принимающий Божественную любовь по отношению к себе через крестную смерть Спасителя, должен быть готов чем-то ответить на это Богу.

Бог приносит в дар человеку Самого Себя и совершается это через распятие. В ответ человек приносит Богу самого себя. Это мы и называем нашей крестной жизнью, духовным крестом.

Это то, о чем говорит Сам Господь в Евангелии: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» Мк. Это отрывок мы читаем как раз в неделю Крестопоклонную.

И каждый раз на богослужении в конце ектеньи, то есть прошения, мы говорим: «И весь живот наш Христу Богу предадим». Как Христос предал за нас всю Свою жизнь, так и мы должны быть готовы предать Богу всю свою жизнь. В этом, собственно, и заключается смысл принятия на себя креста.

Бог не радуется страданиям человечества.

Что же тогда значит «отвергнуться»? Конечно, нужно продолжать питаться, дышать воздухом, одеваться, ведь если отвергнуться вообще всего, человек просто умрет. Но Господь не призывает нас к смерти. Не только о себе самом думать, не только самому себе служить, еще и создавая трудности для других людей. А что греха таить, иногда и беды им приносим, когда уж слишком себе угождаем, забывая о других. Так вот, Господь призывает нас по крайней мере осознать важность того, что означает «отвергнуться себя». Ведь это действительно Божественный призыв, а Бог не говорит ничего немудрого и ничего неисполнимого — Он учит нас высшей правде и смыслу человеческой жизни.

А теперь давайте представим себе, что бы произошло, если бы не было таких, кто следует призыву Господа. А ведь таких очень много! Более того, есть те, кто даже не научен Евангелием и не знает этих слов, но и они отвергаются себя. А разве героизм, будь то трудовой героизм или, тем более, героизм на поле брани — это не отвержение себя, да еще какое, когда человек поднимается и идет в атаку навстречу смерти! Это абсолютное отвержение себя. И когда наступает некое пограничное состояние «могу — не могу», «способен — неспособен, уж слишком страшно», мы, христиане, должны вспоминать эти слова: Отвергнись себя и возьми крест свой. Ведь Господь не призывает нас к смерти. Он ведет нас к жизни, более того, к полноте жизни, то есть к счастью.

Так, может быть, в этом отвержении себя и есть ключ к человеческому счастью? Давайте теперь эти общие рассуждения перенесем в конкретную ситуацию семейных отношений. Может ли быть счастье в семье, если каждый живет только для себя?

И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения — о «готовящихся к просвещению» — как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься. Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов. Как известно, этот Крест, как и многие другие христианские святыни, пропал во времена крестоносцев, в ХIII в. Но утерянным оказался и изначальный смысл великопостного поклонения Кресту, ведь сейчас даже детское крещение у нас, к сожалению, редко связывается с оглашением и с личным исповеданием веры.

Поэтому постепенно в Церкви стали переосмыслять традиционный порядок проведения Великого поста в более «спиритуализированном» ключе. И при этом стали, впрочем, не без основания, часто думать о том, что Крестопоклонная — это именно преполовение, середина поста, когда пост усиливается и каждый хочет получить утешение и укрепление в вере через поклонение святому Древу или его образу, любой его иконе. Смысл Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Неделя 3-я Великого поста. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?

Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе. Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни. По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыне.

Крестопоклонная неделя стала очень значимой для всех христиан, став напоминанием о жертве Иисуса и поддержкой в середине Великого поста — самого строгого из всех христианских постов. В субботу 30 марта 2019, перед третьим великопостным воскресеньем, Крест, убранный цветами, вынес из алтаря в середину храма настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери иерей Александр Гольцов. Это торжественное действие напоминает не только о страданиях Иисуса, но и о приближающемся празднике Светлого Воскресения Христова и служит для воодушевления и укрепления постящихся в продолжение трудного поста.

В эту неделю все верующие должны прикладываться к кресту и молиться Спасителю о придании сил для соблюдения ещё долгого Великого поста. Вынесенный Крест Господень должен напомнить верующим, что Иисус терпел великие страдания ради людей, и помочь им понять, что их страдания ничтожны по сравнению с тем, что перенёс ради людей Спаситель. В благодарность Ему необходимо соблюдать до конца все требования Великого поста, и, главное, духовный пост более важный, чем временное ограничение в питании. Великий пост — сложный период для всех верующих христиан. Это время уничтожения внутри себя «прежнего» человека, время для изгнания пагубных привычек и страстных желаний. Поэтому очень важным является напоминание о мучениях на кресте Иисуса, которые он перенес ради спасения людей. Крест приводит людей к раскаянию в совершённых грехах и, одновременно, дает надежду на воскресение, после очищения от грехов.

19 марта – Неделя Крестопоклонная

О Крестопоклонной неделе. Неделя (т. е. воскресенье) 3-я Великого поста. О третьем воскресенье Великого поста в Постной Триоди (книга, где содержатся порядок и тексты богослужения) написано: «Поклонение празднуем Честнаго и Животворящаго Креста». — С его помощью мы постараемся разобраться, что ждет нас в церкви завтра, в третье воскресенье Великого поста, и на предстоящей Крестопоклонной седмице.

Третья Неделя Великого поста, Крестопоклонная. Часы и Литургия

Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» Мк.

Но как же достигается этот теозис, это преображение, какой путь ведет к нему? Вот именно об этом уже сегодняшнее чтение и название Недели. В центре внимания и в центре храма — Крест Христов!

Всю третью седмицу мы молимся и размышляем о пути несения своего креста и распятии на нем человека с его страстями и похотями. То есть, из теоретической или созерцательно области мы переходим к максимальной практике. В этот день нам предлагается отрывок из восьмой главы Евангелия от Марка. Десятки величайших святых как древних времен, так и современности начали свой путь к святости услышав эти слова.

Во время поста, говорится в Триоди, мы распинаемся, подобно Христу, при этом «ощущаем горечь, унывая и изнемогая». Именно поэтому перед верующими предстает Крест Христов, «напоминающий нам о страданиях Господа нашего Иисуса Христа и утешающий». Утешение заключается в том, что теперь пламенный меч уже не охраняет врата рая, а смерть и ее жало изгнаны. На вечерней службе в субботу, в конце богослужения после пения Великого славословия «Слава в вышних Богу... Здесь он возглашает: «Премудрость, прости», после чего хор и весь храм, как правило поет тропарь кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

На больших храмовых изображениях распятия с двух сторон от креста изображаются Пресвятая Богородица и апостол Иоанн Богослов, стоявшие, согласно Евангелию, во время казни у самого креста. На иконе «Поклонение Кресту» изображается крест в окружении небесных сил. Поклонение Кресту. Двусторонняя выносная икона. Оборот иконы — «Спас Нерукотворный». Новгород, вторая половина XII в. Утверждение креста перед Распятием Христовым. Около 1497? Из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря Старообрядческое киотное распятие с избранными праздниками Икона Распятие с предстоящими. Новгород, XVI в. Современная икона Поклонение Кресту Литой Крест. Бронза, XIX в. Церкви, посвященные Кресту Господню В Иерусалиме на месте, где, по преданию, росло древо Креста, был основан монастырь. Монастырь Святого Креста и его местонахождение упоминаются во многих преданиях и легендах. Согласно одному из преданий временем создания обители является период правления византийского императора Константина Великого и его матери Елены, то есть IV век н. По другой легенде, датой основания монастыря является V век. И связывается это событие с Татианом, царем Иберии Грузии. Считается, что Татиан, царь Иберии Грузии , совершил паломничество в Святую Землю и решил построить иберийский монастырь к западу от Иерусалима, на земле, которую Константин Великий пожаловал Мириану, другому иберийскому царю. Согласно третьему преданию, монастырь построен во время правления императора Ираклия 610-641 гг. Возвращаясь с победой из персидского похода, Ираклий стал лагерем на том месте, где теперь находится монастырь. Место это почиталось в связи с тем, что там выросло Крестное древо — то дерево, из которого был изготовлен Крест Христов. Ираклий же и велел на выбранном месте построить монастырь. Он был построен в конце IV века. В 1877 году храм был отреставрирован. Апаран, Армения Также на острове Ахтамар Турция располагается раннесредневековый армянский монастырь святого Креста. Построен в 915-921 годах. Монастырь святого Креста на острове Ахтамар Турция Душеполезное поучение в неделю Крестопоклонную Крест Господень — знамение победы над смертью и силами ада, царская хоругвь Христа Бога, предшествующая славному явлению Его во святом Воскресении, как сказано в синоксаре Крестопоклонной недели. Крест — наш щит и оружие в борьбе с невидимыми врагами и нашими собственными душевными и телесными страстями и пороками, в нем обретаем истинную духовную крепость и силу, когда стремимся следовать за Своим Спасителем. Почитая Крест и страдания Господни, проливаем одновременно скорбные и радостные слезы, в надежде и на свое внутреннее обновление и воскресение, которые были бы невозможны без Великой Священной Жертвы, совершившейся две тысячи лет назад на Голгофе. Если и Сам Безгрешный Господь столько претерпел и пострадал Пречистою Своею Плотию ради нашего спасения, то тем более мы, люди грешные, оскверненные страстями и пороками, должны страдать и терпеть, смиряя плотские прихоти и вожделения ради очищения и просветления бессмертной души. Христианская религия — религия «крестоносная», как и апостол Павел говорит: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» Фил. И «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» Деян. Нести свой посильный крест, то есть распинать телесные похоти и пожелания, — узкий и тесный путь спасения для каждого христианина. Поклоняясь Святому Кресту Господню и «взирая на начальника и совершителя веры Исуса, Который вместо предлежащей Ему радости претерпел крест» Евр. О том, что скорби и терпение действительно необходимы для внутреннего самовоспитания и духовного роста, говорят и многие назидательные поучения, наставляя нас к стези добродетели и совершенствования. Что же скажу тебе о Самом Творце небу и земли, всей твари видимой и невидимой?! Желая избавить род человеческий от порабощения диаволу и адских темниц, спасти от проклятия и преступления праотца нашего Адама, Бог стал человеком, воплотившись от Святого Духа. И стал Невидимый видимым.

Объявления

  • Особенности Крестопоклонной недели в 2023 году: какие виды крестов признают православные христиане
  • Объявления
  • Проповедь в Неделю 3-ю Великого поста
  • Правила, традиции, запреты с 13 по 19 марта 2023 года
  • Также рекомендуем

19 марта 2023 года. Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная

Во время Великого поста каждый христианин пытается вынести ту ношу, которая лежала на плечах Иисуса в дни сорокадневного воздержания. Каждый испытывает свой соблазн, исходя из «слабого» места. Это означает, что на середине Великого поста христианин уже познал «свой крест», вполне ощутил все искушения, сопровождающие воздержание, на борьбу с которыми поднял он свой дух. Это является неким актом признания своей ноши добровольной, желанной.

Также крест является символом напоминания о смерти Христа и итогом всего поста, после которого наступает священное воскрешение. Таким образом, в Крестопоклонную неделю каждый может испытать воодушевление продолжить свой пост, осознавая, во имя какой цели и какого итога держит волю свою в кулаке. История В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой.

В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами да-да, славянами! Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны. Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим.

Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста. Надо сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался.

Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья чтобы не нарушать строгий настрой будних дней , тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста. Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту.

Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов. Когда и как проходит крестопоклонная неделя у православных Многие из подобных источников называют Крестопоклонной 4-ю неделю Великого поста, что кажется вполне логичным и запоминающимся, учитывая подсказку о том, что она приходится ровно на середину поста. Однако на самом деле название Крестопоклонной переходит на неделю с одноименного воскресенья, которое завершает 3-ю неделю поста.

Следовательно, и неделя Крестопоклонная — третья, несмотря на то, что большее число служб с поклонениями кресту проходят на 4-й неделе.

Но мне кажется, это так же, как и смирение — состояние активности, это состояние как бы внутреннего предстояния и свидетельствования, точно так же и мученичество — это активное состояние, при котором человек горит любовью, он ее демонстрирует, он ее проявляет. И если бы не тысячи мучеников, то, в общем-то, Церковь, может быть, и не смогла бы распространиться, потому что это и есть действенное свидетельство того, что Церковь жива, и то что Христос действует через этих святых. Борисова — А теперь давайте поговорим о моей любимой святой — преподобной Вассе Псково-Печерской. Вот в детстве у нас говорили: «1 апреля — никому не верю». А мы 1 апреля вспоминаем женщину, которая всей своей жизнью засвидетельствовала, что такое вера. И даже после смерти Господь так устроил, что ее мужу было явственно показано, как нужно обойтись с ее мощами, по сути, поскольку он ее два раза пытался по-христиански похоронить. Муж был священник. Протоиерей Дионисий — Давайте не будем интриговать, а сразу расскажем, что мы имеем в виду.

Это действительно необычная очень история, про то, что преподобная Васса является одной из основоположников... Борисова — Не одной, а именно первых монахов, которые там в отшельничестве занимались много веков назад, никто поименно кроме Марка не помнит. А пришедшие на это место намоленное священник... Протоиерей Дионисий — Иоанн. Борисова — Иоанн и его жена Мария, они, собственно, были первыми, кто остался в истории Псково-Печерского монастыря. А она была первой, чьи мощи оказались в пещере. Протоиерей Дионисий — Да, это к разговору о том, что какова роль женщины в церковной истории. Действительно, она, с одной стороны, она была просто матушкой. Борисова — Да.

Протоиерей Дионисий — Но, во-первых, она какой была матушкой и у какого батюшки. Это священник, который был направлен изначально в Дерпт, современный... Борисова — Тарту. Протоиерей Дионисий — Тарту, да, для того чтобы проповедовать христианство. Но такой, в общем, начался ад, что ему пришлось оттуда бежать, там были бесконечные казни. И, в общем-то, Псково-Печерский монастырь, эта территория не так далеко, там они в уже существовавших пещерах начали вместе со своей супругой копать и строить церковь. Борисова — Ну там у них дерево просто обрушилось, собственно, открыло вход в эту пещеру, где когда-то давно подвизались пещерники, потом засыпало землей, наросло там всякой растительности. Они начали строить церковь — обрушилась половина этого берега, и вместе с деревом здоровенный ком отвалился, и открылся вход в пещеру, которая была там изначально. Протоиерей Дионисий — И вот священник со своей супругой стали строить там церковь в честь Успения.

И, в общем, в конце концов матушка Мария уже на пороге своей смерти она приняла монашество с именем Васса, и была там и погребена. И дальше вот как раз началась та история, которую вы... Борисова — Первое монастырское чудо. Ну, собственно, Псково-Печерскую Лавру многие, я думаю, наши радиослушатели знают по прославленной книге владыки Тихона Шевкунова «Несвятые святые», там много всего интересного написано про этот монастырь. Но он начался вот с этого чуда. Потому что отец Иоанн хотел, естественно, похоронить свою усопшую супругу, и ничего у него из этого не получалось. У него все время гроб каким-то удивительным образом из могилы как бы выступал. Пока не было откровения, просто уже в лоб пока ему было объяснено, что не надо ее пихать в землю, потому что там не просто тело, а это святые мощи. Протоиерей Дионисий — И в конце концов они были расположены у входа в эти пещеры и там находятся.

И даже был случай, когда во время нападения некий ливонский рыцарь захотел открыть крышку от гробницы, но был попален исшедшим огнем, который оставил свой след на гробе. Борисова — Надо сказать, что вообще вот эта пара, сама история их жизни, она такая удивительно промыслительная. Потому что ведь в этом самом Дерпте погиб Исидор и 72 его прихожанина — их просто утопили в проруби, причем так, чтобы проникнуться, что это не просто вот, а еще и в холодной воде. И потрясение от этого было настолько велико... Вот мы говорили о мучениках — ведь вот что важно, важно, наверное, не слепо идти за кем-то, чтобы повторить его подвиг, а прочувствовать, куда тебя воля Божия ведет. Ведь на самом деле отец Иоанн мог остаться в том же Дерпте, они с матушкой точно так же могли в этой проруби погибнуть. Но вот в тот момент они испугались, и они из этого Дерпта ушли. Для чего? Не просто чтобы спасти свою жизнь, а для того, чтобы оказаться в этом самом пустынном месте.

Для того, чтобы основать там монастырь, который никогда не будет закрываться. Ведь это удивительная история Псково-Печерского монастыря... Протоиерей Дионисий — Удивительная. Борисова — Учитывая XX век, советскую Россию. То есть он сначала не попал на территорию советской России. Потом он попал на территорию советской России, и удивительными подвигами разных настоятелей, особенно отца Алипия, про которого как раз владыка Тихон очень много написал, он совершенно чудесным образом никогда не был закрыт. В стране, где изничтожали и просто вот под ноль утюжили все, что касалось церковной жизни. Протоиерей Дионисий — И мне кажется, что как-то очень-очень символично, может быть, даже то, что как бы в самом начале истории у этой монашеской общины а монашеская община — это всегда семья стояла исходно именно семейная жизнь этих благочестивых людей, священника Иоанна и его супруги Марии, которые в дальнейшем стали Иона и Васса. Борисова — Напоминаю нашим радиослушателям, с вами программа «Седмица», в которой мы стараемся разобраться в особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели.

Ох, есть одна тема на этой неделе, которая меня много лет занимает — 30 марта Церковь празднует память преподобного Алексия человека Божия. По поводу этого святого никаких документальных свидетельств до нас не дошло, а дошло несколько вариантов его жития, которое было чрезвычайно популярно во всем мире и, в частности, в католической Европе, на протяжении многих столетий, вплоть до XVII века. И мало того, что это было популярное чтение, ведь сборник житий святых, в котором это житие было, это так называемая «Золотая легенда», по популярности, наверное, занимала второе место после Библии. И сюжет этого жития был использован много-много раз в самых разных видах искусства — то есть это вдохновляло и композиторов на оратории, это вдохновляло живописцев, это постоянно присутствовавший сюжет в истории культуры средневековой Европы. Но на Руси этот сюжет был не менее популярен, и он ушел в другую как бы область творчества — в духовные стихи. Я думаю, не все наши радиослушатели знают, что был такой популярный жанр буквально до конца XIX века, это так называемые «стихеры». Не стихиры — вот то что мы в храме слышим, а так назывались в народе духовные песнопения или духовные песни, которые пелись на паперти нищими, каликами перехожими, благочестивыми людьми, которые, собравшись после праздника там на разговины, вместо того, чтобы разухабистые какие-то частушки петь, вот пели эти стихи. Мне посчастливилось в жизни, в самом начале моего пребывания в Церкви, побывать в такой, ну как, в советские времена это был не монастырь, это была такая общинка, где тайные монахини жили вместе со своим духовником. И поскольку добираться до них было очень сложно и долго, и муторно, я приехала к ним совершенно измученная, практически почти весь день на ногах, они решили меня утешить вечером и, по благословению батюшки, как вот ужасно смешно было — такие старые женщины, они побежали в спальню, достали тетрадочки по 2 копейки, значит, в клеточку, в которой были записаны духовные стихи.

Вот они меня усадили за стол, и они пели хором эти стихи, вот доставшиеся им тоже из каких-то тетрадочек, переписанные там со времен монахинь XIX века. Удивительное совершенно творчество. Вот один из популярнейших сюжетов для этого творчества было житие преподобного Алексия, человека Божия, которое меня, как человека культуры XX века, изначально приводило в оторопь. Я не могла понять, в чем же смысл этого подвига, когда человек молодой, пусть он благочестивый, но он же в христианской семье уже был вроде как, что ему мешало сказать родителям, что он не хочет жениться, а хочет пойти в монахи? Ну ладно, ну там могло быть недопонимание. Вот у Феодосия Печерского, Киевского, тоже было недопонимание с мамой, она его даже на цепь сажала, чтобы он в монастырь не ушел, но в результате, в общем, как-то все устаканилось. Нет, тут более того, потом из того греческого жития, которое перевел для русских православных святитель Димитрий Ростовский, Алексий сначала обручился, а потом ушел в никуда. И меня всегда мучил вопрос: ну обручаться-то было зачем? То есть мало того, что он свою судьбу решил — ушел, спрятался в пустыни, в Сирии там, много лет подвизался, потом на какой-то паперти его нашли...

Протоиерей Дионисий — Не нашли даже. Борисова — Ну те, кто искал его, его не узнали, но подали милостыню как нищему на паперти. Ну хорошо, это человек решил за себя. Но он решил еще за своих родителей, которые всю жизнь его искали и не могли найти, и мучились. Он решил за свою невесту, которая осталась соломенной вдовой, потому что выйти замуж она не могла — она обрученная, и ее жених не умер, а где-то неизвестно пропал. В общем, короче говоря, он выстроил жизнь всем. А потом, когда, попав в шторм, его прибило к родному берегу, он воспринял это как знамение Божие, но домой-то он вернулся тоже очень странно.

Здесь он возглашает: «Премудрость, прости», после чего хор и весь храм, как правило поет тропарь кресту: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство». Во время пения тропаря священник несет крест на середину храма и кладет его на центральный аналой. После этого аналой кадится с четырех сторон и начинается поклонение Кресту.

Есть традиция: после каждого исполнения тропаря молящиеся кладут земные поклоны. Собственно поклонение Кресту происходит по окончании пения тропаря.

А она была первой, чьи мощи оказались в пещере. Протоиерей Дионисий — Да, это к разговору о том, что какова роль женщины в церковной истории. Действительно, она, с одной стороны, она была просто матушкой. Борисова — Да. Протоиерей Дионисий — Но, во-первых, она какой была матушкой и у какого батюшки. Это священник, который был направлен изначально в Дерпт, современный... Борисова — Тарту.

Протоиерей Дионисий — Тарту, да, для того чтобы проповедовать христианство. Но такой, в общем, начался ад, что ему пришлось оттуда бежать, там были бесконечные казни. И, в общем-то, Псково-Печерский монастырь, эта территория не так далеко, там они в уже существовавших пещерах начали вместе со своей супругой копать и строить церковь. Борисова — Ну там у них дерево просто обрушилось, собственно, открыло вход в эту пещеру, где когда-то давно подвизались пещерники, потом засыпало землей, наросло там всякой растительности. Они начали строить церковь — обрушилась половина этого берега, и вместе с деревом здоровенный ком отвалился, и открылся вход в пещеру, которая была там изначально. Протоиерей Дионисий — И вот священник со своей супругой стали строить там церковь в честь Успения. И, в общем, в конце концов матушка Мария уже на пороге своей смерти она приняла монашество с именем Васса, и была там и погребена. И дальше вот как раз началась та история, которую вы... Борисова — Первое монастырское чудо.

Ну, собственно, Псково-Печерскую Лавру многие, я думаю, наши радиослушатели знают по прославленной книге владыки Тихона Шевкунова «Несвятые святые», там много всего интересного написано про этот монастырь. Но он начался вот с этого чуда. Потому что отец Иоанн хотел, естественно, похоронить свою усопшую супругу, и ничего у него из этого не получалось. У него все время гроб каким-то удивительным образом из могилы как бы выступал. Пока не было откровения, просто уже в лоб пока ему было объяснено, что не надо ее пихать в землю, потому что там не просто тело, а это святые мощи. Протоиерей Дионисий — И в конце концов они были расположены у входа в эти пещеры и там находятся. И даже был случай, когда во время нападения некий ливонский рыцарь захотел открыть крышку от гробницы, но был попален исшедшим огнем, который оставил свой след на гробе. Борисова — Надо сказать, что вообще вот эта пара, сама история их жизни, она такая удивительно промыслительная. Потому что ведь в этом самом Дерпте погиб Исидор и 72 его прихожанина — их просто утопили в проруби, причем так, чтобы проникнуться, что это не просто вот, а еще и в холодной воде.

И потрясение от этого было настолько велико... Вот мы говорили о мучениках — ведь вот что важно, важно, наверное, не слепо идти за кем-то, чтобы повторить его подвиг, а прочувствовать, куда тебя воля Божия ведет. Ведь на самом деле отец Иоанн мог остаться в том же Дерпте, они с матушкой точно так же могли в этой проруби погибнуть. Но вот в тот момент они испугались, и они из этого Дерпта ушли. Для чего? Не просто чтобы спасти свою жизнь, а для того, чтобы оказаться в этом самом пустынном месте. Для того, чтобы основать там монастырь, который никогда не будет закрываться. Ведь это удивительная история Псково-Печерского монастыря... Протоиерей Дионисий — Удивительная.

Борисова — Учитывая XX век, советскую Россию. То есть он сначала не попал на территорию советской России. Потом он попал на территорию советской России, и удивительными подвигами разных настоятелей, особенно отца Алипия, про которого как раз владыка Тихон очень много написал, он совершенно чудесным образом никогда не был закрыт. В стране, где изничтожали и просто вот под ноль утюжили все, что касалось церковной жизни. Протоиерей Дионисий — И мне кажется, что как-то очень-очень символично, может быть, даже то, что как бы в самом начале истории у этой монашеской общины а монашеская община — это всегда семья стояла исходно именно семейная жизнь этих благочестивых людей, священника Иоанна и его супруги Марии, которые в дальнейшем стали Иона и Васса. Борисова — Напоминаю нашим радиослушателям, с вами программа «Седмица», в которой мы стараемся разобраться в особенностях богослужения наступающего воскресенья и предстоящей недели. Ох, есть одна тема на этой неделе, которая меня много лет занимает — 30 марта Церковь празднует память преподобного Алексия человека Божия. По поводу этого святого никаких документальных свидетельств до нас не дошло, а дошло несколько вариантов его жития, которое было чрезвычайно популярно во всем мире и, в частности, в католической Европе, на протяжении многих столетий, вплоть до XVII века. И мало того, что это было популярное чтение, ведь сборник житий святых, в котором это житие было, это так называемая «Золотая легенда», по популярности, наверное, занимала второе место после Библии.

И сюжет этого жития был использован много-много раз в самых разных видах искусства — то есть это вдохновляло и композиторов на оратории, это вдохновляло живописцев, это постоянно присутствовавший сюжет в истории культуры средневековой Европы. Но на Руси этот сюжет был не менее популярен, и он ушел в другую как бы область творчества — в духовные стихи. Я думаю, не все наши радиослушатели знают, что был такой популярный жанр буквально до конца XIX века, это так называемые «стихеры». Не стихиры — вот то что мы в храме слышим, а так назывались в народе духовные песнопения или духовные песни, которые пелись на паперти нищими, каликами перехожими, благочестивыми людьми, которые, собравшись после праздника там на разговины, вместо того, чтобы разухабистые какие-то частушки петь, вот пели эти стихи. Мне посчастливилось в жизни, в самом начале моего пребывания в Церкви, побывать в такой, ну как, в советские времена это был не монастырь, это была такая общинка, где тайные монахини жили вместе со своим духовником. И поскольку добираться до них было очень сложно и долго, и муторно, я приехала к ним совершенно измученная, практически почти весь день на ногах, они решили меня утешить вечером и, по благословению батюшки, как вот ужасно смешно было — такие старые женщины, они побежали в спальню, достали тетрадочки по 2 копейки, значит, в клеточку, в которой были записаны духовные стихи. Вот они меня усадили за стол, и они пели хором эти стихи, вот доставшиеся им тоже из каких-то тетрадочек, переписанные там со времен монахинь XIX века. Удивительное совершенно творчество. Вот один из популярнейших сюжетов для этого творчества было житие преподобного Алексия, человека Божия, которое меня, как человека культуры XX века, изначально приводило в оторопь.

Я не могла понять, в чем же смысл этого подвига, когда человек молодой, пусть он благочестивый, но он же в христианской семье уже был вроде как, что ему мешало сказать родителям, что он не хочет жениться, а хочет пойти в монахи? Ну ладно, ну там могло быть недопонимание. Вот у Феодосия Печерского, Киевского, тоже было недопонимание с мамой, она его даже на цепь сажала, чтобы он в монастырь не ушел, но в результате, в общем, как-то все устаканилось. Нет, тут более того, потом из того греческого жития, которое перевел для русских православных святитель Димитрий Ростовский, Алексий сначала обручился, а потом ушел в никуда. И меня всегда мучил вопрос: ну обручаться-то было зачем? То есть мало того, что он свою судьбу решил — ушел, спрятался в пустыни, в Сирии там, много лет подвизался, потом на какой-то паперти его нашли... Протоиерей Дионисий — Не нашли даже. Борисова — Ну те, кто искал его, его не узнали, но подали милостыню как нищему на паперти. Ну хорошо, это человек решил за себя.

Но он решил еще за своих родителей, которые всю жизнь его искали и не могли найти, и мучились. Он решил за свою невесту, которая осталась соломенной вдовой, потому что выйти замуж она не могла — она обрученная, и ее жених не умер, а где-то неизвестно пропал. В общем, короче говоря, он выстроил жизнь всем. А потом, когда, попав в шторм, его прибило к родному берегу, он воспринял это как знамение Божие, но домой-то он вернулся тоже очень странно. Вместо того чтобы объявиться и всех осчастливить, он, неузнанный, еще 17 лет жил там в какой-то каморке в родном доме. И вот это все в моей голове, отравленной культурой и представлениями XX века, не укладывалось никак. Смысла этого всего я понять не могла. Протоиерей Дионисий — Ну вы все-таки в конце концов, наверное, все-таки смогли для себя каким-то образом это принять и объяснить. Вот мне самому было бы интересно.

Борисова — Ну вы знаете, это все опять увязывается с тем евангельским чтением, которое мы сегодня с вами попытались разобрать. Ну что мы знаем о воле Божией? Мы все время пристаем к священникам, дергаем их за рясу и говорим: а вот есть мне воля Божия делать то или делать это? Но в глубине души мы подразумеваем, что нас благословят делать то, что нам хочется. И когда нам вдруг говорят, что нет воли Божией на то, на что ты абсолютно готов, и все твои уважаемые авторитеты вокруг говорят, что ну да, это замечательно, вот надо бы это сделать, и вдруг тебе обрубают крылья и говорят: вот нет воли Божией. Ну как? Это невозможно принять. Ты готов, ты под парами, ты на низком старте — все, тебе осталось только благословение получить.

НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ

Ввиду того, что среда седмицы — это ровно середина поста, день этот считался особенным, когда «говение ломается» надвое — якобы треск от этого можно было накануне услышать в переднем углу дома. Особенности поста в этот период: существуют ли они? Хотя речь идет о поклонении Кресту, воспоминании о Распятии, особой строгости поста на этот день нет. К тому же Церковь не благословляет строгий пост по воскресным дням. Поэтому можно вкушать пищу с растительным маслом. Русские крестьяне считали седмицу, следующую за Неделей крестопоклонной, временем особенно строгого воздержания. Однако, Устав усиления его не предусматривает, замечая, впрочем, что во все дни седмицы отнюдь не благословляется вкушать по будним дням ни вино, ни елей. Однако, это обычный устав пощения. Видимо, замечание вызвано тем, что с древности некоторые христиане давали себе некоторые послабления последующие дни недели, так как открывающий ее воскресный день был праздником возвращения святыни. Высказывания святых отцов и современных проповедников о значении Крестопоклонной недели О Кресте как знамении помощи Божией говорит прп. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение.

Иоанн Кронштадтский, обращаясь к своим современникам, писал, что праздник имеет целью пробудить души, погрязшие во грехе, открыть человек духовные очи. Тем паче его слова приложимы к нам: «Человек с непотемненными сердечными очами, видя такую бесконечную любовь великого, всемогущего Бога к грешному человеку, не может не плакать от чувства беспредельной любви Божьей и льет слезы любви и благодарности, не имея что принести больше своих слез Тому, Кому дороги наши слезы любви.

Больше внимания стоит уделять семье и установлению добрых отношений с домочадцами. Продолжить далее Что нельзя делать на 3-й неделе Великого поста Требования к еде на третьей неделе Великого поста не такие строгие, как в самом начале Великого поста. Однако верующим по-прежнему запрещены продукты животного происхождения. Нельзя есть блюда из мяса, молока и рыбы , сливочное масло , яйца, белый хлеб , сдобную выпечку и любые алкогольные напитки. Важно Готовимся к Пасхе: время духовного очищения — Великий пост В середине Великого поста, как и в течение других недель, по церковным канонам запрещено браниться, ссориться, обижаться на других людей и, тем более, родных и близких.

Верующим не стоит звать в дом шумные компании гостей и устраивать веселые застолья. В пост Церковь не рекомендует ходить на вечеринки, светские праздники и в развлекательные центры. Питание на 3-й неделе Великого поста Согласно церковным канонам, требования к еде и питью остаются строгими. Основная пища в пост — простые блюда из злаков , овощей и фруктов. В тему Готовимся к 4-й неделе Великого поста: что можно и нельзя Как и раньше, понедельник, среда и пятница — это дни «сухоядения». Это означает, что верующие употребляют пищу без термической обработки. Во вторник и четверг разрешены тушеные и отварные блюда без масла.

В субботу и воскресенье можно есть горячую пищу, приправленную небольшим количеством растительного масла. Понедельник Завтрак. Мюсли из разных злаков с апельсиновым соком и орехами. Салат из зеленого горошка, капусты и моркови.

Вынося крест для поклонения, Церковь напоминает забывшим о предназначении поста, что путь Великого поста — это путь на Голгофу вместе со Христом на крест. А других, взирающих на крестные страдания и изнемогающих от поста, утешает, вдохновляет, взбадривает. На Божественной литургии читался отрывок из Евангелия от Марка о следовании за Христом и спасении души Мк.

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная 21 марта 2023 от admin 19 марта 2023 г. Василия Великого в сослужении братии в священном сане. По ее окончании состоялось поклонение Кресту, а затем — молебен о воинах.

19 марта 2023. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

Неделя пятая Великаго поста, прп. Марии Египетской, глас 5. ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ. Наступила третья седмица Великого поста, во время которой Церковь предлагала нам воспоминание о блудном сыне, а также готовила нас к третьему воскресению поста – Неделе Крестопоклонной (по-гречески: κυριακὴ τῆς Σταυροπροσκυνήσεως). Неделя 3 Великого поста, Крестопоклонная. В статье мы подробно рассмотрим, как проходит Крестопоклонная неделя Великого Поста в 2024 году. Третья Неделя Великого поста называется Крестопоклонной. За всенощной этого дня, после Великого Славословия, при пении «Святый Боже» Крест, украшенный зеленеющими цветами, знамениями жизни, выносится в среду верующих для поклонения и лобызания его.

Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и Святое Воскресение Твое Славим

  • Крестопоклонная Неделя проповедь
  • Беседы с батюшкой. Крестопоклонная неделя, смотреть онлайн
  • Богослужение, проповеди, Святые Отцы о Крестопоклонной неделе
  • Икона Крест Христов
  • НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА. КРЕСТОПОКЛОННАЯ. БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий