Ведя речь о Крещении Руси, главнейшем событии древней истории нашего Отечества, следует прежде заметить, что под этим следует понимать акт утверждения христианства, его победу над язычеством в политическом смысле.
Что можно делать
- Крещение Господне | История праздника от истоков до современного понимания
- Жизнь славян до Крещения Руси
- Крещение Господне в 2024 году
- День крещения Руси: когда отмечают
988 год: кто и зачем крестил Русь?
Возле проруби сделали ледяные скульптуры и дополнили их подсветкой. Конечно, каждый должен подойти к крещенскому купанию с головой. Тем, кто не моржует, медики советуют подготовиться закаливаниями. По мнению докторов, вовсе не стоит идти в воду людям с хроническими проблемами или вирусными симптомами.
Елена Треско, врач-терапевт : «Если у вас есть сомнения, нужно умыть лицо, набрать водички, в щадящем варианте. Нужно стабилизировать свое состояние, если есть хронические заболевания. Человек с температурой погружением в ледяную купель усугубит свое состояние».
На страже здоровья и спасатели, которые работают во всех оборудованных для крещенских купаний местах. Заранее дно каждой купели обследовали водолазы, убрали коряги, стекла и все, что может испортить впечатления от купания. К тому же эти два дня у каждой иордани будут дежурить спасатели в гидрокостюмах, в случае необходимости это позволит прийти на помощь быстро.
И первые начальные знания о Евангелии я получал от отца, еще будучи ребенком. Но, к сожалению, до христианства он так и не дошел. И весьма неодобрительно отнесся к моему крещению. Но потом наши отношения улучшились, мы были очень дружны. Он жил за рубежом, в Женеве, преподавал в университете. Я звал его в Россию, когда уже сам вернулся на родину. Он сомневался, при этом живо интересовался, даже волновался, стану ли я священником.
Я говорил, что это не я решаю, а архиерей. Но в душе надеялся, что он приедет на мое рукоположение. Папа бедный умер как раз в тот день, когда мне объявили, что я буду рукоположен в священники. Но он об этом уже не узнал. Я стал бобылем. Детей от меня тоже изолировали. Я очень страдал от этой потери.
Надо было этот вакуум чем-то заполнить. И тут я узнал, что в Свято-Троицкой духовной семинарии, расположенной в Джорданвилле, в штате Нью-Йорк, можно учиться заочно. Это от Бостона прямо на запад, по шоссе — около 300 километров. Очень удобно было ездить сдавать экзамены. За пять лет, в 1999 году, я закончил семинарию. Решение зрело постепенно, последней каплей стали бомбардировки Югославии, нападение на Сербию. Как будто груша зрела, созрела, и кто-то тряхнул дерево.
Помню, когда ехал в командировку, испытал чувство стыда, когда предъявил в аэропорту американский паспорт. Было противно и стыдно за Америку. Я в то время как раз начал писать заметки, был корреспондентом русских православных изданий. Когда на сербов посыпались бомбы, мы ежедневно стали в Бостоне собираться на антивоенные демонстрации. Я тоже выходил на площадь вместе с борцами за мир. Это были местные жители радикально-либерального толка, которые в свое время протестовали против войны во Вьетнаме. Со многими из них я подружился.
Однажды во время одной из демонстраций, когда мы держали всевозможные плакаты, ко мне подскочил один молодой человек и выпалил: «Если все, что вы пишете, правда, что же вы тогда все сюда лезете, в нашу Америку? Потом он подошел ко мне, чтобы извиниться. Но я про себя подумал: спасибо тебе, парень, что все мне объяснил. Предварительно написал в консульство, получил российское гражданство, как человек, который родился в СССР. Мне выдали российский паспорт. Запаковал чемодан. Купил билет в один конец.
Помню то удивительное чувство, когда прилетел в Москву, там было два коридора для прохождения таможенного досмотра — для иностранцев и россиян. И я пошел туда, куда направлялись граждане Российской Федерации. Скажу сразу, что возможности монашества я, конечно, рассматривал. Но никакого специального решения не принимал. Когда еще был в Америке, друзья мне писали: «Поезжай в Иваново, там есть архиерей, владыка Амвросий Щуров. Он очень гостеприимный, принимает всех в монашество, рукополагает в священство. Приезжай, тебе там понравится».
Я поехал в Иваново, меня там действительно очень хорошо приняли. Я стал послушником в Свято-Введенском монастыре. Нас было 4 мужчин и 8 женщин. Постригают вечером, и полагается всю ночь находиться в храме. На мне была очень длинная мантия, я не мог в ней и шагу ступить, иначе сразу бы на нее наступил. Так и простоял всю ночь в храме до утра, до самой литургии, как столб. В 2003-м был рукоположен в сан священника.
Стал преподавать на кафедре богословия и общих церковных дисциплин Иваново-Вознесенской духовной семинарии. Где живу, служу и преподаю в настоящее время. В уголке висят иконы. Когда нужно поработать, я прихожу в епархиальное управление или включаю компьютер в учебной части. Они смогли сохранить русский язык. Сейчас оба уже взрослые, состоявшиеся люди. Сын работает в компании, которая продает авиационное оборудование, а дочь — менеджером в коммерческой фирме.
Ни у того, ни у другой пока нет семьи. Дочь бывала в России не раз, в том числе и по работе.
Суббота и Неделя перед праздником называются субботой и Неделей перед Просвещением. В эти дни полагается чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение к празднику. В дни предпразднства на повечериях поются трипеснцы. На повечерии 5 января канон, подобный канону Великой Субботы. Суббота и воскресенье, следующие за праздником Богоявления, называются субботой и Неделей по Просвещении. В них читаются особые прокимен, Апостол и Евангелие, так же имеющие отношение к празднику. Во все дни попразднства, наряду со стихирами и каноном святому Минеи, поются стихиры праздника и первым читается канон праздника.
В день навечерия Церковь в богослужении «представляет из Писания Ветхого и Нового Завета все, что относится к веществу, прообразованию, пророчествам, событию и плодам Крещения. Канун праздника Крещения называется сочельником. Если навечерие случается в понедельник, вторник, среду, четверг или пятницу, то в этот день уставом предписывается строгий пост. Утром в этот день будут совершаться Царские часы. Затем совершается вечерня с Литургией св. Василия Великого. После литургии бывает Великое освящение воды. Богослужение в самый день праздника начинается великим повечерием, на котором, «как и в день Рождества Христова, Церковь славословит единение Божества с человечеством словами пророка Исаии: «Яко с нами Бог. Разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог».
Всенощное бдение на праздник Крещения Господня, в какой бы день седмицы он ни случился, начинается, как и на праздник Рождества Христова, великим повечерием. Великое повечерие оканчивается литией, переходящие в утреню. Литургию в день праздника положено совершать «порану». Антифоны поются праздничные, состоящие из стихов 113, 114 и 117 псалмов, пророчески изобразившие Крещение Господа. Далее Церковь возглашает: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», — и тем издревле напоминает принявшим Таинство Крещения о долге христианина. Апостольское чтение Тит. Евангелие Мф. Великое Водоосвящение. В воспоминание крещения Господня Церковь установила совершать в навечерие и в самый день праздника Великое освящение воды.
Вода, освященная в эти дни, называется Великой Агиасмой греч. Великое освящение воды символизирует собой примирение творения с Творцом, обновление природы, искаженной грехом. Святая вода, тем самым, является одним из средств благодатного вовлечения человека и окружающего мира в общение с Богом. С течением времени образовалась традиция двукратного освящения на праздник Богоявления. В навечерие освящение воды совершается в воспоминание Господа, освятившего естество воды, поэтому в древности в навечерие Господне совершалось крещение оглашенных. А в день праздника освящение воды совершается в воспоминание самого события Крещения Спасителя.
Прихожане освящают воду в храмах во время богослужений. Если не удается пойти в церковь или место жительства находится далеко от места ее расположения, то в качестве крещенской воды можно заготовить воду из любого природного водоема. Считается, что в этот день вся вода обладает чудодейственными свойствами. В некоторых регионах батюшки посещают дома своих прихожан и окропляют их великой Агиасмой. Такой обряд помогает очистить дом от злых духов. Богоявленская вода способна исцелять от болезней. Лица духовенства рекомендуют употреблять ее по ложечке в утренние часы натощак с кусочком просфоры. В селах на Крещение люди поят скотину освященной водой. Она помогает им перенести крещенские морозы, хорошо плодиться и не болеть. Гадания В ночь на Крещение на земле царит магическая атмосфера. В этот период люди просят у высших сил открыть тайну будущего. При помощи магических обрядов и ритуалов они пытаются увидеть грядущие события и получить знаки судьбы. Хорошие предсказания вселяют надежду и веру на счастливое будущее, а плохим не стоит уделять особого внимания. Главным атрибутом для совершения гаданий является освященная в церкви вода.
Как родился праздник Крещения Господня
Через два года, в 1987-м, в канун праздника Богоявления я принял крещение в Богоявленском храме Бостона. принятие Русью Православного Христианства. Крещение – это одно из главных церковных Таинств, в ходе которого человек приобщается к Богу. Кто изобрел крещение? Католическая церковь считает крещение, которое она совершила Иоанн Креститель как непосредственный прообраз того, что он считает таинством. Крепкое здоровье получит тот, кто первым в день Крещения Господня возьмет воды из колодца.
Что известно о Крестителе?
- Ветхозаветное крещение
- Кто «придумал» Церковь и как жили первые христиане | Братская епархия - официальный сайт
- Когда не хватает веры: как Русь приняла крещение
- Крещение Господне
Как начали праздновать Крещение Господне и почему оно раньше совпадало с Рождеством
19 января Русская православная церковь отметит праздник, посвященный крещению Иисуса Христа: Крещение Господне. Обряд крещения своим возникновением обязан, согласно Евангелиям, пророку Иоанну Крестителю, который погружал верующих в воды Иордана. На это изначально и делался расчет теми, кто придумал и внедрил ритуал крещения. Крещение, по словам Священного Писания, является символом погребения греховной жизни уверовавшего.
Традиции и обряды праздника
- Смотрите также
- Крещение Руси в 988 году - почему Владимир выбрал хрисианство?
- Сообщить об опечатке
- Суть праздника Крещения раскрыл священник с необычной биографией - МК
- Крещение Руси
- Как крестили Русь. Отвечаем на главные вопросы
Крещение Руси: от идолов к вере
Согласно летописному рассказу, крещение в Киеве сопровождалось «радостью и ликованием» его жителей. Кто изобрел крещение? Католическая церковь считает крещение, которое она совершила Иоанн Креститель как непосредственный прообраз того, что он считает таинством. Действительно, при крещении происходит «запечатывание» всех энергоканалов крещаемого и полный отрыв его от земных сил и энергий. И поэтому, принимая святое Крещение, человек крестится во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Главные мифы о крещении в интервью «» развеял религиовед и историк, публичный лектор Константин Михайлов.
Кто придумал крещение?
А в русском языке еще часто произносилось и «хрестить», то есть принять веру Хрис та. Но в те времена это еще означало именно очищение водой, смывались все грехи. Потому и река Иордан. По существовавшему тогда божьему закону очиститься от грехов должен был каждый человек. Предтеча был уважаемым пророком и к нему за этим стремились многие, слушали проповеди и пророчества. Пришел и тридцатилетний Иисус Хр истос. Это вы звало необычайное изумление Иоана — он ведь понимал кто перед ним стоит. На что Иисус от вечае т, что им необходимо «исполнить всю правду».
Тут стоит пояснить, что слово «правда» — это из древнерусского перевода, означало «закон». В этой связи можно вспомнить «Правду Ярослава Мудрого», ставшего первым сборником законов Руси. Таким образом Христос гово рит, чт о необходимо исполнить все человеческие законы до конца и только потом он получит право на божественное предназначение. Крещение было последним из них. Так и получилось.
Даже в самом раннем древнерусском источнике - «Повести временных лет» - находим лишь сжатое упоминание о нескольких богах позднего пантеона, но не находим практически ничего о давнем, многовековом пласте «поганской» языческой, деревенской, невежественной эпохи, видимо намеренно вытесняемой в забытье книжниками и богословами.
Древние славяне Славянское язычество ведет свое происхождение еще со времен индоевропейской языковой и культурной общности, выделившись в отдельную систему верований и мировоззрений приблизительно во II тыс. Именно поэтому религиозные представления славян во многом перекликаются с мифологическими образами других древних народов. К индоевропейской традиции можно отнести бога грома и покровителя воинов Перуна — славянского аналога скандинавского бога Тора, древнегреческого Ареса или Марса у римлян. Кстати, само слово «бог» пришло к нам от индоевропейского слова «bhag» «наделять» и родственного ему др. Отсюда, видимо, и имя праславянского бога солнца Дажьбога, которое часто упоминается вместе с именем Хорса, в иранских языках означающего «солнце». Одно из самых важных мест занимал бог скота Велес Волос , которого еще связывали с поэтами, сказителями.
Общий для всех индоевропейцев образ Неба-Отца у русов олицетворял бог ветра и воздуха Стрибог, а образ Матери-Сырой Земли - единственное божество женского рода Мокошь. Следует понимать, что славянский пантеон постоянно менялся, пополнялся новыми богами. В одном из источников неизвестного русского автора ХII века, основанном на поучении Григория Богослова, встречаем даже некую периодизацию: сначала, как говорится, «языцы» клали требы жертвы упырям, берегиням, потом поклонялись Роду и рожаницам, а уже позже — Перуну. Понятно, что такое описание достаточно схематично и не может в полной мере охватить все этапы развития язычества. Разнятся мнения и о верховном боге русов, который также мог меняться в разные века и эпохи. Многие историки считают, что высшим их богом был Род — Бог-Творец, создатель бытия, рода и мирового древа.
Другие полагают, что им был Сварог — бог небесного огня, отсюда и наименование самого огня — Сварожич. Допускается также существование одновременно двух богов: одному поклонялись князь с дружиной Перун , другой — традиционно народный Род, Сварог. Перун-громовержец На пути к христианству По свидетельству письменных и археологических источников, знакомство славян с христианством произошло еще в эпоху племенных союзов, задолго до создания государства. Это объясняется постоянными и неизбежными контактами наших предков с римским, а позже греко-византийским миром. Одно из самых ранних упоминаний о приобщении русов к христианству находим в «Житии св. Стефана Сурожского», где рассказывается о новгородском князе Бравлине, захватившем в конце 8 века византийский город Сурож или Сугдея, ныне Судак в Крыму.
Во время разграбления местного храма св. Софии князя поразил недуг - как сказано в житии, «обратися лице его назадъ». Бравлин сразу же приказал вернуть все награбленное и вывести войска из города. Но болезнь не отступала. И только после того как обездвиженный князь принял крещение в этой церкви, происходит его чудесное исцеление. Следующим важным этапом христианизации Руси можно считать период правления Аскольда и его легендарный поход на Константинополь летом 860 года, когда флот русов в количестве 200 кораблей едва не овладел столицей Византии.
Помогло чудо: смятенные константинопольцы вынесли на берег священную ризу Богородицы, которую окунули в море, и грянувшая внезапно страшная буря разбила корабли русов. Осаждавшие заключили с византийцами договор «любви и мира», а чуть позже, как говорят источники, Аскольд и многие его дружинники приняли христианство. О крещении русов пишет и сам патриарх Фотий, участвовавший в этих событиях: «…и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде сего содержались, на чистое христианское учение». Поход Аскольда и Дира на Константинополь. Радзивилловская летопись, 15 в. Фреска 1644 г.
Сегодня традиция окунаться в прорубь на Крещение подразумевает очищение от грехов. Однако далеко не все поддерживают этот ритуал. Среди священнослужителей часто встречаются те, кто считает, что купание в проруби — это лишь символ. Настоящее раскаяние за свои грехи происходит независимо от времени года. Для этого человеку достаточно искренне покаяться в своих свершениях и встать на путь доблести. Никакое купание за верующего этого не сделает. Тем не менее в народе обычай окунаться в ледяную воду 19 января по-прежнему популярна. Традиция окунаться в прорубь относится к эпохе Ивана Грозного и с истинным покаянием имеет мало общего. Девушки перестают гадать. Крещенская традиция предписывает девушкам прекратить гадания на будущее в день Богоявления.
Приготовить сочиво. Блюдо представляет собой пресную кашу. В древности она занимала почетное место при праздновании Богоявления. Сегодня традиции поедания сочива на Крещения придерживаются все реже. Не злословить и не ввязываться в споры.
Как современные богословы и деятели ортодоксального христианства никогда еще не потрудились задать себе вопроса, во что они верят и почему? Не странно ли? И странно и непонятно! Неужели так трудно определить что разумнее: принять ли на веру жалкое наследие вековых заблуждений, носящее печать долголетия, или же обратиться к доступному всем первоисточнику, к Слову Божию, и лично прийти к Истине. Говоря об историческом развитии этого догмата, не следует заключать, что данное заблуждение было церковью допущено благодаря неясности Св. Напротив, ни один христианский догмат не освещен Св. Писанием так ясно, как именно этот. Вспомните незабвенную сцену тайной вечери и всего того, что произошло в горнице, где была установлена Евхаристия. За время своего земного служения, Христос сотворил много чудес: Он исцелял больных, воскрешал мертвых, насыщал живых... Не может быть сомнения, что и там, в горнице, Христос мог совершить еще одно чудо. Он мог пресуществить вино и хлеб, предметы последнего ужина, в действительную плоть и кровь, сделать хлеб тождественным той плоти, в которой Он в данный момент находился, однако мы не встречаем в Св. Писании никаких указаний о какой-либо перемене, происшедшей с хлебом и вином после слов Его благодарственной молитвы. В этом случае мы не видим ни малейшего намека на чудо, в котором, кстати сказать, Христос не видел тогда никакой надобности. Называя вино кровью, а хлеб телом Своим, Иисус Христос воспользовался тем образным языком, каким пользовался почти всегда, и какой так широко был распространен среди жителей Востока. Разве в проповедях Своих Христос не сравнивает Себя с предметами домашнего обихода? Такая предпосылка абсурдна и кощунственна. И, тем не менее, это кощунственное понятие укрепилось в западной и восточной церквах. Догмат пресуществления противоречит Св. Писанию Учение о пресуществлении, связанное с идеей приношения бескровной жертвы за грехи тех, кто участвует в причащении, полностью отрицает единократное искупление грехов, единократной жертвы Иисуса Христа. Он же однажды к концу веков явился для уничтожения греха жертвою Своею... Он , как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них... Ибо Он с Своею кровию однажды вошел во святилище, и приобрел вечное искупление... По сей-то воле освящены мы единократным приношением тела Иисуса Христа. И всякий священник ежедневно стоит в служении и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Догмат пресуществления противоречит фактам Обе церкви, западная и восточная, предлагают людям верить в чудо там, где никакого чуда не происходит.