Главного злодея в фильме-сказке "Кащей Бессмертный" играл Георгий Милляр – актер редкой индивидуальности, снимавшийся в каждой картине Рома. Смотрите интересные фильмы-сказки кино для детей и взрослых в хорошем качестве видео СССР онлайн.
"Бременские музыканты" и "Илья Муромец": Какие сказки снимают российские кинематографисты
Тем не менее картина стала одной из любимых советских новогодних лент. Сюжет фильма Кшиштофа Градовского тоже получился «гибридным», лихо смешивающим магию и кибернетическую фантастику. При желании «Путешествие» можно рассматривать как предтечу «Матрицы», поскольку это тоже история о сражении людей с необычными способностями с роботами-поработителями. Картина пользовалась огромным успехом в СССР — как и некоторые другие польские фантастические ленты. Как объясняет сам Кощей: «Что, думали, худой да бледный? Зачем, почему? Я в подвалах не сижу, на цепях не вишу — вот и поправился за триста лет! Картина была вдохновлена либретто Александра Островского, которое было сочинено для так и не написанной оперы. Это ироническая сказка, в которой русскому царству приходится отбиваться от гигантского заморского робота. Оружием победы оказывается переносной лазер, сконструированный царским ученым.
Город мастеров 1965 Страна — СССР Режиссер — Владимир Бычков Продолжительность — 84 минуты О чем: злой герцог порабощает вольный город, но городские жители не хотят с этим мириться Пьеса Тамары Габбе «Город мастеров» была основана на средневековой истории борьбы вольных городов за свои привилегии. Однако написано это произведение было в 1943 году, и Великая Отечественная война стала для драматурга из блокадного Ленинграда не менее значимым источником вдохновения. Ровно через двадцать лет после победы «Город мастеров» обрел свою вторую, экранную жизнь, и она стала еще более успешной, чем театральная судьба «Города». Яркая, лиричная и пафосная романтическая сказка о молодом горбуне-метельщике, который вдохновляет сограждан на восстание против захватчиков, стала одной из любимых лент советской детворы. Факт Основным местом натурных съемок картины стали старый Талинн и развалины монастыря святой Бригитты на окраине города. Этот католический монастырь был разрушен во время Ливонской войны армией Ивана Грозного. Зачем смотреть: чтобы пропитаться духом вольности и внутренней свободы 26. Французский композитор Жерар Буржуа, его румынский коллега Темистокле Попа и советский поэт-песенник Юрий Энтин создали заводной мюзикл на основе русской сказки «Волк и семеро козлят», а суперзвезды Людмила Гурченко и Михаил Боярский сыграли и спели в двух главных ролях. Пожалуй, это было самое харизматичное изображение Козы и Волка в истории постановок на тему этой сказки. Фильм пользовался большим успехом в СССР и Румынии, но самая большая слава к нему пришла в Норвегии, где картину часто показывают в рождественские праздники.
Факт Каждая сцена фильма снималась трижды, на трех разных языках — русском, румынском и английском. Хотя в конечном итоге все, кто играл не на родном языке, были переозвучены, у актеров должна была быть корректная мимика, чтобы переозвучание не казалось очевидным дубляжом. Зачем смотреть: чтобы поразиться зажигательному мюзиклу на основе старой сказки 25. Правда, в книге Криса ван Оллсбурга были только маленькие главные герои. Но вряд ли кто-то усомнится в том, что «Джуманджи» выиграла от появления Робина Уильямса в роли мальчика, который некогда начал партию в Джуманджи и вынужденно повзрослел в ее опасном волшебном мире, дожидаясь, пока кто-нибудь не сделает следующий ход. Прославленный комик всегда был мастером эксцентричных ролей, и образ «повзрослевшего Маугли» позволил ему блеснуть и не затеряться среди вихря спецэффектов, сопровождавших игру в Джуманджи. Факт Зная о любви Уильямса к импровизации, режиссер Джо Джонстон не хотел давать актеру ключевую роль в фильме с обилием дорогих и сложных сцен. Однако Уильямс убедил режиссера, что не будет перегибать палку и далеко отходить от сценария. Зачем смотреть: чтобы сыграть в самую необычную настольную игру 24. Сказка о потерянном времени 1964 Страна — СССР Режиссер — Александр Птушко Продолжительность — 76 минут О чем: ленивые дети превращаются в старичков из-за пакостей злых волшебников, которые крадут «ненужное» другим людям время В детстве кажется, что жизнь бесконечна, но чем старше человек становится, тем острее он осознает, сколько времени потратил зря.
Поэтому с детства нужно учиться планировать жизнь и не расходовать ее по пустякам и на безделие. Чтобы привить малышам эту мудрость, режиссер Александр Птушко отвлекся от обычных для себя «исторических» сказочных историй и снял веселую, но поучительную картину о современных ему лодырях-школьниках. Факт Режиссер Александр Птушко увлекался резьбой по дереву и коллекционировал деревяшки необычной формы. В «Сказке» он смог показать зрителям свою коллекцию, использовав ее для декорации избушки злых волшебников. Зачем смотреть: чтобы напомнить себе, как важно не сидеть сложа руки 23. Волшебный портрет 1997 Страны — Россия, Китай Режиссер — Геннадий Васильев Продолжительность — 77 минут О чем: русский парень получает в подарок портрет китайской красавицы, который внезапно оживает и просит юношу спасти девушку с портрета от злодея-императора В наши дни трудно представить российско-китайский фильм, где русский парень был бы главным героем. Но в 1990-е годы культурный паритет между нашими странами еще был возможен, и режиссер Геннадий Васильев, известный в СССР по череде сказочных и исторических лент в частности, «Русь изначальная» и «Василий Буслаев» , преодолел все постсоветские трудности и снял захватывающую сказочную ленту, которая органично соединила русские и китайские сказки. Из-за огромных проблем с прокатом в 1997 году «Волшебный портрет» был едва замечен публикой, и с тех пор он не перестает удивлять отечественных зрителей, которые натыкаются на него и с удивлением обнаруживают, что одновременно с «Братом» создавались такие талантливые «старые добрые» сказки, как «Волшебный портрет». Факт В России картина снималась в Суздале и его окрестностях, а в Китае совместная съемочная группа работала в городе Дунгуань в провинции Гуандун. Зачем смотреть: чтобы оценить неожиданно уместное смешение сказочных культур 22.
Айболит-66 1966 Страна — СССР Режиссер — Ролан Быков Продолжительность — 93 минуты О чем: добрый доктор Айболит отправляется в Африку, чтобы лечить больных зверей 1960-е были эпохой активных творческих поисков и экспериментов, и киносказки не остались в стороне от этого процесса. Самая известная режиссерская работа актера Ролана Быкова по крайней мере, до выхода нашумевшей драмы «Чучело» , «Айболит-66» был экстравагантным артхаусным экспериментом — остроумным и ироничным мюзиклом в постмодернистском духе, с множеством неожиданных визуальных и постановочных ходов. Публика поначалу была шокирована таким подходом к экранизации классической сказки Корнея Чуковского, но потом оценила «Айболита-66» по достоинству и разобрала его на цитаты вроде «Нормальные герои всегда идут в обход», которые стали частью современного русского языка. Факт «Айболит-66» был редким для советского кино примером вариоскопического фильма — кинофильма, в котором соотношение сторон кадра меняется по ходу действия. В то время эта технология считалась перспективной, но большого применения она так и не нашла. Зачем смотреть: чтобы вдоволь посмеяться на культовой музыкальной комедией 21. Правда, монстр не был центральным персонажем картины Александра Роу, но зато его построили в «натуральную» величину. Управляемая десятками рабочих многометровая декорация пыхала искрами, шевелила хвостом, размахивала крыльями и головами, и коня главного героя пришлось неделю дрессировать, чтобы животное перестало бояться чудовища и позволило снять сцены ближнего боя Ивана со Змеем. Для советского кино 1939 года эти были самые продвинутые спецэффекты, и они и сейчас достойно смотрятся в сказочном контексте, когда от фильма не ждешь абсолютного правдоподобия. Роу хорошо знал этот город, потому что вырос в нем и торговал изделиями местных мастерских, пока революция не открыла перед ним новые возможности.
Зачем смотреть: чтобы впечатлиться сказочными спецэффектами сталинской эпохи 20. Сказка странствий 1983 Страны — СССР, Чехословакия, Румыния Режиссер — Александр Митта Продолжительность — 105 минут О чем: нищая сирота Марта бродит по миру в поисках своего похищенного брата, обладающего способностью превращать все в золото После того как режиссер Александр Митта снял единственный в советской истории фильм-катастрофу «Экипаж», он продолжил художественные эксперименты и снял «Сказку странствий» — трогательную, душевную и в целом оптимистичную, но все же мрачноватую, а в некоторых моментах печальную сказочную картину. Режиссер стремился создать «кино на вырост» — ленту, которая заворожит детей своим драматизмом, и в которой они со временем найдут художественные метафоры и философские идеи, «посильные» лишь для взрослого, образованного человека. Эксперимент удался на славу — когда публика распробовала «Сказку», она влюбилась в картину, где сыграл одну из своих лучших ролей Андрей Миронов актер изобразил взрослого спутника Марты, странника Орландо. Факт Многие сцены фильма снимались в Румынии, и румынские киночиновники пытались заставить режиссера взять на одну из главных ролей румынского актера или актрису. Однако советской стороне удалось отстоять Миронова и его экранную партнершу Татьяну Аксюту. Зачем смотреть: чтобы оценить «готическое» советское сказочное кино 19. Марья-искусница 1959 Страна — СССР Режиссер — Александр Роу Продолжительность — 74 минуты О чем: отставной солдат знакомится с маленьким мальчиком и отправляется спасать его маму, которую похитил водяной царь В царские времена бытовало много сказок о смелых и предприимчивых отставных солдатах, которым после многих лет войн и походов сам черт был не брат. Режиссер Александр Роу очень хотел отдать должное этим народным творениям, но долго не мог подобрать подходящую сказку, поскольку многие из них не подходили для детского кино. Наконец, он нашел пьесу Евгения Шварца «Сказка о храбром солдате», под давлением худсовета переименовал ее в «Марью-искусницу» другие кинематографисты считали, что название сказочного кино должно быть сказочным, а не «милитаристским» и снял замечательную волшебную ленту о солдатском мужестве, смекалке и готовности прийти на помощь без всякой задней мысли, от чистого сердца.
Факт Маленький Витя Перевалов быстро обгорел под жарким крымским солнцем, и грубая рубаха его персонажа причиняла ему такие мучения, что он с трудом сдерживался, чтобы плакать только по сценарию, а не на всем протяжении съемок. Зачем смотреть: чтобы впечатлиться солдатской храбростью в сказочной передряге 18. Илья Муромец 1956 Страна — СССР Режиссер — Александр Птушко Продолжительность — 96 минут О чем: богатырь Илья Муромец защищает Русь от злодеев и степной орды Калин-царя Картина, названная в честь самого прославленного былинного богатыря, заслуживала эпического размаха, и режиссер Александр Птушко вместе со студией «Мосфильм» смог его обеспечить. Картина стала первым советским широкоэкранным фильмом, потому что только новый экранный формат мог передать широту авторского замысла и богатырской души. Факт В былинах Калин-царь был повелителем татар, однако в «Илье Муромце» иноземных злодеев именовали «тугарами», чтобы лишний раз не обижать советских татар. Зачем смотреть: чтобы восхититься подвигами главного русского богатыря 17. Огонь, вода и… медные трубы 1967 Страна — СССР Режиссер — Александр Роу Продолжительность — 81 минута О чем: молодой угольщик Вася отправляется спасать свою любимую Аленушку, которую похитили по приказу Кащея Бессмертного Знаменитая киносказка «Огонь, вода и… медные трубы» выстроена как традиционное героическое приключение. Центральный персонаж должен преодолеть череду испытаний, чтобы одолеть «главного босса» и воссоединиться со своей возлюбленной. Но чем дальше продвигается сюжет фильма Александра Роу, чем менее традиционным становится его содержание, и героя ждут не только испытания храбрости и смекалки, но злободневное для нашего времени испытание «медными трубами» — то есть, лестью и славой. И это испытание, пусть и показанное с обычным для Роу остроумным юмором, оказывается самым сложным.
Оно напоминает взрослым зрителям и показывает малышам, что порой сложнее всего одолеть не внешнего врага, а свою собственную слабость. Факт Алексей Катышев работал ассистентом звукорежиссера на Ялтинской киностудии, когда Александр Роу заметил его, впечатлился его внешностью и почти без проб предложил главную роль в «Огне, воде и… медных трубах». Зачем смотреть: чтобы научиться подлинному, духовному героизму 16. Постановщик смог передать как драматизм классического повествования, так и его размах и разнообразие — от волшебного полета на бороде Черномора до кульминационного сражения с печенегами, в съемках которого участвовали тысячи членов массовки. Спецэффекты картины были уникальными для советского кинематографа, и Птушко лично приложил руку к разработке и планированию многих из них, а потом еще и отстоял их на худсоветах, доказывая коллегам, что пушкинский шедевр заслуживает наилучшего экранного воплощения, каким бы сложным и дорогим в производстве оно ни было. Факт Заглавную мужскую роль в фильме должен был сыграть Олег Видов, но молодой актер не явился на съемки, и его заменил Валерий Козинец, который должен был сыграть роль второго плана. Козинец был выше ростом и шире в плечах, чем Видов, и он изрядно намучился в доспехах, сшитых на непутевого коллегу. Зачем смотреть: чтобы поразиться грандиозности знаменитого советского блокбастера 15. Королевство кривых зеркал 1963 Страна — СССР Режиссер — Александр Роу Продолжительность — 80 минут О чем: маленькая каприза и врунишка попадает в сказочное Королевство кривых зеркал и знакомится со своим ожившим отражением и людьми, которые борются с тиранией лжи Многолетний редактор «Пионерской правды» и популяризатор истории Павлика Морозова Виталий Губарев был «правоверным» советским сочинителем, и его повесть-сказка «Королевство кривых зеркал» высмеивала западный мир и эпоху царизма. Но и эту книгу, и снятый по ее мотивам советский кинохит Александра Роу можно было истолковать как остроумную шпильку в адрес советской системы, где не нужно было далеко ходить, чтобы наткнуться на кривое зеркало.
Такова природа талантливого искусства — художник порой говорит и показывает куда больше, чем хочет. Впрочем, «Королевство» было достаточно веселым и занятным сказочным кино, чтобы дети получали от него удовольствие, не задумываясь о политике. Совпадение имен было чистой случайностью, но режиссер намеренно взял Олю на роль Оли, а не Яло, чтобы свести к минимуму путаницу с близняшками. Зачем смотреть: чтобы проникнуться духом борьбы за правду 14. Достаточно сказать, что ранний отснятый материал был забракован, потому что, по мнению начальства, больше походил на школьную самодеятельность, чем на экранизацию классической сказки. Однако режиссера не уволили, а наоборот — предоставили ему больший бюджет и возможность нанять лучших актеров. Песни на музыку Алексея Рыбникова сочинили Булат Окуджава и Юрий Энтин, и картина в итоге стала одним из самых любимых и чаще всего цитируемых советских мюзиклов. Постановщик пробовал других актеров, но у тех были свои жены-актрисы и свое мнение о том, кто должен сыграть коварную лису. Зачем смотреть: чтобы насладиться классическим сказочным мюзиклом 13. Там, на неведомых дорожках… 1982 Страна — СССР Режиссер — Михаил Юзовский Продолжительность — 67 минут О чем: советский школьник отправляется в гости к дальней родственнице и обнаруживает, что она — Баба-Яга из сказочного царства Эдуард Успенский сделал себе имя в советской детской литературе как автор современных сказочных историй о персонажах вроде Чебурашки и кота Матроскина, но в его обширной библиографии есть и более традиционные сказки вроде популярной книги «Вниз по волшебной реке», экранизированной под названием «Там, на неведомых дорожках…».
Впрочем, «Там, на неведомых дорожках…» не столько воспроизводит привычные сказочные ходы, сколько задорно их переосмысляет и позволяет маленькому мальчику поучаствовать в событиях наравне с мифическими персонажами и почувствовать себя настоящим героем, спасающим заповедный край от волшебных злодеев во главе с Кащеем Бессмертным. Факт Волшебное царство снимали в украинском городе Чернигов. Декорация царского терема была сооружена рядом с такими городскими достопримечательностями, как Борисоглебский собор, построенный в начале XII века. Зачем смотреть: чтобы поверить, что каждый может стать сказочным героем 12. Русалочка 1976 Страна — СССР Режиссер — Владимир Бычков Продолжительность — 78 минут О чем: красавица-русалка спасает тонущего принца и пытается покорить его сердце В то время как некоторые известные экранизации классической сказки Ганса Кристиана Андерсена пытались превратить ее печальный и трогательный финал в хэппи-энд из серии «И жили они долго и счастливо», советская киноверсия «Русалочки», созданная при участии болгарских кинематографистов, выбрала иной подход. Она изменила финал, но так, чтобы не потерять главную идею Андерсена. Заодно она расширила и усложнила повествование, введя в него несколько новых персонажей и сделав и без того очаровательную сказку еще более романтичной. К сожалению, картина не очень громко прогремела в советские времена, но сейчас ясно, что она заслуживала более пристального внимания. Факт «Русалочка» стала единственной ролью в кино для исполнительницы заглавной роли Виктории Новиковой. Девушка не была профессиональной актрисой.
Во время съемок фильма она училась на скульптора. Зачем смотреть: чтобы прослезиться от душевного переложения классической сказки 11. После дождичка, в четверг… 1985 Страна — СССР Режиссер — Михаил Юзовский Продолжительность — 78 минут О чем: три ровесника-Ивана — царевич, подкидыш и сын ключницы — спасают царевну от Кащея Бессмертного Великий русский драматург Александр Островский в 1860-х работал над оперой с рабочим названием «Иван-царевич». Он так и не закончил это произведение, но сто лет спустя советский драматург и бард Юлий Ким доработал и завершил творение Островского — сперва как пьесу с музыкальными номерами, а затем как киносценарий, который превратился в необычный и остроумный фильм Михаила Юзовского с песнями на музыку Геннадия Гладкова. Создатели «После дождичка…» смешали русские и восточные сказки так, герои летали на ковре-самолете , насытили историю приключениями и шутками и придумали самого нестандартного Кащея советского кино, харизматично сыгранного Олегом Табаковым. Десять лет спустя звезды поженились и прожили вместе до самой смерти Табакова в 2017 году. Зачем смотреть: чтобы оценить веселую и музыкальную постмодернистскую сказку 10. Родители и критики считали это исследование гнева на понятном для малышей языке слишком пугающим и не подходящим для дошкольников. Но дети тянулись к творению Сендака, и вскоре «Там, где живут чудовища» стала считаться в США современной классикой и включаться в дошкольную программу. Одно время ее хотели превратить в полнометражный мультфильм, но в итоге артхаусный режиссер Спайк Джонзи сделал из нее кинофильм пусть и с обилием компьютерной графики , и зрители всего мира смогли оценить эту восхитительную и экстравагантную аллегорическую сказку о природе детства и детских страстей.
Факт Морис Сендак изначально хотел написать и нарисовать сказку о диких лошадях, но потом осознал, что не умеет рисовать лошадей, и, по совету редактора, превратил коней в причудливых чудовищ. Зачем смотреть: чтобы увидеть детскую дружбу и детские конфликты со стороны 9. Мэри Поппинс, до свидания 1983 Страна — СССР Режиссер — Леонид Квинихидзе Продолжительность — 138 минут О чем: лондонская семья сообщает, что ищет няню, и на объявление отвечает молодая женщина с чудесными способностями «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс — западная сказка, замешанная на западных реалиях редкий позднесоветский ребенок мог похвастаться тем, что у него была няня. Но, как и в случае с советским Шерлоком Холмсом, Наталья Андрейченко оказалась более убедительной волшебной няней, чем ее конкурентки из западных экранизаций. Она была идеальным воплощением женщины, которая устраивает удивительные приключения, но при этом не дает детям собой помыкать. В свою очередь, композитор Максим Дунаевский и поэт Наум Олев написали для фильма отличные песни и помогли превратить советскую «Мэри Поппинс» в яркий и веселый мюзикл-карнавал. Факт Александр Абдулов пробовался на роль дяди юных героев, но удостоился лишь права озвучить роль, сыгранную эстонским актером Лембитом Ульфсаком как и многие прибалтийские звезды, Ульфсак говорил по-русски с акцентом. Зачем смотреть: чтобы заслушаться советским мюзиклом на сюжет «Мэри Поппинс» 8. Морозко 1964 Страна — СССР Режиссер — Александр Роу Продолжительность — 84 минут О чем: злая мачеха хочет сжить со свету красавицу-падчерицу, и она приказывает мужу отвезти девушку в зимний лес, в царство ледяного волшебника Морозко «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
Хоть «Морозко» и не обходит по зрительской любви «Иронию судьбы», в категории новогодних детских киносказок у него почти нет конкурентов. Донецкий актер Александр Хвыля так импозантно сыграл сурового, но справедливого зимнего чародея, что после этого он многие годы вел елку в Кремле, и в то время трудно было найти лучшего Деда Мороза. В свою очередь, из фигуристки и балерины Натальи Седых получилась очень трогательная главная героиня Настенька, а будущая звезда Инна Чурикова блеснула в колоритном образе Марфушки, избалованной сводной сестры Настеньки. Факт «Морозко» — одна из самых популярных волшебных сказок у восточных славян. Известны десятки вариантов этой сказки, записанных со слов русских и украинских селян. Зачем смотреть: чтобы вместе с героями победить зимнюю стужу 7. Но, как и в случае со спором вокруг «Соляриса», публика рассудила конфликт писателя и режиссера и признала, что киноверсия «Истории» великолепна — если не как экранизация, то как самоценное произведение, которое переносит зрителей в упоительный волшебный мир причудливых существ и опасных приключений. Кто из детей, смотревших «Историю», не мечтал прокатиться на добром драконе Фалькоре с его умилительной собачьей мордой? Факт «Бесконечная история» была одним из ранних проектов западногерманского продюсера Бернда Айхингера, который в дальнейшем работал над такими знаменитыми лентами, как «Имя розы», «Обитель зла», «Парфюмер», «Бункер». Зачем смотреть: чтобы восхититься гротескным миром удивительных фантазий 6.
Варвара-краса, длинная коса 1969 Страна — СССР Режиссер — Александр Роу Продолжительность — 81 минута О чем: подводный царь Чудо-Юдо требует у земного царя Еремея, чтобы тот прислал своего сына для свадьбы с волшебницей Варварой, дочерью Чуда-Юда Предпоследнее режиссерское творение Александра Роу стало кульминацией его огромного вклада в классическую советскую киносказку. Занимательный сюжет, вдохновленный популярными народными сказками и стихотворной «Сказкой о царе Берендее» Василия Жуковского, изумительно красивые ведущие актеры, обаятельнейшие исполнители ролей второго плана прежде всего, Михаил Пуговкин и Георгий Милляр , веселые шутки, атмосфера доброго волшебства… И, конечно, ясная, но поданная без назойливого нравоучительства мораль, замешанная на Золотом правиле: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Факт Несмотря на популярность картины, ни Алексей Катышев, ни Татьяна Клюева, сыгравшие главных героев фильма, не стали звездами советского кино. Оба они остались «актерами одной роли». Зачем смотреть: чтобы увидеть сказочные приключения на суше и под водой 5. Так лента, которая могла бы затеряться среди множества экранизаций классической сказки, стала главным новогодним хитом Чехии, Восточной Германии и еще нескольких стран. Понравилась она и советским зрителям — трудно было не влюбиться в волшебную атмосферу ленты и в бойкую Золушку, которая у Ворличека была храброй наездницей и мелким стрелком, но не теряла при этом ни капли женского обаяния. Факт Героине фильма помогают волшебные орешки, а не фея-крестная, потому что в основу ленты положена не сказка братьев Гримм, а сказка чешской писательницы Божены Немцовой, переложившей классической сюжет на свой лад. Зачем смотреть: чтобы узнать, как отмечают Рождество в Центральной Европе 4. Старая, старая сказка 1968 Страна — СССР Режиссер — Надежда Кошеверова Продолжительность — 92 минуты О чем: ожившие куклы рассказывают своему владельцу-кукольнику романтическую сказку, навеянную его собственной влюбленностью Вышедшая на излете хрущевской «оттепели» картина Надежды Кошеверовой положила в основу сценария четыре сказки Ганса Кристиана Андерсена и превратила их в увлекательную и волшебную, но также немного горькую историю о том, что сказки изображают идеальный мир, который редко соответствует реальности.
Конечно, никто не ждет, что реальное огниво окажется магическим и призовет помощника-чародея, но и, вроде бы, вполне возможная в жизни любовная страсть порой оказывается лишь сказкой, рассказанной на ночь. Хотя, когда картина вышла в свет, мало кто мог поверить, что найдется девушка, которая откажет такому обаятельному красавцу, как Олег Даль, каким бы нищим кукольником он бы ни был. Факт Картина стала экранным дебютом Марины Неёловой, которая в то время еще была студенткой Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии ныне РГИСИ. Зачем смотреть: чтобы напомнить себе, что не все сказки можно принимать всерьез 3. Золушка 1947 Страна — СССР Режиссеры — Надежда Кошеверова, Михаил Шапиро Продолжительность — 84 минуты О чем: несмотря на козни деспотичной мачехи, дочь королевского лесничего отправляется на свой первый бал и знакомится с красавцем-принцем Послевоенный советский зритель надеялся, что кино отвлечет его от мириады проблем наполовину разрушенной страны, и «Золушка» стала ответом на этот невысказанный, но явный запрос. Старая добрая сказка заиграла новыми красками в ироничном сценарии знаменитого драматурга Евгения Шварца, и лента «Ленфильма» получилась одновременно вневременной и злободневной. Она переносила публику в волшебный мир хрустальных туфелек и фей-крестных, но одновременно высмеивала советский «блат» и без особого пиетета изображала придворную аристократию. Картина создавалась для детей, но полюбилась и взрослым, и несколько фразочек из нее ушли в народ, в то время как сама лента быстро стала классикой. Когда сказочное кино в нашей стране стали снимать куда чаще, чем в сталинские времена, стиль и сценарий «Золушки» стали источником вдохновения для нескольких поколений творцов. Факт Создатели ленты мечтали о том, чтобы Фею сыграла легендарная звезда Любовь Орлова, но в итоге роль получила другая советская знаменитость — Варвара Мясникова, известная по роли Анки в «Чапаеве».
Зачем смотреть: чтобы восхититься одной из лучших советских послевоенных лент 2. И хотя повествование «Принцессы-невесты» было нарочито несерьезным и даже отчасти постмодернистским, оно опиралось на классические сказочные ценности и наглядно показывало, что насильно мил не будешь, а настоящая любовь и истинная преданность куда сильнее эгоизма и тщеславия, не говоря уже о подлости и трусости. Факт Английский актер Кэри Элвес получил роль главного героя, когда работал в Западном Берлине над драмой «Машенька», основанной на романе Набокова. Режиссер Роб Райнер так хотел снять Элвеса, что прилетел на переговоры к нему в Германию. Зачем смотреть: чтобы насладиться остроумной и романтичной сказкой 1.
Снежной холодной зимой под вечер злая мачеха отправила свою падчерицу в лес, чтобы та набрала корзину подснежников. Бедной девочке ничего не оставалось, как исполнить прихоть мачехи. Девочка могла погибнуть, если бы не добрые волшебники, которых она случайно обнаружила на опушке леса. Приключения Буратино 1975 Вряд ли кто-то из вас не помнит сюжет этой сказки.
Если ваши дети еще не посмотрели этот фильм, обязательно устройте просмотр в ближайшие дни. Деревянный человечек, которого Папа Карло выстругал из полена, получился веселым, шумным и доверчивым. Про Красную Шапочку 1977 Продолжение известной сказки превратилось в музыкальную комедию. Старая Волчица решает отомстить Красной Шапочке и поручает матерому волку поймать девчонку. А заодно — научить чему-то второго сына, толстого и доброго волка. И вот, Красная Шапочка, которую хитростью выманили из дома, снова идет через лес… После дождичка в четверг 1985 Однажды, после дождичка в четверг, у царя Авдея родился первенец. В тот же день родила мальчика и ключница Варвара, а в капусте был обнаружен новорожденный подкидыш. Всех троих нарекли Иванами, и Авдей приказал растить мальчишек вместе. Однако ключница сделала по-своему: положила в царскую люльку своего Ивана, а двух других отдала разбойникам.
Варвара-краса длинная коса 1970 Фильм рассказывает о том, как несмотря на всевозможные коварства и интриги, главный герой Андрей и Варвара повстречались и полюбили друг друга, как царю Еремею пришлось краснеть за своего ленивого и глупого наследника и как в конце концов все закончилось хорошо. Садко 1952 После долгих странствий по свету Садко, гусляр и купец, возвращается домой в Великий Новгород.
По задумке кинематографистов, в ленте будет использовано большое количество спецэффектов и компьютерной графики. Актерский состав пока не разглашается, но известно, что Железным дровосеком будет Юрий Колокольников. Есть и дата проката — 26 декабря 2024 года. В случае успеха первой картины последуют продолжения. Цикл сказок Александра Волкова объединяет шесть книг, следующая за «Волшебником Изумрудного города» повесть — «Урфин Джус и его деревянные солдаты». Сценарий по ней уже пишется.
Исполнители ключевых ролей специально обучались ведению боя с применением холодного оружия, верховой езде и другим приемам. Егор Пазенко поделился в одном из интервью: «Мало кто знает, но в древнегерманских эпосах Илию Муромца называли Илия Свирепый, и это о многом говорит. Про него знают все, он неординарный воин с невероятной силой духа. Именно такие личности и становятся лидерами. Важно также, что кроме подвига ратного Илия совершил и духовный подвиг, не смотря на все трудности судьбы, не был сломлен, он превозмог себя и в конце концов достиг святости. Это наш святой богатырь». Дата выхода пока не называется. В основе фильма — поэма Пушкина, а также русские народные сказки.
Подробностей о будущем фильме известно немного.
Русские сказки
Сегодня я хочу вспомнить советских кинорежиссёров работавших в жанре сказочного кино, на работах которых выросло не одно поколение советских детей и. советские фильмы-сказки Обожали советские дети и старые народные и литературные сказки, в которых всегда побеждало добро. Предлагаем вам подборку лучших фильмов-сказок, созданных в СССР, таких прекрасных, чудесных и интересных. Мы смотрим не просто кино, но и свои воспоминания о том, как это было: вот – кто-то подчеркивает в программке телепередач заветные фильмы и ждёт-ждёт-ждёт, когда же они начнутся, а вот друзья собираются перед телевизором и проваливаются в приключения. Рубрика "Советские сказки фильмы" создана для того, чтобы взрослые могли на часок окунуться в яркое и безоблачное детство, а малыши познать окружающий мир, развить воображение и фантазию, научится прощать и помогать слабым. Сказка о золотом петушке. 1967, 30 мин. СССР • мультфильм Режиссёр: Александра Снежко-Блоцкая.
«Златовласка», «Регентруда»: какие зарубежные сказки показывали в СССР
Герои напоминают уличных аниматоров в костюмах животных. О пластике и передаче эмоций говорить не приходится. И это тем обиднее, что на роли музыкантов приглашены известные актёры. Знаменитые песни Геннадия Гладкова прозвучат в новой аранжировке. Режиссёр фильма Алексей Нужный «Громкая связь», «Я худею». Премьеру обещают в декабре 2024 года. Летучий корабль Ещё одна современная вариация на тему любимого советского мультфильма — «Летучий корабль».
Её снимает студия Алексея Учителя «Рок». Здесь сюжет практически не претерпел серьёзных изменений. Ну разве что Иван превратился в матроса. Царь собирается выдать свою дочь Забаву за красавца Поля, единственного наследника богача Полкана. Царевна хочет выйти замуж по любви и влюбляется в обаятельного матроса Ивана. Злодей Поль пускает в ход тёмную магию и богатство, на стороне Ивана — волшебные существа, любовь и мечта.
Забаву — начинающая актриса Ксения Трейстер. Водяным стал Сергей Гармаш. Анна Уколова перевоплотилась в Соловья-разбойника. Полина Гагарина сыграла специально написанную для неё роль ведьмы Леди Джейн.
Факт Поскольку картина снималась в Новой Зеландии, где не водятся белки, белок снимали отдельно и добавляли в кадр с помощью спецэффектного монтажа. Зачем смотреть: чтобы умилиться, вдохновиться и немного поплакать 29. Старик Хоттабыч 1956 Страна — СССР Режиссер — Геннадий Казанский Продолжительность — 86 минут О чем: московский школьник находит запечатанный кувшин со стариком-джинном, и чародей попадает в одну нелепую переделку за другой, пытаясь освоиться в СССР Многие фильмы об волшебном исполнении желаний приводят зрителей к мысли, что от магии лучше держаться подальше и всего добиваться самим, но лишь в сказочной комедии «Старик Хоттабыч» эта идея становится стержнем повествования и основным источником юмора. Древний джинн мог бы осчастливить любого своего современника, но в Советском Союзе его магия, в сущности, совершенно бесполезна, и попытки волшебника колдовать хоть и ошеломляют, но не делают жизнь пионера Вольки лучше.
Ведь караваны и дворцы школьнику не нужны, а подсказать на уроке Хоттабыч не может. Зато советские зрители с удовольствием следили за приключениями и злоключениями школьника и джинна, наслаждаясь веселой картиной с множеством впечатляющих спецэффектов. Факт Одесский театральный актер Николай Волков поручил роль Хоттабыча благодаря тому, что он сыграл небольшую роль восточного мудреца в комедии 1943 года «Насреддин в Бухаре» и, по мнению создателей «Старика Хоттабыча», очень удачно вжился в этот образ. Зачем смотреть: чтобы посмеяться над неожиданным сочетанием древней магии и советской жизни 28. Да, вы совершенно правы — знаменитый диснеевский мультбастер «Красавица и Чудовище» был не просто экранизацией классической европейской сказки, а вольным ремейком классического же французского фильма Жана Кокто с Жозетт Дэй и Жаном Маре в заглавных ролях. Именно Кокто в первый послевоенный год придумал некоторые из тех сюжетных деталей и постановочных ходов, которые полвека спустя принесли славу диснеевской ленте. И среди киноэкранизаций «Красавицы и Чудовища» эта версия до сих пор считается лучшей. Факт Жан Маре полагал, что у Чудовища должна быть голова благородного оленя, но Жан Кокто настоял на том, что Чудовище должно казаться хищным.
Поэтому в основу дизайна маски легла морда домашнего пса Маре по кличке Мулук. Зачем смотреть: чтобы прикоснуться к картине, вдохновившей немало позднейших романтических сказочных лент 27. Город мастеров 1965 Страна — СССР Режиссер — Владимир Бычков Продолжительность — 84 минуты О чем: злой герцог порабощает вольный город, но городские жители не хотят с этим мириться Пьеса Тамары Габбе «Город мастеров» была основана на средневековой истории борьбы вольных городов за свои привилегии. Однако написано это произведение было в 1943 году, и Великая Отечественная война стала для драматурга из блокадного Ленинграда не менее значимым источником вдохновения. Ровно через двадцать лет после победы «Город мастеров» обрел свою вторую, экранную жизнь, и она стала еще более успешной, чем театральная судьба «Города». Яркая, лиричная и пафосная романтическая сказка о молодом горбуне-метельщике, который вдохновляет сограждан на восстание против захватчиков, стала одной из любимых лент советской детворы. Факт Основным местом натурных съемок картины стали старый Талинн и развалины монастыря святой Бригитты на окраине города. Этот католический монастырь был разрушен во время Ливонской войны армией Ивана Грозного.
Зачем смотреть: чтобы пропитаться духом вольности и внутренней свободы 26. Французский композитор Жерар Буржуа, его румынский коллега Темистокле Попа и советский поэт-песенник Юрий Энтин создали заводной мюзикл на основе русской сказки «Волк и семеро козлят», а суперзвезды Людмила Гурченко и Михаил Боярский сыграли и спели в двух главных ролях. Пожалуй, это было самое харизматичное изображение Козы и Волка в истории постановок на тему этой сказки. Фильм пользовался большим успехом в СССР и Румынии, но самая большая слава к нему пришла в Норвегии, где картину часто показывают в рождественские праздники. Факт Каждая сцена фильма снималась трижды, на трех разных языках — русском, румынском и английском. Хотя в конечном итоге все, кто играл не на родном языке, были переозвучены, у актеров должна была быть корректная мимика, чтобы переозвучание не казалось очевидным дубляжом. Зачем смотреть: чтобы поразиться зажигательному мюзиклу на основе старой сказки 25. Правда, в книге Криса ван Оллсбурга были только маленькие главные герои.
Но вряд ли кто-то усомнится в том, что «Джуманджи» выиграла от появления Робина Уильямса в роли мальчика, который некогда начал партию в Джуманджи и вынужденно повзрослел в ее опасном волшебном мире, дожидаясь, пока кто-нибудь не сделает следующий ход. Прославленный комик всегда был мастером эксцентричных ролей, и образ «повзрослевшего Маугли» позволил ему блеснуть и не затеряться среди вихря спецэффектов, сопровождавших игру в Джуманджи. Факт Зная о любви Уильямса к импровизации, режиссер Джо Джонстон не хотел давать актеру ключевую роль в фильме с обилием дорогих и сложных сцен. Однако Уильямс убедил режиссера, что не будет перегибать палку и далеко отходить от сценария. Зачем смотреть: чтобы сыграть в самую необычную настольную игру 24. Сказка о потерянном времени 1964 Страна — СССР Режиссер — Александр Птушко Продолжительность — 76 минут О чем: ленивые дети превращаются в старичков из-за пакостей злых волшебников, которые крадут «ненужное» другим людям время В детстве кажется, что жизнь бесконечна, но чем старше человек становится, тем острее он осознает, сколько времени потратил зря. Поэтому с детства нужно учиться планировать жизнь и не расходовать ее по пустякам и на безделие. Чтобы привить малышам эту мудрость, режиссер Александр Птушко отвлекся от обычных для себя «исторических» сказочных историй и снял веселую, но поучительную картину о современных ему лодырях-школьниках.
Факт Режиссер Александр Птушко увлекался резьбой по дереву и коллекционировал деревяшки необычной формы. В «Сказке» он смог показать зрителям свою коллекцию, использовав ее для декорации избушки злых волшебников. Зачем смотреть: чтобы напомнить себе, как важно не сидеть сложа руки 23. Волшебный портрет 1997 Страны — Россия, Китай Режиссер — Геннадий Васильев Продолжительность — 77 минут О чем: русский парень получает в подарок портрет китайской красавицы, который внезапно оживает и просит юношу спасти девушку с портрета от злодея-императора В наши дни трудно представить российско-китайский фильм, где русский парень был бы главным героем. Но в 1990-е годы культурный паритет между нашими странами еще был возможен, и режиссер Геннадий Васильев, известный в СССР по череде сказочных и исторических лент в частности, «Русь изначальная» и «Василий Буслаев» , преодолел все постсоветские трудности и снял захватывающую сказочную ленту, которая органично соединила русские и китайские сказки. Из-за огромных проблем с прокатом в 1997 году «Волшебный портрет» был едва замечен публикой, и с тех пор он не перестает удивлять отечественных зрителей, которые натыкаются на него и с удивлением обнаруживают, что одновременно с «Братом» создавались такие талантливые «старые добрые» сказки, как «Волшебный портрет». Факт В России картина снималась в Суздале и его окрестностях, а в Китае совместная съемочная группа работала в городе Дунгуань в провинции Гуандун. Зачем смотреть: чтобы оценить неожиданно уместное смешение сказочных культур 22.
Айболит-66 1966 Страна — СССР Режиссер — Ролан Быков Продолжительность — 93 минуты О чем: добрый доктор Айболит отправляется в Африку, чтобы лечить больных зверей 1960-е были эпохой активных творческих поисков и экспериментов, и киносказки не остались в стороне от этого процесса. Самая известная режиссерская работа актера Ролана Быкова по крайней мере, до выхода нашумевшей драмы «Чучело» , «Айболит-66» был экстравагантным артхаусным экспериментом — остроумным и ироничным мюзиклом в постмодернистском духе, с множеством неожиданных визуальных и постановочных ходов. Публика поначалу была шокирована таким подходом к экранизации классической сказки Корнея Чуковского, но потом оценила «Айболита-66» по достоинству и разобрала его на цитаты вроде «Нормальные герои всегда идут в обход», которые стали частью современного русского языка. Факт «Айболит-66» был редким для советского кино примером вариоскопического фильма — кинофильма, в котором соотношение сторон кадра меняется по ходу действия. В то время эта технология считалась перспективной, но большого применения она так и не нашла. Зачем смотреть: чтобы вдоволь посмеяться на культовой музыкальной комедией 21. Правда, монстр не был центральным персонажем картины Александра Роу, но зато его построили в «натуральную» величину. Управляемая десятками рабочих многометровая декорация пыхала искрами, шевелила хвостом, размахивала крыльями и головами, и коня главного героя пришлось неделю дрессировать, чтобы животное перестало бояться чудовища и позволило снять сцены ближнего боя Ивана со Змеем.
Для советского кино 1939 года эти были самые продвинутые спецэффекты, и они и сейчас достойно смотрятся в сказочном контексте, когда от фильма не ждешь абсолютного правдоподобия. Роу хорошо знал этот город, потому что вырос в нем и торговал изделиями местных мастерских, пока революция не открыла перед ним новые возможности. Зачем смотреть: чтобы впечатлиться сказочными спецэффектами сталинской эпохи 20. Сказка странствий 1983 Страны — СССР, Чехословакия, Румыния Режиссер — Александр Митта Продолжительность — 105 минут О чем: нищая сирота Марта бродит по миру в поисках своего похищенного брата, обладающего способностью превращать все в золото После того как режиссер Александр Митта снял единственный в советской истории фильм-катастрофу «Экипаж», он продолжил художественные эксперименты и снял «Сказку странствий» — трогательную, душевную и в целом оптимистичную, но все же мрачноватую, а в некоторых моментах печальную сказочную картину. Режиссер стремился создать «кино на вырост» — ленту, которая заворожит детей своим драматизмом, и в которой они со временем найдут художественные метафоры и философские идеи, «посильные» лишь для взрослого, образованного человека. Эксперимент удался на славу — когда публика распробовала «Сказку», она влюбилась в картину, где сыграл одну из своих лучших ролей Андрей Миронов актер изобразил взрослого спутника Марты, странника Орландо. Факт Многие сцены фильма снимались в Румынии, и румынские киночиновники пытались заставить режиссера взять на одну из главных ролей румынского актера или актрису. Однако советской стороне удалось отстоять Миронова и его экранную партнершу Татьяну Аксюту.
Зачем смотреть: чтобы оценить «готическое» советское сказочное кино 19. Марья-искусница 1959 Страна — СССР Режиссер — Александр Роу Продолжительность — 74 минуты О чем: отставной солдат знакомится с маленьким мальчиком и отправляется спасать его маму, которую похитил водяной царь В царские времена бытовало много сказок о смелых и предприимчивых отставных солдатах, которым после многих лет войн и походов сам черт был не брат. Режиссер Александр Роу очень хотел отдать должное этим народным творениям, но долго не мог подобрать подходящую сказку, поскольку многие из них не подходили для детского кино. Наконец, он нашел пьесу Евгения Шварца «Сказка о храбром солдате», под давлением худсовета переименовал ее в «Марью-искусницу» другие кинематографисты считали, что название сказочного кино должно быть сказочным, а не «милитаристским» и снял замечательную волшебную ленту о солдатском мужестве, смекалке и готовности прийти на помощь без всякой задней мысли, от чистого сердца. Факт Маленький Витя Перевалов быстро обгорел под жарким крымским солнцем, и грубая рубаха его персонажа причиняла ему такие мучения, что он с трудом сдерживался, чтобы плакать только по сценарию, а не на всем протяжении съемок. Зачем смотреть: чтобы впечатлиться солдатской храбростью в сказочной передряге 18. Илья Муромец 1956 Страна — СССР Режиссер — Александр Птушко Продолжительность — 96 минут О чем: богатырь Илья Муромец защищает Русь от злодеев и степной орды Калин-царя Картина, названная в честь самого прославленного былинного богатыря, заслуживала эпического размаха, и режиссер Александр Птушко вместе со студией «Мосфильм» смог его обеспечить. Картина стала первым советским широкоэкранным фильмом, потому что только новый экранный формат мог передать широту авторского замысла и богатырской души.
Факт В былинах Калин-царь был повелителем татар, однако в «Илье Муромце» иноземных злодеев именовали «тугарами», чтобы лишний раз не обижать советских татар. Зачем смотреть: чтобы восхититься подвигами главного русского богатыря 17. Огонь, вода и… медные трубы 1967 Страна — СССР Режиссер — Александр Роу Продолжительность — 81 минута О чем: молодой угольщик Вася отправляется спасать свою любимую Аленушку, которую похитили по приказу Кащея Бессмертного Знаменитая киносказка «Огонь, вода и… медные трубы» выстроена как традиционное героическое приключение. Центральный персонаж должен преодолеть череду испытаний, чтобы одолеть «главного босса» и воссоединиться со своей возлюбленной. Но чем дальше продвигается сюжет фильма Александра Роу, чем менее традиционным становится его содержание, и героя ждут не только испытания храбрости и смекалки, но злободневное для нашего времени испытание «медными трубами» — то есть, лестью и славой. И это испытание, пусть и показанное с обычным для Роу остроумным юмором, оказывается самым сложным. Оно напоминает взрослым зрителям и показывает малышам, что порой сложнее всего одолеть не внешнего врага, а свою собственную слабость. Факт Алексей Катышев работал ассистентом звукорежиссера на Ялтинской киностудии, когда Александр Роу заметил его, впечатлился его внешностью и почти без проб предложил главную роль в «Огне, воде и… медных трубах».
Зачем смотреть: чтобы научиться подлинному, духовному героизму 16. Постановщик смог передать как драматизм классического повествования, так и его размах и разнообразие — от волшебного полета на бороде Черномора до кульминационного сражения с печенегами, в съемках которого участвовали тысячи членов массовки. Спецэффекты картины были уникальными для советского кинематографа, и Птушко лично приложил руку к разработке и планированию многих из них, а потом еще и отстоял их на худсоветах, доказывая коллегам, что пушкинский шедевр заслуживает наилучшего экранного воплощения, каким бы сложным и дорогим в производстве оно ни было. Факт Заглавную мужскую роль в фильме должен был сыграть Олег Видов, но молодой актер не явился на съемки, и его заменил Валерий Козинец, который должен был сыграть роль второго плана. Козинец был выше ростом и шире в плечах, чем Видов, и он изрядно намучился в доспехах, сшитых на непутевого коллегу. Зачем смотреть: чтобы поразиться грандиозности знаменитого советского блокбастера 15. Королевство кривых зеркал 1963 Страна — СССР Режиссер — Александр Роу Продолжительность — 80 минут О чем: маленькая каприза и врунишка попадает в сказочное Королевство кривых зеркал и знакомится со своим ожившим отражением и людьми, которые борются с тиранией лжи Многолетний редактор «Пионерской правды» и популяризатор истории Павлика Морозова Виталий Губарев был «правоверным» советским сочинителем, и его повесть-сказка «Королевство кривых зеркал» высмеивала западный мир и эпоху царизма. Но и эту книгу, и снятый по ее мотивам советский кинохит Александра Роу можно было истолковать как остроумную шпильку в адрес советской системы, где не нужно было далеко ходить, чтобы наткнуться на кривое зеркало.
Такова природа талантливого искусства — художник порой говорит и показывает куда больше, чем хочет. Впрочем, «Королевство» было достаточно веселым и занятным сказочным кино, чтобы дети получали от него удовольствие, не задумываясь о политике. Совпадение имен было чистой случайностью, но режиссер намеренно взял Олю на роль Оли, а не Яло, чтобы свести к минимуму путаницу с близняшками. Зачем смотреть: чтобы проникнуться духом борьбы за правду 14. Достаточно сказать, что ранний отснятый материал был забракован, потому что, по мнению начальства, больше походил на школьную самодеятельность, чем на экранизацию классической сказки. Однако режиссера не уволили, а наоборот — предоставили ему больший бюджет и возможность нанять лучших актеров. Песни на музыку Алексея Рыбникова сочинили Булат Окуджава и Юрий Энтин, и картина в итоге стала одним из самых любимых и чаще всего цитируемых советских мюзиклов. Постановщик пробовал других актеров, но у тех были свои жены-актрисы и свое мнение о том, кто должен сыграть коварную лису.
Зачем смотреть: чтобы насладиться классическим сказочным мюзиклом 13. Там, на неведомых дорожках… 1982 Страна — СССР Режиссер — Михаил Юзовский Продолжительность — 67 минут О чем: советский школьник отправляется в гости к дальней родственнице и обнаруживает, что она — Баба-Яга из сказочного царства Эдуард Успенский сделал себе имя в советской детской литературе как автор современных сказочных историй о персонажах вроде Чебурашки и кота Матроскина, но в его обширной библиографии есть и более традиционные сказки вроде популярной книги «Вниз по волшебной реке», экранизированной под названием «Там, на неведомых дорожках…». Впрочем, «Там, на неведомых дорожках…» не столько воспроизводит привычные сказочные ходы, сколько задорно их переосмысляет и позволяет маленькому мальчику поучаствовать в событиях наравне с мифическими персонажами и почувствовать себя настоящим героем, спасающим заповедный край от волшебных злодеев во главе с Кащеем Бессмертным. Факт Волшебное царство снимали в украинском городе Чернигов. Декорация царского терема была сооружена рядом с такими городскими достопримечательностями, как Борисоглебский собор, построенный в начале XII века. Зачем смотреть: чтобы поверить, что каждый может стать сказочным героем 12. Русалочка 1976 Страна — СССР Режиссер — Владимир Бычков Продолжительность — 78 минут О чем: красавица-русалка спасает тонущего принца и пытается покорить его сердце В то время как некоторые известные экранизации классической сказки Ганса Кристиана Андерсена пытались превратить ее печальный и трогательный финал в хэппи-энд из серии «И жили они долго и счастливо», советская киноверсия «Русалочки», созданная при участии болгарских кинематографистов, выбрала иной подход. Она изменила финал, но так, чтобы не потерять главную идею Андерсена.
Заодно она расширила и усложнила повествование, введя в него несколько новых персонажей и сделав и без того очаровательную сказку еще более романтичной. К сожалению, картина не очень громко прогремела в советские времена, но сейчас ясно, что она заслуживала более пристального внимания. Факт «Русалочка» стала единственной ролью в кино для исполнительницы заглавной роли Виктории Новиковой. Девушка не была профессиональной актрисой. Во время съемок фильма она училась на скульптора. Зачем смотреть: чтобы прослезиться от душевного переложения классической сказки 11. После дождичка, в четверг… 1985 Страна — СССР Режиссер — Михаил Юзовский Продолжительность — 78 минут О чем: три ровесника-Ивана — царевич, подкидыш и сын ключницы — спасают царевну от Кащея Бессмертного Великий русский драматург Александр Островский в 1860-х работал над оперой с рабочим названием «Иван-царевич». Он так и не закончил это произведение, но сто лет спустя советский драматург и бард Юлий Ким доработал и завершил творение Островского — сперва как пьесу с музыкальными номерами, а затем как киносценарий, который превратился в необычный и остроумный фильм Михаила Юзовского с песнями на музыку Геннадия Гладкова.
Создатели «После дождичка…» смешали русские и восточные сказки так, герои летали на ковре-самолете , насытили историю приключениями и шутками и придумали самого нестандартного Кащея советского кино, харизматично сыгранного Олегом Табаковым. Десять лет спустя звезды поженились и прожили вместе до самой смерти Табакова в 2017 году. Зачем смотреть: чтобы оценить веселую и музыкальную постмодернистскую сказку 10. Родители и критики считали это исследование гнева на понятном для малышей языке слишком пугающим и не подходящим для дошкольников. Но дети тянулись к творению Сендака, и вскоре «Там, где живут чудовища» стала считаться в США современной классикой и включаться в дошкольную программу. Одно время ее хотели превратить в полнометражный мультфильм, но в итоге артхаусный режиссер Спайк Джонзи сделал из нее кинофильм пусть и с обилием компьютерной графики , и зрители всего мира смогли оценить эту восхитительную и экстравагантную аллегорическую сказку о природе детства и детских страстей. Факт Морис Сендак изначально хотел написать и нарисовать сказку о диких лошадях, но потом осознал, что не умеет рисовать лошадей, и, по совету редактора, превратил коней в причудливых чудовищ. Зачем смотреть: чтобы увидеть детскую дружбу и детские конфликты со стороны 9.
Мэри Поппинс, до свидания 1983 Страна — СССР Режиссер — Леонид Квинихидзе Продолжительность — 138 минут О чем: лондонская семья сообщает, что ищет няню, и на объявление отвечает молодая женщина с чудесными способностями «Мэри Поппинс» Памелы Трэверс — западная сказка, замешанная на западных реалиях редкий позднесоветский ребенок мог похвастаться тем, что у него была няня. Но, как и в случае с советским Шерлоком Холмсом, Наталья Андрейченко оказалась более убедительной волшебной няней, чем ее конкурентки из западных экранизаций. Она была идеальным воплощением женщины, которая устраивает удивительные приключения, но при этом не дает детям собой помыкать. В свою очередь, композитор Максим Дунаевский и поэт Наум Олев написали для фильма отличные песни и помогли превратить советскую «Мэри Поппинс» в яркий и веселый мюзикл-карнавал. Факт Александр Абдулов пробовался на роль дяди юных героев, но удостоился лишь права озвучить роль, сыгранную эстонским актером Лембитом Ульфсаком как и многие прибалтийские звезды, Ульфсак говорил по-русски с акцентом. Зачем смотреть: чтобы заслушаться советским мюзиклом на сюжет «Мэри Поппинс» 8. Морозко 1964 Страна — СССР Режиссер — Александр Роу Продолжительность — 84 минут О чем: злая мачеха хочет сжить со свету красавицу-падчерицу, и она приказывает мужу отвезти девушку в зимний лес, в царство ледяного волшебника Морозко «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
Хоть «Морозко» и не обходит по зрительской любви «Иронию судьбы», в категории новогодних детских киносказок у него почти нет конкурентов. Донецкий актер Александр Хвыля так импозантно сыграл сурового, но справедливого зимнего чародея, что после этого он многие годы вел елку в Кремле, и в то время трудно было найти лучшего Деда Мороза. В свою очередь, из фигуристки и балерины Натальи Седых получилась очень трогательная главная героиня Настенька, а будущая звезда Инна Чурикова блеснула в колоритном образе Марфушки, избалованной сводной сестры Настеньки. Факт «Морозко» — одна из самых популярных волшебных сказок у восточных славян. Известны десятки вариантов этой сказки, записанных со слов русских и украинских селян. Зачем смотреть: чтобы вместе с героями победить зимнюю стужу 7. Но, как и в случае со спором вокруг «Соляриса», публика рассудила конфликт писателя и режиссера и признала, что киноверсия «Истории» великолепна — если не как экранизация, то как самоценное произведение, которое переносит зрителей в упоительный волшебный мир причудливых существ и опасных приключений. Кто из детей, смотревших «Историю», не мечтал прокатиться на добром драконе Фалькоре с его умилительной собачьей мордой?
Факт «Бесконечная история» была одним из ранних проектов западногерманского продюсера Бернда Айхингера, который в дальнейшем работал над такими знаменитыми лентами, как «Имя розы», «Обитель зла», «Парфюмер», «Бункер». Зачем смотреть: чтобы восхититься гротескным миром удивительных фантазий 6. Варвара-краса, длинная коса 1969 Страна — СССР Режиссер — Александр Роу Продолжительность — 81 минута О чем: подводный царь Чудо-Юдо требует у земного царя Еремея, чтобы тот прислал своего сына для свадьбы с волшебницей Варварой, дочерью Чуда-Юда Предпоследнее режиссерское творение Александра Роу стало кульминацией его огромного вклада в классическую советскую киносказку. Занимательный сюжет, вдохновленный популярными народными сказками и стихотворной «Сказкой о царе Берендее» Василия Жуковского, изумительно красивые ведущие актеры, обаятельнейшие исполнители ролей второго плана прежде всего, Михаил Пуговкин и Георгий Милляр , веселые шутки, атмосфера доброго волшебства… И, конечно, ясная, но поданная без назойливого нравоучительства мораль, замешанная на Золотом правиле: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Факт Несмотря на популярность картины, ни Алексей Катышев, ни Татьяна Клюева, сыгравшие главных героев фильма, не стали звездами советского кино. Оба они остались «актерами одной роли». Зачем смотреть: чтобы увидеть сказочные приключения на суше и под водой 5. Так лента, которая могла бы затеряться среди множества экранизаций классической сказки, стала главным новогодним хитом Чехии, Восточной Германии и еще нескольких стран.
Понравилась она и советским зрителям — трудно было не влюбиться в волшебную атмосферу ленты и в бойкую Золушку, которая у Ворличека была храброй наездницей и мелким стрелком, но не теряла при этом ни капли женского обаяния. Факт Героине фильма помогают волшебные орешки, а не фея-крестная, потому что в основу ленты положена не сказка братьев Гримм, а сказка чешской писательницы Божены Немцовой, переложившей классической сюжет на свой лад. Зачем смотреть: чтобы узнать, как отмечают Рождество в Центральной Европе 4. Старая, старая сказка 1968 Страна — СССР Режиссер — Надежда Кошеверова Продолжительность — 92 минуты О чем: ожившие куклы рассказывают своему владельцу-кукольнику романтическую сказку, навеянную его собственной влюбленностью Вышедшая на излете хрущевской «оттепели» картина Надежды Кошеверовой положила в основу сценария четыре сказки Ганса Кристиана Андерсена и превратила их в увлекательную и волшебную, но также немного горькую историю о том, что сказки изображают идеальный мир, который редко соответствует реальности. Конечно, никто не ждет, что реальное огниво окажется магическим и призовет помощника-чародея, но и, вроде бы, вполне возможная в жизни любовная страсть порой оказывается лишь сказкой, рассказанной на ночь.
Деревянный человечек, которого выстругал из волшебного полена шарманщик Карло Николай Гринько , получился веселым и задиристым мальчиком Буратино Дима Иосифов. Но не удалось ему добраться до школы, так как по пути сманила музыка кукольного театра, где выступали на сцене Мальвина Таня Проценко и Пьеро Роман Столкарц. Не способствовало получению знаний и знакомство с мошенниками лисой Алисой и котом Базилио. Режиссер Ролан Быков использовал вариоэкран — прием, который позволял менять размер и расположение изображения в зависимости от действий в кадре.
Волшебный мир с его особой атмосферой создаётся не только за счёт сюжета, но и благодаря красочным и филигранно сделанным декорациям и костюмам.
Особого упоминания достоин Георгий Милляр — главный злодей советских сказок. Он играет в фильме и Кощея, и Бабу-Ягу. Актёр настолько органичен в обеих ипостасях, что неподготовленный зритель не сможет угадать в таких разных персонажах одного и того же человека.
10 лучших советских киносказок для настроения на Новый год
советские фильмы-сказки Обожали советские дети и старые народные и литературные сказки, в которых всегда побеждало добро. Они были новаторами и привнесли в советские кино очень много нового, их идеи брали на вооружение американские режиссеры, а их фильмы, казалось бы детские, брали награды на крупнейших международных фестивалях. Первые фильмы на новогоднюю тематику появились в СССР только в 1950-е годы. результаты поиска лотов на по запросу «фильмы сказки» в категории Книги, Букинистика. Сказочный фильм Александра Роу по мотивам одноимённой сказки Петра Ершова. Советское кино.
Советские детские фильмы 10-х - 50-х годов
Последним фильмом замечательного мастера стала экранизация поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» Скончался знаменитый кино сказочник 6 марта 1973 года. Вместе с ним похоронена дочь, которая работала ассистентом и вторым режиссёром на киностудии «Мосфильм», в том числе и на картинах отца. Много лет его могилу украшал, наверное, самый необычный, самый сказочный памятник на всем Новодевичьем кладбище изготовленный из дерева. К сожалению, оказалось, что дерево слишком недолговечный материал для надгробия. В 2019 году деревянная скульптура рухнула и её убрали. Роу Александр Артурович 1906 — 1973 Замечательный советский кинорежиссёр-сказочник.
РФ» «Культура. РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России.
Среди детских телевизионных передач можно отметить и первый детский юмористический сериал — « Ералаш». Во времена СССР он качественно отличался от нынешнего — нёс тот же юмор и интересное содержание, но каждый выпуск имел свою воспитательную направленность. Мальчишки и девчонки, которые собирались у экранов для просмотра фильмов, в жизни не повторяли тех ошибок, которые совершали ребята на экране.
Ещё один интереснейший детский киножурнал — научно-популярный ежемесячник «Хочу всё знать! Это было хорошим подспорьем для изучения школьных предметов — тем более, что материал в фильмах подавался детям таким образом, что воспринимался с огромным интересом, а запоминался моментально. Обожали советские дети и старые народные и литературные сказки, в которых всегда побеждало добро.
Они гармонично выстраивали внутренний мир ребенка в соответствии с мудрыми принципами законов природы. А более современные сказки и фильмы: «Приключения Электроника», «Гостья из будущего», «В поисках капитана Гранта», «Приключения Петрова и Васечкина», «Остров сокровищ», «Пеппи длинный чулок», «Сказка о золотом ключике» стали настоящим кладезем крылатых выражений. Отдельно хочется отметить музыкальные фильмы-сказки для детей.
В случае успеха первой картины последуют продолжения. Цикл сказок Александра Волкова объединяет шесть книг, следующая за «Волшебником Изумрудного города» повесть — «Урфин Джус и его деревянные солдаты». Сценарий по ней уже пишется.
Исполнители ключевых ролей специально обучались ведению боя с применением холодного оружия, верховой езде и другим приемам. Егор Пазенко поделился в одном из интервью: «Мало кто знает, но в древнегерманских эпосах Илию Муромца называли Илия Свирепый, и это о многом говорит. Про него знают все, он неординарный воин с невероятной силой духа.
Именно такие личности и становятся лидерами. Важно также, что кроме подвига ратного Илия совершил и духовный подвиг, не смотря на все трудности судьбы, не был сломлен, он превозмог себя и в конце концов достиг святости. Это наш святой богатырь».
Дата выхода пока не называется. В основе фильма — поэма Пушкина, а также русские народные сказки. Подробностей о будущем фильме известно немного.
Создатели проекта планируют сделать «уникальный и завораживающий жанровый фильм для самой широкой аудитории» и отмечают, что современному кино нужны мощные национальные герои. Дайте два! Действие в фильме происходит в Датском королевстве.
[фильмы сказки] в категории книги, букинистика
Сказка о царе Салтане (1966) HDTVRip 720p. Смотрите интересные фильмы-сказки кино для детей и взрослых в хорошем качестве видео СССР онлайн. ФИЛЬМ-СКАЗКА (Мультфильмы СССР) "БАБОЧКА" ЕВ и В 1978 г. Смотрите BigPicture кино 8 фильмов-сказок из Чехословакии, которые обожала советская детвора. Советский художественный фильм по мотивам известной сказки Сергея Аксакова «Аленький цветочек».
Советское кино для детей
Большинство этих фильмов после войны было забыто, так как выполняло исключительно патриотическую функцию. Но были и исключения, как, например, сказка Роу «Кащей Бессмертный», где русское войско одерживало символическую победу над кащеевой армией. По иронии судьбы сын ирландца и гречанки Александр Роу вообще стал главным русским сказочником — он снял 12 сказок, среди которых знаменитые « Морозко », « Марья-искусница » и «Королевство Кривых Зеркал». Долгое время конкуренцию ему могли составить только Александр Птушко и Надежда Кошеверова. Горького, 1964, реж. Роу Несмотря на то, что сразу после войны детских фильмов было снято очень немного, именно они открыли детскому кино дверь в «золотой фонд» — были сняты « Первоклассница », « Золушка », « Старик Хоттабыч », « Пятнадцатилетний капитан », а также фильм для совсем малышей «Слон и верёвочка».
Фильмы для детсадовской аудитории были редкостью, зато для них выходило много мультиков. Киностудия «Союзмультфильм» в 50-х годах снимала ничуть не хуже знаменитой диснеевской студии — яркие краски, реалистичные и тщательно прорисованные фоны и герои. Самые знаменитые полнометражные мультфильмы того времени — «Снежная королева» и «Аленький цветочек». Казанский В 60-х годах наступила эпоха творческого объединения «Юность», куда вошли молодые режиссёры киностудии «Мосфильм» и стали делать принципиально другое детское кино. Они стирали границу между детьми и взрослыми, избегали морализаторства и поднимали темы, далекие от идеологии.
Впервые в кино дети перестали быть схематично-положительными пионерами и стали задавать недетские вопросы… В 1961 году вышел фильм Юлия Райзмана « А если это любовь? По тем временам это был очень скандальный фильм, который разбирался в прессе и на педсоветах, но процесс «взросления» детского кино было уже не остановить. Вышли « Дикая собака Динго », « Звонят, откройте дверь », «Девочка и эхо» и « Доживём до понедельника » с учителями, которые были не шаблонно-авторитетными, а сомневающимися и переживающими людьми. Горького, 1968, реж. Ростоцкий К середине 70-х режиссёры разделились: одни боролись с ханжеством и всё громче говорили на закрытые раньше темы, а другие просто снимали фильмы для детей.
Все это шло детскому кинематографу только на пользу — такого разнообразия не было ни до, ни после.
Не совсем понятно в данном случае, с чего вдруг боярыня и купчиха так возжелали выйти замуж именно за крестьянских сыновей… Но об этом никто, видимо, не подумал. Начнем с того, что лентяй Емеля, для которого, согласно первоисточнику, и с печки-то слезть было настоящим подвигом, в фильме вдруг становится работягой. А царевна Несмеяна с радостью сбегает из роскошных хором с обычным крестьянином, да еще и уговаривает его, чтобы он ее забрал оттуда, обещая при этом всему научиться и быть настоящей труженицей. А все потому, что положительный герои не должны быть лентяями, а тем более принадлежать царскому роду.
Особенно хорош Александр Петров в роли Весельчака У. Дата выхода — 28 декабря 2023 года. Съемочная группа обещает в своем проекте сохранить лучшее, что есть в мультфильме. По сюжету Царь собирается выдать замуж свою дочь Забаву за иностранца — Поля. Но царевна хочет замуж за Ивана. Иван строит летучий корабль, а помогают ему в этом обитатели волшебного леса. Музыкальная комедия в жанре роуд-муви снимается на основе культового мультфильма полувековой давности студией «ТРИТЭ» Никиты Михалкова. Константин Хабенский в этом фильме сыграет сыщика, Ирина Горбачева будет Кошкой, а Мария Аронова предстанет в образе королевы разбойников, которая в мультфильме запевала «Говорят, мы бяки-буки» и танцевала на бочке, размахивая шалью. В фильме использована оригинальная музыка Геннадия Гладкова. По сюжету Трубадур и спасенная им Принцесса в компании верных друзей-животных отправляются на музыкальный фестиваль. Сказочные герои выступят амбассадорами внутреннего туризма — они проедут через самые живописные уголки нашей страны от лесов Подмосковья до гор Ингушетии. Сценарий был написан совместно с «Союзмультфильмом» по мотивам оригинала, но некоторые сюжетные линии изменены и расширены. Так, в фильме будет показано детство Трубадура и его знакомство с говорящими животными. Картина по книге Александра Волкова, которую снимает Игорь Волошин, ожидается в прокате в конце 2024 года. По задумке кинематографистов, в ленте будет использовано большое количество спецэффектов и компьютерной графики.
На этот раз — история о приключениях Алёнушки, похищенной Кощеем, и её избранника Васи. Герой готов преодолеть сложные испытания, чтобы найти свою суженую. Картина получилась доброй, будто пронизанной светом — как, впрочем, и все сказки Роу. Волшебный мир с его особой атмосферой создаётся не только за счёт сюжета, но и благодаря красочным и филигранно сделанным декорациям и костюмам.
Советское кино для детей
Жанр: детский фильм, семейное кино, сказка, фэнтези, экранизация. В Советском Союзе классическая сказочная повесть Джеймса Барри «Питер Пэн и Венди» неоднократно переводилась и издавалась, но не была столь популярна, как некоторые другие знаменитые западные сказки. Однако и сама сказка, и этот замечательный фильм очень любимы малышами, детьми постарше и даже взрослыми. Фильм, созданный по мотивам русского новгородского фольклора, стал шедевром мировой сказки, на который как на эталон ориентировались лучшие мировые кинематографисты.
Фильмы и киносказки советского детства
В Советском Союзе классическая сказочная повесть Джеймса Барри «Питер Пэн и Венди» неоднократно переводилась и издавалась, но не была столь популярна, как некоторые другие знаменитые западные сказки. 150 лучших советских фантастических и сказочных фильмов по версии «Мира Фантастики». По щучьему веленью (Союздетфильм: фильм-сказка 1938 год). Детское кино наделено особой энергетикой и если вспомнить сказки и фильмы, то со всей ответственностью можно заявить об их глубокой нравственной составляющей, о высоких моральных принципах, о созидательной и благой миссии детского кинематографа. Рубрика "Советские сказки фильмы" создана для того, чтобы взрослые могли на часок окунуться в яркое и безоблачное детство, а малыши познать окружающий мир, развить воображение и фантазию, научится прощать и помогать слабым. ФИЛЬМ-СКАЗКА (Мультфильмы СССР) "БАБОЧКА" ЕВ и В 1978 г.