Экспедиция на пароходе «Челюскин» должна была повторить сквозной проход архангельского ледокольного парохода «Александр Сибиряков» по Северному морскому пути за одну навигацию. 2 августа 1933 года “Челюскин”, только что построенный по советскому заказу в Дании пароход, отправился в свой первый рейс из Мурманска во Владивосток. Однако судьба «Челюскина» оказалась короткой: 13 февраля 1934 года в водах Чукотского моря, сжатый льдами, он пошёл ко дну. После того, как "Челюскина" раздавили льды, редколегия "СМП" переименовала свою стенгазету в "Не сдадимся!".
90-летию челюскинской эпопеи посвящена новая интерактивная выставка Северного морского музея
Он вывез со льда всех женщин и детей. После успешной эвакуации первых челюскинцев воздушные спасатели устремились к ледовому лагерю с трёх направлений. Отряд Каманина из семи машин предполагалось доставить морем из Владивостока в бухту Провидения, но из-за льда пароходы «Смоленск» и «Совет» выгрузили самолёты и экипажи у мыса Олюторский, откуда они добирались к селению Ванкарем уже самостоятельно. Из этого отряда в лагерь Шмидта летали только сам Каманин и Молоков. Из Хабаровска вдоль Охотского побережья на север вылетел отряд Водопьянова на трёх машинах, из которых до Ванкарема добрались лишь Водопьянов и Доронин. В Америке были закуплены два самолета для пилотов Слепнёва и Леваневского, которые действовали с Аляски. Водопьянов, Каманин и Молоков выполнили заключительный вылет в лагерь и доставили на материк последних челюскинцев: заместителя Шмидта Боброва, радистов Кренкеля и Иванова, боцмана Загорского, Воронина и моториста Погосова.
За беспримерное мужество все челюскинцы были награждены орденами, а отличившиеся в спасательной операции лётчики Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнёв, Водопьянов и Доронин первыми в стране удостоились высокого звания Героя Советского Союза , учреждённого в связи с челюскинской эпопеей. Родное небо. Полярный лётчик.
Экспедиция на пароходе «Челюскин» должна была повторить сквозной проход архангельского ледокольного парохода «Александр Сибиряков» по Северному морскому пути за одну навигацию. Судно под руководством капитана В.
Воронина и профессора О. Шмидта застряло во льдах и после нескольких месяцев дрейфа было раздавлено льдами и затонуло в Чукотском море 13 февраля 1934 года. Ровно 2 месяца, до 13 апреля 1934 года, прямо на льду был устроен палаточный лагерь, получивший название «Лагерь Шмидта».
Уже на первом отрезке пути — из Ленинграда до Копенгагена — обнаружились неполадки в машине. Во время короткой стоянки в Дании их наспех устраняли. Теперь судну, осевшему значительно ниже ватерлинии, встреча со льдом грозила еще большими неприятностями. Но тогда об этом почему-то не подумали. А быть может, и подумали, но все же решили рискнуть. Первые льдины встретились пароходу в Карском море уже при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола «Челюскин» преодолел сплошные льды и продолжил движение.
В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами. Но когда до чистой воды оставались считанные мили, судно было увлечено назад в северо-западном направлении. Затертый паковыми льдами в Чукотском море, «Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем до 13 февраля 1934 года, когда его раздавили льды. Пароход затонул всего за два часа. Экипаж, готовый к подобному развитию событий, заранее приготовил все для выгрузки на льды. В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека. Из спасенных с судна кирпичей и досок участники экспедиции соорудили бараки. Потом долетели до ледового лагеря и другие летчики... По какой-то причуде Фортуны руководитель экспедиции на «Челюскине» академик Отто Шмидт стал Героем Советского Союза совсем не за эту героическую эпопею. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1937 года его наградили высочайшим советским званием за руководство организацией дрейфующей станции «Северный полюс-1».
Его геройская медаль «Золотая Звезда» была уже под номером 35. Тогда летчики считались более героическими, чем полярники... Про пароход «Челюскин» и эпопею его экспедиции написано много. Но почему-то в советские времена крайне редко объяснялось, чье же имя носит героическое судно. А ведь тут целая история, тоже полярная, тоже героическая, но только произошедшая двумя веками ранее!
Огромный путь — от Мурманска до Колючина — пройден в 40 дней. Зарядами аммонала взрывают нагромождённый лёд, пешнями и ломами обкалывают отдельные глыбы. Груды осколков, обломков и мелких кусков льда, тысяча тонн погружают на самодельные сани, отвозят в сторону. Наконец 5 октября лёд начало разводить. Мощная трещина прошла через пространство, очищенное челюскинцами от льда.
В дальнейшем он попадает в дрейф. На льду сделан первый аэродром. Зимовка протекает благополучно.
Эпопея парохода «Челюскин»
За судьбой челюскинцев, которым пришлось два месяца провести на льдине в условиях полярной зимы, следила вся страна. Их спасатели — летчики-полярники — стали первыми Героями Советского Союза. Пароходу «Челюскин», который отправился в свое последнее плавание из Мурманска во Владивосток 2 августа 1933 года, предстояло доказать, что вполне реально пройти Северным морским путем за одну навигацию. До успешного завершения предприятия судну не хватило какой-то пары десятков миль — именно столько отделяло его от чистой воды в Беринговом проливе, но до него так и не удалось дойти. Затертый льдами пароход начал дрейфовать обратно на восток, в Чукотское море, пока 13 февраля 1934 года не был раздавлен льдами. Все находившиеся на его борту к тому моменту, за исключением завхоза, погибшего во время эвакуации, переселились во временный лагерь на льдине и подали сигнал SOS. Уже на следующий день в Москве была спешно сформирована правительственная комиссия по организации спасения челюскинцев во главе с председателем Комиссии советского контроля при Совнаркоме Валерианом Куйбышевым. Основные надежды возлагались на корабли, поскольку это был привычный и проверенный способ. Но в этот раз именно он и не сработал. Самый мощный советский ледокол «Красин», лидер ледокольного флота СССР, пришлось отправлять на спасение челюскинцев вокруг света — через два океана и Панамский канал.
А оказавшиеся ближе всех к месту трагедии на Дальнем Востоке ледорез «Литке» и пароходы «Лейтенант Шмидт» и «Свердловск» еще с осени, когда стало понятно, что «Челюскин» ложится в дрейф, сами застряли во льдах и были вынуждены зимовать. В этих условиях оставалось только два реальных варианта спасения: собачьи упряжки и самолеты. Но первые без вторых были беспомощны: точных координат льдины, на которой зимовали челюскинцы, не было. Искать их лагерь предстояло с воздуха. А найдя, было проще придумать, как посадить на лед самолеты, чем заставлять людей ждать нарты, которые могли бы и не пробиться через торосы.
Но в этот раз именно он и не сработал. Самый мощный советский ледокол «Красин», лидер ледокольного флота СССР, пришлось отправлять на спасение челюскинцев вокруг света — через два океана и Панамский канал. А оказавшиеся ближе всех к месту трагедии на Дальнем Востоке ледорез «Литке» и пароходы «Лейтенант Шмидт» и «Свердловск» еще с осени, когда стало понятно, что «Челюскин» ложится в дрейф, сами застряли во льдах и были вынуждены зимовать. В этих условиях оставалось только два реальных варианта спасения: собачьи упряжки и самолеты. Но первые без вторых были беспомощны: точных координат льдины, на которой зимовали челюскинцы, не было. Искать их лагерь предстояло с воздуха. А найдя, было проще придумать, как посадить на лед самолеты, чем заставлять людей ждать нарты, которые могли бы и не пробиться через торосы. А первым из всех летчиков, участвовавших в спасательной операции, до лагеря челюскинцев добрался 5 апреля 1934 года пилот Анатолий Ляпидевский. В этом не было ничего удивительного: если всем остальным пришлось добираться до Ванкарема издалека, преодолевая расстояния на пароходах или по воздуху, то его АНТ-4 — гражданский вариант бомбардировщика ТБ-1 — оказался в чукотском поселке Уэллен еще в конце декабря. Он прилетел сюда, чтобы быть наготове к эвакуации заболевших с «Челюскина» и других зазимовавших во льдах пароходов, а в итоге стал первым из всех, кому удалось не только найти лагерь невольных зимовщиков, но и совершить в нем посадку. Правда, для этого ему пришлось совершить в общей сложности тридцать с лишним полетов. Как вспоминал позднее сам летчик, вылеты на поиски лагеря челюскинцев то срывались из-за непогоды и отказывавшей на морозе техники, то оканчивались неудачей, и «5 марта я рассвирепел окончательно». Но именно в этот раз удача улыбнулась экипажу Анатолия Ляпидевского: вскоре после вылета из поселка Уэллен его летчик-наблюдатель сумел заметить стоящие на льду палатки и дощатые бараки. Сделав несколько кругов над лагерем и выяснив, что расчищенная для посадки площадка слишком мала, летчик решился садиться. И только высочайшее мастерство пилота помогло ему остановить машину в нескольких метрах от ледяных глыб.
Летчики, участвовавшие в этой спасательной операции, стали первыми Героями Советского Союза. Права на контент канала РИА Новости сохраняются за правообладателями в полном объеме. Размещение Контента на Rutube не является предоставлением пользователям Rutube или иным лицам, получающим доступ к Контентному содержимому канала РИА Новости, права использования контента канала РИА Новости каким-либо способом лицензии. Условия открытых лицензий не применяются к контенту канала РИА Новости.
Капитан Воронин тут же на судовом бланке написал свидетельство о рождении, указав точные координаты - северную широту и восточную долготу, - расписался и приложил корабельную печать». Сравнение этих записей позволяет выделить два принципиальных различия. В первой версии девочка родилась 31 августа 1934 г. По второй — 4 января 1934 г. В январе 1934 г. Это делает единственно возможной версию о рождении Карины 31 августа 1933 г. В первой версии родителями девочки указаны Васильевы. В составе группы зимовщиков были геодезист Васильев В. В версии Э. Белимова родителями названы Кандыба без указания имени и отчества и Елизавета Борисовна без указания фамилии. Следует обратить также внимание на то, что во второй версии в цитируемой записи о рождении девочки вообще отсутствует упоминание о родителях. Во многих воспоминаниях говорится о рождении Карины в семье Васильевых. Особенно подробно, как о семье своего учителя, об этом пишет Илья Куксин. В соответствии с документальными данными и воспоминаниями нет места для появления на корабле другого ребенка у других родителей. Участников плавания по фамилии Кандыба или с именем Елизавета Борисовна не удалось найти ни в исследованных документах, ни в воспоминаниях. Все это однозначно позволяет сделать вывод о неаргументированности версии Э. Белимова о рождении Карины. В подтверждение реальности девочки, родившейся на корабле у участников экспедиции Васильевых, мы приводим фотографию Карины Васильевой в наше время. Фотография предоставлена сайтом www. Для нее, прожившей всю жизнь со своими родителями, была особенно очевидна надуманность версии других родителей и иной жизни, описанная Белимовым. Очень серьезным является вопрос о численности зимовщиков на дрейфующей льдине с учетом плавания двух кораблей. Этот вопрос не рассматривался ни в одной из известных мне публикаций. После гибели «Челюскина» на льду оказалось 104 человека. В их число входили 52 члена команды «Челюскина», 23 участников экспедиции О. Шмидта и 29 участников предполагавшейся зимовки на о. Врангеля, включая 2 детей. При этом штатное число членов команды парохода должно быть несколько больше, так как в преддверье зимовки в сентябре 1933 г. Именно такое количество людей — 104 человека - было вывезено пилотами спасательной экспедиции на землю. Белимов делает намек, что количество переправленных на землю людей могло быть больше с учетом значительного количества самолетов, участвовавших в спасении. Поэтому мы сочли необходимым столь скрупулезно привести данные количества полетов и вывезенных людей каждым летчиком. Среди спасенных зимовщиков не находится места даже для мифического Кандыбы и его жены Елизаветы Борисовны. Вместе с тем для проводки второго корабля, подобного «Челюскину» была необходима команда той же численности. Мы не говорим уже об охране заключенных. Какова их судьба при наличии второго парохода, затопленного по приказу, выполненному лично Кандыбой? Жестокость сталинского режима и методов обращения с заключенными сотрудников НКВД давно перестали быть тайной. Были опубликованы и документально подтверждены неоднократные случаи казни заключенных путем затопления их в трюмах старых барж. Допустим, что для уничтожения всех свидетелей транспортировки заключенных и их потопления, было принято трудно реализуемое одним человеком решение об уничтожении вместе с заключенными всех охранников и членов команды парохода. Но даже реализация такого решения не уничтожает опасных свидетелей. Северный морской путь в те годы уже совсем не был ледовой пустыней. Многомесячное плавание сопровождалось неоднократными встречами с другими кораблями, периодическим участием ледоколов в проводке экспедиции. Мы указывали на встречу шести кораблей на мысе Челюскин, встречу с большой группой чукчей. Белимов описывает неоднократные контакты команд «Челюскина» и «Пижмы», как до гибели «Челюскина», так и после. Для уничтожения свидетелей пришлось бы принять столь же радикальные меры по отношению ко всем людям, которые были или могли быть свидетелями плавания второго корабля. Тем более не реальной с этих позиций является отправка О. Шмидта, старого интеллигента, человека с безупречной репутацией в научном мире, на лечение в США сразу после эвакуации с льдины. Хорошо известно, что обладатели секретов ни в каком случае не имели возможности выезда за границу, тем более без надежного сопровождения. Флотилия насчитывала с дюжину судов. В одну навигацию они не успевали пройти до Лены и обратно, зимовали во льдах. Вполне возможно, что там есть сведения и о затонувшем пароходе. Но к челюскинской эпопее они вряд ли имеют отношение. Известный английский исследователь Роберт Конквест посвятил много лет изучению процессов насилия над собственным народом в СССР. Отдельные работы посвящены лагерям смерти в Арктике и перевозкам заключенных. Им составлен полный перечень судов, использованных для транспортировки заключенных. Ни одного арктического рейса в 1933 г. Поиск дал возможность обнаружить фотографии гибели «Челюскина», координаты затонувшего корабля, ряд сообщений о дрейфующем ледовом лагере, этапах подготовки и спасения челюскинцев, об участие в этом американцев, транспортировке и лечении О. О других сигналах SOS из советской Арктики или нахождения спасшихся заключенных ни одного сообщения в газетах не было обнаружено. Единственным упоминанием о радиосигналах, связанных с заключенными, является заметка корреспондента «Труда» из Казани, относящаяся к 2001 году. Не были обнаружены такие сообщения в зарубежных исследованиях о советской Арктике. За прошедшие 70 лет нам не известно ни об одной публикации в зарубежной печати о спасшихся или погибших в 1934 г. Советские руководители часто применяли принцип, что цель оправдывает средства. И в мирное и в военное время превращение людей в лагерную пыль было обычным делом. С этой стороны принесение в жертву массы людей для освоения Севера было бы обычным делом. Но при всей признанной жестокости власти в крупных начинаниях она не была глупой. Для реализации той же задачи с большей выгодой бросается в глаза простой выход. С еще большей помпой анонсируется прохождение Северного морского пути за одну навигацию не одним, а двумя пароходами. Открыто, легально, под звуки оркестров, как сказано у Белимова, два парохода гордо идут по заданному маршруту. Они не боятся свидетелей и встреч с другими кораблями. Тайной остается только «начинка» одного из кораблей: вместо леса, продуктов и запаса угля в трюмах скрыт живой стройматериал. Нет исчезновения только что построенного корабля, нет многих проблем… Трудно представить, что вершители судеб избрали столь более уязвимый вариант, чем было возможно.
Челюскинская эпопея
Он должен был стать проверкой проходимости Северного морского пути не только ледоколами, но и транспортными кораблями. В Чукотском море из-за неблагоприятной ледовой обстановки «Челюскин» попал в ледовый плен и 13 февраля 1934 года был раздавлен льдами. Члены экспедиции и экипаж во главе со Шмидтом высадились на льдину. Советское правительство приняло все возможные меры для спасения людей. В Москве для оказания им помощи была создана правительственная комиссия во главе с Валерианом Куйбышевым. Главную роль в спасении полярников сыграла советская авиация.
Куканов и Ляпидевский пытались долететь до лагеря Шмидта, но безрезультатно. Лишь 5 марта Ляпидевский достиг лагеря и эвакуировал оттуда 10 женщин и двух детей - дочь Васильевых Карину и полуторагодовалую Аллу, дочку другого зимовщика радиста Петра Буйко. Это был успех, но остальным пришлось ждать спасения еще больше месяца. Мешали то непогода, то капризы техники.
Когда 14 марта Ляпидевский совершил аварийную посадку, исправных самолетов на Чукотке не осталось вообще кукановская машина вышла из строя еще раньше. К этому времени группа военного летчика Николая Каманина, 1 марта вышедшая из Владивостока на пароходе "Смоленск" с разобранными самолетами на борту, добралась только до Камчатки. И лишь в конце марта и начале апреля с Аляски на купленных в Штатах самолетах наконец вылетели Леваневский и Слепнев. Даже просто добраться до Чукотки было подвигом. Не было ни баз, ни навигации, ни точных карт. Мы находились на краю земли, лежащей за пределами цивилизации. Никаких аэродромов, никаких радиомаяков. Мы знали только, что в Анадыре и бухте Провидения должно быть для наших машин горючее, но и это не наверняка", - вспоминал Каманин. Из записок летчика Михаила Водопьянова, летевшего с Галышевым: "Путь...
Никто еще не летал в этих местах зимней порой". До села Ванкарем, где расположился штаб спасательной операции около 150 км от лагеря Шмидта , добраться удалось не всем летчикам: пурга, поломки, вынужденные посадки... Счастливая развязка Второй успешный рейс на льдину совершил 7 апреля Слепнев, доставивший челюскинцам ящик американского пива и собак - возить багаж от лагеря к аэродрому при посадке на лед он повредил шасси, чиниться пришлось на месте. В тот же день в лагерь прилетели, ориентируясь на столб дыма, Каманин и Василий Молоков. Большую часть челюскинцев - свыше 80 человек - эвакуировали всего за четыре дня 10-13 апреля Молоков, Каманин, Водопьянов, Слепнев и Иван Доронин. Шмидта, слегшего с воспалением легких, увезли в больницу на Аляску. Вот как вспоминал последний рейс Водопьянов: "... Вылетели сразу на трех самолетах: Молоков, Каманин и я... В лагере оставалось шесть человек включая капитана Воронина.
Пока первые два самолета поднимались в воздух, я заметил - что-то торчит из-под снега. Толкнул ногой - два пустых чемодана. Решил взять: найдутся хозяева - спасибо скажут. И в самую последнюю минуту за торосами я увидел еще что-то - оказалась целая груда теплого белья, пар сто. Решил и это взять. Не оставлять - так ничего не оставлять". Самолеты-трудяги Р-5. Большинство челюскинцев спасли именно "эр-пятые". Некоторых пассажиров везли в грузовых сигарообразных контейнерах, подвешенных под крыльями.
Больше всего челюскинцев вывезли с льдины Молоков 39 и Каманин 34. С самолетов на палубу сыпались охапки ландышей. В городе соорудили "триумфальную арку", а гостиница "Версаль" вскоре стала "Челюскиным" в 1990-х ей вернули прежнее название. В столицу спасенных и спасителей вез литерный поезд.
В честь челюскинцев в СССР был назван ряд географических объектов, улиц, парков.
Но не под открытым небом. Благодаря тщательной подготовке на льду океана удалось обустроить "сносную" жизнь, которую каждый старался сделать "возможно культурнее и лучше" Шмидт. В "ледяном лагере" благодаря спасенным с судна пиломатериалам построили деревянный барак. Была выстроена пекарня и даже организована редакция стенгазеты "Не сдаемся! В лагере готовили аэродром, несмотря на то что лед покрывался трещинами, торосами, заносился снегом и постоянно ломался. Экспедиция получала радиограммы, в которых сообщалось об организации спасения и всех мероприятиях. Кроме того, так как лагерь дрейфовал, летчикам необходимо было постоянно направлять его точные координаты. Спасение экспедиции За судьбой челюскинцев следил, без преувеличения, весь мир. И если сама экспедиция прославила полярных исследователей, то ее спасение стало триумфом полярной авиации и приобретением бесценного опыта использования авиатехники в суровых и непредсказуемых условиях Арктики. В лагере был составлен список, согласно которому первыми должны были доставить на берег женщин и детей. Опубликование списка вообще вызвало много огорчений, так как намеченные к более ранней отправке усиленно доказывали, что они могут уступить свою очередь другим. Однако список соблюдался строго", — пишет Шмидт. Первым в лагере челюскинцев весной 1934 года приземлился экипаж Анатолия Ляпидевского на самолете АНТ-4. Поиски проводились в условиях повышенной сложности: стояла полярная ночь, то и дело поднимались сильные ветры, пурга, температура опускалась до 40-градусных отметок. Самолет Ляпидевского 28 раз вылетал на поиски экспедиции и только на 29-й ее нашел. Причем летчик сумел посадить свою машину на площадке, которая была втрое меньше, чем было необходимо. От летчиков во время спасательных операций требовалось наивысшее напряжение сил и ресурсов организма. Это был самый настоящий подвиг. Массовая и успешная эвакуация полярников возобновилась позже, когда на помощь прибыли летчики Слепнев, Каманин и Молоков. Итоги экспедиции Несмотря на то что выйти в Тихий океан "Челюскину" не удалось, основная цель была достигнута — проходимость СМП доказана. Кроме того, стало ясно, что необходимо увеличить арсенал ледокольного флота и правильно расставить суда на всех участках пути. Был наработан и навигационный опыт: были сделаны выводы о конструкции пароходов для Арктики. В научном плане было широко исследовано Чукотское море: его течения, взаимодействия этих течений, ветра, сопротивление берега движению льда. Были достигнуты результаты научных наблюдений в гидрологии, гидрохимии, гидробиологии, аэрологии, метеорологии.
90 ЛЕТ ЧЕЛЮСКИНСКОЙ ЭПОПЕЕ
Ликующие толпы москвичей встречают участников ледовой эпопеи «Челюскина». Ровно 90 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин». В сентябре 1989 года затонувший "Челюскин" нашел Сергей Мельникофф на гидрографическом судне "Дмитрий Лаптев". 87 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», который должен был открыть регулярную навигацию по Северному морскому пути.
Подвиги во льдах: в эти дни 90 лет назад началась челюскинская эпопея
Собаки помогали перевозить людей и грузы от лагеря к аэродрому. Слепнев вывез с льдины пять человек. Самая большая группа самолетов и летчиков была подчинена Н. Это были военные летчики полка разведчиков на самолетах Р-5. Сначала их было четверо: Н. Каманин, Б.
Пивенштейн, И. Демиров, Б. Затем поступил приказ включить в группу полярных летчиков В. Молокова и Ф. Когда Каманин изложил свой план перелета, Фарих высказал несогласие, ссылаясь на незнание Каманиным условий полетов на севере.
В результате спора Каманин отстранил Фариха от участия в экспедиции [23]. Группа с пятью самолетами погрузилась во Владивостоке на пароход «Смоленск» и добралась до северной части Камчатки. Далее путь был продолжен на выгруженных самолетах, практически без информации о метеоусловиях и без радиосвязи. На маршруте приходилось преодолевать горные хребты, высота которых немногим уступала потолку самолетов Р-5. Осуществить полет пятерки строем из-за попадания в облака не удалось.
Демиров и Б. Бестанжиев от группы оторвались. Затем они оба и находившиеся на борту механики потерпели аварии и чудом добрались до населенного пункта. Фарих оказался прав. При посадке в Анадыре Каманин подломал свой самолет.
Не оказалось в Анадыре и бензина. Каманин приказал слить бензин из поврежденного самолета, оставив Пивенштейна для его ремонта, а сам в паре с Молоковым продолжил перелет. Высказывалось мнение, что Каманин отнял у Пивенштейна не только самолет, но и лавры героя-спасителя. Но Каманин был военным командиром группы и не имел права по собственной инициативе передавать кому-либо свои функции. Пивенштейн же, отремонтировав подручными средствами самолет, прилетел в Ванкарем и перевозил спасенных челюскинцев в бухту Провидения, где их ждал пароход.
Каманин и Молоков, прибыв в Ванкарем, сразу же приступили к полетам в ледовый лагерь. В это время у Шмидта начала прогрессировать застарелая легочная болезнь, и с каждым днем он чувствовал себя все хуже. Однако, не считая себя вправе оставить дело незавершенным, Шмидт категорически отказывался покинуть лагерь. Вскоре из Москвы на имя Шмидта пришел приказ передать руководство его заместителю Боброву и незамедлительно эвакуироваться на Аляску под опеку американских врачей. По решению правительственной комиссии Шмидт, которого привез со льдины Молоков, 11 апреля был переправлен в больницу города Ном на Аляске.
В те дни летчики значительно увеличили «пассажировместимость» своих двухместных Р-5. Быстро подсчитав, что по 3 человека за рейс летать придется очень много раз, они стали сажать пассажиров в подкрыльевые парашютные ящики. За один рейс вывозили 4, 5 и даже 6 человек, причем в парашютные ящики садились охотнее, чем в кабину. Молоков вывез на материк 38 человек, а Каманин - 34 [7; 8]. На долю третьей группы летчиков выпала самая трудная эпопея.
Водопьянов, И. Доронин на «Юнкерсе» W-34 и В. Галышев — наиболее опытные полярные летчики — преодолели в воздухе путь от Хабаровска до самого Ванкарема длиной в 5860 км. Эта трасса была также малоисследованна и не обеспечена радиосвязью. Весь их беспримерный перелет из Хабаровска проходил под девизом «Хоть бы одного успеть вывезти».
Из-за отказа двигателя Галышев задержался в Анадыре. Галышев, как и Пивенштейн, перевозили челюскинцев из Ванкарема в бухту Провидения. Всего советские летчики выполнили 24 рейса, спасти удалось всех 104 человек, оказавшихся на льдине и два месяца проведших на ней в условиях полярной зимы. С февраля по апрель 1934 г. Жадно ловили любую информацию о том, что происходит в Чукотском море, волновались за полярников и летчиков, а на улицах совершенно незнакомые люди обсуждали перипетии спасения челюскинцев.
Всеобщий энтузиазм отразился даже в появлении оригинальных имен для новорожденных, таких как Отшминальд Отто Юльевич Шмидт на льдине и Лагшмивара Лагерь Шмидта в Арктике. Участники зимовки на льдине, включая погибшего при затоплении судна Б. Могилевича, были награждены орденами Красной Звезды. За помощь в спасении советских полярников также были награждены двое американцев — бортмеханики Уильям Левери и Клайд Армстед, которые получили ордена Ленина. Триумфальное возвращение участников экспедиции стало логическим продолжением того беспрецедентного внимания, с которым освещался ход спасательной операции, — передовицы газет, радиопередачи, выпуски кинохроники ни на минуту не переставали напоминать о лагере Шмидта.
Челюскинцам предстояло вернуться из Владивостока в Москву поездом, проехав через всю страну по дороге, буквально усыпанной цветами, и выдержав настоящий ураган восторженного внимания. Это было ни с чем не сравнимое, доселе невиданное ликование нации, едва ли не впервые почувствовавшей себя единой и сильной. Апофеозом встречи стал парад на Красной площади, куда челюскинцев привезли прямо с вокзала по затопленным торжествующими людьми московским улицам [25]. Заключение Арктические достижения стали блестящей находкой для советской пропаганды. Тема освоения Севера — с романтикой арктических будней и мужеством советских полярников — не сходила со страниц книг, газет и с киноэкранов, сформировав целое поколение людей, для которых работа в Заполярье стала смыслом жизни.
По мотивам экспедиции было снято несколько художественных фильмов, написаны книги. Память челюскинцев была увековечена в большом количестве улиц, которые сегодня можно встретить во многих городах России, Украины и Белоруссии. Стоит упомянуть о мифе, связанном с челюскинской эпопеей: в ряде публикаций в СМИ и Интернете, а также на телевидении в начале 2000-х годов не раз появлялась информация о гибели большого числа заключенных на якобы шедшем рядом с «Челюскиным» пароходе «Пижма», который был взорван вместе с людьми в феврале 1934 г. Абсурдность этой вымышленной истории полностью доказана. В литературе существуют различные оценки итогов экспедиции «Челюскина».
Так, В. Визе подробно описывает ход экспедиции и спасение челюскинцев, но избегает любых оценок. Новиков отмечает общеполитическое значение экспедиции. Лаппо говорит о влиянии научных работ на «Челюскине» на последующий ход научного изучения Арктики. О значении экспедиции на «Челюскине» можно говорить в общеполитическом плане и с точки зрения выполнения программы работ.
Существует мнение, что экспедиция не справилась с основным заданием — пройти Северным морским путем так, чтобы ни у кого не осталось сомнений в пригодности этой трассы в смысле ее транспортной эксплуатации. Но, с другой стороны, эта экспедиция может рассматриваться как эксперимент, который должен был ответить на вопрос: смогут ли неледокольные, в том числе боевые, корабли за одно лето проходить Северным морским путем во Владивосток без ледокольной проводки или нужно создавать мощный ледокольный флот? Проведенные гидрографические, гидрологические, геофизические исследования и специальные наблюдения представляли большую научную ценность. Полученная в ходе экспедиции информация была важна для развития полярной навигации. Определение дрейфа корабля производилось 2700 раз, а льдины — 64 раза, что дало возможность составить подробную карту дрейфа.
Протяженность дрейфа составила 1103 мили, в том числе судна — 989 миль и льдины — 114 миль. Большое значение имело изучение условий плавания в Арктике. На Северный морской путь стали отправлять суда, подготовленные на порядок лучше «Челюскина». Опыт показал необходимость ледокольной проводки транспортных судов. С 1935 г.
Была отработана проводка ледоколами грузовых судов в тяжелых льдах. В 1936 г. Лоцманами на них стояли полярные капитаны П. Миловзоров и Н. Николаев, начальником похода был все тот же О.
На этот раз перед караваном шел ледорез «Федор Литке». Для защиты их корпусов, не предназначенных для плавания во льдах, были применены так называемые «шубы» из деревянных брусьев, закрепленных в районе ватерлинии, разработанные А. Опыт плавания по СМП боевых кораблей, не имеющих ледовых подкреплений, был позже неоднократно использован. В военные годы в 1942 г. Прошли благополучно и подводные лодки Д-1, Д-2 и Д-3 под командованием капитана 1-го ранга К.
Долгое время они обеспечивали ледовые проводки судов. Затем появились гораздо более мощные ледоколы типа «Москва» и «Ермак».
Как ни удивительно, но наибольшую роль в операции по спасению челюскинцев сыграли не тяжелые многоместные машины типа АНТ-4 или американских «Флитстеров», а небольшие двухместные бипланы-разведчики Р-5. Два этих самолета, за штурвалами которых сидели летчики Николай Каманин и Василий Молоков, добрались до Ванкарема 7 апреля. Это стало финалом непростого пути, в который сводный отряд военных летчиков под командованием Каманина первоначально отправился из Владивостока в Анадырь на пароходе, а затем оттуда — по воздуху до Уэллена. Небольшие самолеты с трудом переносили тяжелые условия полета, и в итоге из пяти Р-2 и двух У-2 до места добралась только пара разведчиков, которые тут же включились в работу. Они поставили своеобразный рекорд, сумев эвакуировать из лагеря челюскинцев наибольшее число зимовщиков. Николай Каманин на своем самолете за девять рейсов вывез 34 человека, а его подчиненный Василий Молоков за восемь полетов — 39!
Правда, чтобы добиться таких результатов, пилотам пришлось идти на крайние меры: сначала они сажали по три-четыре человека в штурманские кабины, а потом приспособили для перевозки людей подкрылевые парашютные ящики из фанеры. В то время как в СССР интенсивно шла работа по спасению экспедиции, западные СМИ распространяли недостоверную информацию: немецкая Voelkischer Beobachter писала: "Принятые до сих пор меры по спасению челюскинцев проводятся слишком поспешно и без плана... Самолеты отправляются на верную гибель, их ждет обледенение. Каждая посадка является риском и зависит от счастливой случайности". Politiken в Дании и вовсе сообщала, что Шмидт погиб: "На льдине Отто Шмидт встретил врага, которого еще никто не мог победить. Он умер как герой, человек, чье имя будет жить среди завоевателей Северного Ледовитого океана". Prager presse — чехословацкая газета — тоже поддерживала панику: "Быстрое спасение при помощи самолетов невозможно не только потому, что в таких отдаленных местах никогда не бывает достаточного числа необходимых самолетов, но и потому, что время года противодействует полетам: туманы, метели, сильные ветры". В их числе были Алексей Бобров — помощник начальника экспедиции Отто Шмидта, исполнявший его обязанности после эвакуации шефа, капитан парохода Владимир Воронин и радист Эрнст Кренкель.
На этом операция по спасению челюскинцев была завершена.
За час на лёд было выгружено всё необходимое для предстоящей полярной Одиссеи. В течение второго часа за борт сбрасывалось всё, что можно было спасти». В поддень льды прорвали подводную часть корабля, вода хлынула в машинное отделение. Носовая часть парохода стала быстро погружаться, а корма, поднималась всё выше. Жизнь корабля измерялась минутами. Быстро и чётко люди стали переправлять на лёд свой аварийный запас. Последним по славной и старой традиции сошёл с корабля капитан. И в ту же минуту высоко поднялась корма, показался руль и винт.
С грохотом покатился отвязанный груз, и всё заволокло густой завесой из брызг, снега, пара. Когда завеса рассеялась, «Челюскина» уже не было. Его поглотила морская пучина». Ответом на призыв «Спасти челюскинцев! Поликарпова, пилоты которых совершили непостижимое, возведя себя и поликарповские машины в понятие бессмертная эпоха! Какими эпитетами можно осветить Подвиг полярных лётчиков, вывозивших неудачливых мореплавателей и поднимавшихся со льда с 5-6-ю челюскинцами на двухместном, непрочном «Эре»?! Потенциальные враги надрывали глотки, словно глашатаи бирж, однако Русский Дух Товарищества был в расцвете. Это он, ДУХ - будет крушить на земле, в небе, в морях легионеров «Кондора» и «Ла Кукарачча», «красно-солнечных» азиатов близ Хасана и Халхин-Гола, злобных финнов, асов и начинающих Люфтваффе... Через рупор «Прагер Пресс» чехи проклинали метеоусловия.
Герр Геббельс штурмовал печатные станки своим «Штурмом», крушившим евреев и красных. Итальянцам хватало боевого пилотажа над Средиземноморьем и Эфиопией. США тактично смолчали, памятуя про спасение лётчика Д. Маттерна С. Леваневским, в тех же чукотских местах год назад... Датчанам было жаль людей и пароход. Газета «Политикен» постаралась ответить едино за всех: «На льдине Отто Шмидт встретил врага, которого ещё никто не мог победить! Неохватные расстояния Родины победили... Челюскинцы эмоционально верили в помощь с Большой земли.
В нём — написанные, как говорится, по горячим следам свидетельства 64 челюскинцев — участников Великого северного похода. Волнующие душу воспоминания, исторически достоверные факты! В «лихие 90-е» на «Челюскина» было вылито много грязи. Борзописцы-антисоветчики упрекали власть СССР: мол, необдуманно бросила людей на гибель. Как же всё было на самом деле? Цели полярного похода В самом начале первого тома — статья Отто Шмидта о задачах полярного похода парохода «Челюскин»: «Эта экспедиция — одно из звеньев большой работы по изучению и освоению советской Арктики — далёкого севера нашей страны. В общий грандиозный план великих работ первой пятилетки была включена и Арктика. С 1929 года начинается систематическое использование ледокольного флота. В 1933 году было решено повторить поход «Сибирякова»: вновь выйти для сквозного прохода Северным морским путём». Совокупность нескольких причин привела к этому решению, пишет Отто Юльевич.
Надо было сменить зимовщиков острова Врангеля и расширить станцию за последние годы попытки достигнуть острова с востока не давали успеха. Также следовало укрепить и продолжить опыт плавания «Сибирякова», изучив ряд ещё не известных участков моря. Наконец, необходимо было проверить, в каких пределах возможно плавание на севере грузовых пароходов — не ледоколов и каким образом организовать совместную работу этих пароходов и ледоколов на всём пути. Но они не были предназначены для дальнего плавания: брали на борт малый запас топлива и совсем не могли принять добавочный груз. А тут требовалось завезти на остров Врангеля для полярников несколько деревянных построек, большой запас угля, продовольствия, снаряжения: палатки, спальные мешки, несколько комплектов рабочей одежды, лёгкой и тёплой… Топливом планировалось обеспечить и ледокол, если возникнет необходимость в его помощи. В общем нужно не ледокольное, а, что называется, полуледокольное судно. В июне «Челюскин» прибыл из Дании в Ленинград. Поэтому был разработан вариант похода, при котором «Челюскин» идёт, насколько возможно, своим ходом, а в случае больших ледовых препятствий призывает на помощь ледокол «Красин», — пишет Отто Юльевич. Штурман В. Павлов в книге «Поход «Челюскина» пишет: «10 августа в 4 часа 30 минут отошли от мурманской пристани.
На борту судна 112 человек: 53 — экипаж, 29 — состав экспедиции, 18 зимовщиков острова Врангеля, 12 строителей. Запасы: угля 2995 тонн, воды 500 тонн, продовольствия на 18 месяцев и трёхгодичное снабжение для острова Врангеля». Кроме собственных экспедиционных грузов и угля, «Челюскин» взял на борт два разобранных дома для полярников острова Врангеля. Много места заняли бочки с горючим как для самолёта Ш-2, размещённого на корабле, так и для радиостанции на острове Врангеля. Позаботились и о том, чтобы у полярников было в пути свежее мясо: на борт погрузили 26 коров, четырёх поросят. Баренцево море «Челюскин» прошёл, не встретив льдов. Вошли в Карское море. Тяжёлые льды ранили судно Отто Шмидт: «При первых же встречах со льдом в Карском море «Челюскин» получил повреждение в носовой части лопнул шпангоут, погнулась стрингера и т. Нам пришлось взять тысячу лишних тонн угля для «Красина». Наличие лишнего груза привело к тому, что более укреплённый, так называемый ледовый пояс обшивки оказался ниже ватерлинии, и пароход встречал лёд менее защищённой верхней частью.
Эти повреждения показали, что мы не должны требовать от «Челюскина» слишком многого. Хотя он и построен с учётом северного плавания, но его крепления рассчитаны, очевидно, неправильно и во всяком случае недостаточно». Воронин, капитан судна: «Челюскин», широкий и малосильный пароход, не мог, конечно, форсировать льды и выдерживать их напор. Но ещё вопрос, как бы повёл себя во льдах Чукотского моря даже настоящий ледокол? Уж очень тяжёлый лёд был там в 1933 году». Надо было поскорее избавиться от лишнего обременительного груза для «Красина».
«Челюскинская эпопея – трагедия, ставшая триумфом»
первооткрывателя северной оконечности Азии. Так 13 февраля 1934 года в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Более 70 лет минуло после героической эпопеи спасения челюскинцев – Самые лучшие и интересные новости по теме: Экспедиция Челюскина, истории на развлекательном портале
13 февраля 1934 года – Началась «челюскинская эпопея» на льдине
Одновременно с ними звания Героя Советского Союза был удостоен также лётчик Сигизмунд Леваневский , хотя из-за аварии самолёта до лагеря он не долетел и ему не довелось снять со льдины ни одного челюскинца. За помощь при спасении челюскинцев орденом Ленина были награждены двое американских бортмехаников , Клайд Армстед англ. Clyde Armistead и Уильям Левери англ. William Lavery , 20 апреля 1934 года [14] [15]. Непосредственные участники зимовки, кроме двух детей, были награждены орденом Красной Звезды 103 человека, включая погибшего Б.
Могилевича [16]. Хаапалайнену, Л. Шрадер, Е. Силову, механику рации мыса Северного С.
Семёнову, начальнику полярной станции Уэлен Н. Хворостянскому и члену Чрезвычайной тройки Я. Погорелову [17].
С 1929 года начинается систематическое использование ледокольного флота. В 1933 году было решено повторить поход «Сибирякова»: вновь выйти для сквозного прохода Северным морским путём». Совокупность нескольких причин привела к этому решению, пишет Отто Юльевич. Надо было сменить зимовщиков острова Врангеля и расширить станцию за последние годы попытки достигнуть острова с востока не давали успеха. Также следовало укрепить и продолжить опыт плавания «Сибирякова», изучив ряд ещё не известных участков моря.
Наконец, необходимо было проверить, в каких пределах возможно плавание на севере грузовых пароходов — не ледоколов и каким образом организовать совместную работу этих пароходов и ледоколов на всём пути. Но они не были предназначены для дальнего плавания: брали на борт малый запас топлива и совсем не могли принять добавочный груз. А тут требовалось завезти на остров Врангеля для полярников несколько деревянных построек, большой запас угля, продовольствия, снаряжения: палатки, спальные мешки, несколько комплектов рабочей одежды, лёгкой и тёплой… Топливом планировалось обеспечить и ледокол, если возникнет необходимость в его помощи. В общем нужно не ледокольное, а, что называется, полуледокольное судно. В июне «Челюскин» прибыл из Дании в Ленинград. Поэтому был разработан вариант похода, при котором «Челюскин» идёт, насколько возможно, своим ходом, а в случае больших ледовых препятствий призывает на помощь ледокол «Красин», — пишет Отто Юльевич. Штурман В. Павлов в книге «Поход «Челюскина» пишет: «10 августа в 4 часа 30 минут отошли от мурманской пристани.
На борту судна 112 человек: 53 — экипаж, 29 — состав экспедиции, 18 зимовщиков острова Врангеля, 12 строителей. Запасы: угля 2995 тонн, воды 500 тонн, продовольствия на 18 месяцев и трёхгодичное снабжение для острова Врангеля». Кроме собственных экспедиционных грузов и угля, «Челюскин» взял на борт два разобранных дома для полярников острова Врангеля. Много места заняли бочки с горючим как для самолёта Ш-2, размещённого на корабле, так и для радиостанции на острове Врангеля. Позаботились и о том, чтобы у полярников было в пути свежее мясо: на борт погрузили 26 коров, четырёх поросят. Баренцево море «Челюскин» прошёл, не встретив льдов. Вошли в Карское море. Тяжёлые льды ранили судно Отто Шмидт: «При первых же встречах со льдом в Карском море «Челюскин» получил повреждение в носовой части лопнул шпангоут, погнулась стрингера и т.
Нам пришлось взять тысячу лишних тонн угля для «Красина». Наличие лишнего груза привело к тому, что более укреплённый, так называемый ледовый пояс обшивки оказался ниже ватерлинии, и пароход встречал лёд менее защищённой верхней частью. Эти повреждения показали, что мы не должны требовать от «Челюскина» слишком многого. Хотя он и построен с учётом северного плавания, но его крепления рассчитаны, очевидно, неправильно и во всяком случае недостаточно». Воронин, капитан судна: «Челюскин», широкий и малосильный пароход, не мог, конечно, форсировать льды и выдерживать их напор. Но ещё вопрос, как бы повёл себя во льдах Чукотского моря даже настоящий ледокол? Уж очень тяжёлый лёд был там в 1933 году». Надо было поскорее избавиться от лишнего обременительного груза для «Красина».
Он тоже находился в Карском море. Сблизились, команды быстро переместили 900 тонн «чёрного золота» из трюма в трюм. А вот к острову Врангеля приблизиться не удалось. Дома в разобранном виде, инструменты, команда из 18 человек, провизия остались на корабле. Отто Шмидт решил: когда дойдут до мыса Челюскина, высадят строителей там и они создадут новую станцию полярников. Какое имя ей дать — решали сообща.
Они оказались бесценными для дальнейшего освоения Севморпути.
Шмидта О. Куйбышева В. Спасательная экспедиция на собаках с берега, так же как пеший переход из лагеря на берег были неприемлемы. По торосистому льду ещё ни одной экспедиции не удавалось делать более 10 километров в день. Даже если бы мы нигде не встречали широких разводьев, которые могли нас надолго задержать, мы всё же должны были иметь в виду переход не менее чем в 25 дней до берега около 150 километров. В общем, было ясно, что из 104 человек дошли бы, вероятно, не более сорока», — пишет О. Надежду на спасение обещали только самолёты Челюскинцы согласились с мнением правительственной комиссии: основным средством спасения является самолёт.
Валерий Куйбышев к тому же сообщил, что в дополнение к авиации посылаются ледоход «Красин», дирижабли и вездеходы. Зимовщики начали строить аэродромы. В Арктике лёд совсем не тот, как, скажем, на Байкале, на реках Сибири. Торосы, трещины, разводья… Их надо убирать. Только приготовят площадку, начинается подвижка льдов, и она уже не может принять самолёт. И так много раз. Понадобилось построить пять аэродромов.
Составлен был список эвакуации полярников. Первыми в нём значились фамилии десяти женщин и двух малолетних девочек. Лишь 5 марта 1934 года их забрал самолёт Ляпидевского. Последние шесть полярников, в их числе и капитан корабля В. Воронин, покинули лагерь зимовки 13 апреля. Женщины приземлились в Уэлене, все остальные — в Ванкареме. Лётчики совершили 23 рейса.
Спасены были все 104 человека, прожившие на льдине два месяца в условиях полярной зимы. От Ванкарема до Уэлена предстоял трудный 500-километровый путь. Мы получили только две собачьи упряжки, по одной на четыре человека. Это значительно меньше, чем у бригад, отправленных ранее. Это значит, что ехать на нартах не придётся, так как они доверху загружены нашими рюкзаками, малицами и спальными мешками. И на десятый день мы в Уэлене», — написал гидробиолог П. С Чукотки, из бухты Провидения, 21 мая 1934 года челюскинцы на пароходах «Смоленск» и «Сталинград» поплыли сначала на Камчатку, а затем во Владивосток.
Отсюда на специальном литерном поезде отправились в Москву. Все челюскинцы получили ордена и медали СССР. В апреле 1934 года правительство приняло постановление «О возведении монумента в память полярного похода «Челюскина» в 1933—1934 годах». Установить его надлежало в Москве, на Стрелке. Многие скульпторы, начинающие и маститые, такие, как Вера Мухина и Иван Шадр, пожелали увековечить подвиг и членов экспедиции, и лётчиков. Но ни один из проектов не получил одобрения.
Ном на Аляске. Оттуда 29 марта Леваневский вылетел с Ушаковым, но над Чукоткой попал в крайне тяжёлые метеорологические условия; во время аварийной посадки его самолёт получил значительные повреждения и в дальнейших спасательных работах участия принять не смог. Стартовавший через несколько дней Слепнёв перелетел в Ванкарем, а 7 апреля совершил посадку в лагере, повредив при этом самолёт о ледяную глыбу. В тот же день в лагерь прилетели Н. Каманин командир лётного спасательного отряда, выделенного Особой Дальневосточной армией и В. Молоков входил в группу гражданских лётчиков на самолётах Р-5 и вывезли 5 человек, а Слепнёв после трёхдневного ремонта самолёта вернулся на базу, также взяв 5 человек. На льдину он больше не летал, а переправил вывезенного Молоковым больного Шмидта в Ном этим же рейсом на родину возвратились механики самолётов «Флестер». Самолёты Р-5 группы Каманина, доставленные по железной дороге, были 2 марта отправлены вместе с экипажами из Владивостока на Чукотку пароходом «Смоленск», однако из-за сложной ледовой обстановки дошли только до мыса Олюторского на Камчатке. В период 7—13 апреля они выполнили по 9 рейсов между базой и лагерем и вывезли соответственно 34 и 39 человек. Для увеличения загрузки самолёта под крылом Р-5 прикрепляли по 2 фанерных футляра для грузовых парашютов, в которых лёжа мог размещаться человек. Молоков, летавший без штурмана, брал в двухместный самолёт до 6 пассажиров.
В тени первых Героев. Белые пятна челюскинской эпопеи
13 февраля 1934 года «Челюскин» сильно сжало льдами, в течение двух часов после того, как треснули листы обшивки, пароход затонул. Безуспешно стремился пробиться к «Челюскину» ледокол «Литке», вышедший на помощь, несмотря на множество полученных им самим повреждений. "Челюскин" (первоначально назывался "Лена") – советский пароход, построенный в Дании по заказу СССР, предназначался для хождения между устьем Лены и РИА Новости, 13.02.2024. началась героическая челюскинская эпопея! Happy end челюскинской эпопеи, за которой, затаив дыхание, следил буквально весь мир, показал всем «высокий профессионализм, смелость, отвагу и силу духа всех принимавших в ней участие людей — как челюскинцев, так и спасателей. Интерес к Челюскинской эпопее не угасает до сих пор еще и потому, что актуальным остается целый ряд вопросов: был ли поход «Челюскина» авантюрой начальника Главсевморпути O.Ю. Шмидта или закономерным событием в освоении Арктики.
Великая эпопея “Челюскина”
10 августа 1933 года "Челюскин" вышел из Мурманска. Пароходу «Челюскин», который отправился в свое последнее плавание из Мурманска во Владивосток 2 августа 1933 года, предстояло доказать, что вполне реально пройти Северным морским путем за одну навигацию. В последние годы некоторые факты «челюскинской эпопеи» были искажены или подвергались фальсификации, поэтому стоит еще раз обратиться к этим ярким страницам истории российской Арктики во избежание их дальнейшего искажения. 87 лет назад, 13 февраля 1934 года, в Чукотском море затонул пароход «Челюскин», который должен был открыть регулярную навигацию по Северному морскому пути. В апреле 1934 года правительство приняло постановление «О возведении монумента в память полярного похода «Челюскина» в 1933—1934 годах». Таким образом, удалось выяснить, что эпопея челюскинцев является важнейшей вехой в процессе формирования «полярного» мифа в идеологии и культуре СССР 1930-х годов.