Блокада Ленинграда — один из самых известных и трагических периодов Великой Отечественной войны.
Дорога через смерть ради жизни. Как спасали жителей блокадного Ленинграда
Дети Ленинграда – Росгвардия | Аннотация: Статья посвящена малоисследованному сюжету из истории эвакуации населения Ленинграда в годы блокады. |
Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город | Эвакуация людей из блокадного Ленинграда на грузовиках по Дороге Жизни. |
Блокада. Поиск эвакуированных граждан, погибших в эвакуации | Точное число жителей блокадного Ленинграда, погибших от голода, холода, артобстрелов и бомбардировок фашистской авиации, неизвестно. |
Как эвакуировали паровозы из блокадного Ленинграда.mov | Путь до расположенного в тылу хлебного города Красноярска превратился для эвакуированных людей из блокадного Ленинграда в испытание, которое не всем оказалось под силу. |
«Мы здесь больше не чужие»: как Сибирь встречала эвакуированных из блокадного Ленинграда
Интересно, что до 1990-х годов в исторических исследованиях называли только это постановление, не анализируя его содержания, и ссылались, как правило, на шеститомную «Историю Великой Отечественной войны Советского Союза». Сегодня текст первого Постановления «О порядке вывоза…» рассекречен. Более того, мне удалось обнаружить первоначальный проект этого постановления с редакционной правкой, сделанной рукой Лазаря Кагановича зампред СНК. Показательно сравнение этих двух документов. Пункт 2-б регламентировал порядок эвакуации населения. В первую очередь эвакуации подлежали: в проекте — «население, квалифицированные рабочие вместе с эвакуируемыми с фронта предприятиями, семьи начсостава Красной Армии, работников НКВД и ответственных советских и партийных работников, дети до 15 лет». В исправленном варианте постановления — «квалифицированные рабочие, инженеры и служащие вместе с эвакуируемыми с фронта предприятиями, население, в первую очередь молодежь, годная для военной службы, ответственные советские и партийные работники». То есть население переместилось из первой категории во вторую. И то преимущественно в виде молодежи. Так что теоретическая возможность эвакуации у всего населения с территорий, которые могут быть оккупированы, осталась, но перечень категорий поставил во главу угла государственные интересы. В документе упоминалось о создании эвакопунктов и организации отделов по эвакуации населения.
Предполагалось, что решения об эвакуации должны принимать Совет по эвакуации или местное военное командование. Многие отечественные исследователи признают, что при эвакуации из Ленинграда было допущено промедление. Была неправильно организована эвакуация детей — и это стало причиной того, что предложения эвакуироваться вызывали негативную реакцию со стороны ленинградцев. Но эшелоны попадали под бомбежки, дети гибли. Вскоре оставшихся в живых ребят начали возвращать обратно в город. На 10 августа 1941 года было эвакуировано 175,4 тыс. Бурное сопротивление вызвали у людей слухи о принудительной эвакуации. Перелом в настроениях наступил после того, как кольцо блокады замкнулось. К сожалению, было уже поздно: ошибка властей дорого обошлась ленинградцам. На первом этапе были эвакуированы более 600 тысяч человек.
Отъезжавшие ленинградцы имели определенные льготы по сравнению с жителями других местностей. Им разрешалось взять груз до 50 кг на человека. Остающееся в квартире имущество сдавалось под охрану управляющему домом на практике это далеко не всегда спасало имущество эвакуированных от мародерства. Освобождаемая жилплощадь сохранялась за отъезжающими без взимания квартплаты в 1942 году выйдет новое постановление правительства, по которому право на жилье сохраняли только те, кто регулярно платил квартирную плату. По областям назначались уполномоченные Ленгорисполкома, которые должны были разместить эвакуированных. Поскольку состояние здоровья большинства людей было тяжелым, а вывозили по Дороге жизни прежде всего детей и больных, с 20 февраля 1942 года на железной дороге было установлено особое наблюдение за эшелонами с ленинградцами. Эвакопункты тыловых станций превратились фактически в госпитали.
Оставшееся производство часто велось людьми того возраста, что на этом фото. Ясно, что 0,3 миллиона тонн перевозок хватило бы для вывоза из города хоть всего мирного населения вместе взятого. Тогда в осажденном Ленинграде уменьшилась бы потребность в продовольствии и плохое питание не осталось бы спутником горожан до снятия блокады. Почему это не было сделано? Однозначного ответа на этот вопрос в документах нет. Но нет в них и другого: следов понимания руководством осажденного города того, что даже осенью 1942 года и даже весной 1943 года и далее смертность на душу населения, с учетом возрастных когорт, в Ленинграде оставалась много выше уровня лета 1941 года. Небольшие самоходные немецкие суда с сильным зенитным вооружением появились на Ладоге в 1942 году тогда же сделан и снимок. Немцы и финны применяли их для борьбы с перевозками в блокадный город. На пути туда они пытались топить суда и баржи продовольствия, а на пути обратно детей и иных эвакуируемых. Однако к этому времени из-за эвакуации численность населения в городе уменьшилась так сильно, что абсолютные цифры вводили в заблуждение. Сегодня мы хорошо знаем, что множество смертей от болезней в условиях недоедания вызваны именно голодом ослабленный организм слабо сопротивляется инфекциям. В 1940-х в количественном смысле это явление было слабо изучено даже учеными и вряд ли было вполне ясным для ленинградского руководства Как легко видеть из этого автографа, внимание руководства государства воздушному мосту и другим аспектам снабжения города было большим. По записям его переговоров с командирами на фронте видно: с сентября 1941 года он постоянно подталкивает их, иной раз недвусмысленно угрожая, наступать с целью прорыва блокады города. Огромный объем сил, выделяемый для Ленинградского и Волховского фронтов, а также высокий уровень потерь в их наступательных операциях по деблокаде города, превышает показатели для любого другого города СССР. Все это ясно указывает: Кремль был готов на очень многое, чтобы снять или хотя бы облегчить блокаду. Если бы городское руководство яснее понимало, что происходит в его епархии, и информировало бы Москву о том, что с весны 1942 года голод не прекратил убивать, а лишь стал делать это реже, весьма вероятно, что из Ленинграда сперва вывезли бы людей, а уже потом станки. Но ясного понимания масштаба проблемы в этот период у местного градоначальника, судя по документам архивов, никогда не было. Но ведь блокаду можно было снять раньше? Сталин 12 декабря 1941 года одобрил план Шапошникова по удару под Ленинградом. В нем ключевую роль должен был сыграть Волховский фронт, развернутый восточнее и южнее отрезанного города.
Основано на множестве документальных данных и воспоминаниях очевидцев. Одна из глав повествует об эвакуации детей Ленинграда на территорию Новгородской области в те годы входившей в состав Ленобласти. Представлялось, что война продлится недолго, что скоро враг будет отбит, и боевые действия будут происходить уже на его территории. Как утверждает исследователь Кирилл Болдовский, эвакуация производилась в соответствии с планом и маршрутами, разработанными еще для зимней войны 1939—1940 годов на случай, если на Ленинград нападут финские войска. Детей вывозили на так называемые «летние дачи». Чтобы обезопасить от возможных обстрелов и бомбежек. Но вскоре выяснилось, что в силу стремительного продвижения германских войск опасность подстерегает ребятишек как раз в пути. Враг бомбил, расстреливал эшелоны. Но бюрократическая машина неповоротлива и нерешительна. Начальство боялось обвинений в пораженчестве и продолжало отправлять поезда из города навстречу врагу. Всего было вывезено около 235 тысяч детей и сопровождавших их взрослых. После чего под давлением родителей, напуганных доходившими известиями об авианалетах, начался процесс реэвакуации. Две трагедии в нашей области на станциях Лычково и Боровенка случились, когда поезда с детьми возвращались в Ленинград. Про Боровенку известно гораздо меньше. Но, возможно, были и другие трагедии, не только эти? Это — отдельное большое исследование, которым я планирую заняться. Какие-то новые подробности удалось найти уже сейчас. Например, мемуары учительницы А. Смирновой, которая находилась в Боровенке с детьми ясельного возраста. Они — не из того состава, который был расстрелян, как в Лычкове. Но учительница постоянно говорит о бомбежках, рассказывает, как уводила детей в лес под прикрытие деревьев.
Кроме архивных документов, в разделе есть и снимки города, на которых можно увидеть, через какие трудности прошли ленинградцы», — рассказала Анастасия Ракова , заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития. Пользователям сети предлагают ознакомиться с решениями исполкома Моссовета об отправке автобусов и грузовиков в осажденный немецкими и финскими войсками город. К машинам дополнительно крепили двухосные прицепы, чтобы доставить как можно больше продовольствия. Только в феврале 1942 года на транспортную магистраль через Ладожское озеро, так называемую Дорогу жизни, выехали 110 московских автобусов и грузовиков. Другие документы свидетельствуют об эвакуации населения из Ленинграда в столицу. А фильм-лекция, размещенный в новом разделе, посвящен повседневной жизни мирных жителей Ленинграда. В годы Великой Отечественной войны им пришлось столкнуться с голодом, потерей близких и разрушением родного города. Но даже в такие страшные дни продолжали работать Ленинградская публичная библиотека, Театр музыкальной комедии и радиостанция. Пользователей также приглашают посмотреть альбом с уникальными снимками военного фотокорреспондента газеты «Правда» Сергея Струнникова.
Об эвакуации жителей блокадного Ленинграда в БАССР
Пройдя сквозь множество испытаний и оставшись в живых, люди радовались тому, что выжили, а не погибли, как многие, от голода. Некоторые делали попытки отстоять собственные права на жилье. В 1945 г. Если вопрос был спорным, его урегулированием занимался управдом. Естественно, в таких условиях взяточничество было широко распространенным явлением. Человек, вселившийся до 01. Законодательство было настолько запутанным, что шансов вернуть себе квартиру у бывших владельцев почти не было.
В квартиры тех, кто был эвакуирован, заселялись руководящие лица, а также их родственники. Один из них — принятие участия в «восстановлении» жилища. За понравившуюся квартиру чиновнику давалась определенная взятка, чтобы ее признали аварийной.
Так, грузовики должны были держать стометровую дистанцию друг за другом для того, чтобы минимизировать риск ухода под лед сразу нескольких автомобилей. Ориентироваться в "ледяной пустыне" озера помогали установленные через каждые двести метров дорожные знаки, а в ночных условиях - маячные фонари. К слову, Осиновецкий маяк, расположенный на юго-западе Ладожского озера, играл ключевую роль в период работы ледовой трассы - именно по его свету 22 ноября 1941 года водители первой автоколонны в истории Дороги жизни определили пункт назначения. Тогда это побережье Ладоги контролировали советские войска и тогда же его оперативно оборудовали для приема грузов: организовали подходные фарватеры и установили причалы. На Дороге жизни соорудили пункты обогрева и оказания первой помощи, посты технической поддержки, а позже на протяжении 30 километров через равные промежутки появились регулировщицы, в задачи которых входило обозначать для водителей правильный путь. Дорога жизни осталась в исторической памяти народа как грандиозный подвиг, позволивший сохранить бесчисленные жизни осажденных ленинградцев и отстоять северную столицу.
Воюя с природой Важно понимать: Ладожское озеро к 1941 году оставалось малоисследованным - особенно его ледовый режим. Да и в целом славилось оно не только своими размерами, но и непредсказуемым характером, тяжелейшими погодными условиями и неравномерным замерзанием. Несмотря на это, советское военное руководство понимало, что Ладога - это единственный доступный способ бороться с бесчеловечной тактикой нацистских захватчиков, для которых голод и измор превратились в полноценных союзников по истреблению жителей Ленинграда.
А чудесную музыку транслировали также по городским громкоговорителям и радиоприемникам. Сохранение зерна ценой жизней.
В зданиях института хранились овес, рис, пшено, ячмень, арахис, миндаль. При этом за годы блокады, за годы голода не тронули ни одного пакетика с зерном. Некоторые из них умерли от голода прямо на рабочих местах. А сохраненное зерно помогло СССР быстрее вернуться к нормальной жизни после войны. Открытие Дороги жизни.
Уже через несколько дней после начала блокады, 12 сентября 1941 года, открылась Дорога жизни — транспортная магистраль через Ладожское озеро. По ней эвакуировали жителей осажденного города и доставляли продукты питания. Шоферы рисковали жизнями, так как машины могли провалиться под лед или попасть под снаряд. Из-за бомбежек игру приходилось неоднократно прерывать, а таймы сократить до 30 минут. Тем не менее матч доиграли до финального свистка.
Курсирование блокадного трамвая. В начале первой блокадной зимы подача электричества в Ленинграде была прекращена. Однако в марте 1942 года ценой неимоверных усилий трамвайное движение удалось восстановить. Трамвай курсировал по городу всю блокаду: перевозил пострадавших, продукты и другое. Открытие театра.
Через год после начала блокады, 18 октября 1942 года, в Ленинграде открылся Театр имени В. Первым спектаклем стала постановка по пьесе Константина Симонова "Русские люди" о мужестве советских разведчиков. Игравшие на сцене артисты сами были истощены и обессилены, но изо всех сил старались поднять дух людей. Подвиги вчерашних школьниц. Их батальон называли "девичья команда".
Отважные девушки протянули километры проводов связи и обезвредили тысячи снарядов. Бесстрашная ленинградка Татьяна Яковлева была замужем за рабочим Металлического завода. Когда он ушел на фронт, она решила стать машинистом парового молота вместо него. Татьяна освоила эту специальность. Когда один из молотобойцев умер от голода, стала работать за него.
После смены 50-летняя женщина заменила нагревальщика, который больше не мог работать. После трех смен ленинградка забылась коротким сном, а потом вновь взялась за молот. Так все страшные годы войны она проработала на заводе за двоих. Героизм подростка, тушившего бомбы на крыше. Для тушения зажигательных бомб на крышах зданий блокадного Ленинграда работали дежурные.
При падении бомбы дежурный быстро хватал ее железными щипцами и бросал в специальную бочку с водой, засыпал песком. А иногда взрывные устройства бросали на землю и обезвреживали уже там. Среди дежурных был подросток Павел Ловыгин. Однажды в его смену на крышу попали сразу две зажигательные бомбы, прожгли кровлю и упали на чердак. Мальчик схватил их за стабилизаторы и бросил в бочку.
Однако от осколков перекрытия чердака оказались охвачены огнем. Паша бросился тушить их, но на крышу упали еще две бомбы. Получивший сильные ожоги мальчик все равно встал на ноги и потушил все бомбы. Награды за освобождение Ленинграда В декабре 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда".
Книга учета детей пофамильные списки , получающих питание на дому; направленных в больницы; умерших; переведенных в детские учреждения Дзержинского района для последующей эвакуации из Ленинграда.
Списки умерших в эвакуации детей и детей, взятых родителями. Фотографии эвакуированных детей. Книги эвакуированных детей Дзержинского, Ленинского и Смольнинского районов города Ленинграда 30. Список детей, присоединившихся по пути следования к месту эвакуации из других населенных пунктов. Список умерших детей.
Список детей оздоровительных яслей комбината им.
Как в Горячем Ключе спасали детей-блокадников
Ровно 81 год назад, в 1942 году, началась первая эвакуация жителей блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера. Музей обороны и блокады Ленинграда стал одним из участником просветительского проекта «Достижения РФ», свой голос за него уже отдали больше 21 тысячи человек. Первый этап эвакуации продолжался с 29 июня по 27 августа, пока немецкие войска не перерезали дороги, связывающие Ленинград с восточными областями. Блокада Ленинграда стала одним из наиболее жутких военных преступлений нацистов во Второй мировой войне. После начала войны года Совет по эвакуации при Совнаркоме СССР начал подготовку к эвакуации в Ленинграде.
Хроники блокадника: как 4 сухаря спасли семью от голодной смерти в окружённом фашистами Ленинграде
Несколько тысяч человек умерли от последствий голода уже после того, как их переправили на «Большую землю». Врачи далеко не сразу научились ухаживать за голодавшими людьми. Были случаи, когда они умирали, получив большое количество качественной пищи, которая для истощенного организма оказывалась по существу ядом. Вместе с тем, жертв могло бы быть гораздо больше, если бы местные власти областей, где размещали эвакуируемых, не предприняли чрезвычайных усилий по обеспечению ленинградцев продовольствием и квалифицированной медицинской помощью. Продовольствие в блокадном Ленинграде Несомненно, что в эвакуации людей в начальный период войны была допущена медлительность. Большое количество детей, женщин, стариков и больных, оставшихся в осаждённом городе, создавало дополнительные трудности. С помощью выделенных горкомом партии людей 10 и 11 сентября был проведён переучёт всех съестных припасов, скота, птицы, зерна.
Исходя из фактического расхода на обеспечение войск и населения, на 12 сентября имелось: муки и зерна на 35 дней, крупы и макарон на 30, мяса на 33 дня, жиров на 45, сахара и кондитерских изделий на 60 дней. С первых дней сентября в Ленинграде вводятся продовольственные карточки. В целях экономии продуктов питания закрываются столовые, рестораны и другие пункты общественного питания.
Также был введен запрет на свободную продажу продуктов, что стало толчком для появления «черного рынка»: вплоть до окончания блокады многие ленинградцы покупали там еду на последние деньги или обменивали на продукты оставшиеся у них вещи и драгоценности. Острую нехватку продовольствия горожане впервые ощутили в октябре, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Вот как описывал это время в своем дневнике выпускник восьмого класса Боря Капранов, которому на момент блокады было 16 лет: «Чем ты был, Ленинград? На улицах веселье и радость. Мало кто шел с печальным лицом. Все, что хочешь, можно было достать. Вывески «горячие котлеты», «пирожки, квас, фрукты», «кондитерские изделия» — заходи и бери, только и дело было в деньгах. Прямо не улица, а малина. И чем ты стал, Ленинград? По улицам ходят люди печальные, раздраженные. Едва волочат ноги. Что он нам несет — тайна, покрытая мраком. А этот суп хуже воды, но голод не тетка, и мы тратим талоны на такую бурду. В комнате только и слышно, что об еде. Люди все жалуются и плачут. Что-то с нами будет? Выживу ли я в этом аду? Боря не выжил. В марте 1942-го двое его братьев вместе с матерью покинули Ленинград, а сам он, не дождавшись эвакуации, ушел с группой комсомольцев в феврале 1942-го по Дороге жизни и погиб. По мере изменений, происходивших на фронте, настроения ленинградцев только ухудшались. Масла в огонь подливала еще и немецкая пропаганда: с неба постоянно сбрасывались листовки, в которых содержались слухи о непобедимости гитлеровской армии и скором поражении СССР. Но несмотря на все тяготы, горожане в большинстве своем не допускали даже мысль о том, что Ленинград может быть сдан врагу. Невероятное мужество и волю проявляли все горожане, от мала до велика. Даже дети, многие из которых наравне со взрослыми трудились на заводах и получали мизерный паек, демонстрировали завидную стойкость. В этом был феномен блокадного Ленинграда: из-за нескончаемого голода, бомбежек и пронизывающих до костей зимних морозов жизнь здесь текла невыносимо медленно, как будто время вовсе замерло. И вместе с этим дети здесь взрослели слишком быстро. Например, обрубают человеку руки и ноги и этот еще живой обрубок бросают в огонь. Нет, они заплатят сполна. За погибших от бомб и снарядов ленинградцев, москвичей, киевлян и многих других, за замученных, изуродованных, раненых бойцов Красной Армии, за расстрелянных, растерзанных, заколотых, повешенных, погребенных живыми, сожженных, раздавленных женщин и детей они заплатят сполна.
Неоконченная глава «Парадоксально, но факт: за 75 лет, прошедших со дня полного снятия блокады, нет ни одного комплексного, обзорного научного или публицистического исследования, посвященного повседневности и «сложным вопросам» пребывания ленинградцев в эвакуации», — это из предисловия доктора исторических наук Юлии КАНТОР к книге «Побратимы», посвященной регионам, принявшим жителей блокадного Ленинграда. Коллективная монография, презентация которой на днях состоялась в Новгородской областной научной универсальной библиотеке, как раз и является попыткой разрешить «парадокс». Это объемное исследование — более 1000 страниц. Основано на множестве документальных данных и воспоминаниях очевидцев. Одна из глав повествует об эвакуации детей Ленинграда на территорию Новгородской области в те годы входившей в состав Ленобласти. Представлялось, что война продлится недолго, что скоро враг будет отбит, и боевые действия будут происходить уже на его территории. Как утверждает исследователь Кирилл Болдовский, эвакуация производилась в соответствии с планом и маршрутами, разработанными еще для зимней войны 1939—1940 годов на случай, если на Ленинград нападут финские войска. Детей вывозили на так называемые «летние дачи». Чтобы обезопасить от возможных обстрелов и бомбежек. Но вскоре выяснилось, что в силу стремительного продвижения германских войск опасность подстерегает ребятишек как раз в пути. Враг бомбил, расстреливал эшелоны. Но бюрократическая машина неповоротлива и нерешительна. Начальство боялось обвинений в пораженчестве и продолжало отправлять поезда из города навстречу врагу. Всего было вывезено около 235 тысяч детей и сопровождавших их взрослых. После чего под давлением родителей, напуганных доходившими известиями об авианалетах, начался процесс реэвакуации. Две трагедии в нашей области на станциях Лычково и Боровенка случились, когда поезда с детьми возвращались в Ленинград. Про Боровенку известно гораздо меньше. Но, возможно, были и другие трагедии, не только эти? Это — отдельное большое исследование, которым я планирую заняться. Какие-то новые подробности удалось найти уже сейчас. Например, мемуары учительницы А.
Таким образом, с максимальным количеством запретов сталкивался столичный житель, коммунист, высококвалифицированный специалист, работник предприятия оборонного значения. Многие годами не могли вернуться в родные места. Вот, например, сведения о составе рабочей силы Кировского завода, эвакуированного в Челябинск. Данные на лето 1945 года: из 40 тысяч рабочих — 6 тысяч ленинградцев, 4,5 тысячи харьковчан, 2 тысячи сталинградцев, 11 тысяч демобилизованных из армии, 4 тысячи выпускников ремесленных училищ. Если бы эвакуированные вернулись домой, завод бы просто встал. В анонимном письме от 21 мая 1945 года, адресованном в партком Кировского завода, были следующие строчки: «Жить в таких собачьих условиях, которые вы нам создали, дальше невозможно. Мы раздеты, разуты, квартирные условия ни к черту. Начальство четыре года воровало и набило себе карманы… Вы, как партийные люди, тоже смирились с начальниками. Мы спрашиваем: скоро ли в Ленинград? Занятые собственной реорганизацией министерства фактически бросили предприятия на произвол судьбы, не решали вопросы финансирования конверсии оборонные предприятия переводили на производство патефонов, электрочайников, кроватей и тому подобной продукции. Этот приводило к хронической невыплате зарплаты, постоянным изменениям плановых заданий и их номенклатуры и, в конечном счете, снижению уровня жизни людей. Завод в годы войны получал дополнительные бескарточные фонды продовольствия, в цехах было организовано второе горячее питание. Но 1946 год был неурожайным, а в четвертом квартале правительство сняло дополнительные продовольственные фонды. Настроения ожидания охватили и Кировский завод в Челябинске. Протестные практики традиционно выражались в написании жалоб и коллективных петиций, адресованных высшим руководителям страны. Некоторые эвакуированные рабочие сознательно нарушали трудовую дисциплину, рассчитывая, что за это их уволят с заводов и таким способом они получат возможность уехать домой. Были случаи невозвращения работников из командировок. По архивным документам прослеживается рост дезертирства и случаев самовольных уходов рабочих и служащих с предприятий и учреждений после мая 1945 года. Например, за 7 месяцев с июля 1946-го по январь 1947-го Кировским заводом было предано суду за дезертирство и прогулы 4046 человек. В феврале 1947 года с целью устрашения на заводе были проведены 3 показательных судебных процесса о дезертирах. Если на 1 января 1944 года в Ленинграде насчитывалось около 560 тысяч жителей, то к июлю население возросло до 725 тысяч, а к началу сентября 1944 года оно составило 920 тысяч человек. За 1945 год только из Челябинской области был реэвакуирован 21 ленинградский детдом в количестве 1700 воспитанников и 500 человек обслуживающего персонала. Массовая организованная реэвакуация ленинградцев проводилась в соответствии с распоряжениями Совета Министров СССР от 30 июня 1946 года. Дальнейшая реэвакуация в Ленинградскую область в связи с создавшимся временным продовольственным затруднением почти прекратилась. Более того, часть людей, отправленных в организованном порядке, вернулись обратно. Вадим Шувалов Как возвращались в Ленинград Источники приводят разные цифры динамики численности населения Ленинграда в послевоенные годы. В среднем они таковы: 1 миллион человек в 1945 году; довоенный трехмиллионный уровень был достигнут на рубеже 1950—1960-х годов. В целом во время эвакуации умерло 120—160 тысяч ленинградцев только на территории Вологодской и Ярославской областей, по данным историка Александра Ваксера, умерло 20 тысяч эвакуированных из Ленинграда.
Другие новости по теме
- За кольцом блокады: как ленинградцев эвакуировали на Урал
- Оборона Ленинграда
- Эвакуация из блокадного Ленинграда: кому нельзя было убежать из города - Русская семерка
- "Если видишь тонущую машину - не останавливайся!" Спасение ленинградцев на Дороге Жизни
- Дети Ленинграда – Росгвардия
Проблемы эвакуации жителей
Жители блокадного Ленинграда перед эвакуацией из города. Эвакуация людей из блокадного Ленинграда на грузовиках по Дороге Жизни. Блокада Ленинграда стала одним из наиболее жутких военных преступлений нацистов во Второй мировой войне. Подписано Соглашение о создании межрегионального электронного проекта «Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: “Сплоченные войной”». Более 8 тысяч жителей блокадного Ленинграда эвакуировали в Башкирскую АССР с 1942 по 1944 годы. Блокада Ленинграда длилась 872 дня.
В Музее обороны и блокады Ленинграда открыли выставку об эвакуации детей из осажденного города
Эвакуация населения из Ленинграда в период блокады была беспрецедентным актом величайшей гуманности. До блокады Ленинграда через городской эвакопункт было эвакуировано транспортными средствами в глубь страны 147 500 человек. Оказалось, что городское руководство взвалило на плечи оставшихся в блокадном Ленинграде родителей плату за содержание их эвакуированных детей на так называемой Большой земле.
Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
За кольцом блокады: как ленинградцев эвакуировали на Урал | Всего за время блокады на Ленинград было выпущено 150 тысяч снарядов и сброшено больше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. |
Блокада Ленинграда. Эвакуация | Подвиг железнодорожника | ржд тв | Блокада Ленинграда стала одним из наиболее жутких военных преступлений нацистов во Второй мировой войне. |
Всё ли сделал Смольный для того, чтобы оградить ленинградских детей от ужасов блокады? | Для этого он использовал статью к.и.н. й «О взимании платы за эвакуацию детей из блокадного Ленинграда» («Вестник КГУ ова, №. |
В Москве показали фильм об эвакуации из блокадного Ленинграда | Ко дню снятия блокады Ленинграда мы поговорили с историком о блокадной любви, кошках и о том, почему важны дневники. |
Сплоченные войной - Архивы Санкт-Петербурга | Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. |
Как эвакуировали паровозы из блокадного Ленинграда.mov
Состояние жителей города ухудшалось — хлеб был сырой, состоял на две пятых из примесей. Началась цинга и дистрофия. Закончились запасы топлива, кроме того, в жилых домах прекратилась подача электричества. Вышел из строя водопровод, были разрушены 78 км канализационной сети. За сентябрь — ноябрь 1941 года в городе 251 раз раздавалась воздушная тревога. Средняя ежедневная продолжительность артобстрела в ноябре 1941 года достигла 9 часов. За время блокады от голода и обстрелов умерло более 641 тыс. Таким образом, в результате смертности, эвакуации и дополнительных призывов в армию население Ленинграда за период с сентября 1941 года по сентябрь 1942 года уменьшилось на 1 млн 837 тыс. В тяжелейших условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Борьба за Ленинград была ожесточенной.
Большую заботу о городе проявляла вся страна.
И все-таки кое-какие ошибки можно было не допустить и в тех условиях. Серьезный промах в снабжении Ленинграда произошел уже сильно после роковой для города осени 1941 года. А именно: в озерную навигацию 1942 года по Ладоге было вывезено 310 тысяч тонн промышленного оборудования и другого имущества для ВПК, благо в осажденном городе они простаивали. Однако после 8 сентября 1941 года обеспечивать работу заводов сырьем стало невозможно. Основную массу оборудования вывезли, работников тоже эвакуировали. Оставшееся производство часто велось людьми того возраста, что на этом фото.
Ясно, что 0,3 миллиона тонн перевозок хватило бы для вывоза из города хоть всего мирного населения вместе взятого. Тогда в осажденном Ленинграде уменьшилась бы потребность в продовольствии и плохое питание не осталось бы спутником горожан до снятия блокады. Почему это не было сделано? Однозначного ответа на этот вопрос в документах нет. Но нет в них и другого: следов понимания руководством осажденного города того, что даже осенью 1942 года и даже весной 1943 года и далее смертность на душу населения, с учетом возрастных когорт, в Ленинграде оставалась много выше уровня лета 1941 года. Небольшие самоходные немецкие суда с сильным зенитным вооружением появились на Ладоге в 1942 году тогда же сделан и снимок. Немцы и финны применяли их для борьбы с перевозками в блокадный город.
На пути туда они пытались топить суда и баржи продовольствия, а на пути обратно детей и иных эвакуируемых. Однако к этому времени из-за эвакуации численность населения в городе уменьшилась так сильно, что абсолютные цифры вводили в заблуждение. Сегодня мы хорошо знаем, что множество смертей от болезней в условиях недоедания вызваны именно голодом ослабленный организм слабо сопротивляется инфекциям. В 1940-х в количественном смысле это явление было слабо изучено даже учеными и вряд ли было вполне ясным для ленинградского руководства Как легко видеть из этого автографа, внимание руководства государства воздушному мосту и другим аспектам снабжения города было большим. По записям его переговоров с командирами на фронте видно: с сентября 1941 года он постоянно подталкивает их, иной раз недвусмысленно угрожая, наступать с целью прорыва блокады города. Огромный объем сил, выделяемый для Ленинградского и Волховского фронтов, а также высокий уровень потерь в их наступательных операциях по деблокаде города, превышает показатели для любого другого города СССР. Все это ясно указывает: Кремль был готов на очень многое, чтобы снять или хотя бы облегчить блокаду.
И все-таки кое-какие ошибки можно было не допустить и в тех условиях. Серьезный промах в снабжении Ленинграда произошел уже сильно после роковой для города осени 1941 года. А именно: в озерную навигацию 1942 года по Ладоге было вывезено 310 тысяч тонн промышленного оборудования и другого имущества для ВПК, благо в осажденном городе они простаивали. Однако после 8 сентября 1941 года обеспечивать работу заводов сырьем стало невозможно. Основную массу оборудования вывезли, работников тоже эвакуировали.
Оставшееся производство часто велось людьми того возраста, что на этом фото. Ясно, что 0,3 миллиона тонн перевозок хватило бы для вывоза из города хоть всего мирного населения вместе взятого. Тогда в осажденном Ленинграде уменьшилась бы потребность в продовольствии и плохое питание не осталось бы спутником горожан до снятия блокады. Почему это не было сделано? Однозначного ответа на этот вопрос в документах нет.
Но нет в них и другого: следов понимания руководством осажденного города того, что даже осенью 1942 года и даже весной 1943 года и далее смертность на душу населения, с учетом возрастных когорт, в Ленинграде оставалась много выше уровня лета 1941 года. Небольшие самоходные немецкие суда с сильным зенитным вооружением появились на Ладоге в 1942 году тогда же сделан и снимок. Немцы и финны применяли их для борьбы с перевозками в блокадный город. На пути туда они пытались топить суда и баржи продовольствия, а на пути обратно детей и иных эвакуируемых. Однако к этому времени из-за эвакуации численность населения в городе уменьшилась так сильно, что абсолютные цифры вводили в заблуждение.
Сегодня мы хорошо знаем, что множество смертей от болезней в условиях недоедания вызваны именно голодом ослабленный организм слабо сопротивляется инфекциям. В 1940-х в количественном смысле это явление было слабо изучено даже учеными и вряд ли было вполне ясным для ленинградского руководства Как легко видеть из этого автографа, внимание руководства государства воздушному мосту и другим аспектам снабжения города было большим. По записям его переговоров с командирами на фронте видно: с сентября 1941 года он постоянно подталкивает их, иной раз недвусмысленно угрожая, наступать с целью прорыва блокады города. Огромный объем сил, выделяемый для Ленинградского и Волховского фронтов, а также высокий уровень потерь в их наступательных операциях по деблокаде города, превышает показатели для любого другого города СССР. Все это ясно указывает: Кремль был готов на очень многое, чтобы снять или хотя бы облегчить блокаду.
Мы снова начинаем перемещаться по выставке, Марина продолжает: — Дальше мы переходим в зал, который символизирует путь эвакуированных жителей в тыл, то есть каким образом ленинградцы попадали к нам: с помощью железной дороги Марина указывает на сконструированную теплушку или по воде переводит внимание на макет корабля. Как раз сегодня, в день открытия выставки, к нам приходила женщина, которая рассказала, что она была эвакуирована именно так: ехала в холодном вагончике, лежала на верхней полочке у окошка, ей тогда было 12 лет. Подходим ближе к теплушке и заглядываем внутрь. Справа в два яруса сколочены нары, на которые накинуты тонкие одеяла, тут же несколько небольших чемоданов. В центре вагончика — печка-буржуйка, чайник, тарелка и несколько листов бумаги для розжига. Зачастую в таком вагончике ехало 8-10 человек, спали по очереди. Была печка, на которой готовили еду, грели воду, грелись сами так как ехали поздней осенью-зимой. Путь от Ленинграда до Перми тогда занимал 2-3 недели, порой месяц. Но добираться были вынуждены без особых условий для жизни: не помыться, не переодеться. Ну а тут рядом представлена инсталляция из чемоданов, символизирующих переселение народа.
Тысячи спасенных. 29 июня 1941-го начался I этап эвакуации из Ленинграда
Самую низкую норму выдачи хлеба по карточкам ввели 20 ноября 1941 года, когда рабочие стали получать всего 250, а служащие, иждивенцы и дети — 125 граммов хлеба в день. Берггольц Голод стал соратником врага. Люди умирали на работе, в своих квартирах, падали на улицах от изнеможения и больше не поднимались. За годы блокады, по послевоенным подсчётам, в Ленинграде погибло от 800 тысысяч до более миллиона человек прежде всего от голода. Вина за гибель ленинградцев целиком и полностью лежит на гитлеровском командовании и руководстве Финляндии, чья армия блокировала город со стороны Карельского перешейка. Осталась одна Таня». Таня Савичева, ленинградская школьница. Но Ленинград жил, Ленинград боролся. На оставшихся в городе предприятиях трудились ленинградцы мужчины, женщины, подростки , которые ремонтировали военную технику, выпускали оружие, восстанавливали производство электроэнергии. Руководство города и командование фронтом делало всё возможное, чтобы прорвать блокаду. Символом несгибаемого мужества защитников Ленинграда стал «Невский пятачок».
Мы стояли насмерть у тёмной Невы. Мы погибли, чтоб жили вы». Надпись на памятнике «Рубежный камень» на «Невском пятачке» Попытки прорыва блокады предпринимались в сентябре и октябре 1941 года, начиная с января 1942 года в период общего наступления Красной Армии, а затем в августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции Ленинградского и Волховского фронтов. В ходе последней были обескровлены вражеские силы, которые перебросили специально под Ленинград, чтобы взять его штурмом. Командование Ленинградским фронтом вело успешную противобатарейную войну с немецкой тяжёлой артиллерией — количество снарядов, упавших на город, сократилось в несколько раз. В Ленинграде, начиная с трагической зимы 1941—1942 годов, были организованы специальные стационары и столовые, где кормили людей. Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады. Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду.
В политическом смысле город считался «колыбелью революции». Все эти факторы предопределяли гитлеровский план первоочередного захвата Северной столицы. Финская армия должна была помочь немцам взять Ленинград и соединиться с войсками вермахта группой армий «Север» у Финского залива и восточнее Ладожского озера. После того как группа армий «Север» вышла к Пскову, наступление на Карельском перешейке начали финские дивизии. Положение города на Неве стало критическим. И хотя противнику не удалось взять Ленинград с ходу, город оказался отрезанным от Большой земли. Началась блокада. Снабжение могло осуществляться отныне только по воздуху или Ладожскому озеру. Немцы вошли практически в пригороды Ленинграда и могли рассматривать в бинокли Исаакиевский собор. Организация обороны Уже 1 июля 1941 года в Ленинграде была создана Комиссия по обороне, которую возглавил партийный деятель А. К моменту окружения города эвакуация населения проводилась недостаточными темпами. Около двух с половиной миллионов горожан, к числу которых надо прибавить беженцев из Прибалтики, Ленинградской области, бойцов Ленинградского фронта, оказались в блокаде. Ежедневно враг обстреливал город из артиллерийских орудий, в результате бомбёжек сгорели продовольственные склады, в том числе крупнейшие — Бадаевские. Сталин в срочном порядке назначил командующим Ленинградским фронтом генерала Г. Жукова, который жёсткими мерами укрепил оборону на ближних подступах к городу и предпринял ряд контрударов. В результате уже в конце сентября командующий группы армий «Север» докладывал, что своими силами немецким войскам Ленинград не взять. Однако и командованию Ленинградским фронтом прорвать блокаду не удалось. Голод До войны Ленинград в основном снабжался поставками продовольствия из других регионов страны. Уже в начале сентября 1941 года были понижены нормы выдачи хлеба рабочим и инженерам, служащим, иждивенцам по 600, 400 и 300 граммов соответственно.
На пути туда они пытались топить суда и баржи продовольствия, а на пути обратно детей и иных эвакуируемых. Однако к этому времени из-за эвакуации численность населения в городе уменьшилась так сильно, что абсолютные цифры вводили в заблуждение. Сегодня мы хорошо знаем, что множество смертей от болезней в условиях недоедания вызваны именно голодом ослабленный организм слабо сопротивляется инфекциям. В 1940-х в количественном смысле это явление было слабо изучено даже учеными и вряд ли было вполне ясным для ленинградского руководства Как легко видеть из этого автографа, внимание руководства государства воздушному мосту и другим аспектам снабжения города было большим. По записям его переговоров с командирами на фронте видно: с сентября 1941 года он постоянно подталкивает их, иной раз недвусмысленно угрожая, наступать с целью прорыва блокады города. Огромный объем сил, выделяемый для Ленинградского и Волховского фронтов, а также высокий уровень потерь в их наступательных операциях по деблокаде города, превышает показатели для любого другого города СССР. Все это ясно указывает: Кремль был готов на очень многое, чтобы снять или хотя бы облегчить блокаду. Если бы городское руководство яснее понимало, что происходит в его епархии, и информировало бы Москву о том, что с весны 1942 года голод не прекратил убивать, а лишь стал делать это реже, весьма вероятно, что из Ленинграда сперва вывезли бы людей, а уже потом станки. Но ясного понимания масштаба проблемы в этот период у местного градоначальника, судя по документам архивов, никогда не было. Но ведь блокаду можно было снять раньше? Сталин 12 декабря 1941 года одобрил план Шапошникова по удару под Ленинградом. В нем ключевую роль должен был сыграть Волховский фронт, развернутый восточнее и южнее отрезанного города. Ему поставили задачу ударить навстречу Ленинградскому фронту и тем самым снять блокаду. Одновременно планировали удары и южнее, вплоть до Новгорода. Если исходить из формальных показателей, шансы на успех операции были. У Волховского фронта к моменту начала его наступления 7 января — 30 апреля 1942 года было в полтора раза больше людей и в 1,3 раза больше артиллерии, чем у противника. Да, у него не хватало боеприпасов, но и немецкая сторона в это время испытывала хаос в снабжении. Не очень частый, типично ленинградский плакат времен войны. Германия потеряла к этому времени безвозвратно менее 10 процентов от солдат, начавших войну 22 июня, а СССР — более 90 процентов. Основная часть довоенного офицерского корпуса или, как тогда говорили, командиров также ушла в потери.
Два классных помещения были отведены под жильё. Расположились прямо на полу, пока каждой семье не удалось подыскать себе квартиру в городе» [22]. Материально-бытовое положение и местных жителей, и эвакуированных граждан в военные годы значительно ухудшилось. Тем не менее, из рассказа мемуариста мы видим, что, несмотря на проблемы, с которыми неизбежно столкнулись эвакуированные, местные власти помогали вырвавшимся из тисков блокады ленинградцам: «Физические силы, подорванные блокадой, нужно было восстанавливать. Нам выдавали мясной бульон, а вернее говоря, воду, в которой отваривали колбасы или кости на местном мясокомбинате». Эвакуированным привозили «мелкую плотву» от рыболовецкой артели, они самостоятельно покупали картофель в окрестных деревнях, поскольку в самом городе его купить было тяжело. Весьма подробно профессор Гожев рассказал и о решении топливной проблемы, а также об ощущении пронизывающего холода из-за нехватки зимней одежды у эвакуированных сотрудников института: «Дрова приходилось возить из леса самим на саночках. Однажды была осуществлена организованная доставка дров. Мы участвовали в погрузке дров на железнодорожные платформы и из привезённых в город дров каждый участник «субботника» получил свою долю. Для института было выделено некоторое количество полушубков, но их получило очень незначительное число людей. Все остальные ходили в осенних пальто и куртках, что при жестких морозах было весьма ощутимо». В начале ноября 1941 года в Челябинскую область «дополнительно» эвакуировали 12 тысяч детей из города Ленинграда, что потребовало в течение трех дней освободить и подготовить для прибывших детских домов помещения, обставить их мебелью, снабдить топливом, мылом, керосином, детской одеждой и обувью, всех детей требовалось помыть, поставить необходимые прививки и госпитализировать заболевших [23]. Для преодоления трудностей в приеме ленинградских детей и «осуществления оперативного руководства всей учебно-воспитательной и хозяйственной деятельностью эвакуированных детских учреждений» в структуре Челябинского областного отдела народного образования 15 декабря 1941 года создан «специальный сектор по руководству всеми типами детских учреждений, эвакуированных в нашу область» [24]. К 25 января 1942 года в Челябинской области находилось 225318 человек, в том числе 33591 человек прибыли вместе с детскими учреждениями. В апреле 1943 года в области находилось 128,7 тысяч эвакуированных детей, намного больше, чем в других уральских областях [25]. Приём эвакуированных детских учреждений в Челябинской области возглавила заместитель председателя облисполкома Мария Дмитриевна Ковригина [26]. Мария Дмитриевна, оставила очень яркие воспоминания о встрече эшелонов с эвакуированными ленинградскими детьми [27]. Положение детских учреждений, размещённых в Челябинской области, оставалось в зоне внимания облисполкома и после возобновления их работы [28]. В фонде Челябинской областной плановой комиссии имеется список детских домов за 1942 год, который содержит данные о размещении эвакуированных детских домов в Красноармейском, Каракульском, Кочердыкском, Уксянском, Шатровском районах [30]. Неполные сведения о воспитанниках эвакуированных детских учреждений и педагогических кадрах имеются в документах Челябинского областного отдела народного образования ОГАЧО. Детей из Ленинграда принимали и местные детские дома, о чём мы можем узнать из списка воспитанников Сосновского детского дома, эвакуированных из Ленинграда. В графе «родители» у большинства из них указано «отец на фронте в Ленинграде» [31]. Большая часть документов на воспитанников детских домов остается на хранении в ведомственном архиве Министерства образования Челябинской области.
Проблемы эвакуации жителей
27 января, в День 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, на международной выставке "Россия" состоялась официальная передача Архивному комитету Санкт-Петербурга впервые оцифрованных материалов об эвакуированных в регионы жителях. В Петербурге открыли выставку о детях, которых эвакуировали из Ленинграда в годы блокады. До блокады Ленинграда через городской эвакопункт было эвакуировано транспортными средствами в глубь страны 147 500 человек.
Прокладывая жизнеутверждающий маршрут
- Об эвакуации жителей блокадного Ленинграда в БАССР
- Решение одного человека
- Пока не сомкнулось кольцо
- Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город
- Просмотр трансляции
- Первые - дети
Твои дети, Ленинград
Моментального и массового возвращения эвакуированных жителей в Ленинград после снятия блокады не произошло. Хотя въезд в Ленинград требовал особых пропусков и разрешений, после снятия блокады и, особенно, после окончания войны в город стали возвращаться эвакуируемые и стали возникать множество конфликтных ситуаций. Официальная советская версия о блокаде города Ленинграда рассказывает примерно следующее — город был взят в полное кольцо окружения с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. До германского нападения на СССР никаких заранее разработанных планов эвакуации населения Ленинграда не существовало. «Эвакуация детей Ленинграда в Ленинградскую область (1941)». В целом эвакуировано из Ленинграда было до 1 миллиона человек, из них те, которые прошли через Ярославский край – до 600 тысяч, и 300 тысяч остались у нас.
Тысячи спасенных. 29 июня 1941-го начался I этап эвакуации из Ленинграда
Блокада Ленинграда. Эвакуация | Корпоративное телевидение ОАО «РЖД» | Многим жителям, покинувшим Ленинград во время эвакуации, не разрешали после блокады вернуться в город. |
К 75-летию начала блокады Ленинграда. Скорбная хроника трагедии | Как я пережила блокаду, эвакуацию и вернулась в Ленинград. |
Проблемы эвакуации жителей | Блокада Ленинграда — один из самых известных и трагических периодов Великой Отечественной войны. |