Новости 19 февраля 1861 событие

3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года император Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». 1861 г., 19 февраля – отмена крепостного права. Объективными предпосылками реформы 1861 г. были по большей части экономические процессы. 19 февраля 1861 года в государстве произошло знаковое событие – император Александр 2 подписал Манифест об отмене крепостного права.

Манифест и положение об отмене крепостного права 19 февраля 1861 г.

28 января 1861 года открылось заседание Государственного совета, завершившееся 16 февраля 1861 года. Отказываясь от наиболее жестоких проявлений крепостного права и медленно, выборочно отменяя его на отдельных территориях, наша страна пришла к полному упразднению отживших порядков 19 февраля 1861 года. 19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. 19 февраля (3 марта) 1861 г. император Александр II в день 6-й годовщины своего пребывания на престоле, подписал Манифест об отмене крепостного права [«О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей».

«Освобождённая энергия крестьянства»: как отмена крепостного права изменила Российскую империю

В ней он предлагал, опираясь на опыт Пруссии, освободить крестьян с земельными наделами за выкуп. Милютин стал фактическим руководителем работ по подготовке Крестьянской реформы. Он активно противостоял консервативным идеям большинства участников Редакционных комиссий, за что получил прозвище Красный. Во время Польского восстания 1863 г. Этот план предусматривал ряд мер для того, чтобы отвратить польских крестьян от поддержки повстанцев. Так, по Положению 19 февраля 1864 г. Брат Николая Алексеевича, Дмитрий Алексеевич Милютин, был основным разработчиком военной реформы 1860-х гг. Поэт Николай Некрасов так оценил вклад Н. Милютина в проведение Великих реформ: Чуть колыхнулось болото стоячее, Ты ни минуты не спал.

Лишь не остыло б железо горячее, Ты без оглядки ковал. В чём погрешу и чего не доделаю, Думал — исправят потом. Грубо ковал ты, но руку умелую Видно доныне во всём. Свернуть Редакционные комиссии изучили 82 проекта губернских комитетов. На заседаниях шла упорная борьба между консерваторами, которые преобладали, и либералами. Александр II потребовал завершить работу к середине февраля 1861 г. Манифест был обнародован 5 марта, в Прощёное воскресенье. Это не было случайностью.

Власти ожидали взрыва недовольства крестьян условиями реформы и считали, что во время Великого поста протесты не примут острой формы. Чиновники, которые разрабатывали проект реформы и участвовали в её осуществлении, были награждены специально выпущенными по этому случаю медалями. Золотая медаль «За труды по освобождению крестьян» Узнать больше Как наградили участников разработки Крестьянской реформы 1861 г. В 1861 г. Её получали чиновники, которые участвовали в разработке реформы 1861 г. Всего было отчеканено 1 500 серебряных и 250 золотых медалей. Право на ношение медали стало наследственным. Но это была не единственная награда, связанная с Крестьянской реформой.

Были и другие медали: «За труды по устройству крестьян в Царстве Польском», «За труды по устройству военно-заводского населения», «За труды по устройству удельных крестьян». Одна медаль — «19 февраля 1861 г. Медаль «19 февраля 1861 г. Правительство его и не ожидало. Опасаясь крестьянских волнений, в разных губерниях о даровании воли объявляли в разное время и при этом передислоцировали войска из одного региона в другой. Жандармы в 1861 г. Многие крестьяне были уверены, что чиновники и помещики подменили царский манифест. Они не хотели принимать те кабальные условия освобождения, которые им сообщили.

Словами источника Из воспоминаний Егора Лазарева, бывшего крепостного крестьянина, в будущем члена партии эсеров, 1906 г. Да где это видано, чтобы мужики свою землю выкупали да у помещиков в аренду брали? Обманывают помещики и чиновники, скрывают от народа настоящую волю, — и народ, и царя обманывают! Погоди, вот узнает царь, он им задаст, мошенникам! Братцы, не поддавайся, не идём на выкуп! Задания Что в содержании реформы вызвало недовольство крестьян? Как вы думаете, какой воли ожидали крестьяне? Что же собой представляла Крестьянская реформа?

Основные её условия содержались в «Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Крепостное право отменялось, крестьяне становились свободными сельскими обывателями. Это означало, что они получали гражданские права и могли: вступать в брак по собственному решению: теперь для этого не требовалось согласия помещиков; совершать различные сделки; заниматься торговлей, открывать предприятия, записываться в цехи и гильдии; обращаться в суд с исками и жалобами, выступать там в качестве свидетелей; переходить в другие сословия, поступать на военную службу; менять место жительства, но с некоторыми условиями; отдавать детей в учебные заведения. Крестьянская община за братской трапезой. Фотография неизвестного автора Но крестьяне оставались членами общины, то есть сельского общества, и выйти из неё могли только при соблюдении определённых условий. Они должны были: отказаться от земельного надела, который относился к общинной, или «мирской», земле; уплатить все недоимки, то есть долги, по налогам и повинностям; не состоять под судом; получить разрешение на выход из общины от своих родителей, если они ещё живы; предоставить обеспечение малолетним детям или иным иждивенцам, если они оставались в общине; в первые девять лет после реформы дополнительно нужно было получить увольнительное свидетельство от волостного старшины. Крестьяне, став свободными, выходили из-под власти помещиков. Поэтому создавалась новая система управления деревней.

Крестьяне, жившие на земле одного помещика, составляли сельское общество. Сельские общества одного или нескольких уездов объединялись в волость. На сельском сходе, в котором участвовали главы крестьянских хозяйств, избирались сельский староста и другие должностные лица: сборщики податей, писари, лесные и полевые сторожа. В «Общем положении» перечислялись вопросы, которые мог решать сельский сход. Сельский сход. Бугурусланский уезд Самарская губерния. Фотография неизвестного автора Волостной сход избирал волостное правление во главе с волостным старшиной и волостной крестьянский суд. Волостной старшина должен был следить за порядком, доводить до крестьян новые законы и следить за их исполнением, задерживать бродяг и других подозрительных лиц, доносить в полицию о преступлениях на территории волости.

Волостной суд разбирал имущественные споры между крестьянами и незначительные правонарушения. Приговоры суда могли включать назначение для виновных общественных работ, денежного штрафа, ареста или телесных наказаний розгами. Волостные старшины Рыбинского уезда, 1880-е гг. Фотография неизвестного автора Особые положения принимались для отдельных категорий крестьян. Так, дворовые люди освобождались без земли, при этом два года оставались в полной зависимости от помещика.

Витте первым премьер-министром. Горемыкина с поста премьера, назначение на этот пост министра внутренних дел П.

Столыпин во главе правительства. Толстого, волна связанных с этим событием массовых собраний, митингов и демонстраций. Бейлиса, обвиняемого в ритуальном убийстве. Коковцова с поста премьера, назначение премьер-министром члена Государственного совета И.

Проведенная в те же годы секуляризация — отъем церковной собственности в пользу казны — привела к смене собственника для миллиона землепашцев. Этих зависимых людей стали называть экономическими крестьянами и приписали к числу государственных. Расставание с ними не прошло для церкви бесследно. Охлаждение между православным клиром и государством вылилось в серьезный разлад. Лидер церковной оппозиции митрополит Арсений Мацеевич , настаивавший на сохранении прежней собственности в ее полноте, по желанию императрицы был помещен в тюрьму. Ему приписывают полную досады фразу: из-за отъема земли людям церкви не на что стало сварить пива.

Россия сильно отстала от стран Запада — ведь крепостное право там к середине XIX века уже давно успели отменить? Притягательность ее идеалов получила весомое подкрепление силой оружия. В результате завоеваний Наполеона крепостничество перестало существовать в подчинявшихся власти императора германоязычных государствах. Около того же времени крепостное право отменили и в Пруссии. Тем не менее в центре и на востоке Европы с неволей еще не было покончено. В Австрийской империи она включала Австрию, Венгрию, Чехию, Словакию, Хорватию, часть Италии, Польши и Украины черту под его существованием подвела только революция 1848 года. На западе Старого Света, где крепостного права не существовало, законным продолжали считать рабовладение. В колониях Британской империи оно продержалось до 1834 года, Франции — до 1848-го, Нидерландов — до 1863-го, Португалии — до 1869-го, Испании — до 1886-го. Пусть и вынесенная за пределы континента, прямая нерыночная эксплуатация не удивляла западных европейцев. Она не противоречила их собственному праву.

Но все же в Европе свободным крестьянам жилось много лучше, чем крепостным в России? Это ведь нельзя отрицать? Кокрейн сравнил Российскую империю 1820-х годов и свою родину: "Безо всяких колебаний… говорю я, что положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого класса в Ирландии. Здесь в каждой деревне можно найти хорошие, удобные бревенчатые дома, огромные стада разбросаны по необъятным пастбищам, и целый лес дров можно приобрести за гроши. Русский крестьянин может разбогатеть обыкновенным усердием и бережливостью, особенно в деревнях, расположенных между столицами". Бремнер, писавший в 1830-е, внес в эту картину нюансы: "В целом… по крайней мере что касается просто пищи и жилья, русскому крестьянину не так плохо, как беднейшим средь нас. Он может быть груб и темен, подвергаться дурному обращению со стороны вышестоящих, несдержан в своих привычках и грязен телом, однако он никогда не знает нищеты, в которой прозябает ирландский крестьянин. Быть может, пища его груба, но она изобильна. Быть может, хижина его бесхитростна, но она суха и тепла. Мы склонны воображать себе, что если уж наши крестьяне нищенствуют, то мы можем по крайней мере тешить себя уверенностью, что они живут во много большем довольстве, чем крестьяне в чужих землях.

Но сие есть грубейшее заблуждение. Не только в одной Ирландии, но и в тех частях Великобритании, которые, считается, избавлены от ирландской нищеты, мы были свидетелями убогости, по сравнению с которой условия русского мужика есть роскошь, живет ли он средь городской скученности или в сквернейших деревушках захолустья. Есть области Шотландии, где народ ютится в домах, которые русский крестьянин сочтет негодными для своей скотины... Дистанция между ними огромна, неизмерима, однако выражена быть может двумя словами: у английского крестьянина есть права, а у русского нет никаких! Одно из главных заблуждений, касающихся крепостного права, затрагивает дворян. Накануне реформ общая численность российского благородного сословия достигла миллиона человек. Однако в огромном большинстве его представители не имели никакого отношения к крепостничеству. Ненаследственному дворянству законы Российской империи запрещали иметь крепостных. Из оставшихся 600 тысяч половина приходилась на Польшу, входившую в те времена в состав Российской империи. Потомственных дворян в остальной части России насчитывалось 300 тысяч.

Более двух третей из них не имели крепостных по причине бурного демографического роста: среди дворян в начале XIX века его темпы в два раза превысили общие показатели по стране. Это вело к обеднению главного сословия империи, представители которого вынуждены были полагаться только на собственный труд. Тип такого дворянина хорошо известен: его представляет современник крепостной реформы Ф. Всего крепостников Россия насчитывала 90 тысяч, но только 20 тысяч из них могли жить целиком за счет сельского труда, поскольку располагали более чем ста душами. Для этой части дворян отмена крепостного права могла показаться ударом. Но нужно принять в расчет, что многие из них, получив хорошее европейское образование, уже долгое время смотрели на крепостное право с отвращением. И все же его отмена означала и постепенное завершение многовековой эпохи, когда в русской истории преобладали крепостные магнаты Трубецкие, Долгорукие, Шереметевы и Голицыны. В этом отношении был прав Александр Дюма — старший.

Из-за наличия бесплатной рабочей силы, помещики не торопились тратить деньги на промышленные станки, чтобы тем самым наращивать мощности своих производств. В 1797 году император Павел I в день своей коронации подписал Манифест о трехдневной барщине, запрещавший эксплуатировать крепостных более трех дней в неделю — остальные три дня крестьяне посвящали работе на самих себя, а воскресенье значилось церковным днем. Вскоре в 1803 году император Александр I принял Указ о вольных хлебопашцах, регламентирующий процедуру освобождения крестьян за выплату, выполнение работы или по доброй воле помещика. Причем после заключения соглашения крестьянин сразу обретал свободу, но, подобно выплате кредита, должен был добросовестно исполнять условия договора, иначе он обратно переходил в собственность помещика. Веяло ли от новых указов воздухом свободы для крестьян? К сожалению, нет. За время правления Николая I, делавшего безуспешные попытки подготовить крупную реформу, настроения в высшем свете постепенно начали меняться с одобрения крепостничества на его безоговорочное осуждение как непригодного пережитка былых времен. Александр II уже всецело считал, что с крепостным правом в России пора покончить. Понимая, что к освобождению крестьян должно быть готово в первую очередь высшее сословие, чья жизнь после это должна была бы сильно перемениться, император обратился к дворянству с внушением мысли о необходимости положить конец насильной эксплуатации крестьян. Спустя несколько лет проект реформы был готов. Кстати, годовщину отмены крепостного права правильней отмечать именно 3 марта, так как все события, произошедшие в России после 15 октября 1582 года ныне принято отмечать по григорианскому, а не юлианскому календарю, которым был отменен только в 1918 году. Поэтому, например, годовщина Октябрьской революции, случившейся 25 октября 1917 года, отмечалась 7 ноября. Манифест Александра II стал очень важной вехой в истории России, но как таковой не решил всех проблем уже бывших крепостных крестьян. Люди получили свободу и права, но не землю — она оставалась собственностью помещика, а без земли крестьянин мог разве что податься на заработки в город. Для крестьян, не желавших покидать свои дворы, практически ничего не изменилось. Впереди были десятилетия работы, необходимые для возврата своей земли. Бесплатно частную собственность крестьяне получили только в 1910 году благодаря Столыпинской аграрной реформе, которая закрепляла за крестьянином двор, на котором тот проживал. Крепостное право и рабство — сходства и различия Между рабством, процветавшим в то же самое время в Северной Америке, и крепостным правом гораздо больше различий, чем сходств. Общим в обоих случаях было подневольное положение людей, вынужденных трудиться в имении или на производстве их владельца. В определенный период крепостные в Российской империи даже были приближены к рабам — еще не лишенные прав до конца, но и практически не защищенные законом от произвола и «людоедского» отношения.

Новости и события Российского исторического общества

С выходом положения 19 февраля 1861 [года], прослушавши в церкви Высочайший Манифест со слезами восторга, сделался таким оптимистом, что теперь стыдно становится того увлечения и того, что говорил я тогда по этому поводу. 19 февраля (3 марта) 1861 г. император Александр II в день 6-й годовщины своего пребывания на престоле, подписал Манифест об отмене крепостного права [«О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». Это знаковове событие, поскольку начало 1861 года выдалось для Российской Империи крайне напряженным.

Отмена крепостного права (Манифест 1861 года)

Реформа, принятая 19 февраля 1861 (отмена крепостного права), несмотря на недостатки, дала основательный толчок развитию страны. 19 февраля (3 марта) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов. «Чтение Положения 19 февраля 1861 года», художник Григорий Мясоедов. Главная» Новости» 19 февраля 1861 года событие. 19 февраля (3 марта) 1861 года был издан высочайший Манифест об отмене крепостного права в России.

19 февраля 1861 года. Крестьянская реформа в России. Отмена крепостного права

Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Святополк-Мирского, начало «либеральной весны». Булыгина о необходимости привлечения к законодательству выборных от народа. Зборовский, второй — Г. Носарь-Хрусталев, третий — Л. Бронштейн-Троцкий, четвертый — А.

Медведев также сообщил новость своей болеющей матери: женщина села в кровати и начала креститься на висевшую перед кроватью икону, приговаривая со слезами: «Слава, Господи!

Петр Медведев отметил сложность написания текста Манифеста и то, что «многие не могли вообще понять, о чем объявляют». После чтения состоялся благодарственный молебен с коленопреклонением. И несмотря на то, что многие усердно молились, даже во время чтения некоторые выходили из церкви, не дослушав манифест. Этими людьми в основном были женщины и те, кто был «модно или дорого одет».

Полагая, что от них скрывают истинное содержание Манифеста, крестьяне начали бунтовать. Для подавления наиболее крупных выступлений, в частности — в Казанской и Пензенской губерниях — были использованы правительственные войска.

Несмотря на это, крестьянская реформа 1861 года имела важное историческое значение. Она создала возможность для широкого развития рыночных отношений, дала старт другим важнейшим преобразованиям, направленным на создание в России гражданского общества. Законодательное ограничение крепостного права Первые шаги к ограничению и последующей отмене крепостного права сделал Павел I в 1797 году. Он подписал « Манифест о трехдневной барщине » — об ограничении подневольного труда. В 1803 г. Александр I подписал «Указ о вольных хлебопашцах». Указ прописывал правовое положение отпускаемых на волю крестьян.

Александр I одобрил проект А. Аракчеева о постепенной ликвидации крепостного права путём выкупа помещичьих крестьян с их наделов казной. Но этот проект реализован не был. Тем не менее в 1816—1819 гг. Однако земельные наделы крестьянам не предоставили. Проекты отмены крепостного права К приходу на трон Александра II 1855-1881 необходимость кардинальных преобразований в жизни страны стала очевидна. Отмена крепостного права открывала дорогу другим реформам, могла бы способствовать оживлению экономической жизни страны и повышению доходов государства.

Население России к концу 1850-х годов достигло 74 миллионов человек. Крепостное право было распространено на территории 45 губерний из 65. Всего же крепостных насчитывалось до 23 миллионов лиц обоего пола. Это была треть населения страны. Милютин Николай Алексеевич В марте 1856 года, выступая перед собранием Московского дворянства, Александр II заявил, что намерен заняться крестьянским вопросом. Будучи нерешительным человеком, он ждал инициативы со стороны, чтобы отвести от себя критику. Во всех 45 губерниях, где существовало крепостное право, были образованы губернские комитеты по крестьянскому вопросу.

Первыми такие комитеты создали прибалтийские дворяне. Московское дворянство сопротивлялось до последнего. С 1859 году при Главном комитете работала Редакционная комиссия. Она состояла из 31 человека — чиновников различных ведомств и членов-экспертов — представителей поместного дворянства. Итоговые документы были рассмотрены Государственным советом, и Александру предложили два варианта: прокрестьянский и продворянский.

В отношении более определённо, чем в рескрипте, ставился вопрос о необходимости наделения крестьян полевой землёй «в видах предотвращения вредной подвижности и бродяжничества» Конец крепостничества. Рескрипт носил локальный характер, однако его содержание сразу же было официально предано гласности: текст разослан всем губернаторам и губернским предводителям дворянства для ознакомления и опубликован в газете Le Nord Брюссель , специально созданной по инициативе российских властей, и в «Журнале Министерства внутренних дел». Под предлогом того, что дворянство Санкт-Петербугского и Ямбургского уездов Санкт-Петербургской губернии выступило за упорядочение крестьянских повинностей, 5 17 декабря рескрипт и отношение министра внутренних дел сходного содержания были направлены санкт-петербургскому генерал-губернатору П. После этого правительством были инициированы адреса от дворянства остальных губерний европейской части России, в ответ на них даны рескрипты губернаторам по образцу рескриптов Назимову и Игнатьеву. К обсуждению вопросов правительственной политики впервые были привлечены широкие круги дворянства: открыты 46 губернских комитетов по крестьянскому делу 1858—1859 и две Общие комиссии для северо-западных и юго-западных губерний, которые должны были разработать проекты реформы с учётом особенностей различных регионов страны. В губернских комитетах сложились два противостоявших лагеря помещиков-дворян: консервативное большинство [князь И. Гагарин, Д. Шидловский, граф П. Шувалов из рода Шуваловых и другие; отстаивало право помещиков на землю и вотчинную власть и либеральное меньшинство А. Кошелёв , А. Унковский , князь В. Черкасский , А. Шрётер, П. Свистунов и другие; выступало за упразднение вотчинной власти и выкуп крестьянами надельной земли в собственность]. В начале 1858 г. Лёвшина не имевшего ясного представления о её перспективах и стремившегося к компромиссу с противниками отмены крепостного права к Н. Милютину — убеждённому стороннику освобождения крестьян с землёй. Александр II утвердил программу занятий губернских комитетов: под влиянием члена Главного комитета по крестьянскому делу генерал-лейтенанта Я. Ростовцева и стоявшего за ним полтавского помещика М. Позена, считавшего, что дворянство должно было сохранить право собственности на полевую землю он фактически допустил в её тексте возможность наделения крестьян только усадебной землёй. Для сохранения общественного порядка в период проведения реформы предполагалось учредить на местах должности военных генерал-губернаторов, наделённых правом принимать чрезвычайные меры. Однако крестьянские волнения в Эстляндской губернии т. В результате 18 30 октября 1858 г. Для рассмотрения проектов губернских комитетов 17 февраля 1 марта 1859 г. Ростовцев, с 1860 — граф В. В их состав входили представители бюрократии и общественных деятелей, большинство которых являлись сторонниками либеральных проектов реформы. Общепризнанным лидером Редакционных комиссий был Н. Милютин, его ближайшими помощниками — князь В. Черкасский и Ю. Именно план освобождения крестьян в имении Карловка, разработанный Милютиным, стал основой для создания проекта освобождения крестьянства во всероссийском масштабе. При его разработке члены Редакционных комиссий учитывали опыт российского реформа Киселёва 1837—1841 и др. Подготовка чернового варианта проекта была завершена к началу сентября 1859 г. В его обсуждении приняли участие представители губернских комитетов по 2 от каждого , вызывавшиеся в Санкт-Петербург в августе 1859 г. Депутаты от губернских комитетов подвергли проект критике за недостаточное соблюдение интересов помещиков; в результате членам Редакционных комиссий пришлось пойти на незначительные уступки этим требованиям несколько уменьшить размер наделов, которые предполагалось предоставить крестьянам, и увеличить объём повинностей, возложенных на них. Окончательный вариант проекта был подготовлен к октябрю 1860 г. Под влиянием консервативно настроенных членов комитета М. Муравьёва , князя П. Гагарина и др. В результате дискуссии по основополагающим положениям будущей реформы законодательная регламентация величины наделов и повинностей крестьян, право крестьян переходить с барщины на оброк по истечении двух лет и т. Условия реформы 19 февраля 3 марта 1861 г. Согласно тексту «Общего положения…», помещичьи крестьяне по данным 10-й ревизии 1858, 23 млн человек — около половины всего российского крестьянства получали свободу и ряд прав: как личных вступление в брак и «распоряжение в их семейственных делах» без «дозволения помещиков»; заключение «как отдельно, так и целыми обществами» различных договоров, обязательств и подрядов «с частными лицами» и «с казною»; «производить свободную торговлю… без взятия торговых свидетельств и без платежа пошлин», основывать промышленные заведения, «записываться в цехи», вступать в гильдии, поступать в учебные заведения, подавать иски в суд, выступать в качестве поверенных и т. Конец крепостничества. Помещики сохраняли собственность на всю принадлежавшую им землю, но были обязаны предоставить крестьянам усадьбу и надел полевой земли в постоянное пользование.

19 февраля 1861 года - манифест Александра II об отмене крепостного права

Процесс этого «нового закрепощения» охватил северовосточные земли Германии, Польшу и, чуть позже, Московскую Русь. Причина прежде всего в экономике: восточное побережье Балтийского моря в тот момент стало хлебородной житницей Европы, причем пригодной для земледелия земли было много, а рабочей силы — мало. Поэтому-то крестьян и стремились жестко прикрепить к земле. В Германии и Польше это была инициатива помещиков, а в России — государства. Отсюда и последовательное ограничение прав крестьян на уход с земли введение так называемых «заповедных лет» , а в итоге и вовсе отмена Юрьева дня в конце XVI века. При этом надо понимать, что весь XVII век — это время активного закрепощения крестьян именно государством. Государство исходило из фискальных нужд: если люди жестко прикреплены к земле, то с них проще взять налоги. Соответственно, и крестьяне на тех землях, что принадлежали Церкви, тоже становятся прикрепленными к земле. Частное же крепостное право — это уже XVIII век, эпоха роста дворянства, роста его самосознания и автономии от других сословий. Алексей Венецианов. То есть считала ли Церковь нормальным для себя владеть крепостными?

Вернее, рефлексия, и мощная, была по другому вопросу: может ли Церковь вообще владеть землей? И коль скоро тогда этот вопрос был решен положительно — то есть что Церковь может владеть землями, то в рамках этой концепции Церковь и дальше смотрела на вещи. Более того, владение землями и селами рассматривалось как последний залог церковной самостоятельности перед лицом абсолютистского государства, всё более наступающего на права Церкви. Но закрепощение крестьян — это был, с точки зрения Церкви, вопрос экономической политики государства. В эту сферу Церковь не считала нужным вмешиваться, поскольку это внешний для нее процесс. А вот вопрос о церковном землевладении был принципиально иным — ведь он затрагивал вопрос о внутреннем монашеском устройстве. Тут, наверное, надо пояснить, откуда вообще брались у Церкви земли. Чаще всего эти земли по завещанию жертвовали монастырям бояре и князья, с условием вечного поминовения души. Надо ли было соглашаться? Стоило ли брать эти завещанные земли?

Стоило ли поминать усопших за такие вклады? Поэтому тут кипела полемика, тут вставали вопросы и о внутреннем устройстве Церкви, и о ее взаимоотношениях с царской властью. Николай Неврев. Можно ли сравнить положение этих крестьян с положением крепостных, принадлежащих помещикам? Кому было хуже? Особенно в XVIII веке, когда у дворян появилась фактически ничем не ограниченная власть над своими крепостными. Возможность частного помещичьего произвола была гораздо выше, чем у корпоративных собственников — монастырей, епископских кафедр или государства. Есть свидетельства в исторической литературе, что среди крестьян второй половины XVIII века церковные крестьяне считались наиболее привилегированной категорией жителей. Помещичьи крестьяне им завидовали. Причин тут несколько.

Во-первых, в монастырских владениях были исключены зверства помещиков — монахи не покушались на честь крепостных женщин, монахи не истязали дворовых людей которых, кстати, у них вообще не было , не устраивали псовых охот, не пропивали крестьян и не проигрывали их в карты. Более того, крестьяне ведь были прихожанами монастырских храмов, и монастыри занимались их духовным окормлением, боролись с пьянством, с распутством. Во-вторых, церковные институты в большей степени заботились о производительности своих земель, а максимальной производительности нельзя достичь жестокой эксплуатацией. Жестокая эксплуатация может быть выгодна только в очень короткой перспективе, монастырское же руководство смотрело далеко вперед, мыслило стратегически, и потому не стремилось выжать из крестьян все соки. В общем, хуже всего было положение крестьян, принадлежавших помещикам, на втором месте стояли государственные крестьяне государство относилось к своим крестьянам более формально, чем монастырское начальство, а формальное отношение подчас оборачивалось жестокостью , и, наконец, лучше всего было церковным крестьянам.

Не желая вызывать сильного недовольства у помещиков, площади земель, выделенных бывшим крепостным, сделали меньше, чем необходимо для рентабельности крестьянского труда. В среднем каждое крестьянское хозяйство получало по три с половиной десятины земли, а для того, чтобы иметь хоть какую-то прибыль, нужно минимум пять-шесть десятин. То есть, хозяйства обрекались на постепенное разорение. Хорошо известна карикатура того времени «Мужичок на одной ноге», где селянин изображен на крошечном клочке земли. Далеко не все помещики оказались готовы вести капиталистическое хозяйство. Одни разорялись, другие просто предпочитали отдавать землю в аренду. А уж вкладывать средства, чтобы повышать эффективность хозяйств, и вовсе мало кто хотел. Крупные, с высокой урожайностью плантации существовали главным образом лишь на западе и юге России. Получается, что реформой, отменившей в России такое позорное явление, как рабство, были не особенно довольны как помещики, так и крестьяне. Помните Фирса, слугу из «Вишнёвого сада»: мол, раньше был порядок, «мужики при господах, господа при мужиках». Судьбы освобождённых от крепостной зависимости крестьян складывались по-разному. Кто-то смог добиться больших успехов, воспользовавшись упоминавшимся социальным лифтом, некоторые остались на земле, сумели приспособиться к новым условиям труда и постепенно налаживали своё хозяйство. Но многие разорялись и уезжали в города, где далеко не всегда могли найти применение своим силам. Реформа породила терроризм …В июле 1867 года газета «Санкт-Петербургские ведомости» поместила очерк, где речь шла об аресте целой группы разбойников, грабивших железнодорожные составы. Все они были из бывших крепостных, не сумевших ни трудиться в новых условиях на земле, ни найти себе применение в городе. Один из этих головорезов, бывший холоп помещика Тульской губернии, отличался необычайной любовью к лошадям, умением их объезжать и готовить к скачкам. Беда была в том, что помещик, лишившийся из-за реформы значительной части доходов, продал свой конезавод, и крепостной оказался не у дел. Но даже это еще не самое страшное. И единственной формой борьбы стал террор. Напомним, что спустя двадцать лет после отмены крепостного права, 1 марта 1881 года, члены организации «Народная воля» убили царя-освободителя Александра II, а в начале XX века Россию и вовсе захлестнула волна политического терроризма.

Историческое название Миусс произошло, по легенде, от имени казака Миуски из ватаги Стеньки Разина, которого привезли вместе с плененным атаманом в Москву и в 1673 году казнили на местной площади. На самом же деле, как считают ученые, название Миуссы восходит ко временам Азовских походов Петра I: здесь царь разместил огромные флотские склады леса для гавани в Азовском море, строившейся в устье реки Миус. Эта площадь была достаточно пустынна и просторна для храма. Многие архитекторы трудились над конкурсными проектами. В Москве он возвел известную шатровую часовню-прощу у Рогожской заставы, недавно восстановленную. Латков предложил построить гигантский, круглый в плане храм с галереей, но его проект, одобренный Московской духовной консисторией и городскими инстанциями, был отвергнут Святейшим Синодом по причине архитектурных и технических несовершенств. Возможно, столь важный государственный проект вновь не хотели отдавать малоизвестному московскому архитектору. Ученые и в этом видят сходство с историей храма Христа Спасителя — первый принятый проект Витберга тоже был отклонен. И автором утвержденного проекта стал академик А. Померанцев, который составил его по рисункам В. Васнецова и возглавил общие работы по строительству.

Только в Петербурге и Москве обнародование Манифеста произошло 5 марта, в так называемое «прощеное воскресенье». Крестьяне не поверили в подлинность оглашенного текста и считали, что помещики и чиновники скрыли настоящие Манифест и Положения. Самое крупное и кровопролитное волнение крестьян произошло в селе Бездна Казанской губернии. Да другую, вишь, поставить некуда. Везде Вашей милости землица.

Улица 19 февраля

Приведем несколько интересных фактов крестьянской реформы 1861 года «Медаль в память отмены крепостного права» В память освобождения крестьян от крепостной зависимости была отчеканена медаль, на которой изображены три действующих лица. Двое — помещик и крестьянин — пожимают друг другу руки. Между ними стоит третий в шлеме и латах, с лицом Александра II, символизирующий государство. Составлен он был так замысловато, что И. Тургенев заметил: будто «написан по-французски и переведен на неуклюжий русский язык каким-нибудь немцем».

Публикация манифеста и Положений 19 февраля 1861 года вызвала разочарование и возмущение у обманутых крестьян, которые не верили в подлинность оглашенных текстов и считали, что помещики скрывают настоящие документы. После тщательного изучения Положений Петров заявил, что нашел «настоящую волю» и разъяснил односельчанам, что земля и хлеб принадлежат крестьянам. Это привело к массовому приходу к Петрову соседних крестьянских селений, желающих узнать о «воле». Вскоре волнения распространились на соседние уезды и губернии.

Впоследствии Алексей Левшин писал: «Большая часть представителей землевладельцев вовсе никогда не обсуждала крепостного состояния с точки зрения освобождения и потому при первом намеке о том являла удивление, а иногда непритворный испуг. Очевидно, что такие беседы, хотя многократно повторяемые, не продвинули меня далеко вперед». Царю оставалось или отказаться от идеи реформы, или поручить подготовку своему аппарату. Он избрал второе. Был, как водится, создан очередной Секретный комитет, 3 января 1857 года состоялось его первое заседание, на котором его члены заняли истинно «либеральную»позицию: мол крепостное право — зло, но устранить его можно только постепенно, без резких поворотов, а действовать сейчас и сразу — явно преждевременно и опасно. Пока что надо изучать материалы, собранные в министерстве внутренних дел. Они не договорились друг с другом и подготовили три разные записки. Позиции объединить не удалось. Все начало 1857 года Секретный комитет практически саботировал дело. Между тем министерство внутренних дел продолжало работать, и Алексей Левшин составил свою записку с идеей освободить крестьян без земли.

Большинство комитета этой записке хода не дало. Оказавшись перед лицом сопротивления и дворян, и своего комитета, царь вынужден был вмешаться. Он ввел в сентябре 1857 года в комитет своего брата, Константина Николаевича, противника крепостного права, и поручил ему вести заседания. Прошли бурные заседания 16, 17и 18 августа 1857 года. Под его нажимом Секретный комитет принял решение начать подготовку мер «по улучшению быта помещичьих крестьян»; даже слово «освобождение»по-прежнему не употреблялось. Секретный комитет зашевелился. Впрочем, шевеление это было очень и очень ленивым — в августе 1857 года Секретный комитет решил для начала «собрать данные» и разработать проект, причем отвел на этот «нулевой цикл»реформы … 20лет! Царю, столкнувшись с таким тихим, но явным саботажем, пришлось пойти другим путем — и представить отмену крепостного права инициативой самих помещиков. Для этого был придуман хитрый ход… Инициатива снизу, организованная сверху В 1857 году литовские дворяне написали царю прошение об отмене довольно куцых «инвентариев», ограничивавших крепостное право в Виленской и Гродненской губерниях, в Литву был тут же послан верный верный адъютант царя Владимир Назимов, который популярно объяснил помещикам, что ни о какой отмене «инвернтариев»и речи быть не может, а помещикам лучше согласиться с отменой крепостной зависимости вообще. Литовские помещики слегка обалдели… и согласились с напором столичного гостя.

Оборотистый Владимир Назимов тут же предоставил царю записку, в которой изобразил пожелания литовских помещиков как искреннюю просьбу об отмене крепостного права вообще. Он передал столь «нужное» письмо вместе с запиской царю, а тот переслал его в Секретный комитет.

В 1856 году Александр II на встрече с представителями дворянства Московской губернии заявил, что лучше ликвидировать крепостное право сверху, чем ждать, пока это начнёт происходить снизу. Царь стал создавать комитеты по крестьянскому делу, официально занявшиеся разработкой проекта реформы. В 1858 году общее количество крепостных в России оценивалось примерно в 23 млн человек.

Из 65 российских губерний и областей в девяти вообще не было крепостных в Прибалтике, на Дальнем Востоке, в казачьих землях и на части Закавказья , ещё в четырёх жили всего по несколько лично зависимых крестьян. В 1859 году для рассмотрения проектов, подготовленных губернскими комитетами, были созданы специальные Редакционные комиссии, в состав которых входили сторонники реформ. Прошедший через Редакционные комиссии и принятый Главным комитетом по крестьянскому делу проект реформы был под влиянием Александра II поддержан Госсоветом. Факсимиле манифеста 19 февраля 3 марта 1861 года по изданию «Великая реформа», 1911 год Манифест даровал личную свободу всем помещичьим крестьянам. С этого момента они могли самостоятельно приобретать имущество, вступать в брак, заключать договоры.

Но помещики сохраняли право собственности на землю, предоставляя бывшим крепостным личные усадьбы за выкуп и полевые наделы в постоянное пользование. За это крестьяне некоторое время после реформы должны были отбывать барщину либо платить оброк. Следующим этапом освобождения крестьян становился выкуп ими земельных наделов. В дальнейшем это привело к возникновению у многих крестьян огромных долгов. Размеры наделов колебались в зависимости от региона.

При этом, если надел, которым ранее пользовались крепостные, был больше принятой в конкретном регионе нормы, от него отрезалась часть в пользу помещика. Нарезка земель чаще всего была произведена таким образом, чтобы сделать их обработку максимально неудобной для крестьян, заставить их арендовать дополнительные земли у помещика, спрашивать его разрешения на доступ к различным объектам сельскохозяйственной инфраструктуры. Борис Кустодиев.

Заблуждения и факты о крепостном праве в России

Русские крестьяне благодарят императора Александра IIго за освобождение от крепостной. Отмена крепостного права в Росси́и, также известная как Крестья́нская рефо́рма — начатая в 1861 году реформа, упразднившая крепостное право в России. Главная» Новости» Что было 19 февраля 1861 года.

Вы точно человек?

Урок по теме Крестьянская реформа 1861 г. Теоретические материалы и задания История, 9 класс. Новости и события Российского исторического общества. Ровно 160 лет назад, 19 февраля 1861 года император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. Наиболее крупным событием в крестьянском движении весны 1861 г. явилось выступление крестьян в Чем-барском и Керенском уездах Пензенской губернии, распространившееся также и на соседние уезды Тамбовской губернии.

Невольная воля. Бывшие крепостные должны были выкупать землю до 1955 г.

Дворянские привилегии оставались нетронутыми, так как реформы не коснулись этого социального слоя. Реформа была первым шагом к гражданскому равноправию, так как средневековое крепостное рабство наконец-то уничтожалось. Основная часть крестьян разорялась после реформ. Это вынуждало искать их работу в городе, пополняя ряды наёмных рабочих или городских нищих. У крестьян впервые появилось право на землю. С крестьянином по-прежнему не считались. Крестьянство никак не влияло на политическую жизнь страны. Были предотвращены крестьянские волнения, хотя мелкие восстания имели место быть. Крестьяне почти в три раза переплачивали за выделенные им наделы.

Значение Крестьянской реформы 1861 года прежде всего, заключалось в выходе Российской империи на международный рынок капиталистических отношений. Страна постепенно стала превращаться в мощную державу с развитой промышленностью. Вместе с тем, последствия реформы негативно сказались в-первую очередь на крестьянстве. Общая стоимость земли, которую крестьянам предстояло выкупить, составляла 551 млн. Крестьяне же должны были заплатить государству 891 млн.

Председателем редакционной комиссии стал граф В. Панин, известный консерватор. Из-за него проекты реформ стали сдвигаться в пользу дворянства. Главные разработчики проекта-Н. Милютин и Ю. Самарин, благодаря созыву стали лучше понимать, что осуществление реформ не может осуществляться одинаково по всей стране. Так, если в черноземье главную ценность всегда представляет земля, то в нечерноземье-труд самих крестьян. Главные разработчики проекта понимали, что без какой-либо подготовки нельзя проводить преобразование, нужен длительный переходный период для проведения реформ. Говоря кратко о крестьянской реформе 1861 года, следует подчеркнуть, что и Милютин и Самарин поняли, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй. Помещикам за это давался выкуп, который гарантировался царским правительством. Это и стало сутью реформы. Кривошеенко Основные законоположения Крестьянской реформы 1861 года Со дня подписания Манифеста крестьяне перестали считаться собственностью помещиков. Крестьяне каждого помещичьего имения были объединены в сельские общества. В законопроекте была проведена грань между нечернозёмными и чернозёмными губерниями.

Последовал конфликт с властями Российской империи и пожизненная ссылка, завершившаяся через несколько лет помилованием при Павле I. Радищеву возражали многие. Ценивший полемиста Пушкин посвятил опровержению его представлений зеркальное "Путешествие из Москвы в Петербург". Разница между крепостным правом и рабовладением, по мнению Пушкина и его единомышленников, сводилась к трем обстоятельствам — двум бытовым и одному юридическому. В повседневной жизни, в отличие от невольников, крестьяне жили в собственных домах, полностью отдельно от хозяина, располагали имуществом, пусть юридических прав на него и не имели. В этом отношении разница с плантационными рабами, содержавшимися в бараках, бросалась в глаза. Различие шло дальше этого. Крестьяне трудились самостоятельно без надсмотрщиков и противились вмешательству барина в свой аграрный цикл. Это не имело ничего общего с плантацией. Юридическая разница относилась к вопросу о купле и продаже. Крестьян нельзя было продавать без земли как товар. И в то же время этот запрет действовал не всегда: его ввел император Николай I в 1827 году, а до него указ, воспрещавший продажу крепостных с аукциона за долги без земли, действовал при Екатерине II, хотя соблюдался не всегда. Правовое положение крестьян не было неизменным на протяжении всего существования Российской империи, то приближаясь к рабскому, то удаляясь от него. Церковь боролась против КП или, по крайней мере, по-христиански осуждала его? Еще законодательный сборник XI века "Русская правда" упоминает о чернеческих холопах — сельских рабах, принадлежавших монастырям. Ничего удивительного нет в том, что середину XVIII века православные обители встретили в качестве коллективных владельцев многих тысяч крепостных душ. Проведенная в те же годы секуляризация — отъем церковной собственности в пользу казны — привела к смене собственника для миллиона землепашцев. Этих зависимых людей стали называть экономическими крестьянами и приписали к числу государственных. Расставание с ними не прошло для церкви бесследно. Охлаждение между православным клиром и государством вылилось в серьезный разлад. Лидер церковной оппозиции митрополит Арсений Мацеевич , настаивавший на сохранении прежней собственности в ее полноте, по желанию императрицы был помещен в тюрьму. Ему приписывают полную досады фразу: из-за отъема земли людям церкви не на что стало сварить пива. Россия сильно отстала от стран Запада — ведь крепостное право там к середине XIX века уже давно успели отменить? Притягательность ее идеалов получила весомое подкрепление силой оружия. В результате завоеваний Наполеона крепостничество перестало существовать в подчинявшихся власти императора германоязычных государствах. Около того же времени крепостное право отменили и в Пруссии. Тем не менее в центре и на востоке Европы с неволей еще не было покончено. В Австрийской империи она включала Австрию, Венгрию, Чехию, Словакию, Хорватию, часть Италии, Польши и Украины черту под его существованием подвела только революция 1848 года. На западе Старого Света, где крепостного права не существовало, законным продолжали считать рабовладение. В колониях Британской империи оно продержалось до 1834 года, Франции — до 1848-го, Нидерландов — до 1863-го, Португалии — до 1869-го, Испании — до 1886-го. Пусть и вынесенная за пределы континента, прямая нерыночная эксплуатация не удивляла западных европейцев. Она не противоречила их собственному праву. Но все же в Европе свободным крестьянам жилось много лучше, чем крепостным в России? Это ведь нельзя отрицать? Кокрейн сравнил Российскую империю 1820-х годов и свою родину: "Безо всяких колебаний… говорю я, что положение здешнего крестьянства куда лучше состояния этого класса в Ирландии. Здесь в каждой деревне можно найти хорошие, удобные бревенчатые дома, огромные стада разбросаны по необъятным пастбищам, и целый лес дров можно приобрести за гроши. Русский крестьянин может разбогатеть обыкновенным усердием и бережливостью, особенно в деревнях, расположенных между столицами". Бремнер, писавший в 1830-е, внес в эту картину нюансы: "В целом… по крайней мере что касается просто пищи и жилья, русскому крестьянину не так плохо, как беднейшим средь нас. Он может быть груб и темен, подвергаться дурному обращению со стороны вышестоящих, несдержан в своих привычках и грязен телом, однако он никогда не знает нищеты, в которой прозябает ирландский крестьянин. Быть может, пища его груба, но она изобильна. Быть может, хижина его бесхитростна, но она суха и тепла. Мы склонны воображать себе, что если уж наши крестьяне нищенствуют, то мы можем по крайней мере тешить себя уверенностью, что они живут во много большем довольстве, чем крестьяне в чужих землях. Но сие есть грубейшее заблуждение. Не только в одной Ирландии, но и в тех частях Великобритании, которые, считается, избавлены от ирландской нищеты, мы были свидетелями убогости, по сравнению с которой условия русского мужика есть роскошь, живет ли он средь городской скученности или в сквернейших деревушках захолустья.

Составлен он был так замысловато, что И. Тургенев заметил: будто «написан по-французски и переведен на неуклюжий русский язык каким-нибудь немцем». В народе Манифест стали называть «филькина грамота» то есть документ бестолковый. Только в Петербурге и Москве обнародование Манифеста произошло 5 марта, в так называемое «прощеное воскресенье». Крестьяне не поверили в подлинность оглашенного текста и считали, что помещики и чиновники скрыли настоящие Манифест и Положения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий