По православным канонам поминки проводят в день похорон, на 9-ый и 40-ой дни и через 1 год после смерти.
Как правильно отмечать 9 и 40 дней?
Совершается каждый год в субботу перед днем памяти Дмитрия Солунского. Является последней субботой, в которую можно совершать поминовение усопших. Поминовение на Радоницу. Первое после Пасхи поминовение усопших в традиции восточных славян. Отмечается во вторник после Фомина воскресенья. Как поминать в пост Когда идет пост, есть особые дни поминовения — Родительская суббота, Воскресный день, когда происходит служба Божественной Литургии в полном объеме в любой другой день поста она сокращена. Во время этих богослужений совершается проскомидийный обряд поминовения умерших, когда за каждого человека из большой просфоры хлеба вынимается часть, которая символизирует его душу. Просфора обозначает небольшой хлеб округлой формы, состоящий из двух частей.
Они символизируют двойную природу Иисуса Христа: Божью и человеческую. Делается он на дрожжах или на квасе и используется как символ Литургии и Евхаристии. Принципы изготовления просфоры, памятка Поминки 1 год: традиции и правила проведения В славянских странах принято отмечать знаковые даты для живых людей, такие как именины и дни рождения , а после гибели — поминки. Такая дата чрезвычайно значима для христиан, так как они чистосердечно веруют в бесконечную жизнь, и наедятся на встречу с Богом. Именно по этой причине, по мнению христиан, для человеческой души не существует никакого завершения. Кроме молебна, на один год смерти в церкви часто заказывают: Поминание в процессе проведения богослужения утром. Проводят следующий обряд: из кусочка хлеба все извлекают небольшие части за новопреставленного.
Сорокоуст — поминание на сорока церковных службах. Панихиду — обычно производится в субботу, но много договориться и выбрать любой другой день. К такому обряду можно обращаться хоть каждые 7 дней, но один год — дата серьезная. Литию — следующий тип службы за упокой души. Она намного короче вышеупомянутой и производится в любое время. На любом мероприятии за упокой молиться должны все пришедшие, так как считается, что у батюшки не будет достаточно сил, чтобы вложить в молитвы все переживания, которые испытывают близкие покойника. Когда нужно проводить поминки и индивидуальные дни поминовения покойных в церкви Поминать можно не только в общепоминальные дни.
Чтением молитв и вспоминанием людей заниматься разрешается в абсолютно любой день, но правильнее всего делать это на: Третий, девятый и сороковой дни после кончины. Именно в это время человек держит ответ перед Богом и его душа ожидает перехода к вечной жизни, так как, по мнению христиан, душа не может умирать. В эти дни она нуждается в помощи от родных, а именно в молитве и воспоминаниях. Годовщину с момента кончины.
Как объясняется выбор третьего дня для похорон Почему для похорон православного человека наиболее подходящим является третий день? Религия объясняет это тем, что после смерти душа человека будет ожидать встречи с Господом. Срок ожидания составляет 40 дней. Первые три дня душе усопшего даются на прощание с близкими живыми людьми. Душа якобы посещает место жительства, наблюдает за тем, как обстоят дела, негласно прощается с дорогими ему людьми. На третий день за душой прилетают ангелы смерти и забирают её на небеса: душа покидает землю и переносится в мир иной. Поэтому и бренное тело надо предать земле именно на третий день, чтобы облегчить ангелам их работу, а душе обеспечить лёгкий и быстрый путь на небо. Религия говорит, что день похорон очень важен, ведь именно с него начинается знакомство души умершего с жизнью после смерти. Ангелы в течение 6 дней будут знакомить его с жизнью в небесном раю, куда могут попасть только праведники. Покажут душе и мучеников ада, которые при жизни грешили, обижали, нарушали Божьи заповеди, ни в чём не раскаивались — в результате попадали в ад на 40-й день после смерти.
Первым блюдом подается кутья, освященная в храме во время прощальной панихиды. Перед тем как подадут сладкое, присутствующие исполняют стихиру на глас 6. Обед завершается приемом последнего блюда и заупокойной чаши, а также принесением благодарения. Девятый день Отсчет 9 девяти суток ведут со дня смерти человека. По традиции в этот день помянуть покойного приходят только его родные и близкие. В узком семейном кругу православные вспоминают о лучших деяниях покойного, читают молитвы. А также посещают кладбище, облагораживают могилу, приносят новые цветы. Поминки на девятый день после похорон проводят в честь девяти ангельских чинов, служителей Бога, которые передают ему просьбы о помиловании умершего. Обряд поминок и молитвы о близком человеке помогают душе усопшего получить благословение Всевышнего и попасть в Рай. В этот день, согласно православным канонам, пышный поминальный обед устраивать не обязательно. Близкие люди могут просто собраться у могилы и помолиться за усопшего. Если же решено накрыть стол, то посторонних на поминки не приглашают. А всю оставшуюся еду следует раздать нуждающимся и нищим. Сороковой день На сороковой день душа преставившегося вновь возвращается в его дом, чтобы затем через сутки навсегда покинуть его и предстать перед Господом, который примет окончательное решение о ее судьбе. Между 9 и 40 днем она находится в Аду, где наблюдает, как страдают грешники. Согласно поверьям, если душа не обрела покой, то она навечно остается в доме, так как путь на небо для нее закрыт. Чтобы помочь духу покойного успокоиться, облегчить его страдания, загладить его грехи в этот день, устраивают сороковины.
Ангелы в течение 6 дней будут знакомить его с жизнью в небесном раю, куда могут попасть только праведники. Покажут душе и мучеников ада, которые при жизни грешили, обижали, нарушали Божьи заповеди, ни в чём не раскаивались — в результате попадали в ад на 40-й день после смерти. Такие представления о жизни души после смерти вполне вписываются в библейские новеллы о сотворении человека Богом, о его жизненном пути и не всегда благополучном пребывании на том свете. Вызов ритуального агента городской ритуальной службы Организация похорон в Санкт-Петербурге и области Что делать когда умер близкий человек День похорон у мусульман и иудаистов Россия многонациональная, а значит и многоконфессиональная страна. Похоронные традиции в других религиях, например, у мусульман и иудаистов значительно отличаются от православных. Так, день похорон совпадает с днём смерти. Объясняется это очень просто: соображениями целесообразности. Исламская религия зародилась на Аравийском полуострове в окрестностях городков Мекка и Медина, ставших священными для мусульман. Климат там очень жаркий, поэтому хоронить надо очень быстро, чтобы уберечь труп от разложения. Если человек умер до захода солнца, то старались похоронить его в этот же день.
Поминки: суть и правила обряда
Цены по столице колеблются от 500 до 5000 рублей на человека. В среднем же цена поминального обеда составляет около 1500-2000 рублей на участника. Алкоголь в эту цену не входит; как правило, многие кафе, оказывающие подобную услугу, разрешают приносить свои напитки. Это лучше уточнить заранее. Поминки после похорон: традиции и правила Как правило, поминальный обед начинается через некоторое время после того, как родственники и приглашенные возвращаются с похорон.
Когда все занимают свои места за столом, читают молитву «Отче наш» и после этого приступают непосредственно к трапезе. Для усопшего за столом выделяют отдельное место, за которым никто не сидит. Туда ставят тарелку с приборами и стакан, накрытый хлебом. Первым блюдом как правило является кутья — каждый берет себе несколько ложек сладкой каши.
После нее могут приступать и к другим блюдам. Как правило, во время застолья вспоминают усопшего, рассказывают истории из его жизни, выражают соболезнования родственникам умершего. Как вести себя на поминках в день в похорон В первую очередь, всегда следует помнить, что вы собрались для того, чтобы почтить память другого человека, а не показать себя. Ведите себя скромно, учтиво по отношению к окружающим.
Садясь за стол, помните о банальных правилах вежливости и этикета: пододвиньте стул тем, кому это трудно сделать пожилым людям или детям , помогите им сесть, предложите помочь, если помощь потребуется хозяевам: например, принести кастрюлю с горячим, разлить вино и так далее. В разговоре старайтесь не перебивать, отдавайте приоритет ближайшим родственникам усопшего — именно им сейчас тяжелее всего. Старайтесь вспоминать хорошие эпизоды, связанные с умершим, даже справедливой критикой в его адрес стоит в этот раз пренебречь. Будьте терпимы к слезам, постарайтесь успокоить человека, но не быть навязчивым.
Детей ругать за непонимание происходящего, слезы и типично детское поведение не стоит. Постарайтесь найти им другое занятие, отвлечь, если это возможно. Отдельно стоит упомянуть алкоголь, если он будет представлен на столе: постарайтесь быть как можно более умеренным в его употреблении. Ничто не испортит память о человеке так, как застолье со слишком пьяными гостями.
Поэтому если вы знаете, что склонны к буйному поведению в состоянии опьянения, пейте немного или же не пейте вовсе. И уж точно воздержитесь от спиртного, если вам предстоит садиться за руль. Вопросы и ответы Можно ли заказать поминальные блюда с доставкой? Да, сегодня многие кафе и компании, занимающиеся кейтерингом, предлагают такую опцию.
Узнать, возможна ли доставка блюд, как правило можно в социальных сетях заведения или по телефону. Можно ли отказаться от чтения молитвы перед началом трапезы? Если усопший был человеком нерелигиозным или вовсе атеистом, то читать молитву перед тем, как приступить к трапезе, скорее всего не обязательно. Следует, впрочем, учитывать, что многие из присутствующих все равно могут прочитать молитву «отче наш», так как сами являются верующими людьми.
Препятствовать им в этом не стоит.
Подобные же сведения содержит известный рассказ о житии прп. Феодоры Цареградской. Это дни по кончине: третий; обычно если не препятствуют какие-либо обстоятельства в этот день проводится погребение тела, душа же, по слову святых отцов, возносится на поклонение Христу, тогда как ранее пребывала на земле — преимущественно в дорогих ей местах; на третий же день, по слову св. Макария Александрийского, «Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых — Бог всех — повелевает, в подражание Его Воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих»; девятый; до этого времени 6 дней душе показываются обители Рая, блаженство святых, после чего она снова видит Бога, вновь поклоняется Ему; сороковой; от 9 до 40 дня душа видит мучения грешных во аде; св. Макарий пишет, что «по этим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в них. В сороковой день опять она возносится на поклонение к Богу; и тогда уже Судия определяет приличное ей по делам место»; это время так называемого «частного суда» тоже является поводом не только к сугубой молитве, но также — к милостыне о умершем. Кроме этого, в течение первого года после смерти, родные собирают поминальный стол: на полгода по кончине; И, конечно, во все последующие годы близкие могут отмечать поминками: день рождения; день смерти; иные значимые даты, например, годовщину свадьбы супругов. Однако, в отличие от поминовения первых 40 дней, все эти даты имеют значение скорее для родных, близких усопшего, чем для него самого Церковное предание также ничего не говорит об их значении. Впрочем, милостыни о душе не может быть «слишком много», так что подобные благочестивые традиции не несут ничего плохого — если только не сопровождаются суеверными «обычаями» и чрезмерной печалью о смерти близкого, который жив у Бога.
По слову, митр. Антония Сурожского : «Мы можем отказываться принять смерть как последнее слово, последнее событие жизни. Мы правы, когда плачем над усопшим, потому что смерти не должно бы быть. Человек убит злом. С другой стороны, мы можем радоваться за него, потому что для него или для нее началась новая жизнь — жизнь без ограничений, просторная… Если мы — собственный Христов народ, мы не имеем права из-за того, что сами глубоко ранены потерей и осиротели по-земному, не заметить рождения усопшего в вечную жизнь».
Неусыпаемой она называется потому, что непрерывно читается и днем, и ночью. Хорошо, если в чтении принимают участие все родственники и близкие умершего поочередно сменяя друг друга. Если такой возможности нет или вы по состоянию здоровья не можете сразу приступить к полноценному чтению Псалтири, то можно почитать отдельно 17-ю кафизму, в народе ее называют еще «поминальной».
Чтение Псалтири по одной кафизме в день можно продолжать до сорокового дня. Фото Владимира Ештокина Помимо этого, в день смерти можно подать заупокойный сорокоуст. Это литургическое поминовение усопшего в течении 40 дней после его смерти. Данное поминовение охватывает если оно подано в день смерти весь путь души с момента ее преставления и до частного суда. Важно помнить, что сорокоуст не должен становиться заменой нашей домашней молитвы за усопшего. Наша сугубая и искренняя молитва в первые сорок дней очень ценна для души умершего. Это не только проявление нашей любви к человеку, но и ходатайство перед Творцом, чтобы были прощены прегрешения усопшего и его душа обрела покой в Раю. На 3 день в день похорон обычно совершается чин отпевания.
Это особое богослужение, в котором священник и присутствующие люди просят прощения грехов и упокоении души умершего в Царствие Небесном. Существует также и другие формы поминовения умерших. Как пишет свт. Иоанн архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, самое главное и важное поминовение умершего — это поминовение на Божественной Литургии. Чтобы нашего близкого человека помянули на Литургии, надо подать обедню — записку с его именем. Лучше всего это сделать накануне Литургии. Например, если служба в воскресенье, то лучше всего прийти на вечернее богослужение в субботу и подать обедню записку , а в воскресенье прийти на Литургию и вместе со всеми помолиться о спасении души усопшего и прощении его грехов. Отличие от сорокуста заключается лишь в том, что обедня — это разовое поминовение усопшего, т.
Важно, однако, помнить, что в записке и в обедне, и в сорокоусте должны быть указаны имена людей, которые были крещены. Также в записку не следуют включать самоубийц, раскольников, иноверцев. За них вы можете всегда помолиться келейно дома. Помимо поминовения дома и на Литургии, существует и специальные заупокойные богослужения: панихида и лития. Их обычно служат в поминальные дни: в 3, 9, 40, в годовщины. Но это не строгое закрепление за датами. Вы можете отслужить и панихиду, и литию в любое время. Панихида служится священником как в храме, так и на могиле умершего.
Лития — краткий чин панихиды — может совершаться на кладбище, в храме и дома. Совершать это богослужение могут и священники, и миряне. Найти проследования литии можно в расширенном молитвослове или в интернете под названием: «Лития, совершаемая мирянином дома и на кладбище». Важно также не забывать поминать умершего в ежедневных молитвенных правилах, их можно найти в молитвослове. У всех форм поминовения есть важная часть — наше искренность и сокрушение сердце. Молитва, исходящая от смиренного и сокрушенного сердца никогда не будет забыта Богом. Какую бы грешную и тяжелую жизнь не прожил умерший, мы всегда должны продолжать молиться за него, уповать на Божью милость и прощение его грехов. Наша молитва в деле его спасения никогда не будет «лишней» или «неправильной».
Поэтому молитва, милостыня и совершение добрых дел ради умершего — это не профанация, а наиболее действенный способ изменить его посмертную участь. Поминают ли умерших в пост Поминовение во время Великого поста не запрещено Церковью. Келейное домашнее поминовение можно совершать в период всего поста, однако порядок литургического поминовения в этот период меняется. Дома можно почитать Псалтирь об умершем. Чтение псалтири прекращается лишь с четверга Страстной седмицы и до конца Светлой седмицы. С четверга Страстной седмицы, Церковь проживает самые трагические события — осуждение Спасителя на смерть, Крестные страдания и погребение Господа. Поэтому в эти важные дни лучше прийти в храм и помолиться — службы в эти дни совершенно особые по молитвам и по состоянию, их, конечно, лучше не пропускать. Однако Церковь позаботилась о поминовении усопших сродников в период поста, установив три особых дня поминовения — суббота второй, третьей и четвертой недель Великого поста.
Они называются родительскими. В эти дни Церковь призывает нас помянуть в общей молитве всех ушедших от нас в иной мир родных и близких православных христиан. После субботней родительской заупокойной Божественной литургии служится общая панихида. Предшествует Литургии вечернее богослужение в пятницу, на котором служится парастас — это последование Великой панихиды. Если вы хотите помянуть умерших в пост именно в храме, вы можете прийти на пятничное всенощное бдение и на Литургию Родительской субботы, подав записки на парастас и на панихиду. Когда нужно поминать умерших Время поминовения умерших строго не регламентируется в Церкви и не может быть привязано к определённому часу или времени суток. Поэтому вопрос того, когда нужно поминать умерших — вопрос личного характера. Церковь не ставит здесь четкого регламента, поскольку обстоятельства жизни у всех разные и кому-то просто будет сложно следовать четкому плану.
Поминать умершего в келейной дома молитве можно в любое время суток. В православной традиции есть свои особые поминальные даты: третий, девятый, сороковой, годовщины. Первые сорок дней особенно важны для отошедшей ко Господу душе. Это время, когда душа проходит испытания, мытарства, которые заканчиваются частным судом на сороковой день. Период, когда определяется место пребывания души до Страшного суда. Поэтому поминовение в третий, девятый и сороковой дни не только желательно, но даже необходимо. Это этап, когда душа особенно нуждается в поддержке своих близких людей. А поддержать мы ее можем только молитвой.
Подробнее об этом можно почитать в разделах с соответствующими названиями. Фото Владимира Ештокина Также Церковь предусматривает особые дни поминовений — родительские субботы. В церковном календаре их несколько: Вселенская родительская суббота мясопустная — за неделю перед Великим Постом. Суббота 2-й седмицы Великого поста. Суббота 3-й седмицы Великого поста. Суббота 4-й седмицы Великого поста. Радоница — ближайший вторник после Светлой Седмицы. Поминовение усопших воинов — 9 мая.
Троицкая родительская суббота — накануне праздника Святой Пятидесятницы Троицы. Димитриевская родительская суббота — поминальная суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского. Поминать усопших можно, конечно, практически в любой день в церкви и ежедневно дома, но родительские субботы призваны служить нам напоминанием о том, что молитва за умерших является самым действенным и самым лучшим способом помочь как их бессмертным душам, так и нам — живым людям, чтобы унять скорбь утраты. Главное помнить, что ни пышными «поминками», ни красивыми памятниками мы не поможем бестелесной душе усопшего человека. Только молитвой. И эта молитва должна быть ежедневная, а не только в особые дни поминовения. Они настраивают нас на памятование о Страшном Суде, и плохо, когда мы вспоминаем об этом и о загробной участи наших родных только несколько раз в году. Что нужно говорить, поминая умершего Не будет новостью услышать, ходящую в народе, фразу: «О мертвых или хорошо, или ничего».
На самом деле история этой фразы уходит корнями в глубокую древность, и предписывается древнегреческому политику Хилону, жившему в VI век до нашей эры. А знаем мы ее от Диогена — историка III века нашей эры. Правда, в оригинальном греческом тексте фраза имеет, несколько, иное значение: «Не злословь умерших». Более поздняя вставка, базирующаяся на латинском переводе этого текста, добавляет: «О мертвых или хорошо, или ничего, кроме правды». Что важно тут увидеть нам — современным людям? То, что, поминая умерших, нужно говорить искренне. Ведь ложь сразу станет ясна окружающим людям и это будет выглядеть фальшиво, нанесет родственникам и близким людям умершего боль. Поэтому если человеку предоставили возможность сказать что-то о покойном, стоит вспомнить его благодеяния, рассказать, что он сделал для него, его семьи.
Бывает так, что собирается большое количество людей, среди которых есть те, кто усопшего либо вообще не знал, либо очень плохо. Тогда разумнее вообще ничего не говорить. Однако, если родственники настаивают, то можно сказать, что будете за него молиться. Наконец, бывает так, что про покойного нечего сказать, по каким-то причинам он запомнился близким людям лишь с негативной стороны. Православная Церковь учит нас смирению и любви к ближним и, особенно, к врагам. Поэтому если так случилось, что с усопшим были плохие отношения, то лучше просто помолиться о нем, исповедоваться, искренне забыть и отпустить все обиды. Это великая польза нашим душам, когда мы учимся прощать и молимся за обижающих нас. Поминая умершего в своих молитвах, мы должны в первую очередь быть искренними и честными перед Богом.
Поэтому, первое, к чему мы должны стремиться в своих молитвах об умершем — это к открытости перед Богом. Молитвы, чтобы помянуть умершего Когда мы сталкиваемся со смертью, будь то смерть близкого человека или даже совершенно незнакомого, первое, о чем мы задумываемся — как нам помочь душе усопшего? Пока мы живем на земле, мы способны приносить покаяние, причащаться Телом и Кровью Христа, творить добрые дела и возносить к Нему свои молитвы. После смерти эти великие дары и возможности исчезают и единственное на что может уповать душа усопшего — это на наши молитвы и дела, которые мы творим в память о ней. Фото Владимира Ештокина В Церкви имеется немало молитв на поминовение усопшего. Если мы откроем утренние молитвы, то найдем в самом конце помянник с молитвами как о живых, так и об усопших. Их можно и нужно читать каждый день. Это тот минимум молитвенного правила, которое мы можем совершать на протяжении всей своей жизни.
Непрестанно, изо дня в день молиться об усопших наших братьях и сестер. Также существует традиция поминовения Псалтирью. В Русской Православной Церкви издана особая редакция Псалтири, в которую включены заупокойные молитвы. В день смерти можно прочитать канон «За единоумершего» или, другое его название, «Последование по исходе души от тела, читаемое мирянином». После чего приступить к чтению Псалтири. Хорошо, если она читается на протяжении 40 дней по одной кафизме в день. Это великое и незаменимое утешение для усопшей души. В 3, 9, 40 дни и в годовщины можно также читать Псалтирь или, если не позволяют обстоятельства, отдельно 17-ю кафизму.
Молитва о новопреставленном усопшем. Молитва об усопшем после 40 дней. Молитва об усопших родителях до 40 дней Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят или: отъята, или: отъяты бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него или: от нея, или: от них милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго усопшую незабвенную для мене раба Твоего рабу Твою , родителя моего матерь мою имя , но отпусти ему ей вся согрещения его ея вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им ею в житии его ея зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его ю и вечныя муки избави.
Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем усопшей матери моея в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его ю в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем Твоей имя теплую молитву мою сию и воздай ему ей воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему научившей мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его ся о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им ею о мне моления пред Тобою и за все дары, им ею испрошенные мне от Тебе, воздай ему ей Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего рабу твою , чадо мое имя , и сотвори ему ей вечную память.
Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея.
Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Молитва об усопшем супруге Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами.
Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего имя , прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки.
Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Молитва за некрещеных усопших св. Молитва об усопшем в год со дня смерти Из проследования панихиды Тропарь глас 8 Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезная всем подаваяй, Едине Содетелю, упокой, Господи, душу раба Твоего или: душу рабы Твоея; о многих же: души раб Твоих , на Тя бо упование возложи или о многих: возложиша , Творца и Зиждителя и Бога нашего. Слава, и ныне: Тебе и Стену и Пристанище имамы, и Молитвенницу благоприятну к Богу, Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение. Молитва Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и диавола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый!
Сам, Господи, упокой души усопших раб Твоих: святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, во священническом, церковном и монашеском чине Тебе послуживших; создателей святаго храма сего, православных праотец, отец, братий и сестер, зде и повсюду лежащих; вождей и воинов за веру и отечество живот свой положивших, верных, убиенных в междоусобной брани, утонувших, сгоревших, на мразе замерзших, растерзанных зверьми, без покаяния внезапно скончавшихся и не успевших примириться с Церковью и со своими враги; в изступлении ума самоубиенных, тех, о коих заповедали и просили ны молитися, о коих несть кому молитися, и верных, погребения христианскаго лишенных имя рек в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюдуже отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное ими словом или делом или помышлением, яко благий Человеколюбец Бог прости, яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Ты бо еси един кроме греха, правда Твоя — правда во веки, и слово Твое — истина. Молитва об усопших воинах Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: воинов имена их , и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.
От чего следует отказаться в поминальные дни? Поминальная суббота, день поминовения покойных, родительская суббота — у данного дня много названий. Смысл же один — поминовение усопших через молитвы, воспоминания, поминальную трапезу. Для каждого христианина поминальный день усопших очень важен и дорог. Он объединяет всех людей, заставляя каждого помолиться за близкого человека. Поминовение у христиан: происхождение традиции Декрет об образовании всемирного дня особого поминовения умерших датирован 998 годом. Впервые традиция была введена во Франции. Ее основатель — аббат Одилон Клюнийский. Ее распространение происходило достаточно быстро. Решение организовать повсеместный для католической церкви поминальный день поминовения всех усопших было вызвано легендой пилигрима. Она гласит о том, как возвращающийся со Святой Земли паломник узнал от отшельника об огромной трещине в скале, ведущей прямо в землю. Мужчина рассказал о страшных звуках, доносящихся оттуда. По его словам, это были стоны умерших. Также он повествовал и о криках дьявола, который досадовал о том, что люди читают молитвы за покойников. Услышав эту историю, Одилон Клюнийский и решил сделать поминовение покойных обязательным для всех православных. Интересный факт: Одилон Клюнийский назначил датой дня памяти усопших 2 ноября. Именно этого числа в католической церкви и читают молитву об умерших ежегодно. У христиан же установлено сразу несколько дней почтения покойных. Индивидуальные дни поминовения покойных Поминают умерших не только в общепринятые дни о которых речь пойдет далее. Читать молитвы об усопших близких можно в любой день. Но правильнее всего делать это на: Третий, девятый и сороковой день после смерти. Именно в этот период до 40-го дня умерший держит ответ перед Богом. Его душа находится в стадии перехода от жизни земной к жизни вечной. В эти дни она особо нуждается в помощи молитве со стороны близких, воспоминаниях о добрых делах умершего и т. Годовщину с даты смерти. Событие ухода души в иной мир по значению не уступает дню рождения тела человека а для многих православных даже превосходит, ведь когда люди умирают, они переходят в вечную жизнь. Именно поэтому в годовщину смерти необходимо в обязательном порядке помянуть покойного добрым словом. Церковью не возбраняется ежедневно читать молитву близким людям, ушедшим в вечную жизнь. Помимо индивидуальных дат существуют и общие дни, когда поминание усопших родственниками обязательно. Вселенский день памяти умерших или родительские субботы В церковном календаре существуют особые поминальные дни, распространяющиеся на всех христиан. В установленные православной церковью даты совершаются соответствующие панихиды в святых местах. Называются дни вселенскими родительскими субботами. Читать молитву следует не только родителям, но и всем робам божьим, ушедшим в иной мир. Проводить такие поминки можно как в церкви, так и дома. Мясопустная суббота Первым календарным днем, когда поминают всех усопших является мясопустная суббота. В 2019 году она выпадает на 2 марта. Проводятся поминки за 8 дней до великого поста перед главным христианским праздником — Пасхой.
О поминовении усопших: панихида, поминальная молитва, родительские субботы
Поминки на 9-й день проводится в кругу семьи и близких друзей погибшего. Когда проводятся поминки. В день похорон, а в православии он должен совпадать с третьим днём после смерти, проводятся первые поминки. Не стоит путать поминальную трапезу с простыми дружескими или родственными посиделками. Согласно христианской традиции поминки проводятся на третий, девятый и сороковой дни после смерти согласно христианской традиции. Как правильно проводятся поминки на полгода. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.
Когда и как правильно проводить поминки
Кроме традиции ежегодно посещать кладбища и храмы в дни поминовения усопших, родственников поминают: на 9-й день после смерти и на поминках 40-го дня. правила проведения поминок Достойная кончина – это венец жизни верующего. Поминки на 9-й день проводится в кругу семьи и близких друзей погибшего. Правила проведения поминок на один год. Как проходит прощание в церкви. Подготовка к поминовению и блюда, которые готовят на поминки.
Когда поминать усопших в 2024 году?
Душа испытывает беспокойство, т. Чтобы избавить душу усопшего от этой боли, необходимо по возможности контролировать свои чувства: проявлять скорбь умеренно, если собрались поминать. Со временем боль потери утихнет — это нормально. Однако бесконечная грусть мешает бесплотной оболочке покоиться с миром. По этой причине никто не говорил вслух о покойных после того, как стемнело. Бесы могли явиться на землю в обличье родственников, которых уже нет среди живых. Это способ подобраться к душам невинных, воздействовать на них. С наступлением темноты не говорили также и о потустороннем. Современное мнение эзотериков несколько иное: на кладбище концентрируется негативная энергия. По этой причине ответ на вопрос, можно ли поминать вечером у могилы, отрицательный. Многие люди после вечернего посещения погоста ощущают слабость, раздражительность, подвержены смене настроения.
Высокочувствительные люди могут даже заболеть. Имеют ли отношение эзотерические предостережения к истинной вере Когда озвучивается запрет на проведение поминок в темное время суток, не следует объяснять это страхом появления злых сущностей, бесов. Между ними и душами покойных не ведется борьба. Точно так же близкие ничем не рискуют, когда молятся об умерших вечером. Подобные запреты обусловлены тем, что слишком чувствительные, восприимчивые люди могут увидеть во сне покойного. Подсознание не всегда рисует положительные образы. Значит, подобные запреты связаны лишь с попыткой избавить родных от лишних поводов для возникновения страха перед ликом покойных близких. Видео: когда нельзя поминать усопших.
На девятые сутки со времени кончины. На сорок дней. На поминках, как правило, собираются все близкие друзья и родственники усопшего. На поминки девятого дня можно приходить без приглашения. Запрещается отказывать людям, пожелавшим принять участие в поминовении. Не стоит забывать, что главное — это не накрытый стол, а молитва за усопшего. Прежде чем приступить к трапезе, надо обязательно прочитать «Отче наш». Можно ли делать поминки раньше даты дня смерти? Священнослужители не советуют организовывать поминальный обряд заранее, особенно не рекомендуется отмечать сороковой день раньше. Не желательно поминать умершего человека в дату рождения. Этим родственники как бы не дают его душе покоя. Можно поминать в мыслях и молитвах, но не за трапезным столом Что нельзя делать на поминках: не разрешается на поминках заводить разговоры на отвлеченные темы; употреблять крепкие спиртные напитки; ни в коем случае нельзя говорить плохо о покойнике, кричать, скандалить, громко выражать свои эмоции. Перенос поминального обряда Все мы люди и часто бывает, что отмечать поминки в определенный день неудобно или невозможно: работа, состояние здоровья и другие причины, не позволяющие провести поминальный обряд. Поэтому напрашивается вопрос, разрешается ли переносить дату поминок? Как их правильнее делать — раньше или позже срока смерти? Трапеза в годовщину смерти — это совсем не обязательное соблюдение традиции.
Эти частички будут помещены на особой освященной тарелочке, называемой дискос, который будет находиться сначала на жертвеннике, а потом во время Великого Входа будет перенесен на Святой Престол. В конце Литургии эти частички, символизирующие души живых и усопших христиан, погружаются в Святую Чашу и омываются Кровью Христовой. Именно в этом глубокий таинственный смысл поминовения усопших во время Божественной Литургии. Мы, живущие, и все усопшие соединяемся в молитве к Богу, и в единении со Христом. Потому что мы причащаемся Святых Христовых Тайн, а частички, вынутые из просфор, омываются Божественной Кровью. Чтобы о Ваших близких помолились за Литургией, нужно подать записки «на проскомидию» накануне вечером или до начала богослужения утром. Важно молиться о усопших, потому что это единственно возможное и действенное проявление любви к ним и общения с ними. Мы верим, что эта молитва радует их там, в стране где «нет печали, ни болезни, ни воздыхания». В то же время это укрепляет нашу веру, успокаивает сердца, которые терзает печаль о близких, ушедших в вечность. Как правильно поставить свечи Свечи «о упокоении» близких ставятся на особый прямоугольный столик, который находится, как правило, в притворе с левой стороны и называется в церковной традиции «канон». На время служения панихиды, парастаса или литии этот стол переносится на середину храма. Важно помнить, что какого-то особого чина «поставления свечи» не существует. Свеча — это жертва Богу и символ горения нашей души перед Ним, символ пламенной молитвы. Поэтому поставляя свечу важно помолиться искренне, от души. Какие молитвы прочитать «Упокой Господи душу раба твоего имя , прости ему грехи его, удостой его вечного блаженства, вечной жизни во Царствии Твоем! Нужно помнить, что не множество слов молитвы приятно Богу, но наша искренность, наша вера, наша любовь, которая рождает настоящую пламенную молитву. Как правильно вести себя на кладбище Хорошая традиция — навести порядок на могилах близких людей с приходом весны перед наступлением Пасхи. На кладбище можно прочитать или спеть последование литии об усопших, которую может совершить и мирянин без священника, пропеть вечную память. Не совсем правильно оставлять какие-то продукты на кладбище, если это только не пшено для птиц, лучше раздать что-то съестное нуждающимся с просьбой помянуть Ваших усопших.
Но это не относится к тем грехам, в которых он не раскаялся намеренно или вообще не каялся на исповеди. Текст разрешительной молитвы полагается священником в руки усопшего. После этого провожающие, потушив свечи, подходят ко гробу с телом, просят у почившего прощения, целуют венчик на лбу и икону на груди. Тело полностью закрывается покрывалом, священник крестообразно посыпает его землей. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается. Если родные хотят попрощаться с усопшим на кладбище, они должны сказать об этом священнику и батюшка даст им землю с собой. На кладбище, перед тем, как гроб закрыть, родственники должны крестообразно посыпать закрытое покрывалом тело землей и накрыть крышкой. Если отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба. Закрытый гроб с пением «Трисвятого» выносят из храма лицом к выходу ногами вперед. Возможно отпевание двух и более людей за один раз. По церковным канонам, священник совершает отпевание в белых одеждах, как и при обряде крещения человека. Это имеет символическое значение. Если крещение — это рождение во Христе, то отпевание — это рождение души в Жизнь Вечную. Оба этих события являются важнейшими этапами жизни человека. Никаких ограничений на участие в чине отпевания детей или, как утверждает «народное мнение», беременных женщин, — нет! Любой человек, если он хочет, может прийти и помолиться об усопшем. В этом случае подается прошение на имя правящего архиерея и справка из психдиспансера, оформленная в установленном порядке, за подписью главврача, на специальном бланке с гербовой печатью; архиерей по рассмотрении может выдать благословение на заочное отпевание. Также следует обращаться к архиерею, если есть сомнения в том, что умерший покончил жизнь сам например, это мог быть несчастный случай, смерть по неосторожности и др. Если доподлинно известно, что человек совершил суицид при отсутствии факторов, которые Церковь признает смягчающими, то не стоит пытаться обманом и манипуляциями получить благословение епископа. Хотя и следующий из любви, но все же обман не принесет душе усопшего пользы. В этом случае лучше усиленно молиться дома, совершать ради самоубийцы дела милосердия, подавать ради него милостыню, то есть делать все, что может принести его душе утешение. Заочное отпевание Заочное отпевание академика Сергея Аверинцева состоялось в Москве. Этот способ отпевания появился в советское время, когда у людей не было возможности найти или пригласить священника для очного отпевания. Для совершения отпевания надо приглашать священника из православного храма, а не пользоваться услугами неизвестных лиц, предлагающих оные. После совершения заочного отпевания родственникам дают землю песок с панихидного стола. Этой землей крестообразно посыпают тело усопшего. Если к этому времени покойный уже погребен заочное отпевание может быть совершено также единожды, но в любое время, независимо от «срока давности» смерти , то землею с панихидного стола крестообразно посыпается его могила. Если захоронение урны производится в колумбарий хранилище урн с прахом после кремации , то в этом случае освященную землю высыпают на любую могилу православного христианина. Похороны Вопреки существующему суеверию, гроб с телом покойного положено нести, по возможности, именно его близким родственникам и друзьям. Если по каким-то причинам например, родственников и близких мужчин нет или они преклонного возраста и недостаточно сильны , можно попросить других людей помочь с выносом гроба. Исключение существует только для священников, которые не должны нести гроб мирянина, кем бы он им не приходился. Если на похоронах присутствует священник, то он идет впереди гроба как духовный пастырь. Если похороны начинаются из дома, то за час-полтора перед выносом гроба из дома, над телом умершего еще раз прочитывается «Последование по исходе души». Если тело усопшего находится в морге, то можно прочитать «Последование по исходе души» перед началом похорон в любом месте дома, у морга. Гроб выносят, обращая лицо покойного к выходу, то есть ногами вперед. Верующие поют «Трисвятое». Есть ряд суеверий, связанных со встречей с похоронной процессией: в народе есть мнение, что это «дурной знак». Согласно церковным представлениям, такая встреча не имеет никаких негативных смыслов, может быть, для кого-то встреча с процессией — возможность помолиться о покойном человеке. Представление о том, что похоронной процессии нельзя пересекать дорогу, скорее связано с выражением уважения к покойному.
Как правильно отмечать 9 и 40 дней?
Фото: © РИА Новости/Максим Богодвид. Родительские субботы Великого поста – 30 марта, 6 апреля, 13 апреля. Что важно сделать до похорон. Нюанс 2024 года: Родительских суббот в Великий пост будет две: 30 марта и 13 апреля. Как поминать усопших с учетом поста, какие продукты нести в церковь, краткие рецепты постных блюд для поминок, что заказать о упокоении умерших родственников. Проведение поминок в кафе рядом с крематорием. Когда нужно проводить поминки? Традиционным считается проведение поминок сразу после похорон, на девятый и 40 день, а также на годовщину.
Когда и как правильно поминать усопших людей после смерти
В этот период душа может также оставаться рядом со своим телом или посещать своих близких. Следующие три дня считаются периодом чистки и очищения души от ее прошлых грехов. В этот период, душа находится в состоянии более глубокой медитации и обращения к Богу за прощением. Последние три дня считаются периодом подготовки души к ее окончательному суду на Судном Дне.
Путь души за 40 дней: По мнению православных священников душа погибшего на протяжении двух суток после гибели остается на земле и посещает места, которые были ему знакомы, чтобы проститься с близкими людьми. На третий день душа человека является перед Богом. Следующие 6 дней душа прилетает в рай и места, где находятся святые.
На 9 день душа умершего посещает ад, где ей показывают места мучений грешников на протяжении 30 дней. На 40 день душа мертвого человека снова является перед Богом, и в этот момент определяется ее дальнейший путь: рай или ад, где будет находиться до Страшного суда. Поминальный обед на 9 дней: правила Поминальный обед — это обряд в память об умершем, который проводится на 9-й, 40-й день и годовщину его смерти в православной церкви.
Правила проведения поминального обеда на 9-й день таковы: Обед проводится в жилье умершего или у его родных. Приглашаются родственники, друзья и знакомые умершего. Перед началом обеда на столе размещают кадильницу с благовониями, свечи и икону погибшего.
На столе должны быть блюда, которые любил умерший, и место, установленное для него. В начале обеда участники молятся за покой души умершего. В процессе обеда участники делятся воспоминаниями о покойном.
В конце обеда участники снова молятся за упокой души умершего. За столом не должны сидеть люди в ярких цветах, так как поминальный обед — это скорбный обряд. Время поминального обеда на 9 дней В православии обед на 9-й день проводится в обеденное время после богослужения, то есть примерно с 12:00 до 14:00.
По традиции, на 9-й день после гибели, родственники и близкие должны собраться вместе и провести обряд поминовения. Это может происходить как в доме покойника, так и у родных. Поминки на 9-й день проводится в кругу семьи и близких друзей погибшего.
Для этого следует перед началом литургии или накануне вечером подать в церкви записки с их именами вписывать можно только крещеных православных. На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог.
Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним , — души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь». Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест.
Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже отвечать на вопрос «кого? Все имена должны быть даны в церковном написании например, Татианы, Алексия и полностью Михаила, Любови, а не Миши, Любы. Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее.
Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких. Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах заказные или простые записки отражает лишь разницу в сумме пожертвования.
Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении. Как было сказано выше, главное поминовение происходит на проскомидии при вынимании частиц из просфор. Во время же заупокойной ектении можно достать свой помянник и помолиться о близких.
Молитва будет действеннее, если поминающий сам в тот день причастится Тела и Крови Христовой. После литургии можно отслужить панихиду. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников.
Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. Весьма важно после кончины заказать в храме сорокоуст — непрестанное поминовение за литургией в течение сорока дней. По его окончании сорокоуст можно заказать вновь.
Существуют и длительные сроки поминовения — полгода, год. Некоторые монастыри принимают записки на вечное пока стоит обитель поминовение или на поминовение во время чтения Псалтири таков древний православный обычай. Чем в большем количестве храмов будет возноситься молитва, тем лучше для нашего ближнего!
Весьма полезно в памятные дни усопшего жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться о нем. На канун можно приносить жертвуемую снедь. Нельзя лишь приносить на канун мясную пищу и спиртное кроме церковного вина.
Самый простой вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится о его упокоении. Понимая, что самое большее, что мы можем сделать для наших усопших близких — это подать записку о поминовении на литургии, не стоит забывать молиться о них дома и совершать дела милосердия. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым.
Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. Домашняя молитва за близких, в том числе и умерших, — долг всякого православного. Святитель Филарет, митрополит Московский, так говорит о молитве за усопших: «Если всепроницательная Премудрость Божия не возбраняет молиться за умерших, не значит ли это, что еще позволено бросить веревку, хотя не всегда достаточно надежную, но иногда, а может быть и часто, спасительную для душ, отпавших от берега временной жизни, но не достигших вечного пристанища?
Спасительную для тех душ, которые колеблются над бездной между телесной смертью и последним судом Христовым, то поднимаясь верой, то погружаясь делами, недостойными ее, то возвышаясь благодатью, то низводясь останками поврежденной природы, то возносясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой, еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений... Особенно усердно следует молиться об умершем в первые сорок дней после его кончины. Как уже было указано в разделе «Чтение Псалтири по усопшим», в этот период очень полезно читать о почившем Псалтирь, хотя бы по одной кафизме в день.
Есть также еще одна «традиция», это наливать рюмку водки умершему, ставя ее у портрета или возле креста на могиле. Это вообще языческий обычай! Как может что-то материальное помочь бестелесной душе, отошедшей в мир иной? Тем более алкоголь! Неразумно полагать, что это обычай и его надо чтить. Чтить нужно Христа.
Душа умершего нуждается лишь в одном — в молитве о ней. Никакими народными ритуалами мы не заслужим ей у Бога отпущение ее грехов. Молитва и дела милосердия во имя усопшего с просьбой о молитве — вот две вещи, которые действительно имеют силу в загробном мире. Водка же, говоря медицинским языком, это депрессант. Поэтому никакого утешения она не принесет ни родственникам, ни самому усопшему. Можно ли поминать умершего конфетами Можно, почему нет?
Как и любыми другими продуктами. Ведь просьба помянуть, сопровождающаяся раздачей продуктов, вещей, может быть, денег — это, в конце концов, пожертвование, милость во имя умершего. Однако, интересно другое, почему именно конфеты стали своеобразной народной традицией в вопросах поминовения усопших? Здесь стоит немного обратиться к истории. В Новом Завете Господь не требует от нас какой-то специальной жертвы, в отличие от Ветхого Завета, где есть указания, например, на то, какое жертвенное животное выбрать для какого-то конкретного случая. Например, в Евангелии от Луки мы можем видеть эпизод, когда Богомладенца принесли в храм для очищения «по закону Моисееву».
По этому закону родители должны были, во-первых, пожертвовать определенную сумму денег, а во-вторых, принести жертву в виде голубя. После этого мать должна была принести торжественную жертву очищения. Богатые люди жертвовали ягненка, но бедная Мария принесла Богу второго голубя. Фото Enza Brunero on Unsplash Итак, в этом эпизоде можно увидеть, что Богу, даже в ветхозаветной традиции с ее, достаточно жесткой, регламентацией жизни, важнее было именно чувство, приносящего жертву, нежели конкретное животное. В этом моменте также важно уточнить, что богатые люди жертвовали ягненка, который стоил несравнимо дороже голубя. Потому что издавна люди несли Богу самое лучшее, что у них было.
Храмы, богато украшенные золотом, священнические облачения, сшитые из драгоценных тканей — примеров можно увидеть множество. Но при чем же тут конфеты? При том, что в дореволюционной России ежедневные сладости могли себе позволить лишь весьма богатые слои населения. Для крестьян сахар был предметом роскоши. Именно этим можно объяснить появившуюся традицию поминовения конфетами или иными сладостями — это была лучшая еда, которую могли позволить себе верующие. Лучшая материальная жертва, которую могли принести бедные люди.
Поэтому, отвечая на вопрос, можно ли поминать умершего конфетами, стоит сказать так. Поминать можно, но придавать этому способу некое сакральное значение — нет. Стоит расценивать поминовение как дело милосердия. Не в еде дело, а в чистом сердце. Душе, отошедшей к Богу, важна наша молитва, а не некая специальная еда. Как поминать умерших детей?
Для начала стоит разделить детей на крещеных и некрещеных. Это влияет на то, сможет ли молиться за них Церковь. Если ребенок был крещен, то происходит обычный чин отпевания. Затем можно подать записки на Евхаристию, просить священника отслужить панихиду или литию, и, разумеется, не забывать личную молитву. Тут нужно уточнить, в каком возрасте наступила смерть. Традиционно для православной Церкви возраст до 7 лет считается младенческим, а соответственно, ребенок, умерший до наступления отрочества, считается безгрешным.
Церковь в принятых молитвах об усопших просит отпущения грехов умершему, но так как младенец безгрешен, такая просьба не имеет смысла, поэтому молитва за умершего крещенного младенца должна содержать прошение о ниспослании Богом утешения и сил родителям в этой трагической скорби. С отроческого возраста ребенок начинает исповедоваться. Конечно, его грехи не такие тяжкие, как грехи взрослых, однако грех — коварен в любом возрасте и виде и неизменно оказывает влияние на душу. Поэтому по умершему отроку читаются все принятые Церковью молитвы и испрашивается отпущение его грехов. Существует даже отдельная молитва об умершем ребенке: "Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! Печальнее, если ребенок не был крещен.
Если речь идет о младенцах, то есть специальный чин, который читает священник: «Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения». Но даже в этом случае Церковь не может молиться о тех, кто не стал ее членом через Святое Крещение. Однако, для родителей нисколько не запрещается личная молитва, даже если ребенок умер уже в отроческом возрасте, так и не получив Крещения. В этой молитве родные и близкие могут вымаливать у Бога отпущения грехов ребенку, могут просить о помиловании его души, а главное, просить утешения себе, потому что отчаяние на корню убивает любую духовную работу. Нельзя отчаиваться, нужно верить в милосердие Господне и просить у Него прощения и помилования. Как поминать умершего младенца Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно сказать про то, почему и для чего мы молимся об умерших.
Как уже было сказано в предыдущем ответе, центральной темой поминальных молитв является просьба Бога об отпущении грехов умершему. Но младенец безгрешен. Соответственно, молитвенное прошение о прощении прегрешений, в данном случае, не имеет смысла. Другое дело, когда родственники хотят таким образом выразить свою любовь умершему ребенку. Нужно поминать его на Божественной литургии, можно заказать панихиду, литию. Часто встречается мнение, что на всех людях лежит первородный грех, поэтому просить отпущения и помилования нужно для всех, включая младенцев.
Это в корне противоречит православному богословию. Христос своей Крестной Смертью искупил первородный грех, он больше не лежит ни на ком из нас. Таким образом, о крещенных младенцах можно молиться на Литургии, можно служить панихиды, литии. Разумеется, нисколько не возбраняется келейная молитва. Это очень сильная поддержка родителям и родственникам младенца. Но нужно молиться с умом.
Просить отпущение грехов умершему младенцу не нужно, так как он безгрешен. Молится нужно о том, чтобы Господь послал утешение, просить сил, ведь нужно огромное смирение для того, чтобы принять смерть своего ребенка, не обвинить в этом Бога, а сказать: «Господи, не моя воля, но Твоя да будет». Существует молитва об умерших детях, но отдельной молитвы для поминовения именно младенцев нет, поэтому в ней есть просьба о прощении грехов как ребенка, так и родителей. На что важно обратить здесь внимание? На родительскую просьбу о прощении их грехов, ведь в церковной традиции принято, что дети страдают за грехи родителей. Так что поминать крещенного умершего младенца можно на Литургии, попросить священника отслужить панихиду или литию, можно читать указанную молитву, Псалтырь.
Более подробно с молитвами можно ознакомиться в разделе «Молитвы, чтобы помянуть умершего». Главное, чтобы родители вели благочестивую жизнь, прося утешения у Господа, и не забывали о делах милосердия к ближним. Сложнее обстоят дела с теми случаями, когда младенца не успели крестить даже мирским чином. В церковной практике есть устоявшееся правило, что за некрещеных Церковь не возносит свои молитвы, так как они не являются членами Церкви. Если для взрослых умерших это правило вполне обоснованно, так как человек, будучи еще живым, сам не пожелал стать частью Церкви, то для младенцев, чья жизнь могла оборваться в первые часы после рождения, оно выглядит не вполне справедливым. Поэтому Священный Синод в 2018 году утвердил «Последование об усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения».
Это чин, который может отслужить священник. Создан он в утешение родителям, потому что для христианской семьи нет ничего страшнее, чем оставить ушедшего в мир иной без молитвы. Однако, поминать имя на Евхаристии все равно нельзя. Поэтому остается личная — келейная молитва. Но, как и в случае с крещенными младенцами, в ней нет необходимости просить отпущения грехов ребенку. Стоит просить у Бога утешения скорби и помилования души младенца несмотря на то, что он не был крещен.
Поминают ли умерших в понедельник Конечно. То, что Церковь запрещает поминовение усопших в понедельник, является суеверием и не имеет никакого отношения к церковным правилам. Происхождение этого суеверия, как и подавляющего большинства других, идет от языческих корней, которые еще до сих пор, к сожалению, могут иметь свой голос. Понедельник нашими предками язычниками считался тяжелым днем. В этот день недели не заключались какие-либо сделки, не начинались важные дела. Но то, что умерших нельзя поминать в этот день, идет от народных басен.
Считалось, что этот день — день самоубийц. К сожалению, языческие традиции только на словах остались в древности. В реальности же, они до сих пор живы и находятся в ходу. Печальнее всего то, что такие языческие сказки и поверья весьма широко распространены и в православной среде. За этой ширмой сказаний зачастую скрывается недоверие Богу. Получается, мы, в общем-то, верим в Бога и Божий промысел о каждой твари живущей, но черную кошку обойдем, на всякий случай.
И бабу с пустыми ведрами тоже обойдем. Мало ли что. Но в случае смерти близкого человека, его родственники, и так убитые горем, становятся максимально восприимчивы к различного толка суевериям. А «советчики» подчас забывают, что православие — это не ворожба греховная, где важен сам ритуал. Православие — это про душу, про личность, про веру, искреннюю и открытую. Родственникам следует рассказать про то, как нужно молиться за усопшего, помочь подать записки, помочь с организацией панихиды.
В конце концов, просто спросить имя усопшего и помолиться самому. Поминать можно и в понедельник, и во вторник, и в любой другой день недели. Молиться можно всегда. В некоторые дни, такие как Пасхальная седмица, не служится панихида, потому что великая радость Воскресения Христова затмевает любое горе. Но в остальное время нет каких-то ограничений. Можно ли поминать умершего в страстную неделю Если случилось так, что похороны человека выпали на Страстную седмицу, то само отпевание, конечно, проводится, кроме Великой Пятницы.
Но для более лучшего понимания, когда можно подать записки, нужно кратко разобрать, какие службы проходят на Страстной неделе. Первые три дня Страстной седмицы служится Литургия Преждеосвященных Даров, на которой проскомидия не совершается, соответственно, не вынимаются частички из богослужебных просфор для дальнейшего погружения их в Чашу, поэтому подавать в эти дни записки не нужно. Но после богослужения можно попросить священника отслужить литию и на ней помолиться о усопшем. Она уже включает в себя проскомидию, в отличие от Литургии Преждеосвященных Даров, поэтому можно подать записки об упокоении. В Великую Пятницу литургия не совершается вообще. В Великую Субботу служится последняя Литургия Василия Великого, на нее также можно подать записки об упокоении.
Таким образом получается, что на литургии можно помянуть только в четверг и субботу. Пятница стоит особняком, так как это день великой скорби. В этот день вспоминается крестная смерть Спасителя нашего, поэтому все внимание Церкви посвящено именно этому. Господь сказал: «нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете» Мф 26:11. Можно отнести эту фразу и к усопшим, потому что как бы не была трагична смерть близкого, сложно ее сравнивать с трагичностью смерти Христа. Литургия же по своему составу — богослужение торжественное.
Именно по этой причине в Великую Пятницу она не совершается. Стоит, однако, отметить, что во время собственной келейной молитвы можно поминать в любой день. Если же под поминками имеется в виду трапеза для собравшихся людей, то, по возможности, лучше ее перенести на Радоницу — первый вторник после Светлой седмицы, а до этого просто ограничится сугубой молитвой Господу с просьбой об отпущении грехов умершему и спасении его души. Сколько лет поминают умерших Чем дольше мы поминаем наших усопших, тем лучше как для их душ, так и для наших. Существуют определенные памятные даты, такие как третий, девятый, сороковой дни, годовщина, но и по прошествию года после смерти человека, мы не должны забывать о нем. Необходимо понимать, что мы, будучи живыми, имеем возможность принести покаяние, можем заниматься делами милосердия, участвовать в Таинствах Церкви, но усопшие души лишены этой возможности.
Единственное, как им можно помочь — это наша молитва. Поэтому Церковь не установила никаких верхних границ, после которых можно прекратить молитву за умерших. Пожалуй, единственное исключение возможно в том случае, если поминаемый человек канонизирован Церковью. Например, случались преценденты, характерные нашему времени. В семье имеется синодик помянник , который передается из поколения в поколение. В таком случае следует исключить из синодика имя прославленного святого и молиться уже не о нем, а ему.
В любых же других случаях, поминать нужно столько времени, сколько возможно. Не случайно в монастырях можно заказать, так называемое, «вечное поминовение». Это выглядит так. Человек жертвует на храм или монастырь и указывает имя, о ком требуется молитва, а клир или братия вносят потом это имя в список, который прочитывается ежедневно за Божественной литургией. Но это не стоит расценивать как замену собственной молитве. Такая молитва полезна тем, что мы прикладываем усилия для того, чтобы помочь тому, кто нам важен даже после смерти.
Потому что смерти — нет! Душа — бессмертна, отличие лишь в том, что душа умершего человека не способна больше позаботиться о себе, а нам еще отпущено время на покаяние. Пока человек жив, он может принести покаяние, изменить свою жизнь, молиться и участвовать в Таинствах. После смерти эта возможность пропадает, и заботы по душе умершего ложатся на плечи его родных людей. Трагично, когда усопший был некрещеным. Это означает, что он осознанно при жизни отказывался от Бога.
А Господь никогда не делает насилие над человеческой волей. Человеку дано право выбора, выбора между добром и злом, миром и Богом. Но если человек сознательно делает выбор не в пользу Бога, то Господь не заставит. В таком случае Церковь, при всей своей милости, не может поминать такого человека, так как он при жизни так и не стал Ее членом. Но несмотря на то, что Церковь не может возносить свои молитвы, родные и близкие люди могут молиться самостоятельно. Молить Бога о милосердии.
Ведь мы, в общем-то, не можем точно утверждать о посмертной участи людей, так на наше знание приходится милосердие Творца. Бывает ведь так, что человек мог и не знать истинного Бога в силу происхождения из, например, мусульманской семьи. Или он вырос где-нибудь в Индии, где до сих пор лидирующие позиции занимает индуизм, в котором в принципе нет понимания Бога, характерного для авраамических религий христианства, иудаизма, ислама. Разве можно его обвинять со всей справедливостью в том, что он осознанно уклонялся от Бога? Вряд ли. Конечно, другое дело, когда человек родился, например, в центральной России, где православными себя считают подавляющее большинство населения.
В любом случае, вердикт о том, будет ли человек однозначно спасен или однозначно погибнет в вечность, может вынести лишь Господь Иисус Христос во время своего Второго Пришествия. Нам остается лишь молить его о милости и спасении души родственников, по тем или иным причинам не ставшими членами Церкви. Святые отцы рекомендуют уделять особое внимание делам милосердия во имя умершего без Крещения и отпевания.
Несмотря на то, что поминальные дни носят название «родительские», это не означает, что в молитве вспоминают только своих прямых родственников. Вовсе нет — в это время в храмах молятся о всех почивших христианах, а особенно о тех, кто ушел из жизни внезапно, так и не успев покаяться и причаститься перед переходом в Царствие Небесное. Что нельзя делать в родительскую субботу? В родительскую субботу важно посетить храм и вместе с другими православными христианами вознести молитву.
Во всех церквях проводят заупокойную литургию. Можно подать записочку в алтарь об упокоении. Однако важно, чтобы в записке были имена православных христиан, погибших не по своей воли. Молиться о тех, кто самостоятельно решил уйти из жизни, или не был крещен, тоже можно, но в частном порядке. Также в храм приносят угощение — это могут быть пироги или хлеб, которые церковь раздает нуждающимся. Кстати, подавать милостыню в родительский день считается доброй традицией — не обязательно давать бездомным деньги, лучше принести им яблоки, хлеб или любой другой съестной продукт. После службы можно поехать на кладбище, чтобы привести в порядок могилы предков: убрать мусор, покрасить оградку.