Йемен сегодня: важнейшие события, происшествия, новости политики и экономики.
Религиозные верования в Йемене
Передышка возникла после обретения независимости Южного Йемена от Британской империи. В одном государстве преобладали зейдиты, в другом — сунниты. Объединение обеих стран в Йеменскую Республику произошло в 1990 году, рассказал Макаркин. Но уже через пару лет подняли голову недовольные: слишком уж явно правительство продвигало сунитов.
Тут и появляется движение людей, которых позднее назвали хуситами. Их лидером стал молодой политик и религиозный деятель аль-Хуси. Имамы и короли хоть последние правили недолго успели скомпрометировать себя в глазах изрядной части общества.
Все правители мало отличались от других арабских монархов и не слишком соответствовали ключевым моральным принципам хуситов. Поэтому они подняли флаг не монархии или имамата, а ислама. Алексей Макаркин Макаркин подчеркнул, что хуситы — совершенно самостоятельное движение, хотя они и перенимали опыт у иранцев, в том числе антиамериканизм и ненависть к Израилю и США.
В результате получилась гремучая смесь из национализма, религиозной идеи и популизма. Считается, что название «хуситы» образовано от племени Хуси, из которого происходили лидеры движения. Однако сами члены военизированного сообщества называют себя «Ансар Аллах» — или «сподвижники Аллаха».
Других терминов они не приемлют. Первоначально хуситы занимались образовательными проектами и власти довольно спокойно к ним относились, добавил историк. Но из-за частой критики йеменского президента Али Абдаллы Салеха власти начали их преследовать.
Когда в 2012 году оба этих политика выстраивали свои предположения на этот счет, на сирийской стороне еще не было ни иранских военных, ни российских ВВС. С провалом очередного раунда мирных переговоров, когда весь мир замер в ожидании следующего поворота событий в Сирии, пришло самое время обратиться к предупреждениям Генри Киссинджера и Збигнева Бжезинского. Киссинджер и Бжезинский, будучи самыми опытными и влиятельными американскими политиками по вопросам Ближнего Востока со времен Второй мировой войны, выступали против общепринятого мнения и заявляли, что президента Сирии Башара Асада поддерживает большее количество людей и сил, чем все национальные оппозиционные группировки вместе взятые. Ни для кого не секрет, что власти Саудовской Аравии, Катара и США пытались подкупить некоторых чиновников из круга политиков, приближенных к Асаду, для подрыва его сил. Однако профессиональные военные кадры сирийской армии остались абсолютно преданными своему предводителю.
В большинстве своем сирийская армия состоит из солдат-срочников и всего около восьмидесяти тысяч профессиональных военных. В начале конфликта большое внимание было уделено дезертировавшим тысячам солдат, но это были те немногие срочники, которые никогда особо не горели желанием служить в армии, и даже бы в мирное время, скорее всего, постарались бы найти способ уклониться от этой повинности. Профессиональные же ряды, тем временем, до сих пор остаются очень крепкими и поликонфессиональными. Когда представители сирийской оппозиции говорят о поликонфессиональном будущем Сирии, они не осознают, что пока они дискутируют в Женеве, Вашингтоне или Вене, их представители на территории Сирии сотрудничают с самыми фанатичными и радикальными террористическими группировками всего Ближнего Востока. Сирийская же армия держит свои позиции уже на протяжении более пяти лет.
Ее численность, возможно, немного и сократилась, что, в принципе, неизбежно в условиях любого военного конфликта. При пристальном рассмотрении становится понятен не совсем очевидный факт, что костяк сирийской армии составляют сунниты. Нынешний министр обороны Сирии, Фахед Джасем аль-Фредж, является одним из самых титулованных военных чиновников за всю историю сирийской армии, при этом он родом из центрального суннитского района Хамы. Два самых важных руководителя сирийских разведывательных служб — Али Мамлюк и Мохаммед диб Зайтун - также не раз доказывали свою верность правительству Асада и оба являются суннитами, выходцами из очень влиятельных семей. Теперь уже покойный глава разведки Рустум Газали, который некоторое время руководил Ливаном, также был суннитом; глава разведывательного департамента политического управления, Махмуд аль-Хаттиб, тоже происходит из одного из самых древних суннитских родов Дамаска, что можно сказать и о многих других военных чиновниках.
История сирийской армии, сформированной Хафезом аль-Асадом, очень поучительна. Будучи президентом, Асад-старший назначил на посты верховного командования армии высокопоставленных членов сирийских ВВС. Наджи Джамиль суннит служил командующим ВВС с 1970 по 1978 год и был повышен и переведен в комитет генерального штаба по наблюдению за охраной границы с Ираком. В числе счастливчиков, получивших подобного рода продвижения по службе, был и Мохаммед аль-Хули, который до 1993 года занимал завидные должности в логистической сфере между Дамаском и Ливаном, а также Рустум Газали, Газем аль Хадра и Диб Зайтун, все они были суннитами. Начиная с 1973 года, стратегически важные танковые батальоны 17-й вооруженной бригады, находящиеся вблизи Дамаска в местечке аль-Кишва, состояли из рядовых алавитов, которыми командовали такие выдающиеся офицеры-сунниты, как Хасан Туркмани и Хикмат Шехаби.
С 1970-х и вплоть до 1990-х сирийская армия выполняла распоряжение стабилизировать обстановку в Ливане. В этот период сирийские военные, оказывая поддержку своим ливанским марионеткам, пытались обыграть израильскую армию и американский флот. В Ираке после свержения Садама Хусейна американцы так и не смогли понять, кого из шиитских и суннитских мятежников поддерживает сирийская военная разведка, во многом благодаря профессиональным навыкам ее кадров. Сирийская армия одновременно является единственной на всем Ближнем Востоке армией, имеющей в своих рядах большое количество генералов, исповедующих христианство. Самым известным из них является Дауд Раджа, начальник штаба греческого происхождения, он исповедует греческое православие.
Два самых влиятельных на данный момент ливанских христианских лидера Мишель Аун и Сулейман Франджие, они являются кандидатами на президентский пост Ливана, также являются союзниками сирийской армии и правительства Башара Асада. А сирийский город Дайр-эз-Заур, успешно державший блокаду на протяжении двух лет, является полностью суннитским городом. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что факт остается фактом: умеренная сирийская оппозиция существует только на Западе. На деле же у нее нет реальной вооруженной поддержки. Башар Асад все еще занимает пост президента Сирии не только благодаря поддержке его режима российскими и иранскими силами, но и благодаря тому, что его армия, являясь полликонфессиональной и выносливой, представляет такую Сирию, в которой религия не является определяющим фактором продвижения по служебной лестнице.
Сирийская армия также является одним из самых весомых препятствий распространению терроризма. Именно поэтому трое из высокопоставленных британских генералов за последние пять лет открыто призывают мировое сообщество признать сирийскую армию единственной силой, способной подавить ИГ и «Аль-Каиду» обеорганизации признаны террористическими Верховным судом РФ, их деятельность в России запрещена. Рискует ли Россия в Сирии всерьез настроить против себя суннитский исламский мир? Пока министерство обороны РФ документирует бомбардировки территорий, которые, как утверждают на Западе, контролируют оппоненты президента Башара Асада, экстремисты на Ближнем Востоке не менее ожидаемо реагируют. На этой неделе два террористических объединения — группировка «Фронт ан-Нусра» и «Исламское государство» ИГ , объявили джихад России.
И те, и другие придерживаются ислама суннитского толка, в то время как режим Башара Асада во многом опирается на алавитское шиитское меньшинство в стране. Вмешательство России в гражданскую войну в Сирии вызвало возмущение влиятельных суннитских игроков, прежде всего Турции и Саудовской Аравии, настаивающих на уходе Асада. Однако в Кремле стараются развеять впечатление, что Россия заняла позицию в противостоянии между шиитами и суннитами. По словам Мирского, свою роль сыграло наличие военных связей между Сирией и Россией, тот факт, что Асад является союзником Ирана и нежелание Москвы сдать союзника.
Вот список, который обозначает страны, в которых преобладает шиитская вера: Выводы и советы Шииты в Азербайджане, Иране и Бахрейне — это большинство населения, а в Ираке доля шиитов составляет более половины населения. Религиозные расхождения между суннитами и шиитами вызывали и продолжают вызывать конфликты в этих регионах. В силу этого, в некоторых случаях, различие в религиозной принадлежности становится причиной социального и политического отделения групп населения.
Но проблема была в том, что этим он раздражал очень многих людей. Ведь с многочисленных идолов, собранных в Мекке местные, имели очень хороший гешефт поскольку посмотреть и помолиться этим деревянным и каменным чурбанам приходили со всей Аравии огромный черный камень — Кааба как раз наследие тех доисламских времен. Поэтому хорошо, что Аллах был на стороне Пророка и его просто выгнали из города, а в итоге он одержал победу, иначе Пророка, просто тихо прирезали и выкинули в пустыню. Грех поклонения идолам — могилам святых, очень сильно перекликается с другим главным шиитским прегрешением — их концепцией власти. Шииты считают, что всем мусульманским обществом должен править «сейд» — так называют прямых потомок Мухаммеда. Только они благодаря своему происхождению обладают достаточной квалификацией дабы вести общество в светлое будущее. В этом стремлении опять слышится безусловное желание отдать пальму первенства земному — пусть даже это и потомки Пророка, а не воле Аллаха. Вдобавок, шииты полагают что светское не следует отделять от духовного - религия должна направлять политику и жизнь общества, ибо в Коране и хадисах дано полное руководство для праведного и правильного человеческого бытия.
Асад шиит или суннит. Почему Асада не любят в арабских странах и в целом на Ближнем Востоке
С объявлением себя правопреемником великих династий древности, ИГИЛ предложило радикальным исламистам совершенно новый формат — не существование в виде очередной анархической группировки, занимающейся партизанскими вылазками, а полноценное государство со всеми необходимыми институтами, управляемое по строгому салафитскому шариату и имеющее всемирные амбиции. Идеология ИГИЛ оказалась привлекательной не только для огромного количества иракских радикалов, но и для множества племён Суннитского треугольника, которые чувствовали себя ущемлёнными под властью шиитского правительства. Благодаря этой поддержке, в 2014 и 2015 годах Исламское государство расширялось с молниеносной скоростью и взяло под контроль большую часть Северного и Центрального Ирака, вплотную приблизившись к административным границам Багдада. Ситуация была переломлена в пользу правительства благодаря вступлению в войну внешних сил — международной коалиции и иранских формирований.
До сих пор шииты признают духовную власть только за потомками кровными родственниками пророка Мухаммеда.
Сунниты же считают, что духовная власть может принадлежать любому человеку, если он ведет себя должным образом и достоин столь высокого сана. Соответственно, они признают первых трех халифов НЕ кровных родственников Мухаммеда. Таким образом, мы имеем дело с классическим религиозным расколом, при котором верующие «избирают» себе духовных лидеров по разным линиям. Подобные же вещи случались и в христианстве, и в иудаизме и во многих других религиях случаются и до сих пор, если посмотреть на нашу соседку в Восточной Европе Фактические различия Итак, причины раскола и вражды суннитов и шиитов мы выяснили.
Но в чем же заключается фактическая разница в поведении суннитов и шиитов? Вообще, и те, и другие — это все-таки мусульмане. Разница заключается в нюансах. Суннитов можно назвать более ортодоксальными мусульманами.
Например, они строго толкуют Коран и применяют все те религиозные правила, которые сформировались еще в 7 веке при Мухаммеде. Также они почитают сунны отсюда и «сунниты» — это предания о жизни Мухаммеда, о принципах его жизни и т. Шииты же суннами не руководствуются, их основная книга — Коран. Причем толкуют они его достаточно свободно и могут подстраивать толкование под реалии меняющегося мира.
Шиитов можно назвать более «веротерпимыми». Они менее консервативны, дают больше прав женщинам, более открыты прогрессу и т. И почти половина всех шиитов живет в Иране. То есть Иран — это главный «форпост» шиитского течения.
У суннитов главной страной можно назвать Саудовскую Аравию в которой расположены два священных города — Мекка и Медина. Это что касается поверхностного разбора данного вопроса. Можно углубляться и дальше, но боюсь, что там я уже не разберусь, очень сложная тема и, к тому же, весьма деликатная. Точную цифру назвать сложно, потому что как обычно зависит от того — как считать.
Но тем не менее, даже эта средняя цифра — впечатляет. Она больше, чем население такие мусульманских стран как Оман 4 млн , Кувейт 4,2 млн , Туркмения 6 млн , Киргизия 6,5 млн и даже Азербайджан 10 млн.
Шииты считают, что после смерти Мухаммада в халифате де-факто произошла подмена законов и узурпация власти теми, кто не подходил для управления исламским государством, что, в свою очередь, вылилось в замену ислама Мухаммада вновь изобретенным исламом, вобравшим в себя множество чуждых традиций, институтов и установок. Сунниты же убеждены, что эта траектория развития ислама и мусульманской общины была правильной и легитимной. Если мы будем тщательно анализировать, кто именно восстал в Йемене, то это не шииты двенадцати Имамов — то есть это не тот же самый вариант шиизма, который господствует в Иране. Это зейдиты. В принципе зейдизм — это некий такой промежуточный между шиизмом и суннизмом вариант, то есть он комбинирует кое-какие элементы из шиитского ислама и из суннитского ислама. В отличие от классических шиитов-имамитов, зейдиты признают власть всех четырех халифов, правивших после Мухаммада, в то время как шииты двенадцати Имамов, как уже было сказано, считают узурпаторами первых трех и убеждены, что сам пророк Мухаммад лично назначил своим преемником четвертого из этих халифов — Али ибн Абу Талиба.
Также классические шииты двенадцати Имамов считают, что первые три халифа привнесли самовольные изменения в те законы, которые даны в Коране и в Сунне практике Мухаммада. Зейдиты же признают власть этих трех халифов законной, а также не признают сакральной доктрины Имамата и учения о сокрытом Имаме, которая очень важна для идеологии современного Ирана и всех шиитов двенадцати Имамов, у которых есть общины в Ливане, Ираке, Пакистане, странах Персидского Залива и самой Саудовской Аравии, весь юг которой населен шиитами. При этом зейдиты, в отличие от классических суннитов, признают правомерным и даже обязательным восстание против несправедливой власти — что роднит их с шиитами. В частности, брат пятого имама Мухаммада аль-Бакира Зейд ибн Али поднял восстание в Куфе, выступая против династии омейядов, однако потерпел поражение. Мухаммад аль-Бакир в этом восстании не участвовал, однако морально поддержал Зейда. Последователи Зейда в дальнейшем разошлись с классическими имамитами теми, кто составляет большинство в Иране и образовали свой толк. Сунниты же убеждены, что восставать против правителя-мусульманина не дозволено, даже если он грешник и если он несправедлив. Поэтому сегодняшние сунниты, выступающие против своих правителей, обосновывают это, либо обвиняя их в неверии, либо де-факто отступая от своей классической доктрины.
Впрочем, все эти теологические расхождения нисколько не мешают альянсу Ирана с зейдитами Йемена. Иран вообще не нацелен на конфронтацию с какими-либо мусульманскими общинами. Более того, в создании движения «Ансар Аллах», поднявшего нынешнее восстание, приняла непосредственное участие ливанская Хизбалла и иранский Корпус стражей исламской революции. Это народное движение, направленное против доминирования американцев и их ставленников на Ближнем Востоке. Вполне возможно, что в процессе взаимодействия с иранцами и Хизбаллой оно перейдет в большей степени на позиции шиизма двенадцати Имамов, являющегося на сегодня мейнстримом в шиитском мире. Можно провести некоторые аналогии с альянсом шиитского Ирана и Башара Асадом. Есть расхожая точка зрения, что их объединяет вероисповедание — однако так говорить некорректно. Асада часто называют шиитом, но это не так.
Основным пунктом разногласий между шиитскими течениями является вопрос о признании тех или иных потомков Али ибн Абу Талиба р. В частности, джафариты шииты-двунадесятники признают 12 праведных имамов, заключительный среди которых — имам Мухаммад аль-Махди, согласно джафаритскому учению, в детстве ушел в «сокрытие». В будущем имам Махди должен будет выполнить роль Мессии.
Исмаилиты, в свою очередь, признают лишь семь имамов, так как данная часть шиитов признает имамат первых шести имамов, как и джафариты, а седьмым имамом они признали старшего сына шестого имама Джафара ас-Садыка — имама Исмаила, который скончался раньше своего отца. Исмаилиты верят, что именно седьмой имам Исмаил ушел в сокрытие и именно он в будущем станет Мессией. Аналогичным образом дела обстоят и с зейдитами, которые признают лишь пять праведных имамов, заключительным из которых является Зейд ибн Али.
Основные различия между суннитами и шиитами 1. Принцип власти и преемственности Сунниты считают, что правом быть правителем правоверных и их духовным наставником обладают мусульмане, обладающие необходимым уровнем знаний и непререкаемым авторитетом в мусульманской среде. В свою очередь, с точки зрения шиитов подобным правом обладают лишь прямые потомки Мухаммада с.
В этой связи с ими не признается законность прихода к власти первых трёх праведных халифов — Абу Бакра р. Для шиитов авторитетна только власть непорочных имамов, которые, на их взгляд, являются безгрешными. Особая роль имама Али р.
Сунниты почитают Пророка Мухаммада с.
Хаусты (шииты) наступают на южный Йемен, сунниты отстреливаются авиацией Саудовской Аравии.+.
Арабы-сунниты из этих стран не хотели, чтобы у власти в Йемене утвердилась шиитская организация. В Саудовской Аравии, где правят сунниты, нефть добывают там, где живут шииты. Более 40 человек были убиты в ходе столкновений между исламистами-суннитами и боевиками-шиитами в Йемене. К тому же в Йемене борются не две силы, а целых четыре: сунниты законного президента на востоке, шииты-мятежники предыдущего президента на западе, сепаратисты-южане и, разумеется, «Аль-Каида». Но немало у суннитов с шиитами и различий (см. инфографику). В Йемене три крупные религиозные группы: шииты-хоуситы (хуситы), сунниты шафиитского толка и радикальные салафиты.
«За бочку воды можно навсегда женщину купить». Это дикий Йемен, напавший на Израиль
Известны случаи, когда граждане Йемена были арестованы и обвинены в вероотступничестве за выражение своих религиозных убеждений или критику ислама [6]. Одним из прецедентов является случай Али Касима аль-Саиди, гражданина Йемена, который в 2012 году был задержан правоохранительными органами и обвинён в вероотступничестве в связи с размещением критичных к исламу материалов на своей персональной странице в Facebook [6]. Индуизм[ править править код ] Вторую по численности после ислама религию в стране представляют индуисты. В 2010 году в Йемене проживало 155 тыс. Все они — выходцы из Южной Азии, в первую очередь из Индии и Пакистана.
В Адене функционирует индуистский храм [9].
Интервенция взбодрила антихуситскую оппозицию в самом Йемене. Бывший президент страны Абд-Раббу Мансур Хади, свергнутый хуситами, вернулся в страну и объявил о начале вооруженной борьбы против них. Страна вновь погрузилась в хаос гражданской войны, продолжались и бомбардировки арабской коалицией Гуманитарная катастрофа В Йемене вновь началась гуманитарная катастрофа, которая на этот раз затронула всю страну. В конфликт вмешалась ООН , которая предложила дорожную карту по выходу из кризиса.
Она предполагала отмену хуситской конституции и создание переходного правительства, однако из-за непреодолимых разногласий между сторонами конфликта к ее реализации так и не приступили. Со временем интенсивность боевых действий в Йемене снизилась, но полностью боевые действия не прекратились. Силы коалиции бомбили позиции хуситов, те отвечали терактами против сторонников старого правительства. Эту войну даже назвали «худшей гуманитарной катастрофой современности». При этом политические позиции хуситов лишь укрепились.
Они показали возможность навязать серьезное сопротивление крупной международной коалиции с современным вооружением, пользующейся поддержкой США. Они имели серьезную подготовку и нацеленность на результат. Плюс на их сторону перешли наиболее боеспособные части йеменской армии», — сказал он в разговоре с «Лентой. У хуситов были значительные человеческие ресурсы, которые они могли мобилизовать, и серьезный опыт. Все это сделало хуситов очень серьезным противником Кирилл Семеновполитолог, эксперт РСМД Атаки на корабли в Красном море Влияние конфликта Израиля и сектора Газа В начале 2021 года новый президент США Джо Байден объявил о прекращении поддержки наступательных операций сил арабской коалиции в Йемене и о начале поиска мирных путей урегулирования конфликта.
США даже исключили хуситов из списка террористических организаций, что открыло их правительству доступ к гуманитарной помощи. Те горячо приветствовали подобный шаг и снизили накал своей риторики. Казалось, у многострадального Йемена появился шанс на мир. В 2022 году противоборствующие стороны при содействии ООН договорились о временном перемирии, которое продлевалось каждые два месяца.
Ведь, как мы и разбирали в прошлой статье, сунниты и шииты — изначально это две силы, возникшие в результате религиозного раскола на Ближнем Востоке 1300 с лишним лет назад.
Этот раскол вовсе не означает, что вообще все мусульмане мира обязательно должны занять ту или иную сторону. Но тем не менее, по формальным признакам считается, что мусульмане России в подавляющем большинстве сунниты. Ну, то есть они не называют себя именно суннитами, но их вера больше похожа на ислам суннитского направления. Есть в России и небольшая доля шиитов. В основном это часть азербайджанцев, некоторые народы Дагестана и некоторые приезжие из Таджикистана таджики — родственники иранцев, а Иран — шиитское государство.
Вообще, разобраться во всех течениях, направлениях и братствах ислама еще сложнее, чем в христианстве а в нем тоже, если вспомнить, десятки и сотни течений — православные, католики, протестанты, лютеране, баптисты, адвентисты, пятидесятники, кальвинисты и т. Вот просто для примера. Сунниты сами по себе тоже делятся на 4 группы 4 мазхаба и одновременно имеется такое течение как суфизм. При этом суфизм делится на тарикаты направления, школы. Например, в Чечне есть два основных тариката — накшбандийя и кадирия.
Они названы в честь основателей данных направлений в 14 и 11 веках соответственно. Но и тарикаты делятся на так называемые вирды братства, кланы. И вот одних только вирдов в одной только Чечне — больше 30 штук. В общем, тема действительно очень сложная и запутанная. Нужно иметь специальное образование, чтобы разбираться во всех тонкостях и оттенках ислама.
У меня, например, родственники по линии отца — мусульмане. Но до распада СССР они и не слышали про суннизм или шиизм. Просто называли себя мусульманами и всё. Некоторые и сейчас ничего про это разделение не знают. И это, на мой взгляд, правильно.
Ведь вера должна объединять людей, а не делить на сотни групп по принципу калейдоскопа. Ну, это мое личное мнение, никого не хочу им обидеть.
Столкновения между «Хуси» и «Хашид» начались в октябре 2013г.
Ранее в январе с. Сообщается, что 2 февраля мирные переговоры возобновятся. Сунна-Пресс: «Джамаат Хусия» — это шиитская террористическая группа, которая базируется в Йемене.
Она откололась от зeйдитов и превратилась в вооружённую террористическую группу, как «Хезболла» в Ливане, как в политическом, так и в религиозном аспекте. Напомним, что шииты-имамиты также известные как «рафидиты» — основная масса современных шиитов являются радикальным ответвлением шиитской секты. Эта секта появилась после смерти Пророка мир ему и благословение.
Они убеждены, что сподвижники Пророка мир ему и благословение узурпировали власть в Халифате и несправедливо обошлись с семьей Пророка мир ему и благословение , тем что не дали власть двоюродному брату Пророка мир ему и благословение Али бин Абу Талибу да будет доволен им Аллах.
Оппозиционеры Аравийского полуострова. Кто такие йеменские хуситы
Бахрейн, шииты или сунниты во время клятвы на верность Аллаху. Шииты с точки зрения салафитского руководства Саудовской Аравии и Катара вообще еретики, которых надо «вырезать». Ветеран СВР Безруков назвал последствия ударов по Йемену для морских перевозок. Сегодня шииты все чаще упоминаются на фоне своих гораздо более многочисленных собратьев-суннитов. Учитывая, что ИГИЛ вышел из Ирака, где большинство населения шииты, так же как и в Иране, по мнению политолога, ираниста Карине Геворгян, Ирану долгое время удавалось предотвращать теракты благодаря неплохой работе агентуры. Он обратился к шиитам и суннитам, призывая вместе совершить пятничную молитву в пятницу, 13 октября, а затем участвовать е в демонстрации в поддержку Палестине на центральной площади «Тахрир» в Багдаде.
Война против хуситов: почему Бахрейн "в деле", а Саудовская Аравия – нет?
К середине сентября хуситы захватили несколько районов столицы Саны. Одним из главных условий стала отставка действующего правительства. В октябре новым премьером страны был назначен Халед Махфуз Бахах, кандидатуру которого одобрили хуситы. Но, несмотря на мирный договор, мятежники продолжили вооруженную борьбу.
Зимой 2015-го власти Йемена предложили разделить страну на шесть провинций, лишив хуситов стратегически важного портового города Ходейда. В ответ повстанцы напали на кортеж Бахаха, а затем захватили здание спецслужб и резиденцию президента в Сане. Под давлением хуситов президент Хади и правительство во главе с Бахахом были помещены под домашний арест.
Хуситов поддержали сторонники бывшего президента Йемена Али Абдаллы Салеха. Тогда в ООН призвали йеменских повстанцев немедленно вернуться за стол переговоров. В конце февраля Хади был освобожден из-под ареста и покинул столицу Йемена.
При этом действующий президент заявил, что не намерен покидать свой пост. Хади обратился к арабским странам с призывом вмешаться в йеменский конфликт. В конце апреля 2015 года началась другая операция, "Возрождение надежды", направленная на борьбу с терроризмом и политическое решение в Йемене.
Поддержку аравийской коалиции неизменно оказывали США. За время конфликта они нанесли более 400 ударов по целям в Йемене. А в декабре 2017-го бывший президент Йемена Али Абдалла Салех заявил, что прекращает союзнические отношения с хуситами.
На следующий день политик был застрелен мятежниками. После этого гражданская война в стране вспыхнула с новой силой.
Идеология хуситов представляет собой смесь множества религиозных, местных националистических и популистских принципов и во многом подражает «Хезболле ». Их взгляды на ислам во многом основаны на учениях имама Хусейна аль-Хуси, собранных после его смерти в книге под названием «Малазим» «Сборники». Хуситы защищают свою религию от влияния суннизма, который исповедует большинство населения Йемена и политическая элита страны, и салафизма, насаждаемого из-за границы. При этом политические взгляды разных хуситских деятелей могут противоречить друг другу, а их лозунги не всегда отражают их реальные цели и действия. Сами себя хуситы позиционируют как: - национальное движение сопротивления, защищающее всех йеменцев от внешней агрессии и иностранного влияния, - борцов с коррупцией, хаосом и экстремизмом, - представителей интересов маргинализированных племенных групп и религиозного течения зейдитов. Для части йеменского народа хуситы, несмотря на тот хаос, в который они ввергли страну, остаются национальными героями. По их декларациям, они борются за то, «чего жаждут все йеменцы»: - подотчётность правительства, - конец коррупции, - справедливые цены на топливо и коммунальные услуги, - возможность трудоустройства, - уход из-под западного влияния.
Несмотря на восстание против республиканской власти, хуситы остаются приверженцами республики. Они также пытались вербовать мусульман-суннитов, однако их отношение с суннитским населением Йемена испортили различные дискриминационные действия вроде закрытия мечетей и смещения суннитов с руководящих должностей в провинциях, контролируемых хуситами. Окончательно они настроили суннитские племена Йемена против себя после убийства экс-президента Салеха, смещённого в результате хуситского восстания про это — ниже. Однако хуситы выступают против размежевания с суннитами и разделения страны на два независимых анклава: по их мнению, это маргинализирует северные племена. Многие йеменцы, в том числе зейдиты, выступают против хуситов, считая их марионетками иранского режима. Хуситы занимают двойственное отношение к женщинам и их правам, которые часто становятся камнем преткновением в исламском мире. С одной стороны, движение заявило, что хочет дать женщинам право голосовать и избираться на политические должности. Некоторые феминистки даже бежали на территории хуситов с территорий, контролируемых правительством Йемена, — в надежде на большую свободу. В военном блоке хуситов есть даже отряд девушек-скаутов.
С другой стороны, на практике хуситы часто демонстрируют консервативное отношение, характерное для шиитского течения, преследуют женщин за нарушение законов шариата и ограничивают их свободу передвижения и выражения мнения. Хуситы активно используют массовую культуру и СМИ для того, чтобы распространять свои ценности и привлекать в свои ряды молодёжь. Однако они не чураются цензуры в отношении тех форм художественного самовыражения, которые они считают «слишком западными». Так что они всё же остаются больше религиозным течением, чем светским. В своей внешнеполитической идеологии отчасти копируют Иран, провозглашают радикальный лозунг «смерть Америке, смерть Израилю, проклятие евреям, победу ислама». При этом официальный представитель хуситов Али аль-Бухайте отверг буквальную трактовку лозунга, заявив, что на самом деле они не хотят никому смерти, а их гнев направлен против правительств этих стран США и Израиль. Но в глазах евреев Йемен под руководством хуситов остаётся довольно антисемитской страной, где евреев преследуют и вынуждают «принять ислам или покинуть Йемен». История хуситов Само название движения «хуситы» происходит от имени его основоположника, самопровозглашённого имама Хусейна аль-Хуси. Он собрал под своим крылом зейдитов, проживающих на севере Йемена и исповедующих зейдитский мазхаб одна из правовых школ в исламе, не входящая в четыре основные признанные школы , и создал боевую группировку «Ансар Аллах».
В 2004 году шейх Аль-Хуси выступил с резкой критикой в адрес президента и правительства Йемена, которые, по его мнению, продались США и дискриминируют зейдитское население. Затем он провозгласил себя имамом, укрылся с соратниками в горах и объявил о создании эмирата. Йеменские власти обвинили его в «распространении религиозных заблуждений, которые сеют межконфессиональную рознь и подрывают социальную безопасность». Подобный демарш обернулся арестом аль-Хуси 18 июня 2004 года.
В совокупности на них приходится почти 54 процента контейнерных перевозок по всему миру. В ответ США заявили о создании «максимально широкой» морской коалиции для защиты судоходства в Красном море.
Военным пришлось задействовать авиацию. В ответ на это Совет Безопасности ООН одобрил резолюцию, требующую от хуситов прекращения нападений на торговые корабли. Командование ВВС США на Ближнем Востоке заявило, что военные нанесли более 60 ударов по 16 объектам в Йемене, в том числе по командным пунктам, складам боеприпасов, пусковым установкам, производственным мощностям и радарам противовоздушной обороны. ВВС использовали более 100 высокоточных боеприпасов различных типов. Во-первых, США нужна беспрепятственная работа транспортной артерии в Красном море. Вторая цель — поддержание собственной гегемонии, роли мирового полицейского.
Это устрашение также Ирана и его союзников, готовых открыть второй фронт против Израиля Алексей Наумовполитолог, эксперт РСМД Прогнозы Однако эксперт уверен, что полностью нейтрализовать хуситов одними лишь ударами США и Британии без полноценной наземной операции не удастся. С ним солидарен и политолог Кирилл Семенов: «Мы не знаем, насколько чувствительны эти удары для хуситов. Возможно, они им как слону дробина. Их семь лет бомбила саудовская коалиция». По мнению Алексея Наумова, периодические атаки хуситов на корабли в Красном море продолжатся. Он напомнил, что хуситы пошли на мир с Саудовской Аравией и пока что не намерены возобновлять боевые действия, а Саудовская Аравия тоже не намерена возобновлять боевые действия против хуситов и готова довести мирный процесс до конца.
Конфликт с США — это совсем другая война, другой фронт их борьбы, он связан с варварскими действиями израильтян в Газе. И динамика будет зависеть лишь от действий Израиля в Газе. Хуситы же не ставят перед собой цель перекрыть судоходство, они атакуют лишь корабли, связанные с Израилем Кирилл Семеновполитолог, эксперт РСМД.
Однако закон также предусматривает, что если в отведённый срок осуждённый раскается, вернётся к исламу и откажется от своей новой веры, смертная казнь может быть отменена [6] [8]. Известны случаи, когда граждане Йемена были арестованы и обвинены в вероотступничестве за выражение своих религиозных убеждений или критику ислама [6]. Одним из прецедентов является случай Али Касима аль-Саиди, гражданина Йемена, который в 2012 году был задержан правоохранительными органами и обвинён в вероотступничестве в связи с размещением критичных к исламу материалов на своей персональной странице в Facebook [6]. Индуизм[ править править код ] Вторую по численности после ислама религию в стране представляют индуисты. В 2010 году в Йемене проживало 155 тыс. Все они — выходцы из Южной Азии, в первую очередь из Индии и Пакистана.
Между двумя ветвями ислама. Религиозные мотивы вызвали беспорядки в Ираке
Однако по факту оно с самого начала находилось в режиме гражданской войны, где шииты воевали с суннитами, а различные племенные союзы оспаривали друг у друга первенство в правительственных структурах. Действительно, новости из Йемена последние полгода читаются как фронтовые сводки. У суннитов к шиитам две основные претензии, которые довольно тесно переплетены.
Кто такие йеменские хуситы и почему США и Британия начали удары по ним
Но немало у суннитов с шиитами и различий (см. инфографику). Это мусульмане-шииты, исповедующие зейдитский мазхаб, одну из правых школ в исламе. 50% – шииты-зейдиты (особенно многочисленны в горной части страны – Джебеле, мухафазах Саада, Сана); ок. 49% – сунниты-шафииты (многочисленны в мухафазах Ходейда, Таиз, прибрежной части страны). Хуситы объявили на севере Йемена мобилизацию для отправки бойцов в сектор Газа.