Бизнес-портал Гродно –
Рассказ про св. Франциска Ксаверия 20.11.2022 Гродно Катедра
КВИЗ в честь 120-летия профсоюзного движения Беларуси: игра знаний и памяти | Именно Коложская церковь в Гродно стала одним из стилистических прототипов данного проекта, сообщают разработчики проекта мастерская «Прохрам». |
Новости Гродно - то, что надо знать каждому гродненцу | Если вам понравилось бесплатно смотреть видео 3я неделя адвента. grodno katedra 11.12.2022 онлайн которое загрузил Mr. |
NewGrodno.By | Новости организаций. |
В Гродно прошёл первый «Конгресс католических СМИ Беларуси»
Сваи установили между мостом и домами по улице Гродненской со стороны озера Кань, по улице Рыбацкой и вдоль берега водоема. В августе или сентябре 1941 года на огороженный колючей проволокой и обнесенный рвом пятачок согнали 1370 евреев как из Озер, так и из соседних деревень и местечек: Нового Двора, Поречья, Василишек, Эйшишек и Петкова. Желтая лата Отныне жизнь узников гетто подчинялась многочисленным правилам. Например, самовольно покидать территорию евреям строго-настрого запрещали. Тем, кого обнаруживали за пределами периметра без соответствующего пропуска, грозил расстрел на месте или смертная казнь через повешение. И всё же некоторым удавалось незаметно выскользнуть из гетто. Одна из жительниц Озер Любовь Качан вспоминала, как к ним на лодке несколько раз приплывал знакомый еврей Лейб и родители давали ему картофель, крупы.
Их обязали носить белые повязки с голубой шестиконечной звездой. Впоследствии эти опознавательные знаки заменили на «желтые латы» со звездой, которые нашивались на верхнюю одежду на груди и спине. При встрече с немцем еврею предписывалось снимать головной убор и кланяться. Изолированных в гетто постоянно подвергали издевательствам, пыткам, расправам, оскорблениям. Так, по словам Ирины Савкиной, доктора Якова Гордона заставляли лезть на высокий столб и прыгать в воду. Выходя из барака утром, никто не знал, доживет ли до вечера: за малейшую оплошность его могли жестоко избить, застрелить, бросить в передвижную газовую камеру-душегубку.
Частичку этого света прихожане забирают после службы домой, где вместе с родными и близкими садятся за праздничный стол. Традиционно среди угощений — куличи, красные яйца, колбасы и сладости. Готовимся, конечно же.
Яйца красим, дети участвуют, помогают. Это для нас общая традиция, которая передается из поколения в поколение.
Митрополита Филарета — ул. Дзержинского — ул. У врат Покровского кафедрального собора участники крестного хода встретили Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Вениамина. Затем в соборе была совершена Божественная литургия, которую возглавил митрополит Вениамин. Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий , архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний, архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Пинский и Лунинецкий Георгий , секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков, секретарь Гродненской епархии протоиерей Николай Лабынько, настоятель прихода храма в честь благоверного великого князя Александра Невского города Минска протоиерей Николай Коржич, настоятель прихода храма в честь святителя Николая Чудотворца поселка Привольный Минского района протоиерей Анатолий Иващук, настоятель Петропавловского кафедрального собора города Волковыска архимандрит Василий Коржич , настоятель Покровского кафедрального собора города Гродно протоиерей Григорий Беляцкий, благочинный Гродненского городского церковного округа протоиерей Александр Велисейчик и духовенство Гродненской епархии. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор Покровского кафедрального собора под управлением Юлии Шепелевой.
В храме молились: настоятельница Гродненского Рождество-Богородичного митрополичьего женского монастыря города Гродно игумения Гавриила Глухова , исполняющий обязанности генерального консула Российской Федерации в городе Гродно П. Морозов, председатель Гродненского областного совета депутатов Е.
Цюндта, XVI век. Храм на гравюре Т. Построенный для иезуитов костёл Батория, позднее известный как Фара Витовта. Прочитав этот текст не трудно убедится в том, что первая Фара была связанна с именами многих венценосных особ того времени.
Однако знание исследователей о первом храме всё же весьма неполные. Некоторые специалисты даже предполагают, что каменный храм появился ещё до Батория. Учёным известно лишь одно изображение этого первого костёла. Оно помещено на гравюре авторства Матвея Цюндта, датированной 1568 годом. Дискуссионным остаётся и вопрос расположения этого храма. Предполагается, что он стоял на месте ампирного здания дома профсоюзов, по улице Советской.
Но есть и другие предположения, к примеру, Мечислав Супрон высказал догадку о размещении старого храма на месте дома номер 3, по улице Замковой. Такая насыщенная королевскими именами летопись, могла бы прославить любой храм ВКЛ, но для Фары Витовта это был лишь первый этап её бурной истории. В восьмидесятых годах XVI века Стефан Баторий, питавший особую любовь к городу над Неманом, построил в Гродно новый каменный храм, который должен был стать его усыпальницей. Это был огромный, по меркам Речи Посполитой, готико-ренессансный костёл, сопоставимый по площади с Виленской катедрой. Фара Витовта в конце XVI века. Научная реконструкция М.
Строился храм совсем не как городской собор. Новый костёл должен был принадлежать ордену иезуитов, которых король планировал заманить в свой любимый Гродно, с целью организации достойного учебного заведения. Иезуиты, однако, не спешили принять королевское предложение, хотя монарх и был чрезвычайно настойчив. В итоге храм так и не был принят орденом, а Баторий скончался в Гродно, в конце 1586 года. Как же выглядел иезуитский костёл, построенный Баторием? Некоторое представление о храме даёт известная гравюра Маковского, датированная 1600 годом.
Именно это здание Батория стало позднее широко известно под именем Фары Витовта и, пережив различные перестройки, просуществовало до 1961 года. Представление о размерах храма можно получить благодаря обмерным рисункам начала XIX века: судя по ним костёл имел около 58 метров длинны и примерно 24 метра ширины. Здание представляло собой базилику, центральный неф которой поднимался на высоту более 17 метров. Высокая башня в начале XIX века не имела купола, но даже без него её высота была более 40 метров. Изначальная высота башни может служить предметом дискуссии специалистов. Известно, что здание не раз разрушалось и башня костёла запечатлена разрушенной ещё на рисунке, который датируется XVIII веком.
Судя по гравюре Маковского, башня была выше, чем на обмерном плане и завершалась округлым куполом. Стоит с осторожностью подходить к интерпретации данных гравюры, тем не менее она является важным источником данных об облике храма на начальных этапах его истории. Вместе с высоким куполом и крестом высота башни видимо превышала 50 метров. А если предположить наличие дополнительных ярусов башни храма и взять за основу для расчётов пропорции костёла на гравюре Маковского, то можно предположить, что высота Фары достигала 70 метров! Размеры храма были значительно меньше крупнейших готических соборов Европы, но зато вполне сопоставимы с размерами виленского и вавельского соборов, или, к примеру, кафедрального собора Стокгольма. Зарисовки Фары Витовта.
Начало XIX века. Апсида костёла выходила в сторону нынешней улицы Советской и имела большие готические окна. Входы в храм выделялись ренессансными порталами с богатой резьбой по камню. Существует достаточно большое количество реконструкций облика храма. Одна из самых старых и известных — реконструкция знаменитой исследовательницы архитектуры Беларуси Елены Квитницкой. Из более современных выделяется отличная работа Мечислава Супрона.
Архитектором храма зачастую называют королевского зодчего Санти Гучи. Однако существуют небезосновательные гипотезы об авторстве Яна Марии Бернардони, создателя костёла иезуитов в Несвиже. Эта гипотеза выглядит убедительной не только потому, что план храма находится в так называемом Киевском альбоме Бернардони, но и потому, что знаменитый итальянский зодчий был иезуитом, а как уже было отмечено выше: храм строился именно как иезуитский. После отказа ордена иезуитов принять костёл, он стал главных католическим собором Гродно. Старая Фара Витовта, которая, как считают исследователи, всё ещё существовала неподалёку от нового храма — была разобрана, а костёл построенный Баторием как бы унаследовал её имя и историю. Некоторые дополнения вносились в облик храма ещё в XVII веке, к примеру, род известных в Гродно шляхтичей Халецких пристроил к костёлу каплицу.
Но храму не было суждено долгое и спокойное существование, наполненное работами по его дальнейшему украшению. Во время оккупации Гродно московскими войсками, в пятидесятых годах XVII века, храм был значительно повреждён. На рисунке храм показан в достаточно неблагополучном состоянии. Нескончаемые беды Фары вынудили горожан придать статус фарного костёла храму иезуитов, которые в первой половине XVII века всё-таки выполнили волю Стефана Батория и обосновались в Гродно, а затем возвели великолепный костёл Св. Франтишка Ксаверия, прямо напротив Фары Витовта. Государственной религией этой державы являлось православие.
Логичным было создание значительного православного собора в новом губернском городе, который имел большое количество крупных католических храмов. Так появилась идея перестройки Фары Витовта в православный собор. Фара Витовта перестроенная в Софийский собор. Архитектура здания претерпела лишь незначительные изменения и всё ещё крайне мало напоминала обычные православные храмы тогдашней России. Собор сохранил даже свои готические окна. Башня получила округлый купол, напоминающий тот, что был запечатлён на гравюре Маковского 1600 года.
На месте часовни Халецких была построена так называемая «тёплая церковь». Таким образом общая площадь храма значительно возросла. В таком виде храм стал попадать в объективы появившихся в Гродно фотографов и был изображён известным художником Наполеоном Ордой. Брама Софийского собора. В такой браме, над проездом, могла помещаться каплица, как в знаменитой «Острой браме». Выходила на площадь.
Место брамы свободно. Однако православное духовенство не могло оставаться равнодушных к тому, что «собор более походит на костел, чем на православную церковь». Это предопределило дальнейшие изменения облика храма. Ближе к концу XIX века выдался и подходящий случай. В 1892 году собор охватил разрушительный пожар. Была предпринята очередная перестройка и в 1898 году работы в основном завершили.
Вот так появился на центральной площади Гродно огромный псевдорусский собор. С северной стороны был построен ещё один предел, аналогичный «тёплой церкви». Высокая звонница храма господствовала в городской панораме. Софийский собор стал самым большим по площади православным храмом из числа существовавших на территории будущей Беларуси! Псевдорусская версия Софийского собора. Фото начала XX века.
Но период власти Российской Империи над этими землями и само её существование близились к концу. Гродно оказался в составе возрождённой Польши. В двадцатых годах XX века, Софийский собор, уже возвращённый католикам, был перестроен в гарнизонный костёл. Причём храм прошёл как бы несколько стадий своей трансформации, постепенно теряя облик псевдорусского собора. Архитектор вернул готические окна, но ему не была известна гравюра Маковского, поэтому завершение башни зодчему довелось просто придумать. Гарнизонный костёл, промежуточная версия.
Храм пережил II Мировую и первые годы владычества коммунистов. Однако новая власть не была заинтересована в возвращении святыни верующим. В здании прописались различные советские организации, далёкие от религии. В конце 1950-х возникла идея создать в здании бывшего костёла кинотеатр. Кроме того, предлагалось расположить в нём Дом физкультуры. Но этим проектам не суждено было воплотиться.
В 1961 году было принято решение о сносе храма. Горожане пытались охранять костёл. Многие гродненцы до сих пор вспоминают рассказы своих бабушек о том, как те защищали храм. Но в ночь с 28 на 29 ноября 1961 года здание было оцеплено солдатами и взорвано ленинградскими подрывниками. Финальная версия гарнизонного костёла. Так был уничтожен этот важнейший для ВКЛ храм с богатейшей историей.
Какое же значение имеет этот утраченный храм для современных белорусов? Известно, что главные готические соборы Европы являются своего рода символами своих стран и важнейшими национальными памятниками, связанными с именами правителей и прочих значительных личностей. Собор Св. Вита в Праге, Собор Парижской Богоматери, Вестминстерское Аббатство — значение этих храмов как национальных символов чрезвычайно велико. Даже американцы посчитали нужным построить огромный готический собор-символ. Речь, конечно же, о Вашингтонском Национальном Соборе.
Но есть ли такой храм у белорусов? Прежде всего им может считаться Виленская катедра. Храм давно утратил готические черты, но в нём захоронены правители ВКЛ и другие значительные личности. Однако этот собор находится на территории независимой Литовской Республики. На территории Беларуси на такую роль национального храма-символа может претендовать гродненская Фара Витовта — самый большой храм на территориях будущей Беларуси в XVI веке. Храм не так огромен и раскошен, как великие соборы Западной Европы, но это не умаляет его значения для белорусов.
Откройте свой Мир!
В Гродно католики отметили праздник Божьего тела — как это было : | Хатняя старонка» Культура» В Гродно в 20-й раз начался фестиваль «Коложский благовест». |
В Гродно в 20-й раз начался фестиваль «Коложский благовест» | 25 апреля клирик прихода храма Рождества Христова города Гродно протоиерей Александр Казакевич и клирик прихода храма святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба. |
Древние часы, чудотворная икона и самый большой вертеп: пять причин посетить Фарный костел в Гродно
Накануне в субботу, 30 марта, во всех католических храмах Гродно началось освящение пасхальной снеди. субота: 7:00/8:00/9:00. Grodno Katedra.
Клирики Гродненской епархии посетили Гимназию №9 города Гродно
Новости прихода | Перажываем III Вялікодную Нядзелю. У наступным тыдні успамінаем: 1. У нядзелю 21 красавіка, Нядзеля Добрага Пастыра. Тыдзень малітвы аб пакліканні да Божай службы у Касцеле. |
День Октябрьской революции празднуют в Гродно | Последние новости. |
Католики Гродно готовятся к Пасхе — в храмах проходит освящение продуктов — Вечерний Гродно | Вечером 8 июня в Гродно пройдет традиционный крестный ход верующих католической конфессии. |
Откройте свой Мир! | С каждой такой новостью я все больше думаю о том, что вопрос принадлежности к этой «церкви» становится вопросом морали. |
ФОТОФАКТ: Крестный ход в честь праздника Божьего Тела прошел в Гродно
24 августа Гродно принимал участников первого «Конгресса католических СМИ Беларуси». Mailing Address: vul. K. Marksa 4, 230025 Grodno, Belarus. Новости Гродно и области в Одноклассниках. Grodno Visa Free. 80-й годовщине освобождения Республики Беларусь. Расследование уголовного дела о геноциде.
Откройте свой Мир!
You may do so in any reasonable manner, but not in any way that suggests the licensor endorses you or your use. This licensing tag was added to this file as part of the GFDL licensing update.
Встреча посвящена теме: «С заботой о здоровье» о медицинских работниках. В проведении очередного этапа ШАГа также принимали участие представители администрации, педагоги и учащиеся гимназии. В своих выступлениях священнослужители отметили, что здоровье и сама жизнь — это бесценный дар Божий людям, который они должны беречь и сохранять, а нерадение о них, с позиции христианской нравственности — грех.
Дворец возведен в 1779 году по проекту итальянского архитектора Джузеппе Сакко. Во время реставрации зданию вернули первоначальный облик. Смотрится действительно впечатляюще. Впрочем, внутри работы еще продолжаются, поэтому любоваться можно снаружи. Фон для фотографий просто отличный.
А вот в его крылья-флигели уже можно заглянуть. Там расположились гостиничные номера. Внутри отделка под классику: все-таки постояльцы должны помнить, что они находятся в старинном дворце. Впрочем, в тех же санузлах установлено самое современное оборудование.
The idea is to bring a reliability to Wikipedia outlinks so that if the pages referenced by Wikipedia articles are changed, or go away, a reader can permanently find what was originally referred to.
NewGrodno.By
Получив Гродно в удельное владение от своего отца Кейстута, Витовт сделал его одной из главных своих резиденций. Гродно — ректоральный собор Благовещения Пресвятой Девы Марии (побригитский храм). Щучинский район. г. Гродно. Телеканал «Гродно Плюс» 25 декабря в 15.00 организует прямую трансляцию праздничного богослужения из Фарного костела. Получив Гродно в удельное владение от своего отца Кейстута, Витовт сделал его одной из главных своих резиденций.
Наше выступление на Днях Молодёжи в Лиде(Гродно-Катедра)
В том числе и сотрудников главного управления юстиции и Гродненской областной нотариальной палаты. Празднование 7 ноября в Беларуси является важным событием, отражающим историческую связь с Октябрьской революцией и память о героическом прошлом нашей страны.
Стены «второй Коложи» выполнены из красного кирпича, снаружи они будут облицованы материалами, имитирующими плинфу — тонкий обожженный кирпич. Вскоре фасады украсят вставки из полированных цветных валунов и глазурованной керамической плиткой с орнаментом в виде крестов.
Стеклопакеты с наружной стороны закроют традиционными каменными накладками со световыми проемами в виде декоративных кругов и мелких треугольников. Такой декор — отличительная особенность оригинальной Коложи. Окончание строительства запланировали на конец 2024 года.
На территории Александро-Невского храма также будет приходской дом, часовня, входная группа с колокольней, гараж-мастерская, парковки. Общая площадь храма — около 500 квадратных метров, а общая площадь всей застройки на участке — около 1300 квадратных метров. Вмещать храм будет более 280 человек.
Православная молодежь г. Гродно посетила приходы Брестской епархии. Фото 29 октября 2023 года состоялся визит активной православной молодёжи г. Гродно совместно с руководителем молодёжного отдела Гродненской епархии — иереем Георгием Скорбом.
Стать наследниками чекистов, нести на белорусскую землю «русский мир», калечить психику не находящих времени на серьезное изучение Библии и истории прихожан — вот удел «новой церкви», построенной в Беларуси митрополитом Вениамином. Думаю, один Бог знает, что будет дальше. Скорее всего, будет хуже. Кто знает, на что Дениса Доронина сподвигнет его великая муза — Ольга Бондаренко. Но… и архиепископа Артемия Царствие Небесное владыке , и отца Георгия Роя, и других сосланных, разжалованных и оклеветанных священников и мирян я могу поздравить с тем, что их с этой «церковью», с ее молчанием и оправданием любого беззакония ассоциировать уже не будут.
Они свой выбор сделали. Пусть и заплатили за это цену.