Понятие «иностранный агент» появилось в российском законодательстве в 2012 году. статус, который в России присваивают организациям или людям, получающим деньги из-за рубежа. 4. Иноагенты — иностранные СМИ.
Как работает статус иноагента в России и почему вокруг него столько споров?
Иноагенты, согласно закону, не смогут применять упрощённый способ ведения бухгалтерского учёта, также юридическое и физическое лицо-иностранный агент не сможет быть участником госзакупок. Вклады иноагентов в российских банках больше не будут страховаться, говорится в законе. Партии и выборы Согласно закону, политические партии, их региональные отделения, иные структурные подразделения не могут заключать сделки с иностранными агентами. Кроме того, иностранный агент не сможет быть организатором публичного мероприятия. После вступления в силу закона иноагенты не смогут заниматься наблюдением на выборах, участвовать в экспертных советах при любых органах власти и быть членами ОНК. Гражданская и военная служба Гражданин, имеющий статус иностранного агента, не сможет быть принят на гражданскую службу, предусматривает закон. Таким гражданам нельзя будет занимать должности на любой военной службе.
Положение о государственном контроле за деятельностью иностранных агентов утверждается Правительством Российской Федерации с учетом требований настоящего Федерального закона.
Предметом государственного контроля за деятельностью иностранных агентов является соблюдение иностранными агентами, иными лицами законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, в частности настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность иностранных агентов. В отношении иностранных агентов, а также лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, могут проводиться плановые и внеплановые проверки. Органы публичной власти, организации всех форм собственности, а также их должностные лица обязаны оказывать уполномоченному органу содействие при осуществлении государственного контроля за деятельностью иностранных агентов, предусмотренного настоящей статьей, в том числе предоставлять необходимые сведения и материалы. Внеплановая проверка по основаниям, указанным в части 6 настоящей статьи, проводится уполномоченным органом или его территориальным органом незамедлительно с извещением органов прокуратуры в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Плановые проверки иностранных агентов проводятся не чаще чем один раз в год. Уполномоченный орган, его территориальный орган и их должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: 1 запрашивать у органов управления юридическим лицом распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с пунктом 2 настоящей части; 2 запрашивать у органов публичной власти, а также у кредитных и иных финансовых организаций информацию о финансово-хозяйственной деятельности лиц, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, и получать такую информацию; 3 направлять своих представителей для участия в проводимых иностранным агентом мероприятиях; 4 проводить проверки соблюдения иностранными агентами, иными лицами законодательства Российской Федерации об иностранных агентах; 5 выдавать обязательные для исполнения в срок, составляющий не менее одного месяца, предписания об устранении выявленных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ходе проведения контрольных мероприятий лицо, деятельность которого выступает в качестве объекта контроля, вправе давать пояснения, представлять дополнительно любые сведения и материалы по своему усмотрению.
Уполномоченный орган ежегодно представляет палатам Федерального Собрания Российской Федерации доклад о деятельности иностранных агентов, содержащий в том числе информацию об участии их в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, о поступлении и расходовании денежных средств, а также о результатах контроля за их деятельностью. Статья 11. Ограничения, связанные со статусом иностранного агента 1. Физическое лицо, включенное в реестр, не может быть назначено на должности в органах публичной власти, в том числе замещать должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, быть членом избирательной комиссии, комиссии референдума. Включение должностного лица или гражданина в реестр может являться основанием для отказа в допуске к государственной тайне. Иностранный агент не вправе принимать участие в деятельности комиссий, комитетов, консультативных, совещательных, экспертных и иных органов, образованных при органах публичной власти. Не могут быть допущены к выдвижению кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии общественные объединения, включенные в реестр.
Не допускается проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов проектов нормативных правовых актов иностранными агентами. Иностранный агент не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Иностранным агентам запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, в фонды референдума. В целях организации и проведения публичного мероприятия запрещаются перечисление и или получение денежных средств, а также передача и или получение иного имущества от иностранных агентов. Иностранный агент не вправе быть организатором публичного мероприятия. Не допускаются пожертвования политической партии и ее региональным отделениям от иностранных агентов, а также не допускается заключение политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением сделок с иностранными агентами. Иностранный агент не вправе осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних и или педагогическую деятельность в государственных и муниципальных образовательных организациях.
Образовательная деятельность в отношении несовершеннолетних не может осуществляться организациями, признанными иностранными агентами. Иностранный агент не вправе производить информационную продукцию для несовершеннолетних. Иностранный агент не вправе принимать участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в закупках товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также принимать участие в отборе исполнителей услуг в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 189-ФЗ "О государственном муниципальном социальном заказе на оказание государственных муниципальных услуг в социальной сфере". Иностранный агент не вправе получать государственную финансовую поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности. Не подлежат страхованию денежные средства, размещенные иностранными агентами за исключением физических лиц или в их пользу. На иностранных агентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, в том числе в части, касающейся применения упрощенной системы налогообложения. Иностранный агент не вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую финансовую отчетность.
На иностранных агентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства". Иностранный агент не вправе осуществлять эксплуатацию значимых объектов критической информационной инфраструктуры и осуществлять деятельность по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры. Иностранный агент не вправе участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы, участвовать в организации и проведении общественной экологической экспертизы.
Во время рассмотрения проекта текст документа был дополнен новыми положениями. Так, например, законом установлено, что в отношении лица могут применяться внеплановые проверки, если они своими действиями бездействием способствовали нарушению агентами законодательства об иноагентах. Кроме того, запрещается получать государственную финансовую и иную имущественную поддержку для осуществления их деятельности. Такая поддержка не может оказываться даже если лицо, признанное иноагентом, осуществляет творческую деятельность.
Создавать или участвовать в других иностранных или международных НПО. Реализовывать программы в России. Ответственность При этом всем российским юрлицам, россиянам и людям без гражданства, которые постоянно проживают в стране, запрещено участвовать в деятельности таких организаций, предоставлять им средства или организовывать деятельность. Сотрудничество с такой организацией может привести к серьезным последствиям : штрафу на сумму от 300 до 500 тысяч рублей; принудительным работам на срок от 4 до 5 лет; лишению свободы на срок от 1 года до 6 лет. Оно может быть общественным, религиозным или другим. При этом такое объединение считается экстремистским после того, как вступило в силу решение суда о его ликвидации и запрете деятельности. Что такое экстремизм? Экстремизм — это приверженность к радикальным взглядам. При этом выражать ее могут как словами, так и террористическими акциями. Экстремизмом считают в том числе публичное оправдание терроризма, возбуждение розни между людьми по религиозному, социальному, расовому или национальному признаку, использование нацистской символики и атрибутики, а также подготовку или подстрекательство к совершению таких действий или их финансирование. Наказание за экстремизм может быть разным. Например, за пропаганду и демонстрацию нацистской символики физлицам грозит штраф от 1000 до 2000 рублей и арест до 15 суток. А за призывы к экстремистской деятельности, пропаганду или оправдание терроризма могут приговорить к пяти годам тюрьмы. Для экстремистских организаций также есть свой реестр. По закону «О противодействии экстремистской деятельности» организации могут попасть в него только по решению суда. Любая деятельность такой организации в России запрещена Ответственность За создание экстремистской организации или руководство ею грозит штраф от 400 до 800 тысяч рублей или лишение свободы на срок от 6 до 10 лет. А за участие в таком сообществе могут оштрафовать на сумму от 300 до 600 тысяч рублей или приговорить к 2-6 годам лишения свободы.
Кто такие иностранные агенты в России и за что можно получить этот статус
Слова «иностранный агент» с февраля 2022 года звучат в новостях все чаще. Это понятие появилось в законе в 2012-м, в 2017 году в законодательство ввели иноагентский статус СМИ. В 2019-м приняли закон, который позволяет приравнивать к иноагентам физлиц, если они распространяют материалы СМИ-иноагентов или участвуют в их создании и их финансируют из-за рубежа. А с 2020-го разрешили признавать иностранными агентами физических лиц и незарегистрированные общественные объединения. Это может быть физическое или юридическое лицо, которое занимается политической деятельностью в иностранных интересах и финансируется из-за рубежа.
Сейчас нормы об иностранных агентах включены в несколько федеральных законов: «О некоммерческих организациях»; «Об общественных объединениях»; «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод; человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» в закон «О средствах массовой информации». Вместо этого предлагают сделать единый акт, который будет регулировать работу иностранных агентов в России. Такой закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» 29 июня 2022 года приняла в третьем чтении Госдума. Новый закон расширит этот круг лиц.
По нему иноагентами могут стать: физическое лицо; юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы; общественное объединение без образования юрлица; иное объединение лиц; иностранная структура без образования юрлица. Для признания иноагентом каждой из категории лиц сейчас есть свое основание. Любой субъект должен получать финансирование из-за рубежа. По новому закону критерии расширяются.
Речь не только о финансировании, но и вообще об иностранном влиянии. Чтобы оказать влияние, иностранный источник должен поддержать лицо, воздействовать на него, например, путем принуждения, убеждения или иными способами. Поддержкой будет считаться предоставление денег или иного имущества, оказание организационно-методической, научно-технической и иных видов помощи. Под «иной формой оказания помощи» может быть что угодно и кто угодно.
Настолько широкое толкование и отсутствие конкретики однозначно будет приводить к злоупотреблениям на местах в качестве дополнительного способа давления. При этом иностранными агентами не могут быть органы власти, подконтрольные государству лица, религиозные организации, политические партии.
Бравада прошлых лет сошла, статус иноагента для них уже не является какой-то заслугой. Они понимают, что это обременение, которое для них стало непосильной ношей», — подчеркнул Манукян. Он напомнил, что в настоящее время Галкин проживает за рубежом и ведёт там достаточно активную деятельность.
Поэтому сложно представить, что его могут исключить из реестра иностранных агентов. Манукян считает, что у судов и Минюста РФ есть достаточные основания для того, чтобы не снимать с Галкина этот статус, так как нет квалифицирующих признаков того, что он вышел из-под иностранного влияния. Как передавало ИА Регнум, на официальном портале судов общей юрисдикции Москвы появилась информация о том, что Галкин подал кассационную жалобу в суд на отказ исключить его из реестра иностранных агентов. Ранее Галкин пытался через суд оспорить решение Минюста о включении его в список иноагентов, но Замоскворецкий суд Москвы его исковые требования отклонил.
Гаджиев, находясь за пределами Российской Федерации, с целью получения иностранного гражданства выражал готовность сотрудничать с иностранными источниками. Заявлял о поддержке властей Украины. Аллеман распространяла для неограниченного круга лиц материалы, созданные иностранными агентами, недостоверную информацию о действиях Вооруженных Сил Российской Федерации, негативно высказывалась в отношении органов государственной власти Российской Федерации. Является сотрудником организации, включенной в реестр иностранных агентов.
Иноземцев принимал участие в создании предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов иностранных агентов, распространял недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти Российской Федерации решениях и проводимой ими политике. Проживает за пределами Российской Федерации. Чернышов распространял, в том числе с использованием современных информационных технологий, недостоверную информацию о принимаемых органами публичной власти Российской Федерации решениях и проводимой ими политике. Участвовал в качестве респондента на информационных площадках, предоставляемых иностранными СМИ. Выступал против специальной военной операции на Украине.
Влияние — "оказание воздействия", "в том числе путем принуждения, убеждения и или иными способами". То есть чтобы попасть в список, не обязательно получать деньги от иностранных организаций. Кого могут признать иноагентом С 2012 по 2017 год иноагентами могли быть только некоммерческие организации.
С 2017 года список стали пополнять СМИ. Физические лица получают статус иностранных агентов с 2020 года. Дополнительно физлица могут быть признаны СМИ, что влечет для него обязанность регистрации соответствующего юридического лица. С 2021 года иноагентами могут быть незарегистрированные общественные объединения. Кто из известных людей является иноагентом В 2020-2021 годах в список иноагентов попадали в основном журналисты, юристы, правозащитники.
Иноагент (Иностранный агент)
Иностранные музыканты и российские исполнители со статусом иноагента столкнулись с трудностями при получении авторского вознаграждения за публичное воспроизведение своих композиций, сообщили РБК источники концертного рынка и представители нескольких артистов. Важно: если лицо не находится под иностранным влиянием и не финансируется из-за рубежа, но распространяет информацию или участвует в политике, то такое лицо тоже не может быть признано иностранным агентом. Что на самом деле означает статус иностранного агента для нашего государства, самих НКО/СМИ/физлиц и простых граждан?
Юристы оценили новый закон об иноагентах
То есть, в случае нарушения иноагентом законодательства об иностранных агентах, ответственность наступает и для иноагента, и для того, кто помог ему преодолеть то или иное ограничение. За что ещё в России могут признать иноагентом и возможно ли снять с себя клеймо? минюст, единый реестр, иноагенты, пособники Замминистра юстиции Олег Свириденко отвечает за все реестры иноагентов. За последнее время Минюст снял статус иноагентов более, чем с 60-и человек и юридических лиц.
Как работает статус иноагента в России и почему вокруг него столько споров?
В 2021 году этот статус получили многие известные СМИ и журналисты. Абсурдность статуса иностранного агента стала поводом для шуток. Таковым могла быть признана организация занимающаяся политической деятельностью либо получающая деньги от иностранных граждан и организаций. Иноагентом могут признать любое издание, зарегистрированное за рубежом или получающее средства из-за рубежа.
Примечания Политические НКО В законодательстве понятие «иностранный агент» появилось в 2012 году, когда Госдума РФ приняла поправки к закону «О некоммерческих организациях». Идея властей была в том, что НКО, которые так или иначе занимаются политической деятельностью, получая при этом зарубежное финансирование, должны предупредить об этом государство. При этом явка с повинной должна была быть добровольной — некоммерческие организации, которые занимались, например, наблюдением за прозрачностью выборов, должны были сами заявить в Минюст РФ , что как-то связаны с иностранными деньгами [1]. До 2014 года в первом реестре иноагентов числилась единственная организация, о работе которой в сфере НКО никто ничего не знал. Ситуация изменилась, когда признание себя иноагентом перестало быть делом исключительно добровольным: отныне НКО могли принудительно признать иностранным агентом по итогам проверок Минюста.
Чаще всего такие проверки бывают внеплановыми, но некоторые организации получали статус иноагента после плановых визитов проверяющих. Уже летом 2014 года список пополнили правозащитный центр «Мемориал» и несколько других организаций. В 2015 году законодатели прописали для НКО механизмы выхода из реестра иностранных агентов. Самый простой способ — просто ликвидировать организацию. Еще можно попробовать доказать, что НКО перестала заниматься политической деятельностью или прекратила получать деньги из-за рубежа. Третий вариант — быстро вернуть иностранные деньги и больше их не получать. Многие организации смогли выйти из реестра: если на пике там было больше 220 организаций, в 2021 году иноагентами считаются 76 НКО. Все они, по смыслу закона, должны заниматься политической деятельностью.
Но поскольку закон трактует это понятие весьма широко, в реестр включены в том числе правозащитные организации, институты поддержки СМИ, а также, например, организации, борющиеся с ВИЧ. Ни одной НКО из реестра не удалось через суд доказать, что политики в ее работе нет. Ими признаются работающие в России и распространяющие информацию на зарубежные деньги юрлица, зарегистрированные за рубежом, или иностранные структуры без образования юридического лица. При этом на практике до сих пор непонятно, на каком основании то или иное СМИ попадает в реестр, и тем более не ясен механизм выхода из него. Средства массовой информации создаются именно для распространения информации, поэтому единственным критерием для включения в новый реестр стало иностранное финансирование. Новые нормы закона, по замыслу его авторов, можно применять и к иностранным СМИ, и к российским организациям, и даже к обычным людям, распространяющим информацию. Догнать и перегнать: Российские ВКС прирастают новыми функциями 9. Теоретически можно попытаться оспорить решение через суд, но в законе о возможности выхода из реестра ничего не сказано.
Более того, у юридического сообщества нет понимания, каким образом происходит процесс включения СМИ в реестр. Если проверки НКО, по итогам которых организации могут признать иноагентами, проводит Минюст, то кто и как проверяет в этом смысле СМИ, непонятно. В законе об этом ничего не сказано.
Ru», однако их в реестр иноагентов не вносили. В конце лета пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил , что о выборочном применении закона об иноагентах к независимым медиа речи не идет.
Главные проблемы иноагентов Уход рекламодателей. Закон обязывает СМИ-иноагентов маркировать каждый материал, даже рекламный. Заказчикам это не всегда нравится, поэтому они отдают предпочтение другим изданиям. Сокращение штата. Журналисты уходят из СМИ-иноагентов, потому что сами могут получить такой статус, после чего их обяжут отчитываться перед Минюстом.
Отказ от сотрудничества. Эксперты не дают комментарии, так как не хотят, чтобы их имя было связано с иноагентами. К тому же нет никакой гарантии, что их следом не признают иностранным лицом. Отмена выступлений. Чиновница добавила, что СМИ-иноагенты имеют такие же права, как остальные издания.
Как выйти из реестра иноагентов?
Мы прописали ограничения и те виды деятельности, которые не может осуществлять иностранный агент. Под иностранным влиянием подразумевается, что гражданину РФ, юридическим лицам оказывается финансовая, техническая и иная помощь со стороны западных организаций». О том, что в переводе с юридического на общедоступный означают такие термины, как «поддержка» или «иная помощь», объясняет партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда: Александр Забейда партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» «По сути, в текущем виде законопроект, переводя его на русский язык, предоставляет правоприменителю возможность наделять статусом иностранного агента практически любого по своему усмотрению». Правда, для получения статуса иноагента нужно два условия.
Первое — находиться под иностранным влиянием, а второе — заниматься определенного рода деятельностью. В законопроекте деятельность эта прописана. И это — политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации и распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов или участие в создании таковых. На простых примерах это выглядит так: если уборщица, которая моет полы в офисе юрлица иноагента и получает от него зарплату, не пишет в соцсетях никак политических постов, ей бояться нечего. Но если такой пост появится, это уже основание для признания уборщицы иноагентом.
Все о статусе иноагента: правовые рекомендации
читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: В Грузии пояснили слова Гарибашвили об отказе от закона об иноагентах Битва за гранты: почему законопроект об иноагентах взволновал Грузию. Что такое иноагент, как и кто признает физлицо иностранным агентом. Путин запретил иноагентам учить и приближаться к оборонной промышленности. Что на самом деле означает статус иностранного агента для нашего государства, самих НКО/СМИ/физлиц и простых граждан?
Новый закон про рекламу у иноагентов: что кому запрещено и чем грозит
В пометке должно сообщаться, что такое средство массовой информации создано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Иноагент или иностранный агент – это статус, который выдаётся физическим лицам или организациям, которые занимаются политической деятельностью в России, но при этом получают финансирование из-за границы. Сложносокращённое слово: сочетание начальной части слова с целым словом, от иностранный агент. 1. иностранный агент; лицо или организация, занимающиеся внутриполитической деятельностью по поручению иностранного государства. 1. иностранный агент; лицо или организация, занимающиеся внутриполитической деятельностью по поручению иностранного государства. Если иностранного финансирования или поддержки деятельности нет, то статус иноагента присвоить нельзя, даже если вы переводите деньги другим иноагентам.