Новости оптина пустынь антоний отец

Отец Антоний и его православный спецназ. В 2020 году к празднику в монастыре Оптина пустынь была по этому случаю специально написана новая икона – Собор святых, подвизавшихся в Оптиной пустыни.

Житие Антония Оптинского и его служение Богу, отшельничество и кончина святого

Помнит, видимо, свой последний визит, когда здесь полнейшая разруха была. Мы знаем, что очень много хорошего случилось после нашего первого разговора. В этом году произошли два значимых для вас события. Во-первых, образовалось добровольное сестричество святой мученицы царицы Александры Фёдоровны, о котором Вы давно мечтали. Во-вторых, принято решение о строительстве нового современного здания для Центра социальной помощи престарелым людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации… — Да, в богадельне сейчас человек 15, но места всем не хватает. Здесь живут и получают уход больные и престарелые монахини. Здесь же посменно несут послушание сестры обители. Я давно поднимала вопрос, что монастырю нужна не только новая богадельня, но и домовой храм, поскольку часть сестёр по состоянию здоровья лишены богослужений. Сегодня они соборуются, исповедуются и причащаются келейно.

И вот во время мартовского визита епископа Никиты было принято решение о строительстве нового современного здания, где будет размещён Центр социальной помощи престарелым людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Их будут обслуживать добровольцы из монастырского сестричества святой мученицы царицы Александры Федоровны. А посвящение в сестричество у нас намечено на 12 мая. В этот день всем новичкам будут выданы значки и специальная форма. На большом празднике обязательно будет присутствовать наш епископ Никита. То, чем вы занимаетесь, называется медико-социальным служением. При этом, насколько я понимаю, вы даже в пандемию не остановили эту деятельность, а объезжали больницы. Привозили им крестики, духовную литературу, святую воду.

Была даже договорённость с главврачом, что по определённым дням в больницу будет приезжать священник. Когда коронавирус не на шутку разбушевался, все медучреждения закрыли на карантин, мы не смогли бросить начатое дело — ездили в Подборки, привозили подарки подопечным дома инвалидов. А в Рождество, прямо под окнами, устроили для них концерт, исполнив рождественские колядки. Бабушкам выйти не разрешили, поэтому они все выстроились у окон и махали нам своими худенькими ручками. Сегодня мы вместе с Еленой Григорьевой, назначенной старшей сестрой, строим планы. Все они, конечно, связаны с медико-социальным служением. Это помощь при уходе за больными в медицинских учреждениях на территории епархии, а также духовное окормление домов престарелых, инвалидов и богоделен. Хотим курировать работу всех богоделен в округе.

Например, во Фроловске, где отцу Ярославу одному тяжело справляться. Также будем оказывать социальную и медицинскую помощь на дому немощным бабушкам и дедушкам Козельска — у нас есть прихожане и уже друзья монастыря — квалифицированные врачи из Калуги и Москвы, готовые взяться за их лечение. Например, пока взрослые рубят дрова, они полешки складывают в поленницу. Планов у нашего сестричества много. Но осуществить их можно только с одним условием — чтобы на все добрые дела хватало рук. Пока их немного. Поэтому призываем добрых и честных людей из мира присоединиться к нам, чтобы послужить делу милосердия. Одна женщина живёт у нас после попытки суицида.

У неё произошла семейная трагедия, после чего она впала в уныние. Она здесь проходит реабилитацию — трудится, молится. Великий подвижник, странник, он почил в нашей обители в августе 2020 года. Ему было 83 года, мы все его называли Дедушкой. На его могилке теперь тоже случаются чудеса. Только вот к чуду у всех свое отношение. Многие сразу начинают искать подобным явлениям объяснение в науке. Расскажите подробнее о случаях, которые никакой наукой не объяснить.

Оказалось, что у неё была страшнейшая быстрорастущая миома, которую надо было срочно удалять в специальной клинике.

Попробуйте поискать по другому запросу. Многое тогда еще в обители и в скиту предстояло восстанавливать, — и отец наместник принял врученную ему священноначалием святую обитель с большой любовью. Он всецело всей своей душою был посвящен служению Церкви. Сам он был совершенно нестяжателен. Долгое время ездил на простой «Ниве», в келлии у него была чрезвычайно простая обстановка.

Производя ремонт келейных корпусов, он отремонтировал свой только в самую последнюю очередь. Больше всего он радел о том, чтобы храмы Божии во святой Оптине обрели прежнее, как было до осквернения и разрухи, благолепие. С братией отец наместник был строг. Но точно также, как мы бываем признательны родителям, когда вырастем, точно также мы, монахи, глубоко благодарны отцу Венедикту. Он сподвигал нас на молитвенное бодрствование, на изучение Священного писания.

В 1980-х годах он пришел в Троице-Сергиеву Лавру, где несколько лет прожил рядом со стоим старцем — архимандритом Кириллом Павловым. В 1989 году, когда началось восстановление Оптиной Пустыни, отец Кирилл благословил его присоединиться к братии этой славной обители. На протяжении тридцати лет отец Илиодор нес подвиг, примеров которому не так много в Церкви — он всего себя отдавал служению тысячам и тысячам паломников со всего света стекающихся в Оптину. И опять же, не так много примеров, когда монах в сане диакона стал духовным наставников поистине огромного количества православных христиан — священников, монахов, мирян. Отец Илиодор полностью свою жизнь, свои силы и способности посвятил этому служению. Он никогда не был без дела или занят собой — поэтому он не знал, что такое уныние. Он практически не спал — меня, многолетнего его соседа, это поражало. В 5:30 утра уже немолодой монах приходил на братский молебен у мощей старца Амвросия Оптинского. Обязательно служил Литургию в одном из храмов обители. После этого его уже ждали люди, приехавшие для духовного общения.

Хоть и читаю я в сердце его все помыслы, но помочь отцу Вассиану не дано мне. Бежит он помощи. Господь с тобой, отец Вассиан». К недовольному гулу монахов, писавших жалобы высшему начальству, обвиняя старца в ереси, присоединились приходские священники Козельска и окрестных деревень: дескать, отец Лев сманивает их прихожан. Из епархии приехали следователи и допрашивали весь монастырь. Но все показания были благоприятны для старца и руководства обители. Однако поток доносов не уменьшился, и монахи стали практиковать интриги. В частности, в тайных доносах свидетельствовалось, что игумен Моисей несправедливо оказывает скитским монахам предпочтение перед живущими в монастыре и что скит подрывает авторитет монастыря. До поры до времени у отца Моисея хватало авторитета защитить доброе начинание и первого старца своей обители, отца Льва. Но теперь епископ получил анонимный донос не откуда-нибудь, а из московской Тайной полиции. В доносе категорически утверждалось, что деятельность скитских старцев при попустительстве игумена разрушает монастырскую жизнь и грозит окончательным разорением древней обители, если скит не будет уничтожен. И калужский архиерей был непреклонен: старца перевести из скита в монастырь, снять с него одежду схимника и запретить принимать народ. У кельи в глубине монастырского сада, куда поселили отца Льва, вернее, после отмены его схимы отца Леонида, он увидел толпу народа. Отец Моисей, укоризненно качая головой, с трудом пробрался через людское море. Войдя в келью, он с упреком напомнил хозяину, что епископ запретил ему принимать страждущих под страхом заточения в Соловки. Высокий, статный, величественный старец степенно благословил своего посетителя, поспешно вскочившего с колен при виде строгого игумена, и пошел за ним к выходу, жестом приглашая отца Моисея следовать за собой. Могу ли я его не принять? Хоть в Сибирь меня пошлите, хоть костер разведите и на огонь меня поставьте, я буду все тот же Леонид. Я к себе никого не зову. А кто приходит ко мне, тех гнать от себя не могу». И тихо добавил: «Кому, как ни Вам, знать, что я ничего более не желал бы, как возможности тихонько сидеть в своей келье». С тяжелым сердцем шел игумен от старца. Душой он был на его стороне, понимал, что только величайшая жалость и любовь заставляла старца вечно быть на людях. Он не знал, как запретить страдающим искать утешения и облегчения своих страданий, как запретить верующим верить. А потому рассудил, что мешать старцу не вправе. Переселенный из скита в монастырь старец предсказал: придет время, когда наш скит запустеет и в нем будут жить одни кошки. Что в этих словах: опасение, что традиции старчества не укоренятся на Оптинской земле, или предвидение на сто лет вперед? Старца Льва никто никогда не видел возмущенным, раздраженным, гневным. Как бы тяжело ему ни было, всегда спокоен, умиротворен, добр, наполнен светлой любовью к людям. Это вызывало удивление даже у его учеников. И слышали смиренный ответ: «Живите проще, Бог и вас не оставит и явит свою милость». Помимо прозорливости отец Лев обладал даром исцеления. Особенно успешна была его помощь тем, у кого телесные недуги тесно переплетались со страданиями душевными. Облегчение наступало мгновенно, стоило старцу помазать больного елеем от неугасимой лампады, теплившейся в его келье перед Владимирской иконой Божьей Матери. Эта икона следовала за ним из кельи в келью при всех его переселениях. Где икона, там он и дома. Иногда он отсылал больных людей в Воронеж к святым мощам святителя Митрофана. Однако обычно они в дороге исцелялись и возвращались в Оптину благодарить старца. Особую славу целителя принесло отцу Льву излечение бесноватых. Кстати, известно множество случаев исцелений им людей, которые даже не догадывались, что одержимы бесом. Обычно это были те, которые для спасения своей души тайно носили тяжелые вериги или изобретали для себя другие суровые подвиги, но при этом совершенно не помышляли об очищении, избавлении от страстей. Отец Лев снимал со страдальцев вериги, накрывал голову епитрахилью, читал краткую заклинательную молитву и помазывал елеем. Бес был посрамлен, а человек после беседы со старцем избавлялся от своих заблуждений и более плодотворно заботился о спасении души. Но были и по-настоящему тяжелые случаи. Современники оставили воспоминания о бесноватой женщине, которую, когда привели ее к старцу в келью, с трудом удерживали шестеро крепких мужчин, — так она рвалась и металась. Увидев отца Льва, она тут же упала перед ним навзничь, а бес нечеловеческим голосом закричал в ней: «Вот этот-то седой меня выгонит. Был я в Киеве, был в Москве, Воронеже, никто меня не гнал, а теперь-то я выйду! С тех пор она совершенно выздоровела и каждый год приходила в Оптину благодарить старца. Не прекратила она свои посещения и после кончины отца Льва, брала горсть земли с его могилы и помогала другим страдающим. Старчество отца Льва Леонида продолжалось двенадцать лет, с 1829-го по 1841 год. В «Жизнеописании отца Леонида», составленном иеромонахом Климентом Зедергольмом , говорится, что этот «подвижник великого сердца» оставил свое безмолвие, «движимый духовной любовью к страждущим и немощным братьям», а его жизнь в монастыре была «служением страждущему человечеству». Лучше, пожалуй, и не скажешь. Настоятель отец Моисей, которому и самому приходилось несладко, был всегда на стороне отца Льва. Но защита старца от гонений, столь частых в последние годы его жизни, вряд ли была бы успешной, если бы не заступничество митрополитов — Филарета Киевского и Филарета Московского. Киевский митрополит заступился за старца в Синоде, а при посещении Оптиной пустыни в присутствии епархиального духовного начальства оказывал старцу Льву знаки особого уважения. Митрополит Филарет Московский лично написал калужскому епископу: «Ересь предполагать нет причины». Приближение своей кончины старец Лев предчувствовал или, может быть, знал о сроке своего ухода. Во всяком случае, когда в июне 1841 года он посетил Тихонову пустынь, где по его благословению начали строить новую трапезную, сетовал: «Не увижу я, видно, вашу новую трапезу — едва ли до зимы доживу, здесь уже больше не буду». В сентябре того же года он начал заметно слабеть, его мучила какая-то тяжелая болезнь, но он отказался от врачебной помощи, перестал есть и ежедневно причащался Святых Христовых Тайн. Посещавшим его в эти последние дни, спешившим получить его последнее благословение, казалось, что горячая душа старца, угасая, уже не может согреть его тело: руки и ноги были ледяными. Однако он обещал: «Если получу милость Божию, тело мое согреется и будет теплое». Он скончался 11 октября 1841 года. Тело старца Льва было перенесено в соборный храм, куда на погребение стекались сотни людей со всей России. Все они были свидетелями, как за три дня, пока тело старца стояло в соборе, оно согрело всю одежду и даже нижнюю доску гроба. Руки были мягки, как у живого. При виде этого чуда, многие вспомнили прощальные слова учителя: «Если получу милость Божию…» Старец Лев был погребен у восточной стены Введенского храма Оптиной пустыни. Он почитается первым оптинским старцем, но, наверное, справедливее говорить о триаде первых старцев — игумене обители Моисее, скитоначальнике Антонии и отце Льве, — помогающих друг другу, поддерживающих в трудные времена, с глубокой верой созидающих крепкий фундамент оптинского старчества. Рассказывают, что в Оптиной пустыни по молитвам происходят чудеса исцелений Чудеса Оптиной пустыни притягивают в неё паломников со всего света. Многие верующие убеждены, что молитвы в этом месте действуют сильнее. С точки зрения православия, это ничем не подкреплённое убеждение, но если в Оптиной пустыне в христианах укрепляется вера, то ничего плохого в этом нет.

Архимандрит антоний оптина пустынь

И во время приступа болезни именно мать отца Трофима, молитвенную близость которого Галина всегда особенно чувствовала, уводит ее к себе в домик и окружает заботой. Разве это можно считать случайностью? Через три года мы вновь с Галиной едем на автобусе радонежских паломников в Свято-Введенскую Оптину пустынь. Как вы, как ваш супруг? Мой муж пришел к вере, принял Крещение, причащался Святых Христовых Таин и ушел из жизни верующим православным человеком. Но с тех пор я в Оптиной пустыни не была.

А недавно мне снится, что я вижу Оптину и слышу во сне голос: «Галина, а что же ты благодарить не едешь? Все монахи и послушники, которые подвизаются в Оптиной, могут засвидетельствовать, что чувствуют небесное предстательство и молитвы иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима. Они особенно близки всем, кто любит дорогую для них Оптину, почитает память преподобных Оптинских старцев, к которым сами новомученики прибегали в молитвах и чьи заветы старались исполнять. Оптинские новомученики — наши с вами современники. Они в сознательном возрасте, будучи молодыми людьми обрели веру и всегда готовы помочь своими молитвами обратить ко Господу тех из наших близких, кто еще не открыл свое сердце Господу.

Отец Василий, отец Ферапонт и отец Трофим, пострадав на Пасху 1993 года за Христа, привели к Богу за эти годы тысячи и тысячи людей. Господь удостоил их мученических венцов за подвиг горячей, живой веры и великой верности и любви к Богу, даже до смерти, за чистоту сердец. Мы знаем, чтобы стяжать венцы преподобномучеников, надо быть уже готовыми к святости. Но путь к Царствию Небесному у трех оптинских монахов был по земным меркам невероятно стремительным: за столь короткое время они достигли такой духовной меры, что стали достойными стяжать у Господа венцы мучеников! Приведу слова игумена Филиппа Перцева , который в 1993 г.

Из интервью Журналу Московской Патриархии, опубликованного в апрельском номере «Каждый день их был полностью посвящен Богу»: "Каждого из них что-то резко выделяло, и всех троих отличала абсолютно полная посвященность себя Богу. В монастыре, несмотря на то что многие подвизаются, кто-то позволяет себе посмеяться, пошутить, кто-то любит многословие и так далее. Какие-то немощи, которые показывают, что всецелого напряжения души мало кто может понести. Мы имеем какие-то страсти, в чем-то себя оправдываем. А у этих братий к Пасхе 1993 года сложилась удивительная цельность монашеского подвига, всецелость посвящения себя Богу.

Они все устремление своей души свели в одну точку, сделали свое сердце подобным линзе, проходя через которую луч благодати расплавил оболочку бытия. Потому, что трагедию Господь обратил в торжество веры. Многие пришли в монастырь, прочитав «Красную Пасху», желая подражать братиям, желая приобщиться к их подвигу. Ведь это поразительно: братья, которые рядом с нами живут, вдруг становятся мучениками. И ты живешь дальше с опытом переживания этой победы над смертью.

Первые часы невозможно было это воспринять как мученичество. Страшная трагедия убийства заслонила собой все. Не было страха, паники, но состояние шока: братья, которые только что были рядом с тобой, только что причащались, которых ты любил, лежат мертвые, и ты видишь их тела, кругом кровь. Но потом Господь стал открывать истинную суть, трагическое оставалось, но через страшный оскал смерти стала чувствоваться обильная благодать, которая исходит от их тел. Рядом с их гробами слез не было, потому что все переполняла радость, но совершенно особая, без малейшего оттенка веселия, такое удивительное торжество сквозь скорбь.

Стоишь рядом и всем сердцем впитываешь в себя эту радость. Ты потерял очень близких тебе людей, но приобрел ходатаев на небе, которые уже там, с Победителем смерти, с великим дерзновением воспевают: «Христос Воскрес! Мы с вами видим, что и в наше время, среди нас, немощных и часто малодушных, живут настоящие христиане, которые любят Христа Спасителя так же, как мученики первых веков, как наши новомученики и исповедники Российские, пострадавшие от безбожников в ХХ веке. В конце 1993 года в селе Жарки Ивановской епархии был ритуально убит сатанистами иеромонах Нестор Савчук. Ему, как отцу Василию, было 33 года.

Затем от рук богоборцев пострадали за Христа до смерти десятки православных священников по всей России. Погиб от рук экстремистов на Кавказе протоиерей Петр Сухоносов настоятель храма в станице Слепцовской. В Кабардино-Балкарии в храме г. Тырныауза был убит священник Игорь Розин. В храме был убит и известный миссионер о.

Даниил Сысоев. В 2013 г. Этот список мучеников, пострадавших ха Христа можно продолжать и продолжать. Почему сатанисты убивают священников? Священник предстоит перед Престолом Божиим, мы молимся все вместе, вся церковь, община, церковный народ, а священник — наш предстоятель у Престола.

Совершает Литургию, предстоит Богу. И убивая священника, народ стремятся оторвать от Бога. И если народ принимает это равнодушно, то разрывается связь с Богом, и народ, отступая от Бога, попадает под власть темных сил. И эти темные, враждебные человеку силы творят с ним, что хотят. Именно ради этого убивали в 1918 году и Помазанника Божия, Царя-мученника.

Священников убивали и в 1905 году, а затем кровавая русская революция. Убивали священников в 1917 году — и кровавая гражданская война. Это говорит о том, что враги Божии боятся возрождения православной России. И в своей безумной злобе и ненависти пытаются этому помешать. Но эти служители темной силы не понимают, что Жизнь Вечная открыта верующим Воскресением Христовым.

И с каждой такой смертью на небесах увеличивается собор Русских святых, к которым мы обращаемся в молитве: «Соборе святых русских, полче Божественный, молитеся ко Господу о земном Отечестве вашем и о почитающих вас любовию». В Оптиной пустыни восстановлена некогда разрушенная большевиками высокая колокольня. И теперь с ее высоты разносится над монастырем, оптинским лесом, Жиздрой и окрестностями колокольный благовест. Помост, на котором звонили в колокола отец Ферапонт и отец Трофим, огорожен кованой металлической оградой. И на столпе висит доска, на которой написан тропарь мученикам Христовым.

Сегодня, нашему Отечеству, Русской цивилизации, нашему народу открыто объявлена война на уничтожение. И то, как пытаются богоборцы и самосвяты уничтожить Православную Церковь на Южнорусской земле, как стараются захватить и осквернить Киево-Печерскую Лавру, Третий Земной Удел Богородицы, попытки захватить Свято-Успенскую Почаевскую Лавру, свидетельствуют, что прежде всего для наших противников это война с Православием, война темной силы с Церковью Христовой. И победу в этом противостоянии мы одержим по молитвам Всех святых, в земле Русской просиявших, и под Небесным Омофором царицы Небесной, Заступницы Усердной рода христианского. Враг рода человеческого и его служители на земле, все эти богоборцы и христоненавистники никогда не прекратят воевать с Церковью Христовой. Битва за Украину только разгорается.

И враг сделает все, чтобы попытаться оторвать эту часть единой Святой Руси. И в начале ХХ века во время большевистских попыток устроить обновленческую «живую церковь», и во время хрущевских гонений богоборцы также любили использовать различных «предателей в рясах». Сегодня богоборцы используют самосвятов и автокефалистов, чтобы подменить Православную каноническую церковь на Украине нечестивым сборищем различных иуд. Но участь иуд всегда страшна. Конечно, в нашей Церкви есть различные нестроения, но так было в Церкви всегда, и при Иоанне Златоусте, и при прп.

Серафиме Саровском. Земная Церковь — Церковь Воинствующая. А на войне бывают и раненые, и убитые. Возможно, только первохристианская Церковь была Церковью свободных от многих грехов. Как будет такой общиной святых Церковь в последние времена.

Как была по преимуществу Церковью мучеников и исповедников Русская Православная Церковь во время страшных гонений ХХ века. В Церкви-мученице остаются только чистые душой. Мы молимся о наших братьях и сестрах, которым приходится переживать время гонений на Церковь от богоборцев. Но опыт свидетельствует, что все усилия богоборцев Господь со временем обращает ко благу Своей Церкви. Так будет и на этот раз — все усилия врага рода человеческого будут посрамлены.

Сотни тысяч русских людей нескончаемым потоком двигались в огромной очереди, чтобы поклониться святыне. Некоторые стояли больше 20 часов, порой под мокрым снегом, на ледяном ветру. И лица тысяч и тысяч русских людей, которые мы видели в Храме Христа Спасителя, лица, озаренные светом детской простой веры и любви к Богомладенцу и Пресвятой Деве, свидетельствуют: жива Русь. Молятся о нас, земных сродниках, все святые, в земле Российской просиявшие, новомученики и исповедники Российские, наши современники Оптинские новомученики, воин Евгений Родионов и многие другие, пострадавшие за Христа в последние годы. По пророчествам русских святых милостью Царицы Небесной после многих испытаний вновь возродится Православная Русь и воссияет свет веры в нашем Отечестве — Доме Пресвятой Богородицы.

Немощны враги Божии бороться со Святой Церковью Христовой, они могут вредить, пакостить, издеваться и над нашим Отечеством, пока это им попущено Богом. Но Россию им никогда не одолеть. Россия, несмотря на все их усилия, все равно стремится ко Христу и страдает от злобы вражией сегодня потому, что остается со Христом. Жива вера в России, и никогда им ее не убить в русском сердце. Об этом свидетельствует нам подвиг Оптинских новомучеников отца Василия, инока Ферапонта и инока Трофима.

В одной из стихир на службе всем святым, в земле Российской просиявшим, мы поем: «О, дивное чудо! Источницы благочестия в России являются, и путеводителие к Небеси святии сродницы нам бывают.

Простота и смирение в братиях, везде строгий порядок и чистота, изобилие самых разнообразных цветов и благоухание их, и вообще какое-то чувство присутствия благодати невольно заставляло забывать все, что есть вне обители этой. В церкви скитской мне случалось бывать преимущественно во время обедни. Здесь уже при самом вступлении, бывало, чувствуешь себя вне мира и превратностей его.

С каким умилительным благоговением совершалось священнослужение! И это благоговение отражалось на всех предстоящих до такой степени, что слышался каждый шелест, каждое движение в церкви. Клиросное пение, в котором часто участвовал сам начальник скита отец Антоний, было тихое, стройное и вместе с тем величественное и правильное, подобного которому после того я нигде уже не слыхал... В пении скитском слышались кротость, смирение, страх Божий и благоговение молитвенное... Что ж сказать о тех вожделеннейших днях, когда священнодействие совершалось самим начальником скита отцом Антонием?

В каждом его движении, в каждом слове и возгласе видны были девственность, кротость, благоговение и вместе с тем святое чувство величия. Подобного священнослужения после того я нигде не встречал, хотя бывал во многих обителях и церквах». Автору этих воспоминаний вторит и другой современник отца Антония, игумен Антоний Бочков : «Превосходный чтец и певец, один из лучших уставщиков всего монашества; он был первым украшением Оптинской, особенно скитской церкви, которая стала для него любимым, единственным местом духовной отрады, его первою мыслию, его жизнию. Он соблюдал в ней порядок, ее священный чин, возлюбил ее красоту, чистоту; готов был устами отвевать малейшую пылинку, замеченную им на лице возлюбленного его малого храма, восходившего при нем постепенно в свое благолепие и срубленного в начале его секирою. Служение девственного старца было истинным богослужением.

Весь отдаваясь Духу Утешителю с первого воздеяния рук, он до исхода из храма не принадлежал себе, а кажется, перерождался и соединялся с Херувимами, которых изображал втайне пламенным и стройным служением своим. Исходя из церкви для келейной тихой жизни, он становился опять первым рабом старшего брата, безмолвником по любви и по благословению отца». Последние слова подтверждаются многими фактами, а также записями самого отца Антония, среди них сохранилось наставление отца Моисея, свидетельствующее о том, как старший брат пекся о духовном совершенствовании младшего: «велел [отец Моисей] написать на сердце ко всегдашнему памятованию и деланию следующие 8 пунктов: 1 отвержение своего разума и воли иметь; 2 при встрече с каждым лицем поставлять себя худшим, в каком бы то месте ни было; 3 память смерти вкоренять в сердце глубже; 4 самоукорение; 5 смиренную молитву всегда иметь; 6 укоризну, аще случится от кого, принимать как врачевство душевное, с радостию; 7 что сказано будет, в точности выполнять; 8 аще случится от забвения или от обычая в чем-либо паки погрешить, исповедывать то чистосердечно, как есть, без лукавства». Давал советы отец Моисей и относительно управления братией: «Вечером батюшке объяснял, что недостатки братния невольным образом сердцу приносят огорчение. И на это услышал от него: я всех вас недостатки сношу великодушно и никаким немощам вашим не удивляюсь; а ежели бы всем тем огорчаться и взыскивать по должности моей строго, то совсем бы себя давно расстроил».

В бытность отца Антония начальником скита его насельниками стали будущие знаменитые старцы Леонид и Макарий. И игумен Моисей, и отец Антоний, сами обладавшие немалыми духовными дарами, внутреннее руководство обителью и скитом передали старцам. Настоятель и скитоначальник поддерживали и укрепляли старчество в Оптиной пустыни, несмотря на противодействие начальства в лице владыки Николая, а также некоторых братий, недовольных этим «нововведением», о чем уже рассказывалось в житии старца Моисея. Отец Антоний также немало претерпел от притеснений начальства. А вот как скромно оценивал он сам результаты своей деятельности по устроению скита: «Наша скитская убогая обитель год от года богатеет жильцами.

Братия умножается, а безмолвие, единодушие и душевное спокойствие умаляется; но еще, слава Богу, хранение совести продолжается, которое необходимо нужно для духовной жизни». Во главе Малоярославецкого монастыря В конце лета 1839 года владыка Николай при объезде епархии посетил Оптину пустынь. Побывал он и в скиту. В этот его приезд и произошло событие, резко изменившее жизнь отца Антония, заставившее его покинуть любимую обитель: «Осматривая скит, владыка вошел в церковь, вошел и в небольшой ее алтарь; пригласил войти туда же отца Антония и сказал ему: "Положи руку на престол". Отец Антоний положил.

Отец Антоний, пораженный внезапным требованием владыки, повиновался ему беспрекословно. По отъезде последнего рассказал бывшее своему старцу и брату отцу Моисею и с тех пор все время горевал и плакал до самого своего назначения, последовавшего в конце ноября того же года». Еще за три года до этого отец Антоний сильно повредил ногу, и у него началась серьезная болезнь, сказались и большие нагрузки. Во время обострения болезни он подолгу не мог встать на ноги. Для немощного инока, больше всего стремившегося к молитве и уединению, новое назначение, означавшее расставание с Оптиной и любимым братом, духовным руководителем, было невыносимо тяжело.

В это время ему во сне явился некий святитель, благословивший на новый подвиг, отец Антоний рассказал о своем сне старцу Леониду, и тот сказал, что явившийся епископ — не кто иной, как святитель Митрофан Воронежский , который, по словам старца Леонида, «много заботился» об отце Антонии, был его покровителем. Отец Антоний после этого съездил в Воронеж к мощам святителя и стал особо его почитать. Старцы оптинские всячески поддерживали своего собрата и укрепляли для нового служения. Простите, любезнейший отче, — не лесть сии слова, но истинное чувство сердец наших». Игумен Моисей, видя недостаток в Малоярославецком монастыре братий и для богослужения, и для других послушаний, прислал брату около десяти иноков из Оптиной.

Это была существенная помощь. Отец Антоний начал входить в дела, первой заботой стало устроение главного собора обители — Никольского. Отец Антоний продолжал часто болеть. С юмором, но и с горечью писал он тогда: «Видал я коней сильных и здоровых, которые самый тяжелый воз везут легко и борзо; но я много похож на ту увечную клячу, которая и порожние дровни по гладкой дороге едва тащит, задыхаясь». В Малоярославецком монастыре у него появилось много духовных чад, которых он окормлял до своей кончины.

Сохранившаяся переписка с ними свидетельствует о глубокой духовной мудрости подвижника. Письма старца, как имеющие большую духовную пользу, были изданы еще при его жизни. Отец Антоний обладал замечательным слогом — живым, пронизанным любовью, юмором, его письма и воспоминания свидетельствуют о глубоком знакомстве со святоотеческими трудами — он постоянно приводит поучения отцов Церкви и подвижников, редко давая советы от своего имени. Настоятельские труды отца Антония были отмечены наградой — золотым наперсным крестом. Впоследствии Преосвященный хотел представить в Синод прошение о возведении игумена Антония в сан архимандрита, но тот убедил архипастыря не делать этого, он писал так: «Вот если бы архимандритство защищало от тления, или смерти, или суда, тогда стоило бы желать онаго!

Но все время управления Малоярославецким монастырем он продолжал скучать по Оптиной... В 1843 году, в день Бородинской битвы, совершено было освящение главного Николаевского собора обители. К 1849 году отец Антоний завершил внешнее устройство Малоярославецкого монастыря, но лишь через несколько лет ему удастся отпроситься на покой в Оптину. Возвращение в родную обитель В памятной книжке отца Антония записано: «9 февраля 1853 года аз, недостойный игумен Антоний, сдал начальство свое в Малоярославецком Николаевском Черноостровском монастыре новому настоятелю отцу игумену Никодиму и, принеся во святом храме благодарственное молебствие ко Господу Богу о всех благодеяниях Его, на мне бывших, и о благополучном 13-летнем пребывании своем в оном и испрося у всей братии прощение, выехал из обители в час пополудни; а 12-го числа прибыл в богоспасаемую Оптину пустынь, где отечески был принят. Господи, благослови сие вхождение мое во святую обитель сию, и даруй мне во оной конец благий, за молитвы святаго отца моего!

Возвращению старца способствовал владыка Филарет Московский, искренно любивший и почитавший обоих братьев Путиловых, всегда с любовью принимавший их у себя, если они оказывались по делам в Москве. Для отца Антония возвращение в родную обитель было большой радостью, он писал своему давнему духовному другу — архимандриту Геннадию, настоятелю Пафнутьев-Боровского монастыря: «Справедливо замечание ваше, батюшка, о моем теперешнем блаженном житье-бытье, ибо никакие прежние заботы ни о рапортах, ни о братии, ни о том, что ямы и что пием, не тяготят моей бедной души, и я как будто бы переродился! Душа моя находится в отрадном и мирном состоянии». Теперь он жил в Оптиной, на покое, рядом с дорогим братом, часто бывал в Предтеченском скиту, своем детище. В августе 1856 года приехал в Оптину пустынь настоятель Саровской пустыни игумен Исаия, родной брат отцов Моисея и Антония.

Антоний виделся с ним в Москве лет пятнадцать тому назад, а о. Моисей тридцать восемь лет не видел брата, с которым некогда начинал в Сарове монашескую жизнь. Молитвенник и утешитель Наконец сбылось давнее внутреннее стремление отца Антония к молитвенной жизни, свободной от бремени начальствования и связанных с ним забот. В это время уже открылись многие его дарования — прозорливости, исцеления, духовной рассудительности. Но он свое служение нес прикровенно, никогда не стремился сам давать советы, только если к нему обращались.

По воспоминаниям, он обладал еще и даром утешения, очень жалел человека, если видел, что он находится в скорби, и обязательно старался поддержать.

Мы подбежали, оказалось, это отец Василий. Я спрашиваю: «Батюшка, что, что такое? Прямо на дорожке, ведущей в скит, лежал, у ворот» из воспоминаний паломницы Натальи Поповой , в 13 лет ставшей свидетельницей убийства монахов. К XIX веку обитель стала духовным центром страны. Это было обусловлено появлением там мудрых оптинских старцев, за советами к которым приезжали не только жители ближайших деревень, но и известные российские писатели — Николай Гоголь , Иван Тургенев, Лев Толстой и Федор Достоевский. Храмы были закрыты, насельники — изгнаны, а на территории обители заработала сначала воспитательно-трудовая колония для беспризорников, а затем появились техникум и общежитие.

Советская власть вернула Оптину пустынь церкви лишь в 1987 году — и монастырь стал возрождаться из руин. Первая божественная литургия состоялась там 3 июня 1988 года. Вскоре после открытия обители ее стал посещать Николай Аверин — житель села Волконское, находящегося в 20 километрах от монастыря. Он работал в сельском доме культуры, а за плечами у него был Афганистан — служить туда Николая отправили в 1980 году. Аверин служил в Афганистане — очень недолго, на срочной службе. Но в спецназе не был и в серьезных боях, скорее всего, не участвовал, по крайней мере, ни разу об этом не обмолвился, поэтому навыка изощренно убивать людей он там приобрести не мог митрополит Тихон Шевкунов «Не разговаривай с бесами» Именно во время службы в Афганистане Аверин впервые стал задумываться о религии, а, вернувшись после службы в родное село Волконское, начал посещать храм. Одновременно его стали мучить страшные сны, бессонница, сильные головные боли — а затем и голоса в голове.

Аверин пришел в Оптину пустынь и обратился к двум священникам. Они сказали, что это бесы — не разговаривай с ними, не общайся. Он ответил: «Какие же это бесы, когда они мне такие хорошие советы дают? Ему было достаточно митрополит Тихон Шевкунов Постепенно голоса стали требовать от Аверина все более жуткие вещи — например, разбить голову о стену или совершить суицид. Один из голосов говорил, что он — бог, и мужчина, чтобы прекратить мучения, решил обратиться за помощью к темной силе. Он стал читать оккультные книги и называть себя воином Сатаны. Николай Аверин Кадр: телепередача «Приговорённые пожизненно» В 1990 году Аверин изнасиловал женщину — та написала заявление в милицию, но позже забрала его.

Год спустя он надругался над другой жертвой и избил ее. Потерпевшая написала заявление, но Николай не попал на зону: спустя четыре месяца после преступления его признали невменяемым. У Аверина диагностировали шизофрению и отправили его на принудительное лечение в стационар. В феврале 1992 года мужчину выпустили из психбольницы — он вернулся в родное село, но голоса в его голове никуда не ушли. Николай стал думать о новом преступлении. Сатанинский меч Как сатанист Аверин испытывал особенную ненависть к священнослужителям — и в какой-то момент решил устроить кровавую расправу в Оптиной пустыни. Готовясь к преступлению, он достал финский нож, обрез и патроны к нему, а также изготовил самодельный 60-сантиметровый клинок, напоминающий меч.

На каждом оружии преступник выгравировал или выжег надпись «Сатана 666», а также нанес это число на обратную сторону своей одежды. Самодельный клинок, изготовленный Николаем Авериным Кадр: телепередача «Приговорённые пожизненно» Своих намерений Аверин особо не скрывал — но его слова никто не воспринимал всерьез. Незадолго до Пасхи он пришел к механизаторам в колхоз для того, чтобы заточить самодельный меч. На будущую тещу?

Какая-то Фекла… «Нет, вы найдите эту икону и молитесь ей», — сказали мне тогда в Казанском соборе. И я стала искать, но нигде этой иконы не могла найти. Сколько лет я её искала! Тогда ведь ни компьютеров, ни интернета не было. Какая же у тебя икона?

И когда я пришла в монастырь, только тогда увидела её иконочку. Это было её благословение — идти в монастырь. Ещё есть интересная история, связанная с Феклой. Мы ездили к отцу Андриану, потому что возникли проблемы с официальным оформлением земли. И вот когда мы с юристом уже оформляли документы на землю, оказалось, что на Феклу, 7 октября, патриарх издал указ о назначении на кафедру владыки Никиты. И первый монастырь, который владыка открыл, был наш монастырь в честь Феклы. Отец Антоний Гаврилов из Оптиной говорил, что покровительницей монастыря будет Фекла, батюшка Илий Ноздрин тоже твердил про Феклу ещё до моего появления. И главное, что никто не знал, почему именно она. Я отца Илия переспросила, почему Фекла?

Может, по-другому? А он — нет, в честь Феклы. Он её очень почитает. Что-то давно у нас его не было… Мы его всё зазываем, а он не едет. Хотя рвётся всем сердцем, постоянно спрашивает, как мы тут. Помнит, видимо, свой последний визит, когда здесь полнейшая разруха была. Мы знаем, что очень много хорошего случилось после нашего первого разговора. В этом году произошли два значимых для вас события. Во-первых, образовалось добровольное сестричество святой мученицы царицы Александры Фёдоровны, о котором Вы давно мечтали.

Во-вторых, принято решение о строительстве нового современного здания для Центра социальной помощи престарелым людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации… — Да, в богадельне сейчас человек 15, но места всем не хватает. Здесь живут и получают уход больные и престарелые монахини. Здесь же посменно несут послушание сестры обители. Я давно поднимала вопрос, что монастырю нужна не только новая богадельня, но и домовой храм, поскольку часть сестёр по состоянию здоровья лишены богослужений. Сегодня они соборуются, исповедуются и причащаются келейно. И вот во время мартовского визита епископа Никиты было принято решение о строительстве нового современного здания, где будет размещён Центр социальной помощи престарелым людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Их будут обслуживать добровольцы из монастырского сестричества святой мученицы царицы Александры Федоровны. А посвящение в сестричество у нас намечено на 12 мая. В этот день всем новичкам будут выданы значки и специальная форма.

На большом празднике обязательно будет присутствовать наш епископ Никита. То, чем вы занимаетесь, называется медико-социальным служением. При этом, насколько я понимаю, вы даже в пандемию не остановили эту деятельность, а объезжали больницы. Привозили им крестики, духовную литературу, святую воду. Была даже договорённость с главврачом, что по определённым дням в больницу будет приезжать священник. Когда коронавирус не на шутку разбушевался, все медучреждения закрыли на карантин, мы не смогли бросить начатое дело — ездили в Подборки, привозили подарки подопечным дома инвалидов. А в Рождество, прямо под окнами, устроили для них концерт, исполнив рождественские колядки. Бабушкам выйти не разрешили, поэтому они все выстроились у окон и махали нам своими худенькими ручками. Сегодня мы вместе с Еленой Григорьевой, назначенной старшей сестрой, строим планы.

Все они, конечно, связаны с медико-социальным служением.

ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ОПТИНСКИЙ

Иеромонах лука Оптина пустынь. Схиигумен Серафим Оптина пустынь. Монах Елеазар Оптина пустынь. Оптина пустынь монастырь иеромонахи. Игумен монастыря Оптина пустынь. Игумения Виталия Феклина пустынь. Наместник монастыря Оптиной пустыни. Иеросхимонах Серафим Оптина пустынь.

Отец Серафим Оптина. Монах Никодим Оптина пустынь. Илиодор Гариянц Оптина пустынь. Иеродиакон Илиодор Оптина пустынь. Оптина пустынь отец Петр. Монах отец Антоний Оптина пустынь. Иеромонах Петр дикий Оптина пустынь.

Монах Антоний Оптина пустынь. Архидиакон Илиодор Оптина пустынь. Батюшка Силуан Оптина пустынь. Оптина пустынь игумен. Батюшка Илиодор Оптина. Илиодор Гариянц. Схимонах Евфимий Оптина пустынь.

Схиархимандрит Антоний Оптина пустынь. Отец Евфимий Оптина пустынь. Иеромонах Паисий Оптина пустынь. Оптина пустынь монастырь иеродиакон Илиодор. Отец Серафим Оптина пустынь. Схимонах Серафим Оптина пустынь. Иеросхимонах Серафим Тимофеев Оптина пустынь.

Отец ефимийо Птина пустынь. Схиархимандрит Захария Оптина пустынь. Схиархимандрит Захария Потапов. Захария Оптина Схиархимандрит пустынь 2019. Монахи Схимники Оптиной пустыни. Отец Панкратий Оптина пустынь.

Тогда старец сам пошел на утреню, несмотря на то, что по болезни ног вообще не мог стоять. После утрени он пришел в келью к тому брату и, встав на колени, стал просить пощадить его, немощного, и впредь самому посещать богослужение. От ран в его сапогах скопилась кровь, которая начала выливаться на пол. Инок был потрясён подвигом старца, который в такой болезни заботился о его спасении, и стал ревностно подвизаться. Жизнь в молитвах, трудах и смирении приносила плоды. Благодать, которую даровал Господь преподобному Антонию, была видна даже по необыкновенному выражению лица его после Литургии. Братия вспоминали, что от одного взгляда на старца в этот момент у некоторых происходил в душе нравственный переворот. Старец был строг к самому себе и снисходителен к окружающим, относился с любовью к немощным и грешным, умел утешить и успокоить страждущих. Часто вспоминал слова святого Исаака Сирина, что с людьми надо обходиться, как с больными, и успокаивать их больше, чем обличать; ибо это больше их расстраивает, нежели приносит им пользы. Так, однажды некто покаялся перед ним в некоторых своих согрешениях, а о других умолчал. Преподобный Антоний не стал обличать его, но, напротив, сказал каявшемуся, что он своим покаянием порадовал ангелов на небесах. И такими словами возбудил в этом человеке великое сокрушение и усердие к совершенному очищению совести. Старец вёл обширную переписку с духовными чадами, которая была опубликована в Оптиной Пустыни в 1868 году с предисловием: «Слово его как устное, так письменное, по свойству своему простое, мягкое, всегда было растворено духовною солью и отличалось особенной какой-то меткостью и своеобразной выразительностью и силой; и часто в простой или даже и шутливой форме содержало высокое назидание». Старайся, чадо, всегда быть простосердечным и искренним и не держи одно на сердце, а другое в «Я тот самый пастырь, которому препоручен ты.

Его духовные дарования привлекали к нему множество посетителей, желающих принять благословение и душеполезное назидание. Беседа о молитве за детей Однажды к преподобному Антонию Оптинскому пришёл со своим горем посетитель, единственного сына которого исключили из учебного заведения. По слову старца посетитель, который до этой встречи был не очень усерден к молитве и к Церкви, стал прибегать ко Господу и молиться о сыне. И что же? Через некоторое время обстоятельства неожиданно переменились, мальчик был снова принят в учебное заведение и благополучно окончил курс, к великому утешению отца, который во всю жизнь только это наставление и принял от отца Антония, но всегда с умилением о нём вспоминал и рассказывал, говоря, что одно это простое слово богомудрого старца доставило ему пользу на всю его жизнь. Читайте также.

Ежедневно он приобщался Святых Христовых Тайн и пребывал в непрестанной молитве. Во время всенощного бдения умирающий попросил, чтобы к нему пригласили настоятеля. Истинный послушник, он и в последний путь не хотел отправиться без настоятельского благословения. Исполняя волю умирающего, настоятель, отец Исаакий, благословил его и простился с ним уже навеки. Старец Антоний был похоронен в склепе Казанского собора рядом с братом. Советы и наставления Антония Оптинского Истинно горе тому человеку, кто не имеет смирения. Кто не умеет сам смириться, того впоследствии будут смирять люди; а кого не смирят люди, того смирит Бог. Душевное спокойствие приобретается от совершенной преданности воле Божией… А когда б вы были здоровы всегда, всем довольны и покойны и веселы, то, кто знает, может быть, тогда и вы, якоже и прочии человеки, уклонились бы в рассеянную жизнь и жили бы по вкусу нынешнего века. Но Бог, предвидя все, предохраняет нас, как Отец милосердный, от всего бесполезного и Ему неугодного. А посему не смущайтесь вы и не испытывайте, почему случается не то, что хочется, а то, чего никогда не хотелось; ибо Бог лучше знает, что для нас полезнее, — здоровье или нездоровье. А наш долг с детской покорностью все принимать от Отца Небесного… и говорить: «Отче наш, да будет воля Твоя! Так, христиане суть одушевленные образа Христовы, и кто из них кроток есть, смирен сердцем и послушлив, тот более всех похож на Христа. Ропота на Бога остерегаться нужно и бояться, как смерти, ибо Господь Бог по великому милосердию Своему все грехи наши долготерпеливо терпит, но ропота нашего не выносит милосердие Его. Обетов и правил на себя не накладывайте никаких без одобрения отца духовного, с советом которого один поклон принесет вам более пользы, нежели тысяча поклонов своечинных. Фарисей больше нашего и молился, и постился, но без смирения весь труд его был ничто, а посему ревнуйте наиболее мытареву смирению, которое обычно рождается от послушания и довлеет вам. Во всяком горе: и в болезни, и в скудости, и в тесноте, и в недоумении, и во всех неприятностях — лучше меньше думать и разговаривать с собою, а чаще с молитвою, хотя краткой, обращаться ко Христу Богу и к Пречистой Его Матери, через что и дух горького уныния отбежит, и сердце исполнится упования на Бога и радости. Кротость и смирение сердца — такие добродетели, без которых не только Царства Небесного не достигнуть, но ни счастливым быть на земле, ни душевного спокойствия ощущать в себе невозможно. Будем учиться мысленно себя за все укорять и осуждать, а не других, ибо чем смиреннее, тем прибыльнее; смиренных любит Бог и благодать Свою на них изливает. Читайте также: Икона Дмитрия Солунского: особенности изображения, о чём молятся великомученику Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась у тебя неприятность, ты скажи: «Стерплю это я для Иисуса Христа! Ибо имя Иисуса Христа сильно. При нем все неприятности утихают, бесы исчезают. Утихает и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее имя Его. Господи, даждь ми зрети моя согрешения; Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость. Глава четвертая «Душу спасти — не лапоть сплести» Лев Оптинский Преподобный иеросхимонах Леонид в схиме Лев , в миру Лев Данилович Наголкин 1768 — 11 24 октября 1841 …Настоятеля Оптиной пустыни игумена Моисея уже который год тревожили тяжелые думы. Дело всей его жизни — создание рядом с монастырскими стенами скита для монахов высокого духовного опыта — находилось под угрозой. А ведь еще в апреле 1829 года перспективы были более чем радужные. По его приглашению в родную обитель вернулся схимонах Лев с шестью учениками, чтобы заложить основы традиций оптинского старчества. Начало духовного пути Лев Данилович Наголкин родился в 1768 году в городе Карачеве Орловской губернии. В молодости служил приказчиком у богатого удачливого купца. По торговым делам объездил всю Россию, узнал людей всех сословий, приобрел богатый житейский опыт. По воспоминаниям современников, Лев Данилович обладал не только прекрасной памятью, любознательностью и сообразительностью, но и баснословной силой: мог поднимать мешки до двенадцати пудов. Сохранилось предание о том, как однажды на глухой лесной дороге на него напал волк. Наголкин ехал один, и голодный зверь, вскочив в сани, вырвал у него из ноги кусок мяса. Однако парень не растерялся: засунул волку в глотку кулак, другой рукой сдавил ему горло. Обессиленный зверь упал с воза, а будущий старец прихрамывал всю жизнь. Почти в тридцать лет, в 1797 году, Лев Данилович поступил послушником в Оптину пустынь под начало игумена Авраамия. Через два года он перешел в Белобережский Орловской губернии монастырь и в 1801 году принял постриг с именем Леонид. Настоятелем монастыря был игумен Василий, получивший опыт старчества на Афоне. Его личность и привлекла сюда Льва Даниловича, ныне отца Леонида. К концу года он был уже иеромонахом. В этот период его жизни произошла важная встреча, предопределившая его дальнейший путь. Он знакомится с учеником Паисия Величковского, старцем схимонахом Феодором. В 1804 году отец Леонид стал настоятелем Белобережской пустыни, а через четыре года оставил обитель и в поисках уединения и духовной сосредоточенности удалился с учениками Величковского, отцами Феодором и Клеопой, в лесную келью в двух верстах от пустыни. Тогда же отец Леонид принял келейное пострижение в схиму с именем Лев. Однако их безмолвие и уединение было недолгим. Молва о мудрых подвижниках привела к их келье множество народа, ищущего наставлений и советов. Тогда подвижники ушли и поселились в небольшом скиту Валаамского монастыря, где прожили шесть лет, превратив скит в центр духовной жизни Валаама. Их привечал местный юродивый, как никто другой, понимая, сколько пользы принесли старцы валаамским инокам, став их мудрыми духовными руководителями, подавая пример смирения. Но пустынножители продолжали мечтать об уединении. Здесь через пять лет отец Лев потерял своего наставника и стал задумываться об еще более уединенном месте жительства. В 1828 году вместе с учениками он перешел в Площанскую пустынь Орловской губернии, а на следующий год вернулся туда, откуда начинал свой духовный путь, — в Оптину пустынь. Отец Моисей не ошибся. Духовная школа отца Льва просуществовала чуть меньше века, подготовив яркую плеяду оптинских старцев, преемственно сменявших друг друга. В 1834 году в оптинский скит перевелся иеромонах Макарий с ним отец Лев познакомился в Площанской пустыни , чтобы стать незаменимым помощником старцу. В монашеской среде сложилась поговорка: «Хочешь опыта — иди в Оптину». Высокая духовность старчества подразумевает прозорливость. Вникая во все происходящее в Оптиной обители, старец советовал, наставлял и благословлял, и очень скоро все важные дела пустыни не начинались без благословения отца Льва. Прослышав о мудрости отца Льва, стали приходить в скит и миряне со своими горестями, тревогами, душевной смутой и житейскими неурядицами. Старец Лев видел людей насквозь, все их душевные тайны и пороки, но по-отечески любил. Он никому не отказывал в совете, но «мудрость свою он прикрывал крайней простотой слова и простотой обращения и часто растворял наставления свои шутливостью». Так он утешал крестьянина, у которого украли колеса с повозки: «Оставь, Семенушка, не гонись за своими колесами, — это Бог тебя наказал, ты и понеси Божие наказание и тогда малой скорбью избавишься от больших. А если не захочешь потерпеть этого малого искушения, то больше будешь наказан». Дошедшие до наших дней свидетельства о прозорливости и пророчествах отца Льва касаются, прежде всего, дел сугубо личных и житейских. А что, собственно, запоминается лучше? Тем более что отцу Льву не были чужды эффектные артистические приемы, он знал, как произвести на человека впечатление. Сохранилась история про барина, живущего недалеко от Оптиной. Этот барин хвастался, что как только взглянет на отца Льва, так насквозь его и увидит. И вот как-то он приехал к старцу, наверное, исполнить давно обещанное. На беду в тот день у отца Льва было много народа. Однако этого барина старец в толпе углядел, а, углядев, приставил левую руку козырьком ко лбу, как бы загораживая глаза от солнца, и сказал: — Эка остолопина идет!

Умер насельник Оптиной пустыни иеродиакон Илиодор

Кадр 1 из видео Духовная Беседа В Оптиной Пустыни От 22 Января 2023 Г. С Епископом Иосифом (Королевым). Вникая во все происходящее в Оптиной обители, старец советовал, наставлял и благословлял, и очень скоро все важные дела пустыни не начинались без благословения отца Льва. Я помню, как по разоренной Оптиной пустыни ходил полковник-артиллерист и объяснял своей семье, что артиллерия вряд ли могла нанести такие разрушения, скорее всего немецкая авиация работала.

Богослужение | Трансляция Подворья Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге | 26.04.2024 г.

Чином священства почтенных теперь у нас в скиту собралось пять человек, но все они престарелы и многонемощны, почему и тяготу служения за всех несу один». Однажды во время всенощного бдения его ноги так кровоточили, что новые кожаные сапоги насквозь промокли От многих трудов, от многочасовых молитвенных подвигов старец приобрёл тяжёлую болезнь — ноги от колен были покрыты ранами, когда раны вскрывались, текла кровь. Братия вспоминали, что многие, видя всегда светлое лицо отца Антония и слыша его оживленную беседу, не понимали, какой страдалец перед ними. Однажды во время всенощного бдения обе его ноги так кровоточили, что новые кожаные сапоги насквозь промокли, будто старец по колено стоял в воде. Болезнь продолжалась около 30 лет, до самой кончины преподобного. Ежедневно днём и ночью отец Антоний испытывал невыразимую боль в ногах, даже посмотреть на них нельзя было без содрогания: больные ноги были тверды как дерево и скорее походили на прямые круглые брёвна шириной в диаметре до пяти вершков, темно-красного цвета, постоянно рделись. Из ран глубиной до самой кости сочилась всегда сукровица. Медицинские средства почти не помогали, а часто наносили ещё больший вред и усиливали болезнь.

Старец ещё и шутил по поводу своих болезней. Известна история с одним иноком, привыкшим просыпать утреню. Преподобный Антоний убеждал его исправиться, но тот ссылался на нездоровье. Тогда старец сам пошел на утреню, несмотря на то, что по болезни ног вообще не мог стоять. После утрени он пришел в келью к тому брату и, встав на колени, стал просить пощадить его, немощного, и впредь самому посещать богослужение. От ран в его сапогах скопилась кровь, которая начала выливаться на пол. Инок был потрясён подвигом старца, который в такой болезни заботился о его спасении, и стал ревностно подвизаться.

Ru Жизнь в молитвах, трудах и смирении приносила плоды. Благодать, которую даровал Господь преподобному Антонию, была видна даже по необыкновенному выражению лица его после Литургии. Братия вспоминали, что от одного взгляда на старца в этот момент у некоторых происходил в душе нравственный переворот.

Удивительно, что три сына не продолжают род, а идут по монашеской стезе. В семье родители находят такое утешение. С одной стороны, может показаться, что это горе — у них не будет внуков, продолжения рода. С другой стороны, они обретают молитвенников перед их семьей, другими семьями у Бога. Самое главное — три брата становятся потом известными по всей Российской империи людьми, к которым обращаются за духовными советами, за помощью, считая их молитвенниками. Их имена вписаны в надгробную плиту отца. Когда его хоронили, написали: «От трех игуменов монастырей, твоих сыновей». Перечисляются их имена. Вот такая удивительная история их семьи до принятия монашеского пострига. Это напоминает историю преподобного Сергия Радонежского, который вдохновился подвигом старшего брата. Есть и другие такие примеры — их очень много. Преподобный Антоний тоже вдохновился примером своего старшего брата, игумена Моисея, который какое-то время жил в затворе в лесной чаще, ни с кем не контактировал, нигде не появлялся, жил молитвенной, уединенной жизнью. Как говорится, «брат за брата»; он пошел по его стопам и тоже был прославлен, как один из самых выдающихся святых Оптиной пустыни и всей Русской Православной Церкви. Семья Путиловых, как известно, была очень религиозной, не так ли? И мать тоже очень много времени уделяла приходу и, естественно, детям, сыновьям, которые приняли монашеский постриг. Всегда соприкасалась с ними в богослужениях, общих молитвенных правилах. Конечно, они общались благодаря письмам, которые друг другу писали, и просили молитвы, какой-то духовной помощи — естественно, преемственность сохранялась. Как это в дальнейшем повлияло на его судьбу? Мы знаем из жизни многих канонизированных Церковью святых, что 1812 год они провели в рядах армии, защищали нашу страну от Наполеона и «двунадесяти язык», как говорилось тогда.

Сенинцы давно позабыли те времена, когда их богобоязненные прадеды выстроили здесь, на месте старинной деревянной церкви 1686 года, огромный трехпридельный собор с бутовым фундаментом и шестидесятиметровой колокольней. Вскоре Сенино прославилось своими криминальными подвигами на всю округу. Постепенно колхоз разорился, приказал долго жить, и только остатки сгоревшего клуба, нерабочие зерносклады и разломанная баня напоминали о том, что когда-то здесь мечтали построить светлое коммунистическое будущее без Бога. По вечерам все эти постройки использовались окрестными алкоголиками и наркоманами для «культурных» мероприятий, которые часто заканчивались трагически. За послушание мы каждый вечер начали ходить крестным ходом вокруг церкви. Идите сначала молитесь! Пока мы пели тропарь, они парили под куполом, а потом выпорхнули в пустые оконные проемы. И больше мы такого чуда не видели. Видели, конечно, голубей, но они были сизые, пестрые, серые, а вот белых больше не встречали. И мы в первый же наш крестный ход почувствовали такую радость, такое блаженство, что и сами не понимали, отчего радуемся, ведь внешне наша жизнь была совершенно неустроенной. А это была радость послушания. Казалось, Сам Господь и Пресвятая Богородица обнимают нас за одни наши намерения поселиться здесь, молиться и возрождать старинный храм. Так выглядит Успенский храм сейчас Письма от дедушки Так мы и стали жить в Сенино с 2005 года: ходили крестным ходом, молились. Пытались вразумить местную молодежь, которая любила пьянствовать в заброшенных постройках рядом с храмом. Было страшно. До сих пор рядом с монастырем живет один дедушка, который раньше любил писать нам угрожающие письма. Они начинались со слов: «Вам осталось жить месяц», «Вам осталось жить неделю», «Вам осталось жить три дня». Так что по этим письмам можно было вести отсчет нашего пребывания в здешних краях. Женская община в честь святой мученицы Феклы Постепенно к нам стали присоединяться другие сестры. Отец Антоний, будучи оптинским духовником, видел, у кого из приехавших в Оптину паломниц имелось расположение к монашеской жизни, и рассказывал им о нашей общине. Кто-то пропускал это мимо ушей, желая монашества в уже благоустроенном монастыре, кто-то, приехав и погостив немного, уезжал, а кто-то оставался с нами. Начались труды по восстановлению храма, окормлялись мы все у нашего духовного отца. С годами стала расти женская община, которую мы назвали, по благословению духовника, в честь святой равноапостольной первомученицы Феклы. Она имела дар духовного рассуждения, дар проповеди, была старицей и окормляла женскую общину, к ней ехали издалека за духовным советом. Святая своими молитвами умоляла Господа прекратить голод, мор, засуху, изгоняла бесов, исцеляла больных, избавляла от опасностей, примиряла супругов, утешала скорбящих.

Девятого января на фоне развившегося сахарного диабета ему ампутировали ногу, а 20 января он впал в кому. Будем вместе молиться об упокоении отца Венедикта, ведь соборная молитва помогает как в земной жизни, так и на пути к Богу, к жизни вечной, к вечной радости! И сегодня все православные, искренне верящие в Господа, знают, что нет повода к унынию и что наша Святая Церковь воспринимает земную жизнь как приуготовление к вечной. На время его управления обителью пришлись годы восстановления прославленного монастыря, который государство, тогда еще Советский Союз, вернуло Русской Православной Церкви в 1987 году. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что архимандрит Венедикт сделал многое «для восстановления былого благолепия» Оптиной пустыни, «уделяя особое внимание сохранению преемственности иноческих традиций, просвещению и нравственному воспитанию наших современников». Все свои силы, духовный опыт, знания и таланты отец-наместник отдавал Церкви и народу Божию. Люди относились к нему с искренней любовью и почтением. Имя архимандрита Венедикта, наместника, строителя, духовника, будет вписано не только в летопись монастыря, но и в историю монашества в России. Свято-Введенская Оптина пустынь потеряла любимого пастыря, насельники и монашествующие, клир и паства скорбят о почившем отце-наместнике. Вера и молитва - дар, который все мы можем принести к Алтарю Господа Славы об упокоении новопреставленного архимандрита Венедикта. Царство Небесное новопреставленному архимандриту Венедикту! Вечная память! Братия Спасо Преображенского Валаамского ставропигионального монастыря.

Старцы Оптиной Пустыни

А в августе 1856 года в Оптину к Моисею и Антонию приехал еще и игумен Исаия, их родной брат, настоятель Саровской пустыни. Я в Оптиной пустыни был всего один раз. В это время отец Антоний видел во сне покойного архимандрита Моисея, который укреплял его для перенесения предсмертных страданий.

Плоды смирения

Духовная беседа в Оптиной пустыни. Нил Парнас Скачать Духовная беседа от 14 января 2024 г. Скачать Духовная беседа в Оптиной пустыни от 2 января 2024 г. Скачать 16 февраля, Пятница.

Евангелие дня 2024 с толкованием.

Было страшно. До сих пор рядом с монастырем живет один дедушка, который раньше любил писать нам угрожающие письма.

Они начинались со слов: «Вам осталось жить месяц», «Вам осталось жить неделю», «Вам осталось жить три дня». Так что по этим письмам можно было вести отсчет нашего пребывания в здешних краях. Женская община в честь святой мученицы Феклы Постепенно к нам стали присоединяться другие сестры.

Отец Антоний, будучи оптинским духовником, видел, у кого из приехавших в Оптину паломниц имелось расположение к монашеской жизни, и рассказывал им о нашей общине. Кто-то пропускал это мимо ушей, желая монашества в уже благоустроенном монастыре, кто-то, приехав и погостив немного, уезжал, а кто-то оставался с нами. Начались труды по восстановлению храма, окормлялись мы все у нашего духовного отца.

С годами стала расти женская община, которую мы назвали, по благословению духовника, в честь святой равноапостольной первомученицы Феклы. Она имела дар духовного рассуждения, дар проповеди, была старицей и окормляла женскую общину, к ней ехали издалека за духовным советом. Святая своими молитвами умоляла Господа прекратить голод, мор, засуху, изгоняла бесов, исцеляла больных, избавляла от опасностей, примиряла супругов, утешала скорбящих.

У нее также просили молитв об укреплении в вере и о неверующих родственниках, потому что сама она имела пламенную веру. Мучители думали, что ее одежда заколдована, поскольку даже дикие звери не смогли причинить ей зла. Фекла первая из жен прославлена как мученица.

Многие святые жены, такие, как великомученицы Варвара, Параскева и другие, когда терпели мучения, обращались за молитвенной помощью к святой Фекле. Во всех святых прошениях она поминается первой из святых жен, при пострижении женщин в монашество тоже призываются ее молитвы. Рабочий, который взялся помогать нам в строительных работах, оказался, мягко говоря, странным: напившись, стал бегать с топором, угрожая нас убить.

Мы очень сильно испугались, пытались дозвониться до нашего духовника, но не смогли. Мы начали унывать: забыл о нас батюшка! Что там у вас случилось?

Наш батюшка всегда духом с нами. Мы всегда чувствуем его молитвы Отец Антоний всегда чувствовал духом, что у нас происходит. Вообще, нужно сказать, что наш батюшка всегда духом с нами.

Мы всегда чувствовали и сейчас чувствуем его молитвы. Даже когда он, оптинский насельник, не мог к нам приехать, он все равно духом был с нами.

И сейчас под их покровом и их молитвами возрастает и укрепляется монастырь, почти разрушенный за времена лихолетья, свидетельствуя о силе Господа, всё устрояющей во благо и ко спасению человека. Празднование Собору всех святых, в Оптиной пустыни просиявших, было внесено в месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Кирилла от 31 января 2018 года. В 2020 году к празднику в монастыре Оптина пустынь была по этому случаю специально написана новая икона — Собор святых, подвизавшихся в Оптиной пустыни.

Тогда образ был впервые вынесен для поклонения верующим на Всенощном бдении накануне праздника.

Один частый посетитель Оптиной рассказывал, что как-то впал в большое уныние — и вдруг получает письмо от старца Антония, где тот утешает его и советует почитать житие одного святого. Когда же он нашёл это житие, обстоятельства, описанные там, в точности совпадали с теми, из-за которых он не находил себе места К добровольным трудам и монашеским подвигам преподобного Антония вскоре присоединился и крест тяжёлой длительной болезни. В декабре 1839 года он был неожиданно назначен игуменом в малоярославецкий Черноостровский монастырь. Пребывая по монастырским делам в столице, отец Антоний удостаивался архипастырского благословения и внимания митрополита Филарета. Видя раз за разом ухудшающееся здоровье малоярославецкого настоятеля, святитель ходатайствовал об его увольнении на покой. И преподобный Антоний возвратился в любезную его сердцу Оптину пустынь. В строгом подвиге он стал проводить своё новое жительство, отчего усилилась болезнь в ногах до крайности — они до колен были покрыты ранами и порой сильно истекали кровью.

Теневые игры в Оптиной пустыни

Отец Антоний Оптина пустынь ПРОЗОРЛИВЫЙ. Отец Антоний неоднократно просил уволить его на покой, но лишь в 1853 году, по ходатайству святителя Филарета, эта просьба была выполнена, и преподобный Антоний вернулся в скит Оптиной пустыни, где прожил еще двенадцать лет. Исполняя волю боголюбивого архипастыря – епископа Калужского Филарета, Моисей и Антоний в 1821 г. отправились в Оптину пустынь для создания в обители нового скита. Фото » Разное» Отец антоний оптина пустынь фото.

Преподобный Антоний Оптинский

Говорят, что схиархимандрит Илий из Оптиной пустыни — чуть ли не последний настоящий старец в России. Скачать Отец Антоний Оптина Пустынь: изображения в разных форматах #1922052 фото Скачать. Количество страниц. 416 шт. Оптина пустынь. В июне 1821 года переселился в скит Оптиной пустыни, в устройстве которого принимал деятельное участие. Духовник Святейшего Патриарха Московского всея Руси Кирилла схиархимандрит Илий (Ноздрин) совершил Всенощное бдение в Веденском ставропигиальном мужском монастыре Оптина Пустынь. Мы стали собираться и вот тут случилось неожиданное – отец Антоний сказал Максиму, что есть благословение ему остаться в Оптиной.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий