Постатейный рост: что мешает стабильному развитию российской науки Ситуация с научными исследованиями в России улучшается, но качество государственного регулирования по-прежнему препятствует практическому внедрению достижений ученых.
Популярное сегодня
- Что произошло в российской науке в 2023 году: топ-10 событий
- Главные новости
- Чего достигла наука России в 2023 году: магасайенс, квантовые нейросети и многое другое
- Наука — территория — развитие - Парламентская газета
- Наука России ушла на экспорт: число докторантов за 12 лет сократилось в 5 раз
- Построены самые мощные в мире лазеры
Новости науки и образования
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.
Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Принимать меры необходимо срочно. Россия в последние годы испытывает серьёзный дефицит в грамотных учёных. По относительному числу исследователей, обычно считают одного исследователя на 10 тысяч населения, мы находимся на 27 месте в мире», - отметил президент РАН Александр Сергеев. И поэтому огромную роль в формировании научного потенциала страны сегодня играют кванториумы — площадки, на которых дети развиваются в различных направлениях науки. Такие есть во многих российских регионах. Валентина Матвиенко уверена - важно не бросать одаренную молодежь на полпути, а помочь раскрыть ее талант, создать эффективную систему «научного лифта», которая поможет молодым сделать успешную карьеру.
Подробности о Научной премии Сбера 2024 читайте здесь.
10 главных достижений российской науки за 2022 год
Совместно с Российской академией наук Ростех ведет разработки инновационных продуктов и реализует амбициозные научные проекты. «В целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны, учитывая результаты, достигнутые в ходе проведения в 2021 году в РФ Года науки и технологий, постановляю объявить 2022-2031 годы в РФ Десятилетием науки и технологий». Мы хотим напомнить вам, на какие открытия российской науки обратила внимание редакция Hi-Tech в 2023 году. Главная Наша деятельность Новости Председатель совета молодых учёных при Президенте Никита Марченков: Развитие российской науки остановить невозможно. негосударственный институт развития, миссией которого является содействие росту национального человеческого капитала России путем формирования благоприятных условий для создания новых технологий и продуктов. На развитие туризма в РФ потратят 400 млрд рублей до 2030 года.
Читайте также:
- «Революционные изменения»: глава РАН дал прогноз по развитию науки и нейросетей // Новости НТВ
- Росстат — Наука, инновации и технологии
- Наука, инновации и технологии
- Главное сегодня
- Чего достигла наука России в 2023 году: магасайенс, квантовые нейросети и многое другое
В России появляются новые центры научной силы
новостей науки России и мира, научным практикам и экспертное мнение на ключевые темы научной повестки. «Новости Науки» — главные новости науки, техники и технологий сегодня в Мире сегодня на страницах новостного сайта Большой вклад в развитие русской науки сделал академик Михаил Ломоносов, авторству которого принадлежит закон сохранения массы. В конкурсе от российского союза молодых учёных на лучшую научную работу молодых учёных вузов и научных учреждений Республики Башкортостан в номинации «Биологические науки. Главные новости и события мира науки. Читайте последние новости науки на сайте РТ на русском.
Будущее российской науки обсуждают на Всероссийском съезде в Нижнем Новгороде
Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Денис Секиринский напомнил, что грантовый конкурс проводится в рамках объявленного Президентом Российской Федерации Десятилетия науки и технологий. Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Денис Секиринский напомнил, что грантовый конкурс проводится в рамках объявленного Президентом Российской Федерации Десятилетия науки и технологий. Мы пишем интересные свежие новости России, мира и Большого Урала. Российская наука. На сайте в рубрике «Наука и техника» всегда свежие новости за день и неделю. В Московском физико-техническом институте (МФТИ) и Университете науки и технологий МИСиС впервые в России создали четырехкубитный квантовый вычислитель.
Новости по теме: российская наука
Доля не интересующихся темой достижений в науке и технике сместилась в сторону интересующихся на 10 п. На интерес к научным достижениям влияет уровень образования. Вероятно, в годы пандемии коронавируса из-за незащищенности перед вирусом доверие россиян современной мировой науке снизилось, а завершение пандемии восстанавливает авторитет современной мировой науки. Мнения россиян о темпах развития российской науки в сравнении с мировой наукой разделились. Доля негативных суждений стабильна.
Охрана труда Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz. Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.
Гранты получат 200 научных организаций На обновление приборной базы научных организаций в этом году правительство выделит 15,5 млрд рублей. Одно из главных условий получения гранта — закупка оборудования российского производства. Новые химические элементы Из Объединенного института ядерных исследований в подмосковной Дубне может прийти еще одна новость. В скором времени здесь, вероятно, откроют новый элемент периодической таблицы.
Улучшить работу информационной безопасности можно с помощью искусственного интеллекта, который за короткое время способен анализировать большое количество данных. Разработка обеспечит укрепление информационного суверенитета России.
День российской науки: какой вклад молодые ученые «Сириуса» вносят в развитие науки
- Национальный проект «Наука и университеты»
- Технологический суверенитет: в каких областях российской науки ждать прорыва
- В феврале: создали рентгенооптическое устройство для микро- и нанофокусировки
- Как развивается российская наука — академик РАН | Новости России
- Наука: фундамент отечественной промышленности
Наука в России: какие важные открытия произошли в последние 20 лет
В свой трехвековой юбилей РАН — опора мировой школы знаний, перед которой стоят серьезные вызовы. Нужно стремиться в буквальном смысле перешагнуть на следующий технологический рубеж", — подчеркнул Владимир Путин. В России появляются новые центры научной силы Фундаментальная наука — прочный каркас науки прикладной, на которой строится новая промышленность России. Эта плата станет нервной системой нового российского робота. Его уже создают в подмосковных цехах. Летом ему найдется работа в полях, зимой — на уборке снега. Все это благодаря возвращению суверенной науки. За шесть лет расходы федерального бюджета на исследования и открытия выросли на две трети.
В половине лабораторий страны — самое современное оборудование. Появляются новые центры научной силы. В квартале от легендарной высотки МГУ вырос "Ломоносов" из стекла и металла. Монолит кластера — связующее звено между фундаментальной и прикладной наукой. При этом уже не просто символическое. В "Ломоносове" — около 70 резидентов воплощают самые смелые идеи в жизнь.
Теперь законопроект рассмотрит Совет Федерации. Еще до принятия главного финансового документа страны Общественная палата выступила против сокращения федеральных расходов на некоторые статьи бюджета, в том числе и на научные исследования, а они сократились вдвое. Били тревогу по этому поводу и «Новые Известия», перечислив в своем материале, какие жизненно важные исследования теперь ученым придется свернуть из-за недостатка финансирования. Бюджет на научные исследования постоянно сокращается Эксперты указывали на то, что в условиях санкций российская наука оказалась отрезана от мировой — доступа к новым технологиям нет. Стало быть, ученым надеяться не на кого, кроме как на государство — значит, сокращать расходы нельзя. Тем не менее, запланированные в бюджете расходы вряд ли поспособствуют неоднократно провозглашенной национальной цели — обеспечить к 2030 году присутствие России в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок. Анализ динамики бюджетных ассигнований федерального бюджета на научные исследования по видам работ, который провели эксперты канала «Незыгарь», показывает, что при фактическом сохранении финансирования фундаментальных исследований на прежнем уровне, финансирование прикладных научных исследований последовательно сокращается. В результате может снизиться эффективность проводимых НИОКР в целом, за счет возникновения разрыва между появлением теоретических знаний и возможностью их применения. Конечно, даже достижение поставленной цели по сохранению статуса РФ в десятке ведущих стран может не иметь значения с точки зрения развития научно-технологической базы для развития экономики. За счет изначально больших по объему внутренних затратах на НИОКР и более быстрых темпов роста, страны-лидеры смогут осуществить переход на новый технологический уклад, активно внедряя технологии, остающиеся недоступными для России.
Версия 5. Информация Российское информационное агентство «Новый День» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ. Екатеринбург, ул.
Вопрос-то не в том, что лучше выбрать: вуз или колледж. Речь о том, что вместе эти уровни образования существенно повышают карьерные перспективы. Только через многоуровневое профессиональное образование можно стать действительно хорошим специалистом. Пора начинать смотреть в эту сторону: перестать конкурировать, начинать создавать коллаборации с вузами, работать вместе». Здесь можно подискутировать. Во-вторых, те, кто поступают в вузы, выбирают чаще всего заочную форму обучения, которая, согласитесь, для университета сегодня второстепенна. Наконец, еще один серьезный фактор. Мой личный преподавательский опыт свидетельствует о том, что большинство выпускников колледжей имеют достаточно слабую общую подготовку по школьным дисциплинам. Сейчас ситуация в этом плане станет ещё более сложной, так как запущен проект "Профессионалитет", предполагающий ускоренную подготовку специалистов в системе СПО. Вероятно, более всего пострадают как раз именно школьные дисциплины. Кстати, в вышеупомянутом интервью на вопрос по этому поводу Н. Золотарева ответила так: «Что касается сокращения часов на какие-то дисциплины, то не надо забывать, что общеобразовательная подготовка в колледжах сохранена. Оптимизация идет за счет исключения неактуальных предметов или дублирующих модулей и за счет применения технологий, которые позволяют повысить интенсивность учебного процесса. Да, формально то, что в школе изучают два года, в техникуме осваивают за год. Но общеобразовательные элементы присутствуют и в общепрофессиональных дисциплинах». Таким образом, речь идет о том, что большинству выпускников колледжей в университете с серьезными требованиями к уровню фундаментальной подготовки учиться будет сложно. Возвращаюсь к вопросу, который вынесен в заголовок: на мой взгляд, сегодня речь все-таки идет о конкуренции за будущего абитуриента. Отдельные примеры удачной коллаборации вузов и организаций СПО являются скорее исключением, чем правилом. Минобрнауки поступательно формирует нормативно-правовую базу для полноценного вхождения организаций, ППС, студентов и слушателей, сотрудников административных служб вузов и НИИ в российские процессы. Одна из задач — составление списков эквивалентов по должностям, направлениям и уровням подготовки и т. В условиях боевых действий и нежелании украинской стороны обеспечивать гуманитарные нормы поведения в вооруженных конфликтах, постоянно встает вопрос о невозможности получения нужных документов. Президент РФ Владимир Путин не раз подчеркивал: нужно говорить с людьми, входить в их ситуации, а не прятаться за бюрократическими отговорками. В частности, Минобрнауки разработало механизм проведения государственной итоговой аттестации — то есть государственных экзаменов и опционально защиты дипломов. Это можно будет сделать бесплатно в любом из университетов. Если у студента нет подтверждения освоения образовательной программы судя по всему, тут подойдет даже зачетка , — университет будет устанавливать соответствие через различные процедуры. По итогам успешной сдачи ГИА будет выдан диплом о высшем образовании. Проблема с ГИА касается двух очень разных категорий студентов. Все они в 2022-м году должны были бы завершать свои образовательные программы. Затем — после вхождения в состав России — была проведена демобилизация, а теперь постепенно урегулируются вопросы, связанные с прохождением итоговой аттестации. С другой стороны, студенты Запорожской и Херсонской областей избежали мобилизации, но это не отменяет аналогичных проблем по формальному завершению освоения образовательных программ. Есть основания полагать, что на базе нескольких вузов как в новых регионах, так и в ЮФО будут открыты центры ГИА, чтобы обеспечить системную работу по проведению аттестации и выдаче дипломов. Для студентов из ДНР и ЛНР, которые были мобилизованы, а затем смогли вернуться к учебе, были анонсированы значительные льготы. Одна из основных — возможность перехода с платного на бесплатное обучение. Много высоких чинов включая и президента подчеркивали, что такое право обязательно будет дано. Однако финансово-бюрократические реалии в итоге оказываются совсем иными. Минобрнауки утвердило порядок перехода — он возможен лишь при наличии свободных бюджетных мест в образовательной организации. С точки зрения равноправия — вопросов нет, новые регионы ничем не отличаются от всех остальных субъектов федерации. Если же говорить по совести — то Минфину стоит изыскать средства не столь и большие для того, чтобы каждый студент из ЛНР и ДНР смог перейти на бюджет. Появление ChatGPT породило широкий круг дискуссий об изменении в образовании. ИТ-технологии далеко не первый раз порождают изменения в образовании. Предыдущий цикл изменений был вызван появлением открытых поисковых систем Google, Яндекс и др. Тем не менее, эта информация была не структурирована сплошной поток , учитель требовался для упорядочивания и анализа. Изменения, связанные с появлением открытых поисковых систем, до сих пор полностью в образовательный процесс не внедрены. В этом контексте ChatGPT приводит лишь к одному: ранее бессистемная информация из поисковиков теперь оказывается систематизированной по определённому протоколу. Но это, казалось незначительное изменение, окажет сильнейшее влияние на образовательный процесс, лишив "знающих" монополии на структурирование информации. Что мы должны делать в связи с этим в университетах? Критическое и оригинальное мышление — главное, что должен давать университет. Мышление и раньше было во главе угла любого настоящего университета, теперь его значение вырастет ещё сильнее. Образованный человек тот, кто способен создать нечто оригинальное, отличное от возможностей ИИ. Другой аспект "критического" мышления — понимание того, что ответ машины зависит, как от вопроса, так и от технологии её создания. Машина не может отличить ложь от правды, а значит, будучи обученной на неверных фактах, машина будет эти факты выдавать как истинные. Широта кругозора — необходимый элемент для работы с машиной. А значит, роль "гуманитарной" компоненты для инженера и "инженерной" компоненты для гуманитариев только растёт. Непрофильный блок не требуется понимать как профильный, но требуется узнать все необходимые факты для того, чтобы правильно интерпретировать то, что говорит машина. Практические занятия в реальном мире должны стать основной формой обучения в университете с первых дней пребывания в нём. Практические навыки невозможно получить с помощью машины. А значит, университет должен всегда ориентировать только на практико-ориентированное обучение. Это не значит, что физики-теоретики как и любые другие теоретики не нужны, просто не нужно путать работу учёного-теоретика с изучением теории физики без практического её применения. Принципам и этике "почему" и "зачем" я это делаю в университетах будет уделяться значительное время. Важно не просто что-то делать, а осознавать, что ты делаешь. Не стоит ждать от университетов тектонических изменений уже завтра. Консервативность университетов — залог их тысячелетней истории. Однако следует понимать, что вектор движения уже задан. В топ-100 мировых университетов будущего будут только те университеты, в которых получается готовить студентов индивидуально, формируя единую этику и принципы, а также широту кругозора и уникальное критическое и творческое мышление. В университете ты переписываешь советские учебники, а на стажировках перебираешь бумаги. Дипломированные специалисты сталкиваются с проблемой "без опыта не берем". Но где же этот опыт взять, если большинство преподавателей никогда не работали вне стен учебного заведения? Зарубежное образование построено по другому принципу, но редкие положительные примеры есть и у нас. Недавно вышло интервью с ректором Заполярного государственного университета Евгением Голубевым. ЗГУ — довольно небольшой технический вуз, но с крепким студенческим сообществом и преподавателями-практиками. Университет базируется в Норильске, поэтому студенты проходят практику на предприятиях и в исследовательских департаментах металлургического гиганта "Норникель". В интервью ректор ЗГУ рассказывает о профессиях будущего, атмосфере учебы в одном из самых северных вузов и практике на базе реального производства. Это показал мониторинг, проведенный Минтруда РФ. А улучшить схему трудоустройства должен новый сервис "Стажировки и практики", который с сентября заработает на портале "Работа России". По словам главы Минтруда Антона Котякова, «сервис поможет "вести" наиболее перспективных молодых людей — от первого курса до выпуска» и позволит работодателям делать предварительный отбор и высылать приглашения на стажировки и практики соискателям со всей страны без подписания отдельных соглашений с учебным заведением. Возможно, новый сервис поможет компенсировать сокращение программ стажировок российскими компаниями. Но системы электронного документооборота тоже применяются сравнительно редко — менее чем в половине организаций. Согласно законодательству, электронное и дистанционное обучение — не одно и то же. Электронное обучение может проходить в разных форматах, в рамках которых используют интернет и цифровые технологии. То есть это может быть и то обучение, которое полностью проходит в цифровой среде, и то, что организовано в обычной аудитории, но с применением каких-либо цифровых инструментов. А дистанционные образовательные технологии реализуют только при удалённом взаимодействии преподавателей и учащихся с использованием информационно-телекоммуникационных сетей то есть ключевой момент — дистанционное взаимодействие педагога и ученика. Законодательство определяет разницу между этими понятиями не вполне чётко — ранее мы писали об этом более подробно. В вузах электронное обучение встречается ещё чаще. Дистанционные технологии распространяются гораздо стремительнее. В системе СПО произошёл ещё более заметный скачок. Авторы сборника проанализировали, как изменились доли студентов колледжей и вузов, обладающих разными цифровыми навыками. Уровень владения разного рода программами почти не изменился по сравнению с 2019 годом. Ожидаемо, учащиеся в городской местности несколько опережают в умениях тех, кто живёт в сёлах. А студенты вузов владеют ими лучше, чем учащиеся учреждений системы СПО. Чаще всего студенты умеют пользоваться текстовыми редакторами, а реже всего — самостоятельно писать программное обеспечение. Но при этом даже владением такими базовыми умениями, как использование текстовых редакторов, или созданием электронных таблиц, могут похвастаться далеко не все. Что касается цифровых коммуникационных навыков, то, по данным на 2021 год, они развиты у учащихся несколько лучше, чем умения пользоваться разными видами софта. Причём с 2019 года практически все показатели в этой сфере выросли. А вот искать информацию, необходимую для учёбы, студенты умеют плохо. Эксперты в области информационных технологий, преподаватели и представители власти и бизнеса обсудили вектор развития высшей школы и научной деятельности при помощи новых возможностей, в том числе блокчейна, искусственного интеллекта и дистанционных коммуникаций. Также участники дискуссии затронули и тему внедрения индивидуальных образовательных траекторий в российские университеты. Заместитель генерального директора компании-разработчика платформы управления индивидуальными образовательными траекториями Modeus Ирина Гордина рассказала, что реализация данного направления зафиксирована в задачах государства по реформированию научно-образовательной системы к 2030 году. В декабре 2021 Правительство РФ утвердило Стратегию цифровой трансформации науки и высшего образования. Согласно этому программному документу к 2024 году не менее половины государственных вузов должны развивать ИОТ, а к 2030 году на модель индивидуального образования студентов должны перейти уже все университеты. Развитие науки 14 марта ТК «Научно-образовательная политика» пишет об опыте научного наставничества на примере Калининграда. В этом году в российских вузах запускается программа научного наставничества. Им предстоит, опираясь на традиции отечественной педагогики и передовые технологии, формировать суверенную систему образования. Благодаря этому, мы получим единый трек профессионального роста молодого ученого — от абитуриента до доктора наук, — а также обеспечим поддержку преемственности между поколениями исследователей» — заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Балтийский федеральный университет стал одним из шести российских университетов, где будет запушена пилотная программа научного наставничества. Инициатива реализуется в рамках Года педагога и наставника, объявленного президентом страны. Александр Федоров, ректор БФУ им. Канта: «Современное научное наставничество — это система мер и институтов, направленная на развитие преемственности между поколениями исследователей, на широкое вовлечение обучающихся в научную деятельность. Для формирования трека молодого ученого в БФУ им.
Наука — территория — развитие
Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz. Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
В частности, это коснулось института геологии и природопользования в Благовещенске. Президент РАН Геннадий Красников подтвердил, что классификация институтов тормозит развитие российской науки, и заверил, что работа по ее отмене сейчас ведется с Правительством РФ.
Следуя за потребностями человека будущего, новые бизнесы формируют технологическую основу суверенитета государств в долгосрочной перспективе. Как настроить взаимодействие ученых и управленцев для быстрого превращения результатов исследований в работающие бизнесы? Какие наукоемкие сферы сегодня наиболее восприимчивы к инвестициям и способны в среднесрочной перспективе обеспечить возврат средств для инвестора?
Не боятся перепадов температур, засухи, голода и даже антисептиков. Универсальные солдаты на службе российской науки. С опорой на традиции — к достижению национальных целей.
Президент именно этому посвящает заседание Совета по науке и образованию на этой неделе. Для развития страны, для повышения качества жизни граждан нам необходимо обеспечить себя собственными технологиями, ключевыми компонентами, материалами и средствами производства", — подчеркнул глава государства. Хороший миллиметровый образец, который уже стал прорывом в мировой промышленности. Больше половины используемых в ней светодиодов — белые. Чтобы придать им другой цвет, приходится использовать краску. Но чем больше светодиод, тем быстрее он нагревается. Краска начинает плавиться, и яркость снижается. Дальневосточные ученые предложили использовать композитную керамику, которая при тех же процессах не теряет своих свойств. Это открытие позволит создать, например, сверхъяркие фары для авто и самолетов. В чем преимущество российских ученых Чтобы и дальше добиваться подобных результатов, нужно влюбляться в науку с младых ногтей.
И физикам, и лирикам пригодится математическая школа.
Топ-5 открытий российской нaуки 2023 годa, которые могут изменить мир
Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Денис Секиринский напомнил, что грантовый конкурс проводится в рамках объявленного Президентом Российской Федерации Десятилетия науки и технологий. В Российском историческом обществе представили "Историю России" в 20 томах. Главные новости и события мира науки. Читайте последние новости науки на сайте РТ на русском. В Московском физико-техническом институте (МФТИ) и Университете науки и технологий МИСиС впервые в России создали четырехкубитный квантовый вычислитель. Он также рассказал, что у ученых есть прогноз по развитию науки и техники на ближайшие 15 лет, что позволяет смоделировать его влияние на жизнь человека.