14. У Александра Македонского было два сына — незаконнорождённый Геракл от любовницы Барсины и Александр от княжны Бактрии Роксаны, родившийся через месяц после смерти отца.
Выяснилось, где похоронен отец Александра Македонского
Многое в этом триумфальном шествии теперь было новым. В определенном смысле оно представлялось логическим окончанием греко-персидских войн. Плутарх пересказывает историю о старике, плакавшем от счастья при виде Александра, восседающего на троне некогда столь грозных персидских царей. Из Суз Александр отослал обратно в Афины символический трофей персидского царя Ксеркса — скульптурную группу «тираноубийц» Гармодия и Аристогитона, борцов за афинскую демократию, одно из самых прославленных произведений раннего классического искусства. Пир в Персеполе окончился сожжением царского дворца, которое, в глазах хмельной компании, символизировало месть оскорбленной Греции.
Об этом пьяном поджоге древние авторы сообщают по-разному. Впрочем, рассказ Плутарха снова обстоятельнее и интереснее других. Якобы инициатива принадлежала особе вполне легкомысленного поведения, по-гречески — гетере. Среди них особенно выделялась Таида, родом из Аттики, подруга будущего царя Птолемея.
То умно прославляя Александра, то подшучивая над ним, она, во власти хмеля, решилась произнести слова, вполне соответствующие нравам и обычаям ее родины, но слишком возвышенные для нее самой. Александр Македонский с гетерами в захваченном Персеполе. Рисунок Г. Симони Таида сказала, что в этот день, глумясь над надменными чертогами персидских царей, она чувствует себя вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитанииях по Азии.
Но еще приятнее было бы для нее теперь же с веселой гурьбой пирующих пойти и собственной рукой на глазах у царя поджечь дворец Ксеркса, предавшего Афины губительному огню. Пусть говорят люди, что женщины, сопровождавшие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота. Слова эти были встречены гулом одобрения и громкими рукоплесканиями. Побуждаемый упорными настояниями друзей, Александр вскочил с места и с венком на голове и с факелом в руке пошел впереди всех.
Последовавшие за ним шумной толпой окружили царский дворец, сюда же с великой радостью сбежались, неся в руках факелы, и другие македонцы, узнавшие о происшедшем». Впоследствии Александр высказывал сожаления по поводу случившегося. В самом деле, после Гавгамел он обнаруживал все большую склонность щадить завоеванные края, позволял сатрапам персидского царя оставаться на своих местах, демонстрировал уважение к местным богам и даже истории Персидского царства. В Экбатанах, последней из завоеванных персидских столиц, Александр отпустил домой греческих союзников и фессалийскую конницу.
Это должно было означать, что общегреческий поход против Персидского царства, провозглашенный в Коринфе, успешно окончен и все дальнейшее остается делом одной Македонии и ее царя. Желающие быть с ним греки теперь сделались его наемниками. Считая себя законным преемником персидских царей, Александр преследовал несчастного Дария. Но когда остававшиеся с Дарием сатрапы расправились с ним, македонский царь взял на себя труд отомстить за его смерть.
Новая и непонятная для многих роль, которую брал на себя завоеватель, требовала от него нахождения общего языка с персидской знатью, сохранения в некотором преображенном виде административного скелета своей новой и неведомой державы, определенного усвоения политической идеологии Персидского царства, находившей, в частности, выражение в дворцовом этикете. К нескрываемому ужасу и нарастающему возмущению греков и македонцев завоеватель попытался распространить на них персидский порядок обращения к царю, который подразумевал буквальное поклонение ему, несовместимое с греческими понятиями о свободе и достоинстве. Больше, чем что бы то ни было, эта болезненная тема вела Александра к столкновению с ревнителями традиций царской власти в среде его непосредственного окружения, составленного из македонской аристократии. Андре Кастень.
Клит — друг детства Александра, брат его кормилицы, командир царской илы — отборного отряда македонской конницы, приносящей царю его победы. Если следовать Арриану, Клит находит примечательную форму противодействия наступающей «тирании» Александра Македонского. На одном из пиров Клит вступается за древних героев, оспаривая единоличный характер подвигов Александра. Не в силах больше слушать, как придворные льстецы принижают Геракла и Диоскуров, превознося македонского царя как первого среди полубогов, Клит смело и страстно заявляет, что подвиги Александра совершены всеми македонцами.
Его пробовали утихомирить, но он не унимался и требовал, чтобы Александр при всех сказал то, что думает. Наконец, его вытолкали из пиршественной залы. Клит вернулся через другие двери. Протягивая руку, Клит кричал Александру: «Вот эта самая рука спасла тебе жизнь» такое действительно было в сражении при Гранике.
Выхватив копье у стражника, Александр Македонский убил его. Здесь остановился Александр Неожиданно тяжело давшееся завоевание Бактрии и Согдианы приблизительно территории теперешнего Афганистана и Средней Азии сначала было связано с тем, что бактрийский сатрап Бесс попытался провозгласить себя новым персидским «царем царей». Александр не считал это место вакантным. Но устранение Бесса не стало окончанием войны.
Уцелевшие сатрапы и местная знать, пользуясь крахом державы персидских царей и рассчитывая на труднодоступность своих областей, думали сохранить независимость. Такая война по мере упорства и взаимного ожесточения сторон уже не походила на прежнюю. Женитьба македонского царя на дочери одного из бактрийских князьков Роксане была способом привязать местную знать к своему царствованию. Александр Великий и Роксана.
Картина итальянского художника Ротари 1756 г. Только по прошествии двух лет, добившись определенного успеха в умиротворении Согдианы, Александр смог приступить к исполнению другого амбициозного замысла. Весной 327 года до н. В этом походе самая значительная победа была одержана летом следующего года над индийским царем Пором, могущественное царство которого располагалось к востоку от среднего течения Инда.
Военный успех, доставшийся большой кровью, открывал, казалось, дорогу в долину Ганга. Утомленное битвами, измученное непривычным климатом, неизвестностью о противнике, войско отказалось продолжать поход. Нечто подобное уже случалось прежде, и Александр знал, как поступить. Однако на этот раз силы и терпение его солдат действительно иссякли.
Сколько он гневно ни удалялся в свою палатку, никто не являлся его уговаривать. Армия решительно и определенно отказалась видеть смысл в дальнем предприятии, и завоевателю пришлось уступить. Войско ликовало, «многие из воинов плакали, а другие подходили к царской палатке, призывая многочисленные благословения на Александра за то, что он согласился быть побежденным только ими». По преданию, двенадцать алтарей в честь богов Олимпа вокруг бронзовой колонны с надписью «Здесь остановился Александр» были воздвигнуты на месте окончания похода.
Впрочем, отступление Александра вниз по течению реки Инд все еще было завоеванием. На обратном пути он погубил половину своей армии в пустыне Гедросии. Александр двинулся этой дорогой только потому, что слышал, что там не смогли пройти с армиями Семирамида и Кир. Возвращение из индийского похода окончилось чем-то вроде карнавального парада в честь бога Диониса.
Греческий миф называл бога Диониса первым завоевателем Индии. Плутарх о шествии Александра сообщает так: «Восстановив свои силы, македонцы семь дней веселой процессией шествовали через Карманию. Восьмерка коней медленно везла властелина, который беспрерывно, днем и ночью, пировал с ближайшими друзьями, восседая на своего рода сцене, утвержденной на высоком, отовсюду видном помосте. Затем следовало множество колесниц, защищенных от солнечных лучей пурпурными и пестрыми коврами или же зелеными, постоянно свежими ветвями, на этих колесницах сидели остальные друзья и полководцы, украшенные венками и весело пирующие.
Нигде не было видно ни щитов, ни шлемов, ни копий, на всем пути воины чашами, кружками, кубками черпали вино из пифосов и кратеров и пили за здоровье друг друга, одни при этом продолжали идти вперед, другие падали наземь. Повсюду раздавались звуки свирелей и флейт, звенели песни, слышались вакхические восклицания женщин. В течение всего этого беспорядочного перехода царило такое необузданное веселье, будто сам Дионис присутствовал тут же и участвовал в этом радостном шествии».
Филипп II являлся царем Македонии из династии Аргеадов. Он правил с 359 по 336 год до нашей эры. Филипп II сумел стабилизировать положение в стране, когда создал сильную армию и на достаточный уровень развил экономику.
Военному же искусству юношу обучал отец — царь Македонии Филипп II 382-336 до н. Человек это был властный, решительный, стремящийся всеми способами усилить своё государство и расширить его границы. Именно при нём была создана сильная сухопутная армия, мощный флот, а также значительно реорганизована и улучшена знаменитая македонская фаланга. Македонская фаланга Именно Филипп II создал единое государство, объединив под своей властью разрозненные города и тем самым подготовив надёжный плацдарм для сына. Последний же очень эффективно воспользовался достижениями отца, обратив доставшуюся ему в наследство военную мощь на завоевание многочисленных земель и пространств, не подвластных человеческому воображению того времени. Александр стал царём Македонии после смерти Филиппа II был убит своим телохранителем в 336 году до н. Уже через несколько месяцев он отправился в поход на северо-запад Балканского полуострова. Здесь обитали многочисленные племена гетов и трибаллов. Очень быстро сломив их сопротивление, молодой царь присоединил эти земли к своим владениям, доказав тем самым окружающим, что он ни в чём не уступает своему покойному отцу. Молодому полководцу не удалось отдохнуть после успешной и краткосрочной военной компании. Гонцы доставили весть, что взбунтовались города Средней Греции, присоединенные к Македонии за последние пять лет. Видимо смерть жёсткого и властного царя вселила в сердца их жителей надежду на освобождение. Но эти люди не учли того, что сын оказался под стать отцу. Александр с небольшим войском «смерчем прошёлся» по взбунтовавшимся землям. Он не знал пощады к мятежникам и быстро показал всем, что власть в Македонии отнюдь не ослабла, а скорее даже усилилась и стала ещё более безжалостной и суровой. Очень скоро во всех уголках царства установился порядок и покой. Казалось бы царю можно успокоиться на время и наслаждаться теми благами, которые даёт неограниченная власть. Так поступили бы наверное все на его месте, но Александр Македонский выпадал из обычного ряда людей. Он поступил совсем иначе. Уже в начале 334 года до н. Ахемениды выставили против захватчика многочисленную вооружённую рать, но она была на голову разбита в битве на реке Гранике. Это сражение стало определяющим в борьбе за Малую Азию. Приморские греческие города, томящиеся под игом персов, с радостью встретили освободителей. Они изгоняют сатрапов царя Дария III 383-330 до н. Практически за несколько месяцев земли Лидии оказались очищенными от персов и признали власть Александра Македонского. Молодой и честолюбивый монарх, окрылённый первой серьёзной победой над сильным врагом, движется со своим войском вглубь персидской территории. На встречу ему выдвигаются мощные силы персов. Возглавляет их сам царь Дарий III. Решающая битва происходит возле города Иссе осенью 333 года до н. Здесь у ахеменидов троекратное преимущество в боевой силе, но полководческий гений Александра Македонского одерживает верх над живой силой противника. Персы терпят страшное поражение; Дарий III спасается позорным бегством. После этой победы, практически всё побережье Средиземного моря оказывается под контролем греко-македонской армии. Александр же показывает себя не только блестящим полководцем, но и мудрым дальновидным политиком. Он поворачивает своё войско в Египет, также томящийся под властью династии Ахеменидов. Явившись в царство древних пирамид в качестве освободителя, молодой царь заручается поддержкой жреческой знати. Это проявляется не в простом повиновении и лояльности — Александра Македонского объявляют сыном бога Амона и фараоном Египта. Таким образом блестящий полководец превращается из простого человека в небожителя, что вносит в ряды его противников разброд и растерянность. Сражаться против обычного смертного ещё куда ни шло, но противостоять богу равносильно самоубийству. Именно с этого времени молодой македонский царь и начинает отдаляться от своего окружения. Тот же, видимо искренне уверовав в своё божественное предназначение, не замечает растущего недовольства. Недовольство же это вскоре проявляется во вполне конкретных поступках. Зреет заговор, во главе него стоит Филота. Он является сыном Пармениона, опытного военачальника, которому царь безоговорочно доверяет. Впрочем пока всё обходится, так как войско опять возвращается в Персию, где Дарий III собрал очередную сильную рать. Решающая битва происходит возле селения Гавгамелы в первых числах октября 331 года до н. Здесь персы терпят окончательное и безоговорочное поражение. Потомок непобедимых Кира и Артаксеркса позорно бежит с поля брани. Впрочем это персидского царя не спасает. Вскоре его убивает его же сатрап Бесс и провозглашает себя царём Персии. Однако, побыв в таком качестве всего год, сам попадает в плен к македонянам и подвергается мучительной казни. Здесь он создаёт пышный двор, принимая в своё окружение помимо греков и македонян знатных персов. Молодой царь всё больше и больше отдаляется от своих истинных друзей и почитателей. Блеск и мишура власти окончательно превращают его в восточного монарха с замашками безжалостного диктатора. Это неприемлемо для эллинов, воспитанных в свободной и демократической Греции. Затухший заговор вновь набирает силу. Филота объединяет вокруг себя геттеров — юношей из знатных семей. Они планируют убить царя, но в их среде находится предатель.
После Граника македонский царь отправил в Афины 300 комплектов персидского военного снаряжения и посвятил их Афине Палладе. Надпись повелел он сделать такую: «Александр, сын Филиппа, и все эллины, кроме спартанцев, взяли от варваров, обитающих в Азии». В действительности при Гранике и в следующих сражениях греческие наемники составляли наилучшую часть персидской пехоты. Афинское посольство напрасно просило царя Александра отпустить афинян, взятых в плен при Гранике. Наемников врага македонский царь предполагал сгноить в рудниках. В продолжение следующего года военных действий македонская армия овладела западным и южным побережьями Малой Азии современная территория Турции и укрепилась в важных стратегических пунктах в глубине полуострова. Следующее большое сражение, на этот раз с главными и наилучшими силами персов во главе с самим персидским царем Дарием, произошло на границе Киликии и Сирии у города Исса в ноябре 333 года до н. Сгрудившаяся в тесной долине персидская армия не сумела воспользоваться своим численным превосходством. Вторая битва — вторая победа. Царь Дарий бежал в Месопотамию, бросив войско, сокровища, мать, жену и детей. Это поражение персов имело огромный политический и моральный резонанс. Тем не менее военное положение македонцев не было блестящим ни в Греции, где персидский флот и персидские деньги отвоевывали потерянное, ни в Малой Азии, куда отступила значительная часть персов после Иссы. Не заботясь о персах, успешно действующих у себя в тылу, после битвы при Иссе Александр предпочел повернуть свою армию на юг, желая подчинить богатые торговые города Финикии. Это был ход конем. Финикийский флот являлся сильнейшим во всем Восточном Средиземноморье, и именно финикийские корабли составляли основу неодолимой силы персов на море. Военный успех в Финикии должен был лишить персов флота. Большинство ее городов покорилось македонцам по первому их требованию. Крупнейший и наилучшим образом укрепленный финикийский город Тир ныне Сур оказал царю Александру самое отчаянное и длительное сопротивление. Власти Тира поначалу также соглашались подчиниться. Но их условием было то, что Александр Македонский не войдет в городские стены. На горе жителей города царь принимал за Геракла местное божество Мелькарта, святилище которого помещалось в городском центре. Он не мог отступиться от того, кого считал своим предком, и не взять Тир силой. По словам Арриана и Плутарха, во время осады Александр увидел во сне, как Геракл протягивает ему со стен руку и зовет его к себе. Впрочем, в другой раз сон Александра был, скорее, эротического свойства. Ему приснился сатир, который издали заигрывал с ним, но увертывался и убегал, когда царь пытался его схватить, и дал себя поймать лишь после долгой погони и уговоров. Тогда, словно человека, пойманного с поличным при попытке перебежать к врагу, тирийцы опутали огромную статую бога веревками и пригвоздили ее к цоколю, обзывая Аполлона «александристом». Островное положение делало город неуязвимым. Македонскому царю пришлось засыпать море, соединив остров с материком. Жители взятого штурмом Тира, как до того Фив, были проданы в рабство. Настоящий полубог Из покорившейся Финикии Александр устремился в Египет, где основал город Александрию. Другим особенным событием его египетского «тура» стало рискованное путешествие через пески ливийской пустыни в оазис Сива к жрецам египетского бога Амона-Ра, которого греки уподобляли своему Зевсу. Арриан представляет дело так: Александра охватило желание отправиться к Амону в Ливию, поскольку говорили, что предсказания Амона сбываются в точности и что именно он давал предсказания Персею и Гераклу. Поскольку Александр стремился подражать этим героям и вдобавок происходил из рода обоих, он возводил свое происхождение к Амону, как возводят мифы происхождения Геракла и Персея к Зевсу. Итак, царь «отправился к Амону, рассчитывая, что он в точности узнает о том, что его касается, или по крайней мере сможет сказать, что узнал». Что именно сказало ему божество устами собственных жрецов, точно не известно. Якобы оно подтвердило божественное происхождение македонского царя. Плутарх в своем жизнеописании Александра дает курьезную интерпретацию этого эпизода. Согласно Плутарху, египетский жрец, приветствовавший Александра Македонского, желал сказать ему по-гречески «пайдион» «дитя» , но по причине дурного произношения вышло «пай Диос» «сын Зевса». Вполне этим довольный, македонский царь будто бы немедленно удалился. Вовсе не обязательно принимать этот рассказ за чистую монету. В нем скорее угадывается скепсис, с которым на желание Александра сравняться с богами смотрели греки. В Египте таких сомнений возникнуть не могло. Как новый египетский фараон, Александр считался братом и сыном богов на самом законном основании. Не принимая мирных предложений, из Египта завоеватель наконец двинулся за Евфрат, желая встретиться со своим врагом в решающей схватке. Чтобы подготовиться к ней самым наилучшим образом, у персидского царя Дария, или, как более точно звучал его титул, «царя царей», было и время, и возможности. Войска, стянутые со всех концов его необъятной империи, возможно, отличались разной боеспособностью. Но среди них были действительно отличные воинские части, в том числе тяжелая бактрийская конница, индийские слоны и… греческие наемники. Спустя несколько веков римский историк, автор «Истории Александра Великого» Курций Руф описывает двести персидских колесниц с нескрываемым ужасом: «Копья с железными наконечниками выступали впереди дышла. С обеих сторон хомута было по три меча и еще множество копий. Кроме того, к ступице колес крепились косы, которые должны были разрубать все, что встречается на пути». Около деревни Гавгамелы, недалеко от города Арбелы в Месопотами, персидские военачальники нашли поле для будущей битвы, не походившее на теснину Иссы, где персы так нелепо передавили сами себя. Для лучшего маневра своей конницы, на которую персы особенно полагались, они даже срыли холмы. В октябре 331 года до н. Все это чересчур походило на страшный капкан, обещавший истребить македонцев. Парменион, военачальник македонского царя, отчаянно советовал ему атаковать персов ночью. Александр Македонский, по преданию, ему ответил, что «не крадет побед». Накануне битвы он так спокойно спал, что его пришлось будить, когда войско уже начинало строиться. Ожидая ночной атаки македонцев, персы простояли в боевом строю всю ночь. Затем у персов все пошло не так, подготовленные атаки не получались, сражение развалилось на несколько схваток, шедших с переменным успехом. Дарий снова раньше времени посчитал, что все погибло, и бежал, так что македонцам оставалось добить разрозненные персидские отряды. Дарий вновь ускользнул. Но поверженная Персидская империя лежала у ног македонца. Он беспрепятственно вошел в пять ее столиц в Месопотамии, Персиде и Мидии — Вавилон, Сузы, Пасаргады, Персеполь и Экбатаны, и баснословные сокровища попали в его руки. Многое в этом триумфальном шествии теперь было новым. В определенном смысле оно представлялось логическим окончанием греко-персидских войн. Плутарх пересказывает историю о старике, плакавшем от счастья при виде Александра, восседающего на троне некогда столь грозных персидских царей. Из Суз Александр отослал обратно в Афины символический трофей персидского царя Ксеркса — скульптурную группу «тираноубийц» Гармодия и Аристогитона, борцов за афинскую демократию, одно из самых прославленных произведений раннего классического искусства. Пир в Персеполе окончился сожжением царского дворца, которое, в глазах хмельной компании, символизировало месть оскорбленной Греции.
Греция, музей гробница Филипа ll, отца Александра Македонского
Но в Греции из-за его долгого отсутствия появились слухи, что Александр погиб. Поверив в эту новость, фиванцы восстали и осадили македонский гарнизон под командованием фрурарха [en] Филоты в Кадмее ; поддержавшие их афиняне начали переговоры о союзе с персами, а полисы Пелопоннеса двинули свои войска к Истму. Александр узнал об этом в Иллирии и тут же двинулся на юг: на путь до Беотии ему понадобилось всего 13 дней [71] [72] [73]. Узнав, что царь жив, пелопоннесцы и афиняне немедленно прекратили враждебные действия; остались только Фивы, которые не хотели сдаваться. В сентябре 335 года до н. Александр, получивший поддержку остальных полисов Беотии, осадил этот город. Комбинированным ударом снаружи и из Кадмеи фиванцы были разгромлены [74] , а на улицах произошла настоящая резня, в которой погибли 6 тысяч горожан. Решать судьбу города Александр предоставил своим греческим союзникам. Те постановили разрушить Фивы, оставив только Кадмею, земли разделить между соседями, а население обратить в рабство.
Всего было продано 30 тысяч человек; на вырученные деньги примерно 440 талантов Александр полностью или частично покрыл долги македонской казны [57]. Больше никто не сопротивлялся Македонии. Греки, поражённые быстрой победой царя и судьбой древнего города, в ряде случаев сами привлекали к суду политиков, призывавших к восстанию. Александр ограничился требованием к афинянам изгнать одного оратора и вернулся в Македонию, где начал готовиться к походу в Азию [74] [75]. Восточный поход: от Граника до Киликии См. Горгием , Эсхином , Исократом. И греки, и македоняне были в этом заинтересованы в связи с перспективой завоевания новых земель и захвата богатой добычи. Кроме того, греки могли вывести на завоёванные территории новые колонии и таким образом избавиться от излишков населения, оппозиционеров и смутьянов; Македония же, возглавив объединённую армию в восточном походе, упрочила бы свою власть над Элладой.
Поэтому царь незадолго до своей гибели переправил в Малую Азию часть армии во главе с Атталом и Парменионом. Официальной целью начавшейся таким образом войны было отмщение персам за сожжение греческих святилищ в 480 году до н. В действительности планировалось подчинение городов Восточной Эгеиды и, по-видимому, завоевание всей Малой Азии. Александр, придя к власти, остановил продвижение этого корпуса, но продолжил подготовку к большому походу на Восток [76] [77]. Ранней весной 334 года до н. В Македонии он оставил наместником опытного полководца Антипатра , получившего под своё начало 12 тысяч пехотинцев и 1500 всадников. С Александром шли ещё 12 тысяч пеших македонян 9 тысяч фалангистов и 3 тысячи гипаспистов , 1500—1800 гетайров, 9 тысяч воинов балканских племён, 5 тысяч греческих наёмников. В общей сложности армия Александра насчитывала менее 40 тысяч воинов, а после встречи с корпусом, переправившимся в Азию ещё при Филиппе, должна была вырасти до 50 тысяч.
Известно, что грекам царь не доверял; ядром его армии были македонские части [78] [79] [80] [81]. Момент для начала кампании был выбран очень удачно: весной персидский флот всё ещё находился в портах Малой Азии и не мог помешать переправе [57]. По преданию, подплывая к берегу, царь метнул в сторону Азии копьё. Это был символический акт, показывавший, что вся эта земля будет принадлежать Македонии [82]. О целях Александра на этом этапе войны точно ничего не известно; учёные делают предположения только о том, какую стратегию он должен был выбрать. В македонской казне на тот момент практически не было денег царь набрал 800 талантов долгов, готовясь к своим первым походам , а македонский флот явно уступал персидскому, тогда как превосходство пехоты Александра над вражеской было очевидным. В этой ситуации Александр был заинтересован в том, чтобы его армия передвигалась как можно быстрее, занимая укреплённые города, нанося удары по врагу в поле и захватывая добычу в богатых азиатских землях [83]. Кампания Александра 334 года Кампания Александра 333 года Кампания Александра 332—331 годов Командир греческих наёмников на персидской службе Мемнон , знакомый с македонской военной системой и лично с Александром [84] , предложил малоазийским сатрапам свой план отражения агрессии.
Он предполагал отказ от сухопутных сражений, тактику «выжженной земли» в том числе разрушение городов на пути македонян , активные действия флота и удары в тыл врагу, в Греции. Но этот план, крайне опасный для Александра, был отвергнут: сатрапы не хотели подвергать разграблению свои земли. К тому же они были уверены в силе своей конницы. На четвёртый день после высадки македонян на реке Граник недалеко от Трои [85] произошла первая большая битва , в которой сражалась преимущественно кавалерия. Александр сам возглавил атаку гетайров и показал чудеса храбрости: он убил в единоборстве зятя Дария III , один из вражеских воинов разрубил его шлем и уже замахнулся, чтобы нанести новый удар, как вдруг подоспел Клит и своим вмешательством спас Александра от смерти. Потеряв тысячу человек убитыми, персидская конница обратилась в бегство, а служившие персам греческие наёмники отказались бежать и были перебиты. Македоняне потеряли погибшими чуть больше 100 человек [86] [87] [88] [89]. Эта победа резко изменила ситуацию: теперь было ясно, что македонская конница сильнее вражеской, так что просторы Малой Азии были открыты перед армией Александра.
Власть Ахеменидов в этом регионе рухнула. Фригия добровольно подчинилась царю, а её сатрап Арсит покончил с собой; Михран , комендант Сард , считавшихся неприступными, сдал город вместе с богатейшей казной; греческие города один за другим свергали ориентировавшиеся на персов олигархические режимы и открывали перед македонянами ворота. Александр, который в балканской Греции так же, как его отец, поддерживал олигархию, в новых условиях одобрял демократизацию политического строя. Он отменил подати, наложенные на греков персами, но при этом ввёл специальный взнос и объединил формально «освобождённые» греческие города в особый округ, во главе которого поставил своего человека [90] [91]. В остальном Александр сохранял на завоёванных территориях персидскую систему управления. Сатрапами он назначал македонян, греков или лояльных ему персов [92] [93].
Посольство это было еще более многочисленным и славным. По приходе этого посольства царица собрала великий совет, на котором объявила, что царь Александр вторительно требует безусловной покорности и сдачи города. И потом спросила всех вельмож, находящихся тут, что ей теперь делать: покориться ли Александру или объявить ему войну? Все собрание отказалось подать ей какой-либо совет и предоставило ей в полное распоряжение выбрать мир или войну.
После этого введено было посольство Александрово, которое теперь получило тот же самый отве: «Хочу с полубогом непременно воевать! Выслушав все это, царица Артаксия, покрытая вдовьим покрывалом, встала с престола своего и прошла по чертогу взад и вперед, ничего не говоря. Потом сняла с себя вдовье покрывало и с улыбкой говорит послам Александровым: «Не подобает властителю полумира царских сыновей в плен брать! А моего — и подавно! Тяжко тебе, голова без плеч, как и скифской земле без князя Печегда! Послы Александровы не могли надивиться на царицу Артаксию, увидев ее дивную красоту и услыхав ее мудрый ответ о плененном сыне ее. Царь Александр тоже с удивлением выслушал рассказ послов своих. Прежняя его любовь к царице разгорелась в нем с новой силой. Он пожелал непременно ее видеть, но не знал, как этого достигнуть и как покорить ее без боя. Воевать с женщиной он никоим образом не хотел.
Наконец призвал к себе малолетнего сына ее князя Печегда и говорит ему таковые слова: «Печегд, я отпускаю тебя из плена. Отныне ты свободен. Иди к своей матери и будь миротворцем между нами. Тем ты спасешь будущее свое царство от разорения, не в пустом же тебе царстве царствовать. Скажи матери своей, что я не желаю с ней воевать, но хочу мира и ее покорности». Малолетний пленник посмотрел бесстрашно в лицо властителя полумира и говорит ему: «Государь! Я не был досюль от тебя закован в железа и чувствовал себя в плену, как в тереме своего отца.
Однако ни осуществить эти планы, ни увидеть плоды своей государственной политики, выразившиеся впоследствии в развитии мировой торговли и экономики, в формировании так называемой эллинистической культуры — своеобразного сплава европейских и азиатских традиций, — Александр Македонский уже не успел. Он ушел из жизни, не достигнув и 33 лет, но оставив после себя на карте мира уникальное образование — крупнейшую мировую монархию древности, простиравшуюся от македонского Стримона до Инда, и массу загадок, над которыми вот уже более 24 столетий бьются ученые всего мира. И это неудивительно. Ведь достоверных исторических материалов, повествующих о событиях того времени, в которое он жил и творил свою мировую державу, практически не осталось, а то, что нам известно, написано много столетий спустя после его смерти. Вот как характеризует документальные свидетельства о жизни Александра Македонского В. Карнацевич: «Мы судим о нем и его делах по нескольким уже неоднократно прокомментированным и разобранным, буквально по словам и фразам, источникам, авторов которых отделяли от описываемых ими событий порой сотни лет. Плутарх, Арриан, Квинт Курций Руф пользовались, конечно, трудами, которые были написаны значительно ранее — вероятно, современниками или даже знакомыми Александра, но не всегда мы можем понять, что было точно передано более поздними исследователями, а что ими же додумано. Не говоря уже о том, что и современники не были чужды сочинительству. Информация, которая доходила из Азии в Европу, могла по дороге обрасти совершенно фантастическими подробностями, а зачастую эти подробности были следствием хорошо продуманной идеологической кампании. Так что нам приходится относиться к Александру не только как к конкретному историческому деятелю, а именно как к персонажу. Персонажу собственной, вне всякого сомнения, удивительной жизни и написанной об этой жизни истории». В ней все, начиная с рождения, было окружено тайной. В народе бытовало мнение, что отцом Александра был вовсе не одноглазый царь Македонии Филипп, а высшее божество, которое привечала по ночам в храме его мать Олимпиада [1]. Сама она то поддерживала, то опровергала эти слухи. И вот, провожая сына в персидский поход, царица якобы сказала ему о том, кто же из небожителей являлся его «настоящим» отцом. Впоследствии Александр широко эксплуатировал эту легенду о своем сверхъестественном происхождении. В истории его царствования и завоевания Востока вообще немало таинственного и туманного. До сих пор остаются во многом предметом догадок причины и цели, побудившие молодого царя броситься в столь неслыханную военную, политическую и религиозную авантюру, каким стало завоевание Персидской империи и части Индии. В описаниях древнегреческих и древнеримских авторов весьма противоречивыми выглядят как многие поступки Александра, так и черты его характера. В силу этого одни авторы воспевают его как героя, свершившего великие деяния и наделенного большим умом, знаниями, силой, мужеством и способностью владеть собой, другие, напротив, корят за склонность к порочным страстям, излишнюю импульсивность и впадание в крайности. В частности, по мнению римских стоиков, македонский царь был лишь карикатурой на героя, больным человеком с нездоровым воображением, не умеющим владеть собой и ставшим жертвой собственной невоздержанности. Вот что, к примеру, писал о нем Луций Сенека: «Несчастного Александра гнала и посылала в неведомые земли безумная страсть к опустошению, или, по-твоему, здрав умом тот, кто начал с разгрома Греции, где сам был воспитан? Кто отнял у каждого города то, что там было лучшего, заставив Спарту рабствовать, Афины — молчать? Кто, не довольствуясь поражением многих государств, либо побежденных, либо купленных Филиппом, стал опрокидывать другие в других местах, неся оружие по всему свету? Чья жестокость нигде не остановилась, уставши, — наподобие диких зверей, загрызающих больше добычи, чем требует голод? Уже множество царств он слил в одно; уже греки и персы боятся одного и того же; уже носят ярмо племена, свободные даже от власти Дария, а он идет дальше океана, дальше солнца, негодует, что нельзя нести победу по следам Геракла и Диониса еще дальше, он готов творить насилие над самой природой. Он не то что хочет идти, но не может стоять, как брошенные в пропасть тяжести, которые не могут остановиться в своем падении, пока не упадут на самое дно». Древние историки оставили нам порой совершенно противоположные мнения о характере и наклонностях великого завоевателя. Так Квинт Курций Руф в своей знаменитой «Истории Александра Македонского», отдавая должное его мужеству, выносливости, презрению к опасности, быстроте в решениях, верности своему слову, в то же время нелицеприятно пишет о многих присущих ему чертах: «Едва отступили настоятельные заботы, как душа Александра, куда более стойкая на войне, чем на досуге и покое, стала добычей низменных страстей, и тот, кого не сломило оружие персов, был поражен пороками. Беспрерывные пиры, нездоровые до утра попойки и увеселения с толпами распутниц, всяческое погружение в чужеродные обычаи. Перенимая их, будто они лучше родных, царь оскорблял чувства и взоры своих соплеменников, и многие из прежних друзей стали к нему враждебны». А вот Плутарх не усматривал в поведении великого македонца ничего порочного: «И к вину Александр был привержен меньше, чем это обычно считали, думали же так потому, что он долго засиживался за пиршественным столом. Но в действительности Александр больше разговаривал, чем пил, и каждый кубок сопровождал длинной речью. Да и пировал он только тогда, когда у него было много свободного времени. Если же доходило до дела, Александра не могли удержать, как это не раз бывало с другими полководцами, ни вино, ни сон, ни развлечения, ни женщины, ни занимательные зрелища». Такой же противоречивый психологический портрет можно найти и у современных историков. Человек огромных амбиций и широких взглядов, в целом расчетливый военачальник и политик, поступки которого, однако, часто совершались под влиянием мгновенного импульса. Практик и идеалист в одном лице. Рыцарь и деспот. С такой неоднозначностью столкнется каждый, кто займется исследованием биографии великого завоевателя», — так характеризует Александра Македонского В. И хотя перед авторами этой книги не стояла задача полной и всесторонней характеристики личности этого выдающегося полководца, эти и другие мнения историков, особенно тех, кто жил в непосредственной временной близости от него, немаловажны для поиска ответа на самые главные загадки, оставленные им потомкам: что послужило причиной или причинами его внезапной смерти и где находится место его последнего упокоения? Загадочный Недуг Александр Македонский скончался скоропостижно, не дожив четырех месяцев до 33 лет. Он ушел из жизни в расцвете сил, процарствовав всего лишь двенадцать лет и десять месяцев. По свидетельству всех его древних биографов, солнце его жизни закатилось в Вавилоне жарким июньским вечером 323 года до н. Что же касается конкретной даты, то чаще всего называются 10, 11 или 13 июня. Но, поскольку до сих пор не найдено ни одного материального памятника, прямо указывающего на тот скорбный день, достоверность этих чисел ничем не подтверждена, и в исторической литературе можно встретить более десяти разных дат ухода великого полководца по юлианскому календарю — от мая 324 года до сентября 323 года до нашей эры. Единственным документальным свидетельством, позволяющим уточнить день его смерти, может служить надпись на фрагменте глиняной таблички, хранящейся в Британском музее Лондона. Она гласит, что Александр Македонский скончался 11 июня 323 года до н. Далее древний автор отмечает, что небосвод в этот момент был покрыт тучами, словно сами небеса скорбели о кончине великого человека. В описании протекания и симптомов его внезапной болезни как древние, так и современные историки почти единодушны: разнятся лишь некоторые детали и комментарии к ним. Все биографы указывают на то, что охватившая царя загадочная лихорадка длилась две недели. А началась она после продолжительных пиров и увеселений, пришедших на смену длительному трауру, объявленному по умершему столь же внезапно в мае того же года молодого грека Гефестиона — друга и любовника Александра. Первое пиршество, по словам немецкого историка С. Фишера-Фабиана, состоялось в доме у грека Неарха, одного из приближенных полководца: «В конце мая 323 года до н. Он словно знаменовал собой последний день великого траура по Гефестиону Смерть друга была большим горем для Александра, но он решил, что хватит предаваться печали. Жизнь напоминала о себе, и когда Неарх пригласил его на праздничный пир, Александр ответил согласием». В ту же ночь, когда гости Неарха уже начали расходиться, царь получил новое приглашение. Вот как описывает последующие события известный австрийский историк античности Фриц Шахермайр: «Только что закончился роскошный пир в честь Неарха и флота; уже брезжило утро, и царь почувствовал себя усталым. Но тут Медий, отпрыск фессалийского княжеского дома, пригласил его на короткий веселый завтрак. Царь охотно принял приглашение. Ему нравился Медий, после смерти Гефестиона он предпочитал его общество всякому другому. Это был третий грек в ближайшем окружении царя после Неарха и Евмена. Царя мало заботила ревность македонян; он приблизил к себе фессалийца, так как ценил его естественное и непринужденное поведение, тонкий ум и литературные увлечения. Итак, за ночным пиром последовал еще один, утренний. Потом царь принял ванну, удалился к себе и проспал весь день… К вечеру царь вновь был бодр и велел передать Медию, что посетит его». Только во время второго застолья у фессалийца, где вокруг Александра собрался тесный кружок из двадцати его приближенных, которые продолжали пить из серебряного кубка Геркулеса, вмещавшего шесть литров, и произносить тосты во славу друг друга, царя вдруг охватила сильная жажда, и он стал пить много не разбавленного водой вина. Не обошлось без поэзии и на этот раз: «Чтобы показать, что Дионису трудно с ним справиться, царь цитирует обширные фрагменты из «Андромеды» Еврипида, виночерпий Иолл [3] снова наполняет кубок царя и, предварительно налив из него немного на ладонь, пробует вино, затем подает его царю, — пишет Фишер-Фабиан. Упоминание о том, что Александр неожиданно почувствовал острую боль в животе, есть практически у всех древних биографов царя. Диссонансом по отношению к их описаниям выступает лишь рассказ Плутарха, который, ссылаясь на другого греческого автора, опровергает это: «Некоторые писатели утверждают, будто Александр осушил кубок Геракла и внезапно ощутил острую боль в спине, как от удара копьем, — все это они считают нужным измыслить, чтобы придать великой драме окончание трагическое и трогательное. Аристобул же сообщает, что, жестоко страдая от лихорадки, Александр почувствовал сильную жажду и выпил много вина, после чего впал в горячечный бред и на тридцатый день месяца десия умер». Здесь мы сталкиваемся с первым противоречием в описаниях древних историков. Но вернемся к работе Ф. Изучив по трудам древних ход развития болезни день за днем, он описывает его следующим образом: «Когда к утру Александр вернулся во дворец, то почувствовал не только усталость, но и жар. По привычке он выкупался и попытался поесть. Однако начался приступ, вынудивший его прилечь тут же, в купальне, сильная лихорадка и полная беспомощность, столь характерные для малярии, обрушились на него. Когда приступ прошел, Александр не смог подняться, и его на носилках отнесли к алтарям, чтобы он мог совершить там обычные жертвоприношения. Потом его перенесли в покои, где царь до вечера отдыхал. Вечером он призвал к себе военачальников. Четко и твердо Александр дал указания о порядке начала экспедиции: на четвертый день должна была выступить армия, на пятый — флот. Вместе с флотом в поход отправится и царь. Так он назначил сроки не только для войска, но и для себя самого». По всей видимости, Александр, а может быть, и его личный врач Филипп, посчитал, что случившийся приступ был только следствием ночных пирушек или одной из эпизодических лихорадок Востока, с которыми ему уже приходилось сталкиваться. Поэтому врач назначил своему венценосному пациенту рвотное средство, а через некоторое время — слабительное. Об опасной болезни мыслей ни у кого еще не возникло. Время шло, но, несмотря на сон и отдых, облегчение не наступало. Александра томили давящий зной Вавилона, внутренний жар и ощущение свинцовой тяжести. Только в летнем дворце на берегу Евфрата, где его разгоряченное тело почувствовало дуновения свежего ветерка и прохладу, недуг ненадолго отступил. Однако весь следующий день царь вынужден был опять провести в спальне, а поздно вечером у него начался второй приступ, и он всю ночь прометался в постели. После этого Филипп пригласил еще двух врачей, которые решили дать царю жаропонижающее — отвар листьев плюща в смеси с вином. В результате утром у Александра еще хватило сил, чтобы принять ванну и принести жертвы богам. Затем он принял флотоводца Неарха и говорил с ним об общих планах, дальнейших экспедициях и океане. Несмотря на непривычную для молодого и сильного полководца слабость, тот старался побороть страшный недуг силой воли и продолжал заниматься своими обычными делами. Но, по словам древних историков, на следующий день состояние Александра резко ухудшилось. По-видимому, именно этот день и стал решающим для исхода болезни. Возможно, что и сам Александр теперь осознавал, что ему вряд ли удастся справиться с недугом. Шахермайр пишет: «Он захотел вернуться во дворец и повелел, чтобы туда прибыли высшие военачальники. Это был его последний приказ». Дальнейшее он описывает исключительно на основе Эфемерид — придворных летописей [4] : «На следующий день силы больного совсем иссякли. Александра перенесли во дворец, где он задремал, но когда проснулся, то уже не мог говорить от слабости. Он еще узнавал своих военачальников. Пердикка не отходил от ложа больного, и умирающий передал ему кольцо с царской печатью [5]. С каждым днем в покоях больного становилось все тише, а вокруг дворца росло беспокойство и волнение. До тех пор, пока не были отменены приказы о начале экспедиции, войска не теряли надежды и веры в силу своего всепобеждающего царя. Но когда прошли все назначенные сроки, а известия о больном становились все менее утешительными, когда военачальники стали переговариваться друг с другом только шепотом, возникло страшное подозрение, перешедшее затем в уверенность: любимый царь уже умер, и это пытаются скрыть. Старые воины — теперь это были уже не те люди, которые бунтовали в Описе и отказывались идти вперед на Гифасисе, а верные воины, разделявшие с царем невзгоды, опасности и победы, — собрались и проникли во дворец. Их пустили к умирающему. И они проходили один за другим, без оружия, осторожно и тихо ступая, мимо царя, который не мог уже говорить и приветствовал их только движением глаз. Чудом казалось, что он еще жив; последнее, что он видел на этой земле, были его верные воины. Надежды уже не было. После того как помощь не пришла ни от Амона, ни от богов Греции, приближенные в отчаянии решили просить ее у вавилонского бога-врачевателя. Местные жрецы наставили их, как совершить обряд, испрашивая помощь от болезни. Мрачен был ответ божества: «Для царя лучше оставаться там, где он пребывает теперь». Доктора не смогли вылечить царя; нижняя часть тела у него была парализована, не спадала высокая температура. На следующий день наступил конец. Все кончилось: Аравийская экспедиция, всемогущая власть, претензии на божественное происхождение, всепобеждающая воля, беспримерное творческое начало, планы мирового господства, империя. Остался человек, который тихо уснул, чтобы никогда уже не проснуться. Вечером 28 десия приблизительно 13 июня Александр умер». С этого дня история Македонской империи начала свой новый отсчет, закончившийся ее полным распадом, а внезапная кончина ее основателя на многие века стала предметом исторических расследований. И поныне существует немало всевозможных версий о причинах загадочного недуга Александра: от отравления до чрезмерного пьянства или заражения инфекционными болезнями. Есть среди них и так называемая мистическая версия, основанная на неблагоприятных предзнаменованиях, с которыми пришлось столкнуться македонскому царю незадолго до смерти. И хотя она не может служить основанием для серьезного исторического исследования, не упомянуть о ней нельзя. Дурные предзнаменования, или Кара богов Как и большинство людей того времени, Александр Великий верил в приметы, предсказания астрологов и прорицателей. А к концу жизни, по словам Плутарха, он и вовсе стал необычайно суеверным: «Исполненный тревоги и робости, Александр сделался суеверен, все сколько-нибудь необычное и странное казалось ему чудом, знамением свыше, в царском дворце появилось великое множество людей, приносивших жертвы, совершавших очистительные обряды и предсказывавших будущее. Сколь губительно неверие в богов и презрение к ним, столь же губительно и суеверие, которое подобно воде, всегда стекающей в низменные места…» До и после каждого мало-мальски значительного события в жизни Александра обязательно приносились жертвы богам, испрашивались советы у оракулов, проводились гадания по внутренностям жертвенных животных. Как правило, царь относился к мнению жрецов и предсказателей достаточно серьезно и при принятии важных решений руководствовался их рекомендациями. Но были и исключения. Древние историки упоминают об отдельных случаях, когда, уверовав в свою силу и могущество, Александр пренебрег предостережениями предсказателей. Речь идет главным образом о тех дурных предзнаменованиях, которые наблюдались в последние годы его жизни и сулили молодому царю утрату власти. Одним из них стал случай в царском зверинце, когда на большого красивого льва вдруг напал домашний осел и ударом копыт убил его. Большинство знамений прямо указывали на скорую потерю Александром короны, и это не могло его не тревожить. Об одном таком случае рассказывает Плутарх: «Однажды Александр, раздевшись для натирания, играл в мяч. Когда пришло время одеваться, юноши, игравшие вместе с ним, увидели, что на троне молча сидит какой-то человек в царском облачении с диадемой на голове. Человека спросили, кто он такой, но тот долгое время безмолвствовал. Наконец, придя в себя, он сказал, что был привезен сюда по морю и очень долго находился в оковах; только что ему явился Серапис, снял с него оковы и, приведя его в это место, повелел надеть царское облачение и диадему и молча сидеть на троне. Александр, по совету прорицателей, казнил этого человека, но уныние его еще усугубилось…» Аналогичный случай, который якобы произошел с царем весной 324 года до н. Фишер-Фабиан: «Александр спустился между тем вниз по Евфрату, велел восстановить одни каналы, изменить русла других и, наконец, достиг устья реки и открытого моря.
Начнем с обычной мобильности. Как правило, воины того времени шли налегке, а снаряжение, дополнительное оружие и провиант находились в обозе. Разумеется, пехоте и коннице приходилось подстраиваться под него, в результате за сутки армия проходила в лучшем случае 10-15 километров. Филипп распорядился нести доспехи и оружие на себе, а провиант размещать в специальных торбах. Каждый воин нес паек на несколько суток — лепешки, соленые оливки, вяленую рыбу и мясо. Легкие и калорийные продукты имели небольшой вес, при это позволяя отказаться от обозов. Мобильность армии резко возросла - теперь отряды проходили по 30-45 километров за день. Александр получил прекрасное образование — его учителем стал сам Аристотель. Поэтому он прекрасно разбирался в тактике, внимательно изучал особенности рельефа на местах сражений, выбирая наиболее удобные для себя участки, и именно там навязывал бой врагу. Сам он сражался в первых рядах, являясь великолепным воином, обученным владеть разным оружием с детства. Это вдохновляло простых солдат — в его присутствии они бесстрашно бросались на врага, чтобы правитель заметил их. Наконец, важным фактором стала градостроительная политика. На всех завоеванных землях Александр строил города, называя их преимущественно своим именем или же именами коня и любимого пса. Некоторые из городов он отдавал ветеранам вместе с земельными наделами, надеясь закрепить эти территории за своим царством. Когда он умер О том, где находится склеп Александра Македонского, историки спорят по сей день. А вот дата смерти известна довольно точно — примерно 10-13 июня 323 года до нашей эры. На момент смерти ему было всего лишь 33 года. Конечно, естественными причинами объяснить смерть молодого, здорового, физически сильного и выносливого мужчины в таком возрасте сложно. Об основных версиях смерти, а также том, где находится гробница Александра Македонского, расскажем чуть позже. Умер он в Вавилоне, всего за несколько дней до объявления нового похода — на этот раз Александр планировал покорить арабов, захватив те города, о богатстве которых слагались легенды. Его убила радиация? Прежде чем вернуться к вопросу о том, где могила Александра Македонского, разберемся с причиной, по которой он умер в столь цветущем возрасте. Версий на сегодняшний день довольно много — одни из них вполне реалистичны, в то время как другие имеют скорее фантастическое происхождение. К последним можно отнести его визит в захваченный индийский храм. Там он увидел корону, изготовленную из странного черного металла. Как заявили местные жрецы, надеть ее без вреда для здоровья сможет лишь человек, произошедший от богов. Уверенный в своем божественном происхождении, Александр тут же надел ее. Увы, сразу после того он пошатнулся и чуть не упал. За считаные дни здоровье царя заметно подкосилось, и он скончался, страдая от рвоты и головокружения.
Последние новости
- 1. Аристотель был его учителем, также царь любил общаться и с другими философами.
- Царь Александр Македонский и царица скифов Артаксия
- Александр Македонский - биография императора полководца
- Колыбель династии
ФИЛИ́ПП II
Александр Македонский, взявший после смерти отца бразды правления в свои руки, прославился своим полководческим талантом. Филипп II Македонский /Великий отец в тени великого сына/отец Александра Македонского/ Уроки истории. Здесь археологи обнаружили курган с гробницами отца и сына Александра Великого – македонских царей Филиппа II и Александра IV. Отец Александра III Македонского Филипп II родился в 382 году до н. э. в городе Пелла, столице древней Македонии. Отец Александра, царь Македонии Филипп II, был великолепным главнокомандующим, который растил сына воином с самого детства. После многолетних исследований ученые смогли установить личности людей из трех гробниц, принадлежавших семье Александра Македонского.
Царь Александр Македонский и царица скифов Артаксия
Эта монета дошла до нашего времени. И она доказывает, что Филипп был русским. Слово гой не имеет аналогов в мире, кроме русского языка. В чистом виде это слово в русском языке не сохранилось, хотя в былинах можно прочесть фразу :"Ой ты гой еси Илья Муромец". Однако, сохранилось слово, которое произошло от слова гой, это слово изгой, и означает оно изгнанный или сбежавший из дома человек, вынужденный скитаться. Мало того, если вы внимательно рассмотрите монету с надписью Филипп-гой, то увидите на всаднике войлочную шапку, которую вплоть до сегодняшних дней носят казаки Дона. Эта шапка называется фуражка, делается из валянной овечьей шерсти и никогда не носилась в Греции.
Ни на одной монете или рисунке древней Греции вы не увидите такую шапку-фуражку. В Греции такая шапка просто не нужна, там значительно теплее, чем на Дону. Итак, мои исследования показывают, что Филипп был русским пастухом с Дона, а его друзья пастухи назвали территорию, завоеванную в результате войны с севером Греции, Македонией в честь себя "махарей Дона" или сокращённо Македонцов. Я предполагаю, что причиной этого было его крайне низкое, пастушеское происхождение. Были запущены несколько легенд, относительно рождения Александра. Олимпиада сразу после смерти Филиппа запустила дезу, что Александр родился не от Филиппа, а был рождён от бога Зевса спустившегося к ней.
Такая деза нужна была для утверждения высокого звания царя, видимо, сына пастуха в Греции никто всерьёз не принимал. Другая деза была запущена придворными историками после завоевания Александром империи Дария. Легенда гласила, что Александр внебрачный сын Дария, которого Филипп подобрал во время охоты рядом с умиравшей роженицей. И женщина поведала ему, что она изгнана из гарема Дария, а мальчик - сын Дария. После того, видимо, как эти легенды не прокатили была создана третья легенда. На эту легенду клюнули римские историки, а за ними немецкие историки разнесли её по всему свету, воткнули во все энциклопедии.
Хотя никаких подтверждений этой легенды нет и не может быть. В XIXвеке немцы много чего натворили в исторических исследованиях. Один сказочник Карл Маркс чего стоит. И наконец, после завоевания Египта Александр обьявил себя сыном бога Амона. Известно, что на одной из пьянок старый полководец Александра Клит обвинил его в предательстве отца Филиппа, которого он поменял на бога Амона. Клит был тут же убит, так Македонский уничтожали любую память о его отце.
Известно, что Александр приказал уничтожать все исторические писания о нем, а историю свою разрешал писать только своему придворному историку Калисфену, которую тщательно контролировал. Это служило созданию ареола его величия и непобедимости. Например, битва при Гавгамелах, которую Александр выдавал за свою великую победу, была одержана благодаря предательству охранников Дария. Начальник охранного полка в самый разгар битвы убил Дария и перешёл на сторону Александра.
Тут все гораздо интереснее. В посте о том, как добраться к поднебесным монастырям Метеор , я уже немного упоминала междугородние ветки автобусов в материковой части Греции под названием КТЕЛ.
Свои маршруты есть в каждой греческой области. Чтобы добраться до музея из Салоник, сначала нужно доехать до Верии. Отправляются все автобусы с автовокзала Македония. Расписание и цены билетов можно найти на официальном сайте есть английская версия. В будни автобус ходит примерно 1 раз в полчаса. В Верии вам нужно пересесть на другой автобус местного сообщения, следующий по маршруту Верия — Александрия.
Ходит он только в будни 1 раз в полтора часа. Расписание можно узнать на официальном сайте , правда, оно на греческом языке. Если не хотите тратить время на ожидание автобуса, можете уехать из Верии на такси. Дважды в день до Верии ходит автобус и из Афин , однако путь может оказаться долгим и утомительным. Лучше все-таки ехать в Вергину из Салоник. Помните, что билеты на автобус нужно покупать заранее, хотя бы минут за 20.
Водители могут уехать чуть раньше прописанного в билете времени. И обязательно поинтересуйтесь, доедете ли вы до нужной вам точки. Так как маршруты могут меняться, а информационные щиты устаревать. Предосторожность будет не лишней. Таинственный полумрак подземного музея завораживает и позволяет прикоснуться к истории далекого прошлого.
На первом этапе военных действий Александру Македонскому противостояли персидские сатрапы, управлявшие Малой Азией. Их 60-тысячное войско было разгромлено в 333 году в битве при реке Граник, после чего греческие города Малой Азии были освобождены. Однако государство Ахеменидов обладало огромными людскими и материальными ресурсами. Царь Дарий III, собрав лучшие войска со всех концов своей страны, двинулся навстречу Александру, но в решающем сражении при Иссе вблизи границы Сирии и Киликии район современного Искандеруна, Турция его 100-тысячное войско было разбито, а сам он едва спасся бегством. Александр Македонский решил воспользоваться плодами своей победы и продолжил поход. Успешная осада Тира открыла ему дорогу в Египет, и зимой 332-331 года греко-македонские фаланги вышли в долину Нила. Население порабощенных персами стран воспринимало македонцев как освободителей. Для сохранения устойчивой власти в захваченных землях Александр предпринял неординарный шаг - провозгласив себя сыном египетского бога Аммона, отождествлявшегося греками с Зевсом, он становился в глазах египтян законным правителем фараоном. Другим способом укрепления власти в покоренных странах явилось переселение в них греков и македонян, что способствовало распространению греческого языка и культуры на огромных территориях. Для переселенцев Александр специально основывал новые города, обычно носившие его имя. Наиболее известный из них - Александрия Египетская. После проведения финансовой реформы в Египте Македонский продолжил поход на Восток. Греко-македонское войско вторглось в Месопотамию. Дарий III, собрав все возможные силы, пытался остановить Александра, но безуспешно; 1 октября 331 персы были окончательно разгромлены в сражении при Гавгамелах близ современного Ирбиля, Ирак. Победители заняли исконные персидские земли, города Вавилон, Сузы, Персеполь, Экбатану. Дарий III бежал, но вскоре был убит Бессом, сатрапом Бактрии; Александр приказал похоронить последнего персидского владыку с царскими почестями в Персеполе. Держава Ахеменидов перестала существовать. Александр был провозглашен «царем Азии».
Считается, что преступление совершили по приказу предыдущей жены Филиппа Олимпиады — таким образом она стремилась освободить своему сыну будущему Александру Македонскому дорогу к трону. В гробнице II лежали останки мужчины и женщины, которая при жизни часто ездила верхом. По мнению учёных, они принадлежали сводному брату Александра царю Арридею и его супруге, "женщине-воину" Адее Эвридике. Новости партнёров:.
Археологи нашли гробницы отца и других родственников Александра Македонского
Греция от : Мифы. Древняя Греция. Погода. Туры. Цены. Отдых 2023 | Но, как пишет Daily Mail, учёные из Университета Фракии имени Демокрита сделали необычное открытие: они утверждают, что скелет брата Македонского ошибочно приняли за скелет его отца Филиппа II. |
Ученые выяснили, как выглядел Филипп II, отец Александра Македонского | "Синусит был не единственным доказательством того, что останки принадлежали отцу Александра Великого. |
Ученые выяснили, как выглядел Филипп II, отец Александра Македонского – Новости науки | Благодаря этому удалось, например, идентифицировать останки царя Македонии Филиппа II, отца Александра Великого. |
Филипп Македонский
Потому что он совершил покушение, в результате которого погиб отец Александра Великого. Здесь археологи обнаружили курган с гробницами отца и сына Александра Великого – македонских царей Филиппа II и Александра IV. На престол Александр взошел в юном возрасте – его отец Филипп был заколот личным телохранителем в 336 году. Генетики подтвердили подлинность останков из греческого склепа в Македонии как принадлежащих царю Филиппу II-отцу Александра Македонского. Отец Александра Македонского был похоронен именно в гробнице I. Зачем Александр Македонский фальсифицировал историю.
Александр Македонский
Александр Македонский-сын русского пастуха Филиппа | Зачем Александр Македонский фальсифицировал историю. |
Ученые указали на гробницу отца Александра Македонского - Новости | Рецензии на книгу «История Филиппа царя македонского, отца Александра Великого». |
Греция от Greek.ru - вся Греция от древности до отдыха в 2023 | Отец Александра III Македонского Филипп II родился в 382 году до н. э. в городе Пелла, столице древней Македонии. |
Ученые указали на гробницу отца Александра Македонского | Походы Александра Македонского. После гибели отца 20-летний Александр был провозглашен царем. |
Информация о канонизации Александра Македонского Македонской православной церковью оказалась ложной | Группа учёных совместно с антропологом Хуаном-Луисом Арсуагой (Испания) доказала, что истинное захоронение отца Александра Македонского, Филиппа ІІ, находится не там, где утверждали с 1978 года археологи. |
ФИЛИ́ПП II
Основой конницы были всадники из Фессалии. Пешие воины носили тяжелые бронзовые доспехи, главным оружием их было македонское копье - сарисса. Александр усовершенствовал боевую тактику своего отца. Македонскую фалангу он стал строить углом, такое построение позволяло концентрировать силы для атаки правого фланга противника, традиционно слабого в армиях древнего мира. Помимо тяжелой пехоты в войске имелось немалое число легковооруженных вспомогательных отрядов из разных городов Греции. Общая численность пехоты составляла 30 тысяч человек, конницы - 5 тысяч. Несмотря на сравнительно небольшую численность, греко-македонское войско было хорошо обучено и вооружено. В 334 году армия македонского царя переправились через Геллеспонт современные Дарданеллы , началась война под лозунгом отмщения персам за поруганные греческие святыни Малой Азии. На первом этапе военных действий Александру Македонскому противостояли персидские сатрапы, управлявшие Малой Азией. Их 60-тысячное войско было разгромлено в 333 году в битве при реке Граник, после чего греческие города Малой Азии были освобождены. Однако государство Ахеменидов обладало огромными людскими и материальными ресурсами.
Царь Дарий III, собрав лучшие войска со всех концов своей страны, двинулся навстречу Александру, но в решающем сражении при Иссе вблизи границы Сирии и Киликии район современного Искандеруна, Турция его 100-тысячное войско было разбито, а сам он едва спасся бегством. Александр Македонский решил воспользоваться плодами своей победы и продолжил поход. Успешная осада Тира открыла ему дорогу в Египет, и зимой 332-331 года греко-македонские фаланги вышли в долину Нила. Население порабощенных персами стран воспринимало македонцев как освободителей. Для сохранения устойчивой власти в захваченных землях Александр предпринял неординарный шаг - провозгласив себя сыном египетского бога Аммона, отождествлявшегося греками с Зевсом, он становился в глазах египтян законным правителем фараоном. Другим способом укрепления власти в покоренных странах явилось переселение в них греков и македонян, что способствовало распространению греческого языка и культуры на огромных территориях. Для переселенцев Александр специально основывал новые города, обычно носившие его имя.
Свое исследование они представили в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. В 1977 году греческие ученые раскопали три гробницы. Именно вторая, не тронутая грабителями, наполненная оружием и изделиями из золота и серебра, получила название «королевской гробницы», а среди обнаруженных в ней останков искали кости Филиппа II.
Первая гробница, с фресками на стенах, была разграблена, а в третьей нашли серебряную погребальную урну с останками молодого мужчины. По мнению Арсуаги и его коллег, другие археологи почти не уделяли внимание захороненным в первой гробнице.
Победа македонцев была полной. После Граника македонский царь отправил в Афины 300 комплектов персидского военного снаряжения и посвятил их Афине Палладе. Надпись повелел он сделать такую: «Александр, сын Филиппа, и все эллины, кроме спартанцев, взяли от варваров, обитающих в Азии». В действительности при Гранике и в следующих сражениях греческие наемники составляли наилучшую часть персидской пехоты. Афинское посольство напрасно просило царя Александра отпустить афинян, взятых в плен при Гранике. Наемников врага македонский царь предполагал сгноить в рудниках.
В продолжение следующего года военных действий македонская армия овладела западным и южным побережьями Малой Азии современная территория Турции и укрепилась в важных стратегических пунктах в глубине полуострова. Следующее большое сражение, на этот раз с главными и наилучшими силами персов во главе с самим персидским царем Дарием, произошло на границе Киликии и Сирии у города Исса в ноябре 333 года до н. Сгрудившаяся в тесной долине персидская армия не сумела воспользоваться своим численным превосходством. Вторая битва — вторая победа. Царь Дарий бежал в Месопотамию, бросив войско, сокровища, мать, жену и детей. Это поражение персов имело огромный политический и моральный резонанс. Тем не менее военное положение македонцев не было блестящим ни в Греции, где персидский флот и персидские деньги отвоевывали потерянное, ни в Малой Азии, куда отступила значительная часть персов после Иссы. Не заботясь о персах, успешно действующих у себя в тылу, после битвы при Иссе Александр предпочел повернуть свою армию на юг, желая подчинить богатые торговые города Финикии.
Это был ход конем. Финикийский флот являлся сильнейшим во всем Восточном Средиземноморье, и именно финикийские корабли составляли основу неодолимой силы персов на море. Военный успех в Финикии должен был лишить персов флота. Большинство ее городов покорилось македонцам по первому их требованию. Крупнейший и наилучшим образом укрепленный финикийский город Тир ныне Сур оказал царю Александру самое отчаянное и длительное сопротивление. Власти Тира поначалу также соглашались подчиниться. Но их условием было то, что Александр Македонский не войдет в городские стены. На горе жителей города царь принимал за Геракла местное божество Мелькарта, святилище которого помещалось в городском центре.
Он не мог отступиться от того, кого считал своим предком, и не взять Тир силой. По словам Арриана и Плутарха, во время осады Александр увидел во сне, как Геракл протягивает ему со стен руку и зовет его к себе. Впрочем, в другой раз сон Александра был, скорее, эротического свойства. Ему приснился сатир, который издали заигрывал с ним, но увертывался и убегал, когда царь пытался его схватить, и дал себя поймать лишь после долгой погони и уговоров. Тогда, словно человека, пойманного с поличным при попытке перебежать к врагу, тирийцы опутали огромную статую бога веревками и пригвоздили ее к цоколю, обзывая Аполлона «александристом». Островное положение делало город неуязвимым. Македонскому царю пришлось засыпать море, соединив остров с материком. Жители взятого штурмом Тира, как до того Фив, были проданы в рабство.
Настоящий полубог Из покорившейся Финикии Александр устремился в Египет, где основал город Александрию. Другим особенным событием его египетского «тура» стало рискованное путешествие через пески ливийской пустыни в оазис Сива к жрецам египетского бога Амона-Ра, которого греки уподобляли своему Зевсу. Арриан представляет дело так: Александра охватило желание отправиться к Амону в Ливию, поскольку говорили, что предсказания Амона сбываются в точности и что именно он давал предсказания Персею и Гераклу. Поскольку Александр стремился подражать этим героям и вдобавок происходил из рода обоих, он возводил свое происхождение к Амону, как возводят мифы происхождения Геракла и Персея к Зевсу. Итак, царь «отправился к Амону, рассчитывая, что он в точности узнает о том, что его касается, или по крайней мере сможет сказать, что узнал». Что именно сказало ему божество устами собственных жрецов, точно не известно. Якобы оно подтвердило божественное происхождение македонского царя. Плутарх в своем жизнеописании Александра дает курьезную интерпретацию этого эпизода.
Согласно Плутарху, египетский жрец, приветствовавший Александра Македонского, желал сказать ему по-гречески «пайдион» «дитя» , но по причине дурного произношения вышло «пай Диос» «сын Зевса». Вполне этим довольный, македонский царь будто бы немедленно удалился. Вовсе не обязательно принимать этот рассказ за чистую монету. В нем скорее угадывается скепсис, с которым на желание Александра сравняться с богами смотрели греки. В Египте таких сомнений возникнуть не могло. Как новый египетский фараон, Александр считался братом и сыном богов на самом законном основании. Не принимая мирных предложений, из Египта завоеватель наконец двинулся за Евфрат, желая встретиться со своим врагом в решающей схватке. Чтобы подготовиться к ней самым наилучшим образом, у персидского царя Дария, или, как более точно звучал его титул, «царя царей», было и время, и возможности.
Войска, стянутые со всех концов его необъятной империи, возможно, отличались разной боеспособностью. Но среди них были действительно отличные воинские части, в том числе тяжелая бактрийская конница, индийские слоны и… греческие наемники. Спустя несколько веков римский историк, автор «Истории Александра Великого» Курций Руф описывает двести персидских колесниц с нескрываемым ужасом: «Копья с железными наконечниками выступали впереди дышла. С обеих сторон хомута было по три меча и еще множество копий. Кроме того, к ступице колес крепились косы, которые должны были разрубать все, что встречается на пути». Около деревни Гавгамелы, недалеко от города Арбелы в Месопотами, персидские военачальники нашли поле для будущей битвы, не походившее на теснину Иссы, где персы так нелепо передавили сами себя. Для лучшего маневра своей конницы, на которую персы особенно полагались, они даже срыли холмы. В октябре 331 года до н.
Все это чересчур походило на страшный капкан, обещавший истребить македонцев. Парменион, военачальник македонского царя, отчаянно советовал ему атаковать персов ночью. Александр Македонский, по преданию, ему ответил, что «не крадет побед». Накануне битвы он так спокойно спал, что его пришлось будить, когда войско уже начинало строиться. Ожидая ночной атаки македонцев, персы простояли в боевом строю всю ночь. Затем у персов все пошло не так, подготовленные атаки не получались, сражение развалилось на несколько схваток, шедших с переменным успехом. Дарий снова раньше времени посчитал, что все погибло, и бежал, так что македонцам оставалось добить разрозненные персидские отряды. Дарий вновь ускользнул.
Но поверженная Персидская империя лежала у ног македонца. Он беспрепятственно вошел в пять ее столиц в Месопотамии, Персиде и Мидии — Вавилон, Сузы, Пасаргады, Персеполь и Экбатаны, и баснословные сокровища попали в его руки. Многое в этом триумфальном шествии теперь было новым. В определенном смысле оно представлялось логическим окончанием греко-персидских войн. Плутарх пересказывает историю о старике, плакавшем от счастья при виде Александра, восседающего на троне некогда столь грозных персидских царей. Из Суз Александр отослал обратно в Афины символический трофей персидского царя Ксеркса — скульптурную группу «тираноубийц» Гармодия и Аристогитона, борцов за афинскую демократию, одно из самых прославленных произведений раннего классического искусства.
Будущий царь подошёл к мыслителю на общественной площади и спросил, может ли он в своём огромном богатстве что-нибудь для него сделать. Александр был настолько очарован отказом Диогена, что заявил: «Если бы я не был Александром, я был бы Диогеном». Александр и Диоген. Годы спустя, в Индии, Александр приостановил свои военные завоевания, чтобы провести длительные дискуссии с гимнософистами, «голыми философами» индуистской или джайнской религий, которые избегали человеческого тщеславия, с коим связывали и ношение одежды. Александр Великий за все пятнадцать лет завоеваний умудрился не проиграть ни одного сражения. Александр был гениальным военным тактиком и стратегом. Военная тактика и стратегия Александра Великого до сих пор являются предметом изучения в военных академиях. С момента своей первой победы в возрасте восемнадцати лет Александр заработал репутацию лидера у своих людей. Македонский умел провести битву с невероятно впечатляющей скоростью. Его люди со сравнительно небольшими силами быстро достигали позиций врага и ломали их оборону прежде, чем те могли что-либо понять и подготовиться. После укрепления своего царства в Греции в 334 г. Центральным элементом боевых сил Александра Великого была 15-тысячная македонская фаланга. Её подразделения сдерживали вооружённых мечами персов шестиметровыми пиками, называемыми сарисса. Македонский назвал в свою честь семь десятков городов, а один даже в честь своей лошади. Честолюбие Александра Македонского не знало границ. Александр безусловно страдал манией величия, но положа руку на сердце, имел на это полное право. Он был гением, считавшим себя богом. Македонский любил называть завоёванные города в честь себя любимого. Так образовалось множество Александрий, самая известная из которых была основана в устье Нила в 331 году до нашей эры. Сегодня это второй по величине город Египта. По другим Александриям можно проследить путь следования его войска через территорию современной Турции, Ирана, Афганистана, Таджикистана и Пакистана. Недалеко от места битвы на реке Гидасп - самой дорогой победы его индийской кампании, Александр основал город Буцефала.
2. Александр Великий за все пятнадцать лет завоеваний умудрился не проиграть ни одного сражения.
- Ученые проверят подлинность останков отца Александра Македонского
- Тень отца Александра Великого. Где Филипп?
- Жизнь и смерть Александра Великого (Македонского)
- Филипп Македонский
- Ученые выяснили, как выглядел Филипп II, отец Александра Македонского
Александр Македонский – «cын Зевса»
Сейчас эксперты убеждены, что скелет сводного брата — это останки отца Македонского, и наоборот. Филипп II Македонский /Великий отец в тени великого сына/отец Александра Македонского/ Уроки истории. А вот место захоронения самого Александра Македонского до сих пор остается загадкой.
Найдена могила отца Александра Македонского: наконец скелет идентифицирован
Отцом Александра был македонский царь Филипп II. Археологи обнаружили останки Филиппа II, отца Александра Македонского, и выяснили, что он хромал на левую ногу, страдал от искривления шеи и обладал внушительным ростом для своего времени – 180 сантиметров. После смерти царей Филиппа и Афея супруга последнего царица скифская Артаксия отказалась платить дань македонскому царю Александру, которую наложил на скифов отец Александра Филипп. Отец Александра, царь Македонии Филипп II, был великолепным главнокомандующим, который растил сына воином с самого детства.
Убийство на фоне гомосексуального насилия. Как погиб отец Александра Великого?
Археологи обнаружили останки Филиппа II, отца Александра Македонского, и выяснили, что он хромал на левую ногу, страдал от искривления шеи и обладал внушительным ростом для своего времени – 180 сантиметров. Македонский Александр Ещё в детские годы Александр Македонский отличался от сверстников: был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно; честолюбие же Александра было безгранично. Информация о канонизации Александра Македонского Македонской православной церковью оказалась ложной. Вид фасада Гробницы македонского царя Филиппа II, отца Александра Македонского. Иногда я думаю, что Александр, который считал себя потомком Зевса по линии Геракла, как и его отец — македонский царь Филипп, был наделен какой-то божественной силой, и создание им великой империи стало не иначе как божественным промыслом. Однако уже в 1950 учёные начали думать, что останки принадлежат Филиппу II, который считается отцом Александра.