Душанбе обеспокоен проблемами, с которыми сталкиваются граждане Таджикистана при пересечении российской границы. И хотя сегодня официальные таджикские власти уверяют, что поводов для беспокойства нет, судя по количеству продаваемых билетов, но Россия перестает быть землей обетованной для таджиков.
Таджикистан пожаловался на проблемы с въездом соотечественников в Россию
100 фактов о Таджикистане. | Пикабу | При сохранении нынешних темпов раздачи гражданства к 2030 году таджиков в России будет насчитываться только с приобретённым гражданством не менее 1.5 млн (это мы ещё по скромному взяли), это не считая их детей, рождённых уже здесь, а также тех, кто живёт в. |
Президент Таджикистана Рахмон после теракта заявил о репутации таджикской нации — | отмечается в сообщении. |
Ф.Раззоков: Почему таджики называются таджиками? В исторической науке существуют два взгляда... | ТАДЖИКИ (самоназвания – таджик, тоджик), народ иран. группы, осн. население Таджикистана. |
«Страна отсутствующих мужчин»: традиции, обычаи и особенности жизни в Таджикистане (видео) | В Китайском Синцзяне «таджиками» называют сарыкольцев — один из памирских народов, представители которого обычно не знают персидского (таджикского) языка. |
Таджикистан | При сохранении нынешних темпов раздачи гражданства к 2030 году таджиков в России будет насчитываться только с приобретённым гражданством не менее 1.5 млн (это мы ещё по скромному взяли), это не считая их детей, рождённых уже здесь, а также тех, кто живёт в. |
«Я не знаю почему, но в Таджикистане нет работы, там даже мало кто знает, что такое пицца»
О чем свидетельствуют следующие сведения: "В начале VII в. Земледельческие области Ср. Несмотря на то, что они были вынуждены выплачивать тюркам дань, некоторые владения приобрели политическую самостоятельность и свободу внешних сношений. Тюрки же после разгрома эфталитов ушли на северо-восток, в степные районы. Значительная часть тюрок поселилась в Северной и Восточной Фергане, в районах тяготевших к Ташкенсткому оазису и Семиречье. В южных и центральных районах Согда и Тахористане их влияние было незначительным" Средняя Азия в раннем средневековье, Москва 1999.
Несмотря на явную фальсификацию фактами все же требует внимания следующее высказывание: "Жалкие остатки согдийского и бактрийского этноса после полномасштабного разгрома были вытеснены в Восточный Туркестан, Памир и частично Южные провинции современного Афганистана, вплоть до Северного Пакистана. На их территории остались жить арабы и их мавали персы, которых местное население называло тазиками. В разные эпохи данный этноним имел разное значение и различный степень распространения. Впоследствии они и стали основой персо-таджикской этничности. Если же говорить об исконности, опять придется напомнить вам очевидные факты" Э.
Асанов: Исторический зоопарк. Из цикла "Основные заблуждения узбекской истории" ответ Х. И вновь автор этих строк вместо того, чтобы внимательно основать свои доводы на научных фактах которые тоже отсутствуют делает далеко идущие выводы. По поводу вытеснения согдийцев, бактрийцев и другого местного населения Ср. В действительности имела место борьба местного населения против завоевателей, но отнюдь она не сопровождалась массовым уходом населения.
Так, например, на исторических фактах известно, что завоевания территории Ср. Гафуров, ук. Это дает повод допустить, что за все это время была та противостоящая завоевателям людская база. Кроме того, завоевания арабов не сопровождались массовым истреблением населения завоеванных городов, как это имело место например, в эпоху монгольского нашествия. Тем более в исторических источниках упоминается о том, что города сдавшие свои позиции, с арабами заключали договор по которому платили требуемую последними плату см.
Судя по этим данным, арабы были заинтересованы в сохранении населения завоеванных земель. Так как, это удовлетворяло их далеко-идущие планы по исламизации других народов, что, кстати, им удалось. Факт исламизации нельзя путать. Следует отметить тот важный факт, что также не осуществлялось массовое переселение самих же арабов в Ср. Единственный раз это имело место когда в целях установления канонов ислама сюда были переселены 50 тыс.
В противовес этому факту следует отметить, что благодаря благоприятным условиям, в Ср. Новые материалы к истории согдийских колоний в районе Дуньхуана. Также о малочисленности арабов по отношению местному населению свидетельствуют следующие сведения: "Ты против меня воюешь с помощью моих же братьев и членов моей семьи, попробуй поставить арабов против меня" Гафуров Б. Данный отрывок из уст правителя Самарканда — Гурака, свидетельствует о том, что арабам удалось привлечь достаточно большое количество населения в свою сторону и использовать их что говорит, также о недостаточном обеспечении рядов завоевателей их соплеменниками т. Так стоит ли поддаваться соблазну утвердить, что все население было ассимилировано или изгнано?
Если не имело место массовое истребление и отток людей, то куда они все делись? Нам кажется правомерным было бы согласиться, что основная часть населения осталось в своих прежних городах и селах, тем более если учесть, что борьба в Согде, Чаче, Фергане, Тохаристане и Хатлоне против арабов продолжалось вплоть до начала IX века ук. С этими не прекращающимся восстаниями местного населения, на наш взгляд, как раз следует связывать и установление персидско-таджикского языка в качестве единого языка общения между согдийцами, ферганцами, бактрийцами и др. Ведь не могли же персы будучи наравне с арабами пришельцами как об этом заявляет А. Эсанов навязывая свой язык, руководит непрерывному восстанию против захватчиков.
Даже если допустить данное предположение, то возникает следующий вопрос. Почему населения Согда, Ферганы, Бактрии, Хатлона и Тахористана вдруг симпатизировало персам с запада а не туркам с севера, которые некоторое время выступали в качестве союзников и совместно боролись против арабов?. Может это следует объяснить следствием их давнего родства и непрерывных до того времени тесных культурных и полито-экономических связей в составе государств Ахеменидов, Парфян, Кушанов, Эфталитов и наконец Сасанидов?? Тут уместно привести пословицу "счастья бы не было, да несчастье помогло", то есть, говоря другими словами совместная борьба населения Мавераннахра и Хорасана против захватчиков ускорила их соединение в единое языковое, культурное и политико-экономическое образование. Кроме того, меры по уменьшению налогов для новообращенных в ислам и многие другие социально-экономические преимущества диктовали местному населению принять новую религию а не путем их ассимиляции , и тем самым быть привлеченными в социально-экономическую жизнь в новых условиях.
Об этом свидетельствует передача местным династиям уже с начала IX в с 821 г. А по поводу островков восточноиранских диалектов сохранившихся в Верховьях Зеравшана долина Ягноб и Бадахшана следует отметить, что эти районы еще тогда до и после прихода арабов в силу географической изолированности все эти диалекты сохранились в труднодоступных горных местностях оставались в стороне от значительных социально-экономических событий и имели характер далекой провинции. Об этом свидетельствует тот не- маловажный факт, что ягнобский язык не только не идентичен с памирскими диалектами, но и сами памирские диалекты настолько отличаются, что здешнее население для понимания друг друга часто прибегает к употреблению таджикского языка в бадахшанском диалекте. Архаичность некоторого населения Бадахшана, до образования советских республик в Ср. Андреевым в его кн.
Кроме того, последнее таджикско-итальянское исследование показало, что отраженный в документах из Муга согдийский язык не является прямым предшественником ягнобского языка доклад таджикско-итальянской экспедиции в Институт истории им. Дониша АН РТ в 2009 г. Следовательно, они еще, в свое время, были отдаленны от согдийского и бактрийских языков и представляли собой относительно изолированные диалекты. Если наши оппоненты не согласятся, то следует задать им следующий вопрос? Почему в течение девяти веков политического доминирования тюркоязычных племен ягнобцы не приняли хоть какой-либо тюркский элемент в свою среду, несмотря на то, что в отличие от горного Бадахшана вся территория Зеравшанской долины в течение всего этого времени подчинялась эмирам и ханам?
Не связано ли это с обоснованной автором причиной о труднодоступности их места проживания. Если это не удалось сделать тюркам то почему такое должно было иметь место до них, в период арабов и согдийцев?. Все приведенные аргументы является предположением автора и не претендует на бесспорность. Но, тем не менее, эти предположения более убедительнее, чем убеждение наших оппонентов, которые считают, что вся Согдиана и Бактрия были выдворены в труднодоступные районы, а их города и села на равнинах заняли арабы и персы. Как отмечает Б.
Гафуров: "Еще за долго до прихода арабов в Среднюю Азию благодаря развитым экономическим и культурным отношениям, между отдельными областями и государствами Ср. А… был очевидным, что ряд народностей Ср. Таким образом, думаю, что вопрос по этногенезу таджиков исчерпан, а продолжение обсуждения этой проблемы, после столь многочисленных аргументов, просто бессмысленно. Следовательно, приведенные нами аргументы заставят передумать А. Эсанова и других апонентов, которые приводя нелепые цитаты делают подобные заключения: "…никаких свидетельств существования мифического Исторического Таджикистана нет.
Средневековые данные, которыми аргументируют свои доводы сторонники этой гипотезы, на самом деле ничего не доказывают. Более того, как мы видим, в средневековье этноним "таджик" имел совершенно другое значение" А. О каких основаниях вообще А. Эсанов говорит, если он их даже не приводит? И почему же он не утруждает себя привести цитаты по поводу аргументов своих оппонентов?
И как вообще можно заставить читателя верить во второе, если о первом практически замалчивается? Однако, этот труд мы взяли на себя и постарались дать читателю познакомиться с несколькими из этих фактов, основанные на достоверных греческой, китайской и др. Теперь несколько слов по поводу сложение таджикско — новоперсидского языка. Наши оппоненты считают, что таджикский язык является пришлым языком на территории Средней Азии. В таком случае хотелось уточнить у них, если таджикско — новоперсидский язык является пришлым или чужим для автохтонного населения Средней Азии, которое им пользуется до сего дня, то где тогда он вообще сложился иными словами какой регион можно локализовать в качестве родного место-появление таджикского языка.
НФТ был организован руками руководства, спецслужб и вооружённых сил Республики Узбекистан, а в организации Народного фронта лично участвовал тогда подчинявшийся Вооружённым силам Узбекистана полковник Владимир Квачков. По официальной версии он умирает от инфаркта, но по версии его жены он был убит — на его теле были обнаружены кровоподтёки и другие следы насильственной смерти. Масуд скончался от ран на следующее утро, 10 сентября. По версии спецслужб, в кругах Ахмад Шаха Масуда находились завербованные американскими спецслужбами исполнители ликвидации Усама бен Ладена. Но бен Ладен превентивно ликвидировал Ахмад Шаха Масуда. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на вторичные научные источники.
Области расселения таджиков в Средней Азии и Афганистане не образуют цельного ареала.
Любовь к национальным костюмам Понятно, что в современном мире практически у каждого народа есть возможность пользоваться передовыми достижениями техники, покупать одинаковые товары, следовать мировым тенденциям моды. В связи с этим многие нации становятся похожими, утрачивают свою индивидуальность.
Многие, но только не узбеки и таджики. Оба народа очень любят одеваться согласно традиции, если не в национальный костюм в его первозданном виде, то, по крайней мере, используя детали и мотивы национального одеяния, стилизуя под него свою повседневную одежду. Итак, традиция одеваться аутентично и самобытно - это то, чем таджик от узбека отличается в меньшей степени.
Однако сами национальные костюмы имеют свои особенности и отличительные черты. Национальный узбекский костюм Основным элементом как мужского, так и женского гардероба в Узбекистане принято считать халат. Он может быть теплым или легким, простым или праздничным, но всегда он расшит особым узором, имеющим символическое значение: одни узоры служат оберегом хозяина, другие - говорят о его статусе.
Другим обязательным предметом одежды является головной убор - это традиционная тюбетейка, также богато украшенная, или же чалма тюрбан , женщины также покрывают головы платком либо носят паранджу. Также девушки-узбечки носят просторные платья и шаровары кстати, таджикский национальный женский костюм тоже сочетает в себе платье и штаны. Мужские же брюки называются иштон - они просторные, суженные книзу.
Под халат надевается мужская узбекская рубашка - куйлак. Незаменимым для мужчины будет и кийикча, то есть подобие нашего пояса, которым подпоясывается халат. Обувь, что в Узбекистане, что в Таджикистане делают из тонкой кожи, в таких сапогах не жарко летом и не холодно зимой.
Ранее сообщалось, что торговля Таджикистана с Россией резко выросла. Все новости на тему:.
«Наши дети играют в таксистов». Почему таджикские мигранты рвутся в Россию?
Суд рассмотрит дело гражданина Таджикистана о жестоком убийстве женщины на пляже в Сочи, сообщило СУСК РФ по Краснодарскому краю. И хотя сегодня официальные таджикские власти уверяют, что поводов для беспокойства нет, судя по количеству продаваемых билетов, но Россия перестает быть землей обетованной для таджиков. Предками современных таджиков были персы, или иранцы, поэтому таджикский язык многие лингвисты относят к подвиду персидского языка (фарси). Кто такие Таджики?! Kreativ by Farkhod V #15 (20.05.2019). Рахмон подчеркнул, что жители Таджикистана должны беречь молодое поколение от воздействия деструктивных групп и движений. Гражданина Таджикистана выдворят из России за то, что он оскорбил девушку в Челябинске из-за внешнего вида.
Путин принял лидера Таджикистана в главном дворце Кремля
Таджикистан: свежие новости, последние события на сегодня - Новости | Кто-то испугался сам, что не пройдёт фейс-контроль и поспешил покинуть северные широты. |
О чем говорят по-таджикски боевики из «Крокус Сити Холла» на видео от первого лица | Страна и мир - 15 июня 2023 - Новости Кургана - |
Кто Такие Таджики? Российский Политолог Оценил Историю Таджиков - YouTube | Атовулло, 35-летний таджик, живущий в Москве, рассказал изданию Eurasianet, что хозяин квартиры выселил его без объяснения причин сразу после трагедии в «Крокус». |
Таджики | Этнос | Ассамблея народа Казахстана | Рахмоновский Таджикистан все отчетливее превращается в «слабое звено» системы обеспечения защиты российских интересов на постсоветском пространстве. |
КТО ТАКИЕ ТАДЖИКИ? | Интерфакс: В министерстве иностранных дел Таджикистана в пятницу состоялась встреча с послом РФ в республике Семеном Григорьевым, сообщило управление информации и печати МИД Таджикистана. |
Таджики — многочисленный народ Средней Азии
На территории Афганистана проживает больше таджиков, чем в самом Таджикистане. Страна и мир - 15 июня 2023 - Новости Самары - Поэтому Таджикистан, пользуясь прерогативой маленьких стран, распродает свои ресурсы тем, кто готов больше заплатить. С ближайшими «родственниками» иранцами из-за их исламского фундаментализма дело у таджиков не заладилось.
Кто такие Таджики? Краткая история народа.
Рахмоновский Таджикистан все отчетливее превращается в «слабое звено» системы обеспечения защиты российских интересов на постсоветском пространстве. Страна и мир - 15 июня 2023 - Новости Волгограда - Интерфакс: В министерстве иностранных дел Таджикистана в пятницу состоялась встреча с послом РФ в республике Семеном Григорьевым, сообщило управление информации и печати МИД Таджикистана. МИД Таджикистана пригласил посла России в стране Семена Григорьева обсудить проблемы с переходом российской границы. Обозреватель «АиФ» заметил: Таджикистан больше не является нищей республикой. Нашлись и те, кто увидел в словах президента Таджикистана двойной смысл.
Шагреневая кожа: таджикская диаспора в России стремительно сокращается
Некоторые таджикские мигранты предполагают, что это связано с терактом в "Крокус Сити Холл", после которого 11 граждан Таджикистана были арестованы. Этой весной читайте нас в Telegram , Facebook , Instagram , Яндекс.
Ушел, стал работать на стройке. После пандемии сразу поехал домой, но на родине работы не особо, да и зарплаты тоже… Здесь больше шансов заработать. Здесь я находил друзей только среди своих, односельчан. Но в такси часто бывают неприятные ситуации. Погода была дождливая, и пассажирка начала высказывать претензии, что у меня машина грязная.
Она меня сразу обозвала хамом, чушпаном. Неприятно, но такие случаи часто бывают. Чувствуется, что ситуация накаляется. Строже стало. Слухи это или правда — не знаю. Некоторым — тем, кто работает на стройке, например — предлагают дома сидеть. Илья 19 лет, Москва.
Стилист, родился в Узбекистане «Я родился в Узбекистане, мама у меня русская татарка, папа — узбекский еврей. Когда мне было 6 лет, мы с матерью эмигрировали в Россию. Тогда я знал два языка: русский и узбекский, смешанный с татарским. Но по приезде в Москву начал забывать узбекский, больше учил русский. В 7 лет я пошел в 1-й класс, и до 5—6-го класса были притеснения на почве расовой принадлежности : со мной никто не сидел за одной партой, мальчики вообще не дружили. У нас была девочка, азербайджанка, с довольно выразительной внешностью: смугленькая, маленькая, с волосами на локтях и на лице — ей говорили, что она вонючая. Я пытался с ней подружиться, поговорить, поддержать, когда нас обоих притесняли.
На протяжении нескольких месяцев мы вдвоем ходили за руку в столовую. Меня запирали в туалете, ставили подножки, подставляли. Самый вопиющий случай я называю «четыре дольки помидора». У нас была продленка, на столах стояли по четыре дольки помидора, а я в детстве их обожал. Я спросил у каждого, с кем я сидел рядом, — а это была такая «крутая» шайка ребят из обеспеченных семей — можно ли взять эти помидоры, хотя бы часть из них? Мне сказали: да, бери. Я съел все помидоры, и на меня потом пожаловались: сказали, что я все съел, ни у кого ничего не спросив.
Сам теракт может выглядеть как цепочка: западная спецслужба — украинская спецслужба — ОПГ в Таджикистане, связанные с нароктрафиком — посредники из таджикского землячества в России. Центральные фигуры схемы — это исполнители, которые действовали профессионально, это явно не люди со стройки, а лица с опытом боевой и диверсионной деятельности. В Средней Азии существует целый пласт таких «наемных солдат» цветных революций, которые кочуют из одних горячих точек в другие. Можно условно назвать их террористами-наемниками, профессиональными диверсантами. Опять же, здесь возникает связь с январскими событиями в Казахстане, которые были организованы точно такими же профессионалами-наемниками, связанными с исламским терроризмом, но при этом не выступавшими от имени какой-то мусульманской организации. Услуги таких людей нельзя купить на базаре — это не киллеры из ОПГ в 1990-х, это тщательно законспирированное «спящее» подполье, контакты с которым имеют только западные спецслужбы, поскольку именно они создавали и финансировали ИГИЛ.
Однако, с точки зрения семантики, таджикской морфологии и исторического употребления, трактовка таджиков как «коронованных» сомнительна [13] , и связь этнонима с короной остаётся лишь красивым созвучием. Расселение Этническая карта Таджикистана. Памирцы и ягнобцы из таджиков не выделены. Пожилой таджик. Области расселения таджиков в Средней Азии и Афганистане не образуют цельного ареала. С одной стороны это связано с тем, что оседлое таджикское население издавна привязано к земледельческим оазисам и долинам, разделённым пустынями и горными хребтами. С другой стороны таджикские поселения часто отделены между собой порой значительными массивами узбекской на севере и пуштунской на юге этнической территории, что отражает исторические процессы вытеснения персоязычия из Средней Азии динамичными тюркской преимущественно карлукоязычной и пуштунской общностями, начавшиеся соответственно в XI и XIV веках. Население многих таджикских областей является смешанным, в ряде местностей таджикские селения представляют собой островки среди иноязычного окружения, являясь по сути реликтами древнего сплошного таджикского ареала. Другими крупными более 100 тыс.
Рахмоновский Таджикистан становится слабым звеном для России
По всему центру рассажено много деревьев и цветов, но сами таджики, в отличие от узбеков, в одежде предпочитают в основном аскетичные темные тона. Таджики — это люди в черном. Среди мужчин в теплую зиму настолько теплую, что и зимой-то это не назовешь распространены кожаные куртки с воротником на черном меху. И женщины носят на себе в основном одежды неярких расцветок. В рабочие дни на улицах полно людей в деловых костюмах. По первому впечатлению Душанбе — это город чиновников, бизнесменов и учащихся, которые готовятся ими стать. Это Исмаил Самани — эмир из персидской династии Саманидов, правящий на рубеже 9-10 веков нашей эры.
Его царство тогда включало территории не только нынешнего Таджикистана, но и земли современного Узбекистана, Казахстана, Туркменистана, Афганистана и Ирана. На площади Дружбы в Душанбе Исмаилу Самани возведен монумент. Самани стоит под аркой, увенчанной короной, и сжимает в руках скипетр. По бокам его сторожат каменные львы и дежурит живой охранник. Высота памятника тринадцать метров. О еще одной тринадцатиметровой достопримечательности Душанбе я еще расскажу.
Нация начинается с языка, а если смотреть глубже — нацию формирует язык литературный. За национальную литературу у таджиков отвечает Абу Абдуллах Рудаки — древний персидский поэт, родившийся раньше великого таджикского эмира, но переживший его. Рудаки писал стихи при дворе Саманидов. Этот персидский поэт, как и древнегреческий Гомер, был слепым. Но, как и Гомер, был слепым не от рождения, хотя были мнения и об обратном. Врожденную слепоту у Рудаки опровергли советские антропологи, а у Гомера литературоведы — если человек пишет в «Илиаде», что за копьем летит и тень копья, разве может он быть слепым с рождения?
Впрочем, многими литературоведами-историками ставится под сомнение существование и самого Гомера. В отличие от Рудаки — памятник персидскому поэту стоит в парке Душанбе, названном его именем. Проспект Рудаки в самом своем начале пересекается с другим «литературным» проспектом, названным в честь основателя уже советской литературы Таджикистана — писателя Садриддина Айни. На пересечении проспектов стоит монумент этому таджикскому писателю. С его творчеством я тоже знаком не был, но отметил, что его каменный образ издалека напоминает Максима Горького в тюбетейке. И действительно, потом я выяснил, что Айни с Горьким дружили и встречались.
Позади каменного писателя в скульптурной композиции запечатлены герои его книг — красноармейцы загнали басмача, и тот отстреливается из револьвера. В 90-х красноармейцы ушли, а вот басмачи вернулись — об этом дальше. Улицы и парки Душанбе увешаны национальными флагами так, что рябит в глазах — российские флаги в таком количестве в Москве можно увидеть только по праздникам или когда мы очередной Крым вернем назад. Главный и второй в мире по величине флаг развевается в Душанбе в парке Национального флага. Первый в мире — у арабов, за теми не угонишься. Но таджики удовлетворены и вторым местом.
Правда, здесь нет такого ветра гигантского, чтобы этот «парус» раздувать, большую честь времени флаг висит. Также в Таджикистане возвели самую большую в Средней Азии мечеть. Мечеть пока не функционирует, но идут отделочные работы и она скоро откроется. В Душанбе вообще развита болезнь гигантомания. Элитка строится многоэтажная, перед каменными великанами правительственных министерств и ведомств чувствуешь себя ничтожеством. Слева от парка Национального флага через охраняемый забор виден в солнечной дымке роскошный дворец восточного властолюбца.
О нем тоже еще напишу. А кто-нибудь до меня заметил, что таджикский флаг напоминает ирландский? Обратите внимание, похож. Но таджики, конечно, не ирландцы. Они — арийцы. Давным-давно их тут, в предгорьях Памира, «забыли» древние персы.
Сейчас иранцы — ближайшая родня таджиков — морями вот теплыми по бокам обложились, ядерный костерок раздувают на азиатском арьергарде. А таджикам горы и пески одни достались. Сидели они бедными родственниками на неудобных скалах, пока им не сформировали отдельную республику в составе Советского Союза. Развал СССР для таджиков стал полной неожиданностью. Вообще, опрашивая свидетелей тех лет, понимаешь масштаб преступления, совершенного в Беловежской пуще в декабре 1991 года. Распадом Союза не преминули воспользоваться темные силы.
С гор, из Пакистана и Афганистана, спустились исламисты, и началась кровавая бойня. Душанбе захватила исламская оппозиция. Кстати, во время беспорядков в столице был убит самый честный гаишник Таджикистана Мулло Нуров. Это была легендарная личность — его историю можно найти в интернете. Сейчас такие неподкупные и принципиальные гаишники здесь не рождаются. Таджикский милиционер был и колоритным — в отличие от бородатых исламистов он носил роскошные будёновские усы.
Таджикистан — самая пострадавшая от распада Союза республика. При разделе пирога СССР, пока другие народы утверждали себя на территории бывшей советской империи, Таджикистан был объят гражданской войной, которую удалось остановить только внешнем вмешательством и большой кровью. В итоге, среди таджиков сейчас проявляется недовольство. Самарканд и Бухару они до сих пор считают своими областями и сетуют на то, что в СССР во время переписи всех таджиков, живущих там, поголовно записывали в узбеки. Эти земли в годы СССР являлись основой для хлопковой промышленности — главной специализации советского Таджикистана. Но зато Таджикистан владеет одним из самых ценных ресурсов в Средней Азии — пресной водой.
Ледники таджикских гор питают реки Амударья и Сырдарья. Стоящая на Сырдарье Фархадская ГЭС, головной узел которой находится на территории Таджикистана, послужила предметом территориальной претензии соседнего Узбекистана. Узбекистан возражает и против строительства Рогунской ГЭС, считая, что она может вызвать обмеление Амударьи. И с Киргизией, в том числе и из-за воды, в конце апреля этого года разгорелся на границе вооруженный конфликт, который остановило вмешательство России. Не хватало еще, чтобы страны ОДКБ между собой воевали! Также горы Таджикистана богаты полезными ископаемыми.
Тут есть все. И алюминий, и золото, и медь, и многое другое. Проще перечислить, чего нет в таджикских горах. Мировая шкатулка Шахерезады! Но чтобы их разрабатывать, требуются большие инвестиции. Поэтому Таджикистан, пользуясь прерогативой маленьких стран, распродает свои ресурсы тем, кто готов больше заплатить.
С ближайшими «родственниками» иранцами из-за их исламского фундаментализма дело у таджиков не заладилось. Поэтому, помимо нас, в Таджикистан стали активно вкладываться китайцы. Китайцы строят здесь дороги, китайцы построили в Душанбе ГЭС, китайцы здесь вовсю осваивают золотые рудники. Свято место пусто не бывает. Если не дай Бог Россия уйдет из Таджикистана, то здесь будет Китай. На улицах Душанбе нам повстречались и индусы.
Причем мы встретили их у бюста Махатмы Ганди.
И действительно, в одном из населенных пунктов возле поста ДПС ночью на перекресток вышли двое гаишников, которые останавливали всех подряд. Наш водила не растерялся. Схватив мелочь, он быстро устремился на пост и так же быстро из него вернулся. Как тут все быстро решается.
По дороге слушали восточную музыку. Меня заинтересовала одна медитативная тема, ввергающая слушателя в нарастающий темный экстаз. Потом я узнал, что она написана в жанре традиционной памирской музыки, который называется рапо. Темные громадные силуэты нависших гор, нагнетающая восточная мелодия… Я чувствовал себя Фродо, который отправляется в гости к Саруману. О кольце всевластия — дальше.
Расстояние от границы до Душанбе около 250 км, мы преодолели его примерно за 4 часа. Такое стало возможно благодаря тоннелю «Истиклол» тадж. Спроектировали его еще в годы Советского Союза. Однако начавшуюся стройку остановил развал СССР. Не до строек стало, в Таджикистане вспыхнула гражданская война.
Строительство «Независимости» возобновили с помощью иранских компаний в 2003 году. В 2006 году тоннель официально открыли, но потом еще часто закрывали и долго ремонтировали. Во время ремонтных работ дорога на Душанбе шла через лавиноопасный Анзобский перевал. Лавины и аварии здесь частое явление, поэтому у дороги можно заметить одиноко стоящие экскаваторы, а вдоль трассы между дорожными столбиками насыпаны против наледи аккуратные горки песка. В итоге недавно, в 2017 году, дорога через тоннель была окончательно введена в эксплуатацию.
Проехав тоннель и множество арочных галерей, мы спустились на равнину. Мы ехали вдоль реки, вдоль высоких деревьев, пока не въехали в большой и незнакомый нам город. Ну здравствуй, Душанбе! И в Москве, конечно же. В столицах пахнет свежестью, пахнет ультрафиолетом, пахнет озоном.
Это запах солнца, которое светит не для всех, это запах благополучия. И он обязательно сочетается с широкими проспектами, высокими небоскребами, пышными клумбами, зелеными парками и газонами. Так вот, в Душанбе пахло именно так. Возможно, опять сломаю кому-нибудь стереотипы, но Душанбе оказался очень современным городом. Здесь, как и во всех столицах мира, широкие проспекты, пышные клумбы, зеленые парки, цветочные бульвары, бетонные высотки.
Здесь есть «Ашан», в конце концов. Также имеются в наличии модные клубы, дорогие рестораны, престижные автомобили и красивые девушки. Здесь можно хорошо отдохнуть. При наличии денег, естественно. Причем стоят удовольствия, по московским меркам, недорого.
В Душанбе москвичу, коим я являюсь, комфортно. Вечером здания пылают подсветкой, бульвары украшены иллюминацией. По бульварам и паркам прогуливаются парочки, семьи, молодежь. За порядком пристально следят наряды милиции. Всё как у москвичей.
По всему центру рассажено много деревьев и цветов, но сами таджики, в отличие от узбеков, в одежде предпочитают в основном аскетичные темные тона. Таджики — это люди в черном. Среди мужчин в теплую зиму настолько теплую, что и зимой-то это не назовешь распространены кожаные куртки с воротником на черном меху. И женщины носят на себе в основном одежды неярких расцветок. В рабочие дни на улицах полно людей в деловых костюмах.
По первому впечатлению Душанбе — это город чиновников, бизнесменов и учащихся, которые готовятся ими стать. Это Исмаил Самани — эмир из персидской династии Саманидов, правящий на рубеже 9-10 веков нашей эры. Его царство тогда включало территории не только нынешнего Таджикистана, но и земли современного Узбекистана, Казахстана, Туркменистана, Афганистана и Ирана. На площади Дружбы в Душанбе Исмаилу Самани возведен монумент. Самани стоит под аркой, увенчанной короной, и сжимает в руках скипетр.
По бокам его сторожат каменные львы и дежурит живой охранник. Высота памятника тринадцать метров. О еще одной тринадцатиметровой достопримечательности Душанбе я еще расскажу. Нация начинается с языка, а если смотреть глубже — нацию формирует язык литературный. За национальную литературу у таджиков отвечает Абу Абдуллах Рудаки — древний персидский поэт, родившийся раньше великого таджикского эмира, но переживший его.
Рудаки писал стихи при дворе Саманидов. Этот персидский поэт, как и древнегреческий Гомер, был слепым. Но, как и Гомер, был слепым не от рождения, хотя были мнения и об обратном. Врожденную слепоту у Рудаки опровергли советские антропологи, а у Гомера литературоведы — если человек пишет в «Илиаде», что за копьем летит и тень копья, разве может он быть слепым с рождения? Впрочем, многими литературоведами-историками ставится под сомнение существование и самого Гомера.
В отличие от Рудаки — памятник персидскому поэту стоит в парке Душанбе, названном его именем. Проспект Рудаки в самом своем начале пересекается с другим «литературным» проспектом, названным в честь основателя уже советской литературы Таджикистана — писателя Садриддина Айни. На пересечении проспектов стоит монумент этому таджикскому писателю. С его творчеством я тоже знаком не был, но отметил, что его каменный образ издалека напоминает Максима Горького в тюбетейке. И действительно, потом я выяснил, что Айни с Горьким дружили и встречались.
Позади каменного писателя в скульптурной композиции запечатлены герои его книг — красноармейцы загнали басмача, и тот отстреливается из револьвера. В 90-х красноармейцы ушли, а вот басмачи вернулись — об этом дальше. Улицы и парки Душанбе увешаны национальными флагами так, что рябит в глазах — российские флаги в таком количестве в Москве можно увидеть только по праздникам или когда мы очередной Крым вернем назад. Главный и второй в мире по величине флаг развевается в Душанбе в парке Национального флага. Первый в мире — у арабов, за теми не угонишься.
Но таджики удовлетворены и вторым местом. Правда, здесь нет такого ветра гигантского, чтобы этот «парус» раздувать, большую честь времени флаг висит. Также в Таджикистане возвели самую большую в Средней Азии мечеть. Мечеть пока не функционирует, но идут отделочные работы и она скоро откроется. В Душанбе вообще развита болезнь гигантомания.
Элитка строится многоэтажная, перед каменными великанами правительственных министерств и ведомств чувствуешь себя ничтожеством. Слева от парка Национального флага через охраняемый забор виден в солнечной дымке роскошный дворец восточного властолюбца. О нем тоже еще напишу. А кто-нибудь до меня заметил, что таджикский флаг напоминает ирландский? Обратите внимание, похож.
Но таджики, конечно, не ирландцы.
Оплату одному исполнителю оценили в миллион российских рублей — около 11 тысяч долларов США, половину внесли на карту. Понятно, что всем подряд такое не предлагают, а еще — не предлагает кто попало, иначе человек не возьмется за работу.
Такие надежные выходы на радикальных исламистов есть только у западной разведки, которая с территории Украины и проводила операцию, и эти контакты они дали в первый раз, достаточно ограниченно. В случае, если бы операция прошла успешно или террористов убили, ответственность повесили бы на ИГИЛ. В случае провала — на украинские спецслужбы, которые давали им «окно» на границе, а вот доказать участие Британии и США будет крайне сложно.
По его словам, это необходимо, чтобы уберечь их от совершения подобных поступков. Рахмон подчеркнул, что жители Таджикистана должны беречь молодое поколение от воздействия деструктивных групп и движений.
Как отметил президент, недопустимо, чтобы дети опорочили доброе имя таджикской нации.
Кто такие Таджики? Краткая история народа.
Гражданства тем более нет, а его везде спрашивают. Мы про него не знаем, пытались 1,5 года назад сделать, — рассказывает мне собеседница. Сестры рассказали, что они мусульмане, а потому не пьют и не курят. Для женщины это вообще такое нельзя. Еду покупаем в «Пятерочке». Мясо — говядину, баранину, курицу. Свинину нам есть — грех.
Даже колбасу берем без свинины, халяль всё то, что разрешено и допустимо в исламе. Во дворе готовим, — говорят сестры. Также женщины поделились лайфхаком, где можно одеваться и экономить на этом. По их словам, покупать вещи в центре города — невыгодно, лучше это делать в другом месте. Например, тут одно платье стоит 3—4 тысячи, а там за 1 тысячу мы 2 платья купим. Покупаем в магазине, а дома одеваемся.
На улице не переодеваемся, — пояснила мне Гюльчатай. Напоследок женщина любуется моими серебряными кольцами и гордо демонстрирует свое. Видимо, ей очень нравится серебро. После моего комплимента о том, что в свои 28 она очень молодо выглядит, расплывается в улыбке, вежливо прощаемся, а Гюльчатай громко зовет к себе детей — их «рабочий день» подошел к концу. Неудобное соседство Продавцы рядом расположенных точек недовольны новыми соседями. Они жалуются на непрошеных гостей, как и покупатели, — люди считают, что они выбрали не лучшее место для попрошайничества.
Приходят сюда каждый божий день — то одни, то другие. Детей этих бедных в куртки, штаны толстые кутают. Я ей матери. Себя так попробуй разодень».
Хотя МИД не сообщает, кто именно говорил с российским послом, но по фото, опубликованному на сайте внешнеполитического ведомства РТ, видно, что с таджикской стороны на встрече присутствовал заместитель министра иностранных дел Таджикистана Содик Имоми. В ходе встречи также были обсуждены сложности, с которыми в последние несколько недель сталкиваются граждане Республики Таджикистан при пересечении государственной границы Российской Федерации.
В последнее время Россия, одна из главных стран, принимающих таджикских мигрантов, ужесточила контроль над ними.
Так, лидером младобухарского движения и одним из основателей БНСР являлся Мирзо Мухитдин Мансуров , таджик по происхождению, он являлся одним из богатейших людей Бухары и занимал должность посла, а так же являлся одним из членов ЦИК. Во время гражданской войны в Афганистане 1928—1929 власть в стране захватывает Хабибулла Калакани и 14 декабря 1929 года проводит свою коронацию, тем самым став первым королём Афганистана таджикского происхождения [70]. Герб Таджикской ССР 1931—1935 гг. За проявленную отвагу 56 000 граждан были награждены боевыми орденами и медалями, 54 из них были удостоены звания Героя Советского Союза [73]. Джамиат-и ислами , основанный Бурхануддином Раббани , в котором доминировали таджики, сопротивлялся Красной армии и коммунистическому афганскому правительству. Таджикский военачальник Ахмад Шах Масуд с 1980 по 1984 год успешно отразил восемь советских кампаний по захвату Панджшерского ущелья и получил прозвище «Панджшерский лев» [74]. После этого Советская власть и Ахмад Шах Масуд нашли общий язык и пошли на перемирие.
Женщинам также запрещено посещать мечети. Власти видели в этом эффективные меры для деисламизации общества. Таджикистан, помимо того, что это бедная страна, это еще и очень юная страна. Очевидно, что молодые люди отличаются активностью и пассионарностью. Их отъезд на заработки в Россию стал для правящей верхушки Таджикистана способом выпустить пар из котла. Зафар Салимов описывает эту ситуацию так: — Вся энергия выходила туда, они там работали, высылали в республику деньги, и платежеспособность населения была обеспечена во многом благодаря платежеспособности этих граждан. Это, в свою очередь, влияло на социально-экономическую стабильность в стране. Это знают в Таджикистане, это знают в России. С одной стороны, настроения, которые мы видим в России, объяснимы. С другой стороны, если это будет продолжаться, внутри Таджикистана это очень негативно скажется на социально-политической обстановке. В Таджикистане из-за гражданской войны этот процесс начался с опозданием на 10 лет, только в 2000-х годах. Началась популяризация ислама. В советские времена была советская идеология. Государство предлагало свое и другой рукой запрещало все, что было связано с традициями, религией. Наступило время, когда в обществе был запрос на идею, идеологию, а государство ничего не могло предложить. Тогда эту нишу занял ислам, и он был не всегда традиционный, — рассказывает Зафар Салимов. Сейчас в политически активный возраст в Таджикистане входит совершенно новое поколение таджиков. Они фактически выросли вне семьи, потому что их родители были на заработках. Как говорят в Таджикистане, это очень маргинальная молодежь. Система образования после войны так и не была восстановлена. Она полностью деградировала. Каким-то умным людям в Министерстве образования России пришла в голову хорошая идея на государственные деньги открыть в Таджикистане школы. Историк Александр Дюков ведет свой телеграм-канал и рассказывает: «Предполагается, что выпускники этих школ будут лучше готовы к интеграции в российское общество. Но гладко было на бумаге, потому что… в программе учебного курса по истории таджикского народа говорится о российской оккупации. Из программы учебного курса истории до 1917 г. Это программа курса в российско-таджикской школе, которая ведет образование по федеральным государственным образовательным стандартам России. Несменяемость власти, в стране плохие экономические условия, отсутствие социальных лифтов. Молодежь не знает, как себя реализовать, они ищут утешение в религии.
«Я не знаю почему, но в Таджикистане нет работы, там даже мало кто знает, что такое пицца»
RU он призвал не преувеличивать масштаб происходящего и рассказал, как таджики помогали пострадавшим в теракте. Добровольно шли сдавать кровь. Нам, всем таджикам, живущим и в России, и в Таджикистане, стыдно и горько, что в этом чудовищном злодеянии замешаны таджики. А один из таджиков привез на мемориал у здания «Крокуса» два фургона с цветами. Также там появился особый плакат.
Примите наши искренние соболезнования, — гласит надпись на нем. RU У террористов есть национальность? Известный блогер-миллиардер Гусейн Гасанов в своих соцсетях призвал к миру между народами. Так он отреагировал на негатив, который формируется вокруг таджиков.
Высказался и рэпер Тимати. RU В пику им актер Андрей Гайдулян, известный по роли Саши Сергеева в сериале «Универ», жестко проехался по национальности террористов. Бесконтрольная миграция — это то, о чем все знают, что все ненавидят, но громко нельзя — у нас же «дружба народов», — написал Андрей Гайдулян. Такое одобрение прежде всего связано с тем, что российское общество довольно предвзято относится к приезжим, считает правозащитник Александр Ким.
При этом разница в оплате труда между Россией и их родными странами вынуждает их работать в Москве и других городах несмотря ни на что.
В основном они стараются уехать в большие города типа столицы либо сразу едут в Россию на заработки. Надо сказать, что тех, кто приезжает в Душанбе из сёл, столичные жители не очень любят. Посудите сами: работы нет, а если и есть, то низкооплачиваемая, а тут ещё и приезжие. Рынок труда Таджикистана не в состоянии обеспечить всех жителей и может «лопнуть». Чтобы как-то выжить, в стране принято жить одной большой семьёй. Нормальное явление, когда родители живут вместе со взрослыми детьми.
Например, мужчины работают, а женщины следят за хозяйством. Так проще оплачивать ту же коммуналку. При средней зарплате в 1600 сомони 13 тысяч таджикистанец каждый месяц платит 350—375 сомони 2500—3000 рублей за коммунальные услуги. В среднем на пропитание остаётся 1250 сомони десять тысяч. Естественно, что денег хватает на минимальный набор продуктов. При том что я заходила в сетевой супермаркет в центре города и смотрела цены на продукты и их наличие. Например, в том магазине бутылка литрового масла стоила 28,5 сомони.
Это примерно чуть больше 200 рублей. Томатная паста — 27,9 225 рублей. Макароны — 10,2 82 рубля. Это примерный порядок цен, но разброс, думаю, понятен. Что творится в сёлах с работой и покупкой продуктов, боюсь даже представить. Поэтому в Душанбе проживает огромное количество приезжих из других регионов страны. Очень часто у них нет никакой культуры и воспитания.
Наверное, поэтому и были созданы Telegram-каналы, в которых публикуют фото и видео тех, кто мусорит. Общественное порицание на Востоке никого не щадит. Это их национальная черта, что к гостю нужно относиться как к родному брату. При этом у местных таджичек есть негласная конкуренция: быстрее выйти замуж. На чужаков вроде меня они будут смотреть оценивающе-презрительно. Оно и понятно, ведь каждый пятый таджик находится в трудовой миграции в России. Естественно, такая конкуренция накладывает свой отпечаток, Например, таджички очень ярко красятся, ходят на каблуках или шпильках по городу.
Народ иранской языковой группы, составляющий основное население Таджикской ССР. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Ушакова 1935-1940 ; электронная версия : Фундаментальная электронная библиотека Делаем Карту слов лучше вместе Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир.
Помоги мне разобраться!
В то же время власти России пока не заявляют о приоритетности такой версии. Владимир Путин в своем выступлении перед россиянами 23 марта подчеркнул, что террористы были пойманы по пути на Украину, куда они направлялись из Москвы. Также он пообещал выяснить, кто именно был заказчиком и организатором расстрела людей в «Крокус Сити Холле». Среди популярных в Сети версий — таджики были наняты для совершения терактов украинскими спецслужбами. Власти Украины это отрицают. Террористический акт в подмосковном «Крокус Сити Холле» произошел вечером 22 марта.
Боевики ворвались в здание с автоматами, начали стрелять по людям вокруг и подожгли здание. По данным Следственного комитета, погибли 133 человека. Получили травмы, как сообщает Минздрав, 154 человека. В качестве обвиняемых в участии, либо соучастии в атаке задержаны 11 человек. Четверо из них, по данным правоохранителей, непосредственно стреляли по людям.
Таджикистан
Шухрат Кудратов, таджикский адвокат, занимающийся защитой прав мигрантов в России, говорит, что «охота» на мигрантов со стороны российских властей имеет политическую подоплеку, таким образом Москва хочет оказать давление на правительство Таджикистана. Рекомендации гражданам Таджикистана в России не посещать массовые мероприятия и не выходить из дома по вечерам связаны с желанием предотвратить возможные конфликты на национальной почве из-за сложившейся «сложной ситуации». Атовулло, 35-летний таджик, живущий в Москве, рассказал изданию Eurasianet, что хозяин квартиры выселил его без объяснения причин сразу после трагедии в «Крокус».