Противостояние хуситов с властями Йемена. В 2014 году хуситы вступили в конфликт с правительством Йемена, поводом к которому стал проект конституции, по которому хуситы лишались стратегически важного для них портового города Ходейда. Власти севера Йемена, где правит шиитское движение «Ансар Алла» (хуситы), проводят всеобщую народную мобилизацию, чтобы подготовить бойцов для участия в военных действиях на стороне палестинского сопротивления в секторе Газа, рассказал «РИА Новости» член. Какие-то там хуситы и даже иранцы – это сейчас третьестепенный вызов для США. В свою очередь хуситы успешно сбили американский беспилотный летательный аппарат MQ9 Reaper, который вторгся в воздушное пространство Йемена. Эксперты отмечают, что хуситы, скорее всего, на этот раз неверно определили истинную принадлежность атакованного ими нефтяного танкера.
Как атаки хуситов в Красном море влияют на мировую торговлю
Атака началась при поддержке Австралии, Нидерландов, Бахрейна и Канады. Так Вашингтон и его союзники развернули военную операцию против хуситов — повстанческой группировки, которая периодически нападает на торговые суда в Красном море. В ответ мятежники заявили, что любая агрессия не останется безнаказанной, и пообещали "поджечь весь регион". В самом Йемене вот уже 10 лет не прекращается гражданская война между официальными властями и повстанцами-хуситами, которых поддерживает Иран. РЕН ТВ расскажет, как развивался йеменский конфликт и почему произошло очередное обострение. Кто такие хуситы и против кого они воюют Движение хуситов по большей части состоит из мусульман-шиитов, живущих на севере Йемена. По некоторым оценкам, они составляют около трети преимущественно суннитского населения страны.
Движение возникло еще в 1990-х годах. Свое название хуситы получили в честь самопровозглашенного имама Хусейна аль-Хуси. Однако сами мятежники называют себя "Ансар Аллах" или "Сподвижники Аллаха" — термин "хуситы" они не приемлют. Требовали предоставить большую автономию их северной провинции Саада. Со временем влияние движения "Ансар Аллах" росло, и власти Йемена стали воспринимать его как угрозу. В сентябре 2004 года лидер хуситов был убит, но это никак не сказалось на боеспособности сподвижников.
Начало конфликта в Йемене Вот уже 10 лет в небольшом государстве на юге Аравийского полуострова —Йемене — продолжается гражданская война. Предпосылки конфликта начали появляться еще в 2011 году, когда страна погрузилась во внутриполитический кризис. По крупным городам Йемена прокатились митинги, оппозиция требовала отставки властей. В ноябре 2011-го президент Йемена Али Абдалла Салех, находившийся на посту с 1978 года, подписал с оппозицией договор о передаче власти. Так, в конце февраля 2012 года прошли президентские выборы.
Поэтому из уст военных США следуют заявления, озвучиваемые «с большой уверенностью» относительно того, что захваченное «Нормандией» оружие «незаконно переправлялось хуситам в Йемен в нарушение многочисленных резолюций Совета Безопасности ООН», о чем и поведал капитан Урбан. Каботажные суда в качестве средства доставки вооружений являются достаточно эффективными, в силу своего малого водоизмещения и большого количества, поскольку они являются традиционным плавсредством в этих краях. Хотя Урбан и не раскрыл того, как им дважды удалось из огромной массы судов вычленить одно конкретное судно, ясно, что без разведки не обошлось.
Кстати, экипаж последнего перехваченного судна был йеменским. С другой стороны, Иран неоднократно заявлял об отсутствии поставок с его стороны оружия. Известно также, что Иран официально отказывал в предоставлении военной помощи просящим ее повстанцам-хуситам, которые захватили большую часть севера страны и взяли под свой контроль Сану в 2014 году. Читайте также.
Города беднейшей страны региона за годы войны практически стерты с лица земли. Жизнь в них превратилась в ад. Абдулила Хаджар, советник политического совета хуситов: «Мы готовы ко всем вариантам. Если они хотят мира, мы люди мира, а если они хотят войны, мы люди войны.
Нас испытывают уже 8 лет. У нас нет особых требований, мы просим уважения наших прав. Йеменский народ имеет право на достойную жизнь. Хватит грабить народ Йемена, нам не выплачивают зарплаты, мы уже давно находимся в экономической, воздушной и морской блокадах Мы полны решимости придерживаться наших условий. Мы никогда не сдадимся». Именно в Йемен должно было направиться украинское зерно после разблокировки портов в Одессе. Именно голодными смертями йеменцев пугал весь мир госсекретарь США Блинкен, когда готовилась зерновая сделка и когда Госдепартамент, не скупясь на эпитеты, обвинял во всех бедах планеты Россию. Но Западу украинское зерно, как оказалось, было нужнее.
И очень важно сохранять это соглашение, чтобы корабли продолжали прибывать с грузами из Причерноморья.
Он уточнил, что для успеха предприятия необходима поддержка сухопутных сил - отрядов Президентского руководящего совета правительства , а также Южного переходного совета - сепаратистского органа власти, созданного в ходе конфликта в Йемене. Айдарус аз-Зубайди при этом возглавляет Южный переходный совет и является фактическим лидером создавшего этот совет Южного движения, его сторонники выступают за отделения части Йемена. Вице-президент пояснил, что отсутствие эффективных сухопутных сил ранее помешало операции арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией против хуситов: успеха тогда удалось добиться только на юге.
Война в Йемене: кто вооружает хуситов?
Перебои в поставках могут ударить также по Nike и Adidas. А вот испанская Zara должна пострадать меньше, потому что производит значительную часть продукции в близлежащих странах. В Oxford Economics подсчитали , что на горизонте года удорожание судоходства добавит 0,6 процентного пункта к инфляции в еврозоне. Но эти оценки могут быстро терять актуальность по мере обострения конфликта. На этом фоне европейский ЦБ может отложить снижение процентных ставок, которые с сентября находятся на рекордно высоком для Европы уровне. Завод Tesla в Германии, который приостановит производство с 29 января. Пока же ситуация в Красном море не сильно сказывается на ключевых экономических показателях ЕС. В первую очередь это связано со стабильными ценами на энергоресурсы. Европейские газовые хранилища заполнены на три четверти , что больше традиционных для января показателей: помогают теплая зима и более высокая, чем обычно, выработка на ветряных установках. На мировом рынке нефти тоже нет признаков дефицита: рост спроса замедляется, а предложение растет. Но аналитики считают, что дефицит предложения на энергорынке все же может появиться, если конфликт затянется.
Рост спроса на жидкие углеводороды ожидается с апреля 2024 года. И участники рынка уже сейчас готовятся к существенным перебоям поставок. Как конфликт в Красном море может повлиять на экономику РФ Если напряженность в ближневосточном регионе сохранится надолго, это может оказать негативное влияние на российскую экономику и потребителей сразу по нескольким направлениям. Стоимость импорта возрастет. Кроме китайского, может подорожать и импорт из Европы, который разными путями продолжает поступать в Россию, потому что европейские производители пользуются компонентами и сырьем из КНР. Теперь они будут включать возросшие издержки в стоимость конечной продукции. Экспорт нефти усложнится. После февраля 2022 года путь через Красное море стал жизненно важным маршрутом для российской нефти. Прежде ее основными покупателями были европейские страны, а через Суэц азиатским потребителям шло лишь около 0,12 млн баррелей в сутки. Но к концу ноября 2023 года через этот регион российские перевозчики направляли уже 1,7 млн баррелей ежедневно.
С учетом того, что весь морской экспорт нефти из РФ к тому времени составлял 3,5 млн баррелей в сутки , выходит, что через Красное море идет теперь около половины всего объема. Приведены средние ежесуточные объемы перевозки нефти с 1 января по 20 февраля 2022 года вверху и с 1 июня по 30 ноября 2023 года внизу. Источник: Bloomberg Для РФ это вынужденная ситуация. И теперь, когда возить грузы этим маршрутом стало небезопасно, это создает значимые риски для российского энергетического экспорта. Критическими их пока назвать нельзя. Хуситы не целятся в танкеры с российской нефтью — не в последнюю очередь благодаря теплым отношениям Москвы и Тегерана. Но и это не гарантирует перевозчикам безопасный транзит. Так, в январе йеменские боевики атаковали танкер под панамским флагом, груженный нефтью из РФ. К счастью, промахнулись. В итоге в январе российские танкеры тоже начали обходить Красное море стороной.
Ситуация осложняется тем, что российская нефть на мировом рынке сейчас продается со значительным дисконтом: из-за потолка цен и угрозы вторичных санкций покупатели требуют себе премию за риск. Не исключено, что это помешает российским экспортерам переложить свои возросшие транспортные издержки на потребителей, как это могут сделать прочие поставщики. К тому же конкуренты с Ближнего Востока оказались в гораздо более выигрышном положении, потому что могут направлять суда в Индийский океан через Персидский залив.
Британский премьер Риши Сунак также подтвердил нанесение ударов по военным объектам в Йемене. Он назвал их пропорциональными действиями в целях самообороны. Удары наносились при поддержки Нидерландов, Австралии, Канады и Бахрейна.
Атаки хуситов на корабли 9 января группировка «Ансар Аллах», состоящая из хуситов, атаковала американский корабль. Она использовала дроны и ракеты. Совместными усилиями американских и британских военных были сбиты 18 беспилотников, две крылатые и одна баллистическая ракета. О повреждениях американского корабля не сообщается. В «Ансар Аллах» объяснили, что атака на американских военных моряков стала ответом на нападение на хуситов 31 декабря. Тогда они попытались подняться на борт контейнеровоза под флагом Сингапура, открыв огонь с четырех небольших лодок.
В ситуацию вмешались американские ВМС. В результате 10 членов «Ансар Аллах» были убиты. Международные перевозчики стали страдать от нападения хуситов в Красном море на корабли в конце октября.
Читайте также Судьба нефтяных цен в руках Ирана Мировая логистика меняет маршруты — насколько это критично? После этого судовладельцы не станут гнать их через опасный Баб-эль-Мандебский пролив, они отправляют грузовые корабли в обход Африки. Но по этому маршруту плыть, в лучшем случае, на две недели дольше, а также на 20 процентов дороже. Соответственно, наносится урон всей западной экономике. Именно эту задачу и выполняют хуситы, никаких иных целей, судя по всему, их действия не предусматривают.
Востоковед, автор телеграмм-канала «Восточные ворота» Андрей Онтиков напоминает, что в данном случае хуситы выступают инструментом в глобальной борьбе. После сентябрьского саммита «большой двадцатки» в Нью-Дели американцы объявили о запуске нового маршрута из Индии через Саудовскую Аравию, Израиль в Европу. Для этого Вашингтон собирался примирить Израиль и Саудовскую Аравию, что было отодвинуто на неопределенное время после событий в Газе. Кроме того, доходы израильского порта Эйлат, как сообщалось в декабре, за месяц упали на 80 процентов.
А зейдитское ополчение действительно не располагало в то время ничем, кроме устаревшего стрелкового оружия, знаменитых йеменских кинжалов-джамбия и несокрушимого боевого духа. Однако в ситуацию вмешался Иран, который оказывал своим единоверцам военную и политическую поддержку. Кроме того, лидеры зейдитов перенимали опыт ливанской шиитской партии «Хезболла» — они занимались реализацией различных социальных программ, чтобы завоевать себе широкую популярность, и проводили пропагандистскую работу среди соотечественников-суннитов. Со временем хуситские силы росли, и в 2015 году они заняли Сану — столицу Йемена, потребовав преобразовать его в федеративное государство с равными правами для всех общин. Эта победа стала мировой сенсацией и неприятной пощечиной для США. Потому что в Вашингтоне понимали: успехи хуситов серьезно усиливают Иран, позволяя ему контролировать стратегически важные коммуникации в Красном море. Суннитские арабские страны организовали военную коалицию под руководством Саудовской Аравии, чтобы остановить шиитское наступление. Иностранные войска вошли на территорию Йемена, рассчитывая на быструю победу. Но неожиданно для всех завязли в кровопролитных боях с хуситами. Саудовская армия располагала новейшими американскими вооружениями, включая военные корабли, истребители, танки и ПВО. Однако хуситы успешно противопоставили этой силе тактику партизанской борьбы, широко применяя в ней оружие из Ирана. Они уничтожили несколько танков «Абрамс», сбили вертолеты «Апач», истребители F-16 и F-15, потопили пять боевых катеров. Кроме того, шиитское ополчение наносило контрудары по саудовской территории, с использованием дальнобойных ракет и беспилотных летательных аппаратов, нацеливая их на нефтеперерабатывающие заводы.
Во что играют «йеменские музыканты», атакуя суда — но не собираясь их топить
Первый Хусит утверждал, что зейдисткая община Йемена смогла и доказала тысячелетним своим существованием простую истину: Коран является самодостаточным источником как для духовного пробуждения человека, так и прямым руководством устройства. Реальная опасность, с которой сталкивается Израиль, заключается в Йемене. Возможность нападения на Израиль группировки хуситов «Ансар Аллах» стала реальностью в условиях координации между хуситами и «Хезболлой». Хуситы обвиняют власти Йемена в дискриминации шиитов-зейдитов и стремятся к возрождению зейдитского имамата, а также к предоставлению большей автономии северной провинции Саада.
В чем суть конфликта хуситов с США и Великобританией?
В Кремле заявили , что Россия не принимает участия в операции западных стран. Министр обороны Ирана Мохаммад-Реза Аштиани 14 декабря, комментируя последние сообщения об американских военных приготовлениях в Красном море, заявил, что США «столкнутся с огромными проблемами». После начала боевых действий между Израилем и палестинской группировкой «Хамас» хуситы выступили в поддержку палестинской стороны и начали атаковать торговые судна в Красном море.
Однако 14 сентября 2019 года хуситы при помощи 18 беспилотников и семи крылатых ракет атаковали два предприятия нефтяной корпорации Saudi Aramco на территории Саудовской Аравии. Обстрелу подверглись центральные пункты сбора нефти в Абкайке и Хурайсе. Так, 19 ноября хуситы захватили грузовое судно Galaxy Leader в водах Аденского залива с 22 членами экипажа на борту. Также с помощью ракет и беспилотников происходили атаки на израильские и американские судна. Задачей операция было заявлено "совместное реагирование на вызовы в сфере безопасности в южной части Красного моря и в Аденском заливе с целью обеспечения свободы навигации для всех стран и укрепления региональной безопасности, содействия процветанию".
По данным вооруженных сил США, с 19 ноября по 11 января хуситы совершили 27 атак на торговые суда, следующие транзитом через южную часть Красного моря и Аденский залив. За документ проголосовали 11 членов Совбеза, 4 страны - Россия, Китай, Алжир и Мозамбик - воздержались. Иран назвал удары по Йемену "актом произвола" и "явным нарушением суверенитета и территориальной целостности Йемена, а также международного права, нормативных актов и законоположений". Действия США и союзников осудил также Оман.
Как сообщало EADaily , глава Пентагона Ллойд Остин объявил о начале многонациональной операции по защите Красного моря на фоне атак хуситов на торговые суда. Эсминец с управляемыми ракетами класса Arleigh Burke USS Carney сбил 14 беспилотников, сказал американский военный чиновник. Оба эсминца находились в постоянной связи и уничтожили беспилотники во время 45-минутной атаки в районе Баб-эль-Мандебского пролива, заявил журналу чиновник. Отмечалось, что до того хуситы подожгли два грузовых судна в Красном море и угрожали третьему.
В 2018 году под эгидой ООН стороны договорились о прекращении огня, но уже через год боевые действия возобновились. В 2021 году США внесли «Ансар Аллах» в список террористических организаций, из-за чего на протесты вышли тысячи хуситов. Тем не менее военные действия между захватившими власть хуситами с арабскими странами продолжаются до сих пор. Власти Йемена выразили готовность принять участие в боевых действиях и начали атаковать торговые и мирные корабли в Красном море. Хуситы заявили, что не пропустят связанные с Израилем суда через Баб-эль-Мандебский пролив. По данным США, хуситы атаковали более 20 кораблей в Красном море с середины ноября. В ответ на это Америка направила в регион свои эсминцы. Власти Йемена прокомментировали атаки по стране.
Хуситы Штатов не боятся: военно-морская коалиция в Красном море ничего не изменит
Атаки хуситов на направляющиеся в Израиль или принадлежащие израильским компаниям и гражданам суда в Красном море уже привели к коллапсу морского судоходства в этой акватории. Мировая общественность до сих пор считает хуситов какими-то "повстанцами" (некоторое время назад их вообще с подачи США третировали как "террористов"), и это несмотря на то, что сами они считают себя законной властью в Йемене и пользуются поддержкой миллионов йеменцев. После 1962 года в Йемене понеслась карусель переворотов и гражданских войн. Сергей Серебров: Главная цель хуситов, на мой взгляд, состоит в том, чтобы выйти из этой войны в образе победителя в глазах максимальной части населения Йемена.
Во что играют «йеменские музыканты», атакуя суда — но не собираясь их топить
Исламская республика напрягла все свои прокси-силы, которые у нее есть и в шиитском мире, и в суннитском мире. Исламская республика — очень серьезный борец за гегемонию, по сути по-прежнему остающаяся империей. А что касается ударов по западным судам — так сейчас Ближний Восток получает ответ от тех, кому эти суда принадлежали. Если бы били исключительно по российским, китайским или сирийским судам, американцам и англичанам было бы наплевать», — добавил востоковед. При этом Сатановский подчеркнул, что Иран будет вести исключительно информационную войну против Запада. Он говорит очень много слов, угрожает всему на свете. У меня нет никаких сомнений, что иранская пресса будет переполнена страшными угрозами американцам, англичанам, мировому империализму. Более того, все те государства, которые находятся в конфронтации с Западом, вступят в ситуационный союз с Ираном.
Безусловно, в СМИ будет высказана куча гадостей в отношении Запада.
Есть опасения, что атаки дронов и ракеты хуситов на торговые суда, которые происходят почти ежедневно с 9 декабря 2023 года, могут вызвать еще больший шок для мировой экономики. Четыре из пяти крупнейших мировых судоходных компаний — Maersk, Hapag-Lloyd, CMA CGM Group и Evergreen — наряду с нефтяными гигантами, такими как BP, приостановили перевозки через Красное море из-за опасений нападений хуситов — действий, которые привели к росту цен на нефть и газ. Атаки могут заставить корабли пройти гораздо более длинный маршрут вокруг Африки и привести к резкому увеличению расходов на страхование. Компании могли бы переложить на потребителей возросшие затраты на транспортировку своих товаров, снова подняв цены в то время, когда правительства во всем мире изо всех сил пытаются обуздать постпандемическую инфляцию. Удары хуситов могут быть направлены на то, чтобы причинить экономический ущерб союзникам Израиля в надежде, что они окажут на него давление, чтобы тот прекратил бомбардировки анклава.
Защита палестинского дела также может быть попыткой добиться легитимности внутри страны и в регионе, поскольку они стремятся контролировать северный Йемен. Это также может дать им преимущество над их арабскими противниками, Саудовской Аравией и Объединенными Арабскими Эмиратами, которых они обвиняют в том, что они являются лакеями США и Израиля. Как реагирует мир? Ряд стран предприняли шаги, чтобы попытаться отразить агрессию хуситов в регионе Красного моря. США и другие страны разместили военно-морские силы в Красном море в рамках операции «Страж процветания» — новой многонациональной инициативы, в которую входят более 20 стран, по защите судоходства на одном из самых важных водных путей мира. Тем временем Совет Безопасности ООН одобрил резолюцию, призывающую йеменскую повстанческую группировку хуситов «прекратить свои наглые» нападения в Красном море.
Голосовали 11 человек за, 0 против и четыре воздержались, включая Россию и Китай. Однако США и Великобритания подняли свой ответ на новый уровень, нанеся 12 января удары по объектам хуситов в Йемене. Президент США Джо Байден заявил, что приказал нанести удары «в ответ на беспрецедентные нападения хуситов на международные морские суда в Красном море». Однако представитель хуситов заявил, что группировка продолжит агрессию против коммерческих судов в Красном море. Хуситы «продолжат препятствовать навигации израильских кораблей в портах оккупированной Палестины в Аравийском и Красном морях», - сказал Сари. Мохаммед аль-Бухаити, представитель хуситов, заявил в декабре 2023 года «Аль-Джазире», что группировка будет противостоять любой возглавляемой США коалиции в Красном море, а нападения в январе сигнализируют о том, что конфронтация на водном пути будет продолжаться в течение всего 2024 года.
Атаки хуситов и мировая экономика Дэвид Дж. Продолжающиеся нападения хуситов привели к увеличению стоимости морских перевозок по всему миру, заставили грузовых перевозчиков или их клиентов выбирать более длинные альтернативные маршруты из Азии в Европу и Соединенные Штаты и вызвали тревогу по поводу экономических издержек более широкого конфликт. Солнечные батареи, аккумуляторы для электромобилей, игрушки и пылесосы — среди товаров, которые можно купить в этой поездке. Но на данный момент экономисты не ожидают серьезного воздействия на цены, которые платят потребители в США — если только насилие не усилится. В условиях неопределенности относительно того, как долго продлятся атаки, производители и ритейлеры уже ощущают экономические последствия. Автопроизводители Tesla и Volvo заявили в последние дни, что приостановят работу заводов в Германии из-за нехватки запчастей, связанной с перебоями в работе.
Британская нефтяная компания Shell прекратила все свои поставки через Красное море, сообщила 16 января Wall Street Journal. За последние четыре года глобальные цепочки поставок пережили пандемию коронавируса , изменение структуры потребительских покупок, рекордно высокую инфляцию и войну в Европе. В последние месяцы сильная засуха ограничила доступ к Панамскому каналу и вынудила часть грузов перевозиться через перешеек по железной дороге, а не на корабле. Теперь обостряющийся конфликт на Ближнем Востоке угрожает повседневной торговле. Еще один грузовой корабль подвергся нападению в Красном море 16 января, в то время как вторая крупная нефтяная компания начала отводить свои танкеры от водного пути, что является признаком того, что военные удары США по повстанцам-хуситам в Йемене мало что сделали для подавления угрозы мировой торговле.
Однако атакам подвергаются и корабли, никак не связанные с еврейским государством. Причем они не только обстреливают суда ракетами и атакуют при помощи дронов. Повстанцы уже захватили один корабль и попытались захватить еще несколько судов, а на прошлой неделе один из их лидеров пригрозил начать топить корабли в Красном море. Обращает на себя внимание отсутствие конкретной информации о коалиции во главе с США, которая будет охранять корабли, проходящие по Красному морю. Известно только, что пообещали прислать военные корабли Оттава, Лондон, Париж, а также Брюссель, говоривший от имени всех 27 европейских стран. Как сообщают западные СМИ, пока ни одна страна региона не присоединилась к коалиции, не желая распространения конфликта в Газе на весь ближневосточный регион. Саудовская Аравия, например, выступает за взвешенный подход к новому кризису, сообщил член аравийской делегации, ведущей сейчас переговоры о прекращении войны с хуситами, которую Эр-Рияд ведет с 2015 года без каких-либо результатов.
И дело тут не только в топливе и зарплатах экипажей. Повышают расценки на свои услуги и страховые компании, без участия которых перевозчики не могут обойтись. Кратно растет стоимость фрахта: к середине января ставки на контейнерные перевозки увеличились в 5 раз в сравнении с декабрьскими тарифами. А еще цены драйвят пессимистичные ожидания рынка: никто не знает, когда все это может закончиться. В отличие от случая трехлетней давности , когда Суэцкий канал на неделю перегородил севший на мель танкер Ever Given, в истории с хуситами благополучного финала в обозримом будущем не просматривается. Так как логистика играет значительную роль в ценообразовании товаров, почувствовать на себе отголоски этого локального конфликта сможет большая часть населения планеты. И в первую очередь — жители Китая и Европы. Евросоюз и КНР выступают друг для друга важнейшими торговыми партнерами. Львиная доля их логистических цепочек завязана на судоходство через Красное море. Путь из Роттердама до южных китайских портов — один из самых востребованных в мировом судоходстве маршрутов. Через Суэцкий канал он составляет 10 тысяч морских миль, или 18,5 тысячи километров, и преодолевается за 21—24 дня. А до Шанхая — на несколько дней дольше. Но если плыть через мыс Доброй Надежды, то путь будет на треть длиннее, а сроки доставки грузов с учетом необходимых остановок и дозаправок вырастут на 8—10 дней. Но и здесь расценки на перевозки выросли, пусть и незначительно. Так работает рынок: из-за удлинения маршрутов и большей занятости кораблей и контейнеров, обслуживающих европейско-азиатские перевозки, объем предложения в мировом торговом судоходстве сократился, а уровень спроса остался прежним, что и взвинтило расценки. В итоге стоимость перевозки контейнеров выросла для всего мира. А сильнее всего — для европейцев. Перевозка одного контейнера из Шанхая в Роттердам подорожала в 4—5 раз. Ну а сильнее всего достается, конечно, Египту. Проход через Суэцкий канал — это платная для перевозчиков услуга, и за его организацию страна получает много денег. Для Египта это вторая после туризма статья доходов. Но есть и те, кто оказался в плюсе. От египтян деньги потекли южноафриканцам и их соседям. Порты в странах, оказавшиеся на обходном пути — от Маврикия до Намибии, — получают свою выгоду от роста трафика: теперь суда гораздо чаще, чем раньше, останавливаются у них для дозаправки. А еще в выигрыше авиаперевозчики, которые получат дополнительные доходы от роста заказов. Таким образом, 4 из 5 крупнейших контейнерных компаний отказались отправлять свои суда через Суэц. В итоге за месяц с середины декабря количество транзитных контейнеровозов в Красном море сократилось в 4 раза. И если для клиентов перевозчиков это удар по бизнесу, то для них самих — хорошая возможность заработать на росте цен. Так, Bank of America вдвое повысил прогноз прибыли Maersk на 2024 год. Контейнеровозы крупнейших в мире перевозчиков больше не ходят Суэцким каналом. Красное море теперь обходят стороной британская BP , норвежская Equinor , британско-нидерландская Shell и катарская QatarEnergy. В результате количество нефтяных и газовых танкеров, идущих Красным морем, сократилось на четверть в первые недели января. Решения о смене маршрутов компании принимают как системно, так и в оперативном режиме, когда суда уже находятся в пути. Надо понимать, что крупные грузовые корабли идут по морю медленно — около 40 километров в час — и потому их путь занимает недели.
Начнут ли США военную операцию против йеменских хуситов
Главный вопрос в противостоянии хуситов и Вашингтона: решится ли администрация президента Джо Байдена на силовые меры против повстанцев — и как на это отреагирует Иран, поддерживающий движение. Кто поддерживает хуситов. Хуситы обвиняют власти Йемена в дискриминации шиитов-зейдитов и стремятся к возрождению зейдитского имамата, а также к предоставлению большей автономии северной провинции Саада. К 2015 году хуситы и поддерживающие их группировки совершили в Йемене военный переворот.
Агрессия хуситов в отношении Израиля продолжается
Учредитель: Автономная некоммерческая организация содействия информированию и просвещению населения "Медиахолдинг "Общественная служба новостей" ОГРН 1187700006328. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
Повстанцы-хуситы, которые, как утверждает The Guardian, связаны с Ираном, утверждают, что атаковали корабли в ответ на бомбардировку Израилем сектора Газа. Эти нападения привели к значительному снижению торговых потоков через Красное море, что негативно влияет на экономику Египта, теряющего доходы от сборов за проход судов через Суэцкий канал. Нападения хуситов привели к реакции со стороны международного сообщества. Министр обороны США Ллойд Остин объявил о создании военно-морской группировки, которая будет охранять суда, идущие по Красному морю, от нападений хуситов. Как йеменские хуситы связаны с Ираном?
Йеменские хуситы, известные также как движение "Ансар Аллах", имеют сложные отношения с Ираном. Вот основные аспекты этих связей: Идеологические сходства: Хуситы в Йемене и иранское правительство разделяют некоторые общие шиитские идеологические взгляды. Хуситы принадлежат к направлению зайдизма, одной из форм шиитского ислама, хотя зайдизм и шиизм, который практикуется в Иране, имеют отличия. Поддержка со стороны Ирана: Существуют утверждения, в том числе от стран Заливского сотрудничества и западных правительств, что Иран предоставляет хуситам военную и финансовую поддержку. Это включает в себя поставки оружия, военного оборудования и обучение. Региональные конфликты и влияние: Иран рассматривается как ключевой игрок в региональных геополитических конфликтах на Ближнем Востоке, особенно в противостоянии с Саудовской Аравией.
Поддержка хуситов Ираном воспринимается как часть более широкой стратегии Ирана по расширению своего влияния в регионе. Отрицание прямой связи: Несмотря на обвинения, Иран отрицает прямую военную поддержку хуситов, заявляя, что их поддержка ограничивается политическими и дипломатическими мерами. Воздействие на конфликт в Йемене: Поддержка Ирана, предполагаемая или реальная, усиливает конфликт в Йемене, делая его частью более широкого регионального противостояния между суннитскими и шиитскими силами, а также между региональными державами. Связь между йеменскими хуситами и Ираном продолжает оставаться предметом международного внимания и анализа, учитывая их влияние на стабильность и безопасность в регионе Ближнего Востока.
Из-за недавних атак боевиков-хуситов в Красном море корабли, которые обычно используют Суэцкий канал, на данный момент перенаправляются вокруг южной оконечности Африки. По словам Ами Даниэл , нападение на «Гибралтарский орел» 15 января «сделало Суэцкий канал неактуальным». Если нападения на Красное море продолжатся, некоторые грузоотправители Восточного побережья США могут предпочесть ввозить свои товары через порты Западного побережья, прежде чем загружать их на грузовые поезда для направления на восток, говорят аналитики. Хуситы начали атаковать корабли в Красном море после начала войны между Израилем и террористической группировкой ХАМАС в начале октября 2023 года. По данным Министерства здравоохранения Газы, которым управляет ХАМАС, хуситы заявляют, что эти удары являются ответом на военное наступление Израиля в секторе Газа, в результате которого погибло почти 24 000 мирных жителей. Хуситы заявляют, что они нацелены на суда, связанные с Израилем или его союзниками из США и Великобритании.
Азиатские грузоотправители, направляющиеся в местные порты, доставляют свои грузы беспрепятственно. В декабре 2023 года BP заявила, что приостановит перевозки нефти танкерами по спорному водному пути. Генеральный директор Shell Бернард Ваэль, выступая 16 января на Всемирном экономическом форуме в Давосе, подтвердил, что его компания приостановила поставки по Красному морю. Нефтяные рынки восприняли эту новость спокойно. Согласно индексу Freightos, с момента начала боевых действий на Ближнем Востоке стоимость доставки стандартного контейнера из Китая в Европу выросла с менее чем 1000 долларов до более чем 4700 долларов. Это значительный рост, но он не достигает пика эпохи пандемии, составлявшего около 15 000 долларов два года назад. Стоимость доставки больше не выросла, поскольку в отрасли имеется достаточно свободных мощностей. В ответ на проблемы в цепочке поставок во время пандемии грузовые перевозчики, такие как Maersk и Hapag-Lloyd, заказали десятки новых контейнеровозов. Эти дополнительные мощности позволяют отрасли справиться с нынешними потрясениями за счет перевода судов на более длинные морские маршруты вокруг мыса Доброй Надежды. Хотя растущие тарифы на перевозку являются плохой новостью для компаний, перевозящих товары из Азии в Европу или Соединенные Штаты, они являются хорошей новостью для грузовых перевозчиков, которые ощущают финансовые трудности из-за больших инвестиционных расходов на фоне вялого спроса.
Квартальная выручка упала почти вдвое. Maersk заявила, что в 2023 году сократила свою рабочую силу на 7000 человек и запланировала еще 3500 сокращений в этом году. Когда Maersk и другие компании, занимающиеся контейнерными перевозками, отчитаются о своих следующих финансовых результатах через пару недель, цифры должны выглядеть намного лучше, сказал Дженсен. Благодаря высокому спросу они смогли поднять ставки выше любого увеличения собственных затрат на страхование и топливо. На данный момент считается, что боевые действия в Красном море вряд ли окажут немедленное влияние на экономику США. Более высокие затраты на доставку, вероятно, отразятся на более высоких ценах, особенно в Европе. Грегори Дако, главный экономист EY Parthenon, заявил, что нынешняя ситуация вряд ли приведет к увеличению годового уровня инфляции в США, составляющего 3,4 процента, более чем на 0,1 процентного пункта. По мнению Фила Леви, главного экономиста Flexport, поставщика логистических услуг, компании, которые сокращают раздутые запасы, могут изменить курс и начать заказывать больше товаров, чтобы защитить себя от перебоев в поставках. Такой сдвиг может затруднить победу Федеральной резервной системы над инфляцией. При других обстоятельствах решение крупных нефтяных компаний, таких как Shell, о прекращении судоходства через Красное море могло бы иметь серьезные последствия.
Но спрос на энергию и ее предложение достаточны. В условиях, когда китайская экономика находится в тяжелом положении, а добыча нефти в США находится на рекордно высоком уровне, последствия нападений хуситов ограничены.
На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации ".
Полный перечень лиц и организаций, находящихся под судебным запретом в России, можно найти на сайте Минюста РФ.