Самая известная картина Рембрандта – «Даная» – с момента своего создания и до наших дней попадала в такие истории, что ее сохранность можно считать чудом. Ценители Рембрандта, обладающие тонким вкусом, говорят, что в 1985 году «Даная» умерла.
"Даная" Рембранта
Как спасали «Данаю»? Спасение «Данаи» проходило в суматохе и мгновенно. Работники музея бросились промывать картину водой, но центральная ее часть таяла на глазах. Полные бедра Данаи были сожжены кислотой. Лишь к вечеру химическую реакцию удалось остановить, но треть полотна была безнадежно мертва. Лучшие реставраторы трудились над картиной целых 12 лет, вот фото их работы: Однако все попытки вернуть полотну прежний вид оборачивались неудачей, потому что повторить стиль и мастерство автора было нереально. Одно время подумывали даже оставить затею реставрации, чтобы окончательно не потерять «Данаю» руки Рембрандта. Путем кропотливых нечеловеческих усилий реставраторы сумели укрепить красочный грунт, а также убрать потеки темной краски. Лишь в 1997 году знаменитое полотно вернулось в родные стены «Эрмитажа», но теперь его защищало бронированное стекло. Ценители Рембрандта, обладающие тонким вкусом, говорят, что в 1985 году «Даная» умерла.
Во многих музеях есть копии скульптуры. В Георгиевском зале открылась выставка к 250-летию учреждения Ордена Святого Георгия. О репутации Эрмитажа «В профессиональной среде у Эрмитажа хорошая репутация, — сказал Пиотровский, — и Роттердамский центр поставил нас в своем списке на 4-е место, между Лувром, музеями Ван Гога и Британским. А занялись в Европе подсчетом репутаций после того, как министр культуры Голландии заявил, что «музей — хобби для леваков». Социологи обиделись, и теперь мы знаем, что удерживать репутацию лучше всего наступательной открытостью». Репутация Эрмитажа складывается из его коллекций и научных изысканий, и, как в спорте, ее надо поддерживать. Пиотровский рассказал, что его коллеги одними из первых в России изучили экономический эффект от существования собраний художественных коллекций в городе, и на материалах Эрмитажа в Колумбийском университете опубликована книга «антропологии музея». Через пару лет в Эрмитаже планируют провести конгресс по репутации музеев. Тени, как у Шварца, должны знать свое место По формуле Пиотровского, люди начинают чаще посещать музеи во времена кризисов, но это не значит, что музей должен становиться местом досуга и развлечений, идею эту ученый назвал «губительной». Не случайно на конгрессе в Киото определение это отвергли. И определил место мультимедийных вещей в музее как дополнительных средств. И призвал срочно гуманизировать генную инженерию и искусственный интеллект, подобно физике и химии в XX веке, представляющим опасность для человека в веке XXI-ом. О бюджете и демонстрациях протеста Когда Михаил Пиотровский начинал работать директором Эрмитажа, его американские друзья шутили, что он самый эффективный директор мира: огромный музей функционирует, а в Ассоциацию американских музеев его бы не приняли.
Царь Акрисий, повелитель города Аргос, узнал от предсказателей, что погибнет он по вине собственного внука, которого родит дочь Даная. Чтобы обмануть судьбу, царь решил спрятать дочь в подземный дом из меди. Несмотря на это, Бог Зевс сумел попасть в покои Данаи, пролившись золотым дождём. После визита громовержца Даная родила сына Персея, который впоследствии действительно убил своего деда. Проникновение Зевса золотым дождем к томящейся пленнице было нередким сюжетом для художников тех времён. Подобные картины есть у Тициана, Госсарта, Климта, Коллерджо. Однако все они изобразили на своих полотнах золотой дождь, о котором говорится в мифе. У Рембрандта дождя нет, и возникает логичный вопрос — действительно ли в основе картины миф о Данае? Рентгенографические исследования, которые проводились в середине двадцатого века, показали, что изначально золотой дождь все-таки был. А это значит, что картина все же посвящена прекрасной дочери Акрисия, заключенной в подземелье собственным отцом. История создания Первый вариант «Данаи» был написан в 1636 году, через два года после свадьбы голландского художника с его женой Саксией. В обнаженной женщине Рембрандт воплотил черты любимой жены, которую он нередко делал героиней своих работ. Впрочем, семейное счастье влюбленных было недолгим. Слабое здоровье не позволило Саксии обзавестись здоровым потомством. Все дети умирали в младенчестве, выжить удалось только одному — Титусу. После его рождения Саксия прожила девять месяцев, а затем умерла. Оплакав потерю жены, Рембрандт нашёл новую любовь в лице Гертье Диркс, которая после смерти Саксии стала няней Титуса. Обретя утешение в лице Гертье, в 1642 году Рембрандт возвращается к картине и переписывает её. Именно этот исправленный вариант и дошел до наших дней.
Шаг за шагом был показан путь от консервации живописи до восстановления всех слоев полотна в соответствии с его первоначальной структурой и воссоздания утраченных фрагментов полотна. Одним из удивительных результатов реставрации стало получение сведений о процессе работы художника над произведением. С помощью специальной съемки в инфракрасных лучах удалось зафиксировать некоторые первоначальные сюжетные построения, которые были изменены в окончательной версии, так, например, изначально положение руки Данаи было другим, иным было и положение кормилицы. Все эти материалы легли в основу информационного сопровождения выставки одной картины. Мультимедийный фильм подробно освещал весь путь восстановления произведения, а также рассказывал о сюжете картины и процессе работы Рембрандта над ее созданием.
"Даная" Рембрандта. Детективная судьба картины.
Диркс, которая стала любовницей Рембрандта после смерти Саскии, была невероятно ревнива. Она ревновала даже в памяти почившей супруги мэтра. Но более всего ее ранили черты Саскии, воплощенные в «Данае». Мастер уступил просьбам любовницы и изменил картину. Именно поэтому в образе царевны воплотились черты двух любимых художником женщин. Рентгеновские исследования подтвердили, что холст был изменен. Изначально Даная была абсолютно похожа на Саскию, ее поза была чуть иной: рука не вытянута вперед, а поднята вверх, к льющемуся свету. И Купидон на первоначальном варианте был весел. Печаль на его лице появилась лишь после доработки.
Возможно, Рембрандт так выразил свою скорбь по Саскии. В 1985 году, в начале лета с «Данаей» случилась огромная беда.
Вся центральная часть композиции представляла ужасное зрелище: картина словно кипела, краски пришли в какое-то пугающее движение, тёмная масса стекала с холста на пол, оставляя на раме, стене и узоре паркета большие бурые пятна, а на картине, где лишь минуту назад была изображена нагая улыбающаяся женщина, нетронутым остался только Амур со страдающим выражением на лице. Процесс реставрации начали в тот же день. После консультации с химиками, художники-реставраторы промыли поверхности картины водой и добились прекращения химической реакции, а затем укрепили красочный слой традиционным для эрмитажной реставрационной методики трехпроцентным осетрово-медовым клеем. Только в 1997 году, после длительного возвращения картины к жизни, тяжёлого процесса наслаивания краски, работы с микроскопами и лаком, картина была вновь представлена широкой публике, Позже директор Эрмитажа Михаил Пиотровский писал: «Данае удалось сохранить душу.
Искалеченная, она тем не менее жива, излучает свой таинственный свет». Адрес Государственный Эрмитаж, Дворцовая пл.
Мне нравится2 Не нравится Картина была создана по мотивам древнегреческой мифологии. В основе лежит история о Данае — дочери царя Аргоса. Девушка была заключена в подземелье из-за опасного пророчества, согласно которому ее отец должен был погибнуть от рук собственного внука. Но однажды всемогущий Зевс заметил пленницу и был настолько ей восхищен, что проник в темницу, приняв образ золотого дождя. На картине запечатлен момент первой встречи Данаи со всемогущим богом. Описание картины и ее деталей Молодая обнаженная женщина в постели Мне нравится Не нравится В центре полотна изображена сама Даная, лежащая на роскошном ложе.
Весь ее облик и примятая подушка говорят о том, что еще мгновение назад она крепко спала.
И — увы — на собственное мастерство, которое, как правило, очень уступало мастерству автора картины. Из-за этого возникали недоразумения. В XX веке подход глубоко пересмотрен. Собирается экспертная комиссия, в которой обязательно есть узкие специалисты — эксперты по творчеству мастера, чье произведение планируется восстанавливать. План работ выстраивается с учетом трех принципов. Во-первых, принимается решение, следует ли восстанавливать утраты. Иногда это бывает сделать трудно или невозможно без повреждения изначального красочного слоя. Персонажи «Страшного суда» Микеланджело на стене в Ватикане написаны обнаженными.
Однако одному из Римских пап не понравилась эта открытость, и он призвал другого художника, ученика Микеланджело, «дорисовать» одежду. Впоследствии, когда фреске понадобилась реставрация, было принято решение одежду не убирать, поскольку эти работы могли повредить оригинальное изображение. Так, некоторые фигуры на «Страшном суде» по сей день остаются «одетыми».
«Золотые монеты» - не главная загадка «Данаи» Рембрандта?
«Даная» (1636—1647) Рембрандта из коллекции Эрмитажа, пострадала от действий вандала в 1985 году. Пройдёт десять лет, и Рембрандт уничтожит всё, что так радовало и восхищало его. Рембрандт начал писать «Данаю» через пару лет после женитьбы на обожаемой им Саскии. О главной медицинской загадке картины Даная Рембрандта читайте на нашем сайте. «Даная» (1636—1647) Рембрандта из коллекции Эрмитажа, пострадала от действий вандала в 1985 году. 15 июня 1985 года картина "Даная" Рембрандта подверглась нападению психически больного мужчины, который облил картину серной кислотой и нанес полотну несколько ударов ножом.
Покушение на Данаю. 28 лет назад вандал изуродовал картину Рембрандта
Сотрудники Эрмитажа опасались, что полотно после покушения иссохнет до основания и будет разъедено компонентами моноклинной серы — основы серной кислоты. Работники сняли полотно со стены зала, облили водой для максимального снижения эффектов поражения и отправили на реставрацию. На восстановление картины ушло 12 лет. После ареста фанатик заявил, что совершил акт вандализма в знак протеста против ввода советского контингента в Литву в 1940 году. Позже экспертиза признала Майгиса невменяемым. Он сначала объяснял свой поступок политическими убеждениями якобы был литовским националистом , потом обычным женоненавистничеством, а затем стал твердить об обычном желании привлечь к себе внимание. По решению Дзержинского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным [5] диагноз — вялотекущая шизофрения и отправлен в психиатрическую лечебницу города Черняховск, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда был выпущен вскоре после распада Советского Союза [6]. Реставрация В разделе не хватает ссылок на источники см. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок.
Картина Рембрандта. Май 2021 года Первыми откликнулись специалисты Ленинградского технологического института, дали совет смывать водой, и одновременно — директор Эрмитажа академик Б. Пиотровский позвонил директору Института химии силикатов имени И. Гребенщикова академику М. Шульцу и послал за ним машину, а тот ещё по телефону дал первые рекомендации: смывать обильно водой, держа картину в вертикальном положении, а затем, приехав вскоре в музей, консультировал реставраторов уже на месте. Он, вероятно, принадлежал к немногим химикам, которым на собственном опыте одновременно была хорошо известна техника масляной живописи и химизм процессов, протекавших на поверхности повреждённого произведения и в зонах соединения лакового и красочного слоёв, грунта и холста [7]. Многие эксперты не верили в успех, считая, что картина утрачена навсегда [8]. Весь центр картины состоял из смешения бурых рельефных пятен, набрызгов, вертикальных натёков и утрат. Работа над восстановлением мирового шедевра началась в тот же день.
Он проник в темницу, а потом и в деву в облике золотого дождя. Отца рассказы Данаи о том, что она забеременела от золотого ливня, не убедили. Несчастную с ребенком заключили в большой ларец и отдали на волю волн, но такой способ казни в мифах никогда не был успешным.
Приговорённые к смерти выжили. И пророчество сбылось. Якобы случайно, но всё же.
Сына Данаи и Зевса назвали Персеем. Однажды юный герой упражнялся в метании диска. Порыв ветра изменил траекторию полета снаряда.
Диск влетел в голову Акрисия. Персей недаром был героем. Броски у него были сильные.
Шансов у деда не было. Вообще, к этому мифу обращались многие мастера эпохи Возрождения. Корреджо, Тициан, Тинторетто по-разному изображали золотой дождь, в образе которого предстал перед Данаей Зевс.
Этому способствовало и то, что золото стало ассоциироваться с продажными женщинами. Поэтому на картинах художников фигурировали модели в эротичных позах и большое количество золотых монет. Но Рембрандт не собирался делать тонких намёков на проституцию.
В этой картине нет ни продажной любви, ни самого золотого дождя. Есть только свет. Художник заменил поток монет чем-то куда более неуловимым и эфемерным.
Сейчас мы привыкли к отретушированным, идеализированным стандартам красоты. Нагое тело стало привычным. Но есть большая разница между «нагим» и «голым».
Здесь уже идти на поводу у Гертье Рембрандт не стал. Он просто взял и отнёс картину в подвал, где она и оставалась некоторое время. Покушение на «Данаю» В 1656 году она была продана, чтобы оплатить долги художника. Владельцы полотна всё время менялись. Уж не знаю, почему «Даная» не приживалась ни в одном доме.
Но, с другой стороны, это хорошо. В итоге произведение попало в коллекции Пьера Кроза, у которого творение Рембрандта приобрела российская императрица Екатерина Вторая. Полотно оказалось в России, а вскоре уже украшало Эрмитаж. Но судьба «Данаи» оказалась печальна. Ничем с виду не приметный субъект проследовал прямиком к творению Рембрандта, после чего вынул нож и несколько раз полоснул холст.
Потрясённые посетители бросились бежать, полагая, что перед ними безумец. А вандал вынул из кармана баночку с кислотой, которой облил шедевр. Говорят, что при это он громко крикнул: «Свободу Литве! Литовцы всякую причастность к совершённому акту вандализма отрицали, а сам преступник был признан душевнобольным. Что происходило в его голове, и почему он решил наброситься именно на «Данаю» остаётся загадкой.
Бочку прибило к чужому берегу где Персей вырос при дворе, а Даная стала объектом страсти местного царя. Желая избавиться от Персея он отправил его убить саму Медузу Горгону, но полу-бог справился с заданием и вернувшись с головой Горгоны превратил похотливого царя в камень. После этого они вернулись в царство отца Данаи где мирно жили пока однажды, во время спортивных игр, в голову царя случайно попал бронзовый диск запущенный мощной рукой Персея. Так предсказание исполнилось. Даная после этого добровольно вернулась в свою темницу где прожила всю оставшуюся жизнь молясь за отца, а Персей отправился на подвиги и стал известен на весь мир. Источник: ru. Первый вариант был написан в 1544-1545 годах по заказу кардинала Алессандро Фарнезе. Это была первая работа художника для Фарнезе. По слухам, Тициан рисовал Данаю с куртизанка по прозвищу Ангел - любовницы кардинала.
Картина оказалась настолько востребованной, что позже Тициан нарисовал еще четыре известных на версии, заменив купидона на старую кормилицу оберегающую девушку от Зевса.
Рентген, стекло, серная кислота и другие прелести реставрации
Но потом Рембрандт, сгорающий от страсти к Гертье, как полагают те же биографы, наделил Данаю чертами свей любовницы. По иронии судьбы "Даная" Рембрандта была куплена вместе с "Данаей" Тициана. Спасти "Данаю" Рембрандта помог интерес посетителей Эрмитажа. «Даная» (1636—1647) — картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея. . Новости прошедшего "Времени". 221 видео.
Загадочная и трагическая судьба «Данаи» Рембрандта: детективно-мелодраматическая история
Надо сказать, что автопортреты были не редкостью для голландского живописца. На картине «Воздвижение креста» у ног распятого Иисуса очень хорошо видно самого автора картины. Также на холсте «Блудный сын в таверне» опять изображен Рембрандт в образе веселого гуляки. Акт вандализма Одним солнечным июньским днем 1985 года Эрмитаж посетил малоприметный мужчина средних лет. Отыскав зал с картинами Рембрандта, он поинтересовался у работниц музей, какая из представленных работ наиболее ценная. Узнав, что это «Даная», мужчина приблизился к полотну и быстро пронзил его ножом несколько раз.
Оставив в картине зияющую дыру, посетитель плеснул на картину серную кислоту. Жидкость попала на грудь, лицо и ноги Данаи, на холсте стали появляться пузыри и начал меняться цвет. Казалось, что великое творение Рембрандта безнадеждно испорчено. Вандалом оказался житель Литвы Брюнус Майгияс. Свои действия он объяснил политическими убеждениями Брюнус являлся литовским националистом.
Позднее он отказался от этой версии, заявив, что больше всего на свете ненавидит женщин и желает остановить разврат, воплощенный в образе Данаи. Спустя некоторое время литовский вандал снова изменил показания, рассказав, что таким неординарным способом решил обратить на себя внимание общественности. В конце августа 1985 году Дзержинский суд признал преступника душевнобольным и отправил на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу Черняховска. После шести лет пребывания в больнице, Майгияса перевели в аналогичное учреждение в Литве, откуда он успешно вышел сразу же после распада Советского Союза. Бронюс Майгис никогда не раскаивался в содеянном и не жалел о своем поступке.
Более того, он заявил, что работники музея сами виноваты в произошедшем, поскольку плохо охраняли шедевр мирового искусства. Реставрация картины После происшествия для восстановления картины в Эрмитаж были немедленно вызваны лучшие специалисты Ленинградского технологического института, а также института химии силикатов. Центр полотна представлял собой мешанину из темных пятен, брызг и натеков.
Персонажи «Страшного суда» Микеланджело на стене в Ватикане написаны обнаженными. Однако одному из Римских пап не понравилась эта открытость, и он призвал другого художника, ученика Микеланджело, «дорисовать» одежду. Впоследствии, когда фреске понадобилась реставрация, было принято решение одежду не убирать, поскольку эти работы могли повредить оригинальное изображение. Так, некоторые фигуры на «Страшном суде» по сей день остаются «одетыми». Так, на многих знаменитых полотнах мы можем видеть потемнения, кракелюр — трещинки. Это из-за того, что эксперты пока не придумали, как это устранить.
Во-вторых, комиссия принимает решение улучшить внешний вид полотна. Это не означает написать заново, а восстановить краски, какими они были изначально. Для этого тоже требуется заключение специалистов. В-третьих, комиссия решает, как законсервировать — сохранить — плотно, чтобы в дальнейшем оно медленнее разрушалось. Музейная реставрация обычно старается сохранить подлинную кисть мастера, но бывает реставрация коммерческая, которая заботится об улучшении внешнего вида произведения искусства, например перед продажей, — рассказала Нана Бахатадзе.
Это почти финальный эпизод, когда сын, прокутивший всё своё состояние и часть наследства, выпрошенную у отца, возвращается в отчий дом. Он не знал, как его встретят, пристыжённого, раскаявшегося, уставшего и измученного. Сын упал на колени перед старым отцом и тот всё ему простил.
В этом заключается смысл и притчи, и картины — в прощении. Центральные персонажи истории, отец и блудный сын, расположились в левом краю полотна, но, тем не менее, привлекают к себе всё внимание. Лица коленопреклонённого не видно, он изображён в неполный профиль, но облегчение, которое исходит от фигуры, передаётся поникшими плечами и туфлей, спавшей с ноги и лежащей рядом. С центральной точки взгляд сам перемещается на другие фигуры, стоящие рядом и с умилением смотрящие на встречу отца и сына. Вот только, кто это такие, исследователи творчества Рембрандта спорят до сих пор. Наиболее интересна версия, что две выхваченные светом фигуры справа — это те же отец и сын, но до того, как последний ушёл из дома и промотал своё наследство. Точной даты написания картины нет, она варьируется от 1666 до 1669 года — последние годы жизни Рембрандта. Это самое большое полотно художника, связанное с религиозной тематикой, но не единственное.
Например, тот же сюжет про блудного сына он использовал не один раз в ранние годы. Но все они умерли во младенчестве и оставили на сердце художника незаживающие раны. Может быть, поэтому картина «Жертвоприношение Авраама», где отец почти приносит в жертву своего единственного сына по указанию Бога, получилась у него такой личной и живой. Полотно было написано в 1635 году сразу после смерти первенца Рембрандта. В центре композиции молодой человек, лежащий на жертвеннике со связанными за спиной руками и старец с полубезумным взглядом, закрывающий лицо сына огромной рукой, чтобы он не видел, кто его убьёт. И чтобы не видеть его глаз. В этом читается не рвение религиозного фанатика, а боль и даже как будто удивление, что он должен принести в жертву собственного ребёнка.
Мне нравится2 Не нравится Картина была создана по мотивам древнегреческой мифологии. В основе лежит история о Данае — дочери царя Аргоса. Девушка была заключена в подземелье из-за опасного пророчества, согласно которому ее отец должен был погибнуть от рук собственного внука.
Но однажды всемогущий Зевс заметил пленницу и был настолько ей восхищен, что проник в темницу, приняв образ золотого дождя. На картине запечатлен момент первой встречи Данаи со всемогущим богом. Описание картины и ее деталей Молодая обнаженная женщина в постели Мне нравится Не нравится В центре полотна изображена сама Даная, лежащая на роскошном ложе. Весь ее облик и примятая подушка говорят о том, что еще мгновение назад она крепко спала.
Картина Рембрандта "Даная": 30 лет после нападения вандала
Рембрандт начал писать «Данаю» в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. Но в результате проведенной работы, «Даная» Рембрандта в 1997 году возвратилась в залы Эрмитажа. 15 июня 1985 года житель литовского города Каунас Бронюс Майгис плеснул на полотно Рембрандта "Даная" серной кислотой. Документальный фильм рассказывает о покушении на картину Рембрандта "Даная" в Эрмитаже и об истории ее восстановления.
Рембрандт Харменс ван Рейн «Даная»
Он проникает к ней в покои под видом золотого дождя, и там, глубоко под землей, Даная становится его возлюбленной. От этого брака у нее родился сын, которого она назвала Персеем… Узнав об этом, разгневанный Акрисий распорядился замуровать дочь и внука в ящик и бросить в море. Но ящик был выловлен, заточенные в нем мать и сын спасены. Как рассказывается далее в легенде, Персей, обладавший огромной силой и мужеством, совершил много подвигов. Сбылось и пророчество оракула. Однажды, участвуя в соревновании по метанию диска, Персей оказался в стране своего деда. Неточно брошенным диском он убил Акрисия. Но Персей и его подвиги — это другая история. Сейчас — о Данае, которая, надо сказать, пользовалась популярностью у живописцев в разные, в том числе античные, времена. У одних, как у Корреджо, бедра красавицы прикрыты легкой тканью, у других — Тициана — на картине роскошная молодая женщина, в сладкой истоме разбросавшаяся на ложе без каких-либо прикрытий, если не считать браслета на руке.
Даная и золотой дождь. Государственный Эрмитаж, С. На богатом ложе возлежит молодая женщина. Она основательно открыта зрителям, ткань закрывает лишь ступни и икры ног, а все остальное во всем великолепии выписано весьма реалистично — свисающий рыхловатый живот, небольшие груди, пухлые коленки, покатые плечи. Но тут начинается самое загадочное. А Даная ли это? В 1656 году картина в числе других полотен была продана за долги Рембрандта. Она переходила от одного владельца к другому, пока не оказалась в парижской коллекции герцога Пьера Кроза. Исследователей интересовало многое.
Если это Даная, то где же золотой дождь, в образе которого перед Данаей предстает Зевс? Если нет дождя, то, естественно, нет и Зевса, а следовательно, и всего остального. Даная должна смотреть вверх, на нисходящий дождь, но ее взгляд на картине обращен прямо перед собой. Почему на безымянном пальцелевой руки Данаи обручальное кольцо? Кто это? Девушка, заточенная в подземные покои по приказу царя, или замужняя дама? Кольцо на безымянном пальце левой руки. Эксперты подметили и другое: по краям полотна детали тщательно проработаны, в колорите преобладают холодные тона, зато в центральной части — письмо широкое, а цвет выдержан в теплых, золотистых и коричневых, тонах, излюбленных художником в зрелый период творчества. Возможно, картина писалась в два этапа.
Но кто позировал живописцу для этой картины? С 1633 года, когда состоялась помолвка Рембрандта с Саскией ван Эйленбург, и вплоть до ее смерти в 1642 году любимой моделью художника будет жена. Стандарта на модели тогда не было — никаких строгостей по части роста, объема талии, веса... Каждый художник выбирал ту единственную, которая отвечала его представлениям о прекрасной даме.
Вместо медного дома под землёй — тесный деревянный ящик, в котором её и сына сбросили в море. Внимательный поклонник творчества Пушкина проведёт очевидные аналогии между невзгодами Данаи и злоключениями оболганной царицы в «Сказке о царе Салтане», которую вместе с сыном Гвидоном посадили в деревянную бочку и отправили на верную смерть в морскую пучину. Александр Сергеевич мог познакомиться с мифом о дочери Акрисия во время учёбы в Лицее благодаря великолепному педагогу и знатоку античной истории и культуры Николаю Федоровичу Кошанскому. Избежать гибели Акрисию не удалось, так как Даная и Персей выжили. На одном из спортивных состязаний, где царь присутствовал в качестве зрителя, Персей случайно угодил в деда спортивным снарядом. Сюжет этого мифа использовался в мировой живописи неоднократно, но именно работа Рембрандта отличается от всех прочих неканоническим изображением главной героини и вызывает массу вопросов. Практически каждый из фрагментов картины может иметь неоднозначное толкование. Согласно традиционной версии, лежащая на кровати обнажённая женщина изображена в момент пробуждения. Несмятое ложе — символ невинности, как и кольцо с изумрудом на пальце. Подземная келья заполнена золотистым светом, беспрепятственно проникающим сквозь отдёрнутый служанкой полог. Рука женщины, простёртая навстречу сиянию, будто приветствует новую жизнь и счастье, с ней входящее. На губах её улыбка, одновременно невинная и чувственная. Повсюду мерцающие блики: на бархатной скатерти, на тяжёлых складках полога, на сброшенных на пол изящных туфельках, словно на них попали брызги золотого дождя. Именно отсутствие явных признаков последнего стало причиной сомнений не одного поколения искусствоведов. А Даная ли на ней изображена? Известно, что некоторые фрагменты картины Рембрандтом переписывались, в результате чего претерпел изменения внешний облик Данаи. Неопровержимым доказательством оказались результаты рентгенологического исследования, согласно которым золотой дождь на полотне был. Известно, что для достижения эффекта завораживающего золотого сияния художник смешивал краски с измельчённым янтарём. О посещении Зевса свидетельствует присутствие на кровати декоративных орлиных голов.
Одежды нет не только на теле. Мы видим и душу модели. Но она естественна. Создается ощущение, что мы стали случайными свидетелями происходящего. Перед нами девушка, которая только проснулась, она не ожидала, что в её спальне окажется ещё кто-то. Она естественна, она не понимает, что за золотой свет проливается на неё. Это «драма наготы». Это не модель, привыкшая к публичному обнажению и вниманию, это самая обычная девушка, случайно застигнутая врасплох. Рембрандт создавал это полотно не для продажи. Первый вариант картины был написан в 1636 году. Через два года после его свадьбы с любимой женой Саскией. Первый вариант «Данаи» был по сути портретом обожаемой женщины. Но в 1642 году Саскии не стало. Популярность мастера пошла на спад. Заказов было все меньше, долги всё росли. Потерю любимой жены Рембрандт оплакивал долго, но вскоре появилась новая любовь. Ею стала Гертье Диркс. В тот момент Рембрандт переписал «Данаю». Узнать это помогло в середине ХХ века рентгенографическое исследование. Выявилось, что Даная-Саския раньше смотрела не прямо перед собой, а именно вверх — на золотой дождь. Положение руки было совсем другим. В первоначальном варианте Даная держит руку ладонью вниз — жест прощания, а в картине, уже исправленной, ладонь обращена кверху — призывно… Рентген определил и ещё одну важную деталь: раньше бедра Данаи были стыдливо прикрыты покрывалом. Это было понятно, художник оберегал сокровенность своей Саскии. Но с Гертье Диркс оберегать было нечего.
Оракул предсказал её отцу, что он умрёт от руки внука. Тогда он запер свою единственную дочь в башне, обрекая её на вечное одиночество. Но от древнегреческих Богов было не так-то просто спрятаться, особенно если ты ему понравился. Зевс посетил Данаю в виде золотого дождя, и она родила Персея, который, участвуя в спортивных играх, метнул диск и случайно убил своего деда. И черты его любимой Саскии есть и в этой картине, но не столь явные. Судя по рентгеновским снимкам, Рембрандт изменил картину после смерти жены в 1642 году. Тогда он увлёкся няней своего сына Титуса — Гертье Диркс. Биографы художника затрудняются сказать, что это было — любовь, страсть, помутнение, попытка в этой связи спрятать боль от смерти супруги. Но это повлияло и на картину. Первоначально в образе Данаи была именно Саския с её нежными чертами лица, мечтательной полуулыбкой и мягкостью. Её руки были подняты вверх, а тело целомудренно прикрыто лёгким покрывалом. Золотой дождь также был на картине. Но потом Рембрандт, сгорающий от страсти к Гертье, как полагают те же биографы, наделил Данаю чертами свей любовницы, полностью раздел фигуру и придал ей знаменитый призывной жест рукой, заменив золотой дождь на свет. Для Эрмитажа картина была приобретена в 1772 году вместе с коллекцией барона Кроза де Тьера при непосредственном участии Дени Дидро, о чём того попросила Екатерина II. Это почти финальный эпизод, когда сын, прокутивший всё своё состояние и часть наследства, выпрошенную у отца, возвращается в отчий дом. Он не знал, как его встретят, пристыжённого, раскаявшегося, уставшего и измученного. Сын упал на колени перед старым отцом и тот всё ему простил. В этом заключается смысл и притчи, и картины — в прощении.