Звукопись — совокупность приёмов фонетической организации текста.
Значение слова «звукопись»
Из этого мы видим, что каждый язык пользуется для звукоподражания своими средствами. Что касается ономапоэтичности связной речи, здесь нужно различать: 1 ономапоэтичность звуков и 2 ритма. Первая зависит от инструментовки речи, вторая от темпа. Инструментовка может быть прямая и косвенная.
Прямая инструментовка состоит в том, что звуки слова соответствуют действию предмета. Причем название предмета или действия может быть или ономаноэтическим, или же слова, имеющие другое значение, своим звуковым составом могут только указывать на предмет или действие, но не обозначать его. Чаще всего речь строится так, что звуковая идея ономапоэтического слова входит в звуковой состав других слов см.
Приведем пример. В поговорке «от топота копыт пыль по полю несется» слово топот — ономапоэтическое: звуками т, и, т передается идея слухового ощущения; в слове — копыто, взятом отдельно, этой идеи нет, но она усиливается благодаря повторению согласных и новому согласному к. Приведем пример на второй случай.
Ничего назад не вернёшь… В друг вью га з ав ыл а И небо закрыла. На улицу страшно выйти было… А в ьюга всё в ыла, и в ыла, и в ыла. Вьюга утихла. Но ветер-задира… Он вспомнил про войны этого мира.
До утра эта песня тянулась, А на рассвете лишь шелохнулась. Но лишь небо тучей закрылось, Всё опять и опять повторилось. И вот он какой: Ветер бывает тихий, злой, озорной. Слайд 18 «Ш епчет ветер.
Знаете ли вы, что такое звукопись? Где, на ваш взгляд, можно встретить звукопись? На какие виды делится звукопись? Используете ли вы звукопись в своём творчестве?
Слайд 21 Результаты исследования в 5 и 9 классах Слайд 22 1. Где, на ваш взгляд ,можно встретить звукопись? Слайд 31 Заключение. Наша гипотеза, выдвинутая в начале проекта, оказалась верной.
Теперь мы можем сделать вывод, что звукопись - это литературный приём, заключающийся в повторении одинаковых или похожих звуков для передачи картины.
Ассонанс Аллитерация 7. Докажите, что в данном отрывке использован приём звукописи.
Затранскрибируйте строчку, в которой этот приём ярче выражен. Костёр мой догорал на берегу пустыни.
Теоретики древнеиндийской поэтики связывавали ее с преобладанием или отсутствием тех или иных звуков плавных, шипящих и т. Четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств. Велимир Хлебников, со свойственной ему глобализацией понятий и слов, расширяет и понятие звукописи. Если говоря о ней, мы соотносим ее прежде всего с музыкой, то он пытается звуками рисовать "на холсте соответствий".
Что такое звукопись и как она работает — примеры и принципы звуковой организации
Отправляя любой текст через специальные формы на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта. Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Перепечатка и копирование произведений возможны только с согласия их автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице.
Один из видов инструментовки стиха, … ЗАУМНЫЙ ЯЗЫК в Словаре постмодернизма: "заумь" - центральное понятие философии языка Хлебникова, посредством введения которого он пытается решить проблему демаркации между словом и его знаково-числовой … ПРИЁМ в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова: литературный Одни из принципов организации текстов художественных произведений. Понятие «П. Происходил из родовитой, но небогатой дворянской семьи.
Приступая к рассказу о Петре, студент входит в ряд других людей на земле и отрешается от позиции уединенного сознания. Своим рассказом он делает собственную личность звеном духовной связи веков. Встреча Лукерьи и Василисы с апостолом Петром становится соборной. Происходит «конвергентность» душ: Иван трогает своим рассказом слушательниц и сам преображается в «магнитном поле» их душевного отклика. Но это не возврат к патриархальной восточной соборности от западной уединенности цивилизованного человека. Чеховский герой, оглядывающийся на запад и всматривающийся в родную деревню на востоке продолжение главенствующего лейтмотива: «видел оба конца этой цепи» , находится у подножия новой, более высокой ступени духовного единения людей. Звуковая организация поэтического текста Константин Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени…» Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шел, тем ясней рисовались Тем ясней рисовались очертанья вдали, И какие-то звуки вдали раздавались Вкруг меня раздавались от Небес до Земли. Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор, И сияньем прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. А внизу подо мною уж ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали. Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. Для лирики Бальмонта характерно активное использование звуковых соответствий самого широкого диапазона, сложно взаимодействующих друг с другом и с целым текстом. Слово Бальмонта можно охарактеризовать как «разомкнутое навстречу другим словам» С.
Для того чтобы удачно использовать этот прием, необходимо быть обладателем чувства меры. Надо точно чувствовать, сколько повторяющихся звуков можно вписать, не перегружая текст. Аллитерация применяется поэтами для создания определенных ассоциаций. Например, повтор звука «р» может передать звучание мотора, а «гр» - звучание грома. В русском языке аллитерация существует рука об руку с консонансом повтором согласного, которым заканчивается слово. Звукопись: примеры аллитерации Многие русские поэты знамениты своим умением удачно использовать прием аллитерации. Самые известные из них: А. Пушкин, Н. Некрасов, Г. Державин, В. Маяковский, Ф. Рассмотрим несколько примеров из их работ, чтобы понимать, как выглядит звукопись в стихах талантливых и признанных поэтов: «Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», — строчка из стихотворения В. Маяковского «Нате». Мы видим повторение звуков «ч», «с». В «Медном всаднике» А. Пушкина нам также встречается выразительный и удачный пример многократного использования глухого звука: «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой». Автор применяет фонетический повтор «ш», который вызывает в воображении образ шипящего шампанского. Произведение Г. Державина «Водопад» представляет нам повтор звуков «гр», которые воспроизводят звучание грома: «Грохочет эхо по горам, как гром гремящий по громам». Ассонанс Ассонанс — повторение гласного, стоящего под ударением, или их сочетания в пределах одного стиха или фразы.
Слово «Звукопись»
Так вот, звукопись – это стилистический приём, выражающийся в подборе слов, звучание которых подчёркивает настроение текста и помогает передавать замысел автора. Кроме того, звукопись может выполнять композиционную роль, т. е. подчёркивать смысловое разграничение фрагментов, обозначать появление новых событий, образов. Также звукопись применяется в рентгенологии для анализа звуковых сигналов, излучаемых в процессе рентгеновского обследования, что может помочь в диагностике заболеваний легких и других органов. Звукопись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. это звуки, которые помогают описать звуки природы и придать живую атмосферу в тексте. На этой странице вы могли узнать, что такое «звукопись», его лексическое значение.
С какой целью поэты используют приёмы звукописи?
С помощью звукописи радиостанции создают разнообразные программы, передают новости, музыку, рекламу и другие аудиоматериалы. Л.). Такое использование звукописи, если оно не наносит ущерба логической стороне речи, вполне эстетически оправдано. О поэтической звукописи и звукосмысловой организации стиха. воплощение муз. средствами объективного "предметного" мира. В этой статье мы ответим на вопрос: «Что такое звуковое письмо?». В этой статье мы ответим на вопрос: «Что такое звуковое письмо?».
Что такое звукопись
Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие — настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества. Звук и смысл: Книга для внеклассного чтения: 8-10 кл.
Филологический анализ поэтического текста: Учебник для вузов. Поэтический словарь. О Борисе Пастернаке.
Теория литературы. Поэтика: Учеб. Вы можете сообщить о нарушении.
Введите ваш emailВаш email.
В таких случаях говорят о звукообразе, то есть о художественном образе, усиленном средствами звукописи. Возникновение звукообраза объясняют психологически: в процессе творчества поэта переполняют те или иные созвучия, связанные с главными образами.
Это побуждает его подбирать слова близкого звучания по-своему закрепляющие и усиливающие основной звуковой комплекс. Поэты могут создавать в одном произведении несколько звукообразов, которые иногда бывают созвучны друг другу. Такова, например, фонетическая организация «Бахчисарайского фонтана» Пушкина с общей звуковой основой имен героев Гирей, Мария, Зарема.
Звукообразы придают художественную завершенность и особую целостность поэтической форме произведения и нередко являются отличительной чертой того или иного автора. Например, для поэзии С. Есенина характерны звукообразы липы, березы, клена.
Стихотворения, пронизанные звуковыми повторами. Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел. Сохранение избранного звукообраза на протяжении всего произведения или его значительной части создает особую тональность. Работа над фоникой в процессе авторедактирования Просматривая черновики писателей и сравнивая различные редакции художественных произведений, можно проследить, как в процессе авторедактирования идет отбор фонетических средств языка.
Так, изучение черновиков А. Пушкина показывает, что с годами поэт все требовательнее относился к фонике своих произведений. Чтобы достичь желаемой окраски стиха, он напряженно искал нужные слова, исправлял написанное.
Обратимся к черновым наброскам «Евгения Онегина»: первоначальный текст - Любви печальную тревогу я слишком, может быть, узнал; первый вариант правки - Любви печальную тревогу я слишком долго испытал; поправки в черновике, перенесенные в беловую рукопись, - Любви безумную тревогу я слишком сильно испытал; печатный текст - Любви безумную тревогу я безотрадно испытал. Найденное поэтом словобезотрадно не только наиболее оправданно по смыслу. Пушкин неустанно стремился к наиболее яркому звуковому выражению мысли.
Незримый И тайный хранитель могущему дан; И горек был небратский холодный их привет; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной черни смех холодный ; Сквозь волнистые печальные туманы пробирается луна; Ты им доволен ли, взыскательный художник [И ты доволен им, божественный увенчанный, разборчивый. Достигнув гармонии, поэт дорожил каждым звуком поэтической речи, понимая, что перестановка слов, замена синонимов губит фонику, что выборочная правка отдельных строк разрушит звукопись. Черновики Пушкина отразили и работу над звукообразом Татьяны.
Первоначально героиня звалась Наташей. Это имя было в таком контексте: Я новый карандаш беру, чтоб описать ее сестру… Ее сестра звалась Наташа. Мы нынче именем таким станицы нашего романа, не устрашаясь, освятим.
Далее в черновой рукописи появляется имя Татьяна, однако звуковое «окружение» его остается прежним. Только в беловой рукописи поэт исправляет: Позвольте мне, читатель мой. Ее сестра звалась Татьяна… Сравнивая фонику этих вариантов, мы видим в обоих случаях звуковую подготовку имени: в первоначальном варианте повторяются согласные: н - т - ш, в окончательном последовательно проведена аллитерация на т.
Результаты исследования. Заключение 6. Используемая литература Слайд 3 Цель : углубить знания о понятии «звукопись», исследовать данное явление в произведениях художественной литературы и в личном литературном опыте.
Слайд 4 Задачи проекта: Рассмотреть понятие «звукопись». Проследить, как в произведениях литературы используется данный приём. Научиться различать аллитерацию и ассонанс.
Показать, как звукопись используется в произведениях собственного сочинения. Провести микроисследование. Систематизировать полученный материал и сделать вывод.
Слайд 5 Гипотеза: приём звукописи является распространённым явлением в произведениях художественной литературы и используется при изучении литературы и русского языка. Слайд 6 Аллитерация — это литературный прием, используемый для усиления выразительности текстового материала, заключающийся в повторении одних и тех же или подобных согласных звуков, похожих на описываемое явление. Слайд 7 Люблю гр озу в начале мая, Когда весенний, пе р вый гр ом, Как бы р езвяся и и гр ая, Гр охочет в небе голубом… Ф.
Тютчев Слайд 8 Тр евожиться Тарас не пе р естал, несмо тр я на успокаивающий тр еск кос тр а. Слайд 9 Ассонанс — особый литературный прием, заключающийся в повторении гласных звуков в том или ином высказывании. Именно в этом заключается основное отличие ассонанса от аллитерации, где повторяются согласные звуки.
Слайд 10 Б у ря мгл о ю н е бо кр о ет, В и хри снежные кр у тя; То, как зв е рь, она зав о ет, То заплачет, как дитя… А. Заболоцкий Слайд 12 Затян у лась б у рой т и ной Гладь стар и нного пр у д а.
А его звучание - более мелодичным. Ассонанс встречается гораздо реже аллитерации. Его не так просто заметить в тексте, но, если быть внимательным, это возможно. Иногда авторы используют повтор конкретных гласных звуков для создания определенного настроения. Или для того, чтобы показать, как одно эмоциональное настроение сменяет другое.
Ассонанс используется поэтами уже не один век. Например, он встречается во французском героическом эпосе и старинных фольклорных песнях. Примеры ассонанса Как и аллитерация, ассонанс встречается в произведениях многих русских поэтов. По этой причине их стихи отличаются особенным благозвучием и выразительностью. Рассмотрим примеры того, как выглядит звукопись в литературе: В стихотворении А. Блока «Фабрика» встречается повтор ударного гласного «о»: «Скрипят задумчивые болты, подходят люди к воротам». В романтической поэме А.
Пушкина можно найти развернутый пример использования ассонанса: «Его молоденькая дочь пошла гулять в пустынном поле». Повторяется ударный звук «о» в каждой самостоятельной части речи. Произведение Б. Пастернака «Зимняя ночь» также показывает удачный пример применения ассонанса: «Мело, мело по всей земле во все пределы». Четко видно повторение ударного звука «э» в каждом самостоятельном слове, из-за этого приема строка кажется более певучей. Диссонанс и липограмма Диссонанс и липограмма — приемы звукописи, которые редко встречаются в современной русской литературе. Липограммой называется художественный прием, суть которого заключается в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука.
В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта. Среди русских писателей самым известных приверженцем липограммы является Г.
Что такое звукопись?
На этой странице вы могли узнать, что такое «звукопись», его лексическое значение. Это свидетельствует о том, что звукопись является важным инструментом, который способен трансформировать и обогатить музыкальный опыт слушателя. Значение слова Звукопись на это Звукопись Звукопись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. Главная» Новости» Что такое звукопись в литературе.
Фонетические средства художественной выразительности. Звукопись
Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град старосл.
Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах. Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие. Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность.
Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле». Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений.
В окружении этих слов в приведённом примере это слово печаль повторяются звуки, из которых состоят ключевые слова, в приведённом примере это звуки [п], [ч], поддержанные другими глухими согласными, а также звуки [и], [а]. Так нагнетается определённое единое звучание, связанное с основным смыслом высказывания, создаётся звукообраз стихотворной строки, строфы или целого стихотворения. Повтор одинаковых или однотипных звуков см. Сопоставительные видовые понятия: звукоподражание, звукосимволизм. Матвеева Т.
Движения стремительные, динамические в поэтической речи часто рисуются словами, которые произносятся особенно энергично Так бей же по жилам, кидайся в края, бездонная молодость, ярость моя! Напротив, слова нежные, ласкающие слух, создают впечатление покоя Руки милой - пара лебедей - в золоте волос моих ныряют. Все на этом свете из людей песнь любви поют и повторяют. Органическая связь звукописи с содержанием, единство слова и образа придают речи яркую экспрессию.
Звукопись опирается на повторение отдельных звуков, так и на повторение одинаковых созвучий Волна на волну на бегала, волна погоня ла волну... Здесь сталкиваются созвучные слоги на - ну - на... Изобразительную функцию может выполнять не только звучание слов, но и движение артикуляционных органов. Ведь особенности образования звуков обусловливают определенную мимику говорящего. Например, в предложении: Там рыдала княжна Евдокия, в оздух силясь губ ами п ойм ать Ахм. Такую инструментовку называют кинетической. Поэты упорно работают над стилем, добиваясь изобразительно-выразительного эффекта звукописи. Так, сравнение различных черновых вариантов стихотворения А. Блока «Черный ворон в сумраке снежном...
Наиболее определенно эта аллитерация с доминантой губнозубного звука в звучит в третьей строфе: Снежный ветер, твое дыханье, Валентина, звезда, мечтанье! Как поют твои соловьи... Сгущение номинативов в первых трех строчках порождает особую напряженность интонации, а отсутствие в них глагольных форм - незавершенность, которая создает впечатление задыхающейся, взволнованной речи. В сочетании с этими стилистическими приемами инструментовка на согласные, в образовании которых участвуют губы, получает символическое значение: в самой артикуляции звуков угадывается образ поцелуя; он «прозвучал» еще до того, как поэт о нем скажет в следующей строфе: Страшный мир! Он для сердца тесен! В нем - твоих поцелуев бред... При восприятии звучащей речи наиболее «выпуклы» непривычные в стихах редкие слова, их фонетическая окраска задерживает наше внимание. Например, Н. Некрасов употребляет необычные в поэзии, неожиданно хлесткие слова для создания сатирических образов.
В поэме «Современники» он так рисует портреты «столпов общества»: Князь Иван - колосс по брюху, руки - род пуховика, пьедесталом служит уху ожиревшая щека... Так в поэтической речи выразительно-изобразительные функции выполняют самые различные, даже «неэстетические» звуки и созвучия. Эмоционально-экспресивная функция звукописи Звуковые повторы в поэтической речи подчеркивают ее эмоциональность, придавая большую «выпуклость» сходным фонетическим словам Каким наитием, какими истинами, о чем шумите вы, разливы лиственные? Нередко с помощью звукописи поэт стремится выразить переполняющие его чувства Милая, ты ли? Эти уста не устали… - Ес. В таких случаях, словно чувство побеждает логику, подбор слов не всегда имеет четкую смысловую мотивировку. И в этом тоже отражается своеобразный художественный прием - передать смятение восторг «неясным трепетом речей».
Шипящие звуки позволяют услышать шуршание листьев и пыль, завивающуюся в маленькие вихри: Дрогнули листочки, закачались клены, С золотистых веток полетела пыль… Зашумели ветры, охнул лес зеленый, Зашептался с эхом высохший ковыль... Есенин "Буря" 1914 Анализируя фонетические особенности поэзии С. Есенина, мы встречаем такое языковое явление, как неполногласие, которое свойственно для произведений устного народного творчества, например: Солнце златою печатью Стражем стоит у ворот... Есенин "Кантата" 1918 С этим фонетическим явлением мы встречаемся и в другом стихотворении "На Кавказе", написанном в 1924 году: И Лермонтов, тоску леча, Как он за лошадь Казбича Давал сестру заместо злата. Нередко в стихотворениях С. Есенина можно встретить такой приём, как ономатопея - слова, которые имитируют собственное значение. Таким является слово "Храп": Топчут лапти по полю кукольни, Где-то ржанье и храп табуна, И зовет их с большой колокольни Гулкий звон, словно зык чугуна.