Этих преступлений оказалось довольно для вынесения смертного приговора, пусть и замененного на каторгу, в случае Достоевского — четырехлетнюю. Достоевскому была назначена четырехлетняя каторга с последующим определением в солдаты.
Выбор редакции
- Омская каторга Федора Михайловича Достоевского
- Мировоззрение после каторги
- За что Достоевский попал на каторгу? 🤓 [Есть ответ]
- Омск - «гадкий городишка»
- За что писатель попал на каторгу? Какой духовный переворот произо
Ссылка Достоевского
Политике императора Николая I эти слова в корне противоречили. В итоге Достоевский оказался преступником и был приговорён к расстрелу, который, правда, заменили каторгой — сначала восьмилетней, а потом, по личному решению царя, четырёхлетней с последующей военной службой. Отбывать наказание надлежало в Омске. Шесть дней Достоевский пробыл в бывшей столице Сибири Тобольске, а 23 января 1850 года приехал в наш город. Новые места «Омск гадкий городишка. Деревьев почти нет. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видел. Городишка грязный, военный и развратный в высшей степени». Это цитата из письма Достоевского брату Михаилу, отправленного вскоре после выхода с каторги. Понятно, что у писателя были личные причины для негативного отношения к Омску, но город в те времена и правда не казался вершиной благоустройства, особенно для человека, привыкшего к жизни в Петербурге.
Центром жизни Омска была земляная крепость с каменным Воскресенским собором, офицерскими домами и казармами, её окружали одноэтажные деревянные дома, в которых жили штатские. Так выглядела вторая Омская крепость. Острог находился в одном из верхних зубцов правом Источник: etomesto. Приехал он с северо-запада по Тюкалинскому тракту, переходившему в городской черте в улицу Тобольскую нынешняя Орджоникидзе. В центре города эта улица упиралась в большую площадь, и слева можно было увидеть городскую рощу на месте нынешней Соборной площади , а справа — крепость. Арестантов везли через Тарские ворота и направляли в острог, находившийся на месте нынешнего драмтеатра. Теперь для Достоевского началась новая, каторжная жизнь. Ему выбрили переднюю половину головы бессрочным каторжникам выбривали левую сторону , выдали «лоскутные платья» — арестантскую одежду со специальными метками зимой чёрная, летом белая , надели ножные кандалы. Это был так называемый «мелкозвон», оковы весом в четыре-пять кило, которые снимались только при освобождении. Их должно было надевать под панталоны.
К серединному кольцу привязывался ремень, который в свою очередь прикреплялся к поясному ремню, надевавшемуся прямо на рубашку». Жили каторжники в здании острога с большим двором шагов 200 на 150 , обнесённым высоким тыном. Содержать их требовалось «в наилучшей чистоте», но это требование не выполнялось. Все полы прогнили. Пол грязен на вершок, можно скользить и падать. Маленькие окна заиндевели, так что в целый день почти нельзя читать. На стеклах на вершок льду. С потолков капель — всё сквозное. Нас как сельдей в бочонке. Затопят шестью поленами печку, тепла нет в комнате лед едва оттаивал , а угар нестерпимый — и вот вся зима.
Тут же в казарме арестанты моют белье и всю маленькую казарму заплескают водою. Поворотиться негде.
По пути до места каторги писатель встретился с жёнами декабристов, которые подарили ему Евангелию которая являлась единственной разрешённой для прочтения книгой в заключении. Михаилу Фёдоровичу приходилось работать долго и изнурительно в качестве чернорабочего. Но, как человек высокого искусства, для Достоевского главной тяжестью этого бремени была не физическая, а психологическая. То есть писатель стал осознавать многие проблемы нашего общества, которые раньше не воспринимал.
Именно на каторге, Михаил Фёдорович понял насколько велика пропасть между социальными слоями велика. Для простых людей дворяне — это чужаки, которых можно и надо презирать. Для простого люда интеллигенция чужда и вряд ли когда-нибудь сможет сблизиться к русской культуре и народу. После освобождения Достоевский так и не сможет влиться в мир высшего света, потому что его начала преследовать мысль, что такая жизнь ему чужда.
В 1851 году, уезжая из Сибири, он навестил в Омске своего старого друга Достоевского и поэта-арестанта С. Плохое самочувствие писателей удручило его, о чём он сообщил штаб-доктору Ивану Ивановичу Троицкому. Дошло до того, что он у нас нажил падучую болезнь! Впоследствии, во время службы моей при Омском госпитале, он мне не раз повторял эти слова, вспоминая о бесчеловечных поступках с Фёдором Михайловичем и удивляясь контрасту между тогдашним Западно-Сибирским и гуманным управлением графа Муравьёва». Впоследствии Александр Егорович в своих воспоминаниях подробно изложил историю своей юношеской дружбы с Достоевским, описал его привычки, характер. Возможно, Ризенкампф рассказывал Достоевскому о своей службе, Нерчинской каторге.
Кроме того, о ней не раз говорили омские заключённые. Вот почему в «Записках из мёртвого дома» Достоевский трижды упомянул Нерчинскую каторгу. Любопытно, что с ней герои произведения связывали призрачные надежды на свободу. Например, арестант Орлов, отличавшийся несгибаемой силой воли и «жаждой мщения», говорил о палочном наказании: «Выхожу остальное число ударов, и тот час же отправят меня с партией в Нерчинск, а я-то с дороги бегу! Непременно бегу! Вот только бы спина зажила! В «Записках» Достоевский отмечал, что заключённые мёртвого дома надеялись, что их пошлют в Нерчинск, и там, отбыв срок, они выйдут на поселение.
Анненкову и П. С начала марта 1854 в соответствии с приговором Ф. Достоевский начал службу рядовым солдатом в Семипалатинске. В Петербург он вернулся лишь в конце 1859. Как считается, именно омский период лишений и страданий во многом повлиял на характер и мировоззрение Достоевского, заложил его народопонимание, способствовал его становлению как великого писателя, произведения которого знают и читают во всем мире. Пережитые впечатления о каторге на основе «Сибирской тетради» он отразил в «Записках из мертвого дома». В 1983 в Омске в комендантском доме, где бывал писатель, открыт Литературный музей имени Ф. Достоевского, а в 2004 Омскому государственному университету присвоено его имя. Авторский сайт Владимира Чебодаева. Публикация материалов возможна с указанием ссылки на источник putdor.
Несостоявшаяся казнь
- Фёдор Достоевский: каторга-любовь.
- Как жил в Омске Фёдор Михайлович Достоевский, 4 февраля 2020 года - 4 февраля 2020 - НГС55.ру
- Достоевский биография Каторга За Что
- Омская каторга Федора Михайловича Достоевского
Фактчек: 13 самых популярных легенд о Достоевском
Фёдор Достоевский был осужден и отправлен на каторгу за участие в кружке подпольных революционеров. Петрашевский ссылался в каторжную работу на всю жизнь. Достоевский — на четыре года, а потом — бессрочно в солдаты. Смотрите онлайн видео «Почему Достоевский попал на каторгу? Федора Достоевского отправили на четырехлетнюю каторгу в Омск, а после — на службу рядовым в Семипалатинск.
Начало писательской деятельности
- Почему достоевского отправили на каторгу
- Информация
- Недонесениe o распространении преступногo
- Ответы : Почему Достоевский попал на каторгу?
- Помиловали на эшафоте, заставил плакать Тургенева. 19 фактов о Федоре Достоевском
- Биография :: Арест Достоевского и каторга
Ссылка Достоевского
В Семипалатинске Фёдор Достоевский познакомился со своей будущей женой Марией Исаевой. Долгие минуты ожидания на эшафоте и каторга были очень страшными испытаниями, но сам Достоевский был уверен, что именно они привели его к вере в Бога. "В "Дневнике Писателя "Достоевский сообщает, что жена декабриста Фон Визина подарила ему маленькое Евангелие, которое четыре года каторги пролежало у него под подушкой. По резолюции Николая I Достоевскому казнь была заменена 4-летней каторгой и последующей сдачей в солдаты. Теоретически Достоевский мог бы попасть за Байкал, когда был осуждён по делу петрашевцев на каторгу в Сибирь. Достоевскому была назначена четырехлетняя каторга с последующим определением в солдаты.
Глава IV Каторга
И сразу с ошарашивающей откровенностью: «Вы слышали? Я ведь был приговорен к смертной казни. Помню, как стоял на эшафоте. После восьми-то месяцев заточения в тесной серой камере — и вдруг столько простора, неба. Как мне хотелось жить в это мгновение! Этой невозможной для малознакомых людей исповеди, казалось, не будет конца. Но тут часы пробили 11 раз. Сложив стенограмму в сафьяновый портфель, Анна поспешила прочь. В голове был сплошной сумбур.
Фёдор Михайлович встретил её в большом волнении: «Я уже начал думать, что вы больше не придете. Между тем я вашего адреса не записал и рисковал потерять то, что продиктовал вчера». И тут же, на пороге, рассказал, почему ему так дорог каждый день. Он был весь в долгах. Год с лишним назад кредиторы потребовали уплаты трёх тысяч, иначе грозили долговой тюрьмой. И тут возник издатель Стелловский с предложением этих самых трёх тысяч за право издать полное собрание сочинений Достоевского и его новый роман, который по контракту должен быть передан Стелловскому к 1 ноября 1866 года. Казалось бы, времени предостаточно, но Достоевский слишком долго провозился с «Преступлением и наказанием», писавшимся для другого издателя. Спохватился, лишь когда осталось чуть больше месяца.
Друзья-литераторы предлагали, набросав план сюжета, разделить работу на части: каждый написал бы по куску, а Фёдору Михайловичу осталось бы только отредактировать. Но вот беда: никакого плана у него в голове не было. Фёдор Михайлович решил, что сочинит «Игрока» сам, но для скорости будет не писать роман, а диктовать стенографисту. А мне обязательно нужно успеть к сроку, иначе я теряю все издательские права до конца жизни. Этот Стелловский — настоящий паук и грабитель». Обиднее всего, что те векселя на три тысячи, по которым потребовалась срочная уплата, самому Стелловскому и принадлежали: тот скупил их за бесценок и сам же требовал от Достоевского уплаты через подставных лиц. Словом, петля на шею писателя закинута была грамотно. И вот работа закипела.
С каждым днём диктовка шла всё лучше. А вернувшись домой, стенографистка садилась за расшифровку и, бывало, возилась до утра. Но как бы они ни торопились, в перерывах успевали, как в первый день, посидеть за чаем и поговорить. Вернее, говорил один Фёдор Михайлович. И очень скоро Анна Григорьевна уже знала в мельчайших подробностях всю его жизнь. Казнь Род Достоевских был достаточно древним. Ещё в XV веке им было пожаловано сельцо Достоево под Пинском. По одной из линий среди предков был даже князь Свидригайло, властитель Великого княжества Литовского.
Но к XVIII веку род не только обеднел, но и по какой-то причине потерял дворянский статус то ли документы сгорели в пожаре, то ли ещё какая-то напасть. Словом, отец Фёдора Михайловича, числившийся мещанином, выслужил потомственное дворянство только упорным трудом. Он был лекарем для приходящих больных женского пола в московской Мариинской больнице для бедных. И это-то не слишком завидное место получить было нелегко — помог влиятельный тогда московский старовер, попечитель и устроитель Преображенского кладбища, Илья Ковылин, к которому Михаил Андреевич Достоевский сходил на поклон Фёдор потом не раз ходил к Илье Алексеевичу Ковылину на могилу, считая того великим благодетелем семьи. Мариинская больница для бедных в Москве Там же, во флигеле Мариинской больницы, лекарь и поселился, и там же 30 октября 1821 года появился на свет его второй сын, Фёдор. Те, кто знал Михаила Андреевича, позже находили в нём много сходства со стариком Карамазовым — пожалуй, самым отталкивающим из героев Достоевского. С детьми угрюмый Михаил Андреевич был неумолимо строг, а жену, и без того болезненную, уморил иезуитскими придирками. Кстати, с молоденькими горничными, без конца сменявшимися в доме, отец обращался с подчеркнутой сухостью, за которой чуткий Фёдор угадывал тайные шашни одна из горничных родила внебрачного ребенка, который быстро умер.
После смерти жены Михаил Андреевич быстро спился и, кажется, тронулся умом, потому что часто вслух разговаривал с покойницей. По официальной версии, отец умер от апоплексического удара. По слухам, был убит «за девок» мужиками в собственном имении Черемошне, которое Михаил Андреевич купил, сделавшись дворянином. С детства Фёдор страдал странными нервными припадками, с судорогами, с секундным помутнением сознания. Врачи затруднялись определить, что это, и сам Достоевский называл свою болезнь «кондрашкой с ветерком». До поры до времени она ему особенно не мешала. И даже в столичное Михайловское инженерное училище строгая медкомиссия Фёдора пропустила, в отличие от его брата Михаила. Но военного инженера из Достоевского всё равно не вышло: один из его чертежей попался на глаза императору Николаю, который, в отличие от Фёдора Михайловича, обладал замечательными инженерными способностями.
Чертёж был решительно забракован. И молодой Достоевский оставил едва начатую службу ради литературы. У него были к этому времени уже кое-какие переводы, теперь же он принялся за роман. В этом доме на углу Владимирского проспекта и Графского переулка в Петербурге Достоевский стал писателем. Именно здесь созданы «Бедные люди» и «Двойник» Пристроить «Бедных людей» помог товарищ, с которым Фёдор в складчину снимал квартиру. Тот приятельствовал с начинающим литератором и издателем Николаем Некрасовым. Некрасов прочитал рукопись и понял, что перед ним — шедевр. Помчался к Белинскому: «Виссарион Григорьевич, новый Гоголь явился!
Слава рухнула на Фёдора, расшатав и без того больные нервы. Я не могу даже раскрыть рта, чтобы во всех углах не повторяли: «Достоевский то-то сказал, Достоевский то-то хочет делать». Молодой автор возгордился, стал требовать, чтобы его роман печатался в сборнике особым шрифтом, — словом, стал понемногу раздражать кружок Белинского. Там был принят особый тон: все друг над другом подшучивали, вот Тургенев и сочинил о Достоевском довольно злые стихи, назвав его «прыщом на носу литературы». Фёдор преглупейшим образом обиделся, чем вызвал новый поток остроумия. К тому же его следующие повести Белинскому совершенно не понравились, и он сетовал: «Ох и надулись мы с Достоевским-гением! Кончилось тем, что Фёдор, обозвав недавних приятелей завистниками, не захотел больше иметь с ними дело. Он завёл теперь новых друзей — либеральных молодых людей, по пятницам собиравшихся у Петрашевского.
Михаил Васильевич Петрашевский Сам Петрашевский, переводчик департамента внутренних сношений, был экстравагантнейшей личностью. То закажет себе четырехугольный цилиндр, то оденется испанским грандом, а то и вовсе явится в Казанский собор в дамском платье — это при его-то бороде! К нему тогда бросился квартальный надзиратель: «Милостивая государыня, вы, кажется, переодетый мужчина». В своем имении этот чудак устроил фаланстер в духе Фурье, но крепостные крестьяне не прониклись идеей и фаланстер сожгли. Вот и «пятницы» были посвящены изучению теории Фурье. Ничего сколько-нибудь опасного для государства «заговорщики» не замышляли, просто читали книги и мечтали о царстве всеобщей справедливости. Всё преступление Достоевского, в частности, состояло в том, что он прочёл собравшимся у Петрашевского письмо Белинского к Гоголю, считавшееся крамольным. Но Европа пылала революцией, и III отделение на всякий случай провело операцию «широкий гребень», то есть арестовывало всех политически неблагонадежных.
Стоял 20-градусный мороз, а на арестантах была только та одежда, в которой их тёплой весной доставили в крепость. Посреди заснеженной площади высился дощатый эшафот, обтянутый чёрной тканью, и какие-то столбы. По краям выстроился в каре Московский полк. Отчаянно мёрзнущих петрашевцев провели вдоль рядов — как позже выяснилось, в назидание офицерам. Они шли, увязая в глубоком снегу, и вполголоса переговаривались: «Что с нами будут делать? Зачем эти столбы? Казнь петрашевцев на Семёновском плацу Наконец их вывели на эшафот. Какой-то чиновник с бумагами поднялся следом и принялся читать: «Полевой уголовный суд приговорил господ… далее следовал список из 23 фамилий, в том числе «отставной инженер-поручик Достоевский» подвергнуть смертной казни расстрелянием».
Ошарашенных приговоренных разбили на тройки. Каждому велели надеть белый балахон-саван, на голову — колпак. Кто-то рядом с Достоевским нервно хохотнул: «Каковы-то мы в этих одеяниях! Священник поочередно поднес к их губам крест, и первых троих повели к столбам, привязали, надвинули на лица колпаки. И 16 солдат, стоявших у самого эшафота, подняли ружья. Достоевский с каким-то восторженным, безумным лицом повернулся к одному из товарищей: «Нынче же мы будем вместе с Христом». Другой сосед кивнул на телегу у эшафота, покрытую рогожей: «Гробы! Фёдор Михайлович стоял во второй тройке.
По всему выходило, что жить ему оставалось минут пять. Здоровому и сильному, двадцати восьми лет от роду. За то, что прочитал вслух письмо Белинского к Гоголю. Когда раздался барабанный бой, все приготовились услышать выстрелы. Но солдаты вдруг опустили ружья, а на эшафот поднялся флигель-адъютант: «Государь дарует вам помилование. Смертная казнь заменяется иным наказанием, каждому по его виновности». Петрашевский ссылался в каторжную работу на всю жизнь.
Участниками были представители разночинной интеллигенции, любители философской литературы, увлекавшиеся модными в те годы либеральными идеями.
В начале 1847 г. Собирались участники общества по пятницам. На таких пятничных собраниях они обсуждали идеи социального переустройства России, выдвинутого ранее декабристами. Но в отличие от участников восстания на Сенатской площади, петрашевцы не желали военного переворота. Они говорили: «В России возможно лишь крестьянское восстание, поводом для которого станет крепостное право». Константин Трутовский «Портрет Фёдора Михайловича Достоевского в 26 лет», 1847 год Местонахождение: Государственный литературный музей, Москва Петрашевцы критиковали существующий политический режим, осуждали крепостное право, выступали за ликвидацию частной собственности. Тайное общество привлекло к себе внимание Третьего отделения в 1848 г. Агитки были напечатаны на собственном типографском станке петрашевцев.
Насколько я знаю, в то время иметь такой станок уже считалось преступлением, а уж если на нем еще печатать что-то провокационное… По указу чиновника по особым поручениям И. Липранди за петрашевцами было установлено наблюдение, а в само общество был внедрен провокатор — агент полиции П. Если вы читали «Бесов» Достоевского, то наверняка помните такого персонажа, как Петр Верховенский.
Беспорядок — чем хуже, тем лучше. Кажется, это вы сказали, что если в России бунт начинать, то непременно чтоб с атеизма… Русский Бог уже спасовал перед «дешевкой». Народ пьян, матери пьяны, дети пьяны, церкви пусты… Когда в наши руки попадет, мы, пожалуй, и вылечим… если потребуется, мы на 40 лет в пустыню выгоним… Но одно или два поколения разврата теперь необходимо: разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь, — вот чего надо! А тут еще свеженькой кровушки подпустить, чтобы попривык…» Так напрямую, конечно, никто из революционеров не рассуждал да и не думал. Но Достоевский намеренно превращал их в «бесов», в нечистую силу, которая не заслуживает ни снисхождения, ни понимания. Тем не менее убежденные защитники престола все равно относились к Достоевскому с подозрением. Да просто он обличал не только революционеров-социалистов, но и сторонников европейского буржуазного порядка.
Их он тоже считал своего рода «бесами». Тот же Алексей Суворин, публицист и издатель, мечтавший о национальной буржуазии, дружил с Достоевским с оглядкой. Религиозный экстаз автора «Идиота» его по большому счету не устраивал. Слишком уж максималистичен был этот переродившийся петрашевец! Не принимали его и либерально настроенные чиновники. Для них Достоевский был просто воинствующим мракобесом. Человек весьма влиятельный, он был постоянным собеседником писателя и его советчиком во время работы над «Дневником писателя» и «Братьями Карамазовыми». Они оба видели идеал в допетровской Руси, когда церковь была сильнее светской науки, когда Россия не стремилась на Запад. Достоевский писал: «Европа нас готова хвалить, по голове гладить, но своими нас не признает, презирает нас втайне и явно, считая низшими себе как людей, как породу, а иногда так мерзим мы им, мерзим вовсе, особенно когда им на шею бросаемся с братскими поцелуями». Этим словам Победоносцев мог только аплодировать.
Он очень хотел, чтобы и представители царской семьи рассуждали в том же ключе.
Поэтому, когда стало известно, что человек их круга, известный писатель, которого похвалил Белинский, оказался на каторге, большинство благосклонно отнеслись к вопросу о помощи Достоевскому. Как вы считаете, отсюда у него такой поразительный дар предвидения судьбы России? В социальных сетях то и дело публикуются цитаты из Достоевского, которые звучат невероятно актуально. Впечатление, что он знал про жизнь России на 200 лет вперёд. Ещё в 1996 году я выпустил книгу, которая называлась «Достоевский на каждый день», куда включил, на мой взгляд, его актуальные высказывания из «Дневника писателя». И тогда эта книжка пользовалась огромной популярностью: там Достоевский говорил о том, почему славянские страны Европы негативно относятся к России, о том, как узнать нового русского за границей, удивлялся, почему у нас все до единого лгут и почему золотой мешок обладает таким большим влиянием. Спустя 20 лет я издал эту книгу под другим названием «Достоевский о нас». И эта книга продолжает пользоваться популярностью, потому что слова Достоевского в его предвидении актуальны и сегодня. Он там, например, пишет, что нам надо тратить на образование не меньше денег, чем на войско, — актуально и сейчас.
В то время, когда ещё читали газеты, многие, прочитав книгу, удивлялись, неужели это Достоевский написал? Настолько все эти мысли были на слуху у многих людей. Какие мероприятия запланированы в течение года? Но также мы рассчитываем, что об этом празднике узнают не только филологи и не только краеведы, но и самые широкие слои населения. Поэтому министерство культуры Омской области разрабатывает отдельную программу. А в нашем музее мы начинаем, например, такой рассчитанный на год проект: «Будем знакомы. Фёдор Достоевский», где мы будем представлять его с самых разных точек зрения — ребёнком, студентом, военным, меломаном, театралом, игроком, бизнесменом, гурманом, путешественником. Другой проект — более короткий, но более ёмкий, рассчитанный на шесть месяцев, это проект «Вдохновлённые Достоевским». Там мы будем представлять работы художников, которые иллюстрировали произведения писателя. Кроме того, мы планируем усовершенствовать нашу экспозицию — мы хотим, чтобы в нашем музее появились аудиогиды с текстами экскурсий на разных языках и возможности для интерактивного взаимодействия посетителей с экспонатами.
Мы это отчётливо понимаем и стараемся держать планку.
Информация
Но одновременно Достоевский с воодушевлением писал: «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Достоевский на каторге «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Но если уж человек попадал на каторгу, возврата не было. На каторге Достоевский понял наконец, как далеки умозрительные, рационалистические идеи "нового христианства" от того "сердечного" чувства Христа, каким обладает народ.
Федор Михайлович Достоевский: «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни»
Достоевского после этого ожидало раскаяние. Как Раскольников из «Преступления и наказания», он поедет на каторгу в Сибирь. Федора Достоевского отправили на четырехлетнюю каторгу в Омск, а после — на службу рядовым в Семипалатинск. Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске[131]. На эту работу писатель попадал вместе с поляками, осуждёнными за участие в освободительной борьбе против России. Проведенные на каторге и солдатской службе годы, серьезно отразились на мировоззрении Достоевского. Сибирь и каторжные работы неотделимы в нашем сознании от политических заключённых, которые в XIX веке считались «уголовниками», за которыми следили особым образом.