Новости в чем ценность метода майевтики

«Развернутое описание «метода» майевтики осуществил Платон: «Теперь мое повивальное. Ценность метода майевтики Сократа — искусство приводить к истине через вопросы. Майевтика предполагает применение диалектического метода, который заключается в поиске истины путем вопросов и ответов. Что касается майевтики, то она основана на теории воспоминания, так что, в то время как сократический метод исходит из идеи предубеждения, майевтика считает, что знание скрыто в сознании, ожидающем открытия. майевтика. Под майевтикой Сократ подразумевал последнюю фазу иронического процесса, когда он помогал освободившемуся от фальшивых иллюзий, от самонадеянности и самоуверенности человеку "родить" истину.

Вы точно человек?

По мысли Хабермаса, в гегелевской трактовке современность характеризуется: 1 индивидуализмом нравов; 2 правом на критику или свободой совести; 3 автономией поведения то, кем я являюсь, зависит от того, что я делаю, а не от того, кем были мои предки ; 4 идеалистической философией. Согласно Хабермасу, "проблема построения Современности, исходя из нее самой, возникает в сознании, прежде всего в области эстетической критики... Сторонники восстают против понимания Я, свойственного французскому классицизму в той мере, в какой последний уподобляет аристотелевское понятие совершенствования понятию прогресса, при этом идея прогресса была подсказана современной естественной наукой". Проект модерна, сформулированный в 18 в. Как итог, - утверждает Хабермас, - с тех пор, "модерным, современным считается то, что способствует объективному выражению спонтанно обновляющейся актуальности духа времени". По убеждению Хабермаса, для осуществления М. Постмодернизм в интерпретации Хабермаса оказывается покидающим "мир современности" течением "младоконсерваторов", присваивающих "ключевой опыт эстетического модерна, опыт совлечения покровов с децентрированной субъективности, освобожденной от всех ограничений когнитивного процесса и утилитарной деятельности, от всяческих императивов труда и полезности". По мысли Лиотара, М. Философия Гегеля в таком контексте понимается как подводящая итог и представляющая в совокупности все эти повествования, концентрируя в себе "спекулятивную современность".

Метанарраций, по Лиотару, ищут узаконенности в подлежащем наступлению будущем, в подлежащей реализации Идее свободы, Просвещения, социализма и т. Но, по мысли Лиотара, современный проект реализации универсальности разрушен итог Освенцима и Холокоста : "победа капиталистической техно-науки над другими кандидатами на универсальное завершение человеческой истории - не что иное, как еще один способ разрушить современный проект, делая вид, что его реализуешь".

А после сделать выводы, насколько вы сможете существовать вместе. Майевтика в психотерапии Естественно, этот метод применяется в психотерапии. Задача психотерапевта — откопать ответы на вопросы в клиенте. Он сам должен найти выход из ситуации, а психотерапевт, как и Сократ, являются лишь проводниками и помощниками. Метод не будет работать, если: Фото автора Griffin Wooldridge: Pexels Клиент не понимает сути вопросов. Бессмысленно задавать вопросы, на которые у клиента нет ответов. Например, нет смысла спрашивать у молодого человека, что он будет делать в старости и какие эмоции при этом испытывать.

Все вопросы должны быть на тему «здесь и сейчас». Клиента возвращают к тому, что и так известно. Спрашивать о том, что человек говорит в данный момент — бессмысленно. А вот узнать его отношение к тому, о чем он не стал говорить, имеет больший смысл. Если он вовремя выкрутился, увернулся от ответа, скрыл за эмоцией своё мнение на этот счет — это знак, что нужно копать сюда. Уводить в общее. Клиент часто говорит абстрактно и обобщенно. Например: «в моей жизни все плохо». Нужно подвести его к конкретному «плохо».

Что именно? Разве здоровье близких — плохо? Любящий муж — плохо? Любимая работа — плохо? Навязывать свою точку зрения. Цель психотерапевта — помочь найти конкретное решение для клиента, которое подойдет именно ему. Причём ценности психотерапевта и клиента могут быть разными, но это не даёт право склонять второго к верному и правильному решению. Для каждого из нас «правильное» своё. В чем смысл майевтики?

Самое главное в этом методе — помочь собеседнику найти ответы на его вопросы. При этом важно: Не направлять в правильную сторону. Не склонять к своему мнению. Идти рядом как наставник. Фото автора Tima Miroshnichenko: Pexels Задавать правильные вопросы, конкретные. Не все виды вопросов подходят для диалога. Ориентироваться на ответы собеседника. Быть гибким. Строить новые вопросы в зависимости от ответов и пути собеседника.

Этот метод подходит для людей, стремящихся осознать истину, найти ответы на вопросы, разрешить внутренние конфликты. В быту вести такой диалог нет смысла. Скорее всего, он превратится в спор и ничем полезным не закончится для обоих собеседников. Невозможно направить того, кто не хочет никуда двигаться. Ты можешь тянуть его за руку, толкать, уговаривать. Но, если человек, твердо стоит на своем, то сдвинуть его с этой точки практически невозможно. Максимум, он сделает пару шагов вперед, а потом вернётся. Искусство диалога, или как правильно вести беседу Искусство диалога на сегодняшний день является одним из самых ценных навыков. Интересный, содержательный диалог помогает установить крепкие доверительные отношения, которые потом часто перерастают в дружбу.

Сегодня навык правильного общения является одним из самых востребованных. На первый взгляд кажется, что диалог строится по принципу вопрос-ответ и побольше слов, уложенных в красивые фразы и предложения. Многие считают, что нет ничего проще, чем поболтать о чем-нибудь с человеком. Но самом деле ведение эффективной беседы подразумевает определенную степень вовлеченности и заинтересованности. Причем недостаточно просто делать вид, что тебе интересно, надо на самом деле увлекаться темой и получать от разговора настоящее наслаждение. Проблемы в процессе разговора, беседы и общения в целом возникают из-за того, что участники участвуют в нем просто так, механически, потому что так нужно. Цель эффективной беседы заключается в искренней заинтересованности проблемой человека.

Принцип диалога и вопроса. Сократовская майевтика основывается на постановке вопросов и проведении диалога между участниками. Сам Сократ считал, что истинное знание не может быть просто передано, оно должно быть добыто путем размышления и обсуждения. Принцип самооткрытия. Сократ верил, что каждый человек в себе содержит уже имеющиеся знания, но может о них не знать или не осознавать их. Майевтика помогает людям обнаружить и получить доступ к своим скрытым знаниям. Принцип иронии. Сократ использовал иронию, чтобы подчеркнуть неопределенность и неадекватность знания. Он задавал уточняющие вопросы, которые заставляли людей самим прийти к выводу о недостаточности своих знаний. Принцип открытости и готовности к изменению. Сократ учил, что необходимо быть открытым для новых идей и готовым изменить свои убеждения. Он поощрял самоанализ и сомнение, чтобы достичь более глубокого понимания. Особенности метода. Майевтика не предполагает предоставление готовых ответов, это скорее процесс поиска истины через анализ и формулировку вопросов. Сократское обсуждение может быть многослойным и длительным. Применение в современном мире. Майевтика остается актуальным методом до сих пор. Она используется в различных областях, таких как психология, коучинг, образование. С ее помощью можно развивать критическое мышление, самоанализ и способность к самостоятельному поиску знаний. Положительные эффекты. Майевтика помогает участникам развивать навыки критического мышления, самоанализа и коммуникативных навыков. Она способствует углубленному пониманию темы, развитию уверенности в своих знаниях и способности к самостоятельному решению проблем. Применение метода майевтики в современном мире Майевтика — это метод, разработанный древнегреческим философом Сократом, который позволяет достичь истины путем постепенного выведения правильных ответов из своего собеседника. Этот метод майевтики активно применяется в современном мире в различных сферах деятельности.

Всё заканчивалось тем, что отвечая на последний вопрос, собеседник Сократа противоречил ответу, который он дал в самом начале. В итоге взбешённый собеседник спрашивал философа, знает ли он ответ на свой вопрос. Сократ спокойно отвечал: "Я знаю только то, что ничего не знаю", затем мирно удалялся.

Майевтика и некоторые другие идеи Сократа

Ценность метода майевтики Сократа заключается в том, что он помогает людям. Несмотря на древность майевтики, она до сих пор один из самых эффективных методов психотерапии. Что такое майевтика: в чём ценность метода Сократа. Майевтика была создана Сократом как метод извлекать скрытое в каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов[2].

Ценность метода майевтики в философии: основные принципы

Но между этими методами есть различия. У познавательной задачи-проблемы, которую учитель ставит перед ребенком в проблемном обучении, есть конкретное решение или хотя бы направление решения. А открытое задание в эвристическом обучении не имеет правильного решения, и результат никогда не известен заранее ни ученику, ни учителю. Задача проблемного обучения — передача опыта учителя ученику нестандартным способом путем постановки познавательной проблемы. А эвристическое обучение подразумевает создание учеником личного опыта. При этом проблемное обучение часто выступает подготовительным этапом для эвристического: прежде чем создавать собственный продукт, ребенок должен усвоить способы его создания. В этом ему и помогает решение познавательных проблем. Эвристическое обучение можно использовать при обучении практически любому школьному предмету, главное — придумать хорошее открытое задание.

К примеру, на уроке физики можно предложить ученику сконструировать прибор хотя бы на бумаге , на уроке обществознания — придумать общество будущего, на уроке физкультуры — составить свой комплекс упражнений для развития определенной группы мышц. Конечно, эвристическое обучение не может полностью заменить традиционное, но использовать его как дополнение к традиционным методам для развития творческих способностей ребенка можно и нужно. Ребенку всегда приятно чувствовать себя полноправным участником процесса обучения, когда в него не пытаются «впихнуть» знания насильно, а дают ему получить их самостоятельно, пусть даже методом проб и ошибок. В конце концов, многие великие открытия были сделаны совершенно случайно [6]! Замысел образовательного процесса в «школе майевтики» предполагает становление ее учеников, как самостоятельно думающих авторов собственной деятельности и жизни, ответственных за развитие проектов культуры. Это значит, что такого типа образование должно приводить к появлению социально активной гуманитарно мыслящей интеллигенции. В любом регионе, где будет культивироваться эта форма, на базе имеющихся социокультурных «очагов» будут возникать активно реализующиеся гуманитарные проекты, например, выставки, фестивали, биеннале и т.

Значение слова «майевтика» раскрывается в I томе собраний философских сочинений Платона, состоящего из ранних сократических диалогов.

Правда в том, что сами боги вынуждают меня к этому повивальному делу, запрещая мне рожать самому. По сути я во всем не то, что есть мудрец, из меня не родилось ни одного мудрого открытия, что было бы детищем моей души. Те же, коим нравилось быть со мной, пусть поначалу лишь видимым образом, некоторые вовсе несведущие, следуя за мной, действительно нечто производили, по благости необычайной богов, которые им это разрешали. И ясно, что от меня они не получили ничего, и лишь у себя самих нашли нечто замечательное, что и произвели; но и помогая им в этом деле, я награжден — я и боги». Смысл майевтического искусства — в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом с помощью Сократа, ремесло которого не учительство ибо сам он «ничего не знает» , а нечто вроде повивального искусства, которым занималась его мать Фенарета «от меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет.

Повития же этого виновники — бог и я» — Plat. В дальнейшем «майевтика» и производное прилагательное «майевти-ческий» используют платоники: 1 в школьной классификации платоновских сочинений: согласно Альбину и Диогену Лаэртию, к «майевтическому» виду относится диалог «Алкивиад I»; 2 позднейшие неоплатоники в х на «майевтический» диалог «Алкивиад» Прокл, Олимпиодор трактовали майевтику как переход от незнания к истинному знанию, заключенному в душе «восхождение к мудрости» , и методологически отличали ее от «эротики» «восхождения к красоте» и «диалектики» «восхождение к благу» Procl. In Ale. Энциклопедический словарь повивальное искусство» — засвидетельствованный у Платона в диалоге «Теэтет» термин философии Сократа, обозначающий метод его философствования; вероятно, восходит к учению исторического Сократа, подтверждением чему может служить реплика о «выкидыше» мысли в комедии Аристофана «Облака». Впоследствии встречается как термин платонической традиции. Смысл майевтики Сократа — в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом.

Помощником в этом и является Сократ, ремесло которого не учительство ибо сам он «ничего не знает» , а нечто вроде повивального искусства, которым занималась его мать Фенарета «от меня они ничему не могут научиться, просто сами в себе они открывают много прекрасного, если, конечно, имели, и производят его на свет. Повития же этого виновники — бог и я». Теэтет, 150d , отличие лишь в том, что Сократ помогает не рождению ребенка, а рождению мысли, и делает это в диалоге с помощью вопросов и ответов. В дальнейшем майевтика и производное прилагательное «майевтическни» используют платоники: 1 в школьной классификации платоновских сочинений: согласно Альбину и Диогену Лаэртию, к «майевтическому» виду относится диалог «Алкивиад I»; 2 позднейшие неоплатоники в х на «майевтический» диалог «Алкивиад I» Прокл, Олимпиодор трактовали майевтику как переход от незнания к истинному знанию, заключенному в душе «восхождение к мудрости» , и методологически отличали ее от «эротики» «восхождения к красоте» и «диалектики» «восхождение к благу» Prod. Сократ Расцвет афинской философии приходится на классический период истории античной философии вторая половина V — IV в. Это время расцвета полисной демократии и утверждения норм гражданского права в качестве правил всеобщего законодательства.

Хозяйство, государство, нравственность, воспитание — все стороны общественной жизни становятся предметом обсуждения и размышлений. Человек перестает быть «вещью среди вещей» и становится «человеком среди людей», воспринимающем мир и себя самого изнутри специфически человеческого социального и гражданского опыта. Метод Сократа. Философски чрезвычайно важен метод Сократа, применяемый им при исследовании этических вопросов. В целом его можно назвать методом субъективной диалектики. Будучи любителем самосозерцания, Сократ вместе с тем любил общаться с людьми.

К тому же он был мастером диалога, устного собеседования. Не случайно обвинители Сократа боялись, что он сумеет переубедить суд. Он избегал внешних приемов, его интересовало прежде всего содержание, а не форма. На суде Сократ говорил, что будет говорить просто, не выбирая слов, ибо он будет говорить правду так, как привык говорить с детства и как он сам потом говорил на площади у меняльных лавок. Алкивиад отмечал, что речи Сократа на первый взгляд кажутся смешными, будто он говорит теми же словами об одном и том же, а говорит он о каких-то вьючных ослах, кузнецах и сапожниках. Но если вдуматься в речи Сократа, то только они и кажутся содержательными.

К тому же Сократ был искусным собеседником, мастером диалога, с чем и связана его субъективная диалектика как метод познания. Сократ был собеседником себе на уме. Он ироничен и лукав. Не страдая ложным стыдом, прикинувшись простаком и невеждой, он скромно просил своего собеседника объяснить ему то, что по роду своего занятия этот собеседник должен был, казалось бы, хорошо знать. Не подозревая еще, с кем он имеет дело, собеседник начинал поучать Сократа. Тот задавал несколько заранее продуманных вопросов, и собеседник Сократа терялся.

Сократ же продолжал спокойно и методически ставить вопросы, по-прежнему иронизируя над ним. Наконец один из таких собеседников, Менон, с горечью заявил: «Я, Сократ, еще до встречи с тобой слыхал, будто ты только и делаешь, что сам путаешься и людей путаешь. И сейчас по-моему, ты меня заколдовал и зачаровал и до того заговорил, что в голове у меня полная путаница… Ведь я тысячу раз говорил о добродетели на все лады разным людям, и очень хорошо, как мне казалось, а сейчас я даже не могу сказать, что она вообще такое». Итак, почва вспахана. Собеседник Сократа освободился от самоуверенности. Теперь он готов к тому, чтобы сообща с Сократом искать истину.

Сократовская ирония — не ирония скептика и не ирония софиста. Скептик здесь сказал бы, что истины нет. Софист добавил бы, что, раз истины нет, считай истиной то, что тебе выгодно. Сократ же, будучи врагом софистов, считал, что каждый человек может иметь свое мнение, но истина же для всех должна быть одной. На достижение такой истины и направлена положительная часть метода Сократа. Почва подготовлена, но сам Сократ отнюдь не хотел ее засевать.

Ведь он подчеркивал, что ничего не знает. Тем не менее он беседует с укрощенным «знатоком», спрашивает его, получает ответы, взвешивает их и задает новые вопросы. Считая, что сам он не обладает истиной, Сократ помогал родиться ей в душе своего собеседника. Свой метод он уподоблял повивальному искусству — профессии своей матери. Подобно тому, как та помогала рождаться детям, сам Сократ помогал рождаться истине. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой — повивальным искусством.

Что значить знать? Знать — значит знать, что это такое. Менон, красноречиво говоря о добродетели, не может дать ей определения, и выходит, что он не знает, что такое добродетель. Поэтому цель майевтики, цель всестороннего обсуждения какого-либо предмета — его определение, достижение понятия о нем. Сократ первым возвел знание на уровень понятия. Если до него философы и пользовались понятиями, то делали это стихийно.

Только Сократ обратил внимание на то, что если нет понятия, то нет и знания. Проблема истины в философии и науке Основные формы познания: Чувственное познание, или живое созерцание, — это активное отражение органами чувств человека непосредственно или с помощью приборов воздействующих на них предметов и процессов материального мира. Исходной предпосылкой чувственного познания является включение человека во всеобщее взаимодействие природных и социальных факторов и условий.

Сократ верил, что истинное знание уже присутствует в каждом человеке, и его задача — лишь помочь выявить и раскрыть это знание. Через постановку вопросов и совместное обсуждение Сократ стимулировал мышление и помогал людям осознать свои убеждения и идеи. Этот процесс не только помогает открыть новые знания, но и развивает интеллектуальную и эмоциональную интеллигентность. Майевтика также помогает развивать навыки самоанализа и самооценки. Понимание личных убеждений, ценностей и мировоззрения является важным шагом к саморазвитию. Диалог с другими людьми под руководством профессионального майевтика также способствует развитию навыков коммуникации и межличностной эмпатии.

В результате использования метода майевтики, человек не только получает новые знания и навыки, но и обретает новый уровень самосознания и самоопределения. Он становится более открытым к новым идеям, готовым обсуждать разные точки зрения и искать альтернативные решения. Майевтика — это не только метод обучения, но и инструмент саморазвития. Он является основой формирования критического мышления, развития аналитических и абстрактных способностей, а также улучшения коммуникативных навыков. Путешествия в мир майевтики помогают расширить свой кругозор, добиться понимания себя и других людей, а также стать более гармоничной и интеллектуальной личностью. Развитие мышления с помощью майевтики Майевтика помогает развить критическое мышление, способность анализировать информацию, аргументировать свои взгляды и логически мыслить. Путем постепенного проникновения в суть проблемы и раскрытия аргументации, майевтика позволяет участвующим в диалоге людям лучше понять себя, свои убеждения и ценности, а также узнать новые точки зрения и взгляды. Одно из главных преимуществ майевтики заключается в том, что она помогает развить навыки эмпатии и понимания других людей.

В личном развитии метод майевтики может быть использован для самоанализа и постановки целей. Он позволяет людям задавать себе вопросы и искать ответы для лучшего понимания себя и своих целей. Примеры вопросов для метода майевтики: Вопрос Что вы думаете об этом? Позволяет людям выразить свое мнение и проверить свои суждения Почему вы считаете это правильным? Побуждает людей анализировать и обосновывать свои убеждения Какие факты или доказательства подтверждают вашу точку зрения? Поощряет людей искать подтверждение своих убеждений и суждений Какие противоположные аргументы могут быть приведены против вашей точки зрения? Заставляет людей рассмотреть альтернативные взгляды и учесть все стороны вопроса В целом, метод майевтики остается важным и эффективным инструментом для поиска истины и развития мышления. Он помогает людям осознать свои идеи, убеждения и ограничения, а также поощряет критическое мышление и саморефлексию. Ключевые принципы и особенности сократовской майевтики 1. Принцип диалога и вопроса. Сократовская майевтика основывается на постановке вопросов и проведении диалога между участниками. Сам Сократ считал, что истинное знание не может быть просто передано, оно должно быть добыто путем размышления и обсуждения. Принцип самооткрытия. Сократ верил, что каждый человек в себе содержит уже имеющиеся знания, но может о них не знать или не осознавать их. Майевтика помогает людям обнаружить и получить доступ к своим скрытым знаниям. Принцип иронии. Сократ использовал иронию, чтобы подчеркнуть неопределенность и неадекватность знания. Он задавал уточняющие вопросы, которые заставляли людей самим прийти к выводу о недостаточности своих знаний. Принцип открытости и готовности к изменению. Сократ учил, что необходимо быть открытым для новых идей и готовым изменить свои убеждения. Он поощрял самоанализ и сомнение, чтобы достичь более глубокого понимания. Особенности метода. Майевтика не предполагает предоставление готовых ответов, это скорее процесс поиска истины через анализ и формулировку вопросов. Сократское обсуждение может быть многослойным и длительным.

Майевтика в педагогической деятельности

Думаю суть в том, что, поскольку этот метод основан по принципу вопрос-ответ, то в процессе осуществления этого метода собеседники приходят к некоему выводу, к истине. Что такое майевтика и в чём заключается ценность метода Сократа — полное объяснение метода диалога с применением сарказма и иронии. «Развернутое описание «метода» майевтики осуществил Платон: «Теперь мое повивальное.

Майевтика и некоторые другие идеи Сократа

Основатель майевтики как способ ведения диалога Ценность метода майевтики в философии: основные принципы.
Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.
В чем ценность метода майевтики Сократа для саморазвития и развития мышления Однако нельзя сказать, что сократова майевтика непременно спасет гуманитарное вузовское образование, она вовсе не равна критическому мышлению.

Интенсивное общение

Более развёрнуто метод майевтики был описан Платоном. Ценность метода майевтики в современном мире В современном мире метод майевтики остается востребованным и ценным инструментом, который помогает людям разобраться в сложных вопросах и проблемах. МАЙЕВТИКА — (греч. maieutike букв. повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов. Майевтика, сократический метод отыскания истины и способ обучения, основанный на допущении, что истина как форма врождённого знания «скрыта» в уме.

Интенсивное общение

Будьте вежливы и уважительны к собеседнику, выслушивайте его точку зрения и учитывайте ее в дальнейшем обсуждении. Не бойтесь неопределенности: Майевтика не всегда приводит к конкретному и однозначному ответу. Часто целью является стимулирование размышлений и поиска новых путей и решений. Будьте открыты для неопределенности и готовы к созданию новых идей и возможностей. Как правильно вести беседу Слушайте внимательно: Один из самых важных аспектов эффективной беседы — это умение слушать без прерывания и с полным вниманием.

Покажите собеседнику, что вы интересуетесь его мнением и точкой зрения. Задавайте открытые вопросы: Вместо того чтобы задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», старайтесь задавать вопросы, которые позволяют собеседнику выразить свои мысли и дать подробные ответы. Это поможет вам понять его точку зрения и углубить разговор. Избегайте суждений и предубеждений: При ведении беседы важно помнить, что каждый имеет право на свою точку зрения.

Избегайте высказывания суждений и предубеждений, которые могут вызвать напряженность или конфликт. Вместо этого, попробуйте понять и сопереживать чужому мнению. Будьте терпеливы: Ведение беседы может потребовать времени и терпения, особенно если есть разногласия или конфликтные моменты. Будьте готовы выслушать все аргументы и старайтесь найти общий язык с собеседником.

Ведение беседы — это навык, который может быть развит с опытом и практикой. Учтите эти советы и практикуйтесь в общении с разными людьми, и вы обязательно станете лучше вести беседы и достигать желаемых результатов. Искусство диалога Искусство диалога лежит в основе майевтики и обладает несколькими ценностями: Стимулирует мышление Диалог, основанный на открытом обсуждении и задавании вопросов, способствует активизации мыслительных процессов участников и побуждает их к осмыслению и размышлению. Учит слушать и выслушивать Искусство диалога требует умения слушать и быть открытым к мнению других.

Участники диалога учатся выражать свои мысли и идеи с уважением к собеседнику, что способствует глубокому и взаимному пониманию. Развивает критическое мышление Диалог в майевтике помогает участникам развить критическое мышление и аналитические способности, поскольку они вынуждены аргументировать свои точки зрения и оценивать аргументы других. Позволяет добиваться истины В чем смысл майевтики? Сущность майевтики состоит в том, чтобы побуждать людей к саморефлексии и анализу собственных убеждений и знаний.

Сократ верил, что истинное знание не может быть передано или навязано, оно может быть только обнаружено и осознано самим человеком.

По Бодлеру, принцип "die Neuzeit" или "нового времени" сформулировал Гегель. По мысли Хабермаса, в гегелевской трактовке современность характеризуется: 1 индивидуализмом нравов; 2 правом на критику или свободой совести; 3 автономией поведения то, кем я являюсь, зависит от того, что я делаю, а не от того, кем были мои предки ; 4 идеалистической философией. Согласно Хабермасу, "проблема построения Современности, исходя из нее самой, возникает в сознании, прежде всего в области эстетической критики...

Сторонники восстают против понимания Я, свойственного французскому классицизму в той мере, в какой последний уподобляет аристотелевское понятие совершенствования понятию прогресса, при этом идея прогресса была подсказана современной естественной наукой". Проект модерна, сформулированный в 18 в. Как итог, - утверждает Хабермас, - с тех пор, "модерным, современным считается то, что способствует объективному выражению спонтанно обновляющейся актуальности духа времени". По убеждению Хабермаса, для осуществления М.

Постмодернизм в интерпретации Хабермаса оказывается покидающим "мир современности" течением "младоконсерваторов", присваивающих "ключевой опыт эстетического модерна, опыт совлечения покровов с децентрированной субъективности, освобожденной от всех ограничений когнитивного процесса и утилитарной деятельности, от всяческих императивов труда и полезности". По мысли Лиотара, М. Философия Гегеля в таком контексте понимается как подводящая итог и представляющая в совокупности все эти повествования, концентрируя в себе "спекулятивную современность". Метанарраций, по Лиотару, ищут узаконенности в подлежащем наступлению будущем, в подлежащей реализации Идее свободы, Просвещения, социализма и т.

Это поможет вам понять его точку зрения и углубить разговор. Избегайте суждений и предубеждений: При ведении беседы важно помнить, что каждый имеет право на свою точку зрения. Избегайте высказывания суждений и предубеждений, которые могут вызвать напряженность или конфликт. Вместо этого, попробуйте понять и сопереживать чужому мнению. Будьте терпеливы: Ведение беседы может потребовать времени и терпения, особенно если есть разногласия или конфликтные моменты. Будьте готовы выслушать все аргументы и старайтесь найти общий язык с собеседником. Ведение беседы — это навык, который может быть развит с опытом и практикой. Учтите эти советы и практикуйтесь в общении с разными людьми, и вы обязательно станете лучше вести беседы и достигать желаемых результатов.

Искусство диалога Искусство диалога лежит в основе майевтики и обладает несколькими ценностями: Стимулирует мышление Диалог, основанный на открытом обсуждении и задавании вопросов, способствует активизации мыслительных процессов участников и побуждает их к осмыслению и размышлению. Учит слушать и выслушивать Искусство диалога требует умения слушать и быть открытым к мнению других. Участники диалога учатся выражать свои мысли и идеи с уважением к собеседнику, что способствует глубокому и взаимному пониманию. Развивает критическое мышление Диалог в майевтике помогает участникам развить критическое мышление и аналитические способности, поскольку они вынуждены аргументировать свои точки зрения и оценивать аргументы других. Позволяет добиваться истины В чем смысл майевтики? Сущность майевтики состоит в том, чтобы побуждать людей к саморефлексии и анализу собственных убеждений и знаний. Сократ верил, что истинное знание не может быть передано или навязано, оно может быть только обнаружено и осознано самим человеком. Поэтому вместо того, чтобы давать ответы, Сократ задавал вопросы, стараясь помочь людям сформулировать свои мысли и разобраться в собственных убеждениях.

Ценность метода майевтики заключается в том, что он способствует развитию критического мышления, самосознания и саморазвития. Он учит личности задавать глубокие вопросы, исследовать свои собственные идеи и убеждения, а также понимать различные точки зрения. Майевтика помогает людям стать более эмпатичными и открытыми, способными к более глубоким и продуктивным разговорам. Майевтика также применяется в психотерапии, где помогает клиентам обнаружить и разобраться в своих эмоциях, убеждениях и ценностях. Она помогает людям самостоятельно исследовать свою психологическую структуру и находить пути к личному развитию и росту. Итак, смысл майевтики заключается во взаимодействии, в котором человек самостоятельно исследует свои собственные истины и открывает новые пути мышления и понимания.

В отличие от ощущений, восприятий и представлений понятия глубже отражают действительность.

Следующей ступенью процесса рационального познания выступает суждение. В широком плане суждение — это мысль, в которой посредством одного или нескольких логически связанных понятий нечто утверждается или отрицается об объектах познания. Суждения могут быть истинными и ложными. Критерием истинности их, как и любых других форм познания, является практика. Умозаключением называется такой способ мышления, когда на основе нескольких суждений посылок по законам логики делается определенный вывод следствие. Умозаключение, если оно получено в соответствии с законами логики и исходит из истинных посылок суждений , всегда содержит новое знание. Основные методы познания: Как подчеркивал Гегель, не только результат исследования, но и путь, ведущий к нему, должен быть истинным.

Метод — это совокупность правил поведения и требований к деятельности, сформулированных на основе знаний о свойствах объективной реальности. Метод — это, образно говоря, фонарь, освещающий путнику дорогу в темноте. Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе. Остановимся лишь на одном, но важном, разделении всех методов на две большие группы — на методы эмпирические и теоретические. Эмпирические методы не вытекают из сущности объекта, а поэтому содержат в себе много субъективных моментов. Но они таковы только в том случае, если не входят как необходимый момент в сферу действия системы методов теоретических, которые построены на единстве предмета и метода. Поскольку теоретические методы выступают способом организации субъектом своей деятельности в соответствии с сущностью предмета, то эмпирические методы, вовлеченные в сферу действия теории, получают внутри нее направленность и объективность.

Познание начинается с наблюдения. Наблюдение — это метод направленного отражения характеристик предмета, позволяющий составить определенное представление о наблюдаемом явлении. В блок процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение. Эксперимент — это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета. Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним. Главная функция моделирования, если брать его в самом широком понимании, состоит в материализации, опредмечивании идеального. Построение и исследование модели равнозначно исследованию и построению моделируемого объекта, с той лишь разницей, что второе совершается материально, а первое — идеально, не затрагивая самого моделируемого объекта.

Из этого вытекает вторая важная функция модели в научном познании — модель выступает программой действия по предстоящему построению, сооружению моделируемого объекта. Анализ и синтез. Эмпирический анализ — это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез — это, наоборот, — соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению. Аналитический метод при этом включает в себя результаты абстрагирования, упрощения, формализации. Теоретический синтез — это расширяющее знание, конструирующее нечто новое, выходящее за рамки имеющейся основы.

Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция — это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению. Теоретическая индукция и основанная на ней дедукция отличаются от эмпирических индукции и дедукции тем, что они основаны не на поисках абстрактно-общего, одинакового в разных предметах и фактах «Все лебеди — белы» , а на поисках конкретно-всеобщего, на поисках закона существования и развития исследуемой системы. Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека — его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая — нравственные устои жизни и третья — служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота.

Истина — это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание — сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения,, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Но что такое истина, истинное знание? Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина — это соответствие знания объекту, действительности.

Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания — ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира. Позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности. Что касается других позиций, то при наличии и в них определенных положительных моментов они содержат в себе коренные слабости, позволяющие не согласиться с ними и в лучшем случае признать их применимость лишь в ограниченных масштабах. Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистической философии о том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания. Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная.

В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Если наше знание — это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина. Относительная истина — это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею. Итак, истина одна — она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, так как не дает исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зерна истины абсолютной, является ступенью на пути к ней.

Интенсивное общение

В чём суть метода Сократа, из каких элементов он состоит и как применяется в современном образовании. Имен-но в силу этого качества при изучении периода ан-тичной истории в технических вузах применение сократического метода майевтики оправдано не только как иллюстративный материал, но и несет в себе значительный эвристический потенциал. Зеноновский метод, впоследствии назвали методом «приведения к нелепости» (reductio ad absurdum). Владение методом майевтикой является одним из важнейших инструментов. МАЙЕВТИКА — МАЙЕВТИКА (греч. maieutike, букв. — повивальное искусство) — метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.

Что такое майевтика — в чём ценность метода Сократа (Диалог) — полное объяснение

«Развернутое описание «метода» майевтики осуществил Платон: «Теперь мое повивальное. Метод майевтики Сократа Суть майевтики («повивальное искусство») была не в том, чтобы научить истине через постулаты, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Майевтика предполагает, что истина уже содержится в нас или мы в истине; это либо знание-припоминание, либо вечность. Сегодня мы разберем метод майевтики, который придумал сам Сократ, чтобы обезоружить своего оппонента, преодолев и опровергнув его убеждения. Однако нельзя сказать, что сократова майевтика непременно спасет гуманитарное вузовское образование, она вовсе не равна критическому мышлению.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий