Как и у Василия, семья Григория была очень благочестивой, и многих из них позднее начали даже называть “святыми” – самого Григория, его родителей Григория и Нонну, его брата. После чудесного воскресения святой Лазарь жил еще 30 лет, сохраняя строгое воздержание и скончался на острове Кипре. С вербного воскресенья начинается период самого строгого поста, православные духовно готовятся к Пасхе. Чудо воскресения Лазаря из мертвых служит кульминацией всей предыдущей серии чудес, с помощью которых через Иисуса Христа была явлена Божия слава.
Торжественное богослужение в канун праздника Вход Господень в Иерусалим
О значении Вербного воскресенья рассказал настоятель храма Святителя Димитрия Ростовского в аг. Диаконский чин совершил клирик кафедрального собора Воскресения Христова города Борисова диакон Владимир Букштунович. 14:09 Вербное воскресенье в 2024 году: что ни в коем случае нельзя делать в этот день. Вербное воскресенье отмечается на шестой неделе Великого поста, за семь дней до Светлой Пасхи. 27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста, ваий, праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья) в Покровском храме обители было совершено всенощное.
Завтра православные россияне отметят Вербное воскресенье
Вербное воскресенье отмечается на шестой неделе Великого поста, за семь дней до Светлой Пасхи. В 2024 году Вербное воскресенье будет отмечаться 28 апреля, перед началом Страстной седмицы, самой тяжелой недели Великого поста. Вечером 27 апреля 2024 года в Свято-Успенском кафедральном соборе совершено Всенощное бдение и освящение ваий.
Приметы 28 апреля: почему нельзя работать и прихорашиваться в Вербное воскресенье 2024
Их жители считали, что чужеземцы обирают их, влияют на их религиозную жизнь, делают их нищими, забирая все доходы. В своих пророчествах они ожидали Царя-освободителя, который освободит израильский народ, в первую очередь, от внешнего гнета. И в праздник Лазаревой субботы, когда народ увидел, что Христос имеет Божественную силу и власть даже над смертью, он принял Христа как Мессию, который, наконец-то, воссядет на престоле и отдаст всю власть еврейскому народу, освободит его от римского гнета и будет править долго и мирно в Израиле. Господь входит в Иерусалим, восседая на ослице. Молодой осел или ослица — символ мира. Все цари после победы въезжали на конях. Конь — символ воинства, победы оружия, а восседание на осле — признак мира: Господь входит в Иерусалим с миром. Вот и сегодня Иерусалимская Церковь молится: «Мира просите Иерусалиму». Он, в первую очередь, входит в храм, где изгоняет торгующих, переворачивает их столы, говорит: «Дом Мой — домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников».
Господь уже знает, что это его последние дни жизни. Внутри Него, как человека, идет страшная борьба. Он знает, что дьявол со всей силы нападет на Него, и нет у Него радости в чисто человеческом понимании. А люди, не понимая этого, торжествуют и кричат: «Осанна в вышних! Благословен Царь, грядущий во имя Господне! Постилают Ему свои одежды, пальмовые ветви. Дети бегут впереди Христа и восславляют Его. Огромные толпы народа.
Торжественность и радость. А Господь входит печальный, потому что понимает: эта же толпа вскоре будет кричать: «Распни, распни Его! Кульминация всей духовной жизни, которая когда-либо была на этой земле, сосредотачивается в Иерусалиме. Происходит событие чрезмерной важности и великого духовного подвига Сына Человеческого. Господь входит в священный Иерусалим, Ему предстоит взойти на Крест, и поднять на него грехи всего мира. И сегодня мы с замиранием сердца ожидаем эти священные события.
Первая половина XVI в. Музей им. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе — оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Середина XV в. В псковских образах XVI века Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. До нашего времени сохранились в основном в перестроенном виде. Так, храм в Великом Новгороде , построенный в 1336 году владыкой Василием, был разобран «за ветхостью» в 1759 году. Тогда же началась постройка нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней, в нем располагается лекторий. Здание храма в честь Входа Господня в Иерусалим в Великом Новгороде Часто храм был не самостоятельным, а считался приделом главного городского собора, даже если стоял отдельно. Возможно, это связано с чином «шествия на осляти»? Со временем появления и распространения этого обычая на Руси совпадает и постройка храмов в честь Входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве западный придел храма Василия Блаженного , Рязани, Кашине, Казани, Суздале и других городах. Настоятелем собора Юрьевца Поволжского ныне Ивановская область был протопоп Аввакум. Правда, служил там недолго, всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти! Воевода выставил охрану вокруг дома и не позволил довершить расправу. Мятеж не унимался, и протопоп Аввакум вынужден был бежать в Кострому, а затем в Москву, где служил впоследствии в Казанском соборе на Красной площади. Его настоятелем недолгое время был протопоп Аввакум. Юрьевец Поволжский. Фото С. Прокудина-Горского, 1910 г. В честь Входа Господня в Иерусалим освящен придел Успенского собора в г. Белозерске Вологодской области. Церковь была построена к 1553 году. В качестве образца при постройке Успенской церкви был выбран Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря. Сохранилось предание, что в 1613 году Успенский храм подвергался разорению и поруганию от поляков, которые держали в нем лошадей и разводили огонь. Успенский собор в г. В конце XIV века вместо нее был возведен небольшой белокаменный храм с подклетом. В 1484 году старый был разобран и заложен заново. Строительство нового собора велось до августа 1489 года. Псковские зодчие, строившие его, сумели придать храму внушительность, прекрасно сочетающуюся с изысканной декоративностью. В 1563-1564 годах по повелению Ивана Васильевича Грозного 1530-1584 Благовещенский собор был перестроен. Покровский собор находится на Красной площади, близ Спасских ворот и Лобного места. Первоначально здесь была построена каменная церковь святой Троицы, называвшаяся «Троицкой, что на Рву», потому что через всю площадь вдоль Кремлевской стены шел глубокий и широкий ров, засыпанный только в 1813 г. У этой каменной церкви был погребен Василий блаженный, Христа ради юродивый. Он простоял менее года и был разобран, а на его месте заложили каменный собор. Строительство храма началось в 1555 году. Основная его часть была возведена к осени 1559 года. Спустя полтора года, 29 июня 1561, был освящен весь собор, а этот день стал датой завершения строительства храма. Точная дата завершения строительства Покровского собора стала известна, когда реставраторы в 1957-1961 годах раскрыли текст храмозданной «летописи», сделанной по кругу на переходах от восьмерика к шатру и на гранях шатра Покровского храма: «Божиим благоволением и Пресвятыя Богородицы милостию и всех святых молитвами повелением благочестивого царя великого князя Ивана Васильевича всея Руси самодержца и при его благородных чадех при царевиче Иване и при царевиче Феодоре по благословению Макария митрополита всея Руси совершена бысть святая сия церковь Покров Пресвятыя Богородицы в лета 7069 месяца июня 29 на память святых и всехвальных верховных апостолов Петра и Павла в честь и славу Святыя Троицы».
В праздник верующим рекомендуется посетить церковь и поучаствовать в торжественном богослужении. В Коряжме в храме преподобного Лонгина литургия начнется 28 апреля в 8:30 утра. В случае, если нет возможности присутствовать на службе, нужно уделить время молитве дома. Верба — главный символ праздника.
Церковное название Вербного воскресенья - Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье - шестая неделя воскресенье в церковном обиходе Великого поста, поэтому ограничения верующими все еще соблюдаются, однако помимо постных продуктов можно также есть рыбу. Вход Иисуса в Иерусалим - основополагающее событие в формировании будущей религии, христианства, которая спустя три века станет приниматься на уровне государств по всему миру. Суть Вербного воскресенья, описываемого всеми четырьмя евангелистами - Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном - заключается в том, что жители Иерусалима приняли Иисуса как Мессию или Христа, то есть помазанника на престол и своего духовного лидера. Произошло это во многом благодаря одному из чудес, которое совершил Иисус накануне входа в Иерусалим: Спаситель воскресил Лазаря, то есть продемонстрировал тот факт, что Бог властен как над жизнью, так и над смертью. После этого в Иисуса уверовали многие и, приветствуя его в Иерусалиме, продемонстрировали свое желание последовать за ним. Въехать в город он решил на осле, дабы продемонстрировать свою смиренность и бескорыстность, которые были чужды как священнослужителям, так и правителям того времени. Выбрав в качестве транспортного средства осла, Иисус исполнил ветхозаветное пророчество Захарии, в котором говориться, что к жителям Иерусалима царь приедет на осле.
В чем суть Вербного воскресенья и как 28 апреля притянуть изобилие?
Можно помочь добрым делом какому-нибудь незнакомому человеку: хотя бы придержать кому-то дверь или купить еды нищему. Приметы на Вербное воскресенье Как правило, главные приметы в этот день связаны с символом праздника — вербой. Если освятить вербу, ею можно вылечить неизлечимые болезни. Вербу можно высушить и хранить весь год — она будет оберегать дом. Потом ее следует сжечь, но никак не просто выбрасывать.
Если девушка никак не может зачать ребенка, стоит освятить вербу в церкви и потом поставить в своей комнате рядом с кроватью. Такой метод поможет познать радости материнства. Если освященную веточку вербы воткнуть в землю перед началом работ, то урожай будет очень щедрым. Если девушка все еще не встретила своего жениха, то в день Вербного воскресенья нужно постоянно думать о замужестве.
Считается, что в это время мысль материальна, а желания быстро исполняются. Если посадить в этот день какое-нибудь растение, то ближайший год будет богат на финансовые поступления. Главное, хорошо ухаживать за растением, не давать ему погибнуть — иначе грозит нищета.
Этих и другие стихи напр. Почитание воскресного дня началось с апостольских времён. В Священном Писании есть свидетельства об этом. Так, в книге Деяний говорится: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» Деян. Таким образом, в воскресный день ученики собирались вместе для совершения Евхаристии, а также слушания проповеди. Подразумевая регулярность воскресных собраний, апостол Павел наставляет именно в этот день отлагать средства на нужды Церкви: «В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние» 1 Кор. Святой Иоанн Златоуст поясняет слова апостола: «Вспомните, говорит, чего вы сподобились в этот день: неизреченные блага, корень и источник нашей жизни получили начало в этот день, и не поэтому только это время располагает к человеколюбию, но и потому, что оно доставляет отдых и свободу от трудов» [2].
В Откровении апостол Иоанн Богослов сообщает, что он «был в духе в день воскресный [3] » Откр. Святой Андрей Кесарийский передаёт мысль апостола так: «Я, объятый Святым Духом, приобретя духовный слух, услышал в чтимый, ради воскресения, более других день Господень голос по звучности подобный трубе» [4]. В сочинениях христиан первых веков почитание воскресного дня предстаёт как повсеместная общепризнанная традиция. Игнатий Богоносец II в. Схожие мысли содержатся в «Послании апостола Варнавы» II в. Иустин Философ II в. Тертуллиан в послании «К язычникам» 1, 13 сообщает, что некоторые «считают, что христианский Бог — это солнце, потому что известно наше обыкновение … праздновать день солнца» [8]. Также любопытен отрывок из письма римского государственного деятеля Плиния-младшего II в. Это свидетельство полностью соответствует Священному Писанию и Преданию. Так, евангелист Марк пишет, что жёны-мироносицы пришли ко гробу Христа в воскресенье «весьма рано», «при восходе солнца» Мк.
Так как речь у Плиния, очевидно, идёт о воскресном дне, то особого внимания заслуживает упоминание о божественности Христа, которая с наибольшей силой и ясностью засвидетельствована именно в Его воскресении [10]. Этому полностью соответствует практика Церкви, которая в Пасхальную ночь призывает верующих повторить путь жён-мироносиц и встретить воскресшего Христа: «Утренюем утреннюю глубоку и вместо мира песнь принесем Владыце, и Христа узрим правды Солнце, всем жизнь возсияюща» ирмос 5 песни Пасхального канона [11]. Со времён Константина Великого римская власть стала законодательно поддерживать почитание воскресного дня: в 321 г. Как передаёт Евсевий Кесарийский, царь предписал языческим воинам в воскресные дни собираться на открытых площадях и молиться Богу [12]. Почитание воскресного дня настолько вошло в жизнь Церкви первых веков, что его смысл для христиан был самоочевиден и не требовал особого «теоретического» обоснования. Как сказано в 1 правиле Феофила Александрийского IV в. В силу самоочевидного значения воскресного дня неудивительно, что в правилах церковных соборов о нём говорится редко и более с дисциплинарной точки зрения, нежели вероучительной. Так, 20 правило I Вселенского собора запрещает в воскресенье преклонять колена [14]. Карфагенский собор 419 г. Важно отметить, что ни в Священном Писании, ни в Предании Церкви нет оснований для распространённого сегодня утверждения о том, что воскресный день является заменой субботы.
Лишь спустя столетия, во многом под влиянием римо-католицизма со свойственной ему тщательной систематизацией своего вероучения, в Православной Церкви появилось катехизическое изложение основ почитания воскресного дня, привязывающее его к исполнению четвёртой заповеди Десятисловия. В «Православном исповедании» митрополита Петра Могилы, изданном в 1640-е гг. Святитель Филарет Московский в «Катихизисе» толкует чётвёртую заповедь следующим образом: «Празднуется также через каждые шесть дней седьмой, только не последний из семи дней, или субботний, а первый день каждой седмицы, или воскресный» гл. Также в «Катихизисе» говорится, что «день воскресный празднуется со времени Воскресения Христова» гл. Святитель Николай Сербский в своём «Катехизисе» разъясняет четвёртую заповедь и почитание воскресного дня так: «Почему мы считаем воскресенье днём отдыха? Николай Сербский также указывает на должное препровождение воскресного дня, заключающееся в радостном памятовании победы Христа над смертью, воздержании от повседневных трудов, молитве, чтении Библии, творении добрых дел и т. Итак, можно подвести промежуточные итоги: 1 самоочевидное и самодостаточное значение воскресного дня как главного торжества христианской веры подтверждается и Священным Писанием Церкви, и её Преданием; 2 вместе с тем в православных катехизисах начиная с XVII века появляется римо-католическая по своим истокам концепция, согласно которой суббота заменена на воскресенье [20] , а празднование воскресного дня подчинено ветхозаветной заповеди о субботе. В связи с этим следует рассмотреть, каково новозаветное православное понимание субботы и можно ли в каком-либо смысле говорить о том, что воскресенье празднуется Церковью вместо субботы. Заповедь о субботе и воскресение в свете Нового Завета Прежде всего, с формальной точки зрения применять четвёртую заповедь к воскресному дню некорректно, поскольку в ней говорится не о первом дне недели, а о седьмом: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» Исх. Воскресенье же является первым днём в неделе творения и образцом для остальных, тем самым по смыслу значительно различаясь с субботой.
Если в первый день задаётся динамика создания мира, то в седьмой день созерцается незыблемая полнота творения. Суббота поэтому есть образ покоя, в котором пребывал Бог по завершении шести творческих дней: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» Быт. Далее, следует иметь в виду, что с пришествием Христа ветхозаветные заповеди, в том числе о субботе, преодолеваются в своём житейски-ограничительном, «телесном» измерении, обретая новый духовный смысл. Апостол Павел характеризует неодухотворённое исполнение заповедей Декалога как «служение смертоносным буквам, начертанное на камнях» 2 Кор. В соответствии с этим Церковь не считала возможным сохранять закон Моисеев, как и было определено на Иерусалимском соборе в первом веке см. Что же касается именно субботы, то она, по слову апостола Павла, есть прообраз, «тень будущего» Кол. Евреи, несмотря на внешнее соблюдение субботы, не вошли в покой Божий «за непокорность» Евр. Называя себя «господином субботы» см. Ещё более полно связь новозаветного субботства с воскресением и божественностью Христа открывается в 5 главе Евангелия от Иоанна. На обвинения в нарушении ветхозаветной субботы Христос ответил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» Ин.
Следовательно, покой от дел в установленный промежуток времени ещё не составляет субботства как такового, потому что и божественный покой седьмого дня не означает полного бездействия Бога-Троицы и отсутствия Его попечения промысла о мире после творения. Христос учит не воздерживаться от дел вообще, а от греховного образа мысли и жизни, который оказывается невозможно исправить соблюдением субботы в ветхозаветном смысле. По слову св. Максима Исповедника, «по закону, соответствующему состоянию вещей временных, рождающих и умирающих, чтится суббота пресечением дел, а по Евангелию, соответствующему состоянию дел духовных и мысленных, она празднуется благоделанием добрых дел» [27]. Примечательно, что в ответ на упрёк по поводу субботы Христос исповедовал Себя Богом Ин. Тем самым Он показал, что новозаветное субботство заключает в себе исповедание божественности Христа и Его победы над грехом и смертью. Не в субботе самой по себе, а в воскресении согласно Священному Писанию осуществляется соединение человека со Христом, окончательное упразднение греха и победа над смертью Рим. Христос, являясь господином субботы, с наибольшей силой являет своё господство в Своём воскресении, через которое только и возможно вхождение в божественный покой Небесного Царства. Иоанн Дамаскин свидетельствует: «Мы празднуем совершенный покой человеческого естества; я говорю о дне воскресения, в который Господь Иисус, начальник жизни и Спаситель, ввёл нас в наследие, обетованное служащим Богу духовно, в которое Сам вошёл нашим Предтечею, восстав из мёртвых, и после того, как отверзлись Ему врата небесные, воссел телесно одесную Отца, сюда же войдут и соблюдающие духовный закон» [29] , т. В свете Нового Завета четвёртая заповедь Декалога может быть исполнена духовно т.
Если ветхозаветное субботство требует от человека особого времяпровождения и поклонения Богу в седьмой день, то новозаветное субботство состоит в полном отложении от греха и творении добра во всякое время. Следует также отметить, что закон не столько приближал к Богу, сколько не позволял человеку отойти от Бога ещё дальше, чем он уже отошёл. И в этом смысле требования закона минимальны и сообразны состоянию людей в дохристианское время. Как говорит св. Иоанн Дамаскин, заповедь о субботе дана для того, «чтобы те, которые не посвящают Богу всей жизни, которые служат Господу не из любви, как Отцу, но как неблагодарные рабы, уделяли Богу хотя бы малую и незначительную часть своей жизни и делали бы это хотя бы из-за страха ответственности и наказаний за нарушение заповеди » [30]. В Новом Завете освящению подлежит не какой-то один день недели будь то седьмой или первый , но вся жизнь, всякая мысль, слово и действо преображённого человека, независимо от времени и места [31]. Первые христиане «каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога» Деян. Спаситель отменяет и временные, и пространственные ограничения в поклонении Богу: «наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» Ин. Таким образом, в Православной Церкви соборное служение Богу литургия совершается ежедневно и повсеместно, а не в одну лишь субботу в одном лишь определённом месте [33]. Воскресенье выделяется в седмичном круге не как единственный день для освящения и поклонения, а как особый праздничный день.
Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы: 1 четвёртая заповедь Декалога неприменима к воскресному дню с формальной точки зрения формальный аргумент ; 2 новозаветное субботство заключается в исповедании божественности Христа, вере в Его воскресение, отложении от злых дел и злой воли, совершении добрых дел, поскольку через это осуществляется вхождение в покой субботу Небесного Царства духовный аргумент. На наш взгляд, некоторая проблемность православного катехизического изложения четвёртой заповеди состоит в том, что оно воспроизводит то её внешне-формальное содержание, которое перестало быть актуальным с точки зрения Нового Завета, при этом духовное новозаветное содержание отражается недостаточно и как бы ограничивается одним днём недели. Формальный аспект здесь довлеет над духовным. Вместе с тем обоснование почитания воскресного дня ссылкой на четвёртую заповедь имеет некоторые основания другого рода. Следует обратить внимание на то, что утверждения о необходимости почитать субботу или же воскресение имеют общую логическую форму: «Необходимо выделять в неделе особый день для поклонения Богу». В этом смысле аналогия между субботой и воскресеньем очевидна не умаляя того, что основания для почитания каждого из этих дней различны. Эта мысль присутствует в толковании св. Иоанна Златоуста на книгу Бытия: «Вот уже здесь, в самом начале бытия мира , Бог гадательно предлагает нам учение о том, чтобы мы один день в круге седмицы весь посвящали и отделяли на дела духовные» [34]. Этот аргумент очень удобен с точки зрения практических, пастырских задач, поскольку позволяет Церкви напоминать верующим об их религиозном долге. Как говорил св.
Иоанн Златоуст, «неделя имеет семь дней; эти семь дней Бог разделил с нами так, что Себе не взял больше, и нам не дал меньше, и даже не разделил их поровну — не взял Себе трёх и не дал нам трёх, но тебе отделил шесть дней, а для Себя оставил один» [35]. Приход в Церковь по воскресеньям не является исполнением ветхозаветной заповеди о субботе в прямом смысле, однако почитание воскресного дня имеет понятное сходство с почитанием субботы. Таким образом, воскресный день празднуется «вместо» субботы не в смысле её буквального замещения, а по аналогии с нею. При этом воскресный день исполнен особым духовным смыслом и раскрывает новозаветное значение субботы. Представленный аргумент от аналогии вкупе с пастырским аспектом позволяет считать православное катехизическое изложение четвёртой заповеди хоть и неполным, но имеющим необходимые основания. Суббота в православном богослужении и аскетике Христос в нагорной проповеди говорил, что «ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» Мф. Следовательно, заповеди Ветхого Завета имеют некоторое значение для христианина, даже если они формально отменены. Так, согласно «Катихизису» митрополита Филарета Дроздова , «суббота в Церкви христианской не празднуется как совершенный настоящий праздник. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования освобождается от поста» [36]. Следовательно, если бы в четвёртой заповеди суббота действительно была переменена на воскресенье, тогда не было бы оснований для сохраняющегося особого статуса субботы в православном богословии и литургии [37].
Суббота имеет отчётливый праздничный смысл, в этот день, как и в воскресенье, отменяется или ослабляется пост. Известно, что с древних времён Православная Церковь в своём еженедельном богослужебном круге особо выделяла именно субботу и воскресенье. Например, в «Лавсаике» V в. Содержание субботней литургии отличается от служб любого другого дня. Православная Церковь в субботу вспоминает не только о божественном покое после творения мира, но и об усопших христианах. Именно в Великую Субботу в древности совершались массовые крещения: оглашенным предлагалось мистически быть погребёнными вместе со Христом, погрузиться в субботний покой, чтобы затем воскреснуть вместе со Спасителем [39]. Кондак шестого ирмоса канона Великой Субботы гласит: «сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен» [40].
Эта мысль присутствует в толковании св. Иоанна Златоуста на книгу Бытия: «Вот уже здесь, в самом начале бытия мира , Бог гадательно предлагает нам учение о том, чтобы мы один день в круге седмицы весь посвящали и отделяли на дела духовные» [34]. Этот аргумент очень удобен с точки зрения практических, пастырских задач, поскольку позволяет Церкви напоминать верующим об их религиозном долге.
Как говорил св. Иоанн Златоуст, «неделя имеет семь дней; эти семь дней Бог разделил с нами так, что Себе не взял больше, и нам не дал меньше, и даже не разделил их поровну — не взял Себе трёх и не дал нам трёх, но тебе отделил шесть дней, а для Себя оставил один» [35]. Приход в Церковь по воскресеньям не является исполнением ветхозаветной заповеди о субботе в прямом смысле, однако почитание воскресного дня имеет понятное сходство с почитанием субботы. Таким образом, воскресный день празднуется «вместо» субботы не в смысле её буквального замещения, а по аналогии с нею. При этом воскресный день исполнен особым духовным смыслом и раскрывает новозаветное значение субботы. Представленный аргумент от аналогии вкупе с пастырским аспектом позволяет считать православное катехизическое изложение четвёртой заповеди хоть и неполным, но имеющим необходимые основания. Суббота в православном богослужении и аскетике Христос в нагорной проповеди говорил, что «ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» Мф. Следовательно, заповеди Ветхого Завета имеют некоторое значение для христианина, даже если они формально отменены. Так, согласно «Катихизису» митрополита Филарета Дроздова , «суббота в Церкви христианской не празднуется как совершенный настоящий праздник. Однако в память о сотворении мира и в продолжение первоначального празднования освобождается от поста» [36].
Следовательно, если бы в четвёртой заповеди суббота действительно была переменена на воскресенье, тогда не было бы оснований для сохраняющегося особого статуса субботы в православном богословии и литургии [37]. Суббота имеет отчётливый праздничный смысл, в этот день, как и в воскресенье, отменяется или ослабляется пост. Известно, что с древних времён Православная Церковь в своём еженедельном богослужебном круге особо выделяла именно субботу и воскресенье. Например, в «Лавсаике» V в. Содержание субботней литургии отличается от служб любого другого дня. Православная Церковь в субботу вспоминает не только о божественном покое после творения мира, но и об усопших христианах. Именно в Великую Субботу в древности совершались массовые крещения: оглашенным предлагалось мистически быть погребёнными вместе со Христом, погрузиться в субботний покой, чтобы затем воскреснуть вместе со Спасителем [39]. Кондак шестого ирмоса канона Великой Субботы гласит: «сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен» [40]. Особое духовное значение заповеди о субботе раскрывается в православной аскетике. От святых Иустина Мученика и Иринея Лионского до нас дошли первые свидетельства такого духовного понимания, полностью согласные со Священным Писанием.
Так, св. Иустин в диалоге с Трифоном иудеем говорит, что в Новом Завете Бог повелевает «соблюдать всегдашнюю субботу», т. По словам св. Иринея Лионского, «и не заповедано проводить день в покое и досуге тому, кто каждый день соблюдает субботу, т. Такое же понимание субботы было и у других православных святых. Так, преподобный Макарий Египетский в беседе «О новой и ветхой субботе» говорил, что ветхая суббота была «образом и сению истинной субботы», состоящей в том, что «душа, сподобившаяся избавиться от срамных и нечистых помыслов, субботствует истинную субботу, и покоится истинным покоем, пребывая праздною и свободною от всех тёмных дел» [43]. Григорий Богослов наставлял: «Храни всякую субботу — и выспреннюю, и прикровенную» [44]. Василий Великий в толковании на пророка Исаию писал: «Истинные субботы — это упокоение, предназначенное народу Божиему; их, потому что они истинны, приемлет Бог. И сих суббот упокоения достигает тот, в ком распялся мир, — достигает по совершенном удалении от мирского и по вступлении в собственное место духовного упокоения, пребывающий в котором не подвигнется от места своего, по безмолвию и безмятежности сего состояния» [45]. Марк Подвижник писал, что «суббота суббот Лев.
Эти святые не вкладывали в заповедь о субботе того смысла, который ей усваивается в современных православных катехизисах, и не связывали её с внешним почитанием воскресного дня. Максим Исповедник в «Умозрительных и деятельных главах» гл. Этот же святой прямо говорит о том, что заповедь о субботе не связана с почитанием какого-либо одного дня будь то суббота или воскресенье : «Иные из заповедей закона должно соблюдать телесно и духовно, а иные только духовно. Например, не прелюбодействуй, не убий, не укради, и подобные сим надобно соблюдать телесно и духовно …. Напротив того … хранить субботу … — только духовно» Главы о любви. Вторая сотница, 86 [49]. Итак, православное богословие и предание свидетельствует о том, что воскресенье следует рассматривать не как день, пришедший на смену субботе, а как новый и главный праздник в истории Божьего народа. В православной гимнографии это значение воскресенья и его преимущественная слава по сравнению с субботой особенно сильно выражена в Пасхальном каноне св. Иоанна Дамаскина: «Сей нареченный и святый день, един суббот царь и господь, праздников праздник и торжество есть торжеств, в оньже благословим Христа во веки» [50]. Хотя в христианстве суббота и отменяется как обязательное установление, но её смысл, однако, продолжает отображаться в православной литургике [51].
Заповедь же о соблюдении субботы рассматривается в Православии мистически и аскетически как призыв к соединению с Богом и прекращению греха. Вместе с тем, ветхозаветное почитание субботы остаётся частью христианского наследия как и другие ветхозаветные заповеди , в подтверждение чего можно сослаться на слова св. Иринея Лионского: «Приготовляя человека к этой жизни, Господь Сам изрёк ко всем одинаково слова Десятисловия; и потому они остаются также и у нас, получив чрез плотское пришествие Его расширение и приращение, а не разрушение» [52]. Таким образом, в новозаветной аскетике заповедь о субботе имеет глубокое духовное значение, а её ветхозаветный смысл не умаляется, а скорее, наоборот, обретает свою полноту. Учение о воскресном дне и субботе в западном Православии На православном Западе богословие воскресного дня и субботы было в основном тождественным учению церквей Востока за тем исключением, что в римской церкви соблюдали субботний пост, тем самым подчёркивая непраздничный характер субботы, и обращали большее внимание на дисциплинарные аспекты почитания воскресного дня. Наиболее полно богословие воскресного дня и субботы на Западе было раскрыто блаженным Августином Иппонским. В письме Юнуарию он свидетельствует, что день Господень празднуется христианами в честь воскресения Господа см. Августин обращает внимание на то, что ветхозаветное повеление о субботе помещено в число заповедей, определяющих отношение человека к Богу, а не к другим людям: суббота есть приглашение именно в Божественный покой, который поэтому не может быть телесным и ограниченным во времени [54]. Это «полный и святой вечный покой» письмо 55, от Августина Януарию, 9, 17 , к которому христианин стремится в вере, надежде и любви и путь к которому открыл Иисус Христос через Свои страдания; покой от всякой тяжести, заботы и беспокойства, который, однако, не является пассивным бездействием, а полон жизни, добрых дел и молитвенного прославления Бога. Посему «предписанный телесный покой является образом, который мы получили как средство нашего назидания, а не как довлеющую над нами обязанность» письмо 55, от Августина Януарию, 12, 22 [55].
В своей «Исповеди» Августин испрашивает у Бога «покой отдыха, покой субботы, покой, не знающий вечера» [56] , он духовно понимает седьмой день как вечный покой Небесного Царства [57]. Как позже св. Максим Исповедник, бл. Августин говорит о том, что повеление о субботе в отличие от остальных заповедей Декалога имеет образный и мистический смысл и должно исполняться духовно, а не телесно: «нам не повелено соблюдать субботний день буквально, в упокоении от телесных трудов, как это делают иудеи» письмо 55, от Августина Януарию, 12, 22 [58]. Августин указывает на то, что духовный смысл субботы открывается через воскресение Спасителя: «Теперь, когда через покой мы возвращаемся к той подлинной жизни, которую душа утратила через грех, символом этого покоя является седьмой день недели. Но сама эта подлинная жизнь … отображается первым днём недели, который мы называем днём Господним» письмо 55, от Августина Януарию, 9, 17. Эти мысли Августина сообразны тому, о чём говорили восточные святые отцы. Следует привести и другие примеры касательно богословия воскресного дня и субботы в западном Православии. Папа Римский Иннокентий I в начале V в. О святости воскресного дня говорил Папа Григорий Двоеслов ок.
Как учит св. Григорий Двоеслов, «всё то, что написано в Ветхом Завете о субботе, мы принимаем и храним духовно, и поелику суббота есть день покоя, то наша истинная суббота есть сам Искупитель наш Господь Иисус Христос, даровавший временный и вечный покой душам праведных» [61]. II Масонский собор в VI веке постановил, что воскресный отдых «предложен нам по образу седьмого дня в законе и пророках». Церковь на Западе придавала большое значение дисциплинарным аспектам почитания воскресного дня. Ещё на Эльвирском поместном соборе 306 г. Агдский собор 506 г. Схожие правила принимались на III Орлеанском соборе 538 г. Следует также отметить, что в Римской Церкви постились в субботу. Поначалу эта практика не была повсеместной: по свидетельству бл. Августина, в миланской области она отсутствовала [62].
Однако впоследствии субботний пост утвердился на Западе повсеместно, что стало одной из причин разделения с восточными церквями. В дальнейшем католическое учение о воскресном дне и субботе, развиваясь уже вне православной традиции, приобрело свои особенности, главной из которых, на наш взгляд, является концепция замены субботы на воскресный день. Поскольку эта концепция в более позднее время оказала влияние и на православных христиан, необходимо рассмотреть, в чём состоит римо-католическое учение о субботе и воскресном дне. Учение о воскресном дне и субботе в римо-католицизме В своих основах католическое понимание дня Господня совпадает с церковным, так как основывается на вере в воскресение Христа и наследии дораскольного периода. В послании «Dies Domini» 1998 г. Согласно католическому катехизису, «через Пасху Христову воскресенье исполняет духовную истину иудейской субботы и возвещает вечный покой человека в Боге» [64]. Очевидно, данные положения согласуются с Преданием Церкви. Серьёзные отличия римо-католического учения от церковного состоят в его чрезмерном юридизме, а также в концепции замены субботы на воскресный день, которая в какой-то степени была воспринята и православными христианами. Сильно выраженный юридизм в понимании четвёртой заповеди [65] и дня Господня присутствует в катехизисе Тридентского собора 1545-1563 гг. В нём заповедь о покое седьмого дня осмысливается именно как обязанность: «те, кто совершенно пренебрегают её исполнением, противятся Богу и Его Церкви: они враги Бога и Его святых законов» [66].
Однако только в 1917 году в Кодексе Канонического Права участие в воскресной мессе было вменено верующим в прямую обязанность. Действующий ныне Кодекс формулирует это предписание так: «верные христиане связаны обязанностью участвовать по воскресеньям и праздничным дням в Божественной Литургии» [67]. II Ватиканский Собор [68] также подтвердил это в конституции о священной литургии Sacrosanctum concilium, II, 56 [69] : «Священный Собор настоятельно призывает пастырей при обучении вере настойчиво напоминать верным об их обязанности участвовать во всей Мессе, особенно по воскресеньям» [70]. Об этом же говорится в катехизисе [71]. Таким образом, в католичестве почитание воскресного дня предстаёт как обязывающая юридическая норма, нарушение которой наказуемо. Такое понимание во многом чуждо Православной Церкви, которая, имея канонические предписания о воскресном дне, более обращается к доброй совести и свободной воле человека. Однако следует отметить, что в послании «Dies Domini» 1998 г. Папа Иоанн-Павел II смягчил юридическую тональность катехизического учения: «соблюдение Дня Господня … остаётся подлинным обязательством. Однако такое соблюдение должно восприниматься в большей мере не как предписание, но как потребность, возникающая в глубинах христианской жизни» [72]. Другим отличием католицизма в учении о воскресном дне является принципиальное утверждение о том, что воскресенье празднуется вместо субботы.
У крупнейшего католического учителя — Фомы Аквинского ок.
Католики и в целом западные христиане начали отмечать Пальмовое воскресенье в IX веке, а вместо пальмовых ветвей использовались и по сей день используются ветви ивы, самшита, тиса, оливы, а также других растений, доступных в том или ином регионе. На Руси выбор вербы в качестве символического растения на Вербное воскресенье не случаен: он обусловлен тем, что в языческой традиции, существовавшей до Крещения Руси, верба была одним из священных растений славян, защищающим от злых духов, болезней как людей, так и скота, служащим оберегом для посевов, спасающим от огня и бурь. Со временем языческие традиции перешли в народные, и сегодня вербой на Вербное воскресенье символически встречают Спасителя, отдавая дань событию накануне распятия, а также используют для так называемого битья вербой. По традиции, вербу сохраняют целый год до следующего Вербного воскресенья, а прошлогоднюю вербу можно сжечь в любое удобное время после праздника или даже после Пасхи. У церкви нет каких-то особых запретов на Вербное воскресенья, кроме тех, котрые действуют во все другие дни: нельзя злословить и ругаться нельзя провоцировать конфликт венчаться в Вербное воскресенье не получится, поскольку этот обряд в двунадесятые праздники не проводится если верующий постится, то в Вербное воскресенье нельзя есть мясные и молочные продукты, а также употреблять алкоголь. На кладбище в Вербное воскресенье ходить не воспрещается, тем не менее церковь рекомендует, по возможности, выбрать другой день, поскольку праздник Входа Господня в Иерусалим, который в самом Иерусалиме отмечается с IV века, это все-таки торжество и провозглашение силы Господа.
Вербное воскресенье - торжество накануне Страстной недели, день, в который верующие, провозглашая Господа, одновременно готовятся к испытаниям последних и самых непростых шести дней поста. В праздник Входа Господня в Иерусалим или накануне, в Лазареву субботу, можно сходить в церковь на службу, освятить веточки вербы, которых, по традиции, должно быть нечетное количество, помолиться о здоровье своих родных и близких.
Что нельзя делать в Вербное воскресенье: народные приметы на 28 апреля 2024 года
В воскресенье 28 апреля Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. На какие числа в 2024 году придутся Вербное Воскресенье, Чистый четверг и Пасха – в справке РИА Томск. Вечером 27 апреля 2024 года в Свято-Успенском кафедральном соборе совершено Всенощное бдение и освящение ваий. Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры при храме Воскресения Христова.
Вербное воскресенье вводит нас в Страстную Седмицу – протоиерей Николай Флоринский
В Беларуси православные верующие празднуют Вербное воскресенье 28 апреля. — Вербное воскресенье не просто напоминает верующим о тех событиях, оно является повторением и проживанием их заново. Вербное воскресенье в 2024 году выпадает на 28 апреля. Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства и праздником Входа Господня в Иерусалим!