Новости советский тыл

Как мог, помогал финансами и тыл: налоги были значительно увеличены, через военные займы и денежно-вещевые лотереи проводилась финансовая мобилизация средств граждан. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 33. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Давай посадим немецкий самолет, на котором нас будут перебрасывать в тыл Красной Армии. Тогда мы сможем доказать нашу преданность советской власти. 100-летний юбилей отпраздновала труженица тыла Советского района.

1. Советский тыл в 1942 году

Давай посадим немецкий самолет, на котором нас будут перебрасывать в тыл Красной Армии. Тогда мы сможем доказать нашу преданность советской власти. Тыл Вооружённых сил СССР — силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС Союза ССР[1]. Особенный акцент сделан на героическом труде советских молодых людей в тылу. В книге «Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны» (издательство «НЛО»), переведенной на русский язык Татьяной Пирусской. Фашистская Германия высоко оценила трудовой подвиг советского народа в тылу, написав в своих газетах о причинах поражения своих войск в конце 1941 года. Ребята ознакомились с работой советского тыла в годы войны, узнали об огромном патриотическом подъеме, который позволил выдвинуть лозунг «В труде – как в бою.

Американский СПАМ: чем кормили красноармейцев в Великую Отечественную

Сурский и другие оборонительные рубежи: подвиг тружеников тыла как мерило понимания советской эпохи. Тыл Советский тыл во время ВОВ, 1943 год. В СССР в 1943 году было произведено больше угля, стали, электроэнергии, военной продукции, чем в Германии. •.

Хроника Великой войны.

Армейский и фронтовой тыл отсутствовали, так как его содержание в мирное время штатами не предусматривалось. Была введена должность начальника тыла Красной Армии, которому, помимо Главного управления тыла Красной Армии, были также подчинены Главное интендантское управление, Управление снабжения горючим, санитарное и ветеринарное управления. Должность начальника тыла вводилась также во фронтах и армиях. С началом войны были созданы Главное управление тыла, управления тыла во фронтах и армиях. К маю 1942 введены должности начальников тыла в корпусах и дивизиях. За войну Тыл ВС принял от промышленности и обеспечил хранение и подвоз войскам силам свыше 10 млн т. Личному составу выдано свыше 70 млн комплектов обмундирования. Воинские железнодорожные перевозки превысили 19 млн вагонов, автомобильным транспортом перевезено 625 млн т. Дорожные войска построили и восстановили ок. Для нужд авиации оборудовано более 6 тысяч аэродромов.

Военно-медицинская служба и лечебные учреждения Наркомата здравоохранения вернули в строй после излечения св.

История трудового подвига Куйбышева создавалась не только крупными оборонными заводами, но и небольшими местными предприятиями. В их числе был толерубероидный завод. Его продукция хоть и носила по большей части мирный характер, была остро востребована. Она использовалась в восстановлении народного хозяйства областей, которые одна за другой освобождались от вражеского нашествия.

Так, в 1943 году семь вагонов кровельных материалов было отправлено в помощь восстановлению Смоленщины. Но были изделия и сугубо военные, для фронта. Все годы войны в цехах Куйбышевского толерубероидного изготавливались коробки для упаковки боеприпасов, в первую очередь противопехотных мин. А запущенный в эксплуатацию цех бумажного литья огромными объемами выпускал посуду, в том числе миски для бойцов Красной Армии. Из воспоминаний участника Великой Отечественной войны Александра Любимова: — Осенью 1941 года я, выпускник школы, пошел шлифовщиком на Куйбышевский станкозавод. А мы в цехе из-за шума станков рева самолетных моторов даже и не слышали.

Потом я воевал на Карельском и 3-м Украинском фронтах, встретил Победу. Затем служил офицером в рядах Советской армии и всегда серьезно занимался историей. Анализируя документы, факты, осознал огромную роль того куйбышевского события 7 ноября 1941 года. Уверен, что парад имел глубочайшее дипломатическое значение. К ноябрю фашисты максимально продвинулись в сторону Москвы. Стоял вопрос о вступлении в войну Турции и Японии.

Промышленность еще была «на колесах», не завершилась полная эвакуация заводов из западных областей страны на восток, они лишь приступали к выпуску военной продукции. Что касается людских потерь в первые месяцы, в плен было взято около миллиона солдат и офицеров. На западе считали, что Советский Союз практически разбит, армии нет. А тут — парады сразу в трех городах: Москве, Воронеже и Куйбышеве, где уже находился эвакуированный дипломатический корпус. И весь мир увидел, что ресурсы у нас далеко не исчерпаны, напротив, наша страна набирает мощь. Дипломаты все это передали своему руководству.

Вот и в нынешнее неспокойное время, когда очень многие намеренно искажают факты о той войне, очень важно не ошибиться в оценках прошлого, изучать первоисточники. Фотографии: исторические архивы Страничка истории «Самарская Газета» была основана антрепренером самарского театра Иваном Новиковым. Все доходы, приносимые ею, поначалу использовались исключительно на театральные дела. В 1894 году Новиков продал «Самарскую газету» местному купцу Костерину. Новый издатель привлек к сотрудничеству в ней ряд прогрессивных журналистов. С февраля по декабрь 1894 года в газете работал писатель Евгений Чириков.

Здесь он печатал свои небольшие рассказы, фельетоны и «Очерки русской жизни» за подписью Е. В «Самарской газете» начиналась литературная карьера Максима Горького. Он приехал в Самару в 1895 году по совету Владимира Короленко никому не известным писателем. Сначала вел отдел «Очерки и наброски», а затем и отдел фельетона «Между прочим». С марта по октябрь 1895 года был редактором. На страницах «Самарской газеты» опубликовано свыше 500 различных его публицистических произведений и свыше 40 рассказов.

С 1896 до начала 1900-х годов в газете работал Скиталец настоящее имя — Степан Гаврилович Петров. Он продолжал эстафету, принятую от Горького — вел отдел фельетона «Самарские строфы», печатал свои стихи. С 1894 года в «Самарской газете» начинает работать Николай Ашешков, известный своими народническими взглядами. На страницах издания появляются серьезные экономические статьи.

Летом 1942 года в связи с наступлением фашистских войск на Южном фронте, началась вторая волна эвакуации, охватившая Воронежскую, Ростовскую, Орловскую, Курскую области, Ставропольский и Краснодарские края, некоторые республики Северного Кавказа. Из этих районов на восток и в Закавказье было эвакуировано свыше 150 крупных предприятий. Так впервые в мировой практике в короткие сроки по сути, целая индустриальная держава была перемещена на тысячи километров в труднейших условиях войны.

Это великое перемещение свидетельствует о величии духа и героизме советского народа и имело огромное значение для перестройки экономики на военный лад, для обеспечения экономической и военной победы над агрессором. Эвакуация сорвала планы гитлеровцев лишить в результате «блицкрига» Советский Союз промышленной базы, в первую очередь базы по производству металла и угля, а следовательно, лишить Красную Армию потенциальной возможности вооружаться в ходе войны. В то же время перебазирование сотен и тысяч предприятий в восточные районы послужило мощным толчком для их индустриального развития — как в военные годы, так и в послевоенный период. Созданная на востоке новая промышленная база стала по сути основным поставщиком всех важнейших видов продукции. Уже в 1942 г. Этот экономический потенциал сыграл решающую роль не только в обеспечении фронта вооружением, но и в восстановлении народного хозяйства районов, освобождённых от немецкой оккупации. С приближением вражеских войск эвакуировались не только промышленные предприятия.

На восток отправлялось имущество колхозов и совхозов, МТС. Более 10 млн голов скота было перегнано с Украины. Из Белоруссии отправлено 395 тыс. На восток отправлялось также имущество НИИ, музеев, библиотек. Экономика северо-кавказских республик также была переведена на военные рельсы. Уже к середине ноября 1941 года более половины предприятий промышленности и транспорта Дагестана выполняли военные заказы. Ежемесячно промышленность Дагестана выпускала 1200 миномётов, 100 тыс.

Было построено 6 бронепоездов. Невиданный подъём советского патриотизма в тылу нашёл своё яркое выражение в социалистическом соревновании, которое приняло в годы Великой Отечественной войны широкий размах. Соцсоревнование развернулось за претворение в жизнь лозунга — призыва «Всё для фронта, всё для победы над врагом! Высшим мерилом деятельности каждого предприятия были темпы и качество выполнения боевых заказов фронта. Этой задаче подчинялись все помыслы, энергия и усилия миллионов советских тружеников. В июле 1941 года молодые рабочие — комсомольцы города Горького и Уральского машиностроительного завода выдвинули лозунг: «Работать не только за себя, но и за товарища ушедшего на фронт! Вскоре на него откликнулись тысячи и миллионы рабочих.

Развернулось движение двухсотников, ежедневно выполняющих по две нормы, движение трёхсотников, четырёхсотников, пятисотников, а затем и тысячников.

Программа производства техники, если сравнивать с довоенным планом, была увеличена на четверть. В список ударных строек вошли предприятия химической и металлургической промышленности, электростанции и железные дороги, заводы, выпускающие военную продукцию. Важнейшие в экономическом плане районы страны на тот момент уже были захвачены врагом. В восточные районы, то есть в советский тыл, в годы Великой Отечественной войны в срочном порядке эвакуировались сотни промышленных предприятий. Уже к зиме 1941-го на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию перемещены были более 1500 предприятий и десять миллионов человек. На новом месте нередко разворачивали производства прямо под открытым небом.

Труженики советского тыла в годы войны кратко о них будет рассказано далее работали на нужды страны, не дожидаясь, пока будет возведена крыша над головой. Так ли важен был ленд-лиз? В 1941-1942 годах важную роль сыграла помощь США. Поставки техники, медицинских препаратов и продовольствия по ленд-лизу не имели решающего значения, но определенным образом помогли советскому тылу в годы войны. Краткая справка: ленд-лиз — государственная программа поставки Соединенными Штатами своим союзникам техники, боеприпасов, сырья, медикаментов и других стратегических товаров. Героизм тружеников тыла Все достижения экономики в военные годы опирались на самоотверженный труд советских людей. Женщины и подростки работали в тяжелых условиях, проявляли необычайные стойкость и упорство, не жалели сил и здоровья.

Советские люди массово записывались в ополчение, сдавали кровь, жертвовали деньги и материальные ценности на нужды оборонной промышленности. Девушки, не достигшие совершеннолетия, скрывали свой возраст, чтобы пойти медсестрами на фронт. Все для фронта, все для победы над врагом! В те годы это был не просто лозунг, придуманный властью, а настоящий закон жизни для большинства рабочих и служащих.

"Самовары" Сталина: Как советские города "чистили" от героев-инвалидов

Лактионова «Письмо с фронта» 1947 г. Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Яблонской «Хлеб» 1949 г. Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников.

Широкой известностью в советское время пользовалась картина Ф. Решетникова «Опять двойка» 1952 г. Главной задачей архитекторов было восстановление разрушенного войной. Почти заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев, Минск, Новгород. В стилистическом отношении продолжает господствовать неоклассика «сталинский ампир».

В Москве возводятся знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусской. Наиболее удачным принято считать здание Московского университета на Воробьевых горах. Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации 6 мая1985. Псевдоним во время боевых действий в Корее — Крылов.

Кожедуб вылетел и лично подбил два американских истребителя, виновных в этом акте агрессии. В книге Николая Бодрихина «Советские асы» приведены несколько иные обстоятельства этого эпизода: Кожедуб отогнал от американского бомбардировщика атаковавшие его немецкие самолёты, после чего был сам атакован американским истребителем с очень большой дистанции. Кожедуб сбил два американских самолёта; судя по словам выжившего американского лётчика, американцы приняли самолёт Кожедуба за немецкий Фокке-Вульф. Берлинская операция В ноябре 1944 г. Генштаб начал планировать боевые действия на подступах к Берлину.

Предстояло разгромить немецкую группу армии «А» и завершить освобождение Польши. В конце декабря 1944 г. Выполняя союзнический долг, наши части перешли в наступление на восемь дней раньше намеченного срока и оттянули на себя часть немецких дивизий. Начатое раньше времени наступление не дало возможности полноценной его подготовки, что привело к неоправданным потерям. В результате стремительно развивающегося наступления уже в феврале подразделения Красной армии форсировали Одер - последнюю крупную преграду перед немецкой столицей - и приблизились к Берлину на расстояние 70 км.

Бои на захваченных после форсирования Одера плацдармах носили необычайно ожесточенный характер. Советские войска вели непрерывное наступление и теснили врага на всем протяжении от Вислы до Одера. В то же время началась операция в Восточной Пруссии. Основной ее целью было взятие крепости Кенигсберг. Прекрасно защищенная и обеспеченная всем необходимым, имевшая отборный гарнизон крепость казалась неприступной.

Перед штурмом была проведена сильнейшая артподготовка. После взятия крепости ее комендант признался, что не ожидал такого быстрого падения Кенигсберга. В апреле 1945 г. Красная армия начала непосредственную подготовку к штурму Берлина. Руководство СССР считало, что затягивание сроков окончания войны может привести к открытию немцами фронта на западе, заключению сепаратного мира.

Рассматривалась опасность сдачи Берлина англо-американским частям. Советское наступление на Берлин тщательно готовилось. К городу было переброшено огромное количество боеприпасов и военной техники. В Берлинской операции принимали участие войска трех фронтов. Командование было поручено маршалам Г.

Жукову, К. Рокоссовскому и И. С обеих сторон в сражении участвовали 3,5 млн человек. Штурм начался 16 апреля 1945 г. В 3 часа ночи по берлинскому времени при свете 140 прожекторов танки и пехота атаковали позиции немцев.

Через четыре дня боев фронты, которыми командовали Жуков и Конев, при поддержке двух армий Войска Польского сомкнули кольцо вокруг Берлина. Было разгромлено 93 дивизии противника, взято в плен ок. В этот день состоялась встреча советских и американских войск на Эльбе. Гитлеровское командование заявляло: «Берлин останется немецким», и для этого делалось все возможное. Гитлер отказался от капитуляции и бросил в уличные бои стариков и детей.

Он надеялся на раздоры между союзниками. Затягивание войны вело к многочисленным жертвам. Немецкие солдаты оказывали ожесточенное сопротивление, сдаваясь в плен лишь в безвыходных ситуациях. Он заявил, что 30 апреля Гитлер покончил жизнь самоубийством, и предложил начать переговоры о перемирии. На следующий день Штаб берлинской обороны отдал распоряжение о прекращении сопротивления.

Берлин пал. При его взятии советские войска потеряли 300 тыс. В ночь на 9 мая был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Война в Европе завершилась. Конев Иван Степанович.

Родился 30 декабря 1897 года в деревне Лодейное Никольского уезда Вологодской губернии. В Великую Отечественную войну генерал-лейтенант И. Конев вступил в должность командующего 19-й армией, сформированной из войск Северо-кавказского военного округа. Армия первоначально была направлена на Юго-Западный фронт, но уже в начале июля из-за катастрофического развития обстановки на западном направлении переброшена на Западный фронт. Однако она не успела прибыть в район Витебска смотри Витебское сражение , в ходе дальнейшего Смоленского сражения соединения 19-й армии оказались в окружении, но сам И.

Конев избежал плена и сумел вывести из окружения управление армии с полком связи. В августе 1941 года его 19-я армия с новыми дивизиями участвовала в Духовщинской операции. Существовала реальная угроза использования территории Финляндии любой из враждебных империалистических группировок как исходного плацдарма для развязывания агрессии против СССР. На военные приготовления финское правительство расходовало более 25 процентов годового бюджета. К началу 1939 г.

Советское правительство, учитывая угрожающий характер военных приготовлений на границе, проходящей в непосредственной близости от Ленинграда, многократно предпринимало попытки улучшить отношения с Финляндией, но они не имели успеха. Главный Военный Совет по предложению И. Сталина поручил командующему Ленинградским военным округом командарму 2 ранга К. Мерецкову подготовить план действий округа на случай провокации финской реакции. Во второй половине июля 1939 г.

Довольствие экипажей, совершавших боевые вылеты, по сравнению с довоенным временем, было увеличено. С августа 1941 г. Это продолжалось до мая 1942 г. Остальным традиционный русский напиток разрешался десять дней в году, по праздникам. Наибольшей известностью пользовались консервы SPAM, состоявшие из колбасного фарша. А вот наиболее вкусными признавались консервированные свинина и говядина, изготовленные в Америке по советским ГОСТам. Все эти консервы по ленд-лизу были окрещены солдатами «вторым фронтом» с явным намеком на запаздывающую военную помощь от союзников, предпочитавших откупаться продуктами. Острота проблемы вынудила правительство попросить помощи у стран-союзников по антигитлеровской коалиции на трехсторонней конференции в Москве, проходившей в сентябре 1941 г. Советским людям более всего из ассортимента поставок запомнились мясные консервы.

Их было поставлено в страну более 664 т. Ключевым поставщиком консервированного колбасного фарша и тушенки была фирма SPAM. Выпускавшиеся консервы упаковывались в полукруглые или квадратные жестяные банки с ключом-открывалкой.

На вокзале Ярославля был организован крупный эвакуационный пункт, в котором дежурили врачи для оказания первой медицинской помощи и функционировали пункты санитарного контроля для предотвращения распространения инфекционных заболеваний.

При эвакопунктах были общежития для тех, кто по каким-то причинам вынужден был задержаться в Ярославле и не ехал дальше, работали столовые, обеспечивающие эвакуированных регулярным горячим питанием. О масштабах задач свидетельствуют, например, данные станции Данилов Ярославская область на 1942 год, где пища готовилась на трех объектах, в час по талонам выдавалось по 300 обедов. С 20 июня по 11 июля 1942 года только на этой станции накормили 46 865 человек. Их не везли дальше вглубь страны, потому что была опасность того, что малыши просто не доедут", — директор показывает стенд с экспозицией, рассказывающей о помощи ярославцев ленинградцам.

На стенде — фотография маленького мальчика и женщины. Прибыл в шк. Малыш попал в больницу, а после выписки оттуда его усыновила жительница Ярославля Вера Коршунова, давшая ребенку свою фамилию. Он вырос и стал военным летчиком, — Кербиков показывает фотографию, на которой запечатлен мужчина в военной форме.

Многие осиротевшие дети из Ленинграда остались у нас". За годы войны на воспитание в Ярославском крае было взято более 2,6 тыс. Город-госпиталь Как и многие прифронтовые города, Ярославль принимал раненых с фронтов. Только за шесть месяцев 1941 года в Ярославскую область поступило свыше 100 тыс.

С июля по сентябрь в области было развернуто 32 эвакогоспиталя на 8,4 тыс. К 15 сентября 1941 года — еще 34 госпиталя на 9 560 коек. Поток раненых с Северо-Западного и Волховского фронтов постоянно нарастал, медики работали с предельной нагрузкой. С 1942 года в области стали создаваться профильные госпитали: сортировочные, туберкулезные, инфекционные, неврологические и т.

В Музее боевой славы есть воспоминания профессора Ярославского медицинского института В.

Книга будет интересна краеведам и историкам. Юркина , «Кострома — фронту» под редакцией С.

Шепелева — лишь малая часть свидетельств ратного труда во имя победы. Война нанесла огромный урон сельскому хозяйству. В армию были призваны механизаторы, агрономы и другие квалифицированные специалисты.

Большое количество посевных площадей и поголовье скота оказались на оккупированных фашистами территориях. Для нужд фронта изымались тракторы, автомобили, лошади. В тяжелейших условиях деревенские труженики, перевыполняя дневные нормы, производили сельскохозяйственную продукцию порой при помощи простых лопат и подручных инструментов.

Движение «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт» приобрело массовый характер не только на предприятиях, но и в сельском хозяйстве. В книге Ю. Арутюняна «Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны» показано влияние военного времени на судьбы крестьянства, его борьба за обеспечение страны продовольствием, героическое сопротивление захватчикам на оккупированной гитлеровскими войсками территории.

Представлена статистика о динамике колхозного населения, о развитии земледелия и животноводства, о распределении колхозной продукции. Издание основано на систематизированном документальном материале. Книга спецкора газеты «Красная Звезда» А.

Кочеткова «Трудный хлеб» — это рассказ о колхозниках заволжского села Дмитриевка, о том, как они в годы войны выращивали урожай на своей земле, как выстояли в трудный час в битве за хлеб, как выполняли план военных лет, как сдали сверх плана в фонд Красной Армии 400 тысяч пудов зерна, тысячи пудов мяса и овощей, приобрели для фронта на личные сбережения 16 танков и 2 самолета. Исход Великой Отечественной войны во многом зависел от маневренности армии, от своевременного снабжения вооружением и продовольствием ударных сил, от связи фронта и тыла, которая была возможна только при хорошо отлаженной транспортной системе. Перед советской транспортной системой в годы войны стояли три главные задачи — перевозки и развертывание воинских подразделений, эвакуация и перебазирование производственных предприятий и рабочих из западных районов страны в восточные, перевозки по обеспечению нужд военной экономики.

Срыв любой из названных категорий перевозок безусловно мог повлечь за собой тяжелые последствия в войне. От слаженной работы разных видов транспорта — железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного — зависела победа. О героическом подвиге сотрудников всех видов транспорта написано немало художественных книг и серьезных научных монографий.

В издании Г.

"Тыл - фронту: вчера и сегодня"

В фильме речь идет о деятельности добровольческих организаций, работающих в тылу для поддержки бойцов на передовой. Коммунистическая партия и Советское правительство считали подготовку Тыла Советской Армии к войне одной из важных государственных задач. «Ни гроша Форду — даешь советский карбюратор!» — под таким лозунгом началось строительство.

История советского тыла

На базе трестов и других строительных организаций были созданы особые строительно-монтажные части ОСМЧ , на которые возлагалось выполнение срочных заданий по строительству предприятий и оборонительных сооружений, а также восстановление поврежденных в результате военных действий объектов. Всего было создано 100 крупных ОСМЧ, укомплектованных строителями и монтажниками, в общей сложности около 400 тысяч человек. В ходе работ ОСМЧ перемещались, объединялись, или, наоборот, распадались на отдельные подразделения. Это позволяло осуществлять концентрацию строительства, быстро восстанавливать эвакуированные предприятия, строить новые, а по мере освобождения территории страны от фашистских захватчиков восстанавливать заводы, фабрики и жилье. В июле-августе 1941 года в разгар боев с немецко-фашистскими войсками на рубежах Днепра, Государственным комитетом обороны ГКО было принято решение об эвакуации заводов, расположенных в городе Запорожье. Гитлеровцы в это время мало бомбили промышленные предприятия Запорожья, вероятно, рассчитывая захватить оборудование запорожских заводов, особенно уникальный тонколистовой стан "Запорожстали", купленный в США и смонтированный незадолго до войны. Чтобы скрыть работы по эвакуации, наши строители демонтировали внутрицеховое оборудование днём, а ночью, старательно маскируясь, грузили его на железнодорожные платформы и отправляли. Лишь когда начали демонтировать металлические конструкции зданий днём, фашисты поняли, что оборудования на "Запорожстали" уже нет.

Начался сильнейший обстрел завода. Практически в фронтовых условиях было демонтировано и вывезено около 320 тысяч тонн оборудования, металлоконструкций и других ценных грузов. Наряду с этим проводилась эвакуация работников завода, строителей, их семей. Это создало предпосылки для быстрейшего возрождения мощностей Запорожского завода на востоке страны. В последних числах декабря 1941 года перед строителями была поставлена задача на базе эвакуированного из Подмосковья оборудования завода "Электросталь" построить на Урале, в Чебаркуле, крупное предприятие черной металлургии и ввести его в действие не позднее 15 марта 1942 года, то есть построить завод за 75 дней. В пусковой комплекс завода входили 7 основных производственных цехов, 11 вспомогательных сооружений, железнодорожные пути, водовод с двумя насосными станциями и водозабором, воздухопроводы высокого и низкого давления, паропровод и другие инженерные сооружения и коммуникации. Конечно, по привычным меркам решить такую задачу за 75 дней невозможно.

Но жизнь показала, что даже в крайне сжатом графике строительства можно отыскать резервы и сделать то, что казалось невозможным. Многие строители трудились самоотверженно, перевыполняя нормы в 2-3 раза, что в конечном итоге обеспечило выполнение поставленной задачи в назначенные сроки. Советские строители показали примеры героического труда не только в районах глубокого тыла, но и непосредственно в прифронтовой зоне. Одним из таких ярких примеров, вошедших в историю строительства, является сооружение подводного трубопровода протяженностью 30 км по дну Ладожского озера. По этой жизненно важной артерии в блокадный Ленинград поступало горючее. Решение о строительстве подводного трубопровода было принято ГКО весной 1942 года. Проект его был подготовлен с участием представителей Наркомстроя, проектных и других заинтересованных организаций.

Строительство трубопровода поручили ОСМЧ-104. Впервые в практике строительства подводных трубопроводов применяли сварку стыков прежде их соединяли муфтами , поэтому была привлечена большая группа высококвалифицированных сварщиков во главе с М. Недужко и Г. На строительство трубопровода, включая подготовительные работы, было отведено всего полтора месяца, хотя трасса трубопровода, пересекавшая Ладожское озеро, проходила вблизи линии фронта и находилась в зоне активных действий вражеской авиации и артиллерии. Частые бомбежки, обстрелы из орудий приводили к значительным задержкам, нередко были и человеческие жертвы. Однако, несмотря на многочисленные трудности, задача была решена за 50 дней.

Нажал на гашетку, но ленты обеих пушек ШВАК давно уже были пусты. Очевидцы видели, как оба самолёта столкнулись в воздухе и в огненном взрыве развалились на части. Тело Волошина так и не нашли, хотя его фамилию в тот же день внесли в список безвозвратных потерь, а за спасение командира его посмертно представили к награждению орденом Отечественной войны I степени. Но Григорий Волошин не погиб. Искалеченного, обожжённого и контуженного лётчика в тот же день нашли наши пехотинцы в каком-то болоте. Врачи-хирурги совершили настоящее чудо, вернув пилота к жизни. Правда, разорванные в клочья ноги пришлось ампутировать, как и обе руки. Но самое главное — от страшной контузии Волошин потерял память, а все его документы сгорели. Никто не знал, как зовут геройского лётчика, а сам он не помнил о себе абсолютно ничего. Вернее, может быть, что-то и помнил, но сказать ничего не мог: после контузии Волошин мог только мычать что-то нечленораздельное. Но чаще всего он просто молчал, глядя невидящими глазами в одну точку. Так началась новая эпопея скитаний лётчика Волошина — по госпиталям и домам инвалидов. Неудобная проблема Великая Победа 1945 года досталась Советскому Союзу ценой, пожалуй, самой страшной трагедии в истории. Война не только унесла около 27 миллионов человеческих жизней, но и оставила несчётное количество вдов, сирот и инвалидов. По данным Военно-медицинского музея в Санкт-Петербурге, в ходе Великой Отечественной войны ранения получили 46 миллионов 250 тысяч советских граждан. Из этого числа около 10 миллионов вернулись с фронта с различными формами инвалидности, в том числе 775 тысяч с ранениями в область головы, 155 тысяч с одним глазом, 54 тысячи ослепших, 3 миллиона одноруких, 1,1 миллиона без обеих рук… Ветеран Великой Отечественной войны во время Парада Победы на Красной площади. В течение 1943—1944 годов НКГБ СССР направил местным органам госбезопасности несколько директив, требовавших "профилактировать" инвалидов войны, чтобы вернувшиеся с фронта калеки не вели антисоветской пропаганды. Причин же для недовольства советской властью было более чем достаточно. Инвалиды Отечественной войны I и II группы — то есть люди, полностью утратившие трудоспособность — получали пенсию в размере 300 рублей в месяц для рядового, сержантского и старшинского состава , что составляло примерно половину оклада неквалифицированного рабочего. В деревнях же вернувшиеся с фронта калеки не получали почти ничего: в те времена государство было уверено, что содержание инвалидов, вернувшихся с фронта без ног или без рук, является делом исключительно их родных и родственников. Был даже издан специальный закон, категорически запрещавший принимать в учреждения социального обеспечения инвалидов I и II группы, имевших родителей или родственников. Вместо этого власти предлагали инвалидам самим зарабатывать на жизнь — дескать, в социалистическом обществе должны работать даже безрукие. Созданы специальные учебные заведения, в которых инвалиды войны приобретают трудовую квалификацию и получают новую профессию". Но в действительности немногие бывшие лётчики и танкисты горели желанием переквалифицироваться в швей-надомников. Писатель-фронтовик Виктор Некрасов так описывал жизнь своего фронтового друга, оставшегося без обеих ног: — Биография-то у меня кончилась. Так, мура какая-то осталась. А ведь лётчиком был. Восемь машин на счету имел. И это за каких-нибудь десять месяцев, со Сталинграда начал. Был и комсомольцем, думал в партию вступать. А теперь что? Летать уже не буду, из комсомола выбыл. Мотаюсь по городам с какими-то чёртовыми тапочками. В Ростове инвалидная артель их делает — хорошие, на лосевой подошве. Я перевожу их в Харьков, в Одессу, сюда: с протезами всегда проедешь, никто не задержит. А трое ребят — жуки такие, дай бог, загоняют их. Вот так и живу: заработаю — пропью, опять заработаю — опять пропью. А ты говоришь — счастье. Нет его! Ноги-то не вырастут... Именно они, увешанные орденами безногие солдаты-победители, стали лицом послевоенного нищенства.

Вплоть до 1937 года советское руководство просто перекладывало план предыдущего года в новую папочку и писало на ней: "план 34-го года", "план 35-го года", "план 36-го года". При этом, как вы все понимаете, количество заводов менялось, количество станков менялось. Это не учитывалось. Вот после 37-го года, по словам Алексея Мелия, даже этот процесс перекладывания в папочки прекратился, поэтому на 1941 год это опять-таки не мое мнение, а это мнение академика Куманева никакого утвержденного плана мобилизации… ой, извините, плана эвакуации не существовало. У меня нет с собой, я буду цитировать близко к тексту воспоминания Дубровина, который в тот момент был заместителем наркома путей сообщения. В первые дни войны, как он пишет в своих воспоминаниях, он бросился в библиотеку, в "Ленинку", для того чтобы хотя бы в литературе найти, как проводилась эвакуация в годы Первой мировой войны, потому что у него вообще никакого опыта не было. Как вы понимаете, если советский чиновник такого ранга бросился искать планы в библиотеку — это значит, что у него плана не было точно. Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, но Совет по эвакуации был создан на третий день войны — раньше, чем Государственный комитет обороны, на секундочку. О чем это говорит? Булат Нигматулин: Первое. То, что 24 июня был сразу создан Совет по эвакуации, то есть 22-го началась, и 24 июня — это было совершенно оправдано. И даже не могли представить, я не могу представить, чтобы командование, руководство страны думало, что через два месяца немцы окажутся под Москвой. Это было правильное решение. Это абсолютно правильное решение. Конечно, была определенная растерянность, но потом уже, когда Минск потеряли. Алексей Ханютин: За четыре дня после начала войны. Булат Нигматулин: Но то, что 30 июня Государственный комитет обороны был создан, кстати, по инициативе сначала Берии… А до этого же у нас был Комитет обороны, который примерно за 20 дней до этого, до войны его расформировали. И вот этот Государственный комитет обороны, и вся полнота власти, и все это подчинение. И всего пять человек, и огромная власть у этих людей. И то, что начали работать. И то, что была плановая система экономики, что была партийная организация, насквозь в стране управление было, скелет этой организации, фундамент, что была ответственность, огромнейшая ответственность за порученные дела. Посмотрите постановления Государственного комитета обороны, связанные, кстати, с эвакуацией. Они же очень лаконичные, очень жесткие. Соответственно, там все четко прописано. Это, кстати, пример сегодняшнему управлению. Дмитрий Лысков: Алексей Юрьевич, а как люди воспринимали эвакуацию в первые дни войны? Вот вы проводили интервью. Среди них были воспоминания именно о первых днях войны, о первых распоряжениях об эвакуации? Как она проходила? Как люди принимали вообще? Ведь считали, что будем воевать малой кровью на чужой территории. Как люди воспринимали в западных регионах распоряжение эвакуировать свои предприятия на восток? Алексей Ханютин: В западных регионах воспринимать времени не было. Вот пришел на завод, сказали: "Завтра выезжаем. Или даже сегодня выезжаем. Берем с собой 20 килограммов вещей". То есть люди хватали, ехали и действительно думали, что едут на несколько месяцев, на полгода. Один говорит: "Я правый ботинок взял, а левый тут оставил". Взяли с собой все, что грязное, в чем на завод ходили, а чистое оставили здесь — в Москве, в Питере. Евгений Спицын: Да не было такого хаоса в эвакуации! Не надо обобщать. Был сначала действительно создан Совет по эвакуации. Затем, после создания ГКО Государственного комитета обороны 30-го числа, 30 июня, этот совет 3 июля был переподчинен Государственному комитету обороны. Его председателем действительно стал Шверник, с двумя замами, первыми замами, зампред руководителя советского правительства, это Косыгин и Первухин. А потом, в октябре, был создан еще один комитет — уже Комитет по эвакуации, который возглавил Анастас Иванович Микоян, зампред Совета народных комиссар и член Политбюро ЦК. И он саккумулировал вот эти структуры, которые потом полностью отвечали за эвакуацию промышленности. У нас очень часто забывают вот о чем, когда говорят о партийных комитетах: реальной эвакуацией на восток занимались не партийные комитеты, а управления внутренних дел НКВД СССР на местах под руководством Лаврентия Павлович Берии. Михаил Мухин: Вы знаете, мне бы хотелось обратить внимание на два момента… Дмитрий Лысков: Михаил Юрьевич, паника, наверное, все-таки была вначале? А когда удалось установить порядок? Михаил Мухин: Мне бы хотелось, чтобы все присутствующие понимали, в каких условиях это проводилось. Я приведу, но я хорошо понимаю, что это, как говорил Ленин, "игра фактов". Можно приводить и такие факты, и такие факты. Ну, вот такой наглядный пример… Дмитрий Лысков: Михаил Юрьевич, мы как раз собрались, чтобы разобраться. И факты, я думаю, здесь абсолютно не лишние. Так совпало, что хронологически начало эвакуации совпало с прорывом в западные предместья города авангарда группы армий "Юг". То есть с первого дня эвакуации производственная площадка оказалась в зоне досягаемости не только артиллерийского, но и минометного огня неприятеля. Поэтому часть рабочих с кувалдами наперевес, извините, демонтировали станки и волокли их на вокзал, а другая часть рабочих расхватала винтовки и побежала в предместье останавливать немецких мотоциклистов. И в этой ситуации я не удивлюсь, что они там забыли не только левый сапог, но там много чего можно было забыть. А вообще, когда мы говорим… Понимаете, здесь очень трудно сказать "да" или сказать "нет". Здесь было и то, и другое. Если мы скажем, что управление без системы партийных органов было бы потеряно — это правда, оно было бы потеряно, потому что партийная система являлась главной системой управления Советским Союзом. Он был так устроен. Все вопросы решались не в исполкоме, а в обкоме. Но в то же время, когда мы говорим, что у нас была гениальная система управления, надо учитывать, что она работала очень по-разному. Я приведу конкретный факт. В материалах Куйбышевского обкома партии до 19 июля вообще не встречается слово "война". Поэтому 19 июля ЦК ВКП б издает специальное постановление, в котором он говорит, что отдельные, скажем так, обкомы до сих пор не осознали, что страна находится в состоянии войны, что над страной нависла угроза, поэтому ведут себя как-то, скажем так, неправильно. То есть этот вопрос решался на уровне ЦК. Скажем так, руководил ли процессом эвакуации и вообще управлением советской промышленностью аппарат партийного управления? Да, руководил. Работал ли он, как часы? Нет, не работал. Это был очень сложный, очень непростой процесс. Но в целом, подводя итог, надо сказать, что, в общем-то, результат был скорее положительный. Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, вот чтобы было понятно. Мы сейчас слышали, как эвакуировался запорожский завод: действительно, часть рабочих с винтовками отбивается, а часть кувалдами разбирает станки. Но ведь, понимаете, многие… Булат Нигматулин: Даже фильм был на основе этих материалов. Евгений Спицын: Да, Матвеев снял фильм "Особо важное задание". Булат Нигматулин: "Особо важное задание", Матвеев. Там генерал-майор. Был главный инженер, а потом директор этого завода. Дмитрий Лысков: Может быть, вы попробуете дать представление и мне, и нашим зрителям, что это с точки зрения технической? Как это? Вот есть завод, к которому подведены все коммуникации, в котором налажено производство. Как его можно снять, погрузить и вывезти? Что это? Евгений Спицын: Платформы подгоняли. Примерно 1360 крупных заводов, а всего 2600 этих заводов промышленных. Крупные заводы, средние заводы были вывезены. Евгений Спицын: Причем Куманев сказал, что эти цифры очень условные, их надо уточнять. Булат Нигматулин: Да, еще многие без документов вывозились, вот как раз когда уже окружение было или потеря завода, территория завода захвачена уже противником. Обращаю внимание, что платформы подводили. Приказ был. Местные органы власти, включая партийные, вопросы решали. Решали же, они же давали приказ. Просто так рабочие не собирали бы кувалдой. Евгений Спицын: Конечно. Булат Нигматулин: Директор завода работал, партком работал. Так же нельзя. Это такое количество! Часы решали, сутки решали. А ведь было сказано… Дмитрий Лысков: Нет, если я не ошибаюсь… Булат Нигматулин: Это значит, что без управления… Дмитрий Лысков: Ну, не может же стихийно завод переехать, я согласен. Нужно управление. Булат Нигматулин: Стихийно невозможно это сделать. Булат Нигматулин: Дальше. Конечно, заводы были подчинены наркоматам. У каждого наркомата, будем считать, с начала войны были программы, развертывали планы эвакуации — из точки "А" в точку "Б". Не были же брошены эшелоны. Это же надо понять. Представьте себе — за полгода было 1,5 миллиона вагонов, 30 тысяч эшелонов железнодорожных. Дмитрий Лысков: А ведь навстречу шли эшелоны, которые шли на фронт. Булат Нигматулин: Эти эшелоны шли навстречу. Были пробки. Ведь надо было почти 2,5 миллиона человек перевезти с востока, с мест мобилизации на фронты, в районы военных действий. И это все смогли сделать. Я хочу сказать, что вот у нас было 700 тысяч станков на начало войны. Мы 100 тысяч станков потеряли. Мы потеряли достаточно… Не так много, кстати. Немцы говорили… Мы не так много потеряли паровозов, вагонов. Евгений Спицын: Да у немцев все время своя статистика. Булат Нигматулин: Проблема была, кстати, у них. Они обычно захватывали территорию, брали ресурсы, сырьевые ресурсы, производственные ресурсы и на этом усиливались. Вся эта предвоенная немецко-германская империя как раз была так и создана. Это были методы блицкрига: захватить, усилиться. Дальше — опять. Прошло некоторое время, межвоенный период — и дальше захватывать новые территории. С Советским Союзом не удалось этого сделать. Да, конечно, был хаос. Витебск когда был? Это неделя, 10 дней, когда Белоруссия была захвачена. Конечно, был хаос. Евгений Спицын: Так об этом и речь. Булат Нигматулин: Там был хаос. Но железной рукой, железной волей в течение месяца, двух-трех месяцев… в течение месяца ситуация оказалась все-таки под управлением. Если бы продолжался этот хаос, о котором вы говорили, проиграли бы войну. Дмитрий Лысков: Да, несомненно, мы вряд ли бы выиграли войну. Булат Нигматулин: И я хотел бы процитировать постановление Государственного комитета обороны от 18-го уже ноября 41-го "Об ускоренном продвижении эшелонов с эвакуированными рабочими, служащими и колхозниками".

К 1944 г. Многие передовики выполняли по три, пять и даже несколько десятков норм. Фрезеровщик Д. Босый, эвакуированный в Нижний Тагил из Ленинграда, 12 февраля 1942 г. Когда миллионы мужчин отправились на фронт, к станкам встали их жёны и дети. Женщины и подростки трудились на уровне взрослых мужчин. Подростки на военном заводе Не менее самоотверженно трудились и работники сельского хозяйства. За рычагами тракторов, штурвалами комбайнов и рулями автомобилей мужчин заменяли женщины. Благодаря их героическому труду бойцы на фронте не испытывали серьёзных трудностей со снабжением. Соревнование между женскими тракторными бригадами охватило более 150 тыс. За 1941—1944 гг. Для сравнения: за годы Первой мировой войны в России было заготовлено лишь 1,4 млрд пудов. В социалистическом соревновании участвовало 3486 женских тракторных бригад и 145 128 женщин-трактористок. Десятки тысяч женщин — водителей машин показали образцы высокой производительности труда. Здесь работают 48 женских тракторных бригад. Задание Определите ключевые экономические показатели, приведённые в документе, по результатам которых можно утверждать о помощи тыла фронту. Свернуть В стране развернулось движение за создание Народного фонда обороны. Ежемесячно рабочие отчисляли в него однодневный заработок, колхозники вносили сельхозпродукты, пионеры собирали металлолом. Трудящиеся по своей инициативе собирали средства на покупку боевой техники. Так, саратовская пасечница А. Селиванова на деньги, вырученные от реализации своей доли продуктов, смогла купить стране три боевых самолёта. Всесоюзную известность приобрела М. Октябрьская, после гибели мужа потратившая все личные средства на покупку танка, на котором сама успешно воевала, была ранена и скончалась от ран. Посмертно ей было присвоено звание Героя Советского Союза. За годы войны в Фонд обороны поступило более 118 млрд рублей. Общим вкладом в Победу становились не только заработанные деньги — более 5,5 млн граждан Советского Союза стали донорами крови. Селивановой И. Сталину «Дорогой Иосиф Виссарионович! У меня, рядовой колхозницы, как и у всего советского народа, самое горячее желание помочь нашей Красной Армии быстрее уничтожить фашистского зверя. И я, по примеру других, в конце 1942 года внесла из личных сбережений на строительство боевого самолёта 100 000 рублей. Ваше приветствие и благодарность вызвали во мне желание оказать ещё большую помощь фронту. Мы вместе с мужем-фронтовиком приобрели второй самолёт и лично вручили его лётчику Василию Кузьмичу Чибичкову, который на нашем самолёте беспощадно громит фашистов. Недавно я получила с фронта письмо от мужа. Сообщая о том, что Ферапонт Головатый купил второй самолёт, муж советует мне последовать примеру славного саратовского колхозника. Я вношу из личных средств ещё 100 000 рублей на строительство третьей боевой машины и прошу Вас, дорогой Иосиф Виссарионович, разрешить мне вместе с мужем вручить его лётчикам части, где служит тов. Пусть звено самолётов, построенных на наши трудовые сбережения, сеет смерть среди немецко-фашистских бандитов, пусть мой вклад поможет нашим доблестным Сталинским соколам добить врага. От всего сердца желаю Вам, родной Иосиф Виссарионович, здоровья и многих лет жизни на счастье нашей великой Родины». Октябрьской председателю Государственного Комитета Обороны от 3 марта 1943 г. За его смерть, за смерть всех советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в Госбанк на построение танка все свои личные сбережения — 50 000 рублей. Имею специальность шофёра, отлично владею пулемётом, являюсь ворошиловским стрелком…» Повседневная жизнь на войне Война — это не только атаки и оборона, но и тяжёлый неустроенный быт. Всё имущество пехотинца умещалось в небольшой вещевой мешок: запасное бельё и портянки, котелок и ложка, средства гигиены, иголка и нитка. Считалось, что в обороне бойцу жилось лучше. В блиндаже или землянке с печкой-буржуйкой солдат был в тепле и сухости. Сложнее было с освещением. Для этого использовали различные самодельные лампы, изготовленные из снарядной гильзы, или просто подожжённый телефонный провод. Через какое-то время сажа въедалась в кожу. В наступлении же, когда линия фронта постоянно смещалась, ночевали где придётся. Обязательным элементом снаряжения каждого бойца был смертный медальон. Это небольшая, состоявшая из двух бакелитовых частей капсула, куда вкладывался специальный бланк.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий