Эвакуация планировалась в два этапа, чтобы завод продолжал выпускать так нужные фронту танки и одновременно понемногу отправлял оборудование в тыл. Советский тыл на завершающем этапе войны. Основой побед Советских Вооруженных сил являлись: рост военно-экономической мощи Советского Союза, целеустремленная работа. 7 мая, в рамках мероприятий посвященных 75 годовщине Победы в Великой Отечественной Войне, прошло открытое мероприятие в дистанционной форме на тему: «Советский тыл в. "Актер Константин Лисицын, начинавший в театре декоратором, был удостоен звания Героя Советского Союза. В книге «Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны» (издательство «НЛО»), переведенной на русский язык Татьяной Пирусской.
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
Промышленность в годы Великой Отечественной войны Как тыл был задействован в производстве? Многие предприятия в годы войны были переведены на производство, оружия, боеприпасов и всего необходимого для армии. Основными центрами добычами угля стали Воркута, Кузбасс и месторождения Урала и Казахстана. Главными центрами добычи нефти в годы войны были Баку, Грозный и месторождения Башкирии. Автомобили: Ульяновск, Миасс, Нижний Новгород. Стрелковое оружие: Ижевск, Ковров, Тула. Пушки: Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург зенитные орудия.
Лозунг, с которым Советский Союз выиграл войну Победа советского народа над фашистской Германией была достигнута не только героизмом солдат и офицеров Красной Армии, но также самоотверженным трудом простых граждан в тылу. Все для победы!
До войны Советский Союз значительно уступал Германии по промышленному производству и техническому обеспечению. К тому же Германия контролировала материальные ресурсы значительной части континентальной Европы. Однако и Советский Союз имел некоторые преимущества: наличие огромной территории, богатые природные ресурсы, трудолюбивый и патриотично настроенный народ. Чтобы воспользоваться этими преимуществами, руководству страны надо было перестроить экономику для работы в условиях военного времени. Одним из уникальных достижений стала передислокация сотен промышленных предприятий с запада на восток страны, и быстрое включение их на новом месте для работы на нужды фронта.
Звание Героя Советского Союза было присвоено Л. Чайкиной, которая принимала активное участие в основных операциях отряда на территории Калининской и Великолукской областей. В Орловской, Могилевской, Смоленской областях, а позже и на Западной Украине на пути к победе помогал отряд «Победители», который провел более 120 крупномасштабных операций. Культура для силы духа русского народа Если говорить об основных аспектах кратко, советский тыл в годы войны и фронтовики поддерживались не только собственными силами советских тружеников и партизанами, но и культурными деятелями. Писатели прославляли героизм народа в своих произведениях и на практике доказывали любовь к Родине, вступая в ряды Красной Армии. На фронтах воевали А. Гайдар, М. Шолохов, А. Твардовский, А. Фадеев, К. Симонов и другие. Не умер и русский кинематограф. Все фильмы, которые выходили в годы войны, поднимали силу духа советского народа, были насыщены духом патриотизма, который вел советское общество к победе над фашизмом, и героизма. Церковь в военные годы Церковь находилась в крайне затруднительном положении до 1941 года. Однако с началом наступления немецкой армии священники начали призывать верующих давать отпор врагу и ценой своей жизни защищать Родину. Такая позиция удивила Сталина настолько, что атеистический лидер даже пошел на диалог с духовными лицами и прекратил оказывать на них давление, но послабление было кратким. Советский тыл в годы войны стал религиозным, но после окончания военных действий церковь снова оказалась под запретом.
Рубанова г. Слуцка» в рамках проекта ШАГ прошел круглый стол «Советский тыл в годы войны». В борьбе с германскими захватчиками принимали активное участие не только воинские соединения, но и все труженики тыла.
Тыл – это половина победы, и даже больше
Трудящиеся Белоруссии — фронту Из 124 белорусских предприятий, выехавших в советский тыл, 119 были благополучно доставлены по назначению судьба остальных неизвестна, скорее всего, их разбомбили по дороге. Процесс размещения белорусской промышленности проходил в тылу по-разному. Евстигнеева, речицкая фабрика «10 лет Октября» и др. В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны в экспозиции, посвященной эвакуации из Беларуси в 1941-м, ярко и достоверно отражена эта трагическая, но богатая на подвиги страница прошлого нашего народа.
Вторая группа — 96 предприятий — размещалась на местных производствах, родственных по специализации, и практически сливалась с ними в одно производство. Если местная база была достаточно развита, то оборудование и кадровый состав прямо с первого дня включались в работу для фронта, параллельно ведя монтаж своего оборудования. Именно так сложилась судьба станкостроительных заводов Беларуси: витебских — им.
Кирова в Чкалове, им. Коминтерна в Саратове, им. Третья группа — 4 предприятия, которые слились с оборудованием родственных заводов из Москвы, Ленинграда и других крупных городов.
В этом случае возникало, по сути, совершенно новое оборонное производство. Так, Гомельский станкостроительный завод им. Кирова, прибыв в Челябинск, был слит с оборудованием станкостроительных заводов из Ленинграда и Киева; Могилевский завод авиационного моторостроения, прибыв в Куйбышев, был слит с оборудованием заводов из Днепропетровска и Москвы.
Курган Урал в конце августа. Площадь, на которой надо было разместить 1200 вагонов станков и оборудования, принадлежала местному заводику, производившему сепараторы для молока, и была в 70 раз меньше, чем довоенная площадь белорусского гиганта. Поэтому сразу заводу было выделено дополнительно еще 50 гектаров земли.
Разгружали оборудование вручную — станки, инструменты, оснастку, готовую продукцию и прочие материалы… Значительное количество оборудования размещали под открытым небом. Прямо по земле прокладывали кабели и подключали станки. Монтажные бригады П.
Майсака, И. Брозмана и других наскоро сооружали легкие навесы. Работы шли круглые сутки.
Люди забывали о нормальном сне, о пище, по 5 — 6 смен не покидая своего места. Инженеры становились бетонщиками, монтажниками, токари и фрезеровщики — землекопами. К концу октября основные монтажные работы были завершены.
В немыслимо сжатые сроки были полностью запущены механический, литейный, кузнечный, деревообрабатывающий цехи, заново построены модельный, обрубочный, транспортный, проложена узкоколейка, оборудована трансформаторная подстанция. В этой титанической работе люди проявляли подлинный героизм. Так, бригада электриков во главе с И.
Козятниковым выполнила монтаж самого крупного блока за одну неделю, тогда как в мирное время такой объем выполняли обычно за 30 рабочих дней; конвейер завода был смонтирован за 35 дней, тогда как в мирное время на это уходило не менее 3 месяцев. По 3 нормы за смену выполняли сверловщик Перемышев, токари Акулов, Мосунов, Шиляев, кузнец Лосев и многие, многие другие. По указу Президиума Верхового Совета СССР за такой героический самоотверженный труд большая группа работников завода получила награды и премии — директор завода А.
Генкин, мастер В. Нарбутович, слесарь П. Майсак, токарь М.
Котликов, штамповщица Т. Шулякова, формовщик С. С его прибытием смогли приступить к ремонту паровозов мощных серий.
Но размещение белорусского гиганта было невероятно трудной проблемой для всех — и самих гомельчан, и местного руководства. Разместить все сразу не позволяли имевшиеся площади. Уфимский завод уже работал на фронт полным ходом.
Поэтому часть наших людей сразу включилась в его напряженный ритм, другие продолжали свозить и монтировать свое оборудование, третьи занимались строительством, расширяя имевшиеся цехи, и т. Один из старейших работников завода, Борис Антонович Дворников, вспоминал: «Условия для нас в ту первую осень были просто немыслимые… Климат непривычный, суровый... Куда ни повернись — горе, слезы, похоронки, лишения… Настроение тяжелое — немец у самой Москвы… Высокий профессиональный уровень отличал работу гомельских мастеров-паровозников М.
Жихарева, А. Кричевцова, П. Кочицкого, В.
Болвака, К. Злотникова, К. Козловского, С.
Сукалинского, С. Маслюкова, братьев Петра и Алексея Лизуновых… Несмотря на самый разгар монтажно-пусковых работ, уфимский завод уже к ноябрю 1941 года перевыполнил свою первую оборонную программу и вошел в число лучших по наркомату путей сообщения СССР! В предельно короткий срок было смонтировано и запущено в работу оборудование Могилевского моторостроительного завода в Куйбышеве, который совместно с московским и днепропетровским заводами разворачивал новое оборонное производство прямо под открытым небом, на так называемой Безымянке, огромном пустыре за городом.
Первые 200 белорусских вагонов стали прибывать уже в конце июля. А семья моя из 6 душ: я, жена и четверо малышей. Хлеб по карточкам, на вес золота, картошка тоже.
Дров практически нет. Да и одежды почти никакой… Помню, монтаж мы заканчивали уже глубокой осенью. Грязища по колено.
Холод, ветер, дождь! Встаешь на работу затемно, похлебаешь пустой баланды, пожуешь пару картофелин, всунешь в узелок пару луковиц, 300 г хлеба остальные 500 — детям! Пешком 8 км по бездорожью.
Пока доберешься — еле живой от холода…» Вокруг кипела стройка — не было ни стен, ни крыши, а станки обрастали оснасткой. Самоотверженно, не думая о себе, трудилась бригада Ф. Райкова, токари И.
Баландин, М. Лопаткин, Ф. Короткевич, Б.
Щерба, Ш. Приборкин, шлифовальщик М. Коробушкин, слесари Я.
Эйгер, П. Крутиков, контролер И. Худой, осунувшийся, с покрасневшими от бессонницы глазами, он казался мне в те дни отлитым из железа — так велика была воля этого человека.
Подойдешь, бывало, к нему, хлопнешь по плечу: «Иди, отец, поспи хоть часок…», а он только отмахнется в ответ, словно от назойливой мухи, дескать, уйди, не мешай». Вместе с оборудованием завода «Гомсельмаш» прибыло 290 кадровых рабочих, 135 инженерно-технических работников и 43 служащих. Заводы объединены в одно предприятие «Уралсельмаш».
Завод получил задание организовать выпуск мин и минометов. Фронт и тыл едины В невероятно тяжелых условиях была смонтирована и запущена Витебская оптическая фабрика. Это огромное предприятие, на 90 процентов оснащенное импортным оборудованием, прибыло в уральский поселок Суксун Кировская область в конце июля.
Уже к началу октября, несмотря на тяжелейшие условия для монтажа окна были забиты фанерой, пол земляной, отопление печное , основные работы были завершены. В декабре фабрика, переименованная в оборонный оптико-механический завод Наркомата здравоохранения СССР, приступила к круглосуточному выпуску оптических линз для фронта. Морозы доходили до минус 50 градусов.
Но люди по 12 — 13 часов не отходили от станков — слесари-инструментальщики братья Иван и Сергей Зуевы, токари Ильин, Каган, работницы Давыдова, Ладысова, Богомолова и другие. По рассказам местных жителей, до войны при таком морозе и снежных заносах работа в поселке Суксун вообще отменялась. Настоящий трудовой героизм проявили в тылу и коллективы 50 белорусских предприятий легкой промышленности.
Мобилизация на фронт огромного количества мужского населения сразу создала патовую ситуацию — надо было в разы увеличить выпуск воинского обмундирования, обуви, теплого белья, сухих пайков, армейских аптечек, полевых кухонь. Своевременное и бесперебойное снабжение этой продукцией имело огромное политическое значение для армии, поскольку поднимало моральный дух бойцов. Это хорошо понимали в советском тылу.
Смекалке и многим инициативам не было счета в те дни. Люди умудрялись находить выход из самых невероятных условий. Помню, на одном участке даже висела цепь из батарейных лампочек и при таком освещении женщины шили гимнастерки!
Нет ножниц — сами напаивали пластинки, затачивали их и снова работали. Даже ремни для швейных машин шили сами — из остатков бязи, из разных отходов…» В конце сентября 1941 года, в самый разгар тяжелых боев, когда фашисты уже стояли под Москвой, коллективы 35 белорусских предприятий наладили выпуск продукции для фронта; к началу ноября к их числу прибавилось 27 предприятий, а в марте 1942 года — еще 19. Специализация их резко изменилась с переходом на выпуск оборонной продукции.
Машино- и станкостроительные заводы освоили производство вооружения и боеприпасов танки, минометы, артиллерийские снаряды, гранаты, мины и т. Предприятия местной промышленности перешли на выпуск лыж, ранцевых огнеметов, противотанковых мин, санитарных повозок, патронташей, носилок, саперных лопаток, колючей проволоки, «ежей» и т. Предприятия легкой промышленности выпускали шинельное сукно, брючные, гимнастерочные и парашютные ткани, мужское белье, телогрейки, патронные сумки, сапоги, утепленные ботинки и др.
Режимы на станках надо было выдерживать очень высокие. Иначе не могло быть и речи о такой производительности, какую требовал фронт. И люди работали, выжимая из себя просто немыслимое — не только силы и волю, но свой ум, сноровку, знания, смекалку — токари Трапезников, Дивень, Жаровня; мастера Коссовой, Шиндлович и др.
Голодные, плохо одетые, а ведь творили чудеса, честное слово! В 1943 году наш коллектив уже обрабатывал корпуса «катюш» примерно в 3 раза быстрее фирменного…». К началу 1942 года витебские станкостроители, эвакуированные в Саратов, где они слились с местным заводом, внесли более 20 организационно-технических новаторских предложений на самых решающих участках производства, благодаря которым выпуск 45-миллиметровых осколочных артиллерийских снарядов вырос в 7 раз!
Железнодорожники 4-й паровозной колонны особого резерва НКПС 5-я группа водили эшелоны с боеприпасами, вооружением и живой силой прямо к передовой. Чертежи были только приблизительные, нужно было самим доводить каждую деталь. Но слов «не могу», «не умею» в те годы для нас просто не существовало.
Таких вручили свыше 16 млн, в том числе и первым лицам государствам — Молотову, Кагановичу, Маленкову и другим. Помимо этого, были медали за трудовую доблесть и трудовое отличие, ордена «Знак почёта» и Трудового Красного Знамени. Советский тыл в годы ВОВ. Что мы узнали? Кратко говоря, роль советского тыла в годы Второй мировой войны была очень велика: с тыла поставлялись боеприпасы, одежда, горючее, он служил местом эвакуации для предприятий и учебных заведений. Тест по теме.
В 1941-1945 годах катера в СССР производил только тюменский завод.
Кроме того, он выпускал минометы, реактивные снаряды М-13 и полупонтоны с верхним металлическим покрытием. Также судостроители ремонтировали поврежденные в боях катера, которые доставляли в Тюмень по железной дороге. Фото предоставлено Музеем «Городская Дума» В своем выступлении на XII Тюменской городской партийной конференции секретарь парторганизации судоверфи отметил: «Коллектив завода гордится тем, что созданная им боевая продукция по новой конструкции принята на вооружение Военно-Морского Флота и по техническим и боевым качествам новый объект является лучшим по сравнению с объектами, выпускаемыми в Англии и Америке». В 1944 году началась постройка именных торпедных катеров на добровольные взносы трудящихся. Изготовлены катера «Молодой патриот трудовых резервов», «Московский ремесленник», «Алтайский школьник», «Алтаец», «Барнаульский колхозник», «Тамбовский комсомолец», «Ленский речник», «Герой Советского Союза Федя Фомин», «Трудовые резервы Татарии» и звено торпедных катеров Г-5 «Тюменский рабочий». Подбили только 14 машин. Катера были маневренные и быстрые. Более 300 сотрудников предприятия удостоены наград «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Тюменские торпедные катера участвовали в боях за освобождение Севастополя, Румынии, Югославии, входили в состав I-й Краснознаменной ордена Нахимова I степени бригады торпедных катеров Балтийского флота. Памятник торпедному катеру «Комсомолец». Церемония открытия состоялась в Тюмени 22 октября 2018 года Памятник торпедному катеру «Комсомолец». Церемония открытия состоялась в Тюмени 22 октября 2018 года Тюменские корабелы построили четыре головных катера типа 123-бис «Комсомолец», которые были направлены для выполнения боевой задачи в Кронштадт. В открытом письме тюменцам Герой Советского Союза Борис Ущев писал: «От имени ветеранов-моряков торпедных катеров Дважды Краснознаменного Балтийского флота да и других флотов хочется сказать тюменцам: низкий поклон вам и большое спасибо, дорогие товарищи, за ваш трудовой подвиг, теплоту и доброту сердец, отданных Победе и людям, временно оказавшимся в эвакуации в вашем городе». На кораблях, построенных в Тюмени, воевали 12 Героев Советского Союза. Тюменские катера потопили на Черном море 13 вражеских катеров и барж, на Балтике — 13 тральщиков, 7 сторожевых катеров, транспортов и два эскадренных миноносца. Через два месяца планерный завод приступил к выпуску планеров «А-7».
Фото музея «Городская Дума» На планерах доставляли грузы партизанам в тыл врага, горючее для танков, десантников в районе Ржева и Вязьмы, под Ленинградом. Планеры «А-7» участвовали в форсировании Днепра и во многих других военных операциях. Макет«крылатого танка».
Она продлится до 30 июня. Цель этого масштабного проекта - укрепление исторического единства российских регионов, а также Белоруссии.
События этих героических времен отражены в фотографиях граждан СССР, воюющих на фронте, трудящихся в тылу, освобождающих Советский Союз и Восточную Европу.
последние новости
- Открытие фотовыставки проекта "Освобождение. Путь к Победе. Тыл"
- Кукушкин Ю.С.(ред.) - Советский тыл в годы Великой Отечественной войны 1986
- Эвакуировать Советский Союз: как спасли промышленность
- Свежие записи
- Перестройка экономики
- Всё для Победы
Чудо советского тыла
"Актер Константин Лисицын, начинавший в театре декоратором, был удостоен звания Героя Советского Союза. В конце августа 1939 года все советские газеты опубликовали поистине сенсационную новость о подписании советско-германского договора о ненападении. Мало кому сейчас известны обстоятельства, предшествовавшие началу Великой Отечественной войны После подписания пакта Молотова – Риббентропа, до января 1941. Невиданный подъём советского патриотизма в тылу нашёл своё яркое выражение в социалистическом соревновании, которое приняло в годы Великой Отечественной войны.
Кукушкин Ю.С.(ред.) - Советский тыл в годы Великой Отечественной войны 1986
Погибли и были ранены более 100 сотрудников, работавших в ночную смену. Но еще более страшной для людей тогда была мысль о том, что завод, бомбы на который сбрасывали порядка 80 вражеских самолетов, не подлежит восстановлению", — рассказывает Ирина Сотскова. Однако его восстановили в течение трех месяцев. И они не считали, что совершают подвиг, хотя как по-другому назвать то, что они сделали, я не знаю", — говорит директор музея. Сохранились воспоминания актеров о споре — что важнее: искусство, вдохновляющее людей на бой, или непосредственное участие в бою. Мнения тогда разделились. В архиве отдела кадров нашего театра хранится книга приказов по личному составу за 1941 год", — рассказывает заведующий литературной частью Волковского театра Андрей Григорьев. Мы гордимся всеми фронтовиками и особенно нашей звездой Софьей Аверичевой, которая служила фронтовой разведчицей, потом вернулась в театр и продолжала играть, — рассказывает Григорьев. С фронта не вернулся ушедший добровольцем режиссер Семен Оршанский, погибший в 1942 году в боях за Сталинград. Попал в плен в июле 1941 года и в феврале 1942 года умер в лагере Маутхаузен артист Константин Копеин. Несколько человек пропали без вести.
Многие после окончания войны вернулись в театр. В 1942 году была сформирована первая актерская бригада, которую правильнее было бы назвать передвижным театром, так как в отличие от других концертных бригад в ее репертуаре были не только концертные номера, но и несколько спектаклей. Как писал позднее в воспоминаниях политрук бригады В. Орлов, артисты были готовы в едином порыве "по-пластунски добираться до места работы" на передовую. Но делать им этого не пришлось — театральной бригаде была выделена "открытая грузовая полуторатонка, ставшая с этих пор обычным способом передвижения", на которой волковцы добирались к своим зрителям на фронтах. Помощь эвакуированным Через Ярославль и Ярославскую область проходил один из основных путей эвакуации жителей Ленинградской области и блокадного Ленинграда, рассказывает директор Музея боевой славы Михаил Кербиков. Зачастую у эвакуированных не было при себе ничего, только документы.
Непотопляемые: тюменские торпедные катера Рассказывая о тюменской промышленности военного времени нельзя обойти вниманием тему судостроительного завода и его продукции. На объединенное предприятие возлагалось строительство малого боевого флота — выпуск торпедных катеров. В 1941-1945 годах катера в СССР производил только тюменский завод. Кроме того, он выпускал минометы, реактивные снаряды М-13 и полупонтоны с верхним металлическим покрытием. Также судостроители ремонтировали поврежденные в боях катера, которые доставляли в Тюмень по железной дороге. Фото предоставлено Музеем «Городская Дума» В своем выступлении на XII Тюменской городской партийной конференции секретарь парторганизации судоверфи отметил: «Коллектив завода гордится тем, что созданная им боевая продукция по новой конструкции принята на вооружение Военно-Морского Флота и по техническим и боевым качествам новый объект является лучшим по сравнению с объектами, выпускаемыми в Англии и Америке». В 1944 году началась постройка именных торпедных катеров на добровольные взносы трудящихся. Изготовлены катера «Молодой патриот трудовых резервов», «Московский ремесленник», «Алтайский школьник», «Алтаец», «Барнаульский колхозник», «Тамбовский комсомолец», «Ленский речник», «Герой Советского Союза Федя Фомин», «Трудовые резервы Татарии» и звено торпедных катеров Г-5 «Тюменский рабочий». Подбили только 14 машин. Катера были маневренные и быстрые. Более 300 сотрудников предприятия удостоены наград «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Тюменские торпедные катера участвовали в боях за освобождение Севастополя, Румынии, Югославии, входили в состав I-й Краснознаменной ордена Нахимова I степени бригады торпедных катеров Балтийского флота. Памятник торпедному катеру «Комсомолец». Церемония открытия состоялась в Тюмени 22 октября 2018 года Памятник торпедному катеру «Комсомолец». Церемония открытия состоялась в Тюмени 22 октября 2018 года Тюменские корабелы построили четыре головных катера типа 123-бис «Комсомолец», которые были направлены для выполнения боевой задачи в Кронштадт. В открытом письме тюменцам Герой Советского Союза Борис Ущев писал: «От имени ветеранов-моряков торпедных катеров Дважды Краснознаменного Балтийского флота да и других флотов хочется сказать тюменцам: низкий поклон вам и большое спасибо, дорогие товарищи, за ваш трудовой подвиг, теплоту и доброту сердец, отданных Победе и людям, временно оказавшимся в эвакуации в вашем городе». На кораблях, построенных в Тюмени, воевали 12 Героев Советского Союза. Тюменские катера потопили на Черном море 13 вражеских катеров и барж, на Балтике — 13 тральщиков, 7 сторожевых катеров, транспортов и два эскадренных миноносца. Через два месяца планерный завод приступил к выпуску планеров «А-7». Фото музея «Городская Дума» На планерах доставляли грузы партизанам в тыл врага, горючее для танков, десантников в районе Ржева и Вязьмы, под Ленинградом.
Потому что идеология-это не просто анекдот и очень многое объясняет! Люди видят конкретные кардинальные улучшения и бьются за них. То есть токарь вытачивает больше гайек не под страхом наказания или хотя бы по требованию начальства, а потому что стремится выточить побольше, искренне старается. Каждая гайка для него-это лучшая жизнь для его сына. Не абстрактное обещание очередного депутата, а эта конкретная гайка... Если у него не получается, он идет к инженеру или более опытному рабочему и буквально требует его научить!!! Не стоит и пытаться оценить с современной точки зрения. У нас сегодня все есть и мы работаем над улучшением жизни, на получение средств роскоши или более качественных услуг. Те люди работали на само получение элементарных услуг для подавляющей части населения, на принципиальную доступность медицины или пенсионного обеспечения, ведь ничего этого не было и в помине. Все эти понятия развивались коммунистической пропагандой. Плохая идея данных ценностей была или хорошая, повторюсь, это не важно. Она работала, была во много раз лучше бывшей "веры в царя" и в нее искренне верили подавляющее большинство граждан! Очень удивительно, когда "совковой идеологией" называют факты. Ваня, ты же коммунист! И пулемет застрочил с удвоенной силой! А если так: на тульском заводе взяли обязательство сделать в день на сто патронов больше, но перевыполнили план и дали фронту тысячу патронов сверх плана. Пулеметчик Ваня просто зарядил следующую ленту и немцы не смогли преодолеть "последние 100 метров до Москвы". Только потому, что рабочие тульского завода верили в "Ленина и мировой коммунизм". Разве это плохо?! Шли в атаку немецкие "суперлюди Дасрайха" и им навстречу поднялся обычный сибирский полк, под "Интернационал", в штыки. И "истинные арийцы", первый раз увидев сибиряков далеко не 2-х метровых громил с цветными глазами , в основном подохли на этом поле, их командир потерял глаз жалко не голову. А было бы принципиально лучше, если бы наши солдаты поднимались под "Боже, царя храни"? Да и поднялись бы в последний бой под такое... Но идеология объясняет лишь высокую мотивацию населения, а как это организовывалось? С началом войны, большая часть работников Наркоматов "убыла на места". Зачем и как это помогло на войне? В "обычном режиме" любое предложение завода проходило много инстанций. Все это тщательно оценивалось на многих заседаниях, обсуждалось и только потом принималось решение "на высшем уровне", спускаемое "на места". Теперь ответственность возлагалась на конкретных людей. Без всяких проволочек, они обязаны были решать, что нужно делать, с чем можно подождать. Вводилось военное положение, когда один "тылоначальник" представитель Наркомата категорически определял буквально все. Конечно, он нес за это персональную ответственность, но и люди см. Это значит, что каждый указ или распоряжение приобретает статус приказа, обязательного к неукоснительному выполнению. Соответственно, невыполнение равносильно неподчинению рядового офицеру в окопе, со всеми вытекающими. Что означает "увеличение личной ответственности" в более мелких рамках. У рабочего-токаря наблюдается перерасход инструмента. Либо он неправильно обучен, либо неисправен станок, либо плохой инструмент. В нормальной ситуации, рабочий докладывает бригадиру, тот начальнику смены, участка, цеха. На очередной заводской планерке ставится вопрос, решение идет по нисходящей и через условный месяц появляется наладчик станка, который проверяет. Потом докладывает начальству, что со станком все нормально, а инструмент паршивый, вся цепочка заново. Во время войны, каждый рабочий или бригадир принимал ответственность на себя. Минуя все инстанции, сразу вызывал наладчика. Если был недоучен рабочий-его сразу доучивали на месте. Если был неисправен инструмент-докладывали "куда надо". Все это экономило просто прорву времени, самого ценного "аргумента" на войне. Опять же, не следует рисовать картину всеобщего благоденствия. Находилось немало сторонников "ничегонеделанья". Нет команды-нечего дергаться. Но если сегодня это норма, то тогда это было равносильно натуральному предательству. Вся страна стремится сделать нашу жизнь лучше, а ты, "гад", "приспособленчествуешь". Не закон, а окружающие люди оценивали это преступлением, особенно во время войны! Еще один важный момент личного отношения, рубль тогда был "контурным". Заводы были на хозрасчете, то есть должны приносить прибыль. Однако, в виде массы рублей получить ничего не могли. На условную сумму своей прибыли, завод мог получить станки, стройматериалы для библиотеки, жилых домов или Дома Культуры, телевизоры на премии для рабочих в артели заказать, наконец. Директора или чиновники из Наркомата распределяли огромные средства, но они физически не могли положить их себе в карман. Все тратилось на производство и на людей. Чем лучше работает завод, тем лучше живут заводчане. Попасть слесарем на завод-передовик, это может, как сегодня в "Газпром" или "Сбербанк" на нормальную должность устроиться. И квартира, и премии, и бесплатно в Крым с женой. Повторюсь, это отличалось от "царского времени" больше, чем дальний космос от Земли, было за что драться... Уяснив, на что были готовы советские граждане, можно переходить к конкретике промышленности. Итак, эвакуируется завод в город N. Нет там никакой площадки и никаких условий. По сути, это разрешало возводить заводские корпуса из дерева и шлака. Фактически же, сильно экономило время, огромные силы и ресурсы в самый "авральный момент". То есть цеха возводили буквально за недели, а уже в процессе работы завода, по мере сил достраивали капитально. Лично видел такую конструкцию: вертикальные деревянные столбы через 3 метра просто вбиты вкопаны в землю, обшиты тесом, простенок завален каким-то мусором, вперемешку с землей и золой что именно понять невозможно уже. Впоследствии залит фундамент, выстроена новая кирпичная стена, а промежуток с досками залит бетоном.
Эвакуация планировалась в два этапа, чтобы завод продолжал выпускать так нужные фронту танки и одновременно понемногу отправлял оборудование в тыл. Но резкое ухудшение обстановки на фронте в начале октября 1941 года потребовало срочной эвакуации всего производства, и в этой спешке часть оборудования осталась в Харькове, а часть потерялась по пути. Не удалось увезти и существенную часть рабочих: когда враг подошел к городу, многие из них ушли в народное ополчение и погибли. Тем не менее благодаря той части оборудования и людей, что удалось эвакуировать, налаживание производства танков Т-34 на «Уралвагонзаводе» шло достаточно быстрыми темпами. Рабочие согревались кострами, разожженными между производственными линиями, причем большинство сотрудников предприятия к тому времени уже составляли подростки и женщины: мужчины отказывались от «брони» и уходили на фронт. Посадка на транспортный корабль ленинградцев, отправляющихся в эвакуацию. Лето 1942 год Источник: waralbum. Скажем, для вывоза оборудования завода «Запорожсталь» потребовалось 8000 вагонов. И зачастую разгрузка таких эшелонов тоже была непрерывной. Например, в Челябинске в конце осени 1941 года при разгрузке эвакуированного с запада предприятия его главному инженеру пришлось провести на ногах 48 часов, чтобы проконтролировать правильность выгрузки и комплектования оборудования по каждому цеху. Сохранить работоспособность ему позволил лишь специальный «коктейль» из какао с энергетическими добавками, который регулярно приносили в термосах к станции сотрудники челябинского управления НКВД. Эшелоны идут на восток Ничуть не проще проходила и эвакуация населения, часть которого уезжала вместе со своими предприятиями, а часть приходилось отправлять отдельно. По воспоминаниям участников событий, по плану полагалось сажать в вагоны для перевозки людей по 40 человек, но в реальности их ехало в два, а то и в два с половиной раза больше. К тому же поначалу те, кто уезжал вместе с заводами, зачастую так и ехали на платформах рядом со станками и другим оборудованием, отдав места в крытых вагонах тем, кто больше всего нуждался в этом — старикам, женщинам и детям. Эвакуация яслей и детских садов из Сталинграда, 1942 год Источник: waralbum. В первые дни войны, несмотря на катастрофически быстрое продвижение немцев, из Белоруссии и Прибалтики эвакуировали более 2 млн человек, а из Молдавии — 300 тысяч.
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны — Video
Командир отделения, затем — помощник командира взвода 440-й отдельной разведывательной роты 372-й стрелковой дивизии. К 29 апреля — по инициативе комсомольской организации Барнаульского котельного завода в настоящее время ОАО «Сибэнергомаш» на предприятии было создано 7 комсомольско-молодежных бригад. Бригада девушек, которой руководила т. До двух норм в смену давала и бригада слесарей Зои Токаревой. Каменщик т.
Ханыков отличился в бою с 26 на 27 февраля 1944 года за село Золотая Балка Нововоронцовский район Херсонской области. Несмотря на сильный огонь противника, его расчёт уничтожил огнём своего орудия 4 ручных пулемёта, один крупнокалиберный зенитный пулемёт, а также подавил огонь трёх миномётов и двух 105-миллиметровых орудий. Противник трижды контратаковал, потеряв от огня И. Ханыкова 15 солдат.
На следующий день, 28 февраля 1944 года, части дивизии освобождали посёлок Ленинский Николаевской области по другим данным — село Великая Костромка Апостоловского района Днепропетровской области.
Сегодня исполняется 80 лет со дня выхода постановления Государственного комитета обороны СССР об эвакуации промышленных предприятий. Этот документ подтверждал план вывоза ключевых предприятий в глубокий тыл из районов, которые могли быть захвачены гитлеровскими войсками. Перевезти вглубь Советского Союза сотни тысяч тонн станков, громадное количество другого различного оборудования, вагонов - это была поистине титаническая работа», - цитирует Буранова РИА Новости.
Кормилицин — начальником Управления снабжения горючим; - начальник военно-мобилизационного управления наркомата путей сообщения И. Ковалёв — начальником Центрального управления военных сообщений Красной Армии. Таким образом обеспечивалась связь народного хозяйства с действующей армией. Прибывшие работники хорошо знали специфику работы различных отраслей промышленности, возможности регионов нашей страны по производству продукции и пользовались большим авторитетом у руководящего состава отраслей народного хозяйства. Верховный Главнокомандующий лично инструктировал первых назначенных на должности начальников тыла фронтов — заместителей командующих фронтами. Знакомя их с положением дел, он обратил внимание на исключительные трудности подачи войскам материальных средств и эвакуации раненых. При этом указал: «Война требует железного порядка в снабжении войск. Этот порядок должен наводиться твердой рукой начальников тыла фронтов, армий. Вам нужно быть диктаторами в тыловой полосе своих фронтов, это каждый должен хорошо усвоить». Особое пристальное внимание в ходе войны он уделял обеспечению питания военнослужащих. В первые месяцы войны снабжение войск действующей армии и военных округов продовольствием осуществлялось по нормам мирного времени, но, в связи с оставлением значительной части территории врагу и ее оккупацией, ресурсная база сократилась, поэтому 12 сентября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление, которым были дифференцированы нормы снабжения для военнослужащих действующей армии 6 норм и военнослужащих, не входящих в действующую армию 8 норм. За организацией питания и доведением пайка до довольствующихся был установлен жесткий контроль со стороны командиров и начальников всех степеней вплоть до Верховного Главнокомандующего. Сурков за несвоевременное обеспечение войск средствами продовольственного снабжения был предан суду военного трибунала. Были также наказаны командующий армией генерал П. Болдин и член Военного совета армии К. Сорокин, а командующий войсками Западного фронта генерал армии Г. Жуков и член Военного совета Н. Булганин, перед войной занимавший должность заместителя председателя Совета народных комиссаров СССР, спустя месяц по приказу Верховного Главнокомандующего лично докладывали об устранении недостатков в снабжении 50-й армии продовольствием. Сложная ситуация складывалась и на железнодорожном транспорте. Когда в 1942 году положение дел на железных дорогах нашей страны стало совсем критичным, И. Кагановича и назначил на нее начальника Тыла Красной Армии А. В течение года, в один из сложнейших для нашей страны периодов, А. Хрулёв, совмещая две эти должности, сумел исправить положение дел на железнодорожном транспорте. Хрулёв Органам тыла в течение всей Великой Отечественной войны приходилось вести напряженную работу. Порой она шла на пределе человеческих возможностей, особенно в ходе битвы под Москвой и в Сталинградской битве. Наличие крупного железнодорожного узла города Москвы и развитой сети железных дорог благодаря тщательнейшему планированию перевозок позволило осуществить переброску резервов с востока страны и обеспечить действующую армию всем необходимым. Общий объем оперативных перевозок составил практически 100 тыс. При этом многие железнодорожные транспорты подавались как до выгрузочных станций, так и непосредственно до огневых позиций артиллерии. К началу контрнаступления были не только восполнены текущие запасы материальных средств в войсках, но и созданы значительные запасы на армейских, фронтовых складах, базах Центра. Проверкой способности органов тыла по снабжению войск в тяжелейших условиях явилось положение Красной Армии в битве под Сталинградом. Свои задачи приходилось выполнять в чрезвычайно сложной обстановке. В ходе оборонительного сражения тыловые части и учреждения понесли значительные потери, запасы материальных средств в войсках в результате непрекращающихся боев были израсходованы, а на складах армий и фронтов — истощены. Склады центрального подчинения были расположены на большом удалении от обеспечиваемых войск, большинство имевшихся автомобильных дорог проходило параллельно линии фронта. Подготовка тыла к контрнаступлению производилась скрытно. Задачи до исполнителей доводились устно, подвоз материальных средств осуществлялся только в темное время суток. Материальные средства подвозились всеми видами транспорта, однако их накопление производилось медленнее, чем прибывали войска. В связи с этим Верховный Главнокомандующий перенес начало контрнаступления с 9—10 ноября на 19—20 ноября 1942 года. Созданные к этому времени запасы материальных средств позволили обеспечить начало контрнаступления наших войск. В ходе наступления советских войск было израсходовано значительное количество материальных средств. Расход боеприпасов составлял порядка 60 вагонов 1200 т в сутки, и налаженная к тому времени система снабжения позволила в полной мере обеспечить потребности фронта. Еще более масштабный объем работы предстояло выполнить органам тыла в Курской битве. Заблаговременность подготовки к Курской битве позволила своевременно и в полной мере обеспечить войска материальными средствами.
Сотрудники института оказали неоценимую помощь предприятиям оборонно-промышленного комплекса в создании и внедрении новых конструкторских разработок, материалов, технологий и методов организации производства. Мы чтим подвиг наших предшественников и стараемся сохранить память о них для нового поколения. Выставка "Освобождение. Путь к Победе" поможет зрителям понять, какой ценой обеспечивалась освободительная борьба нашего народа", — отметил Владимир Богатырев. То, что Самара — один из особенных городов для проекта, подчеркнула на открытии и начальник управления проектов в области образования и социальной сфере, руководитель спецпроекта "Освобождение. Путь к Победе" медиагруппы "Россия сегодня" Наталья Тюрина. Вторая столица, где начиналась история агентства, где работал Юрий Левитан. Поэтому рассказать о подвиге тыла глазами советских фотокорреспондентов именно здесь для нас и большая честь, и ответственность", — рассказала Наталья Тюрина. О вкладе Куйбышевской области в достижение Победы на открытии рассказали заведующий кафедрой российской истории, профессор Пётр Кабытов, доцент кафедры отечественной истории и историографии, руководитель ячейки Российского общества "Знание" в Самарском университете им. Королёва Михаил Чирков, советник председателя Самарской губернской думы Анна Зайцева, заместитель директора по научно-экспозиционной работе Самарского областного историко-краеведческого музея им.
В Самарском университете открылась фотовыставка о труде советских людей в тылу
все, что нужно было фронту для разгрома врага. Советские люди в тылу, как и на фронте, выдержали это испытание с честью. Давай посадим немецкий самолет, на котором нас будут перебрасывать в тыл Красной Армии. Тогда мы сможем доказать нашу преданность советской власти.
Новости Советского района
"Тыл - фронту: вчера и сегодня" | Всемерная помощь советских людей Красной Армии выражалась не только в самоотверженном труде в тылу, но и в многочисленных патриотических починах. |
Советский тыл в годы войны | Наивно даже думать, что, по сути, построение нового ВПК было неким экспромтом, основанным исключительно на героизме советских людей в тылу. |
Развитие Тыла Советских Вооруженных Сил, 1918-1988 - Google Книги | После чего советская пехота перешла в наступление и выбила немецкие части из посёлка. |
33. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
Пусть рядом всегда будут близкие люди. Низкий Вам поклон за трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны! Количество показов: 1406.
Инвалиды Отечественной войны I и II группы — то есть люди, полностью утратившие трудоспособность — получали пенсию в размере 300 рублей в месяц для рядового, сержантского и старшинского состава , что составляло примерно половину оклада неквалифицированного рабочего. В деревнях же вернувшиеся с фронта калеки не получали почти ничего: в те времена государство было уверено, что содержание инвалидов, вернувшихся с фронта без ног или без рук, является делом исключительно их родных и родственников. Был даже издан специальный закон, категорически запрещавший принимать в учреждения социального обеспечения инвалидов I и II группы, имевших родителей или родственников. Вместо этого власти предлагали инвалидам самим зарабатывать на жизнь — дескать, в социалистическом обществе должны работать даже безрукие. Созданы специальные учебные заведения, в которых инвалиды войны приобретают трудовую квалификацию и получают новую профессию". Но в действительности немногие бывшие лётчики и танкисты горели желанием переквалифицироваться в швей-надомников. Писатель-фронтовик Виктор Некрасов так описывал жизнь своего фронтового друга, оставшегося без обеих ног: — Биография-то у меня кончилась.
Так, мура какая-то осталась. А ведь лётчиком был. Восемь машин на счету имел. И это за каких-нибудь десять месяцев, со Сталинграда начал. Был и комсомольцем, думал в партию вступать. А теперь что? Летать уже не буду, из комсомола выбыл. Мотаюсь по городам с какими-то чёртовыми тапочками. В Ростове инвалидная артель их делает — хорошие, на лосевой подошве. Я перевожу их в Харьков, в Одессу, сюда: с протезами всегда проедешь, никто не задержит.
А трое ребят — жуки такие, дай бог, загоняют их. Вот так и живу: заработаю — пропью, опять заработаю — опять пропью. А ты говоришь — счастье. Нет его! Ноги-то не вырастут... Именно они, увешанные орденами безногие солдаты-победители, стали лицом послевоенного нищенства. В 1948 году с нищими "орденоносцами" власти решили бороться. Был принят указ "О выселении в отдалённые районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве и ведущих антиобщественный паразитический образ жизни". Расчёт Сталина был прост: поскольку большинство населения в СССР было сельским, то и большинство инвалидов-войны, побиравшихся на вокзалах Москвы, были вчерашними колхозниками, от которых отказались родственники, не желавшие тащить на себе обузу — безногого инвалида. И если на деревенскую родню не действовали советские призывы, то должен был подействовать страх оказаться в ссылке из-за нищенствующего родственника.
Процессы напоказ Также для острастки инвалидов было проведено и несколько публичных уголовных процессов. Возглавлял его некий майор, который провоцировал антисоветские разговоры и "клеветнические измышления" о плохом положении инвалидов в Советском Союзе. Сложно сказать, существовал ли Союз инвалидов войны на самом деле: Кожва был своего рода столицей Печжелдорлага — Печёрского железнодорожного лагеря, заключённые которого строили магистраль на Воркуту. Как раз после войны в Кожву прибыло несколько этапов окруженцев, то есть солдат Красной армии, которые в первые годы войны прорывались из котлов к своим, а уже после войны были причислены к "изменникам Родины". Среди окруженцев было немало и инвалидов. Возможно, что чекисты просто придумали "инвалидскую" организацию, желая показать, что от суровых приговоров по антисоветским статьям не спасут никакие прежние военные заслуги и увечья. Также в стране прогремел и анекдотический процесс против профессионального мошенника Вениамина Вайсмана из Житомира. Вениамин Вайсман. В период с 1933-го по 1944-й Вайсман был 13 раз судим за побеги из мест заключения". Наконец, в 1944 году Вайсман был этапирован в Печёрские лагеря на строительство железной дороги.
Он снова убежал, но на этот раз неудачно: после нескольких суток блужданий в лесах он отморозил ноги и руки. В конце концов его нашёл конвой. Солдаты доставили его в центральный изолятор Печёрских лагерей, где фельдшер отрезал ему обе ноги и несколько пальцев на левой руке. После чего безногого жулика отпустили на волю — по июльской амнистии 1945 года.
И горячая вода. На всех станциях! Конкретный начальник станции за это отвечал. Дмитрий Лысков: Давайте сейчас послушаем, что по поводу эвакуации писал британский журналист Александр Верт. Прошу вас. Из книги британского журналиста Александра Верта "Россия в войне 1941—1945": "Ночные работы производились при свете факелов и костров. Электрической энергии едва хватало на то, чтобы пустить смонтированные под открытым небом станки. Осветительная арматура прикреплялась к деревьям. Зимой на одной из окраин Свердловска, где восстанавливался вывезенный из Киева завод "Большевик", можно было наблюдать такую картину. Под соснами, с которых свисали электрические лампы, работали станки… В это же время в одном из городов Поволжья возводились новые корпуса крупнейшего авиастроительного предприятия страны… Еще над головой не было крыши, а станки уже действовали. Ударили сорокаградусные морозы, но люди оставались на своих рабочих местах. К концу месяца было произведено уже 30 самолетов этого типа и 3 штурмовика Ил-2". Дмитрий Лысков: И это был, конечно же, беспримерный подвиг нашего народа. Люди действительно трудились в таких условиях, которые сегодня представить себе просто невозможно. Михаил Юрьевич, заводы выгружали, как мы сегодня знаем, практически в чистое поле, цеха возводились параллельно выпуску продукции… Алексей Ханютин: Это мифология. Евгений Спицын: Их не выгружали в чистое поле! Дмитрий Лысков: Расскажите, какая ситуация была на самом деле. Алексей Ханютин: Вы знаете, здесь на самом деле… Ну, опять-таки дьявол прячется в деталях. Практически в каждом оборонном наркомате были головные предприятия и предприятия обеспечивающие. Ну, скажу честно, я не очень хорошо себе представляю ситуацию в Наркомате вооружений, в Наркомате боеприпасов. А в Наркомате авиапромышленности всего числилось порядка 150 предприятий, из них непосредственно сдачей самолетов как таковых занималось порядка двадцати. Ну и еще заводов десять производили авиамоторы. Причем из этих десяти опять-таки головных было штук семь. А все остальное — это обеспечивающие, это заводы, которые производят, я не знаю, шасси, пропеллеры, нормали, агрегаты, детали и так далее, и так далее, и так далее. Разумеется, головные предприятия всегда размещали в каких-то капитальных строениях. Причем здесь очень удачно "выстрелили" те самые заводы-дублеры, которые частично были достроены, частично не достроены. И в эти либо достроенные, либо недостроенные цеха свозили оборудование эвакуированных предприятий. В Куйбышеве сейчас Самара незадолго до войны началось строительство такого целого аэрокуста. Там одновременно строились два… три завода — два авиастроительных и один авиамоторный. И вот на эти производственные площадки было свезено оборудование приблизительно десяти заводов. Обеспечивающие заводы размещали по остаточному принципу: в здание клуба, мебельного техникума, один завод поместили в недостроенный железнодорожный туннель, чтобы у него была какая-то крыша над головой. Другое дело, что обеспечивающие заводы уже как бы размещали по остаточному принципу. Здесь кого-то помещали в здание клуба, кого-то — в здание, я не знаю, мебельного техникума, кого-то — еще куда-то. Вы знаете, в качестве такого уникального случая могу сказать, что один завод поместили не знаю, как сказать в здание, в помещение недостроенного железнодорожного туннеля, чтобы у него была какая-то крыша над головой. Алексей Ханютин: Да, было такое. Шла настоящая драка за более или менее пригодные помещения между различными наркоматами. Дмитрий Лысков: А давайте сейчас посмотрим… Михаил Мухин: Вот этот вариант, когда непосредственно выгружали в лесу и там, не знаю, сверху снежок сыпался, а они точили — это все-таки, на мой взгляд, некоторое преувеличение. Дмитрий Лысков: Преувеличение? Михаил Мухин: Возможно, такое и было, но только если с каким-то уж совсем малозначительным заводом, который выпускал что-то не принципиально важное. Дмитрий Лысков: Алексей Юрьевич, вы начали говорить. Прошу прощения, я вас перебил. Евгений Спицын: А мне так и не дают сказать. Дмитрий Лысков: Одну секундочку. Алексей Ханютин: Я боюсь, что Верт, будучи иностранным корреспондентом, конечно, опирался на газетные, печатные материалы, которые в значительной степени мифологизировали эту ситуацию. Евгений Спицын: Опять "мифологизировали"! Дмитрий Лысков: Сейчас, секундочку. Сейчас я вам предоставлю слово. Алексей Ханютин: Конечно, так сказать, всеми силами искали пригодные помещения. И находили. Это не умаляет того, что условия были чудовищно сложные, что работа была на износ. У нас здесь с вами завязалась дискуссия, что вот был подвиг… Понимаете, там, где есть подвиг, там всегда есть рядом чья-то ошибка, чей-то просчет… Евгений Спицын: Давайте посмакуем это! Давайте накануне Победы это посмакуем! Дмитрий Лысков: Евгений Юрьевич, прошу вас. Алексей Ханютин: …чья-то некомпетентность, возможно, глупость, трусость и так далее. Евгений Спицын: Ну да, да, да! Алексей Ханютин: И там, где людям пришлось проявлять действительно этот героизм, там надо бы и разобраться в механике того, как и почему это происходило. Дмитрий Лысков: Я считаю, что не стоит в войне на истощение с таким противником, как вся Европа, захваченная фашистами, разбираться в каких-то просчетах, вернее… Алексей Ханютин: Нет, а почему же? Дмитрий Лысков: Даже неправильно я выразился. Не в просчетах разбираться, а разбираться в той составляющей, которая являлась этим подвигом. Евгений Юрьевич, прошу вас, вы хотели высказаться. Евгений Спицын: Значит, первое. У нас забывают о том, что у нас органы НКВД под руководством Лаврентия Павловича Берии принимали самое активное участие в проведении эвакуации. И там, где не срабатывал партийный аппарат, его либо быстро ставили в чувство, либо просто сотрудники НКВД подменяли собой партийных и советских работников, которые были нерадивые. Никто же не говорит, что все первые секретари горкомов, обкомов, райкомов и иных структур были прямо светочами, так сказать, во тьме. Это первое. Второе — то, что касается эвакуации предприятий. Тоже мой коллега совершенно правильно сказал, что не было никакого вывоза в какую-то голую степь. Там, где не успевали строить заводы-дублеры, уже заранее строились… И это особенно было указано планом Третьей пятилетки, который был утвержден на XVIII съезде партии. Создавались фундаменты со всеми подведенными коммуникациями. Откуда там, извините, лампочки горели и куда подключали там те же рабочие станки? То есть стояли фундаменты. На эти фундаменты с платформ тут же снимали станки, подключали к электроэнергии — и они начинали давать продукцию. А уже потом возводили стены, крыши и все такое прочее. Но это не в голом поле было! И вот таких площадок, извините, насчитывалось по всей стране за Уралом, за Волгой даже и за Уралом несколько сот. Поэтому правильно академик Куманев говорит. Вот те цифры, которые вы приводили — 2600 предприятий крупных, из них 1360 предприятий чисто военного профиля, то есть оборонных наркоматов. Но даже Куманев, являясь одним из крупнейших специалистов по этому периоду, он говорит, что эту цифру надо пересмотреть в сторону увеличения. Другое дело, что у нас, к сожалению, сейчас нет достаточного количества специалистов, которые занялись бы этой столь необходимой… Ну, извините, знаете, это не написать очередную биографию какого-нибудь белого генерала или как грохнули царя-батюшку, это куда больше принесет славы и денег. Дмитрий Лысков: Евгений Юрьевич, спасибо. Евгений Спицын: А этим не занимаются люди! Вот о чем речь идет. Дмитрий Лысков: Я предлагаю посмотреть еще один сюжет, на этот раз с Ижевского завода, и рассказы ветеранов этого предприятия, которые услышали наши корреспонденты. Умные станки сами вытачивают детали, а человек лишь управляет процессом. Так выглядит современное оружейное производство Ижевского механического завода — совсем иначе, чем в далеком 1942 году, когда здесь начинал работать 17-летний юноша Иван Анисимов. Иван Анисимов, ветеран Ижевского механического завода: Станки-то большинство устаревшие. Они были эвакуированы, перевезены из Тулы, Подольска. Это официально Ижевский механический завод был основан только через год после начала войны. Первые конвейеры по производству боевого стрелкового оружия начали свою работу гораздо раньше — в 41-м. Именно тогда в Ижевск стали прибывать первые эшелоны эвакуированных от линии фронта предприятий. Евгений Ульяненко, председатель Совета ветеранов Ижевского механического завода: В 41-м году сюда прибыли эшелоны подольчан из Подольска, из Тулы с оборудованием, эвакуированные. Было выделено вначале 5 гектар под эту площадку. Был построен один барак. И уже под открытым небом начинали делать продукцию. Ночевать рабочим приходилось в плохо отапливаемых бараках. К зиме, когда над цехами уже появились крыши, на производстве было даже теплее. Иван Васильевич вспоминает, как придумали номерки для желающих поспать на резервуаре с теплой водой в одном из цехов. Иван Анисимов: Очень мороз сильный, вода даже в станках замерзала. И была очередь, чтобы заночевать, не ходить. На этом баке тепло — вот в чем дело. Не было у рабочих ни нормальной спецодежды, ни теплой обуви. Иван Анисимов: Одели в ботинки на деревянной подошве. Что из себя эти ботинки представляли? Ну, сшитые полоски из свиной кожи. Зато кормили хорошо. Говорит, к горячему обеду из трех блюд выдавали по 800 граммов хлеба в сутки. Но все равно не наедались. Работали по 12, а то и по 16 часов. До конца Великой Отечественной войны на устаревших станках завод выпустил более 1 миллиона 300 пистолетов и револьверов, больше 130 тысяч противотанковых ружей, в основном силами эвакуированных. Евгений Ульяненко: Многих ведь и на фронт забрали, многие ушли добровольцами. Эвакуированные в Ижевск тульские и подольские производства стали основой предприятия, которое продолжает развиваться и в наши дни. В июле 2017 года Ижевский механический завод отметит 75-летний юбилей. И это лишь частный пример беспрецедентной эвакуации промышленных объектов в начале Великой Отечественной. По неполным данным, лишь в течение второго полугодия 1941 года на восток страны по железным дорогам было перевезено больше 2500 заводов и фабрик. Дмитрий Лысков: Прошу вас. Михаил Мухин: Вы знаете, я хочу сказать, что это были очень хорошие условия, по меркам Великой Отечественной войны это были еще очень приличные условия. В воспоминаниях… Все-таки я вернусь. В воспоминаниях Шахурина описывается его визит на Куйбышевский авиазавод. И там рабочие каждому блюду в столовой придумали свое название. Суп из ботвы назывался "голубая ночь". Вода с горохом называлась "осень". Суп из воблы назывался "карие глазки". И было еще что-то, что сам Шахурин так и не смог определить, и это называлось "жезловка", потому что директора завода звали Жезлов. И кстати, рабочие были ему очень благодарные, потому что Жезлов пробил создание при заводе подсобного хозяйства, чтобы там это все можно было набрать и чем-то кормить людей. И вот то, что здесь говорится, это еще было… Алексей Ханютин: 800 грамм хлеба — это невероятно, да. Михаил Мухин: Это, в общем, достаточно приличный уровень. Булат Нигматулин: Конечно, карточки и продукты питания были по 500 граммов для оборонных заводов и дополнительные какие-то пайки. А особенно 41-й и 42-й год. Хотя и территория ушла, но все равно не хватало продовольствия. Конечно, подвиг наших родителей, и это безусловно. И родителей, а для многих это дедов и прадедов. Это то поколение, которое спасло нашу страну. Михаил Мухин: Подписываюсь! Булат Нигматулин: И управление страной. Раз победили — значит, победили. И я бы так отметил, я вот несколько раз говорил… Если сравнить, поставить оценки, то первый год войны — кол управлению Красной армией. Ну, двойка.
Самарские краеведы называют такую цифру: 123 предприятия было эвакуировано в годы войны в Куйбышев, плюс продукцию давали и коренные местные площадки. Сейчас в городе немало памятных мест, посвященных трудовому подвигу тех далеких военных лет: площадь Славы, монумент легендарному штурмовику Ил-2, мемориалы на территориях заводов. Среди них и двухкилометровый отрезок проспекта Юных Пионеров, который носит название Аллея трудовой славы. На ней расположены стела в честь присвоения Самаре статуса «Город трудовой доблести» и информация о работе куйбышевских заводов в годы Великой Отечественной войны. Надо вчитаться в эти тексты, вдуматься, чтобы четко понять, почему наша страна выстояла и победила в 1945-м. Легендарные штурмовики Еще в августе 1940 года советское правительство приняло решение о строительстве в Куйбышеве нескольких оборонных заводов. Осенью того же года в окрестностях станции Безымянка развернулась огромная стройплощадка. Еще в столице предприятие перевели на круглосуточную работу с 12-часовым рабочим днем. Через месяц после начала войны оно стало выпускать до 20 истребителей МиГ-3 ежедневно и готовилось к выпуску самолетов Ил-2, которые уже в первые дни войны хорошо зарекомендовали себя как истребители вражеских танков. В октябре 1941-го началось перебазирование людей и техники на берега Волги. За десять дней сюда отправили столько оборудования, сколько в обычных условиях не перевезли бы и за год. В наш город прибыло 6980 заводчан. В некоторых корпусах уже стояло станочное оборудование. Оно прибыло вместе с самолетостроительными предприятиями, эвакуированными из Таллина, Риги, Каунаса, Минска, Смоленска, Киева, Днепропетровска. В начале декабря 1941 года на площадке запустили летно-испытательную станцию, а 10 декабря завод выпустил на новом месте первый МиГ-3, собранный из деталей, привезенных из Москвы. К концу декабря было выпущено уже 27 таких машин и три штурмовика Ил-2. Вскоре КБ Ильюшина разработало еще более мощный и совершенный самолет Ил-10, его начали выпускать с июля 1944 года. Сегодня это мощное предприятие известно всем как ракетно-космический центр «Прогресс» — одна из главных производственных площадок страны по выпуску ракет-носителей и космических аппаратов. Эта же продукция вскоре пошла и из куйбышевских цехов. За два первых военных месяца предприятие в полтора раза увеличило выпуск моторов для боевой авиации. В рекордные сроки был подготовлен к испытаниям новый мощный микулинский двигатель АМ-38, ставший «сердцем» Ил-2. Таких темпов авиационное моторостроение еще не знало. Из цехов предприятия выходили и двигатели ГАМ-34бис для торпедных катеров. В 1943 году такие катера участвовали в Сталинградской битве, поддерживали сухопутные силы с воды. В общей сложности за годы войны фрунзенцы выпустили 43 523 двигателя. Часть из них плыли на речных баржах, другие ехали колонной автобусов. На новой площадке огромные корпуса стояли еще без крыш, в строительных лесах, с зияющими проемами ворот и окон. Так что одновременно строили завод и тут же начинали выпуск продукции, зачастую под открытым небом. Все предприятия авиационной промышленности работали круглосуточно. Сотрудники жили на квартирах или в домах колхозников в пригороде, в зданиях институтов и школ. Спали вповалку, как вспоминали потом ветераны. Многие предпочитали ночевать прямо на заводе — в корпусах, в канавах теплоцентрали. Около станков разжигали костры, чтобы как-то обогревать и себя, и обрабатываемые детали. Начальники цехов, отделов, мастера в своих кабинетах поставили раскладушки и по сути перешли на казарменное положение. Лишь к концу 1942 года по цехам были выданы теплая одежда, валенки и кожаная обувь, утеплены бараки и расквартированы рабочие. Тогда уже действовали несколько корпусов и испытательная станция, работало все оборудование. На предприятии трудились свыше 31 тысячи человек. Когда немецкие дивизии рвались к Сталинграду, заводчане работали, перевыполняя новые, уже повышенные обязательства.
Процессы напоказ
- Советский тыл на завершающем этапе войны
- Решение продовольственной проблемы в Красной Армии
- Похожие книги
- Читайте также
Советский тыл в годы войны
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Исследования о характере и эволюции мобилизационной системы. так высоко оценивал маршал Советского Союза, полководец Георгий Жуков вклад трудового фронта в разгром фашистских захватчиков в ходе. Тем самым, агитирует тружеников тыла перенимать ценный новаторский опыт. "Актер Константин Лисицын, начинавший в театре декоратором, был удостоен звания Героя Советского Союза. Какие дополнительные факторы, кроме героизма советского народа в тылу, сыграли роль в быстром переводе экономики на военные рельсы?
«Политика памяти»: подвиг тыла как мерило понимания советской эпохи
В данной статье вы расскажете о деятельности тыла и его вкладе в победу в Великой Отечественной войне. В нём будут истории о наших современниках, которые трудятся в тылу и помогают в решении задач специальной военной операции. Советская культура в конце 20-начале 30 гг.
«Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны»
Оказавшись на берегах Невы c единственным чемоданом, Анна вспоминала слова дяди о том, что советским войскам понадобится всего три месяца, чтобы разбить фашистов. Советская культура в конце 20-начале 30 гг. 7 мая, в рамках мероприятий посвященных 75 годовщине Победы в Великой Отечественной Войне, прошло открытое мероприятие в дистанционной форме на тему: «Советский тыл в. После чего советская пехота перешла в наступление и выбила немецкие части из посёлка. Советский тыл во время войны". Учащиеся пришли к выводу, что победа Красной армии была бы невозможна без самоотверженного труда советских людей в тылу.