Новости рубинштейн с л биография

Первая статья, которую выпустил С.Л Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности». С. Л. Рубинштейн известный и неизвестный Исследуется жизненный путь Сергея Леонидовича Рубинштейна, проводится. Причина смерти в биографиях Рубинштейна не указывается. С.Л. Рубинштейн как российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии, краткий очерк его жизни и личностного становления.

МГППУ, 2024

  • Биография С.Л. Рубинштейна - реферат
  • База рефератов
  • Рубинштейн, сергей леонидович
  • Библиография
  • Биография С.Л. Рубинштейна (стр. 1 из 2)
  • С.Л. Рубинштейн: краткая биография и влияние

Жизнь и творчество Сергея Леонидовича Рубенштейна

В 1948—1949 гг. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу «Бытие и сознание», опубликованную только в 1957 г. Последние несколько лет своей жизни ученый посвятил разработке концепции человека, изданной после его смерти, в 1973 г. Его педагогическая концепция стала важным этапом в развитии педагогики и психологии, так же как и его поздние теории человека. Рубинштейн развивал гуманистическую концепцию личности, что в условиях сложившейся в стране идеологии было недопустимо Его творчество было подвергнуто осуждению, а все его заслуги и теории низложены Однако это не сломило дух ученого, а лишь наложило своеобразный отпечаток на его творчество. Изображение слайда Последний слайд презентации: С. Рубинштейн и его вклад в психологию.

Его фундаментальные «Основы общей психологии» 1946, изд. Сочинения: Основы психологии. В историю науки Сергей Леонидович Рубинштейн вошел как выдающийся психолог-теоретик. В его творческой биографии выпукло отпечатался непростой и противоречивый путь становления отечественной психологической науки ХХ века.

В свою очередь, этот путь во многом и был проложен благодаря его научно-теоретическим исканиям. Как писал в 1969 году Б. Ананьев: «Биография ученого приобретает тем большее значение, чем полнее воплощает в себе биографию науки, ее прогрессивное движение на путях познания и активного участия в общественном развитии. К таким биографиям, несомненно, относится жизненный путь выдающегося советского ученого — Сергея Леонидовича Рубинштейна. Его жизненный путь настолько тесно переплелся с развитием советской психологической науки, что только в связи с этим развитием и следует рассматривать его жизнь и деятельность». В семье было трое сыновей — Сергей, Николай и Григорий, и каждый из них, получив блестящее образование, стал видным специалистом в избранной отрасли. Рубинштейн-старший был известным адвокатом. В широкий круг его знакомств входил, в частности, первый русский марксист Г. Плеханов, с которым он не раз подолгу общался в Швейцарии в ходе своих частых поездок за границу. В годы учебы в гимназии не избежал увлечения марксизмом и Сергей Рубинштейн, некоторое время даже посещавший сходки подпольного марксистского кружка.

Впрочем, выходец из вполне благополучной и обеспеченной семьи, Рубинштейн не страдал бредом экспроприации экспроприаторов — марксизм его интересовал как одна из многих философских систем, а отнюдь не как инструкция по осуществлению государственных переворотов. В доме Рубинштейнов постоянно собирались видные представители одесской интеллигенции — преимущественно юристы и врачи. Принято считать, что такого рода интеллектуальная атмосфера очень благоприятна для личностного роста, особенно в годы юношеских исканий. Однако в набросках автобиографии так и не получившей законченного воплощения сам Рубинштейн признает, что собиравшиеся в доме интеллигенты производили на него скорее негативное впечатление своими упадническими настроениями и бесплодным философствованием. Его собственный интерес к философии сложился в результате противоречивых влияний, с одной стороны — вследствие постоянно поднимавшихся в его кругу мировоззренческих вопросов, с другой — в противовес праздному умствованию интеллигентов предреволюционной поры. Сегодня трудно судить, насколько справедливой была эта оценка, однако нежелание интеллигентного юноши вращаться в кругах разбогатевших выскочек и охотнорядцев вполне понятно причем в наши дни — особенно понятно. В студенческие годы в Германии Неплохое материальное положение семьи позволило ему отправиться на учебу за границу, в Германию, где традиции философского образования были давними и прочными. Высшее образование Рубинштейн получил в университетах Фрайбурга, Берлина и Марбурга. В докторской диссертации, защищенной накануне Первой мировой войны в Марбурге и опубликованной на немецком языке в 1914 году, был заложен основной принцип его дальнейших научных изысканий — использование философских методов в конкретных общественных науках, в том числе психолого-педагогических. Вернувшись на родину, в Одессу, Рубинштейн занял пост заведующего кафедрой психологии Новороссийского университета.

Однако местная профессура встретила новоиспеченного марбургского доктора философии настолько ревниво и недоброжелательно, что свой пост он почти сразу оставил и предпочел преподавать философию, психологию и логику гимназистам. Лишь после революции, в 1919 году, он возвратился в университет в должности доцента, а в 1921 году был избран профессором кафедры психологии, сменив на этом посту скончавшегося перед тем одного из крупнейших дореволюционных психологов России — Н. Исключение составляет лишь работа «Принцип творческой самодеятельности», опубликованная в «Ученых записках высшей школы г. Одессы» в 1922 году. В этой новаторской статье были изложены исходные основы того общеметодологического подхода, который теперь называется деятельностным, или субъектно-деятельностным. Нелишне отметить, что термин «деятельностный подход» в трудах самого Рубинштейна, в том числе и более поздних, не встречается. Сущность этого подхода была выражена так: «... Субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формирование его самого. На этом только зиждется возможность педагогики...

Но в Москве Рубинштейн оказался не сразу. Назначение состоялось благодаря поддержке авторитетного в то время крупного ленинградского психолога М.

А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др. Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: в начале было дело а не ветхозаветное слово.

Рубинштейна с актуальными проблемами современной психологической науки и практики, открывая новые грани его творчества. Но его научное наследие настолько обширно и многогранно, что, думается, в нем до сих пор остаются малоизученные и не оцененные по достоинству идеи. Абульханова-Славская К. Философскопсихологическая концепция С.

Это было восьмое переиздание рукописи и карточек. Юнг — представитель психоаналитического направления в изучении культур. Его аналитический способ исследования культур отличается от теории Фрейда двумя основными чертами: отказ от пансексуализма и разработка содержания понятия "коллективное бессознательное". Вклад Юнга в изучение культуры более разнообразен и значителен по сравнению с другими психоаналитиками культуры. Похоронен на кладбище протестантской церкви города Кюснахте. Его учителями были такие знаменитые ученые, как Г.

Семен Леопольдович Рубинштейн: краткая биография

Абульханова, К.А. Биография С.Л. Рубинштейна / К.А. Абульханова. В сборнике: Сергей Леонидович Рубинштейн. О достоинствах и недостатках творчества С. Л. Рубинштейна можно судить, знакомясь с его научным наследием: идеи не умирают, а новый контекст изменяет характер их прочтения. 5) Рубинштейн стал главной жертвой «борьбы с космополитизмом»: формальным поводом для скандала было то, что в его очередной книге, готовящейся к изданию, зарубежных психологов цитировалось больше, чем советских. Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна, Введение, 1. Жизненный путь и научная деятельность С.Л. Рубинштейна, 2. видимому, не в последнюю очередь обстоятельствами личной биографии ученого: он получил философское образование в Германии, где учился в.

Научная деятельность

  • Рубинштейн.docx
  • Статья: Биография С.Л. Рубинштейна
  • Читайте также
  • Рубинштейн Сергей Леонидович — Биография
  • С Л Рубинштейн и его вклад в психологию
  • Рубинштейн.docx

Биография С.Л. Рубинштейна (стр. 1 из 2)

С.Л. Рубинштейн также занимал важные должности в Московском психологическом обществе, в том числе президента. Аннотация: С.Л. Рубинштейн — выдающийся философ, психолог, педагог и организатор возглавляет плеяду классиков отечественной психологической науки. Сергей Леонидович Рубинштейн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. С.Л. Рубинштейн также занимал важные должности в Московском психологическом обществе, в том числе президента. В 1943 г. С. Л. Рубинштейн избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР, что означало признание роли психологии как самостоятельной науки. РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович [6(18) июня 1889, Одесса – 11 января 1960, Москва] – отечественный философ и психолог.

Рубинштейн.docx

  • Рубинштейн Сергей Леонидович
  • Рубинштейн сергей леонидович
  • Краткая биография С.Л. Рубинштейна: достижения и влияние
  • Биография Рубинштейна Сергея Леонидовича: жизненный и профессиональный путь психолога

Биография С.Л. Рубинштейна (стр. 1 из 2)

Ученые выявляют связь наследия С.Л. Рубинштейна с актуальными проблемами современной психологической науки и практики, открывая новые грани его творчества. Биография. С. Л. Рубинштейн родился в Одессе в семье успешного адвоката, где витал дух интеллигентства. Сергей Леонидович Рубинштейн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. С.Л. Рубинштейн: краткая биография и влияние. Сергей Львович Рубинштейн (1829-1894) был выдающимся русским психологом, философом и педагогом, основателем психологической школы в России. Рубинштейн Сергей Леонидович советский психолог и философ фото биография.

Рубинштейн сергей леонидович. Награды и премии

В ней он изложил свои основные положения и принципы, подверг критическому анализу конфликт между объективностью и конструктивностью знания, вытекающий из идеалистических концепций. По мнению автора, объективное бытие включает в себя элемент творческой конструктивности. В 1922 г. Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению С. Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики. В дальнейшем ученый неоднократно подчеркивал важность этого принципа для педагогической практики. В течение следующих лет С. Рубинштейн предпринял несколько командировок в Харьков.

Во время одной из них он принял участие в съезде научных работников Украины. Занимая с 1925 г. Будучи в командировке в Москве, он готовил доклад к всероссийскому библиографическому съезду. Также ученый принимал участие в съезде библиотекарей в Ленинграде, а в апреле 1927 г. С середины 1928 г. Этот период был удачным и для его научной деятельности. В Одессе С. Рубинштейн выпустил ряд статей, в том числе «Развитие мышления у подростков». В 1930 г.

Рубинштейн переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института.

Было бы неверно истолковывать обратимость меж-субъектных отношений в духе условно расчетливой сделки или корыстного, своемерного «договора» об использовании субъектами друг друга, подобно обратимости эквивалентных вещей. На самом деле речь должна идти совсем об ином — о креативно-свободном поступке, через который каждый ставит себя на место другого и даже более того — имеет в себе достаточно большой потенциал такой поставленности себя на место других и других на свое место, достаточный опыт взаимобытия и взаимопроникновения на ценностных уровнях, что не имеет ничего общего с вещной эквивалентностью, сделкой и т. Поэтому он имел все основания и право сказать достаточно категорично: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. Агапическое всеприятие было для него вершиной между-субъектности. Приходится, однако, лишь сожалеть при этом, что у него воспроизводится дезориентирующее отождествление сострадания с позицией квиетизма. Именно по логике между-субъектности служение абсолютным ценностям приносит отнюдь не «обесценение жизни в этом мире», но напротив, единственно только и может в конечном счете оправдывать всякую «здешнюю» жизнь и всякое человеческое преуспеяние уже не как ограниченное и якобы самоцельное, но через его включенность в более высокий проблемный контекст. Только служение безусловным ценностям придает всему «здешнему» безусловный, свободный от своецентризма, духовный смысл.

При сделанных оговорках концепция между-субъектности личностного мира человека, предложенная Рубинштейном, выступает как важное подспорье в современных теоретических и практико-педагогических поисках. Внешний результат указывает лишь на самую грубую форму запечатления, на самый простой и далекий от полноты способ опредмеченности самого творчества. Далее, можно видеть и иной результат — произведенческое бытие, или бытие произведений культуры. Однако даже и многие произведения, более того — никакая система их принципиально не способна дать нам исчерпывающего претворения творчества как такового. Дело в том, что произведение всегда существует, лишь многократно исчезая и вновь возрождаясь через его распредмечивание иными субъектами. Следовательно, возлагая все надежды на то, что субъект всю свою креативность полностью и до конца «излил» и явил нам в свое детище и что это последнее изображает собою как на экране выявленную креативную жизнь своего автора, мы обречены подставлять на место не понятого нами первичного творчества автора вторичное со-творчество его адресатов, т. В действительности же ни объекты-вещи, ни произведения не в состоянии обладать достаточной многомерностью, чтобы в них выразилась вся полнота диалектики креативности. Установка на то, чтобы все уловить, все зафиксировать и все креативно-субъектное обрести во внешне-предметных формах, ошибочна.

Исследовательское внимание к отделимым результатам творчества необходимо, но и само оно верно ориентировано только тогда, когда исходит из принципиальной недостаточности отделимых результатов. Со своей стороны, С. Рубинштейн гораздо последовательнее подчеркивал неотъемлемое и ни к чему внешнему нередуцируемое присутствие в креативном процессе того, что запечатлевается в структуре самого объекта-творца и что входит в его личностную историю, как достояние его пути.

В 1934 году в свет вышла его статья «Проблемы психологии в трудах К. Используявпервые опубликованные в 1927-1932 годах ранние рукописи К. Маркса, Рубинштейн дал интерпретацию системы идей Маркса, изложил свою концепцию сознания и деятельности. Областью научных интересов С. Рубинштейна была теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов он еще в 1922 году сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии. В 1930-х годах С. Рубинштейн содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической. Ученый сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма , разработал методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма, а также создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками А.

Философский анализ, проделанный ученым, показал, что принцип детерминизма является узловым, объединяющим марксистско-ленинскую теорию отражения и рефлекторную теорию психического — основные философские положения, без которых невозможно понимание природы психического вообще и мышления в особенности. Теория отражения дает понимание мышления как активного процесса мысленного восстановления объекта, действительности во всей её конкретности, как процесса взаимодействия субъекта и объекта. Теоретический анализ дал возможность превратить принцип детерминизма в принцип экспериментального психологического исследования мышления. Задача научного мышления заключается в раскрытии сущности многообразных и сложных явлений мышления, в выявлении мышления во всех его существенных связях или в решении центральной проблемы детерминации мышления. Анализ этих проблем теории мышления содержится в книге Рубинштейна «Бытие и сознание». На основе решения этих вопросов происходит выявление специфического предмета психологии мышления, теоретическому и экспериментальному анализу которого посвящена книга С. Рубинштейна » О мышлении и путях его исследования». Применительно к явлениям мышления принцип детерминизма был использован не только теоретического анализа, но и для построения экспериментальных исследований. Биография[править править код] Досоветский периодправить править код Родился в Одессе в семье видного адвоката Леонида Осиповича Рубинштейна; старший брат историка Николая Рубинштейна 1894—1963. В 1908 году окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию, после чего поехал получать университетское образование в Германию. Сначала он поступил во Фрайбургский университет, но через два семестра перевёлся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 году, и сразу защитил докторскую диссертацию на тему «К проблеме метода». Его учителями были такие знаменитые философы, как Г. Коген и П. В 1914 году началась Первая мировая война, и Рубинштейн вернулся в Одессу. В 1917 году он начал преподавать в одесских гимназиях. Ланге, в апреле 1919 г. Сергей Леонидович был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета который в это время переименовывают в Одесский институт народного образования. После смерти Ланге, в 1921 г. Рубинштейн был избран на вакантную должность профессором кафедры психологии. C 1922 г. Рубинштейн занимает должность директора Одесской научной библиотеки. Он принимает деятельное участие в развитии библиотечного дела в России. С середины 1928 г. Этот период был успешным[источник не указан 2438 дней] для его научной деятельности, «период его становления как психолога». Первый «психологический» период: Ленинград, 1930—1942 годыправить править код В 1930 г. В 1937 утвержден ВАК в учёной степени доктора педагогических наук без защиты диссертации и в учёном звании профессора. Возглавлял секцию педагогической психологии в Государственном институте научной педагогики. До октября 1942 г. Во время блокады Ленинграда оставался в городе до марта 1942 г. В 1942 году за работу «Основы общей психологии» 1940 был удостоен Сталинской премии второй степени в категории Философские науки премия за 1941 год,.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий