Большинство проектов просто погибли, но "Ангару" удалось сохранить и допустить до летных испытаний.
Запуск ракеты «Ангара» назвали новым этапом в развитии космической отрасли
Были предусмотрены закупки расходуемых материалов и регулярно заменяемого оборудования для ФГБ «Заря». В период с 2021 по 2024 годы к ранее изготовленному и поставленному заменяемому оборудованию, по новому контракту с компанией Boeing было заказано, изготовлено и поставлено еще несколько десятков единиц так называемых ЗИПов. К настоящему времени эти закупки завершены. За это время было поставлено оборудование для следующих систем: радиотелеметрической, электроснабжения, управления бортовым комплексом, терморегулирования, средств пожарообнаружения и пожаротушения, многократно выработавших заданный срок службы. Также проводились работы по замене средств вентиляции, шумопоглощения, израсходовавших свой рабочий ресурс за 25 лет эксплуатации модуля ФГБ «Заря». Поэтому работа с Boeing в этом направлении будет продолжена. Хруничева проделана большая работа в обеспечение продления срока службы до 2028 года в части незаменяемого на орбите оборудования: герметичного корпуса, двигательной установки, части системы терморегулирования, стыковочных узлов, солнечных батарей модуля ФГБ «Заря». Проводится модернизация ряда бортовых систем наземного стендового оборудования, диагностика состояния конструкции герметичного корпуса и незаменяемого оборудования системы электроснабжения, системы управления бортовым комплексом. По промежуточной камере модуля приняты меры с целью устранения обнаруженной утечки, они имели некоторый успех. Снизить потери воздуха из камеры позволяет ее периодическая изоляция от остального обитаемого отсека модуля. Экипаж входит в камеру на время проведения в ней работ.
В целом эта неисправность не оказывает существенного влияния на работу станции, но специалисты продолжают поиск причин утечки и способов её устранения. В настоящее время продление срока службы служебного модуля «Звезда» до 2028 года, с учетом проводимых мероприятий, подтверждается. В каком разрезе? Предстоит большая работа по созданию станции. Конечно, Центр Хруничева не мог остаться в стороне.
Теперь у России две площадки. Именно с ее помощью будут выводить на орбиту все, что необходимо для создания российской орбитальной станции. О новой главе в истории и космодрома Восточный, и всей отечественной космонавтики в репортаже Петра Дерягина.
Научно-популярное Космонавтика Транспорт С космодрома Восточный состоялся первый пуск ракеты-носителя «Ангара-А5» с разгонным блоком «Орион» и испытательной полезной нагрузкой. Это самая тяжёлая модификация «Ангары», способная вывести полезную нагрузку до 25 тонн. Ракета оснащена двигателями «РД-191» на кислороде и керосине. В отличие от предшественницы, «Ангара-А5» не использует топливо с токсичными компонентами. Пуск состоялся ровно в полдень. Траектория выведения ракеты штатная с отклонением 51,7, рассказывал ранее Денис Берг, замначальника управления по расчётным работам и полётным заданиям конструкторского бюро «Салют».
На космодроме Плесецк завершено создание инфраструктуры, которая обеспечивает пуски ракет-носителей «Ангара» тяжелого и легкого классов. Они выводят космические аппараты на все типы орбит в интересах Минобороны России. Об этом сегодня на космодроме заявил Сергей Шойгу.
Россия готовится запустить ракету «Ангара-А5»: почему это важно
Что означает успешный старт с Восточного тяжелой ракеты «Ангара-А5» | Власти пытались отобрать у создателей суперкомпьтерного «железа» «Ангара» 400 миллионов, но не получили ничего. |
Лётные испытания ракет-носителей «Ангара» завершатся в 2024 году | В чем преимущества «Ангары» перед «Протоном» и «Союзом», долетит ли она до Луны и почему было важно запуститься именно с Восточного? |
Запуск «Ангары» снова отложили — и лучше бы навсегда. Что нужно России вместо нее? | Кабель-заправочная башня – одно из самых массивных сооружений стартового комплекса для ракет-носителей «Ангара». |
Новости по тегу ангара, страница 1 из 2 | «Ангара́» — семейство российских унифицированных ракет-носителей (РН) с кислородно-керосиновыми двигателями, включающее в себя носители от лёгкого до тяжёлого классов. |
Шойгу рассказал о планах по запуску ракет «Ангара» в 2024 году | Сергей Шойгу проинспектировал готовность Плесецка к запускам "Ангары". |
Сейчас на главной
- «Bыход на серийное производство ракет "Ангара"» - Сделано у нас
- Что означает успешный старт с Восточного тяжелой ракеты «Ангара-А5»
- Запуск ракеты "Ангара" - Российская газета
- В России ведется разработка многоразовых ступеней ракет-носителей : Новости
- Пуск ракеты «Ангара» с космодрома Восточный вновь отменён (обновлено 19:20) — АМУР.Инфо
Шойгу рассказал о планах по запуску ракет «Ангара» в 2024 году
Тогда хорошо понимали недостатки основной системы повышенной грузоподъемности — «Протон». Источник: ImgHub На данный момент это единственная ракета-носитель в России, способная доставить на орбиту свыше 20 т полезной нагрузки за один запуск. И тут нужно учитывать, что первый «Протон» взлетел еще в 1965 году, и сегодня по многим параметрам считается устаревшим. Недостатки «Протона» напрямую связаны с преимуществами и особенностями «Ангары», о которых мы еще расскажем далее. Недостатки «Протона» У советской ракеты-носителя есть сразу несколько важных недостатков. Токсичное топливо. Применяется топливная пара, включающая несимметричный диметилгидразин и тетраоксид азота.
Это мощные отравляющие вещества, канцерогены. Потому, когда первая ступень с остатками горючего падает после запуска, это создает угрозы и для окружающей среды, и для человека. По легенде против использования гептила когда-то высказывался даже Королев. Нежелательна отправка пилотируемой миссии. Ее запуск на «Протоне» недоступен из-за все того же токсичного топлива. Оно может поставить под угрозу жизни космонавтов.
Проблема с расположением площадки. При этом из четырех площадок для этого полноценно функционируют только три. В нынешних геополитических условиях полагаться на третьи страны в вопросах сохранения доступности космоса просто опасно. Александр Баулин подтверждает: «Байконур расположен на территории другого государства. А с Плесецка законы физики делают невыгодными запуски космических аппаратов на экваториальную орбиту и на орбиты с таким наклонением как у МКС, а также к другим планетам и спутникам — Луна, Марс. Это безопасные вещества, тогда как гептил и амил в Протоне ядовитые и канцерогенные — в местах падения ступеней приходится проводить обеззараживание, могут пострадать флора, фауна и даже люди.
Александр Баулин главный редактор медиа Pro Космос Сборка ракеты из огромных модулей сама по себе является сложной задачей Источник: Roscosmoc Преимущества «Ангары» У этой ракеты-носителя есть сразу несколько важных достоинств. Ракета собирается из универсальных модулей словно из конструктора. В перспективе это позволит готовить ракеты, показатель грузоподъемности которых будет оптимальным для нужд конкретной миссии. Меньший вред для окружающей среды. На смену горючему на основе гептила приходит топливо из кислорода и керосина. Да, нельзя сказать, что оно полностью безопасно для экологии, но вред для природы и человека сильно меньше, чем в случае с «Протоном».
Запуск с российского космодрома.
В сентябре-октябре «Ангару-А5НЖ» собрали и испытали на техническом комплексе, а в середине ноября вывезли на стартовый комплекс, месяц тестировали вместе с «наземкой». Ракета подвергалась электропневмо- и заправочным испытаниям. Расчет осуществил частичную и полную заправку макета компонентами ракетного топлива...
Заправочные системы отработали без замечаний». Параллельно на космодром с заводов-изготовителей отправлялись составные части лётного экземпляра «Ангары-А5». В ходе транспортировки блоков проводились комплексные испытания специально разработанных средств железнодорожной доставки составных частей «Ангары-А5», подтвердившие правильность инженерно-технических решений, заложенных в новые средства. Максимальные производственные мощности — около восьми тяжелых ракет «Ангара-А5» плюс легкие ракеты «Ангара-1.
Будущее «Ангары» После выхода в отставку «Протона-М», «Ангара-А5» станет основным российским тяжелым средством выведения. В отличие от предшественника, ракета будет летать с двух космодромов — Плесецк и Восточный. С первого «Ангара-А5» будет запускать тяжёлые космические аппараты в интересах национальной безопасности, со второго предполагается решать широкий круг задач в области научной, прикладной и пилотируемой космонавтики.
Ракеты семейства "Ангара" должны прийти на смену ракетам-носителям "Протон-М".
Ракета "Протон" эксплуатируется с середины 1960-х годов. С 2001 года полезный груз на орбиту выводит модернизированная версия ракеты - "Протон-М". В 2010-2015 годах произошла серия из семи аварийных запусков, которые связывали с человеческим фактором. Семейство включает в себя ракеты-носители от легкого до тяжелого классов в диапазоне грузоподъемности от 3,5 т "Ангара-1.
Как уточняется, отработала в штатном режиме система термостатирования электрозаправочного макета. По итогам частичной и полной заправки макета компонентами ракетного топлива — жидким кислородом и нафтилом, нет замечаний, и к заправочным системам "Ангары-НЖ". Как ранее уточняла «Российская газета», сообщая о начале сборки блоков «Ангары-НЖ», подобные наземные жидкостные макеты отличаются от настоящих ракет отсутствием системы управления.
Запуск омской «Ангары-А5» прошёл успешно: открыта новая страница в отечественной космонавтике
Без преувеличения это событие открывает новый этап российской космонавтики. Хруничева, частью которого является ракета «Ангара-А5», — в нашем материале. Более мощный полезный груз — 27. Большой взрыв«Гейзер» массой 50 миллионов Солнц — в другой галактике происходит странный катаклизм «Ангара» — первое семейство современных экологически чистых ракет-носителей, созданное в России после 1991 года на базе только отечественных компонентов с использованием передовых технологий. Это не адаптация или доработка существующего носителя, это совершенно новый комплекс, построенный по новым принципам с новой динамической схемой и оснащенный высокосовершенной гибкой системой управления. Изначально тяжелая «Ангара» разрабатывалась на замену «Протона», используемого с космодрома Байконур, и предназначалась для обеспечения независимого гарантированного доступа в космос при пусках с российской территории. Новые стартовые комплексы, построенные для «Ангары» на космодромах Плесецк и Восточный, дают такой доступ в любой геополитической обстановке. В отличие от «Протона», двигатели которого работают на токсичных компонентах «четырёхокись азота амил — несимметричный диметилгидразин гептил », «Ангара» оснащена экономичными двигателями на безопасных компонентах «жидкий кислород — керосин».
Новое семейство обещает и другие преимущества по сравнению с «Протоном». Модульная конструкция позволяет оптимизировать грузоподъёмность ракет для различных задач, а развитие проекта предполагает использование высокоэффективных перспективных разгонных блоков.
А существующие ракетные двигатели нельзя заставить устойчиво работать на одном проценте мощности — и вообще, слабее нескольких десятков процентов от номинала такое для них очень проблематично. Falcon 9 и Starship умеют садиться потому, что у них много двигателей в каждой из ступеней, то есть можно при посадке использовать не все, а только часть из них, при этом не на самой большой мощности. Для «Ангары» добиться ракетодинамической посадки ступеней на хвост невозможно: для этого нужно изменить всю конструкцию, отказаться от «модулей-карандашей», дать ей двигательную компоновку совсем другого типа. Но даже если бы всю ракету так и переделали, оставив от «Ангары» одно название, это не помогло бы. Эффект масштаба играет за Starship и против всех ракет меньших возможностей. Даже SpaceX признает, что после начала регулярных полетов своего нового носителя будет вынуждено отказаться от Falcon 9, поскольку те перестанут быть конкурентоспособными с их же собственной новинкой. У «Ангары», в отличие от Falcon 9, нет и, как мы показали выше, не может быть многоразовости даже для первой ступени. Она обречена выводить грузы в десятки раз дороже западного конкурента.
А может, космос просто не для России? Однажды руководитель «Роскосмоса» произнес такие слова: «Если в Америке сказали, что можно производить жвачку на Луне, то это вовсе не означает, что к этому надо относиться с серьезной миной и делать то же самое. Не надо делать то же самое, что и они, у нас должен быть свой, очень прагматичный выбор, у нас денег намного меньше, ресурсов меньше, надо тратить их с большим умом». Слова эти относятся, конечно, совсем не к жвачке, но, напротив, к выбору магистрального пути развития космонавтики. SpaceX нацеливается на сверхбольшие ракеты с предельно низкой ценой доставки груза в космос. Малым такой проект делать коммерчески невыгодно: если спутников в нем будут всего сотни, постоянное покрытие сможет охватить лишь небольшие площади планеты. А там, как ни крути, много клиентов не набрать. Позиция «у нас нет денег на космос» кажется логичной. Конечно, можно возразить, что мы пишем это про страну, которая в период пандемического кризиса 2020—2021 годов увеличила свои валютные резервы на 80 миллиардов долларов. SpaceX за всю свою уже почти двадцатилетнюю историю таких денег и близко не видела.
Но руководство «Роскосмоса» могло бы — в кулуарном, конечно, порядке — справедливо указать на то, что руководство страны не дает на космос в год и десятка миллиардов долларов, поэтому не все ли равно, что у государства образуются огромные излишки денег ежегодно? И это возражение будет верным. Потому что ограниченные деньги на космос в нашей стране выделяют не потому, что денег у нее нет, а потому, что наша космическая отрасль не может внятно объяснить руководству страны, зачем, собственно, нам нужно летать в космос в больших масштабах, по-взрослому. И зачем нам сверхбольшая ракета? Starship — это «Фау-2» нашего времени, ракета, чье влияние полностью меняет стратегический баланс в мире. Из потомков «Фау-2» в конечном счете получились межконтинентальные баллистические ракеты с ядерными боеголовками — сломавшие существовавший до них военный баланс. Starship может дать космический транспорт, позволяющий сравнительно недорого развернуть в космосе не запрещенные никаким договором лазерные системы мегаваттной мощности. Как мы уже писали , формально их можно называть противоастероидными, но реально они вполне могут сбивать межконтинентальные баллистические ракеты МБР. Причем не устаревшие, как действующая сейчас система американской противоракетной обороны, а любой степени современности. От лазерного луча в открытом космосе не убежит никакая ракета, и противоспутниковые ракеты просто не смогут сбить орбитальную лазерную платформу до того, как ее лучи нейтрализуют их самих.
Космодром Восточный — это первый гражданский космодром на территории Российской Федерации, добавил Рудаков. Ранее глава государства выбирал место для его строительства в Амурской области, и сегодня российская космонавтика пожинает плоды успешной реализации этого стратегически значимого проекта. Тот факт, что «Ангара-А5» успешно взлетела и доставила груз на орбиту, свидетельствует о том, что Россия продолжает оставаться ведущей мировой державой в сфере освоения космоса.
Стратегические планы России на основе суверенных заделов в космической отрасли, совместных международных разработок позволяют существенно расширить потенциал использования ближнего космоса и околоземной орбиты. В дальних перспективах — новые пилотируемые полёты и реализация лунной программы. Тяжёлая ракета «Ангара-А5» является важным этапом на пути движения российской космонавтики к осуществлению новой лунной миссии, подчеркнул эксперт.
Изначально старт планировался на 9 апреля, но был отменён за две минуты до пуска — из-за сбоя системы наддува бака окислителя центрального блока. Вторая попытка была назначена на 10 апреля, но старт снова отменили — из-за сбоя в системе контроля запуска двигателя.
Во время третьего случился форс-мажор из-за разгонного блока. Его работа не позволила вывести макет полезной нагрузки на геостационарную орбиту. Все предыдущие запуски проходили с космодрома Плесецк. Готовящийся же пуск должен состояться уже с Восточного.
Источник: Hi-Tech Mail. Это должно снизить себестоимость запуска при серийном производстве. Главное преимущество «Ангары» — возможность дальнейшей модернизации, смена топлива третьей ступени, увеличение грузоподъемности, создание пилотируемой версии. Однако «Ангара» пока не имеет возвращаемых модулей. Интересно будет сравнить с японской «H3», когда та пройдет испытания и начнет летать. А также с американской Vulcan.
И главный показатель даже не экономичность, а надежность, потому что любой спутник гораздо дороже ракеты. По этому показателю «Ангара» и будет соревноваться с конкурентами, Сравнение «Ангары» и «Протона» О необходимости создания нового поколения тяжелых ракет, способных стать эффективными «грузовозами», говорили еще во времена СССР. Тогда хорошо понимали недостатки основной системы повышенной грузоподъемности — «Протон». Источник: ImgHub На данный момент это единственная ракета-носитель в России, способная доставить на орбиту свыше 20 т полезной нагрузки за один запуск. И тут нужно учитывать, что первый «Протон» взлетел еще в 1965 году, и сегодня по многим параметрам считается устаревшим. Недостатки «Протона» напрямую связаны с преимуществами и особенностями «Ангары», о которых мы еще расскажем далее.
Недостатки «Протона» У советской ракеты-носителя есть сразу несколько важных недостатков. Токсичное топливо. Применяется топливная пара, включающая несимметричный диметилгидразин и тетраоксид азота. Это мощные отравляющие вещества, канцерогены. Потому, когда первая ступень с остатками горючего падает после запуска, это создает угрозы и для окружающей среды, и для человека. По легенде против использования гептила когда-то высказывался даже Королев.
Нежелательна отправка пилотируемой миссии. Ее запуск на «Протоне» недоступен из-за все того же токсичного топлива. Оно может поставить под угрозу жизни космонавтов. Проблема с расположением площадки.
«Ангара-НЖ» прошла испытания на космодроме Восточный
Своя ракета, свой космодром: В чём главный смысл строительства "Ангары" | При создании ракет проекта «Ангара» впервые применили модульный принцип сборки. |
«Ангара-А5» будет выполнять тяжелую работу в космосе | Выходец из Татарстана сфотографировался на фоне стартового стола для ракет «Ангара». |
«Ангара-А5» на стартовом комплексе | Ранее запуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5» на космодроме Восточный отменяли два раза подряд – 9 и 10 апреля. |
10 любопытных фактов о ракете «Ангара-А5» | Кабель-заправочная башня – одно из самых массивных сооружений стартового комплекса для ракет-носителей «Ангара». |
«Ангара-НЖ» прошла испытания на космодроме Восточный | Главный результат проекта «Ангара-А5» – появление новой ракеты-носителя тяжелого класса. |
РН Ангара - почему так долго? Какие перспективы?
В 2010 г. Нестеров говорил и о необходимости технического перевооружения предприятий, производящих все элементы космического ракетного комплекса: «С 1990 по 2009 г. Центр Хруничева не получал на техническое перевооружение ни копейки. У нас огромное количество оборудования выработало все возможные и невозможные сроки и требования. Фактически стали падать производительность и качество. Техническое перевооружение стало вопросом жизни или смерти. Несмотря на все трудности, связанные с интеграцией предприятий и оплатой долгов, мы с 2006 г.
Их удалось закупить, истратив за этот период 2. Но это, естественно, капля в море. В течение двух лет мы убеждали правительство, что «Ангару» делать на старом оборудовании нельзя, необходимо начинать подготовку к серийному производству. По программе перевооружения оборонной промышленного комплекса нам было выделено 9. В результате, истратив почти 6 млрд руб собственных и государственных средств, нам удалось приобрести 4147 единиц оборудования, которое достаточно равномерно распределено между всеми предприятиями, входящими в состав ГКНПЦ, а не пошло, как планировалось, только на наш Центр». У кого повернется язык сказать «слишком долго, плохо работает космическая отрасль»?
Центр им. Хруничева из-за долгов и продавал свои непрофильные активы. Делал деревообрабатывающие станки на своем уникальном производстве, чтобы заработать деньги на «мирной» продукции. Стартовый комплекс для ракет «Ангара» был построен в Плесецке в 2014 году. С него было осуществлено два успешных испытательных пуска. Запланированный пуск РН "Ангара-1.
Было объявлено о переносе запуска на сутки, на 28 июня, в дальнейшем пуск был также перенесён. За проведением пуска в прямом эфире наблюдал Президент РФ В. Путин, которым была поставлена задача в ближайшее время разобраться в причинах и устранить их. Государственной комиссией было принято решение снять «Ангару 1. Как же мы все волновались! Пуск ракеты-носителя лёгкого класса «Ангара-1.
Пуск прошёл успешно, РН полетела по баллистической траектории до района полигона Кура на Камчатке. Первый испытательный пуск тяжелой версии ракеты-носителя «Ангара-А5» произведен 23 декабря 2014 года в 8:57 МСК с космодрома Плесецк. Запуск прошёл штатно. С 2014 года прошла пятилетка. Россия превозмогла тяжелейший кризис, вызванный попытками политической и экономической изоляции. Омский «Полет» технически перевооружился и готов к серийному выпуску РН «Ангара», с последующей отправкой на окончательную сборку с УРМ2 и разгонным блоком в Москву.
Строится второй стартовый стол в «Восточном». А-1 — легкая РН, А-5 — тяжелая.
На новом российском космодроме подготовка носителей «Ангара» ведется в универсальном Техническом комплексе, построенном для ракет «Союз-2», для чего здесь смонтировали 20 новых систем. Путь к старту После завершения строительства стартового комплекса, осенью 2023 года начались комплексные испытания наземной инфраструктуры с использованием стендовой ракеты «Ангара-А5НЖ» «наземная жидкостная» , предназначенной для отработки подготовки штатного тяжелого носителя к пуску и аттестации КРК «Амур». В сентябре-октябре «Ангару-А5НЖ» собрали и испытали на техническом комплексе, а в середине ноября вывезли на стартовый комплекс, месяц тестировали вместе с «наземкой». Ракета подвергалась электропневмо- и заправочным испытаниям. Расчет осуществил частичную и полную заправку макета компонентами ракетного топлива... Заправочные системы отработали без замечаний».
Параллельно на космодром с заводов-изготовителей отправлялись составные части лётного экземпляра «Ангары-А5». В ходе транспортировки блоков проводились комплексные испытания специально разработанных средств железнодорожной доставки составных частей «Ангары-А5», подтвердившие правильность инженерно-технических решений, заложенных в новые средства. Максимальные производственные мощности — около восьми тяжелых ракет «Ангара-А5» плюс легкие ракеты «Ангара-1. Будущее «Ангары» После выхода в отставку «Протона-М», «Ангара-А5» станет основным российским тяжелым средством выведения.
Планируемый срок летных испытаний — 2030 год. Кроме этого, Центр Хруничева успешно завершил в текущем программном периоде эскизное проектирование ракеты «Ангара-А5В». Данный проект принят Госкорпорацией «Роскосмос» и Космическими войсками.
Продолжение работ запланировано на следующий программный период, начиная с 2026 года. Планируемый срок летных испытаний — 2035 год. Все теоретические расчеты подтверждены в рамках защищенного эскизного проекта по созданию водородной «Ангары-А5В», и мы планируем в следующем программном периоде данные работы продолжить. Решение о дате очередного запуска этого носителя примет государственный заказчик — министерство обороны. Мы полагаем, у этой ракеты есть хорошие перспективы, и в будущем также будут заказы на «Ангару-1. Для этой ракеты завершена стадия проектных работ, при этом проведение ее пусков возможно со стартового комплекса как космодрома Восточный, так и космодрома Плесецк. При соответствующем решении государственного заказчика на создание ракеты-носителя «Ангара-А3», Центр Хруничева может оперативно выполнить эту работу.
При обеспечении соответствующего финансирования мы полагаем, что заявленная производительность может быть достигнута в 2027—2028 годах. Часть из этих ракет-носителей будет использована для выполнения Федеральной космической программы России, часть ракет-носителей будет использована для выполнения обязательств по коммерческим запускам. Однако, справедливости ради, стоит отметить, что в связи со сложившейся геополитической обстановкой и отказом некоторых потенциальных заказчиков от дальнейшего использования пусковых услуг на «Протон-М» часть ракет-носителей, планировавшихся для выполнения коммерческих запусков западных аппаратов, осталась. В этой связи Центр Хруничева совместно с Роскосмосом прорабатывает варианты полезных нагрузок для свободных ракет-носителей, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В настоящее время идет процесс поиска путей реализации данного вопроса, в том числе и в рамках межправительственной комиссии по комплексу Байконур. Завершена ли эта работа?
Брюсселю даже со спутниками Gallileo пришлось идти на поклон к Илону Маску. И среди всех трех классов ракет тяжелые — самые важные. Они способны на то, что не под силу другим: вывести на орбиту тяжелые спутники связи, метеоспутники, модули орбитальной станции и т. Причем не просто на орбиту, а на геостационарную, необходимую именно для обеспечения космической связи. А космическая связь в текущих условиях имеет принципиальное значение и для торговли, и для гражданской промышленности, и для обороны, и для бытового комфорта. Замена «Протона» Стартовавшая с космодрома Восточный ракета-носитель «Ангара-А5» как раз и есть основная российская тяжелая ракета ближайшего будущего. Почему же нельзя было остаться на главной «рабочей лошадке» советской, а затем и российской космонавтики — «Протоне»? У него две основные проблемы. Первая — география.
От «Ангары» к «Амуру»
- Новая ракета-носитель пригодится при создании национальной орбитальной станции
- «Ангара-НЖ» прошла испытания на космодроме Восточный (11 декабря 2023) |
- Еще три пуска «Ангары» планируется провести в 2024 году, такое заявление сделал Сергей Шойгу.
- Запуск ракеты "Ангара"
Нужна ли России «Ангара»?
С 2019 года ведется строительство стартового комплекса на космодроме «Восточный», который находится в Амурской области. Ожидается, что полностью комплекс будет достроен в 2025 году. Есть сообщения о том, что в 2023 году оттуда будет произведен запуск ракеты «Ангара-А5», а потом комплекс будет улучшен для запусков более мощной модификации «Ангары-А5В» в 2027 году. Ракета семейства «Ангара» на космодроме «Плесецк» Сколько будут стоить ракеты «Ангара»? Летом 2020 года появились сообщения о том, что стоимость одной ракеты Ангара-А5 составит около 7 миллиардов рублей. Позже появились сведения о том, что цена одного экземпляра составит 5 миллиардов рублей. Более того, в 2024 году производство ракет начнет проводиться не в Москве, а Омске, их стоимость может опуститься до 4 миллиардов рублей. Сказать точно, будут ли российские ракеты дешевле, чем зарубежные, на данный момент невозможно. В 2020 году главный конструктор КБ «Салют» Центра имени Хруничева Сергей Кузнецов поделился , что запуск ракеты Ангара-А5 сначала будет обходиться в 100 миллионов долларов, но потом цена может снизиться. При всем этом, некоторые эксперты заранее критикуют ракеты из-за их дороговизны.
Если полагать, что теперь она полностью готова к тому, чтобы запустить серийное производство, то прошло 32 года. Причины долгостроя, в общем, понятны. С 1992 по 1998 год включительно - экономический кризис в России. Только в 1999-м началось какое-то относительно стабильное финансирование. Оно делилось между Минобороны и Российским космическим агентством. В общем, было много непонятного, пока не появился "Роскосмос" в нынешнем виде. Большинство проектов просто погибли, но "Ангару" удалось сохранить и допустить до летных испытаний. Перед этим еще построили фактически с нуля два новых космодрома со стартовым столом для такой ракеты. Проектирование и возведение этой космической инфраструктуры на земле - процесс гораздо более длительный, чем создание ракеты. У нас осталось еще 10 произведенных "Протонов", и до конца года мы не успеем их все запустить. Придется либо каким-то образом договариваться, чтобы продлить соглашение об их пусках с Байконура, либо, наверно, расставлять оставшиеся ракеты по городам России в виде памятников наподобие "Востока" на ВДНХ. Конечно, по сравнению с "Ангарой-А5", "Протон" вредный. Но по сравнению со всем остальным, что запускается с Байконура - ничего особенного. Не всем хочется, чтобы Россия выводила в космос тяжелые и габаритные грузы из Казахстана.
Но ее уже не будет. Заканчивает делать свою ракету Илон Маск — она будет еще более мощной. Но все это пока на этапе испытаний. А у нас на этапе проектов? Проект есть, но, насколько я слышал, мы отказались от самой идеи делать сверхтяжелую ракету класса «Сатурн-5», которая могла бы отвезти экипаж на Луну и вернуть его на Землю Почему? Потому что для армии или таких государственных потребностей, как прямое телевизионное вещание или прогноз погоды, нужны тяжелые спутники на орбите вокруг Земли. Военным на Луну летать не надо, они и не заказывают сверхтяжелые ракеты. Фото: Роскосмос «Ангару» уже запускали с космодрома Плесецк. Но с Восточного она якобы может поднять более тяжелый груз. Это так? Да, чем ближе точка запуска к экватору, тем сильнее вращение земного шара подталкивает ракету, помогает стартовать. Земля на экваторе вращается довольно быстро — полкилометра в секунду, и это хороший стартовый толчок. Потом уже ракета разгоняется сама, но чем ближе к полюсу Земли, тем меньше этот эффект вращения. Наши северные космодромы находятся довольно высоко, поэтому старт оттуда стоит дороже. К тому же после старта надо выходить на геостационарную орбиту. Что это такое? Геостационар — это орбита, по которой спутник летает с периодом обращения 24 часа. То есть он фактически делает один оборот за сутки, а значит, висит над одной и той же точкой земного шара. Это очень полезно. Вы свою тарелку телевизионную на балконе направили один раз на спутник — и больше вам ничего крутить не надо, она постоянно этот спутник видит.
Один в один с оригиналом. Все это нужно для того, чтобы потом на космодроме техники смогли как бы примерить копию к стартовому столу, заправить, провести тесты во избежание будущих проблем со стартом уже настоящей «Ангары». Прямо из помещения цеха начинается железная дорога, по которой состав с ракетой поедет на космодром. В процессе подготовки к первому в России старту «Ангары» с Восточного применяют даже спиртовые салфетки. В цеху окончательной сборки в настоящее время занимаются двигателями. Мощность каждого - 1 500 000 лошадиных сил.
Архив материалов
- Лётные испытания ракет-носителей «Ангара» завершатся в 2024 году
- Месяц подписки бесплатно
- Не слухи, а факты: читайте в Telegram-канале «Ведомостей»
- Еще три пуска «Ангары» планируется провести в 2024 году, такое заявление сделал Сергей Шойгу.
«Ангара-А5»: Кремль оставит США в космосе с носом
Старт "Ангары-А5" с разгонным блоком "Орион" и испытательной полезной нагрузкой вновь отменили. Он проверил комплекс подготовки к пуску универсальных ракетных модулей ракет-носителей космического ракетного комплекса «Ангара». ГКНПЦ предложил проект "Ангара", предусматривавший создание универсальных ракет от легкого до тяжелого класса. Кабель-заправочная башня – одно из самых массивных сооружений стартового комплекса для ракет-носителей «Ангара». Третий пуск ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5» (№3Л), впервые оснащенной разгонным блоком «Персей», с Государственного испытательного космодрома Министерства. Это первый запуск тяжелой «Ангары» с Восточного Тяжелую ракету «Ангара-А5» запустили с Восточного с третьей попытки.
Нужна ли России «Ангара»?
Кабель-заправочная башня – одно из самых массивных сооружений стартового комплекса для ракет-носителей «Ангара». Большинство проектов просто погибли, но "Ангару" удалось сохранить и допустить до летных испытаний. Создание ракеты "Ангара-А5В" продолжится после летных испытаний нового разгонного блока КВТК, которые состоятся не ранее 2028 года, сообщил генеральный директор космического.
«Ангара-A5»: третья попытка запуска. Прямая трансляция
Предприятие «Промгаз-Технологий» (ГК «Псковтехгаз») из Пскова разработало и произвело для стартового комплекса ракеты-носителя «Ангара-А5» уникальное криогенное оборудование. Ракета "Ангара-А5″ на стартовой площадке выглядела как огромный робот-трансформер в лучах предрассветного солнца. Все требуемые теоретические расчеты уже подтвердили в рамках эскизного проекта по созданию "Ангары-А5В". Проекты ракет-носителей тяжёлого класса «Энергия-3» (слева) и «Ангара-2» (справа) 1994 года.