Поскольку для подписания и обнародования Президентом РФ законов палаты Федерального Собрания РФ должны выступить как единый орган государственной власти, принявший.
Полномочия Федерального Собрания РФ
Исходя из этого Федеральное Собрание поддержало инициативу Президента РФ по профессионализации палаты и приняло федеральный закон, определяющий иной порядок формирования Совета Федерации. В 1991 г. Президент России избирался на 5 лет. Президент часть своих полномочий, причем самых существенных, связанных с формированием правительства и силовых структур, передает палатам Федерального собрания.
Комментарий к Ст. 91 КРФ
- Полномочия Президента РФ в законотворческом процессе и их реализация
- Государство Z согласно конституции является президентской республикой. Найдите в приведённом
- § 2. Президент Российской Федерации
- § 2. Президент Российской Федерации
- Официальные итоги выборов президента России – 2024: главные цифры и что нужно знать | РЕН ТВ | Дзен
- § 2. Президент Российской Федерации
Какими полномочиями обладает президент России
ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | Федера́льное собра́ние Росси́йской Федера́ции — парламент Российской Федерации, является представительным и законодательным органом Российской Федерации. |
В государстве z президент избирается обеими палатами парламента какая дополнительная информация | Законодательная инициатива Президента и его участие в обсуждении законов в палатах Федерального Собрания уже рассматривались. |
Президента избирают голосованием обеих палат федерального собрания | Анализируя природу обеих палат Федерального Собрания РФ, необходимо отметить их неоднозначность. |
Органы государственной власти в Российской Федерации
В то же время в целях дальнейшего повышения уровня и качества народного представительства во власти по инициативе Президента РФ Д. Медведева с 1 января 2011 г. Кандидатом для избрания назначения в качестве представителя в Совете Федерации может быть только гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного представительного органа субъекта РФ или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории соответствующего субъекта РФ. В отношении кандидатов снимается ценз оседлости. Полномочия члена Совета Федерации будут начинаться с момента его избрания назначения. Приступить к исполнению своих полномочий член Совета Федерации сможет со дня подтверждения получения Советом Федерации копии решения о его избрании назначении. Порядок выборов депутатов Государственной Думы в большей мере предопределен положениями Основного Закона.
Согласно Конституции ст. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Государственная Дума избирается сроком на пять лет. В соответствии с п. Способ выборов депутатов Государственной Думы не установлен Конституцией, что и позволяет законодателю самостоятельно определять его. Регламентация избирательных процедур может иметь различные решения.
Во Франции, например, выборы в нижнюю палату парламента Национального Собрания проводятся по мажоритарной системе абсолютного большинства в два тура, в Палату общин Великобритании - по мажоритарной системе относительного большинства в один тур, а в Палату депутатов Бразилии - по пропорциональной избирательной системе. Как отметил Конституционный Суд в Определении от 20. Выбор того или иного варианта и его закрепление в избирательном законе зависит от конкретных социально-политических условий и является вопросом политической целесообразности. Депутаты Государственной Думы четырех созывов 1993-1995 гг. Иными словами, половина депутатов Государственной Думы избиралась по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина - по пропорциональной системе. Переход от одной избирательной системы к другой - нередкое явление.
Неоднократно менялся порядок формирования парламента в Италии, Франции, Японии, многих других странах.
Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. Слайд 50 Право на первоочередной прием По вопросам своей деятельности член Совета Федерации, депутат Государственной Думы пользуются правом на прием в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Вмешательство члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность не допускается. Парламентарии не могут участвовать в качестве защитника или представителя кроме случаев законного представительства по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Парламентарии без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть: привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; задержаны, арестованы, подвергнуты обыску кроме случаев задержания на месте преступления или допросу; подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Слайд 53 Объем неприкосновенности Неприкосновенность распространяется на занимаемые парламентариями жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий. Парламентарии обладают рядом социальных льгот.
В их числе: возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью; гарантии трудовых прав; специальные материально-финансовые условия осуществления полномочий; повышенная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска; медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение. Членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы для осуществления полномочий в здании соответствующей палаты Федерального Собрания предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи. Парламентариям на весь срок полномочий выдается дипломатический паспорт. Слайд 55 Обеспечение соответствия Конституции РФ деятельности Федерального Собрания Одним из принципиальных вопросов внутренней организации деятельности палат Федерального Собрания является механизм подсчета голосов и определения результатов волеизъявления парламентариев. Разрешая неопределенность в понимании конституционного термина «общее число» членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, Конституционный Суд РФ занял следующие правовые позиции. Слайд 56 «Общее число» парламентариев Во-первых, «общее число» — это установленное Конституцией РФ количество парламентариев в каждой из палат независимо от фактически избранных, тем более — присутствующих на заседании представителей. Акты парламента должны воплощать интересы большинства в обществе, а не только парламентского большинства. Вакантность значительного числа депутатских мандатов ведет к утрате представительного характера парламента. Слайд 57 Недопустимость «зачета» голосов одной палаты в пользу другой Во-вторых, употребляемое в Конституции РФ словосочетание «общее число членов Совета Федерации и Государственной Думы» не дает оснований для нарушения правила о раздельном подсчете голосов в каждой из палат Федерального Собрания. Указание на «общее число» в этом контексте должно пониматься только в качестве «единого для обеих палат принципа определения результатов голосования».
Попытки необоснованного зачета голосов одной палаты в пользу другой были заблокированы рассматриваемым актом конституционного правосудия Слайд 58 Голосование за отсутствующих депутатов В ряде постановлений и определений Конституционный Суд РФ дал оценку весьма распространенному в Государственной Думе голосованию за отсутствующих депутатов. Констатируя нарушения регламента палаты, Суд был вынужден признать подобную практику «обычной», вследствие чего установление неконституционности одних федеральных законов по порядку их принятия неизбежно повлекло бы за собой нуллификацию всех других актов федерального законотворчества.
Президент, правительство и Федеральное собрание. По существу, предлагаемые изменения в статьях 83, 102, 103 вводят в Конституцию уже сложившуюся практику. Формально единое правительство РФ будет состоять из двух частей, о чем, правда, не будет прямо указано в измененной Конституции. Одна часть правительства, возглавляемая премьер-министром, — его вице-премьеры и министры — «утверждаются» депутатами Государственной думы. Другую часть правительства по дополнениям к статье 83 это восьмерка федеральных министров 2 : обороны, государственной безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, общественной безопасности президент «назначает» после «консультаций» с Советом Федерации. Президент «руководит» этой частью правительства. В пояснительной записке к проекту конституционного закона читаем: «Для обеспечения большей прозрачности работы силовых ведомств, правоохранительных органов, независимости органов прокуратуры в субъектах Российской Федерации назначение руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, а также прокуроров субъектов Российской Федерации предлагается осуществлять после консультаций с Советом Федерации». Нетрудно заметить, что эти министры т.
Их «коллегия» — это не «кабинет» правительства, а подчиненный президенту Совет безопасности — конституционный совещательный орган при президенте Российской Федерации. Помимо этого министры «силового блока» персонально взаимодействуют с президентом. Эта практика похожа на ту, что применялась в Российской Империи при взаимодействии министров с государем императором до 1905 года. В отношении остальной части правительства РФ действует другая схема. В ней задействована нижняя палата Федерального собрания — Государственная дума. Президент представляет кандидатуру нового премьер-министра в Государственную думу. Государственная дума утверждает кандидатуру премьер-министра. Сейчас по действующей Конституции Государственная дума «дает согласие» на назначение премьера. Далее президент назначает премьер-министра. Предлагаемое нововведение в Конституцию имеет чисто лексический смысловой характер.
На практике же вопрос в обеих случаях решается голосованием депутатов Госдумы — и при «утверждении», и при «согласии». Главное же в прерогативах президента в отношении ответственности правительства, что единственно он «освобождает от должности». Последнее делает премьер-министра, вице-премьеров и министров «ответственными» перед президентом, а не перед Государственной думой. Вспомним историю. Дестабилизации ситуации в Российской Империи перед Февральской революцией 1917 года способствовало требование IV Государственной думы создать «ответственное министерство». Ответственного перед Думой, а не перед царем. Прогрессивный блок в Государственной думе добивался, чтобы Дума назначала и снимала министров. Если сравнивать нынешнюю ситуацию с той, что была накануне 1917 года, то нынешняя Государственная дума лишь «частично ответственна» по части «утверждения» в отношении министерств. Премьер-министра и министров снимает с их постов освобождает президент, а не Государственная дума. Также и руководители федеральных органов исполнительной власти, которыми руководит президент — т.
Губернаторы «не ответственны» перед Думой и по части своего назначения. В измененной Конституции статью 103 предложено дополнить пунктом «а1» об «утверждении Государственной думой по представлению председателя правительства РФ кандидатур заместителей председателя правительства РФ и федеральных министров», за исключением федеральных министров «силового блока», по которым президент «консультируется» с Советом Федерации. Также, согласно предлагаемым дополнениям в статью 112, кандидатуры своих заместителей и федеральных министров премьер-министр представляет Государственной думе на утверждение. После утверждения они назначаются на должность президентом.
RU пояснили, что повторная встреча с депутатами и сенаторами несет в себе иной посыл. Речь идет о начале предвыборной кампании и демонстрации поддержки Советом выдвижения Путина на президентские выборы. RU Как и в апреле 2023 года, Путин рассказал, что в этому году исполняется 30 лет со дня образования верхней и нижней палат Федерального собрания. Глава государства напомнил тот путь, который пришлось пройти законотворцам за эти годы, отметив значимость проделанной работы: «Были созданы юридически правовые основы новой государственности. Вот это хотя бы важно: основы были созданы, ориентиры. И потом, руководствуясь этими ориентирами, постепенно, вместе с депутатами всех уровней, включая и региональные парламенты, нам постепенно удалось на этой правовой базе навести конституционный порядок, нужную дисциплину, соблюдение этих законов.
Но если бы их не было, не было бы юридической базы». Глава государства поблагодарил депутатов и сенаторов за своевременное принятие решений по социальным обязательствам. В том числе Путин призвал продолжить активную работу парламентской группы по вопросам специальной военной операции. Он добавил, что регулярно получает от коллег доклады и содержательные предложения, многие из них, которые касаются социальной, правовой защиты участников и ветеранов боевых действий, уже «обрели силу закона». RU «Перед нами много задач, они требуют постоянного внимания, дополнительных решений и, конечно, эффективного законодательного обеспечения на федеральном и региональном уровне, — подчеркнул российский лидер. Именно из ее уст прозвучал главный посыл всего вечера: «Думаю, что выражу наше общее мнение, сказав, что главным политическим событием уходящего года стало решение Владимира Владимировича Путина баллотироваться на должность президента Российской Федерации. Это действительно ответственный, лидерский шаг, который придает всем нам уверенности в том, что Россия сильная, единая, сплоченная, обязательно продолжит свой путь к победе».
Президент России - President of Russia
Парламентарии не могут участвовать в качестве защитника или представителя кроме случаев законного представительства по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Парламентарии без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть: привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; задержаны, арестованы, подвергнуты обыску кроме случаев задержания на месте преступления или допросу; подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Слайд 53 Объем неприкосновенности Неприкосновенность распространяется на занимаемые парламентариями жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или по уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий. Парламентарии обладают рядом социальных льгот. В их числе: возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью; гарантии трудовых прав; специальные материально-финансовые условия осуществления полномочий; повышенная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска; медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение. Членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы для осуществления полномочий в здании соответствующей палаты Федерального Собрания предоставляется отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой, средствами связи. Парламентариям на весь срок полномочий выдается дипломатический паспорт.
Слайд 55 Обеспечение соответствия Конституции РФ деятельности Федерального Собрания Одним из принципиальных вопросов внутренней организации деятельности палат Федерального Собрания является механизм подсчета голосов и определения результатов волеизъявления парламентариев. Разрешая неопределенность в понимании конституционного термина «общее число» членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, Конституционный Суд РФ занял следующие правовые позиции. Слайд 56 «Общее число» парламентариев Во-первых, «общее число» — это установленное Конституцией РФ количество парламентариев в каждой из палат независимо от фактически избранных, тем более — присутствующих на заседании представителей. Акты парламента должны воплощать интересы большинства в обществе, а не только парламентского большинства. Вакантность значительного числа депутатских мандатов ведет к утрате представительного характера парламента. Слайд 57 Недопустимость «зачета» голосов одной палаты в пользу другой Во-вторых, употребляемое в Конституции РФ словосочетание «общее число членов Совета Федерации и Государственной Думы» не дает оснований для нарушения правила о раздельном подсчете голосов в каждой из палат Федерального Собрания. Указание на «общее число» в этом контексте должно пониматься только в качестве «единого для обеих палат принципа определения результатов голосования». Попытки необоснованного зачета голосов одной палаты в пользу другой были заблокированы рассматриваемым актом конституционного правосудия Слайд 58 Голосование за отсутствующих депутатов В ряде постановлений и определений Конституционный Суд РФ дал оценку весьма распространенному в Государственной Думе голосованию за отсутствующих депутатов.
Констатируя нарушения регламента палаты, Суд был вынужден признать подобную практику «обычной», вследствие чего установление неконституционности одних федеральных законов по порядку их принятия неизбежно повлекло бы за собой нуллификацию всех других актов федерального законотворчества. Слайд 59 «De lege ferenda» и «de lege lata» Обнаружив это обстоятельство, Конституционный Суд РФ объявил о сохранении за собой права в будущем по данному основанию признавать федеральные законы противоречащими Конституции РФ «de lege ferenda» , но воздержался от этого действия в настоящем «de lege lata». При этом Государственная Дума несет публично-правовую обязанность урегулировать порядок передачи депутатом карточки для голосования другому депутату на случаи таких экстраординарных обстоятельств, как чрезвычайные ситуации, болезнь депутата или его служебная командировка для выполнения парламентских функций Слайд 60 Конституционность актов об амнистии Рассматривая вопрос о конституционности подзаконного нормативного правового акта Государственной Думы об амнистии, Конституционный Суд РФ подчеркнул публично-правовую обязанность данной палаты не допускать явных искажений целей и задач амнистии, своевременно устранять дефекты правового регулирования общественных отношений. Государственная Дума была не вправе сначала издать акт об амнистии для чрезмерно широкого круга лиц без учета тяжести совершенных ими преступлений, а затем принять новое постановление с более узким кругом амнистируемых граждан, поскольку в результате такого регулирования оказались нарушенными требования ст.
При согласованном использовании материалов сайта необходима ссылка на ресурс. Код для вставки видео в блоги и другие ресурсы, размещенный на нашем сайте, можно использовать без согласования.
Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена.
К моменту ухода с поста у Ельцина был рейтинг одобрения на уровне двух процентов, по некоторым оценкам. На протяжении всех президентских сроков и во время своего второго срока на посту премьер-министра Путин пользовался высокими рейтингами одобрения российской общественности. В то же время его поведение при исполнении служебных обязанностей подвергалось сомнению отечественными инакомыслящими, а также иностранными правительствами и правозащитными организациями за его урегулирование внутренних конфликтов в Чечне и Дагестане , его запись о внутренних правах и свободах человека, его отношениях с бывшими советскими республиками и его отношениях с так называемыми олигархами: российскими бизнесменами, обладающими высокой степенью власти и влияния как в российском правительстве, так и в экономике. Кремль расценил это как серию антироссийских пропагандистских атак, организованных западными оппонентами и изгнанными олигархами.
Причем данное толкование не распространяется на принятие других федеральных законов, которые рассматриваются по инициативе Совета Федерации и не перечислены в ст. С формальной стороны вопрос заключался в толковании конституционных терминов «принятый федеральный закон» и «установленный порядок». По сути, основным предметом спора послужило расхождение в позициях главы государства и палат парламента по вопросу об их действиях в законодательном процессе. Слайд 34 Практика конституционного правосудия Государственная Дума считала, что если Совет Федерации не рассматривал федеральный закон или отклонил, но Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации , именно Государственная Дума несет публично-правовую обязанность направления закона Президенту РФ для подписания и обнародования. По мнению Президента РФ, направлять ему законы для промульгации должен Совет Федерации за исключением случая, когда Государственная Дума преодолела вето Совета Федерации. Наконец, Совет Федерации исходил из презумпции своего обязательного участия во всех стадиях законодательного процесса, особенно при отклонении закона президентом страны. Слайд 35 Практика конституционного правосудия Конституционный Суд РФ установил, что принятый федеральный закон должен направляться главе государства той палатой Федерального Собрания, в которой завершается соответствующая стадия законодательной процедуры. Слайд 36 Практика конституционного правосудия Кроме того, Государственная Дума обратила внимание на неясность в вопросе о том, можно ли считать «отклонением» федерального закона распространенный на практике институт его возвращения главой государства в парламент без рассмотрения? Конституционный Суд РФ установил, что мотивы принятого Президентом РФ решения об отклонении федерального закона должны быть сообщены палатам Федерального Собрания.
Президент РФ может воспользоваться своим правом вето в течение определенного срока 14 дней , пропуск этого срока лишает главу государства права на отклонение федерального закона. Президент РФ обязан подписать федеральный закон, если его вето преодолено квалифицированным большинством голосов в каждой из палат Федерального Собрания. Слайд 37 Практика конституционного правосудия Однако Президент РФ обладает рядом контрольных полномочий в законодательном процессе. Если имелись нарушения порядка принятия федерального закона и эти нарушения ставят под сомнение результаты волеизъявления палат и само принятие закона, данный акт не является «принятым» по смыслу Конституции РФ. Следовательно, Президент РФ вправе возвратить такой законопроект и это не будет считаться его «отклонением». В частности, конституционной оценки потребовали нормы регламента Правительства РФ, которые наделили аппарат высшего исполнительного органа правом возвращения субъектам права законодательной инициативы законопроектов с указанием причин невозможности составить финансово-экономическое заключение. Несмотря на правомерность института согласования с Правительством РФ законопроектов, которые требуют расходов за счет средств федерального бюджета, воля Правительства РФ тем более, его аппарата не может блокировать право законодательной инициативы в Государственной Думе. Оспариваемая норма предоставляла высшему исполнительному органу чрезмерно широкую дискрецию и нарушала само существо конституционного права на инициативу внесения законопроектов вследствие неясности и нечеткости правового регулирования общественных отношений, лишенного законодательной основы и «смещенного» в подзаконную область до уровня регламента Правительства РФ Слайд 42 Особенности статуса парламентариев Кроме общерегулятивных положений ст. Данный нормативный правовой акт определяет права, обязанности и ответственность парламентариев, их помощников, предусматривает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими своих полномочий.
Слайд 43 Удостоверения и нагрудные знаки Парламентарии имеют удостоверения и нагрудные знаки, которыми они пользуются в течение срока своих полномочий. Удостоверения дают право беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, беспрепятственно посещать воинские части, организации независимо от форм собственности, полностью или частично финансируемые за счет средств публичного бюджета, либо имеющие льготы по уплате налогов и обязательных платежей, либо имеющие в качестве учредителей органы государственной власти или органы местного самоуправления. Слайд 44 Формы деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы участие в заседаниях палат, их комитетов и комиссий, выполнении поручений палат, парламентских слушаниях; внесение законопроектов в Государственную Думу; внесение парламентского или депутатского запроса; обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании палаты Федерального Собрания; обращение к должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.
Функции и полномочия Президента РФ
Конституция РФ предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий Государственной Думы ч. В Конституции предусмотрены случаи, когда Государственная Дума не может быть распущена, а именно: в течение года с момента ее избрания, по основаниям, предусмотренным Конституцией РФ в ст. Совет Федерации обладает следующей структурой: Должностные лица палаты Председатель Совета Федерации и его заместители ; Совет палаты; Комитеты и комиссии Совета Федерации; Временно функционирующие органы рабочие группы и согласительные комиссии Основными структурными элементами Государственной Думы являются: Должностные лица палаты Председатель Государственной Думы и его заместители ; Совет Государственной Думы; Депутатские объединения фракции и депутатские группы ; Комитеты и комиссии Государственной Думы; Временно функционирующие органы рабочие группы и согласительные комиссии ; Полномочия рабочих органов палат регулируются их регламентами. Контрольные вопросы.
Основные принципы закона об образовании. Закон РФ об образовании об образовательных учреждениях. Структура органов власти муниципального образования. Структура органов местного самоуправления схема. Структура представительного органа местного самоуправления схема.
Схема органов местного самоуправления муниципального образования. Схема электронного документооборота на предприятии. Основные принципы внедрения системы электронного документооборота?. Система автоматизации электронного документооборота схема. Структура электронного документооборота в организации. Система органов государственной власти США схема. Система органов гос власти США. Схема структура органов власти США. Схема власть в США законодательная исполнительная судебная.
Президент РФ непосредственно руководит министерствами. Федеральные Министерства РФ. Органы исполнительной власти которыми руководит президент. Какие министры напрямую подчиняются президенту РФ. Конституционный суд РФ орган конституционного контроля структура. Конституционный суд РФ — судебный орган. Конституционный суд это определение. Конституционный контроль конституционного суда. Нормативная правовая информация.
Деятельность государственных органов. Законодательство регулирующее деятельность гос органов. Перечень видов информации. Заместитель председателя правительства РФ 2020. Новый состав правительства России 2022 схема. Заместитель председателя правительства РФ 2022. Председатель правительства РФ 2020 фамилия имя отчество. Структура фондов социального страхования. Структура системы социального страхования.
Структура управления фонда социального страхования. Схема взаимодействия органов государственной власти России. Структура Министерства Роспотребнадзора РФ. Организационная структура Роспотребнадзора. Органы управления на региональном уровне. Центральный банк Российской Федерации функции. Функции банка России банк банков банк правительства. Центральный банк РФ это определение. Банковская система Центральный банк Российской Федерации.
Организационная структура корпорации развития. Руководящий состав организации это. Организационная структура с советом директоров. Руководитель технологического отдела. Способы избрания высшего должностного лица субъекта РФ схема. Высшее должностное лицо субъекта. Высшее должностное лицо субъекта Федерации. Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается. Правительство РФ подотчётно президенту РФ.
Правительство РФ подотчётно президенту.. Правительство подотчетно главе государства. Правительство РФ как институт исполнительной власти РФ. Составить схему структура федеральных органов исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти РФ. Структура федеральных органов исполнительной власти примеры. Структура органов исполнительной власти субъектов РФ. Конституционно правовой статус члена совета Федерации. Конституция правового положения совета Федерации.
Правовой статус депутата государственной Думы РФ.
В числе таких случаев могут быть длительная болезнь, не признанная основанием для досрочного прекращения им своих полномочий, и смерть. Однако временно исполняющий обязанности Президента лишен ряда полномочий последнего: он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Компетенция и акты Президента. Конституция РФ наделяет Президента страны важными и разнообразными полномочиями. Полномочия Президента по отношению к Правительству значительны. Именно он назначает Председателя Правительства и определяет состав последнего с согласия Государственной Думы , представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации, ставит перед ней вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров; принимает решение об отставке Правительства. Президент вправе председательствовать на заседаниях Правительства, что позволяет ему не только вести эти заседания, но и высказывать на них свое мнение, рекомендовать к принятию акты по основным вопросам внутренней и внешней политики государства. Осуществляя полномочия, связанные с функционированием законодательной власти, взаимодействуя с ней, Президент назначает выборы в Государственную Думу, реализуя таким образом принцип неприкосновенности государственной власти, а также вправе распустить ее. В соответствии с п.
Конституция РФ дает исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых Президент вправе распустить Государственную Думу, издав соответствующий акт: после трехкратного отклонения представленных им кандидатур на пост Председателя Правительства ч. Одновременно Конституция фиксирует случаи, когда Президент не может распустить Государственную Думу: по основаниям, предусмотренным в ст. Право роспуска Президентом Государственной Думы не является абсолютным, так как он может реализовать его в строго ограниченных случаях. Что касается Совета Федерации, то Президент вообще лишен права его роспуска, ибо Конституция не предусматривает возможности прекращения его функционирования досрочно. Конституция РФ делегирует Президенту и определенные права в сфере законодательствования. Так, обладая правом законодательной инициативы, он вносит законопроекты в Государственную Думу п. Проекты законов, вносимые Президентом на рассмотрение Федерального Собрания, разрабатывают по его поручению Администрация аппарат Президента или Правительство. Иначе говоря, в этих законопроектах реализуется политика не только Президента, но и Правительства. Это своего рода двуединые законопроекты, на которые формально распространяются положения ч. Важными полномочиями обладает Президент и на завершающей стадии законотворческого процесса.
Так, федеральный закон, принятый обеими палатами Федерального Собрания, в течение пяти дней должен быть направлен Президенту, которому Конституция отводит четырнадцать дней для его подписания и обнародования. Если Президент не согласен с законом в целом или отдельными его частями, он может возвратить его в Федеральное Собрание на повторное рассмотрение с обоснованными возражениями. Если при повторном рассмотрении закон будет снова принят в прежней редакции квалифицированным большинством голосов обеих палат, Президент, несмотря на свое несогласие, обязан его подписать в течение семи дней и обнародовать. Следовательно, право вето Президента не абсолютно. Это право относительного отлагательного вето, причем он может использовать данное право в отношении лишь обыкновенных федеральных законов. Федеральные конституционные законы, которые принимаются, согласно ч. Наконец, к числу важнейших полномочий Президента в сфере законодательной инициативы относится право назначения референдума п. Референдум назначается им в порядке, установленном федеральным конституционным законом, и предполагает голосование избирателей по одному или нескольким предложенным вопросам, касающимся самых важных сторон государственной жизни о проекте новой Конституции, изменении отдельных ее положений и т. В сферу полномочий Президента в отношениях с Федеральным Собранием входит его право обращаться к обеим палатам с ежегодными посланиями п. Эти послания являются прежде всего политическими документами.
Вместе с тем в них может содержаться программа законодательной деятельности Президента и Правительства, что вполне способно повлиять на законотворческий процесс палат. Значительны полномочия Президента в области международных межгосударственных отношений. Конституционные положения, представляющие Президенту право определять основные направления внешней политики государства ч. Формы реализации президентской линии в международных отношениях - это обычно личные встречи Президента с главами иностранных государств и правительств, участие в региональных и международных конференциях, двусторонних и многосторонних переговорах, пресс-конференциях и т. Ведя переговоры и подписывая различного рода договоры и соглашения с иностранными государствами в этом случае главе государства не требуются специальные полномочия, он действует "по праву", то есть в силу собственного права , Президент как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина должен содействовать укреплению позиций России на международной арене, сохранению ее суверенитета, независимости и государственной целостности, защищать права и интересы российских граждан. Конституция Российской Федерации, в отличие от конституций ряда зарубежных стран, не содержит норм, ограничивающих деятельность Президента в сфере международных отношений, перечня вопросов, по которым он может или не может вести переговоры и подписывать договоры и соглашения. Конституция ничего не говорит и о том, должны ли договоры, заключенные Президентом, ратифицироваться Федеральным Собранием. Вместе с тем статья 106 Конституции гласит, что "обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров". Значит, заключаемый Президентом договор должен сначала рассматриваться в Государственной Думе и получить одобрение у абсолютного большинства Совета Федерации. Утвержденный Федеральным Собранием договор сопровождается ратификационной грамотой, которая подписывается Президентом.
Как глава государства Президент представляет Россию в международных отношениях, назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Прием Президентом верительных и отзывных грамот от аккредитуемых при нем дипломатических представителей означает, что с этого момента начинается соответственно исполнение или прекращение выполнения ими своих обязанностей на территории Российской Федерации. Полномочия Президента распространяются и на сферу судебной и правоохранительной деятельности. Так, он представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, Генерального прокурора Российской Федерации, вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора, назначает судей других федеральных судов. Президент осуществляет ряд полномочий, связанных с деятельностью Вооруженных Сил, Верховным Главнокомандующим которых он является по Конституции ч. Полномочия Президента в этих столь важных сферах определяются Конституцией в самом общем виде и конкретизируются в действующем федеральном законодательстве. Так, в соответствии со ст. Предоставляя Президенту право введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военного положения, Конституция ч. Решение о введении военного положения должно быть незамедлительно именно так записано в Конституции доведено до сведения членов обеих палат Федерального Собрания. А значит и это логически вытекает из содержания п.
С этим полномочием Президента тесно связано его право вводить на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Реализация его оговаривается определенными условиями: это наличие веских обстоятельств причин , предусмотренных федеральным конституционным законом, и незамедлительное сообщение об этом палатам Федерального Собрания ст. Указ о введении чрезвычайного положения в период работы сессии парламента передается на его утверждение немедленно и рассматривается в срок, не превышающий 24 часов. Одновременно в ч.
При этом Президент, полномочия которого прекращены до принятия данного закона, может подать такое заявление в течение 3 месяцев со дня вступления закона в силу. Указывается, что сенаторы — представители РФ назначаются указом Президента на 6 лет либо пожизненно не более 7 сенаторов. Назначение сенаторов является правом, но не обязанностью Президента, и может осуществляться по его усмотрению в любое время.
Предусматриваются следующие требования к кандидатам в сенаторы Российской Федерации: Сенатором РФ может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, постоянно проживающий в России, не имеющий гражданства подданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Согласно цензу оседлости, кандидатом в сенаторы - представители региона может быть гражданин РФ, постоянно проживающий на территории данного субъекта РФ в течение 5-ти лет, непосредственно предшествующих его выдвижению кандидатом, либо в совокупности в течение 20 лет, предшествующих такому выдвижению. В настоящее время такое требование не распространяется в том числе на лиц, имеющих воинские звания высшего офицера, специальное звание высшего начальствующего состава или соответствующий им классный чин. Законопроектом предусматривается аналогичное исключение из ценза оседлости для федеральных государственных гражданских служащих, имеющих классный чин, соответствующий воинскому званию генерал-полковника, адмирала, генерала армии, адмирала флота классный чин действительного государственного советника РФ 1 класса.
Полномочия Президента РФ в законотворческом процессе и их реализация
Федеральный канцлер избирается Бундестагом по предложению президента, предлагает кандидатуры министров, назначаемые президентом. Совета Федерации и Государственной Думы. В государстве z президент избирается обеими палатами парламента какая дополнительная информация.
Путин поздравил депутатов и сенаторов с 30-летием Федерального собрания
За это время практика применения вошла в некоторое противоречие с теорией? Если вести речь о толковании Конституции, то главный орган, который осуществляет толкование Конституции, это Конституционный суд России. Он как раз является едва ли не главным каналом превращение доктрины, то есть теории в практику. Это ученые, всемирно известные, и они принимают разные решения. А то, что некоторые противоречия возникают, это на самом деле. Вот пример.
С одной стороны, органы местного самоуправления не входят в систему органов госвласти, а с другой стороны, очевидно, что это часть публичной власти. У нас же нет другой власти, чем та, что определена статьей 3 Конституции: источником власти является народ, все они избраны народом, гражданами РФ. И вот Конституционный суд в течение нескольких лет формировал такую правовую позицию, окончательно ее определил, и она нашла отражение теперь в поправках в Конституцию о том, что и органы государственной власти, и органы местного самоуправления объединяет функциональное единство. Они же все созданы для того, чтобы обеспечить то, что у нас записано в статье 2 Конституции как высшая ценность — права и свободы человека. Президент часть своих полномочий, причем самых существенных, связанных с формированием правительства и силовых структур, передает палатам Федерального собрания.
Мы остаемся в рамках формы правления «президентская республика». И у нас система сдержек и противовесов корректируется, модернизируется, но при этом сохраняется президентская республика. Я напомню, Государственный совет уже есть. А то, что появляется еще один актор принятия государственных решений, это тоже показатель демократизации принятия самых высоких решений. Туда входят и до сих пор руководители регионов.
Я полагаю, что основное предназначение этого органа, наверное, таким и останется. Это позволит лучше учитывать то, что происходит вдали от Москвы. И в этой части, я думаю, правильно предусмотрено Конституцией, что конкретное содержание будет определено федеральным законом. И будет решать законодатель конкретный функционал этого органа. А теперь появляется уточнение, которое определяет критерии отнесения русского языка к государственному языку.
Эта практика свойственна и зарубежным странам.
Право Государственной Думы о постановке вопроса о недоверии Правительству Российской Федерации: мотивы, порядок, последствия. Роспуск и отставка Правительства: условия, процедуры, последствия.
Правовые акты Правительства Российской Федерации, порядок их принятия и отмены. Акты Правительства, имеющие нормативный характер, и акты ненормативного характера. Аппарат Правительства.
Система и структура федеральных органов исполнительной власти Л. Это специальное поручение может быть постоянным состоянием, обязанностью, полномочием, элементом компетенции того или иного государственного органа, предусмотренного публично-правовым актом. Не исключена и дача одноразового специального поручения какому-либо государственному органу в рамках п.
Андреев, Ответственность государства за причинение вреда, 2013 А. Авакьян, Конституционный лексикон. Государственно-правовой терминологический словарь, 2015 В комментируемой части также говорится, что Федеральное Собрание контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.
В данном случае законодатель имеет в виду в первую очередь изменения, внесенные в Конституцию Российской Федерации Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. Конституция ФРГ провозглашает, что государство является правовым и социальным. Закрепляется республиканская форма правления, ответственность правительства перед парламентом.
Германия является парламентской республикой с признанием земель ФРГ государствами с собственными Конституциями, которые должны соответствовать федеральной. Главой государства является президент, избираемый специально созываемым Федеральным собранием на пять лет. Президенту предоставлен ряд полномочий, связанных с выполнением функций главы государства.
Однако президенту для принятия решений и издания большинства актов требуется обязательная контрассигнация Федерального канцлера или соответствующего Федерального министра. Парламент страны состоит из двух палат: бундестага, который по существу обладает законодательной властью, и бундесрата, через посредство которого «… земли участвуют в законодательстве и управлении Федерацией» ст. Рохлин, Прокурорский надзор и государственный контроль, 2003 В Совет Федерации Федерального Собрания входят по два представителя от каждого из 89 субъектов Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
В соответствии со ст. Представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на срок его полномочий ст. Коллектив авторов, Правоведение.
Так, согласно ч. В данном контексте пропорциональная система рассматривается как наиболее оптимальный учет мнений разных избирателей, но такой подход обезличивает депутатов, люди голосуют за партию, а не за ее представителей. Направленный на усиление и стабильность партийной системы переход к пропорциональной системе выборов — важный и ответственный ход Президента РФ в развитии демократических начал становления России как правового государства.
Исраелян, Избирательное право, 2008 Законодательный орган — Федеральное Собрание осуществляет законотворческую деятельность и с помощью парламентских методов может влиять на деятельность Правительства РФ, в частности, утверждает бюджет, имеет право заслушивать отчеты Правительства о своей деятельности и ставить вопрос о недоверии Правительству. В то же время Правительство РФ осуществляет исполнительную власть и исключает ее подмену законодательными или иными органами. Президент РФ как глава государства обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации, а также может распустить Государственную Думу по основаниям, предусмотренным Конституцией РФ.
Государственной Думе в свою очередь предоставлено право выдвигать против Президента РФ обвинение в государственной измене или ином тяжком преступлении. Деятельность Счетной палаты РФ регламентирована положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. Борисов, Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1996 г.
На начальном этапе становления партий с учетом финансовых реалий в стране это едва ли целесообразная трата бюджетных средств. Тем не менее, поправка от 21 июля 2005 года предусматривает увеличение государственного финансирования политических партий из средств федерального бюджета. Первоначальная редакция ст.
Редакция от 21 июля 2005 года поправила процитированную норму следующим образом: «Общий объем средств федерального бюджета, выделяемых для государственного финансирования политических партий, не может быть менее пяти рублей, умноженных на число избирателей, включенных в списки избирателей на ближайших предыдущих выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо выборах Президента Российской Федерации». В то же время позиция партии была противоречива. Николенко, Идеология и практика КПРФ: проблема исторической преемственности и поиск новой политической идентичности, 2015 Существенно подняла роль региональных и местных выборов также политическая реформа, предложенная в Послании Федеральному Собранию Президентом России Дмитрием Медведевым.
Усиление роли партий, приз в виде права предлагать кандидатуры руководителей регионов главе государства по итогам победы на выборах в региональные парламенты, равный доступ к государственным СМИ — все эти составные части политической реформы уже действуют. Коллектив авторов, Победители и проигравшие. Местные выборы 11 октября, 2010 Коллегиальным органом Банка России является Национальный банковский совет.
В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России. Казанцева, Банковское дело. Шпаргалка, 2009 2.
Заключение между органами государственной власти и политическими партиями договоров и соглашений о взаимодействии. Так, в апреле 1 994 г.
Так, к ведению Совета Федерации относятся: Совета Федерации в соответствии со ст. Ж назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; з назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации; и назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. К ведению Государственной думы относятся полномочия, определенные ст.
Уполномоченным по правам человека может быть гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Уполномоченному по правам человека в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета вклады , хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации; ж объявление амнистии; з выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации в целях отрешения его от должности или против Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.
Полномочия Федерального Собрания РФ
1. Президент избирается обеими палатами Федерального собрания — Да. Процедура преодоления вето президента обеими палатами парламента усложнена — теперь сюда в качестве конечной инстанции подключен Конституционный суд. Но подписание таких договоров подлежит ратификации Федеральным Собранием, которая осуществляется принятием ФЗ обеими палатами Федерального Собрания и подтверждается специальной грамотой, подписанной Президентом РФ. Следовательно, назначение выборов нижней палаты Федерального Собрания не является исключительной обязанностью Президента, поскольку закон закрепляет за ним возможность проигнорировать данную процедуру.
Не слухи, а факты: читайте в Telegram-канале «Ведомостей»
- Status powers of the Russian parliament
- Органы государственной власти. Президент
- Читайте также:
- Федеральное собрание, как институт конституционной демократии презентация
Органы государственной власти. Президент
Президент России Владимир Путин во время выступления на заседании Совета законодателей в пятницу отметил роль парламента в предстоящем формировании нового состава Правительства страны. Парламенту предстоит реализовать свои конституционные полномочия, установленные в 2020 году поправками к Основному закону и одобренные по итогам общероссийского голосования. Президент также наделен полномочиями предоставлять федеральные помилования и отсрочки, а также созывать и закрывать одну или обе палаты Федерального собрания в чрезвычайных обстоятельствах. В соответствии с требованием Конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания. Палаты Федерального Собрания.
Читайте также:
- ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Первый закон о выборах российского президента
- 8.1. Правовой статус главы государства
- Органы государственной власти в Российской Федерации
- Почему полномочия органов власти в ЕГЭ — сложная тема?
- Не слухи, а факты: читайте в Telegram-канале «Ведомостей»
Главное о Совете законодателей в Петербурге и задачах, которые поставил президент
Онлайн-трансляция эфирного потока в сети интернет без согласования строго запрещена. Вы можете разместить у себя на сайте или в социальных сетях плеер Первого канала. Для этого нажмите на кнопку «Поделиться» в верхнем правом углу плеера и скопируйте код для вставки.
Конституционное право России.
Учебный курс: учеб. Например, в ст. Авакьяна в точно такой же последовательности изложено содержание указанных полномочий обеих палат Федерального Собрания РФ10.
Точно такой же подход к рассмотрению полномочий палат Федерального Собрания РФ применяют авторы уже упоминавшегося учебника Конституционного права России11 и другие авторы. Хотя, как представляется, значительно удобнее было бы классифицировать полномочия палат, например, по сфере их реализации. Это позволило бы объединить полномочия Государственной Думы и Совета Федерации в однородные группы и более объемно их представить.
Тем более что классификация позволяет показать властные возможности Федерального Собрания РФ с разных сторон. То есть в разных сферах например, в социально-экономической, политической, регулировании и защите прав и свобод человека и гражданина , во взаимоотношениях с другими органами государственной власти на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации. Например, многие авторы классифицируют полномочия Президента России по указанным основаниям, выделяя три сферы осуществления полномочий: в сфере исполнительной власти, правотворческие полномочия и полномочия в судебной сфере12 8 СЗ РФ.
Конституционно-правовой статус главы государства в системе власти современной России: автореф. Так, С. Авакьян и некоторые другие авторы выделяют четыре сферы осуществления Президентом России своих полномочий: полномочия по формированию федеральных органов государственной власти, в законодательной сфере, внешнеполитические полномочия, иные полномочия2.
Справедливости ради следует отметить, что встречаются научные публикации, авторы которых, наоборот, основное внимание уделяют не анализу полномочий отдельных палат федерального парламента, а анализу полномочий именно Федерального Собрания РФ как российского органа государственной власти3. При этом ряд авторов, рассматривая полномочия Федерального Собрания РФ как парламента на первое место в характеристике его правового статуса ставят представительный характер его полномочий, а затем законодательные и контрольные полномочия законодатель- 4 ного органа государственной власти. Мы разделяем позицию тех авторов, которые рассматривают полномочия Федерального Собрания РФ как самостоятельного органа государственной власти.
По нашему мнению, наиболее полный анализ полномочий Федерального Собрания РФ будет в том случае, когда анализу полномочий палат российского парламента будет предшествовать анализ полномочий Федерального Собрания РФ. Кроме того, мы предлагаем, чтобы полномочия Федерального Собрания РФ классифицировались не только в зависимости от сферы их реализации и т. Поскольку в правовом статусе в первую очередь отражается сущность того или иного органа государственной власти.
В данном случае - Федерального Собрания РФ. Как отмечает Большой толковый словарь русского 1 Колобаева Н. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации: вопросы теории и практики.
Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России. Система представительных органов власти в Российской Федерации. Представительная законодательная власть в России: история и современность: монография.
Близкое к этому определение понятия сущности дает Д. Керимов, который отмечает, что «сущность - это внутренняя субстанция в противоположность внешним ее выражениям, обобщаемым в понятии «явление»; это устойчивое отношение, нечто единое в многообразии явлений»6. Помимо определения указанного понятия Д.
Керимов раскрывает также отличительные признаки сущности. Во-первых, сущность выражает всеобщие закономерности развития действительности. Во-вторых, в сущности представлены все основные, существенные, главные характеристики предмета в их единстве.
В ней не приводится перечень случаев освобождения Президента от ответственности, ничего не говорится о процессуальной стороне решения вопросов неприкосновенности. Анализ данной конституционной формулы и ее толкование в системе других норм Конституции и федеральных законов, раскрывающих содержание неприкосновенности должностных лиц государства - членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, а также судей, позволяют сделать заключение о ничем не ограничиваемой неприкосновенности Президента. Неприкосновенность Президента выступает как правовая гарантия его деятельности на посту главы государства.
Эта гарантия выходит за рамки общих принципов неприкосновенности личности , установленных Конституцией ст. Президента нельзя привлечь к уголовной и административной ответственности, подвергнуть обыску, досмотру, иным мерам принудительного характера. Неприкосновенность Президента не ограничивается личной неприкосновенностью.
В современной доктрине конституционализма конститу- ционные суды, действующие по европейской модели, счита- ются своего рода "суперзаконодателем", стоящим в меха- низме правового регулирования над официальным законода- телем. И для того, чтобы этот "суперзаконодатель" не превращался в некий аристократический элемент в системе разделения властей, в большинстве европейских стран в назначении судей конституционного суда в той или иной мере участвуют обе палаты парламента как представитель- ные органы исключения: в Бельгии монарх назначает судей, избранных верхней палатой; в Греции существует особая процедура назначе- ния и выбора кандидатов, в которой парламент напрямую не участвует 18. Причем встречаются такие процедуры, когда судьи конституционного суда назначаются президен- том Австрия, Чехия, Словакия по предложению палат парламента и правительства, и такие, когда судьи изби- раются в равном числе палатами парламента ФРГ. Во Франции Конституционный совет состоит из 9 членов, наз- начаемых в равных долях Президентом, Председателем Се- ната и Председателем Национального собрания, а также бывших Президентов республики.
Но наиболее удачным представляется итальянский вариант, когда конституцион- ный суд формируется в равных долях законодательной властью обеими палатами парламента на совместном засе- дании , исполнительной номинальным главой государства, но при условии контрасигнатуры назначения главой прави- тельства и судебной высшими судебными органами общей и административной юрисдикции , что является более точ- ным отражением роли конституционной юрисдикции по отно- шению к другим высшим органам государственной власти. Stark u. Baden-Baden, 1986. Конкретная процедура назначения судей высших федераль- ных судов установлена в Регламенте Совета Федерации.
Кандидатуры, представленные Президентом, сначала обсуж- даются в Комитете по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам ст. Председа- тель Комитета знакомит членов Совета Федерации с заклю- чением Комитета на заседании верхней палаты Федерально- го Собрания ст. Для назначения каждая из канди- датур должна набрать "большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации" ч. В против- ном случае, Президент в двухнедельный срок должен представить новую кандидатуру на вакантную должность ч.
Кроме того, предусмотрены консультации Совета Федерации и Президента с целью преодоления раз- ногласий ч. Если же кандидатура, представ- ленная Президентом для назначения судьей Конституцион- ного Суда, набрала нужное количество голосов, то изб- ранный кандидат приносит торжественную присягу на засе- дании Совета Федерации ст. Текст присяги содержится в ст. Совет Федерации играет решающую роль, но он связан кандидатурами, представляемыми Президентом.
Таким обра- зом, Президент, глава государства и федеральной испол- нительной власти, играет определяющую роль: Совет Феде- рации не может назначить судью, кандидатура которого не представлена Президентом. Сколько бы Совет Федерации ни отклонял конкретные кандидатуры, он все равно будет назначать только тех, кого Президент федеральная ис- полнительная власть желает видеть на высших судейских должностях. В то же время назначаются только те канди- датуры Президента, которые устраивают и Совет Федера- ции, наполовину состоящий из глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому фактически Пре- зидент и Совет Федерации оказываются вынужденными рано или поздно прийти к консенсусу, и судьями будут назна- чаться не столько "пропрезидентские", сколько нейтраль- ные кандидаты.
Итак, должностные лица исполнительной власти, в частности, главы региональной исполнительной власти, формируют высшие органы судебной власти, то есть те органы, которые должны осуществлять судебный конт- роль за деятельностью исполнительной власти. Это еще одно свидетельство приоритета исполнительной власти в российской системе разделения властей. Назначение судей федеральных судов в России в целом содержит определенный механизм "противовесов" в системе разделения властей "по вертикали" между органами влас- ти Российской Федерации и субъектов Федерации. Судьи высших "центральных" судов назначаются палатой парла- мента, состоящей из представителей субъектов Федерации, а судьи остальных федеральных судов, действующих в субъектах Федерации, - федеральным Президентом см.
Назначение Генерального прокурора Российской Федерации Конституция предоставляет Совету Федерации право назначения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ п. Кандидатура на долж- ность Генерального прокурора и предложение об освобож- дении его от должности представляются Президентом п. Процедура назначения Генерального прокурора содер- жится в Регламенте Совета Федерации и во многом схожа с назначением судей высших федеральных судов. Освобожде- ние Генерального прокурора происходит на тех же услови- ях: по предложению Президента ст.
Участие Государственной Думы в вопросе назначения и освобождения от должности Генерального Прокурора России не представляется необходимым. Прокуратура России поте- ряла значительную часть своих полномочий по сравнению с союзным законодательством. Прежде всего, это положение о том, что "проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер проку- рором" ч. Ранее данные проверки могли проводиться прокуратурой и по собственной инициативе.
Кроме того, значительно уменьшены права прокуратуры, предоставленные ей для осуществления своих функций. Конституция, не определив полномочия, организацию и по- рядок деятельности прокуратуры и оставив разрешение данных вопросов на усмотрение федерального закона, тем самым низвела прокуратуру до уровня второстепенного го- сударственного органа. Учитывая все вышесказанное, можно утверждать, что вопрос назначения Генерального прокурора не оказывает существенного влияния на отноше- ния между законодательной и исполнительной ветвями власти. Назначение выборов Президента и Государственной Думы Особые взаимоотношения между законодательной и ис- полнительной ветвями государственной власти складывают- ся по вопросам назначения президентских и парламентских выборов.
Конституция закрепила своеобразный порядок, при котором каждая из ветвей власти определяет дату вы- боров своего оппонента. Пункт "а" ст. Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Феде- рального Собрания Российской Федерации" определил да- той, на которую Президент назначает парламентские выбо- ры, первое воскресенье после окончания предшествующей легислатуры. На первый взгляд, Президент обязан назначать выборы, и четко зафиксированная законом дата подтверждает этот вывод.
Однако в этом же Законе предусматривается ситуа- ция, когда Президент не назначает парламентские выборы. Если, за четыре месяца до дня выборов, Президент не из- дает указ об их назначении, его полномочия переходят к Центральной избирательной комиссии, которая обязана назначить выборы на первое воскресенье месяца, следую- щего за месяцем, в котором истекают полномочия Госу- дарственной Думы ст. Следовательно, назначение выборов нижней палаты Федерального Собрания не является исклю- чительной обязанностью Президента, поскольку закон зак- репляет за ним возможность проигнорировать данную про- цедуру. Центризбирком вполне может заменить главу госу- дарства в этом вопросе, и парламентские выборы будут назначены без его участия.
Подобная ситуация сохраняется и при досрочных выбо- рах в Государственную Думу. Казалось бы, ч. Однако Закон о выборах депутатов Госу- дарственной Думы допускает возможность бездействия Пре- зидента и обязывает Центризбирком провести выборы в первое воскресенье по истечении трех месяцев со дня роспуска Думы. Подобное дублирование действий Президента Центриз- биркомом свидетельствует о своеобразном толковании Конституции, в которой такая возможность не предусмот- рена.
С другой стороны, необходимо отметить, что подоб- ная ситуация сохраняется и при назначении выборов Пре- зидента, следовательно, речь не идет о каком-либо ущем- лении одной из ветвей власти. Пункт "д" ч. Порядок выборов Президента ч. И Закон "О выборах Пре- зидента Российской Федерации" установил днем выборов первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент ч.
В дальнейшем, процедура назначения президентских выборов идентична процедуре назначения выборов Государственной Думы. В случае неназначения выборов Советом Федерации, Центризбирком проводит выборы в первое воскресенье ме- сяца, следующего за месяцем, в котором истекают полно- мочия главы государства. Аналогичная ситуация сохраня- ется и при досрочных выборах Президента, которые "долж- ны состояться не позднее трех месяцев с момента досроч- ного прекращения исполнения полномочий" ч. Правда, участие Центризбиркома в проведении досроч- ных президентских выборов предусматривается только в случае отрешения Президента от должности и неназначения выборов Советом Федерации.
Россия. Органы власти. Законодательная власть
Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации. Путин добавил, что поправки, внесенные в Конституцию, способствовали расширению полномочий обеих палат Федерального Собрания. Конституция четко разделяет функции обеих палат Федерального Собрания. А. Президент РФ избирается голосованием обеих палат Федерального собрания. Б. Выборы депутатов Государственной Думы осуществляются на альтернативной основе. 12. Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Палаты Федерального Собрания имеют разные полномочия, хотя назначение и функции парламента едины для обеих палат.