Митрополитом Московским св. Филипп пробыл всего лишь два с небольшим года, умер еще через год (был задушен Малютой Скуратовым, несомненно, с ведома или по непосредственному приказу царя Иоанна Грозного, находясь в заточении в Отроч Успенском монастыре под Тверью). Как это не прискорбно, но и «Житие» митрополита Филиппа вызывает множество вопросов.
Филипп (Колычев)
👼💗🌹☦️22 января — память Филиппа (Колычева), митрополита Московского: mon_sofia — LiveJournal | Имя митрополита Макария в ней вовсе не фигурирует. |
Святитель Филипп, митрополит Московский и всея России чудотворец / Монастырский вестник | В своих посланиях он убеждал царя распустить опричнину и всячески осуждал за бесчинство. |
1 января 1573 года убит самый знаменитый и самый малоизвестный опричник Малюта Скуратов
Малютой Скуратовым был задушен подушкой бывший Митрополит Филипп в своём монастыре, который больше не был на митрополичьей кафедре. Период 4 истории РПЦ. Московское патриаршество 1589-1700. Церковь в Смутное время. Учреждение Московского Патриаршества.
Решение соборов 1589 и 1593 года. Опричнина, Ливонская война, привели к разорению Российского государства. Это связано и с отменой Юрьева дня дня, когда крестьянин, мог сменить помещика. С 1581 года началось закрепощение крестьян.
Крепостное право — система законодательных актов, которое государство насильственно прикрепляет крестьянам. Против воли крестьян, иначе говоря. В 1584 году Иван Грозный умер. От браков у него осталось 2 сына.
Фёдор Иванович, больной в физическом плане и 5-ний царевич Димитрий, больной эпилепсией. Последнюю жену Грозного с сыном отправили в Углич. Власть Фёдора прибрал к рукам Борис Годунов. Царь Фёдор Иванович управлять государством не мог.
Ему было очень тяжело. Фёдор Иванович правил с 1584 по 1598 года и с его смертью Борис Годунов вступил на престол, так как у Фёдора Ивановича детей не было.
С началом войны Иоанн отдалил от себя Сильвестра и Адашева. А затем, в 1560 г. Иоанн очень любил ее, и она для него много значила — кроткая царица умела обуздывать природную жестокость царя. И вот ее не стало: на горечь этой тяжелейшей для Иоанна утраты, так помутившей сознание царя, наслаивались жуткие воспоминания детства о боярском своеволии, вспоминалось предательство друзей в дни болезни. Вероятно, последовал психический срыв в душе царя, который очень болезненно пережил кончину самого близкого и верного ему человека. Именно это во многом сформировало тот патологический настрой, который постепенно стал поглощать сознание Иоанна и превращать его в кровавого деспота. Сейчас трудно судить, была ли кончина Анастасии насильственной, но Иоанн уже так ожесточился против своих бояр, что открыто обвинял их в отравлении своей супруги. Позднее сам Иоанн в письме к Курбскому признавался, что именно потрясение, связанное со смертью жены, стало причиной вспышки жестокости Грозного.
Кроновых жертв бы не было», — писал царь. Среди первых жертв оказались вчерашние любимцы, а теперь ненавистные и постылые Сильвестр и Адашев, уже ранее подвергнутые опале. Правда, пока оставался второй «удерживающий» — митрополит Макарий — царь еще не доходил до кровопролития. Ограничился лишь тем, что после заочного судилища обоих отправил в ссылку. Это было прямое следствие заступничества Макария, который в ответ на угодливое предложение судий казнить бывших фаворитов во всеуслышание завил, что надо прежде выслушать подсудимых. В результате Сильвестра отправили в монастырское заточение в Кириллову обитель затем его перевели на Соловки , а Адашева послали воеводой в Ливонию, где он и погиб при весьма темных обстоятельствах. Но вот 31 декабря 1563 г. Последний человек, которому Грозный мог доверять, ушел из жизни. Порвалась последняя нить, связывавшая Грозного с теми светлыми временами, когда так блестяще начиналось его царствование. И эту смерть Иоанн перенес так же тяжело, как и кончину супруги.
Затем последовал взрыв ярости и жестокости.
По пути Иван Васильевич отправил своего поверенного, главу опричников Малюту Скуратова, в Тверь - якобы за благословением Филиппа. Когда Малюта пришел в келью с просьбой благословить поход на Новгород, Филипп ответил решительным отказом. Тогда Малюта набросился на бывшего митрополита и задушил его подушкой. Так погиб человек, который не боялся в лицо сказать Ивану Грозному все, что думает. В дальнейшем митрополит Филипп был канонизирован Русской православной церковью.
Последние записи:.
Известный православный агиограф начала XX века Г. Федотов, несмотря на всю свою предубежденность против царя, отметил: «Святому исповеднику выпало испить всю чашу горечи: быть осужденным не произволом тирана, а собором русской церкви и оклеветанным своими духовными детьми». Из этого видно, что Иоанн добросовестно соблюдал подписанное соглашение о разграничении сфер деятельности церковной и светской власти. Царь пытался защитить святителя, но не мог нарушить соборного постановления. Свергнутый митрополит был арестован лично участником заговора А.
Басмановым и заточен в Тверской Отрочь монастырь под надзор еще одного заговорщика, «пристава неблагодарна» Стефана Кобылина. Изменник Курбский откликнулся на событие очередной клеветой. Авторы «Жития» вообще не упоминают об осудившем святого Освященном соборе, также перекладывая всю вину на царя. Но самое интересное, что и Скрынников, в своей книге «Крест и корона», пишет: «Как бы ни складывались взаимоотношения монарха с первосвященником, в истории России не было случая низложения митрополита по решению светских судей», поддерживая, таким образом, версию Курбского. Такое заявление вдвойне непростительно для историка-профессионала: во-первых, Скрынников прекрасно знает о том, что святителя Филиппа осудил именно церковный собор, а во-вторых, как историк Скрынников должен помнить, что в XV веке Великий князь Василий Васильевич Темный своею светской властью низложил и арестовал принявшего Унию с католиками митрополита Исидора. Так что «случай низложения митрополита по решению светских судей» в России имел-таки место. Но вернемся в век XVI.
Враги святителя просчитались. Пимен не стал митрополитом — Иоанн был не так прост и призвал на место св. Филиппа игумена Троице-Сергиева монастыря Кирилла. А в сентябре 1569 г. Святой стал очень опасным свидетелем, и его решили убрать. Когда Скуратов-Бельский, руководивший расследованием, достиг Твери, святитель был уже мертв. Можно предположить, что царь послал к узнику своего доверенного слугу с просьбой вернуться на митрополию, а вовсе не с приказом удушить святого.
Но возвращение митрополита Филиппа в Москву вовсе не входило в планы заговорщиков. А тут, как на грех, один из них — пристав Кобылин — сторожил святого узника. И при этом стороже заключенный скончался — то ли от угара, то ли был задушен подушкой, то ли отравлен… Григорию Лукьяновичу оставалось только доложить обо всем Иоанну. Паисий был заточен на Валааме, Филофей лишен сана, пристав Кобылин, так неудачно «охранявший» святого, сослан в монастырь. Были казнены Басмановы и, после бездарной обороны Москвы в 1571 г. Не ушли от расплаты и другие преступники, в первую очередь Пимен, заключенный в Веневский Никольский монастырь. Кстати, интересно, что по этому поводу 80 лет спустя!
Официально посылая покаянное письмо к мощам святителя Филиппа инспирированное будущим патриархом Никоном с целью заставить царя покаяться в «убийстве» митрополита «светской властью» и утвердить, таким образом, превосходство святительской власти над царской , второй царь из рода Романовых неофициально придерживается совсем иной точки зрения. В письме к князю Н. Одоевскому от 3 сентября 1653 г. Где гонимый и где ложный совет, где облавники и где соблазнители, где мздоослепленныя очи, где хотящии власти восприяти гонимаго ради? Не все ли зле погибоша; не все ли изчезоша во веки; не все ли здесь месть восприяли от прадеда моего царя и великого князя Ивана Василиевича всеа России выделено мной. Что может быть лучшим свидетельством невиновности Иоанна IV? Читайте также.
Свт. Филипп, митрополит Московский и всея России чудотворец
На протяжении ряда лет источники фиксируют тесное общение Андрея и его духовного сына Ивана IV: протопоп принимал участие в крещении детей царя, сопровождал его в Казанском походе 1552 г. При дворе Андрей свёл знакомство с влиятельными лицами из царского окружения А. Адашевым , князем А. Курбским и др. Около 1562 г. Андрей, возможно овдовев, принял постриг с именем Афанасий в близком к митрополичьей кафедре московском в честь праздника Чуда архистратига Михаила в Хонех мужском монастыре. Занял в братии обители второе место после игумена. В период кратковременного пребывания в Чудовом монастыре Афанасий не порывал связей с царём и митрополитом.
Неоднократно навещая тяжело больного митрополита Макария незадолго до его кончины 31 декабря 1563 , Афанасий стал одним из самых близких к нему лиц; один из главных организаторов похорон митрополита. Во главе митрополии 1564—1566 24 февраля 1564 г. С точки зрения традиций, характерных для Русской церкви периода Средневековья, его поставление было несколько неожиданным. Афанасий являлся иноком лишь около 2 лет, не имел опыта руководства какой-либо более или менее крупной обителью или кафедрой большинство митрополитов в 15—16 вв. Очевидно, что карьерный взлёт Афанасия был обусловлен его близостью к царю, а также к митрополиту Макарию, тесно связанному с иноками волоколамского Иосифова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , которые играли ключевую роль в управлении Русской церковью в 1520—1560-х гг. Поставил на кафедры 4 архиереев: двух выходцев из Иосифова Волоколамского монастыря — Германа Садырева-Полева на Казанскую кафедру 12 марта 1564 , Галактиона — на Крутицкую 8 апреля 1565 ; настоятеля Троице-Сергиева монастыря Елевферия — на Суздальскую вероятно, весна-лето 1564 , настоятеля ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря Иосифа — на Коломенскую 18 марта 1565. Миниатюра из Лицевого летописного свода.
Государственный исторический музей, Москва. ОР ГИМ. Иллюстрация из книги: Лицевой летописный свод XVI века.
Это свидетельствует о том, что летописная запись составлена несколько десятилетий спустя после смерти св. Мазуринская летопись за 1570 год, сообщая о его смерти, прямо ссылается на соловецкое «Житие», которое было составлено не ранее самого конца XVI века, а то и в начале XVII века. Разница между событием и летописной записью составляет 30—40 лет! Это все равно, как если бы написанную в 1993 году биографию Сталина через 400 лет стали бы выдавать за непререкаемое историческое свидетельство. Что касается «Мемуаров» Таубе и Крузе, то они многословны и подробны, но их явно клеветнический характер выводит их за скобки достоверных источников. Серьезные научные исследователи не считают их таковыми. Так, ведущий специалист по русской истории того периода, Р.
Скрынников отмечает: «Очевидцы событий, Таубе и Крузе, составили через четыре года после суда пространный, но весьма тенденциозный отчет о событиях». Кроме того, нравственный облик этих политических проходимцев, запятнавших себя многочисленными изменами, лишает их права быть свидетелями на суде истории, да и на любом другом суде. То же можно сказать и о князе Андрее Курбском. Будучи командующим русскими войсками в Ливонии, он вступил в сговор с польским королем Сигизмундом и изменил во время боевых действий. Получил за предательство награду землями и крепостными в Литве. Лично командовал военными действиями против России. Польско-литовские и татарские отряды под его командованием не только воевали русскую землю, но и разрушали православные храмы, что он сам не отрицает в своих письмах к Царю оговаривая только свое личное неучастие в святотатстве. Как источник информации о событиях в России после 1564 года он не достоверен не только в силу своего резко негативного отношения к государю, но и просто потому, что жил на территории другой страны и не был очевидцем событий. Практически на каждой странице его сочинений встречаются «ошибки» и «неточности», большинство из которых является преднамеренной клеветой. Как ни прискорбно, но и «Житие» митрополита Филиппа вызывает множество вопросов.
Оно было написано противниками царя Иоанна примерно 35 лет спустя после кончины святителя, и содержит много фактографических ошибок. Скрынников указывает на то, что «Житие митрополита Филиппа» было написано… в 90-х годах XVI века в Соловецком монастыре. Авторы его не были очевидцами описываемых событий, но использовали воспоминания живых свидетелей: старца Симеона Семена Кобылина , бывшего пристава у Ф. Колычева и соловецких монахов, ездивших в Москву во время суда над Филиппом». Таким образом, «Житие» составлялось: 1 со слов монахов, оклеветавших святого; именно их клеветнические показания сыграли решающую роль в неправедном осуждении митрополита Филиппа Освященным Собором Русской Православной Церкви; 2 со слов бывшего пристава Семена Кобылина, охранявшего святого в Отрочьем монастыре и не выполнившего своих прямых обязанностей, а быть может, и замешенного в убийстве. Разумно ли принимать слова таких людей на веру, даже если их слова приняли форму жития? Вполне понятно отношение этих людей к государю, их желание выгородить себя и подставить других. Составленный клеветниками и обвинителями митрополита Филиппа текст «Жития» содержит множество странностей. Он «давно ставил исследователей в тупик своей путаностыо и обилием ошибок» Скрынников. Например, «Житие» рассказывает, как царь послал уже сведенному с кафедры, но еще находящемуся в Москве святому отрубленную голову его брата, Михаила Ивановича.
Но окольничий М. Колычев умер в 1571 году, спустя три года после описываемых событий. В других изданиях «Жития», там, где переписчики заметили эту несуразность, брат заменяется племянником святителя. Филиппа, а также рассказывает о том, как он якобы убил святого узника, хотя сами же авторы текста «Жития» утверждают: «никто не был свидетелем того, что произошло между ними». На недостоверность данного эпизода указывают как светские, так и православные исследователи. Так, Г. Федотов, давая оценку приводимых в «Житии» диалогов, указывает на то, что речь св.
Сочинения Андрея Курбского носят резко полемический характер, к моменту смерти Филиппа князь уже давно бежал в Литву и в отношении происходящего в России располагал лишь слухами разной степени достоверности. Более того, Курбский уже поступил на службу к Сигизмунду II Августу и принял участие в войне с русскими. Его послания к Ивану IV наполнены критикой царя и совершенно не объективны, хотя порой и справедливы. Наконец, сочинения лифляндских авантюристов Таубе и Крузе переполнены таким количеством совершенно баснословных сведений о России, что их принято выводить за пределы достоверных источников, считая чем-то вроде литературы, посвященной описанию экзотических земель. Кроме того, степень доверия к Таубе и Крузе резко падает после того, как они бежали с русской службы и перешли на сторону Речи Посполитой, выступив далее в качестве пропагандистов, обличающих «варварство московитов». Житие Филиппа содержит наиболее подробный рассказ о его смерти, включая информацию о том, как Малюта Скуратов задушил бывшего митрополита подушкой, но и оно написано значительно позже случившихся событий на основании бытовавших в русском обществе слухов. Текст жития изобилует ошибками как в фактах, так и в исторических персоналиях. Пытаясь моделировать процесс превращения слухов о смерти Филиппа в исторические факты, внесенные в письменные документы эпохи, можно предположить такой ход событий. Первоначально появились слухи о том, что следовавший в Новгород Малюта Скуратов заглянул в Отроч Успенский монастырь и там тайно убил Филиппа Колычева. Появление этих слухов очевидно — ведь число противников опричнины и самого Малюты было весьма немалым. Так что обвинение в убийстве пусть бывшего, но высшего иерарха православной церкви было весьма серьезным ударом по опричнине. Отметим, что для распространения подобных слухов вовсе не нужно достоверное подтверждение, как не нуждались в подтверждении слухи о туалетной бумаге или крысином мясе в советской колбасе — все верили им просто потому, что «а как иначе-то». Ходившие в обществе слухи были зафиксированы в сочинениях сначала князя Андрея Курбского, а затем двух беглых опричников Таубе и Крузе. Эти книги работали на различную аудиторию: на русских интеллектуалов, недовольных деспотическим правлением Ивана IV, и на европейское общественное мнение, которому подбрасывалась очередная сплетня из жизни «этих ужасных русских». Далее рассказ о смерти Филиппа стал восприниматься как очевидный факт и в таком виде вошел в летописи как уже упоминали — отнюдь не все и, в итоге, в житие митрополита. Что касается самой смерти Филиппа, то стоит признать, что на тот момент она была совершенно никому не выгодна. Филипп Колычев был низложен, лишен всякой власти, находился в заключении и не имел никаких связей вовне. Он не вел переписки со своими сторонниками даже если бы такие имелись , его позиция была осуждена церковью и не находила никакой поддержки в обществе. Бывший митрополит, оставаясь живым, был совершенно не опасен ни для Ивана IV, ни для Малюты Скуратова — ближайшего опричного приближенного царя. Зато смерть Филиппа немедленно превращала его в яркий символ сопротивления опричнине. Гибель Филиппа сразу же стала известна по всей Руси и тут же была использована для обвинений Малюты в кровожадности благо он давал тому немало поводов , а Ивана IV — в деспотизме. Очевидно, что ни царь, ни его верный слуга Малюта совсем не находились в числе лиц, заинтересованных в смерти Филиппа. Более того, им обоим было бы выгодно, если бы Филипп продолжал жить, не давая повода обвинить Ивана IV в преследовании церкви. Так что совсем не удивительными выглядят упреки Малюты Скуратова, который, выйдя из кельи Филиппа Колычева, обвинил монастырскую власть в небрежении своим долгом, сказав, что небольшое помещение было столь жарко истоплено, что немолодой Филипп умер от угара. Выдвигаются и версии, что Филипп был отравлен кем-то из тех, кому выгодно было превратить мертвеца в символ борьбы с опричниной. Так что загадка смерти бывшего митрополита Московского Филиппа Колычева все еще остается загадкой, которая, видимо, не будет разгадана никогда.
Но давайте начнем с другой всем известной истории - убийства вспыльчивым царем своего старшего сына Ивана, изображенного на знаменитой картине Ильи Репина. Однако, как отмечают историки, эта версия событий появилась значительно позже и была привнесена с Запада, где к Ивану Грозному всегда относились с большим предубеждением из-за его независимой внутренней и внешней политики, а также из-за притеснения английских купцов, ведших нечестную торговлю на территории Московского царства. При этом в 1963 году после вскрытия гробницы Ивана Грозного и его сына профессором М. Тихомировым была предложена куда более достоверная версия преждевременной смерти царевича. Удара посохом по голове ученый обнаружить не смог. Череп Ивана Ивановича просто рассыпался в его руках, зато в волосах и ногтях царевича была обнаружена смертельная доза ртути. Не вызывает сомнений, что он был отравлен. При этом важно подчеркнуть, что придворным врачом у Ивана Грозного был бельгиец Елисей Бомелий, больше преуспевший в изготовлении ядов, чем в лечении. Кстати, принять на службу этого медика царю посоветовала английская королева, после чего здоровье и царя, и его сына начало постепенно ухудшаться, и в итоге оба преждевременно скончались. Вполне вероятно, что в истории с убийством патриарха Филиппа Малютой Скуратовым по приказу Ивана Грозного также имел место оговор царя. Хотя, согласно данным исторических хроник, публичный конфликт митрополита и Ивана Грозного действительно имел место. До восхождения на митрополичий престол Филипп являлся игуменом Соловецкого монастыря, находился с царем в близких доверительных отношениях. Именно Иван Грозный санкционировал выдвижение Филиппа на митрополичий престол. При этом царь рассчитывал на поддержку Филиппом своей политики. Однако вышло наоборот.
Почему историки спорят о причастности Малюты Скуратова к смерти главы русского православия?
Подробный ответ на вопрос: Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины., 1114633. Это было тяжкое время опричнины. Статья автора «История глазами писателей» в Дзене: Поразительно, что в годы опричнины царскому террору подвергалась и православная церковь, в том числе Московский митрополит Филипп, занимающий. Митрополита, погибшего во время опричнины, звали Филипп Колыванов. 3. Итогом опричнины для экономики России стало: а) некоторое снижение темпов экономического развития б) значительное ускорение темпов экономического развития в) начало острого экономического кризиса +.
Святитель Макарий, митрополит Московский
11. Смерть митрополита | В это время митрополитом Московским был инок Чудова монастыря Афанасий. |
Отметьте имя митрополита, погибшего во время опричнины. | Филипп открыто выступил против жестокостей и беззакония опричнины, поощряемой Иваном IV. |
Митрополит Филарет - обличитель Ивана Грозного
В 2021 году Русская Православная Церковь отмечает 455-летие со дня восшествия на митрополичью кафедру святого митрополита Филиппа. Однако охраняющий низвергнутого митрополита пристав Стефан Кобылин сообщил, что Филипп умер в результате несчастного случая (угорел). Митрополит, погибший во время опричнины, назывался Филипп Колейцевич. Филипп открыто выступил против жестокостей и беззакония опричнины, поощряемой Иваном IV. 3. Итогом опричнины для экономики России стало: а) некоторое снижение темпов экономического развития б) значительное ускорение темпов экономического развития в) начало острого экономического кризиса +. Многие рыскали шайками по стране и разъезжали якобы из опричнины, убивали по большим дорогам всякого, кто им попадался навстречу».
Филькина грамота, или Как Иван Грозный расправился с митрополитом Филиппом?
Современник царя Иоанна Грозного, печальник о жертвах опричнины, митрополит-мученик предвосхитил подвиг российских новомучеников. Житие святителя Филиппа Московского хорошо известно нашему современнику. Святитель Филипп Московский Героическую фигуру митрополита Филиппа Колычева было невозможно обойти в отечественной культуре — святой Филипп упомянут в романе А. Толстого «Князь Серебряный», в фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» митрополит является по сути вторым главным героем хотя режиссер и пытается обелить «прогрессивного» государя, выставляя святителя Филиппа участником боярского заговора против царя , нашумевший фильм Павла Лунгина «Царь» посвящен конфликту Ивана Грозного и московского святителя… Рака с мощами святителя Филиппа, Успенский собор Московского Кремля 22 января Русская Православная Церковь празднует память святителя Филиппа, митрополита Московского. Рака с его святыми мощами с 1652 года находится в Успенском соборе Московского Кремля. Мощи были перенесены в Москву из Соловецкого монастыря по инициативе будущего Патриарха Московского Никона и распоряжением царя Алексея Михайловича, написавшего грамоту в адрес святителя — покаянную молитву за грех своего грозного предшественника царя Иоанна. В настоящее время святителю Филиппу можно поклониться еще в нескольких московских храмах.
Малюта бросился на святителя и задушил его. Тотчас же вырыли могилу и опустили в нее священномученика на глазах Малюты 23 декабря 1569 года ». Выйдя из кельи, Малюта отправился к настоятелю и стал обвинять его в том, что по недосмотру в келье Филиппа было так жарко, что тот умер от угара.
Историки предполагают, что на убийство опального митрополита имелось тайное указание царя. Основным источником этой версии выступает житие, написанное в конце XVI века, а также несколько летописных упоминаний позднего происхождения и ряд воспоминаний современников. Версия убийства Филиппа Малютой Скуратовым является традиционной в историографии. Ее поддерживают большинство отечественных историков и историографов XIX века таких, как Н. Карамзин, С. Соловьев, Н. Костомаров, и современных — например, Р. Скрынников, а также богословов, таких как митрополит Макарий, А.
С одной стороны, низложенный митрополит Филипп понимал, что отказ от благословения означает его немедленную смерть, а с другой - не мог не догадываться, сколько смертей принесет этим городам поход опричного войска. По легенде, святитель произнес: «Не кощунствуй, а делай то, зачем пришел». Малюта Скуратов, очевидно, ожидал подобного ответа, поскольку тут же бросился на Филиппа и задушил его подушкой. Затем высокопоставленный опричник прошел в покои настоятеля монастыря, где заявил, что бывший митрополит скончался от угара, поскольку в его келье было слишком жарко. Эта версия событий хотя и не подкреплена неопровержимыми фактами, но считается общепризнанной. Ее сторонниками являлись такие выдающиеся историки, как Н. Карамзин, С. Соловьев и Н. Тем не менее подробное изучение косвенных фактов говорит о том, что Иван Грозный не имел никакого отношения к смерти святителя Филиппа. Каждое значительное событие в жизни государства всегда находит свое отражение в летописях и иных письменных документах. Учитывая тот факт, что версия убийства митрополита Филиппа по приказу Ивана Грозного появилась значительно позже описываемых событий, нужно обратить особое внимание на все обстоятельства данного дела. Царь даже после наложения опалы продолжал считать святителя Филиппа законным митрополитом. Более того, публично низложившие священнослужителя опричники Алексей и Федор Басмановы с Афанасием Вяземским накануне новгородского похода сами оказались под арестом. Впоследствии, по одной версии, они были казнены, а по другой - сосланы в тюрьму в Белозерский монастырь, где вскоре скончались. Таким образом, в 1569 году Иван Грозный имел не только желание, но и возможность помириться с Филиппом, вернув его на митрополичий престол.
Перед ним открывались возможности блистательной карьеры при дворе русских государей. Тем не менее, он отринул все это, и по прошествии 3 десятилетий своей жизни отправился на Север пешком, сделался простым монахом в крайне тяжелых условиях Соловецкого монастыря. Через некоторое время он стал уже игуменом этого монастыря и игуменствовал в течение 20 лет. Вот его вторая жизнь, жизнь инока и игумена на севере. Очень тяжелая жизнь, потребовавшая от него всего напряжения души и веры. Но и результаты его действий на Соловках блистательные. Именно при нем было построено 2 великолепных каменных храма, именно при нем появилась монастырская каменная гавань, именно при нем монастырь гигантски расширился, испытал время расцвета. Там было около 200 иноков. Представьте себе, 200 иноков. Может ли это быть сейчас, в каком-либо, даже самом крупном северном монастыре.
11. Смерть митрополита
Митрополит Макарий умер своей смертью, а митрополита Филиппа задушил Малюта Скуратов. Митрополита, погибшего во время опричнины, звали Филипп Колыванов. Многие рыскали шайками по стране и разъезжали якобы из опричнины, убивали по большим дорогам всякого, кто им попадался навстречу». Он был тринадцатым митрополитом Московским, который был назначен без одобрения Вселенского патриарха Константинополя, как это было нормой. Это было тяжкое время опричнины. Он пытался убедить царя уничтожить опричнину, Грозный же старался доказать ему ее государственную необходимость.
Задание МЭШ
Скрынников, а также богословов, таких как митрополит Макарий, А. Карташев и дошедшие исторические свидетельства современников, таких как И. Таубе и Э. В свою очередь историк Георгий Федотов , несмотря на свою предубежденность против царя, так говорил о Филиппе: «Святому исповеднику выпало испить всю чашу горечи: быть осужденным не произволом тирана, а собором русской церкви и оклеветанным своими духовными детьми». Кроме того, сторонники канонизации Ивана Грозного отмечают, что источники, «свидетельствующие» об убийстве митрополита по приказу самодержца, «составлены во враждебном царю окружении и много лет спустя после описываемых событий».
Они призывают к непредвзятому и серьезному научному исследованию. По их мнению, необходимо провести анализ мощей Филиппа на содержание яда. В 1652 году Филипп был канонизирован Русской православной церковью. Подписывайтесь на «Газету.
Ru» в Дзен и Telegram.
Оно подсказывает нашему современнику: ничего доподлинно неизвестно, достоверных источников нет, и каждая новая власть измысливает свою, ей удобную историю; следовательно, и разбираться нет смысла — сколько историков, столько и мнений. Между тем историки на протяжении почти всего XIX в.
Карамзина по мнению В. Манягина, естественно, выполнявшего заказ , не колеблясь осуждали Ивана Грозного за беспрецедентную и бессмысленную жестокость в отношении собственного народа, несовместимую со званием боговенчанного христианского владыки. Вот, просто для примера, как Карамзин, описав убийство митр. Филиппа, пишет о, можно сказать, рядовом разгроме Твери и окрестностей, послужившем, в свою очередь, лишь прелюдией к уничтожению Новгорода: «За тайным злодейством следовали явные.
Иоанн не хотел въехать в Тверь и пять дней жил в одном из ближних монастырей, между тем как сонмы неистовых воинов грабили сей город, начав с Духовенства и не оставив ни одного дома целого: брали легкое, драгоценное; жгли, чего не могли взять с собою; людей мучили, убивали, вешали в забаву; одним словом, напомнили несчастным Тверитянам ужасный 1327 год, когда жестокая месть Хана Узбека совершалась над их предками. Многие Литовские пленники, заключенные в тамошних темницах, были изрублены или утоплены в прорубях Волги: Иоанн смотрел на сие душегубство!.. Всякого, кто встречался на дороге, убивали, для того, что поход Иоаннов долженствовал быть тайною для России! История Государства Российского.
Карамзина — плод кропотливого труда историка, основанного на знании всех доступных в его время источников, и это следует из многочисленных документальных приложений. При этом характерно, что автор всегда видит причины успеха или неуспеха предприятий Грозного в религиозно-нравственных законах. Таков же будет и конечный суд истории, считает он. Последние слова Карамзина о царе Иоанне Грозном звучат так: «В заключение скажем, что добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех Царств Могольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы Царя-Завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования; отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Иоанновой доныне именует его только Грозным… История злопамятнее народа!
Школу Карамзина в характеристике Ивана Грозного продолжили славянофилы — К. Аксаков, Ю. Им противостоят — но не во всем, не так, как это часто делается сегодня! Соловьев просто почти не пишет о жертвах террора на том основании, что официальных судебных актов не сохранилось, а свидетельства современников, особенно иностранцев, лишены объективности.
Его и особенно историков так называемой «историко-юридической школы» напр. Кавелин положительно относиться к деятельности Грозного заставляет концепция разумности исторического процесса и преувеличенная оценка государственности. Однако выдвинутая Кавелиным идея о Грозном как о великом предшественнике Петра Первого вызывает большие сомнения. Даже если исключить всякие духовно-нравственные критерии: Петр создал империю, в то время как Иван едва не привел к гибели свое царство, потерпев в конечном итоге крушение на всех фронтах своих войн.
Федотов Г. Интересен труд С.
Заклинаю вас именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца … Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога…». К сожалению, воззвание Патриарха не было услышано предателями.
Они заточили его в Чудов монастырь, откуда святой призвал русский народ освободить Отчизну. Москвичи под водительством Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Однако до освобождения Москвы от поляков Патриарх не дожил — он мученически скончался от голода и жажды в феврале 1612 г. Митрополит Платон Левшин признавал превосходство гомилетического дара своего любимца над его собственным.
Почти за каждым богослужением святитель произносил проповедь. Уже в преклонных летах он произносил их тихим, слабым голосом, почти никогда не импровизировал, не говорил наизусть, а читал по бумаге. Наместник Лавры архимандрит Антоний Медведев однажды спросил святителя: «Отчего не беседуете вы с народом в храме без приготовления? И в обыкновенном вашем разговоре каждое ваше слово хоть в книгу пиши…» — «Смелости недостает», — со смирением ответил великий проповедник, которому дан был от Бога редкий дар слова.
С 1810 по 1817 гг. Он первым в Петербургской академии начал читать лекции на русском языке. Одним из важных трудов святого стала организация работы по переводу Евангелия на русский язык. Святитель сам подбирал переводчиков.
На себя же он взял перевод святого Евангелия от Иоанна. Им были составлены и «Правила» для перевода. В 1819 г. Великий архипастырь, столп Русской Церкви, митрополит Филарет был еще и одним из столпов Российского государства.
К его опытности и мудрости прислушивались императоры и великие князья, министры и сенаторы, губернаторы и генералы. Он крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Во время многочисленных поездок святитель Иннокентий изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность.
Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него Катехизис, Евангелие и многие молитвы. Благодаря трудам святителя Иннокентия в 1859 г. Попечением митрополита Иннокентия было создано Миссионерское общество, Московский Покровский монастырь преобразован в миссионерский, в 1870 г. Первое время будущий святитель служил чтецом, преподавал в Катехизаторской школе, сопровождал миссионеров в отдалённые труднодоступные дикие места, изучал алтайский язык.
В совершенстве овладев алтайским языком и его наречьями, он посвящает свои силы переводу богослужебных книг на алтайский язык, работая над этим в Санкт-Петербурге и в Казани. В 1912 г. В Москве Владыка большое внимание уделяет катехизации русского народа, смело обличает нравственную распущенность современников, выступает против всего, что подтачивает «твердыню Церкви Божией». После февральского переворота владыко остался верен Государю и отказался присягнуть Временному правительству.
Святителя принуждают «как несоответствующего духу времени» — под угрозой заключения в Петропавловскую крепость — подать прошение об отставке. Уже в преклонных летах, слабый здоровьем, но сильный духом, святой старец отошел ко Господу. Патриарх Тихон Патриарх Тихон в свое время оказывал пастырское окормление не только русской, но и американской пастве, где и поныне его именуют Апостолом Православия. В течение семи лет он, преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы Америки, помогал обустраивать духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых — величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке.
В страшные годы после октябрьского переворота святитель взывает: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих…». Он призывает русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков». Последние слова Патриарха Тихона перед своей кончиной были: «Чадца мои! Все православные русские люди!
Все христиане!
Неизвестный художник. Конец 17 века Цитируется по: Митрополит Макарий. История русской церкви. Том 3 М. Вспомни прежде бывших царей. Те, которые творили добро, и по смерти славятся, а те, которые дурно правили своим царством, и теперь вспоминаются недобрым словом. Смерть не побоится твоего высокого сана: опомнись, и прежде ее немилостивого пришествия принеси плоды добродетели и собери сокровище себе на небесах, потому что все собранное тобою в этом мире здесь и останется.
Цитируется по: Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Бедственное состояние казны заставило правительство пойти на переговоры с гугенотами и в марте 1568 года заключить мир в Лонжюмо. Однако уже осенью этого же года свобода вероисповедания была в очередной раз отменена и началась третья война. Карта религиозных войн во Франции «Религиозные войны во Франции гугенотские войны - войны между католиками и кальвинистами гугенотами во 2-й пол. Современники называли религиозные войны гражданскими войнами, это название часто употребляется и в исторической литературе 19-20 вв. Предпосылками религиозных войн являлись социально-экономические сдвиги во Франции середины 16 в. Католический лагерь в 1-й период религиозных войн был представлен правительством, на стороне которого выступала значительная часть дворянства и буржуазии центр.
В лагере кальвинистов находились часть родовитого дворянства и города, главным образом южных и западных окраинных провинций, отстаивавших свои феодальные вольности, сопротивлявшихся централизации, проводимой абсолютизмом. Наиболее последовательно защищали абсолютизм т. Кальвинистское дворянство рассчитывало укрепить свое экономическое положение за счет секуляризации церковных владений. Во главе лагеря католиков встали герцоги Гизы, во главе кальвинистов - члены боковой линии царствующей династии Антуан Бурбон, принц Конде, затем Генрих Наваррский и адмирал Колиньи; обе клики стремились к ограничению королевской власти. Для большинства дворян религиозный вопрос играл второстепенную роль, в ходе религиозных войн они порой меняли свою религию. Начало религиозных войн датируется в исторической литературе по-разному: 1 марта 1562, 1559 либо 1560.