Мученица Мария до того, как прийти к Евдокии, была замужем. Сегодня, 14 марта, христиане чтут память святой Евдокии Илипольской – ранней христианской мученицы.
Белые крылья. Дивеевская быль
Святая мученица Евдокия Семеновна Назина родилась в 1902 году в селе Бурминка Новодеревенского района Рязанской области, в крестьянской семье. Перепост сайта ГАЙДПАРК Преподобномученица Евдокия и святые мученицы Дария, Дария и Мария. Главная» Новости» 14 марта праздник евдокия. 17 августа православные верующие чтят день памяти преподобной мученицы Евдокии Римляныни. Перепост сайта ГАЙДПАРК Преподобномученица Евдокия и святые мученицы Дария, Дария и Мария.
Святые мученицы и исповедницы Феодора, Евдокия, Мария и Иустина боровские
Богатые женихи и поклонники приезжали к Евдокии из разных стран, так что она со временем стала очень состоятельной и пользовалась почетом у местных властей. Господь, желая спасти душу Евдокии от вечной погибели, устроил так, что один престарелый инок по имени Герман посетил местность, где жила Евдокия. Герман имел обычай вслух читать Священное Писание, и Евдокия случайно услышала, когда он читал предсказания о Втором пришествии Христа и о Страшном суде. Это чтение произвело большое впечатление и смутило Евдокию, так как она поняла, что именно ее, грешницу, ожидают наказания, предсказанные в Библии. Познакомившись с монахом Германом, Евдокия узнала от него о христианской вере и о загробной жизни. Слова монаха пали на добрую почву.
Ясный и солнечный день — ожидайте урожай огурцов и груздей. Грачи прилетели — снег растает уже скоро, но лето предстоит дождливое. Метель — год холодным будет. Холодный день — к поздней весне. Капель — к жаркому лету. Много талой воды — будет много мёда. Половодье — урожай трав, изобилие сена. Вороны раскричались — к потеплению. Можно покупать одежду и обувь — покупки окажутся удачными, вещи будут носиться долго. Хозяйки приступали к выпечке в форме птиц, ласточек и жаворонков. Угощения раздавались детям, которые привязывали их за ниточки и подбрасывали в небо. Считается, что такой ритуал призывает птиц вернуться из южных стран и привести с собой весну. Посадить в этот день рассаду — данная культура будет крепкой и урожайной. Особенно день благоприятен для посадки капустной рассады, причём делалось это до восхода солнца.
До появления у Дуни она три года лежала в больнице с больной ногой. Рядом одна старушка призывала на помощь Николая Чудотворца. Стала и Мария молить его о заступничестве перед Господом. И вот явился ей Николай Угодник и исцелил ей ногу. Обещала она ему странствовать по святым местам. Но пришла домой и забыла. Явился ей второй раз Николай Угодник: «Ты что же забыла обещание!? Упросила она мужа отпустить её: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» Мф. Мария смиренная была, как ребенок. Совершенно другая по характеру была Аннушка — еще одна хожалка. Благословил её к Дуне отец Анатолий. Пришла она из веселой жизни, и поначалу ей было очень тяжело, ведь свою жизнь у Дунюшки они проводили в подвигах, посте и молитвах. И враг рода человеческого — лукавый — подбил Аннушку на нехорошее дело. В то время начали к ним приходить люди, приносить гостинцы, чтобы Дунюшка помолилась. А так как ели они мало, то много оставалось. И Аннушка, выкрав всё, убежала к родным. Так любостяжание толкает людей на самые отвратительные грехи. Ведь украсть пропитание и обидеть больного убогого человека — грех, вопиющий к небу об отмщении. Но милосердный Господь дает время покаяться. Голос Божий в человеке — его совесть. И Аннушка услышала этот голос. Пожила она год у родных и затосковала. Пошла к Дуне, упала в ноги и заплакала. Плакала и Дунюшка. Ведь и у ангелов небесных великая радость бывает и о едином грешнике кающемся. Последней из келейниц-хожалок пришла к ней Дарья Сиушинская. Она непрестанно молилась Иисусовой молитвой, как и Апостол увещевает: «Непрестанно молитесь» 1 Фес. Еще живя в миру, она прочитывала каждый день весь Псалтирь стоя. Жила она у Дуни последние шесть лет. Так жили великие подвижницы и молитвенницы. Стали ходить к ним люди спросить совета, попросить помолиться, исцеляться от болезней. Как целебны сухарики из чугунка преподобного Серафима , так и Дунюшкины сухарики часто приносили людям исцеление и облегчение болезней. Дуня некоторым за голову подержится, и боль проходит. Ходили и спрашивали Дунюшку и о бытовых делах: у кого лошадь пропадет или корова. Все поля обошли! Бегите, она у ворот стоит». Идут, а лошадь у ворот стоит. Вот чудо! Воистину и горы могут переставлять такие святые люди, как Дунюшка. Изгоняла она и бесов, как в простонародье говорят — лечила порченых. Приходили к Дунюшке со всех сторон со слезами, от нее никто не уходил не утешенным. Поучения и наставления Много открывал Господь Дунюшке. И поэтому она помогала людям наставлениями, необходимыми для их спасения. Это та мудрость, которой не обучают в светских учебных заведениях. Как и апостол Павел говорит: «Проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал; ибо, если бы познали, то не распяли бы Господа славы» 1 Кор. Великое дело помогать больным и страждущим, поэтому доктор — очень хорошая профессия. Дунюшка говорила: кто больного жалеет, крест должен нести, то есть служить для его нужд и днем и ночью, отвергшись себя. Но все же Дуня не велела никому обращаться к врачам: идите в монастырь, примите Святые Дары причастие , воду святую пейте.
В твои именины желаю тебе душевного комфорта и спокойствия при любых обстоятельствах. Желаю найти свой источник позитива и получать удовольствие от любой приятной мелочи в жизни. Пусть счастье поселится внутри и греет тебя саму и всех окружающих! Читать все поздравления 3 Что подарить на именины Набор подушек. Набор подушек в виде букв имени станет оригинальным и уместным подарком к этому празднику.
Мученица Евдокия Гиблицкая (Мартишкина)
Евдокии, Дарии, Дарии и Марии 2011. Тропарь мученицам Евдокии Шейковой, Дарье Улыбиной, Дарье Тимагиной и Марие Неизвестной глас 4 Царствия ради Небеснаго мир и вся яже в мире оставили есте, тесноту совершенного послушания возлюбивши, дивныя подвижныцы и Христа ради мученицы в годину лютых испытаний в земли Новгородстей процветшия, блаженныя матери наша Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, помяните нас у Престола Пресвятыя Троицы.
Рязанская область, Бельковский Касимовский район, 1937 год». На допросах отвергла все предъявленные ей обвинения. Мартишкина Евдокия Петровна была приговорена к 10 годам лишения свободы.
Скончалась в заключении в Ташкенте.
Последование Е. Минеях - тропарь 8-го гласа ; кондак только в славянских 4-го гласа указания рус. Минеях - анонимный канон 2-го гласа, без акростиха, греч. Минеях - анонимный канон плагального 4-го т. Минее ГИМ. XIV - нач. В греч.
Минеях также помещается самогласен для пения на на «Господи, воззвах», если 1 марта случается в субботу или вне Четыредесятницы. В рукописях сохранились и иные песнопения Е. Лукашевич Иконография Е. Четко различимое изображение Е. Существует 2 типа изображений: в мучении и прямоличное изображение в рост или погрудно. В мучении Е.
Еще одно прозвище Евдокии — Свистунья — связано с тем, что в её праздник обычно дули и свистели ветры. По другой версии, святую так прозвали потому, что в этот день многие животные пробуждаются ото сна и возвещают о приближении весны своим криком и свистом. Назывался этот день также Авдотьей Плющихой — потому что весной лед и снег «плющит», раздирает на клочки. Считалось, что полученная из снега в этот день талая вода обладает особой целебной силой. Для этого дня существовало множество погодных примет.
Мученица Евдокия Гиблицкая (Мартишкина)
18 августа – Память святых Пузовских мучениц: Евдокии, Дарии, Дарии и Марии | Память святых мучениц и исповедниц: боярыни Феодосии, во иночестве Феодоры, и сестры ее княгини Евдокии, Иустины и Марии, во граде Боровске пострадавших за Правоверие в ХVII. |
Дивеевская Голгофа | К святой мученице Евдокии с просьбами обращаются в следующих случаях: об укреплении веры. |
Сохраним «менталочку»: как справиться с тревогой, остановить панику и жить
- Сохраним «менталочку»: как справиться с тревогой, остановить панику и жить
- Новомученики_ день за днем. Мученица Евдокия Мартишкина. Рассказывает митр. Анто
- Детство блаженной Евдокии
- Последние новости
Remembrance day of the martyrs of Puzo
По старому стилю день Евдокии приходился на 1 марта — то есть на начало весны. Мученица Евдокия осталась в памяти христиан, как мученица, прошедшая ужасные пытки в борьбе за свою веру. 1919), мученица Память 5 августа, 23 мая (обретение мощей в 2001 году), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. Сегодня, 14 марта, христиане чтут память святой Евдокии Илипольской – ранней христианской мученицы.
Мученица Евдокия Гиблицкая
Помрут — звонят, а меня как скотину в яму свалят». После доноса об укрывательстве дезертира и агитации против Красной Армии в келью Евдокии ворвались солдаты. Они избивали больную, кидали и топтали ногами иконы. На площадь согнали народ, и командир отряда устроил судилище, потребовав проголосовать за казнь. Утром 18 августа к Евдокии разрешили прийти священнику Василию Радугину, который приобщил ее Святых Таин вместе с келейницами Дарией, Дарией и Марией, решившими разделить участь наставницы. Когда мучениц везли на телеге к месту расстрела на сельское кладбище, их продолжали бить плетьми, и келейницы закрывали собой наставницу. Нашлись люди, пытавшиеся заступиться за страдалиц. Стали избивать и их. На что Евдокия сказала: «Смотри, как с них грехи сыплются.
Как в бане листья с веника». В Суворове живо предание, что во время этого крестного пути над Евдокией, Дарией, Дарией и Марией появились белые ангельские крылья, которые прикрывали их от ударов. На кладбище уже была вырыта общая могила. Некоторые красноармейцы отказались приводить приговор в исполнение.
Привезя дев на место расстрела к приготовленной могиле, их посадили по крестам: «Евдокию и Дарию у одного, Дарию другую — так, а Марию тоже у креста. Потом их стали расстреливать. Один солдат — татарин — отказался стрелять, тогда другой стал. Первой убили Дуню. И как ее убили — кверху пошла как бы чаша, как просфора — это многие видели. А одна женщина видела, как Дуня пошла по воздуху над своей кельей и это место благословила крестом и сказала: «Жалко, что здесь остается один золотой, ну пускай остается».
Марию застрелили не до смерти, ее прикалывали штыком. Хоронили без гробов. Хотели просто сбросить в яму, но один мужик спрыгнул — принимать их тела, он покрыл им лица платочками». Казнь безвинных страдалиц пришлась на день перед праздником Преображения Господня. Рассказывают, что все верующие ощутили тогда сильно благоухание от могилы. После этого стали видеть на могиле горящую свечу, а над кельей Дуни вскоре после расстрела солнце играло». Сохранилась и такая запись: «Как-то раз должны были служить панихиду на могиле мучениц. Одна из женщин приходит, смотрит — диакон в облачении кадит и служит панихиду. А когда подошла ближе — никого там не увидела, и уже позже пришли остальные с приходским диаконом». Свидетельств святости мученицы Евдокии имеется множество.
На могилке подвижниц постоянно совершались чудеса. После прославления мощи блаженной Евдокии и ее послушниц были подняты и теперь почивают в Успенском храме Суворова. Ежегодно в день их памяти сюда стекаются многочисленные паломники и духовенство, и неоскудно изливается благодатная помощь на всех, кто с благоговением и верою поклоняется святым мощам мучениц.
Мать и отец ее была очень благочестивы. Но мать рано скончалась, и отец женился на другой. Мачеха Дуни была совсем другого духа, она отравила отца мышьяком. Дуня воспитывалась в семье тети и дяди, дядя был церковным старостой. Семья была благочестивая, много молились не только в храме, но и дома. Дуня очень была благочестива, ревновала по Богу, много ходила по святым местам, все время пела. С юных лет немного юродствовала: ходила всегда в теплой шали и зипуне, и лицо никогда не показывала. Была у нее подруга Мария, с которой они вместе везде ходили неразлучно. Родные их били, а на улице в них кидали камнями. Потом Мария умерла, и в Дуню стали еще больше кидать камнями. Была она слабая и больная, потом вовсе ослабела. А когда ей было за 20 лет, она сильно заболела, и больше уже не вставала. К ней приходили девушки — хожалки, которые и ухаживали за ней. У Евдокии было пять послушниц. Три из них пострадали вместе с ней, четвертую, Наташу, за несколько дней до своей мученической кончины блаженная отослала домой — так сохранился свидетель великой духовной высоты мученицы. А пятая келейница Пелагея, Поля, хотя и была во время ареста с Дуней, но была оставлена Богом в живых, чтобы все видеть и свидетельствовать о жизни и страданиях мучениц. Жизнь блаженной Евдокии удивительна, сродни подвигам древних подвижников. Для нашего времени многое просто невероятно.
Благодать Божия коснулась сердца Евдокии, и она осознала, что это совершенные ею грехи лежат тяжестью на ее душе. Утром Евдокия поспешила призвать к себе человека, молитвенное правило которого слышала ночью. Это был старец Герман, возвращавшийся с паломничества по святым местам в свою обитель. Евдокия долго слушала наставления старца, и душа ее словно ожила и исполнилась радостью и любовью ко Христу. Она попросила старца Германа прийти к ней через несколько дней, а сама затворилась в доме и в покаянии предалась посту и молитве. Старец Герман пригласил пресвитера, и после испытания и оглашения Евдокия приняла Святое Крещение от епископа Илиопольского Феодота. Раздав все свое имущество нищим, она удалилась в монастырь и приняла на себя самые строгие подвиги покаяния. Господь простил покаявшуюся грешницу и наделил ее благодатными духовными дарами. Однажды, когда она была уже настоятельницей монастыря, в обители появился молодой язычник Филострат. Разжигаемый нечистой страстью, он под видом инока проник в монастырь и стал уговаривать преподобную Евдокию возвратиться в Илиополь, чтобы снова начать прежнюю жизнь. Опасаясь, что случившееся сочтут за убийство, сестры усилили молитву и просили Господа открыть им Свою волю. Святой Евдокии в сонном видении явился Сам Господь и сказал: "Восстань, Евдокия, преклони колена, помолись, и воскреснет искуситель твой". И по молитве Евдокии Филострат ожил. Возвращенный к жизни язычник умолил преподобную простить его. Приняв Святое Крещение, он удалился в Илиополь. С тех пор он никогда не забывал милости Божией, явленной ему, и стал на путь покаяния. Прошло немного времени, как последовало другое испытание.
Дария Улыбина
- Церковь вспоминает преподобномученицу Евдокию
- Жизнь до покаяния
- Главные новости
- Детство блаженной Евдокии
- Мученица Евдокия Гиблицкая | Культура - Рязанская область. РФ
Новомученики_ день за днем. Мученица Евдокия Мартишкина. Рассказывает митр. Анто
Remembrance day of the martyrs of Puzo – Holy Trinity Saint Seraphim-Diveyevo Monastery | Суворовские мученицы блаженная Евдокия (Авдотья или Дуня) и три ее келейницы — Дарья Тимагина, Дарья Улыбина и Мария до конца пронесли свой крест. |
О святых Евдокии, Дарии, Дарии и Марии | Евдокия долго слушала наставления старца, и душа ее словно ожила и исполнилась радостью и любовью ко Христу. |
Дивеевская Голгофа / | 24 мая 1940 г. была задержана в дер. Галино Пронского (ныне Скопинского) района Рязанской обл. вместе с мученицами Евдокией Назиной и Матроной Наволокиной. |
Курский Свято-Троицкий монастырь - «Активная церковница» Евдокия Мартишкина | Православные отмечают сегодня День Святой преподобномученицы Евдокии. |
Новомученики_ день за днем. Мученица Евдокия Мартишкина. Рассказывает митр. Анто
Преподобная мученица Евдокия со дня своего крещения прожила 56 лет и приняла мученическую кончину чрез усечение главы в первый день марта при правителе Викентии. Память святых мучениц и исповедниц: боярыни Феодосии, во иночестве Феодоры, и сестры ее княгини Евдокии, Иустины и Марии, во граде Боровске. Каждый год 14 марта православные вспоминают в своих молитвах Евдокию Илиопольскую (конец I-II в н.э.). Родилась мученица в столице северного Израиля – Самарии (Шевроне). день памяти святой преподобномученицы Евдокии и святых мучениц Дарии, Дарии и Марии. Тогда идолопоклонники сняли с мученицы все одежды и покрыли её тело стеблями тростника, срезанными по высоте роста Евдокии.
Дивеевская Голгофа
Это чтение произвело большое впечатление и смутило Евдокию, так как она поняла, что именно ее, грешницу, ожидают наказания, предсказанные в Библии. Познакомившись с монахом Германом, Евдокия узнала от него о христианской вере и о загробной жизни. Слова монаха пали на добрую почву. Уверовав во Христа всем сердцем, Евдокия приняла крещение, все свои сокровища раздала бедным и приняла монашеский постриг в ближайшем монастыре. Живя много лет в этой обители, Евдокия всецело посвятила себя подвигам поста, молитвы и очищения души.
С годами она достигла духовной зрелости и была возведена в игуменьи своей обители.
В последний год у Марии сильно болела нога, она с трудом передвигалась. Зная, что их убьют, подвижница, как и другие хожалки, добровольно пришла разделить участь блаженной Евдокии.
Святую Евдокию и ее келейниц арестовали в августе 1919 года. Это произошло, когда в село явился карательный отряд. Старицу обвинили в укрывательстве дезертиров.
И потом еще били. И били всю ночь попеременно, и плетьми били, и стаскивали, и топтали ее ногами, и с утра били. Никого к ней не пускали.
Топтали иконы ногами. И еще целый день ее били. А на другой день утром солдат попался хороший — не бил ее, она попросила приобщить ее Святых Таин, позвать священника.
Священник выпросил пропуск, исповедовал и причастил Дуню и ее послушниц за два часа до их кончины». Вскоре после этого их повели на расстрел. Свидетели рассказывали, что лица святых дев были настолько прекрасны, что на них невозможно было смотреть.
Храм был напротив, они на него помолились, и тогда опять их стали бить, — сохранилось повествование сельчан, — В то время один мужик неверующий, Иван Анисимов, увидел, что на плечах у них белый голубь, и куда ударяли, туда он садился, и били по голубю. Тут же он уверовал и говорит: «Теперь бы я последнюю корову отдал, только бы не убивали их». Трое из мужиков, Петр, Иван и Макар, пытались вступиться за них, так их избили плетьми.
А Дуня это увидела и говорит: «Смотри, сейчас с Макара грехи летят, как от веника листья в бане, как его за меня бьют». А Петр Карасев потом говорил, что боли не чувствовал, когда били его за Дунюшку».
Считается, что 17 августа проходит самый крайний день сбора огурцов в году. В народе существовало поверье, что после 17 августа огурцы начинают терять полезные свойства и вкус. Кроме этого, существовала и другая традиция, связанная с огородом. В частности, в День памяти святой Евдокии принято кушать малину и готовить из ягод варенье, поскольку малина имеет множество полезных свойств. В течение этой светлой даты необходимо сделать как можно больше добрых дел, чтобы чья-то жизнь стала малиной.
Именно поэтому нужно проявить терпение, любовь и понимание к окружающим. Главная традиция светлой даты — это почтение память святой Евдокии. Сделать это можно как в стенах храма при помощи свечи, так и дома с помощью прочитанной молитвы. Чего нельзя делать в День памяти святой? Ни одна православная дата не обходится без соблюдения строгих запретов.
По происхождению и по вере она была самарянка5. Прельщая своей великой красотой, она многих безжалостно увлекала к погибели, собирая посредством плотской нечистоты, этого легкого способа приобретения, свое постыдное достояние от богатства тех стран. Лицо ее было настолько красиво, что и художник затруднился бы изобразить эту красоту.
Повсюду шла о ней молва, и множество благородных юношей и даже представителей власти из других стран и городов стекались в Илиополь, как будто бы за другой надобностью, на самом же деле только для того, чтобы видеть и насладиться красотой Евдокии, греховными делами собравшей богатство чуть ли не равное царской казне. И через это продолжительное собирание сокровищ, Евдокия так омертвела душой в своей нечистой жизни и окаменела в сердечном ожесточении, что никакая сила, кроме Божественной, не исцелила бы безнадежной душевной болезни этой отчаянной грешницы. Однако настало время, когда избавляющая от погибели рука доброго пастыря, идущего заблудшей овцы, поспешила и к ней: воззрел Творец на Свое создание, растленное злобой диавола, и восхотел обновить его. Истинный домохозяин позаботился о плодах Своего виноградника, подвергавшихся вражескому расхищению. Владыка небесных сокровищ поспешил принять в вечную сокровищницу валявшуюся на земле в грязи и гибнущую драхму. Хранитель благ, ожидаемых праведными, призвал эту отчаянную самарянку к Своей совершенной надежде, а диавола оставил посрамленным. Он сделал то, что валявшаяся некогда в болоте, как скот, стала нескверною, как агница; прежний сосуд нечистоты наполнился чистотою; навозный ров сделался вечным, невозмутимым источником; грязный поток преобразился в благовонное озеро; смрад прогнившего и засмердевшего колодца оказался алавастром многоценного мира; та, что для многих людей являлась духовной смертью, та самая для многих же оказалась виновницей спасения. Вот как началось обращение к Богу этой великой грешницы.
Один инок, по имени Герман, возвращался через Илиополь из путешествия в свою обитель. Он пришел в город вечером и остановился у одного знакомого христианина, жившего близ городских ворот, причем комната его была смежной со стеной дома той девицы, о которой идет речь. Инок, уснув немного, ночью встал по обыкновению своему для пения псалмов и, по окончании положенного правила, сел и, взяв книжку, которую носил с собой за пазухой, надолго углубился в чтение. В книжке было написано о страшном суде Божьем и о том, что праведные просветятся, подобно солнцу, в царстве небесном, а грешные пойдут в огонь неугасимый, где будут преданы навеки лютым мучениям. В эту самую ночь Евдокия, по Божественному смотрению, была одна. Спальня, в которой она затворилась, примыкала к той стене, за которой инок подвизался в молитве и чтении. Когда начал инок свое псалмопение, Евдокия тотчас же проснулась и, лежа на постели, слушала все до самого конца чтения. Ей слышно было все, что читал инок, ибо одна только стена, и та не толстая, разделяла их, тем более, что инок читал громко.
Слушая чтение, грешница пришла в великое умиление и не спала до самого рассвета, с трепетом сердечным размышляя о множестве своих грехов, о страшном суде и нестерпимой муке грешников. Как только настал день, она под действием Божественной благодати, возбуждавшей ее к покаянию велела позвать к ней того, кто читал ночью книгу, и, когда он пришел, спросила его: - Что ты за человек и откуда? Как ты живешь и какая твоя вера? Умоляю тебя, скажи мне всю правду. Услышав, что ты читал ночью, я смущена, и душа моя истомилась, ибо я слышала что-то страшное и удивительное, до сих пор мне неизвестное. И если правда, что грешники предаются огню, то кто же может спастись? Блаженный Герман сказал ей: - Госпожа! Какой же ты веры, если ты никогда не слыхала о страшном суде Божьем и не понимаешь значения читанных мною слов?
В книгах нашей веры я таких слов никогда не встречала и поэтому немало встревожилась, услышав что-то новое и неожиданное. Блаженный Герман спросил: - Есть ли у тебя муж, госпожа? И откуда у тебя безмерное, как ты говоришь, богатство? И если богатые осуждены будут по смерти на такую тяжкую и вечную муку, то какая же мне польза от моего богатства? Герман сказал ей: - Поведай мне истинную правду ибо и Христос мой, Коему я служу, наложен и истинен , хочешь ли ты быть спасенной без богатств и жить благополучно, в веселии и в радости, бесконечные века? Или хочешь с богатством своим жестоко мучиться в вечном огне? Но я удивляюсь, за что богатый будет так казнен по смерти? Ужели Бог ваш питает такую жестокую и неумолимую ненависть к богатым?
Евдокия спросила: - А мое богатство не кажется тебе неправедным? Герман отвечал: - По истине оно неправедно и противнее Богу всякого греха. Тогда она сказала: - Почему же так? Ведь я многих нагих одела, многих алчущих накормила досыта, а некоторым немного и золотом помогла. Как же ты богатство называешь злом? Как же ты можешь некоторыми только делами милосердия очиститься от смрадной и мерзкой скверны греховной, когда ты валяешься в ней добровольно и в то же время презираешь чистую воду Божья милосердия? Во всяком случае, это болото скверны греховной, как потоп, с великой силой ввергнет тебя в пропасть серную и смоляную, горящую вечным пламенем гнева Божьего. Ибо богатство, которое у тебя так велико, противно великому Владыке и вечному Судии и уже осуждено раньше страшного суда, как нажитое в прелести и блуде.
И нисколько тебе не поможет то, что ты из этого большого, но скверного и греховного богатства уделяла иногда частицу немногим убогим, - ибо награду за эту малую добродетель уничтожает безмерное множество злых деяний, подобно тому, как тонкое благоухание заглушается сильным зловонием. Нет, никогда ты не получишь никакой благодати, пока будешь добровольно пребывать в нечистоте, и не иначе сподобишься милосердия Божьего, как только отвергнувши безмерный греховный свой смрад, омывши себя слезами покаяния и украсившись праведными делами. Как у того, кто ходит босой по тернию, много острых заноз, так что если некоторые и вытащить, все же много их останется в теле и будут причинять мучения; так и сделанная тобою когда-нибудь маленькая милостыня нищему если и поможет тебе уничтожить какой-либо небольшой грех, то самое большое терние греховное остается на совести твоей и приведет тебя на тягчайшее мучение. Страшен и праведен мздовоздатель - Бог, прогневанный тобою и угрожающий тебе вечными и нестерпимыми муками, уготованными для грешников нераскаянных. Но если ты захочешь меня выслушать, то можешь спастись от ожидающих тебя мучений и получить радость вечную. Евдокия сказала: - Раб Бога живого, умоляю тебя, побудь немного со мной, расскажи мне подробно о тех делах, коими можно сподобиться милости Божьей, дабы и я, следуя этому образцу, могла получить спасение. Я готова употребить свое богатство на добрые дела. Ты сказал, что Бог любит справедливое и добродетельное распределение богатства: мне же ничто не мешает, даже и с некоторым уменьшением домашнего имущества, избавить себя от тех мучений, которые, по твоим словам, должны принять в день суда ненавидимые Богом.
Вот, честный отче, у меня немало рабов. Под твоим предводительством поведу я их, нагруженных золотом, серебром и драгоценными вещами, к твоему Богу, если только Он, по твоему ходатайству, благоизволит принять мое приношение и даровать мне спасение. Дочь моя, раздай свое богатство больным и убогим, ибо они любезны Богу: данное им кем-либо Он считает данным Себе и за временное имение, розданное нищим, воздает небесными, никогда не оскудевающими сокровищами. Сделай так и потом приступи к святой и спасительной купели крещения, и, омывшись от скверны всех своих грехов, будешь чиста и непорочна, возродишься благодатью Святого Духа и получишь блаженный удел, где будешь наслаждаться нетленным вечным светом, где нет ни печалей, ни болезней, ни злодеяний. Будешь ты святой агницей, пасомой на небесных пажитях Иисусом Христом, Спасителем нашим. Одним словом: если хочешь ты спастись, дочь моя, сделай, как я тебе советую, и будешь блаженна во веки. Евдокия отвечала: - Если бы не запечатлелись в моем уме читанные тобой слова, которые я так ясно слышала в прошедшую ночь, я и не позвала бы тебя сюда. Возьми же у меня, отче, сколько хочешь золота и побудь здесь несколько дней, поучая меня вашей христианской вере и наставляя в добродетели, чтобы я, раздав мои богатства и имение и все, как следует, устроив, могла следовать за тобой, куда бы ты ни пошел.
Блаженный Герман на это сказал: - Не надо мне золота: довольно для меня и надежды на твое спасение, и это для меня - уважительная причина замедлить здесь несколько дней, если я найду погибшую овцу и приведу ее в ограду Христову. Посему, хотя я и спешил в свою обитель, однако пробуду здесь немного дней ради твоего обращения к Богу. Ты же сделай все, что я говорю, - призови одного из христианских пресвитеров, которые живут в этом городе, и пусть он, научив тебя, крестит по церковному чину, ибо в этом начало и основание спасения, а затем все другие богоугодные занятия пойдут своим порядком. Услышав это от блаженного старца, Евдокия призвала одного из слуг своего дома и велела ему сейчас же идти в церковь христианскую и просить пресвитера немедленно прийти к требующему его; при этом запретила говорить, кто именно требует и зачем. Пресвитер скоро пришел. Увидев его, Евдокия поклонилась ему до земли, облобызала его ноги и сказала: - Умоляю тебя, господин мой, поведай мне о вашей вере: хочу и я сделаться христианкой. Пресвитер, удивленный такою речью, спросил Евдокию: - Какая же твоя вера, что ты желаешь перейти в благоверие христианское? Она ответила: - Я самарянка, как по происхождению, так и по вере, и была я супругой всего мира.
Исповедаю перед тобою в одном слове всю истину. Я - море многих зол, когда же я услышала, что грешники, если не покаются и не сделаются христианами, то будут по смерти мучиться в вечном огне, тогда я решила в уме своем стать христианкой. Пресвитер на это сказал: - Если ты была морем грехов, будь теперь пристанищем спасения; если ты была колеблема многими ветрами, войди ныне в тихую пристань; и если ты подвергалась сильному волнению, ищи теперь утренней росы, с неба сходящей; если ты долгим наводнением была затоплена, ищи отныне доброго кормчего, да направит он тебя безопасно в свою тихую пристань, где сокровища всякой правды; приложи старание, чтобы сделаться наследницей находящихся там благ. Земное свое богатство раздай нуждающимся и освободи себя от печали греховной, а вместе и от тьмы и от огня неугасимого, ожидающего тебя, если не раскаешься. Евдокия, слыша это, прослезилась и, ударив себя в грудь, сказала: - Правда ли, что у вашего Бога нет милости к грешникам? Пресвитер ответил: - Кающимся грешникам, по принятии ими знамения веры, то есть святого крещения, Господь прощает все грехи прежней жизни, жизни неверия, а остающимся в грехах и не думающим о покаянии нет прощения, и таковые без милости будут мучимы. Ведь у нас воистину много сокровищ золота, серебра и дорогих каменьев, всякого рода удовольствий и наслаждений, к тому же есть изобилие рыб и птиц и безмерное количество всяких снедей и напитков. Что же больше всего этого найдется там, на небе?
Но если хочешь их получить, забудь гордость и радости этой жизни, не вспоминай сладостей этого мира. Евдокия отвечала: - Да не будет, господин мой, того, чтобы я возлюбила что-нибудь временное и скоро погибающее больше бессмертной и блаженной жизни, но вот в чем я хочу увериться, отче: ужели, приняв христианскую веру, я могу иметь твердую и несомненную надежду на то, что приду к той бессмертной жизни, о которой ты говоришь? И какое ты мне дашь доказательство, чтобы увериться мне в справедливости твоих слов? Каким, наконец, образом узнаю я о прощении множества моих грехов вашим Богом? Ибо если имеющиеся у меня богатства, которых с избытком хватит на всякие удовольствия и наслаждения в течение многих лет моей жизни, я раздам нуждающимся, как ты мне советуешь, а потом не получу обещанного тобою; тогда что может быть прискорбное и затруднительнее этого последнего бедственного положения, из которого у меня уже не будет никакого выхода? Ведь люди, которых я оскорбила дурным к ним отношением, если б я вздумала у них попросить помощи в своем несчастии, с презрением отвернулись бы от меня. Потому я и печалюсь и смущаюсь, что недостаточно уверена в будущем. Мне хотелось бы большего знания и уверенности в том, что ты с таким великодушием обещаешь, ссылаясь на милосердие Бога вашего, легко прощающего грехи кающимся.
Если я уверюсь в этом вполне, то спокойно уже стану раздавать все свое имение и пойду, куда ты зовешь меня, и буду служить Единому Богу все дни моей жизни и, как прежде я для многих служила образцом беззакония, так теперь буду лучшим образцом покаяния. И не удивляйся, отче, моим сомнениям: я впервые слышу все это, новое и неожиданное, чего в наших книгах и вере самарийской, в которой я воспитана, я никогда не только не слыхала, но даже и следа такого учения не находила. Пресвитер сказал ей: - Не смущайся, не колеблись мыслями, Евдокия! Не давай рассеиваться уму своему: то, что тебя смущает, есть ухищрение начальника злобы и завистника твоего спасения, диавола. Этот злобный дух, как только увидел, что ты пробуждаешься для служения Христу, тотчас же, чтоб уничтожить это доброе намерение, поднял в сердце твоем такие сомнения. Он надеется чрез страх отвратить тебя от правого пути и опять укрепить в прежней греховной жизни для того, чтобы, позорно связав тебя пристрастием к мирским наслаждениям и похотям и совершенно поработив себе, увлечь тебя к смерти и погибели. Ибо его коварный замысел, его единственное и усердное старание - отвлекать людей от доброго пути, вести их к развращению и тем сделать их сообщниками своего вечного мучения в неугасимом огне. Господь Бог же наш, в благости, неизреченной милости и человеколюбии Коего ты желаешь увериться, готов, как ты уже слыхала, издали, принять кающихся по-отечески, с распростертыми объятиями, и, простив грехи, даровать им жизнь вечную.
В этом ты уверишься, если устремишь ум свой от земли горе, если, оставив временные заботы, будешь размышлять о вечной жизни. Но для сего нужна сосредоточенная и смиренная молитва, ибо только таким образом Бог примиряется с душою, в душе замечается Божественный свет, открывающий всю истину, и человек ясно видит, в чем ничтожество этого кратковременного мира и что такое век будущий, насколько пагубны наслаждения этой жизни и насколько благ Господь и безмерно Его милосердие. Итак, если только хочешь спастись, послушай меня, отбрось свои драгоценные одежды, оденься в плохие и, затворившись в уединенной горнице твоего дома, пробудь там семь дней, вспоминая свои грехи и исповедуя их со слезами пред Богом, Создателем твоим. Постись и моли Господа нашего Иисуса Христа просветить тебя и наставить, что должна ты делать, чтобы благоугодить Ему. Поверь мне, не напрасно сделаешь ты все, что я советую тебе: милосерд и безмерно благоутробен наш Владыка и еще издали встречает Своею благодатью заботящихся об обращении к Нему, ибо всегда Он радуется покаянию грешника. Видя, что Евдокия согласна на его советы, пресвитер встал и пошел, говоря ей на прощанье, как бы пророчески, такие утешительные слова: - Христос Бог, оправдавший мытаря и помиловавший грешницу, плакавшую у ног Его, да оправдает и помилует и тебя, и сделает имя твое славным по всей земле. Как только пресвитер ушел, блаженная Евдокия тотчас призвала рабыню и сказала ей: - Если кто-либо пожелает видеть меня и придет сюда с намерением войти ко мне, позаботься, чтобы он не узнал, что я дома; пусть никто и ни в каком случае не говорит ему обо мне; скажите, что я по некоторому делу ушла в дальнее селение и пробуду там немалое время; строго прикажи и привратнику никого не впускать сюда; пусть прекратятся все обычные работы и занятия в моем доме, и те, что готовят мне ежедневно кушанья для обеда, отныне пусть не вносят их сюда; затворите также большие ворота при доме, пока я не велю опять открыть их, и сделайте вообще все так, как будто меня нет дома. Отдав рабыне такие приказания, она сказала блаженному Герману: - Умоляю тебя, отче, объясни мне, о чем я тебя спрошу: зачем вы, монахи, живете в пустынных местах, уклоняясь от удовольствий общественной жизни?
Ужели вы находите в пустынях больше наслаждения? Живущий в городе очень легко подвергается греховному падению либо одолеваемый слабостью природы, либо прельщаемый диаволом, или же соблазняясь видом красивых лиц и слыша блудные речи: отсюда и возникают нечистые помыслы и сквернят душу. А для оскверненной души уже закрыт вход в царство небесное до тех пор, пока она не очистится покаянием, ибо на небе престол только вечного света, истинного веселья и необманчивых наслаждений, престол, не имеющий никакой тьмы, печалей и скорбей, ни злых дел. Вот видишь, почему мы в пустыни уходим: мы хотим сохраниться от греха в предстоящие дни жизни нашей, а прежние наши прегрешения очистить суровостью пребывания в пустыне и, таким образом, облегчить себе путь к указанному блаженству. Все старания и заботы наши устремлены на то, чтобы сохранить тела наши неоскверненными и ум неповрежденным злыми помыслами и чуждым всяческой злобы, лукавства, лицемерия, ропота и клеветы, зависти, ярости и гнева. И таким-то образом мы уподобимся ангелам, как возвестил нам святыми Своими устами Христос в Евангелии. Богатство, как бы ни был к нему привержен человек и как бы ненасытно его не собирал, нисколько не поможет в получении небесного царства: оно, как мертвец, лежащий в гробу, не окажет содействия. Посему, если мы хотим получить прощение грехов своих, то постараемся в остальное время жизни нашей идти путем заповедей Господних, по стезям правды и истины, растерзаем, как одежду, сердца свои сокрушением о грехах и станем непрестанно взывать к Богу; таким образом мы и очистим греховную грязь, о которой говорит Давид: "Смердят, гноятся раны мои от безумия моего" Пс.
А чтобы мы всегда воспевали в молитве словеса Господни, тот же Давид вспоминает: "Как сладки гортани моей слова твои! Лучше меда устам моим" Пс. Настолько сладки словеса Господни, что превосходят всякую сладость всех самых сладких яств и самых дорогих напитков и гораздо более укрепляют душу, нежели пища тело. Поэтому и говорит о них Божественное Писание: "Вино веселит сердце человека, и хлеб укрепляет сердце человека" Пс. Они поистине являются как бы хлебом и вином для души человеческой, ибо если человек прилежно и неустанно поучается в них, то он, и давая крепость и веселье сердцу, освобождают грешника от всех скверных дел и оправдывают пред Господом.
Святые мученицы и исповедницы Феодора, Евдокия, Мария и Иустина боровские
Ходила она во всем темном: обвяжется — чуть личико видно. А как слегла, сделали ей лежанку из досок. Постелили портянки, под голову — зипунок. На этом она и лежала. Стали за ней ухаживать две девушки. Был у Дунюшки и духовный наставник — прозорливый старец из Сарова, отец Анатолий. И начала Дунюшка вести строгую подвижническую жизнь. Келья о двух окошках «Нищим свойственно просить, а обнищавшему грехопадением человеку свойственно молиться.
Молитва — плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва — излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом… Молитва есть мать и глава всех добродетелей, как средство и состояние общения человека с Богом», — писал святитель Игнатий Брянчанинов [1]. И Дунюшка отдавала основную часть своего времени молитве. Молились они с 5 утра до 12 дня, было по 20 минут отдыха. Пели тропари и кондаки Царице Небесной и святым, читали Псалтирь, Евангелие, каноны, акафисты. Клали поклоны. Вечером молились с 8 до 12 ночи.
Домик у них был старенький о двух окошках, третье — боковое, где она и лежала. Печка того и гляди развалится. Зимой было очень холодно. Хожалки — так звали тех, кто за ней ухаживал — настолько уставали, что падали и спали на полу, не взирая на мороз.
На допросе отвергла все предъявленные ей обвинения. Скончалась в заключении в Ташкенте.
День памяти мученицы Евдокии отмечается в день казни ее соузников — касимовских священномучеников протоиереев Александра Туберовского, Анатолия Правдолюбова, Евгения Харькова, Константина Бажанова, свящ. Николая Карасёва и др.
Забота обернётся вам большой радостью. Нельзя отказывать в подаянии просящим милостыню. Иначе тяжесть грехов умерших родственников падёт на скупого. На Авдотью старались не выходить из дома после захода солнца, чтобы не привлечь внимание злых сил. Народные приметы на 14 марта Холодно на Евдокию — весна будет холодная и поздняя.
На Евдокию теплый ветер — лето мокрое. Какова Евдокия, таково и лето.
Святая Евдокия, бывшая самарянкой из города Илиополь Финикии Ливанской, изначально была далека не только от христианства, но и вообще от любых добродетелей — она долго жила греховной жизнью, от чего сердце ее ожесточилось, а душа — омертвела. Однажды ночью Евдокия проснулась и услышала, как за стеной, в другой половине дома, некий человек читал Священное Писание и молился.
Услышав отрывок о Божией награде для праведников и наказании для грешников, женщина осознала всю тяжесть своего состояния. Утром она позвала к себе того человека, которым оказался христианин - старец Герман, возвращавшийся в свой монастырь с паломничества по святым местам. Выслушав наставления старца, женщина решила стать христианкой, перед этим посвятив время посту и молитве.