Матильда Феликсовна Кшесинская в зимнем саду. 50 лет назад в Париже умерла балерина Матильда Кшесинская, не дожившая нескольких месяцев до своего столетнего юбилея.
СУДЬБА СЫНА БЛИСТАТЕЛЬНОЙ БАЛЕРИНЫ И ОДНОГО ИЗ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ РОМАНОВЫХ (?
Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, фото балерины | Матильда Кшесинская с отцом Феликсом Кшесинским в мазурке. |
53 фото балерины Матильды Кшесинской в молодости и старости, фото сына | Вскоре ее отец Константин Севенард дал пресс-конференцию, раскрыв семейную тайну о том, что его бабушка, Целина Кшесинская, вероятнее всего, дочь императора и Матильды Феликсовны. |
«…Кончилась сказка, какой была моя жизнь» | Матильда Кшесинская родилась в 1872 г. под Петербургом в семье артистов балета. |
Жизнь Матильды Кшесинской: как балерина изменила судьбу всей России | Биография Матильда Феликсовна Кшесинская. |
Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины.
Танцовщиц позвали за стол вместе с императорской семьей. Кшесинской приглашения не полагалось. Но Александр III лично отметил ее и усадил рядом с наследником. Для 21-летнего Николая Александровича это было трудное время. Родителей беспокоило, что сын как-то не интересуется прекрасным полом.
Его пытались знакомить с барышнями, но дальше платонических прогулок дело не шло. У императорской четы были все основания волноваться. Старший родственник Николая великий князь Константин Константинович был известен не только милыми стишками, на которые писал романсы Чайковский, но и любовью к представителям своего же пола. Мой тайный порок совершенно овладел мною…» — писал великий князь в одном из своих дневников.
Дядю Николая, другого великого князя — московского генерал-губернатора Сергея Александровича, в свое время также всей царской семьей спасали от гомосексуализма. Александр был вынужден пригласить к нему в воспитатели Достоевского. Это, однако, не помогло, и слухи о гей-борделях московского генерал-губернатора ходили по столицам до самой гибели Сергея Александровича от бомбы Каляева. Практически открытым гомосексуалистом был и великий князь Николай Михайлович, отчаянный либерал и увлеченный масон, прозванный за свою революционность Филиппом Эгалитэ.
Все эти слабости были простительны, когда речь не шла о наследнике престола. А вот половая жизнь Николая Александровича была вопросом государственной важности. От того, сумеет ли он оставить потомство, зависела судьба монархии и страны. Если при матушке-императрице Екатерине сексуальное просвещение наследников обеспечивали разбитные фрейлины, то в XIX веке полулегальным гаремом для царских особ стали Смольный институт там училась возлюбленная Александра II княгиня Юрьевская и балетная труппа петербургского Большого позднее Мариинского театра.
Познакомившись с наследником, Кшесинская повела осаду по всем правилам. Регулярно как бы случайно встречала Николая — то на улице, то в театре. Приезжала танцевать для него в летнем театре в Красном Селе. Старательно кокетничала.
Однако флегматичный Николай взаимностью ей не отвечал, лишь записывал в дневнике «Кшесинская-вторая мне положительно нравится». Осенью 1890 года он вообще уехал в кругосветное путешествие. После его возвращения в 1892 году Кшесинская стала приглашать наследника в дом к своим родителям.
Он, единственный из всей группы Романовского семейства, был сброшен в страшную шахту мертвым, потому что оказал сопротивление конвойным. Остальных «уронили» на дно - заживо. Когда умирают те, что вдалеке от тебя, те, кого любишь, уже не остается надежды на возврат тебя прошлой, прежней: моложе, ярче, сильнее. Призрачными силуэтами реют вокруг лишь едва осязаемые воспоминания, как дуновение ветра, как рябь на воде, как облако, растаявшее в небе..
Там, в Кисловодске, ходя в одной юбке из черного бархата с протершимися коленями, недосыпая и недоедая, пряча остатки драгоценностей, невымененных на муку и сахар, в ножки кровати и банку помады; трясясь за участь сына, узнав о происхождениии которого тотчас не пожалели бы шальные коммисары девяти граммов свинца; мучительно думая о ежеминутной вероятности гибели для Андрея Владимировича, скрывавшегося в горах вместе с братом Борисом, Матильда Феликсовна еще надеялась на Чудо, на вероятность его, на возможность Спасения, хотя бы малую! Встреча с Николаем Соколовым в Париже эти надежды разбила. И, может быть, именно тогда, в ту первую ночь после разговора с полковником, учтиво показывающим потрясенной княгине Романовской - Красинской страшные реликвии Ипатьевского дома и шахты под Алапаевском: пуговицы от одежды и пряжки башмаков, зубные коронки, медальоны и погнутые броши, ей и приснился тот странный сон, который она потом уже видела часто, и от которого просыпалась вся в слезах : Неизвестный голос говорил ей во сне : « Они идут, они идут.! Но как же?! Ведь они погибли! Все до единого! Все ближе, ближе.
Знакомые серые глаза, с грустным и мягким выражением, не то ребенка, не то мудреца — старца.. Сердце радостно откликалось, уста раскрывались в предверии ликующего восклицания, но толчок в грудь обрывал все, и она просыпалась в холодном поту.. Любовь не могла вернуться. Она обратилась в мучительный и сладостный сон. Жизнь не могла остановить текущее вперед время. Надо было учиться жить заново. И она смогла научиться.
Кто же еще бы смог, если не она, несравненная Кшесинская, несгибаемая Малечка? Па шестое. Завершение танца. Талант учительства или жизнь продолжается. Жизнь подарила ей редкую возможность перевоплощения, со — переживания и переживания чувств других людей, роли которых она играла на сцене. Не перечислить всего! Жизнь и ее саму, без грима и пуантов, испытывала во многих «ролях», может быть, не совсем привычных ей: в роли любовницы, не ставшей женой, в роли матери, не давшей своей фамилии сыну, в роли интриганки, не строившей интриг, в роли друга, но не — возлюбленной..
В длинной, причудливой биографии балерины и Женщины было очень много обликов, много ролей, с которыми она блестяще справлялась! Мимолетных, неуловимых, или же, наоборот, - крупно и резко очерченных. Среди них — последняя, самая яркая, заметная: роль Мэтра, Педагога, Наставника.. Ей то и посвящена заключительная глава нашего повествования, последнее па изящного танца жизни Матильды Феликсовны Кшесинской. Ибо, может быть, именно здесь, в самом прекрасном, зрелом периоде своей жизни она, как Человек и Личность, выразилась наиболее полно. Думается, что Матильда Феликсовна ушла с головой в преподавательскую деятельность не только потому, что у нее к 1929 году было не очень много средств и нужно было на что то жить дальше, хотя и это, беусловно, - немаловажно. Она ушла в «мэтры» еще и потому, что не хотела вспоминать прошлое.
Ее измученная потерями душа жаждала чего то нового. Танцевать у Дягилева она отказалась, хотя ей было в то время, в 1920 году, только сорок восемь лет и она находилась в хорошей форме. Но с тех пор, «как Императорские театры перестали существовать, — писала Кшесинская, я не испытывала желания выступать и танцевать! Романовым и сыном жили сначала довольно уединенно на вилле «Алам», в Кап де Ай. Вилла эта, знаменитая, очень изящно и со вкусом обставленная, была куплена еще до революции, и соседствовала с изящными и богатыми особняками княгинь и князей романовской крови и разных титулованных особ со всего света. Среди светских знакомых Матильды Феликсовны были: Великая герцогиня Лейхтенбергская Анастасия Михайловна, кузина бывшего Государя, князь Никита Сергеевич Трубецкой с женою Любовью Михайловной Егоровой, тоже бывшей балериной Императорских театров; даже блистательная «морганатическая вдова» легендарного Александра Второго — княгиня Екатерина Михайловна Юрьевская, правда, вскоре умершая. Бывшая императрица Франции Евгения Монтихо приглашала Великого князя Андрея и его супругу «княгиню Малечку» к себе на парадное чаепитие, и была очарована маленькой светской дамой , похожей на саксонскую изящную статуэтку, с неотразимой улыбкой!
Представлялась Матильда Феликсовна и разным вдовствующим королевам: румынской, бельгийской, датской, устраивала у себя дома светские пикники, вечера танцев и даже вечера - девишники для бывших подруг по сцене: Павловой, Трефиловой. Занималась с Верой Немчиновой, молодой солисткой очередных «Русских сезонов» Дягилева постановкой танцев из «Лебединого озера» - по личной просьбе Сергея Петровича. Тот давно и благополучно забыл о разногласиях, а великодушная Кшесинская — и подавно! Играла в рулетку с Анной Павловой в казино Монте — Карло. Там Кшесинскую хорошо знали и называли «Мадам Семнадцать», потому что она часто ставила на это число. За эти годы — девять лет, что она «негромко» прожила на вилле «Алам», с любящими ее людьми, она стала женой А. Романова — 30 января 1921, а в ноябре 1925 года - приняла православие.
Шаг этот был серьезно и глубоко обдуманным. Матильда Феликсовна очень дорожила своей маленькой дружной семьей и хотела быть единой с нею во всем, даже и в вере. Такова нехитрая внешняя канва ее жизни «после России». А внутри? Что было внутри? В 1929 году, после череды долгих, мучительных раздумий, Кшесинская решается, наконец, ехать в Париж, чтобы подыскать помещение для студии и жилье семье. Долгие поиски увенчались успехом.
Был снят уютный дом в 16 арондиссмане район, округ — автор , под названием : вилла « Молитор». На оборудование студии у Матильды Феликсовны, при поддержке ее добрых друзей и знакомых ушло более двух месяцев. Освящение студии митрополитом Евлогием состоялось 26 марта 1929 года, почти через девять лет после того, как Кшесинская покинула пределы России. Она очень переживала, состоится ли как педагог, наберет ли необходимое количество учениц?! Но уже 6 апреля дала свой первый урок. Он прошел удачно, и Матильда Феликсовна с облегчением и удивлением поняла, что может преподавать! Через несколько месяцев после переезда в Париж и открытия студии, Кшесинская получила потрясшую ее весть о внезапной кончине в Венеции С.
Это произошло 19 августа 1929 года. Ему было всего 57 лет. В последнее время он часто посещал Кшесинскую и они долго и оживленно обсуждали планы на будущее. В Париже совсем недавно весною, с мая по июнь прошел с громадным успехом в театре Сары Бернар очередной «Русский сезон» Дягилева, с участием С. Лифаря и Карсавиной! В его смерть Матильде Феликсовне верилось с трудом, но тем не менее, она опять поняла, что рассчитывать может лишь на себя. Но самое удивительное, что она рассчитывала очень беспроигрышно!
Вульф, знаменитый сегодняшний театровед и историк, считает, что М. Кшесинская была неважным преподавателем, и ее выручал непотускневший за годы ореол знаменитого имени. Спорить трудно, но, прочитав в списке учениц имена знаменитых звезд мирового балета: Марго Фонтейн и Алисии Марковой, тоже создавших целые эпохи в истории танца, начинаешь сомневаться в бесспорности утверждения Вульфа. Нам трудно судить, каков был танец самой Кшесинской — остались только восхищенные слова, но многие видели и знают теперь, каков был танец той же блистательной Фонтейн в паре с ошеломляющим Рудольфом Нуриевым! Техника Фонтейн была блестяще - безукоризненна, драматизм исполнения характерных ролей «Жизель» Никия в «Баядерке», был таков, что зрителей в зале пробирал озноб! Но, пожалуй, самое главное, чему научила «мадам Красинска» несгибаемую и несравненную Марго — умение видеть свет будущей звезды и помогать ее рождению. Не будь Фонтейн, кто знает, родился бы в мире и на сцене тот Нуриев, которого мы все теперь знаем?
Впрочем, история Нуриева и Фонтейн столь необыкновенна, что может вылиться в тему совершенно другой статьи и другой жизненной канвы. Пока же - не будем отвлекаться. Лучше вернемся к страницам биографии Матильды Феликсовны — педагога. Они - не менее блестящи, чем путь ее , как артистки. Князь Сергей Михайлович Волконский писал о балетной студии Кшесинской и методах ее преподавания в своей статье: «Только тот, кто бывал в студии княгини Красинской, кто присутсвовал на уроках, может оценить степень той воспитательной работы, которую вкладывает она в свое дело. Больше всего поражало меня паралелльное развитие техники и индивидуального ощущения красоты. Ни одно из упражнений не ограничевается сухим воспроизведением гимнастически технической задачи: в самом, казалось бы, бездушном, есть место чувству, грации, личной прелести.
Как лепестки цветка раскрываются те стороны природы, которыми один характер непохож на другой. Не в этом ли истинная ценность исполнительского искусства что одно и то же может воспроизводится по разному? Технике можно научить этим в наши дни не удивишь , но выявить природное, направить чужое, внутреннее по тому пути, который каждому по — своему свойствен — это тот педагогический Дар, которому тоже — научить нельзя. К 3 сентября 1929 года второму учебному сезону ей пришлось расширять здание студии, ибо оно не вмещало всех желающих учиться у знаменитой балерины. К сезону же 1934 - 35 годов студия была и вовсе перенесена в отдельное поместительное и очень комфортабельное здание. Освящал студию 7 октября 1935 года тот же митрополит Евлогий. Он рассказал ученицам удивительную историю — легенду про бедного танцора, у которого ничего не было, чтобы принести в жертву чудотворной статуе Богородицы, как делали богатые, когда приходили молиться и просить у Царицы Небесной помощи.
Все, чем он располагал, это было его искусство, и он решил пожертвовать Богородице представление своих танцев. Он понимал, что ему не разрешат танцевать в храме, и потому решил сделать это так, чтобы никто об этом не знал. И вот он ночью, тайно, пробрался в храм со своим костюмом и гримом, переоделся и начал давать свое представление. Возмущенные монахи, увидев рано утром танец, хотели выгнать его из храма прочь, но каково же было их изумление, когда Божия Матерь вдруг наклонилась к нему, словно благодаря за выступление и протянула руки, защищая. Монахи благоговейно онемели поняв, что чистая жертва артиста была угодна Богу, потому что дарилась искренне, от щедрости сердца. Эта легенда, рассказанная священником, так потрясла Кшесинскую, что она записала ее в журнал и часто потом рассказывала своим маленьким ученицам. Легенда эта была очень значима для нее, ведь и ее собственная жизнь, жизнь блистательной прима — балерины, заслуженной артистки Императорских театров, почти до самого конца была ничем иным, как тоже - служением Богу, ибо она приносила ему в Дар то, что имела — чистый, незамутненный свет своего истинного Таланта, жар души.
В 1936 году, в возрасте 64 — рех лет Матильда Феликсовна по приглашению Дирекции Лондонского Ковент — Гарден выступила на сцене, протанцевав легко и безукоризненно свой номер - легендарную «Русскую», в сарафане расшитом серебряными нитями и жемчужном кокошнике. Ее вызывали 18 раз, что для сдержанной английской публики было немыслимо и непредставимо! Вся сцена и проходы к ней завалена была цветами. Аштон… Для всех она была эталоном, примером, на нее равнялись, ей подражали, случалось, и завидовали, но она смотрела на это сквозь пальцы и.. Ее приглашали на заседания международной Федерации балета и на экзамены в танцевальные школы. Журналисты тщетно выведывали секреты ее диеты, а молодые балерины неустанно поражались неиссякаямой ее энергии, и тому лучистому потоку света, что струился из ее глаз. Глаза ее оставались всегда удивительно молодыми, несмотря на всю бескрайнюю горечь потерь и разочарований, что неизбежно встречались на долгом пути.
Она пережила оккупацию Франции и арест сына, смерть обожаемого мужа в 1956, перелом бедра, грозивший ей полной неподвижностью, прощания с многочисленными друзьями, уходившими в небытие раньше нее. Но ничто не могло ее сломить! Каждое утро она встречала учениц в своей студии с изящной палочкой в руке и все начиналось заново: батман, плие, атиттюд, жете — а турнан , па де бра, и неизменный каскад фуэте.. Урок танца. Урок жизни. Урок победы! В 1958 году Большой театр приехал на гастроли в Париж.
Матильду Феликсовну навестили артисты труппы: Екатерина Максимова и Владимир Васильев, и с восторгом общались с чудесной женщиной, у которой вообще не было возраста! Она смеялась, шутила, отвечала на все вопросы, даже самые каверзные, пыталась показать какие то немыслимые па, кокетливо опираясь на руку Васильева. Это было похоже на какой то праздничный фейерверк - общение с нею! Когда артисты прощались, то Васильев, целуя ее руку, сказал ей, что ее до сих пор помнят в России, как балерину и артистку. Но тут же засияли снова. Заплакала она только поздним вечером, на спектакле Большого, куда ее пригласили. Но не стыдилась слез.
Впервые за много лет она опять плакала от счастья. Она знала, что жизнь иногда можно повернуть вспять. Хотя бы ненадолго.
Но повязка на глазу придала ей ещё большее очарование. Наследник пробыл в гостях больше двух часов, они пили чай и без умолку разговаривали обо всем.
Цесаревич попросил, чтобы Матильда ему написала. Он сказал, что будет тоже писать, и даже обещал написать первым. Девушка показала Николаю его портрет, который она нарисовала, и тот ему очень понравился. Он выбрал несколько фотокарточек Кшесинской и попросил ему их прислать. На следующий день девушке принесли записку.
На визитке знакомым аккуратным почерком было выведено: «Надеюсь, что глазок и ножка поправляются… До сих пор хожу как в чаду. Постараюсь возможно скорее приехать. Встречи и переписка становились всё более частыми. В одном из писем Николай обратился к возлюбленной со словами Германна из «Пиковой дамы»: «Прости, небесное созданье, что я нарушил твой покой». Наследник очень любил ее роль в этой опере, в первом акте которой Кшесинская танцевала в костюме пастушки.
Кульминация романа Теперь по вечерам Николай регулярно появлялся в квартире Кшесинских. Михайловичи пели грузинские песни, Матильда угощала всех шампанским. И всё бы хорошо, но обстановка мало подходила для интимных встреч. Кшесинская жила в квартире вместе с родителями и сестрой. Небольшая спальня девушек находилась рядом с кабинетом отца.
Дневник Николая фиксировал хронологию любовных свиданий: «отправился к М. К… Я был счастлив до крайности». И вновь записи, уже более откровенные: «25 января 1893 г. Вечером полетел к моей М. Нахожусь под впечатлением её — перо трясётся в руке».
В 12 час. Хорошо поболтали, посмеялись и повозились». Особняк М. Кшесинской со стороны Кронверкского проспекта. Источник: «Дилетант» Разумеется, связь наследника с балериной не осталась незамеченной.
Хозяйка известного великосветского салона на Исаакиевской площади Александра Богданович поспешила занести в дневник пикантную петербургскую новость: «Она Кшесинская. Она всем и каждому хвалится своими отношениями с ним». Она живет у родителей, которые устраняются и притворяются, что ничего не знают».
Маленькая, изящная, очень темпераментная Малечка унаследовала от отца несравненную драгоценность для артиста, то с чего начинается талант: способность проживать свои роли, открывать сердце чувствам и переживаниям, а не просто их проигрывать! У нее была очень богатая мимика драматической актрисы и легкость, чеканность балетной техники. Она прилежно училась у знаменитого итальянца Чеккети, у старейшего педагога Императорского балетного училища Льва Иванова, балерины — педагога Екатерины Вазем, всесильного балетмейстера — хореографа Мариуса Петипа, у своих подруг балерин, у партнера по сцене Николая Легата. У всех, у кого только можно было научиться. Узнавать что — то новое она не уставала никогда! Театр обожала с детства, могла часами наблюдать за тем, как устанавливают и меняют декорации, зажигают люстры, репетируют спектакли. Маленькою девочкой однажды забралась под театральное кресло, в надежде просидеть там до вечера и увидеть на сцене появление Царь - девицы из «Конька — горбунка». Отец, забывший о дочери в пылу репетиции и спектакля, вспомнил о ней почти дома. Когда он вернулся за «пропажей», Малечку искали всей труппой. Нашли, раскрасневшуюся, чихавшую от пыли, но довольную донельзя: она увидела, как устанавливают рабочие на сцене морской грот с переливающейся раковиной — жемчужиной, готовят пол для безукоризненного танца артистов. Все эти таинства сцены заворожили девочку, она взахлеб рассказывала о них матери, а та, увидев ее блестящие глазки и румянец на щеках, как то забыла отругать проказницу! Училась в театральном училище Маля очень легко, ведь азы балетного искусства давно и с радостью постигла дома, да и то, что нравилось для нее было только радостью, а не тяжким трудом. Она была кокетлива от природы, улыбчива — с притягательными ямочками на щеках и очень тщеславна: ей нравилось хорошо приготовить урок, чтоб учителя ее похвалили. Много занималась она и дома. Танцевала под звуки рояля, когда играли отец и мать, играла в шутливые костюмированные переодевания с сестрой, которую очень любила. Отец, Феликс Иванович Янович был мастером на все руки, и однажды смастерил детям деревянную модель настоящего театра. Там можно было разыгрывать спектакли деревянными куклами, менять занавес и декорации. Малечка и Юлия очень любили заниматься своими домашними представлениями. Лето семья Кшесинских обычно проводила на даче, в имении Красницы под Петербургом. Имение было небольшим, но уютным, с отлично налаженным хозяйством. Матильда Феликсовна с восторгом вспоминала потом о тех днях, хотя ничего особенного в жизни семьи не было — обычный сезон дачников: сборы грибов и ягод, летние пикники, составление букетов, купание в речке, прогулки на велосипеде или в экипаже, обеды и ужины с большим количеством гостей: отец был хлебосолом и очень любил сам что нибудь готовить к столу; некоторые его секреты кулинарного чудодейства, так и остались нераскрытыми для любимой дочери. Она говорила, что талант развлекать и принимать гостей своих — ими неизменно был полон дом Кшесинской, где бы она не жила! Там же, в июльском мареве вечеров, наполненных густым и пряным запахом свежескошенной травы, попробовала себя впервые Малечка Кшесинская и в качестве юной кокетки, разбив интереса ради сердце чьего то жениха, и расстроив намеченную было свадьбу. Жених потерял голову и слал отчаянные любовные письма, а большеглазая прелестница смеялась, пожимала плечами, и бросала пылкие признанья в огонь. Истинная Женщина проснулась в ней рано, может быть, благодаря всеобщему теплому обожанию в семье, а, может быть, просто — чему то властному, яркому, дремавшему в ней с рождения! Все это выплескивалось через край в живости движений, теплоте смеха, особом блеске глаз огромных глаз и — незменно - в характере танца, куда она вкладывала всю себя: яркую и заметную, как искорку пламени на большой и академично - холодной сцене Александринского театра: ученицы Императорского Мариинского театрального училища часто выступали в больших спектаклях в еще совсем юном возрасте — такова была сила традиций! Кшесинская сразу выдвинулась в число первейших учениц и вскоре затмила всех. Схватывала все с легкостью, занималась много, упорно, но всем казалось - шутя. Слишком легко. Порхала по сцене бабочкой, молниеносно выполняя сложнейшие пор — де - бра, заноски, плие, выворот коленей.. Партнеры по сцене — танцовщики - ее любили: она была легкой, маленькой, изящной — такое кокетливое «перышко» можно было ловить, не опасаясь досадного промаха, а вечная улыбка немного хмельно кружила голову, только выгодно оттеняя блеск адажио или томного па — де — де, или строгий рисунок пятой позиции. Специальная постановка ног в балете, поза требующая высокого технического уровня исполнителя. Ее хвалили и неизменно выделяли среди учениц. Публика уже начинала узнавать ее и встречать теплыми аплодисментами. Но к моменту окончания училища она как то внезапно охладела к учению, разочаровалась в себе, поскольку ей постоянно казалось, что все, чему учили казенных воспитанниц, она, как вольная ученица, уже давно знала, и стремиться ей было как бы и - не к чему! Вот как она сама говорила обо всем этом позднее: «Я не имела веры в значение того, что здесь делалось, и не получала настоящего внутреннего удовлетворения от своего танца. У меня было даже сомнение в правильности выбранной мной карьеры. Не знаю, к чему это привело бы, если бы появление на нашей сцене Вирджинии Цукки Дзукки — в др. Она, ее танец, — вспоминала Кшесинская, - произвели на меня впечатление потрясающее! Мне казалось, что я впервые начала понимать, как надо танцевать, чтобы иметь право называться артисткой. Цукки обладала изумительной мимикой. Всем движениям классического танца она придавала необычайное очарование, удивительную прелесть движений и захватывала зал. Я сразу ожила и поняла, к чему надо стремиться, какою артисткой надо быть,… жадно следя за нею полудетскими восхищенными глазами! Цукки, видя восхищение юной Кшесинской, ободрила ее теплыми словами, и подарила ей на память цветок. Кшесинская трепетно хранила его в баночке со спиртом, считая своеобразным «талисманом», и потеряла лишь в суматохе бесконечных переездов после октябрьского переворота. Она танцевала па — де — де из балета «Тщетная предосторожность» с воспитанником Рахмановым. Выпускной спектакль - концерт прошел на «ура», в присутствии всей Императорской фамилии и Двора, Кшесинская была премирована похвальным листом за отличные успехи в учебе и танце, но самым ошеломляющим впечатлением было для нее то, что Император Александр Третий, выделив ее среди всех остальных учениц, тепло поздравил и сказал фразу, которая стала на долгие годы для Кшесинской не то девизом, не то наказом, не то - творческим кредо, а, может быть, всем сразу: «Будьте славою и украшением нашего балета! А далее был ужин в кругу воспитанников и всей императорской фамилии, старшие члены которой, по очереди сменяли друг друга, чтобы в равной степени оказать внимание всем выпускникам. Матильду, в виде исключения, в этот раз посадили за стол — у нее не было постоянного места, как у приходящей ученицы. И рядом не с кем нибудь, а самим Наследником престола, юным Цесаревичем Николаем Александровичем, а Государь - отец шутливо погрозил пальцем: »Только не флиртуйте слишком! Особенно — Малечке. Она то и дело вспыхивала, как маков цвет, и очень волновалась, отвечая на вопросы Цесаревича, и все время думая: « не допустила ли она какого — нибудь промаха в этикете?! А она боялась смотреть ему прямо в глаза, чувствуя, что что то странное надвигается на нее, охватывает, словно волна.. Что это было? Она еще не сознавала, еще не понимала до конца. Но это было То, что она помнила до конца своих дней и ради возврата этого она, не скупясь, отдала бы многое из своей жизни позднее! Па второе. Юность танца. Роман с Цесаревичем. Роман этот - был. Что бы там не говорили сегодняшние историки — «отбеливатели», усердно желающие добавить лишний нимб к облику царственного мученика Николая Второго, и во чтобы то не стало доказать «непорочность» отношений с прелестной прима - балериной императоских театров! Но в самом этом романе, достаточно мучительном и горьком для Матильды Кшесинской, как ни странно, очень мало было пошлого и обыденного, того, что теперь усердно муссируется на страницах романов и различных исторических изданий. Да, Матильда Кшесинская стала для Николая Александровича первою женщиной и первым чувственным опытом! Они оба пошли на поводу у своего пыла. Но этот любовный танец был очень медленным. Случайные встречи в парке, прогулки на набережной, первый, успешный сезон Кшесинской в Красносельском театре , аплодисменты, цветы, разговоры с Наследником и другими офицерами гвардии у окна грим — уборной. Изящные подарки, цветы, письма на крышке рояля. Разлуки: Наследник уезжал то в кругосветное путешествие, то в Данию, то на маневры полка, то в Спалу и Беловежье. Они виделись редко, оттого их встречи и разговоры были особенно наполненными. Не только физическою страстью. Но и каким то очень бережным отношением друг к другу. В изящном кружеве своих воспоминаний Матильда Феликсовна с такою теплотою и тактом пишет о Наследнике престола, что сердцем веришь в правду написанных строк, хотя и не сохранилось шкатулки с письмами и записками — сожжены были в огне перед каким то очередным обыском или арестом ее доверенными лицами. После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать. Мне казалось, что он, хоть и не влюблен в меня, но все же чувствует ко мне влечение, и я невольно отдавалась мечтам. Мои разговоры с Наследником, доверие, которое он мне оказывал, делясь со мною своими мыслями и переживаниями, остаются для меня драгоценными воспоминаниями. Наследник был очень образован, великолепно владел языками и обладал исключительной памятью, в особенности, на лица и на все, что он читал.. Чувство долга и достоинства было в нем развито чрезвычайно высоко, и он никогда не допускал, чтобы кто — либо переступал грань, отделявшую его от других. Он был добрый и простой в обращении. Все и всегда были им очарованы, а его исключительные глаза и улыбка покоряли сердца. Одна из поразительных черт его характера было умение владеть собою, и скрывать свои внутренние переживания в самые драматические моменты жизни. Внешнее спокойствие никогда не покидало его! Николай Александрович был настолько сдержан, что трудно было догадаться о его романе с Кшесинской даже по скупым записям в дневнике, но тем не менее вездесущие петербургские сплетники знали вскоре все и вся, описывали в своих ежедневных журналах самые фантастические и самые фривольные подробности романа цесаревича «с актрискою». Прошу прощения, но так процитирован дневник А. Суворина в статье А. Боханова, доктора исторических наук «Великолепная Матильда»! Малечка, воспитанная в семье, где царила любовь и уважение друг другу, и на первый план всегда выходили не личные страсти , а служение сцене, искусству и долгу, прекрасно понимала, какой удар нанесет гордой щепетильности родителей, которые привыкли видеть ее послушной дочерью. Слегка шаловливой, капризной, но - послушной и никогда не выходившей за рамки приличий. Многие вспоминали позже необыкновенное, «придворное» изящество манер, теплоту и тактичность поведения Кшесинской, несмотря на легенды о ее взбалмошности суперзвезды балета, последнее — редко подтверждалось! Для отца балерины, гордого своими дворянскими корнями, понятием «чести артиста» это был огромный удар. Он спросил дочь при откровенном разговоре, «отдаю ли я себе отчет в том, что никогда не смогу выйти замуж за Наследника, и что в скором времени должна буду с ним расстаться? Я ответила, - вспоминает Кшесинская, - что все отлично сознаю, но что я всей душой люблю Ники, что не хочу задумываться о том, что меня ожидает, а хочу лишь воспользоваться счастьем, хотя бы и временным, которое выпало на мою долю.. Их встречи продолжались, но вряд ли Кшесинская приносила свою энергию в жертву лишь любовному пылу.. Ее талант расцветал.. Она впервые в театральном сезоне 1892 — 93 годов получила роли в больших балетах, по прежнему много времени уделяла занятиям у станка, с виртуозом итальянской балетной техники - маэстро Чекетти. У Мариуса Петипа, легендарного хореографа , она рискнула попросить главную партию в любимом ею балете «Эсмеральда». Тот в ответ строго прищурился и спросил : «- А ты любиль? Я ему восторженно ответила, что влюблена и люблю. Тогда он задал второй вопрос: - А ты страдаль? Тогда он мне сказал то, что потом я и вспоминала часто. Он объяснил, что только испытав страдания любви можно по настоящему понять и исполнить роль Эсмеральды. Как горько я потом вспоминала его слова, когда выстрадала право танцевать Эсмеральду и она стала моей лучшей ролью! Страдания балерины и Женщины были впереди, а пока она с упоением танцевала… В сезоне 1892 — 93 года, Кшесинская получила ее первый большой балет «Калькабрино» Минкуса в хореографии Мариуса Петипа 1 ноября 1892 года состоялось первое представление. В одной из рецензий на этот балет было написано следущее: «Несмотря на то, что танцы в этом спектакле изобилуют такими трудностями, которые следует признать последним словом современной техники, юная балерина справилась блестящим образом со своей задачей и произвела на зрителей самое лучшее впечатление. Многочисленная публика, совершенно наполнившая залу Мариинского театра, горячо приветствовала госпожу Кшесинскую… Большая сцена первого акта, трудное адажио во втором акте, наконец, все многочисленные танцы, которыми наполнен этот балет, были исполнены нашей балериной с редким апломбом, настоящим артистическим брио и тою законченностью, которой трудно даже ожидать от артистки, так недавно покинувшей театральную школу! В театре не может быть двух прима — балерин, только — одна! Заметно, как стремительно - звездна была карьера Кшесинской:через год после окончания училища уже — прима. Роман романом, но каторжный труд у балетного станка не заменить никакими царственными связями! Этот успех очень обрадовал русских, поскольку был одержан воспитанницей русской национальной школы, взявшей от итальянской лишь необходимые элементы для модернизации классического танца. Молодая прима — балерина имеет все: физическое обаяние, безупречную технику, законченность исполнения и идеальную легкость. Если к этому ей удастся прибавить усовершенствованную мимику, это будет готовая актриса! Оно было закономерно. Она знала об этом, но все равно - лукавила с самой собою. След этого лукавства остался и на страницах мемуаров. Матильда Феликсовна утверждала, что цесаревич Николай был искренне влюблен лишь в нее одну, а женился на принцессе Аликс Гессенской только по чувству долга и настоянию родных! Это было не так. Принцессу Аликс- Луизу — Викторию — Беатрис Гессен — Дармштадскую, любимую внучку королевы Виктории Английской, цесаревич знал с 12 -тилетнего возраста. И любил давно. Как любят недостижимую мечту, идеал, призрак. Он не надеялся, что гордая и сдержанная «камея» Аликс — Санни, как звали ее дома, станет когда - нибудь его избранницей: она была страстной протестанткой и отказывалась менять веру.
Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины.
Весной 1891 года, после долгой разлуки Николай ездил в Японию , наследник первым делом тайком покинул дворец и направился к Матильде. Трейлер фильма «Матильда» Их роман продолжался до 1894 года и закончился по причине помолвки Николая с британской принцессой Алисой Дармштадской, внучкой королевы Виктории, укравшей сердце преемника императора. Матильда очень тяжело переживала разрыв, но всей душой поддерживала Николая II, понимая, что венценосная особа не может жениться на балерине. Она была на стороне бывшего любовника, когда император и его супруга воспротивились его союзу с Алисой. Несколько следующих лет он был верным другом и патроном балерины. Впрочем, у Николая, на тот момент уже императора, все-таки остались чувства к бывшей возлюбленной. Он продолжал следить за ее карьерой.
Поговаривали, что не без его протекции Кшесинская получила место примы Мариинского в 1896 году. В 1890 году он преподнес Матильде в честь ее бенефиса изящную бриллиантовую брошь с сапфиром, которую долго выбирал вместе с женой. Как гласит легенда, он засмотрелся на красавицу и случайно опрокинул на ее дорогое, присланное из Франции платье бокал вина. Но балерина увидела в этом счастливый знак. Так начался их роман, впоследствии завершившийся женитьбой. Роды были очень тяжелыми, роженицу с новорожденным чудом вытащили с того света.
Жизнь в начале XX века В 1903 году балерину пригласили в Америку, но она отказалась от предложения, предпочтя остаться на родине. На рубеже веков прима уже добилась на сцене всех мыслимых вершин, и в 1904 году решила уволиться из основной труппы Мариинского театра.
С Матильдой он чувствовал себя свободно, забывая о придворных условностях. Как-то вечером гости застали его за необычным занятием. Вооружившись какой-то корзинкой и нацепив на голову платочек, будущий самодержец всероссийский увлеченно исполнял своеобразную пародию на танец Кшесинской из «Спящей красавицы», пытаясь при этом изобразить одновременно и Красную Шапочку, и Волка. Вскоре после переезда наследник подарил Матильде свою фотографию с надписью «Моей дорогой пани», как он часто называл возлюбленную.
На деле Николай Александрович никогда не забывал о предстоящем ему «царском служении» и отдавал себе отчёт, что дистанция между ними непреодолима. Ещё в 1891 году он признавался другу: «Мне ужасно хочется жениться, ощущается потребность свить и устроить свое гнёздышко». Он уже выбрал себе и будущую подругу жизни — гессенскую принцессу Алису. Когда весной 1894 года было объявлено об их помолвке, Николай сразу же рассказал ей о своих отношениях с Матильдой. Внучка королевы Виктории оказалась на высоте, заявив, что прощает его: «Что прошло, то прошло и никогда не вернётся… Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю». Конец балетного романа Окончательный разрыв с Матильдой произошёл ещё раньше.
Последнее свидание с Николаем на Волконском шоссе оказалось на редкость грустным. Она приехала из Петербурга на карете, он прибыл верхом из военного лагеря. Всадник уже скрылся вдали, а она всё стояла на обочине и с тоской смотрела ему вслед. Театральное платье М. Цесаревич распорядился купить для Кшесинской особняк на Английском проспекте за сто пятьдесят тысяч рублей. Есть свидетельства, что Кшесинская в 1894 году сделала отчаянную попытку помешать браку Николая и Алисы.
Она написала анонимное письмо невесте возлюбленного, описав в нём подробно свои отношения с её будущим мужем. Матильда также пыталась опорочить в глазах невесты и самого Николая, утверждая, «что он больной, чтобы за него не выходила замуж». Александра Фёдоровна реагировала достаточно хладнокровно, ведь в письме не было для неё ничего нового. Цесаревич распорядился купить для Кшесинской особняк До конца своей долгой жизни — а прожила Кшесинская 99 лет и умерла в Париже в декабре 1971 года — она сохраняла память о своём «Ники». Хотя в её жизни было ещё двое блестящих мужчин: великий князь Сергей Михайлович, не только возлюбленный, но и преданный друг, и великий князь Андрей Владимирович, кузен Николая II, отец её сына Володи, в 1921 году, уже в эмиграции, ставший мужем Кшесинской. В особняке балерины на Петроградской стороне на почётном месте всегда стояли фотографии молодого императора, бережно хранилась форменная гусарская фуражка, а в спальне висел его большой портрет в драгоценной раме с дарственной надписью.
Карикатура на М. Кшесинскую «Жертва нового строя». Журнал «Новый Сатирикон». Март 1917 года. А что же я буду делать теперь, когда новое правительство — Совет Рабочих и Солдатских Депутатов — состоит из 2000 человек?! Спустя почти полвека Матильда вспоминала о нём: «Я не раз говорила ему, что он не сделан ни для царствования, ни для той роли, которую волею судеб он должен будет играть».
Возможно, когда престарелая дама писала эти строки своих мемуаров, она с горечью думала, что участь её возлюбленного могла стать иной, если бы он все же решился пожертвовать короной ради простого человеческого счастья.
Через два года она с блеском исполнила кокетливый танец Лизы из балета «Тщетная предосторожность» — того самого балета, в котором она увидела Цукки, своего «гения танца». Это было на выпускном спектакле 23 марта 1890 года — дату она запомнила навсегда. Все знали, что на гала-концерте будет царская семья во главе с Александром III. После спектакля императору должны были по традиции представить тройку лучших учениц школы, куда вошла и Матильда. Только она должна скромно стоять в отдалении, поскольку была не в полной мере воспитанницей пансионата, а «приходящей».
Едва войдя в залу, где собрались выпускники, государь спросил: «А где Кшесинская? Дальше еще более высокая честь — на торжественном ужине Александр усадил ее между собой и цесаревичем Николаем. В его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения, хотя мы и не отдавали себе в этом отчета». Все, что Матильде показалось чудом, провидением, все, что подпитывало потом ее чувства к будущему царю, было хорошо спланированной интригой двора. Наследник в ту пору был увлечен воспитывавшейся при английском дворе немецкой принцессой Алисой Гессенской, и это очень не нравилось его отцу. В политических интересах Николаю лучше бы было влюбиться в какую-нибудь французскую принцессу. Приняли решение отвлечь наследника.
Уже в первый свой сезон Кшесинская станцевала в двадцати двух балетах и двадцати одной опере. Роли были небольшие, но ответственные, и позволяли Мале блеснуть своим талантом. Но одного таланта для получения такого количества партий было мало — сыграло свою роль одно немаловажное обстоятельство: в артистку был влюблен наследник престола. Они встречались при любой возможности — учитывая то, что Николай находился на военной службе и был связан множеством обязанностей при дворе, это было очень непросто. Николай купил для Кшесинской дом на Английском проспекте — до этого он принадлежал композитору Римскому-Корсакову. Матильда жила там вместе с сестрой Юлией. Ее театральная карьера складывалась отлично.
Первой большой ролью Кшесинской стала партия Мариетты-Драгониаццы, главная в балете «Калькабрино», затем была партия Авроры в «Спящей красавице». Критики хвалили дебютантку за смелый и техничный танец, но самой Кшесинской было ясно, что ее техника отстает от виртуозного совершенства Брианца и Леньяни. Тогда Матильда, не прекращая занятий с Иогансоном, начала брать уроки у итальянского танцовщика и педагога Энрико Чекетти. Это позволило ей не только приобрести совершенную технику, свойственную итальянкам, но и обогатить ее лиризмом, естественностью и мягкостью, характерными для русской классической школы. К этому добавились пантомимический талант, унаследованный от отца, и драматизм, позаимствованный у Вирджинии Цукки. В таком виде талант Кшесинской лучше всего соответствовал классическому балету конца девятнадцатого века и именно в нем смог развиться наиболее полно. У нее не было многих качеств, присущих ее современницам и соперницам по сцене: ни красоты Тамары Карсавиной и Веры Трефиловой, ни утонченности и легкости гениальной Анны Павловой.
Кшесинская была небольшого роста, крепкая, темноволосая, с узкой, затянутой в корсет талией и мускулистыми, почти атлетическими ногами. Но она обладала неисчерпаемой энергией, пикантностью, затмевающим всех блеском, шиком, несомненной женственностью и непреодолимым обаянием. У нее были превосходные, очень красивые зубы, которые Матильда постоянно демонстрировала в сияющей улыбке. Несомненными козырями были и врожденный практицизм, сила воли, удачливость и фантастическая работоспособность. Роман Кшесинской закончился в 1894 году в связи с помолвкой наследника. О ней было объявлено 7 апреля 1894 года. Приближались коронационные торжества, Императорский театр распределял роли для предстоящего парадного спектакля в Москве, а ей никакой роли в балете Дриго «Жемчужина» не предложили вовсе.
Для самолюбивой артистки это было невыносимо. Она рассказала о своем горе великому князю Владимиру Александровичу. Вот как вспоминала Кшесинская о тех событиях: «Дирекция Императорских театров получила приказ свыше, чтобы я участвовала в парадном спектакле на коронации в Москве. Моя честь была восстановлена, и я была счастлива, так как я знала, что это Ники лично для меня сделал. Дирекция своего прежнего решения не переменила бы… Я убедилась, что наша встреча с ним не была для него мимолетным увлечением, и он в своем благородном сердце сохранил уголок для меня на всю свою жизнь. Понятно, что такие выходки быстро создали Кшесинской соответственную репутацию. Интересно, что именно Кшесинская лучше всех поняла характер своего друга.
Много лет спустя она писала: «Для меня было ясно, что у Наследника не было чего—то, что нужно, чтобы царствовать. Нельзя сказать, что он был бесхарактерен. Нет, у него был характер, но не было чего-то, чтобы заставить других подчиниться своей воле.
Матильда Кшесинская в балете "Эсмеральда" 1898-1899 Карикатура на Матильду Кшесинскую Из воспоминаний балерины Тамары Карсавиной Тамара Карсавина "Театральная улица", 1929, глава 13 " Я вспоминаю еще один случай со штрафом, имевший серьезные последствия. Он произошел во время директорства Волконского. Однажды Матильда Кшесинская надела на спектакль свой собственный костюм, проигнорировав распоряжение Волконского выйти на сцену в костюме, специально сшитом для роли.
На следующий день она была оштрафована. Кшесинская рассердилась и стала добиваться отмены, и через несколько дней в «Вестнике» появился приказ министра двора об отмене штрафа. Князь Волконский тотчас же подал в отставку. Его заслуженно очень любили, и общество с негодованием восприняло неуважение, проявленное по отношению к одному из своих членов. В театре стали происходить враждебные манифестации, направленные против Кшесинской, — дорого она заплатила за свой кратковременный триумф. В ту пору она находилась на вершине своего таланта.
По виртуозности она не уступала Леньяни, а по актерским качествам даже превосходила ее. Матильда сама выбирала время для своих спектаклей и выступала только в разгар сезона, позволяя себе длительные перерывы, на время которых прекращала регулярные занятия, и безудержно предавалась развлечениям. Всегда веселая и смеющаяся, она обожала приемы и карты; бессонные ночи не отражались на ее внешности, не портили ее настроения. Она обладала удивительной жизнеспособностью и исключительной силой воли. В течение месяца, предшествующего ее появлению на сцене, Кшесинская все свое время отдавала работе — усиленно тренировалась часами, никуда не выезжала и никого не принимала, ложилась спать в десять вечера, каждое утро взвешивалась, всегда готовая ограничить себя в еде, хотя ее диета и без того была достаточно строгой. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак.
В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима. Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза. С самого начала она проявляла ко мне большую доброту. Однажды осенью, в первый сезон моей работы в театре, она прислала мне приглашение провести выходные дни в ее загородном доме в Стрельне. Я пришлю за тобой». Мысль о скромности моего гардероба сильно беспокоила меня.
Матильда, по-видимому, догадалась об этом. Она подумала и о том, что я не знаю в лицо ее секретаря, поэтому приехала за мной на станцию сама. У нее гостила небольшая группа друзей. В роли хозяйки Матильда была на высоте. У нее был большой сад неподалеку от побережья. В загоне жило несколько коз, одна из них, любимица, выходившая на сцену в «Эсмеральде», ходила за Матильдой словно собачка.
Весь день Матильда не отпускала меня от себя, оказывая бесчисленные знаки внимания... У меня создалось впечатление, что все окружающие подпадали под обаяние ее жизнерадостной и добродушной натуры. Но даже я при всей своей наивности понимала, что окружавшие ее лизоблюды источали немало лести. И это вполне объяснимо, принимая во внимание то положение, которое занимала знаменитая танцовщица, богатая и влиятельная. Зависть и сплетни постоянно следовали за ней. Весь тот день меня не покидало чувство недоумения — неужели эта очаровательная женщина и есть та самая ужасная Кшесинская, которую называли бессовестной интриганкой, разрушающей карьеры соперниц.
Я за тебя заступлюсь, — позже сказала она и впоследствии сдержала слово: ей представилась возможность вмешаться и вступиться за меня. Я стала получать значительно меньше ролей, выяснилось, что директору внушили, будто у меня слишком много работы. Одна знаменитая балерина, не принадлежавшая, по-видимому, к числу моих доброжелательниц, неожиданно проявила чрезмерную заботу о моем здоровье, попросив директора не перегружать меня, поскольку я больна чахоткой. Директор, введенный таким образом в заблуждение этой напускной заботой, проявляя истинное сочувствие, стал постепенно сокращать мой репертуар. На обед после юбилейного спектакля были приглашены сыновья Великого князя Владимира Александровича - Кирилл, Борис и Андрей. С последним у балерины и начался бурный роман.
Она была старше Великого князя Андрея Владимировича на шесть лет.
Роковая Матильда: как на самом деле жила самая известная балерина имперской России
Матильда Кшесинская, биография которой содержит об этом больше вопросов, чем ответов, имела явно больше, чем позволяло ей жалованье примы Мариинского и даже подарки цесаревича Николая. Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Итак, Матильда Кшесинская влюбилась в Николая II, тогда еще Цесаревича Наследника. Матильда Феликсовна Кшесинская – российская балерина с польскими корнями, выступавшая на сцене Мариинского театра с 1890 по 1917 годы, любовница последнего русского императора – Николая II.
Матильда Феликсовна Кшесинская
И сегодня, когда я его узнала ближе, я очаровалась им еще больше! Эта нежданная встреча была такая чудесная, такая счастливая. Оставался он в тот первый раз недолго, но мы были одни и могли свободно поговорить. Я так мечтала с ним встретиться, и это случилось так внезапно. Я никогда не забывала этого вечернего часа нашего первого свидания», — писала Матильда Кшесинская в своих мемуарах. Вскоре она получила от цесаревича первое послание: «Надеюсь, что глазок и ножка поправляются… до сих пор хожу как в чаду. Постараюсь возможно скорее приехать. Суббота, 14 марта Утром я получила от Наследника письмо, большое! Я перечитывала его в продолжении дня несколько раз и каждый раз с истинным наслаждением. В этом письме Цесаревич предложил мне [перейти] на ты. Боже, как все скоро случилось, точно сон!
Понедельник, 23 марта С утра у меня было предчувствие, что вечером ко мне приедет Цесаревич, и потому весь день я ожидала с нетерпением письма. Наконец в 8-м час. Я так обрадовалась, получив такое известие! Но только приходилось еще ждать почти три часа! Подумаешь, сколько времени ждала, 2 года, а теперь только три часа, и уже кажется много. Цесаревич приехал в 12-м час. Цесаревич мне привез свои карточки, из которых одна мне очень понравилась. Он снимался в Японии, в штатском. Я получила от Цесаревича подарок, чудный браслет. Сегодня 23-е число, ровно два года, как был школьный спектакль, на котором я узнала Цесаревича и так сильно им увлеклась.
Первый раз в жизни я провела такой чудный вечер! Мы много говорили. Я и сегодня не пустила Цесаревича в спальню, и он меня ужасно насмешил, когда сказал, что если я боюсь с ним идти туда, то он пойдет один! Сначала, как он пришел, мне было очень неловко говорить с ним на Ты. Я все путалась: Ты, Вы, Вы, Ты и так все время! У него такие чудные глаза, что я просто с ума схожу! Цесаревич уехал, когда уже стало рассветать. На прощание мы несколько раз поцеловались. Когда он уехал, у меня больно сжалось сердце! Ах, мое счастье так шатко!
Я всегда должна думать, что, может, вижу его в последний раз! Во всех личных письмах она обращается к нему с большой буквы: Ты, Тебе, Твоя… Примерно в это время цесаревич велел Матильде называть его Ники — как дома. Подарки от Цесаревича Матильда принимала не все, стараясь дать ему понять, что встречается не ради них. Однако отказы огорчали Николая, а ей не хотелось его расстраивать. Письмо дата не указана С каждым днем, дорогой Ники, моя любовь к тебе становится сильнее! Как бы я хотела, чтобы Ты так меня полюбил, как люблю я Тебя. Прости, Ники, но я не верю, что Ты меня любишь. Может быть, я ошибаюсь, но вернее нет. Ведь всегда так бывает: то, чего добиваешься, кажется несбыточным и если начинает сбываться, то все кажется, что это лишь обман. Мне ужасно нравятся Твои карточки в костюме Онегина.
Так и хочется Тебя поцеловать. Мне очень много нужно Тебя спросить и Тебе рассказать. Целую Тебя крепко и, как Ты любишь, троекратно. Как долго ждать, чтобы исполнить это на деле! Жду письма. Вторник, 14 апреля Вечер я провела с Ники вдвоем. Ники опять понравилось мое платье! Мне ужасно нравится, что он обращает внимание на туалет, это так хорошо, когда мужчины понимают в этом толк. Ники был у меня до 5-го час. На полях дневника: «Хотела бы ты выйти за меня замуж?
Так, например: «Только то и дорого и хорошо, что почти невозможно». Понедельник, 20 апреля Ники приехал ко мне в 12 час. Когда Ники уезжал от меня, было 6 час. Завтра он приедет ко мне опять. Вторник, 28 апреля Ники мне привез брошку, но я не взяла. Я от него ничего не хочу, только бы он меня любил. Я хочу сохранить чистое, святое к нему чувство, не оскверняя его никакими материальными выгодами. Ники уехал от меня не поздно, до угла дошел пешком. Ники всегда оставляет лошадь где-нибудь подальше, так безопаснее.
С раннего возраста девочка быстро продвигалась в своём обучении. Уже в девять лет Матильда впервые выступила на сцене Мариинского театра, а затем стала его прима-балериной. Её техника, грация и эмоциональность вызывали восхищение зрителей. Устоять не смог и будущий император — Николай II. Первая встреча балерины и цесаревича Они впервые встретились 23 марта 1890 года на выпускном вечере театрального училища, где собралась вся царская семья. После спектакля влиятельные гости остались поужинать вместе с воспитанницами. Николай II сел за стол к Матильде. Именно в этот момент, согласно мемуарам балерины, между ними с цесаревичем возникло первое чувство. Среди историков существует мнение, что их рассадка была неслучайной. Вполне возможно, что к этому приложил руку сам император Александр III. У него были свои представления о формировании личности наследника престола. Николай II Фото: wikipedia. Девушка отметила удивительную красоту и некоторую стеснительность Николая II. Однако цесаревич упомянул о своей симпатии к ней лишь позднее. Это произошло 6 июля 1890 года, спустя два дня после выступления Кшесинской в театре. Балерина приложила все усилия, чтобы вскружить голову будущему императору. План сработал. Николай несколько раз бросал на неё взгляд в театре, а в дневнике отметил, что его очень интересует Кшесинская.
Для прислуги был отведен небольшой флигель. Во дворе находилась прачечная, а также сараи для экипажа и двух автомобилей. Сын Кшесинской не отличался крепким здоровьем, поэтому во дворе построили хлев для коровы, благодаря которой у мальчика на столе всегда было парное молоко. Штаб большевиков в особняке Кшесинской Новая история особняка началась 28 февраля 13 марта 1917 года, когда в него ворвалась толпа демонстрантов. Незадолго до этого Матильда и ее сын смогли убежать из дома, с собой балерина взяла только саквояж с драгоценностями. Большевики, которые нуждались в помещении для своего партийного аппарата, быстро нашли общий язык с солдатами. С этого времени, как писала петроградская пресса, дом стал "главным штабом ленинцев". Сам Ленин вернулся из эмиграции поздно вечером 3 16 апреля 1917 года и бывал в "палаццо" Кшесинской почти каждый день в течение следующих трех месяцев. Его речи с балкона особняка стали символом набирающей популярность большевистской партии. Именно такой образ он дал толпе обывателей, ожидавшей у стен здания очередное выступление Ильича. Борьба Матильды за свой особняк Пока Ленин выступал с балкона, Кшесинская не оставляла попыток вернуть свою собственность. На солдат, занимавших нижний этаж здания, она решила воздействовать через Совет солдатских депутатов, и тот в конце апреля издал постановление об удалении из особняка команды броневого дивизиона. Однако постановление не помогло, как и требование прокурора вернуть здание владелице. В революционном Петрограде силу имели только решения, которые подкреплялись конкретной военной и политической силой. Министр юстиции Александр Керенский сказал балерине, что вернуть дом силой нельзя, так как это закончится кровопролитием и еще больше осложнит дело. Она была объектом слухов и насмешек. Известна карикатура на Кшесинскую, нарисованная художником Николаем Ремизовым он подписывал свои карикатуры Ре-ми.
Между прочим, до сих пор неизвестно, кто на самом деле отец мальчика. Но вскоре это отчество сыну пришлось поменять, так как в 1921 году, в Каннах, Матильда вышла замуж за Андрея Владимировича, внука Александра Второго. Матильда, которая до свадьбы была католичкой, приняла православие с именем Мария. Их семья была именно такой, о какой и мечтала балерина. Они были вместе до конца своих дней. Матильда с семьей В 1926-м году ее семейству было присвоена фамилия князей Красинских. А позже она стала зваться княгиней Романовской-Красинской. С этой фамилией балерина и была похоронена. Смерть У Матильды Кшесинской была поистине интересная судьба. Об этом свидетельствует ее биография и личная жизнь. Эта женщина мечтала стать известной и умереть в окружении друзей, детей и внуков. Можно сказать, что ее мечты осуществились. Матильда Кшесинская умерла 6 декабря 1971 года, в солидном возрасте 99 лет, насладившись полнотой жизни. Последние фото Матильды Кшесинской Своей довольно завидной продолжительностью жизни Матильда обязана наследственности. Ее дед прожил сто шесть лет. Похоронена она в Париже, на кладбище русских эмигрантов Сент-Женевьев-де-Буа, в одной могиле с мужем. Позже, в 1974 году, в этой могиле был захоронен и их единственный сын Владимир. Он пережил свою мать-долгожительницу всего на три года. Мне нравится.
Императорский дом
- Грешная Матильда. Как балерина Кшесинская свела с ума мужчин дома Романовых | Аргументы и Факты
- Императорский дом
- Кшесинская Матильда: краткая биография, фото и личная жизнь
- Кшесинская, Матильда Феликсовна
"Матильда. Продолжение". Что стало с Кшесинской после свадьбы Николая II
Фаворитка трех великих князей, балерина Матильда Кшесинская не просто оставила след в истории России, а изменила ее навсегда. Вскоре ее отец Константин Севенард дал пресс-конференцию, раскрыв семейную тайну о том, что его бабушка, Целина Кшесинская, вероятнее всего, дочь императора и Матильды Феликсовны. Матильда Феликсовна Кшесинская (1872 – 1971) Матильда Феликсовна Кшесинская, полячка по национальности, выросла в артистической среде.
Кшесинская, Матильда Феликсовна
Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской тесно связана с императорской семьей. Депутат Наталья Поклонская пригрозила затаскать по судам кинорежиссёра Алексея Учителя за его фильм о балерине Матильде Кшесинской. Где Николай Романов познакомился с Матильдой Кшесинской, как в русском обществе реагировали на роман между наследником и балериной и что с ней стало после разрыва отношений — «Афиша Daily» поговорила с петербургским историком Алексеем Кулегиным. До Февральской революции дом прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской являлся популярным салоном.
СУДЬБА СЫНА БЛИСТАТЕЛЬНОЙ БАЛЕРИНЫ И ОДНОГО ИЗ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ РОМАНОВЫХ (?
Матильда Кшесинская | Богатая событиями и известными персонами биография Матильды Кшесинской — предмет, часто освещаемый в искусстве. |
РГАЛИ. 150 лет со дня рождения русской балерины Матильды Кшесинской | Великолепная Матильда Феликсовна Кшесинская была самой желанной женщиной своего времени. |
Царь-девица: 18 впечатляющих фактов о Матильде Кшесинской
С одной стороны, это известие было для меня большой радостью, а с другой стороны, я была в недоумении, как мне следует поступить при моем возвращении в Петербург. Тут я вспомнила про укус обезьянки в Генуе, не отразится ли этот укус на наружности моего ребёнка, так как говорили, что сильное впечатление отражается на ребёнке. Пробыв несколько дней в Париже, я вернулась домой, предстояло пережить много радостного, но и много тяжёлого…». Кому будет приписан ребёнок, ещё неизвестно. Кстати, Великий князь Владимир Александрович отец Андрея также был в числе кандидатов.
Кшесинская пишет в мемуарах: «Я продолжала танцевать в этом сезоне, как и предполагала - до февраля, будучи на пятом месяце беременности. По моей работе и даже по фигуре это совершенно не было видно». Мальчик родился 18 июня 1902 года в Стрельне, где Кшесинская жила на даче, купленной ей Сергеем Михайловичем. Несмотря на активный образ жизни беременной и её закалённый организм, роды были очень сложными.
Однако благодаря своему оптимизму и жизнерадостности, она с радостью и лёгкостью вспоминала о рождении единственного сына. Но спасли нас обоих. У меня родился мальчик, это было рано утром 18 июня, во втором часу. Я ещё долго пролежала с сильным жаром, но так как я была крепкая и здоровая по натуре, то сравнительно скоро начала лучше себя чувствовать».
Изначально Матильда хотела назвать сына в честь императора - Николаем. Однако, понимала, что этим она бросит тень на репутацию своего бывшего возлюбленного. В конечном итоге мальчика назвали в честь третьего сына императора Александра II Великого князя Владимира Александровича, который всегда был благосклонен к возлюбленной своего сына Андрея. Кшесинская пишет в мемуарах: «Трудный вопрос стал передо мною, какое имя дать моему сыну.
Сперва я хотела назвать его Николаем, но этого я и не могла, да и не имела права сделать по многим причинам. Тогда я решила назвать его Владимиром, в честь отца Андрея, который всегда ко мне так сердечно относился. Я была уверена, что он ничего против этого иметь не будет. Он дал своё согласие».
По утверждению Кшесинской из тех же поздних мемуаров, Сергей Михайлович, являвшийся де факто её гражданским мужем, знал, что ребёнок не от него: «Когда я несколько окрепла после родов и силы мои немного восстановились, у меня был тяжёлый разговор с Великим Князем Сергеем Михайловичем. Он отлично знал, что не он отец моего ребёнка, но он настолько меня любил и так был привязан ко мне, что простил меня и решился, несмотря на все, остаться при мне и ограждать меня как добрый друг. Он боялся за мое будущее, за то, что может меня ожидать. Я чувствовала себя виноватой перед ним, так как предыдущей зимой, когда он ухаживал за одной молоденькой и красивой Великой Княжной и пошли слухи о возможной свадьбе, я, узнав об этом, просила его прекратить ухаживание и тем положить конец неприятным для меня разговорам.
Я так обожала Андрея, что не отдавала себе отчёта, как я виновата была перед Великим Князем Сергеем Михайловичем». Крестины по православному обычаю хоть мать была католичкой состоялись в Стрельне, в тесном семейном кругу, 23 июля того же года. Великий князь Владимир Александрович отец Андрея подарил новорождённому крест из уральского тёмно-зелёного камня с платиновой цепочкой, пишет Кшесинская.
Она только-только сбежала из Советского Союза и перед тем как отправиться покорять американскую сцену, решила побывать в гостях у легенды императорской сцены. Я необычайно волновалась, когда впервые отправлялась в дом к великой Матильде. Нас встретила миниатюрная элегантная старушечка 99 лет, но в ней чувствовалось великолепие.
Стол был сервирован по-царски. Справа от меня сел Лифарь, слева — Кшесинская. Разлили водочку. Серж что-то оживленно рассказывал и завершил историю тостом. Я протянула руку к рюмке, а та оказалась пуста. Я-то понимаю, что не пила.
Так же исчезла водка из моей рюмки во второй раз. Матильда Феликсовна опрокидывала и свою и мою рюмочки и скоро заметно повеселела — в этом состоянии она казалась необыкновенно обаятельной. Рассказывала любопытные истории. При прощании, слегка пошатываясь, сделала мне книксен»… С Марией Феликсовной прощались в храме Александра Невского на рю Дарю. На церемонию отпевания пришли сотни людей, включая учеников и учениц прославленной балерины.
Она выходила на сцену в безумно дорогих ювелирных украшениях от Фаберже. В 1900 г. На ужине после спектакля она познакомилась с великим князем Андреем Владимировичем, с которым у нее начался бурный роман. При этом балерина продолжала официально жить с Сергеем Михайловичем. Звезда балета со скандальной репутацией Знаменитая прима-балерина В 1902 г. Отцовство приписывали Андрею Владимировичу. Теляковский не выбирал выражений: «Неужели это театр, и неужели этим я руковожу? Все довольны, все рады и прославляют необыкновенную, технически сильную, нравственно нахальную, циничную, наглую балерину, живущую одновременно с двумя великими князьями и не только это не скрывающую, а, напротив, вплетающую и это искусство в свой вонючий циничный венок людской падали и разврата». Справа — Матильда Кшесинская с сыном, 1916 Слева — М. Портрет Матильды Кшесинской, 1991.
Никогда я не испытывала к нему чувства, которые можно было бы сравнить с моим чувством к Ники, но всем своим отношением он завоевал мое сердце, и я искренне его полюбила" Муж С другим кузеном Николая Кшесинская познакомилась на своем бенефисе в 1900-м году. Андрей Владимирович был моложе балерины на шесть лет, но ни разница в возрасте, ни колкие замечания подруг "С каких это пор ты стала увлекаться мальчиками? Отношения с этим из Романовых привели к беременности - в 1902 году Кшесинская родила сына Владимира. Великий Князь Сергей Михайлович был вынужден отойти в сторону, но все же остался балерине другом. После революции 1917 года Кшесинская покинула Россию и обосновалась во Франции. Уже здесь, в Каннах, в 1921 году состоялась ее свадьба с Андреем Владимировичем. Из воспоминаний Кшесинской: "Мы часто обсуждали с Андреем вопрос о нашем браке. Мы думали не только о собственном счастье, но и главным образом о положении Вовы… Ведь до сих пор оно было неопределенным" Танцовщик В 1911 году после долгих уговоров Кшесинская вернулась на сцену.
«Поклонская знала, что у Николая II и Кшесинской была дочь»
Женские судьбы. Матильда Ксешинская | Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна Феликсовна Валериевна Кржезинская) появилась на свет 19 августа (1 сентября) 1872 года в местечке Лигово, неподалеку от Петербурга. |
- Роковая Матильда: как на самом деле жила самая известная балерина имперской России | Матильда Кшесинская в эмиграции начала полностью новую жизнь. |
СУДЬБА СЫНА БЛИСТАТЕЛЬНОЙ БАЛЕРИНЫ И ОДНОГО ИЗ ВЕЛИКИХ КНЯЗЕЙ РОМАНОВЫХ (? | Матильда Феликсовна Кшесинская происходила из польской театральной семьи Кржезинских. |
Самые известные любовники выдающейся танцовщицы Матильды Кшесинской | Матильда Кшесинская познакомилась с цесаревичем в 1890 году, а их романтическая связь продлилась четыре года. |
Матильда Кшесинская — биография балерины
Матильда Феликсовна Кшесинская — чем известна, биография, творческие достижения — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Матильда Феликсовна Кшесинская, подобно деду Яну Кшесинскому, прожила яркую насыщенную жизнь, некоторые факты из которой кажутся фантастическими: романы с представителями императорской семьи, дуэты с легендарными танцовщиками её поколения. Матильда Кшесинская: любовь с двумя Великими князьями Романовыми и жизнь в эмиграции. Матильда Феликсовна имела обстоятельный разговор с главой Петрокомитета Львом Михайловым. Богатая событиями и известными персонами биография Матильды Кшесинской – предмет, часто освещаемый в искусстве.
Судьбоносный ужин
- Матильда Кшесинская в эмиграции: новая жизнь русской балерины. ~
- Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, фото балерины -
- Матильда Феликсовна Кшесинская
- Биография Матильды Кшесинской
Самые известные любовники выдающейся танцовщицы Матильды Кшесинской
Николай Романов и Матильда Кшесинская © Фото: Wikimedia. Матильда Феликсовна Кшесинская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кшесиньская, польск. Далее в нашем сообществе мы продолжим рассказ о представителях древнего российского дворянского рода Севенардов-Кшесинских, самой известной из которых была Матильда Феликсовна Кшесинская. Матильда Кшесинская появилась на свет 31 августа (по старому стилю – 19) 1872 года в Санкт-Петербурге.
Содержание
- 53 лучших фото балерины Матильды Кшесинской в молодости и старости
- Матильда Феликсовна Кшесинская (Mathilde Kschessinska) |
- Матильда Кшесинская, балерина от артиллерии
- Матильда Кшесинская: биография, личная жизнь, фото балерины -
- Высший свет (18+)
- Кшесинская, Матильда Феликсовна — Википедия с видео // WIKI 2