В знаменитом приключенческом фильме «Бронзовая птица» Мария Капнист предстала в образе таинственной, наводящей на ребят страх, графини. Мария Капнист, известная российская певица и актриса, стала настоящей легендой в мире искусства. Из тюрьмы Мария вышла 42-летней женщиной, но внешне напоминала старуху. После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником. Мария Капнист встречалась и с Лидией Руслановой, и с генералом Рокоссовским, подружилась с писателем Данилой Фибихом и женой адмирала Колчака Анной Тимиревой. В возрасте 79 лет Марию Капнист сбила машина, когда она переходила одну из самых оживленных дорог Киева – проспект Победы, прямо у киностудии им. Довженко.
Из юной красотки в седую деву. Судьба Марии Капнист и 15 лет в сталинских лагерях
Мария Капнист с дочерью Радой Мария Капнист с дочерью Радой. Ее дочь Рада родилась в тюремной больнице Степлага в Казахстане, где Мария жила на поселении. Загляните в мир Рады Капнист, дочери талантливого фотографа Марии Капнист, и убедитесь в том, что красота искусства наследуется. Трагическая судьба актрисы Марии Капнист. В «Бронзовой птице» Мария сыграла экономку графа, которую пионеры прозвали «графиней» за ее осанку и аристократическую выдержку. Графиня Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко (настоящее имя Марии) – потомственная дворянка. Мария Капнист прошла через жестокие испытания и выстояла, не посрамив своих замечательных предков. Bookmark the permalink. Мария Капнист родилась в марте 1913 года в Санкт-Петербурге.
Лидия Русланова: "Делала это не без азарта!"
- Биография Мария Капнист
- «Графиня лагерей»: жемчуг, талант и тяжкая судьба актрисы Марии Капнист
- «Видели бы ее итальянские скульпторы». В молодости актриса Мария Капнист была настоящей красавицей
- Форма обратной связи
- В молодости Мария Капнист была красавицей. Как годы лагерей превратили её в старуху
«Видели бы ее итальянские скульпторы». В молодости актриса Мария Капнист была настоящей красавицей
Мария из рода Капнист: мозаика жизни | Вот уникальное фото: Мария Ростиславовна Капнист в 1990-м году на фоне афиши моего отца в Ленинграде у своей приемной дочери. |
KMSAuto Net 2024 новая версия без вирусов | Загляните в мир Рады Капнист, дочери талантливого фотографа Марии Капнист, и убедитесь в том, что красота искусства наследуется. |
Мария Капнист - биография, новости, личная жизнь | После всех суровых испытаний, мук и пыток, Мария Капнист сохранила чувство собственного достоинства и веру в людей. |
Удивительная Мария Капнист – история графини из ГУЛага… | Мария Капнист – правнучка поэта Василия Капниста и атамана Запорожской Сечи Ивана Сирко. |
Мария Капнист Графиня рудников | Среднестатистическому советскому юному зрителю 70-х и 80-х годов прошлого века Мария Капнист известна, пожалуй, киновоплощениями злых и чудовищных старух. |
Мария Ростиславовна Капнист
Обожала длинные ожерелья с крупными темными бусинами. Будь то дешевый пластик с имитацией натуральных камней или прекрасное гранатовое стекло. В кадре талантливая артистка умело тут же перевоплощаться — из дамы с манерами леди в злобную ведьму или уродливую старуху. Что ж, советские сказки предполагали и таких персонажей.
Именно они прославили Марию Капнист ей пришлось сменить имя, дабы скрыть свое знатное происхождение , как яркую, неординарную, запоминающуюся актрису. Вернусь к тому моменту, когда девушке минуло шестнадцать лет. Мария вместе с матерью приехали в Ленинград.
И юная красавица поступила учиться в драматический театр. Увы, диплом она так и не получила. Дворянское происхождение стало темным клеймом для будущей артистки.
А в 1941-м году ее ожидал новый удар: Капнист обвинили в шпионаже. Приговор был неумолим: восемь лет сталинских лагерей. Прощайте, желанная сцена, красивые наряды, прелестные украшения.
В заключении Мариэтта даже смогла найти свою любовь. Ею стал поляк, которого впоследствии расстреляли. В тюремном детском саду девочку жестоко наказывали.
Когда дочери было 2 года, ее отдали в детсад. Однажды Мария увидела, как воспитательница бьет девочку и кричит: «Я выбью из тебя врага народа! Мать бросилась на обидчицу с кулаками, за что получила еще 10 лет. Ее часто избивали и оскорбляли, но ее дух не был сломлен.
Своей фамилией она, несмотря ни на что, гордилась, и от родных не отрекалась. Тому же учила дочь: «Ты, Радочка, одна осталась из рода Капнистов, храни его традиции». В Киеве Марии пришлось начинать жизнь с нуля — ночевала на вокзалах и в скверах, работала дворником. Около касс кинотеатра ее увидел режиссер Юрий Лысенко.
Так она впервые попала на съемочную площадку. Она играла ведьм, графинь, цыганок и чародеек. Самые известные работы — «Шанс», «Бронзовая птица», «Руслан и Людмила», всего — более чем 120 фильмов. Мария умерла в 1993 г.
Не озлобиться. И даже на пороге смерти — любить. Мария Капнист прошла очень трудный жизненный путь: с детства познала горе и нужду, позже пережила настоящий ад. Но до последнего дня оставалась Женщиной с большой буквы. Испытания Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко родилась в дворянской семье. Мать, красавица-казачка Анастасия Дмитриевна, была образованна, начитанна и владела несколькими иностранными языками. Отец, граф Ростислав Капнист, происходил из очень знатного греческого рода. Глава семейства владел плантациями виноградников в Крыму, а прибыль получал от виноделия.
Семья проживала в фамильном особняке на Английской набережной в Петербурге. Последний даже организовал в их гостиной домашний театр, став наставником девочки по вокалу и актерскому делу. Ни Мария, ни остальные дети Капнистов ни в чём не знали нужды. Пока не наступила Октябрьская революция. Семья вынуждена была бежать в Крым и поселиться в Судаке. Однако преследователи добрались и туда. В начале 20-х дом графа разрушили, а его самого расстреляли. Матери с 7-летней Мари удалось спастись лишь благодаря добрым людям, предоставившим им временное убежище.
Восемь лет они скитались и голодали, и только в 1929 году смогли вернуться в родной город. Через год сердце измученной болезнями и тяжелым бытом Анастасии Дмитриевны не выдержало. А еще через пять в театральном институте, куда Мари поступила и успешно училась, узнали о дворянском происхождении студентки. Девушку отчислили и выслали из Ленинграда, вынудив ее переехать в Киев. Какие-то люди посоветовали ей поступить в финансовый техникум: на время учебы заведение обеспечивало студентов общежитием.
Ходили слухи, что именно он начал учить молодую графиню актёрскому мастерству. Впрочем, на деле девочка покинула Петербург уже в 1917 году. Её отец поначалу искренне верил в идеалы большевиков и активно им помогал, а те, в свою очередь, надеялись «переделать» аристократа на свой социалистический лад. Но революции в итоге так разочаровали мужчину, что он решил вместе с семьёй вернуться в Крым. Однако и там укрыться от нового мира не получилось. В 21-м году Крым окончательно стал советским, и новая власть начала активно истреблять неугодных режиму людей. Ростислава Капниста расстреляли, его старшая дочь не выдержала ужасной новости — у неё остановилось сердце. Спастись удалось лишь матери и младшей Мариэтте, но жестокость советской власти породила в девочке сильную ненависть. Наша героиня попала в обычную школу, где помогала оформлять стенгазеты с пропагандой против себя самой. Конечно, она скрывала свою историю, но сдержать злость всё же не смогла. Однажды, когда учительница попросила ребят найти рифму к слову «коммунист», Мариэтта произнесла: «Никогда коммунистом не будет Капнист! Уже там девочка окончила школу, отучилась три года в театральном вузе и вновь встретилась с зачистками «нежелательных элементов». Капнистам запретили жить в Ленинграде. Мариэтта с матерью отправилась на Украину, где ей пришлось «залечь на дно», так что девушка отучилась на самую обычную профессию — бухгалтера. Но и здесь её ждала неудача. С началом новой войны по всей стране прокатилась антишпионская истерия.
Мария Капнист
Сергей Алексеевич осмотрел экспозицию нового музея, которая включает свыше 300 экспонатов, часть из них посвящена деятельностии Российского Общества Красного Креста, учрежденного в 1867 году указом Императора Александа II и находившегося под покровительством Императорской Фамилии. Экскурсию для гостя провел директор Православного просветительского центра "Усово-Спасское" Андрей Миланович. По завершении осмотра Сергей Алексеевич отметил, что экспозиция музея составлена на высоком уровне и в ней представлены поистине уникальные экспонаты: "Для меня это огромное удовольствие увидеть такой музей, в котором я чувствую дух нашего исторического общества Красного Креста. Тут замечательные экспонаты, которые интересно представлены, я узнаю некоторые вещи, которые видел по книгам и по каталогам. Для меня это всё очень дорого.
Ее отец - граф Ростислав Капнист-старший. Мать - праправнучка атамана Серко. Сперва ее жизнь была счастливой и безоблачной. Но так продолжалось всего несколько лет до октября 1917 года. А дальше начались проблемы. Но Мария не озлобилась, лишь стала очень мудрой и прозорливой женщиной.
Главная Звезды Ей было 45 и она работала дворником, когда ее впервые позвали в кино. Мария Капнист — биография актрисы и как выглядят ее дочь 0 2 minutes read Родители Марии были потомственные дворяне. После революции отца девочки взяли под арест, а их усадьбу снесли. Мама будущей актрисы прикинувшись обычной крестьянкой, сбежала в Крым. Окончив школу, наша героиня пошла учиться в театральную студию.
Преподаватели не могли нарадоваться ее таланту и пророчили ей великое будущее в кино.
Методист по музейно-образовательной деятельности Людмила Зуева рассказала учащимся о жизненном и творческом пути Марии Ростиславовны Капнист - потомственной дворянки, графини, человека с тяжелой судьбой, но любившей жизнь до последнего вздоха. Школьников до глубины души тронула судьба известной артистки. Они восхищались ее желанием жить, оптимизмом и верой в свою мечту. Мария Ростиславовна родилась в роскошном особняке на Английской набережной в Петербурге, сам Федор Шаляпин давал ей уроки вокала. Казалась бы, ее жизнь будет беззаботной. В Судаке было имение родителей М. Счастливые детские годы провела Мария со своей сестрой и братьями на берегу Черного моря, но 1917 год изменил их жизнь.
В январе 1921 года расстреляли на мысе Алчак Ростислава Капниста, старшая дочь Лиза не смогла пережить гибель отца и умерла в тот же день от разрыва сердца.
Неисчерпаемый источник чудесных исцелений: о Козельщанской иконе Божией Матери
Мужчина был шокирован». Сама Мария Ростиславовна об этом случае рассказывала: «На волю посчастливилось ехать пассажирским поездом. Зашла в туалетную комнату привести себя в порядок. Умываюсь, а из зеркала смотрит на меня незнакомая бабуся с короткой стрижкой, со сморщенным, опавшим лицом. Он открывает двери — никого. И тут я поняла: бабуся — это я. От такого страшного открытия подкосились ноги. И вот московский вокзал. Иду и думаю, как встретит меня мой друг, что скажем друг другу через столько лет. Как когда-то в детстве, когда играли в жмурки.
Страшные конвульсии пробежали по его помертвевшему лицу. Кинулся ко мне, я его оттолкнула и побежала — мне было все равно: под поезд или еще куда. Друг догнал меня». Теплые и нежные чувства между ними оставались до конца. Георгий Евгеньевич неоднократно делал ей предложения, но она так и не приняла их. В лагере Капнист познакомилась с Валентиной Базавлук, женщины подружились. Валентину Ивановну освободили раньше, и Мария Ростиславовна взяла с нее слово, что та разыщет ее девочку и позаботится о ней. Вышла замуж в 42 года за племянника известного художника Нестерова. Муж-архитектор зарабатывал неплохо, но любил покутить.
Прогуливал все деньги, а Валентина Ивановна с дочкой бедствовали. Нервы не выдержали, решила бросить мужа и вернуться к родным в Харьков. Но благоверный не захотел ее отпускать. В свое время он учился в техникуме вместе с Берией. Воспользовавшись знакомством, муж позвонил бывшему соученику и попросил ненадолго задержать жену. Через два часа за Валентиной Ивановной пришли. Сказали, мол, ей будут вручать правительственную награду. Женщина ушла из дому в легком платьице и домой больше не вернулась. Дочке её тогда было три месяца.
Валентине Ивановне дали 10 лет, освободили через 8. Но девочка её умерла, не дождавшись маму. Поэтому ко мне Валентина Ивановна была очень привязана. Сильно переживала, что меня отберут, когда вернулась мама. А я Марию Ростиславовну поначалу даже видеть не хотела. Наверное, так наказывала за сиротское детство. Впрочем, отдать меня маме все равно не могли — из-за справки, согласно которой Мария Капнист не имела права воспитывать ребенка. С Валентиной Ивановной я тоже не могла остаться, так как нужно было разрешение Марии Ростиславовны, которого она не давала. Так, при двух мамах, я продолжала жить в детском доме.
Это длилось до тех пор, пока детдома не стали расформировывать. Хорошо помню, как меня привели в опекунский совет. Там была мама и Валентина Ивановна. Член опекунского совета, тетка огромная, чуть ли не с усами, мужским голосом говорит: «Вот, Рада, перед тобой сидит мама, которая тебя родила, но которой ты не знала. А вот тетя Валя, которая тебя растила, любила. Выбирай, с кем ты останешься». Я выбрала Валентину Ивановну. Мама резко встала и вышла. Меня послали за ней, а мне было страшно и стыдно посмотреть ей в глаза.
Мария Ростиславовна сидела на ступеньках. Слез на глазах не было, но я увидела такое страдание у нее на лице! Тогда я впервые назвала её мамой. Она меня обняла и сказала: «Деточка, ты все правильно сделала»«. В минуту отчаяния Мария Ростиславовна как-то написала: «Я испытала такие страшные лагеря, но более страшные пытки я испытала, когда встретила свою дочь, которая не хотела меня признавать». Позже между дочерью и матерью в отношениях произошло потепление. Рада рассказывала: «Первый раз я приехала к маме, когда мне исполнилось 15 лет, и попала на ее день рождения. Там я впервые почувствовала, что это за человек, как ее любят люди. Ощущалась необыкновенная атмосфера, которую создавала именно она.
У нее всегда собиралась масса людей разных возрастов и профессий. Стоило ей войти — как будто свежий ветер влетал, и начиналось удивительное общение». После 15 лет репрессий Мария Капнист приехала в Киев. Жизнь пришлось начать с нуля. Жить было негде, и она ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Чтобы получить хоть какие-то деньги, работала массажистом, дворником. О сцене и съемках в кино даже не мечтала. Однажды она стояла в фуфайке около касс кинотеатра, к ней подошел молодой режиссер Юрий Лысенко и со словами «В каком фильме вы снимаетесь? Успех этой дебютной работы обратил на неё внимание многих режиссёров киностудии имени Довженко.
Поначалу героинями Капнист становились хмурые, строгие женщины: мудрая Мануйлиха в «Олесе», селянка в ленте «Мы, двое мужчин». Трудно представить другую актрису в этом хитром и страшном образе. Ей даже пришлось работать с огромным тигром. По сценарию в фильме должен был появиться волк. Но Птушко захотел заменить его тигром. Марию об этом не предупредили.
Все-таки, найдя в себе силы, она кинулась за ним и закричала: «Юл, Юл!... Обернувшись и вглядевшись в ее полные слез глаза, он отшатнулся. Ужас, боль, страдание — все разом отразилось в его облике. Что они с тобой сделали! А она побежала прочь, не разбирая дороги. Догнав ее, Георгий услышал: «Спасибо за ту правду, которую я увидела на твоем лице». Мария Ростиславовна уехала в Киев. С Георгием Евгеньевичем они дружили всю оставшуюся жизнь, ездили друг к другу в гости. Он не раз предлагал ей пожениться, но она не могла забыть той встречи на вокзале и не могла позволить себе сделать несчастным любимого человека. В Киеве Мария Капнист ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Работала дворником, массажистом. Приходила на киностудию, бродила по павильонам. И однажды встретилась с молодым режиссером Юрием Лысенко. Он предложил ей роль Игуменьи в картине «Таврия». Поначалу актрисе было несколько жутковато — впервые она стояла перед камерой, а потом дела пошли на лад. Она оказалась довольно покладистой актрисой с оригинальными и внешними, и внутренними данными. На нее обратили внимание многие режиссеры Киностудии имени Довженко, приняли в свой штат, а Союз писателей выдал Марии Ростиславовне как потомку выдающегося писателя В. Капниста путевку в Дом творчества «Коктебель» на Черном море. Там актриса окрепла, отдохнула, подлечилась и начала активно сниматься в кино. Мы не видели Марию Капнист на экране молодой и красивой. Зато она принесла в наш кинематограф свою светлую, мудрую, добрую душу, свой таинственный, выразительный облик. Пусть это были роли небольшие, но все же незабываемые. Трудно себе представить другую актрису в этом хитром и страшном образе. А ей приходилось работать не только с коллегами, но и с животными. В частности — с огромным тигром. Мария Ростиславовна не побоялась с ним «познакомиться», войти в клетку. После лагерей она не боялась ничего — ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, пресекать хамство и хулиганство. Те годы выбили из нее напрочь страх и слезы. Она даже разучилась плакать. О роли Наины Капнист, заполняя присланную ей Госфильмофондом анкету, писала так: «В образе этой страшной колдуньи я была утверждена безоговорочно, после десяти проб народных актрис. Чтобы оправдать доверие, надо было вселить в себя этот образ. В каждую клетку нерва, кровеносного сосуда, разума. Чтобы поразить современного зрителя. Даже маленький зритель нашей эпохи очень взыскателен, приучен к телевизору и киноэкрану». Александр Птушко хотел и дальше снимать Марию Капнист во всех своих фильмах, но вскоре после премьеры «Руслана и Людмилы» умер. Зато образ ведьмы надолго «прилип» к образу самой актрисы. Как-то, направляясь к своему подъезду мимо лавочки, на которой всегда собирались местные старухи-сплетницы, она услышала вслед: «Ведьма, ведьма... Дома она связала в одну длинную веревку простыни, скатерти, половики и спустилась по ней из окна со своего третьего этажа. Обойдя дом, она как ни в чем не бывало вновь вошла в подъезд. Старухи оцепенели и еще долго не могли прийти в себя. Сама же Мария Ростиславовна любила называть себя Бабой Ягой. Она так и подписывала открытки и письма своим друзьям и близким: «Баба Яга. У Марии Ростиславовны была точеная фигура. Мы вместе ходили в танцкласс при студии киноактера. После динамичной нагрузки, когда все уже пыхтели, она еще умудрялась делать кульбит. И это в шестьдесят пять лет! Она никогда не переставала следить за собой и заниматься йогой. При этом одевалась экстравагантно. Вовсе не потому, что у нее не было во что… Ей много дарили художники: и оригинальные авторские шарфы, и связанные вещи, и украшения. Только все, что к ней приходило, так же легко она раздавала. Сколько раз я ее уговаривала: «Эту юбку носить уже нельзя! Она тихонько удивлялась и делала по-своему. Чалма — ее спасительный маневр, когда спешишь и нет времени на прическу. А Мария Ростиславовна спешила всегда. Кроме того, чалма — стимул держать высоко голову. Несмотря на то что Мария Ростиславовна всегда спешила, она вечно опаздывала. Ей специально говорили на полчаса раньше, чтобы она хоть как-то успела. Многие считали ее женщиной «не от мира сего». За необычную внешность, за странность в поведении, за манеру одеваться. Капнист, действительно, была ни на кого не похожей. Она воспринимала мир по-своему и любила его по-своему. В ее огромной измотанной душе могло найтись место для каждого, однако не все это хотели понять. Кто-то ее боялся, кто-то боготворил. Дом Марии Ростиславовны всегда был полон. У нее собирались люди самых разных профессий и возрастов. Человек с богатым чувством юмора, она с удовольствием рассказывала даже о своих злоключениях. Однажды, будучи в киноэкспедиции в Душанбе, она шла по ночному городу и неожиданно почуяла дурманящий аромат местных цветов, доносящийся из-за высокого забора. Актриса полезла на ограду, но не удержалась и сорвалась прямо на середину клумбы. Из глубины двора на нее с лаем кинулась собака. С ней Мария Ростиславовна быстро нашла общий язык, но вот появился и хозяин дома. В саду было темно, поэтому он не мог разглядеть виновницу переполоха. А Капнист тем временем тоненьким голосом школярки оправдывалась: «Вы меня не ругайте! У вас такие чудные цветы, и я не удержалась! Всего-то три веточки сорвала... И, положив руку на тонкую талию актрисы, произнес: «Дэвушка, вы такой хорошая... Дэвушка, будтэ мой седмой жэна!.. Развернул сей «падишах» свою «наложницу» к себе лицом и упал в обморок. А историю про другого «жениха» Марии Ростиславовны любила рассказывать Рада. Это было в Крыму, где они вдвоем проводили отпуск. Как-то раз мама уговорила дочку поплавать в море ночью. Пришли на пляж. Мария Ростиславовна разделась и поплыла, а Рада осталась дожидаться ее на берегу. Вдруг откуда ни возьмись появился паренек, видимо, увидевший издалека, как стройная женщина заходила в воду. Он решил догнать ночную купальщицу. Я хочу с вами познакомиться поближе! А тот не унимался: «Девушка, вы такая прекрасная, давайте встретимся... Мария Ростиславовна доплыла до песка и повернулась к настырному ухажеру: «Ну, теперь давай знакомиться». Луна осветила ее немолодое лицо, и парень кинулся обратно в воду с криком: «У-у, ведьма-а-а! Мария Капнист любила свою профессию фанатично. Когда ей предложили перейти на пенсию, ее возмущению не было предела: «Вы что? Я не могу без своей работы! Она так долго была отнята от меня! Съемки шли в Исфаре при жаре в 50 градусов, и Капнист была единственной, кто не впадал в отчаяние и неутомимо трудился. В комедии «Шанс» незабываема великосветская дама Милица Федоровна — та самая персидская княжна, которую бросил Стенька Разин «в набежавшую волну». Эту роль она делила с юной красавицей Д. Под конец восьмидесятых Марию Ростиславовну было практически невозможно застать дома. Она снималась в самых разных уголках страны: «Прощай, шпана Замоскворецкая», «История одной бильярдной команды», «Искусство жить в Одессе», «Ведьма», «Белые одежды»... Был создан даже документальный фильм «Три песни Марии Капнист», посвященный ее жизни и творчеству. Ее обожали земляки. Подходили на улицах, дарили цветы, говорили добрые слова. Она была частой гостьей в своем родовом имении — в Обуховке, где похоронен Василий Васильевич Капнист. Нередко выступала перед инвалидами и ветеранами, опекала бедных и нищих прихожан церквей, в которые постоянно ходила. А главное — она добилась возвращения Украине имени одного из своих славных предков — В. Было широко отмечено его 230-летие, изданы произведения поэта и даже включены в школьную программу. Правда, памятник ему так и не поставили. Энергии и неугомонности этой немолодой женщины можно было позавидовать. Свидетелям печального известия показалось, что она даже хотела утопиться. Потерянная, шла в глубину моря, пока с берега ее не окликнули. А на последнем своем дне рождения она сказала: «в следующем году меня, наверное, не будет, но знайте, что я с вами». Как-то она поскользнулась недалеко от дома и загремела с травмой сначала в больницу, потом в санаторий. А ведь она так любила дарить пророческие жаворонки в свой день рождения. Это осталось у нее со времен лагерей. Там записочки она прятала в хлебный катышек. Позже, на свободе, пекла печенье в форме птички. Об этом она как раз любила рассказывать: что кому попалось и что свершилось. Когда она танцевала в свой последний день рождения, а напоследок пророчески обещала: «Не может же быть все время плохо, потерпите, будет хорошо».
В итоге девочку отправили в детдом, а ее мать снова отправили в лагеря. Позднее начало карьеры Вернулась из лагерей Мария Капнист только в 1956 году, 44-летняя женщина выглядела как седая изможденная старуха. По собственным воспоминаниям актрисы, она сама поначалу не смогла себя узнать в отражении зеркала, когда зашла в туалет пассажирского вагона. В 1958 году Мария Капнист добилась полной реабилитации. В Киеве ей пришлось начинать жизнь с нуля, перебивалась случайными заработками. Первую серьезную роль, игуменьи, Капнист сыграла в 1958 году в фильме режиссера Юрия Лысенко «Таврия». В последующие годы, вплоть до 1994 года, Мария Капнист снималась ежегодно и нередко в нескольких фильмах в год, но всегда играла второстепенные роли — ведьм, графинь, старух, волшебниц — всего свыше 120 героинь. Умерла Мария Капнист после дорожной аварии в 1993 году. У 79-летней артистки после многолетней работы лагерных шахтах развилась боязнь замкнутого пространства, она не могла находиться в подземных переходах, и однажды, переходя оживленную киевскую магистраль, попала под машину. Лечение травм осложнилось простудой. В конце октября того же года актриса умерла.
Анастасия Дмитриевна с другими детьми пряталась по оврагам, особняк был разграблен и разрушен. Спустя несколько лет красный террор распространился на оставшихся в живых членов семей. Крымские татары, высоко чтившие графа Капниста, помогли его вдове и дочке Маше бежать из Судака, снабдив их национальной одеждой. В шестнадцать лет Мария Капнист снова вернулась в Петербург теперь уже Ленинград. Мать получает работу, дочь — возможность учиться. Так Мария оказывается в театральной студии. В Ленинграде она встречает бывшего поклонника Лизы, старшей сестры, — инженера-электрика Георгия Холодовского, знакомого еще по Судаку. Завязывается роман… В декабре 1934 года прозвучали выстрелы в Смольном: убит Киров. В городе идут повальные аресты. Судьба сначала швыряет Марию Капнист в Киев, затем в Батуми. И вот первый арест: 27 августа 1941 года, приговор — 8 лет лагерей. Начался настоящий ад… Круги ада Арестованная как «неблагонадежный элемент» так как была дворянского рода , Капнист в течение 15 лет прошла множество самых страшных лагерей: от раскаленных песков Караганды до промерзших степей Тайшета. Это каторга. Это голод. Это унижение. Каждый день ее в бочке опускали в угольную шахту на 60 метров. Но ни ежедневный изнурительный труд, ни постоянные побои, ни домогательства начальника лагеря не сломили ее волю. Позже она вспоминала: «Этапы, пересылки, лагеря. Никогда не говорили, куда ведут, дознавались потом сами. Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Джезказган. Палящее солнце. Сильный ветер с песком. Люди мерли как мухи. Мучила всех жажда. Джезказган был чуть ли не самым страшным местом. Добывали уголь. Утром спускались в шахту, поднимались ночью. Нестерпимо болели руки и нога». Выжить в этих страшных условиях Марии Ростиславовне помог ее сердечный друг Георгий Холодовский.
110 лет со дня рождения актрисы Марии Капнист
"Частная история": Мария Капнист. 1956 год. Красноярская железная дорога. Мария была младшей дочерью потомка старинного дворянского рода — графа Ростислава Капниста. Фото: предок актрисы Марии Капнист — Василий Капнист (1758 — 1823) — поэт и драматург, общественный деятель. Заслуженная артистка Украинской ССР Мариетта Капнист-Серко, известная также как Мария Капнист, сыграла старуху Изергиль в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо». передает пресс-служба библиотеки. Мария Ростиславовна Капнист (настоящее имя Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко) – советская и украинская артистка.
Мария Ростиславовна Капнист
Базавлюк на долгие годы стала для Радиславы мамой Валей, очень близким и родным человеком. По достижении совершеннолетия Радислава, успевшая к тому времени побывать в восьми детдомах, поступила в Харьковский политехнический институт. После получения диплома более тридцати лет она проработала на Харьковском авиазаводе инженером-технологом. Вышла замуж и родила двух сыновей — Ростислава и Георгия, которые уже сами стали отцами. Радислава Капнист стала началом новой недворянской ветви Капнистов. Родоначальником по линии её матери был Петр Васильевич — родной брат известного писателя и общественного деятеля Василия Васильевича Капниста. При рождении Радислава получила фамилию матери, сохранила её и передала своим мужьям их у неё было два при заключении и регистрации брака вместе с завещанием и в дальнейшем сохранять эту фамилию таким образом. Радислава Олеговна хоть и не стала актрисой, но семейная тяга к искусству постоянно сказывалась в её повседневности. Она по собственной инициативе распространяла на заводе билеты в концертные залы города. Её даже в шутку называли «министром культуры завода».
Большую часть своей жизни Радислава Капнист посвятила сохранению памяти и популяризации истории графского рода Капнистов и одной из самых ярких его представителей — выдающейся актрисы Марии Капнист.
После его убийства Капнистам из-за происхождения запретили жить в городе на Неве, Мариэтту исключили из института. Она переехала в Киев, где отучилась на бухгалтера, некоторое время Капнист работала по этой специальности. В Карлаге молодая женщина познакомилась и подружилась с гражданской женой Колчака Анной Тимиревой, которая к этому времени находилась в лагерях уже 18 лет. Работа женщин-заключенных заключалась в изготовлении саманных кирпичей, трудились они в тяжелейших условиях — на изнурительной жаре, при острой нехватке воды. В своих воспоминаниях Мария Капнист рассказывала о многочисленных и изощренных издевательствах лагерного начальства над заключенными. В Степлаге Капнист встречалась с отбывавшей срок актрисой Татьяной Окуневской. Марии джезказганский лагерь, где заключенные занимались добычей угля, запомнился особо: люди там умирали как мухи. В молодости Мариэтта Капнист была красавицей, и чтобы не стать наложницей лагерного начальства, она втирала в лицо лагерную пыль, которая в итоге настолько въелась в кожу, что следы от нее долго оставались и после освобождения из лагерей. В заключении у Марии Капнист родилась дочь Радислава, отцом которой был польский инженер Ян Волконский его впоследствии расстреляли.
Беременная женщина продолжала работать в угольном руднике. Заключенной приказали сделать аборт, но она отказалась.
У Марии был преданный друг по имени Георгий, которого она знала с детства. Он единственный пришёл встречать её из ссылки. Ходил по перрону с букетом цветов.
Несколько раз искоса взглянул на одинокую старуху, явно ждавшую кого-то. Наконец, когда все разошлись, подошёл к ней и, протянув цветы, сказал: — Возьмите! Я не встретил, кого ждал. И вас тоже не встретили. И уходить хотел.
Но Мария чуть слышно прошептала: — Юл, Юл… Так она звала его в детстве. И не помня себя от отчаяния, побежала по платформе. Георгий догнал её, неловко попытался утешить: — Что они с тобой сделали, Маша! Но несчастная женщина была безутешна. Ещё в поезде она не узнала себя, взглянув в зеркало в туалете.
От ужаса выскочила оттуда, как ошпаренная, — прямо на неё смотрела незнакомая старуха. И вот — новое потрясение. Но чего же она хотела?
Со временем он переехал на Украину, был губернским предводителем дворянства в Киеве и Полтаве, генеральным судьей, директором народных училищ. Дружил с декабристами, тем более что в их ряды вступили и его сыновья Семен и Алексей. Среди тех, кого Василий Капнист благословил «на литературные подвиги», был и Николай Васильевич Гоголь. Каждый из рода Капнистов имел много детей. Сыновья женились, дочери выходили замуж, отсюда их родственная связь с Апостолами, Голенищевыми-Кутузовыми, Гиршманами, Новиковыми, Гудим-Левковичами и многими другими благородными фамилиями.
Среди них следует выделить род знаменитого запорожского атамана Ивана Дмитриевича Сирко. В XVII веке турки и татары называли его «урус-шайтаном». Из 55 великих битв он не проиграл ни одной. И что любопытно: сражался он с татарами в те же годы, что и Стомателло Капниссос — с турками. Может, они и знали что-либо друг про друга — об этом ведает лишь один Бог. Жила семья в шикарном доме на Английской набережной, где всегда царили любовь и взаимопонимание. В гости к Капнистам приходили самые известные и уважаемые петербуржцы, среди которых был и Федор Шаляпин, безумно влюбленный в Анастасию Дмитриевну. Благородная, красивая женщина, она знала восемнадцать языков, умела поддержать любой разговор, и прославленный певец не отходил от своей «дамы сердца», целовал ручки и сыпал комплиментами.
Мудрый супруг, человек не без юмора, смотрел на это дело сквозь пальцы: «Что ж поделаешь, артисты не могут жить без вдохновения... Он давал ей уроки вокала и хвалил ее первую сценическую работу в домашнем спектакле. Казалось, жизнь будет такой размеренной и счастливой всегда... Переворот 1917 года не был для Капнистов неожиданностью. Как и все демократично настроенные дворяне, Ростислав Ростиславович верил в то, что революция принесет что-то новое, свежее в жизнь страны. Он помогал революционерам материально и, пользуясь графским титулом, не вызывая подозрения мог перевозить из-за границы большевистскую «Искру». Но жить в Петербурге становилось все тяжелее, и вскоре Капнисты переехали в Судак. Чудный сад, виноградники и винные погреба с бочками прекрасного крымского вина, грандиозная домашняя библиотека — таким запомнился Марии Ростиславовне этот город.
Добрая и мудрая бабушка, красивая и гонористая мама, душевный и справедливый отец — такими остались в памяти домочадцы. Отца Мирочка боготворила. Когда в 20-м году большевики заняли Крым, он должен был, как и все дворяне, ходить в местную управу отмечаться. Мира каждый раз выбегала за ворота и ждала, вглядываясь вдаль до боли в глазах, — не идет ли папа. И он приходил. Брал малышку на руки и смеялся: «Ну что ты, маленькая? Все же хорошо, я дома». А однажды ни с того ни с сего на столе лопнул стакан.
Сам рассыпался на мелкие кусочки, будто кто его ударил. И отец не вернулся. Его вместе с другими «ненадежными» арестовали и кинули в тюрьму. Родственники несчастных целыми днями не отходили от дверей, и девочка надеялась если не увидеть, то хотя бы услышать голос отца. Ростислава Ростиславовича расстреляли зимой 21-го года. Как и почти всех крымских дворян. Не выдержав смерти отца, умерла его старшая дочь Лиза. Сыновьям Андрею и Георгию пришлось скрываться.
На глазах Марии убили ее тетю. Один из «палачей» указал своему напарнику на девочку: «Смотри, какими глазами она на нас смотрит. Пристрели ее! У вас нет приказа! Крымские татары, очень высоко чтившие память любимого графа Капниста, помогли его вдове и дочке Мирочке бежать из Судака в их национальной одежде. В 16 лет Мария Капнист попала в Ленинград. Там она поступила в театральную студию Юрьева, а после ее закрытия уехала в Киев. Там вышла замуж и стала заниматься на финансовом факультете Института народного хозяйства.
Учиться на финансиста было скучно, и Капнист вновь вернулась в Ленинград и пришла в театральный институт. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене. Там же, в Ленинграде, состоялись две знаменательные для нее встречи. Первая — с другом детства Георгием Холодовским, женихом ее покойной сестры Лизы. Еле узнал он в стройной красавице с косами до пят ту маленькую озорницу Мирочку, докучавшую влюбленной паре своими выходками. Начинающая актриса и молодой инженер-энергетик стали неразлучны и вскоре полюбили друг друга. Тогда же произошла вторая встреча — с Сергеем Мироновичем Кировым, которого обожала вся молодежь Ленинграда, и Мария в том числе. Киров прекрасно знал семью Капнистов и, встретившись с ее младшей представительницей, стал расспрашивать обо всех.
Мария поведала ему о своих несчастьях, чем вызвала страшное негодование с его стороны. Он пообещал разобраться в этой истории и помочь молодым влюбленным во всех бытовых и прочих вопросах. А потом Кирова убили, и вновь началась страшная чистка. Среди «неблагонадежных элементов» оказалась и Мария Капнист. Так и не дали ей толком доучиться. Судьба кидала ее из Ленинграда в Киев, из Киева — в Батуми, а в промежутках — за решетку. Работать ей приходилось бухгалтером, хотя Мария Ростиславовна не оставляла занятий музыкой и театром. Стройная, красивая, эксцентричная, она называла себя Итальянкой.
Итальянку пометили, и в начале 1941 года «за антисоветскую пропаганду и агитацию» дали 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Могла ли она тогда подумать, что это только начало? Этапы, этапы... Многое пришлось пережить хрупкой молодой женщине. Ей обрезали чудные косы, выбили зубы — «чтоб не кусалась». В Карлаге заключенные делали саманные кирпичи — это была изнурительная работа в невыносимой жаре. А тут еще одна беда: пометил Марию начальник лагеря Шалва Джапаридзе. Вызвал как-то к себе и попытался повалить на кровать.
Мария что было сил вдарила ему ногой в пах и выскочила вон. Натолкнулась на охранника из лагерных: «Кажется, я Шалву убила... Но Шалва выжил и приказал кинуть строптивую девчонку в мужской лагерь к уголовникам.
«Графиня лагерей»: жемчуг, талант и тяжкая судьба актрисы Марии Капнист
Как потерявшая семью и отсидевшая 15 лет в лагерях дочь графа Мария Капнист стала главной киноведьмой СССР. Она была рождена, чтобы блистать на светских раутах. Мария Капнист с дочерью Радой Мария Капнист с дочерью Радой. Ее дочь Рада родилась в тюремной больнице Степлага в Казахстане, где Мария жила на поселении. Жизнь Марии (Мариэтты) Капнист словно определяли только случайности. После всех суровых испытаний, мук и пыток, Мария Капнист сохранила чувство собственного достоинства и веру в людей.
110 лет со дня рождения актрисы Марии Капнист
«Графиня лагерей»: жемчуг, талант и тяжкая судьба актрисы Марии Капнист | Мария Капнист — советская актриса, потерпевшая множество проблем из-за своего дворянского происхождения, но сумевшая стать актрисой уже в 45 лет. |
Как графиня Мария Капнист нашла в себе силы и после всех испытаний сделала карьеру в кино | Ну а профессиональную оценку творчества Марии Капнист дал получасовой фильм из серии «Человек в кадре», показанный в завершение встречи. |
Мария из рода Капнист. Читаем вместе. Рассказывает Ольга Николаевна Дьяконова
Мария Капнист Мария Капнист. Мария происходила из древнего дворянского рода Капнистов – известных меценатов, потомков поэта и драматурга Василия Капниста. Жизнь Марии (Мариэтты) Капнист словно определяли только случайности. Мария (Мира) Ростиславовна КАПНИСТ (Капнист-Серко). Заслуженная артистка Украины Мария Капнист погибла под колесами автомобиля в 1993 году. Слушатели познакомились с невероятной судьбой талантливой актрисы, рассказ ведущей сопровождался показом мультимедийной презентацией «Мария Капнист.
фотографии >>
- Мария Капнист: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»
- Как работает
- Бронзовая птица Марии Капнист. - Журнал "Культурная Столица"
- Эдда Урусова: потеряла в лагерях всю семью
- Удивительная Мария Капнист – история графини из ГУЛага…
110 лет со дня рождения актрисы Марии Капнист
Когда произошел Октябрьский переворот, ей исполнилось 3 года. Капнистам пришлось переехать из Петербурга в Судак, где семья жила в шикарном 70-комнатном особняке. По воспоминаниям Марии Капнист, чекисты в 1921 году в Крыму собрали всех дворян и «титулованных особ» около 3 тысяч человек и расстреляли на горе Алчак. В числе расстрелянных был ее отец и Ростислав Капнист. Тетю Мариэтты расстреляли на глазах у девочки. Дом Капнистов разрушили, семье пришлось скитаться, голодать. Старшие сестра и брат Мариэтты погибли, еще одного брата переправили за границу. Суровая юность Вдова и дочь Капнисты при содействии крымских татар, чтивших расстрелянного Ростислава Капниста, сумели бежать из Крыма и приехали в Ленинград. Мариэтта училась в театральной студии, поступила в театральный институт.
Анастасии Байдак-Капнист благоволил первый секретарь Ленинградского горкома и губкома партии Сергей Киров. После его убийства Капнистам из-за происхождения запретили жить в городе на Неве, Мариэтту исключили из института.
Мария Капнист: судьба главной киноведьмы СССР 1 624 129 109 Заслуженная артистка Украинской СССР Мария Мариэтта Капнист называла свою жизнь адом — уже в раннем детстве она стала свидетельницей казни тети, у нее погибли в горниле репрессий другие близкие родственники. Мариэтта была пятым ребенком в семье. Когда произошел Октябрьский переворот, ей исполнилось 3 года.
Капнистам пришлось переехать из Петербурга в Судак, где семья жила в шикарном 70-комнатном особняке. По воспоминаниям Марии Капнист, чекисты в 1921 году в Крыму собрали всех дворян и «титулованных особ» около 3 тысяч человек и расстреляли на горе Алчак. В числе расстрелянных был ее отец и Ростислав Капнист. Тетю Мариэтты расстреляли на глазах у девочки. Дом Капнистов разрушили, семье пришлось скитаться, голодать.
Старшие сестра и брат Мариэтты погибли, еще одного брата переправили за границу. Суровая юность Вдова и дочь Капнисты при содействии крымских татар, чтивших расстрелянного Ростислава Капниста, сумели бежать из Крыма и приехали в Ленинград. Мариэтта училась в театральной студии, поступила в театральный институт.
Как страшно было понравиться лагерному начальству поэтому старательно втирала в кожу лица угольную пыль. Знала, что за неповиновение могут в качестве наказания бросить в мужскую казарму к уголовникам. Но силы для жизни давали весточки от любимого друга, а потом и мысли о дочери. С Георгием Холодовским Мария была знакома с детства. Встретившись в Петербурге в юношеском возрасте, они почувствовали глубокую взаимную приязнь. Но счастье зародившейся любви было коротким. Марию арестовали.
Он разыскал её. Мария поняла это, когда в место первого пребывания стали приходить письма и посылки. Георгий тяжело пережил известие о рождении у неё в лагере ребёнка, но не перестал помогать. Его бесценные послания находили её в любом месте.
Мария Капнист похоронена рядом с ним на родовом кладбище. Жизни и творчеству Марии Капнист посвящён телевизионный документальный фильм "Мария Капнист.
Три мира" 1989. В 2014 году издана постовая марка Украины к 100-летию со дня рождения.
Мария из рода Капнист. Читаем вместе. Рассказывает Ольга Николаевна Дьяконова
В возрасте 79 лет Мария Капнист попала под колёса автомобиля, переходя одну из самых оживлённых автомагистралей Киева — Проспект Победы, у киностудии им. Довженко. В возрасте 79 лет Мария Капнист попала под колёса автомобиля, переходя одну из самых оживлённых автомагистралей Киева — Проспект Победы, у киностудии им. Довженко. звезда легендарного фотографического клана. Графиня Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко (настоящее имя Марии) – потомственная дворянка. 25 октября 1993, Киев) - украинская актриса. Загляните в мир Рады Капнист, дочери талантливого фотографа Марии Капнист, и убедитесь в том, что красота искусства наследуется.