Горшок для бонсай – купить или заказать на Ярмарке Мастеров с доставкой по России и СНГ. Эксклюзивные и оригинальные хенд мейд товары со всего мира Ежедневное пополнение каталога Реальные отзывы Актуальные цены. Содержание материала.
Как правильно ухаживать за бонсаем? 5 важных рекомендаций
В виду особенности посадки бонсай, почва в контейнере высыхает значительно быстрее, чем в обычных горшках с комнатными растениями. Раздел на сайте о Бонсай Земельные смеси и пересадка бонсай Японские стили бонсай Каталог растений для создания комнатного Бонсай. Все горшки для цветов в категории. Бонсаи своими руками Для выращивания с применением техники бонсаи подходят следующие комнатные растения. Бонсай – растение, широко использующееся ценителями красоты, но для грамотного выращивания этого цветка потребуется подобранный горшок для бонсай. Горшки конечно годны для растений, но в низкотемпературных массах, а тем более не шамотных много минусов в плане долговечности, удобства содержания и эксплуатации.
Бонсай — уход в домашних условиях своими руками
Но чтобы получить желаемый результат, важно выбрать для бонсай правильный горшок. Насыпьте на дно горшка слой камешков, керамзита или специального дренажа для бонсай вулканического происхождения. Содержание материала. Значение дренажных отверстий в горшках для бонсай подчеркивается в каждом профессиональном источнике по уходу за бонсай. Горшок для бонсай не может привлекать к себе внимание – это просто основание для растения. Для этого, прежде всего, определитесь с выбором горшка для бонсай.
Как правильно ухаживать за бонсаем? 5 важных рекомендаций
Развивая ветви бонсай, необходимо дать главной структуре расти, не прищипывать, а затем, в конце зимы, подрезать [19]. Все новые побеги, что выросли за сезон в правильном направлении должны быть подрезаны это даст развитие новым ветвям , затем веткам даётся ещё один сезон, для закрепления [19]. Процедура должна повторятся несколько сезонов подряд [19]. Перевязка[ править править код ] Для изменения формы и направления веток применяют перевязку — процесс, формирования дерева при помощи каркаса из лигатуры — антикоррозийной проволоки наматываемой на ветку [20]. Для создания изгибов и эффекта старости также к ветвям могут подвешивать груз. В сложных случаях, либо при формировании композиции из нескольких деревьев используют скобы [18]. Для увеличения изгиба между стволом и веткой натягивается шпагат между ней и контейнером [20]. Направляя ветку вниз проволока накладывается ниже ветки и наоборот [20]. Перевязку проводят с конца зимы — начала весны во время обрезки [18] , а снимают, когда зафиксируется новое положение, в зависимости от типа дерева: 4—6 месяцев для листопадных [20] ; 8—10 месяцев для хвойных [20] ; 3 месяца для фруктовых [20]. Фиксация должна быть тугой, но не допуская растрескивания древесины [20].
Перевязка ветви проводится до самой верхушки [18].
Классический горшок под Бонсай, состоит в том, что он сделан из керамики или фарфора, и что он покрыт керамогранитом, а это означает, что он поглощает и не содержит воды в материале. Это важно для состояния бонсай. Размер плошки прямолинейно завязан с состоянием бонсая. Горшок должен иметь ту же высоту, что и ширина ствола бонсая. Трезундные клены которые имеют быстро растущие корни нуждаются, так же, как плодовые и цветущие деревья более глубокие горшки. Выбор также выпал на желтый плошка, который поднимает и усиливает красные листья осени содержащие желтый цвет. Искусство выращивания бонсай в горшках Многие ошибочно считают, что технология бонсай впервые появилась именно в японской культуре.
Но на самом деле декоративные деревья начали выращивать больше чем 2 тыс. Для производства бонсай используется специальный можжевельник или любой другой стабилизированный материал В Японии бонсай достиг своей популярности только с развитием буддизма. Именно отсюда спустя некоторое время произошло распространение данного искусства, что способствовало появлению растений на территории других стран. В сравнении с другими восточными искусствами технология выращивания растений в сосудах является целой философией. Существует несколько требований для соблюдения правильной технологии: Ствол должен быть сильным и иметь выраженное корневое основание. Ветви правильные и четкие. Важно чтобы листва не полностью закрывала ствол и ветви, а наоборот был хорошо виден костяк растения. Горшок лучше выбирать неброский и простой формы.
Дерево и сосуд должны хорошо сочетаться, создавая идеальную композицию. Как правило, бонсай делают с небольшим наклоном: данные виды растения наиболее дорогостоящие Для достижения успеха требуется иметь ряд личностных качеств, таких как мудрость и доброжелательность. Поэтому людям, не являющимся представителями данной культуры, стоит проявить максимум внимания к этому искусству. Ведь правильный уход за деревом в горшке способствует его существованию долгие годы. Цвета и декорирование Бонсай — это искусство, которое акцентируется на размерах, формах, а также немаловажным является декоративное оформление сосуда. Наилучшим, беспроигрышным вариантом является глиняный горшочек светлого оттенка. Подбирая емкость, на которой есть рисунок, лучше всего выбрать неяркое цветочное изображение, которое будет сочетаться с деревцем. Хорошо подходят для миниатюрных деревьев глазурованные емкости, которые выглядят привлекательно, к тому же через них проходит достаточный объем воздуха, нужного для корней.
Лучше не приобретать плошку темного цвета. Такой сосуд будет отвлекать внимание от красочного, яркого бонсая. Описание основных форм этого японского искусства Многих ценителей этого искусства волнует вопрос: «Как правильно ухаживать за бонсай?
Зернистая субстанция «сдабривается» песком и плодородной почвой для хорошей рыхлости и питательности: Для выращивания цветущих культур берут три части песка, семь частей земли с дерном и часть высокопитательного гумуса, которые смешивают между собой; Листопадные породы деревьев бонсай прекрасно растут благодаря субстрату с тремя частями промытого крупного песка и семью долями дерновой земли; Хвойные породы любят рыхлую почву, состоящую из двух частей промытого песочка и трех частей грунта из дерна. Перед тем как посадить бонсай, грунт необходимо перебрать и удалить все лишнее, что может повредить корневую систему. А также субстрат стерилизуют и просеивают, на дне емкости делают дренаж. Формирование кроны бонсай Чтобы придать миниатюрному деревцу красивую причудливую форму, обычно используют медную проволоку. Сначала с растения удаляют все веточки с нижней части ствола и весь «сушняк». Далее выбирают на кроне три главные ветки, которые визуально образуют треугольник с равными сторонами, и удаляют все оставшиеся веточки между ними. Можно также оставить 2 или 4 веточки- все зависит от вашего желания; Чтобы сделать изгиб ствола, с корней снимают верхний почвенный слой и осторожно наклоняют ствол до необходимого угла. Один конец мягкой проволоки прикапывают и закрепляют в грунте у стволового основания с внутренней части изгиба. Ствол нужно плотно, но аккуратно обмотать проволокой до основания оставленных веток, чтобы не повредить и не содрать кору; Создать изгибы веток бонсай также можно при помощи тонкой проволоки в оплетке, чтобы не задеть нежные растительные ткани; Удалять проволоку со ствола сформированного деревца нужно через пару лет, иначе он может вернуться в начальное состояние. Веточки можно освобождать уже через полгода; Чтобы сохранять эстетический вид бонсай, не забывайте регулярно обрезать длинные побеги, которые вылезли за периметр кроны и старую листву, чтобы дать возможность расти новым молодым листочкам. Ведь неглубокий горшочек, заполненный корнями, и маленький объем грунта создают определенные трудности. Лучше всего подойдет капельный полив или орошение, которые позволят дозированно, без размытия, увлажнять субстрат под растением. Для полива пригодна только отстоянная, талая или мягкая вода. В вегетационный период зеленым питомцам требуется много влаги, а осенью поливы сокращаются и становятся реже. Миниатюрные растения прекрасно относятся к минеральным подкормкам на основе водорослей, которые проводятся каждые 2-3 недели. Зимой деревцу требуется такой уход: При мягком климате растения держат на улице или на неотапливаемых террасах; В небольшом по объему горшочке корни могут пострадать в первую очередь, поэтому их хорошо накрывают, а субстрат немножко просушивают; Весной цветок бонсай пробуждается.
У него должны быть отверстия внизу для дренажа, а также очень маленькие отверстия или иногда анкерные столбики по бокам для крепления проволоки во время придания необходимой формы бонсай. Последнее не обязательно если вы не планируете делать это, но если же вам в будущем захочется направить бонсай в ту или иную сторону, например, как в стиле Windswept или Cascade, они просто необходимы. Как правильно подобрать размер горшка Очевидно, горшок должен быть достаточно большим, чтобы в него поместились корни вашего бонсай, а также оставалось место для их роста в течение последующих нескольких лет. Если вы выберете слишком маленький горшок, это может навредить здоровью вашего бонсай. Хотя иногда для более старых деревьев можно использовать горшок меньшего размера, чтобы намеренно задержать рост. Помимо этого, есть несколько рекомендаций по выбору размера: Высота: высота горшка должна быть примерно равна ширине ствола бонсай на уровне чуть выше корней. Пропорции: Ширина горшка должна увеличиваться пропорционально ширине кроны вашего бонсай, а вот высота должна быть немного ниже, чтобы визуально сбалансировать внешний вид. Благодаря этому горшок не перетянет внимание на себя.
Красивый, но расти некуда: как выбрать горшок для вашего бонсай
Во-первых, некоторые из них не имеют дренажных отверстий. Их придется сделать самим, так как чаще всего плошки под бонсай выполнены из глины или керамики, то для отверстий нужно использовать обычную дрель со сверлом для кафеля и стекла с помощью которых сверлят отверстия в ванных комнатах. Не забываете так же, что перед пересадкой в любой контейнер, его не достаточно только промыть, надежнее дополнительно ошпарить его кипятком. Грунт для бонсай Как правило, для выращивания бонсаи используют специальный субстрат. Это акадама akadama -глинистые гранулы, в природе это земля с территории провинции Kanto, в Японии. Используется в традиционных для японских бонсаи. Земля тяжелая, питательная, влагоёмкая и воздухопроницаемая земля. В чистую акадаму сажают редко.
Смесь для бонсай содержит компоненты — песок, глину, перегной гумус. Для листопадных деревцев лучше готовить субстрат из 7 частей дерновой земли и 3 частей песка. Для цветущих и плодоносящих бонсай — 6 частей дерновой земли, 3 части песка и 1 часть листового перегноя. Для хвойных растений нужно готовить смесь из 6 частей дерновой земли и 4 частей песка. Речной песок перед применением как следует, промывают и основательно прокаливают в духовке, его основная задача обеспечить почве достаточную рыхлость. Часть песка можно заменить вермикулитом. Глинисто-дерновая земляимеет питательную ценность, но так же должна хорошо впитывать влагу и пропускать воздух.
Использовать покупные почвенные смеси можно, но вести выбор надлежит с особой тщательностью. Дело в том, что большинство земляных смесей состоит из торфа с добавлением садовых удобрений. Но есть специальные субстраты для выращивания бонсай, например, "Сады Аурики для бонсай". Если вы хотите подготовить почву сами, то найдите зеленый луг, снимите слой дерна, и накапывайте верхние 20см земли. Ее нужно просеять через крупную решетку, чтобы удалить камни, палки и корешки луговых трав. Почва так же требует предварительного обеззараживания. Для этого вам понадобится металлическое ведро и сито, такой ширины, чтобы помещенное в ведро оно плотно входило примерно на середине его высоты.
В ведро наливают воду, опускают сито и засыпают слой земли, не больше, чем высота сита. Ставят конструкцию на огонь, который убавляют после закипания. Длительность процедуры около 30 минут. Можно также просто прогреть землю в духовке на противне. Пересадка бонсай Чтобы поддерживать миниатюрные размеры растения его приходитьсяобрезать. Но чтобы сохранялось равновесие пропорций, необходимо подрезать икорни. Делается это во время пересадки.
Форму горшка. Исходим из внешнего вида деревца. Если это растение с тонкими, изящными ветвями, гладкой корой например, бонсай клен , можно выбрать горшок круглой или овальной формы. Для многолетних, коренастых растений нужна прочная основа - горшок прямоугольной или квадратной формы. Важен нюанс — регулярность полива бонсай. Если дерево нуждается в постоянном источнике влаги, не стоит приобретать горшки бонсай из глины, так как они быстро впитывают влагу.
В искусстве бонсай не принято применять яркие горшки, привлекающие к себе внимание, поскольку первенство отдается внешнему виду растения. Лучше, когда бонсай купить можно одновременно с горшком.
Прививка в расщеп позволяет вживлять в дерево новые ветви. Подвой расщепляют ножом на глубину 3-5 см и вставляют в щель черенок, обрезанный с двух сторон клином привой. Его срезают либо с родительского дерева, либо с другого, но того же вида. Такую прививку можно делать только на тонких ветвях, весной. Прививка глазком окулировка необходима в тех случаях, когда требуется соединить мужское и женское дерево, чтобы в результате получить двуполый экземпляр, дающий плоды. Подвой опрыскивают из пульверизатора, после чего на коре вырезают букву «Т».
В надрез, оттянув кору, вставляют «глазок» - почку со щитком, срезанную с побега привоя. После этого прививку обвязывают и замазывают. Окулировка приживается, когда черешок глазка отпадает, что обычно происходит весной следующего года. Шансы на успех повышают несколько одновременных окулировок в разных местах: так можно получить не одну, а несколько новых ветвей. Прививка в боковой зарез используется при работе с вечнозелеными породами деревьев. На подвое, ближе корневой шейке, делают боковой зарез глубиной около 5 см. В него вставляют черенок, обрезанный наискось с обеих сторон, затем это место обматывают тканью и обмазывают мастикой. Такую прививку проводят летом, а весной привой уже трогается в рост.
Его срезают под углом, непосредственно над местом прививки. Прививка за кору дает возможность сформировать бонсай с многочисленными стволами, она так же способствует росту старых деревьев. На стволе родительского дерева делают вертикальный разрез длиной около 3 см, после чего кору отделяют от древесины, а под нее вставляют привой меньшего диаметра. Место прививки обвязывают тканью и обмазывают мастикой. Этот способ позволяет прививать на один подвой сразу несколько черенков. Но проводить такую процедуру нужно только на крупных деревьях, весной. Прививка сближением аблактировка - это сращивание двух самостоятельно растущих ветвей. Такое явление весьма часто встречается в природе, а у садоводов этот способ находится на вооружении с незапамятных времен.
Он прост и надежен, поскольку сращиваемые ветви по-прежнему продолжают питаться, ведь движение соков по ним не прекращается. Шансы на успешное срастание при аблактировке гораздо выше, чем при черенковании. Во время прививки на привое и подвое срезают около 3 см коры. После этого их соединяют, обвязывают и замазывают мастикой. Прививку сближением проводят весной, к осени привой приживается. Его отделяют, обрезая часть подвоя непосредственно над точкой совмещения. Помните, что никаких «специальных семян для бонсай» не существует, вам потребуются те, что можно купить в любом садовом магазине или собрать самостоятельно. Семена некоторых растений требуется высевать немедленно, поскольку они прорастают сразу после сбора.
Другие должны какое-то время храниться в сухом и прохладном месте. Третьи могут прорастать осенью или зимой, но сначала их нужно на несколько дней поместить во влажный песок. Посев проводят весной или с конца лета до середины осени. Высеивают семена в землю, просеянную через мелкое сито и смешанную с песком. Крупные семена присыпают тонким слоем земли, а мелкие так и оставляют на поверхности, после чего их поливают из пульверизатора, закрывают сверху стеклом или ставят в парник. Позднее, верхний слой земли слегка подсушивают. Это предохраняет семена от загнивания и обеспечивает их воздухом. В зависимости от вида растения, сроки прорастания составляют от 1 до 2 месяцев.
Появившиеся всходы проветривают, но поливают уже не так часто, чтобы корни не загнили. Сеянцы, выращенные из семян, пересаживают в контейнеры и поливают. Это связано с тем, что состав почвы в контейнере со временем ухудшается, ее зернистая структура разрушается, в ней накапливаются органические остатки. Нарушается баланс микроэлементов, меняется химический состав, в результате почва закисает, о чем свидетельствует уменьшение размера листьев. Миниатюрные деревья — не исключение, их необходимо пересаживать еще и для того, чтобы добиться правильного соотношения корней и кроны. Таким образом, основные задачи при пересадке бонсай состоят в замене части почвы и удалении угнетенных или слишком густых корней. Молодые деревья до 3-4 лет пересаживают ежегодно, взрослые — 1 раз в 2-3 года, а старые можно не беспокоить 10-15 лет. Хвойным породам такая процедура требуется чаще, чем листопадным.
Точно так же бонсай, растущие круглый год в теплом климате, пересаживают 1 раз в 2-3 года, а более морозостойкие — через 5 лет. Если речь не идет об экстренном спасении дерева, то лучшее время для пересадки — весна или осень. Сначала бонсай нужно немного подсушить, для чего его полив на 1-2 дня прекращают, чтобы земляной ком уменьшился в размерах и сам отделился от стенок контейнера. Дерево берут за основание ствола и осторожно поворачивают вправо-влево. Если оно сидит в контейнере плотно, аккуратно подтолкните его снизу, надавливая палочкой на земляной ком через дренажное отверстие, или воспользуйтесь тонкой металлической лопаткой с закругленными краями. Перед обрезкой корней их расправляют маленькими грабельками, если таких под рукой нет, подойдут и хаси - традиционные японские палочки для еды. Корни обрезают прямо с почвой — так, чтобы они выступали из земляного кома на 2-3 см. Режущий инструмент должен быть очень острым, чтобы как можно меньше травмировать бонсай.
После этого меняют дренаж и подсыпают в контейнер свежий почвенный субстрат. Бонсай помещают внутрь, поворачивают вокруг оси, чтобы расправить тонкие корни и засыпают. Свежий субстрат должен заполнить все пространство, воздушные полости губительны для корневой системы. Дерево, в случае необходимости, можно закрепить в контейнере с помощью медной проволоки, но ни в коем случае нельзя заглублять ствол в землю и засыпать прикорневую шейку — это приведет к гибели бонсай. При пересадке миниатюрных деревьев контейнер не меняют, за исключением тех случаев, когда есть желание улучшить композицию. Следите за тем, чтобы новая посуда не сильно превышала размерами старую, бонсай с маленькими корнями в большой емкости, скорее всего не приживется, так почва может закиснуть. Если вы все же пользуетесь другим контейнером, причем уже бывшим в употреблении, продезинфицируйте его в растворе марганцовки, а новый - ошпарьте кипятком. После того, как пересадка завершена, бонсай нужно обильно полить и поместить вдали от прямых солнечных лучей и сквозняков.
Тонкие подземные корни снабжают ствол и ветви влагой и микроэлементами, а крупные, выступающие на поверхность, удерживают дерево в земле. Состояние корневой системы определяется во время пересадок бонсай. Загнившие и пересохшие участки обрезают острым инструментом. После этого корни расправляют так, чтобы они расходились от ствола радиально. Особое внимание нужно уделить небари - надземным корням. Они должны быть не только крепкими, но и красивыми, плавно изогнутыми. Желательно также, чтобы небари не выступали за половину диаметра кроны, поэтому с ними придется много работать. Формирование надземных корней начинается с первых дней выращивания бонсай.
С помощью медной проволоки им придают форму осьминога. Хрупкие и негнущиеся участки лучше не трогать. После этого небари присыпают землей, чтобы они быстрее одеревенели. Не позднее, чем через два месяца проволоку снимают. Делать это нужно очень аккуратно, с помощью кусачек. Затем небари снова покрывают слоем земли. Чтобы ускорить его рост в ширину, используют разные способы. Для этого первые 3-5 лет бонсай регулярно пересаживают в контейнер большего размера, а потом начинают использовать плоские емкости, что приводит к естественному утолщению ствола.
Гибкие, но уже одресневевшие стволы в период активного роста каждую неделю осторожно гнут у основания в разные стороны, в результате чего дерево начинает активно наращивать массу. Бонсай с одинаковой по всей длине толщиной плотно обматывают проволокой, а после того, как она начнет обрастать корой, ее аккуратно удаляют. В результате на стволах появляются наросты, они со временем зарастают, образуя утолщения. Иногда, хотя и довольно редко, шейку главного корня туго затягивают проволочной петлей. Соки в этой части начинают застаиваться, что приводит к появлению тканевых наплывов. Операция очень рискованная, она может закончиться истончением корней. Утолщению ствола способствует и рост большой боковой ветви в нижней части дерева. Её удаляют лишь на последних стадиях формирования бонсай, даже если она выбивается из общей композиции.
Ствол должен сужаться к вершине, у двадцатисантиметрового дерева соотношение его толщины к высоте должно составлять 1 к 6. Учтите, что по мере того, как ваш бонсай раздается вширь, придавать ему форму становится все сложнее. Весной чрезмерное развитие побегов приводит к образованию новых отростков, увеличению промежутков между черенками листьев. Нижние ветви начинают слабеть и отмирать, а верхние - крепнуть и раздаваться вширь, причем утолщаются лишь побеги на концах, а другие, «пазуховые», растут медленно. Если этим процессом не управлять, вся композиция утратит баланс. Ощипывая верхушки молодых побегов и их останавливая рост, можно стимулировать образование многочисленных мелких ветвей. Прищипку проводят пальцами, сложенными в щепотку, или пинцетом. Чересчур крепкие побеги обрезают острыми ножницами.
Разветвлениям нужно уделять особое внимание, незапланированные и ненужные побеги в таких местах появляются чаще всего. Отрастая, они нарушают нормальное поступление питательных веществ к старым ветвям, играющим ключевую роль в композиции, и приводят к их отмиранию. На ветвях, которые специально отращиваются, нужно оставлять больше побегов, однако, когда они грозят превратиться в ветви, от них избавляются. У ослабленных бонсай прищипку не делают до тех пор, пока они не восстановят свои жизненные силы. К прищипке приступают сразу же после появления молодых побегов. Промедление грозит увеличением зазоров между листьями и резкому ухудшению формы древесной кроны — особенно, у кленовых. Некоторые виды, например, криптомерия или можжевельник игольчатый требуют повторения прищипки вплоть до сентября. Некоторые современные китайские мастера даже сейчас используют исключительно эту технику, а проволоку принципиально игнорируют.
Обрезка — одна из самых главных операций в искусстве бонсай, именно с ее помощью дереву придают желаемую форму, достигая правильного соответствия между корневой системой и кроной. Кроме этого, она способствует наилучшему движению соков. Помните, что подобная операция является огромной нагрузкой для бонсай, её можно применять только на здоровых экземплярах — и лишь тех, которые не подвергались ей в течение года. Обрезка лишних ветвей и побегов относится к самым первым действиям, которые проводят с деревом при формировании бонсай. Новичкам можно посоветовать начинать с быстрорастущих пород, имеющих мелкие листья. На первом этапе, чтобы развить в себе чувство формы, делают дугообразную обрезку кроны дерева. Удаление ветвей представляет для начинающих определенные трудности, не всегда понятно, что оставить, а чем пожертвовать. В таких случаях рекомендуется просто закрыть ту или иную ветвь рукой и посмотреть, выигрывает ли от этого вся композиция или нет.
Есть несколько общих правил: смело расставайтесь с ветвями, расположенными друг против друга, перекрещивающимися, а также слабыми и слишком тонкими. Во время работы вам потребуются специальные инструменты: кусачки, которыми можно обрезать ветви средней толщины и складная пилка - для ветвей более толстых. Еще одни кусачки вогнутой формы используют во время обработки неровностей, остающихся в стволе от вырезанных толстых ветвей. Места срезов необходимо сразу обработать теми же средствами, которые предназначаются для обычных садовых деревьев, например, жидким лако-бальзамом на акриловой основе. Его можно наносить в сырую погоду или в том случае, если из раны течет сок. Другое проверенное средство — садовый вар, напоминающий замазку. Но прежде, чем обмазывать им сухие срезы, смочите руки в воде. Наиболее подходящим временем для обрезки ветвей считается зима или ранняя весна, когда вся живая природа еще находится в состоянии покоя.
Если вы приступите к работе в этот период, ваше дерево легче перенесет операцию и не потеряет свои соки. Самые тонкие ветви можно обрезать без вреда для бонсай круглый год. Дефолиация или удаление листвы служит для обновления и омоложения кроны. В результате этой процедуры количество листьев увеличивается, а их размер заметно уменьшается. Дефолиируя дерево, можно регулировать его дальнейшее развитие: почки, находящиеся в узлах удалённых листьев, пойдут в рост, а другие останутся в состоянии покоя. Дефолиацию проводят летом, 1 раз в 2-3 года, но только не в год пересадки, дерево должно быть здоровым и сильным. Листовые пластинки обрезают острыми ножницами целиком или частично, а черешок всегда оставляют. Когда работа закончена, бонсай помещают в затененное место до появления новых листочков.
Это открытие было сделано случайно. В конце XIX века любитель из города Осака отправил своему другу в Токио миниатюрную сосну, ветви которой, во избежание поломки, были зафиксированы проволокой. Благодаря такой счастливой случайности, значительно упростившей процесс формирования миниатюрных деревьев, древнее искусство получило второе рождение. Чтобы научиться правильно использовать все техники, связанные с применением проволоки, необходимы терпение и тренировка. Упражняйтесь, развивайте мастерство — только так можно добиться хорошего результата. При создании бонсай можно использовать проволоку толщиной от 0,7 до 7 мм. Определиться с точным размером поможет простое правило: фиксируемая ветвь или ствол должны быть толще в 3 раза. Иными словами, если вы работаете над веткой толщиной в 1 см, используйте трехмиллиметровую проволоку.
Чаще всего эту технику используют при работе с хвойными породами, их кора шершавая, следы от обмотки на ней быстро зарастают. Однако за этим процессом нужно следить и не допускать врезания металла в ствол и ветви, чтобы предотвратить образование некрасивым спиралевидных рубцов. Лиственные деревья обычно формируют с помощью обрезки, необходимость в применении проволоки при работе с ними возникает не так часто. На гладкоствольных буках, вязах, клёнах и липах проволочный каркас должен оставаться недолго, иначе следы от обмотки будут видны в течение десятилетий. На первом этапе фиксируются все ветви - до верхушки побегов. Следите за тем, чтобы ни одна ветвь не перекрещивалась с другой, у каждой из них должно быть своё направление. Лучшее время для формирования бонсай при помощи проволоки — зима или ранняя весна: в это время листвы на деревьях нет, с ними проще работать. С приходом тепла движение соков ускоряется, ветви и ствол утолщаются, поэтому между обмоткой и древесиной всегда должен оставаться небольшой зазор.
Примерно через 3 месяца, когда желаемые формы ствола и ветвей закрепляются, проволочные «леса» с миниатюрного дерева снимают. Чтобы не повредить бонсай, обмотку не раскручивают, а осторожно перекусывают специальными кусачками. СКОБЫ Скобы используются в тех случаях, когда обычное наложение проволоки не даст желаемого результата, например при изменении направления роста толстых ветвей и стволов. А у многоствольных бонсай таким образом можно скорректировать всю композицию. Чтобы скобы не врезались в кору, их нужно периодически сдвигать, не забывая подкладывать под них кусочки кожи. Эта техника не такая трудоёмкая, как наложение каркаса, но и здесь нужно внимательно следить за тем, чтобы проволока не врезалась в кору дерева. Такая работа под силу людям с опытом, обладающим чувством формы и определенными садоводческими навыками. Нельзя целиком оголять ветви, которые вы собираетесь оставить живыми, нужно обязательно сохранить на них узкие участки коры, по которым к листве будут поступать вода и питательные вещества.
Полностью обнажать можно лишь те части дерева, которые по замыслу должны быть мертвыми. Процесс снятия коры не представляет особого труда, однако потом оголенные участки нужно обработать ножом по дереву. Такая операция потребует сноровки, поэтому сначала лучше потренироваться на каком-нибудь обрезке, а заодно внимательно понаблюдать за похожими экземплярами в живой природе.
ВАЖНО Из чего бы ни был изготовлен горшок, непременно следите, чтобы в его дне было достаточно дренажных отверстий для нормальной вентиляции системы корней бонсая. Задачи грунта для бонсая и его состав У почвосмеси есть свои задачи перед растением, которые она должна неукоснительно выполнять. Так, она должна удерживать влагу от одного до другого полива.
Важно также своевременное выведение излишков воды из горшка, которые могут спровоцировать гниение корней. Поэтому очень важны дренажные свойства грунта. Земля в горшке должна обеспечивать и аэрацию — обеспечение корневой системы кислородом, для чего в ней должны содержаться необходимых размеров компоненты, которые могли бы создать промежутки или так называемые воздушные карманы. В состав почвенной смеси для бонсая должен входить песок, сохраняющий грунт для бонсай влажным. Глина, тоже входящая в него, регулирует равномерное поступление питательных веществ. Со временем она становится плотной, поэтому предпочтение следует отдать глинистому грануляту в форме шариков, сохраняющему структуру почвы зернистой.
Перегной состоит из разложившихся растительных остатков. Он хорошо накапливает и так же хорошо отдает питательные вещества. Наличие в грунте пемзы помогает растению в формировании густых корневых сплетений. Разные виды миниатюрных деревьев любят разную почву. Поэтому, выбрав какую-то разновидность, надо выяснить, что для него предпочтительнее. Уход за взрослым растением Сейчас мы расскажем, как ухаживать за бонсаем в домашних условиях в горшке, для начинающих.
Полив и влажность воздуха Поливать комнатный бонсай надо теплой мягкой, профильтрованной, дождевой или же талой водой и делать это нужно ранним утром или же на исходе дня. Миниатюрные деревца в зависимости от вида и посуды, в которой размещаются, имеют свои предпочтения относительно полива и увлажнения воздуха. Чтобы увлажнить земляной ком в небольшом горшке, можно использовать способ погружения. Для этого сосуд с бонсаем следует на несколько часов поместить в посуду с водой, устроить растению эдакую водяную баню. Поливать надо еще и сверху — пока жидкость начнет литься из дренажных дырок. Закончив процесс, через полчаса следует лишнюю воду слить.
Красивый, но расти некуда: как выбрать горшок для вашего бонсай
Для этого, прежде всего, определитесь с выбором горшка для бонсай. Насыпьте на дно горшка слой камешков, керамзита или специального дренажа для бонсай вулканического происхождения. Горшок для бонсай выбирать нужно с учетом многих нюансов. Горшок для бонсай не может привлекать к себе внимание – это просто основание для растения. Сэкономьте больше с впечатляющими предложениями на сайте японский горшок для бонсай как для личных, так и для профессиональных целей.
Горшок для бонсай — плошка или летающий
Каждая бонсайница уникальна и выполнена в единственном экземпляре. В каталоге представлены плошки как для лиственных бонсай глазурованные , так и для хвойных деревьев. Плошка для бонсай, бонсайница "Выращенный в плошке" - это и означает бонсай! Плошки для бонсай лучше всего использовать керамические, они долговечны, не выделяют никаких веществ, которые могут навредить Вашему любимому дереву, и безусловно, красивы! Глиняные плошки без глазури пропускают достаточное количество влаги и воздуха. Стоит обратить внимание на достаточное количество дренажных отверстий для отвода излишков влаги.
Мойоги хорош и тем, что композиции, созданные в этом стиле, никогда не повторяют друг друга. Чаще всего в них используют сосну, дуб, клен, можжевельник. Главное отличие мойоги от тёккан заключается в том, что прямостоячий ствол дерева имеет S-образную форму или несколько изгибов, убывающих к вершине. Мойоги передает движение, стремление вверх, гибкость. Чтобы добиться такого эффекта, ствол начинают искривлять с основания, следя следить за тем, чтобы вершина дерева располагалась точно над его основанием. При выборе контейнера для композиций в стиле мойоги следует остановиться на сосуде овальной или прямоугольной формы. Дерево располагают в нем асимметрично, его корни должны быть видны на поверхности земли. Обратите внимание на то, чтобы крона не выходила за края контейнера. Его миниатюрную копию выращивают, используя два отдельных корня или один, формируя второй ствол из нижней ветви, которая не должна располагаться слишком высоко. Композиции в стиле сокан бывают и вертикальными, и наклонными, при этом каждому стволу можно придать особую форму.
Ветви деревьев расходятся, но образуют общую крону. Красота такого бонсай зависит от сбалансированности толщины и высоты стволов. Один из них — мощный, другой — тонкий, поэтому стиль сокан иногда еще называют «отец и сын» или «мать и дитя». Для создания композиций рекомендуется использовать хвойные, вечнозеленые и листопадные деревья с мелкими листьями, цветками и плодами. Подойдут различные виды сосен, можжевельник, ель, гинкго, клен, бук, вяз, яблоня, слива. В некоторых странах любители бонсай работают с экземплярами местной флоры, отдавая особое предпочтение тем, которые растут в экстремальных природных условиях. Его ствол - прямой или изогнутый - находится под углом к поверхности контейнера. Мощные корни с одной стороны глубоко уходят в землю, а с другой - выпирают на поверхность, словно цепляясь за нее. В зависимости от наклона ствола, различают сё-сякан минимальный , тю-сякан средний и дай-сякан максимальный. Нижняя ветвь во всех композициях сякан расположена в направлении, противоположном наклону дерева.
И она, и другие ветви изогнуты, верхушка немного выдается вперед. Кажется, что дерево продолжает сопротивляться порывам ветра. Для придания устойчивости основная масса бонсай должна быть сосредоточена в пределах границ контейнера. При создании композиций сякан используют сосуды овальной или продолговатой формы. В круглых контейнерах дерево высаживают по центру. Рекомендуемые породы для стиля сякан - сосна, туя, можжевельник, секвойя, клен, береза, липа, дуб, яблоня. Глубоко укоренившись в земле или скальной породе, они растут, свисая вниз. Подобные формы есть и в искусстве бонсай, все они производные от двух основных стилей - кэнгай полный каскад и хан-кэнгай полукаскад. В композициях кэнгай, устремленный вверх ствол дерева внезапно меняет направление и падает вниз, опускаясь ниже поверхности высокого контейнера. На сторону контейнера, доминируя над стволом, может склоняться и одна из трех главных ветвей.
Ее длина не ограничена, поэтому такие бонсай принято размещать на высоких столиках. Маленькая ветвь верхушки обычно направлена в противоположную сторону от основной массы дерева, чтобы придать устойчивость всей композиции. Вырастить бонсай в стиле кэнгай непросто, так как дерево все время стремится подняться вверх. Формирование каскада в саду на грядке обычно невозможно, необходима посадка в глубокий сосуд. Чтобы направить рост дерева вниз, используют проволоку или меняют положение контейнера. Правильный контейнер чрезвычайно важен для каскадной композиции, он должен быть глубоким и тяжелым, чтобы уравновесить ветви и ствол дерева. Наиболее подходящая форма — круглая, квадратная или шестиугольная. Стиль кэнгай подходит для деревьев с гибким стволом, к ним относятся азалия, можжевельник, кизильник. При выборе экземпляра в питомнике желательно, чтобы у него имелась крупная ветвь в нижней трети ствола. Его отличие в том, что в композициях хан-кэнгай ствол не изгибают столь сильно, а направляют горизонтально, не позволяя им в дальнейшем опускаться под своей тяжестью ниже основания контейнера.
Ствол, растущий вверх, располагается по центру и оформляется широкой кроной. Полукаскад требует пропорциональности кроны и ствола, корни должны быть хорошо развиты и располагаться в направлении главной каскадной ветви. Для композиций хан-кэнгай используют те же породы хорошо гнущихся деревьев, что и для каскадных миниатюр. Контейнер может быть более плоским и не таким глубоким. У истоков будзинги стояли японские литераторы, поклонники китайской живописи нанга. Создавая композиций из миниатюрных деревьев, они во всем старались подражать художникам Поднебесной, сознательно игнорируя каноны бонсай. Интеллектуалы во всем полагались на собственное вдохновение, которое они черпали, в том числе, в знаменитом трактате Слово о живописи из Сада с Горчичное Зерно, главном руководстве по нанга. Впоследствии некоторые термины, придуманные японскими литераторами, стали использоваться и другими мастерами бонсай. Литературный стиль напоминает изящные рисунки тушью, которые создаются всего несколькими взмахами кисти. Композиции будзинги требуют меньше времени, чем другие.
Акцент делается на высоком, тонком, изящно искривленном стволе. Нижние ветви у дерева отсутствуют, верхние располагаются уступами. Крона небольшая, но хорошо сформированная, листвы мало и она хорошо просматривается. Такие деревья встречаются на затененных участках леса, где у них, из-за недостатка солнца, отмирают нижние ветви, а ствол становится шишковатым и грубым. Для композиций в стиле будзинги подходят и хвойные, и широколиственные деревья. Бонсай следует поместить в маленький круглый контейнер с приподнятыми краями. Цвет контейнера должен быть ярким. Корни дерева в композициях неагари не просто обнажены, они высоко подняты над грунтом и перекручены, словно жгутом. Ствол стоит на них, как на ходулях. Похожие формы можно увидеть по берегам рек, где деревья подмывает вода.
Именно так выживает растительность на огромных валунах. Со временем корни дерева, растущего на скалах, начинают напоминать стволы. Стиль секиджоджу подходит для всех неприхотливых пород с хорошо развитыми корнями. Чаще всего используются клен, китайский вяз, сосна и можжевельник. Само дерево в композициях секиджоджу может быть выращено в любом стиле, за исключением, разве что, «метлы» и «прямой вертикали». Каменный обломок, используемый в качестве скалы, должен иметь сквозные расщелины, чтобы корни могли проникнуть сквозь них к почве. Если корневая система недостаточно длинная, дерево сначала высаживают в глубокий ящик и, по мере роста, снимают верхний слой грунта. Корни обнажаются и начинают деревенеть. Когда они достигнут дна ящика, дерево вынимают, крепко привязывают к камню шпагатом или проволокой и обматывают полиэтиленом, предварительно добавив туда немного песчаного грунта, и обильно поливают. После того, как бонсай окрепнет и пустит побеги, полиэтилен и песок убирают, а дерево пересаживают в контейнер.
Он подходит для широколиственных деревьев с раскидистыми тонкими ветвями, которые выглядят привлекательно даже без листвы. В природе такие формы встречаются у дзельквы, вяза или граба. С этими породами работают чаще всего, а вот береза, ива или дуб для создания красивой «метлы» точно не подойдут. Ствол дерева в композициях хокидати — строго вертикальный, но не очень длинный. Все ветви расходятся из одной точки, образуя плотную сферическую крону. Ее соотношение с длиной ствола составляет 2:1. Крона может быть образована одной или несколькими равноправными ветвями, но ни одна из них не должна доминировать над остальными. Если это случится, такую ветвь необходимо сильно укоротить или совсем удалить. С появлением почек крона дерева приобретает V-образную форму, с ней продолжают работать, прищипывая ветви, чтобы добиться лучшего результата. В контейнере бонсай в стиле хокидати должен располагаться строго по центру.
Вети дерева, повинуясь законам роста, начинают подниматься вверх и со временем превращаются в стволы, стоящие вертикально, как люди на плоту. Для формирования таких бонсай используют экземпляры, у которых с одной стороны больше ветвей - их сохраняют, а другие удаляют, делая по всей длине ствола неглубокие насечки, чтобы ускорить образование новых корней. Затем дерево вдавливают в почву и фиксируют полосками лыка или ткани. Время, необходимое для развития новой корневой системы, зависит от породы дерева. Клену на это потребуется 1-2 года, сосне — до 5 лет. Только по истечении указанного времени можно удалить корень у основного дерева и переместить всю композицию в более подходящий контейнер. Кроме клена и сосны стиль икадабуки подходит для работы с можжевельником, бересклетом, фикусом. Различают два вида «плотов»: прямой и изогнутый. В первом случае в основе композиции лежит короткое и толстое дерево, его ветви находятся вдоль одной линии и растут строго вертикально или с небольшим наклоном. Для бонсай другого вида требуется тонкое, несколько раз искривленное дерево, на котором ветви располагаются в произвольном порядке.
И в первом, и во втором случае новые стволы могут иметь свои изгибы, но тогда этот рисунок должен повторяться во всей композиции. Они создаются искусственно за счет срезания коры специальными клещами. Движение соков на таких участках прекращается, древесина высыхает. Омертвевшие участки ствола и ветки называют, соответственно, сяри и джины. Джин можно расщепить специальными клещами и сделать «задиры», имитирующие удар молнии. Обнаженные участки обрабатывают наждачной бумагой и сернистой известью, чтобы выбелить древесину. Именно так выглядит можжевельник, растущий на горных склонах под лучами солнца. Его, наряду с тисом, елью или сосной чаще всего и используют для создания композиций в стиле саримики, поскольку древесина этих пород не поражается грибком и не загнивает. Можно искусственно состарить и многие лиственные деревья, однако стиль саримики достаточно сложен: омертвевшие участки должны выглядеть красиво, а работать нужно очень осторожно, чтобы не погубить все дерево. Композиция смотрится как группа из нескольких деревьев, хотя все стволы выходят из одного корня.
Для этого дерево укладывают на дно контейнера и присыпают землей, а ветви направляют вверх. Со временем они станут похожи на отдельные деревца, напоминающие лес. При создании композиций в стиле нецуранари используют японскую белую сосну Pinus parvifl ora или аянскую ель Picea jezoensis. Японцы верят, что эти деревья приносят счастье. Очевидно, японские мастера подсмотрели его на берегу моря, где ветер всегда дует в одном направлении. Стиль фукинагаси имитирует дерево с одним или двумя стволами, которое от рождения не имело иного выбора, кроме как согнуться под напором стихии, чтобы не сломаться. При взгляде на такую композицию, зритель должен чувствовать порыв ветра, поэтому кроне дерева следует быть немного растрепанной и иметь минимум листьев или хвои. Фукинагаси напоминает другой стиль - сякан, но общее у них лишь в наклоне, возникшем под воздействием природных факторов. Различие в том, что ветви «дерева на ветру» растут только в одну сторону, а не в обе. К верхушке они становятся короче, делая всю композицию похожей на развивающийся треугольный вымпел.
При создании композиций в стиле фукинагаси можно использовать сосну, можжевельник, сагетерию и березу. Выращивать такой бонсай лучше в прямоугольном или овальном контейнере. ЁСЭ-УЭ: ЛЕС Идею преемственности поколений этот стиль передает в еще большей степени, чем сокан: ёсэ-уэ - целое лесное семейство с большим материнским деревом во главе. Общее количество «родственников» в композициях ёсэ-уэ всегда нечетное - от 5 до 19. Каждому из них в контейнере отведено строго определенное место. Для усиления перспективы задние деревья с густыми нижними ветвями и плотной кроной размещают более компактно, а стволы передних оставляют открытыми. При создании миниатюрного леса можно брать деревья одной породы, но сочетания вечнозеленых и листопадных видов смотрятся наиболее выигрышно. Чаще всего используют сосну, тую, криптомерию, бук, граб, березу, дзелькву или клен. В контейнере овальной формы они будут смотреться лучше всего. Сложность «лесного» стиля в том, что он, как никакой другой, требует от композиции полной естественности.
Нужно позаботиться о разных уровнях рельефа, о камнях, возможно, о дополнительных низкорослых растениях. Но самое трудно — это показать время. Глядя на такое семейство, зритель должен видеть, что деревья появлялись в общей группе постепенно, на протяжении многих лет. Мастера бонсай повлияли на развитие сайкей, однако это направление впитало в себя и традиции вьетнамского хоннонбо так называются скульптурные группы, имитирующих острова, горы и окружающую их природу , а также некоторые принципы бонкэй и бонсэки японские пейзажи из камней и песка. История сайкэй насчитывает не одну сотню лет, первые изображения миниатюрных ландшафтов встречаются еще на свитках XIII-века. После Второй Мировой войны это древнее искусство возродилось благодаря мастеру бонсай Тошио Кавамото. Кавамото основал собственную школу и сделал сайкей необычайно популярным и в Японии, и в других странах мира. Последователи продолжили дело мастера, подняв его искусство на еще более высокий уровень. Тошио Кавамото хотел, чтобы при создании миниатюрных ландшафтов ему и его ученикам не приходилось ждать слишком долго, поэтому для работы он отбирал не взрослые деревья, а молодые саженцы. Техника ухода за ними и их стили - те же, что и в искусстве бонсай.
Однако у сайкей есть отличия, прежде всего - идейные. Если мастера бонсай делают акцент на красоте одного или нескольких деревьев, то в сайкей они становятся элементами пейзажа — обязательными, но не первостепенными. В композициях бонсай часто используются камни, но они не формируют ландшафт, в то время как в сайкей они играют очень важную роль. Тошио Кавамото даже ввел для них специальную классификацию — горные, островные, одинокий берег и т. Все элементы композиции выстраиваются так, чтобы воссоздать в миниатюре природный пейзаж, иногда реально существующий, памятный. Классический сайкей помещается на большом керамическом подносе нейтральных тонов с низкими бортиками. Дренажные отверстия на дне подноса закрывают пластиковыми сеточками, после этого на него высыпают тонкий слой почвенной смеси. Перед тем, как разместить по местам деревья, для устойчивости их корни можно облепить торфом и глиной. Деревья и растения нужно располагать так, чтобы у зрителя создавалось ощущение перспективы — чем меньше размер, тем дальше. Затем наступает очередь камней, их следует разложить в соответствии с предварительным эскизом.
Высота всех элементов должна быть сбалансирована, так, чтобы обломок, играющий роль скалы, был выше дерева. После размещения камней и деревьев пространство между ними заполняют почвенной смесью, затем всю поверхность покрывают грунтом, следя за тем, чтобы слой земли не был очень толстым. Сайкей украшают кусочками мха и помещают в место, защищенное от ветра и прямых солнечных лучей. Миниатюрный ландшафт нужно не только регулярно поливать, но и опрыскивать. Среди бонсай встречаются совсем крохотные деревца, умещающиеся на ладони, а знаменитая Сосна Лунного Света, растущая на острове Хонсю в префектуре Сидзуока, простирает свои ветви аж на 13 метров! Бонсай измеряют от вершины до основания ствола, без учета контейнера. Сложность представляют каскадные и полукаскадные формы, поскольку такие экземпляры сначала приподнимаются, а потом опускаются. Их размер определяют от основания до изгиба, который образует ствол перед тем, как снова пойти вниз. Существует несколько основных размеров миниатюрных деревьев. И, хотя подобная систематизация считается довольно условной, а в цифрах встречаются расхождения, специалисты обычно выделяют 5 классов бонсай, различающихся своими размерами.
Среди них есть настоящие лилипуты - не более 2,5 см. Такой размер называется кэсицубу. За кэсицубу идут сито 2,5-7,5 см и гафу 13-20 см.
Как правильно ухаживать за бонсаем? Тогда вы по адресу.
Правда, расскажем вам не про уход за фиалкой, фикусом или эхеверией — мы пошли дальше. Бонсай — вот герой сегодняшнего материала. Что делать с карликовым японским деревом, если оно оказалось в вашей квартире? Как ухаживать за бонсаем? Изучим эту тему тщательнее.
Бонсай — это крохотное дерево, которое на протяжении долгих веков использовалось для украшения во многих традиционных японских домах. Однако и у нас достаточно популярен бонсай как необычная и «живая» часть интерьера. Главные составляющие правильного ухода: свет, почва, полив, пересадка, удобрения. Свет Ежедневно дереву необходимо 6 часов солнечного света. Если растение стоит в темном месте, то освещение нужно увеличивать до 12 часов в день.
Не переусердствуйте с электрическим светом — растение может повредиться. Понятное дело, что в нашем климате сложно ухаживать за бонсаем, обеспечивая многочасовой поток природного света.
Извилистый ствол дерева Шакан делает эту породу неповторимой СОКАН — это растение с двумя стволами, которые развиты из одной корневой системы. Растение выглядит привлекательно и оснащено красивыми ветками и могущественным стволом. Сдвоенный ствол Сокан имеет интересную графику и рождает яркий образ Это не все популярные разновидности растения, на самом деле, они представлены в более широком разнообразии, поэтому выбрав то или иное деревце, после этого необходимо уделить внимание подбору горшка. Основные тонкости и правила выбора горшка Именно от того, насколько рационально будет осуществлен подбор емкости, зависит не только внешний вид дерева, но и особенности его развития.
Емкости должны иметь гармоничное сочетание с растением и обладать полным соответствием по размерным характеристикам. Если вы решили сделать горшок для бонсай своими руками, необходимо отдать предпочтение грамотным материалам. Сосуд может изготавливаться из керамики , древесины , стекла или глины. Немаловажную роль играет плоскость формы изготавливаемого сосуда, поскольку от нее зависит рациональность развития корневой системы и особенности роста дерева. Небольшие керамические горшки для бонсай Совет! Особой популярностью пользуются конструкции в светлых тонах.
Глиняный горшочек своими руками для декора комнаты В таком искусстве стоит отдавать предпочтение глиняным или природным материалам для изготовления сосудов, а также грамотно выбрать размерные характеристики емкости. Несоответствие горшка требованиям создаст препятствия для нормального функционирования корневой системы, что повлечет скорую гибель дерева. Чтоб создать в сосуде вентиляционные отверстия, необходимо использовать дренаж. Неглубокие емкости для развития цветков сегодня представлены в широком разнообразии.