Реальная история Петра и Февронии такая, что в развязке своей могла бы замещать импортный Хэллоуин. Если в День Петра и Февронии идет дождь, значит год будет урожайным на мед. Православные в этот день вспоминают супругов князя Петра и княгиню Февронию. С праздником дня Петра и Февронии связано много обычаев и примет. День Петра и Февронии: что можно и нельзя делать 8 июля.
8 июля – день памяти благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев
Памятники благочестивой супружеской паре можно встретить и по всей России.
И по сей день мощи муромских чудотворцев покоятся в общей раке. Повесть о Петре и Февронии «Повесть о Петре и Февронии» — памятник древнерусской литературы, в котором повествуется о жизни святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. После причисления Петра и Февронии к лику святых на Московском церковном соборе 1547 года Ермолаю было поручено написать житие новых муромских чудотворцев. В качестве источника автор опирался на устные народные предания, что усилило в «Повести» сказовый элемент и сделало её совершенно не похожей на произведения житийной литературы того времени. Учитывая этот момент, повесть не считается исторически достоверным рассказом о жизни святых. Однако, она безусловно передает суть взаимоотношений святых супругов. Сюжет повести стал одним из самых популярных на Руси.
Текст произведения распространялся в огромном количестве списков. До наших дней их дошло более 300. К жене Павла стал являться дьявол в облике змея, чтобы соблазнить её на блуд. Посторонним людям змей виделся в образе Павла, и только княгиня знала, кто же он на самом деле. Не в силах это терпеть, она все рассказала мужу. Князь Павел попросил жену выпытать у змея, от чего он погибнет. Ответ был таков: «Смерть моя от Петрова плеча, от Агрикова меча». Желая помочь своему брату, Пётр стал искать Агриков меч.
Однажды во время молитвы в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня ему явился отрок и указал на щель в алтарной стене. В ней и лежало заветное оружие. В тот же вечер Петр, побеседовав с братом, отправился в покои княгини. Каково же было его удивление, когда он застал у неё князя Павла. Быстро сообразив, что это и есть лукавый змей, Пётр начал сражаться с ним. Змей погиб, но кровь из его раны обрызгала князя с ног до головы, все его тело покрылось болезненными язвами и струпьями. Никто не мог излечить Петра. В поисках лекаря он велел отвезти себя в Рязанскую землю, где повстречал дочь древолазца бортника добывающего дикий мед — Февронию.
Она была очень мудрой девушкой, обладала даром прозорливости и исцеления.
И уже который год находятся критики, считающие праздник "искусственно изобретенной традицией", а самих святых из Мурома Петра и Февронию недостаточно подходящими кандидатурами в качества символа счастливой семьи. Почему и как день памяти святых чудотворцев Петра и Февронии превратился в День семьи, любви и верности? Кем были святые супруги? Почему День семьи, любви и верности - новый и одновременно древний праздник? Фото: Иконописная мастерская Свято-Троицкого храма г. Курска В народе супругов Петра и Февронию из Мурома считали святыми задолго до 1547 года, когда Церковь узаконила эту традицию. Сохранились две рукописи рубежа XV-XVI веков, свидетельствующие, что уже тогда существовали церковные службы святым Петру и Февронии, почитаемых в народе чудотворцами. Мощи супругов были святыней Мурома, к ним съезжались со всей России, причем не только простой люд, но царственные особы.
В 1549 году об успехе Казанского похода у мощей муромских святых молился Иван Грозный. В 1594 году бесплодная царица Ирина Годунова приехала в Муром помолиться святым о даровании ей ребенка, и долгожданный младенец не заставил долго ждать. В дореволюционные времена день памяти святых Петра и Февронии был Днем города Мурома, который воспринимался жителями не иначе как День семьи. В 1992 году традицию вернули. А вскоре муромцы собрали без малого 20 тысяч подписей под призывом объявить 8 июля "Всероссийским днем супружеской любви и семейного счастья". Идея нашла поддержку, и с 2008 года день памяти святых начали отмечать как День семьи, любви и верности, а с 28 июня 2022 года, после подписания указа президентом Путиным, праздник стал официальным. То есть указ вернул и узаконил праздник, живущий в народе столетия. Почему из всего множества русских святых именно Петр и Феврония стали в народном сознании олицетворением семейного счастья? Отношения княжеского сына Петра и простой крестьянки Февронии - яркий пример любви, преданности и самопожертвования, тех качеств, без которых счастливой семьи не построить.
Жили они долго и счастливо, и умерли в один день Святые Петр и Феврония 8 июля Православная Церковь вспоминает удивительных святых — Петра и Февронию. В истории Церкви не так много святых, прославившихся исключительно любовью и верностью друг к другу. Этот день многие называют православным Днем Влюбленных, потому что Петр и Феврония — покровители счастливого супружества. И хотя этот день не «раскручен» и не превращен в коммерческий проект, как 14 февраля, все же те, кто ищет небесного покровительства своей любви, могут смело сегодня обращаться в молитвах к Петру и Февронии. Это происходило в конце XII века, и женитьба князя на молодой крестьянке вызвала много шума и осуждения среди горожан. Ничего не имели против его кандидатуры бояре — кроме одного: не нравилась боярским женам Феврония — простолюдинка. Собравшись по установленному обычаю, бояре известили своего князя о том, что сами они не против подчиняться ему, но вот их жены — боярыни - не хотят подчиняться бывшей крестьянке. Петр же, выслушав их мнение, сказал: «Скажите об этом Февронии, послушаем, что она скажет». Обрадованные бояре посетили Февронию и предложили сохранить ей жизнь, если она оставит своего мужа и покинет город.
Все, что хочешь, любые богатства! Но я хочу забрать только одно ответила Феврония. Бояре были ошеломлены. Но боясь нарушить свою клятву, с неохотой решили: пусть князь Петр сам сделает свой выбор. Каждый из них подумал, что Петр может уйти вместе с женой, и тогда при благоприятном стечении княжить сможет любой из них… Узнав о решении Февронии, Петр сказал слова Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек не разлучает» и стал собираться в дорогу вместе с любимой женой. Собрав несколько приближенных, изгнанные супруги поплыли по Оке куда Бог пошлет.
День Петра и Февронии: кто написал сказание о князе и мудрой деве и что в нём необычного?
Традиции и мероприятия в День семьи, любви и верности Так как День семьи, любви и верности учредили в Муроме, этот город остается центром празднования. На берегу Оки 8 июля проводятся музыкальные концерты и ярмарки для жителей и гостей города. Если 8 июля оказывается будним днем, торжество в городе переносят на ближайший выходной день. Поскольку это выходной день, в праздник Петра и Февронии можно есть рыбу и в небольших количествах пить вино. У Дня семьи, любви и верности даже есть собственный символ — это ромашка. Во время праздника принято дарить девушкам именно эти цветы, а также «февроньки — отечественный аналог валентинок: открытки с изображением ромашек Также в День Петра и Февронии проводится особое награждение, которое учредил Организационный комитет по проведению Дня семьи, любви и верности в Российской Федерации. Медали «За любовь и верность семье», украшенные ликами Петра и Февронии, а также ромашками, вручают тем, кто прожил вместе более 25 лет, «получил известность среди сограждан крепостью семейных устоев» и «воспитал детей достойными членами общества».
Помимо этого, православные россияне стараются отметить праздник молитвами в храме, чтобы принять участие в службе, на которой молятся об укреплении уз брака и умножении любви, рассказывает «Ленте. В нашем городе традицией стал молебен у памятника святым Петру и Февронии возле здания областного загса, на который собирается несколько десятков верующих», — рассказал отец Святослав. Но самое главное, по его словам, — в этот день посвятить время своей семье. Мужья дарят женами букеты традиционных ромашек или напоминающих их белых хризантем. Многие выезжают шумной ватагой на природу — покидать мячик, поиграть в бадминтон. А вечером можно собраться в теплой семейной обстановке за настольными играми или совместным чтением книг.
В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой Рязанской губернии. Святой Петр послал в ту деревню своих людей. Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.
Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе с святой Февронией.
Монашеское имя автора - Еразм, а вот фамилия его нам неизвестна: сам себя он называл Прегрешным. История Петра и Февронии, изустно ходившая в народе с XII века, вдохновила Еразма-Ермолая на настоящий бестселлер - повесть расходилась по России огромным количеством списков до наших дней их дошло более 300! При этом любовь, приключения и даже мистика - только верхний слой шедевра. Книга полна глубочайших богословских символов, которые для наших предков были очевидны. Давайте и мы в них разберемся. Кем были святые Петр и Феврония? Итак, что же мы узнаем, прочитав нашу повесть?
Петр был младшим братом князя Муромского Павла. Еразм начинает свой рассказ с того, что к жене Павла повадился ходить дьявол. Желая соблазнить ее, он каждый раз принимал обличье самого Павла, так что никто не мог понять, где Павел, а где дьявол. Скептик воспримет такое начало как сказку и будет неправ. Это в XX веке любая патология, в том числе и в интимной сфере, имеет свое название, язык XVI века был гораздо целомудреннее, зато он фиксировал духовную суть отклонений от нормы, считая их "посещением змия, дьявола", что мудро, потому что сам человек в этом случае отделяется от своего болезненного состояния. Итак, только наш герой Петр смог распознать дьявола и сразил его мечом. Издыхая, дьявол обрызгал Петра кровью, так что тот заболел - по его телу пошли язвы.
Здесь опять перед нами символ: борьба со злом - а именно со злом в лице змия-дьявола сражался Петр - небезопасна, наш герой в этой битве мог и сам "приразиться к злу". Если знать, что древний глагол "приразиться" родственен слову "заразиться", смысл случившегося с Петром во время этой битвы станет ясен. Никто не мог излечить Петра, и только Феврония пообещала ему помочь, но при условии, что он женится на ней.
Дожив до глубокой старости, Петр и Феврония упокоились в один день, завещав, чтобы их похоронили в одной обители. Просьба чудотворцев не была исполнена, но их тела уже на следующее утро были найдены рядом, что сочли волей божьей. В честь Дня семьи, любви и верности была выпущена памятная медаль с цветными образами Петра и Февронии. Взгляд чудотворцев обращен к лику Господа, покрытому чистым золотом.
Медаль отчеканена из серебра 999 пробы в премиальном качестве с зеркальной поверхностью «пруф-лайк».
«В День Петра и Февронии свадьбу играть нельзя»: казанский священник о празднике Семьи
Культура 09:588 июля 2023 День Петра и Февронии: кто написал сказание о князе и мудрой деве и что в нём необычного? Кто впервые записал историю муромских святых XIII века, чем она отличается от других житий и существовали ли Пётр и Феврония на самом деле? Коллаж 78. Именно он по поручению митрополита Макария впервые записал историю этой пары, ранее существовавшую лишь в виде устных легенд и сказаний. Правда, получившееся произведения невозможно отнести к классическим житиям святых. Слишком большая часть «Повести о Петре и Февронии» выглядит как типичная русская сказка: с элементами волшебства и загадок-головоломок, которые загадывают друг другу действующие лица. По мнению литературоведов, в этом произведении объединены два фольклорных сюжета: об огненном змее и о мудрой деве. И первый плавно перетекает во второй. Загадками говорят самые разные герои: и змей, и Феврония, и даже сам князь решает дать девушке невыполнимую задачу, чтобы проверить её мудрость.
К супруге правившего там князя Павла стал наведываться огненный змей. Он принимал облик её мужа и склонял женщину к плотским утехам. Образ огненного змея как своеобразного инкуба, демона-любовника, принимающего вид возлюбленного героини, встречается в русском фольклоре нередко. Но князь сразу разбираться с демоническим любовником не пошёл, а повелел жене вызнать у змея, как его можно убить. Легкомысленный змей, хоть и иносказательно, но признался красавице: «Погибну я от Петрова плеча, от Агрикова меча». За Петром далеко ходить не пришлось — именно так звали младшего брата муромского князя. А где отыскать Агриков меч? Кто такой Агрик, и что это за меч такой?
Об этом никто не знал. По одной из версий, Агрик — древнерусский богатырь, по другой — сын царя Ирода, изготовивший этот меч. В любом случае, кто бы ни был тот самый Агрик, Агриков меч — ни что иное, как аналог сказочного меча-кладенца, с помощью которого богатырь мог победить змея или другую нечисть. Побочный эффект подвига Однажды Пётр отправился в церковь Крестовоздвиженского женского монастыря — помолиться о решении этой странной ситуации. И вдруг оказалось, что Агриков меч хранится там!
Можно завести настоящего врага среди родственников, поставить отношения под угрозу полного разрыва. Нельзя в этот день работать с документами, различными текстами, также готовить выпечку. Блюда из муки, готовка текста и текстовая волокита приведут к ухудшению финансового состояния. Нельзя проводить время рядом с водоемами в одиночестве. Русалки после торжества ивана купала входят в разгул, могут затащить человека под воду или нанести ему травму. Нельзя переезжать на новое место жительства, переставлять рабочий стол на другое место - в личной жизни и работе ждет много неприятностей.
Однажды он увидел сон о том, что помочь ему сможет крестьянка Феврония из Рязанской земли. Девушку разыскали, и Петр дал обещание, что женится на ней, избавившись от болезни. Но не сдержал слово. Болезнь возобновилась, и только после того как Феврония вновь вылечила Петра, он, наконец, исполнил обещанное — и никогда об этом не пожалел. Петр наследовал княжение после своего брата, но муромские бояре не хотели видеть своей правительницей бывшую крестьянку и велели молодому князю либо отказаться от жены, либо покинуть город. Тогда Петр и Феврония отплыли из Мурома по Оке. В городе же началась смута: люди требовали вернуть княжескую пару на престол. Желание народа было исполнено.
Мы талдычили, талдычим и будем талдычить одно и то же: заповедь Божия — путь к жизни, а нарушение заповеди, грех, извращение — путь к смерти. Неважно, какой век на дворе, неважно, что считают прогрессивным, а что — «отстойным», вообще ничто не важно, кроме одного: заповедь Божия — истина. История учит конечно, тех, кто способен воспринять ее уроки , что расцвет извращений, толерантное отношение к тому, что сейчас объединяет гомо-, лесби- и трансменьшинства, — предвестники близкой гибели цивилизации. Это не прогресс, это уже было, это уже проходили, достаточно вспомнить конец Римской империи, который сопровождался расцветом и гомо-, и лесби-. К чему это привело? Пришли примитивные варвары и вырезали утонченных, прогрессивных и толерантных римлян. Уничтожили как государство и как культурную традицию. И если цивилизационные основы Римской империи возродились в Европе, то только благодаря христианству, которое легло на души варваров — франков, германцев, англов и прочих — и сделало их способными воспринять принципы человеческого общежития, основанного на понятии закона. Давнишние варвары, а ныне просвещенные европейцы в силу своей толерантности могут повторить путь когда-то поверженных ими римлян — они будут вытеснены на обочину жизни какими-нибудь варварами наших дней. Вытеснены и цивилизационно, и физически. Это если говорить глобально. А если переходить на личности, то всякий творящий «прогрессивные» мерзости сеет смерть в свою душу и тело, а всякий пропагандирующий эти мерзости — сеет смерть еще и вокруг себя.
Новости и события Российского исторического общества
Заместитель руководителя Совбеза РФ Дмитрий Медведев передал в дар храму Петра и Февронии Муромских икону Божией Матери Нечаянная радость, передает РИА Новости. В день Петра и Февронии категорически запрещается ругаться, сквернословить, конфликтовать, устраивать сцены ревности. Традиция светского празднования Дня Петра и Февронии была возрождена жителями Мурома в 90-х годах, когда День города был объединен с Днем семейных ценностей и стал отмечаться 8 июля. Православная Церковь отмечает осенний день памяти святых благоверных князя Петра и святой благоверной княгини Февронии, Муромских чудотворцев, покровителей семьи и брака (переходящее празднование в воскресенье перед 19 сентября День Петра и Февронии впервые отметили как настоящий праздник относительно недавно — только в 2008 году, в Волгограде.
История праздника День семьи, любви и верности
- Акафист Петру и Февронии
- Народные приметы в день Петра и Февронии 8 июля
- Житие святых Петра и Февронии
- Кто такие святые Петр и Феврония
- 8 июля – день памяти благоверных князей Петра и Февронии, Муромских чудотворцев
День Петра и Февронии. Что можно и чего нельзя делать 8 июля 2023 года
Главное, в день Петра и Февронии нельзя ругаться со своей второй половинкой. С прошлого года в день памяти покровителей православного брака — святых Петра и Февронии Муромских — в России официально отмечают День семьи, любви и верности. Есть свои противники и у дня Петра и Февронии. Святые Пётр и Феврония помолитесь за меня перед Богом во спасение семьи моей.
День памяти святых Петра и Февронии: история и традиции праздника
RU Санкт-Петербург , Общество Народные приметы в день Петра и Февронии 8 июля В настоящее время праздник более известен как «Всероссийский день семьи, любви и верности». Рассмотрим приметы на этот день. Народные приметы: -Дождь пошел — будет много меда.
За несколько лет до этого Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни из Рязанской губернии. Петр послал в ту деревню своих людей. Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя, однако свое обещание он нарушил и не женился. Болезнь вернулась, Феврония снова вылечила Петра — и только тогда свадьба состоялась. Бояре в Муроме не пожелали, чтобы княгиней стала девушка из народа и потребовали развода.
Петр, когда узнал, что его хотят разлучить с любимой женой, отказался от княжения и богатства. Супруги покинули Муром. Вскоре в городе началась смута.
Хоть авторский вариант Повести дошел до нас в очень малом количестве списков, а рукопись самого автора попала в XVI веке в Соловецкий монастырь, но их история подтверждает, что текст Повести тесно связан с именем Еразма. Неидеальное начало брака Петра и Февронии На самом деле, со всем вниманием обратившись к началу истории Петра и Февронии, сложно представить, что спустя несколько веков именно их союз назовут идеальным.
Муромский князь Петр убил святым мечом Змея-диавола, приходившего к жене его брата Павла. Но змей, вздох последний испуская, обрызгал героя кровью, от чего последний тяжко заболел и покрылся струпьями. Долгие поиски целителя не дают результата, пока князь не попадает к дочери древолаза — Феврнии. Вылечивает ли она его сразу, оказав честь герою, который Агриковым мечом поразил дьявола? В благодарность ли за услугу ее Петр женится на деве, обладающей даром исцеления?
Вот что Феврония отвечает слуге князя, который передает его просьбу об излечении: «Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его». Петр же не хочет брать в жены незнатную девушку, а потому пробует обмануть ее — приняв лечение, но обещания жениться не исполнив. Но Феврония, будущая святая, оказывается куда хитрее: по ее совету Петр оставил один из струпьев не помазанным целебным средством, и от него после отъезда вновь разрослась болезнь. И уж на этот раз Петр кается и, дав обещание на брак, получает исцеление.
Ермолай Еразм ни в коей мере не сомневается в святости Февронии, позже описывая чудеса, которые она в состоянии творить Божьей милостью, но этот элемент знакомства, характерный скорее для плутовской сказки про хитрую крестьянку делает Повесть произведением уникальным, и о многом заставляет задуматься. Повесть о Петре и Февронии — вопрос о жанре Вопрос о жанре Повести, наверное, один из самых широко обсуждаемых и интересных. Да, произведение не включено в Великие Четьи Минеи, но после канонизации Петра и Февронии в 1547 году за ней был признан агиографический характер. Первым исследователем, который отказал Повести вправе называться житием, был В. Он пишет: «Легенда о Петре… не может быть названа житием ни по литературной форме, ни по источникам, из которых почерпнуто ея содержание».
Исследователь Я. Лурье, изучая Повесть, перенес на нее характеристики «плутовской повести», делая упор на образе Февронии как хитрой крестьянки, способной заполучить в мужья князя. Такой вывод является следствием сопоставления Повести с западноевропейской новеллой эпохи Возрождения. Существуют также трактовки Повести как средневековой литературной притчи и немалозаметный взгляд на нее как на богословско-аллегорическое житие, рассматривая союз Петра и Февронии как аллегорию христианской власти на Руси. Исторические прототипы образов Петра и Февронии В Повести нет никаких прямых или косвенных упоминаний, какие конкретно муромские князья имеются автором в виду.
Но в работах В. Ключевского и Е. Что касается выбранной для празднования даты, она несколько расходится с историческими свидетельствами.
Петр и Февронья принимают монашеский постриг , а это означает конец всех земных связей.
Внезапно, находясь, по большому счету, в разводе! Петр присылает Февронье письмо, дескать , сил нет, помираю, давай сделаем это в один день романтика! Февронья некоторое время отнекивалась, дескать, вышивает для монастыря, должна окончить работу. Но на третье письмо понимает, что спам на почту приходить не перестанет и согласилась преставиться в один день с ним как они это синхронизировали?
Голубиной почтой? Перед смертью бывшие супруги попросили похоронить их в "едином гробу" - но перед ними слова не сдержали - похоронили в разных местах. Дальше происходит невесть что по типу известного всем сериала про зомби - их тела все равно встречались - неизвестно каким образом они совершали путешествие через весь Муром. Дважды их разлучали...
На третий раз похоронная команда поняла, что переносить такие остатки по положенным местам чревато всяческими заразными болезнями и, видимо, решили оставить их в покое - да и вообще что-то здесь явно было не так! Опустим все нестыковки , нелогичность повествования.
«В День Петра и Февронии свадьбу играть нельзя»: казанский священник о празднике Семьи
В старости Петр и Феврония приняли монашеский постриг, и завещали, чтобы их положили в один, двойной каменный гроб с перегородкой. День Петра и Февронии: что можно и нельзя делать 8 июля. Петра и Февронию издревле молили о сохранении семьи, укреплении чувств и благополучии, просили дать здоровье родным и удачное замужество. В день праздника, 8 июля, Русская Православная Церковь почитает память благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев, которые являются покровителями брака.
День семьи, любви и верности: история праздника, традиции и варианты подарков
В конце богослужения приход во главе со своим архипастырем совершил славление с молитвой святым Петру и Февронии. Согласно "Повести о Петре и Февронии Муромских", которая была написана после их канонизации, молодой Пётр победил огненного змея, но от крови чудовища юноша заболел. Праздник Петра и Февронии в воскресный день сентября установлен ради желания христиан вступить в церковный брак. В старости Петр и Феврония приняли монашеский постриг, и завещали, чтобы их положили в один, двойной каменный гроб с перегородкой. Вечер начался с рассказа библиотекаря о появлении этого замечательного праздника, его символике, легендарной истории знакомства Петра и Февронии Муромских чудотворцев, православных покровителей брака на Руси.