Статьи про деятельность Свято-Успенского Святогорского монастыря։ проповеди, молитвы, церковные праздники, мысли и воспоминания о А. С. Пушкине. 10 февраля 180 лет со дня гибели на дуэли великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Два дня медики боролись за жизнь Пушкина, но так и не смогли ему помочь: серьезное ранение в бедро оказалось смертельным, и в полдень 10 февраля 1837 года поэт умер.
В день смерти Пушкина жители верхнемамонского села прочитали на камеру стихи поэта
Та, поняв его чувства, перестала говорить при нем o светских толках. Под влиянием этой «вести» Лермонтов написал первые 56 строк стихотворения «Смерть поэта», оканчивающегося словами: «Приют певца угрюм и тесен, и на устах его печать». В этом виде стихотворение стало распространяться по северной столице, и может быть, его продолжения в 16 заключительных строк не появилось, если бы в это время больного Михаила Юрьевича не приехал навестить двоюродный дядя, камер-юнкер Николай Аркадьевич Столыпин брат А. Столыпин засмеялся и нашел, что у Мишеля раздражение нервов. Он сердито взглянул на Столыпина и бросил ему: "Вы, сударь, антипод Пушкина, и я ни за что не отвечаю, ежели вы сию секунду не выйдете отсюда"».
В тот же вечер, 7 февраля, было написано «известное прибавление, в котором явно выражался весь спор» и негодование Лермонтова. Вскоре стихи с «прибавлением» разнеслись не только по Петербургу, их читала вся Москва, «где старики и старухи, преимущественно на Тверской, объявили их чисто революционерными и опасными». Один из списков с заключительной частью стихотворения с надписью «Воззвание к революции» был послан Николаю I анонимным лицом. В придворных кругах стихотворение было расценено как «бесстыдное вольнодумство, более чем преступное».
У Лермонтова и жившего с ним в той же квартире С. Раевского, друга поэта, был произведен обыск. Отозвавшись на смерть Пушкина пламенным стихотворением, Лермонтов обрел славу: он был воспринят современниками как достойный наследник великого русского поэта. Литератор и мемуарист В.
Бурнашев вспоминал: «…какой-то сенатор с тремя звездами и с немецкою…фамилией рассказывал … o том, что один из гусарских офицеров, недовольный тем, что будто бы Пушкин пал жертвою каких-то интриг, написал "самые революционные стихи" и пустил их по всему городу».
Пушкин понимал, что смерть близка, и сразу написал императору записку, в которой просил прощения за несдержанное обещание уехать в деревню и не мстить Дантесу за оскорбленную честь своей семьи. Записку передал Жуковский. В ответ Пушкин получил следующие слова: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки». Хорошо известны слова Николая I, сказанные Жуковскому, что Пушкина «насилу заставили» умереть как христианина. Жуковский же со слов доктора Спасского пишет, что «в самый день дуэля» у Пушкина «спросили, желает ли исповедаться и причаститься. Он согласился охотно, и положено было призвать священника утром»[1].
После смерти Пушкина Жуковский обратился к царю с просьбой отметить смерть Пушкина специальным рескриптом. Мы насилу довели его до смерти христианской», — сказал тот в ответ[2]. Из этих воспоминаний видно, что Николай I весьма скептически относился к религиозности поэта. Также известно, что еще до записки императора Пушкин попросил позвать «первого, ближайшего священника», которым оказался отец Петр из Конюшенной церкви. Так глубоко поразили священника благоговение и искренняя детская вера умирающего поэта». В том, что Пушкин умер христианином по своей воле, не остается сомнений. Но интересно, как представляли эту смерть современники поэта. Подробности дуэли и последних дней Пушкина Жуковский описывает в письме к отцу поэта, Сергею Львовичу Пушкину 15 февраля 1837 года, которое создавалось на основе заметок как публицистический документ, адресованный не только осиротевшим родным поэта, но всей читающей, грамотной России.
В нем Жуковский подробно описывает последние дни умирающего Пушкина, делая явный акцент на обозначении тонкой душевной привязанности поэта к Николаю I, о явной глубине горя императора и всей России. Союз поэта и царской власти Жуковским интерпретируется в этом письме как разновидность союза поэта с властью Божественной. Император Николай по отношению к Пушкину выполняет миссию его земного ангела-хранителя, который с начала своего царствования поэта себе «отечески присвоил», взяв на себя функцию оберегать его душу от несчастий, им самим же на себя навлекаемым. Даже неудовольствие царя проходит сквозь призму «чего-то нежного, отеческого», а негодование приводит к желанию «испытать наслаждение прощения». Это отношение мудрого наставника, который больше действует добрым словом, поучением и любовью, а не запретом или устрашением. Конечно, образ царя как ангела-хранителя поэта Жуковский выстраивает не случайно, он созвучен творчеству главного романтического поэта России. Это сродни поэтическому образу «Гения чистой красоты», «Вдохновения с небес» которые являются «мимопролетающими благовестителями лучшего», посланными «с небесной высоты» для «откровенья сердцам».
Врачи тоже приободрились и решили лечить смертельное ранение пиявками. К ночи Пушкин почувствовал себя хуже, к тому же им овладела болезненная тоска. Периодически он ненадолго засыпал, а когда просыпался, просил пить, но пил только по несколько глотков. Поэт жаловался на тоску и слабость и постоянно спрашивал: "Скоро ли это кончится? К утру пульс поэта стал ослабевать, а потом поднялся до 120 ударов в минуту, также у поэта начался небольшой жар. Арендт объявил, что Пушкину осталось жить не более двух часов. А публика продолжала атаковать дом поэта. Данзас даже был вынужден обратиться в Преображенский полк с просьбой поставить у крыльца, к которому уже невозможно было протиснуться, часовых. Тем временем Пушкину становилось всё хуже и хуже, он слабел с каждым мгновением. Когда боль становилась невыносимой, поэт стискивал зубы, потому что не хотел, чтобы жена слышала его стоны. Он сохранял бодрость, только иногда впадал в забвение на несколько секунд. Вскоре пульс снова стал падать, руки начали стыть. Наталья Пушкина и друзья умирающего окружили его изголовье. В последний раз Пушкин открыл глаза и сказал: "Жизнь кончена", а потом добавил: "Тяжело дышать, давит".
Одним из объяснений такой "ошибки" историки называют личное нерасположение к Пушкину главного жандарма страны Бенкендорфа. С другой стороны, сами условия дуэли были прописаны так, что не оставляли шансов участникам остаться невредимыми. Стрелялись дуэлянты с 10 шагов и, в случае промахов со обеих сторон, поединок возобновлялся. По воспоминаниям Данзаса, Пушкин принял условия, даже не дочитав их до конца. Еще одно грубое нарушение дуэли состояло в том, что оружие из двух одинаковых наборов дуэлянты должны были выбирать непосредственно перед поединком. Кому как повезет. Но в данном случае Дантес стрелял из своего пистолета возможно, пристрелянного и более точного , Пушкин же - из того, что было куплено в магазине за пару часов до встречи. В жизни Пушкина было немало дуэлей. По одним данным - 21, по другим - 29. И только четыре состоялось. На Черной речке - стала последней. Истекающего кровью поэта больше часа везли домой. Отправившийся за врачом секундант, обошел три адреса, пока не застал дома хоть какого-то доктора. Первым на Мойку, 12 прибыл доктор Задлер, уже успевший к тому времени перевязать рану убийцы Пушкина - Дантеса. Позже Пушкина осмотрел лейб-медик царя Николай Арендт, который сказал: "Штука скверная, он умрет".
На смерть поэта: кто на самом деле убил Пушкина
- Дуэль Дантеса и Пушкина
- 185 лет со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина
- «Историческая память»: 180 лет со дня гибели великого русского поэта А.С.Пушкина
- «Пушкин был весел»
Убийство Пушкина
В День памяти Пушкина во многих городах России традиционно проходят мероприятия, выставки, экскурсии, посвященные творчеству поэта. ЦБС-Централизованная библиотечная система-День памяти 180-лет со дня гибели А.С. Пушкина. В Феодосии 185-ю годовщину гибели А.С. Пушкина отметили выставкой в Феодосийском музее Марины и Анастасии Цветаевых. Программы. Новости. День. 185 лет со дня гибели Пушкина. В канун дня памяти Пушкина наш специальный корреспондент Александр Егорцев отправился по последнему пути поэта: из Санкт-Петербурга в Псковскую область, в Святогорский монастырь – на могилу Пушкина.
Невольник чести. К 180-летию со дня трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина
День памяти Александра Пушкина ежегодно отмечают 10 февраля. 8 февраля (27 января по старому стилю) 1837 года в предместье Петербурга на Черной речке произошла дуэль великого русского поэта и писателя Александра Пушкина с РИА Новости, 08.02.2022. Это "Последний день Пушкина" – о событиях января 1837 года, дуэли и смерти поэта, а также "На Мойке близ Конюшенного мосту" – о жизни поэта в Петербурге. В понедельник, 10 февраля исполнилось 177 лет со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина. В сознании народном смерть Пушкина навсегда запечатлена как национальная трагедия.
Последние дни Пушкина.
Оно умрет, как шум печальный Волны, плеснувшей в берег дальний, Как звук ночной в лесу глухом. Оно на памятном листке.
Боли усилились, чтобы их облегчить, прикладывали лед. Возможно, его брали из ледника во дворе.
В какой-то момент он попросил принести ему ящик с бумагами, в котором лежал небольшой дорожный пистолет. Поэт спрятал его под подушку, но Данзас вовремя это заметил и остановил друга. На вторые сутки поэту стало несколько легче, но как заметил Владимир Даль, Пушкин «истаевал»: он слабел на глазах, у него падал пульс. Было понятно, что он уходит.
Вспоминали, что он сам щупал себе пульс и говорил: «Смерть идет». Якобы холодные компрессы ухудшили состояние больного. Но Галина Седова не согласна с этими выводами. Это считалось правильным, - объясняет филолог.
Врач не мог не понимать, что больной от этого теряет силы, но Арендт знал, что Пушкин умирает. И хотел облегчить его страдания.
Дантес высказал в нем определенную обиду на петербургское светское общество в целом и, в частности, на якобы предвзятое отношение к нему судей, вынесших ему приговор. Как уже отмечалось, в самые трудные преддуэльные дни поэт был страшно одинок. Напротив, Дантес до последнего рокового дня был принимаем, например, даже в салоне Карамзиных, людей, как будто бы наиболее близких поэту Софья Карамзина в письме брату Андрею осуждает поведение Пушкина и его жены и сочувствует «несчастному» Дантесу. Однако после смерти Пушкина многие из тех, кто раньше брал сторону Геккеренов, вынуждены были изменить о них мнение. Выраженная поистине всенародная любовь к умирающему поэту и всенародная же скорбь в связи с его трагической гибелью были настолько сильными, что заставили тех представителей светского общества, кто был способен на более или менее объективную оценку случившегося, понять наконец, что Пушкин был национальной гордостью и не мог быть судим лишь по меркам этого общества.
Поэтому вход во многие дома, где Дантес еще вчера был с любовью и восторгом принимаем, стал для него закрыт. Дантес утверждал в письме: «Правда, все те лица, к которым я Вас отсылаю, чтобы почерпнуть сведения, от меня отвернулись с той поры, как простой народ побежал в дом моего противника…» Тон обиженности, присутствовавший в письме, объясняется именно тем, что суровый приговор был для Дантеса полной неожиданностью. Подобного рода возможных последствий он для себя не допускал, так как ответственность за участие в таких поединках обыкновенно сводилась, как отмечалось, к незначительному наказанию. При этом явная поддержка его преддуэльного поведения светским общественным мнением выглядела в его глазах чуть ли не как аванс будущего милосердия юстиции или как гарантия символического наказания, которое будет назначено ему. Дантес не мог не думать, что будущие его судьи — это те, кто принимал его, восторгался его плоским казарменным шуткам, почти открыто брал его сторону в создавшейся ситуации… И Дантес, и Геккерен-старший, и многие другие представители светского общества допустили при этом существенный просчет: не смогли предвидеть широкого общественного резонанса, выражения общего горя по поводу смерти Пушкина. Поэтому иной, более суровый подход суда к определению наказания за происшедшую дуэль объясняется изменившимся отношением части светского общества, в том числе и гвардейских офицеров, вынесших Дантесу судебный приговор. Конечно, он понимал, что его карьера, так блестяще начавшаяся в России, рухнула.
Однако он не унывал не при каких обстоятельствах. Лучше всего об этом свидетельствует содержание письма Андрея Карамзина, написанное своим родным через несколько месяцев после дуэли: «Странно мне было смотреть на Дантеса, как он с кавалергардскими ухватками предводительствовал мазуркой и котильоном, как в дни былые» на балу, устроенном в Бадене русской знатью, то есть по существу тем же обществом, которое погубило Пушкина и для которого Дантес был «несчастным». К таковым были отнесены, в том числе и Нидерландский Посланник барон Геккерен. В отношении него мера прикосновенности была следующей: «По имеющемуся в деле письму убитого на дуэли камергера Пушкина видно, что сей Министр имеется в виду бытовавшее тогда его официальное дипломатическое звание как посланника — министр Нидерландского двора , будучи вхож в дом Пушкина, старался склонить жену его к любовным интригам с своим сыном поручиком Геккереном. По показаниям подсудимого Инженера-Подполковника Данзаса, основанном на словах Пушкина, поселял в публике дурное о Пушкине и жене его мнение насчет их поведения, а из собственного Его Барона Геккерена письма, писанного к Камергеру Пушкину в ответ на вышеупомянутое его письмо, выражением онаго высказывал прямую готовность к мщению, для исполнению коего избрал сына своего подсудимого Поручика Барона Геккерена». Судьи не были пристрастны к голландскому дипломату. Оценка Пушкиным и Данзасом преддуэльных событий, и в частности, откровенно своднической роли Геккерена-старшего в попытке сблизить своего приемного сына и жену Пушкина, подтверждается мемуарными и иными свидетельствами современников.
В письме Александра Карамзина от 13 марта 1837 г. Старик Геккерен сказал госпоже Пушкиной, что он умирает из-за нее, заклинал ее спасти его сына, потом стал грозить местью». По словам Вяземского, Наталья Николаевна после получения анонимных писем «раскрыла мужу все поведение молодого и старого Геккеренов по отношению к ней, последний стремился склонить ее изменить своего долгу». Пушкиной от второго брака также свидетельствует: «Старый Геккерен написал вашей матери, чтобы убедить ее оставить своего мужа и выйти за его приемного сына». Наконец, есть и монаршее свидетельство. Николай I так писал по этому поводу своему брату Михаилу: «Пушкин погиб, и, слава Богу, умер христианином. Это происшествие возбудило тьму толков, наибольшую частью самых глупых, из коих одно порицание поведения Геккерена справедливо и заслуженно; он точно вел себя, как гнусная каналья.
Сам сводничал Дантесу в отсутствие Пушкина, уговаривал жену его отдаться Дантесу, который будто бы к ней умирал любовью». Как видно, все свидетельства основаны на пушкинском толковании своднической роли Геккерена-старшего, и пушкинское же объяснение этому, как отмечалось, было положено в основу документа судебного дела о мере причастности голландского дипломата к дуэльным событиям. Дуэлянты нашего времени - Не могу не спросить - суд над Дантесом некоторые эксперты рассматривают как комедию, спектакль, поставленный по сценарию, якобы написанному самодержцем. Это так? Более того, такая оценка этого процесса явно принижает то общественное положение, которое в жизни России даже в серо-промозглых сумерках николаевского царствования занимал Пушкин. Никакой комедии не было и быть не могло. Процесс свидетельствовал об обратном.
Да, суд проходил в полку, шефом которого был лично император. Да, офицеры конной гвардии, и генералы Генерал-аудиториата, которых судьба избрала в судьи поэта, были тесно связаны со светским обществом. Но судьи и не думали шутить или ломать комедию , а вынесли Дантесу суровый приговор. Суд отверг все объяснения Дантеса и его приемного отца — Нидерландского Посланника в их объяснении причин дуэльного поединка и исходил в своем решении из пушкинской версии. Сколько бы мы ни считали, вывод один посмертно подсудимый победил! Для нас же, живущих в другом тысячелетии, это обыкновенное, по своему формальному содержанию для судопроизводства николаевской юстиции дело, является и всегда будет являться весьма необычным. А при отягчающих обстоятельствах — по ч.
В интернете находится пример такой «дуэли» и ее судебного рассмотрения. После короткой словесной перепалки подвыпившие мужчины отправились выяснять отношения на улицу. Однако его оппонент настоял на немедленном «поединке». За их боем наблюдали сотрудники Росгвардии и полиции, но предпочли не вмешиваться. Камеры видеонаблюдения зафиксировали, как А. Тот попытался встать, но тут же пропустил еще один удар, оказавшись в нокауте. После этого А.
Медики не смогли спасти пострадавшего, а А. Следователи вначале возбудили уголовное дело по ст. Правда, по нашему мнению, квалификация действий виновного, как убийства из хулиганских побуждений, является достаточно сомнительной и, как уже отмечалось, содеянное скорее подпадает под признаки части 1 ст. Депутат законодательного собрания Ленинградской области направлял обращение на имя главы Следственного комитета РФ Бастрыкина, в котором настаивал на необходимости инициировать расследование причин и обстоятельств гибели поэта в 1837 г. Реабилитация есть признание вынесения определенному лицу неправосудного приговора, то есть признание его невиновным в совершении того деяния, за которое он был осужден.
В программе мероприятий: литературно-музыкальное приношение «Памяти Пушкина», экскурсия в открытые хранения, программы «Пушкин Forever, или «…будь заодно с гением! Участие в мероприятиях бесплатное по регистрации, сообщается на сайте музея. В честь своего 110-летия Государственный музей изобразительных искусств имени А.
185 лет со дня смерти Пушкина. Как умирал великий поэт
Ежегодно 10 февраля в нашей стране отмечается День памяти Александра Сергеевича Пушкина — русского поэта, прозаика, драматурга, литературного критика, основоположника русского литературного слова. 10 февраля в нашей стране отмечают День памяти Александра Сергеевича Пушкина. В понедельник, 10 февраля исполнилось 177 лет со дня гибели Александра Сергеевича Пушкина. В этом году в день памяти Александра Сергеевича Пушкина (10 февраля) я в очередной раз пришёл в музей на набережной Мойки, 12 – последнюю квартиру поэта. 8 февраля 1837 года на окраине Санкт-Петербурга состоялась дуэль, через день после которой погиб поэт Александр Пушкин.
День памяти А.С. Пушкина.186-я годовщина со дня гибели поэта
Там поэт пролежал почти двое суток, прежде чем скончался. Пушкин 29 января 1837 гравюра Л. Серякова, 1880 Так, писатель путём сообщений ходатайствовал перед императором о помиловании своего секунданта, Константина Данзаса. Тот два месяца пробыл под арестом, после чего вернулся на службу. В настоящее время они хранятся в Мемориальном музее-квартире А. Сам Дантес по решению суда был выслан из России.
Уже по пути к Черной речке Пушкин со своим секундантом Константином Данзасом встретили сани с супругой поэта.
Но близорукая Наталья Николаевна не заметила, кто ехал во встречных санях, сам же Пушкин смотрел в другую сторону. Дуэль могла бы предотвратить полиция. Но, по воспоминаниям Данзаса, записанных поэтом Александром Аммосовым, отряд был послан в другое место. Одним из объяснений такой "ошибки" историки называют личное нерасположение к Пушкину главного жандарма страны Бенкендорфа. С другой стороны, сами условия дуэли были прописаны так, что не оставляли шансов участникам остаться невредимыми. Стрелялись дуэлянты с 10 шагов и, в случае промахов со обеих сторон, поединок возобновлялся.
По воспоминаниям Данзаса, Пушкин принял условия, даже не дочитав их до конца. Еще одно грубое нарушение дуэли состояло в том, что оружие из двух одинаковых наборов дуэлянты должны были выбирать непосредственно перед поединком. Кому как повезет. Но в данном случае Дантес стрелял из своего пистолета возможно, пристрелянного и более точного , Пушкин же - из того, что было куплено в магазине за пару часов до встречи. В жизни Пушкина было немало дуэлей. По одним данным - 21, по другим - 29.
И только четыре состоялось. На Черной речке - стала последней.
Союз поэта и царской власти Жуковским интерпретируется в этом письме как разновидность союза поэта с властью Божественной. Император Николай по отношению к Пушкину выполняет миссию его земного ангела-хранителя, который с начала своего царствования поэта себе «отечески присвоил», взяв на себя функцию оберегать его душу от несчастий, им самим же на себя навлекаемым. Даже неудовольствие царя проходит сквозь призму «чего-то нежного, отеческого», а негодование приводит к желанию «испытать наслаждение прощения».
Это отношение мудрого наставника, который больше действует добрым словом, поучением и любовью, а не запретом или устрашением. Конечно, образ царя как ангела-хранителя поэта Жуковский выстраивает не случайно, он созвучен творчеству главного романтического поэта России. Это сродни поэтическому образу «Гения чистой красоты», «Вдохновения с небес» которые являются «мимопролетающими благовестителями лучшего», посланными «с небесной высоты» для «откровенья сердцам». Государь помогает душе поэта очиститься покаяться , готовит душу к христианской кончине и переходу в божественный мир Вечности. Представление царской власти как Провидения, «гласа Божьего», а государя как Медиатора, Вестника мира «Там», дает право считать Жуковского создателем мифа религиозного, утверждающего личность в Вечности.
Царь является для души поэта инструментом, при помощи которого она через «грех и смерть» готовится вкусить Бессмертия. Следует соотнести эту трактовку Жуковским союза поэта и «Божественного Императора» с тем, как сам Пушкин понимал свою роль в этом союзе. Можно вспомнить хотя бы стихотворения Пушкина 1827—28 годов «Стансы» и «В Сибирь». Написанные во дни тяжелых внутренних противоречий, эти стихотворения основной своей целью имели дать надежду «славы и добра» для России, в подтексте же — надежду на милость к осужденным декабристам. Обращаясь к Николаю I на равных, на «ты», поэт выдвигает перед императором пример Петра и назидательно дает ему наставления по управлению страной, делая упор на науки и просвещение.
Отличия разительные: если здесь сам Пушкин принимает на себя роль советчика, наставника государя, то в письме Жуковского он поставлен в положение не ведущего, а ведомого: в ссорах с царем, согласно Жуковскому, поэт проявляет поведение «буйного, еще не остепенившегося ребенка». Бесстрашие, торжественно-спокойное приятие Пушкиным смерти и описывает Жуковский. Умерший изменился божественным образом, обрел новое знание с приятием тайны смерти: «какая-то глубокая, удивительная мысль на нем развивалась, что-то похожее на видение, на какое-то полное, глубокое, удовольствованное знание», «никогда на лице его не видал я выражения такой глубокой, величественной, торжественной мысли… в этой чистоте обнаружилась только тогда, когда все земное отделилось от него с прикосновением смерти». Точно таким преображенного Пушкина изображает Жуковский в известном своем стихотворении: Он лежал без движенья, как будто по тяжкой работе Руки свои опустив. Голову тихо склоня, Долго стоял я над ним, один, смотря со вниманьем Мертвому прямо в глаза; были закрыты глаза, Было лицо его мне так знакомо, и было заметно, Что выражалось на нем, — в жизни такого Мы не видали на этом лице.
Не горел вдохновенья Пламень на нем; не сиял острый ум; Нет! Но какою-то мыслью, глубокой, высокою мыслью Было объято оно: мнилося мне, что ему В этот миг предстояло как будто какое виденье, Что-то сбывалось над ним, и спросить мне хотелось: что видишь? Происходящее с душой умершего Пушкина и есть состояние перехода в мир «Там», преображение и освящение смертью. Образ умирающего просветленного поэта и благосклонного хранителя-императора был создан Жуковским по ряду причин.
Жуковский, Ф.
Тютчев, А. Кольцов, Н. Языков и другие. Но только его стихи «пошли в народ», распространились с удивительной скоростью. Их переписывали в книжных лавках, в кондитерских, на улице, заучивали наизусть.
Буквально за два дня они разнеслись по всему Петербургу, производя «громадное и повсеместное впечатление». Лермонтов не был лично знаком с Пушкиным, но мог и умел ценить его творчество. Он знал наизусть множество пушкинских стихов. В 1827 году из Тархан в Москву Лермонтов привез большую тетрадь в голубом бархатном переплете, в которую наряду с другими произведениями была переписана поэма Пушкина «Бахчисарайский фонтан». А в тарханской библиотеке юного поэта находилось новое сочинение его кумира — третья глава «Евгения Онегина» 1827 года издания.
Лермонтов знал, как Пушкин жил, с кем дружил, как ненавидел и травил его «свет, завистливый и душный». Новость o смертельном ранении Пушкина застала Лермонтова в Петербурге, в квартире на Садовой улице, которую они снимали с бабушкой. Лермонтов был болен.