Бог простит и я прощаю Thumbnail Image. Александр Рассамахин. «Бог простит, и я прощаю, а вы меня простите!». Эти слова будут произноситься и по пути домой, когда мы будем встречать знакомых. Что значит «Бог простил»? Сатана не может быть прощен, поэтому он ненавидит, когда Бог прощает людей. Когда Бог прощает нас, то мы можем быть твёрдо уверены в Его прощении: что Он простил нам наши грехи и забыл о них раз и навсегда.
Нужно ли целоваться в Прощеное воскресенье и что значит «Бог простит и я прощаю»
Литературные дневники / Проза.ру | 1. Это часть принятого ответа: «Бог простит, и я прощаю». |
Бог простит и я прощаю | Когда Бог прощает нас, то мы можем быть твёрдо уверены в Его прощении: что Он простил нам наши грехи и забыл о них раз и навсегда. |
Прощенное Воскресенье: как просить прощение и как отвечать | | У кого надо просить прощения в Прощеное воскресенье? |
Иерей Георгий Канча рассказал таганрожцам о важности Прощеного воскресенья - Таганрогская правда | На обращение с просьбой о прощении принято отвечать: «Бог простит, и я прощаю», под этими словами подразумевается, что Всевышний простил за покаяние, а человек не держит обиду. |
06.03.2022 - Официальный сайт храма пророка Илии в Поречье с.Ильинское | Когда у вас просят прощения, нужно отвечать: «Бог простит, и я прощаю». |
Прощенное Воскресенье: как просить прощение
На вечерних богослужениях совершается «чин прощения». Это означает «прощать, не прощая», обманывая себя и других. # Считается, что традиция просить прощения и прощать появилась на заре становления христианства. По традиции, на это необходимо ответить словами: «Бог простит, и я прощаю».
Сегодня - Прощеное воскресенье. Простите всех искренно и от души!
Ты прощаешь другого потому, что сам имеешь нужду в прощении, а Бог прощает, Сам ни в чем не имея нужды; ты прощаешь собрату, а Бог рабу; ты виновен в бесчисленных грехах, а Бог безгрешен.”. значит забывать? Бог простит? Фразы «Прости меня» и ответ: «Бог простит, и я прощаю» условные. Придерживаться их не обязательно. Скорее наоборот. Лучше и правильнее сказать так, как велит сердце. На обращение с просьбой о прощении принято отвечать: «Бог простит, и я прощаю», под этими словами подразумевается, что Всевышний простил за покаяние, а человек не держит обиду. # Считается, что традиция просить прощения и прощать появилась на заре становления христианства. По традиции, на это необходимо ответить словами: «Бог простит, и я прощаю». На обращение с просьбой о прощении принято отвечать: «Бог простит, и я прощаю», под этими словами подразумевается, что Всевышний простил за покаяние, а человек не держит обиду.
Да простит меня Бог, как я тебя прощаю. Прощеное воскресение учит ответственности
Вы предпринимаете действия, которые, безусловно, улучшат вашу жизнь и благополучие. Прощение выводит вас из режима жертвы. Прощение разрушает узы, которые негативно связывают вас с другим человеком. Вы можете простить, не забывая.
Случилось то, что с тобой случилось. Этого нельзя отрицать. И не стоит делать вид, будто все наладилось.
Это не так. Вы можете простить кого-то и никогда больше не захотеть его видеть. В конце концов, это ваш выбор.
Вопрос в том, сможете ли вы когда-нибудь снова доверять этому человеку. Больше не жертва, больше не контролируемая негативной энергией, вы можете сосредоточиться на том, чтобы стать сильнее, на установлении собственной целостности, на построении собственного характера, чтобы вы знали себя достаточно хорошо, чтобы никогда не позволить себе попасть в ситуацию ужасного компромисса и боль. Прощение освобождает вас.
Это позволяет вам вернуть вашу силу. Энергия и эмоции, которые вы так глубоко вложили в определенного человека, ситуацию, теперь можно свободно передать кому-то, чему-то, что положительно влияет на ваш рост и эмоциональное, психологическое и физическое здоровье.
Мы Богу уподобляемся. И если мы не прощаем, то сами не можем рассчитывать на прощение свыше. Меня Бог прощает, и я должен простить человеку. Вот такое условие.
Такой замечательный праздник, - подчеркнул протоиерей. Как страшно, если в нашем сердце будут гнездиться обиды. По многу лет люди не могут простить друг друга. А бывает так, что уж и человека того на свете нет, а в сердце на него остается злоба. Я тебя прощаю, и Бог простит! Как лучше восстановить контакты порушенные?
Конечно, за трапезою общей. Хорошо, когда люди собираются за одним столом и обсуждают свои вопросы, разрешают свои недоумения. И эта трапеза сближает людей вновь, помогает в непростом деле налаживания контактов. Что надо делать в Прощеное воскресенье? Прощеное воскресенье рекомендуется проводить в кругу родных, за столом. Обиды, связанные с этими людьми постарайтесь отпустить.
Еще можно сделать доброе дело. Съесть все до единого блины, тогда семья будет сплоченной и счастливой, и, конечно, сходить в баню - выпарить из себя все грехи.
В этот день люди просят друг у друга прощения и отпускают все обиды. Стараться делать это нужно искренне, от всей души. Но это не все. Считается, что человек должен не только просить прощения и прощать сам, но и совершить какое-либо доброе деяние. Этот день рекомендуется проводить в кругу семьи. А если за столом съесть все блины — значит, сделать семью сплоченной и счастливой.
А вот чтобы сказать в этот день "прости" своим родителям, детям или близким коллегам, нужно усилие. Но именно это будет настоящим шагом к воссозданию правильных отношений. Нам часто сложно попросить прощения глаза в глаза и написать в мессенджере может быть психологически легче. Я думаю, что в некоторых ситуациях лучше так, чем никак. Если очень сложно поговорить лично, то сообщение — это тоже небольшой шажок к исправлению ситуации. Но все равно это некоторая подмена. Только глядя друг другу в глаза, можно по-настоящему попросить прощения и простить. Только во взгляде или прикосновении можно ощутить намерение переступить через какие-то ситуации и рука об руку идти дальше. Психолог: Мне кажется, разные люди могут вкладывать в такие вещи разные цели и смыслы. Кто-то просто думает: "Ну надо же контент какой-то делать. А кто-то может написать пост "простите меня за все" действительно с каким-то внутренним посылом. А когда люди в мессенджерах рассылают открыточки, да там еще и стоит пометка "пересланное сообщение"… Мне кажется, для них это просто способ реагирования: "Мне прислали — я переслал". Они об этом не задумываются. По моим личным наблюдениям, чаще всего это делают пожилые люди. Я думаю, так проявляется чисто техническая неосведомленность. Приходит картиночка хорошая, написано — "Прощеное воскресенье". Они думают — почему бы не поделиться этой картинкой и словами со своими близкими. Я знаю, что некоторых это раздражает, они злятся и обижаются. Ну, наверное, можно заблокировать такого абонента. Как и какими словами просить прощения правильно? Это может быть просто фраза "прости меня", без подробностей, но сказанная от сердца. Ведь часто за большим количеством слов теряется искренность. Психолог: Это точно не то, что делается по шаблону, алгоритму или чек-листу: тут надо слезу пустить, тут сказать, что возмещу ущерб. Важно, чтобы это было сделано собственными словами, личностно. Пусть это будет нелогично, некрасноречиво и нескладно. Главное, чтобы было искренне. Они замечательные, но мы не можем думать, что из-за одной формулировки прощение состоится, а из-за другой — нет. Важны не слова, которые вы произносите, а искренняя готовность принять человека и переступить через обиду. Если вы понимаете, что не можете простить, честнее и правильнее сказать человеку: "Я пока не готов принять тебя таким, какой ты есть, у меня нет на это сил. Будут силы — я постараюсь изменить свое отношение к тебе". И если вы стремитесь к миру внутри себя, то нужно действительно искать в себе силы, чтобы простить. Говорить в такой ситуации "Бог простит" — это несколько лицемерное решение. Смысл этой формулировки не в том, что мы хотим, чтобы Бог простил человека вместо нас. А в том, что мы просим Бога простить этого человека.
Где нет Бога и правды Его, там нет прощения
Когда Бог прощает нас, то мы можем быть твёрдо уверены в Его прощении: что Он простил нам наши грехи и забыл о них раз и навсегда. Слова «Бог простит» значат, что и я грешник, я тебе не судья. Сатана не может быть прощен, поэтому он ненавидит, когда Бог прощает людей. Когда у вас просят прощения, нужно отвечать: «Бог простит, и я прощаю».
Что говорить в ответ на «Прости меня» в Прощеное воскресенье?
На это следует ответить: «Бог простит, и я прощаю!». Обычай просить прощения и самому прощать, вступая в Великий пост, имеет древние корни. На вечерних богослужениях совершается «чин прощения». На это следует ответить: «Бог простит, и я прощаю!».
Протоиерей Александр Рябков: Что значит «простить»?
Прощеное воскресенье — особый день для верующих. Днем, после литургии, священники меняют облачения с белых на траурные черные. Меняются покрывала в алтаре на престол и жертвенник, а также алтарная завеса. Вечерняя служба совершается при выключенном свете. После вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения: священнослужители и прихожане взаимно просят друг у друга прощения. Поскольку Прощеное воскресенье выпадает на последний день Масленицы, считается, что ее нужно проводить хорошо, собравшись за праздничным столом с блинами. Поэтому в старину этот день был одним из самых веселых: сжигали чучело Масленицы, устраивали хороводы, пели песни. Готовить просто: нежный блинный торт к Масленице Зачем просить прощения? Считается, что прощение нужно просить, чтобы начать Великий пост с чистой душой и сердцем, сосредоточиться на духовной жизни и подготовиться к рождению Христа — Пасхе.
Они, в свою очередь, делают то же самое. В этот день стоит не только просить прощения, но и прощать самому. Даже если вы не понимаете, за что человек извиняется перед вами, всё равно стоит сказать ему, что прощаете. Главное правило всего одно: просить прощения искренне и от души и также искренне прощать. Фразы «Прости меня» и ответ: «Бог простит, и я прощаю» условные. Придерживаться их не обязательно. Скорее наоборот. Лучше и правильнее сказать так, как велит сердце. Если вы действительно чувствуете свою вину, хорошо бы уточнить, за что извиняетесь перед человеком.
Например: «Прости меня, Христа ради, за то, что подвел тебя». Отвечать можно тоже по-разному.
Однако есть только одно правило, которое должны соблюдать все. В противном случае смысл действия потеряет свою суть. Лучше всего извиниться лично. Если человек находится далеко, вы можете извиниться по телефону. Последний вариант - отправить текстовое сообщение со своими словами. В идеале вы должны признать все свои ошибки и извиниться.
Кроме того, вы должны прощать всех, кто извиняется перед вами за какую-либо ошибку. Однако если вы не можете сделать это искренне, то не стоит лгать ни себе, ни человеку, перед которым вы извиняетесь. Традиции дня По обычаю в Прощеное воскресенье ходят на могилки умерших родственников. Также за их упокой ставят свечи в церкви.
Время Великого поста, бесспорно, самое прекрасное и самое душеспасительное время в году. А пока, точно воины перед сражением, мы собираемся с мыслями, настраиваемся на нужную тональность… отправляясь в дальнее странствие, прощаемся с ближними. Наступает Прощеное воскресенье! В этот день совершается особая служба — чин прощения. Священство и миряне просят друг у друга прощения.
Этот чин зародился в среде первых христиан египетского монашества. Перед Великим постом монахи уходили поодиночке далеко в пустыню, где проводили сорок дней строгого поста в сугубом уединении и непрестанной молитве. Это был самоотверженный духовный и физический подвиг. Случалось, что после великопостных подвигов отшельники не возвращались в обитель: кто-то погибал в пустыне, кто-то был убит зверями. Выходя на подвиг, никто не знал, встретится ли он еще когда-нибудь с братией. Именно потому накануне поста монахи и просили прощения друг у друга и прощали сами, дабы в случае смерти не остаться с грехом на душе. Постепенно эта традиция из монашеской жизни перешла в богослужебную практику Церкви. Прощеный день издревле знаком и нам, русским.
Сегодня у верующих Прощеное воскресенье: как нужно правильно извиняться 26 февраля
Так говорят. Ни в коем случае сегодня нельзя вспоминать злые дела или намерения даже в отношении обидчиков их надо простить , как не допускается раздражаться, злиться и жаловаться. Церковь советует в такой день забыть о развлечениях и тем более о потреблении алкоголя и чревоугодии. Также рекомендуется не употреблять продукты животного происхождения — лучше легкие блины. А что касается прощения, то не стоит быть многословным, например, пытаясь объяснить человеку, почему вы именно так поступили. Советуют извиняться кратко, но от чистого сердца, используя только два слова: «Прости меня».
Это происходит тогда, когда мы просто вычёркиваем человека, который нам неприятен и нелюб, из списка участников нашей жизни. При этом, даже не понимая, что как раз он-то — самый важный и нужный для нас персонаж в сценарии нашего духовного роста. Потому что именно он послан нам Богом для того, чтобы учить нас терпению, смирению и умению прощать.
Главное блюдо на столе в Прощеное воскресенье — блины. В качестве добавки полагалось подавать к столу сметану, растопленное масло, мед. Мясо под запретом всю Масленичную неделю. В старину на Прощеное воскресенье ходили на погосты, чтобы отдать дань памяти умершим родным.
Традицией дня была баня. Парились всей семьей по очереди, чтобы избавиться от болезней и неприятностей. Приметы на Прощеное воскресенье Если оставить на столе после праздничного застолья еду до следующего дня, то весь год семья не будет испытывать недостатка в деньгах. Если погода на Прощеное воскресенье хорошая — на улице тепло, солнечно, нет сильного ветра, то и урожай будет добрым, а осень поздней. Если на Прощеное воскресенье идет снег, то весна наступит с опозданием. Морозы вернутся. Если к этому дню начала появляться трава, то это обещает добрый урожай.
Если слышно громкое пение птиц, то вскоре придут позитивные новости. Если на Прощеное воскресенье в избе умывается кот или кошка, а в доме есть девка на выданье, то вскоре к ней посватаются.
Все, хоть несколько лет трудов — все насмарку, все зачеркнуто.
Вот как страшны эти необдуманные слова. Потому и сказано: От словес своих оправдишися и от словес своих осудишися. Пример тому — в Евангелии, которое читалось в преддверии поста.
Фарисей все делал правильно: и постился, и жертвовал, и молился. Но когда он возгордился этим, подумал, что он не как прочие человецы или как сей мытарь, который вот здесь стоит, то все его заслуги пошли прахом, вся его праведная жизнь ни во что вменилась. Мытарь же, который неправильно делал, но в покаянии думал: «Я недостоин проходить в церкви вперед, я недостоин взирать на небо», — опустив очи долу и бия в себя в грудь, только просил: Боже, милостив буди мне грешнику, — получил прощение грехов Лк.
Мы часто забываем об этом примере. Гордыня наша непомерная везде лезет. Нам сделают замечание — а мы как будто и не помним, что грешные.
Покаянное чувство, чувство своей вины, греховности должно быть постоянным. Если его не будет, то все время будет так: сделали доброе дело — и все, а дальше в добре не удержимся. Еще больше грехов набирать будем необдуманными словами, побуждениями, они будут зачеркивать и то малое добро, которые мы кое-как еще сделаем.
Поэтому надо следить за своим языком, стараться стяжать и хранить то чувство, которое имел пророк Давид и которое он высказал в своем покаянном псалме: Помилуй мя Боже… Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну Пс. Выну — значит «всегда». Всегда надо помнить о своей греховности.
Не подробности своих грехов — это совсем необязательно, а просто: что грешные. Люди иногда перечисляют подробности грехов, целые «хартии» могут написать, а исправления-то все равно нет, покаянного чувства нет. И ты сам каждый день греховные «хартии» пишешь, и за тебя там бесы пишут, еще больше напишут, чем ты за собой можешь записать, там бухгалтерия ведется поточнее, за нами все записывается: и то, что мы замечаем, и то, чего не замечаем.
Сколько бы мы ни писали — это капля в море наших грехов. Это мы только сейчас начали писать. Приходят сюда, когда уже тридцать, сорок и больше лет — и начинают писать.
Что писать? С детства, от юности, как сказано, человек прилежен, то есть старателен, на лукавое — столько у нас греха. Мы тут если записываем что-то, конечно, в этом есть некий труд.
Но это записывание может ничего не дать, если не будет постоянного чувства своей греховности: будешь одно писать, распутывать, а в это время другое наматывать, и что быстрее — еще неизвестно… А греховность так и будет оставаться. Иногда чувство своей чуть ли не праведности приводит нас к тому, что мы начинаем учить других, обижаться на кого-то. Вот если бы было постоянное чувство своей греховности, покаянное чувство, то мы бы всегда чувствовали себя недостойными ни милости Божией, ни благодати Божией, ни радости.
И каждое утешение, которое Господь посылает нам в жизни, мы принимали бы с неизмеримой благодарностью, как недостойные. А каждую скорбь — только так: «Да, вот так мне и надо». И даже радовались бы, что Господь здесь посылает нам потерпеть что-то за наши грехи.
Мы знаем множество примеров истинного покаяния: преподобные Мария Египетская, Варвар-разбойник… Или разбойник, который пришел в монастырь и просил, чтобы его приняли на покаяние. Игумен велел ему сначала долго поститься, а потом надеть вретище, рваную одежду, что было как бы символом его душевного состояния, истрепанности души; и в таком виде его на веревке, связанного, поволокли в церковь. Когда его втаскивали в церковь, то игумен ударил посохом и сказал: — Стой, ты недостоин переступить порог храма!
И он упал и зарыдал. Тогда игумен говорит: — А теперь перед всеми исповедуй грехи свои, прежде чем войти в храм. И он начал перед всеми говорить, так что братия даже ужасались, слыша то, что он за свою жизнь натворил.
А после исповеди игумен велел тут же постричь его в монахи. Все были удивлены, потому что раньше монашеский искус проходили много лет. Но игумену было открыто, что ангел изглаждал все его грехи, как только он их исповедовал.
Вот как каялись-то… Разве у нас есть такое чувство покаяния, чтобы каждый вышел и перед всем народом так бы и начал говорить? Да мы больше, чем греха, боимся того, что узнают, что мы в чем-то грешны. Наше тщеславие боится: что о нас скажут?
Да уж, какой есть — куда ты денешься? На Страшном суде перед всем мiром будешь стоять таким, какой есть. Мы совсем забываем о покаянии, когда начинаем ругать кого-то, превозноситься.
В иные моменты, бывает, что почувствуешь: «Да, действительно, я грешный». Но это чувство у нас — как пыль, которая от дуновения ветерка моментально отлетает. И мы уже опять смотрим вокруг: кто — какой?
Нужно стяжать чувство покаяния, без него невозможно никакое духовное совершенствование. Без чувства покаяния все остальное — только призрак духовной жизни, состояние прелести, то есть ложное духовное состояние. Состояние всегдашнего видения своих грехов стяжали святые.
Для нас это непостижимо. Они, действительно, были святы, вели жизнь, до которой нам как от земли до неба. И при этом имели в душе покаянное чувство.
Куда же нам-то тогда деваться? На пятой седмице Великого поста мы будем читать житие преподобной Марии Египетской. Она вела грешную жизнь, но ведь потом-то сорок девять лет провела в пустыне, в подвигах.
И после этого все время твердила старцу Зосиме: «Кого ты пришел видеть, грешную жену? Старца Зосиму сразу по имени назвала, когда в первый раз увидела, и сказала, что он — пресвитер, то есть уже и дар прозорливости имела, но при этом считала себя грешной и недостойной женой. Такое у нее было сердечное сокрушение.
Если бы у нас было покаянное чувство, разве мы бы осуждали, клеветали? Язык бы не поворачивался про другого что-то плохое сказать: «Как я буду другого судить? А ведь все мы нуждаемся в милосердии Божием.
Дай Бог каждому, чтобы Господь его не судил. Но сами-то мы все время всех осуждаем, направо и налево, даже не замечая того.
Почему на просьбу о прощении люди часто отвечают: "Бог простит!"?
На Афоне существует древний обычай, согласно которому тот, кто не хочет примириться с братом своим, должен при чтении молитвы «Отче наш» опустить в ней слова: «и остави нам долги наша». Эта молитва, как говорят святые отцы, — краткая запись всего Евангелия, и она открывает нам, что все в нашем спасении зависит от Бога, а от нас, от нашей веры требуется в конце концов только одно-единственное — прощение других. И потому все остальное, о чем мы просим Господа в этой молитве, связано с этим нашим прошением. Один опытный священник сказал своему духовному сыну: «В следующий раз, когда ты будешь читать "Отче наш", не говори: "Да будет воля Твоя! Если вспомнишь на молитве, говорит Он, что брат твой имеет что-то против тебя, выйди из храма, пойди примирись вначале с братом твоим, и тогда принеси жертву твою, молитву. Может быть, нам на самом деле, не примирившись друг с другом, в храм не входить? Может быть, лучше стоять на улице, как в древней Церкви у входа в храм стояли сугубо кающиеся и плачущие и испрашивали у всех входящих в него прощение?
Лично они, наверное, никого не обидели, но всякий наш грех — нанесение обиды каждому, даже не знакомому нам человеку. Чтобы проникнуть в тайну прощения, необходимо обрести глубокое чувство греха. И в течение всего Поста мы будем молиться этой главной великопостной молитвой: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения! Только тогда, когда познаем мы свою греховность, и только тогда, когда станет ненавистен нам грех, можем мы простить другого человека, раненного грехом. Так мучительно, до смертной тоски нуждается каждый человек в прощении, и какое это чудо, непостижимый дар — прощение! Если бы Бог не сказал: «Прощаю!
Бог прощает нас не потому, что Он снисходителен ко греху, а потому, что Он предельно серьезно относится ко греху и видит, что грех означает смерть человека, и любовью Своей берет на Себя последствия нашего греха. Простить труднее всего: это значит взять на себя последствия греха другого человека. Преподобный Серафим Саровский, когда Господь открыл ему, что архиереи и другие духовные лица нашей Церкви отступят от чистоты православия, три дня и три ночи молил Господа о прощении этих людей, о том, чтобы Господь вместо них послал его в вечную муку, зная на собственном опыте, что значит гнусное прикосновение самого малого греха и гнусное прикосновение бесовское. Но Господь сказал: «Не помилую, потому что будут учить учениям и заповедям человеческим». Где нет Бога и правды Его, где одно человеческое, там нет прощения. И это значит, если мы ищем истинного прощения друг друга, — истина не должна быть принесена в жертву, правда не должна пострадать, принципы евангельские не могут быть поколеблены.
В житии мы читаем, что он, будучи юношей, служил в больнице, ухаживал за людьми. И если случалось ему оскорбиться на кого-нибудь из больных и сказать что-нибудь с гневом, то он оставлял всё, уходил в кладовую и плакал. Другие жители больницы ходили утешать его, но он оставался неутешен. И они приходили к отцу Дорофею и говорили ему: «Сделай милость отче, пойди и узнай, что случилось с этим братом. Он плачет, и мы не знаем, отчего». И вот авва сначала поругает его за гнев, а потом скажет: ну всё, довольно, Бог простит тебя. Так вот, иногда бывает, ты начинаешь искать себе оправдание, что не можешь кого-то простить быстро, а здесь мы видим, что человек об этом плакал. У нас же в жизни как обычно бывает?
Семь миллиардов человек, живущих на земном шаре, мне, в общем-то, ничего не сделали. И, может быть, один-два человека досадили мне достаточно сильно, так, что я их видеть не могу и не хочу. И они не обязательно рядом. Они могут быть в прошлом или в другой стране, в другом городе. И вот их-то и нужно по-настоящему простить, или хотя бы плакать, как авва Досифей, что пока не можешь этого сделать. Чин прощения, который совершается в храмах, — хороший обычай, но большей частью серьёзных обид друг на друга у нас нет. Однако же это напоминание о том, что у каждого из нас есть пара таких людей, которых не хочется видеть, но которых реально надо простить. И если я им просто позвоню со словами «давайте помиримся», но не прошло ещё время этого плача, сердце продолжает болеть, чувствуя какую-то несправедливость, прощения не произойдёт.
Мне кажется, что нужно осознать и честно себе признаться в том, где я нахожусь по отношению к своему обидчику: я на него до сих пор злюсь, я готов его сравнять с землёй, или я начинаю думать, что пора бы уже успокоиться, я готов вернуться к нему во взаимоотношения. Если мы глубоко об этом задумаемся, может быть, и чин прощения будет для нас более содержательным. Трудно представить, что те пятьсот человек, которые подходят в храме на чине прощения, все тебя обидели или ты им всем досадил. В монастыре, например, это происходит каждый день — друг у друга, начиная с игумена, просят прощения, и это действует очень умиротворяюще. Но потом всё равно вспоминается тот самый обидчик, с которым сохраняется непримирённость, и мир из сердца уходит. Всегда ли прощение означает возвращение к прежним отношениям с человеком? Так часто бывает, что прощение понимается, как возврат к прежним отношениям. На мой взгляд, это такая большая высота, что даже библейские патриархи ей не всегда соответствовали.
Вот Иаков, можно сказать, «подсидел» своего старшего брата Исава в вопросе первородства. И через 21 год, возвращаясь от тестя своего Лавана, зная, что ему идёт навстречу Исав, испугался. Послал ему дары, разделив свой стан, у него было борение с Богом, видимо, Господь испытывал, насколько он неотступен в молитве, и в том числе о примирении с братом. Укреплённый Самим Богом, Иаков встречается с Исавом и кланяется ему семь раз — это очень интересное место в Библии. Тот принимает от него дары, примиряется, но на совместное жительство с братом не идёт и уходит в свою сторону, а Иаков идёт своей дорогой. И они потом встречаются уже только на похоронах своего отца Исаака. Мне кажется, это библейский пример такого благоразумного прощения. Хотя, конечно, не та полнота, которой можно достигнуть.
Всё-таки жить они вместе не стали.
В нем невозможно на 100 процентов по-христиански функционировать. Господь говорит, что Царство Божие — не от мира сего. Это значит, что оно выше всех человеческих установлений.
Но христианская реальность не отменяет никаких законов, договоров между людьми. Деньги мы одалживаем на определенных условиях. На условиях их возврата. Но если человек по объективным причинам не может вернуть свой долг, его, действительно, нужно простить.
Или если, например, человек проявил свою волю, кого-то из наследников лишил его доли наследства. Оставшийся без наследства будет в обиде на тех, кого считает своими должниками. И это может человека разъедать изнутри. Он может перестать общаться с родственниками.
Но от этого они не перестанут быть родственниками. Христос призывает людей к трезвости, ко взрослости, к тому, чтобы люди перестали предъявлять претензии, долги. Любой человек сталкивается с какими-то своими прошлыми поступками, которые порой его мучают, если он совсем не потерял совесть. И он понимает, что какие-то поступки исправить невозможно.
Он мог разрушить свою жизнь, жизнь других людей. Но христианство — оно все — про прощение. Богословское ядро — в том, что Христос через Свою смерть на Кресте искупает наши грехи, тем самым освобождая нас из ада — неизбежного в случае Суда Божьего справедливого. Христос нам дарит прощение и обещает исправление того зла, которое мы совершили — того зла, которое невозможно исправить в этой реальности: нельзя вернуть убитого, нельзя вернуть на прежнюю высоту отношения после измены, нельзя позаботиться о брошенных родителях, которые уже умерли.
Христос прощает нас в смысле Божьего Суда и обещает, что в Царстве Божьем, в которое мы все придем, раны, нами нанесенные, будут Им исцелены. А значит, зло будет преодолено: оно не вечно. Мы не можем исправить зла, а Бог может: Он может бывшее сделать не бывшим. Поэтому христианство и говорит, что человек, покаявшись, может начать жизнь «с чистого листа».
Божье прощение мы принимаем своей верой. Это о чем? Так что суждение необходимо.
Я то могу простить, не держу на тебя обиду, не таю зла, но «Кто я такой такая , что бы не прощать, если даже сам Бог прощает. Часто на наше искреннее «прости меня», человек кидает небрежное: «Бог простит». И где-то там, в сердце человека, червь гордости "точит" возмущение.
Простить — значит впустить Бога в отношения
А боролись ли мы за это прощение, побуждали ли себя, были ли честны сами с собой? Если хотя бы пытались, если говорили: «Господи, я сам не могу простить, Ты даруй мне это прощение», то, видя наше намерение, Он всячески нам содействует и исцеляет наши раны. И тогда в сердце, оледеневшем от обиды, разливается тепло. Обида — это не пыль на серванте, которую легко смахнуть тряпкой, это тяжелая, рваная рана, лечение которой будет зависеть не только от Врача, но и от того, как сам нуждающийся в лечении будет участвовать в своем исцелении.
У преподобного Ефрема Сирина есть замечательные и простые слова об этом: «Прощение преступнику дается даром, однако же не без труда для него, так и оставление грехов есть дело милосердия, однако ж приобретается не без слез». Многие стараются в этот период потрудиться на благо ближних, но будет ли плод от этих усилий? Господь говорит нам: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой Мф.
Прежде примириться. Легко ли идти на примирение первым, особенно когда все внутри против этого? Нет, это тяжело.
Ведь это со мной поступили несправедливо! Да, обычному человеку это, наверное, невозможно. Но возможно христианину.
Святитель Василий Великий говорит: «Христианин не должен помнить зла, но обязан от сердца прощать тем, которые согрешили перед ним». Но почему? Потому что мы и сами нуждаемся в прощении.
Прощение невозможно без смирения. Но раздавив змею гордыни, человек делает первый шаг на пути возвращения к Отечеству Небесному. Злой раб!
Как же так? Ведь ты сам идешь к Царю за оставлением огромного долга, а не хочешь простить другому то, что, по большому счету, не является и тысячной долей от твоих согрешений?
Поговорил с батюшкой. Он отвечал просто. На вопрос «зачем мы просим прощение», батюшка ответил, что прощение нам нужно для спасения своей души. Все мы грешники, и каждый день кого-то обижаем или сами обижаемся. Конфликты происходят от гордыни и отсутствия смирения. Мы не вправе судить кого-то, поэтому и говорим: «Бог простит». Прощеное воскресенье дается нам для того, чтобы осознать свои ошибки, признаться в них.
И чем сложнее даются слова, тем важнее их произнести. Что нужно говорить Неважно, какими словами просить прощения, главное, чтобы они были искренними. Фразы «Прости меня» — «Бог простит, и я прощаю» условные. Придерживаться их не обязательно. Скорее наоборот. Лучше и правильнее сказать так, как велит сердце. Если вы действительно чувствуете свою вину, хорошо бы уточнить, за что извиняетесь перед человеком. Например: «Прости меня за то, что подвел тебя». Если отношения между людьми теплые, это не значит, что извиняться не за что.
Очень часто мы обижаем близких, сами того не понимая. Это может быть ложь «во благо», зависть, дурные мысли. Если ничего такого вспомнить не получается, можно сказать: «Прости меня, если обидел вольно или невольно». Отвечать можно тоже по-разному. Например, когда просящий извинения ни в чем не виноват, следует сказать: «Я не держу обиды».
Себе мы многое прощаем, в себе мы видим много сторон, много граней своей личности, своей индивидуальности. Поэтому себя часто оправдываем, говоря: я — личность сложная, творческая, непростая. Тем самым оправдываем те или иные свои поступки и грехи. Другому же мы отказываем в том, что и он сложная, непростая, творческая личность, и, видя какой-то поступок, который против нас был обращен, сразу приклеиваем тот или иной ярлык, позволяющий нам списать человека со счетов. Но если Господь никого не списывает со счетов и любит каждую заблудшую овцу, то почему мы имеем на это право? Конечно же, мы не имеем такого права. Господь в Евангелии нам говорит: будьте милосерды, как Отец ваш милосерд. Это говорит не только о том, что мы должны быть милостивыми к кошке, собачке или к нищим, бездомным. Это тоже очень хорошо. Но Чехов говорил, что милосердие — это не только проявление милосердия к бездомным животным или обездоленному человеку, но умение видеть «невидимые миру слезы», которые, может быть, проливает наш ближний от нашего непонимания, нашей нетерпимости, нашей мстительности в том числе. Конечно, мы не называем зло добром, черное — белым. Это очень важно понять. В любом обществе, в любом государстве есть так называемая пенитенциарная система, защищающая общество от тех или иных индивидуальностей, разрушающих общественный порядок. Но этим тоже нельзя злоупотреблять. К сожалению, наше общество несовершенно и иногда злоупотребляет уголовно-правовой системой, применяя к тому или иному человеку формы физического, морального или имущественного воздействия, если он разрушает порядок, вводит анархию в жизнь страны, государства, общности. Можно переложить эти нормы на отношения друг с другом. Евангелие нам говорит, что, если мы имеем ближнего, который против нас согрешает, мы можем ему лично высказать свои претензии. Если он не послушал, мы можем пригласить свидетелей, чтобы высказать ему претензии. Если он опять не слушает, мы оглашаем его правонарушения, злые поступки уже перед Церковью. Вот такие 3 этапа. Почему важно приглашать свидетелей? Потому что, может быть, это только мне кажется, что я прав в сложных отношениях с ближним, а свидетели могут сказать: «Знаешь, человек, с которым у тебя распря, во многом не прав, но и ты тоже выглядишь некрасиво в ваших взаимных отношениях» — это тоже очень важно. Конечно, мы можем выбирать свидетелей, которые по каким-то причинам будут нам петь в унисон, и это уже вопрос нашей честности, нашей христианской морали, насколько она для нас жива, действенна, и насколько мы готовы к себе применить слово Божие, которое острее меча обоюдоострого. Слово Божие надо понимать именно как острый меч. К сожалению, мы часто пытаемся этот меч затупить разными оговорками, разными трактовками, нам удобными. Мы действительно иногда перевираем слова Священного Писания в угоду себе, чтобы Священное Писание нас не кололо, чтобы выставить грешником нашего ближнего, но не себя. Исаак Сирин говорит, что блажен не тот, кто воскрешает мертвых, а тот, кто видит свои грехи. Почему такое сравнение? Тот, кто видит свои грехи, себя в первую очередь воскрешает от греховной жизни. Видеть в первую очередь свои грехи — очень важно в отношениях. Вы начали разговор с того, правильно ли сравнение: простить — значит понять человека. В какой-то мере да: если мы кого-то хотим простить, ощущая необходимость прощения, то, конечно, формального прощения будет очень мало. Очень часто люди задают вопрос: как же я прощу того или иного человека, если внутри у меня нет прощения? Для этого требуется глубокая душевная, духовная, интеллектуальная и сердечная работа: если мы ощущаем, что затаенная обида изнутри съедает и уничтожает нас, тогда такую работу надо проводить. Иногда мы упиваемся своей обидой, и это некое извращенное удовольствие, которое мы получаем, лелея и холя свою обиду на кого-то. Такое бывает. Святые отцы сравнивают: «Пес, который лижет пилу, пьет собственную кровь и, по причине сладости крови своей, не сознает вреда себе» — очень четкая символика.
А когда кто-то из нас произносит слово «прости», это означает следующее: «Я виноват, постараюсь исправиться, загладить вину; давай устраним эти сложности, давай сделаем так, чтобы мы опять смогли смотреть друг другу в глаза». Прося прощения, мы пытаемся упростить наши отношения с людьми и с Богом, признав свою вину и отпустив вину своему ближнему. С этого и начинается наше очищение, с этого начинается Великий пост. За что просить прощения? Или только у тех, кому совершенно точно причинил боль? Во-вторых, мы должны просить прощения и у всех вообще людей — как наших братьев и сестер — за то, что мы плохие христиане. Ведь мы все — члены единого Тела Христова. Болеет ли один член, плохо всему телу — это одна из ключевых мыслей Писания. Адам и Ева согрешили — мучается все человечество. Я согрешил — мучается мой брат. Кроме того, нужно просить прощения у людей за то, что мы их не любим по-настоящему. Мы призваны любить каждого человека, а вместо этого мы с ним «чуточку общаемся», потому что он нам не интересен. Нам интересна только собственная персона и те люди, которые в данный момент нам нужны. Вот грех против людей — в Прощеное воскресенье это полезно почувствовать. Такое определение не означает, что нужно падать в ноги всем подряд. Но нужно постараться этот момент — отсутствие в себе любви — прочувствовать и искренне раскаяться. Как простить? А пришло Прощеное воскресенье — вроде, прощать надо бы… — Любой человек может простить. Говоря «я не могу простить», люди часто подразумевают, что не способны забыть причиненную им боль. Но простить — это вовсе не значит забыть боль. Прощение и не подразумевает автоматического и моментального ее исчезновения. Оно означает другое: «Я не держу на причинившего мне эту боль зла, не желаю ему возмездия, а принимаю его таким, какой он есть». Боли может и не стать меньше, но зато человек сможет прямо смотреть в глаза своему обидчику, если тот сам готов смотреть ему в глаза и искренне просить прощения за причиненную им обиду. Но Господь призывает нас простить даже врагов и Сам подает нам в этом пример.
Сегодня у верующих Прощеное воскресенье: как нужно правильно извиняться 26 февраля
Если бы не существовало слов «Прости меня!» и «Бог простит, и я прощаю!» — жизнь человеческая была бы совершенно невыносима. Нет на земле такой мудрости, которая могла бы навести порядок и установить мир между людьми без помощи прощения. Что значит «Бог простил»? Это означает «прощать, не прощая», обманывая себя и других. Если бы не существовало слов «Прости меня!» и «Бог простит, и я прощаю!» — жизнь человеческая была бы совершенно невыносима. Нет на земле такой мудрости, которая могла бы навести порядок и установить мир между людьми без помощи прощения. Что значит простить?