Новости что такое часы в богослужении в православии

Литургия в круг ежесуточных служб не входит, поскольку является «службой служб», то есть самым главным богослужением, и может совершаться в разные часы дня и ночи. Все остальные службы чаще всего привязаны к восходу или заходу солнца. О православном богослужении. Православное богослужение Это великая сокровищница, в которой каждый что-то найдет для себя: драгоценную жемчужину, прекрасный небесно-голубой сапфир или прозрачно-чистый аметист. На сайте публикуются последования воскресных и праздничных богослужений наряду в Изначально сайт задумывался в помощь духовенству и клирошанам небольших приходов. Хотя время для каждого часа в богослужении не является строгим, это может помочь вам выработать привычку молиться в одно и то же время каждый день. ЧАСЫ (в богослужении) ЧАСЫ (греч. horai): 1) любое богослужение суточного круга ([литургический или канонический] час; отсюда названия книг, содержащих соответствующие чинопоследования: «Часослов (см. ЧАСОСЛОВ)», «Литургия Часов (см. ЛИТУРГИЯ ЧАСОВ)»).

Вечерняя служба — значение, содержание, смысл

Затем молись в шестой час, так как в этот час вся тварь пришла в смятение из-за ужасного преступления, совершенного иудеями. В час девятый опять пусть молятся, так как в этот час Христос молился и предал дух в руки Отца Своего. И в час, когда солнце заходит пусть молятся, так как это — завершение дня. А затем и в светильничное вечером пусть молятся, так как Давид говорит: ночью говорю. А затем и в полночь пусть молятся, так как Давид то же делал.

Павел и Сила, слуги Христовы, молились в полночь и хвалили Бога. Итак, должны мы воспоминать о Боге каждый час. И когда кто ложится на постель для сна, должен молиться в сердце своем, делая это таким образом выпала молитва, может быть, Господня. Кто же связан супружеством, всякий раз, когда захочет встать от бока жены своей, пусть молится.

Ибо супружество не сквернит. И после возрождения не нужно бани, исключая омовения рук и ничего кроме этого, так как Дух Святой благоухает тело верного и все его очищает. Пусть же старается каждый с большим усердием молиться в полночь, ибо отцы наши говорили, что в этот час вся тварь готова для службы славе Божией, чины Ангелов и души праведных благословляют Бога, как свидетельствует Господь, говоря об этом: «полунощи же вопль бысть: се Жених грядет, исходите во сретение Ему». А затем и в то время, в которое поет петух, должны быть установлены молитвы в церквах, так как Господь сказал; «бдите яко не весте, в кий час Сын человеческий приидет, в петлоглашение или заутра».

Египетские Каноны Все верные, мужчины и женщины, вставши утром от сна, прежде чем примутся за какое-либо дело пусть умоют руки и помолятся Богу и тогда только отправляются к своим делам. Но если имеет место поучение в слове Божием, каждый пусть предпочтет идти в то место, приняв в соображение, что Бог услышит, когда он будет говорить с Ним чрез поучающего. Ибо, помолясь в церкви, он будет в состоянии миновать неприятностей дня. Бого боязненный должен помнить, что большая потеря не идти в место, где учат, особенно же если он может читать.

Или если пришел учиться, то никто из вас пусть не будет приходить последним в церкви, на месте, где сообщается наставление. Тогда должно предоставить проповеднику предлагать, что всем полезно, и ты услышишь то, о чем не думал, и получишь пользу от того, что Святой Дух даст чрез поучающего. Таким образом твоя вера утвердится в том, что ты услышишь. Далее же тебе в том месте будет сказано и то, что ты должен делать у себя дома.

Посему пусть каждый будет усердным в посещении церкви, места, где цветет Дух Святой. Если же в какой день не бывает поучения, то каждый пусть дома у себя возьмет св. И если ты дома, молись в третий час и хвали Бога. Если же ты в другом месте, и наступит этот час, то молись в сердце твоем к Богу.

Ибо в этот час виден был оказался Христос пригвожденным ко Кресту. Посему и в Ветхом Завете закон повелевал класть на каждый час хлебы созерцания предложения в прообраз Тела и Крови Христовых, и повелевал заклание бессловесного агнца, который есть прообраз совершенного Агнца, ибо пастырь — Христос; Он хлеб, пришедший с небес. Подобным образом молись снова в шестой час. Ибо когда Христос был пригвожден ко кресту, то день этот разделился, и появился великий мрак.

Посему в этот час пусть молятся сильной молитвой, подражая голосу Того, который молился, когда вся тварь померкла от иудейского неверия. А далее великую молитву и великую хвалу должно совершать в девятый час, чтобы ты знал, как душа праведных славит Господа истинного Бога, который вспомнил о святых и послал им Сына Своего, Который есть Его Логос, чтобы Он просветил их; ибо в этот час Христос был прободен в ребро копьем, истекла кровь и вода и затем Он просветил еще остаток дня до вечера. Посему должен и ты, идя спать, начать день и сделать его образом воскресения. Молись далее, прежде чем упокоишься на ложе твоего сна.

Если имеешь жену, молитесь вместе попеременно. Если она еще неверующая, отойдя один, помолись и опять возвратись на ложе твое. Ты связан браком не для того, чтобы пропускать молитву; ибо вы не осквернены… Нам же необходимо в этот час молиться, ибо старцы греч. В этот час вся тварь покоится, благословляя Бога.

Звезды, деревья и воды как бы стоят; все воинство Ангелов совершает служение с душами праведных; они благословляют Бога всемогущего в этот час; посему кто верит, пусть молится в этот час. Господь же так сказал, свидетельствую об этом: «полунощи вопль бысть: се Жених грядет; исходите в сретение ему». И прибавил: «сего ради бдите, яко не весте дне ни часа, воньже Сын человеческий приидет». Подобным образом вставая в час, в который петух поет, молись.

Ибо в этот час сыны Израилевы отреклись Христа, Которого мы, веруя в Него, узнали чрез веру, взирая полные надежды на день вечного света, который будет светить нам вечно в воскресении мертвых. Сопоставляя друг с другом все эти письменные свидетельства, стоит заметить, что «Завещание» сообщает молитвенным часам тот характер, какой они имеют теперь в католической церкви, будучи обязательными только для духовенства horae canonicae , хотя и оно требует устроения в эти часы хотя небольших молитвенных собраний. Вторые же два памятника — Каноны Ипполита и Египетские — настаивают на неопустительном соблюдении молитвенных часов всеми верующими. Характерно указание этих памятников на очень частое, едва не ежедневное совершение утреннего богослужения, причем важнейшей частью его считается чтение Священного Писания.

При редкости тогда списков Библии, храм был единственным местом, где можно было слышать и изучать ее, наиболее доступной школой богословия.

Игумения Домника Коробейникова наставляет: «На богослужении всё содействует тому, чтобы мы освятились и изменились… На богослужении мы объединяем свои духовные силы. Человеку очень трудно молиться одному. А когда он молится вместе с другими, то его молитва обретает крылья. И он освящается уже от того, что вокруг него все молятся». Во-вторых, суточный круг богослужений нельзя рассматривать как набор обособленных элементов. Начиная с вечерни, через весь цикл красной нитью проходит литургическая тема спасения во Христе.

Таким образом, службы второй половины дня готовят христиан к кульминации суточного круга и способствуют лучшему пониманию литургии. Игумения Домника Коробейникова отмечает: «Все богослужения Церкви — это, прежде всего, вдохновенная песнь любви к Сладчайшему Иисусу… В особенности большое значение имеет вечерня. Хотя эта служба краткая, но в ней заключается великая благодать! Когда мы бываем на вечерне и всех других службах, то потом более глубоко понимаем литургию… Когда мы приходим на литургию подготовленными, тогда она возносит нас на небеса! Основные песнопения вечернего богослужения Ныне отпущаеши Песнь праведного Симеона Богоприимца Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля. Господи, воззвах Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи.

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя. Достоин еси во вся времена пет быти гласы преподобными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит. Сподоби, Господи Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.

Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим, Благословен еси Владыко, вразуми мя оправданием Твоим, Благословен еси Святый, просвети мя оправдании Твоими. Господи, милость Твоя вовек, дел руку Твоею не презри, Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Последование «ко причастию» — это палестинский монастырский чин причащения Преждеосвященными Дарами в дни, когда не совершается Божественная литургия, который идет после девятого часа перед вечерней. Вечерня состоит из предначинательного 103 псалма, текста Свете тихий, отсутствуют тропари и входное, далее идет Сподоби, Ныне отпущаеши, заканчивается Трисвятым. Так называемый «грузинский» извод Часослова является предшествующей формой Савваитского и берет начало в песенном последовании Иерусалима, где ученые монахи после установленных молитвенных собраний вечерня, причащение Преждеосвященными Дарами, полунощница, повечерие, утреня продолжают последование суточного круга, 12 часов утром и 12 часов вечером, где каждый час включает в себя один псалом, кафизму из Псалтири и молитву, так чтобы вся Псалтирь прочитывалась бы хотя бы раз в день.

Подчеркнем три важных момента из грузинских источников: 1. Уже в X веке последование суточного круга заканчивается восемью дневными богослужебными собраниями утреня, первый, третий, шестой, девятый час, вечерня, повечерие, полунощница. С конца IV века в скиту Нижнего Египта встречается группа из 24 псалмов — 12 дневных и 12 ночных. Это можно прочесть в ответах святых отцов Варсонофия и Иоанна VI век. Вопрос 74 «О вечерних и ночных молитвах ; как должен совершать живущий один?

Ответ: Часы и церковные песни есть предание, они хороши ради согласия всего народа; и в общежитии ради согласия множества. Насельники же скитов не имеют часов, не распевают песней, но занимаются в одиночестве рукоделием, и изучением, и немного молитвой… Около времени вечерни насельники скитов прочитывают 12 псалмов, по каждом вместо славословия произнося «Аллилуия» и совершая одну молитву. Подобным же образом и ночью прочитывают 12 псалмов, а после псалмов садятся за рукоделие». Сейчас мы знаем два извода Часослова суточного богослужебного круга, как они дошли до нас в порядка 1100 рукописях под заглавием «Божественные псалтири с тропарями и молитвами дня и ночи» для личного использования. Студийский синтез песенного константинопольского кафедрального чина с палестинским монашеским Святой Феодор Студит в 799 году переезжает из Саккудийского монастыря в Малой Азии гора Олимп в Студийский монастырь в Константинополе.

Решающее значение имели предшествующие контакты на горе Олимп святого Феодора с монахами палестинского происхождения, а также присутствие в Студийском монастыре в начале IX века савваитских отцов, которые пришли в ответ на его призыв для укрепления гонимых православных в борьбе за почитание святых икон. Вместе с собой монахи из монастыря святого Саввы приносят и Часослов своего монастыря, основой которого до начала VIII века было в сущности чтение псалмов и прочих библейских и святоотеческих текстов, распевания одним певчим библейских текстов и ограниченного числа песнопений. Савваитский Часослов становится известным и признанным в Константинополе через студийскую богослужебную традицию, которая является результатом знакомства и сочетания иерусалимской монастырской богослужебной практики с значительным числом элементов певческого кафедрального устава константинопольских церквей, которые мы резюмируем ниже: 1. Внедрение таких богослужебных элементов из Евхология песенной традиции, как молитвы, ектеньи теперь обязательным становится участие священника в богослужении , крестные ходы, гимны, антифонное пение. Вводится савваитское разделение Псалтири на 20 кафизм, но в них включаются тропари песенного последования из книги «Антифонарий».

Изначальное последование ко причастию или последование изобразительных савваитской традиции принимает форму Литургии Преждеосвященных Даров, включенное в вечерню, в которой содержится множество элементов песенного последования. Значительное гимнографическое творчество вызывает расцвет богослужения переходящих праздников с Пасхой в центре и книг Постной и Цветной Триоди Х век , непереходящих праздников с Минеями изначально IX и позже в основном Х век и другими богослужебными книгами, включающими в себя все литургическое творчество: Октоих VIII век , Ирмологии c канонами Утрени, Стихирарий со стихирами вечерни и хвалитными, Тропологий и т. Литургическое и гимнографическое богатство, увеличение числа богослужебных книг и праздников непременно приведет к появлению Устава начало XI века — пособия, которое упорядочивает богослужение суточного круга в соответствии с годовым. Нам известно две группы монастырских Типиконов — Савваитский и Студийский. Первый, лаврского типа, начинается с воскресного всенощного бдения с вечерни субботы до воскресной Литургии , особенно любимого лаврскими монахами-пустынниками, тогда как второй устав с чисто общежительным духом начинается с бдения Пасхи а его центром является ежедневная уставная служба.

Студийский Типикон, синтез савваитской монастырской традиции и песенной константинопольской будет записан в 1034 году константинопольским патриархом Алексием 1025—1043 , прежде бывшим студийским монахом, для монастыря Успения Богородицы, который он основал рядом с Константинополем. Именно эта версия Студийского устава будет переведена на славянский язык и после 1051 года преподобный Федосий введет ее в Киево-Печерскую лавру, а оттуда этот устав перейдет в большинство русских монастырей. Новосавваитский синтез — Афон и славянские Церкви Новые горизонты развития открываются для суточного богослужебного круга и Часослова, который постепенно вводит в службы все новые изменения. Студийский синтез достигает Иерусалима и многие его элементы, особенно те, которые происходит из песенного чина, привносят, с одной стороны, обогащение богослужения и торжественность, а с другой стороны, погружение в богословие литургии, и становятся принятыми до той поры строгой, простой и лаконичной пустынной савваитской традицией. Эта последняя новосавваитская версия суточного богослужебного круга снова придет в Константинополь, а также в монастыри студийской традиции, что было вызвано бегством многих монахов из Палестины после захвата Иерусалима в 1009 году халифом Аль-Хакимом и разрушения храма Воскресения, а также последующих дальнейших несчастий Восточной Церкви, вызванных продвижением и поселением османов.

Никон Маврорит 1025—1088 первым отмечает и записывает основные различия двух уставов одного и того же, подчеркнем, палестинского происхождения: савваитского и студийского. Падение Константинополя и переход его в руки латинян в 1204 году нанесет непоправимый удар по всем областям жизни Византийской империи. Новые неблагоприятные исторические условия в столице сделают невозможной применение песенного последования, тогда как одновременно они неизбежно приведут к увяданию монашеской жизни как в Студийском монастыре, так и в других монастырях в столичной области, а также в значительных монашеских центрах Малой Азии. В то же время мы видим расцвет афонского монашества, которое, несмотря на изначальную зависимость от исключительно студийской традиции, с XIII века начинает постепенно принимать новосавваитский синтез. Лаврский исихастский дух Палестины в конце концов одержит вверх над городским общежительным студийским монашеством до такой степени, что новосавваитская богослужебная традиция будет вполне принята афонскими Типиконами XIV века, а полностью она возобладает в них в XV веке.

Святой Симеон Солунский объясняет: «Другие прочие службы устава Великой Церкви… не совершаются ни в христолюбивом царском граде вследствие захвата его латинянами… и вследствие недостатка во множестве священников и певчих».

Сыграла роль и физическая усталость, и усталость информационная, я устала от обязаловки». За 25 лет ни разу ничего со слуха и без перевода не поняла». Мысль о том, что главное богослужение — литургия, оказалась для меня такой искусительной, что всенощные я забросила а на литургию чаще ходить не стала. И теперь понимаю, что внутренний настрой от этого пострадал». Так говорят прихожане с многолетним стажем о том, почему выбраться на всенощную становится все труднее. Священники отмечают, что в некоторых приходах вечером в субботу людей в последние годы стало заметно меньше. Кто-то связывает это с прошедшей пандемией: люди отвыкли ходить в храм на «необязательные» службы и так к ним и не вернулись, кто-то — с тем, что люди становятся все загруженнее, кто-то — с тем, что смысл всенощного бдения прихожанами не понят и недооценен. Противопоставить этой усталости — физической и моральной — можно прежде всего вдохновение, а оно появляется в том числе от целенаправленных усилий, считает священник петербургского храма иконы Неупиваемая чаша на Васильевском острове иерей Алексей Власов.

На что обратить внимание, чтобы получать от всенощного бдения радость? Когда прихожанин просто стоит и ждет, это действительно скучно «Простой прихожанин что делает на богослужении? Просто стоит и чего-то ждет, соответственно, это не очень интересно, — размышляет отец Алексей. Надо службу «отстоять», есть такое выражение, тем самым как бы подтвердив свое аскетическое предстояние пред Богом. Но это не совсем подходит для людей неаскетического склада, какими является большинство наших современников. Сейчас люди ищут, скорее, вдохновения и смысла. Поэтому первое, о чем бы я призвал помнить, — что любое богослужение возникло как таинство предстояния перед Богом, и радость в нем изначально заложена. Само слово «бдение» кажется мне очень вдохновляющим, ведь оно говорит о готовности человека предстать перед Богом. Чтобы было желание ходить на богослужение, в первую очередь нужна живая вера, тогда человек захочет выразить ее в молитвах и гимнах на богослужении.

Поэтому если идти на службу решительно не хочется, стоит задуматься — все ли в порядке в моих отношениях с Богом? Что такое всенощное бдение и как оно устроено Всенощное бдение — богослужение, которое совершается вечером накануне Литургии особо чтимых праздничных дней.

Альтернатива молитвослову: часослов

Последование царских часов Страстной Пятницы целиком находится в Триоди Постной [5]. Название «царские» эти часы получили только на Руси. Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжали московские цари. Между тем в старых Типиконах такого названия не было. Поэтому более верным и согласным с древними Уставами было бы название часов «великими». Богослужебные указания Московской патриархии [6].

Длится она около полутора часов. Значение Все литургии, кроме созданной Папой Григорием — так называемые «полные». Это значит, что во время них происходит Таинство Евхаристии , преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа.

Они преподаются верующим, которые подготовились к этому постом, сугубой молитвой, Исповедью. Лебедев К. Причащение народа Несколько иной чин — Литургия Преждеосвященных Даров свт. Здесь верным преподаются уже освященные ранее Святые Дары. Издревле утвердился обычай совершать такую службу только Великим Постом, по средам, пятницам, так как полная литургия в это время служится лишь по субботам, воскресеньям, а верующим может требоваться Причастие также в другие дни седмицы. Многие богословы считают, что чин службы ближе к Вечерне. Это не случайно, ведь по Уставу она совершается вечером на практике чаще всего — утром. В каком порядке обычно совершается в храме Служба с древности предваряется 3 и 6 часами.

Затем следует «литургия оглашенных», которая оканчивается после чтения Евангелия. Последняя, важнейшая часть службы — само Таинство Евхаристии. Когда совершается и из чего состоит Всенощное бдение Продолжительное от 2 до 3 ч. Бдение именуется «всенощным», так как с древности продолжалось от заката раннего утра. Сейчас оно соединяет богослужения Вечерни под большие праздники — Великого Повечерия , Утрени, а также Первого часа. Связующим звеном между вечерей и утреней является шестопсалмие. Читайте также: Основные понятия о шестопсалмии: коротко и ёмко о главном В каком порядке обычно совершается Начало бдения — Вечерня, она продолжается чуть менее часа.

Диак: Мирная ектения. Хор: «Бог Господь» во глас 1-го тропаря. Тропари по уставу. Устав тропарей: 1. Тропарь святого: 2 раза. Еесли суббота или великое славословие, то из 3-го приложения в субботу — уходящего гласа текущей недели. Два святых: тропарь 1-го святого — 2 раза. В периоды пред- и попразднства, Цветной Триоди: тропарь праздника — 2 раза. Хор: «Господи помилуй» — 3 раза. Кафизмы по уставу. Устав чтения кафизм: Псалтирь. По нашей практике две или три кафизмы здесь объединяются в одну, причем на каждую «Славу» читается по одному псалму по выбору псаломщика или чтеца. В будгие дни далее возможны 2 варианта: 1. При святых со славословием, полиелейных и бденных, а также во все дни пред- и попразднства двунадесятых праздников, период пения Цветной Триоди и по субботам: По совершении кафизмы: Чтец:: «Слава и ныне. Аллилуия 3р » Диак: Малая ектения. Свящ: «Яко Твоя Держава…». Чтец: Седальны Минеи или Триоди если суббота — Октоиха. Если читались 2 кафизмы, то возглас по 2-й кафизме — «Яко благ и человеколюбец…». В остальные седмичные дни, при шестеричном и малом святом по кафизме. Чтец: «Слава и ныне. Аллилуия 3р », «Господи помилуй» 3р , Седальны Октоиха. После седальнов, во всех случаях. Хор: «Господи помилуй» 3р , «Слава…». Чтец: «И ныне…», 50 псалом. Хор: Ирмос первой песни канона. Канон на утрени: 1. В период пения Октоиха: а Малый святой: 1-й канон Октоиха на 6-ть, 2-й канон Октоиха на 4-ре, канон Минеи на 4-ре.

Порядок изложения той или другой службы называется в богослужебных книгах «чином» или «доследованием» службы. Каждый день является днем недели и в то же время днем года, поэтому на каждый день приходится троякого рода воспоминания: 1 воспоминание «дневные» или часовые, соединенные с известным часом дня; 2 воспоминания «недельные» или седмичные, соединенные с отдельными днями недели; 3 воспоминания «годовые» или числовые, соединенные с определенными числами года. Благодаря троякому роду священных воспоминаний, приходящихся на каждый день, все церковные богослужения делятся на три круга: суточный, недельный и годовой, причем, основным «кругом» является «круг повседневный», а два других дополнительными. Суточный круг богослужений Суточным кругом Богослужений называются те Богослужения, которые совершаются Святой Православною Церковью на протяжении суток. Названия повседневных служб указывает на то, в какой именно час дня надлежит совершать каждую из них. Например, вечерня указывает на вечерний час, повечерие - на час, следующий за «вечерею» то есть за вечернею трапезою , полунощница - на полночь, утреня - на утренний час, обедня - на обеденный, то есть полуденный, первый час - по нашему значит 7-й час утра, третий час - наш 9-й час утра, шестой час - наш 12-й час, девятый - наш третий час пополудни. Обычай молитвенного освящения этих именно часов в христианской Церкви очень древнего происхождения и установился под влиянием ветхозаветного правила трижды в течение дня совершать в храме моление для принесения жертв - утренней, дневной и вечерней, а также слов Псалмопевца о прославлении Бога «в вечер, заутра и полудне». Несоответствие в счете разница около 6 часов объясняется тем, что счет принят восточный, а на Востоке восход и заход солнца по сравнению с нашими странами разнится на 6 часов. Следовательно, 1-й час утра Востока соответствует нашему 7 часу и так далее. Вечерня, совершаемая в конце дня вечером, потому поставляется первою среди повседневных служб, что по изображению Церкви день начинается с вечера, так как первому дню мира и началу существования человека предшествовала тьма, вечер, сумерки. Этой службою мы благодарим Бога за проходящий день. Повечерие - служба, состоящая из чтения ряда молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим идущим , покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна. Cон, также напоминает о смерти. Поэтому в православном богослужении на повечерии напоминается молящимся о пробуждении от вечного сна, то есть о воскресении. Полунощница - служба предназначена для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда. Утреня - служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Утренний час, приносящий с собою свет, бодрость и жизнь, всегда возбуждает благодарственное чувство к Богу, Подателю жизни. Этой службою мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день. В православном богослужении за утренней прославляется пришествие в мир Спасителя, принесшего с Собой новую жизнь людям. Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день. На первом часу вспоминается суд над Иисусом Христом у первосвященников, состоявшийся действительно около этого времени. На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, совершившееся приблизительно в то же время. На шестом часе, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа, случившееся с 12-й по 2-й час дня. На девятом часе, соответствующем нашему третьему пополудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа, происшедшей около 3-х часов пополудни.

Ликбез: что такое Царские часы в богослужении?

Однако важно понимать, что длительность зависит как от типа совершаемого богослужения, так и от конкретного священника, которые служит. Длина самых значимых служб в храме может быть такой: Литургия: от 1 до 2 часов. Чем медленнее поет хор, чем дольше проповедь, чем больше добавляется изменяемых текстов, тем дольше эта служба. Всенощное бдение: от 1,5 до 3 часов. Редко — более. Вообще, Всенощное бдение изначально должно было служиться всю ночь, но в нынешней практике оно сильно сокращается. Из-за того, что нет единого регламента сокращений, мы и видим такой разброс в его возможной длительности. Какие службы есть в Церкви? Всего в церковной практике помимо Литургии есть 8 основных богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9 часы.

Число этих служб связано с древним делением суток на 8 страж то есть периодов по 3 часа — регулярно сменяемым караулам на крепостных стенах. Литургия в круг ежесуточных служб не входит, поскольку является «службой служб», то есть самым главным богослужением, и может совершаться в разные часы дня и ночи. Все остальные службы чаще всего привязаны к восходу или заходу солнца. Примерно соотнесение богослужения и времени суток, в которое оно должно в идеале служиться, вы можете увидеть на изображении ниже. Источник: wikipedia. Соответствие страж ночи современному счету времени условное и актуально только для дней весеннего и осеннего равноденствий. Изначальное время совершения служб привязано не к нашим часам, а к заходу и восходу солнца. Вечерня Вечерня — основная служба вечера, то есть 1-й ночной стражи с 18:00 до 21:00 , начинающая новый церковный день.

Такое урезанное пение полиелейных псалмов, будучи зафиксированным в многочисленных нотных изданиях, прочно вошло в певческий обиход большинства приходских храмов. Поскольку в момент совершения полиелея в храмах обычно зажигается множество светильников, и тратится много елея, термин «полиелей» зачастую стал объясняться как «многомаслие» тем более что греческие слова «милость» и «масло», «елей» — созвучны. На распространение исторически и литургически не совсем верного толкования также повлиял принятый в русской приходской практике обычай совершения в этот момент службы чина елеопомазания, который, если строго следовать предписаниям Устава, должен совершаться после утрени. История и современная практика Канона Утрени. Канон в своей идеальной уставной форме представляет собой сложную цепь ветхозаветных библейских песен, cсоставляющих «скелет» канона, переплетенных с небольшими христианскими песнопениями ирмосами и тропарями. Он обрел свою завершенную форму в византийском богослужении в кон. К сожалению, в современной практике за исключением периода пения Постной Триоди Каноны обычно исполняются без использования библейских песен, но структура Канона сохраняется в виде песен, которых насчитывается 9, причем вторая песнь обычно отсутствует, — она имеется только в канонах Постной Триоди. Причина отсутствия второй песни не вполне ясна, хотя обычно указывают на остро обличительный тон 2-й библейской песни в ранней христианской традиции и, посему, её не всегда использовали. Тексты самих библейских песен находятся во второй части Следованной псалтири.

По уставу на каноне может насчитываться до 14 тропарей считая вместе с ирмосом. Припевами должны служить стихи библейских песен, в текст которых между стихами добавляются Ирмос и тропари. Но в сегодняшней практике кроме периода пения Постной Триоди обычно библейские песни не употребляются, а припевы используют общего христианского содержания, такие как, например, «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Слава Господи Святому Воскресению Твоему», «Святый … моли Бога о нас», «Пресвятая Богородице спаси нас» и т. Ирмос греч. Сцепление , соединение, связь, — является организующим текстом канона, ключом строения песен. В заключение, каждой песни канона предполагалось пение ирмосов, именуемых греческим военным термином катавасия от греч. В нашем Типиконе в случае праздничного варианта отправления богослужения предписано петь катавасии после каждой песни канона, а при будничном богослужении только после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й. Изначально в тропарях канона на Утрени стремились сохранять связь празднуемого воспоминания с теми или иными ветхозаветными образами, воспоминаемыми в библейских песнях. Но со временем этот смысловой порядок нарушился и отсутствие связи с библейскими песнями видно не только в тропарях, но и в ирмосах, которые должны служить образцом к тропарям песни.

Всего в Священном Писании насчитывается 12 библейских песен. Из них Песнь Деворы Суд. Изначально песни использовались несколько иначе и в меньшем количестве — от 1 до 3. Сегодня в будничных богослужебных текстах постной Триоди сохранился более древний количественный порядок песней канона: 2-х, 3-х и 4-х песнцы. По общему уставному порядку, темы библейских песен Канона выстраиваются следующим образом: 1. Переход евреев через Чермное море, Песнь Моисея Исх. Песнь Моисея Втор. Песнь Анны, матери Самуила 1Цар. Песнь Аввакума Авв.

Апостол Павел заповедовал христианам непрестанно молиться см. Таким образом, данная молитва содержит двадцать четыре стиха-прошения соответственно числу часов в сутках. Молитва разделена на два абзаца. После же мартовского равночасия начинает расти дневной час, а ночной убывает.

Апогей достигается в июне, после чего дневной час начинает убывать 5 , а длительность ночного часа растёт. Уравниваются они в сентябре, далее ночной час продолжает расти. В декабре ночной час достигает апогея и затем начинает убывать 6. И так из года в год.

Поэтому в зависимости от времени года длительность часов изменялась, и только в дни весеннего и осеннего равноденствия часы были равны по свой длительности. Во время длинных летних часов была распространена практика дневного сна, который приходился на самое жаркое время дня. Дневной сон в жарких странах в летнее время сохранился до наших дней. Очевидно, такой обычай был распространён и на Руси.

Следует отметить, что длительность часа зависела не только от времени года, но также и от географической широты данного места, так как на юге или на севере солнце восходит и заходит в разное время. Сии же часникъ наречется часомерье; на всякии же часъ ударяетъ молотомъ въ колоколъ, размеряя и разсчитая часы нощныя и дневныя. Не бе человекь ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено. В 1539 году по благословению Новгородского архиепископа Макария владычным мастером Семёном Часовщиком были изготовлены башенные часы для Соловецкого монастыря.

На сегодняшний день это древнейшие часы, с определённой долей сохранности дошедшие до наших дней 17. Несколько лет назад солнечные часы были восстановлены на обелиске на лаврской площади между Успенским и Троицким соборами в обители преподобного Сергия. Солнечные часы имеются также на Лопухинском корпусе в Новодевичьем монастыре в Москве, в котором в 1944 году началось возрождение духовных школ в Русской Церкви. Наряду с часами в древности существовали и более крупные единицы измерения времени, которые назывались стражами, соответствуя длительности несения караула одной сменой.

Одна стража состоит из трёх косых часов. В книге пророка Исаии говорится: И на стенах твоих, Иерусалиме, приставих стражы весь день и всю нощь Ис 62:6. В русском переводе читаем: На стенах твоих Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе!

Не умолкайте, — не умолкайте пред Ним Ис 62:6—7. Когда Христос отправил Своих учеников морем в Вифсаиду, а Сам остался помолиться, но затем, провидя их обуревание волнами, о четвертей стражи нощней прииде к ним Мк 6:48 18. В последующее время часы и стражи нашли отражение в структуре христианского богослужения, в богослужебном круге. В древности наряду с солнечными часами для измерения времени существовали также песочные, водяные и огненные часы, функционирование которых было ограничено небольшим промежутком строго фиксированного времени.

Однако со временем в связи с развитием технической мысли появляются механические часы, функционирование которых было продолжительным, ограничено только износом механизма. Такие часы показывали чётко фиксированные по длительности часы, которые соответствовали косым часам только во время равноденствия в марте и сентябре. Косой час в отличие от нынешнего строго фиксированного по длительности часа имеет вариативную длительность.

Однако все три вида вечерни малая, вседневная и великая должны, согласно Уставу, совершаться в разное время. Малая вечерня бывает «прежде солнечного захождения» Типикон, глава 1-я ; великая вечерня на бдении начинается «по еже зайти солнцу мало» Типикон, глава 2-я ; тогда как вседневная вечерня — «пред вечером мало» Типикон, глава 9-я. Как видно, Типикон указывает только приблизительное время для начала богослужений; конкретный же час определяется в соответствии с местом и временем года скорее всего, это обстоятельство связано с тем, что в средние века люди вообще не имели обычая указывать конкретное время, так что даже минутная стрелка на часах долгое время отсутствовала. Повечерие совершается «по вечери», то есть после вечерней трапезы, после ужина, который бывает по окончании вечерни. В монастырском укладе повечерие еще играет роль богослужения на сон грядущий; в конце повечерия совершается ежедневный чин прощения: сначала священник просит прощения у братии, затем монашествующие просят друг у друга прощения за минувший день, после чего расходятся по кельям. Повечерие бывает двух типов: малое и великое.

Малое полагается чаще всего, тогда как великое повечерие более торжественная и продолжительная служба совершается редко, всего 34 раза в году седмичные дни Великого поста, накануне Рождества Христова и Богоявления, а также на сырной седмице во вторник и четверг. Полунощница совершается рано утром, сразу после ночного сна. По своему идейному значению она может рассматриваться как общая утренняя молитва, а ее основу составляет чтение 17-й кафизмы то есть 118-го псалма , в каждом стихе которой есть упоминание заповедей Господних, так что ежедневное чтение данной кафисмы служит напоминанием необходимости выстраивать свою жизнь в соответствии с законом Божиим. В настоящее время полунощница совершается только в монастырях хотя есть и исключения, например, в Санкт-Петербургской духовной академии недавно появилась практика служить полунощницу на 1-й седмице Великого поста. Утреня, если она не входит в состав всенощного бдения, совершается рано утром, почти сразу же после полунощницы после небольшого перерыва. Интересно, что греческое название утрени «орфрос» связывают с глаголом «орфризо», который означает «с трудом различать» и указывает, что утреня должна начинаться еще затемно, но с таким расчетом, чтобы к концу утрени уже взошло солнце, так что возглас перед славословием «Слава Тебе, показавшему нам свет» уже должен произноситься после рассвета. В Неделю Пасхи утреня начинается ровно в полночь, а два дня в году — четверг 5-й седмицы Великого поста день чтения Великого канона и в Великую Пятницу — служение утрени назначается в вечернее время самим Уставом. Службы часов назначены Уставом на 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы дня по восточному счислению.

Богослужение — что такое Царские часы?

Богослужебные Часы (службы 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часов) – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное время и установлен Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Продолжительность церковной службы в обычные дни составляет около двух часов, в выходные и праздничные дни — около трех часов. Часы – это краткие богослужения, которые проводятся в православных храмах в течение дня. А длится служба в среднем около двух часов. Продолжительность церковной службы в обычные дни составляет около двух часов, в выходные и праздничные дни — около трех часов.

Что такое Часы литургии и как в церкви проходит эта служба

Вечерняя служба — значение, содержание, смысл В своем современном виде суточный круг богослужения Православной Церкви сформировался к XI в. Он включает в себя восемь отдельных служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й час, 3-й час, 6-й час и 9-й час.
12. Часы и Изобразительные. Литургика А длится служба в среднем около двух часов.
Словарь. Богослужение Богослужение вечерни рассказывает нам о переходе от Ветхого Завета к Новому, поэтому в начале службы поются псалмы и читаются книги древнего Писания, которые завершаются песнопениями с новозаветной тематикой.
Толкование Первого Часа и исторические сведения о нем Ежесуточный круг православных богослужений включает в себя девять служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й, 3-й, 6-й, 9-й часы и литургию (обедню).

Азы православия: церковное богослужение

Обедница — народное название богослужения, которое также называют «изобразительные». Это церковная служба в Православии, которая проводится вместо Литургии. Суточный круг богослужения Православной Церкви включает в себя 9 служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час и Бо-жественную литургию. Богослужебные Часы (службы 1-го, 3-го, 6-го, 9-го часов) – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное время и установлен Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными часами свои особенности.

Как ходить на всенощную за вдохновением, а не с усталостью

Зачем они нужны и что они означают? Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. Их основу составляют псалмы в каждом — по три , а также песнопения, связанные с днем недели, с памятью святого или иным праздником. Само название Часов связано с древними системами подсчета времени.

В Античности и в Средневековье сутки делились у разных народов на несколько частей. В традиции православного богослужения был отражен так называемый «римский счет». Нужно заметить, что порядок богослужений связан с суточным кругом, и по Уставу часы должны совершаться в промежутках между службами.

На практике же, даже в монастырях не всегда возможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам.

Часы — это короткое богослужение, во время которого вспоминаются определенные события Священного Писания. История часов восходит к древней иудейской традиции, когда ночь условно делилась на 4 «стражи», а день — на 4 «часа», получившие название «первого», «третьего», «шестого» и «девятого». В первый час 7 утра вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, в третий час 9 утра - воспоминание суда над Спасителем у Понтия Пилата и сошествие Святого Духа на апостолов, в шестой полдень - распятие Спасителя, в девятый 15 часов дня — Его крестная смерть. Часы имеют установление не только по времени, но и к определенному богослужению. Первый час совершается после завершения всенощного бдения, после утрени; третий и шестой — перед Божественной Литургией.

Девятый час по традиции читается в начале всенощного бдения.

Существуют первый, третий, шестой и девятый часы. На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом распятие Спасителя, а на девятом — Его крестная смерть. Обычно Часы совершаются в следующем порядке: 1-й — по завершении всенощного бдения после утрени ; 3-й и 6-й — непосредственно перед Литургией; 9-й по Уставу должен совершаться в начале всенощного бдения, перед вечерней во многих приходских храмах он не совершается. Молитвенную основу Часов составляют псалмы на каждом — по три: 1-й час: Пс. Великопостные Часы Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными невеликопостными часами свои особенности. В частности, Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными.

Слово греческое. Проскомидия совершается следующим образом. Священник с диаконом, после молитв пред царскими вратами об очищении их от грехов и о даровании им сил на предстоящее служение, входят в алтарь и облачаются во все священные одежды. Облачение оканчивается омовение рук в знак душевной и телесной чистоты, с которой они приступают для служения литургии. Проскомидия совершается на жертвеннике. Священник выделяет копием из просфоры кубическую часть, потребную для совершения таинства, с воспоминанием пророчеств, относящихся до Рождества Христова и страдания Иисуса Христа. Эта часть просфоры называется Агнец, потому что он представляет в себе образ страждущего Иисуса Христа подобно как до Рождества Христова представлял Его агнец пасхальный, которого евреи, по повелению Божию, закалали и ели в память избавления от погибели в Египте.

Агнец полагается священником на дискосе в память спасительной смерти Иисуса Христа и снизу надрезается на четыре равные части. Потом священник вонзает копие в правую сторону Агнца и вливает в потир вино соединенное с водою в воспоминание того, что, когда Господь находился на кресте, один из воинов копьем пронзил Ему ребро, и из пронзенного ребра истекла кровь и вода. Церковная песнь поет: идеже Царь приходит, тамо и чин Его. Поэтому Агнец окружается многими частицами, вынутыми из других просфор в честь и славу Пресвятой Богородицы и святых Божиих человеков, и в память всех людей, как живых, так и умерших. Царица небесная, Пресвятая Богоматерь ближе всех святых находится к престолу Божию и непрестанно молится за нас грешных; в знамение этого из второй просфоры, приготовленной к проскомидии, вынимается священником часть в память Пресвятой Богородицы и полагается по правую сторону Агнца. После этого с левой стороны Агнца полагаются 9 частей, изъятых из 3-й просфоры в память 9 чинов святых: а Предтечи Господня Иоанна, б пророков, в апостолов, г святителей, послуживших Богу в архиерейском сане, д мучеников, е преподобных, достигших святости жизнию в св. При этом священник молится, чтобы Господь, по молитвам всех святых, посетил людей.

Из четвертой просфоры вынимаются части за всех православных христиан, начиная с государя. Из пятой просфоры берутся части и полагаются с южной стороны Агнца за всех умерших в вере Христовой и надежде на жизнь вечную по смерти. Просфоры, из которых вынуты части для положения оных на дискосе, в память святых и православных христиан, живых и умерших, достойны благоговейного к ним отношения с нашей стороны. Церковная история представляет нам много примеров, из которых мы видим, что христиане, с благоговением вкушающие просфоры, получали от Бога освящение и помощь в болезнях душевных и телесных. Преподобный Сергий, будучи в малолетстве непонятливым в науках, чрез вкушение части просфоры, данной ему одним благочестивым старцем, сделался очень умным мальчиком, так что опередил в науках всех своих товарищей. В истории соловецких иноков рассказывается, что когда просфору, лежавшую случайно на дороге, хотел проглотить пес, то огонь вышел из земли и тем сохранил просфору от зверя. Так Бог охраняет Свою святыню и этим показывает, что мы должны с великим благоговением относится к ней.

Вкушать просфору нужно прежде другой пищи. Поминать за проскомидией живых и умерших членов Церкви Христовой для них очень полезно. Частицы, вынимаемые из просфор на божественной проскомидии за поминаемые души, погружаются в животворящую кровь Христову, а кровь Иисуса Христа очищает от всякого зла и сильна вымолить у Бога Отца для нас все потребное. Блаженной памяти святителя Филарета, митрополита московского, однажды пред тем, когда он готовился служить литургию, в другой раз, пред самым начатием литургии, просили помолиться о некоторых болящих. На литургии он вынимал части из просфор за сих болящих, и они, вопреки приговору врачей к смерти, выздоравливали "Душепол. Григорий Двоеслов рассказывает, как известному в его время благочестивому священнику явился один умерший и просил помянуть его за обеднею. К этой просьбе явившийся прибавил, что если священная жертва облегчит его участь, то он уже в знак этого не явится более ему.

Священник исполнил требование, и нового явления не последовало. Во время проскомидии читаются 3 и 6 часы, чтобы занять мысли присутствующих в храме молитвою и воспоминанием о спасительной силе страданий и смерти Христовых. Когда совершится поминовение, проскомидия оканчивается тем, что на дискос полагается звездица, и он и потир закрываются покровцами общею пеленою, называемою воздухом. При сем бывает каждение жертвенника и читается священником молитва, чтобы Господь помянул всех принесших свои дары из хлеба и вина к проскомидии и тех, за которых принесены оные. Проскомидия напоминает нам два главных события в жизни Спасителя: Рождество Христово и смерть Христову. Поэтому все действия священника и вещи, употреблявшиеся на проскомидии, напоминают и Рождество Христово и смерть Христову. Жертвенник напоминает и Вифлеемскую пещеру и Голгофскую погребальную пещеру.

Дискос знаменует как ясли родившегося Спасителя, так и гроб Господень. Покровцы, воздух служат напоминанием пелен как младенческих, так и тех, в которых был погребен умерший Спаситель. Каждение знаменует ладан, принесенный волхвами родившемуся Спасителю, и те ароматы, которые употреблены, были при погребении Господа Иосифом и Никодимом. Звездица знаменует звезду, явившуюся при рождении Спасителя. Литургия оглашенных Верующие приготовляются к таинству причащения за второю частью литургии, которая называется литургиею оглашенных. Этой части литургии такое название усвоено потому, что к ее слушанию, кроме крещеных и допускаемых до причащения, допускаются и оглашенные, т. Готовящиеся к крещению и кающиеся, не допускаемые до причащения.

Тотчас по прочтении часов и совершении проскомидии литургия оглашенных начинается прославлением царства Пресвятой Троицы. Священник в алтаре на слова диакона: благослови, владыко, отвечает: благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков, аминь. За этим произносится великая ектения. После нее в обыкновенные дни поются два изобразительные псалма 142 и 145, разделяемые малою ектеньею. Эти псалмы называются изобразительными потому, что они весьма ясно изображают милости Божии, явленные для нас Спасителем мира, Иисусом Христом. В двунадесятые Господские праздники вместо изобразительных псалмов поются антифоны. Так называются те священные песни из псалмов царя Давида, которые поются попеременно на обоих клиросах.

Антифонное, т. Игнатию Богоносцу, жившему в первом веке по Рождеству Христову. Сей св. Антифонов - три в честь св. Первые два антифона отделяются малыми ектеньями. В обыкновенные дни после второго изобразительного псалма, а в двунадесятые Господские праздники после второго антифона, поется умилительная песнь Господу Иисусу: Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы, и Приснодевы Марии, непреложно истинно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас. Эта песнь составлена в пятом веке по Рождеству Христову греческим императором Юстинианом в опровержение ереси Нестория, который нечестиво учил, что Иисус Христос родился обыкновенным человеком, а божество соединилось с Ним во время крещения, и что поэтому Пресвятая Матерь Божия не есть, по его лжеучению, Богородица, а только христородица.

Когда поется 3-й антифон, а в обыкновенные дни - когда читается учение Спасителя о блаженствах, или блаженны, в. В преднесении горящей свечи диакон выносит чрез северную дверь из алтаря на амвон св. Евангелие и, испрашивая у священника, стоящего на амвоне, благословение на вход в алтарь, говорит в царских вратах: премудрость, прости! Так совершается малый вход. Он напоминает нам Иисуса Христа, явившегося с проповедью св. Свеча, носимая пред св. Иоанна Предтечу, который приготовлял народ к достойному принятию Богочеловека Христа, и которого Сам Господь наименовал: светильником горящим и светящим.

Открытые царские врата означают врата небесного царства, которые открылись пред нами вместе с явлением в мир Спасителя. Слова диакона: премудрость, прости, имеют в виду указать нам на глубокую мудрость, заключенную в св. Слово прости приглашает верующих к благоговейному стоянию и поклонению Спасителю мира Господу Иисусу Христу. Посему-то тотчас после возгласа диакона и хор поющих убеждает всех воздать поклонение Совершителю спасения мира. Приидите поклонимся, поет хор, и припадем ко Христу, спаси нас, Сыне Божий, поющия Ти аллилуиа. Легкомысленно поступил бы тот, кто на призыв св. Церкви не ответил бы низким поклонением своему великому благодетелю Господу Иисусу Христу.

Наши благочестивые предки при пении этого стиха все повергались на землю, даже и сами Боговенчанные Всероссийские Государи наши. После тропаря и кондака празднику или святому дневному диакон у местной иконы Спасителя молится: Господи спаси благочестивыя и услыши ны. Благочестивые - это все православные христиане, начиная с лиц Царствующего Дома и Святейшего Синода. За этим диакон становится в царских вратах и, обратившись к народу, говорит: и во веки веков. Эти слова диакона служат дополнением возгласа священника, который, благословляя диакона воздать хвалу Богу пением Трисвятого, говорит пред словами Господи спаси благочестивыя возглас: яко свят еси Боже наш и Тебе славу возсылаем Отцу, и Сыну и Святому Духу ныне и присно. Обращение диакона к народу в сие время указывает всем молящимся на время пения Трисвятой песни, которая должна быть воспеваема немолчными устами и во веки веков! Хор поет: Святый Боже, святый Крепкий, святый Безсмертный, помилуй нас.

Замечательно происхождение этой священной песни. В городе Константинополе было сильное землетрясение; верующие совершали молебствие на открытом воздухе. Вдруг один мальчик из народной топы был поднят бурею на небо, и там он услышал пение св. Троицу, воспевали: святый Боже, святый Крепкий сильный, всемогущий , святый Безсмертный! Спустившись невредимым, мальчик объявил народу о своем видении, и народ стал повторять ангельскую песнь и прибавлять помилуй нас, и землетрясение остановилось. Рассказанное событие случилось в пятом веке при патриархе Прокле, и с этого времени Трисвятая песнь введена была во все богослужения православной Церкви. В некоторые дни, как, например в субботу Лазареву, в Великую субботу, в дни Светлой недели, в Троицын день и в сочельники Рождества и Богоявления вместо Трисвятого поются слова апостола Павла: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа!

Это пение напоминает нам время первенствующей Церкви, когда в сии дни совершалось крещение оглашенных, которые из язычества и иудейства переходили в православную веру Христову. Давно это было, а песнь эта поется доныне, затем, чтобы напомнить нам о тех обетах, которые мы дали Господу при св. В день Воздвижения Креста Господня и Великим постом в воскресенье недели 4-й, крестопоклонной, вместо Трисвятого поется: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. За Трисвятою песнею; после прокимна, следует чтение апостольских посланий, которыми они просветили мир, когда обошли всю вселенную, чтобы научить ее истинной вере в св. Каждение при сем показывает, что апостольское проповедание слова Божия наполнило благоуханием Христова учения всю вселенную и изменило воздух, зараженный и испорченный идолопоклонством. Священник сидит у горнего места, означая Иисуса Христа, посылавшего перед Собою на проповедь апостолов. Прочим людям сидеть в сие время нет основания, разве за великою немощью.

Чтение божественных дел Христовых предлагается нам из Его евангелия вслед за посланиями апостольскими, дабы мы научились подражать Ему и любить нашего Спасителя за Его неизреченную любовь, как дети отца своего. Евангелие нужно слушать с таким великим вниманием и благоговением, как бы мы видели и слушали Самого Иисуса Христа. Царские врата, из которых мы слышали благую весть о Господе нашем Иисусе Христе, закрываются, и диакон снова приглашает нас сугубою ектеньею к усиленной молитве к Богу отцов своих. Время приближается к совершению святейшего таинства причащения. Оглашенные, как несовершенные, не могут быть при сем таинстве, и вот поэтому они скоро должны оставить собрание верных; но прежде за них молятся верные, дабы Господь просветил их словом истины и соединил с Своею Церковию. Когда диакон за ектеньею об оглашенных говорит: оглашении, главы ваша Господеви приклоните, то верные не обязываются преклонять своих голов. Это обращение диакона прямо относится к оглашенным, если они стоят в церкви, в знак того, что Господь благословляет их.

Во время ектеньи об оглашенных развивается на св. Повелением оглашенным выйти из церкви оканчивается вторая часть литургии, или литургия оглашенных. Литургия верных Начинается самая важная часть обедни - литургия верных, когда Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь пищу верным. Какую чистую совесть потребно иметь всякому молящемуся в сие время! Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом Так велико молитвенное настроение должно быть в молящихся. После двух кратких ектений отверзаются царские врата, Церковь внушает нам уподобится св. Таинственно изображая херувимов и воспевая Трисвятую песнь Животворящей Троице, отложим всякую заботу о житейском, чтобы поднять Царя всех, которого невидимо ангельские чины носят, как бы на копьях дори с песнею: аллилуия!

Эта песнь называется Херувимскою, как от первых начальных ее слов, так и потому, что она заканчивается песнею херувимов: аллилиа. Слово дориносима изображает человека, которого охраняют и сопровождают телохранители-копьеносцы. Как царей земных в торжественных шествиях окружают телохранители-воины, так Господу Иисусу Христу, Царю небесному, служат чины ангельские, воины небесные. Великий вход Среди Херувимской песни совершается так называемый великий вход, или перенесение приготовленных на проскомидии св. Диакон на голове своей чрез северную дверь несет дискос с св.

Азы православия: церковное богослужение

Девятый час является завершающей службой суточного круга и часто присоединяется к богослужению вечера, непосредственно перед Вечерней. Часы – это короткое богослужение, во время которого вспоминаются определенные события Священного Писания. Богослужебные часы. Часами именуются краткие богослужения суточного круга, соотнесенные с определенным временем дня по древнему израильскому и римскому исчислению времени.

Часы (церковная служба)

Как уже говорилось выше, и в Ветхозаветной церкви существовал обычай, который переняли апостолы, совершать молитвы в определенное время суток, в том числе в 3-й, 6-й, 9-й часы. Древние христианские подвижники исполняли свое молитвенное правило также в определенные часы нижеперечисленные 1-й, 3-й, 6-й, 9-й и в другое время дня и ночи. В монастырях в назначенное время суток служились церковные службы, в том числе и службы часов. Счет времени суток по Св. Писанию и Типикону отличается от современного. По восточному времяисчислению ночь делилась на 4 части по 3 часа в каждой — стражи, причем ночь начиналась с заходом солнца. Подобным образом ведется и времяисчисление Типикона, по которому: 1-й час соответствует нашему 7-у часу утра, 3-й час соответствует нашему 9-у часу утра, 6-й час соответствует нашему 12-у часу дня, 9-й час соответствует нашему 3-у часу после полудня в повествованиях о жизни подвижников часто упоминается, что они не вкушали пищи до девятого часа, то есть до 15.

Когда приготовление заканчивается, идет чтение Третьих и Шестых часов, на который вспоминают Рождество Христа и пророчества об этом.

Некоторые ошибочно считают, что первая часть — это некая литургия о здравии. Что это такое, не совсем понятно: во время приготовления Даров читаются молитвы и за здравие, и за упокой, чтится память святых, пророков и апостолов. Литургия оглашенных призвана приготовить молящихся к таинству. Названа она так потому, что в древности на нее ходили люди, не принявшие Крещения, но готовящиеся к нему. Их и называли оглашенными. Начинается она с антифонного пения гимна «Единородный Сыне». Затем идет малый вход с Евангелием, а за ним — пения и чтения.

Пение псалмов, называемое прокименом, предваряет чтение Апостола, после которого идет Проповедь. Чередование Аллилуйя со стихами из Псалтири стоит перед чтением Евангелия. После этого опять следует Проповедь. Завершается эта часть литургии ектенией — молитвенным прошением, исполняемым священником и хором. Это узнаваемая часть богослужения — на каждый стих, зачитанный священником, хор отвечает пением «Господи, помилуй», «Тебе, Господи» или «Аминь». Прихожане в это время осеняют себя крестным знамением. В древности после этого оглашенные уходили, а двери храма закрывались для продолжения.

Сейчас этого не делают, но некрещеные в дальнейшей службе участия не принимают. Литургия верных начинается с пения Херувимской песни, во время которой осуществляется Великий вход. Открываются Царские врата алтаря, диакон обходит с кадилом престол, алтарь, иконостас, священника, народ. При этом он читает Псалом 50. Вино и хлеб переносятся с жертвенника на престол, после чего врата закрываются. После вынесения Даров читают Символ Веры. Делается это всеми прихожанами, а перед произнесением Символа Веры нужно перекреститься.

Далее следует самая древняя и основная часть литургии — анафора. В православных церквях она представляет собой евхаристическую молитву, состоящую из пяти частей и читаемую священником. Порядок ее чтения таков: Вступление, или префация; Анамнезис — воспоминание о Тайной Вечере; Эпиклеза — призывание Святого духа на освящение Даров; Интерцессия — ходатайство за живых и усопших. Во время анафоры происходит переложение, или пресуществление Даров — они становятся Телом и Кровью Христовыми. После анафоры читается «Отче наш», и начинается само Причащение. Детей на него можно водить просто так, а вот взрослым следует предварительно исповедоваться и держать трехдневный пост. Первым причащается духовенство, за ним следуют мужчины, а в конце — женщины и дети.

В конце службы прихожане целуют напрестольный крест. Символическое значение литургии Как уже было сказано ранее, литургия воспроизводит основные моменты земной жизни Христа. Некоторые богословы рассматривают ее как вневременное воспоминание. Каждое литургическое действие несет в себе не один смысл. Так, на проскомидии вино разбавляют водой — это прямая отсылка к тому моменту, когда один из воинов пронзил распятого Христа копьем, и из отверстия полилась кровь и вода. Инструмент, которым на проскомидии отрезают частицы от просфор, называется копием и по форме напоминает то самое копье. Сам жертвенник, на котором происходит проскомидия, является образом той пещеры, где родился Иисус, а дискос, куда укладывают частицы просфор, — Гробом Господним.

В древности же они входили в круг древних Часов. Первый Час Служба Первого Часа является первой службой дня и как бы продолжением Утренней службы, и, исключая дни, когда служатся Царские Часы, всегда совершается сразу же после Утрени. Молитвословия Первого Часа находятся в Часослове сразжу после Утрени. Если же совершается Утреня Полиелейная или с Великим Славословием, то тогда Первый Час читается после полного отпуста Утрени и обычного многолетия. Далее следуют стихи из 118-го псалма ст. Кондак на службе Часа читается всегда один; если их два, то они чередуются: на Первом Часе один, на Третьем — другой, на Шестом опять первый, на Девятом — второй. Священник произносит Великий отпуст, если служба была Вседневная, так как в этом случае Первым Часом заканчивается служба Утрени.

Помимо указанных воспоминаний общий характер этой службы состоит в выражении благодарственных чувств Господу за наступивший день, просьба, молитва о наставлении на путь, угодный Богу, в течение грядущего дня. В связи со временем утра и с указанными воспоминаниями положены на Первом Часе определенные псалмы, в которых излагается утренняя молитва, раскрываются свойства врагов, которыми Спаситель был оклеветан и осужден Пс. Затем говорится о том, что, когда настанет утро вечности, тогда Господь истребит всех грешников, чтобы во святом граде, то есть Небесном Иерусалиме, были одни святые Пс. Первый Час стоит в числе дневных суточных служб уже в древнейших греческих памятниках 8-го века, то есть почти со времени возникновения современного суточного Богослужебного круга. Источники службы Первого Часа восходят к временам еще более древним. О молитвенной встрече дня говорит святой Василий Великий, и псалмы, им приводимые, есть именно псалмы Первого Часа. На Западе Первый Час становится известным с 6-го века в уставе святого Бенедикта.

В Синайском и Эфиопском Часословах, как утверждает Е.

Во вторник прославляется святый Иоанн Креститель, как больший из всех пророков и праведных. В среду воспоминается предательство Господа Иудою и, в связи с этим, совершается служба в память Креста Господня день постный. В четверг прославляются святые Апостолы и святитель Николай Чудотворец. В пятницу воспоминаются крестные страдания и смерть Спасителя и совершается служба в честь Креста Господня день постный.

В субботу — день покоя — прославляются Божия Матерь, Которая ублажается и ежедневно, праотцы, пророки, апостолы, мученики, преподобные, праведные и все святые, достигшие упокоения в Господе. Также поминаются все усопшие в истинной вере и надежде на воскресение и жизнь вечную. Годовой круг Богослужений Годовым кругом Богослужений называется порядок служб на протяжении всего года. Каждый день в году посвящается памяти тех или других святых, а также и особым священным событиям — праздникам и постам.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий