Национальный герой Валерий Чкалов, проживший всего 34 года, настолько любим и популярен в народе, что возникли легенды не только о его жизни, но и о его гибели. За данный перелет Чкалов получил наравне со званием Героя Советского Союза и личный самолет У-2. Дело в том, что Чкалов отличался не только исключительной отвагой в воздухе, но и откровенной дерзостью и лихачеством. Каждый год в Чкаловске празднуют день рождения знаменитого земляка. Торжественный митинг 2 февраля по традиции проходит на главной площади города имени, конечно, Валерия Чкалова. А вот Чкалов не испугался и в итоге возглавил экипаж для дерзкого броска через полюс.
Тайна гибели летчика №1 СССР Валерия Чкалова
За осуществление этого перелета летчики были награждены орденами Красного Знамени. Тогда протяженность маршрута составила 9374 км. Полет длился 56 часов 20 минут. Стараясь избежать падения на жилые постройки, летчик столкнулся с высоковольтной опорой. Через два часа он скончался в Боткинской больнице. Это был первый полет одномоторного истребителя-моноплана.
Многие элементы конструкции были опытными и раньше не проходили проверку в воздухе. Официальной версией авиакатастрофы считается отказ мотора. Спустя всего год разбился еще один опытный И-180 — лопнул маслорадиатор. Оба происшествия поставили крест на образце самолета. К концу следующего года в Заполярье будет создана основа отечественной авиагруппировки Трагическая смерть Чкалова мгновенно обросла множеством слухов и догадок.
Некоторые считали, что летчику «помогли» разбиться. В частности, его сын Игорь Чкалов и вовсе был убежден, что причиной всему стала личная обида Иосифа Сталина, который якобы хотел назначить отца на должность наркома внутренних дел, но получил отказ.
Урна с прахом Валерия Чкалова находится в Кремлёвской стене. В нашем городе Валерий Чкалов был один раз, 4-5 сентября 1937 года. В Куйбышев он прибыл на теплоходе «Михаил Калинин», чтобы навестить живущих здесь родственников. Тем не менее имя «сталинского сокола» широко отражено в самарской топонимике.
Для Ольги это был особенно тяжелый удар, ведь она уже носила новую жизнь под сердцем.
Он воспитал двоих сыновей, одного из которых назвал в честь отца. Внук легендарного летчика, в свою очередь, своего старшего сына назвал Игорем. Дочь летчика Валерия Валерьевна посвятила жизнь науке, прошла путь от рядового инженера до начальника сектора во Всесоюзном НИИ радиотехники. За свою жизнь посвятила отцу несколько книг, но, к сожалению, ее уже тоже нет среди живых. А вот самая младшая дочь Ольга Валерьевна здравствует, ей уже более 80 лет. Ее стезя — биология. В продолжение рода знаменитого летчика у нее на свет появилась дочь Мария, которая, так же как и другие родственники, тесно связана с наукой.
Один из самых громких связан с домом и участком в поселке Серебряный Бор. Когда-то в далеком 1939 году землю потомкам авиатора подарила советская власть, дав право на бесплатное и бессрочное пользование дачей. В 90-е годы дача была в собственности компании «Мосдачтрест». Ее приватизировали, а в 2020 году участок с жилым помещением в ставшем элитным поселке, где проживали потомки летчика, приобрело «Бон Инвестиции». Семейству предлагали переезд в другое место, но они были намерены до последнего отстаивать свое проживание на вверенной в бессрочное пользование земле. Позднее дочка Ольга Чкалова решила обратиться к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с предложением в защиту своей семьи, а также просила отдать прах отца из Кремлевской стены, чтобы захоронить его в другом месте.
Служба Чкалова начинается в Ленинграде. Он часто совершает рискованные полеты, один из самых знаменитых эпизодов в его биографии — пролет под Троицким мостом. За свои поступки и лихачества Чкалов неоднократно подвергался взысканиям и даже приговаривался к лишению свободы.
Но каждый раз у Чкалова находились заступники, взыскания снимались, наказания смягчались. Чкалов испытывает множество самолетов: истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков, экспериментальных машин. В 1935 году его награждают орденом Ленина. Чкалов не только выполняет фигуры высшего пилотажа, но и разрабатывает новые. Чкалов стал всенародным героем. Еще при жизни Чкалова его родной поселок Василёво переименовывают в Чкаловск.
«Он не такой был!» Неизвестные факты из жизни летчика Валерия Чкалова
В 1937 году Валерий снова отправился на очень рискованное задание, которое было трудноисполнимо даже для настоящих мастеров авиации. Необходимо было отправиться в путь по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер. Этот полет был такой же трудновыполнимый и рискованный, как и предыдущий, и не каждый человек, даже профессионал, мог бы управлять самолетом так долго и преодолеть столько трудностей, начиная от стремительно меняющихся погодных условий, скачков температуры и заканчивая усталостью, из-за которой малейшая ошибка могла стать смертельной. Полет, также как и предыдущий, прошел без единой остановки в течение двух летних июньских дней. За полетом напряженно следил весь мир. Экипаж с энтузиазмом встречали разные горожане, более того, в Вашингтоне пилотов вышел приветствовать сам Франклин Рузвельт, чтобы высказать почтение их храбрости и выносливости. За этот не вызывающий сомнения героический подвиг, прославивший авиацию СССР на весь мир, на торжественной церемонии летчиков наградили орденами Красного Знамени, что еще более увековечило их в истории СССР и мировой авиации. Валерий Чкалов погиб зимой 1938 года. Истребитель И-180 из-за поломки в двигателе, которую невозможно было устранить, потерпел крушение. Пытаясь предотвратить жертвы среди мирного населения, Чкалов пожертвовал собой, изменил направление и столкнулся с линией проводов, находящихся под колоссальным напряжением.
Валерия быстро доставили в госпиталь, где врачи отчаянно боролись за его жизнь, но там он скончался. Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене. Чкалов был настолько знаменитым человеком в СССР, что в его честь называли улицы, образовательные заведения, станции метрополитена и многие другие, самые разные объекты, включая малую Родину Чкалова — село Васильево. По всей стране, в самых разных городах, установлены памятники различного вида, например, известная памятная скульптура, поставленная в Нижнем Новгороде. В основании тщательно выгравированы траектории перелётов, вошедших в историю. Скульптуру старательно и трудолюбиво создал Исаак Менделеевич, за что был награжден. Даже в США установлен памятник Валерию Павловичу, на вечную память о невероятном героическом полете поставили знак треугольника, с изображением самолета, пролетающего Северный полюс, в центре.
Первая комиссия, кроме того, прямо указала, что "гибель т. По поводу недоделок и дефектов в моторе, крыльях, шасси самолета, и, особенно, по поводу отсутствия снятия жалюзи, написаны десятки статей, собраны целые тома свидетельств очевидцев и непосредственных участников испытаний. На самолете действительно имелись многочисленные дефекты и недоделки, а при его сборке и испытаниях допущена недопустимая поспешность.
Новый истребитель был явно сырым и не готовым к полетным испытаниям. Хронология совершенно неоправданного аврала и спешки при создании истребителя подробно отражена в материалах следственно-судебного дела, описана Г. Байдуковым, а затем уточнена и дополнена, со ссылками на архивные документы, старшей дочерью летчика В. Чкаловой в написанных ею книгах "Чкалов без грифа "секретно" и "Валерий Чкалов". Надо отметить, что помимо перечисления "усовершенствований" и недоработок, любая из которых, а не только переохлаждение мотора, могла сыграть тогда роковую роль, комиссия 1955 года назвала в числе основных виновников трагедии Н. Поликарпова и В. Чкалова: "Поликарпов ответственен за то, что разрешил первый полет на опытном самолете, совершенно не подготовленном к полету при низких температурах воздуха: отсутствие жалюзей, регулирующих охлаждение мотора. Чкалов ответственен за то, что, имея богатый опыт эксплуатации истребителей в различных температурных условиях, согласился лететь без жалюзи. Во-вторых, знал, что полет без жалюзи ненадежен, но понадеялся на свое искусство пилотирования: выполнял полет по большому кругу в таком удалении от него, что в результате отказа матчасти не мог спланировать на аэродром без мотора. Переохладив мотор при планировании, Чкалов не смог воспользоваться им и не дотянул до аэродрома, приземлился на поселок.
Усачев М. Чкалову на самолете И-180, так как необходимо учесть, что Чкалов и Поликарпов пользовались таким авторитетом, что их решение едва ли кто смог отменить". А вот какую оценку действиям летчика дал К. Ворошилов в своем приказе от 4 июня 1939 г. Чкалов, погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полет в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чем Чкалов был полностью осведомлен; больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолета, тов. Сталин лично дал указание о запрещении тов. Чкалову полетов впредь до полного устранения недостатков самолета, тем не менее, комбриг Чкалов на этом самолете с неустраненными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но и начал совершать свой первый полет на новом самолете и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламленной местности, самолет разбился, и комбриг Чкалов погиб". Ссылаясь на эти и другие документы, некоторые исследователи пытаются доказать, что трагедия произошла не только а может быть и не столько по причине дефектов самолета, сколько из-за недисциплинированности самого Чкалова, нарушившего полетное задание. Основания для этого у них есть, так как ни одна комиссия по существу не сказала, что же превалировало — дефекты самолета или, как принято сегодня говорить, человеческий фактор? Были ли беспристрастны эксперты?
При анализе этих заключений сразу бросается в глаза их поверхностность — выводы ничем не обоснованы, отсутствуют какие-либо расчеты. Есть большие сомнения и в беспристрастности экспертов. Например, автор при изучении архивных следственно-судебных документов обратил внимание, что акт экспертизы 1955 года объемом в две печатных странички, подписанный, помимо М. Громова, начальником 1-го Главка Минавиапрома А. Кононенко, появился на свет в результате нескольких ходатайств о пересмотре дела в отношении бывшего начальника того же 1-го Главка С. Причем, М. Громов подписал акт 8 июня, а члены комиссии только … 9 ноября того же года!? Поверхностные и мало чем подкрепленные доводы "экспертов", акцентировавших "вину" Чкалова и не содержащие обоснованных выводов о причинах аварии, явились дополнительным весомым аргументом для сторонников указанной версии. В одной из своих жалоб бывший начальник Летно-испытательной станции осужденный В. Порай утверждал: "Все признаки налицо, что 12.
Порай пишет: "В последнем полете Валерий Павлович проявил тоже большую горячность, о которой многие помнят…он кричал на Яковлева, называя его саботажником", поскольку Яковлев протестовал "против такой спешной подготовки самолета". В том же письме Порая есть зачеркнутая им после написания фраза — "все мое товарищеское отношение к Валерию было направлено на его воздержание от ненужного удальства…" А. Клембовский, выступая в защиту конструкторов и инженеров, пишет следующее: "Пришло время вспомнить о крутом характере Чкалова, его своеволии, большой пробивной силе. Кто мог противостоять ему? Берия должен был высылать автомашины на аэродром, чтобы 12 декабря перегородить взлетную полосу перед И-180. Приходится признать этот факт. Здесь напрашивается вывод о стремлении Чкалова совершить полет именно 15 декабря вопреки всяким запретам и рекомендациям… В результате группа конструкторов и инженеров И-180 пострадала напрасно.
Помимо военных подвигов он отличался невероятной энергией и крайней недисциплинированностью в обычной жизни. Дважды из-за этого ему довелось побывать за решеткой.
Ленинградский трибунал Свой первый тюремный срок Чкалов получил, когда ему едва исполнился двадцать один год. Тогда он прибыл на службу в в 21 год, когда проходил службу в 1-ю Ленинградскую краснознаменную авиационной истребительную эскадрилью. Новобранец сразу показал свой норов и неумение соблюдать устав. Однако, последней каплей командиров стал устроенный им пьяный дебош. Причиной ссоры с офицерами стало несогласие Чкалова с тем, что ему дали 20 суток гауптвахты за неоднократные нарушения дисциплины. Однако, и гауптвахта не усмирила буйный характер молодого пилота. Отбыв положенный срок на «губе», Чкалов отметил выход на свободу грандиозным застольем, после которого, как ни в чем не бывало, прибыл на аэродром к назначенному времени для выполнения очередного запланированного учебного группового полёта. Естественно, его сразу же от полетов отстранили, что вызвало бурное негодование Чкалова. Ругаясь и оскорбляя офицеров, он еще долго не мог угомониться.
Насилу успокоили. То, что произошло на аэродроме 7 сентября 1925 года, очень не понравился личному составу и командованию эскадрильи, которое инициировало возбуждение судебного дела. Другими словами, достал всех Чкалов, и сотрудники аэродрома дружно написали на него в правоохранительные органы. Те отреагировали, и 16 ноября 1925 года военный трибунал приговорил Чкалова к 6 месяцам лишения свободы. На самом деле, Чкалову светило лет пять-шесть. Однако, в последний момент начальник эскадрильи пожалел талантливого, но ершистого летчика. И предоставил суду такую характеристику на подсудимого, что хоть почетную грамоту тому выдавай. А дальше — больше. Не успел Чкалов и двух месяцев отсидеть, как командование ВВС сделало все, чтобы он вышел досрочно.
Но, как показало дальнейшее развитие событий, своё поведение он менять даже не планировал. Очередной «залет» В следующий раз будущий ас попал за решетку в 1928 году. Все началось в конце декабря 1927-го. Чкалов только что был назначен командиром звена 15-й Брянской авиационной эскадрильи. Назначение как надо «обмыли», и, понятное дело, нарвались на скандал. И хотя тогда, перед новогодними праздниками, сор из избы решили не выносить, все равно все закончилось печально. Отрабатывая на гомельском аэродроме посадку на точность, он зацепил хвостом истребителя край оврага. Сам не пострадал, но машину «убил». Возможно, и этот инцидент мог сойти ему с рук. Однако, спустя пару недель, когда еще шла проверка по факту его авиакатастрофы, он учудил такое, на что начальство уже не могло закрыть глаза.
Возвращаясь на самолете «Фоккер» из Гомеля на Брянщину, Чкалову вдруг загорелось пролететь под телеграфной линией недалеко от районной станции Сураж. Снившись на высоту менее десяти метров, пилот нырнул на своем «Фокере» под провода, но совсем чуть-чуть не рассчитал, и зацепил их. Самолет рухнул на землю. Чкалов снова отделался легким испугом, чего нельзя было сказать о несчастном «Фоккере». Вспомнили все грехи После этого за непослушного летчика взялись всерьез. Служебное расследование было самым тщательным. По его итогам Чкалова признали негодным к службе, а в его медицинской карте появилась запись о наличии у пилота шизоидного статуса, излишней самоуверенности и тяги к злоупотреблению алкоголем. Однако, из ВВС его все-таки не выгнали. Все-таки Чкалов был любимчиком у многих кремлевских бонз, в первую очередь у Сталина. По итогам разбирательства летчика понизили в звании, сделав рядовым, и вынеся последнее «китайское» предупреждение о неполном служебном соответствии.
120 лет со дня рождения знаменитого лётчика-испытателя Валерия Чкалова.
За данный перелет Чкалов получил наравне со званием Героя Советского Союза и личный самолет У-2. 1929–1930 годы Валерий Чкалов руководит школой планеристов и работает инструктором при Осоавиахиме Ленинграда. Чкалов совместно с Беляковым и Байдуковым впервые совершил беспосадочный перелет через Северный полюс из СССР в США. Сормовские корни, затопленная школа и кухлянка на оленьем меху: Пять малоизвестных фактов о «сталинском соколе» Чкалове. Валерий Чкалов за летную карьеру освоил более 30 типов самолетов, но последним для него стал одномоторный истребитель-моноплан И-180. Чкалов, Валерий Павлович — У этого термина существуют и другие значения, см. Чкалов. Валерий Павлович Чкалов Дата рождения 20 января (2 февраля) 1904(1904-02-02) Место рождения село Василёво, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния.
2 февраля исполняется 115 лет со дня рождения легендарного Валерия Чкалова
Сказать, что этот перелет был сложным - не сказать ничего. Расстояние, непогода, перегрузки - все это стало настоящим испытанием для техники и экипажа. Сейчас тот самый самолет хранится в фонде музея Валерия Чкалова в его родном городе Чкаловск. Раньше это было село Василево. Кстати, еще до легендарного перелета годом ранее был еще один. Из Москвы на Дальний Восток через всю территорию нашей необъятной Родины. Но Валерий Чкалов известен не только своими легендарными перелетами. Фигуры высшего пилотажа - тоже он.
В дальнейшем, по возвращению в Ленинград, Валерий стал работать инструктором в авиационном клубе. Там Чкалов снова с удовольствием вернулся к службе летчика и стремительно наверстал упущенное: участвовал в 800 полетах высокого уровня сложности и в совершенстве изучил технику управления несколькими десятками видов самолетов. Однажды летчику выпала честь испытать авиазвено, в состав которого входили бомбардировщик, на крыльях которого были пять истребителей. Чкалов не только участвовал в полетах, но и лично модифицировал их технику и изобретал различные фигуры высшего пилотажа, названные впоследствии «восходящий штопор», «замедленная бочка». В 1936 году произошло невероятное событие. Летом, в июле, Валерий, руководитель самолета, совершил первый перелет из Москвы на Сахалин, произошедший без единой посадки за такое колоссальное расстояние в несколько тысяч километров. К счастью, команда пересекла практически всю Россию без каких-либо происшествий. За героический перелет всей команде: Чкалову, Белякову и Байдукову, торжественно присвоили звания Героев Советского Союза. Это было не единственным вознаграждением — также им вручили ордена Ленина и медали «Золотая Звезда», что считалось очень высокими наградами и почестями. Немногие могли бы дослужиться до такой награды. Героическая жизнь продолжилась. В 1937 году Валерий снова отправился на очень рискованное задание, которое было трудноисполнимо даже для настоящих мастеров авиации. Необходимо было отправиться в путь по маршруту Москва — Северный полюс — Ванкувер. Этот полет был такой же трудновыполнимый и рискованный, как и предыдущий, и не каждый человек, даже профессионал, мог бы управлять самолетом так долго и преодолеть столько трудностей, начиная от стремительно меняющихся погодных условий, скачков температуры и заканчивая усталостью, из-за которой малейшая ошибка могла стать смертельной. Полет, также как и предыдущий, прошел без единой остановки в течение двух летних июньских дней. За полетом напряженно следил весь мир. Экипаж с энтузиазмом встречали разные горожане, более того, в Вашингтоне пилотов вышел приветствовать сам Франклин Рузвельт, чтобы высказать почтение их храбрости и выносливости.
Всего им было совершено свыше 800 испытательных вылетов. За испытание самолета И-16 Валерий Чкалов вместе с конструктором Поликарповым были награждены высшей наградой того времени — орденом Ленина. По иронии судьбы погиб Чкалов во время испытания самолета И-180, созданного тем же конструктором Поликарповым. Для полета пошили костюм из оленьего меха Однако по-настоящему мировая слава пришла к Валерию Чкалову после совершения им двух беспосадочных перелетов: сначала по маршруту Москва — остров Удд 56 часов , а затем по маршруту Москва — Ванкувер 63 часа. Кроме того, советское правительство подарило Чкалову личный самолет У-2. Рядом с музеем построен ангар для самолетов, связанных с Чкаловым. Есть здесь и тот самый Ант-25, на котором летчик совершил полет над Северным полюсом. Второй перелет был еще более сложным — летчикам предстояло пересечь Северный полюс. Специально к этому рейсу каждому из них сшили специальный костюм, включающий в себя кухлянку из теплого оленьего меха, кожаную куртку, легкие водонепроницаемые брюки на гагачьем пуху и меховые сапоги-унты. Под костюмы надевалось шерстное белье, под шерстяное — шелковое. Как оказалось, такая подготовка была не напрасной — в дороге у самолета отказала система отопления. К слову, костюм этот до сих пор хранится в доме-музее Чкалова в Нижегородской области. Здесь же стоит тот самый легендарный самолет Ант-25, на котором Чкалов совершил оба беспосадочных полета.
Совершил более 800 испытательных полетов. Участвовал в первом вылете и испытаниях системы "Звено-1" бомбардировщик ТБ-1 с двумя истребителями И-4 на его крыльях. В 1931 г. В январе 1933 г. Летчик-испытатель В 1933-1936 гг. Валерий Чкалов был летчиком-испытателем Московского авиазавода им. Провел испытания истребителей И-15 и И-16, а также опытного истребителя И-17. Придумал и первым выполнил новые фигуры высшего пилотажа - восходящий штопор и замедленную бочку. Всесоюзную известность получил как командир экипажа самолета АНТ-25 второй пилот - Георгий Байдуков, штурман - Александр Беляков , совершившего в 1936-1937 гг. Удд ныне - о. Чкалова в Сахалинском заливе Охотского моря. Протяженность полета составила 9 тыс. Ванкувер США, шт. Вашингтон; до Сан-Франциско долететь не удалось из-за нехватки топлива , ставший первым в истории трансарктическим перелетом из Европы в Америку. Экипаж за 63 ч 16 мин преодолел 9 тыс. С декабря 1936 г.
Воздушный первопроходец Валерий Чкалов
Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Фильм «Валерий Чкалов» первое, но далеко не единственное художественное произведение, посвященное знаменитому летчику. В конце июня 1937 года Чкалов совершил свой знаменитый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США). История переименования Оренбурга в Чкалов до сих пор вызывает много вопросов, ведь, как известно, летчик никогда не был в городе, которому было присвоено его имя.
Рыцарь пятого океана. К 110-летию со дня рождения советского летчика В.П. Чкалова
Полет, также как и предыдущий, прошел без единой остановки в течение двух летних июньских дней. За полетом напряженно следил весь мир. Экипаж с энтузиазмом встречали разные горожане, более того, в Вашингтоне пилотов вышел приветствовать сам Франклин Рузвельт, чтобы высказать почтение их храбрости и выносливости. За этот не вызывающий сомнения героический подвиг, прославивший авиацию СССР на весь мир, на торжественной церемонии летчиков наградили орденами Красного Знамени, что еще более увековечило их в истории СССР и мировой авиации. Валерий Чкалов погиб зимой 1938 года. Истребитель И-180 из-за поломки в двигателе, которую невозможно было устранить, потерпел крушение. Пытаясь предотвратить жертвы среди мирного населения, Чкалов пожертвовал собой, изменил направление и столкнулся с линией проводов, находящихся под колоссальным напряжением. Валерия быстро доставили в госпиталь, где врачи отчаянно боролись за его жизнь, но там он скончался. Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.
Чкалов был настолько знаменитым человеком в СССР, что в его честь называли улицы, образовательные заведения, станции метрополитена и многие другие, самые разные объекты, включая малую Родину Чкалова — село Васильево. По всей стране, в самых разных городах, установлены памятники различного вида, например, известная памятная скульптура, поставленная в Нижнем Новгороде. В основании тщательно выгравированы траектории перелётов, вошедших в историю. Скульптуру старательно и трудолюбиво создал Исаак Менделеевич, за что был награжден. Даже в США установлен памятник Валерию Павловичу, на вечную память о невероятном героическом полете поставили знак треугольника, с изображением самолета, пролетающего Северный полюс, в центре. Валерий Павлович Чкалов - легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, "человек неба". Он был довоенным Гагариным в Стране Советов. Его вклад в отечественную авиацию огромен - испытал более 70 типов самолётов, разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа, тактику боя, что очень пригодилось в войне.
В 1928 года был уволен из армии за аварию самолёта и осуждён на 1 год лишения свободы. В январе 1929 года находился в тюремном заключении в Брянской тюрьме, затем был помилован. В 1929-1930 годах работал лётчиком-инструктором в Ленинградском аэроклубе ныне Санкт-Петербург. Вновь в армии с 1930 года. В 1930-1933 — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС. Участвовал в первом вылете и испытаниях системы «Звено-1» бомбардировщик ТБ-1 с двумя истребителями И-4 на его крыльях. Провёл государственные испытания истребителя И-5, участвовал в испытаниях других истребителей.
С января 1933 года — в запасе. Поднял в небо и провёл испытания истребителей И-15 и И-16, составивших основу истребительной авиации советских ВВС довоенного периода. Провёл испытания И-16 на штопор, а также испытания опытного истребителя И-17.
Успешно закончив Егорьевскую теоретическую школу, весной 1923 года Валерий, как и все его товарищи, получил звание красного командира, или, как тогда говорили, краскома. Весь выпуск тут же направили в Борисоглебскую школу лётчиков для практических занятий.
Чкалов 16 апреля 1923 г. Здесь только началось формирование 2-й военной школы лётчиков. В ней в числе лётчиков - инструкторов и преподавателей было не мало участников боёв на фронтах гражданской войны. От них Чкалов и другие курсанты узнавали много поучительного о славных боевых делах первых красвоенлетов, отважно и самоотверженно сражавшихся с врагами молодого советского государства под Царицыном, Петроргадом, на Южном фронте, в Туркестане, у Каховки. С огромным интересом Чкалов слушал рассказы боевых авиаторов о победоносных воздушных боях с хорошо оснащёнными новой авиационной техникой интервентами и белогвардейцами.
Эти беседы имели огромное значение для Чкалова. Они способствовали формированию характера будущего лётчика, патриотических чувст и любви к своей Советской Родине. В Борисоглебской лётной школе Чкалов сразу же включился в работу. Его можно было видеть на перестройке кавалерийского манежа, в ангаре и на аэродроме, в мастерских на сборке самолётов и в библиотеке. В свободное время он увлекался футболом, участвовал в художественной самодеятельности.
Всюду успевал этот энергичный, подвижный и общительный волжанин. В Борисоглебске Валерий Чкалов попал в группу инструктора Очева Вениамина Алексеевича , очень требовательного и строгого лётчика. Обучение летному мастерству началось с рулёжки на самолете "Моран-Парасоль". Рулёжка в то время входила в программу обучения курсантов и производилась на самолётах, у которых с плоскостей была снята обшивка, чтобы самолёт не взлетел. Курсанты учились управлять самолётом на земле при разбеге, имитируя взлёт, и на пробеге - посадку.
В этих случаях очень важно уметь выдерживать направление рулёжки. Такие упражнения Чкалов выполнял отлично и закончил рулёжку одним из первых в группе. Если на теоретически занятиях Чкалов учился хорошо, то во время практического обучения он сразу же показал незаурядные способности, напористость, неукротимую жажду в освоении лётного мастерства. У Чкалова было много друзей. Его уважали за прямоту, за твёрдость характера, за чуткость, отзывчивость, за стремление помочь товарищам, когда они в этом нуждались.
В аттестации Валерия было записано: «Чкалов являет пример осмысленного и внимательного лётчика… Он быстро соображает и действует с энергией и решительностью, раскрывает причины своих ошибок и удачно их исправляет. Хорошо чувствует самолёт и скорость полёта». В октябре 1923 года в числе десяти лучших учеников, Чкалова отправляют в Московскую школу высшего пилотажа. Здесь он уже слушатель, а не «учлёт», и самолёты здесь боевые, немецкие «фоккеры» и английские «мартинсайды», на которых будут обучать фигурам высшего пилотажа. Его учителем и наставником, в Московской авиашколе, стал Александр Иванович Жуков.
В мае 1924 года Чкалов окончил московскую школу и получил направление в Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Его определили в группу лётчика-инструктора Михаила Михайловича Громова , великолепнейшего лётчика, прекрасного педагога и душевного человека. В своих воспоминаниях о тех далёких днях бывший инструктор Серпуховской школы, М. Громов так характеризовал Чкалова в своем рассказе «Самородок»: «Чкалов неизменно оказывался первым на всех стадиях обучения воздушному бою. Он не знал никаких колебаний: сказано — сделано.
Он шёл, как говорится, напролом. Самые смелые решения он приводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха. В решительную минуту он отбрасывал всё, что ему мешало достигнуть успеха. Все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении — к победе. Быстрота действий у этого человека равнялась быстроте соображения.
Он действовал так решительно, что, в сущности говоря, и времени не оставлял для сомнений … Чкалов просто не умел бояться. Виртуозным маневром ошеломлял «противника», сваливался ему на голову, заходил в хвост и добивался победы». В ноябре 1924 года Чкалов получил звание лётчика-истребителя, распростился с Серпуховом и убыл в строевую часть. В 1-й Краснознаменной истребительной эскадрилье, созданной из отряда легендарного лётчика Нестерова, Валерия Чкалова назначили в звено лётчика Москвина, выделив для первоначальных тренировочных полётов французский самолёт «Ньюпор-24-бис», много раз ремонтированный во многих мастерских…. Трудно сказать, как сложилась бы служба Валерия Павловича в эскадрилье, если бы не её командир Иван Панфилович Антошин впоследствии ставшим начальником Одесской лётной школы или «Батя», как называли его подчинённые.
Связанный рамками устава, указов свыше, Антошин понимал неординарность молодого лётчика Чкалова, уступал его просьбам совершить ту или иную фигуру в воздухе. Побеспокоился Иван Панфилович и о безопасности своего «подопечного» — пересадив его на более прочный самолёт — «Фоккер Д-7».
В те времена бытовала практика, что лучших учеников отправляют совершенствоваться в военно-авиационную школу в Москве, а потом — в авиашколу в Серпухове. Валерий стал летчиком-истребителем в 20 лет, и его направили в Ленинградскую Краснозаменскую авиаэскдрилью. Готовый встретиться лицом к лицу с любыми трудностями, Чкалов никогда не боялся заданий, где был очень высокий риск для жизни, из-за чего его частенько снимали с занятий. Тем не менее, Валерий стал лучшим летчиком в своей части, и за заслуги его пригласили участвовать в воздушном параде в Москве в честь Октябрьской революции, что считалось огромной честью. Валерий продемонстрировал высший пилотаж, и его лично наградил Климент Ворошилов. После такого успеха произошла катастрофическая неудача. Чкалов столкнулся с линией телеграфных проводов.
И хотя обошлось без жертв, и сам пилот не пострадал, наказание за неудачу было очень суровым — Чкалова осудили на один год. Тем не менее, через пару недель вышел приказ об его освобождении, и Валерий был назначен в запас. В дальнейшем, по возвращению в Ленинград, Валерий стал работать инструктором в авиационном клубе. Там Чкалов снова с удовольствием вернулся к службе летчика и стремительно наверстал упущенное: участвовал в 800 полетах высокого уровня сложности и в совершенстве изучил технику управления несколькими десятками видов самолетов. Однажды летчику выпала честь испытать авиазвено, в состав которого входили бомбардировщик, на крыльях которого были пять истребителей. Чкалов не только участвовал в полетах, но и лично модифицировал их технику и изобретал различные фигуры высшего пилотажа, названные впоследствии «восходящий штопор», «замедленная бочка». В 1936 году произошло невероятное событие. Летом, в июле, Валерий, руководитель самолета, совершил первый перелет из Москвы на Сахалин, произошедший без единой посадки за такое колоссальное расстояние в несколько тысяч километров. К счастью, команда пересекла практически всю Россию без каких-либо происшествий.
За героический перелет всей команде: Чкалову, Белякову и Байдукову, торжественно присвоили звания Героев Советского Союза.
Валерий Чкалов и Череповец. Какую роль сыграл город металлургов в жизни легендарного летчика?
Имя Валерия Чкалова ассоциируется с беспримерной отвагой и храбростью в покорении такого недоступного для человека неба – Самые лучшие и интересные новости по теме: Родина, СССР, Чкалов на развлекательном портале Однажды Чкалов поспорил со своим товарищем, что беспрерывно сделает 50 «мертвых петель». Чкалов снова отделался легким испугом, чего нельзя было сказать о несчастном «Фоккере». Чкалов вспоминал, что отец уже 12‑летним брал его с собой в затон.
120 лет со дня рождения Валерия Чкалова, который совершил перелет через Северный полюс
За время обучения Чкалов летал на технике различных типов и получил квалификацию летчика-истребителя. Сормовские корни, затопленная школа и кухлянка на оленьем меху: Пять малоизвестных фактов о «сталинском соколе» Чкалове. Валерий Чкалов окончил теоретическую школу авиации в Егорьевске, Вторую военную школу летчиков Красного воздушного флота в Борисоглебске и Первую высшую школу красных военных летчиков в Москве.