личные амбиции Богдана Хмельницкого - не получается: идея отхода Запорожья и не только его под власть Московского государства развернулась ещё. Богдан Хмельницкий – полководец, гетман Войска Запорожского, государственный и политический деятель. В результате началась Русско-польская война 1653-1667 годов, причиной которой был переход под власть царя Алексея Михайловича украинских казаков Богдана Хмельницкого, ведущих освободительную войну против Польши, и присоединение Украины к России. Переяславская рада и присоединение Украины к Российскому государству в 1654 г.
Добро пожаловать!
- Первые шаги к свободе
- Воссоединение Украины с Россией в XVII веке
- Что выбирал Богдан Хмельницкий при объединении Украины с Россией
- Как Богдан Хмельницкий соотечественников продавал : mikle1 — LiveJournal
- Добро пожаловать!
Вхождение Украины в состав России
Хан принял казацкого вождя благожелательно, но официально объявлять войну Речи Посполитой не захотел, ограничившись передачей в помощь Хмельницкому отряда перекопского мурзы Туган-бея. Вернувшись на Запорожье, Хмельницкий доложил казакам о результатах переговоров и призвал их к восстанию. Его призывы, по словам историков, упали на благодатную почву. На территории бывших западных княжеств Древнерусского государства, захваченных в XIII—XIV веках Литвой, а затем вошедших в состав польско-литовского государства Речь Посполитая, жестоко ущемлялись права русского православного населения. Кроме этого, происходило постоянное измывательство на этнической почве. Поляки воспринимали себя хозяевами положения и на всех остальных смотрели свысока», — рассказал RT доктор исторических наук, доцент МГУ имени М. Ломоносова Фёдор Гайда. Как отмечают историки, православные были лишены в Речи Посполитой каких-либо прав — их безнаказанно пытали, грабили и убивали. Очень жёсткий культурный нажим в совокупности с социально-экономическими проблемами сформировал враждебное отношение к полякам», — отметил в беседе с RT ведущий научный сотрудник РИСИ Олег Неменский. Освободительная война Казаки избрали Хмельницкого старшим Войска Запорожского. Со временем его стали называть гетманом.
Казацко-татарское войско двинулось навстречу силам Речи Посполитой, брошенным на подавление восстания. В мае 1648 года Хмельницкий одержал первую крупную победу, разгромив в битве под Жёлтыми Водами польский отряд под командованием нежинского старосты Стефана Потоцкого. По словам историков, этим гетман продемонстрировал силу и подтолкнул православное население к массовой поддержке восстания. Во второй половине мая 1648 года Хмельницкий при помощи направленного к врагам разведчика заманил в засаду и разгромил польские войска, находившиеся в районе Корсуня. Организованные силы Речи Посполитой на южных границах государства перестали существовать. Уже в 1648 году в Москву были отправлены первые послания казаков, предлагающие присоединить современную Левобережную Украину к России. Как отмечают историки, Россия ещё восстанавливалась после событий Смутного времени, поэтому официальная Москва относилась к идее новой войны с Польшей настороженно. Польские власти в это время готовились к продолжению войны и одновременно оттягивали время, ведя мирные переговоры с казаками.
На другом направлении русское войско взяло прибалтийскую крепость Дерпт Юрьев. Наряду с Дерптом, на третьем направлении отряды царя заняли крепости Нотебург Орешек и Ниеншанц. В 1657 г. Шведы под командованием Магнуса Делагарди вторглись в русские земли и стали разорять окрестности Пскова. В 1658 г. Хованского смог захватить крепость Ямбург и подойти к Нарве, однако вскоре завоёванные позиции были утеряны. В этот же период изменилась международная ситуация: Речь Посполитая возобновила войну с Россией, а союзница России Дания заключила мир со Швецией. Алексей Михайлович был вынужден пойти на подписание мира с Карлом X. Однако спустя три года, в 1661 г. По новому Кардисскому миру Россия теряла все завоёванные к 1658 г. Кардисский мир фактически подтвердил те границы, которые были установлены по Столбовскому миру. Попытка вернуть выход к Балтийскому побережью завершилась неудачей. Вхождение Украины в состав России В 1648 г. В XVII в. Украина, частью которой была казацкая Запорожская Сечь, входила в состав Речи Посполитой. Положение казаков и крестьян этого региона было тяжёлым по нескольким причинам. Во-первых, население Украины преимущественно исповедовало православие, а православная церковь подвергалась притеснениям со стороны польских католических властей. Ещё в 1596 г. Приверженцы унии — униаты — отнимали у православных храмы, а священников, отказавшихся принимать унию, изгоняли из приходов. Портрет Богдана Хмельницкого. Неизвестный художник. Копия с портрета XVII в. Униаты — приверженцы католической церкви греческого обряда, возникшей в результате Брестской унии 1596 г. Во-вторых, главенствующее положение на украинских землях занимали польские и литовские феодалы — владельцы поместий. Украинские крестьяне находились на положении крепостных, платили многочисленные повинности. Горожане, как и крестьяне, платили подати со всех источников своих доходов, в то время как наиболее прибыльные ремесленные отрасли контролировали польские феодалы. Казаки составляли особую прослойку населения украинских земель. Реестровые казаки несли военную службу — участвовали в походах Речи Посполитой и были освобождены от уплаты налогов. Большую же часть запорожского казачества составляла голытьба — беднейшие казаки, которые подвергались притеснениям со стороны польской шляхты.
Для переговоров был выбран Переяслав — старинный город, расположенный примерно в 90 километрах от Киева. Сейчас это Бориспольский район Украины. В память об этом важном историческом событии в 1943 году город переименовали в Переяслав-Хмельницкий. В октябре 2019 городу было возвращено прежнее название. Российская делегация прибыла в Переяслав 31 декабря 1653 по новому стилю — 10 января 1654. Представители Запорожской Сечи приехали 6 16 января 1654. Главные события, завершившиеся принятием присяги русскому царю, происходили 8 18 января 1654. Российскую сторону представляли: Бутурлин Василий — приближенный к царю боярин, известный дипломат и военачальник. Возглавлял русское посольство на переговорах с Хмельницким; Лопухин Иларион — один из старейших государственных деятелей. Около 70 лет состоял на службе у русских царей. Глава Посольского приказа. Двоюродный дядя Евдохии Лопухиной — будущей супруги Петра I; Алферьев Иван — московский дворянин, в разное время служил воеводой, наместником и окольничьим. Со стороны Гетманщины в переговорах участвовали: члены Генеральской войсковой рады — главного совещательного и исполнительного органа Гетманщины; представители 14 казачьих полков: из Киева, Чернигова, Брацлава и других городов; выборные от мещан города Переяслава. Возглавлял запорожскую делегацию сам гетман Богдан Хмельницкий. Российское посольство прибыло на место 31 декабря 1653 года. Гостей с достодолжной почестью принял переяславский полковник Павел Тетеря. Съехались все полковники, старшина и множество казаков. Переговоры начались. Запорожские казаки стремились к обретению максимальной независимости, насколько это было возможно в сложившихся обстоятельствах. Они требовали от представителей русского посольства, чтобы те присягнули казакам от имени царя Алексея Михайловича. Также они настаивали на привилегиях для православного шляхетского сословия Гетманщины. Говоря современным языком, они хотели войти в состав России на правах широкой автономии. Российская сторона в свою очередь стремилась ограничить вольнолюбивые устремления казаков. Понимая, что слишком сильное ущемление прав жителей Запорожской Сечи может привести к новым бунтам, Россия пошла на значительные уступки, но при этом настояла на некоторых особо важных для нее пунктах.
Гетман был вынужден, так и не дождавшись ответа из Москвы, попробовать заключить перемирие. Но его условия были не приняты новым польским королем Яном Казимиром, который сумел из-за окончания Тридцатилетней войны укрепить свое войско европейскими наемниками. Битва под Зборовском в августе 1649 года Битва под Зборовском в августе 1649 года показала, что силы сторон практически равны. В этих условиях гетман и король пошли на заключение мира, по которому образовывалась Гетманщина — автономная область в составе Речи Посполитой. Третий этап восстания 1650 год прошел относительно мирно, но в 1651-ом Речь Посполитая возобновила боевые действия против запорожцев. На этом этапе войны Б. Хмельницкий терпел одно поражение за другим и был вынужден заключить Белоцерковский мир, отменивший положения Зборовского. В 1652 году, проведя реорганизацию воска, гетман начал новую военную компанию, а в 1653 году снова обратился за помощью в Москву. Хмельницкий, понимая, что Москва опять может затянуть рассмотрение вопроса об объединении и помощи, решил ее «поторопить», отправив к царю вслед за основным посольством своего доверенного Л. Последний должен был предупредить царя том, что гетман всерьез рассматривает предложение о помощи от турецкого султана. Расчет был таким: союз запорожцев и осман не выгоден Москве, царь, не желая его, примет предложение Б. Хмельницкого и окажет помощь.
Переяславская рада
Богдан Хмельницкий и думать не думал объединяться с неприятельской Московией. Это вызвало недовольство Богдана Хмельницкого, который хотел создать антипольскую коалицию. Переяславская рада (1654 год): причины и предыстория подписания документа, принципы присоединения Украины к России, где и когда был опдписан документ, историческое значение. Военачальники и представители полков, дворяне и горожане слушали речь казацкого гетмана Богдана Хмельницкого, который разъяснял необходимость обращения за защитой к России. Правовое положение Украины в составе России было оформлено так называемыми Мартовскими статьями ("Статьями Богдана Хмельницкого") вскоре после решения Переяславской рады. Присоединение Украины к России.
«Украина» Богдана Хмельницкого: что с ней было не так
Тем более что к Москве тяготел и народ, видевший в ней опору православия, убежище от польского насилия. Следует отметить, что обращения о принятии запорожского казачества в подданство Русского государства неоднократно поступали в Москву в течение предыдущих десятилетий. В том числе в ходе восстаний Косинского 1591—1593 , Павлюка 1637 , Острянина 1638. От Богдана Хмельницкого подобное обращение впервые поступило в июне 1648 года. Осенью 1653 года Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о включении Левобережных территорий Днепра в состав Московского государства. Для ведения переговоров из Москвы в октябре 1653 года отправилось большое посольство во главе с боярином Бутурлиным.
Гетман Богдан Хмельницкий созвал сюда же на 18 января 1654 года Раду, которая отличалась от обычных старшинских или войсковых рад тем, что была «явной всему народу», то есть открытой. В ней приняли участие прибывшие отовсюду казаки, крестьяне, ремесленники, городская беднота, купцы, казацкая старшина, представители православного духовенства и мелкой украинской шляхты. Впрочем, самой Великой Раде с утра того же дня предшествовал тайный старшинский совет запорожского казачества, а днем — Генеральный военный совет, в котором приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и других казацких полков — 14 из 17. Открывая Раду, Богдан Хмельницкий напомнил о войнах и кровопролитиях, разорявших украинскую землю в течение шести лет. Напомнил собравшимся о тех страданиях, какие народ перенес под властью польских поработителей.
В заключение своей речи гетман сообщил, что царь Алексей Михайлович прислал посольство и призвал к единению с братским русским народом. После чего казаки принесли присягу, а гетману от царя была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка. Вся Рада дружно кричала «Навiки разом! По их данным, присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян. Переяславская Рада позволила России приобрести часть земель Западной Руси, в том числе древнего Киева , который московские великие князья и цари на протяжении веков считали своей вотчиной.
Это событие стало очередным этапом собирания земли русской и приобрело для всей православной цивилизации сакральный смысл. Сегодня к власти в «Незалэжной» пришли силы, которые не имеют ничего общего с интересами, как Украины, так и всего русского мира. Кураторы нынешней киевской власти поставили своей целью разрушить восточнославянское братство и превратить Украину в АнтиРоссию. Ставка в реализации задуманного сделана на олигархические кланы, которые обогащаясь, деребанят Украину, превращают ее в экономически отсталую и зависимую окраину Запада.
Хочешь видеть только хорошие новости? Вернуться в обычную ленту?
Независимые отечественные СМИ предпочитали о памятной дате вообще не писать. Событие, которое в СССР называли воссоединением, на выставке, открывшейся по поводу 350-летия в Историческом музее в Москве, политкорректно назвали "вхождением Левобережной Украины в состав Российского государства". Наоборот, на Украине праздник отметили с шумом. Национальный банк выпустил юбилейную монету "350-летие Переяславской казацкой рады 1654 года". Украинская интеллигенция обратилась к президенту Кучме с письмом о недопустимости празднования "сдачи интересов Украины". Прогрессивная социалистическая партия Украины совместно с партией "Русский блок" призвали к объединению Украины, России и Белоруссии в единое государство.
В Киеве русофилы прошли крестным ходом от Киево-Печерской Лавры до площади Софийского собора и устроили театрализованное представление, посвященное историческому решению, перешедшее в митинг. В общем, чтобы разобраться в украино-российских отношениях, надо обратиться к истокам. От Руси до Малороссии Первоначально на территории европейской части современной России проживал древнерусский народ, создавший свое государство - Киевскую Русь. Украинцы и русские, а также белорусы, выделились в самостоятельные народы под воздействием феодальной раздробленности и влияния оккупантов различные части Руси были заняты монголо-татарами, поляками и литовцами в 12-14 веках. Это - одна из причин того, что россиянам "украинська мова" порой кажется смешной смесью польского и русского языков, а многие в Украине считают, что их страна гораздо ближе к Западу, чем к Востоку. Впрочем, отличия между украинцами и поляками лежали не столько в лингвистической и этнической сфере, сколько в религиозной.
Украинцы-православные угнетались поляками-католиками, и самые активные из украинцев или те, кому уже было нечего терять, бежали в Запорожскую Сечь - военно-демократическое государство, расположенное за порогами реки Днепр на территории современной Днепропетровской области. Более всего Сечь походила на легендарный пиратский остров Тортуга в Карибском море нечто среднее между государством и военно-морской базой. Запорожским казакам приходилось вести частые войны с поляками, турками и татарами.
Как это событие повлияло на дальнейшую историю Украины и России? Почему вскоре после этого между Москвой и Украиной произошел конфликт, приведший сначала к разрыву, а затем ко второй Переяславской раде? Могла ли Украина остаться в составе Речи Посполитой как «Руськое княжество»?
Обо всем этом «Ленте. Украинские казаки и русская Смута — В мае 2017 года в интервью украинскому телеканалу «Громадське телебачення» вы назвали Переяславскую раду компромиссом обеих сторон. В чем он заключался? Сначала украинская сторона потребовала от московского посла Василия Бутурлина, чтобы он принес присягу от имени Алексея Михайловича, обязующую царя соблюдать достигнутые соглашения. Когда Бутурлин категорически отказал в этом Хмельницкому со словами, что такого «николи не бывало и впредь не будет», старшине пришлось уступить и принести присягу в одностороннем порядке. Со стороны Москвы компромисс был в том, что она переступила через негативное отношение к происходившим на Украине событиям и к украинскому казачеству, согласившись принять его «под высокую руку».
Да, Московское государство находилось в сложных отношениях с украинским православием, считая его «испорченным». Это было связано как с событиями после Брестской унии 1596 года, давшей начало униатской церкви, так и с реформами Петра Могилы. Поэтому православных выходцев из Великого княжества Литовского, переезжавших жить в Москву, заставляли «перекрещиваться». В 20-е годы XVII века даже был издан специальный документ, предписывающий сжигать изданные на Украине богословские книги. Такая политика продолжалась вплоть до начала патриаршества Никона. Вы говорите о восстании Богдана Хмельницкого?
На любые восстания и бунты в Москве всегда реагировали настороженно. Особенно это касалось украинского казачества, к которому в Московском государстве еще со времен Смуты относились крайне негативно. Жители Великого княжества Литовского, и особенно украинские казаки примерно 50-60 тысяч человек , самым активном образом участвовали в русской Смуте начала XVII века. Они составляли костяк вооруженных формирований всех самозванцев и польско-литовской армии во время интервенции в Московское государство. Более того, в 1618 году реестровое казачество под руководством гетмана Петра Сагайдачного осадило Москву и разорило ее окрестности. В 1620 году Сагайдачный отправил посольство в Москву только для того, чтобы заставить польского короля Сигизмунда III пойти на серьезные уступки украинскому казачеству.
Со стороны гетмана это был хитрый дипломатический ход. Но он не обещал московскому царю, что примет подданство, — речь шла только о службе и совместных походах против турок и крымских татар. Взаимное непонимание — Если вернуться к Переяславской раде, какой термин вы считаете наиболее подходящим для этого события? Это было воссоединение, присоединение или объединение? У меня недавно вышла книга, которая так и называется — «Инкорпорация: Россия и Украина после Переяславской рады 1654-1658 ». Поясните, пожалуйста, о чем это.
К тому времени она уже 250 лет находилась в составе сначала Великого княжества Литовского, а затем и Речи Посполитой. Политическое устройство этих государств базировалось на совершенно иной основе, чем в Москве: Литовские статуты, Магдебургское право, шляхетская демократия. Лидеры Украинского гетманства родились и выросли в Речи Посполитой, считая ее своей отчизной, поэтому они были воспитаны на ее юридических и даже понятийных традициях. Поэтому с началом реальной инкорпорации Украины в состав Московского государства сразу же проявилось серьезное взаимное непонимание. Это касалось даже схожих по звучанию терминов, но означавших совершенно разные, а иногда и прямо противоположные понятия «воевода», «холоп». Неудивительно, что юридически оформленные обязательства обе стороны трактовали по-своему.
Отсюда его название — «мартовские статьи», они же «статьи Богдана Хмельницкого». На каждую из статей была дана соответствующая царская резолюция, а затем они были обобщены в жалованной грамоте царя войску Запорожскому. Основное содержание «Статей» и жалованной грамоты состояло в следующем. Войско Запорожское навечно принимало подданство московскому царю.
Его размер устанавливался в 60 тысяч человек. При этом Войско сохраняло автономию — собственный суд, свободный выбор гетмана, право дипломатических сношений с соседними государствами за исключением сношений с польским королем и турецким султаном. Доходы, собираемые с территории войска, направлялись на его содержание. Таким образом, посол Василий Бутурлин не обманул казаков.
Царь действительно сохранил им все сословные и имущественные права, на которые они претендовали. При этом переход в подданство православного царя устранял религиозные притеснения — одну из главных проблем в жизни южнорусских земель. Невиданных ранее размеров достиг казачий реестр. А ведь именно его численность была главным камнем преткновения в отношениях казаков и властей Речи Посполитой.
Наконец, царь обращал всю свою военную мощь для защиты своих новых подданных. Таковы непосредственные результаты Переяславской рады. Однако историки по сей день спорят о том, каким был статус двух субъектов этого соглашения. Союз нерушимый?
В украинской историографии речь идет о «военном союзе» между двумя державами, «Украиной и Москвой». Однако если Московское государство фигурирует во множестве источников той эпохи, то следы государства Украина в них отыскать сложно. Есть большие сомнения в том, стремился ли Хмельницкий к созданию государства Украина. Как должны были поступить казаки, если бы они действительно стремились к созданию собственного независимого государства?
Понятно, что за образец они должны были бы принять устройство Речи Посполитой — как хорошо знакомое и привычное им самим. О чисто республиканской форме правления речи не было, казаки просто не владели соответствующей политической теорией. Республикой считала себя польско-литовская держава, но и в ней верховный суверенитет принадлежал королю, хотя и был специальным образом ограничен. Когда на польский престол за столетие до этого бы избран валашский воевода Стефан Баторий, то, например, тот же Иван Грозный просто отказывался поначалу воспринимать его как ровню «природным» монархам.
И такое восприятие было характерно не только для внешних наблюдателей. Не существовало способа объяснить, почему вдруг равные по рождению люди должны признавать над собой верховную власть человека, выдвинутого из собственной среды. И как определить, кто именно должен стать таким человеком? Богдан Хмельницкий вплоть до принесения присяги русскому царю именовался «гетманом Его королевской милости войска Запорожского».
Иными словами, гетманом он был не только потому, что так решили сами казаки, поскольку такое решение можно в любой момент пересмотреть, а потому, что в этом качестве его признал и соответствующим образом пожаловал сам польский король. Да и само войско формально было не толпой вооруженных разбойников потому, что было королевским. А формальности в вопросах власти всегда важны. Следовательно, если бы казаки задумали в результате «национально-освободительной» борьбы обрести свое собственное государство, им пришлось бы пригласить к себе какого-нибудь правителя со стороны и далее возвести его на престол.
Однако ничего подобного мы не наблюдаем. Казаки лишь выбирают, к какому уже существующему монарху попроситься в подданство. Богдан Хмельницкий заключает мир на польских условиях28 18 сентября 1651 г. Условия договора не устраивали ни одну из сторон, и продолжение войны было вопросом времени.
Войско Запорожское имело двойственную природу. С одной стороны это, несомненно, сословная корпорация. Казаки не добивались для себя права распоряжаться судьбами других — судить, наделять собственностью и т. Они стремились лишь к самоуправлению.
Виноваты москали: Разоблачаем главные мифы киевской пропаганды о воссоединении России и Украины
Богдан Хмельницкий. В 1654 г. произошло знаменательное событие русской истории – Россия вернула Левобережную Украину. Годом позднее после серии побед Богдана Хмельницкого польский король даровал части Украины автономию в составе Речи Посполитой. Важным этапом внешней политики Алексея Михайловича стало присоединение Левобережной Украины, находившейся под властью Речи Посполитой, что было связано с освободительной борьбой украинцев под руководством Богдана Михайловича Хмельницкого.
От ненависти до любви с поляками
- Воссоединение Украины с Россией XVI-XVII вв.
- От ненависти до любви с поляками
- Присоединение Украины к России (1654). Воссоединение Украины с Россией: причины
- Вхождение Украины в состав России
Присоединение Украины к России (1654). Воссоединение Украины с Россией: причины
Присоединение Украины к России привело к войне с Речью Посполитой. Богдан Хмельницкий и присоединение Малороссии к Руси. Хоть советская историография этот процесс именует присоединением Украины к России, я не согласен с такой формулировкой, потому и в заглавии статьи написана Малороссия. Складывается впечатление, что Богдан Хмельницкий вел эти переговоры демонстративно, нисколько не таясь, в расчете подтолкнуть Москву к принятию окончательного решения. Военачальники и представители полков, дворяне и горожане слушали речь казацкого гетмана Богдана Хмельницкого, который разъяснял необходимость обращения за защитой к России.
Присоединение Украины к России (причины и последствия)
Хмельницкий обращается за помощью к России: Алексей Михайлович 1 октября 1653 г. созвал Земский Собор по этому вопросу. В 1649–53 годах Москву посетили 8 посольств Богдана Хмельницкого с просьбой принять запорожское казачество «под высокую руку» русского царя. Война Украины за независимость Сама по себе формула о присоединении Украины к России (тем более «воссоединении») на Переяславской раде неверна.