Фотография министра иностранных дел Ирана Мухаммеда Джавада Зарифа с первой женщиной-дипломатом из народа белуджи, новоназначенным послом в Брунее Хумейрой Риги вызвала. Сегодня народ Белуджей и молодежь Белуджей сражаются со своим врагом с упорством и мужеством. иранский народ с традиционной кочевой культурой и развитым племенным делением. Как и курды, белуджи в течение последнего столетия проявляли сепаратистские наклонности, несколько раз поднимали в Пакистане восстания. Люди белуджей в основном говорят на белуджи, северо-западном иранском языке, несмотря на их контрастное расположение на юго-восточной стороне Персосферы.
Какие лекарственные растения используются в традиционной персидской медицине?
- Движение транспорта на одной из улиц Баку будет ограничено
- Белуджские сепаратисты объединяются против властей Пакистана
- О положении белуджей в Туркменистане.
- Новости дня
- Белуджский сепаратизм в Иране - Иран.ру
- Иран: Пакистан пишем, Израиль в уме?
Иран: Пакистан пишем, Израиль в уме?
Белуджи считаются самой бедной общиной в Иране. Правительство Ирана выделяет белуджам очень мало средств из бюджета. Мало школ, широко распространена неграмотность и так далее». Солтан отметил, что к белуджам применялись все виды дискриминации. По его словам, именно поэтому белуджи более активно участвуют в акциях протеста, проводимых в последние годы. Выступления в этом направлении уже были. Из-за того, к какой секте они принадлежат, иранские власти относились к Белуджистану как к отчиму.
Во время недавних протестов лидеры белуджей предложили провести референдум об изменении конституции. Говорят, что важно провести референдум, чтобы определить политическую власть в стране. В связи с этим представители верховного лидера Ирана Хаменеи неоднократно встречались с лидерами белуджей. В последнее время лидеры не хотели с ними встречаться. В Белуджистане арестован ряд известных священнослужителей и интеллектуалов. Даже среди студентов, приехавших учиться в «Университет Захедан» из Афганистана, есть арестованные и сосланные, но о многих из них сведений нет.
Силы безопасности лишь создали сеть блокпостов. Белуджистан имеет продолжительную береговую линию, но флот пресекает все попытки снабжения экстермистов по морю. Пакистанские власти также увеличили число разведывательных операций и тактических рейдов, направленных против главарей экстремистских ячеек. Эффективность этой стратегии остается открытым вопросом, учитывая гневную реакцию общественности на обращение силовиков с представителями гражданского населения. Парадоксально, но фрагментарный характер подрывной деятельности белуджей делает движение необычайно устойчивым. Ячейки белуджских повстанцев нередко распадаются и сливаются. Когда правительственные силы наносят ущерб одной группировке, другие повышают степень своей активности. Усиление "Освободительной армии Белуджистана" после захвата Гульзара Имама — наглядный тому пример.
Подразделения BRAS вряд ли прислушаются к призыву Имама начать мирное урегулирование конфликта с правительством. С тех пор как Пакистан захватил Белуджистан в 1949 году, провинция пережила четыре этапа эволюции повстанческого движения. Все предыдущие этапы заканчивались урегулированием путем переговоров. Однако текущий конфликт является самым продолжительным и кровопролитным. Кроме того, он отличается от предыдущих, поскольку белуджи теперь противостоят правительству не только по племенному принципу.
Отдельно стоит сказать и о ресурсах Белуджистана. Полезные ископаемые рассыпаны в изобилии — медь, золото, серебро, железная руда, цинк, хром, каменный уголь, природный газ, полудрагоценные камни и т. Первая промышленная скважина была пробурена в 1952 г. Кроме того, Белуджистан известен двумя морскими портами — Гвадар и Чабахар Чахбехар. Это наиболее бедные провинции ИРИ, ключевые маршруты наркотрафика.
Численность белуджей в исламской республике превышает 1,5 млн. В их личных документах указывается не национальность, а клан эсези, наутани, калбели и пр. Иранская стратегия «единый персидский народ» проводит строгую национальную политику в отношении меньшинств в целом и белуджей в частности, включая заключение под стражу за «вражду с Богом» и казнь за «распространение скверны на земле». В Пакистане их численность составляет 6,2 млн. Белуджистан — отсталая в социально-экономическом плане провинция Пакистана, испытывающая нехватку питьевой воды и современных коммуникаций. Главная причина радикализма местных белуджей состоит в том, что получая значительные прибыли от эксплуатации газовых ресурсов края, Исламабад выделяет им скудные средства на развитие инфраструктуры и экономики.
Однако постоянно возрождавшиеся сепаратистские тенденции в 1974 году вылились в вооруженный конфликт между десятками тысяч белуджей и пакистанской армией.
Несмотря на то что восстание было подавлено, белуджский язык получил официальный статус. Кроме того, были созданы учреждения для изучения культуры и языка белуджей и брагуи. Brill, 1993. Белуджи до сих пор не примирились с пакистанским господством и стремятся к созданию независимого государства. Их националистические устремления основываются и на том факте, что от использования природных богатств газа, угля, урана, золота и нефти региона Суи, расположенного на восточной окраине Белуджистана, получает выгоду только Исламабад, а на жизненном уровне самих белуджей обладание этими ресурсами никак не сказывается: их поселки зачастую не имеют ни водопровода, ни элек-тричества15. Люди из деревни ходят за водой на газовую станцию, находящуюся в Суи; если они будут пойманы, им грозят наказание, пытки или тюремное заключение. Следует отметить, что упомянутая газовая станция является одним из важнейших объектов на всей территории Пакистана; кроме того, с ней в немалой степени связаны мятежи белуджей.
Многие представители белуджской молодежи видят свою главную цель в борьбе с правительством Пакистана и присоединяются к повстанческим организациям, в частности к «Лашкар-э-Белуджистан»; они с негодованием вопрошают: «Почему мы должны жертвовать нашим правом на свободу, нашей федерацией, в которой правит один народ? Здесь в личные документы белуджей вписывается не национальность, а принадлежность к какому-либо клану эсези, наутани, калбели и т. Таким образом, клан оказывается «выше» национальности; это приводит к дроблению этнической группы и неправильному отображению ее численности в статистических данных. Между тем известно, что интересы малочисленных этнических групп зачастую оказываются вне поля зрения властей; им проще отказать, например, в получении образования на родном языке. Белуджи как национальное меньшинство Территория, которая со времен британского господства именуется по названию белуджского этноса — Белуджистан, в настоящее время разделена между тремя странами и занимает общую площадь 647 тыс. Из нее 347 190 кв. Зачастую рядом с белуджами здесь проживают и другие племена бывших кочевников; к самым многочисленным из них относятся брагуи, пуштуны, ласи и синдхи.
Совместное существование племен обуславливает их смешение и взаимный культурный обмен. Белуджи, проживающие на территории бывшего Систана, не образуют компактных поселений и потому перенимают язык и традиции соседних племен. Напротив, террито- 15 См. Это в 1960-х годах отмечала В. Фролова16; она обращала на это внимание как на основное различие между поселениями белуджей в Пакистане и иранском Белуджистане, где почти нет других этнических групп, с одной стороны, и в иранском Систане — с другой. К другим, более мелким группам белуджей, частично сохраняющим свою самобытность, относятся белуджи-шииты, проживающие в деревне Балуч-Хан к западу от иранского г. Мешхед недалеко от г.
Деревня находится в горах, в относительно недоступном месте. Местные белуджи, в отличие от большинства белуджей Систана и Белуджистана, приняли ислам шиитского толка, но сохранили свой язык, красочную одежду иранские женщины носят в основном черные чадры , убранство дома и национальное самосознание. Они занимаются сельским хозяйством, в частности выращиванием миндаля. У ирано-туркменской границы можно встретить другие поселки белуджей-шиитов, сохраняющих полукочевой образ жизни. На лето несколько семей из поселка уходят сообща пасти скот. Они живут в особых шатрах, геданах и являются полностью самодостаточной общностью. На южном побережье Каспийского моря по мнению Фроловой, эта территория является прародиной белуджей , вблизи г.
Горган в иранской провинции Мазандаран проживают белуджи, исповедующие, как и большинство представителей этого народа, ислам суннитского толка ; они сохранили свой язык и некоторые элементы традиционной культуры например, одежду и некоторые обычаи. По рассказам самих горожан-белуджей и навещающих их родственников, они сохранили национальную самоидентификацию и даже язык. Однако их образ жизни и некоторые элементы быта например, одежда уже довольно радикально отличаются от традиционно-народных. Туркменские белуджи В начале ХХ века значительное количество белуджей перекочевало из Афганистана в Иран, что было связано с ухудшением социально-экономических условий в прежних 16 См. Спустя некоторое время часть из них вернулась; другие перегнали свои стада на территорию современного Туркменистана в область Мерв. Здесь они работали на плантациях хлопка, принадлежащих местным феодалам, а также использовались как рабочая сила при возведении ирригационных сооружений; часть белуджей вела полукочевой образ жизни и занималась разведением скота. Гафферберг в своей монографии «Белуджи Туркменской ССР»18 пишет о трудностях, испытываемых белуджами в период «привыкания» к советскому строю, и описывает изменения, постепенно происходившие в их образе жизни.
В основу этого труда легли материалы, собранные автором во время ее длительного пребывания в 1926—1929 гг. Она отмечает, что советская власть, значительно улучшив условия жизни белуджей, с другой стороны, стремилась любой ценой разорвать их родовые связи и максимально снизить зависимость скотоводов от своих ханов. По рассказам белуджского муллы, одним из наиболее сильных и влиятельных ханов на территории Туркменистана был Керим-хан. В его подчинении состояла большая группа белуджей, проживавшая в Иолотанском районе. Керим-хан со своими отрядами участвовал и в освобождении из заключения туркменов, боровшихся против советской власти; к нему приезжали самые разные люди, нуждавшиеся в помощи или совете. Впоследствии Керим-хан был идентифицирован как басмач19 и бежал в Афганистан; часть белуджей ушла вслед за ним. Во время отдыха в пустыне направлявшиеся в Афганистан белуджи, среди которых было много женщин, стариков и детей, подверглись обстрелу советского самолета.
В настоящее время в Туркменистане проживают около 30 тыс. От исконного племенного и кланового образа жизни у них сохранилась традиция большой семьи родители и женатые сыновья обычно живут вместе. Их дома имеют общий двор, кухню отдельное крытое место для приготовления пищи и возвышенное место для отдыха на открытом воздухе — тапчан; здесь часто можно встретить тандыр — глиняную печь на открытом воздухе, в которой пекут хлеб. Жители белуджских деревень пользуются газом; туркменские власти планируют провести сюда и воду. Исторические конструкции после распада СССР В 1990-х годах, после распада СССР и краха советской идеологии, в бывших советских республиках возникла потребность в новой модели идентичности; в ее создании большую роль играет власть, а точнее, правящая группа, которая способна выработать новую идеологию для формирования новой идентичности. Определенную роль в этом играют ссылки на древнюю традицию, призванные восстановить утраченные исторические корни. Дальше всего по пути создания новых исторических конструкций продвинулся режим бывшего президента Туркменистана С.
Ниязова Туркменбаши. По заказу государ- 18 См. Президент стремился снести все старое и построить все заново. Под «старым» подразумевалось все, что напоминало об СССР, а под «новым», создаваемым по политическому заказу, — то, что каким-то образом могло быть связано со старинными традициями туркменского народа. Стали появляться новые праздники и национальные герои; основатели туркменской государственности отказались от кириллицы и даже переименовали дни недели и месяцы года. Современные белуджи в Туркменистане и их культурная память Президент Ниязов явно отрицательно относился к проживающим в стране белуджам и признавал только туркменскую историю.
Белуджи — многомиллионный кочевой народ
Белуджи — многомиллионные разбойники пустыни | Белуджи — иранский народ с традиционной кочевой культурой и развитым племенным делением, говорящий на языке северо-западной подгруппы иранской группы языков. |
Фактор сепаратизма Белуджистана в стравливании Ирана и Пакистана — Фонд стратегической культуры | Белуджи Зафарулла Хан Джамали, премьер министр Пакистана (2002-2004) Современный ареал расселения и численность Всего: 9 млн. чел Пакистан — 6,2 млн чел[1][2] Иран — 1,484 млн чел[3][4] Афганистан — 567. |
Индия и Китай оспаривают Большой Белуджистан | Читайте последние новости дня по теме белуджи: Иран и саудиты будут дружить: разговоры в пользу бедных. |
О положении белуджей в Туркменистане.
Белуджистан представляет собой историческую территорию расселения белуджей, народа арийского происхождения со специфичным этногенезом и клановым устройством. Фотография министра иностранных дел Ирана Мухаммеда Джавада Зарифа с первой женщиной-дипломатом из народа белуджи, новоназначенным послом в Брунее Хумейрой Риги вызвала. Вооружённый конфликт в Белуджистане начался в 1948 году и продолжается до настоящего времени. Правительствам Ирана и Пакистана противостоят националисты-белуджи.
Об основных причинах и версиях крупного приграничного столкновения
- Мятеж в Белуджистане
- В Насиминском районе Баку отключат газ
- Главное меню
- Террор в Белуджистане | Аргументы времени
- Террор в Белуджистане
Мятеж в Белуджистане
Улицы города Захедан на юго-востоке Ирана заполнились протестующими, когда белуджи, иранский народ, вышли на демонстрации против политических репрессий и казней граждан. Читайте последние новости дня по теме белуджи: Иран и саудиты будут дружить: разговоры в пользу бедных. Белуджи и пуштуны относятся к хазарейскому населению весьма прохладно, так как считают хазарейцев низшей частью афганского / пакистанского общества. Под руководством племенных вождей белуджи неоднократно поднимали восстания, но неизменно терпели поражения от превосходящих сил Персии и Британской империи. Белуджи — кочевой народ.
Кочевые народы Ирана
Верующие… … Большой Энциклопедический словарь белуджи — сущ. ССР, Тадж. Народ, населяющий часть Пакистана, а также живущий в Иране, Афганистане и некоторых других странах; представители этого народа. Б ие княжества.
Общая численность свыше 2 млн.
Кочевники — белуджи их никогда не соблюдали, а в современных условиях это обстоятельство сыграло на руку радикальным организациям. Еще в 1980-е годы здесь действовало Белуджское освободительное движение Абдул Азиза Моллазаде. Финансовую и военно-техническую помощь ему оказывал иракский лидер Саддам Хусейн, действовавший по принципу «враг моего врага — мой друг». Однако затем иранским властям все же удалось нанести ряд сокрушительных ударов по группировке. Часть ее лидеров погибла, другие видные активисты эмигрировали. Но уже в начале 2000-х годов у террористов первой волны появились достойные преемники, которые превзошли учителей.
Самой крупной из ныне действующих в Иранском Белуджистане террористических организаций является «Джундалла» — «Воины Аллаха». Созданная еще в начале 2000-х годов, эта организация подняла лозунги борьбы против притеснений суннитского населения Белуджистана со стороны шиитских властей Ирана. За тринадцать лет борьбы «Джундалла» уничтожила несколько сотен иранских военнослужащих. Так, 18 октября 2009 года «Джундалла» устроила серию взрывов в пограничном городе Пишин. Здесь Корпус стражей исламской революции Ирана организовал встречу суннитских и шиитских религиозных авторитетов, вождей и старейшин белуджских племен. В результате серии взрывов погибли около 50 человек, среди них высокопоставленные военнослужащие — генерал Нур-Али Шуштари, занимавший пост заместителя командующего сухопутными войсками Корпуса стражей исламской революции, и генерал Раджаб Али Мохаммадзаде, командовавший силами КСИР в провинции Систан-Белуджистан. Месть за громкий теракт стала для иранских силовиков делом чести.
Уже в феврале 2010 года был выслежен и схвачен лидер «Джундаллы» Абдольмалек Риги, схватили и ряд других видных террористов. Первым 24 мая казнили брата Абдольмалека Абдольхамида Риги, а 20 июня был приведен в исполнение и смертный приговор лидеру «Джундаллы». Впрочем, деятельность организации в результате репрессивных мер не прекратилась и вскоре последовали новые террористические акты и нападения. Именно «Джундаллу» иранские власти подозревают в организации убийств нескольких физиков-ядерщиков, участвовавших в иранской ядерной программе. Относительно последних случаев можно предполагать, что террористы выполняли заказ какой-либо третьей стороны, заинтересованной в ослаблении военно-политической и экономической мощи Ирана. Равным образом, как и сама деятельность белуджских террористов по дестабилизации провинции Систан-Белуджистан выгодна геополитическим противникам Ирана. Ведь в последнее время Тегеран очень большое внимание уделяет экономическому развитию отсталой провинции, рассчитывая проложить через нее транзитный коридор для сообщения со странами Центральной и Южной Азии.
Иранское руководство неоднократно обращалось за помощью к правительству Пакистана, но пакистанские спецслужбы, обещая разобраться с деятельностью белуджских радикальных организаций на территории Восточного Белуджистана, в действительности не предпринимают к этому должных усилий. В результате невозможности или, что скорее, нежелания Исламабада организовать серьезный контроль над ситуацией в провинции Белуджистан, районы обитания белуджей превратились в столь же опасную зону, сколь и пуштунский Вазиристан в Зоне племен на северо-западе Пакистана. До недавнего времени белуджские радикалы тесно сотрудничали с пакистанскими структурами «Аль-Каиды» запрещена в России. Но затем по созданной Усамой бен Ладеном организации были нанесены достаточно серьезные удары.
Языковая ситуация в Туркменистане Язык диалект , на котором разговаривают туркменские белуджи, называется рахшани. Он существенно отличается от диалектов белуджского языка, использующихся в Пакистане, Иране и Афганистане. По мнению И. Зарубина 1 , язык белуджей Хорасана и Туркменистана сходен с принятым в западной диалектной группе, однако между ними существуют некоторые фонетические различия.
Наиболее существенна разница между диалектами туркменских и пакистанских белуджей. Зачастую они даже не понимают друг друга. Между речью туркменских и иранских белуджей различия не так значительны. Белуджским языком пользуются и проживающие в Туркменистане представители этноса брагуи. Они перекочевали сюда вместе с белуджскими кочевниками с территорий Ирана и Афганистана; тогда сами они считали себя белуджами клана брагуи, хотя некоторые представители старого поколения еще сохраняли свой язык 2 , относящийся к северодравидской ветви. Процесс их ассимиляции завершился в 1960-х годах. На территории Туркменистана брагуи 3 пользуются тем же статусом, что и представители других родов белуджей, с которыми они заключают браки 4. Тем не менее, как указывали респонденты-белуджи из деревни Турбин, все еще бытует мнение, что "чем темнее кожа, тем хуже" темная кожа типична для брагуи.
Как уже отмечалось, у туркменских белуджей возникла было своя собственная письменность, созданная в начале 1930-х годов на основе латинского алфавита, но она просуществовала лишь до 1938 года; за этот период было издано всего несколько учебников и брошюр политического содержания 5. До конца 1980-х годов туркменские белуджи могли использовать свой язык только в разговорной речи, ни газет, ни книг на нем не издавалось. Им была обещана возможность изучать родной язык в школах по белуджским букварям, разработанным на основе кириллицы. Однако после создания независимого Туркменистана, отмены кириллицы и введения латиницы созданные учебники остались лежать без применения. Историческое самосознание Культурная память не отражает реальную историю, а стремится интерпретировать ее при помощи таких мотивов, как поражение, предательство, месть, мудрый правитель, Золотой век, жертва и др. В некоторых случаях культурная память может быть значительно изменена или даже выдумана. В результате возникают народные предания, которые часто упрощают и приукрашивают историю, а иногда и пытаются адаптировать ее под сегодняшние реалии. Предшественники сегодняшних туркменских белуджей Существует достаточно много теорий, касающихся арабского, индийского или иранского происхождения белуджей.
Согласно легенде, корни белуджского этноса связаны с сирийским городом Алеппо и уходят во времена халифа Али двоюродного брата Мухаммеда. Его дядя переселился в область Макран, где женился на явившейся ему фее; у них родился сын, от которого и происходят все белуджи 6. По мнению В. Фроловой 7 , наиболее вероятной является "иранская" версия. В период V—VIII веков белуджи постепенно перекочевали с южного побережья Каспийского моря на сегодняшние территории своего расселения, находящиеся в Иране, Афганистане и Пакистане. В белуджских балладах и героических эпосах, повествующих о событиях XV—XVI веков, появляется слово болак, обозначающее клан. Согласно сказаниям, белуджи делились на 44 болака 40 белуджских и 4 четыре клана, которые считались рабскими ; на протяжении веков клановая система претерпела значительные изменения, связанные с кочеванием и смешением отдельных кланов и основанием новых нередко причиной бегства из одного клана и основания нового были браки либо страх кровной мести. На изменение структуры белуджских кланов также влияли войны и тяжелые условия жизни, связанные с правлением отдельных ханов или вторжениями других народов.
Пикулин 8 указывает, что этот процесс стал причиной исчезновения первоначальных белуджских болаков и привел к возникновению новых, более мелких групп. В Афганистане и Иране они получили название тайфа, а в Белуджистане — тумен; их создание основывается не столько на клановом, сколько на политическом принципе, предполагающем подчинение тому или иному хану. Первые кочевые племена белуджей появились на территории южного Туркестана поселок Серахс и г. Гафферберг 9 указывает, что сведения о пребывании белуджей в этой области можно найти и в Государственном архиве Туркменской ССР ныне Центральный государственный архив Туркменистана , где хранятся списки добровольцев в Красную Армию, составленные в 1919 году в Серахском районе. В них помимо туркменов были зарегистрированы и проживавшие здесь белуджи. Основными причинами переселения белуджей из Афганистана и Ирана была нехватка пастбищ, усиление феодального гнета и вторжения чужих кланов. Белуджи и их государство: исторический экскурс В древние времена территория сегодняшнего Белуджистана служила своеобразным мостом между цивилизациями Месопотамии, с одной стороны, и Иранского нагорья и Индо-Гангской низменности — с другой. На старых картах территория современного иранского и пакистанского Белуджистана именуется античным названием "Гедросия".
Оно присутствует и на одной из карт, где показан маршрут возвращения Александра Македонского из Индии 325 г. III в. Первые упоминания о белуджах на этой территории относятся к Х веку В VII веке в связи с приходом арабов, исламизировавших Персию и прилегающие к ней территории, появляется название "Мекран" "Макран" , которое обозначало засушливые пустынные районы у известного в древние времена как Гедросия побережья Аравийского моря. Как указывает белуджский автор М. Балох 10 , уже в XV веке предводителю белуджей Мир Чакару удалось объединить племена и создать империю на землях юго-восточной Персии, южного Афганистана и нынешнего пакистанского Белуджистана уже тогда, вероятно, белуджи расселились на занимаемых ими сегодня территориях. Однако после смерти Мир Чакара эта империя рухнула. Государство Мир Чакара упоминается и другими авторами; подробное описание его правления и гражданской войны между племенами белуджей приводится в трудах таджикского философа-востоковеда М. Асимова и английского историка К.
Босуорта: "Во II пол. XV века было основано государство белуджей под властью Мир Чакара из белуджского племени Ринд. В этом государстве вместе с белуджским племенем лашари жили члены племени ринд. Это государство прекратило свое существование в результате гражданской войны между обоими племенами.
На редкость для такого конфликтогенного региона, этого не произошло. Две исламские республики были буквально в полушаге от полномасштабных боевых действий, но прагматизм, мудрость, холодный рассудок и косвенные усилия посредников взяли верх: ссора уладилась так же быстро, как и началась... Как известно, элитные подразделения вооружённых сил Ирана КСИР Корпус стражей исламской революции 16 января атаковали баллистическими ракетами и беспилотниками территорию Пакистана - район Панджгур провинции Белуджистан, в результате чего погибли двое детей, а ещё три получили ранения. Но этим дело не кончилось. В тот день Иран, что называется, разошёлся: под ударом оказались территории не только Пакистана, но ещё Сирии и Ирака, по которым КСИР выпустил свыше 20 баллистических ракет. Такое решение, по утверждению Тегерана, было продиктовано необходимостью «защиты независимости, антитеррористическими мерами и необходимостью наказать нарушителей безопасности». За несколько дней до инцидента иранский верховный лидер Али Хаменеи обратился к шиитскому Фронту сопротивления в арабских странах с призывом «наносить удары по врагу, где бы он ни был». Если ракетные удары по Ираку и Сирии можно расценить как ответ на теракт 3 января, когда на кладбище в Кермане пострадали не менее 211 человек, то авиаудары по Панджгуру стали реакцией на устроенную группировкой «Джейш аль-Адль» в декабре 2023 года диверсию в иранской области Раск. В результате погибли не менее 12 полицейских и ещё несколько человек получили ранения. Застарелый конфликт Этнорелигиозный конфликт правительств Ирана и Пакистана с народом белуджи - разделённой нации, отстаивающей независимость, длится с 1948 года. При этом суннитская группировка «Джейш аль-Адль» «Армия справедливости» , являющаяся последователем другой группы «Джандулла» в пакистанской провинции Белуджистан, рассматривается в Тегеране как террористическая. Основанная в 2012 году, за последние несколько лет эта группировка совершила ряд похищений, нападений и взрывов, жертвами которых стали иранские военнослужащие. Похороны иранцев, убитых «Джейш аль-Адль» во время террористического инцидента, 2017 г. Нередко погибают и иранские силовики, которые проводят в регионе борьбу с терроризмом и наркотрафиком.
Проблема белуджей и пуштунов “подрывает” ситуацию в Пакистане и в регионе в целом
Вооружённый конфликт в Белуджистане начался в 1948 году и продолжается до настоящего времени. Правительствам Ирана и Пакистана противостоят националисты-белуджи. В 99% случаев независимость народа, который де-факто отделился от уже существующего государства — члена ООН, признается международным сообществом только в том случае. Более того, Бугти утверждал, что Наэла Квадри не представляет народ белуджей. Вооружённый конфликт в Белуджистане начался в 1948 году и продолжается до настоящего времени. Правительствам Ирана и Пакистана противостоят националисты-белуджи.
Почему режим мулл Ирана мстит белуджам?
Напомним, что в январе операция иранских сил безопасности против белуджских сепаратистов в пакистанской части Белуджистана едва не стала причиной политического скандала между Ираном и Пакистаном, когда вооруженные силы этих стран нарушили воздушные границы друг друга. Однако ни иранский, ни пакистанский удары по белуджским боевикам не сильно ослабили повстанческое движение в регионе. Кто такие белуджи? Белуджи — иранский народ с кочевой культурой и развитым племенным делением, говорящий на языке северо-западной группы иранских языков и относящийся к ханафитскому мазхабу ислама. Белуджистан — засушливый пустынный и горный географический исторический регион в Южной и Центральной Азии. Он включает в себя пакистанскую провинцию Белуджистан, иранскую провинцию Систан и Белуджистан, а также южные районы Афганистана — Нимруз, Гильменд и Кандагар.
Численность белуджей, по разным оценкам, в пакистанском Белуджистане достигает 12 млн 336 тысяч человек, еще около 12 млн проживают в провинциях Пенджаб и Синд по состоянию на 2017 год — прим. В иранской провинции Систан и Белуджистан проживают около 3 млн белуджей, а всего в Иране — около 5 млн; в Афганистане — 3 млн. Таким образом, только в приграничных провинциях трех государств проживают 18 млн белуджей, а всего их насчитывает около 30 млн. На протяжении веков они стремились создать свое государство, но в разные периоды истории они на правах местных ханств и княжеств входили в состав сменявших друг друга могущественных государств и империй — Арабский халифат 7-10 века , империя Газневидов и династия Гуридов 10-13 вв. В 17 веке, белуджи образовали Ханство Калат, которое с 18 века до середины 19 века года приобрело относительную независимость, лавируя между интересами конфликтующих между собой империи моголов и афганскими правителями.
В 1839 году Калат вошел в состав Британской империи. В период раздела Британской Индии 1947г. Пакистан юридически стал конституционным и политическим преемником Великобритании относительно территорий, которые ему отходили после раздела. В ходе вооруженного столкновения с экспедиционным корпусом Пакистана вождь белуджей одержал победу, тем самым закрепив на короткий срок независимость Ханства Калат 15 августа 1947 года. Хана подписать документ о присоединении, а в апреле того же года пакистанская армия взяла под контроль провинцию.
Таким образом, Ханство Калат, которое оставалось белуджским государством до 1839 года, после ухода британцев в середине 20 века оказалось разделенным между Пакистаном, Ираном и Афганистаном. С этого времени начинается новая эра в судьбе белуджей. Раздел Британской Индии как историческое событие привело к кровопролитным столкновениям, в которых погибло около 1 млн человек, а также к массовым миграциям населения около 18 млн человек, из которых почти 4 млн «не были обнаружены» при последующих переписях — прим. Положение белуджей в Пакистане, Иране и Афганистане Территориально разделенный между тремя государствами белуджский народ численностью в 30 млн человек не отказался от идеи самоопределения и с 1947 года ведет борьбу. Во всех трех странах, разделивших Белуджистан, коренные жители чувствовали себя «людьми второго сорта», не имеющими права на административное правление на собственных территориях.
И по новому разжечь пламя конфликта между шиитами и суннитами, который заметно снизился на фоне примирения Саудовской Аравии и Ирана. Однако эта попытка, скорее всего, не будет иметь существенного успеха. Отношения между Ираном и Пакистаном выглядели в последнее время достаточно стабильными, чему в немалой степени содействовала политика их общего партнера — Китая. И Пекин уже работает над тем, чтобы в зародыше погасить наметившийся конфликт. Пакистанские власти тоже говорят сегодня о дипломатии. Мы подчеркиваем совместное сотрудничество с Ираном в борьбе с терроризмом. Пакистан всегда подчеркивал диалог и сотрудничество в решении общих проблем, включая угрозу терроризма, и мы продолжим наши усилия по поиску общих решений", — сказала официальная представительница пакистанского МИДа Мумтаз Захра. Остается надеяться, что попытки нормализовать ситуацию в Белуджистане возымеют эффект и остановят военную эскалацию в регионе.
Потому что главные бенефициары нового кровопролития находятся далеко за океаном, и по своему обыкновению рассчитывают воевать за свои интересы чужими руками.
Причем и само соседство этих исконных иранских народов — уже традиция, заведенная еще до арабских нашествий.
Позднее в попытке подчинить себе кочующее население Луристана в его пределы не раз вторгались и иранские шахи, впрочем, до царствования Аббаса I 1587-1629 — довольно тщетно. Так, многие племена летом проживают в горных деревнях, занимаясь земледелием, а к зиме устремляются в Гармсир, жаркое равнинное побережье Персидского залива. Здесь они перебиваются работой на местных заводах и раскидывают вблизи них свои знаменитые шатры — правда уже все чаще с брезентом, а не козьей шкурой, да и с машиной неподалеку.
Белуджи «Сидят на чемоданах» и в более южных регионах страны, в частности, в провинции Систан и Белуджистан. Здесь, на границе с Пакистаном, издавна находят себе места для кочевья многочисленные группы белуджей. Признать их несложно: мужчины носят длинные рубашки и штаны свободного кроя, голову покрывают уборами из войлока или тюбетейками, обматывая вокруг них чалму.
Женщины так же покрывают голову, надевают рубашки и шальвары, разделяя цвета по возрасту: шальвары молодых — красные, пожилых — черные. И все-таки жителями «каменного века» назвать белуджей сложно: среди их племен налажено производство конопли, хлопка и табака для технических целей, а также для торговых. Главным ремеслом остается ткачество — белуджи производят самые разные шерстяные изделия: ковры, паласы, ткани.
Кашкайцы Сорваться с места готова и добрая половина тюркоязычных кашкайцев, населяющих провинцию Фарс.
Астрахани Астраханской области; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Орел»; Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», ее региональные отделения и иные структурные подразделения; Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. S», «The Opposition Young Supporters» ; Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. Краснодара»; Межрегиональное объединение «Мужское государство»; Неформальное молодежное объединение «Н. Круглосуточная служба новостей.