Зоологи и лингвисты в результате многолетнего изучения языка мартышек Кемпбелла удалось выявить некоторые ключевые слова, которые приматы используют для общения между собой. Более 5500 участников попросили просмотреть 20 коротких видеороликов с жестами обезьян и выбрать значение жеста из четырёх возможных ответов. Ученый из университета штата Мичиган 7 лет изучал поведение мартышек-гелад, фактически жил с ними. – В человеческий мозг на генетическом уровне "зашит" язык жестов, знакомый всем приматам, передает РИА Новости. У африканских обезьян в словаре появился новый сигнал тревоги для опасности, с которой они никогда раньше не сталкивались.
Горилла заговорила? Чем кончились попытки научить обезьян человеческой речи
Зелёным мартышкам помогли придумать новое «слово» | Наука и жизнь | Они обнаружили, что человекообразные обезьяны используют «лексикон» из более чем 80 жестов, каждый из которых передает сообщение другому члену группы. |
Новое исследование показало, что люди могут понимать язык жестов обезьян | Зоологи и лингвисты в результате многолетнего изучения языка мартышек Кемпбелла удалось выявить некоторые ключевые слова, которые приматы используют для общения между собой. |
Ученые перевели язык обезьян
Из этого следует, что обезьяны различают корни и суффиксы, чтобы описать как природу угрозы, так и степень ее опасности. В ходе исследования ученые определили, что обезьяны Кемпбелла используют специфический «диалект»: они не только говорят «Крак» и «Хок», но и добавляют к ним окончание «у» для обозначения менее серьезных оснований для угрозы. Также они произносят «Бум», когда угроза уже прошла.
Исследование языка гелад впервые обнаружило проявление закона Мензерата в животном мире. В языке гелад, судя по всему, грамматика отсутствует. Однако эти приматы используют базовую протоязыковую структуру, на основе которой может быть налажена более сложная коммуникация». Густисон и его коллеги проанализировали более 1000 звуковых последовательностей, которые издавали 57 самцов гелады.
При этом было установлено, что относительно длинные последовательности состоят из более коротких возгласов. Однако по мере сокращения «предложений» наблюдалось удлинение входящих в них «слов», что очень напоминает закон Мензерата.
Повторяю, нас больше удручает бессвязность слов.
Люди часто не понимают друг друга. Но опять же это происходит не от недостатка слов, а от неправильной связи слов. Говорят, а понять ничего нельзя.
Возникает коммуникативная неудача. Что такое понимание? Понимание есть, если у собеседника реакция адекватная.
А как это узнать? Перед всяким разговором вы примерно имеете в виду некий сценарий разговора. Если вы повторяете "ага-ага-ага", это еще не значит, что вы поняли.
Но если вы в ответ подаете ожидаемую мной реплику, есть шанс, что вы меня поняли и услышали. Заметьте: мы слышим то, что понимаем. Непонимание неполезно для общей жизни.
При более широком подходе мы поймем, что это общий сценарий жизни: люди не понимают друг друга и не хотят подстраиваться друг под друга. Никакие наши сценарии в коллективном существовании не оправдываются. Просто говорящий отграничивается.
Ставит границу, забор: не. Развитие индивидуализма — отграничивание от человека, общества, государства. Возможно, если число опрошенных мы увеличим в сто раз, это слово пропадет из разряда частоупотребимых.
Но задуматься о том, почему оно пока лидирует, не вредно. В реальности довольно распространена параллельная речь: люди, не замечая, говорят одновременно, видимо, считая, что то, что я говорю — это по делу говорю, а то, что он — ну ладно, я потерплю. Это не создает конфликта — ну поговорили одновременно, потом оба замолчали.
И конечно же хезитация — колебания, когда либо не знаешь, что сказать, либо не уверен, что это стоит говорить, и пытаешься заменить чем-то нейтральным. Сомнения заставляют тебя либо замолчать, либо замычать заакать, заэкать. Наш человек очень часто недоговаривает.
Если все постоянно недоговаривают, это отражается на общем состоянии языка. К тому же наш человек часто врет. Это, кстати, небезопасно для здоровья.
В десять раз увеличивается нагрузка головного мозга — если человек говорит осознанную ложь. Не слышно индивидуальной, эмоционально окрашенной речи.
Ранее было установлено, что между другими приматами, за пределами человеческого языка, тоже существует осознанное общение.
В частности, в результате многолетних наблюдений за человекообразными обезьянами было расшифровано более 80 жестов. Многие из этих невербальных сигналов используются обыкновенными шимпанзе и шимпанзе бонобо, которые считаются самыми близкими из ныне живущих родственниками людей. Однако этих жестов нет в человеческом общении.
Ранее подобные эксперименты с воспроизведением видео традиционно проводили, чтобы проверить, как понимают друг друга нечеловеческие приматы.
Языки обезьян и людей похожи. Вот о чем говорит новое исследование
Тегиэксперименты по обучению обезьян языкам посредникам, обезьяний язык зощенко чему учит, как по английски будет обезьяна. Крики зелёных обезьян идентичны крикам их годы людей интересовал вопрос о происхождении языка обезьян. Сотрудники Университета Сент-Эндрюс установили, что альфа-самцы шести диких групп обезьян этого вида в случае опасности издают звуки, которые можно.
Обезьяна Илона Маска с чипом Neuralink в мозгу научилась печатать текст силой мысли
Автограф | «О чем рассказали „говорящие“ обезьяны» | Теперь процесс «повернулся вспять», и ученые решили посмотреть, понимают ли люди язык обезьян. |
Чтобы объясниться с обезьянами, сотрудники зоопарка изучают немецкий язык | это не просто сюжет научной фантастики; ученые научили многих обезьян использовать некое подобие языка. |
Россияне возвращаются к языку обезьян
В процессе хейзовских экспериментов выяснилось, что обезьяны, в отличие от нас, не используют движения губ и языка, издавая естественные для них звуки. user: Уровень «языка» обезьян уже достиг своего предела в опытах или же можно ожидать чего-то ещё? Тегиэксперименты по обучению обезьян языкам посредникам, обезьяний язык зощенко чему учит, как по английски будет обезьяна. шаг к пониманию языка обезьян В звуковых последовательностях, которые издают обезьяны гелада (Theropithecus Gelada), обнаружены закономерности, присущие человеческому языку. «Среди обезьян есть предрасположенные к алкоголизму и непьющие». Интервью с биологом Джиной Карал-оглы о том, зачем обезьян спаивают, заражают вирусами и вызывают у них. Его годовалый орангутан умел использовать губы и язык при артикуляции, хотя в природе обезьяны такого не делают, а также неплохо понимал обращавшегося к нему человека.
Феномен «говорящих» обезьян
Возможно, эта способность передалась современному человеку от его далёких предков, которые «разговаривали» с обезьянами на общем языке жестов. У африканских обезьян в словаре появился новый сигнал тревоги для опасности, с которой они никогда раньше не сталкивались. Успешность эксперимента спровоцировало дальнейшее изучение обезьян, говорящих на языке жестов. Более 5500 участников попросили просмотреть 20 коротких видеороликов с жестами обезьян и выбрать значение жеста из четырёх возможных ответов.
Ученые выяснили, что у шимпанзе есть свой примитивный язык
Просто у разных людей разные скорости развития. Так что, когда говорят об уровне «примерно двухлетнего ребёнка», имеют в виду нечто среднее или то, что с точки зрения медиков не требует коррекции. Обезьяны понимают значения слов, могут употреблять их в новых ситуациях. Понимают различия в порядке слов. Могут составлять из слов комбинации — хотя предпочитают по статистике, приводимой американским психологом Майклом Томаселло однословные «высказывания». Грамматики у них нет — ну так их ей и не учили да и не очень-то она нужна для однословных высказываний.
Вот такой вот уровень. Бурлак: Как сказала однажды Кэтлин Гибсон, специалист по орудийной деятельности животных, «стоит мне принять, что какой-то признак уникален для человека, как тут же оказывается, что он вовсе не уникален! Так что поживём — увидим. Например, опыты Э. Мензела и некоторые наблюдения Дж.
Гудолл, С. Сэвидж-Рамбо и С. Новосёловой показывают, что шимпанзе и бонобо могут донести до сородичей кое-какую информацию. У Мензела шимпанзе как-то сообщали другим, где находится тайник с лакомством по крайней мере, проинформированные сородичи шли сразу куда надо и иногда даже обгоняли сообщавшего , бонобо Панбаниша «рассказала» другим обезьянам о том, что в некотором участке леса «страшно» она, гуляя там вместе с С. Сэвидж-Рамбо, увидела там крупного хищника из семейства кошачьих — что она в точности «сказала», неизвестно, но другие обезьяны, когда им в очередной раз дали возможность погулять, именно в этом участке леса продемонстрировали признаки испуга.
Подобный же «рассказ о пережитом» наблюдала и С. Новосёлова — этот эпизод подробно описан в книге Зориной и Смирновой. Если удастся перевести такого рода «сообщения» в понятную для человека форму, вероятно, мы узнаем о коммуникативной системе обезьян много неожиданного. Зорина: Ваш вопрос можно истолковать двояко. Первый вариант: возможно имеется в виду выяснить, все ли возможности экспериментального изучения этого вопроса исчерпаны, или же можно ожидать, что удастся выявить еще какие-то стороны «языкового» поведения обезьян?
Думаю, что есть еще ряд вопросов, которые можно задать обезьянам, но пока еще трудно подобрать соответствующую форму эксперимента. Например, интересно было бы проверить отрывочные наблюдения, которые свидетельствуют, что обезьяны понимают условные предложения Зорина, 2008. Но для этого надо придумать соответствующую методику. Остается также открытым вопрос о том, насколько они могут представлять себе будущие действия и «говорить» о них. Для этого тоже нужна особая форма эксперимента.
Второй вариант: если Вас интересует уровень языка, который обнаруживают обезьяны в первые 10 лет жизни, это, по-видимому, предел их возможностей, ничего похожего на «языковой взрыв» у них не происходит, и в следующие 20-30 лет их «язык» остается на прежнем уровне. Зорина: Как принято говорить, «хороший вопрос», и вполне естественно, что он возникает. Естественная коммуникация бонобо и других человекообразных обезьян в целом по своему уровню не отличается от других позвоночных. Она основана на определенном наборе генетически запрограммированных видоспецифических сигналов, каждый сигнал отражает внутреннее эмоциональное состояние особи в данный момент «ЗДЕСЬ» и «СЕЙЧАС» , хотя некоторыми элементами пластичности эта система обладает см. Зорина и др.
Раздел 5. На сегодняшний день нет мне неизвестно данных о том, что у них существует «символьно-абстрактная естественная коммуникация», но начинают появляться данные о некоторых ее зачатках. Могу привести только отрывок из нашей книги «Основы этологии и генетики поведения» Зорина, Полетаева, Резникова, 1999, 2002: «Некоторые особенности естественного языка шимпанзе Сколь бы убедительны ни были данные о способности шимпанзе к усвоению и пониманию синтаксиса языков-посредников, их значение несомненно возрастет, если бы в их естественном поведении удалось обнаружить какие-то черты, соответствующие данным, полученным в лаборатории. Для этого необходимо выяснить, например, используются ли в естественном языке шимпанзе специфические ряды звуковых элементов, которые меняют свой смысл в зависимости от того, в каком порядке эти элементы следуют друг за другом. Такой факт свидетельствовал бы, что они организованы в соответствии с неким "естественным синтаксисом".
Исследования этого аспекта коммуникации приматов оказались достаточно плодотворными. Показано, что разная комбинация одних и тех же элементов обеспечивает различия между криками самцов и самок у тамаринов. У гиббонов репертуар богаче и может быть дифференцирован более тонко. Так называемые "долгие крики" сигнализируют не только о присутствии обезьяны и ее местонахождении, но также об их поле, ранге и "семейном положении" Cowlishaw, 1992. В репертуаре обоих видов шимпанзе и обыкновенного, и карликового или бонобо также существуют "долгие крики".
Они также ориентируются на адресата и перестают демонстрировать жест, когда другая обезьяна делает то, что от нее хотят. Сейчас идентифицировано более 80 жестов гоминид, часть из которых у разных видов — общие. Люди, несмотря на близкое родство с шимпанзе и бонобо, жесты обезьян использовать, судя по всему, перестали. Но, возможно, мы просто слишком замаскировали это: тот факт, что мы жестикулируем ничуть не меньше в совершенно разных контекстах, может усложнять поиск нужных жестов в нашем репертуаре. Также недавнее исследование показало , что дети, которые еще не умеют говорить, могут использовать около 50 жестов из репертуара обезьян. Возможно, жесты других гоминид все еще доступны нам — хотя бы отчасти. Ученые проанализировали данные 5656 участников, которые посмотрели 20 коротких видео, где обезьяна показывает какой-либо жест, и выбрали значение этого жеста из четырех предложенных вариантов. Участников случайным образом разделили на две группы: одна смотрела только видео с жестами, другая видела также краткое описание контекста — всего по одной строке. Каждое видео сопровождалось простой иллюстрацией жеста, которая помогала понять, что происходит на видео неопытный зритель не всегда определяет это с первого раза — примеры таких иллюстраций можно посмотреть здесь. Всего было 40 видео с жестами шимпанзе и бонобо, и каждая группа увидела по 20.
Дикие животные Как обезьян учат языкам людей? И какие из приматов достигли наибольших успехов? Они даже неплохо понимают речь, но вот с её воспроизведением возникают трудности. Их очень ограничивает отсутствие специализированных центров мозга и неподходящий голосовой аппарат. Алло, привет! Прости, не могу говорить членораздельно, позвоню как эволюционирую. Чтобы вы понимали глубину проблемы: после долгих лет тренировок шимпанзе по имени Вики научилась лишь уверенно произносить 4! Дело было в 50-х годах прошлого века, и ни одна обезьяна не побила её рекорд. Все человекообразные обезьяны имеют свои системы жестов.
Некоторые из них включают до 80 символов! Но отрицательный результат — тоже результат. Убедившись, что прямое обучение речи невозможно, учёные решили перейти на жестовые языки. Благо, кисти наших родичей от наших почти не отличаются, а в ловкости даже превосходят. В начале 60-х Ален и Беатриса Гарднеры, психологи из США, получили в своё распоряжение самку шимпанзе по кличке Уошо и начали эксперимент.
Молодая зелёная мартышка Chlorocebus sabaeus. У них бывает так, что для разных явлений окружающего мира у них предусмотрены разные звуковые сигналы. Например, верветки, или карликовые зелёные мартышки, обитающие в саваннах на востоке Африки, по-разному предупреждают друг друга в зависимости от вида угрозы. Если верветка видит леопарда, она издаёт особый крик, и те, кто её слышат, лезут на деревья. Если верветка видит змею, она издаёт другой звук, и тогда все, кто её слышит, встают на задние лапы и замирают.
Наконец, если верветка видит орла, то для него у неё есть ещё один сигнал тревоги, и те, кто его слышит, начинают беспокойно всматриваться в небо. Про разные тревожные крики верветок известно уже довольно давно, но до сих пор было не вполне понятно, как они сформировались: идёт ли речь о воспитании или же сигналы «Все на дерево!
Горилла заговорила? Чем кончились попытки научить обезьян человеческой речи
Собак я люблю не меньше шимпанзе. Вы работаете в охране природы уже много лет. Что бы вы назвали самым большим изменением с той поры, когда вы только начали этим заниматься? Есть два существенных изменения. Во-первых, всё больше людей интересуются проблемами экологии и окружающей среды.
Другое изменение — это ущерб, который мы нанесли миру природы: исчезновение лесов, потеря биоразнообразия. Когда люди слишком много читают о плохом, они могут быть ошеломлены и подавлены: "Зачем что-то делать? Надежды нет". Поэтому дарить людям надежду — это очень важно.
А как вы сохраняете надежду на лучшее? Я путешествую 300 дней в год по всему миру, что, конечно, не является экологически чистым выбором с точки зрения выбросов от самолётов. Поскольку никто не подарил мне волшебный ковёр, я чувствую, что мне нужно сделать что-то полезное. Во время путешествий я вижу, как спасают природу.
Я встречаюсь с людьми, которые делают то, что кажется невозможным, и не сдаются. Что люди могут сделать, чтобы мир стал лучше? Задумайтесь о собственном экологическом следе. Начните задавать вопросы: например, где были сделаны ваши покупки?
Было ли это вредно для окружающей среды?
И конечно же хезитация — колебания, когда либо не знаешь, что сказать, либо не уверен, что это стоит говорить, и пытаешься заменить чем-то нейтральным. Сомнения заставляют тебя либо замолчать, либо замычать заакать, заэкать. Наш человек очень часто недоговаривает. Если все постоянно недоговаривают, это отражается на общем состоянии языка. К тому же наш человек часто врет. Это, кстати, небезопасно для здоровья. В десять раз увеличивается нагрузка головного мозга — если человек говорит осознанную ложь. Не слышно индивидуальной, эмоционально окрашенной речи.
Раздражает сам по себе способ построения и ритм фразы. Язык становится бесчеловечным и безликим. Чем общительнее, открытее человек, чем шире его сердце, тем больше он нуждается в том, чтобы мир вокруг был богат людьми. Открытость, реализованная в речи, надежнейший способ установления контакта. Сегодня мы с такой манерой почти не сталкиваемся, сегодня все наоборот. В клише самих по себе ничего плохого нет — если бы эти клише были клише открытости, доброжелательности. А наши люди, наоборот, используют клише для того, чтобы, не дай бог, не раскрыться. То, что контакт не возникает или натыкается на стену, и почти уже неприлично вступить с незнакомым человеком в глубокий контакт — это веяние сегодняшнего дня. Замечу, что это мое личное предположение, которое не следует рассматривать как прямой результат нашей профессиональной деятельности.
Как вы к нему относитесь? Их отличие в том, что они могут говорить по-всякому, по-разному. Многое зависит от "домашнего языка", уровня образования. С приобретением речевого и жизненного опыта возникает уже самостоятельный речевой портрет. Но диапазон индивидуальных отличий у молодых, повторяю, особенно большой, как и разброс возможностей: они могут уходить в полнейшую несознанку, общаться при помощи одного мэканья и бэканья, а могут "цицеронить" с любого момента, заниматься языковой игрой. И мне кажется, что наши дети лучше нас. Но умение говорить хорошо не всегда является для них реальной ценностью. Куда делись говоры, диалекты — их не слышно; все превратилось в усредненное деиндивидуализированное говорение. Культуре, конечно, приятно, когда люди говорят с нижегородским акцентом, или, наоборот, по-великоновгородски.
Но слезы утирать по этому поводу совершенно бессмысленно. Я 30 лет езжу в одну и ту же псковскую деревню — небольшую, 12 дворов, достаточно глухую, на границе двух районов. И никаких дорог раньше. И вот в этом медвежьем углу раньше говорили с ярко выраженным яканьем, и именно эта речь понималась деревенскими как правильная, а городские, по их сильному якающему определению — "явреи": говорить правильно по-русски не умеют.
Ребенок не заговорит по-русски сам, несмотря на некоторые легенды о детях-маугли. Как ученые пытаются выучить язык котов, попугаев и дельфинов Как люди учили обезьян человеческому языку Люди решили узнать, можно ли взять отдельную особь и последовательно научить ее человеческому языку.
Такие эксперименты начались трагикомически. Уильям Фернесс в начале XX века купил взрослых орангутанов и шимпанзе. Самка орангутана за шесть месяцев научилась говорить dad, потом cup, а потом скончалась от пневмонии. А шимпанзе даже в течение пяти лет не смог овладеть словом cup. Дело пошло значительно лучше, когда люди догадались, что в этом образовательном процессе есть два пробела, и исправили их. Первый огромный шаг в процессе обучения обезьян был сделан, когда ученые поняли, что речевой аппарат обезьяны просто не приспособлен к человеческой речи.
Тогда придумали использовать языки-посредники. Важную роль сыграл амслен, американский язык глухонемых. Еще был придуман йеркиш и чуть позднее — язык жетонов, которые выкладывались на магнитной доске. Второй важный шаг был связан с тем, что ученые решили учить человеческому языку маленьких обезьян. Понятно, что даже маленький ребенок выучит новый язык намного быстрее и лучше, чем взрослый, умный и интеллигентный человек. Дело пошло гораздо быстрее.
Самая известная обезьяна — Уошо. В 1966 году 10-месячную самку шимпанзе поселили в трейлере и обучали языку, изолировав от устной речи, чтобы она не получала никаких других сигналов, которые могли бы повлиять на чистоту эксперимента. Позже Уошо отправили в Институт изучения приматов.
Канзи проявил озабоченность и удивление, не понимая, как это случилось. Поскольку на клавиатуре с лексиграммами не было слова «резать», Сью набрала «нож поранил Сью» Knife hurt Sue. В ответ Канзи издал громкий тревожный вопль и швырнул нож через всю комнату. Автор отмечает, что такая реакция неадекватна в случае небольших травм.
Как правило, пытаясь смягчить небольшие травмы, Канзи почесал бы или погладил больное место. Именно это он и сделал бы, если бы Сью сказала: «Я порезалась ножом». Но в данном случае Канзи отреагировал не на подразумеваемое значение, а на синтаксис произнесенной фразы, поступив с ножом так, если бы нож действовал по собственному умыслу. Если бы Канзи воспринимал только лексические значения слов «нож» и «поранить», а не синтаксическую структуру, в которую они встроены, то не мог бы приписать ножу активное действие в данном случае. Этот факт приоткрыл значительные синтаксические способности Канзи, которые ранее недооценивались. Тогда Сью, осознав, что произошло, по-английски объяснила Канзи, что на самом деле нож ее не резал, а она сама случайно порезалась. Канзи воспринял это пояснение слегка подозрительно, но далее действовал так, как будто нож уже не представляет угрозы, и предложил погладить ранку.
В другом случае Канзи продемонстрировал способность к осознанному выбору из множества вариантов на основании сообщенной ему информации: В ответ на просьбу «Принеси помидор, который лежит в микроволновке» Канзи должен был проигнорировать несколько помидоров, в том числе, лежащий прямо перед ним, и сходить к микроволновке. Открыв микроволновку, он должен был проигнорировать другие предметы, лежащие в ней, и вернуться с одним лишь помидором. Если бы он понимал только отдельные слова, «помидор» и «микроволновка», то сходил бы к микроволновке, вернулся и передал экспериментатору тот помидор, который лежал ближе всего. Однако, поскольку Канзи понимает рекурсивную семантику, заключенную в обороте «который в микроволновке», он осознал, что экспериментатор говорит не о любом из помидоров, лежащих в комнатке, а о конкретном, находящемся именно там, где указано. Особенно важно, что, при отсутствии такой конкретики в синтаксической структуре, например, «Сходи к микроволновке и принеси помидор», Канзи замечал такую разницу и возвращался с любым помидором, а не именно с тем, что лежал в микроволновке. Таким образом, человеческая языковая способность во многом заключается в умении усвоить грамматику родного языка. Ребенок, развивающийся в человеческом обществе не являющийся «маугли» легко осваивает один или несколько языков, на которых с ним говорят до трехлетнего возраста, и особенно в трехлетнем возрасте.
При этом он отнюдь не получает такого систематического обучения, как при осваивании иностранного языка, усваивает язык спонтанно, методом проб и ошибок. Именно это произошло с Канзи и его сестрами. Согласно выводам, сделанным в статье « Kanzi, evolution and language » Канзи, эволюция и язык , языковой способностью мог обладать последний общий предок человека, шимпанзе и бонобо, но лишь у человека эта способность оказалась важной с эволюционной точки зрения. Здесь важно упомянуть, что Канзи общался высказываниями и предложениями не только с людьми, но и со своими сестрами, в особенности с Панбанишей. Примеры таких эпизодов, в которых фигурировали как вокализации, издаваемые самими бонобо, так и обращение к клавиатуре с лексиграммами: Канзи - Панбанише. Экспериментатор варил яйца, и Канзи мог наблюдать за этим из своей спальной клетки, которая была расположена первой в ряду таких спален. Панбаниша была в третьей клетке, и не могла видеть, что готовит экспериментатор.
Первый экспериментатор попросил Канзи, чтобы тот при помощи клавиатуры сообщил Панбанише: яйца вот-вот будут готовы. Канзи обратился к Панбанише голосом. Панбаниша, в это время уже на протяжении около 5 минут поглаживавшая другого экспериментатора, прекратила это занятие, подошла к клавиатуре с лексиграммами и попросила «яйцо». Панбаниша — Канзи: Панбанише показали мешочек арахиса и попросили передать Канзи, что она видела. Она издала очень тихий звук.
Языки обезьян и людей похожи. Вот о чем говорит новое исследование
Сверху падают ветки! Для более тщательного исследования этого момента специалисты провели опыт, в котором были задействованы не только представители разговаривающего вида, но и особи других, родственных видов обезьян. В результате эксперимент показал, что последние не только понимали озвученные сигналы разговаривающего вида, но и реагировали прогнозируемым образом. А именно, услышав, к примеру, слово "крак", обезьяны вели себя так, как если бы увидели приближающегося леопарда. В дополнение к слову "крак" имеются другие корневые сочетания «бум», «хок» и «вак». Данные слова обезьяны при необходимости дополняют суффиксом «оо», от которого меняется само значение.
Ранее было замечено, что шимпанзе издавали два различных звука при виде змей и других опасностей в дикой природе. На первом этапе розыгрыша с фальшивой змеей ученые разместили поддельных змей рядом с шимпанзе. Пугая поддельной змеей, исследователи включали записи как «waa-barks», так и «alarm-huus». Так, шимпанзе реагировали сильнее, когда за «waa-barks» следовал «alarm-huus».
Это говорит, что порядок звука сыграл определенную роль в реакции обезьян.
Про разные тревожные крики верветок известно уже довольно давно, но до сих пор было не вполне понятно, как они сформировались: идёт ли речь о воспитании или же сигналы «Все на дерево! Чтобы понять, как у обезьян могут формироваться такие протоязыковые способности, исследователи из Немецкого центра приматов поставили эксперимент с зелёными мартышками Chlorocebus sabaeus, обитающими на западе Африки. Это близкие родственники верветок, однако живут те и другие живут на разных краях африканского континента, и эволюционные пути обоих видов разошлись около 3,5 млн лет назад.
У зелёных мартышек на западе есть сигнал тревоги для леопарда и сигнал тревоги для змеи, но нет сигнала тревоги для орлов — просто потому, что хищные птицы этим обезьянам не угрожают. Однако когда исследователи запустили над мартышками дрон, те закричали что-то тревожное и поспешили в укрытие. Звуки, которые издавали обезьяны, отличались от тех, которыми они предупреждают о появлении леопарда или змеи, но при этом были довольно похожи на «воздушный» сигнал тревоги верветок. То есть несмотря на несколько миллионов лет раздельной эволюции, структура голосового сигнала оставалась примерно прежней.
Или когда у знаменитой гориллы Коко погиб ее домашний питомец кошка попала под машину , и обезьяна очень тосковала по нему. Жестами она показывала: «Мне грустно, грустно, грустно». Легендарная шимпанзе Уошо: «Я человек! Для чистоты эксперимента учителями выступали сами глухонемые люди. Но обезьяна привыкала общаться с ними и чувствовать себя частью человеческого сообщества. Ее семьей и друзьями были только люди, у которых она училась. А потом эта обезьяна видела других животных. И ее реакция была очень интересной. Например, еще «пионер обучения» - шимпанзе Уошо - сразу показала жестами: «Это черные животные».
Говорящая горилла Коко — правда, мистификация или заблуждение ученых?
В частности, говорят они, можно применят технологию "чтения мыслей" и на людях — чтобы понимать слова, которые не произнесены вслух. Возможно, новая технология значительно облегчит жизнь парализованным людям, которые смогут, к примеру, управлять собственной инвалидной коляской одним лишь усилием мысли. Мы дадим им возможность общаться с миром и передвигаться самостоятельно".
Их синтаксические конструкции очень просты и напоминают о языке ребенка возраста двух-трех лет. Этого вполне достаточно для эффективного и живого общения. Отличие заключается в том, что дети растут и меняются.
Они ходят в школу, учатся самым разным профессиям, создают семьи, берут ипотеки. Их язык развивается и становится сложнее. А обезьянам достаточно того, что уже есть. Словарного запаса трехлетнего ребенка вполне хватает. Как говорится, больше ничего от языка им и не надо!
Первые используют три звуковых сигнала тревоги, отдельно обозначая приближение леопарда, змеи и орла. Их западноафриканские сородичи не пользуются сигналом, который относится к орлу, так как в ареале обитания вида нет опасных воздушных хищников. Зоологи решили выяснить, как в случае приближения орла обезьяны отреагируют на угрозу с воздуха. Ученые наблюдали за мартышками около исследовательской станции в Сенегале. В качестве воздушной угрозы исследователи использовали дроны, которые пролетали над приматами с жужжащим звуком на высоте 60 метров.
Зоологи повторили эксперимент через несколько дней, воспроизведя лишь звук приближения дронов, но не использовав сами летательные аппараты.
Тем не менее реакция приматов оказалась той же. Они быстро поняли, что означают ранее неизвестные звуки, и запомнили эту информацию. При этом структура их крика осталась практически неизменной по сравнению с верветками, несмотря на три с половиной миллиона лет раздельной эволюции. Похоже, она уходит глубоко в прошлое», — прокомментировала результаты исследования ведущий автор работы Джулия Фишер Julia Fisher.
Оказывается, люди способны понять «язык» обезьян
В Ижевский зоопарк приехали обезьяны. А вот Илон Маск не пытается понять язык жестов обезьян. Он вживляет в мозг подопытным приматам чипы, и те просят лакомства силой мысли. Самые важные и оперативные новости. Учёные рассчитывают на то, что в последующих опытах им удастся узнать больше о языке обезьян и происхождении языка у людей. Крики зелёных обезьян идентичны крикам их годы людей интересовал вопрос о происхождении языка обезьян. После применения лингвистических инструментов для расшифровки звонков обезьян исследователи считают, что они понимают, о чем говорят наши родственники приматы.