Новости василий великий григорий богослов и иоанн златоуст

106 объявлений по запросу «Икона Григорий Богослов, Василий Великий и Иоанн Златоуст.» доступны на Авито во всех регионах.

Болгария чтит святых Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Святители Василий Великий и Григорий Богослов были друзьями, причем не просто приятелями-знакомыми, а лучшими друзьями, о которых говорят «не разлей вода». Василий Великий — Кесарийским Каппадокийским, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст — Константинопольскими. Составлено по творениям святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст: соединённые после смерти

Общее празднование святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, столь привычное нам, возникло достаточно поздно. Поэтому, делали вывод они, святитель Василий стоит выше святителя Иоанна Златоуста, который по характеру был более склонен прощать грешников. XV в.-КОПИЯ/р34-25.8.

Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст

Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Тропарь, глас 4 Яко апостолов единонравнии, и вселенныя Учителие, Владыку всех молите, мир вселенней даровати, и душам нашим велию милость. Кондак, глас 2 Священныя и Боговещанныя проповедники, верх учителей Господи, приял еси в наслаждение благих Твоих и упокоение; труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, Едине прославляяй святыя Твоя. Сей праздник был учрежден в XI веке в царствование византийского императора Алексея Комнина. В то время в Константинополе вспыхнул спор о значимости трех Святителей прошедших свой земной путь примерно в одно время: Василия Великого — архиепископа Кесарии ученого, основателя монашеских обителей, помощника страждущих; Иоанна Златоуста, устроителя благолепного Богослужения, автора знаменитой Литургии Иоанна Златоустого нередко говорят Златоуста, что по-гречески звучит как Хризостан ; и Григория Богослова. В царствование благоверного и христолюбивого царя Алексея Комнена, который принял царскую власть после Никифора Ботаниата, был в Константинополе великий спор об этих трех святителях между искуснейшими в красноречии учителями мудрости.

Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого, называя его возвышеннейшим витией, так как он всех превосходил словом и делами, причем видели в нем мужа, мало, чем уступающего ангелам, твердого нравом, не легко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста, как имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию. Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивейшего, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого витию, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали они его выше Василия Великого и Григория Богослова. Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова, утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания и изяществом построения речи превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему. Так одни возвышали славу святого Григория, а другие унижали его значение.

От этого происходил между многими раздор, причем одни назывались Иоаннитами, другие Василианами, а иные Григорианами. Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости. Спустя некоторое время после того, как возникли эти споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, - притом не во сне, а наяву, - Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости как об этом свидетельствуют и его сочинения , а также прославившемуся своею добродетельною жизнью. Они сказали ему едиными устами: - Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу.

Молитва 3;я святителю Василию Великому О, вели;кий и пресла;вный святи;телю Христо;в, всея; вселе;нския Це;ркве учи;телю богому;дрый, правосла;вия тве;рдый испове;дниче и побо;рниче, всеблаже;нне о;тче Васи;лие! При;зри от высо;т небе;сных на нас, смире;нно к тебе; припа;дающих, и умоли; Го;спода Вседержи;теля, Его;же ве;рный на земли; служи;тель был еси;, да да;рует нам ве;ры пра;выя тве;рдое и неизме;нное сохране;ние, Це;ркви святе;й послуша;ние, жития; на;шего исправле;ние, и во всех ну;ждах, ско;рбех и искуше;ниих ско;рое поможе;ние, терпе;ние же и укрепле;ние. Пода;ждь нам твое; свято;е благослове;ние, да о;ным осеня;емии, сие; но;вое ле;то и во вся дни богоуго;дно в ми;ре и покая;нии поживе;м и во Ца;рствии Небе;снем сподо;бимся ку;пно с тобо;ю и со все;ми святы;ми Живонача;льную Тро;ицу воспева;ти и сла;вити, Отца; и Сы;на и Свята;го Ду;ха, во ве;ки веко;в. Молитва 4;я святителю Василию Великому О, вели;кий и пресвяты;й святи;телю, о;тче Васи;лие! При;зри от высо;т небе;сных на нас, раб Бо;жиих имена , и умоли; Го;спода, Его;же ве;рный на земли; служи;тель был еси;, да да;рует нам ве;ры пра;выя тве;рдое и неизме;нное сохране;ние, Це;ркви Святе;й послуша;ние, жития; на;шего исправле;ние и во всех ну;ждах, скорбе;х и искуше;ниях ско;рое поможе;ние, терпе;ние же и укрепле;ние. Пода;ждь нам твое свято;е благослове;ние, да о;ным осеня;емии во вся дни богоуго;дно в ми;ре и покая;нии поживе;м и во Ца;рствии Небе;снем сподо;бимся ку;пно с тобо;ю и со все;ми святы;ми Живонача;льную Тро;ицу, Отца; и Сы;на и Свята;го Ду;ха, воспева;ти и сла;вити во ве;ки веко;в. Перевод: Пастырская свирель богословия твоего победила трубы риторов, ибо, как взыскавшему глубин Духа, и красота слова была дарована тебе.

Но ходатайствуй пред Христом Богом, отче Григорий, о спасении душ наших. Перевод: Богословским языком твоим сплетения риторов расторгнув, славный, Православия одеждой, свыше сотканной, ты Церковь облек, и, нося ее, Она взывает с нами, твоими чадами: «Радуйся, отче, богословия ум высочайший». Молитва 1;я святителю Григорию Богослову Святитель Григорий Богослов О, великий во иерарсех вселенныя учителю богомудрый, преблаженне отче Григорие! Велия подвиги и труды твоя, яже во славу Святыя Церкве совершил еси: ты исповедник твердый и светильник веры Христовы на земли был еси, светом боговедения верныя озаряяй, ложныя учения попаляяй, и всему миру слово спасительныя истины возвещаяй. Ныне же, велие на небесех имеяй дерзновение ко Святей Троице, повози нам, со смирением к тебе припадающим, твердо и неизменно святую Православную веру до конца жития нашего сохранити, от маловерия же, сомнений и колебания в вере соблюди, да не прельщени будем богопротивных и душепагубных учений словесами. Дух ревности святыя, еюже ты пламенел еси, о преславный Церкве Христовы пастырю, возгрей предстательством твоим и в нас, ихже Христос постави быти пастырями, да всеусердно просвещаем и утверждаем в правей вере словесное стадо Христово. Испроси, о милосердный святителю, от Отца светов и всем, всякий дар коемуждо благопотребен: младенцем благое в страсе Божием возрастание, юным целомудрие, старым и немощным укрепление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим вразумение и исправление, обидимым заступление, сиротам и вдовицам защищение, искушаемым благодатное поможение, отшедшим от сего временнаго жития, отцем и братиям нашим, блаженное упокоение.

Ей, святче Божий, призри милостивно от Обителей Горних на нас смиренных, многими соблазнами и напастьми обуреваемых, и к земли приверженных возведи к высоте небесней.

Прекрасно изучившие античную словесность, они стояли у истоков новой литературной традиции. Сохранились стихи, написанные Григорием Богословом. А слова, которыми молились Василий Великий и Иоанн Златоуст, верующие и сегодня произносят во время утреннего и вечернего правила. Установление празднования трем великим святым разрешило долгий спор о том, кому из них следует отдавать предпочтение. Елена Цыганова.

Было время, когда одни люди почитали больше Иоанна Златоуста, другие — Василия Великого, иные — Григория Богослова, и таким образом было разделение между людьми. Святители Христовы, находясь в Царстве Божии, в обителях небесных, явились людям на земле и возвестили им о том, что нужно искоренить это разделение, чтобы не было разделения в их почитании. Они говорили, что имеют одинаковую славу у Отца Небесного и одинаково почтены милостью Божьею. И вот поэтому был основан праздник в честь этих трех святителей, чтобы тем самым всех людей объединить во едино и вместе почитать этих светильников Церкви. Это - праздник единства, он призывает и нас, дорогие братья и сестры, чтобы мы не разделялись по каким-то причинам в этой жизни, в нашем приходе. Не разделялись по предпочтениям того или иного священника. Все священники служат, чтобы приводить людей ко Христу.

Они не должны приводить людей к себе, к почитанию себя, но они должны приводить к почитанию единого Бога в Троице славимого, единого Христа Спасителя, Который совершил для нас дело нашего искупления. Для того и совершается исповедь, чтобы тем самым очистить себя от того или иного греха, слабостей, чтобы возвратить в лоно Христовой Церкви, не в лоно того или иного священника, а в лоно Христа Спасителя, Который является нашим Искупителем, Который будет принимать нас в Свои объятия в обителях Небесных, уготованных нам, людям, любящим Его. Такое единство должны мы сохранять.

Собор трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста

Так же и Василий Великий составил много правил по устройству Церкви, и этими правилами Церковь руководствуется до сих пор. И Григорий Богослов создал множество прекрасных поэтических произведений, из которых составлены многие службы. Этими словами Церковь воспевает хвалу Пресвятой Троице. Каждому от Бога дается свой талант, и они были люди особенные, особенно одаренные, особенно талантливые. Можно сказать, что они были гении духовной жизни, гении молитвы, и причем они были люди колоссального ума и совершенно обширнейшего образования. Мы, конечно, такого достичь не можем. Но это же не значит, что для нас все закрыто. Святой апостол Павел такой пример приводит: на небе много звезд и есть луна и солнце.

Солнце — это Христос, а звезды — святые, они все разной яркости. И каждый человек должен сиять своим светом, сколько может вместить. Но этот свет обязательно должен быть в нас. Поэтому Господь и говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Вот если бы свет Божий проник все-таки в наши сердца, мы бы стали сиять, и на этот свет другие люди прилетели бы, как мотыльки, и через это приобщились к небесной жизни. Но этот свет в нас не сияет. Вместо духовного света в нас есть раздражительность, в нас есть зависть, в нас есть гнев, жадность, обидчивость, гордость, тщеславие, честолюбие.

Вот это все в нас есть. И чтобы очистить наше сердце, Господь дал нам заповеди. Например, такую: если «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Если человек достиг Божественного света, ему это исполнить легко, потому что душа его чиста, она абсолютно немстительна, и он никакой обиды даже не чувствует, совершенно нечувствителен к обиде. Но человек грешный, даже если и подставит левую щеку, то он будет скрежетать зубами, мысленно все равно будет своего обидчика проклинать, будет всем рассказывать, как его обидели. Грешный человек не может подставить левую щеку, когда его бьют по правой. Прежде чем достичь этой заповеди, очень много нужно упражняться и в терпении, и в смирении, и в любви, и в милосердии.

Поэтому все заповеди Христа служат для нас маяками, которые определяют, что мы уже можем из того, чему нас святая Церковь научила, а что мы пока еще не можем. И надо стараться в этом упражняться, все время в этом направлении трудиться. Вот как ученик: ему учитель дает какие-то задачки, а он все время решает и становится все более искусным, все более опытным, все более сообразительным. Так точно и в духовной жизни. Наш учебник — это есть святое Евангелие, а все заповеди, которые в нем даны, — это жизненные задачи, которые мы обязательно должны решить, причем решить хорошо, не только умом постичь, что это значит, но научиться на деле. Вот, допустим, есть заповедь Божия «молитесь за обижающих вас». Если кто нас обидел — а все время кто-нибудь нас обижает, — как вылечить эту обиду?

Вообще обижаться — это есть страшный грех. Если человек обижается на кого-то, Царствия Небесного он уже достичь не может, это совершенно исключено. Поэтому у кого есть на кого-нибудь какая обида, бесполезно в храм ходить, бесполезно и свечи ставить, все бесполезно, все перечеркивается одной обидой. Потому что, когда человек обижается, он уже не христианин, он даже не имеет права «Отче наш» читать, так как там сказано: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», — то есть, Господи, прости мне мои грехи так, как я прощаю другим. А если ты хоть что-то не прощаешь, значит, и тебе Господь не прощает. А раз тебе Господь не прощает, значит, ты не можешь быть в Царствии Небесном. Оно только для кающихся грешников, которые грехи исправили, грехи им прощены, очищены.

Поэтому, когда мы плачем о чем-нибудь, горюем, надо задуматься: а не от обиды ли я плачу? Потому что, если меня по правой щеке ударят, я должен подставить левую. И чтобы избавиться от обиды, Господь дает изумительное лекарство: молись за обижающего тебя. Молись час, два, три, день, неделю, месяц, год — и увидишь, что обида твоя ушла. А может быть, и не понадобится года, достаточно, может быть, один раз перекреститься, и эта нечисть от тебя отойдет. И если каждый раз мы будем так поступать, то постепенно вообще у нас никакой ни на кого обиды не будет, никаких отношений ни с кем мы выяснять не будем, нам это просто не потребуется. И таким образом мы сделаем шаг навстречу к Богу.

И если бы мы все заповеди Божии так внимательно рассматривали, в своей жизни бы использовали, исполняли, наша жизнь бы начала меняться, мы бы стали просвещаться светом Христовым. Василий, Григорий и Иоанн, они это исполнили. У них получилось. Поэтому они есть учителя, они показывают и рассказывают в своих произведениях, как это все нужно сделать. А если мы не трудимся над тем, как нам это сделать, то наша жизнь проходит бесполезно.

Епископ поневоле Но епископом стать ему все же пришлось — когда умер его отец, сами жители Назианза избрали его на свою кафедру. А после смерти Василия Великого в январе 379 года его избрали архиепископом Константинополя, города, в котором за сорок лет правления императоров, покровительствовавших арианам, почти все церкви, включая Святую Софию, были арианскими. Григорий остановился в доме своих родственников, устроил там в одной из комнат домовую церковь и начал совершать богослужения. В этой церкви в 380 году он произнес свои знаменитые пять слов «О богословии», принесшие ему славу Богослова. Ариане грозились его убить, кидали в него камни, но через год император Феодосий своим приказом вернул Святую Софию православным и сам ввел в нее Григория. А для решения вопросов, связанных с взаимными обвинениями друг друга в ересях, был созван Собор, получивший название Второго Вселенского. На этом Соборе ереси были преданы анафеме, а Григорий Богослов был признан законным архиепископом Константинопольским. Но приехавшие позже его противники снова начали распрю, и Григорий, измученный борьбой за власть, которой он не желал, сложил с себя архиепископские полномочия, вернулся в Назианз и перестал ездить на церковные Соборы.

Действительно, Церковь знает сотни великих отцов и учителей. К их числу, например, можно отнести св. Григория Нисского, брата свт. Василия Великого, которого также относят к числу «великих отцов-каппадокийцев». Глубоко чтятся в христианском мире и другие святители — Папа Римский Григорий Двоеслов, которому приписывают чин Литургии Преждеосвященных Даров , Григорий Палама , создатель учения об умной молитве. Опираясь на учение святых и богослужебную практику, на нем основанную, православные конца XI в. Именно поэтому для верующих Византии того времени стал особенно актуальным праздник именно этих святых. Впоследствии любовь к Трем Святителям была воспринята и Русью — часто она была даже, как говорится, не по разуму. Например, еще в XV в. В действительности «беседа» троих никак не могла бы состояться при земной жизни: если свтт. Василий и Григорий и в самом деле были не только современниками, но и близкими друзьями, то свт. Иоанн жил через несколько десятилетий по их кончине. Что сделали три святителя для Церкви Святители чтятся как внесшие главный вклад в формирование христианской догматики и богослужения: свтт. Иоанн создал чин литургии, которая совершается в большинство дней церковного года. История установления праздника Это установление связывают с развернувшейся полемикой христиан Запада и Востока по поводу церковных догматов. При этом православные Византии во многом опирались на богослужебные тексты пера святых, а также на их догматические сочинения. Тогда, как говорит церковное предание, в Константинополе и возникла полемика по поводу того, кто из святителей больше должен почитаться.

У нас есть иерархическое единство: между патриархом, архиереем, священниками и мирянами. Вся иерархическая ступень служит к тому, чтобы привести нас всех к единому Богу, ко Христу, чтобы мы служили Ему верой и правдой, служили всем сердцем, разумением, всей крепостью своею. Это приносит единство в прославлении единого Бога. Это должно нас укреплять в нашем ношении жизненного креста, чтобы возвыситься над собою, над своими страстями, грехами, пороками, недостатками и тем самым получить от Бога прощение и ту вечную славу, которую Он уготовал нам, любящим Его. Эти святители нас к этому и призывают. Мы живем в этой прекрасной стране, где президент, правительство и власть делают все, чтобы в нашем государстве, в Узбекистане, было единство между людьми, живущими в этой стране, где есть разные национальности, разные вероисповедания. Мы составляем единый народ Узбекистана, который должен жить в единстве, любви и уважении друг к другу. Мы должны особо к этому быть прилежными, потому что мы - православные христиане. От нас сугубо требуется такое единство, такая любовь, такое доброе взаимоотношение друг с другом. Будем ценить единство, которое даровал нам Господь наш Иисус Христос».

Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст

В древнерусской литературе была распространена «Беседа трех святителей» в форме вопрос-ответ, написанных от имени Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. На иконе изображены святители Иоанн Златоуст (слева), Василий Великий (в центре) и Григорий Богослов (справа), беседующие об истинах христианского вероучения. Молитва Святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту О, пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне. И Василий Великий, и Григорий Богослов, и Иоанн Златоуст отличались очень большой ученостью и глубокими философскими познаниями. Икона «Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст» (середина XVI в.).

Войти на сайт

В них он толковал Слово Божие и показывал, как его применять в повседневной жизни, причем ему удалось это сделать лучше, чем двум другим христианским учителям. Третья группа ратовала за то, чтобы признать главным свт. Григория Богослова за величие, чистоту и глубину его языка. Они говорили, что свт. Григорий, лучше всех освоивший мудрость и красноречие греческого мира, достиг высочайшей степени в созерцании Бога, поэтому никто из людей не смог столь великолепно изложить учение о Святой Троице.

Таким образом, каждая партия защищала одного отца перед двумя другими, и это противостояние захватило вскоре всех жителей столицы. Вовсе уже не помышляя о почтительном отношении к святителям, люди пускались в бесконечные споры и перебранки. Разногласиям между партиями не было видно ни конца ни края. Тогда однажды ночью три святителя явились во сне св.

Иоанну Мавроподу, митрополиту Евхаитскому память 5 октября , сначала по одному, а затем втроем. В один голос они ему сказали: «Как ты видишь, мы все вместе находимся рядом с Богом и никакие размолвки или соперничество нас не разделяют.

Испроси мне у Господа искреннее о гресех сокрушение, да прочее время живота моего в мире, покаянии и исполнении заповедей Христовых провождати буду.

Егдаже час моего скончания приблизится, ты, о преблагий отче, с Преблагословенною Девою Мариею, тогда ускори на помощь, защити мя от злобных наветов вражиих, и сподоби мя наследника быти райских селений, да купно с тобою и со всеми святыми непреступнаго Божия Величества Престолу предстану и Живоначальную, Единосущную и Нераздельную Троицу прославляю и воспеваю, присно и в безконечныя веки. Молитва 3;я святителю Григорию Богослову О, великий и преславный святителю Христов, всея Вселенския Церкве учителю богомудрый, Православия твердый исповедниче и поборниче, преблаженне отче Григорие! Призри от высот небесных на нас, смиренно к тебе припадающих, и умоли Господа Вседержителя, Егоже верный на земли служитель был еси, да дарует нам веры правыя твердое и неизменное сохранение, Церкви Святей послушание, жития нашего исправление, и во всех нуждах, скорбех и искушениих скорое поможение, терпение же и укрепление.

Подаждь нам твое святое благословение, да оным осеняемии, сие новое лето, и во вся дни богоугодно, в мире и покаянии, поживем, и во Царствии Небеснем сподобимся купно с тобою и со всеми святыми Живоначальнуто Троицу воспевати и славити, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Перевод: Воссиявшая как светоч огненный уст твоих благодать вселенную просветила; нестяжания сокровище для мира ты собрал, высоту смиренномудрия нам показал. Но, словами твоими нас наставляя, отче Иоанн Златоустый, моли Слово, Христа Бога, о спасении душ наших.

Перевод: Принял Ты с небес Божественную благодать и устами твоими всех учишь поклоняться единому в Троице Богу, Иоанн Златоустый, всеблаженный, преподобный, по достоинству восхваляем тебя: ибо ты наставник наш, Божественное изъясняющий. Мно;гая и разли;чная дарова;ния от Го;спода прия;л еси; и, я;ко раб благи;й и ве;рный, вся да;нныя тебе; тала;нты до;бре умно;жил еси;, сего; ра;ди вои;стину вселе;нский учи;тель был еси;, я;ко всяк во;зраст и вся;ко зва;ние от тебе; поуча;ется. Мы же, гре;шнии имена , по еди;ному ки;йждо свое; дарова;ние иму;ще, едине;ния ду;ха в сою;зе ми;ра не и;мамы, но быва;ем тщесла;вии, друг дру;га раздража;юще, друг дру;гу зави;дяще; сего; ра;ди дарова;ния на;ша разделе;нная не в мир и спасе;ние, но во вражду; и осужде;ние нам явля;ются.

Те;мже к тебе;, святи;телю Бо;жий, припа;даем, раздо;ром обурева;еми, и в сокруше;нии се;рдца про;сим: моли;твами твои;ми отжени; от серде;ц на;ших вся;ку зло;бу, недоброжела;тельство, го;рдость и за;висть, нас разделя;ющия, да во мно;зех у;дех еди;но те;ло церко;вное невозбра;нно пребу;дем, да по словеси; твоему; моли;твенному возлю;бим друг дру;га и единомы;слием испове;мы Отца; и Сы;на и Свята;го Ду;ха, Тро;ицу Единосу;щную и Неразде;льную, ны;не и при;сно, и во ве;ки веко;в. Мно;гая и разли;чная дарова;ния от Го;спода прия;л еси; и, я;ко раб благи;й и ве;рный, вся да;нныя тебе; тала;нты до;бре умно;жил еси;: сего; ра;ди вои;стину вселе;нский учи;тель был еси;, я;ко всяк во;зраст и вся;ко зва;ние от Тебе; поуча;ется. Ты еси; отроко;м — послуша;ния о;браз, ю;ным — целому;дрия свети;ло, муже;м — трудолю;бия наста;вник, ста;рым — незло;бия учи;тель, и;ноком — воздержа;ния пра;вило, моля;щимся — вождь от Бо;га вдохнове;нный, му;дрости и;щущим — ума; просвети;тель, вити;ям доброглаго;ливым — сло;ва жива;го исто;чник неисчерпа;емый, благотворя;щим — милосе;рдия звезда;, нача;льствующим — правле;ния му;драго о;браз, пра;вды ревни;телем — дерзнове;ния вдохнови;тель, пра;вды ра;ди гони;мым — терпе;ния наста;вник: всем вся был еси;, да вся;ко не;кия спасе;ши.

Над все;ми же си;ми стяжа;л еси; любо;вь, я;же есть соу;з соверше;нства, и то;ю, я;ко си;лою Боже;ственною, вся дарова;ния во еди;нем лице; твое;м во еди;но совокупи;л еси;, и ту;южде любо;вь, разделе;нная примиря;ющую, в толкова;нии слове;с апо;стольских всем ве;рным пропове;дал еси;. Мы же гре;шнии, по еди;ному ки;йждо свое; дарова;ние иму;ще, едине;ния ду;ха в сою;зе ми;ра не и;мамы, быва;ем тщесла;вни, друг дру;га раздража;юще, друг дру;гу зави;дяще: сего; ра;ди дарова;ния на;ша разделе;нная не в мир и спасе;ние, но во вражду; и осужде;ние нам явля;ются.

После этих слов святители поднялись на небо, объятые несказанным светом, обращаясь друг к другу по имени. Тогда свт. Иоанн Мавропод собрал без промедления народ и сообщил об откровении. Так как все уважали митрополита за добродетель и восхищались силой его красноречия, спорившие партии примирились. Все стали просить Иоанна немедленно приняться за составление службы общего праздника трех святителей.

Тонко продумав вопрос, Иоанн решил отвести этому празднованию тридцатый день января, чтобы словно скрепить печатью этот месяц, в течение которого вспоминаются все три святителя по отдельности. Как поется в многочисленных тропарях из этой великолепной службы, три святителя, «земная троица», разные как личности, но единые по благодати Божией, заповедали нам в своих писаниях и примером своей жизни почитать и прославлять Пресвятую Троицу — Бога Единого в трех Лицах. Эти светильники Церкви распространили по всей земле свет истинной веры вопреки опасностям и преследованиям и оставили нам, их потомкам, святое наследие. Через их творения мы можем также достичь высшего блаженства и вечной жизни в присутствии Бога вместе со всеми святыми. На протяжении января мы празднуем память многих славных иерархов, исповедников и подвижников и завершаем его соборным праздником в честь трех великих святителей. Таким образом Церковь вспоминает всех святых, которые проповедовали православную веру своей жизнью или в своих сочинениях.

В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. Мы же совершающим память о нас будем споспешниками к спасению, так как мы надеемся, что имеем некоторую заслугу у Бога. Сказав это епископу, они стали подниматься на небо, сияя неизреченным светом и называя друг друга по имени. Блаженный епископ Иоанн тотчас своими стараниями восстановил мир между враждовавшими, так как он был муж великий в добродетели и знаменитый в любомудрии. Он установил праздник трех святителей, как и повелели ему святые, и завещал церквам праздновать его с подобающим торжеством. В этом ясно обнаружилась мудрость сего великого мужа, так как он усмотрел, что в январе совершается память всех трех святителей, а именно: в первый день — Василия Великого, в двадцать пятый — божественного Григория, а в двадцать седьмой — святого Златоуста, — то он соединил их в тридцатый день того же месяца, увенчав празднование их памяти канонами, тропарями и похвалами, как это и приличествовало. Святой Василий Великий превзошел в книжной мудрости не только учителей своего времени, но и древнейших: он прошел не только всю науку красноречия до последнего слова, но и хорошо изучил философию, а равно постиг и ту науку, которая учит истинной христианской деятельности. Затем, проводя добродетельную жизнь, исполненную нестяжательности и целомудрия, и восходя умом к Боговидению, он был возведен на архиерейский престол, имея 40 лет от рождения, и в течение 8 лет был предстоятелем Церкви. Святой Григорий Богослов был столь велик, что если бы можно было создать человеческий образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий