Фашистская Германия высоко оценила трудовой подвиг советского народа в тылу, написав в своих газетах о причинах поражения своих войск в конце 1941 года. Начальником Тыла приказом народного комиссара обороны СССР назначается генерал-лейтенант интендантской службы Андрей Хрулев. Ко Дню Победы в Центральной городской библиотеке оформлена книжная выставка-просмотр «Трудом ковавшие Победу», посвященную героическим будням тыла. В труднейших условиях долгого пути в советский тыл этот мужественный коллектив сохранил жизнь всем детишкам и благополучно доставил их на Урал.
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
При этом демонтаж оборудования, погрузка его в эшелоны и отправка проходили под непрерывным вражеским обстрелом, во время частых воздушных налетов. К 1 июля гитлеровские войска прорвались к Могилеву. Город быстро превратился в единый боевой лагерь, спаянный железной дисциплиной. Вражеские обстрелы и бомбежки не прекращались ни днем ни ночью. В этих тяжелейших условиях шел демонтаж наиболее крупных заводов города. Коллектив Могилевского завода авиационного моторостроения за 7 дней! Оборудование, которое были вынуждены оставить, разбивали кувалдами, чтобы враг, уже стоявший у ворот города, не смог им воспользоваться. Приходилось разрушать то, что создавали своим трудом долгие годы. Много лет спустя, после войны, мастер кузнечного цеха Витебского станкостроительного завода им. Коминтерна А.
Забежинский вспоминал: «Особенно тяжело было смотреть в те дни на старых рабочих: Концевого, Суворова, Нарцышко и других. Вся их жизнь была связана с родным заводом. Каждый удар по станкам они воспринимали как личную боль». Первый эшелон с заводским оборудованием и людьми этого завода отправился в далекий тыл ночью 3 июля. Через четыре дня второй — в составе 60 товарных вагонов. Оставшееся оборудование вплоть до 9 июля рабочие закапывали в землю, чтобы не досталось врагу. В считаные дни коллективы 15 наиболее крупных предприятий Могилевской области погрузили и отправили в тыл 935 железнодорожных вагонов с наиболее ценным оборудованием, готовой продукцией, кадрами: труболитейный завод — 19 вагонов, шелковая фабрика — 26 вагонов, кожевенный завод — 192 вагона, швейная фабрика — 156 вагонов, а также станочный парк быховского ацетонового, кричевского цементного заводов, шкловской бумажной фабрики и т. Спасти людей и производство День и ночь кипела работа по эвакуации промышленного оборудования и кадров на предприятиях Гомеля. В городе насчитывалось 42 крупных завода республиканского и союзного подчинения — «Гомсельмаш» 2500 человек , станкозавод им.
Кирова 800 человек , паровозовагоноремонтный 2800 человек и др. Ежедневно в далекий тыл уходило не менее 250 — 300 товарных вагонов, груженных до отказа оборудованием и людьми. Впоследствии ветеран труда станкозавода им. Кирова И. Лопунов вспоминал: «Бывало, подремлешь чуток в углу на старых газетах, а потом снова за лом или носилки. Перекусывали тут же, в цехе, на скорую руку, кому что принесут из дому». Дети, эвакуированные из Минска в г. Хвалынск Саратовской области, идут в школу. Несколько дней заняла эвакуация одного из крупнейших предприятий города — Гомельского паровозовагоноремонтного завода.
Он находился вблизи железнодорожного узла, который враг остервенело бомбил сутками напролет. Но работа не прекращалась ни на минуту. В советский тыл ежедневно уходило от 30 до 50 вагонов, до отказа груженных имуществом завода. И здесь душой коллектива были кадровые рабочие — В. Болвак, К. Козловский, Ф. Пригаров, П. Земков, Е. Ковалевич, Б.
Дворников и многие другие. С 4 по 12 июля гомельские паровозники отправили 835 вагонов и платформ с оборудованием, готовой продукцией, деталями, сырьем, 5000 литров горючего. За 5 дней коллектив демонтировал и отправил в далекий уральский город Курган 1200 вагонов и платформ с готовой продукцией, оборудованием, сырьем, материалами и 500 кадровых рабочих и инженеров, а также членов их семей. Дирекция Гомельского станкостроительного завода им. Кирова получила правительственную телеграмму об эвакуации на восток в ночь с 3 на 4 июля. Четверо суток люди вручную стаскивали с фундамента огромные станки вес некоторых достигал 35 тонн! Много позже, после войны, мастер А. Жаровня вспоминал: «7 июля мы демонтировали последний массивный плоскошлифовальный станок… Десять человек разбирали эту махину вручную, при помощи лома и катками. По частям грузили на пятитонку с прицепом.
Три раза бегал я в тот день домой благо жил рядом! В таком же немыслимом темпе, круглосуточно, в считаные дни было демонтировано и отправлено в советский тыл промышленное оборудование, готовая продукция и кадры 19 наиболее крупных предприятий в Полесской области. В те суровые дни, невзирая на чудовищно тяжелую прифронтовую обстановку, непосредственно под вражеским огнем наступавшего врага, белорусский народ спас благодаря эвакуации в советский тыл промышленное оборудование и кадры 109 крупных предприятий из них 39 союзного и 70 республиканского подчинения и 15 металлообрабатывающих предприятий местного подчинения. Это были наиболее крупные, хорошо организованные производства, оснащенные современной для того времени техникой, укомплектованные высококвалифицированными кадрами. Они определяли экономическое лицо республики, выпуская до войны значительное количество промышленной продукции металлорежущие станки, торфодобывающее оборудование, сложную сельскохозяйственную технику и т. Основными районами размещения белорусской промышленности стали Поволжье 40 предприятий , Урал 24 предприятия. В меньшей степени оборудование и кадры осели в средней полосе России 18 предприятий , Западной Сибири 8 предприятий и Средней Азии 2 предприятия. Они сыграли не последнюю роль как в перестройке советского тыла на военный лад, так и в производстве военной продукции для фронта. Героизм аграриев Не меньший героизм проявили в первые недели войны труженики сельского хозяйства Беларуси.
Их работа отличалась особой сложностью. Техника белорусских МТС и колхозный скот двигались пешим ходом. Это накладывало отпечаток на все. Каждую деталь, каждый винтик осматривали и отбирали с особой тщательностью. Все годные к дальней дороге машины комплектовали в тракторные бригады, закрепляя за ними водителей. Удалось вывезти машинный парк и оборудование 36 МТС. Особенно тяжелой и сложной была эвакуация комбайнов. Эти громоздкие, малоподвижные машины не могли двигаться быстро. Полностью демонтировать их в тех условиях было практически невозможно.
И все-таки в Полесской и Гомельской областях эти машины с помощью тракторов подтягивали к железной дороге, там вручную разбирали на части, снимали самые ценные детали, грузили их на прицепы к тракторам, а затем на железнодорожные платформы. Всего за несколько дней эвакуации был разобран и отправлен в советский тыл 6651 трактор, 4221 комбайн, а также 223 мотора к комбайнам, 117 молотилок, 150 станков и двигателей. Не меньшим драматизмом был окрашен процесс эвакуации поголовья скота. В дальнюю дорогу отбиралось практически все, исключая только свиней, которые не могли перенести долгий и опасный путь. Постановление Совета Народных Комиссаров Белоруссии от 7 июля 1941 года обязывало руководителей колхозов и совхозов проводить убой свиней прямо на фермах с последующей засолкой мяса и отправкой его в глубокий тыл. Скот каждого колхоза и совхоза сбивали в отдельный гурт в размере 300 голов крупного рогатого скота и до 1000 овец. Гурты сопровождались группой гонщиков 1 гонщик на 20 голов скота. Гонщиков снабжали деньгами, запасом хлеба, продуктов, а также кормом для скота. Из числа районных активистов назначались ответственные лица — начальники трассы, которые следовали за скотом на протяжении всего пути.
Спасению подлежало также конское стадо и рабочие волы. По неполным данным, из Гомельской и Могилевской областей удалось вывезти в тыл свыше 10. Перегон скота был невероятно тяжелой, предельно изнурительной работой, которая требовала огромной самоотверженности и подлинного героизма. В пути гурты скота подвергались непрерывной бомбежке. Особенно трагичной была проблема водопоя, поскольку именно здесь, у воды, гурты несли большие потери. Уже после войны смоленский зоотехник Д. Марченков вспоминал: «... В пойме реки Вихра мы заметили еще одно большое стадо скота. Недоеные коровы беспокоились, протяжно ревели.
Голодные телята мычали, просили пойла. Это был гурт белорусского скота. Гнали его трое легко одетых мужчин с вещевыми мешками за плечами…» Начиная со второй половины июля, по мере приближения линии фронта маршруты перегона скота стали меняться. С момента удлинения этих маршрутов остро встал вопрос о целесообразности дальнейшего перегона. Значительное количество белорусского поголовья составлял молодняк, для которого долгий и трудный перегон был губительным. И белорусский скот стали сдавать по пути местным хозяйствам — в Курске более 20. Одновременно с эвакуацией сельхозтехники и общественного скота спасали посевы, зерно, муку, фуражные фонды. Под обстрелами и бомбежками врага на полях днем и ночью буквально кипела работа по уборке нового урожая и его обмолоту. Часть зерна сдавали Красной Армии, часть вывозили в тыл 81.
А то, что спасти не удавалось, сжигали, чтобы не досталось врагу... Рабочие Гомельского паровозоремонтного завода за ремонтом паровоза. Урал, 1943 г. Спасители-путейщики Из четырех магистралей, проходивших по территории Беларуси, две выбыли из строя уже в первый день войны. Весь объем тяжелейшей работы выполняли коллективы двух железных дорог — Западной и Белорусской. С 18 часов 24 июня был введен график, предусматривающий продвижение на фронт в первую очередь воинских эшелонов. Во всех железнодорожных отделениях в Могилеве, Орше, Климовичах, Мозыре закипела работа — были оборудованы передвижные мастерские по ремонту танков и военной техники, приспособлен подвижной состав для перевоза воинских частей, вооружения и мирного населения. Более 20 дней действовал Оршанский узел, которым руководил в те дни инженер К. Заслонов, а также начальник дистанции связи, волевой и знающий свое дело специалист Е.
Григорьев, начальник службы движения А. Один из машинистов этого узла К. Грищенков вспоминал: «Враг ожесточенно бомбил дорогу, приходилось то и дело вступать в настоящий поединок с фашистскими самолетами — маневрировать составом, маскировать паровоз и т. И я видел, сколько страдания и горя причинял каждый такой налет на станции и разъезды. В обратный рейс, как правило, мы увозили эшелоны с тяжелоранеными... За быструю доставку воинских грузов на фронт он неоднократно получал благодарности военного командования.
От души благодарю всю область, всех, кто работал и работает над сбором данных. Нам вместе ещё предстоит выпустить саму книгу — как памятник костромичам, которые очень много сделали для фронта», — отметил губернатор. Сергей Ситников предложил рассмотреть возможность создания в электронной версии книги ещё одного раздела под рабочим названием «Потомки».
В нём будут истории о наших современниках, которые трудятся в тылу и помогают в решении задач специальной военной операции.
Автомобили: Ульяновск, Миасс, Нижний Новгород. Стрелковое оружие: Ижевск, Ковров, Тула. Пушки: Нижний Новгород, Пермь, Екатеринбург зенитные орудия. Каски для армии делали в городе Лысьва, а крупным производителем обмундирования был город Иваново. В Барнауле был построен завод АТЗ, который во время войны оказался единственным, выпускавшим трактора для фронта и тыла.
Также этот город стал крупным поставщиком в армию сапогов и полушубков. В 2020 году 20 городов России за выдающийся труд их населения во время ВОВ получили почётное звание Города трудовой доблести.
Концентрация сил и средств на плацдармах сражения была необычайно высокой. К началу операции тыловые части и учреждения были максимально приближены к войскам, что было обусловлено необходимостью создания благоприятных условий для войск при прорыве тактической обороны. Советскими войсками вместе с обеспечивающими их структурами был использован весь накопленный боевой опыт в заключительной операции Великой Отечественной войны — Берлинской. Вследствие небольшой глубины Берлинской операции, плотности ведения огня и больших потерь личного состава фронтовые тыловые части практически не перемещались. Во время штурма Берлина в непосредственной близости развернулись резервные армейские госпитали, для розыска и эвакуации раненых создавались специальные команды. В среднем за день боя в Берлине расходовалось свыше 300 вагонов различных боеприпасов и других материальных средств, однако органы тыла своевременно снабжали войска, обеспечив Великую Победу советского народа. Во-первых, как гласит азбучная истина военной науки, победа в любой войне, а тем более такой затяжной и кровопролитной, какой явилась Великая Отечественная война, протяженностью 1418 дней и ночей, зависит не только от военного искусства полководцев, но и от уровня организации материально-технического обеспечения войск, то есть от крепкого тыла. Во-вторых, опыт Великой Отечественной войны доказал, что бесперебойность снабжения войск является одним из главнейших условий победы в любой войне.
В-третьих, было показано, что, с учетом континентального характера театров военных действий, важное значение имело эффективное руководство органами управления тылом в организации подвоза вооружения, военной техники и других материальных средств. Сталин сказал заместителю наркома обороны СССР — начальнику Тыла Вооруженных Сил в момент назначения его на должность Народного комиссара путей сообщения: «Я отдаю себе отчет, как сложна и ответственна выполняемая Вами работа начальника Тыла. Но снабжение фронта — это прежде всего подвоз! Всего за годы Великой Отечественной войны Тыл Вооруженных Сил принял от промышленности и обеспечил хранение и подвоз войскам силам свыше 65 млн т горючего, боеприпасов, продовольствия и фуража. Общий пробег только автомобильного транспорта составил свыше 2,5 млрд км, что эквивалентно свыше 60 тыс. В-четвертых, первый и второй периоды Великой Отечественной войны показали, что в самых тяжелых условиях ведения боевых действий, прежде всего в обороне, из всей номенклатуры материальных средств войска выше всего ставили продовольствие, боеприпасы и горючее. В начале 1942 года 33-я армия под командованием авторитетного командующего Н. Ефремова не смогла выполнить поставленные задачи, поскольку войска не были обеспечены продовольствием и боеприпасами. А в октябре-ноябре 1942 года командующий 62-й армией, оборонявшей Сталинград, генерал В. Чуйков телеграфировал заместителю начальника Тыла Вооруженных Сил генералу В.
Виноградову: «Не шлите мне фуфайки и телогрейки, мы и без них в окопах обойдемся. Шлите, в первую очередь, боеприпасы». В-пятых, Тыл решал не только задачи по обеспечению действующей армии всем необходимым для успешного ведения боя, но и народно-хозяйственные задачи, которые выполнялись неразрывно как в интересах всей страны, так и ее Вооруженных Сил. Это Тыл Вооруженных Сил построил нефтепровод по дну Ладоги и обеспечил продовольствием население в числе прочих мероприятий, позволивших жителям блокадного города выстоять в нечеловеческих условиях существования. Тогда норма обеспечения хлебом была снижена до минимума, необходимого для поддержания жизни человека. Она составляла: для рабочих и инженерно-технических работников — 250 г в сутки, для служащих, иждивенцев и детей — по 125 г. Всего за годы войны было построено свыше 120 тыс. В-шестых, Тыл Вооруженных Сил принимал активное участие в оказании помощи населению освобожденных стран Восточной Европы продовольствием и другими необходимыми материальными средствами. По решению советского правительства, народам Польши, Чехословакии, Югославии, Венгрии, Германии, освобожденных от фашизма, из запасов Красной Армии было выделено свыше 900 тыс. Красноармейцы раздают еду жителям Берлина И, наконец, важную роль в организации деятельности Тыла в течение всей войны играл тот факт, что во главе вновь созданного централизованного и маневренного Тыла Вооруженных Сил бессменно, как и Верховный Главнокомандующий, находился талантливый организатор, военачальник со стратегическим мышлением — генерал армии Андрей Васильевич Хрулёв.
Характеризуя отношение И. Сталина к отдельным военачальникам, Г. Жуков отмечал: «Нельзя не сказать здесь доброе слово о А. Хрулёве, с мнением которого Верховный очень считался и часто с ним советовался по широким вопросам снабжения войск». Следует добавить, что его уважал лично Маршал Г. Жуков и другие видные военачальники. В послевоенный период многое для развития и дальнейшего совершенствования тыловых органов и служб сделали: выдающийся полководец Маршал Советского Союза И. Баграмян и Маршал Советского Союза С. С учетом складывающейся геополитической обстановки и с переходом страны на рыночные условия перестраивался и Тыл Вооруженных Сил, которым с 1997 по 2008 год руководил начальник Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации — заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал армии В. Теория материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, являясь органичной преемницей теории системы тылового обеспечения советских Вооруженных Сил, представляет собой составную часть военной науки и опирается на результаты исследований в области строительства обеспечивающих систем, организации всестороннего обеспечения войск и сил флота, управления, обучения и воспитания воинов.
В свою очередь, выводы и рекомендации теории материально-технического обеспечения Вооруженных Сил влияют на соответствующие области военной науки, способствуя их дальнейшему развитию. В настоящее время система материально-технического обеспечения Вооруженных Сил сформировалась как единый комплексный механизм, способный выполнять поставленные задачи. Эффективность материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации в значительной степени зависит от уровня развития форм и способов применения сил и средств МТО, их технической оснащенности и способности адекватно реагировать на вызовы и угрозы современности. Как говорят обыватели, «генералы готовятся к прошедшей войне».
Хроника Великой войны.
Консервы, не пользующиеся особым спросом в Соединенных Штатах, прекрасно реализовывались в ходе войны, получив мировую известность. Их отправляли в виде продовольственных поставок «от союзников», включали в состав пайков бойцов армии США. Для англичан консервы из Америки стали основным мясным блюдом в годы войны. В СССР до войны существовало налаженное производство тушенки, производившейся по особой рецептуре. Но в 1931-1933 гг. Это привело к тому, что накопленного запаса, не начнись война, хватило бы надолго.
К 1943 г. Поэтому американские поставки оказались весьма своевременными. Технология консервирования мяса в США сильно отличалась от той, к которой привыкли советские граждане. Вместо кусковой свинины, сала, специй и лаврового листа использовался сосисочный или колбасный фарш. Идея тушеного кускового мяса потрясла американцев настолько, что был даже снят фильм, посвященный производству свиной тушенки.
Помимо мясной продукции SPAM, по ленд-лизу поставлялись кубики для бульона, порошок из яиц, различные пищевые концентраты, сухое молоко.
Тюменцы, сознавая свою ответственность перед Родиной и фронтом, совершали настоящие трудовые подвиги. Работали женщины, молодежь, дети… Всё - ради долгожданной Победы! В Тюмени разместили госпитали, в которых врачи боролись за жизнь бойцов Красной армии. Под них освободили здания городских школ, музея, пединститута, дома санитарного просвещения и других учреждений.
Госпиталями стали 26 самых вместительных и самых красивых зданий города. Тюменцы, сами оставаясь без необходимого, неустанно помогали солдатам. Собирали и отправляли на фронт деньги, теплые вещи, бытовые принадлежности… В тылу ощущали себя единым целым с теми, кто отражал атаки фашистов на передовой. В период военного времени проявились лучшие качества сибиряков: стойкость, сила духа, любовь к Родине и к ближнему, самопожертвование. В годы войны в Советском Союзе развернулось мощное патриотическое движение по оказанию всемерной помощи фронту.
Опираясь на эти традиции, в наши дни страна помогает участникам СВО, организуя масштабные акции, такие как «100 миллионов для Победы». В этом материале вспомним о самых ярких фактах из жизни города во время войны. Фото пресс-службы губернатора Тюменской области Митинг на Базарной площади Война началась 22 июня 1941 года. В полдень жители Тюмени из сообщений по радио уже знали, что немцы напали на Советский Союз. Городской комитет партии объявил, что на Базарной площади ныне Центральная площадь в 18 часов состоится митинг.
Люди вышли на улицы. Их было более двадцати тысяч. Всего в Тюмени в то время проживало около 80 тыс. Каждый четвертый тюменец был на митинге. На экспозиции «Тюмень.
Великая Победа» в музее «Городская Дума» можно увидеть копию картины известного художника-фронтовика Степана Лопатина, изображающий тот самый митинг на Базарной площади, с которого в городе началась новая жизнь — жизнь в условиях военного времени.
С 1942 г. Часть сельхозпродуктов горожане получали в форме натуроплаты за труд в выходные дни в пригородных колхозах. Для крестьян были расширены возможности продажи продуктов своего приусадебного хозяйства на колхозных рынках.
Вместе с оправданными жесткими социальными мерами были предприняты действия, порожденные культом личности И. Продолжались незаконные аресты граждан. Советских солдат и офицеров, попавших в плен, объявили предателями Родины. Были депортированы целые народы - немцы Поволжья, чеченцы, ингуши, крымские татары, калмыки.
В идеологической области продолжалась линия на укрепление патриотизма и межнационального единства народов СССР. Значительно усилилось начатое еще в предвоенный период прославление героического прошлого русского и других народов. Были внесены новые элементы в методы пропаганды. Классовые, социалистические ценности заменялись обобщающими понятиями «Родина» и «Отечество».
В пропаганде перестали делать особый упор на принцип пролетарского интернационализма в мае 1943г. В ее основе теперь лежал призыв к единству всех стран в общей борьбе против фашизма независимо от характера их общественно-политических систем. В годы войны состоялось примирение и сближение советской власти с Русской православной церковью, которая 22 июня 1941 г. Сталина Поместный собор избрал митрополита Сергия Патриархом всея Руси.
Литература и искусство. Был смягчен административно-идеологический контроль в области литературы и искусства. В годы войны многие писатели ушли на фронт, став военными корреспондентами. Выдающиеся антифашистские произведения: стихи А.
Твардовского, О. Берггольц и К. Симонова, публицистические очерки и статьи И. Эренбурга, А.
Если в 1943 г. Это привело к резкому изменению доли рабочих и служащих промышленности восточных районов по отношению к общей численности рабочих и служащих в промышленности всей страны. Большую роль в этой работе сыграл Комитет по учету и распределению рабочей силы. Он и его органы на местах с 1942 г. Необходимо было не только организовать значительное пополнение рабочей силы, но и обеспечить военную экономику кадрами соответствующей квалификации. Эта задача также была успешно решена партией и правительством. Достаточно сказать, что за 1941 - 1945 гг. Государство принимало меры, чтобы обеспечить подготовку специалистов для фронта и тыла. Работа высших и средних специальных учебных заведений была подчинена требованиям военного времени. В содержание обучения и номенклатуру специальностей были внесены необходимые изменения.
Сократились сроки обучения, хотя ра- 61 История второй мировой войны 1939 - 1945. Главной особенностью этого периода стало совмещение учебы с постоянной работой на производстве. Проходя практику в учебных мастерских, студенты выполняли оборонные заказы. За 1941 -1945 гг. Благодаря этим мерам все важнейшие отрасли военной экономики были в основном обеспечены квалифицированными кадрами. Характерно, что численность специалистов с высшим и средним специальным образованием в 1942 - 1945 гг. Массовый героизм, вклад тружеников тыла в общенародную борьбу против фашизма находил свое выражение в новых формах организации труда на основе социалистического соревнования. Трудящиеся города и деревни с первых дней войны развернули соревнование под лозунгом: "Работай за себя и за ушедшего на фронт! Стахановские методы труда активно использовались в движении двухсотников, трехсотников, тысячников, многостаночников, в комсомольско- молодежных фронтовых бригадах и в других коллективных и индивидуальных формах всенародного соревнования. Когда нужно было выполнить особо важные и срочные военные заказы, широко использовались такие формы коллективной стахановской работы, как фронтовые вахты, фронтовые недели и декады.
Люди работали по 12 - 14 час, а иногда и более. В мае 1942 г. В соревнование включились предприятия более 20 наркоматов. Участники социалистического соревнования а только в промышленности к концу 1944 г. Вся страна знала имена героев трудового фронта - стахановцев и ударников, горячий патриотизм которых емко выражался в лозунге: "Все для фронта, все для победы! В конце 1943 г. По инициативе ЦК ВЛКСМ началось Всесоюзное социалистическое соревнование комсомольско-молодежных бригад - новой организационной формы коллективного соревнования. При этом, если в 1942 г. Они объединяли более 1 млн. Социалистическое соревнование за высокую производительность труда было тесно связано с широким движением рационализаторов и изобретателей в промышленности вооружения, например, в 1942 г.
В годы войны рационализации и изобретательству уделялось постоянное внимание: проводились месячники по сбору рационализаторских и изобретательских предложений, конкурсы на наиболее эффективное изобретение и рацпредложение, общественные смотры. В результате промышленность с каждым месяцем давала фронту все больше танков, самолетов, артиллерийских орудий, минометов, автоматов, боеприпасов73. В военное время неизмеримо повысилась ответственность руководящих кадров, специалистов за решение хозяйственных вопросов. Усиление централизованного планирования сочеталось с широкой инициативой, предприимчивостью, а порой и целесообразным риском в условиях, когда фактор времени имел решающее значение. В годы войны с особой силой проявилась замечательная черта наших кадров, воспитанных партией: опираясь на массовый трудовой героизм, находить оптимальные решения. Вот одна из характерных ситуаций военных лет. Осенью 1941 г. Положение становилось катастрофическим. Подекадную выдачу мизерных доз бензина пришлось производить только для автотранспорта, развозившего хлеб. Даже пожарные машины стояли без горючего, их команды по вызову выходили пешком.
Электроэнергия в жилые дома не подавалась - ее едва хватало для нужд военного производства. Для освещения жилищ нужен был керосин, но первая выдача его по 0,5 л на человека состоялась только в феврале 1942 года. Был лишь один выход - проложить трубопровод по дну Ладожского озера. Идея столь же очевидная, сколь и трудноосуществимая. Группа специалистов - военных инженеров настаивала на немедленной разработке проекта. Дело было заманчивое - трубопровод, укрытый от обстрелов и бомбежек, мог действовать в любое время года. На Ижорском заводе, откуда еще в середине сентября наиболее ценное оборудование, в том числе и трубопрокатный стан, было вывезено, в течение нескольких дней рабочие пересмотрели штабеля и отобрали около 1 тыс. Под огнем немцев их вывезли к месту строительства. Весной 1942 г. И вскоре нефтепродукты, так нужные городу, пришли сюда по трубам, проложенным по дну Ладожского озера74.
Большой вклад в обеспечение обороноспособности страны внесли ученые. Благодаря усилиям ученых, конструкторов, инженеров, рабочего класса наша армия была оснащена самыми совершенными видами оружия и боевой техники. Ученые активно участвовали в идейно-политической работе на фронте и в тылу, в разоблачении человеконенавистнической идеологии фашизма"75. Академия наук СССР располагала к началу войны мощной научно- производственной базой. Перестройка научной работы на нужды фронта и тыла проводилась в сложных условиях эвакуации. Уже с первых дней войны существенные изменения произошли в организации научных исследований и управлении ими. Был создан ряд региональных и специализированных научных комиссий, которые сосредоточивали усилия ученых на решении отдельных военных и хозяйственных проблем. К началу июля 1941 г. Комарова в составе более 600 специалистов провела громадную работу, обеспечившую использование на нужды военной экономики ресурсов Урала, Западной Сибири и Казахстана. Ученые-геологи выявили новые месторождения железной руды в Кузбассе и на Урале, источники нефти в Башкирии, большие залежи бокситов на востоке Уральских гор, месторождение молибденовых руд в Казахстане77.
Важное значение имела помощь ученых в улучшении и освоении промышленностью военного производства. Широко применялась прогрессивная технология - поточные методы, применение штамповки деталей, термическая обработка деталей токами высокой частоты, скоростная автоматическая сварка бронекорпусов танков и многое другое. В некоторых областях производства ученые и инженеры в содружестве с мастерами и рабочими не только обеспечили коренное усовершенствование, но и осуществили полный переворот в технологии и организации промышленного производства. Так, группа инженеров Магнитогорского комбината применила новый способ изготовления высоколегированных сталей, а коллектив инженеров - строителей и металлургов - разработал метод скоростного строительства и монтажа доменных печей78. Советские физики открыли экономичные пути получения жидкого кислорода, сконструировали ряд приборов для управления кораблями, самолетами и артиллерийским огнем. Были найдены способы борьбы с магнитными морскими минами, изобретены радиолокационные установки и приборы. Химики проделали большую работу по облагораживанию бензинов. Многие ученые занимались изысканием заменителей дефицитного сырья и материалов, создавали новые приборы для самолетов, артиллерии и кораблей, а также средства защиты боевой техники, разрабатывали и внедряли новые способы производства минометных труб79. Блестящая плеяда советских авиаконструкторов, конструкторов авиамоторов, бронетанковой техники, артиллерийских систем и стрелкового оружия вошла в летопись страны созданием лучших в мире образцов боевой техники - оружия Победы. Благодаря усилиям ученых-медиков и врачей было сделано все для того, чтобы значительно снизить смертность среди раненых.
На фронте и в тылу были исключены массовые эпидемии и инфекционные заболевания.
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
Как мог, помогал финансами и тыл: налоги были значительно увеличены, через военные займы и денежно-вещевые лотереи проводилась финансовая мобилизация средств граждан. В данной статье вы расскажете о деятельности тыла и его вкладе в победу в Великой Отечественной войне. Коммунистическая партия и Советское правительство считали подготовку Тыла Советской Армии к войне одной из важных государственных задач. Советские пикирующие бомбардировщики Пе-2 во время Великой Отечественной войны. Крайне важным представляется формирование группы управления тыла Советской Армии в составе Главного командования советских войск на Дальнем Востоке. Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии – Самые лучшие и интересные новости по теме: Великая Отечественная война, СССР, Тыл на.
Зал № 5 Коренной перелом в ходе войны. Советский тыл
Путь к Победе", рассказывающая о труде молодых людей в тылу в военное время, начала работу в Самарском госуниверситете. Она продлится до 30 июня. Цель этого масштабного проекта - укрепление исторического единства российских регионов, а также Белоруссии.
Автор: Ирина Шабалина 7 ноября 1941 года на куйбышевском параде вслед за войсками и техникой прошли маршем колонны заводчан.
Тех, кто вступил на героическую трудовую вахту, обеспечивая фронт самолетами, двигателями, пулеметами, боеприпасами. Страна огромная вставала на смертный бой с фашизмом — и на фронтах, и в тылу. Тысячи куйбышевцев вносили вклад в будущую Великую Победу.
Шли работать на заводы и фабрики, выпускающие продукцию для фронта. Принимали в своих квартирах и домах беженцев из западных областей. Готовили школы и общежития под размещение прибывающих, госпитали и больницы — для раненых.
За первые месяцы войны небольшой 300-тысячный город стал насчитывать уже 600 тысяч жителей. А осенью 41-го к нам начали прибывать специалисты, оборудование эвакуированных заводов. Едва разместившись на новых площадках, они уже через месяц-полтора приступали к выпуску продукции для фронта.
На рабочей Безымянке невиданными темпами росли новые заводские корпуса, туда тянулись электрические и трамвайные линии, возводились бараки, общежития, а затем и дома для заводчан, школы и садики для детей. Вся экономика встала на мобилизационные рельсы. Общими силами, в едином порыве.
Все понимали: если не сломим врага, не победим, у народа не будет Родины. Будущая Победа ковалась на оборонных заводах. Самарские краеведы называют такую цифру: 123 предприятия было эвакуировано в годы войны в Куйбышев, плюс продукцию давали и коренные местные площадки.
Сейчас в городе немало памятных мест, посвященных трудовому подвигу тех далеких военных лет: площадь Славы, монумент легендарному штурмовику Ил-2, мемориалы на территориях заводов. Среди них и двухкилометровый отрезок проспекта Юных Пионеров, который носит название Аллея трудовой славы. На ней расположены стела в честь присвоения Самаре статуса «Город трудовой доблести» и информация о работе куйбышевских заводов в годы Великой Отечественной войны.
Надо вчитаться в эти тексты, вдуматься, чтобы четко понять, почему наша страна выстояла и победила в 1945-м. Легендарные штурмовики Еще в августе 1940 года советское правительство приняло решение о строительстве в Куйбышеве нескольких оборонных заводов. Осенью того же года в окрестностях станции Безымянка развернулась огромная стройплощадка.
Еще в столице предприятие перевели на круглосуточную работу с 12-часовым рабочим днем. Через месяц после начала войны оно стало выпускать до 20 истребителей МиГ-3 ежедневно и готовилось к выпуску самолетов Ил-2, которые уже в первые дни войны хорошо зарекомендовали себя как истребители вражеских танков. В октябре 1941-го началось перебазирование людей и техники на берега Волги.
За десять дней сюда отправили столько оборудования, сколько в обычных условиях не перевезли бы и за год. В наш город прибыло 6980 заводчан. В некоторых корпусах уже стояло станочное оборудование.
Оно прибыло вместе с самолетостроительными предприятиями, эвакуированными из Таллина, Риги, Каунаса, Минска, Смоленска, Киева, Днепропетровска. В начале декабря 1941 года на площадке запустили летно-испытательную станцию, а 10 декабря завод выпустил на новом месте первый МиГ-3, собранный из деталей, привезенных из Москвы. К концу декабря было выпущено уже 27 таких машин и три штурмовика Ил-2.
Вскоре КБ Ильюшина разработало еще более мощный и совершенный самолет Ил-10, его начали выпускать с июля 1944 года. Сегодня это мощное предприятие известно всем как ракетно-космический центр «Прогресс» — одна из главных производственных площадок страны по выпуску ракет-носителей и космических аппаратов. Эта же продукция вскоре пошла и из куйбышевских цехов.
За два первых военных месяца предприятие в полтора раза увеличило выпуск моторов для боевой авиации. В рекордные сроки был подготовлен к испытаниям новый мощный микулинский двигатель АМ-38, ставший «сердцем» Ил-2. Таких темпов авиационное моторостроение еще не знало.
Из цехов предприятия выходили и двигатели ГАМ-34бис для торпедных катеров.
Их было поставлено в страну более 664 т. Ключевым поставщиком консервированного колбасного фарша и тушенки была фирма SPAM. Выпускавшиеся консервы упаковывались в полукруглые или квадратные жестяные банки с ключом-открывалкой. Консервы, не пользующиеся особым спросом в Соединенных Штатах, прекрасно реализовывались в ходе войны, получив мировую известность. Их отправляли в виде продовольственных поставок «от союзников», включали в состав пайков бойцов армии США. Для англичан консервы из Америки стали основным мясным блюдом в годы войны. В СССР до войны существовало налаженное производство тушенки, производившейся по особой рецептуре. Но в 1931-1933 гг. Это привело к тому, что накопленного запаса, не начнись война, хватило бы надолго.
К 1943 г. Поэтому американские поставки оказались весьма своевременными. Технология консервирования мяса в США сильно отличалась от той, к которой привыкли советские граждане.
Выставка подготовлена на основе фондов Российского национального музея музыки.
Великая Отечественная война. Тыл Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии. Тыл отвечал за техническое и медицинское обслуживание войск, воинские перевозки, сбор трофейного вооружения, эвакуацию. В 1941—1942 годах на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию было перемещено около 2000 предприятий и около 25 млн.
В 1942—1944 годы там было построено 2250 крупных предприятий, произведено три четверти всей боевой техники, вооружений, боеприпасов.
Хроника Великой войны.
Главная/Десятилетие науки и технологий в России/Биология/«Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны». Огромный вклад в победу над фашизмом внес советский тыл. Тыл Вооружённых сил СССР — силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС Союза ССР[1].
Государственное учреждение образования "Гродненское областное кадетское училище"
Не могла не отозваться на такое страшное событие, как война, и культура. Советские писатели и поэты творили и в годы войны, часто будучи на фронте. Многие из них работали военными корреспондентами. Глубоко близки народу были произведения А. Твардовского, В. Гроссмана, К. Симонова, О. В годы войны постоянно издавались и печатались плакаты рис. Наиболее известны плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет! Образец военного плаката Ничто так не помогает пережить горе, как хорошая музыка.
Советские композиторы написали в годы войны бессмертные произведения, ставшие народными: песня «Священная война» А. Александрова на стихи В. Лебедева-Кумача, «Ленинградская» симфония Д. Шостаковича, песня «Темная ночь», исполненная М. Бернесом в фильме «Два бойца». Поддерживали людей на фронте и в тылу исполнением песен выдающиеся певцы Л. Утесов, К. Шульженко, Л. Итоги Колоссальная работоспособность, самоотдача советских людей ради победы сыграли огромную роль в Великой Отечественной войне. Именно благодаря труженикам тыла бойцы на фронте получали пропитание, обмундирование, вооружение, новую технику.
Подвиг работников тыла бессмертен.
Фотовыставка мультимедийного проекта "Освобождение. Путь к Победе" открылась на площадке Самарского университета им. Экспозиция будет работать до конца июня. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и направлен на формирование и развитие единой исторической общности всех российских регионов, а также Белоруссии. События 1944-1945 годов отображены через образы простых людей на фронте, в тылу, в ходе освобождения территорий СССР, а также Восточной Европы. Особое внимание уделено подвигу советской молодежи в тылу. Он подчеркнул, что сохранению исторической памяти способствует и проект "Освобождение. Путь к Победе", направленный на воспитание патриотизма, формирование и развитие единой исторической общности регионов России, включая освобожденные территории. Чтобы все мы гордились вкладом, который внес в ее достижение каждый российский регион, в том числе Самарская область, ставшая кузницей оружия Победы.
Чтобы каждый россиянин понимал, что сплоченность, народное единство, боевой и трудовой подвиг сотен тысяч соотечественников и тогда, и сейчас являются залогом и основой Победы — одной на всех", — добавил Дмитрий Азаров.
Третьей группой были семьи военнослужащих, к четвертой относились воспитанники детских домов и интернатов. А к пятой группе, едва ли не самой многочисленной, относились те, кто эвакуировался индивидуальным порядком. Эвакуируемые из подмосковных колхозов коровы проходят по площади перед Большим театром в Москве, октябрь 1941 года Источник: m. Война с присущим ей цинизмом требовала в первую очередь эвакуировать предприятия.
С одной стороны, их нельзя было оставлять на оккупированной территории, чтобы не позволить противнику воспользоваться производственными мощностями для наращивания собственных военных ресурсов. С другой, именно на западе СССР были к тому времени сосредоточены основные военные мощности, и без них Красная Армия оказывалась бы на «голодном пайке» буквально во всем — от портянок до танков и самолетов. Оборудование оборонного завода, выгруженное возле недостроенных цехов, Урал, осень 1941 года Источник: waralbum. Что же касается сельскохозяйственной отрасли, то надлежало в первую очередь вывозить запасы хлеба и эвакуировать скот. Не были забыты и культурные ценности: на Восток отправлялись практически все крупные театры и оркестры, упаковывались и увозились экспозиции и запасники крупных музеев, прежде всего Эрмитажа и Русского музея, а также Алмазный фонд СССР и ценности Оружейной палаты.
О размерах этих фондов можно судить по таким цифрам: из Третьяковской галереи эвакуировали 18 430 экспонатов, из Русского музея — 300 тысяч, а из Эрмитажа — 1 млн 117 тысяч! Заводы в чистом поле Описать в деталях эвакуацию промышленности невозможно даже в рамках монографии, но представить ее можно на примере некоторых эвакуированных предприятий. Ведь процесс везде был одинаковым: демонтаж оборудования, погрузка на эшелоны, отправка на восток, прибытие к месту назначения, срочный монтаж оборудования порой под открытым небом и как можно более скорое начало выпуска так необходимого стране оружия, боеприпасов, приборов… Производство штурмовиков Ил-2 на одном из авиазаводов в Куйбышеве, куда были эвакуированы около 40 предприятий авиапромышленности Источник: topwar. ХПЗ планировалось перебазировать в Нижний Тагил, на «Уралвагонзавод», куда еще в конце лета эвакуировали основное оборудование для производства танков с ленинградского Кировского завода. Эвакуация планировалась в два этапа, чтобы завод продолжал выпускать так нужные фронту танки и одновременно понемногу отправлял оборудование в тыл.
Но резкое ухудшение обстановки на фронте в начале октября 1941 года потребовало срочной эвакуации всего производства, и в этой спешке часть оборудования осталась в Харькове, а часть потерялась по пути. Не удалось увезти и существенную часть рабочих: когда враг подошел к городу, многие из них ушли в народное ополчение и погибли.
У тех людей были иные потребности. Питьевая вода, хотя бы относительно чистая. Хлеб хотя бы раз в три дня. Вторая смена одежды. Принципиальная возможность попасть к врачу и добыть настоящее лекарство. Возможность помыться раз в неделю. Как вам доклады ротных командиров, что новобранцы из деревни в 20 лет впервые увидели мясо? Про обладание землей или минимальные права даже говорить нечего.
Представьте себя на месте этих людей. И вдруг приходит к вам агитатор, который говорит, что "все люди равны", "каждому по труду" и все прочее. Вам реально дают землю и не заставляют ее выкупать по цене космического корабля. Ваш ребенок может не просто у местного дьячка "пройти науку", а поступить в университет и стать инженером, сменить социальный статус. Это невозможно сравнить ни с чем. Вы просто переходите в иную реальность, без шуток. И вот, на той стадии, когда ваши самые смелые мечты для нас незамечаемая низкая обыденность-питьевая вода в избытке или центральная канализация... Это потом государственное стало ничье, а тогда каждый завод или библиотека были построены тобой или твоим сыном! Для тебя, сына, внука, правнука... Отсюда вытекает высочайшая мотивация граждан СССР.
Была ли советская идеология ущербной, плохой или отличной-это неважно. Важно, что люди считали её основополагающей для своей хорошей жизни. Потому что она имела реальное воплощение. Жили крайне плохо, стали по-человечески. Обещали землю? Обещали доступное образование? Обещали лучше жить? То есть подавляющую часть населения сделали приоритетной для развития страны и они это поняли на конкретных, уже воплощенных примерах. Как же за это не сражаться из последних сил, если в качестве альтернативы тебе предлагают немецкое рабство или возвращение к скотскому состоянию РИ??? Почему приходится остановиться на этом подробно.
Отрицать это глупо, но гораздо глупее утверждать, "так было везде". Новое государство строилось в их интересах, а не для комфортного проживания "любителей хрустнуть булкой". Естественно, что в отношении бывших "любителей" нередко пощады не знали. Учитывая некоторые особенности дореволюционной жизни, скорее удивляет, что удерживались от мгновенной расправы на месте. Да, для этих людей была безусловная трагедия. Вполне возможно, что советская модель государства была жестока с "врагами народа". Ну так а предыдущая, ИХ модель ведь была куда "звериней", по отношению к подавляющему большинству, ставшему реальной властью. Есть отличная книга " Виктор Земсков. Почему не было восстания ". Очень советую почитать перед спором о "миллионах безвинных".
Потому что идеология-это не просто анекдот и очень многое объясняет! Люди видят конкретные кардинальные улучшения и бьются за них. То есть токарь вытачивает больше гайек не под страхом наказания или хотя бы по требованию начальства, а потому что стремится выточить побольше, искренне старается. Каждая гайка для него-это лучшая жизнь для его сына. Не абстрактное обещание очередного депутата, а эта конкретная гайка... Если у него не получается, он идет к инженеру или более опытному рабочему и буквально требует его научить!!! Не стоит и пытаться оценить с современной точки зрения. У нас сегодня все есть и мы работаем над улучшением жизни, на получение средств роскоши или более качественных услуг. Те люди работали на само получение элементарных услуг для подавляющей части населения, на принципиальную доступность медицины или пенсионного обеспечения, ведь ничего этого не было и в помине. Все эти понятия развивались коммунистической пропагандой.
Плохая идея данных ценностей была или хорошая, повторюсь, это не важно. Она работала, была во много раз лучше бывшей "веры в царя" и в нее искренне верили подавляющее большинство граждан! Очень удивительно, когда "совковой идеологией" называют факты. Ваня, ты же коммунист! И пулемет застрочил с удвоенной силой! А если так: на тульском заводе взяли обязательство сделать в день на сто патронов больше, но перевыполнили план и дали фронту тысячу патронов сверх плана. Пулеметчик Ваня просто зарядил следующую ленту и немцы не смогли преодолеть "последние 100 метров до Москвы". Только потому, что рабочие тульского завода верили в "Ленина и мировой коммунизм". Разве это плохо?! Шли в атаку немецкие "суперлюди Дасрайха" и им навстречу поднялся обычный сибирский полк, под "Интернационал", в штыки.
И "истинные арийцы", первый раз увидев сибиряков далеко не 2-х метровых громил с цветными глазами , в основном подохли на этом поле, их командир потерял глаз жалко не голову. А было бы принципиально лучше, если бы наши солдаты поднимались под "Боже, царя храни"? Да и поднялись бы в последний бой под такое... Но идеология объясняет лишь высокую мотивацию населения, а как это организовывалось? С началом войны, большая часть работников Наркоматов "убыла на места". Зачем и как это помогло на войне? В "обычном режиме" любое предложение завода проходило много инстанций. Все это тщательно оценивалось на многих заседаниях, обсуждалось и только потом принималось решение "на высшем уровне", спускаемое "на места". Теперь ответственность возлагалась на конкретных людей. Без всяких проволочек, они обязаны были решать, что нужно делать, с чем можно подождать.
Вводилось военное положение, когда один "тылоначальник" представитель Наркомата категорически определял буквально все.
"Тыл - фронту: вчера и сегодня"
Поэтому рассказать о подвиге тыла глазами советских фотокорреспондентов именно здесь для нас и большая честь, и ответственность", – рассказала Наталья Тюрина. Данная презентация поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок по истории России на тему "Советский тыл в Великой Отечественной войне". Советский тыл в годы Великой Отечественной войны Учебное пособие по истории СССР для студентов вузов, обучающихся по специальности История С.А. Байбаков, Н.А. Кирсанов. Проведенная в первые месяцы Великой Отечественной войны эвакуация советских промышленных предприятий в глубокий тыл стала безусловным подвигом.
Как труженики советского тыла приближали победу (фото)
Наши добровольцы занимаются изготовлением палаток, тактических носилок, окопных свечей, маскировочных сетей, шьют вещи для бойцов. И эта работа будет продолжаться. А залог нашей победы в том, что вся наша страна, каждый житель Забайкальского края объединились и трудились во благо победы нашей Родины. Своих коллег и соратников за помощь в организации отправки очередного автопоезда и подготовку машин тепло поблагодарила руководитель исполнительного комитета «Народного фронта» в Забайкальском крае Виктория Попова.
Куманева «Война и железнодорожный транспорт СССР 1941-1945» обстоятельно освещается работа железнодорожного транспорта и героический труд железнодорожников в годы войны. Это обобщение опыта работы и испытаний, выпавших на долю специалистов-транспортников. Книга Я. Пономарева «Но баранку не бросал шофер» повествует о самоотверженном труде работников автотранспорта, которые по ледовой трассе вывозили из осажденного Ленинграда женщин и детей, проводили машины с хлебом и боеприпасами.
В книге Героя Советского Союза П. Михайлова «После заката — взлет» рассказывается о боевых действиях летчиков транспортной авиации. Легендарный летчик, совершивший 520 боевых вылетов, повествует об увиденном и пережитом, о товарищах и боевом подвиге, о беззаветном служении Родине. Решающее значение для укрепления оборонной мощи страны в годы войны сыграли достижения науки, изобретательская и рационализаторская инициатива. Открытия и достижения, совершенные учеными по потребностям военного времени, требовали немедленного внедрения на производстве. Большое внимание изобретатели и инженеры уделяли совершенствованию станков и механизмов, разработке и применению новых технологических приемов, позволяющих повысить производительность труда и сократить брак в производстве. В книге А.
Колесникова «Вклад ученых и изобретателей в победу над фашизмом» , изданной Роспатент и ФИПС к 75-летию победы в Великой Отечественной войне, раскрываются общие вопросы организации изобретательства и патентного дела накануне и в период Великой Отечественной войны. Отдельные главы монографии посвящены научно-техническим достижениям в различных отраслях военной техники — артиллерии, авиации, стрелковом вооружении, бронетехники. Интересны краткие творческие биографии создателей этой техники, а также основные тактико-технические характеристики вооружения, успешно конкурирующего с техникой противника. В главе, посвященной медикам, показана роль организаторов здравоохранения в военные годы, выдающаяся работа хирургов и терапевтов. Особенно подчеркнуты достижения изобретателей-медиков. Книга Л. Маркеловой «Оружием творчества» рассказывает о малоизвестных страницах деятельности Научно-технического совета при Государственном Комитете Обороны, работе ученых в условиях эвакуации над выполнением заказов по совершенствованию военной техники.
Владимирский край в годы войны — прифронтовая территория, где принимались, размещались, обучались и снаряжались воинские соединения. Здесь были сформированы 34 воинские части. Из городов и районов в армию призвали почти 300 тысяч наших земляков.
Желаем Назибе крепкого здоровья и бодрости духа. Пусть рядом всегда будут близкие люди. Низкий Вам поклон за трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны! Количество показов: 1406.
В годы войны авиазавод имени Чкалова построил почти 16 тысяч самолетов, "Электросигнал" произвел 168 тысяч радиотехнических аппаратов, "Электроагрегат" обеспечивал армию и флот крупными прожекторами.
Приборостроительный завод стал основным поставщиком фронту оптических прицелов и наблюдательных приборов. Кроме того, "Комета" поставляла взрыватели и корпуса снарядов, "НИИ измерительных приборов - Новосибирский завод имени Коминтерна" - радиостанции, "Союз" выпускал стабилизаторы для реактивных снарядов, а радиосвязь Красной армии и флота более чем на семьдесят процентов снабжались производимыми им лампами. Александр Кузьмин, труженик тыла: - В 1943 году мне исполнилось четырнадцать лет, и я вместе с другими мальчишками и девчонками из сельских районов области был мобилизован для работы на предприятиях Новосибирска. Он выпускал гильзы для артиллерийских снарядов. Мы, подростки, работали наравне со взрослыми по двенадцать часов в сутки без выходных, праздников и отпусков. Если надо было, оставались в цехах во вторую смену. Труженики тыла внесли существенный вклад в нашу великую Победу, и Новосибирску заслуженно присвоили почетное звание "Город трудовой доблести". Александр Грицай, начальник Западно-Сибирской железной дороги: - Присвоение Новосибирску почетного звания "Город трудовой доблести" - историческое событие.
Новосибирцы в годы Великой Отечественной войны совершили трудовой и человеческий подвиг. Неоценимый вклад в Победу внесли железнодорожники.